ID Муаллиф Муҳокамага чиқариш санаси Якунланиш санаси Таклифлар сони
8380 Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды 25/09/2019 10/10/2019 114

Муҳокама якунланди

Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг Қарори
О дополнительных мерах по сохранению деревьев и кустарников вне государственного лесного фонда
ID-8380

В целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия при осуществлении градостроительной деятельности, соблюдения требований по озеленению и иному обращению с объектами растительного мира в населенных пунктах, обеспечению благоприятной для граждан среды обитания, а также дальнейшего совершенствования порядка пользования объектами растительного мира и предотвращения незаконной рубки деревьев и кустарников вне государственного лесного фонда с учетом мнения общественности и граждан республики Кабинет Министров постановляет:

1. Приостановить в срок до 1 февраля 2020 года выдачу разрешений, а также действие ранее выданных разрешений на вырубку деревьев вне государственного лесного фонда в населенных пунктах для целей строительства коммерческих объектов или ведения коммерческой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Республики Узбекистан принять безотлагательные меры по неукоснительному выполнению требований настоящего пункта.

2. Запретить:

а) предоставление земельных участков в населенных пунктах для целей строительства коммерческих объектов или ведения коммерческой деятельности, если это может повлечь вырубку деревьев, произрастающих на данных участках, за исключением случаев, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

б) на землях вне государственного лесного фонда вырубку деревьев, за исключением:

деревьев, препятствующих эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, в том числе объектов инженерной и транспортной инфраструктур;

деревьев при строительстве в соответствии с утвержденной в установленном законодательством порядке проектной документацией;

деревьев при ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий;

опасных и упавших деревьев;

деревьев, относящихся к видам, распространение и численность которых подлежат регулированию;

деревьев, произрастающих в границах земельных участков, предоставленных гражданам для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, приусадебных, частных садовых и дачных участках, а также предоставленных в частную собственность;

деревьев, выращиваемых в питомниках и плантациях;

деревьев, являющихся собственностью юридических и физических лиц и посаженных ими в целях получения строительных материалов, урожая, технического сырья.

3. Установить, что:

при разработке проектной документации на строительство должно быть обеспечено сохранение не менее 50 процентов произрастающих на участке объекта строительства деревьев с диаметром ствола 5 сантиметров и более, остальные деревья должны быть пересажены или компенсированы путем осуществления компенсационных посадок;

при разработке проектной документации на строительство автомобильных стоянок (парковок), размещаемых на уровне земли, должно быть обеспечено сохранение 100 процентов произрастающих на участке объекта строительства деревьев, за исключением опасных и упавших деревьев, а также деревьев, относящихся к видам, распространение и численность которых подлежат регулированию;

при предоставлении земельных участков юридическим и физическим лицам в решениях органов государственной власти на местах должны в обязательном порядке указываться количество произрастающих на земельном участке деревьев с приложением их точных координат, вида, диаметра, высоты кроны, а также предусматриваться условия их охраны;

с 1 января 2020 года в проектной документации на строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объектов строительства, снос, а также при приемке в эксплуатацию объектов строительства в обязательном порядке предусматриваются мероприятия, обеспечивающие предупреждение вредного воздействия на объекты растительного мира и среду их произрастания, а также их охрану от такого воздействия, компенсационные мероприятия, а также мероприятия по озеленению в соответствии с правилами и нормативами в этой области;

вырубка и обрезка деревьев в рамках работ по благоустройству территорий в соответствии государственными программами «Обод махалла» и «Обод кишлок» осуществляется исключительно силами управлений благоустройства городов и районов с соблюдением установленных законодательством требований.

4. Ввести с 1 января 2020 года порядок, в соответствии с которым:

вырубка, пересадка деревьев и кустарников, за исключением ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий, осуществляется по разрешению, выдаваемому хокимиятом района (города) на основании решения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей
и города Ташкента;

решение Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента о выдаче разрешения на вырубку, пересадку деревьев и кустарников принимается на основании ходатайства соответствующего хокима района (города) и положительного заключения органов по экологии и охране окружающей среды;

при хокимиятах районов (городов) для рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на вырубку, пересадку деревьев и кустарников создаются специальные комиссии с участием негосударственных некоммерческих организаций в области экологии и охраны окружающей среды, представителей общественности и специалистов в данной области;

при планируемых вырубке, пересадке деревьев и кустарников в населенных пунктах хокимият района (города) обеспечивает проведение общественного обсуждения вопроса о выдаче разрешения на вырубку, пересадку, за исключением вырубки, пересадки деревьев, препятствующих эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, в том числе объектов инженерной и транспортной инфраструктур;

выданные разрешения на вырубку, пересадку деревьев и кустарников подлежат размещению в однодневный срок на официальном веб-сайте Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента;

вырубка, пересадка деревьев и кустарников в соответствии с полученным разрешением допускается после заблаговременного информирования общественности о предстоящей вырубке, пересадке, с обязательным участием представителей органов самоуправления граждан, товариществ частных собственников жилья, органов благоустройства, органов по экологии и охране окружающей среды, чрезвычайных ситуаций, а также других причастных органов и организаций, с составлением соответствующего акта.

5. Определить, что содержание (уход) за зелеными насаждениями вне государственного лесного фонда (проведение агротехнических мероприятий по уходу за надземной, подземной частью растений, борьба с вредителями и болезнями, полив зеленых насаждений, дождевание крон растений, улучшение мелиоративного состояния почвы), их охрана осуществляется:

на землях общего пользования в населенных пунктах – управлениями благоустройства городов и районов, за исключением объектов, территории которых предоставлены в пользование (владение) или закреплены за другими юридическими или физическими лицами;

на земельных участках, предоставленных в установленном порядке юридическим и физическим лицам – соответствующими землепользователями (землевладельцами);

на землях общего пользования в населенных пунктах – управлениями благоустройства городов и районов, за исключением объектов, территории которых предоставлены в пользование (владение) или закреплены за другими юридическими или физическими лицами;

на земельных участках, предоставленных в установленном порядке юридическим и физическим лицам – соответствующими землепользователями (землевладельцами);

на землях автомобильных дорог общего пользования – подразделениями Комитета по автомобильным дорогам Министерства транспорта Республики Узбекистан;

вдоль железных дорог – подразделениями АО «Узбекистон темир йуллари»;

в прибрежной полосе водных объектов – организациями, определяемыми органами государственной власти на местах, и органами водного хозяйства;

на землях запаса – организациями, определяемыми органами государственной власти на местах.

6. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:

не допускать предоставление земельных участков в населенных пунктах для целей строительства коммерческих объектов или ведения коммерческой деятельности, если это может повлечь вырубку деревьев, произрастающих на данных участках, за исключением случаев, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

при выделении земельных участков принимать необходимые меры по сохранению произрастающих на них деревьев и кустарников;

обеспечить укомплектование управлений благоустройства специалистами в сфере ухода за деревьями и кустарниками, а также оснащение их необходимыми техническими средствами.

7. Министерству строительства Республики Узбекистан совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды с 1 января 2020 года ввести в действие требования по обязательному включению в проектную документацию на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объектов строительства, снос, при приемке в эксплуатацию объектов строительства:

мероприятия, обеспечивающие предупреждение вредного воздействия на объекты растительного мира и среду их произрастания, а также их охрану от такого воздействия;

компенсационные мероприятия в соответствии с законодательством;

проведение озеленения в соответствии с правилами проектирования и нормативами в этой области.

8. Министерству юстиции Республики Узбекистан, Министерству финансов Республики Узбекистан, Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды в двухмесячный срок внести предложения по совершенствованию порядка определения права собственности юридических и физических лиц на многолетние насаждения.

9. Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству, Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Институтом ботаники Академии наук Республики Узбекистан, Ташкентским государственным аграрным университетом в срок до 1 декабря 2019 года внести в Кабинет Министров предложения по организации на базе Ташкентского государственного аграрного университета курсов по подготовке специалистов по уходу за деревьями (арбористов) для управлений благоустройства и других причастных организаций.

10. Государственному комитету Республики Узбекистан по лесному хозяйству, Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Институту ботаники Академии наук Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и утвердить:

правила содержания (ухода), обрезки и рубки деревьев и кустарников в населенных пунктах;

перечень видов деревьев и кустарников, рекомендованных для посадки в населенных пунктах в зависимости от климатических и других требований.

11. Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан ужесточить меры, направленные на предупреждение проникновения из зарубежных стран карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и сорняков при ввозе объектов растительного мира для целей благоустройства и озеленения.

12. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:

в месячный срок внести проект нормативно-правового акта, регламентирующего вопросы ухода, обрезки, рубки и использования деревьев и кустарников, на землях, не входящих в государственный лесной фонд;

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – министра транспорта Раматова А.Ж., председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Республики Узбекистан Кучкарова Б.Т., а также на председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента.

Пояснительная записка

к проекту постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан

«О дополнительных мерах по сохранению деревьев и кустарников
вне государственного лесного фонда
»

 

 

Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по сохранению деревьев и кустарников вне государственного лесного фонда» разработан во исполнение поручения Премьер-министра Республики Узбекистан.

Цель проекта: сохранение биологического и ландшафтного разнообразия при осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение соблюдения требований по озеленению и иному обращению с объектами растительного мира в населенных пунктах, обеспечение благоприятной для граждан среды обитания, а также дальнейшее совершенствование порядка пользования объектами растительного мира и предотвращение незаконной рубки деревьев и кустарников вне государственного лесного фонда.

Задачи проекта: сведение к минимуму случаев вырубки деревьев и кустарников вне государственного лесного фонда, принятие мер по сохранению действующих зеленых насаждений в населенных пунктах.

Предмет правового регулирования проекта: ограничения на предоставление земельных участков, где произрастают зеленые насаждения, порядок вырубки деревьев и кустарников вне государственного лесного фонда, определение исключительных случаев вырубки деревьев, установление порядка осуществления компенсационных посадок, а также ужесточение ответственности за незаконную вырубку.

Основное содержание проекта:

1. Проектом предусматривается введение моратория на вырубку деревьев вне государственного лесного фонда до 1 февраля 2020. Данный срок необходим для пересмотра действующих и разработки новых нормативно-правовых и иных актов, регламентирующих вопросы ухода, обрезки, рубки и использования деревьев и кустарников, на землях, не входящих в государственный лесной фонд.

2. Основная проблема вырубки деревьев и кустарников в связи со строительство заключается в том, что вопрос вырубки деревьев рассматривается в последнюю очередь, когда уже выделен земельный участок, выданы все необходимые разрешения на строительство. При этом, на стадии отвода земельного участка наличие или отсутствие зеленых насаждений на участке не рассматривается и не учитывается. Поэтому проектом предусматриваются ряд мер, которые обеспечат сохранение деревьев и кустарников на земельных участках уже на стадии отвода земельного участка и проектирования.

В первую очередь, проектом вводится запрет на предоставление земельных участков в населенных пунктах для целей строительства коммерческих объектов или ведения коммерческой деятельности, если это может повлечь вырубку деревьев, произрастающих на данных участках.

При предоставлении земельных участков для других целей (строительство жилья, социальных объектов, инженерной и транспортной инфраструктур и др.) обязательно указывается количество произрастающих на земельном участке деревьев с приложением их точных координат, вида, диаметра, высоты кроны, а также предусматриваться условия их охраны. Это призвано повысить ответственность органов, задействованных при подготовке документов по отводу земель, а также предпринять в самом решении меры по их охране.

К тому же, устанавливаются следующие требования к разработке проектов документации:

проектной документацией на строительство должно быть предусмотрено сохранение не менее 50 процентов произрастающих на участке объекта строительства деревьев с диаметром ствола 5 сантиметров и более, остальные деревья должны быть пересажены или компенсированы путем осуществления компенсационных посадок;

проектной документацией на строительство автомобильных стоянок (парковок), размещаемых на уровне земли, должно быть предусмотрено сохранение 100 процентов произрастающих на участке объекта строительства деревьев, за исключением опасных и упавших деревьев, а также деревьев, относящихся к видам, распространение и численность которых подлежат регулированию;

с 1 января 2020 года в проектной документации на строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объектов строительства, снос, а также при приемке в эксплуатацию объектов строительства должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие предупреждение вредного воздействия на объекты растительного мира и среду их произрастания, а также их охрану от такого воздействия, компенсационные мероприятия, а также мероприятия по озеленению в соответствии с правилами и нормативами в этой области.

3. Проект устанавливает следующие исключительные случаи, когда допускается вырубка деревьев на землях вне государственного лесного фонда:

- деревья, препятствующие эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, в том числе объектов инженерной и транспортной инфраструктур (это вызвано необходимостью надлежащей эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов. В основном такая рубка касается объектов инженерной и транспортной инфраструктур);

- деревья при строительстве в соответствии с утвержденной в установленном законодательством порядке проектной документацией (с учетом ограничений и требований в отношении объектов строительства, устанавливаемых проектом);

- деревьев при ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий;

- опасных и упавших деревьев (под опасными деревьями рассматриваются – деревья, создающие своим вероятным падением угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц (сухостойные, пораженные стволовой гнилью, имеющие иные значительные повреждения ствола и (или) корневой системы, зависшие на зданиях, сооружениях, других деревьях, а также наклоненные в сторону зданий, сооружений, когда радиус возможного падения таких деревьев превышает безопасное расстояние до этих зданий, сооружений);

- деревьев, относящихся к видам, распространение и численность которых подлежат регулированию (статья 41 Закона Республики Узбекистан «Об охране и использовании растительного мира»);

- деревьев, произрастающих в границах земельных участков, предоставленных гражданам для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, приусадебных, частных садовых и дачных участках, а также предоставленных в частную собственность;

- деревьев, выращиваемых в питомниках и плантациях;

- деревьев, являющихся собственностью юридических и физических лиц и посаженных ими в целях получения строительных материалов, урожая, технического сырья.

4. Проект предусматривает введение с 1 января 2020 года принципиально нового порядка получения разрешения на вырубку, пересадку деревьев и кустарников:

вырубка, пересадка деревьев и кустарников, за исключением ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий, осуществляется по разрешению, выдаваемому хокимиятом района (города) на основании решения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента;

решение Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента о выдаче разрешения на вырубку, пересадку деревьев и кустарников принимается на основании ходатайства соответствующего хокима района (города) и положительного заключения органов по экологии и охране окружающей среды;

при хокимиятах районов (городов) для рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на вырубку, пересадку деревьев и кустарников создаются специальные комиссии с участием негосударственных некоммерческих организаций в области экологии и охраны окружающей среды, представителей общественности и специалистов в данной области;

при планируемых вырубке, пересадке деревьев и кустарников в населенных пунктах хокимият района (города) обеспечивает проведение общественного обсуждения вопроса о выдаче разрешения на вырубку, пересадку, за исключением вырубки, пересадки деревьев, препятствующих эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, в том числе объектов инженерной и транспортной инфраструктур;

выданные разрешения на вырубку, пересадку деревьев и кустарников подлежат размещению в однодневный срок на официальном веб-сайте Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента;

вырубка, пересадка деревьев и кустарников в соответствии с полученным разрешением допускается после заблаговременного информирования общественности о предстоящей вырубке, пересадке, с обязательным участием представителей органов самоуправления граждан, товариществ частных собственников жилья, органов благоустройства, органов по экологии и охране окружающей среды, чрезвычайных ситуаций, а также других причастных органов и организаций, с составлением соответствующего акта.

5. Проектом также в зависимости от категории земель, землевладельцев (землепользователей) и зеленых насаждений определяются органы, ответственные за содержание (уход) за зелеными насаждениями вне государственного лесного фонда (проведение агротехнических мероприятий по уходу за надземной, подземной частью растений, борьба с вредителями и болезнями, полив зеленых насаждений, дождевание крон растений, улучшение мелиоративного состояния почвы), их охрану.

6. Проектом предусматриваются поручения по разработке предложений и соответствующих документов, направленных на обеспечение практической реализации проекта, в том числе направленных на:

совершенствование порядка определения права собственности юридических и физических лиц на многолетние насаждения;

регламентацию вопросов ухода, обрезки, рубки и использования деревьев и кустарников, на землях, не входящих в государственный лесной фонд;

регламентацию методики содержания (ухода), обрезки и рубки деревьев и кустарников в населенных пунктах;

 

подготовку специалистов по уходу за деревьями (арбористов) для управлений благоустройства и других причастных организаций;

определение перечня видов деревьев и кустарников, рекомендованных для посадки в населенных пунктах в зависимости от климатических и других требований.

ужесточение ответственности за нарушение порядка вырубки, пересадки деревьев и кустарников вне государственного лесного фонда, условий выполнения компенсационных мероприятий, незаконную вырубку деревьев и кустарников вне государственного лесного фонда, а также перевозку и прием незаконно вырубленных деревьев и кустарников, вплоть до введения уголовной ответственности за такие действия.

Умумий таклифлар

893