ID Муаллиф Муҳокамага чиқариш санаси Якунланиш санаси Таклифлар сони
8226 Министерство юстиции Республики Узбекистан 21/09/2019 06/10/2019 61

Муҳокама якунланди

Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг Қарори
О дополнительных мерах по обеспечению гарантий имущественных прав физических и юридических лиц и совершенствовании порядка изъятия земельных участков и предоставления компенсации в связи с изъятием
ID-8226

ПРОЕКТ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

О дополнительных мерах по обеспечению гарантий имущественных прав физических и юридических лиц и совершенствовании порядка изъятия земельных участков и предоставления компенсации в связи с изъятием

 

В соответствии с распоряжением Президента Республики Узбекистан от 3 августа 2019 года № Р–5491 «О дополнительных мерах по безусловному обеспечению гарантирования права собственности граждан и субъектов предпринимательства», Кабинет Министров постановляет:

1. Установить, что:

а) изъятие земельного участка или его части для государственных и общественных нужд, а также государственных программ и проектов инвестиционного и социально-экономического значения, направленных на комплексное развитие территорий, в том числе развитие и улучшение архитектурного облика определенной территории (далее – инвестиционные проекты) осуществляется только с согласия собственника и (или) постоянного землепользователя на основании решения Кенгаша народных депутатов либо в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан.

б) проект решения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента или районов (городов) о сносе объектов недвижимого имущества, находящегося на изымаемом земельном участке подлежит правовой экспертизе в органах юстиции.

Принятие решения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента или районов (городов) о сносе допускается при наличии положительного заключения органов юстиции по итогам правовой экспертизы;

в) соглашение, заключаемое между инициатором изъятия земельного участка и собственником объекта недвижимого имущества, находящегося на изымаемом земельном участке подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

Государственная пошлина за нотариальное удостоверение письменного соглашения взимается в размере 50 процентов базовой расчетной величины и оплачивается инициатором изъятия земельного участка;

г) принятие решения о сносе объектов недвижимого имущества допускается исключительно после предоставления полной компенсации собственнику объектов недвижимого имущества, находящегося на изымаемом земельном участке (если Соглашением не предусмотрены более благоприятные условия);

д) запрещается изъятие земельных участков на основании решения Совета Министров Республики Каракалпакстан или хокимиятов в связи с отменой или изменением решения Совета Министров Республики Каракалпакстан или хокимиятов об отводе земельных участков, в том числе в связи с несоблюдением ими либо другим государственным органом административных процедур, при отсутствии вины лиц, обладающих правами на земельный участок.

2. С 1 октября 2019 года в пределах установленной предельной общей численности работников, образовать в структуре:

Кабинета Министров Республики Узбекистан Сектор координации работ изъятия земельных участков и предоставления компенсаций в количестве 3 сотрудников;

Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента Сектор координации работ изъятия земельных участков и предоставления компенсаций в количестве 2 сотрудников;

хокимиятов районов (городов) специалиста по работе с изъятием земельных участков и предоставления компенсаций в количестве 1 сотрудника.

Возложить на Первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан и первых заместителей Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента координацию деятельности секторов.

3. Основными задачами создаваемых секторов и специалистов хокимиятов определить:

подготовку проектной документации предстоящей застройки в виде презентационных материалов для внесения в Кенгаш народных депутатов района (города);

организацию работ и проведение открытого обсуждения с собственниками объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, который планируется изымать;

изучение наличия достаточного имущества и средств для предоставления компенсаций собственникам, объекты недвижимого имущества которых подлежат сносу;

ведение учета соглашений, заключаемых между инициатором и собственником объекта недвижимого имущества, предусматривающих размеры, виды и сроки выплаты компенсаций;

проведение на постоянной основе мониторинга своевременного предоставления компенсаций в полном объеме;

внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан информации о ходе работ по изъятию земельных участков, сносу объектов недвижимого имущества, предоставлении компенсации, а также строительно-монтажных работах, проводимых на изъятом земельном участке.

4. Утвердить Положение о порядке изъятия земельных участков и предоставления компенсации собственникам, согласно приложению № 1.

5. Внести изменения и дополнения в некоторые решений Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 2.

6. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – министра транспорта А.Д. Раматова и заместителя Премьер-министра – министра финансов Республики Узбекистан Д.А. Кучкорова.

 

 

      Премьер-министр

Республики Узбекистан                                                 А. Арипов

Приложение № 1

к постановлению Кабинета Министров

от «___» ___________ 2019 года № ____

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке изъятия земельных участков и предоставления компенсации собственникам

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок изъятия земельного участка либо его части, находящихся у физических (индивидуальные предприниматели, граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане, а также лица без гражданства) и юридических (субъекты предпринимательства, негосударственные организации) лиц на правах владения, пользования или временного пользования для государственных и общественных нужд, а также в рамках реализации инвестиционных проектов и предоставления собственникам компенсации в связи с таким изъятием.

Настоящее Положение не распространяется на земельные участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам на праве собственности.

2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

земельный участок (часть земельного участка) – часть земельного фонда, имеющая определенную границу, фиксированную площадь, местоположение, а также переданная в установленном порядке для постоянного либо временного пользования собственнику расположенных на ней жилых и нежилых объектов недвижимости, а равно занятая многоквартирным домом;

государственные и общественные нужды – цели изъятия земельных участков, предусмотренные пунктом 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2018 года № УП–5495 «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан»;

инвестиционные проекты – проекты, реализация которых предусмотрено государственными программами, предусматривающие улучшение жилищных и бытовых условий граждан, а также развитие и улучшение архитектурного облика определенной территории, развитие инфраструктуры и строительство объектов социально-экономического значения;

инвестор – юридическое лицо, реализующее инвестиционные проекты в случае изъятия земельного участка для реализации инвестиционных проектов;

инициатор – Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов) – в случае изъятия земельного участка для государственных и общественных нужд, инвестор – в случае изъятия земельного участка для реализации инвестиционных проектов;

многоквартирный дом – совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок либо в помещения общего пользования в данном доме, содержащий в себе элементы общего имущества в соответствии с жилищным законодательством;

жилые дома блокированной застройки (таунхаусы) – тип многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три (с мансардой включительно), состоящие из нескольких блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования;

индивидуальный жилой дом – объект индивидуального жилищного строительство в составе одного или нескольких жилых строений с количеством надземных этажей не более чем три (мансарда является надземным этажом), которые состоят из комнат и помещений вспомогательного использования, с относящимися к ним подсобно-хозяйственными строениями и дворовыми сооружениями, расположенными на одном земельном участке предназначенные для постоянного проживания, отдыха и ведения личного хозяйства;

объекты недвижимого имущества – жилые, нежилые, производственные и иные строения (здания), сооружения и многолетние насаждения, находящихся на изымаемом земельном участке;

собственник – физическое или юридическое лицо, обладающее на основании правоустанавливающих документов правом собственности на жилые и нежилые объекты недвижимого имущества;

Протокол разногласий – акт, составляемый инициатором в случае не достижения согласия с собственником касательно размера, вида и сроков предоставления компенсации, подписываемый инициатором и собственником;

Соглашение – письменный договор, заключаемый между инициатором и собственником объекта недвижимого имущества, удостоверенный в нотариальном порядке, предусматривающий размер, виды и сроки выплаты компенсации и другие условия по согласию сторон;

органы юстиции – Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции областей и города Ташкента, отделы юстиции районов (городов).

3. Изъятие земельного участка либо его части (далее – земельный участок) производится на основании решения соответствующего Кенгаша народных депутатов.

Принятие решения об изъятии земельного участка для реализации инвестиционных проектов допускается на основании решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Решение о сносе объектов недвижимого имущества принимается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента или районов (городов) на основе решения Кенгаша народных депутатов после заключения Соглашений инициатора с собственником и предоставления компенсации в полном объеме в связи с изъятием земельного участка (если Соглашением не предусмотрены более благоприятные условия).

Проект решения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента или районов (городов) о сносе подлежит правовой экспертизе в органах юстиции.

Решения Кенгаша народных депутатов об изъятии земельного участка, а также Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента или районов (городов) о сносе объектов недвижимого имущества подлежат обязательной публикации в средствах массовой информации.

4. Земельные участки, изымаемые для государственных и общественных нужд, а также реализации инвестиционных проектов могут быть использованы исключительно в этих целях.

5. В целях изъятия для государственных и общественных нужд, реализации инвестиционных проектов земельные участки выбираются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента или районов (городов), в первую очередь, занятые объектами ветхого и находящегося в аварийном состоянии жилищного фонда, в том числе неиспользуемыми объектами (за исключением объектов культурного наследия), а также нуждающихся в строительстве объектов социально-экономического значения.

6. Изъятие земельного участка осуществляется в порядке, состоящем из следующих этапов:

1) подготовка и представление инициатором проектных документаций предстоящей застройки в виде презентационных материалов в соответствующий Кенгаш народных депутатов;

2) принятие Кенгашем народных депутатов решения о проведении открытого обсуждения с собственниками и заинтересованными лицами, земельные участки которых планируется изымать (далее – открытое обсуждение);

3) проведение открытого обсуждения и принятие Кенгашем народных депутатов решения об изъятии земельных участков;

4) определение вида, размера и срока предоставления компенсации в связи с изъятием земельного участка, заключение Соглашения и предоставление в полном объеме компенсации собственникам в связи с изъятием земельного участка (если Соглашением не предусмотрены иные условия);

5) принятие Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента или районов (городов) решения о сносе объектов недвижимого имущества.

7. Изъятие земельного участка, а также снос объектов недвижимого имущества без соблюдения требований настоящего Положения, не допускается.

 

Глава 2. Общие условия изъятия земельных участков

 

§ 1. Подготовка материалов при изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд

8. При наличии оснований для изъятия земельного участка для государственных и общественных нужд Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента или районов (городов) подготавливаются презентационные материалы.

К презентационным материалам также прилагаются:

сведения органов строительства о соответствии проектной документации объектов строительства утвержденной градостроительной документации по планированию развития и застройке данной территории (при их отсутствии схемам размещения земельных участков, предоставляемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности);

полный список объектов недвижимого имущества, находящихся на данном земельном участке и другие сведения о них, предоставляемые филиалом государственного предприятия землеустройства и кадастра недвижимости района (города);

предварительный расчет суммы компенсации, подлежащей предоставлению собственникам, составляемый Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента или районов (городов).

9. Подготовка презентационных материалов по планируемым объектам строительства не требуется при:

предоставлении земель для нужд обороны и государственной безопасности;

выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров;

обнаружение и разработка месторождений полезных ископаемых.

10. При изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд презентационные материалы подлежат согласованию с соответствующим Наблюдательным советом централизованного фонда по возмещению причиненного физическим и юридическим лицам ущерба в связи с изъятием земельных участков для нужд государства и общества (далее – Наблюдательным советом).

Наблюдательный совет в течении трех рабочих дней письменно информирует Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов) о принятом решении.

11. После получения письменного согласия Наблюдательного совета, презентационные материалы вносятся в Кенгаш народных депутатов для рассмотрения вопроса оценки выгод и издержек в связи с таким изъятием.

Внесение презентационных материалов, без получения письменного согласия Наблюдательного совета запрещается.

 

§ 2. Подготовка материалов для реализации инвестиционных

проектов, направленных на развитие и улучшение архитектурного

облика территории

12. Реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие и улучшение архитектурного облика территории, в первую очередь предлагается непосредственно собственникам.

В таком случае Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента или районов (городов) подготавливаются проектные документации о требованиях к внешнему виду жилых, нежилых, производственных и иных строений, сооружений, а также презентационные материалы по ним, которые вносятся в соответствующий Кенгаш народных депутатов для рассмотрения вопроса оценки выгод и издержек, связанных с реализацией данного инвестиционного проекта.

Возложение обязательств собственникам по улучшению автомобильных дорог общего пользования, улиц городов и иных населенных пунктов, инженерно-коммуникационных сетей не допускается.

13. Кенгаш народных депутатов рассматривает презентационные материалы в порядке, предусмотренных настоящим Положением.

Реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие и улучшение архитектурного облика территории осуществляется на основании решения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента или районов (городов) после согласования Кенгашем народных депутатов презентационных материалов.

14. Реализация собственниками инвестиционных проектов, направленных на развитие и улучшение архитектурного облика территории, производится за счет собственных средств собственников, кредитов и других источников, не запрещенных законодательством.

15. Срок реализации собственниками инвестиционных проектов, направленных на развитие и улучшение архитектурного облика территории, устанавливается проектной документацией объекта строительства (реконструкции), при этом срок строительства (реконструкции) не должен превышать двух лет со дня подписания Соглашения.

В случае добровольной реализации собственником инвестиционных проектов, направленных на развитие и улучшение архитектурного облика территории, земельный участок не изымается.

16. Нарушение срока, указанного в пункте 15 настоящего Положения, влечет применение повышенных ставок налога на имущество и земельного налога, в соответствии с порядком, предусмотренным для объектов незавершенного строительства и земельных участков, занятым объектами незавершенного строительства.

17. В случае отказа собственником реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие и улучшение архитектурного облика территории, составляется Протокол разногласий, который подписывается инициатором и данным собственником. При отказе от подписания Протокола разногласий составляется акт с указанием причин отказа подписания.

После составления Протокола разногласий (акта), изъятие земельных участков на которых расположены объекты недвижимого имущества собственников, осуществляется на основании решения суда.

 

§ 3. Подготовка материалов при изъятии земельных участков для реализации инвестиционных проектов

18. При наличии оснований для изъятия земельного участка для реализации инвестиционных проектов инвесторами подготавливаются презентационные материалы и вносятся в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов).

19. Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов) в течении двух рабочих дней со дня поступления презентационных материалов направляет запросы в органы строительства и филиалы государственного предприятия землеустройства и кадастра недвижимости района (города) для получения соответствующего заключения и другие сведения.

20. В течении пяти рабочих дней со дня поступления запроса:

органы строительства подготавливают и направляют в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов) заключения и другие сведения о соответствии проектной документации объектов строительства утвержденной градостроительной документации по планированию развития и застройке данной территории (при их отсутствии схемам размещения земельных участков, предоставляемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности);

филиалы государственного предприятия землеустройства и кадастра недвижимости подготавливают и направляют в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов) полный список объектов недвижимого имущества, находящихся на данном земельном участке и другие сведения о них.

Предварительный расчет суммы компенсации, подлежащей предоставлению собственникам, составляется Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента или районов (городов), в порядке, установленном законодательством.

21. Презентационные материалы вносятся Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента или районов (городов) в Кенгаш народных депутатов для рассмотрения вопроса о целесообразности, оценки выгод и издержек в связи с изъятием земельного участка.

К презентационным материалам также прилагаются документы, предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения.

 

§ 4. Порядок рассмотрения презентационных материалов

на заседаниях Кенгаша народных депутатов

22. Заседание Кенгаша народных депутатов созывается и проводится в порядке, предусмотренном законодательством.

23. На заседании Кенгаша народных депутатов в обязательном порядке рассматриваются вопросы:

направленности инвестиционных проектов на улучшение жилищных и бытовых условий граждан определенной территории, а также развитие инфраструктуры и строительство объектов социально-экономического значения с учетом мнения большей части населения территории;

изъятия в первую очередь, земельных участков, занятых объектами ветхого и находящегося в аварийном состоянии жилищного фонда, в том числе неиспользуемыми объектами (за исключением объектов культурного наследия).

24. По итогам рассмотрения презентационных материалов Кенгаш народных депутатов принимает одно из следующих решений:

о проведении открытого обсуждения;

об отказе в проведении открытого обсуждения.

5. Решение Кенгаша народных депутатов о проведении открытого обсуждения, принимается открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов.

В других случаях Кенгашем народных депутатов принимается решение об отказе в проведении открытого обсуждения.

26. Инвестиционные проекты, по которым Кенгашем народных депутатов принято решение об отказе в проведении открытого обсуждения, могут быть доработаны и повторно внесены на рассмотрение в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе.

Повторно внесенные презентационные материалы по инвестиционным проектам рассматриваются на общих основаниях.

При повторном принятии решения об отказе в проведении открытого обсуждения, презентационные материалы по инвестиционным проектам рассмотрению не подлежат.

27. Решение об отказе в проведении открытого обсуждения принимается в случае:

не направленности инвестиционных проектов на улучшение жилищных и бытовых условий граждан определенной территории, а также развитие инфраструктуры и строительство объектов социально-экономического значения с учетом мнения большей части населения территории;

наличия иных земельных участков, занятых объектами ветхого и находящегося в аварийном состоянии жилищного фонда, в том числе неиспользуемыми объектами (за исключением объектов культурного наследия);

несоответствия проекта целям изъятия земельного участка;

превышения издержек относительно выгод по предлагаемому проекту;

отсутствия согласия Наблюдательного совета (при изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд);

внесения презентационных материалов после повторного принятия решения об отказе.

Открытое обсуждение не проводится, также в случае не набрано недостаточное количество голосов.

§ 5. Проведение открытого обсуждения

28. Открытое обсуждение проводится в течении пятнадцати дней со дня принятия решения Кенгаша народных депутатов о проведении открытого обсуждения.

В случае нарушения данного срока презентационные материалы подлежат повторному одобрению Кенгашем народных депутатов на общих основаниях.

29. После принятия решения Кенгаша народных депутатов о проведении открытого обсуждения, инициатором в течении двух рабочих дней направляется письменное уведомление собственникам о дате и месте проведения открытого обсуждения.

30. Допускается уведомление собственников о дате и месте проведения открытого обсуждения путем ежедневной публикации информации в средствах массовой информации и во Всемирной информационной сети Интернет.

31. Открытое обсуждение организуется инициатором.

Участие средств массовой информации на открытом обсуждении является обязательным и обеспечивается инициатором.

32. На открытом обсуждении инициатор обязан ознакомить собственников объектов недвижимого имущества с целями и дальнейшими перспективами, условиями реализации проекта на данном земельном участке, а также выслушать мнение собственников объектов недвижимого имущества по проекту.

При необходимости инвестиционные проекты могут быть доработаны с учетом предложений собственников.

По итогам открытого обсуждения составляется протокол, который подписывается инициатором и всеми собственниками, при отказе от подписания данного протокола составляется акт с указанием причин отказа.

Протокол подлежит публикации на официальном сайте Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента или районов (городов).

§ 6. Порядок принятия решения Кенгаша народных депутатов

об изъятии земельного участка

33. Принятие решения Кенгаша народных депутатов об изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения, а также полной оценки выгод и издержек, а для реализации инвестиционных проектов допускается также требуется получение предварительного согласия собственников.

34. В решении Кенгаша народных депутатов об изъятии земельного участка должны быть указаны:

границы (координаты) изымаемого земельного участка;

основания и цели изъятия земельного участка;

данные о собственниках и объектах недвижимого имущества, подлежащих сносу;

информация об объекте, подлежащем строительству на изымаемом земельном участке;

иные вопросы, связанные с изъятием земельного участка, в том числе предоставлением компенсации собственникам объектов недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка.

Решение Кенгаша народных депутатов об изъятии земельного участка подлежит публикации на официальном сайте Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента или районов (городов), а также в средствах массовой информации.

Решение Кенгаша народных депутатов об изъятии земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

35. После принятия решения Кенгаша народных депутатов об изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов) реализует мероприятия по получению согласия собственников объектов недвижимого имущества, находящихся на данном земельном участке.

По достижению согласия на изъятие земельного участка между Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента и собственником заключается двухстороннее письменное Соглашение, которое подписывается собственником в трех экземплярах имеющих равную силу, подлежащее обязательному нотариальному удостоверению.

36. После публикации протокола отрытого обсуждения на официальном сайте Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента или районов (городов) материалов по инвестиционным проектам, инвесторам разрешается реализовывать мероприятия по получению согласия собственников объектов недвижимого имущества, находящихся на земельном участке, который планируется изымать для реализации инвестиционных проектов.

По достижению согласия на изъятие земельного участка между инвестором и Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, а также собственником заключается трехстороннее письменное Соглашение, которое подписывается собственником в четырех экземплярах, имеющее равную юридическую силу, подлежащее обязательному нотариальному удостоверению.

37. Размер, виды и сроки предоставления компенсации определяются Соглашением.

Собственник, подписавший Соглашение, считается давшим согласие на изъятие земельного участка и снос объекта недвижимого имущества, расположенного на нем в порядке, предусмотренном настоящим Положением.

Соглашение подлежит учету в Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента после его нотариального удостоверения.

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента являются гарантом своевременного предоставления компенсаций в полном объеме.

В случае несвоевременного и неполного предоставления компенсаций инициатором, компенсация предоставляется Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в первую очередь за счет дополнительных источников местного бюджета с последующим предъявлением требования в порядке регресса к виновным лицам, в размере выплаченного возмещения компенсации в судебном порядке.

38. Отчуждение объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом земельном участке, после подписания Соглашения допускается при наличии письменного согласия инициатора.

При этом новый собственник является правопреемником прав и обязанностей предыдущего собственника, вытекающих из Соглашения, заключенного в соответствии с настоящим Положением.

Глава 3. Общие условия предоставления компенсации собственникам объектов недвижимого имущества, подлежащих сносу

39. Компенсации подлежат:

а) рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом земельном участке;

б) издержки, связанные с переездом, в том числе временным наймом другого объекта недвижимого имущества;

в) упущенная выгода физических и юридических лиц;

г) иные издержки и убытки, предусмотренные законодательством либо соглашением (договором).

40. Не подлежит возмещению стоимость самовольно возведенных жилых, производственных и иных строений и сооружений.

41. Компенсация может быть предоставлена в виде:

а) денежных средств;

б) предоставления в собственность другого объекта недвижимого имущества;

в) земельного участка, право на который получено инициатором в установленном порядке;

г) иные виды компенсации, по Соглашению сторон.

По соглашению сторон собственнику может быть предоставлено несколько видов компенсаций с учетом оценки объектов недвижимого имущества.

Срок предоставления объекта недвижимого имущества в собственность взамен снесенного не должен превышать 24 месяцев со дня предоставления соответствующего объекта недвижимого имущества для временного пользования. При превышении указанного срока инициатор обязан выплатить собственнику снесенного объекта недвижимого имущества пеню в размере 0,01 процентов за каждый просроченный день от стоимости снесенного имущества, но не более 50 процентов от стоимости снесенного имущества.

Соглашения, предусматривающие предоставления в качестве компенсации имущества, подлежащего государственной регистрации, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.

42. В случае изъятия земельного участка для государственных и общественных нужд компенсация в виде денежных средств предоставляется за счет средств соответствующего Централизованного фонда.

В случае изъятия земельного участка для реализации инвестиционных проектов, в том числе направленных на улучшение архитектурного облика территории, компенсация предоставляется за счет средств инвестора.

43. В целях создания благоприятных условий для собственников и членов их семей, совместно проживающих с ним в одной махалле или улице по соглашению собственников с инициаторами может быть предусмотрено строительство новых домов на территории одной махалли или улицы.

44. Компенсация предоставляется в следующем порядке:

1) денежные средства предоставляются путем перечисления их на соответствующий банковский (депозитный) счет собственника;

2) в случае изъятия земельного участка, занятого многоквартирным домом или домом блокированной застройки (таунхаус) – предоставление собственнику квартиры в собственность другой квартиры в том же районе (городе) или в другом районе (городе) по согласованию сторон, общая площадь в которой превышает общую площадь в подлежащей сносу квартире.

При этом, по желанию собственника, квартира может быть предоставлена в многоквартирном или блокированном доме, строящемся на изымаемом или ином земельном участке, с оплатой за счет средств инвестора договора найма временного жилого помещения до заселения собственника в предоставляемую квартиру;

3) в случае изъятия земельного участка, занятого нежилым объектом недвижимого имущества – предоставление собственнику другого нежилого объекта недвижимого имущества в том же районе (городе) или в другом районе (городе) по согласованию сторон, общая площадь которого не менее общей площади подлежащего сносу нежилого объекта недвижимого имущества.

При этом, по желанию собственника, нежилой объект недвижимого имущества может быть предоставлен в строящемся на изымаемом или ином земельном участке объекте недвижимого имущества, с оплатой за счет средств инвестора договора найма временного другого нежилого объекта недвижимого имущества сроком до двух лет;

4) в случае изъятия земельного участка, занятого индивидуальным жилым домом (в том числе не завершенного строительством и прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке) – предоставление собственнику и постоянно фактически проживающим в данном доме лицам другого равноценного благоустроенного индивидуального жилого дома или квартиры в порядке, предусмотренном настоящим пунктом;

5) в случае изъятия земельного участка, право владения (пользования) которым имеет собственник объекта недвижимого имущества, находящегося на данном земельном участке – предоставление собственнику земельного участка, площадью равной изымаемой.

В случае если рыночная стоимость права на изымаемый земельный участок превышает стоимость права на предоставляемый земельный участок, то данная ценовая разница подлежит компенсации по соглашению сторон.

В случае если рыночная стоимость изымаемого земельного участка ниже стоимости предоставляемого земельного участка, то данная ценовая разница компенсации не подлежит.

По соглашению сторон, в качестве компенсации может быть предоставлен дополнительный земельный участок с соответствующим уменьшением размера иного предоставляемого вида компенсации.

В случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства собственнику предоставляется за счет средств инициатора временное жилье на условиях договора найма либо денежная компенсация за найм жилья сроком до двух лет.

45. При выборе лицами, являющимися участниками общей собственности компенсации, предусмотренной настоящим Положением, их доли в этом праве должны соответствовать их долям в праве собственности на подлежащие сносу объекты недвижимого имущества.

46. При наличии письменного согласия (соглашения) не менее 75 процентов собственников, и не достижении договоренности с оставшейся частью собственников инициатор вправе обратиться в суд с иском о принудительном выкупе объектов недвижимого имущества по цене, определенной в установленном порядке.

Размер, сроки и вид возмещения убытков собственникам, не давшим соответствующего согласие, определяются в судебном порядке.

47. В случае отсутствия собственника объекта недвижимого имущества (а если оно является жилым, то также при отсутствии членов его семьи, зарегистрированных по данному адресу), находящегося на земельном участке, который планируется изъять, инициатором должны быть приняты все необходимые меры по их поиску, в том числе через средства массовой информации.

Если в течении одного года местонахождение отсутствующего собственника не установлено, инвестор может обратиться в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов) с просьбой обратиться в суд с иском о признании объекта недвижимого имущества бесхозяйным и обращении данного объекта недвижимого имущества в государственную собственность.

48. Обращение Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента или районов (городов) в суд с иском о признании объекта недвижимого имущества бесхозяйным и обращении данного объекта недвижимого имущества в государственную собственность осуществляется в порядке, установленном законодательством.

49. Оценка объектов недвижимого имущества, подлежащих сносу, производится в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Оценка объектов недвижимого имущества производится оценочными организациями за счет средств инициатора до заключения Соглашения, предусмотренного настоящим Положением.

В случае несогласия с результатами оценки проводится экспертиза достоверности отчета об оценке в соответствии с законодательством.

Оценочная организация несет ответственность перед заказчиком за причинение ему ущерба вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договора. Убытки, включая упущенную выгоду, причиненные заказчику, подлежат возмещению оценочной организацией в порядке, установленном законодательством.

50. Имущественная ответственность инициатора может быть застрахована в порядке, установленном законодательством.

51. В случае смерти собственника после заключения с ним соглашения о размере, виде и порядке возмещения убытков, исполнение прав и обязательств по соглашению переходит к его наследникам пропорционально их долям.

В случае смерти собственника до заключения соглашения, переговоры о заключении Соглашения ведутся с его наследниками на общих основаниях. Круг наследников и доля каждого из них в наследстве определяется на основании свидетельства о праве на наследство, а в случае спора – судом.

52. Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов) ведет учет предоставленных компенсаций. Инвесторы предоставляют в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов) документы, подтверждающие факт предоставления компенсаций в полном объеме (если Соглашением не предусмотрены иные условия).

53. Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента:

на постоянной основе проводит мониторинг мероприятий по своевременному предоставлению компенсаций в полном объеме;

предоставляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан информацию о ходе работ по изъятию земельных участков, сносу объектов недвижимого имущества, предоставлению компенсации, а также строительно-монтажных работах, проводимых на изъятом земельном участке.

 

Глава 5. Порядок сноса объектов недвижимого имущества,
расположенных на изымаемом земельном участке

54. В течение двух рабочих дней после предоставления соответствующей компенсации всем собственникам, а также полного фактического освобождения (выселения лиц, проживающих в жилых помещениях) жилых, нежилых, производственных и иных строений (зданий), сооружений, находящихся на земельном участке, который планируется изымать Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента или районов (городов). подготавливается проект решения Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов) о сносе объекта недвижимого имущества, расположенного на изымаемом земельном участке.

Проект решения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента или районов (городов) о сносе подлежит правовой экспертизе в отделе юстиции района (города).

При необходимости органами юстиции могут быть истребованы необходимые документы для осуществления правовой экспертизы.

Срок проведения правовой экспертизы органами юстиции не должен превышать двух рабочих дней.

55. Принятие решения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента или районов (городов) о сносе допускается при наличии положительного заключения соответствующего отдела юстиции района (города) по итогам правовой экспертизы.

56. В решении Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента или районов (городов) о сносе объекта недвижимого имущества, расположенного на изымаемом земельном участке должны быть отражены:

реквизиты решения Кенгаша народных депутатов об изъятии данного земельного участка;

адресный список объектов недвижимого имущества, подлежащих сносу;

информация о предоставлении полной компенсации всем собственникам объектов недвижимого имущества, подлежащих сносу;

начало и сроки сноса каждого объекта недвижимого имущества;

требования по соблюдению градостроительных норм и правил.

Контроль за соблюдением требований градостроительных норм и правил проводится уполномоченным государственным органом по надзору в сфере строительства в установленном законодательством порядке.

57. Решение Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента или районов (городов) в течение одного рабочего дня со дня его принятия направляется в:

филиал государственного предприятия землеустройства и кадастра недвижимости района (города) для внесения соответствующих записей Государственный реестр прав на объекты недвижимости;

государственную налоговую инспекцию района (города) для произведения перерасчета по соответствующим налогам и другим обязательным платежам.

Принятие решения хокима района (города) является основанием для прекращения права собственности и других вещных прав на объекты недвижимого имущества.

58. Отключение от инженерно-коммуникационных сетей допускается исключительно после принятия решения хокима района (горда) о сносе и производится на основании технических условий, разработанных в порядке, установленном законодательством.

59. Снос объекта недвижимого имущества производится инициатором самостоятельно либо с привлечением подрядной организации за счет собственных средств. Собственник по согласованию с инициатором имеет
право самостоятельно осуществить снос объекта недвижимости с вывозом строительных материалов и строительного мусора с очисткой территории за счет собственных средств.

 

Глава 6. Разрешение споров

60. Споры, возникающие между собственником и инициатором, при не достижении договоренности подлежат рассмотрению в суде.

61. В случае возникновения спора изъятие земельного участка и снос объектов недвижимого имущества, расположенных на нем, не допускается до вступления в законную силу решения суда.

62. Решения Кенгаша народных депутатов районов (городов) об изъятии либо об отказе в изъятии земельного участка и хокима района (города) о сносе объектов недвижимого имущества могут быть обжалованы в судебном порядке.

 

Глава 7. Заключительные положения

63 Лица, нарушившие условия настоящего Положения, несут ответственность в установленном порядке.

64. Контроль за исполнением хокимами и другими должностными лицами требований законодательства при изъятии земельных участков, сносе объектов недвижимого имущества, переселении граждан, а также предоставлении компенсаций осуществляется органами прокуратуры.

65. Убытки, причиненные физическим и юридическим лицам в результате вынесения незаконного административного акта государственного органа (должностного лица), подлежат возмещению государством, в первую очередь за счет внебюджетных средств соответствующих органов с последующим взысканием с виновного лица в регрессном порядке.

Приложение № 2

к постановлению Кабинета Министров
от «___» ________ 2019 г. № _____

Изменения и дополнения, вносимые в Положение о порядке формирования и использования средств централизованных фондов

по возмещению причиненного физическим и юридическим лицам ущерба в связи с изъятием земельных участков для нужд государства и общества, утвержденное постановлением Кабинета Министров

от 26 декабря 2018 года № 1047

 

 

1. В тексте на узбекском языке Положения о порядке формирования и использования средств централизованных фондов по возмещению причиненного физическим и юридическим лицам ущерба в связи с изъятием земельных участков для нужд государства и общества, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 26 декабря 2018 года № 1047:

а) пункт 6 дополнить абзацем пятым следующего содержания:

“қонунчиликда таъқиқланмаган бошқа манбалар ҳисобидан.”;

б) в абзаце третьем пункта 8 после слов “Тошкент шаҳар” дополнить словами “халқ депутатлари кенгаши ва”;

в) дополнить подпунктом 121 следующего содержания:

“121 Етказилган зарарларни қоплаш ҳудудий жамғармалар маблағлари ҳисобидан тегишли равишда жамғармалар кузатув кенгашларининг қарорларига асосан маблағ келиб тушган туман ва шахарларга ажратилади, зарур ҳолларда ҳудудий кузатув кенгаши илтимосномасига асосан Республика жамғармаси кузатув кенгаши розилиги билан бошқа туман ва шаҳарларда етказилган зарарларни қоплаш учун йўналтирилади.”;

г) абзац второй пункта 13 изложить в следующей редакции:

“Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамаси (янги ташкил этилган шуъба) республика жамғармаси кузатув кенгашининг, Қорақалпоғистон Республикаси (Вазирлар кенгаши), вилоятлар ва Тошкент шаҳар ҳокимликлари эса — ҳудудий жамғармалар кузатув кенгашларининг ишчи органи ҳисобланади.”;

д) абзац первый пункта 14 изложить в следующей редакции:

“Республика жамғармаси Ўзбекистон Республикаси Молия вазирлиги билан ва ҳудудий жамғармалар ҳудудий молия органлари билан биргаликда:”;

е) в пункте 17 после слов “зарур ҳужжатларни” дополнить словами
“4-иловага мувофиқ”.

 

Приложение № 3

к постановлению Кабинета Министров
от «___» ________ 2019 г. № _____

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

некоторых решений Правительства Республики Узбекистан, признаваемых утратившими силу

 

 

1. Постановление Кабинета Министров от 29 мая 2006 года № 97 «Об утверждении положения о порядке возмещения убытков гражданам
и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд» (СП Республики Узбекистан, 2006 г., № 5, ст. 97).

2. Пункт 12 Приложения к постановлению Кабинета Министров от 9 ноября 2010 года № 248.

3. Раздел II Приложения № 3 к постановлению Кабинета Министров от 25 мая 2011 года № 146.

4. Пункт 4 Приложения к постановлению Кабинета Министров от 27 ноября 2018 года № 963.

 

Умумий таклифлар

3807