Izlash

Kengaytirilgan qidiruv

 

 
 

 
 
 

Hujjat nomi

О мерах по дальнейшему совершенствованию экономических механизмов обеспечения охраны природы

Hujjat turiQaror
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO'zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasi
Hujjat muallifiO‘zbekiston Respublikasi Ekologiya va atrof-muhitni muhofaza qilish davlat qo‘mitasi
Muhokama boshlanishi (sana)06.06.2016 17:26
Muhokama yakunlanishi (sana)22.06.2016 00:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan
Обоснования необходимости принятия проектаПроект Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию экономических механизмов обеспечения охраны природы» (далее проект Постановления) разработан согласно Закону Республики Узбекистан «Об охране природы», а также в соответствии с пунктом 4 Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании системы платежей за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан» № 199 от 01.05.2003 года. C принятием Закона Республики Узбекистан «Об охране природы», который установил правовые, экономические и организационные основы охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, в Узбекистане была проделана определенная работа по созданию целостной системы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании системы платежей за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан» №199 от 01.05.2003 года введены компенсационные выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан, а согласно Постановлению «О совершенствовании системы платежей за специальное природопользование» № 15 от 06.02.2006 года была предусмотрена индексация в 1,3 раза ставок компенсационных выплат. Вместе с тем, в течение последних 10 лет размеры компенсационных выплат не были индексированы, что в результате инфляции привело к обесцениванию установленных размеров компенсационных выплат. Устарели подходы к расчету компенсационных выплат в зависимости от видов использования моторных топлив для автомобильного транспорта. Не начисляются и не взимаются компенсационные выплаты с автомобильного транспорта, принадлежащего физическим лицам. При этом, выбросы от передвижных источников продолжают составлять в общем балансе выбросов страны от 60% до 80 %, а компенсационные выплаты по передвижным источникам выбросов составляют не более 10% от общей суммы компенсационных выплат за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Более того, на выбросы загрязняющих веществ от индивидуального транспорта приходится более 70% от общего количества выбросов загрязняющих веществ передвижных источников. Поступления компенсационных выплат незначительны в сравнении с предельными затратами, предусмотренными для осуществления крупных природоохранных мероприятий. Компенсационные выплаты должны служить прямым стимулом к сокращению загрязнения окружающей среды хозяйствующими субъектами, а ставка платежа должна быть достаточно высокой для того, чтобы соблюдение экологических требований было эффективным. В данном проекте Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан предлагается утвердить новую редакцию «Положения о порядке применения компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан» с учетом внесенных изменений и дополнений, объединив «Положение о порядке применения компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан», утвержденное Постановлением Кабинета Министров № 199 от 01.05.2003 года, и приложения №1-4 Постановления Кабинета Министров «О совершенствовании системы платежей за специальное природопользование» № 15 от 06.02.2006 года. Новая редакция Положения также предусматривает начисление и взимание компенсационных выплат от автомобильного транспорта, принадлежащего физическим лицам, через экологические нормативы, соотвествующие нормам Евро на основе международного опыта, действующих в Республике Узбекистан нормативно-правых актов по экологическим стандартам Евро, а также расширения производства автомобилей, соответсвующих современным требованиям. Целью данного проекта Постановления является: конкретизация обязанностей хозяйствующих субъектов и физических лиц с повышением их ответственности в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов; стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов к снижению компенсационных выплат путем модернизации производства, внедрения малоотходных и ресурсосберегающих технологий для минимизации негативного воздействия на окружающую среду, с последующим направлением высвободившихся средств на дальнейшее развитие производственной базы и снижение себестоимости продукции; стимулирование разработки соответсвующих нормативов хозяйствующими субъектами на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов; стимулирование предприятий, специализирующихся на переработке и утилизации промышленных и других видов отходов. устранение имеющихся пробелов в действующих нормативно-правовых актах с увязкой их в единую правовую систему. В данном проекте Постановления предусматривается: индексирование размера компенсационных выплат в 1,95 раза, исходя из показателей уровня инфляции в Республике Узбекистан в период 2006-2015 годы. Для этого предлагается с 2016 года установить размеры компенсационных ‎выплат не в денежном выражении (тыс.сум), а в долях минимального размера заработной платы. Данная мера позволит обеспечить плавную индексацию размеров ставок, используемых при исчислении компенсационных выплат; введение компенсационных выплат от автомобильного транспорта, принадлежащего физическим лицам, через экологические нормативы, соотвествующие нормам Евро. Указанные меры позволят увеличить отчисления в Государственный бюджет. После введения в силу данного Постановления прогнозируется увеличение поступлений в бюджет не менее чем в 10 раз. Кроме того, будут созданы условия для аккуммулирования средств, поступающих от компенсационных выплат, которые будут направляться на финансирование мероприятий (программ) по охране окружающей среды, обеспечивающих снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты, уменьшение загрязнения почв, сокращение отходов и их утилизацию, сохранение и воспроизводство природных ресурсов, животного и растительного мира, развитие материально-технической базы организаций отрасли, экологического воспитания населения и пропаганды экологических знаний, обеспечения дополнительными средствами ряда других важных природоохранных мероприятий. Принятие предлагаемого проекта Постановления будет способствовать не только оздоровлению экологической обстановки на территории Республики, но и снижению непродуктивных затрат субъектами хозяйственной деятельности. С учетом вышеизложенного, считаем целесообразным принять предложенный проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию экономических механизмов обеспечения охраны природы».
Kuchga kirgan rejalashtirilgan sana15.09.2016
Kelishuv uchun yuborilgan xatining raqami(not set)
O'zbekiston Respublikasi Bosh prokuraturasi bilan kelishish xatining tartib raqami va sanasi (not set)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


О мерах по дальнейшему совершенствованию экономических

механизмов обеспечения охраны природы





В целях дальнейшего совершенствования экономических механизмов обеспечения охраны природы в Республике Узбекистан, а также в соответствии с Законами Республики Узбекистан «Об охране природы», «Об охране атмосферного воздуха» и «Об отходах» Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить новую редакцию Положения о порядке применения компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды

и размещение отходов на территории Республики Узбекистансогласно приложению № 1.

2.Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 2.

3. Государственному комитету по охране природы совместно

с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести предложения
в Кабинет Министров об изменениях и дополнениях
в действующее законодательство, вытекающих из настоящего Постановления.



4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить

на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А. И. Икрамова.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к постановлению Кабинета Министров

от «____» _______ 20___ года № ____

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке применения компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории

Республики Узбекистан

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами Республики Узбекистан «Об охране природы», «О воде и водопользовании»,
«Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах», «Об экологической экспертизе» и определяет порядок применения компенсационных выплат
за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов
на территории Республики Узбекистан.




2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:

компенсационные выплаты – выплаты за загрязнение окружающей природной среды (выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов), взимаемые с хозяйствующих субъектов, а также с физических лиц, имеющих автомобильный транспорт, оказывающих негативное воздействие
на окружающую природную среду, которые направляются на финансирование мероприятий (программ) по охране окружающей среды, обеспечивающих снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты, уменьшение загрязнения почв, повышение степени утилизации отходов и сокращение объёмов их образования, сохранение и воспроизводство объектов животного и растительного мира;


авансовые компенсационные выплаты – внесение денежных средств, представляющих собой поэтапную уплату хозяйствующими субъектами суммы компенсационных выплат;
аварийные выбросы и сбросы загрязняющих веществ – внезапное непреднамеренное загрязнение окружающей природной среды, вызванное аварией, происшедшей при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, являющее собой выброс в атмосферу и (или) сброс загрязняющих веществ

в водные объекты или рассредоточение твердых, жидких или газообразных загрязняющих веществ на участке земной поверхности и в недрах;


залповые выбросы загрязняющих веществ – резкое краткосрочное повышение величины массового выброса от источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предусмотренный технологическим регламентом работы источника выделения загрязняющего вещества;
залповые сбросы загрязняющих веществ–краткосрочный сброс сточных вод с превышением более чем в 100 раз допустимой концентрации

по любому виду загрязнений.


II. Объекты компенсационных выплат

3. Объектом компенсационных выплат является масса нормативных
и сверхнормативных, аварийных и залповых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также лимитного и сверхлимитного размещения отходов, включающие:

массу выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
от стационарных и передвижных источников хозяйствующих субъектов;

массу выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно экологическим классам Евро, выбрасываемых автомобильным транспортом, принадлежащих физическим лицам;

массу сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности;

массу отходов, размещаемых на территории Республики Узбекистан;

массу сверхнормативных сбросов загрязняющих веществ
в коммунальные канализационные сети от всех юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.




4. Объектами компенсационных выплат не являются:

а) забалансовые руды, относящиеся к разряду сырьевых ресурсов, находящиеся на специальном хранении и размещаемые на специально оборудованных накопителях различного вида;

б) отходы производства, размещаемые временно (до шести месяцев)
на специально отведенных площадках и затем используемые как вторичное сырье;

в) очищенные сточные воды, используемые по согласованию с органами Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы (далее – органы охраны природы) для орошения технических культур и лесных насаждений;

г) отвалы вскрышных пород, размещаемые в пределах земельного отвода под участок горно-добычных работ без предварительного размещения за его пределами;

д) масса нормативных выбросов, сбросов загрязняющих веществ
в окружающую природную среду и лимитов размещаемых отходов, по которым сумма компенсационных выплат, исчисленная за год, составляет менее
50% минимальной заработной платы. При этом компенсационные выплаты могут быть уплачены на добровольной основе;

е) отходы горно-обогатительных предприятий, подлежащие дальнейшей переработке и размещаемые на специально оборудованных хвостохранилищах
в качестве сырьевых ресурсов полезных ископаемых;

ж) отходы производства фосфорных и калийных удобрений (фосфогипс, галит), подлежащие дальнейшей переработке и размещаемые на специально оборудованных местах хранения (отвалах) в качестве сырьевых ресурсов для производства минеральных удобрений и продукции для отраслей экономики.





III. Субъекты компенсационных выплат

5. Субъектами компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан являются:

юридические лица, которые осуществляют выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещают отходына территории Республики Узбекистан;

юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица
и осуществляющие сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ
в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов.

физические лица, имеющие автомобильный транспорт, зарегистрированный в установленном порядке в органах Государственной службы безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее – ГСБДД).

Предприятия и организации, финансируемые исключительно из средств государственного бюджета, а также предприятия, которые специализируются
на переработке и утилизации промышленных и других видов отходов,
не являются плательщиками компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан. При этом:

по другим источникам доходов (являющимися источниками доходов, полученными не от основной деятельности бюджетных организаций, которые оказывают воздействие на окружающую природную среду) бюджетные организации уплачивают компенсационные выплаты в соответствии
с настоящим Положением;

перечень предприятий специализированных на переработке и утилизации промышленных и других видов отходов утверждается Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы.







IV. Порядок исчисления компенсационных выплат

6. Сумма компенсационных выплат за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду,
а также за лимитное и сверхлимитное размещение отходов исчисляется хозяйствующими субъектами самостоятельно в соответствии с утвержденными размерами компенсационных выплат, согласно приложениям
№ 1 – 4 к настоящему Положению ина основании фактических данных
инормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и лимитов размещения отходов утвержденных органами охраны природы.

7.При отсутствии у хозяйствующих субъектов утвержденных нормативов на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду
и лимитов на размещение отходов или при истекшем сроке их действия, компенсационные выплаты производятся за всю фактическую массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов с применением коэффициента 10 к установленным размерам компенсационных выплат.

Фактическая масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ
в окружающую природную среду и размещение отходов определяется хозяйствующими субъектами исходя из технологического регламента производства, первичного учета, по результатам данных, подтвержденных государственным или ведомственным или производственным аналитическим контролем, выполненными Государственными или ведомственными лабораториями или лабораториями хозяйствующих субъектов, аттестованными в установленном законодательством порядке.

В случаях споров или разногласий по определению фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду
и размещение отходов для расчетов компенсационных выплат, приоритет отдается данным, выполненным и подтвержденным результатами Государственного экологического контроля, осуществляемым специально уполномоченными органами Госкомприроды.








8.Сумма компенсационной выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов определяется по формуле:

П= (Mн х R х МРЗП) + (Mcн х R х МРЗП х Ккр),

где

П-сумма компенсационной выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов, в сумах;

-масса выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду
и размещение отходов в пределах норм, в тоннах;

Mсн-масса выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов сверх нормы, в тоннах;

R-коэффициент за 1 тонну выбросов (сбросов) загрязняющих веществ
в природную среду и размещение отходов;

МРЗП - минимальный размер заработной платы, в сумах;

Ккр-коэффициент кратности за увеличение (уменьшение) утвержденных нормативов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и лимитов размещение отходов. Ккр определяется дифференцированно, в зависимости от увеличения (уменьшения) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов от нормативов (лимитов).

В случаях, когда фактическая масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов за счет сокращения будет меньше утвержденных нормативов на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду и лимитов размещение отходов, тогда сумма компенсационной выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов определяется по формуле:

П= (Mн х R х МРЗП):Ккр, где

Мн принимается по фактической массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов, Ккр определяется в следующей зависимости:

п/п

Объем выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов, превышающих (сокращающих) утвержденные нормативы
(в разы)

Показатели коэффициента кратности за увеличение (уменьшение) утвержденных нормативов (лимитов) на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду
и размещения отходов Ккр

1

до 1,049

1,2

от 1,05 до 1,059

2,2

2

от 1,06 до 1,1

2,5

3

от 1,11 до 1,2

3,4

4

от 1,21 до 1,3

4,4

5

от 1,31 до 1,5

6,0

6

от 1,51 до 2,0

8,0

7

от 2,1 и выше

10,0

Коэффициент кратности за увеличение (уменьшение) утвержденных нормативов на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду и лимитов размещение отходов определяется как отношение фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов к их утвержденным нормативам по каждому веществу в отдельности.





9. Для расчета суммы компенсационной выплаты применяются:

- фактические данные массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ
в природную среду и размещаемых отходов на основе утвержденных нормативов (лимитов);

- данные по первичному учету выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещению отходов по их видам;

- фактические данные государственной статистической отчетности согласно установленным формам в области охраны окружающей среды
и использования природных ресурсов, представленные хозяйствующими субъектами;

- данные результатов аналитического контроля, выполненные инструментальным методом на источниках загрязнения.

При невозможности определения фактической массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещения отходов за отчетный период их масса рассчитывается исходя из ожидаемой годовой массы
по технологическому регламенту производства.




10. Расчет компенсационной выплаты за нормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании моторного топлива производится в соответствии с размерами компенсационной выплаты за всю массу загрязняющих веществ, без подразделения их на виды согласно приложению № 2 к настоящему Положению, а фактическая масса загрязняющих веществ принимается согласно приложению № 5 к настоящему Положению. Если инструментальными замерами хозяйствующего субъекта или органов охраны природы выявлено превышение установленных нормативов,

то за всю массу выбросов загрязняющих вещств производится компенсационная выплата как за сверхнормативные выбросы с применением коэффициента
10 к установленным размерам компенсационных выплат.


11. За нормативные и сверхнормативные (сверхлимитные) производственные отходы, не подлежащие дальнейшей переработке

и размещаемые хозяйствующими субъектами на специально оборудованных накопителях различного вида, компенсационная выплата производится
в соответствии с настоящим Положением.


12. За размещение подтоварных вод путём закачки в отработанный пласт месторождения, а также за закачку производственных сточных вод в подземные горизонты компенсационные выплаты производятся как за жидкие отходы

4 класса опасности в соответствии с настоящим Положением.

13. Компенсационные выплаты за массу нормативных

и сверхнормативных (сверхлимитных) нетоксичных вскрышных пород добывающей промышленности, временно (до шести месяцев) размещаемых
на отведенных площадках за пределами карьеров, производятся в соответствии
с настоящим Положением.



14. Сумма компенсационных выплат за выбросы загрязняющих веществ

в окружающую природную среду от автомобильного транспорта, принадлежащего физическим лицам, исчисляется в зависимости
от экологического класса Евро в соответствии с утвержденными размерами компенсационных выплат согласно приложению № 6 к настоящему Положению на основании экологического сертификата (экологической маркировки) автомобиля на соответствие классу Евро, подтвержденного паспортом завода изготовителя и признанного органом экологической сертификации Госкомприроды, при проведения обязательного технического осмотра транспортных средств в установленном законодательством порядке.

В случае отсутствия экологического сертификата (экологической маркировки) автомобиля на соответствие экологическому классу Евро
у физического лица, экологический класс автомобильного транспорта определяется, исходя из срока его выпуска и по результатам данных, признанных органом экологической сертификации Госкомприроды. Механизм взаимодействия между органами ГСБДД и Госкомприроды и порядок взимания компенсационных выплат за выбросы загрязняющих веществ
от автомобильного транспорта, принадлежащего физическим лицам, осуществляется по схеме согласно приложению № 7.





V. Порядок исчисления компенсационных выплат в случаях аварийного
и залпового выброса, сброса загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов

15.В случаях аварийного и залпового выброса, сброса загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов их масса определяется путем инструментального замера.

Масса определяется расчетным способом, исходя из технологического регламента производства, в случаях, если ее невозможно определить инструментальным методом.



16.Компенсационные выплаты производятся за период времени

с момента возникновения аварии, залпового выброса, сброса загрязняющих веществ до ее ликвидации в десятикратном размере к установленным размерам компенсационных выплат по каждому веществу.

17.Из расчетов компенсационной выплаты не исключается масса загрязняющих веществ, возвращаемых на предприятие для обезвреживания или дальнейшего вовлечения в производство в период ликвидации аварии и ее последствий.

18. В случаях утечки загрязняющих веществ из хвостохранилищ, накопителей или пульповодов в водные объекты или на рельеф местности в том числе в пределах отведённых границ предприятия не имеющих гидроизоляционного покрытия,компенсационная выплата за массу загрязняющих веществ производится как за аварийный сброс в водные объекты и на рельеф местности.

19. При аварийных, залповых выбросах, сбросах загрязняющих веществ начисленную сумму оплачивает хозяйствующий субъект, на балансе которого находятся объекты выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду независимо от лиц, виновных в происшедших аварийных, залповых случаях.


VI. Порядок и сроки произведения компенсационных выплат

20. Хозяйствующие субъекты ежемесячно производят авансовые компенсационные выплаты за загрязнение окружающей природной среды
и размещение отходов до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Авансовые компенсационные выплаты исчисляются исходя
из среднемесячной массы нормативных по данным экологического нормативного документа, так и среднемесячной массы фактических, а также сверхнормативных выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и лимитных и сверхлимитных размещенных отходов
по данным предыдущего квартала.

В случаях, когда сумма компенсационной выплаты, исчисленная
за квартал, составляет менее 10-кратного размера минимальной заработной платы, компенсационные выплаты производятся один раз в квартал до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.






21. Компенсационные выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов перечисляются хозяйствующими субъектами
в соответствующие банковскиесчета фондов охраны природы, территориальных органов охраны природы.


22. Хозяйствующие субъекты уплачивают компенсационные выплаты по месту образования выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов.

В случае, когда подразделения и филиалы юридических лиц, расположенные на разных территориях, не являются юридическими лицами
и не имеют банковских счетов, компенсационную выплату за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов вносят юридические лица. Компенсационные выплаты выплачиваются в фонды охраны природы тех территорий, где расположены указанные подразделения и филиалы предприятий.


23.При несвоевременном перечислении средств взимается пеня в размере 0,1 процента от суммы задолженности по компенсационной выплате за каждый просроченный день, но не превышающая 50% от общей суммы задолженности.

24. Физические лица производят выплаты за загрязнение окружающей природной среды один раз в год в рамках осущестствления обязательного технического осмотра транспортных средств по месту регистрации (временной регистрации) автомобильного транспорта, принадлежащего им.

VII. Оформление расчетов компенсационных выплат и их согласование

25. Расчет суммы компенсационной выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов составляется хозяйствующими субъектами в двух экземплярах по форме согласно приложению № 8 к настоящему Положению и представляются для сверки и согласования
в территориальные органы охраны природы по месту размещения хозяйствующего субъекта. При этом расчеты представляются в случаях, когда сумма компенсационной выплаты, исчисленная за квартал, составляет:

10-кратного и более, минимального размера заработной платы - один раз
в квартал, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

менее 10-кратного размера минимальной заработной платы - 1 раз в год, до 15 января года, следующего за отчетным годом.

Расчеты могут быть представлены хозяйствующими субъектами
в территориальные органы охраны природы непосредственно, через средства почтовой связи или в электронной форме с уведомлением об их получении. Документы, представленные в электронной форме, подтверждаются электронной цифровой подписью хозяйствующего субъекта.




26. Ответственные лица органов охраны природы проверяют правильность составления расчета компенсационных выплат и при положительном результате возвращают хозяйствующему субъекту один экземпляр проверенного расчета с подписью ответственного лица в течение пяти рабочих дней. В случаях выявления неправильного составления расчета компенсационных выплат, ответственные лица органов охраны природы уведомляют хозяйствующего субъекта об этом с указанием обоснования

в течение пяти рабочих дней.

Хозяйствующие субъекты, в течение трех рабочих дней представляют расчеты для повторного рассмотрения, устранив выявленные ошибки в расчетах компенсационных выплат.

27. Суммы компенсационных выплат, указанные в расчетах сверяются

с фактическими начисленными суммами авансовых компенсационных выплат
за указанный период.

При определении:

суммы недостачи между уплаченными и начисленными суммами компенсационных выплат - сумма недостачи доплачивается хозяйствующим субъектомв десяти дневный срок, со дня согласования расчета;

излишки уплаченной суммы компенсационных выплат - сумма засчитываются в счет погашения имеющейся задолженности (пени, штрафов
и др.) или в счет предстоящих платежей по авансовым компенсационным выплатам.

Зачет излишне уплаченной суммы компенсационных выплат в счет погашения имеющейся задолженности (пени, штрафов и др.) или в счет предстоящих платежей по авансовым компенсационным выплатам, производится органом охраны природы без заявления хозяйствующего субъекта, самостоятельно, о чем хозяйствующий субъект в письменной форме уведомляется в трехдневный срок со дня осуществления зачета.



28. Согласование расчета компенсационных выплат с органами охраны природы не освобождает хозяйствующих субъектовкомпенсационных выплат

от ответственности за недостоверность сведений указанных ими
в согласованных расчетах.


В случае выявления недостатков (недостоверность сведений
в согласованных расчетах компенсационных выплат) при осуществлении государственного экологического контроля (в ходе комплексных, плановых, внеплановых и встречных проверок) деятельности хозяйствующих субъектов органами охраны природы проводится перерасчет (в пользу органов охраны природы) и их согласование за период со дня последней проверки
(не превышающий пять календарных лет)и выплата с взиманием пени
в соответствии с настоящим Положением. Если ранее проверки
не проводились, то перерасчет осуществляется за последние пять календарных лет их деятельности с взиманием пени в соответствии с настоящим Положением.






VIII. Порядок распределения и использования средств

компенсационных выплат

29. Средства компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан взимаются органами охраны природы и зачисляются в размере 100 % в местные фонды охраны природы.

30. Средства компенсационных выплат, поступившие в местные фонды охраны природыраспределяются следующим образом:

40 процентов – в фонды охраны природы для использования в установленном законодательством порядке;

60 процентов – в республиканский бюджет.


IX. Права и обязанности хозяйствующих субъектов в отношении компенсационных выплат

31. Хозяйствующие субъекты имеют право:

получать консультации и необходимую методическую помощь
по вопросам исчисления компенсационных выплат на бесплатной основе;

на своевременный зачет сумм излишне уплаченных компенсационных выплат или взысканных пени в соответствии с настоящим Положением;

обжаловать решения органов охраны природы и действия
их должностных лиц в установленном законодательством порядке.

Хозяйствующие субъекты могут иметь и иные права
в соответствии с законодательством.

32. Хозяйствующие субъекты обязаны:

своевременно вносить (исчислять и уплачивать) в местные фонды охраны природы компенсационные выплаты за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

вести систематическийучет всех видов негативного воздействия
на окружающую среду, возникшего в результате их хозяйственной деятельности;

представлять в территориальные органы охраны природы расчеты суммы компенсационных выплат в соответствии с настоящим Положением;

обеспечить достоверность сведений в расчетах компенсационных выплат и своевременное исправление допущенных ошибок в расчетах компенсационных выплат или обоснование их достоверности;

в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных учета негативного воздействия и бухгалтерских документов, связанных с компенсационными выплатами;

соблюдать требования настоящего Положения.

Хозяйствующие субъекты могут нести и другие обязанности
в соответствии с законодательством.

33. При реорганизации хозяйствующего субъекта права и обязанности
по компенсационным выплатам переходят к его правопреемнику.

34. Внесение суммы компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов не освобождает хозяйствующих субъектов от обязанности возмещения ущерба, причиненного этими выбросами, сбросами и размещением отходов.







X. Права и обязанности органов охраны природы в отношении компенсационных выплат

35. Органы охраны природы имеют право:

требовать (запрашивать) от хозяйствующих субъектов расчёты компенсационных выплат по формам, установленным настоящим Положением и другие нормативные документы, служащие основанием для исчисления
и взимания компенсационных выплат, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность расчётов компенсационных выплат;

проводить осмотр (обследовать) источники негативного воздействия
на окружающую природную среду независимо от места их нахождения, в том числе производственные помещения, объекты, передвижные источники, территории, а также проводить инвентаризацию принадлежащего хозяйствующему субъекту источников выбросов, сбросов и мест размещения отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
в установленном законодательством порядке;

определять массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходов расчетным методом, используя информацию хозяйствующих субъектов;

требовать от хозяйствующих субъектов устранения выявленных ошибок
в расчётах компенсационных выплат и необходимой информации и данные, подтверждающие расчеты, контролировать выполнение устранения выявленных ошибок в расчётах компенсационных выплат;

инициировать взыскание недоимки по плате, а также взыскивать пеню
в порядке установленном законодательством;

привлекать для проведения проверки правильности расчетов компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды квалифицированных специалистов и экспертов;

предъявлять в судебные органы иски, связанные с взысканием компенсационных выплат.

Органы охраны природы могут иметь и иные права
в отношении исчисления и взимания компенсационных выплат в соответствии
с законодательством.








XI. Заключительные положения

37.Контроль за правильностью применения настоящего Положения осуществляется органами охраны природы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

38.В случае уклонения хозяйствующего субъекта от внесения компенсационных выплат взыскание их, а также пени производится в судебном порядке.

39.Хозяйствующие субъекты несут ответственность за правильность расчета и своевременность внесения компенсационной выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов в установленном законодательством порядке.

Menga yoqdi Menga yoqmadi
Yoqdi: 0
Yoqmadi: 0

Umumiy izohlar va ularga berilgan javoblar

Hech nima topilmadi
Menga yoqdi Menga yoqmadi
Yoqdi: 0
Yoqmadi: 0
Loyiha So`nggi tahrir

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


О мерах по дальнейшему совершенствованию экономических

механизмов обеспечения охраны природы





В целях дальнейшего совершенствования экономических механизмов обеспечения охраны природы в Республике Узбекистан, а также в соответствии с Законами Республики Узбекистан «Об охране природы», «Об охране атмосферного воздуха» и «Об отходах» Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить новую редакцию Положения о порядке применения компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды

и размещение отходов на территории Республики Узбекистансогласно приложению № 1.

2.Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 2.

3. Государственному комитету по охране природы совместно

с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести предложения
в Кабинет Министров об изменениях и дополнениях
в действующее законодательство, вытекающих из настоящего Постановления.



4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить

на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А. И. Икрамова.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к постановлению Кабинета Министров

от «____» _______ 20___ года № ____

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке применения компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории

Республики Узбекистан

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами Республики Узбекистан «Об охране природы», «О воде и водопользовании»,
«Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах», «Об экологической экспертизе» и определяет порядок применения компенсационных выплат
за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов
на территории Республики Узбекистан.




2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:

компенсационные выплаты – выплаты за загрязнение окружающей природной среды (выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов), взимаемые с хозяйствующих субъектов, а также с физических лиц, имеющих автомобильный транспорт, оказывающих негативное воздействие
на окружающую природную среду, которые направляются на финансирование мероприятий (программ) по охране окружающей среды, обеспечивающих снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты, уменьшение загрязнения почв, повышение степени утилизации отходов и сокращение объёмов их образования, сохранение и воспроизводство объектов животного и растительного мира;


авансовые компенсационные выплаты – внесение денежных средств, представляющих собой поэтапную уплату хозяйствующими субъектами суммы компенсационных выплат;аварийные выбросы и сбросы загрязняющих веществ – внезапное непреднамеренное загрязнение окружающей природной среды, вызванное аварией, происшедшей при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, являющее собой выброс в атмосферу и (или) сброс загрязняющих веществ

в водные объекты или рассредоточение твердых, жидких или газообразных загрязняющих веществ на участке земной поверхности и в недрах;


залповые выбросы загрязняющих веществ – резкое краткосрочное повышение величины массового выброса от источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предусмотренный технологическим регламентом работы источника выделения загрязняющего вещества;залповые сбросы загрязняющих веществ–краткосрочный сброс сточных вод с превышением более чем в 100 раз допустимой концентрации

по любому виду загрязнений.


II. Объекты компенсационных выплат

3. Объектом компенсационных выплат является масса нормативных
и сверхнормативных, аварийных и залповых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также лимитного и сверхлимитного размещения отходов, включающие:

массу выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
от стационарных и передвижных источников хозяйствующих субъектов;

массу выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно экологическим классам Евро, выбрасываемых автомобильным транспортом, принадлежащих физическим лицам;

массу сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности;

массу отходов, размещаемых на территории Республики Узбекистан;

массу сверхнормативных сбросов загрязняющих веществ
в коммунальные канализационные сети от всех юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.




4. Объектами компенсационных выплат не являются:

а) забалансовые руды, относящиеся к разряду сырьевых ресурсов, находящиеся на специальном хранении и размещаемые на специально оборудованных накопителях различного вида;

б) отходы производства, размещаемые временно (до шести месяцев)
на специально отведенных площадках и затем используемые как вторичное сырье;

в) очищенные сточные воды, используемые по согласованию с органами Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы (далее – органы охраны природы) для орошения технических культур и лесных насаждений;

г) отвалы вскрышных пород, размещаемые в пределах земельного отвода под участок горно-добычных работ без предварительного размещения за его пределами;

д) масса нормативных выбросов, сбросов загрязняющих веществ
в окружающую природную среду и лимитов размещаемых отходов, по которым сумма компенсационных выплат, исчисленная за год, составляет менее
50% минимальной заработной платы. При этом компенсационные выплаты могут быть уплачены на добровольной основе;

е) отходы горно-обогатительных предприятий, подлежащие дальнейшей переработке и размещаемые на специально оборудованных хвостохранилищах
в качестве сырьевых ресурсов полезных ископаемых;

ж) отходы производства фосфорных и калийных удобрений (фосфогипс, галит), подлежащие дальнейшей переработке и размещаемые на специально оборудованных местах хранения (отвалах) в качестве сырьевых ресурсов для производства минеральных удобрений и продукции для отраслей экономики.





III. Субъекты компенсационных выплат

5. Субъектами компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан являются:

юридические лица, которые осуществляют выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещают отходына территории Республики Узбекистан;

юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица
и осуществляющие сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ
в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов.

физические лица, имеющие автомобильный транспорт, зарегистрированный в установленном порядке в органах Государственной службы безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее – ГСБДД).

Предприятия и организации, финансируемые исключительно из средств государственного бюджета, а также предприятия, которые специализируются
на переработке и утилизации промышленных и других видов отходов,
не являются плательщиками компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан. При этом:

по другим источникам доходов (являющимися источниками доходов, полученными не от основной деятельности бюджетных организаций, которые оказывают воздействие на окружающую природную среду) бюджетные организации уплачивают компенсационные выплаты в соответствии
с настоящим Положением;

перечень предприятий специализированных на переработке и утилизации промышленных и других видов отходов утверждается Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы.







IV. Порядок исчисления компенсационных выплат

6. Сумма компенсационных выплат за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду,
а также за лимитное и сверхлимитное размещение отходов исчисляется хозяйствующими субъектами самостоятельно в соответствии с утвержденными размерами компенсационных выплат, согласно приложениям
№ 1 – 4 к настоящему Положению ина основании фактических данных
инормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и лимитов размещения отходов утвержденных органами охраны природы.

7.При отсутствии у хозяйствующих субъектов утвержденных нормативов на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду
и лимитов на размещение отходов или при истекшем сроке их действия, компенсационные выплаты производятся за всю фактическую массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов с применением коэффициента 10 к установленным размерам компенсационных выплат.

Фактическая масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ
в окружающую природную среду и размещение отходов определяется хозяйствующими субъектами исходя из технологического регламента производства, первичного учета, по результатам данных, подтвержденных государственным или ведомственным или производственным аналитическим контролем, выполненными Государственными или ведомственными лабораториями или лабораториями хозяйствующих субъектов, аттестованными в установленном законодательством порядке.

В случаях споров или разногласий по определению фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду
и размещение отходов для расчетов компенсационных выплат, приоритет отдается данным, выполненным и подтвержденным результатами Государственного экологического контроля, осуществляемым специально уполномоченными органами Госкомприроды.








8.Сумма компенсационной выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов определяется по формуле:

П= (Mн х R х МРЗП) + (Mcн х R х МРЗП х Ккр),

где

П-сумма компенсационной выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов, в сумах;

-масса выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду
и размещение отходов в пределах норм, в тоннах;

Mсн-масса выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов сверх нормы, в тоннах;

R-коэффициент за 1 тонну выбросов (сбросов) загрязняющих веществ
в природную среду и размещение отходов;

МРЗП - минимальный размер заработной платы, в сумах;

Ккр-коэффициент кратности за увеличение (уменьшение) утвержденных нормативов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и лимитов размещение отходов. Ккр определяется дифференцированно, в зависимости от увеличения (уменьшения) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов от нормативов (лимитов).

В случаях, когда фактическая масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов за счет сокращения будет меньше утвержденных нормативов на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду и лимитов размещение отходов, тогда сумма компенсационной выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов определяется по формуле:

П= (Mн х R х МРЗП):Ккр, где

Мн принимается по фактической массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов, Ккр определяется в следующей зависимости:

п/п

Объем выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов, превышающих (сокращающих) утвержденные нормативы
(в разы)

Показатели коэффициента кратности за увеличение (уменьшение) утвержденных нормативов (лимитов) на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду
и размещения отходов Ккр

1

до 1,049

1,2

от 1,05 до 1,059

2,2

2

от 1,06 до 1,1

2,5

3

от 1,11 до 1,2

3,4

4

от 1,21 до 1,3

4,4

5

от 1,31 до 1,5

6,0

6

от 1,51 до 2,0

8,0

7

от 2,1 и выше

10,0

Коэффициент кратности за увеличение (уменьшение) утвержденных нормативов на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду и лимитов размещение отходов определяется как отношение фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов к их утвержденным нормативам по каждому веществу в отдельности.





9. Для расчета суммы компенсационной выплаты применяются:

- фактические данные массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ
в природную среду и размещаемых отходов на основе утвержденных нормативов (лимитов);

- данные по первичному учету выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещению отходов по их видам;

- фактические данные государственной статистической отчетности согласно установленным формам в области охраны окружающей среды
и использования природных ресурсов, представленные хозяйствующими субъектами;

- данные результатов аналитического контроля, выполненные инструментальным методом на источниках загрязнения.

При невозможности определения фактической массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещения отходов за отчетный период их масса рассчитывается исходя из ожидаемой годовой массы
по технологическому регламенту производства.




10. Расчет компенсационной выплаты за нормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании моторного топлива производится в соответствии с размерами компенсационной выплаты за всю массу загрязняющих веществ, без подразделения их на виды согласно приложению № 2 к настоящему Положению, а фактическая масса загрязняющих веществ принимается согласно приложению № 5 к настоящему Положению. Если инструментальными замерами хозяйствующего субъекта или органов охраны природы выявлено превышение установленных нормативов,

то за всю массу выбросов загрязняющих вещств производится компенсационная выплата как за сверхнормативные выбросы с применением коэффициента
10 к установленным размерам компенсационных выплат.


11. За нормативные и сверхнормативные (сверхлимитные) производственные отходы, не подлежащие дальнейшей переработке

и размещаемые хозяйствующими субъектами на специально оборудованных накопителях различного вида, компенсационная выплата производится
в соответствии с настоящим Положением.


12. За размещение подтоварных вод путём закачки в отработанный пласт месторождения, а также за закачку производственных сточных вод в подземные горизонты компенсационные выплаты производятся как за жидкие отходы

4 класса опасности в соответствии с настоящим Положением.

13. Компенсационные выплаты за массу нормативных

и сверхнормативных (сверхлимитных) нетоксичных вскрышных пород добывающей промышленности, временно (до шести месяцев) размещаемых
на отведенных площадках за пределами карьеров, производятся в соответствии
с настоящим Положением.



14. Сумма компенсационных выплат за выбросы загрязняющих веществ

в окружающую природную среду от автомобильного транспорта, принадлежащего физическим лицам, исчисляется в зависимости
от экологического класса Евро в соответствии с утвержденными размерами компенсационных выплат согласно приложению № 6 к настоящему Положению на основании экологического сертификата (экологической маркировки) автомобиля на соответствие классу Евро, подтвержденного паспортом завода изготовителя и признанного органом экологической сертификации Госкомприроды, при проведения обязательного технического осмотра транспортных средств в установленном законодательством порядке.

В случае отсутствия экологического сертификата (экологической маркировки) автомобиля на соответствие экологическому классу Евро
у физического лица, экологический класс автомобильного транспорта определяется, исходя из срока его выпуска и по результатам данных, признанных органом экологической сертификации Госкомприроды. Механизм взаимодействия между органами ГСБДД и Госкомприроды и порядок взимания компенсационных выплат за выбросы загрязняющих веществ
от автомобильного транспорта, принадлежащего физическим лицам, осуществляется по схеме согласно приложению № 7.





V. Порядок исчисления компенсационных выплат в случаях аварийного
и залпового выброса, сброса загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов

15.В случаях аварийного и залпового выброса, сброса загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов их масса определяется путем инструментального замера.

Масса определяется расчетным способом, исходя из технологического регламента производства, в случаях, если ее невозможно определить инструментальным методом.



16.Компенсационные выплаты производятся за период времени

с момента возникновения аварии, залпового выброса, сброса загрязняющих веществ до ее ликвидации в десятикратном размере к установленным размерам компенсационных выплат по каждому веществу.

17.Из расчетов компенсационной выплаты не исключается масса загрязняющих веществ, возвращаемых на предприятие для обезвреживания или дальнейшего вовлечения в производство в период ликвидации аварии и ее последствий.

18. В случаях утечки загрязняющих веществ из хвостохранилищ, накопителей или пульповодов в водные объекты или на рельеф местности в том числе в пределах отведённых границ предприятия не имеющих гидроизоляционного покрытия,компенсационная выплата за массу загрязняющих веществ производится как за аварийный сброс в водные объекты и на рельеф местности.

19. При аварийных, залповых выбросах, сбросах загрязняющих веществ начисленную сумму оплачивает хозяйствующий субъект, на балансе которого находятся объекты выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду независимо от лиц, виновных в происшедших аварийных, залповых случаях.


VI. Порядок и сроки произведения компенсационных выплат

20. Хозяйствующие субъекты ежемесячно производят авансовые компенсационные выплаты за загрязнение окружающей природной среды
и размещение отходов до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Авансовые компенсационные выплаты исчисляются исходя
из среднемесячной массы нормативных по данным экологического нормативного документа, так и среднемесячной массы фактических, а также сверхнормативных выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и лимитных и сверхлимитных размещенных отходов
по данным предыдущего квартала.

В случаях, когда сумма компенсационной выплаты, исчисленная
за квартал, составляет менее 10-кратного размера минимальной заработной платы, компенсационные выплаты производятся один раз в квартал до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.






21. Компенсационные выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов перечисляются хозяйствующими субъектами
в соответствующие банковскиесчета фондов охраны природы, территориальных органов охраны природы.


22. Хозяйствующие субъекты уплачивают компенсационные выплаты по месту образования выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов.

В случае, когда подразделения и филиалы юридических лиц, расположенные на разных территориях, не являются юридическими лицами
и не имеют банковских счетов, компенсационную выплату за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов вносят юридические лица. Компенсационные выплаты выплачиваются в фонды охраны природы тех территорий, где расположены указанные подразделения и филиалы предприятий.


23.При несвоевременном перечислении средств взимается пеня в размере 0,1 процента от суммы задолженности по компенсационной выплате за каждый просроченный день, но не превышающая 50% от общей суммы задолженности.

24. Физические лица производят выплаты за загрязнение окружающей природной среды один раз в год в рамках осущестствления обязательного технического осмотра транспортных средств по месту регистрации (временной регистрации) автомобильного транспорта, принадлежащего им.

VII. Оформление расчетов компенсационных выплат и их согласование

25. Расчет суммы компенсационной выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов составляется хозяйствующими субъектами в двух экземплярах по форме согласно приложению № 8 к настоящему Положению и представляются для сверки и согласования
в территориальные органы охраны природы по месту размещения хозяйствующего субъекта. При этом расчеты представляются в случаях, когда сумма компенсационной выплаты, исчисленная за квартал, составляет:

10-кратного и более, минимального размера заработной платы - один раз
в квартал, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

менее 10-кратного размера минимальной заработной платы - 1 раз в год, до 15 января года, следующего за отчетным годом.

Расчеты могут быть представлены хозяйствующими субъектами
в территориальные органы охраны природы непосредственно, через средства почтовой связи или в электронной форме с уведомлением об их получении. Документы, представленные в электронной форме, подтверждаются электронной цифровой подписью хозяйствующего субъекта.




26. Ответственные лица органов охраны природы проверяют правильность составления расчета компенсационных выплат и при положительном результате возвращают хозяйствующему субъекту один экземпляр проверенного расчета с подписью ответственного лица в течение пяти рабочих дней. В случаях выявления неправильного составления расчета компенсационных выплат, ответственные лица органов охраны природы уведомляют хозяйствующего субъекта об этом с указанием обоснования

в течение пяти рабочих дней.

Хозяйствующие субъекты, в течение трех рабочих дней представляют расчеты для повторного рассмотрения, устранив выявленные ошибки в расчетах компенсационных выплат.

27. Суммы компенсационных выплат, указанные в расчетах сверяются

с фактическими начисленными суммами авансовых компенсационных выплат
за указанный период.

При определении:

суммы недостачи между уплаченными и начисленными суммами компенсационных выплат - сумма недостачи доплачивается хозяйствующим субъектомв десяти дневный срок, со дня согласования расчета;

излишки уплаченной суммы компенсационных выплат - сумма засчитываются в счет погашения имеющейся задолженности (пени, штрафов
и др.) или в счет предстоящих платежей по авансовым компенсационным выплатам.

Зачет излишне уплаченной суммы компенсационных выплат в счет погашения имеющейся задолженности (пени, штрафов и др.) или в счет предстоящих платежей по авансовым компенсационным выплатам, производится органом охраны природы без заявления хозяйствующего субъекта, самостоятельно, о чем хозяйствующий субъект в письменной форме уведомляется в трехдневный срок со дня осуществления зачета.



28. Согласование расчета компенсационных выплат с органами охраны природы не освобождает хозяйствующих субъектовкомпенсационных выплат

от ответственности за недостоверность сведений указанных ими
в согласованных расчетах.


В случае выявления недостатков (недостоверность сведений
в согласованных расчетах компенсационных выплат) при осуществлении государственного экологического контроля (в ходе комплексных, плановых, внеплановых и встречных проверок) деятельности хозяйствующих субъектов органами охраны природы проводится перерасчет (в пользу органов охраны природы) и их согласование за период со дня последней проверки
(не превышающий пять календарных лет)и выплата с взиманием пени
в соответствии с настоящим Положением. Если ранее проверки
не проводились, то перерасчет осуществляется за последние пять календарных лет их деятельности с взиманием пени в соответствии с настоящим Положением.






VIII. Порядок распределения и использования средств

компенсационных выплат

29. Средства компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан взимаются органами охраны природы и зачисляются в размере 100 % в местные фонды охраны природы.

30. Средства компенсационных выплат, поступившие в местные фонды охраны природыраспределяются следующим образом:

40 процентов – в фонды охраны природы для использования в установленном законодательством порядке;

60 процентов – в республиканский бюджет.


IX. Права и обязанности хозяйствующих субъектов в отношении компенсационных выплат

31. Хозяйствующие субъекты имеют право:

получать консультации и необходимую методическую помощь
по вопросам исчисления компенсационных выплат на бесплатной основе;

на своевременный зачет сумм излишне уплаченных компенсационных выплат или взысканных пени в соответствии с настоящим Положением;

обжаловать решения органов охраны природы и действия
их должностных лиц в установленном законодательством порядке.

Хозяйствующие субъекты могут иметь и иные права
в соответствии с законодательством.

32. Хозяйствующие субъекты обязаны:

своевременно вносить (исчислять и уплачивать) в местные фонды охраны природы компенсационные выплаты за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

вести систематическийучет всех видов негативного воздействия
на окружающую среду, возникшего в результате их хозяйственной деятельности;

представлять в территориальные органы охраны природы расчеты суммы компенсационных выплат в соответствии с настоящим Положением;

обеспечить достоверность сведений в расчетах компенсационных выплат и своевременное исправление допущенных ошибок в расчетах компенсационных выплат или обоснование их достоверности;

в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных учета негативного воздействия и бухгалтерских документов, связанных с компенсационными выплатами;

соблюдать требования настоящего Положения.

Хозяйствующие субъекты могут нести и другие обязанности
в соответствии с законодательством.

33. При реорганизации хозяйствующего субъекта права и обязанности
по компенсационным выплатам переходят к его правопреемнику.

34. Внесение суммы компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов не освобождает хозяйствующих субъектов от обязанности возмещения ущерба, причиненного этими выбросами, сбросами и размещением отходов.







X. Права и обязанности органов охраны природы в отношении компенсационных выплат

35. Органы охраны природы имеют право:

требовать (запрашивать) от хозяйствующих субъектов расчёты компенсационных выплат по формам, установленным настоящим Положением и другие нормативные документы, служащие основанием для исчисления
и взимания компенсационных выплат, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность расчётов компенсационных выплат;

проводить осмотр (обследовать) источники негативного воздействия
на окружающую природную среду независимо от места их нахождения, в том числе производственные помещения, объекты, передвижные источники, территории, а также проводить инвентаризацию принадлежащего хозяйствующему субъекту источников выбросов, сбросов и мест размещения отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
в установленном законодательством порядке;

определять массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходов расчетным методом, используя информацию хозяйствующих субъектов;

требовать от хозяйствующих субъектов устранения выявленных ошибок
в расчётах компенсационных выплат и необходимой информации и данные, подтверждающие расчеты, контролировать выполнение устранения выявленных ошибок в расчётах компенсационных выплат;

инициировать взыскание недоимки по плате, а также взыскивать пеню
в порядке установленном законодательством;

привлекать для проведения проверки правильности расчетов компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды квалифицированных специалистов и экспертов;

предъявлять в судебные органы иски, связанные с взысканием компенсационных выплат.

Органы охраны природы могут иметь и иные права
в отношении исчисления и взимания компенсационных выплат в соответствии
с законодательством.








XI. Заключительные положения

37.Контроль за правильностью применения настоящего Положения осуществляется органами охраны природы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

38.В случае уклонения хозяйствующего субъекта от внесения компенсационных выплат взыскание их, а также пени производится в судебном порядке.

39.Хозяйствующие субъекты несут ответственность за правильность расчета и своевременность внесения компенсационной выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов в установленном законодательством порядке.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
Внесение проекта нормативно-правового акта на утверждениеВнесение согласованного проекта постановления в Кабинет Министров Республики Узбекистан15.07.2016Госкомприроды
Согласование проекта нормативно-правового акта с заинтересованными министерствами и ведомствамиНаправление проекта постановления в соответствующим министерствам и ведомствам для соглования15.07.2016Госкомприроды
Доработка нормативно-правового акта согласно предложениямОбобщение предложений участников обсуждения, доработка проекта и размещение окончательной редакции на Едином портале01.07.2016Госкомприроды
Проведение обсуждения нормативно-правового актаОбсуждение нормативно-правового акта на Едином портале 22.06.2016Госкомприроды