Давлат тилида матни бўлмаган лойиҳалар портал маъмурияти томонидан лойиҳа муаллифини огоҳлантирмасдан ўчирилади
ID Муаллиф Муҳокамага чиқариш санаси Якунланиш санаси Таклифлар сони
723 Ўзбекистон Республикаси Иқтисодий тараққиёт ва камбағалликни қисқартириш вазирлиги 26/09/2018 11/10/2018 68

Муҳокама якунланди

Ўзбекистон Республикаси Президенти Қарори
О мерах по дальнейшей либерализации торговли и развитию конкуренции на товарных рынках
ID-723

Отметить, что в республике создана необходимая правовая основа для деятельности оптовой и биржевой торговли, активно развиваются розничные торговые сети, применяющие современные информационные технологии, расширяется доступ субъектов предпринимательства к материально-техническим ресурсам.

Вместе с тем, нынешнее состояние товарных рынков, уровень развития отечественной оптовой и биржевой торговли не отвечают современным требованиям. Сохраняется ряд проблемных вопросов, препятствующих расширению товарооборота, обеспечению внутреннего рынка необходимыми для производства товарами, осуществлению беспрепятственного экспорта производимой в республике продукции, в том числе:

первое, низкий уровень развития оптовой торговли, системы поставок полуфабрикатов и промышленной продукции для последующей переработки, других товаров по принципу «бизнес-для бизнеса» (B2B) приводят к повышению трансакционных издержек субъектов предпринимательства, снижению в конечном итоге конкурентоспособности производимой ими продукции на внешних рынках;

второе, ограниченность масштаба операций, видов торгуемых товаров и инструментов биржевой торговли затрудняет доступ субъектов предпринимательства к ресурсам и объективное ценообразование на производимые товары, слабо внедряются фьючерсы, производные инструменты и другие современные механизмы торговли биржевыми товарами, позволяющие обеспечить защиту предпринимателей, особенно сельхозпроизводителей, от неблагоприятных изменений цен.

третье, остается значительной государственная доля в уставных капиталах субъектов оптовой и биржевой торговли, сохраняются устаревшие ограничения в сфере осуществления розничной торговли и оказания услуг населению, что препятствует динамичному развитию конкуренции в этих сферах;

четвертое, не налажена системная работа по информированию производителей и потребителей, в том числе иностранных, о номенклатуре и объемах производимой и востребованной продукции в отраслях экономики, что сдерживает развитие производственной кооперации внутри республики, а также с зарубежными производителями.

В целях дальнейшего совершенствования механизмов осуществления торговых операций, развития здоровой конкурентной среды на товарных рынках, а также создания условий для повышения эффективности и сокращения издержек субъектов предпринимательства, обеспечения конкурентоспособности производимой ими продукции:

1. Согласиться с предложениями Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции:

а) об отмене с 1 января 2019 года:

требования о наличии лицензий на осуществление оптовой торговли и особый порядок налогообложения предприятий оптовой торговли;

действующего порядка учета производства и реализации отдельных видов подакцизных товаров (автомобили, растительное масло, алкогольная и табачная продукция и др.);

требования по выдаче разрешительного документа на осуществление выездной торговли;

санкций за просроченную дебиторскую задолженность, возникающую во взаимоотношениях с контрагентами у субъектов предпринимательства;

требования о 15-процентной предоплате на внутреннем рынке по сделкам у субъектов предпринимательства;

практики требования 100-процентной предоплаты при экспорте свежей плодоовощной продукции, предусмотрев условия оплаты в соответствии с соглашением между сторонами;

ограничений на экспорт отдельных видов товаров, согласно приложению;

штрафных санкций за сверхдоговорные объемы потребления природного газа и электрической энергии потребителями;

действующего порядка формирования графиков выставления на биржевые торги высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов и их согласование с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции;

требования о предоставлении финансового потребительского кредита для приобретения у производителя или реализующей организации только потребительских товаров (услуг), произведенных в Республике Узбекистан.

б) об установлении с 1 октября 2018 года порядка, в соответствии с которым:

биржевые товары, а также другие высоколиквидные виды продукции, сырья и материалов, в том числе предусмотренные постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № ПП-3386 «О мерах по совершенствованию конкурентной среды, искоренению условий для злоупотребления и хищений в сфере обеспечения топливно-энергетическими ресурсами и другой высоколиквидной продукцией, укреплению платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности», могут реализовываться на торгах, проводимых всеми товарно-сырьевыми биржами, организованными субъектами предпринимательства в установленном порядке;

высоколиквидные виды продукции, сырья и материалов, завезенные по импорту, могут без ограничений реализовываться на внутреннем рынке, в том числе на биржевых торгах, по усмотрению их собственников;

предприятия-производители монопольных видов продукции выставляют на биржевые торги высоколиквидные виды продукции, сырья и материалов в равномерных объемах по дням торгов, с размещением соответствующей информации на информационном портале биржи, не позднее чем за три дня до начала каждого месяца;

разрешается вывоз за пределы Республики Узбекистан для физических лиц товаров в пределах разрешаемого объема валюты стоимостью до 5 тыс. долларов США;

в) о внедрении с 1 октября 2018 года порядка сдачи и использования наличной денежной выручки, предусматривающего, что:

хозяйствующие субъекты, имеющие среднюю дневную наличную выручку свыше 20-кратного минимального размера заработной платы, сдают ее в кассы банков ежедневно через службу инкассации либо самостоятельно;

хозяйствующие субъекты, имеющие наличную выручку меньше указанных объемов, имеют право сдавать наличную выручку в кассы банков через службу инкассации в определяемые ими периоды или самостоятельно;

отменяется инкассирование наличной денежной выручки исключительно через службы инкассации Центрального банка Республики Узбекистан;

разрешается осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, с использованием корпоративных банковских карт без заключения договоров купли-продажи с выдачей инвойса (счет-фактуры).

2. Установить, что:

экспорт товаров и услуг через сеть Интернет с оплатой через международные платежные системы в объеме до 5 тысяч долларов США по одному инвойсу не требует заключения письменного договора с покупателями и разрешается всем без исключения юридическим и физическим лицам, без внесения информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций и оформления грузовой таможенной декларации, в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи;

с 1 января 2019 года ставки налога на доходы членов товарно-сырьевых бирж (дилеров, маркет-мейкеров, брокеров) взимаются на уровне ставок, аналогичных установленным для инвестиционных посредников на рынке ценных бумаг;

отпуск продавцами высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов, приобретенных на биржевых торгах, осуществляется по очередности, определяемой посредством электронных систем бирж в зависимости от сроков оплаты продукции.

3. Создать Центр исследований отраслевых рынков и экспортно-ориентированных производств при Министерстве экономики Республики Узбекистан (далее – Центр) в форме государственного унитарного предприятия.

4. Определить что:

учредителем Центра является Министерство экономики Республики Узбекистан;

управленческий персонал Центра 38 штатных единиц;

источниками финансирования Центра является средства Государственного бюджета Республики Узбекистан, предусмотренных законодательством.

5. Определить основными задачами Центра:

создание постоянно обновляемого электронно-информационного портала для информирования хозяйствующих субъектов о номенклатуре и видах производимой в республике и импортируемой продукции (товаров и услуг);

формирование базы данных о наличии производственных мощностей и предложениях по производству товаров, а также об объемах потребления (спрос) на товары и конъюнктуру цен на производимую и потребляемую продукцию на внутреннем рынке, для информирования местных и иностранных поставщиков и производителей;

анализ и мониторинг динамики цен, колебаний спроса и предложения на товарных рынках и внесение на этой основе предложений.

6. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции:

в двухмесячный срок провести семинары и оказывать в последующем необходимое содействие субъектам предпринимательства по вопросам организации биржевой деятельности и оптовой торговли;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по реализации государственной доли в уставном капитале АО «Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа» посредством проведения первичного (IPO) и вторичного (SPO) публичных предложений акций на Республиканской фондовой бирже «Тошкент».

7. Предоставить право товарно-сырьевым биржам создавать дочерние предприятия по организации хранения и логистики реализуемой на бирже продукции, а также разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий.

8. Кабинету Министров в месячный срок внести в законодательную плату Олий Мажлис Республики Узбекистан предложения по ратификации Республикой Узбекистан в установленном порядке Договора государств-участников СНГ
о проведении согласованной антимонопольной политики.

9. Министерство экономики Республики Узбекистан в двухнедельный срок в установленном порядке утвердить устав о Центре.

10. Национальной телерадиокомпании Республики Узбекистан обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации положений настоящего постановления и дополнительных возможностей, создаваемых для субъектов предпринимательства.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – министра финансов Кучкарова Д.А.

 

Президент Республики Узбекистан                                                                       Ш. Мирзиёев

Умумий таклифлар: 16

2607