Izlash

Kengaytirilgan qidiruv

 

 
 

 
 
 

Hujjat nomi

«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О железнодорожном транспорте»»

Hujjat turiQonun
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO‘zbekiston Respublikasi Oliy Majlisining Senati
Hujjat muallifiO‘zbekiston Respublikasi Temir yo‘llarda yuk va yo‘lovchilar tashish xavfsizligini nazorat qilish Davlat inspektsiyasi (O‘zdavtemiryo‘lnazorat)
Muhokama boshlanishi (sana)19.05.2016 15:50
Muhokama yakunlanishi (sana)06.06.2016 00:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan
Обоснования необходимости принятия проектаПояснительная записка к проекту Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О железнодорожном транспорте»» Железнодорожный транспорт является одной из важнейших базовых отраслей экономики, обеспечивающей ее внутренние и внешние транспортно - экономические связи и потребности в перевозках грузов и пассажиров. Деятельность железнодорожного транспорта как части единой транспортной системы страны способствует слаженному функционированию всех отраслей общественного производства, социальному и экономическому развитию и укреплению обороноспособности государства, развитию международного сотрудничества. Проект Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О железнодорожном транспорте»» (далее – проект Закона) разработан во исполнение пункта 5 раздела 2 Программы по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов в 2016 году, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 февраля 2016 года № 42. Данной Программой предусмотрено внесение дополнений в ряд понятий Закона, а именно, включение и раскрытие понятий «перевозчик железнодорожного транспорта», «железнодорожный транспорт необщего пользования», «железнодорожная инфраструктура», «железнодорожные пути необщего пользования». Кроме того, закон должен быть дополнен статьями об определении полномочий Кабинета Министров Республики Узбекистан, инспекции «Узгосжелдорнадзор», АО «Узбекистон темир йуллари», органов государственной власти на местах в сфере управления железнодорожным транспортом. В связи с этим в законопроекте даны все указанные понятия и требования к ним в отдельных статьях Закона, пересмотрены отсылочные и противоречашие друг другу нормы. Основной идеей законопроекта является создание соответствующей правовой среды для развития сети железных дорог, совершенствование структуры государственного управления железнодорожным транспортом, удовлетворения потребности государства и граждан в безопасной перевозке пассажиров и грузов железнодорожным транспортом. Цель законопроекта - углубление экономических реформ в области железнодорожного транспорта, обеспечение условий для предпринимательской деятельности, широкое привлечение иностранных инвестиций и углубление международного сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта и международных перевозок, приведение Закона в соответствие с требованиями действующих норм национального и международного законодательства, устранение пробелов и противоречий. При подготовке проекта было изучено национальное законодательство смежных отраслей транспорта (автомобильного, авиационного), принятые в многостороннем порядке международные договора, в том числе в области железнодорожного транспорта, законодательство стран СНГ и Балтии, Европы и Азии. Постатейное изучение Закона показывает, что значение многих понятий в нем в настоящее время устарели или не находят своего отражения в Законе. Предлагаемый законопроект содержит в себе: в статье 1 («Основные понятия») Закона новые понятия «железнодорожный транспорт необщего пользования», «железнодорожные пути необщего пользования», так как понятие «железнодорожный транспорт (железная дорога)» подразумевает под собой только транспорт общего пользования (АО «Узбекистон темир йуллари»), но не охватывает железнодорожный транспорт необщего пользования, находящийся в собственности юридических и физических лиц (ведомственные железнодорожные подъездные пути многочисленных министерств и ведомств, осуществляющих свою деятельность в сфере железнодорожного транспорта, а также субъектов предпринимательства); Железнодорожный транспорт общего пользования является единым системообразующим производственно-технологическим комплексом, обеспечивающим возможность осуществления железнодорожных перевозок по территории республики. Существующая вертикаль управления железнодорожным транспортом общего пользования позволяет обеспечить единство используемых технологий и системный подход к оказанию услуг по перевозкам. Основой транспортной сети железнодорожного транспорта общего пользования является единая инфраструктура. В настоящее время сохранены технические и технологические связи с железными дорогами государств ближнего зарубежья, что позволяет обеспечивать единство транспортного пространства. Услуги железнодорожного транспорта общего пользования оказываются на основании публичного договора. Железнодорожный транспорт необщего пользования представляет собой совокупность технологических комплексов, основной задачей которых является возможность доставки продукции промышленных предприятий, иных юридических и физических лиц для передачи или приема для перевозки железнодорожным транспортом общего пользования, либо для передачи на другие виды транспорта. Технологические аспекты работы железнодорожного транспорта необщего пользования, как правило, соответствуют технологии работы железнодорожного транспорта общего пользования (исключением являются случаи, когда железнодорожные пути необщего пользования не имеют мест пересечения с железнодорожными путями общего пользования). Взаимоотношения между организациями железнодорожного транспорта необщего пользования и пользователями их услуг строятся на основании соответствующих договоров в зависимости от местных условий (за исключением случаев, при которых железнодорожные пути необщего пользования принадлежат и обслуживаются самим промышленным предприятием или иным юридическим или физическим лицом). Изменена редакция названия и содержание статьи 9 «Ведомственные железнодорожные подъездные пути»; Понятие «инфраструктура железнодорожного транспорта» как технологический комплекс, включающий в себя различные объекты, является необходимым, исходя из международной практики законодательства. Международным законодательным опытом стран СНГ в области технического регулирования на железнодорожном транспорте на едином пространстве «Колеи 1520» (Законы РФ, Белоруссии, Казахстана, Туркменистана, Молдовы, международного соглашения ОСЖД и др.), аналогично законодательно установлены понятия, подразделяющие железнодорожный транспорт по назначению на железнодорожный транспорт общего и необщего пользования и раскрывающие понятие инфраструктуры железнодорожного транспорта. Понятие «перевозчик» присутствует в Законах Республики Узбекистан «Об автомобильном транспорте», «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика». Указанное понятие присутствует почти во всех законах о железнодорожном транспорте стран СНГ (Россия, Казахстан, Беларусь и др.), однако применительно к деятельности на железнодорожном транспорте понятие «перевозчик» в статьях действующего Закона отсутствует. Соответственно законопроект дополнен статьей «Основные требования к перевозчику железнодорожного транспорта». Тщательный анализ всех статей Закона «О железнодорожном транспорте» показал, что принятые ранее нормы Закона требуют пересмотра с учётом требований национального законодательства и международных стандартов, так как в них отсутствуют механизмы реализации деятельности органов государственного и хозяйственного управления железнодорожным транспортом, иных органов, порядок их взаимодействия и координации между собой. В рыночных условиях хозяйствования повышается роль и ответственность высших звеньев управления в качественном решении проблем регулирования деятельности на железнодорожном транспорте и эффективности государственного управления в этой области. В действующей статье 10 Закона содержатся функции различных органов, то есть в ней совмещены функции и Кабинета Министров Республики Узбекистан, и органа государственного управления (инспекция «Узгосжелдорнадзор»), и органа хозяйственного управления (АО «Узбекистон темир йуллари»), что входит в противоречие с иными действующими актами законодательства и подзаконными нормативно-правовыми актами. Считаем необходимым разделить статью 10 Закона на несколько статей и чётко разграничить функции различных органов, причастных к организации функционирования железнодорожного транспорта: органов государственной власти на местах (в лице хокимиятов); органов исполнительной власти в лице Кабинета Министров; органов государственного управления в лице Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок; органов хозяйственного управления в лице железнодорожного акционерного общества; иных уполномоченных в том или ином вопросе государственных органов; субъектов предпринимательства и органов самоуправления; юридических, физических лиц. При общем руководстве железнодорожной отраслью комплексом транспорта Кабинета Министров Республики Узбекистан роль высшего органа управления железнодорожным транспортом на основании существующего Закона выполняет АО «Узбекистон темир йуллари», причём оно одновременно выполняет задачи и по государственному регулированию развития и функционирования отрасли, и по управлению хозяйственной деятельностью всех звеньев железнодорожного транспорта. На практике эти функции входят в противоречия между собой, так как АО «Узбекистон темир йуллари», наряду с основной государственной задачей обеспечения потребности в перевозке пассажиров и грузов, с одной стороны, с другой стороны, как хозяйствующий субъект предпринимательства, имеет принятые на себя обязательства по выполнению договоров, финансовые интересы, получение доходов от реализации продукции, работ и услуг и других видов своей деятельности, направляемых на содержание и развитие акционерного общества. Предлагается изложить статью 10 «Управление железнодорожным транспортом» Закона в новой редакции. В связи с этим, в законопроект включены статьи 101- 104, в которых компетенции (полномочия) каждого органа (Кабинета Министров, органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах) выделены в отдельные статьи. В содержание этих статей включены нормы с учётом Законов «О Кабинете Министров», «Об органах государственной власти на местах», Указов Президента Республики Узбекистан от 2 марта 2001 года № УП-2815 «О мерах по демонополизации и акционированию железнодорожного транспорта», определяющий дальнейшее совершенствование структуры управления железнодорожным транспортом, процессов демонополизации и акционирования предприятий и организаций отрасли, обеспечения на этой основе развития транспортных коммуникаций, технического перевооружения подвижного состава, повышения уровня и качества обслуживания железнодорожным транспортом населения, отраслей и сфер экономики республики; от 9 декабря 2003 года № УП-3358 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления» и от 22 декабря 2003 года №УП-3366 «О совершенствовании системы органов хозяйственного управления», Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13.04.2012 г. N 109 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом Республики Узбекистан», от 02.03.2004 г. N 101 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок», от 19.11.2013 г. N 310 «Об утверждении положений о порядке прохождения субъектами предпринимательства разрешительных процедур в сфере железнодорожного транспорта в Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок», от 21.08.2003 г. N 360 «Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности в сфере транспорта» и др. Понятие «обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта» изложено в новой редакции с учётом важности и значимости данного понятия, обеспечения выполнения основных требований по обеспечению безопасности движения всеми участниками перевозочного процесса, так как в действующей редакции статьи 20 Закона значение понятия «обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта» полностью не раскрыто, что является законодательным пробелом. На сегодняшний день владельцами (собственниками) инфраструктуры, железнодорожных транспортных и иных средств являются более 43-х министерств и ведомств с входящими в их структуру предприятиями, а также предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере железнодорожного транспорта. Все они непосредственно участвуют в перевозочном процессе и обязаны на местах обеспечивать безопасную эксплуатацию средств железнодорожного транспорта и безопасность железнодорожных перевозок. Соответственно, статья 21 действующего Закона дополняется частями первой, второй, третьей и четвертой, устанавливающими основные требования к безопасности на железнодорожном транспорте с возложением ответственности за обеспечение безопасности движения на предприятия и перевозчика железнодорожного транспорта, непосредственно обеспечивающих перевозочный процесс. Дополнение внесено с учётом требований действующего законодательства в области технического регулирования (Законов «О техническом регулировании», «О лицензировании»). Лицензирование перевозок на железнодорожном транспорте является неотъемлемой частью обеспечения безопасности движения поездов и гарантом выполнения лицензиатами требований нормативно-правовых, нормативно-технических документов и регламентов (порядок лицензирования деятельности на железнодорожном транспорте определен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21.08.2003 года № 360). Международный законодательный опыт в области железнодорожного транспорта в странах СНГ, в частности, в Законах Российской Федерации и Украины, Директиве 2004/49/ЕС Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004 года о безопасности на сообществе железных дорог и 95/18/EC о лицензировании железнодорожных предприятий, подтверждает необходимость законодательного закрепления нормы об организации и проведении обязательного лицензирования деятельности перевозчиков в сфере железнодорожного транспорта в указанной статье закона. Дополнение указанными частями статьи 21 позволит устранить законодательные пробелы и повысить ответственность всех участников перевозочного процесса. Статья 21 действующего Закона дополняется частью седьмой, в связи с тем, что в настоящее время в железнодорожной отрасли республики процедура государственной регистрации и учета подвижного железнодорожного состава владельцев железнодорожного транспорта необщего пользования (железнодорожный подвижной состав, находящийся на балансе и в эксплуатации структурных подразделений министерств, ведомств и юридических лиц различных форм собственности) законодательно не урегулирована, что является законодательным пробелом. Законодательно установить указанную норму в Законе о железнодорожном транспорте необходимо, так как это позволит осуществлять контроль за соответствием технического состояния (установленными сроками эксплуатации, продлением сроков службы, проведением работ по модернизации) подвижного состава промышленных предприятий установленным требованиям безопасности железнодорожных перевозок и в дальнейшем обеспечит повышение ответственности перевозчиков железнодорожного транспорта за сохранность железнодорожного подвижного состава, ведомственных железнодорожных подъездных путей и их эффективного использования. Принятый законопроект в предлагаемой редакции не потребует внесения изменений, дополнений или признания утратившими силу Законов, но потребует внесение изменений и дополнений в ряд актов законодательства Республики Узбекистан, регулирующих деятельность в сфере железнодорожного транспорта. Отдельные статьи Закона содержат отсылочные нормы, а также формулировку «нормативные акты», что не соответствует установленным требованиям изложения, так как деятельность на железнодорожном транспорте регулируется не только нормативными техническими документами, но и нормативно-правовыми актами, необходимо изменить редакцию этих норм. Во многих статьях имеются фразы «в порядке, установленном государственным органом», однако, каким государственным органом Законом конкретно не определено. Включение дополнительных статей в Закон будет способствовать правовому обеспечению не урегулированных законодательством вопросов, устранению пробелов в законодательстве, выполнению принятых решений Президента и Правительства Республики Узбекистан в области железнодорожной отрасли, устранит противоречия и различное толкование норм Закона, повысит ответственность всех указанных органов в выполнении своих задач и функций. Совершенствование законодательной базы регулирования одной из стратегически важнейших отраслей республики – железнодорожного транспорта, является одним из условий дальнейшего развития транспортных услуг и стабильного функционирования железных дорог, созданию отвечающих требованиям времени правовых норм деятельности на железнодорожном транспорте.
Kuchga kirgan rejalashtirilgan sana01.05.2017

Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 15 апреля
1999 года № 766–I «О железнодорожном транспорте» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 5, ст. 118; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 14, ст. 113; 2011 г.,
№ 36, ст. 364; 2015 г., № 23, ст. 301) следующие изменения и дополнения:

1) в части первой статьи 1:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

«железнодорожный транспорт общего пользования (железная дорога) - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, а также предприятия, учреждения и организации производственного и социального назначения, обеспечивающие потребности государства,физических и юридических лиц в перевозках железнодорожным транспортом;»;

б) дополнить абзацами третьим, четвертым, пятым следующего содержания:

«железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, железнодорожный подвижной состав,
а также другое имущество, и предназначенных для обеспечения собственных потребностей в перевозках и потребностей в перевозках физических июридических лиц на основе договоров или для собственных нужд в местах необщего пользования;

инфраструктура железнодорожного транспорта – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути
и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации
и блокировки, информационные комплексы и системы управления движения и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

перевозчик железнодорожного транспорта — юридическое лицо, владеющее железнодорожным транспортным средством на праве собственности или иных вещных правах, осуществляющее деятельность
по перевозке железнодорожным транспортом общего и необщего пользования на основании лицензии или договора перевозки, в том числе для собственных нужд»;

абзацы третий - восемнадцатый считать соответственно абзацами шестым – двадцатым первым;

в) в абзаце девятом слово «нормативный» заменить словом «нормативно-правовой»;

г) в абзаце десятом:

после слова «предприятием» дополнить словом «, перевозчиком»;

слова «железная дорога» заменить словами «предприятие, перевозчик железнодорожного транспорта»;

д) абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:

«пассажир железнодорожного транспорта - физическое лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (электронному проездному документу) либо имеющее проездной документ (электронный проездной документ) и находящееся при посадке или высадке на территории железнодорожного вокзала (станции) или пассажирской платформы»;







2) в статье 2:

а) часть вторую после слова «предприятиями» дополнить словом
«, перевозчиком»;

б) в части третьей:

слова «, а также другими нормативными актами,» исключить;

слова «органом государственного управления железнодорожным транспортом» заменить словами «Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;


3) в статье 3:

а) в части первой слова «Предприятия железнодорожного транспорта, железнодорожные пути общего пользования и другое имущество железнодорожного транспорта» заменить словами «Предприятия, железнодорожные пути и другое имущество железнодорожного транспорта общего пользования»;

б) слова «государственной собственности» заменить словами «собственности органа хозяйственного управления в области железнодорожного транспорта общего пользования»;

в) часть вторую исключить;

4) в статье 4 слова «органом государственного управления железнодорожным транспортом» исключить;

5) в статье 5:

а) части третью, четвертую, пятую исключить;

б) дополнить частью шестой следующего содержания:

«Стоимость безвозмездно передаваемого (получаемого) имущества между предприятиями, учреждениями и организациями органа хозяйственного управления в областижелезнодорожного транспорта общего пользования, не признается доходом (убытком) и не является объектом налогообложения по налогу на прибыль и налогу
на добавленную стоимость у принимающей (передающей) стороны.»;


6) в части третьей статьи 6 слова «определяется органом государственного управления железнодорожным транспортом
в соответствии с законодательством» заменить словами «устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;


7) статью 9 изложить в следующей редакции:

«Статья 9. Железнодорожные пути необщего пользования

К железнодорожным путям необщего пользования относятся железнодорожные подъездные пути, находящиеся в собственности хозяйствующих субъектов и примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования, а также железнодорожные пути, не примыкающие
к железнодорожным путям общего пользования,предназначенные
для обслуживания отдельных организаций, грузоотправителей
и грузополучателей на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд их владельца.

Порядок согласования строительства и примыкания железнодорожных путей необщего пользования, открытие построенного железнодорожного пути необщего пользования для эксплуатации, а также порядок выхода подвижного состава железнодорожного транспорта необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Порядок эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования определяется нормативно-правовыми актами, а также нормативными актами в области технического регулирования. Отношения между собственниками железнодорожных путей необщего пользования
и предприятиями железнодорожного транспорта общего пользования определяются договором.»;





8) статью 10 изложить в следующей редакции:

«Статья 10. Государственное регулирование и управление в области железнодорожного транспорта

Государственное регулирование и управление в области железнодорожного транспорта осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах, органом государственного управления по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок, органом хозяйственного управления
в области железнодорожного транспорта общего пользования.

Государственное регулирование и управление в области железнодорожного транспорта осуществляется путем сертификации, лицензирования, налогообложения, формирования тарифов на социально значимые перевозки, единой научно-технической политики, а также другими предусмотренными законодательством формами, с целью обеспечения баланса интересов государства, потребителей и организаций железнодорожного транспорта, целостного, эффективного, безопасного
и качественного функционирования железнодорожного транспорта,
его комплексного развития, а также беспрепятственного доступа,
в соответствии с настоящим Законом, к услугам железнодорожного транспорта общего пользования лиц, заинтересованных в получении таких услуг.»;





9) дополнить статьёй 101 следующего содержания:

«Статья 101. Полномочия Кабинета Министров

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики
в области железнодорожного транспорта;

организует разработку и обеспечение реализации программ развития, технической, технологической модернизации железнодорожного транспорта;

координирует и направляет работу министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах в сфере железнодорожного транспорта;

координирует меры по обеспечению безопасности железнодорожных перевозок;

проводит финансовую и тарифную политику в области железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе
с установлением порядка централизованных расчетов с бюджетом
и внебюджетными фондами.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять
и иные полномочия в соответствии с законодательством.»;





10) дополнить статьёй 102 следующего содержания:

«Статья 102. Основные полномочия органов государственной власти на местах

Органы государственной власти на местах:

участвуют в реализации государственных программ в области железнодорожного транспорта;

утверждаюти реализуюттерриториальные программы развитияжелезнодорожного транспорта и безопасности железнодорожных перевозок;

участвуют в организации и проведении информационно-разъяснительной работы в организациях и среди населенияпо вопросам профилактики правонарушений,соблюдения безопасносной эксплуатации железнодорожного транспорта, пожарной и экологической безопасности;

координируют и организуют работу территориальных подразделений органов государственного и хозяйственного управления
в проведении мероприятий при возникновении чрезвыйчайных ситуаций, оказывают помощь в ликвидации последствий крушений, аварий, организауют оказание медицинской помощи пострадавшим; (абзац пятый) участвуют в строительстве и реконструкции железнодорожных путей, вокзалов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ
и других объектов железнодорожного транспорта по обслуживанию населения, приобретению подвижного состава для пригородного сообщения;

участвуют в финансировании пригородных пассажирских перевозок;

содействуют укреплению материально-технической и социальной базыжелезнодорожного транспорта.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять
и иные полномочия в соответствии с законодательством.»;




11) дополнить статьёй 103 следующего содержания:

«Статья 103. Основные полномочия органа государственного управления по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок

Орган государственного управления по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок:

осуществляет государственный надзор за обеспечением безопасности железнодорожных перевозок;

осуществляет государственное регулирование деятельности организаций железнодорожного транспорта в области безопасности железнодорожных перевозок через создание нормативно-правовой среды;

осуществляет государственную регистрациюжелезнодорожного подвижного состава необщего пользования, выдачу свидетельств на право управления железнодорожным транспортом;

осуществляет лицензирование и выдачу документов разрешительного характера в сфере железнодорожных перевозок;

представляет интересы Республики Узбекистан в международных организациях в области безопасности железнодорожных перевозок.

Орган государственного управления по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок можетосуществлять и иные полномочия
в соответствиис законодательством.»;


12) дополнить статьёй 104 следующего содержания:

«Статья 104. Основные полномочия органа хозяйственного управления в области железнодорожного транспорта общего пользования

Орган хозяйственного управления в области железнодорожного транспорта общего пользования:

определяет перспективную стратегию устойчивого развития отрасли;

обеспечивает устойчивую и эффективную работу железнодорожного транспорта общего пользования, безопасности перевозок, повышает качество оказываемых транспортных услуг;

укрепляет материально-техническую базу, способствует дальнейшему развитию сети железных дорог и увеличению их пропускной способности, широко внедряет прогрессивные технологии и современные методы менеджмента;

широко привлекает иностранные инвестиции на модернизацию
и совершенствование подвижного состава, путевого хозяйства, систем энергоснабжения, сигнализации и связи, а также на технологическое перевооружение промышленных предприятий отрасли;

организует маркетинговые исследования, оказывает содействие
в освоении производства новых видов конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках продукции (работ, услуг), продвижении их на мировые рынки;

содействует в модернизации и технологическом перевооружении предприятий, широком привлечении для этих целей иностранных инвестиций;

оказывает информационные услуги предприятиям и организациям, входящим в их состав;

организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

представляет интересы Республики Узбекистан в международных организациях в области железнодорожных перевозок.

Орган хозяйственного управления в области железнодорожного транспорта общего пользования можетосуществлять и иные полномочияв соответствиис законодательством.»;



13) в статье 11:

в части первой после слова «предприятия» дополнить словом
«, перевозчик»;

во втором предложении части третьей слова «органом государственного управления железнодорожным транспортом» заменить словами «Правилами перевозок грузов, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;


14) в частипервой статьи 12 после слова «предприятия» дополнить словом «, перевозчик»;

15) дополнить статьёй 121 следующего содержания:

«Статья 121. Основные требования к перевозчику железнодорожного транспорта

Перевозчик железнодорожного транспорта должен соответствовать следующим требованиям:

соблюдать требования нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования технических регламентов и стандартов в области железнодорожного транспорта;

иметь на праве собственности или иных вещных правах железнодорожный подвижной состав, предназначенный для осуществления перевозок, прошедший государственную регистрацию
и регистрацию вмеждународных информационных системах, и (или) железнодорожную инфраструктуру;

иметь лицензию на выполнение железнодорожных перевозок;

выполнять требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и экологии;

обеспечивать выполнение требований безопасности движения
и эксплуатации железнодорожного транспорта;

осуществлять страхование своей гражданской ответсвенности
за причинение вреда жизни, здоровьюнаселения, в установленном законодательством порядке;

выполнять иные требования, предусмотренные актами законодательства.»;




16) статью 14 изложить в следующей редакции:

«Статья 14. Финансовая и хозяйственная деятельность железнодорожного транспорта общего пользования

Финансирование деятельности железнодорожного транспорта осуществляется из доходов собственной хозяйственной деятельности
и средств государственного бюджета в части возмещения расходов
по льготным перевозкам.

Доходы железнодорожного транспорта общего пользования формируются в централизованном порядке от поступлений, получаемых от всех видовперевозок, выполненияработ и услуг предприятий железнодорожного транспорта общего пользования.

Порядок распределения централизованных доходов железнодорожного транспорта общего пользования, устанавливается органом хозяйственного управления в области железнодорожного транспорта общего пользования, с учетом конкретноговкладакаждогопредприятияжелезнодорожного транспорта общего пользования
в перевозочный процесс.

Строительство и реконструкцияжелезнодорожных путей общего пользования, объектов мобилизационногоназначения, втомчислепромышленныхпредприятий, объектов электрификациии связи,а такжеприобретение железнодорожного подвижногосоставаикрупныхмеханизмов социального назначения осуществляются централизованно
в порядке, установленном законодательством.

Строительство железнодорожных путей необщего пользования, остановочных пунктов, грузовых дворов, других объектов может осуществляться по инициативе и за счет средств заинтересованных юридических и физических лиц в установленном порядке.

Строительство и реконструкция железнодорожных линий, вокзалов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и других объектов железнодорожного транспорта по обслуживанию населения, приобретение подвижного состава для пригородного сообщения осуществляются за счет средств железной дороги, а также могут осуществляться за счет средств местного бюджета, заинтересованных юридических и физических лиц.

Для решения задач развития железнодорожного транспорта общего пользования органом хозяйственного управления в области железнодорожного транспорта общего пользования могут создаваться централизованные страховые и резервные фонды.

Расчеты отправителей и получателей грузов и грузобагажа
с предприятиями железнодорожного транспорта за перевозки, грузовые операции, транспортно-экспедиторские услуги и пользование подвижным составом, а также уплата штрафов и пени за неисполнение договорных обязательств и ущерб, нанесенный железной дороге, осуществляются в порядке, определяемом Правилами перевозок грузов и Уставом железной дороги.

Предприятия, перевозчик железнодорожного транспорта имеют право удерживать переданные им для перевозки грузы в обеспечение причитающейся провозной платы и других платежей по перевозке
в порядке, определяемом Правилами перевозок грузов и Уставом железной дороги.

Финансирование пригородных пассажирских перевозок может осуществляться органами государственной власти на местах за счет средств местного бюджета или заинтересованными юридическими или физическими лицами.

Обеспечение предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта общего пользования стратегическимивидами материально-технических ресурсов, перечень которых установлен законодательством, осуществляется централизованно.

Внутреннее перемещение между предприятиями железнодорожного транспорта имущества, выполнение работ, оказание услуг, связанные
с обеспечением перевозочного процесса, не рассматриваются в качестведохода (оборота) от реализации товаров (работ, услуг)»;








17) в статье 15:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Отношения предприятий железнодорожного транспорта общего пользования с юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками объектовжелезнодорожного транспорта необщего пользования»;

б)в части первой:

после слова «транспорта» дополнить словом «общего пользования»;

слова «подъездных путей» заменить словами «путей необщего пользования»;

в) в части второй:

после слова «транспорта» дополнить словом «необщего пользования»;

слова «по согласованию с органом государственного управления железнодорожным транспортом» заменить словами «в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;

18) в части второй статьи 16 после слова «предприятия» дополнить словом «, перевозчик»;

19) в части пятой статьи 17:

после слова «предприятий» дополнить словом «, перевозчика»;

после слова «транспорта» дополнить словами «и не рассматриваются в качестве дохода физических лиц»;

20) статью 20 изложить в следующей редакции:

«Статья 20. Обеспечение безопасности движения, эксплуатация железнодорожных транспортных и иных технических средств

Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органамигосударственного и хозяйственного управления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение нарушений безопасности железнодорожных перевозок, и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

Предприятия, перевозчик железнодорожного транспорта обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, перевозки грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения поездов и других железнодорожных транспортных средств, в том числе при маневровой работе, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, а также охрану труда работников железнодорожного транспорта и окружающей природной среды.

На железнодорожном транспорте могут создаваться специальные структурные подразделения, осуществляющие контроль за обеспечением безопасности движения поездов, а также аварийно-восстановительные подразделения, ликвидирующие последствия аварий на железной дороге. Положение об этих подразделениях устанавливается органом хозяйственного управления по согласованию с органом государственного управления по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок.

Порядок классификации, служебного расследования и учета нарушений безопасности движения устанавливаются органом государственного управления по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок»;

21) статью 21 изложить в следующей редакции:

«Статья 21. Основные требования к безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения нарушений безопасности железнодорожных перевозок и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

Обязательные требования безопасности к объектаминфраструктуры железнодорожного транспорта, методы их контроля,
а также форма оценки их соответствия устанавливаютсянормативными документами в области технического регулирования в соответствии
с ЗакономРеспублики Узбекистан «Отехническом регулировании».

Оказание услуг на железнодорожном транспорте по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа или грузов, в том числе для собственных нужд организации, является лицензируемым видом деятельности.

Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта возлагается на предприятия и перевозчика железнодорожного транспорта обеспечивающих перевозочный процесс.

Территории железнодорожных станций, вокзалов и других подразделений железнодорожного транспорта, связанных с перевозочным процессом, пассажирские платформы и железнодорожные линии,
на которых осуществляется движение поездов и производятся маневровые и погрузочно- разгрузочные работы, являются зонами повышенной опасности и, при необходимости, ограждаются и оборудуются техническими средствами контроля. Правила нахождения граждан
и размещения объектов в зонах повышенной опасности, проведения в них работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Подвижной состав, в том числе специализированный, и контейнеры, элементы верхнего строения железнодорожных путей и другие технические средства и механизмы, а так же услуги, предоставляемые на железнодорожном транспорте, должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования, регламентирующихбезаварийную работу железнодорожного транспорта, безопасность движения, требования охраны труда и экологической безопасности.

Железнодорожный подвижной состав и железнодорожные пути должны иметь соответствующую регистрацию. Не зарегистрированные железнодорожные транспортные средства и железнодорожные пути
к эксплуатации не допускаются.

Сертификация технических средств и механизмов, используемых
в деятельности железнодорожного транспорта, а также оказываемых услуг осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Объекты, на территории которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и разгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования
и сооружений на расстояние, обеспечивающее их безопасную работу. Минимальные расстояния от указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и сооружений в местах пересечения путей общего пользования трубопроводами, линиями связи, электропередачи и другими сооружениями, а также нормы строительства и содержания таких объектов в местах пересечения и сближения с железнодорожными путями устанавливаются нормативными актами соответствующих органов государственного управления, принимаемыми по согласованию с органом государственного управления по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок.

Ответственность за обеспечение установленных нормативов
при строительстве и эксплуатации газо-, нефтепроводов и других сооружений, пересекающих железнодорожные пути общего пользования или находящихся в непосредственной близости от них, а также за безопасность эксплуатации указанных сооружений несут их владельцы. Владельцы указанных сооружений обязаны своевременно сообщать предприятию железнодорожного транспорта, подразделениям Министерства чрезвычайных ситуций и Государственного органа
по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок
о возникновении аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения»;











22) в статье 22:

а) в части первой после слова «транспорта» дополнить словами «общего пользования»;

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

«Положение о военизированной охране железнодорожного транспорта общего пользования, перечень грузов, подлежащих охране
и сопровождению, порядок охраны и сопровождения этих грузов утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;

в) в части третьей после слова «транспорта» дополнить словами «общего пользования»;

г) в части пятой слова «органом государственного управления железнодорожным транспортом» заменить словом «перевозчиком железнодорожного транспорта»;

д) в части шестой слова «орган государственного управления железнодорожным транспортом» заменить словом «перевозчик железнодорожного транспорта»


23) в статье 23:

а) в части первой:

в первом предложении после слова «предприятия,» дополнить словом «перевозчик»;

во втором предложении слова «органом государственного управления железнодорожным транспортом» заменить словами «Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;

б) в части второй после слов «предприятиям» дополнить словом
«, перевозчику»;

в) в части третьей после слова «предприятия» в соответствующем падеже дополнить словом «, перевозчик» в соответствующем падеже;

г) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«Сумма, полученная предприятием, перевозчиком железнодорожного транспорта за реализацию груза, багажа и грузобагажа, на который отсутствуют документы, перечисляется в доход этого предприятия, перевозчика, и используются на возмещение средств, выплаченных предприятием, перевозчиком железнодорожного транспорта за не прибывший по назначению груз, багаж и грузобагаж»;


24) в статье 24 слова «органом государственного управления железнодорожным транспортом» заменить словами «в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;

25) в статье 26:

в наименовании после слова «предприятия» дополнить словом
«, перевозчика»;

в частях первой - шестой после слова «предприятия» дополнить словом «, перевозчик»;


26) в статье 27:

в наименовании после слова «предприятиями» дополнить словом
«, перевозчиком»;

в части третьей после слова «предприятиям» дополнить словом
«, перевозчику»;



27) в части первой статьи 28 после слова «предприятиям» дополнить словом «, перевозчику»».

Menga yoqdi Menga yoqmadi
Yoqdi: 0
Yoqmadi: 0

Umumiy izohlar va ularga berilgan javoblar

Hech nima topilmadi
Menga yoqdi Menga yoqmadi
Yoqdi: 0
Yoqmadi: 0
Loyiha So`nggi tahrir

Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 15 апреля
1999 года № 766–I «О железнодорожном транспорте» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 5, ст. 118; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 14, ст. 113; 2011 г.,
№ 36, ст. 364; 2015 г., № 23, ст. 301) следующие изменения и дополнения:

1) в части первой статьи 1:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

«железнодорожный транспорт общего пользования (железная дорога) - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, а также предприятия, учреждения и организации производственного и социального назначения, обеспечивающие потребности государства,физических и юридических лиц в перевозках железнодорожным транспортом;»;

б) дополнить абзацами третьим, четвертым, пятым следующего содержания:

«железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, железнодорожный подвижной состав,
а также другое имущество, и предназначенных для обеспечения собственных потребностей в перевозках и потребностей в перевозках физических июридических лиц на основе договоров или для собственных нужд в местах необщего пользования;

инфраструктура железнодорожного транспорта – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути
и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации
и блокировки, информационные комплексы и системы управления движения и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

перевозчик железнодорожного транспорта — юридическое лицо, владеющее железнодорожным транспортным средством на праве собственности или иных вещных правах, осуществляющее деятельность
по перевозке железнодорожным транспортом общего и необщего пользования на основании лицензии или договора перевозки, в том числе для собственных нужд»;

абзацы третий - восемнадцатый считать соответственно абзацами шестым – двадцатым первым;

в) в абзаце девятом слово «нормативный» заменить словом «нормативно-правовой»;

г) в абзаце десятом:

после слова «предприятием» дополнить словом «, перевозчиком»;

слова «железная дорога» заменить словами «предприятие, перевозчик железнодорожного транспорта»;

д) абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:

«пассажир железнодорожного транспорта - физическое лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (электронному проездному документу) либо имеющее проездной документ (электронный проездной документ) и находящееся при посадке или высадке на территории железнодорожного вокзала (станции) или пассажирской платформы»;







2) в статье 2:

а) часть вторую после слова «предприятиями» дополнить словом
«, перевозчиком»;

б) в части третьей:

слова «, а также другими нормативными актами,» исключить;

слова «органом государственного управления железнодорожным транспортом» заменить словами «Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;


3) в статье 3:

а) в части первой слова «Предприятия железнодорожного транспорта, железнодорожные пути общего пользования и другое имущество железнодорожного транспорта» заменить словами «Предприятия, железнодорожные пути и другое имущество железнодорожного транспорта общего пользования»;

б) слова «государственной собственности» заменить словами «собственности органа хозяйственного управления в области железнодорожного транспорта общего пользования»;

в) часть вторую исключить;

4) в статье 4 слова «органом государственного управления железнодорожным транспортом» исключить;

5) в статье 5:

а) части третью, четвертую, пятую исключить;

б) дополнить частью шестой следующего содержания:

«Стоимость безвозмездно передаваемого (получаемого) имущества между предприятиями, учреждениями и организациями органа хозяйственного управления в областижелезнодорожного транспорта общего пользования, не признается доходом (убытком) и не является объектом налогообложения по налогу на прибыль и налогу
на добавленную стоимость у принимающей (передающей) стороны.»;


6) в части третьей статьи 6 слова «определяется органом государственного управления железнодорожным транспортом
в соответствии с законодательством» заменить словами «устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;


7) статью 9 изложить в следующей редакции:

«Статья 9. Железнодорожные пути необщего пользования

К железнодорожным путям необщего пользования относятся железнодорожные подъездные пути, находящиеся в собственности хозяйствующих субъектов и примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования, а также железнодорожные пути, не примыкающие
к железнодорожным путям общего пользования,предназначенные
для обслуживания отдельных организаций, грузоотправителей
и грузополучателей на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд их владельца.

Порядок согласования строительства и примыкания железнодорожных путей необщего пользования, открытие построенного железнодорожного пути необщего пользования для эксплуатации, а также порядок выхода подвижного состава железнодорожного транспорта необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Порядок эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования определяется нормативно-правовыми актами, а также нормативными актами в области технического регулирования. Отношения между собственниками железнодорожных путей необщего пользования
и предприятиями железнодорожного транспорта общего пользования определяются договором.»;





8) статью 10 изложить в следующей редакции:

«Статья 10. Государственное регулирование и управление в области железнодорожного транспорта

Государственное регулирование и управление в области железнодорожного транспорта осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах, органом государственного управления по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок, органом хозяйственного управления
в области железнодорожного транспорта общего пользования.

Государственное регулирование и управление в области железнодорожного транспорта осуществляется путем сертификации, лицензирования, налогообложения, формирования тарифов на социально значимые перевозки, единой научно-технической политики, а также другими предусмотренными законодательством формами, с целью обеспечения баланса интересов государства, потребителей и организаций железнодорожного транспорта, целостного, эффективного, безопасного
и качественного функционирования железнодорожного транспорта,
его комплексного развития, а также беспрепятственного доступа,
в соответствии с настоящим Законом, к услугам железнодорожного транспорта общего пользования лиц, заинтересованных в получении таких услуг.»;





9) дополнить статьёй 101 следующего содержания:

«Статья 101. Полномочия Кабинета Министров

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики
в области железнодорожного транспорта;

организует разработку и обеспечение реализации программ развития, технической, технологической модернизации железнодорожного транспорта;

координирует и направляет работу министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах в сфере железнодорожного транспорта;

координирует меры по обеспечению безопасности железнодорожных перевозок;

проводит финансовую и тарифную политику в области железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе
с установлением порядка централизованных расчетов с бюджетом
и внебюджетными фондами.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять
и иные полномочия в соответствии с законодательством.»;





10) дополнить статьёй 102 следующего содержания:

«Статья 102. Основные полномочия органов государственной власти на местах

Органы государственной власти на местах:

участвуют в реализации государственных программ в области железнодорожного транспорта;

утверждаюти реализуюттерриториальные программы развитияжелезнодорожного транспорта и безопасности железнодорожных перевозок;

участвуют в организации и проведении информационно-разъяснительной работы в организациях и среди населенияпо вопросам профилактики правонарушений,соблюдения безопасносной эксплуатации железнодорожного транспорта, пожарной и экологической безопасности;

координируют и организуют работу территориальных подразделений органов государственного и хозяйственного управления
в проведении мероприятий при возникновении чрезвыйчайных ситуаций, оказывают помощь в ликвидации последствий крушений, аварий, организауют оказание медицинской помощи пострадавшим; (абзац пятый) участвуют в строительстве и реконструкции железнодорожных путей, вокзалов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ
и других объектов железнодорожного транспорта по обслуживанию населения, приобретению подвижного состава для пригородного сообщения;

участвуют в финансировании пригородных пассажирских перевозок;

содействуют укреплению материально-технической и социальной базыжелезнодорожного транспорта.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять
и иные полномочия в соответствии с законодательством.»;




11) дополнить статьёй 103 следующего содержания:

«Статья 103. Основные полномочия органа государственного управления по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок

Орган государственного управления по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок:

осуществляет государственный надзор за обеспечением безопасности железнодорожных перевозок;

осуществляет государственное регулирование деятельности организаций железнодорожного транспорта в области безопасности железнодорожных перевозок через создание нормативно-правовой среды;

осуществляет государственную регистрациюжелезнодорожного подвижного состава необщего пользования, выдачу свидетельств на право управления железнодорожным транспортом;

осуществляет лицензирование и выдачу документов разрешительного характера в сфере железнодорожных перевозок;

представляет интересы Республики Узбекистан в международных организациях в области безопасности железнодорожных перевозок.

Орган государственного управления по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок можетосуществлять и иные полномочия
в соответствиис законодательством.»;


12) дополнить статьёй 104 следующего содержания:

«Статья 104. Основные полномочия органа хозяйственного управления в области железнодорожного транспорта общего пользования

Орган хозяйственного управления в области железнодорожного транспорта общего пользования:

определяет перспективную стратегию устойчивого развития отрасли;

обеспечивает устойчивую и эффективную работу железнодорожного транспорта общего пользования, безопасности перевозок, повышает качество оказываемых транспортных услуг;

укрепляет материально-техническую базу, способствует дальнейшему развитию сети железных дорог и увеличению их пропускной способности, широко внедряет прогрессивные технологии и современные методы менеджмента;

широко привлекает иностранные инвестиции на модернизацию
и совершенствование подвижного состава, путевого хозяйства, систем энергоснабжения, сигнализации и связи, а также на технологическое перевооружение промышленных предприятий отрасли;

организует маркетинговые исследования, оказывает содействие
в освоении производства новых видов конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках продукции (работ, услуг), продвижении их на мировые рынки;

содействует в модернизации и технологическом перевооружении предприятий, широком привлечении для этих целей иностранных инвестиций;

оказывает информационные услуги предприятиям и организациям, входящим в их состав;

организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

представляет интересы Республики Узбекистан в международных организациях в области железнодорожных перевозок.

Орган хозяйственного управления в области железнодорожного транспорта общего пользования можетосуществлять и иные полномочияв соответствиис законодательством.»;



13) в статье 11:

в части первой после слова «предприятия» дополнить словом
«, перевозчик»;

во втором предложении части третьей слова «органом государственного управления железнодорожным транспортом» заменить словами «Правилами перевозок грузов, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;


14) в частипервой статьи 12 после слова «предприятия» дополнить словом «, перевозчик»;

15) дополнить статьёй 121 следующего содержания:

«Статья 121. Основные требования к перевозчику железнодорожного транспорта

Перевозчик железнодорожного транспорта должен соответствовать следующим требованиям:

соблюдать требования нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования технических регламентов и стандартов в области железнодорожного транспорта;

иметь на праве собственности или иных вещных правах железнодорожный подвижной состав, предназначенный для осуществления перевозок, прошедший государственную регистрацию
и регистрацию вмеждународных информационных системах, и (или) железнодорожную инфраструктуру;

иметь лицензию на выполнение железнодорожных перевозок;

выполнять требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и экологии;

обеспечивать выполнение требований безопасности движения
и эксплуатации железнодорожного транспорта;

осуществлять страхование своей гражданской ответсвенности
за причинение вреда жизни, здоровьюнаселения, в установленном законодательством порядке;

выполнять иные требования, предусмотренные актами законодательства.»;




16) статью 14 изложить в следующей редакции:

«Статья 14. Финансовая и хозяйственная деятельность железнодорожного транспорта общего пользования

Финансирование деятельности железнодорожного транспорта осуществляется из доходов собственной хозяйственной деятельности
и средств государственного бюджета в части возмещения расходов
по льготным перевозкам.

Доходы железнодорожного транспорта общего пользования формируются в централизованном порядке от поступлений, получаемых от всех видовперевозок, выполненияработ и услуг предприятий железнодорожного транспорта общего пользования.

Порядок распределения централизованных доходов железнодорожного транспорта общего пользования, устанавливается органом хозяйственного управления в области железнодорожного транспорта общего пользования, с учетом конкретноговкладакаждогопредприятияжелезнодорожного транспорта общего пользования
в перевозочный процесс.

Строительство и реконструкцияжелезнодорожных путей общего пользования, объектов мобилизационногоназначения, втомчислепромышленныхпредприятий, объектов электрификациии связи,а такжеприобретение железнодорожного подвижногосоставаикрупныхмеханизмов социального назначения осуществляются централизованно
в порядке, установленном законодательством.

Строительство железнодорожных путей необщего пользования, остановочных пунктов, грузовых дворов, других объектов может осуществляться по инициативе и за счет средств заинтересованных юридических и физических лиц в установленном порядке.

Строительство и реконструкция железнодорожных линий, вокзалов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и других объектов железнодорожного транспорта по обслуживанию населения, приобретение подвижного состава для пригородного сообщения осуществляются за счет средств железной дороги, а также могут осуществляться за счет средств местного бюджета, заинтересованных юридических и физических лиц.

Для решения задач развития железнодорожного транспорта общего пользования органом хозяйственного управления в области железнодорожного транспорта общего пользования могут создаваться централизованные страховые и резервные фонды.

Расчеты отправителей и получателей грузов и грузобагажа
с предприятиями железнодорожного транспорта за перевозки, грузовые операции, транспортно-экспедиторские услуги и пользование подвижным составом, а также уплата штрафов и пени за неисполнение договорных обязательств и ущерб, нанесенный железной дороге, осуществляются в порядке, определяемом Правилами перевозок грузов и Уставом железной дороги.

Предприятия, перевозчик железнодорожного транспорта имеют право удерживать переданные им для перевозки грузы в обеспечение причитающейся провозной платы и других платежей по перевозке
в порядке, определяемом Правилами перевозок грузов и Уставом железной дороги.

Финансирование пригородных пассажирских перевозок может осуществляться органами государственной власти на местах за счет средств местного бюджета или заинтересованными юридическими или физическими лицами.

Обеспечение предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта общего пользования стратегическимивидами материально-технических ресурсов, перечень которых установлен законодательством, осуществляется централизованно.

Внутреннее перемещение между предприятиями железнодорожного транспорта имущества, выполнение работ, оказание услуг, связанные
с обеспечением перевозочного процесса, не рассматриваются в качестведохода (оборота) от реализации товаров (работ, услуг)»;








17) в статье 15:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Отношения предприятий железнодорожного транспорта общего пользования с юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками объектовжелезнодорожного транспорта необщего пользования»;

б)в части первой:

после слова «транспорта» дополнить словом «общего пользования»;

слова «подъездных путей» заменить словами «путей необщего пользования»;

в) в части второй:

после слова «транспорта» дополнить словом «необщего пользования»;

слова «по согласованию с органом государственного управления железнодорожным транспортом» заменить словами «в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;

18) в части второй статьи 16 после слова «предприятия» дополнить словом «, перевозчик»;

19) в части пятой статьи 17:

после слова «предприятий» дополнить словом «, перевозчика»;

после слова «транспорта» дополнить словами «и не рассматриваются в качестве дохода физических лиц»;

20) статью 20 изложить в следующей редакции:

«Статья 20. Обеспечение безопасности движения, эксплуатация железнодорожных транспортных и иных технических средств

Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органамигосударственного и хозяйственного управления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение нарушений безопасности железнодорожных перевозок, и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

Предприятия, перевозчик железнодорожного транспорта обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, перевозки грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения поездов и других железнодорожных транспортных средств, в том числе при маневровой работе, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, а также охрану труда работников железнодорожного транспорта и окружающей природной среды.

На железнодорожном транспорте могут создаваться специальные структурные подразделения, осуществляющие контроль за обеспечением безопасности движения поездов, а также аварийно-восстановительные подразделения, ликвидирующие последствия аварий на железной дороге. Положение об этих подразделениях устанавливается органом хозяйственного управления по согласованию с органом государственного управления по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок.

Порядок классификации, служебного расследования и учета нарушений безопасности движения устанавливаются органом государственного управления по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок»;

21) статью 21 изложить в следующей редакции:

«Статья 21. Основные требования к безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения нарушений безопасности железнодорожных перевозок и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

Обязательные требования безопасности к объектаминфраструктуры железнодорожного транспорта, методы их контроля,
а также форма оценки их соответствия устанавливаютсянормативными документами в области технического регулирования в соответствии
с ЗакономРеспублики Узбекистан «Отехническом регулировании».

Оказание услуг на железнодорожном транспорте по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа или грузов, в том числе для собственных нужд организации, является лицензируемым видом деятельности.

Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта возлагается на предприятия и перевозчика железнодорожного транспорта обеспечивающих перевозочный процесс.

Территории железнодорожных станций, вокзалов и других подразделений железнодорожного транспорта, связанных с перевозочным процессом, пассажирские платформы и железнодорожные линии,
на которых осуществляется движение поездов и производятся маневровые и погрузочно- разгрузочные работы, являются зонами повышенной опасности и, при необходимости, ограждаются и оборудуются техническими средствами контроля. Правила нахождения граждан
и размещения объектов в зонах повышенной опасности, проведения в них работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Подвижной состав, в том числе специализированный, и контейнеры, элементы верхнего строения железнодорожных путей и другие технические средства и механизмы, а так же услуги, предоставляемые на железнодорожном транспорте, должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования, регламентирующихбезаварийную работу железнодорожного транспорта, безопасность движения, требования охраны труда и экологической безопасности.

Железнодорожный подвижной состав и железнодорожные пути должны иметь соответствующую регистрацию. Не зарегистрированные железнодорожные транспортные средства и железнодорожные пути
к эксплуатации не допускаются.

Сертификация технических средств и механизмов, используемых
в деятельности железнодорожного транспорта, а также оказываемых услуг осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Объекты, на территории которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и разгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования
и сооружений на расстояние, обеспечивающее их безопасную работу. Минимальные расстояния от указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и сооружений в местах пересечения путей общего пользования трубопроводами, линиями связи, электропередачи и другими сооружениями, а также нормы строительства и содержания таких объектов в местах пересечения и сближения с железнодорожными путями устанавливаются нормативными актами соответствующих органов государственного управления, принимаемыми по согласованию с органом государственного управления по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок.

Ответственность за обеспечение установленных нормативов
при строительстве и эксплуатации газо-, нефтепроводов и других сооружений, пересекающих железнодорожные пути общего пользования или находящихся в непосредственной близости от них, а также за безопасность эксплуатации указанных сооружений несут их владельцы. Владельцы указанных сооружений обязаны своевременно сообщать предприятию железнодорожного транспорта, подразделениям Министерства чрезвычайных ситуций и Государственного органа
по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок
о возникновении аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения»;











22) в статье 22:

а) в части первой после слова «транспорта» дополнить словами «общего пользования»;

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

«Положение о военизированной охране железнодорожного транспорта общего пользования, перечень грузов, подлежащих охране
и сопровождению, порядок охраны и сопровождения этих грузов утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;

в) в части третьей после слова «транспорта» дополнить словами «общего пользования»;

г) в части пятой слова «органом государственного управления железнодорожным транспортом» заменить словом «перевозчиком железнодорожного транспорта»;

д) в части шестой слова «орган государственного управления железнодорожным транспортом» заменить словом «перевозчик железнодорожного транспорта»


23) в статье 23:

а) в части первой:

в первом предложении после слова «предприятия,» дополнить словом «перевозчик»;

во втором предложении слова «органом государственного управления железнодорожным транспортом» заменить словами «Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;

б) в части второй после слов «предприятиям» дополнить словом
«, перевозчику»;

в) в части третьей после слова «предприятия» в соответствующем падеже дополнить словом «, перевозчик» в соответствующем падеже;

г) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«Сумма, полученная предприятием, перевозчиком железнодорожного транспорта за реализацию груза, багажа и грузобагажа, на который отсутствуют документы, перечисляется в доход этого предприятия, перевозчика, и используются на возмещение средств, выплаченных предприятием, перевозчиком железнодорожного транспорта за не прибывший по назначению груз, багаж и грузобагаж»;


24) в статье 24 слова «органом государственного управления железнодорожным транспортом» заменить словами «в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;

25) в статье 26:

в наименовании после слова «предприятия» дополнить словом
«, перевозчика»;

в частях первой - шестой после слова «предприятия» дополнить словом «, перевозчик»;


26) в статье 27:

в наименовании после слова «предприятиями» дополнить словом
«, перевозчиком»;

в части третьей после слова «предприятиям» дополнить словом
«, перевозчику»;



27) в части первой статьи 28 после слова «предприятиям» дополнить словом «, перевозчику»».

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
13. Внесение проекта закона и материалов к нему в Кабинет Министров Республики Узбекистан (статья 23 Закона «О нормативно-правовых актах», раздел III Регламента Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 14 февраля 2005 года № 62).Внесение проекта закона и материалов к нему в Кабинет Министров Республики Узбекистан.12.09.2016 г.Внесение проекта закона и материалов к нему в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
12. В случае необходимости, совершенствование проекта закона, подготовка (доработка) таблицы разногласий по замечаниям Министерства юстиции Республики Узбекистан по проекту закона (пункты 99 и 100 настоящих Методических указаний (рег. № 2352 от 09.04.2012 г.)).Доработка проекта закона, подготовка (доработка) таблицы разногласий по замечаниям Министерства юстиции Республики Узбекистан по проекту закона .22.08.2016 г.Доработка проекта закона, подготовка (доработка) таблицы разногласий по замечаниям Министерства юстиции Республики Узбекистан по проекту закона .
11.Направление проекта закона и материалов к нему в Министерство юстиции Республики Узбекистан для проведения правовой экспертизы (статья 22 Закона «О нормативно-правовых актах»).Направление проекта закона и материалов к нему в Министерство юстиции Республики Узбекистан для проведения правовой экспертизы. до 01.08.2016 г.Направление проекта закона и материалов к нему в Министерство юстиции Республики Узбекистан для проведения правовой экспертизы.
10. В случае необходимости, совершенствование проекта закона, подготовка таблицы разногласий по замечаниям министерств, ведомств и других организаций по проекту закона (пункты 99 и 100 настоящих Методических указаний (рег. № 2352 от 09.04.2012 г.)).Доработка проекта закона, подготовка таблицы разногласий по замечаниям министерств, ведомств и других организаций по проекту закона .до 10.08.2016 г.Доработка проекта закона, подготовка таблицы разногласий по замечаниям министерств, ведомств и других организаций по проекту закона .
9. Направление проекта закона и материалов к нему заинтересованным министерствам, ведомствам и другим организациям для согласования (визирования) (пункты 88–102 Методических указаний (рег. № 2352 от 09.04.2012 г.). В соответствии со статьей 22 Закона «О нормативно-правовых актах» Министерство юстиции Республики Узбекистан осуществляет правовую экспертизу проектов нормативно-правовых актов после проведения иных видов экспертиз).Направление проекта закона и материалов к нему заинтересованным министерствам, ведомствам и другим организациям для согласования (визирования) .до 01.07.2016 г.Направление проекта закона и материалов к нему заинтересованным министерствам, ведомствам и другим организациям для согласования (визирования) .
8. Постатейное рассмотрение и обсуждение проекта закона с участием ответственных работников заинтересованных министерств, при необходимости с участием ответственного работника информационно-аналитического департамента Кабинета Министров по вопросам коммунальной сферы, транспорта, капитального строительства и стройиндустрии Кабинета Министров до его направления на окончательное согласование (визирование) (Протокол расширенного селекторного совещания по законотворческой деятельности и организации исполнения законов органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах от 09.12.2015г. № 114, утвержденный Премьер-министром Республики Узбекистан Ш.Мирзиёевым 14.12.2015 г. (исх. № ЭДО-1-12-19-20 от 17.12.2015г.))Постатейное рассмотрение и обсуждение проекта закона до его направление на окончательное согласование в причастные министерства и ведомства.июнь 2016 г.Постатейное рассмотрение и обсуждение проекта закона до его направление на окончательное согласование в причастные министерства и ведомства.
7. Размещение проекта закона и материалов к нему на: официальном веб-сайте ГИ «Узгосжелдорнадзор». При этом создание всех необходимых условий для ознакомления с текстом проекта закона и материалов к нему, установление механизмов обратной связи; Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.Размещение проекта закона и материалов к нему в сети интернет. 18.05.2016 г.Размещение проекта закона и материалов к нему в сети интернет.
6. Проведение общественного и профессионального (семинары, «круглые столы») обсуждения проекта закона (статья 20 Закона «О нормативно-правовых актах»).Проведение общественного и профессионального обсуждения проекта закона 23.05.2016 г.Проведение общественного и профессионального обсуждения проекта закона
5. Направление проекта закона и материалов к нему заинтересованным министерствам, ведомствам и другим организациям для предварительного согласования (В соответствии со статьей 22 Закона «О нормативно-правовых актах» Министерство юстиции Республики Узбекистан осуществляет правовую экспертизу проектов законов после проведения иных видов экспертиз).Предварительное согласование проекта Закона с причастными министерствами и ведомствами.18.05.2016 г.Предварительное согласование проекта Закона с причастными министерствами и ведомствами.
4. Проведение правовой экспертизы проекта закона (статья 22 Закона «О нормативно-правовых актах»).Ведомственная правовая экспертиза проекта закона.до 05.05.2016г.Ведомственная правовая экспертиза проекта закона.
3. Разработка: а) проекта закона; б) иных необходимых материалов к проекту закона: пояснительной записки; сравнительной таблицы с указанием в последовательном порядке соответствующих положений международных документов и законодательства зарубежных стран, обоснованных предложений о приемлемости применения соответствующего международного опыта в условиях Республики Узбекистан; сопоставительной таблицы – для проекта закона, предусматривающего внесение изменений и дополнений в законодательные акты или их части, либо признание их или их частей утратившим силу.Подготовка проекта закона и материалов к нему.до 02.05.2016г.Подготовка проекта закона и материалов к нему.