Давлат тилида матни бўлмаган лойиҳалар портал маъмурияти томонидан лойиҳа муаллифини огоҳлантирмасдан ўчирилади
ID Муаллиф Муҳокамага чиқариш санаси Якунланиш санаси Таклифлар сони
8809 Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамаси ҳузуридаги Ўсимликлар карантини давлат инспекцияси 07/10/2019 22/10/2019 0

Муҳокама якунланди

Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамаси Қарори
Об утверждении Положений о порядке установления свободных зон, а также зон с низкой численностью вредных организмов и порядке разработки программы по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага
ID-8809

ПРОЕКТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Об утверждении Положений о порядке установления свободных зон, а также зон с низкой численностью вредных организмов и порядке разработки программы по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага

В соответствии с Законом Республики Узбекистан от 9 июля 2018 года

№ ЗРУ-484 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О карантине растений», во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 29 июля 2019 года № ПП-4406 «О дополнительных мерах по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции и дальнейшему развитию пищевой промышленности», Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить:

Положение о порядке установления свободных зон, а также зон с низкой численностью вредных организмов согласно приложению № 1;

Положение о порядке разработки программы по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага согласно приложению № 2.

2. Принять к сведению, что средства для борьбы с объектами карантина растений и обеспечения фитосанитарной безопасности финансируется за счет средств Государственного бюджета.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить

на советника Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сферы А.Ж. Вахабова, Заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – министра финансов Д.А. Кучкарова

и начальника Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан И.К. Эргашева.

Премьер-министр А. Арипов

Приложение № 1

к постановлению Кабинета Министров

от «__» ________ 2019 года № _____

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке установления свободных зон, а также зон с низкой численностью вредных организмов

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Настоящее Положение определяет порядок установления на территории Республики Узбекистан свободных зон и зон с низкой численностью вредных организмов, а также управления фитосанитарным риском при ввозе на территорию республики подкарантинной продукции из свободных зон и зон с низкой зараженностью страны-экспортера.

2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

вредный организм – любой вид, разновидность или биотип растений, животных или патогенных агентов, вредный для растений
или растительных продуктов;

зона с низкой численностью вредных организмов – территория или ее часть, на которой на низком уровне численности присутствует вредный организм в отношении которого ведутся меры по эффективному надзору, борьбе
или ликвидации;

свободная зона – определённая страна, часть страны или несколько стран, или их часть, отсутствие в которой вредного организма научно доказано, а также при необходимости, она официально поддерживается;

обследование – процедура, проводимая государственной службой по карантину растений в установленный период времени с целью определения характеристик популяции вредного организма или его видового состава, присутствующих на определенной территории;

обследование на выявление – обследование, проводимое в определенной территории с целью выявления присутствия в ней вредных организмов;

мониторинг в области карантина растений — система наблюдений за состоянием защищенности экосистем, их компонентов или продукции растительного происхождения от вредных организмов и объектов карантина растений и влияющими на них факторов окружающей среды, проводимые в постоянном режиме для анализа, оценки и прогноза фитосанитарной обстановки на определенной территории.

3. Установление свободных зон и зон с низкой численностью вредных организмов (далее – зоны с низкой зараженностью) в Республике Узбекистан, а также признание данных зон иностранных государств осуществляется Государственной инспекцией по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Инспекция «Узгоскарантин») в порядке определенным настоящим Положением.

 

Глава 2. Порядок установления свободных зон или зон с низкой зараженностью в Республике Узбекистан

 

4. Установление свободных зон и зон с низкой зараженностью
в Республике Узбекистан осуществляется выполнением следующих мероприятий:

обследование, в том числе на выявление вредного организма и определение границ зоны;

принятие фитосанитарных мер для предупреждения и пресечения возможности заражения вредным организмом;

проведение мониторинга в области карантина растений.

5. Обследование, в том числе на выявление вредного организма и определение границ соответствующей зоны осуществляется на основании обращений в Инспекцию «Узгоскарантин» органов государственной власти на местах, физических и юридических лиц.

6. Инспекция «Узгоскарантин» рассматривает обращение и принимает решение о проведении либо в его отказе в обследовании в течении семи дней со дня поступления обращения.

7. Инспекция «Узгоскарантин» вправе привлекать специалистов в области карантина растений местных и иностранных научных учреждений для проведения обследования.

8. В ходе проведения обследования специалистами Инспекции осуществляется отбор образцов почвы и растительных организмов, выявленных на обследуемой территории для проведения лабораторных исследований.

9. Допустимый уровень численности вредного организма рассчитывается на основе оценки риска в соответствии с межведомственным соглашением уполномоченных органов по карантину растений экспортирующего и импортирующего государства.

При этом допустимый уровень численности вредного организма для экспорта в определенную страну публикуется на официальном веб-сайте Инспекции «Узгоскарантин».

10. При установлении отсутствия вредного организма в отобранных образцах, Инспекция «Узгоскарантин» на основании результатов лабораторных исследований и положительного заключения специалистов, принимает решение об установлении обследованной территории или ее части свободной зоной либо зоной с низкой зараженностью.

11. Границы свободной зоны или зоны с низкой зараженностью определяются
в зависимости от биологии вредного организма и основываются на зоне его отсутствия.

Ограничиваются свободные зоны или зоны с низкой зараженностью биологическими границами присутствия вредного организма, также административными и географическими границами.

12. После принятия решения об установлении свободной зоны или зоны
с низкой зараженностью, в целях предупреждения интродукции и распространения в данной зоне конкретных вредных организмов, Инспекцией «Узгоскарантин» принимаются следующие фитосанитарные меры:

установление усиленного контроля за соблюдением мер фитосанитарной безопасности;

внесение вредных организмов свойственных для данной местности в Перечень вредных организмов, имеющих карантинное значение для Республики Узбекистан;

введение ограничений на ввоз и перемещение по данной зоне некоторых товаров;

предоставление рекомендаций производителям подкарантинной продукции;

иные меры в соответствии с законодательством.

13. С момента установления свободной зоны или зоны с низкой зараженностью и введения фитосанитарных мер по её поддержанию государственной службой по карантину растений регулярно осуществляется мониторинг в области карантина растений данных территорий в целях внутреннего управления и поддержания ее статуса.

14. Мониторинг в области карантина растений осуществляется в порядке, установленном законодательством.

15. Подтверждение статуса свободной зоны или зоны с низкой зараженностью основывается на результатах мониторинга в области карантина растений, включающего контрольные обследования на выявление вредного организма, определение масштабов заражения территории.

16. Обнаружение вредного организма на территории свободных зон или зон с низкой зараженностью приведет к изменению или отмене их статуса.

17. Решение об изменении и/или отмене статуса свободной зоны и зоны с низкой зараженностью утверждается Инспекцией «Узгоскарантин» с одновременным принятием Программы мер по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага.

18. Последующее повторное установление или признание свободной зоны и/либо зоны с низкой зараженностью осуществляется в порядке, предусмотренном
настоящим Положением.

19.      Инспекция «Узгоскарантин» ведет кадастр и картирование свободных зон и зон с низкой зараженностью с четким определением границ и данными о мерах борьбы, их связи с биологией, репродуктивным потенциалом и спектром растений-хозяев для конкретных вредных организмов.

 

Глава 3. Порядок признания свободных зон или зон низкой зараженности иностранных государств

 

20. Признание свободных зон или зон с низкой зараженностью иностранных государств осуществляется Инспекцией «Узгоскарантин» в целях ввоза на территорию Республики Узбекистан подкарантинной продукции свободной от объектов карантина растений.

21. Признание свободных зон или зон с низкой зараженностью иностранных государств осуществляется Инспекцией «Узгоскарантин» состоит из следующих этапов:

1) обследование на предмет выявления вредного организма
и мест выращивания, переработки или производства подкарантинной продукции, расположенных на территории иностранного государства;

2) принятие решения о признании определенной территории иностранного государства, где выращивается, перерабатывается и/или производится подкарантинная продукция свободной зоной либо зоной с низкой зараженностью.

22. Обследование на предмет выявления вредного организма
и факта производства и/или выращивания на данной территории импортируемой продукции осуществляется Инспекцией «Узгоскарантин» в порядке, установленном законодательством.

23.  По результатам первого этапа Инспекция «Узгоскарантин» устанавливает фитосанитарное состояние обследованной территории иностранного государства и принимает соответствующее решение об отказе либо в признании ее
свободной зоной или зоной с низкой зараженностью.

На основании принятого решения, Инспекция «Узгоскарантин» разрешает ввоз либо устанавливает запрет на ввоз в Республику Узбекистан подкарантинной продукции с данной территории иностранного государства.

24. Инспекция «Узгоскарантин» в установленном порядке уведомляет о принятом решении уполномоченный орган иностранного государства, Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан и субъектов внешнеэкономической деятельности, а также размещает его на своем официальном веб-сайте.

 

Глава 4. Заключительное положение

 

25. Лица виновные в нарушении требований настоящего Положения несут ответственность в соответствии с законодательством.

 

Приложение № 2

к постановлению Кабинета Министров

от «__» _________ 2019 года № _____

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке разработки программы по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки программы
по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очагов на определенной территории республики для последующего установления статуса свободной зоны или зоной с низкой численностью вредных организмов (далее – зоны с низкой зараженностью).

2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

зона – официально определённая страна, часть страны или несколько стран, или их часть;

объект карантина растений – вредные организмы, имеющие карантинное значение в мире, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории Республики Узбекистан;

очаг - недавно выявленная изолированная популяция вредного организма, которая предположительно сможет выжить в ближайшем будущем;

карантинная зона – зона, объявленная в установленном порядке под карантином растений в связи с выявлением объекта карантина растений.

3. Решение о введении программы по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага принимается Государственной инспекцией по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Инспекция «Узгоскарантин») на основе результатов биологических, географических особенностей объекта карантина растений, обстоятельств его выявления и факторов сезонного характера, а также оценки возможности проведения программы его ликвидации.

4. Целями разработки программы по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага являются организация и реализации экстренных мер по предотвращению распространения и уничтожению проникшего и акклиматизировавшегося объекта карантина растений.

 

Глава 2. Порядок разработки и введения программы
по ликвидации популяции объекта карантина растений
и локализации его очага

 

5. Процесс разработки и введения программы по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага (далее – Программа) состоит из инициации, идентификации, оценки существующего и потенциального распространения объекта карантина растений, осуществимости введения программы ликвидации.

6. Программа инициируется Инспекцией «Узгоскарантин» после выявления нового вредного организма при осуществлении карантинного надзора или в случаях необходимости установления свободной зоны или зоны с низкой численностью вредных организмов.

7. Идентификация объекта карантина растений процесс установления вредного организма на основании морфологических характеристик, биологических исследований, химических генетических анализов и других методов в целях выбора соответствующих средств его ликвидации.  

8. Оценка существующего и потенциального распространения объекта карантина растений проводится на основе следующих данных:

географическое расположение;

растения-хозяева, зараженные на участке;

масштаб и значение ущерба, а также уровень численности объекта карантина растений;

способ выявления и идентификации объекта карантина растений;

недавний импорт растений или растительных продуктов;

предыдущие сообщения о вредном организме в хозяйстве или данной зоне;

перемещение физических лиц, продуктов, оборудования, транспортных средств;

механизм распространения вредного организма внутри зоны;

климатические и почвенные условия;

состояние зараженных растений;

информация о путях распространения практики выращивания, включая определение товаров или предметов, которые могли быть носителями объекта карантина растений, а также возможный способ их перемещения.

В случае возможной связи с недавними импортированными растениями или растительными продуктами, сходные материалы должны быть найдены и обследованы.

9. Осуществимость введения программы ликвидации включает в себя процесс оценки ущерба и распространения заражения, потенциала и предполагаемой скорости распространения объекта карантина растений, необходимый для установления целесообразности проведения программы.

10. Необходимость проведения ликвидации объекта карантина растений, инициируется Инспекцией «Узгоскарантин» в зависимости от степени потенциального экономического и экологического риска, на основании которого утверждается Программа.

11. Программа должна содержать:

сведения о границах карантинной зоны;

наименование объекта карантина растений, в связи с выявлением которого устанавливается режим карантина растений;

перечень фитосанитарных требований при осуществлении деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, перевозкой, реализацией, уничтожением подкарантинной продукции;

перечень мероприятий по осуществлению локализации очага объекта карантина растений и ликвидации его популяции;

план проведения проверок, расположенных в границах карантинной зоны, включающий дату и срок их проведения;

критерии ликвидации популяции объекта карантина растений и отмены режима карантина растений.

12. При разработке и введении Программы Инспекция «Узгоскарантин» вправе привлекать причастные ответственные министерства и ведомства.

13. Перед введением Программы Инспекцией «Узгоскарантин» совместно с органами государственного и хозяйственного управления проводятся работы по освещению, поднятию уровня информированности и понимания необходимости ее реализации.

 

Глава 3. Порядок исполнения программы по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага

 

14. В целях исполнения Программы Инспекцией «Узгоскарантин» формируется Рабочая группа, состоящая из представителей ответственных министерств и ведомств.

15. Задачами Рабочей группы являются:

обеспечение соответствия Программы согласованным критериям для успешной ликвидации;

внесение дополнений или изменений, при необходимости, Программы;

обеспечение исполнителей Программы соответствующими правами
и достаточной подготовкой для осуществления их обязанностей;

управление финансами и ресурсами;

назначение исполнителей и определение их обязанностей, обеспечение понимания исполнителями их ответственности и документирование их деятельности;

управление связью, включая программу по связям с общественностью;

внедрение системы управленческой информации, включая документирование программы и архивацию документов;

ежедневное управление программой;

непрерывный мониторинг и оценку критических элементов;

периодический пересмотр программы в целом.

16. Инспекция «Узгокарантин» осуществляет руководство и координацию, обеспечивая определение критериев для установления факта завершения ликвидации и наличие соответствующей документации и процесса контроля для обеспечения достаточной надежности полученных результатов.

17. Государственная служба по карантину растений при реализации Программы осуществляет деятельность по следующим основным направлениям:

проведение мониторинга в области карантина растений в целях обнаружения нового заражения и/или определения границы заражённой зоны;

реализации мероприятий, направленных на ликвидацию недавно обнаруженных популяций (включая первичный очаг);

принятие мер по локализации очага, направленных на предотвращение дальнейшего распространения объекта карантина растений;

надзор за эффективностью принятых мер по ликвидации.

18. Органы государственного и хозяйственного управления, юридические и физические лица, занимающиеся производством, заготовкой, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией подкарантинной продукции обязаны своевременно выполнять утвержденные в Программе мероприятия.    

 

19. В целях установления границ зоны, зараженной объектом карантина растений или свободной от него, государственной службой по карантину растений проводит контрольное обследование зоны в начале программы.

20. Для проверки распространения объекта карантина растений и оценки эффективности программы ликвидации государственной службой по карантину растений проводит популяционный мониторинг и надзор в соответствии с Программой.

21. Надзор может включать анализ пути распространения для идентификации источника вредного организма и его возможного распространения, досмотр материала, клонально и/или физически связанного с зараженным материалом, досмотр, отлов в ловушки и наблюдение с воздуха.

22. Выбор подходящих участков для обследований определяется:

ранее выявленными случаями присутствия и распространения объекта карантина растений;

биологией объекта карантина растений;

распространением растений-хозяев объекта карантина растений и особенно зон их коммерческого производства;

климатической пригодностью участка для объекта карантина растений.

23. Время проведения процедур обследований может определяться:

циклом развития объекта карантина растений;

фенологией объекта карантина растений и его растений-хозяев;

временем проведения программ по управлению объектом карантина растений;

определением, когда лучше выявлять объектом карантина растений на культурах:

период вегетации или в собранном урожае.

24. Для объекта карантина растений, который присутствует предположительно в результате недавней интродукции, выбор подходящих мест для обследований может быть связан, например, с возможными пунктами проникновения, возможными путями распространения, местами реализации импортированных товаров, а также с участками, где импортированные товары были использованы как посевной или посадочный материал.

 

Глава 5. Заключительные положения

 

25. Лица виновные в нарушении требований настоящего Положения несут ответственность в соответствии с законодательством.

Умумий таклифлар: 0

453