ID Муаллиф Муҳокамага чиқариш санаси Якунланиш санаси Таклифлар сони
6087 Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан 09/08/2019 24/08/2019 7
Ўзбекистон Республикаси Президентининг Қарори
О дальнейшем совершенствовании деятельности Республиканского центра управления сетями телекоммуникаций Узбекистана
ID-6087

ПРОЕКТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

О дальнейшем совершенствовании деятельности Республиканского центра управления сетями телекоммуникаций Узбекистана

Республиканский центр управления сетями телекоммуникаций Узбекистана (далее – РЦУ) осуществляет координацию работ по эффективному функционированию и рациональному использованию сетей и ресурсов операторов, входящих в Систему управления сетями телекоммуникаций Республики Узбекистан в мирное время и обеспечению в случае необходимости их централизованного использования в интересах безопасности страны в чрезвычайных ситуациях.

Выполняет функции национального центра управления сетями телекоммуникаций Узбекистана при взаимодействии с центрами управления сетями телекоммуникаций зарубежных стран.

За последние годы в республике наблюдаются высокие темпы технического развития и совершенствования программного обеспечения операторов телекоммуникаций и провайдеров услуг телекоммуникаций. Значительно повысилась эффективность функционирования и необходимость рационального использования сетей и ресурсов операторов телекоммуникаций, входящих в Систему управления сетями телекоммуникаций Республики Узбекистан.

Вместе с тем, организация работы РЦУ, базирующейся на устаревших методах взаимодействия операторов телекоммуникаций с органами государственного управления и частного предпринимательства, не позволяет обеспечить решение поставленных перед ним новых задач, что усугубляется наличием значительных нерешенных проблем, среди которых:

во-первых, снижается качество предоставляемых услуг связи со стороны операторов телекоммуникаций, так как отсутствует возможность постоянно осуществлять и контролировать состояние сетей операторов телекоммуникаций, а также получения информации о качественных показателях состояния сетей и предоставляемых услуг телекоммуникаций со стороны контролирующего органа;

во-вторых, требуется совершенствование правовой базы и организационной платформы обеспечения координации деятельности органов государственного управления, операторов телекоммуникаций;

в-третьих, не рациональное использование и выделение нумерации операторами телекоммуникаций производится вразрез с национальной системой и планом нумерации минуя контролирующий орган;

в-четвёртых, из-за фактов мошенничества по пропуску международного голосового трафика, что сказывается на экономике страны в целом, в связи с отсутствием системы контроля, выявления и борьбы с незаконным (несанкционированным) доступом к сети телекоммуникаций и пропуска международного голосового трафика;

в-пятых, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, направленных на развитие электронной коммерции находится не на должном уровне, что приводит к неэффективному функционированию механизма удаленной идентификации клиента с привязкой к мобильному номеру телефона абонента и к сдерживанию цифровизации экономики и развития предпринимательской деятельности;

в-шестых, отсутствует возможность использования качественных мобильных телефонов и устройств с модулем мобильной связи (далее - мобильные устройства), защиты внутреннего рынка от ввоза и реализации контрафактной продукции, поступления в бюджет таможенных платежей при ввозе мобильных устройств;

в-седьмых, устарели методы разработки мобилизационных планов и планов ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций со специальными потребителями, межсетевых соглашений по взаимодействию при чрезвычайных ситуациях и в особый период, что в свою очередь требует их коренного пересмотра.

Существующие недостатки указывают на необходимость внедрения эффективных механизмов путем автоматизации процессов выявления и получения данных о фактах нарушения требований законодательства и иных нормативных документов, государственных стандартов и качества предоставляемых услуг в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий.

В целях повышения эффективности системы управления в сфере телекоммуникаций, обеспечения надежного функционирования, централизованного и эффективного использования ресурсов и сетей телекоммуникаций:

1. Определить РЦУ:

специально уполномоченным органом по выделению нумерации, учету и контролю за их рациональным использованием;

оператором системы противодействия нарушениям порядка пропуска международного голосового трафика на сетях телекоммуникаций Республики Узбекистан;

оператором системы регистрации мобильных устройств по международным уникальным идентификационным кодам;

оператором централизованной базы переносимых номеров.

2. Установить, что:

выделение нумерации осуществляется в соответствии с порядком установленным Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и специально уполномоченным органом;

источниками финансирования деятельности РЦУ являются средства Фонда развития информационно-коммуникационных технологий, средства, поступающие за выделение нумерации, а также иные источники, не запрещенные законодательством Республики Узбекистан.

3. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в двухмесячный срок:

совместно с Министерством юстиции, соответствующими министерствами и ведомствами произвести полную инвентаризацию правовой базы в сфере обеспечения координации деятельности органов государственного управления, операторов телекоммуникаций и провайдеров услуг телекоммуникаций и подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, вытекающие из настоящего постановления;

разработать мобилизационные планы и планы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций со специальными потребителями, межсетевые соглашения по взаимодействию при чрезвычайных ситуациях и в особый период, по итогам привести нормативно-правовые акты в соответствие с возложенными настоящим постановлением задачами;

внести соответствующие изменения в организационную структуру РЦУ исходя из вновь возложенных задач;

разработать и утвердить положения о порядке и условиях регистрации мобильных устройств, используемых, ввозимых и производимых для реализации или личного пользования на территории Республики Узбекистан, об автоматизации процессов механизма выявления и получения данных о фактах нарушения требований законодательства при пропуске международного голосового трафика на сетях телекоммуникаций Республики Узбекистан, а также о переносе абонентского номера в сетях мобильной связи Республики Узбекистан;

обеспечить внесение изменений в лицензионные соглашения, заключенные с операторами телекоммуникаций, вытекающих из требований настоящего постановления и вышеуказанных положений, разработанных Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.

4. Определить дополнительными основными задачами и приоритетными направлениями деятельности РЦУ:

осуществление системного мониторинга качества и оценки состояния сетей телекоммуникаций операторов на соответствие установленным специально уполномоченным органом нормативам качества предоставляемых услуг;

осуществление приёма, рассмотрения заявок, по выделению номерной емкости, а также выделения коротких специальных номеров для информационно-справочных служб;

осуществление организации работ по автоматизации процессов механизма выявления и получения данных о фактах нарушения требований законодательства при пропуске международного голосового трафика на сетях телекоммуникаций Республики Узбекистан;

осуществление регистрации мобильных устройств по международным уникальным идентификационным кодам;

обеспечение формирования, ведения, функционирования и сопровождения централизованной базы перенесенных номеров, в том числе сбор, хранение, обработка, передача информации и сведений, содержащихся в ней;

предоставление услуг операторам телекоммуникаций Узбекистана по осуществлению оперативно-технического управления сетями, системного мониторинга состояния сетей и оценки на соответствие показателям качества предоставляемых услуг и функционирования сетей операторов телекоммуникаций.

5. Внести изменения и дополнения в постановление Президента Республики Узбекистан от 20  февраля  2007  года № ПП-589 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления сетями телекоммуникаций Республики Узбекистан» согласно приложению.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан Ш. М. Садикова.

Президент

Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Президента Республики Узбекистан

от «___» _________ 20__ года № ПП- _____

Изменения и дополнения, вносимые в постановление Президента Республики Узбекистан от 20 февраля 2007 года № ПП-589

«О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления сетями телекоммуникаций

Республики Узбекистан»

  1. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

«Определить рабочим органом Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан по вопросам управления телекоммуникационными сетями и ресурсами Республиканский центр управления сетями телекоммуникаций, находящийся в непосредственном подчинении Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан».

Установить, что Республиканский центр управления сетями телекоммуникаций:

а) осуществляет координацию работ по эффективному функционированию и рациональному использованию сетей и ресурсов операторов, входящих в Систему управления сетями телекоммуникаций Республики Узбекистан, обеспечению в случае необходимости их централизованного использования в интересах безопасности страны, в чрезвычайных ситуациях;

б) выполняет функции национального центра управления сетями телекоммуникаций Узбекистана при взаимодействии с центрами управления сетями телекоммуникаций зарубежных стран;

в) является:

специально уполномоченным органом по выделению нумерации, учету и контролю за их рациональным использованием;

оператором системы противодействия нарушениям порядка пропуска международного голосового трафика на сетях телекоммуникаций Республики Узбекистан;

оператором системы регистрации мобильных устройств по международным уникальным идентификационным кодам;

оператором централизованной базы переносимых номеров».

Утвердить Положение о Республиканском центре управления сетями телекоммуникаций Узбекистана согласно приложению N 2.

2. В приложении № 1:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«автоматизированная система управления сетями телекоммуникаций Узбекистана (АСУ СТУз) – система, выполняющая функции по управлению сетями телекоммуникаций Узбекистана на основе комплекса информационных технологий по планированию, техническому обслуживанию, эксплуатации, оперативному и административному управлению сетями телекоммуникаций и предоставляемыми услугами;

мобильные устройства – мобильные телефоны и устройства с модулем мобильной связи;

оперативно-техническое управление – комплекс мер по обеспечению бесперебойного функционирования сетей телекоммуникаций, включая мониторинг состояния сетей, разработку графиков обходов и замен, организацию ремонтно-настроечных работ и оперативную перестройку сети при авариях и других дестабилизирующих ситуациях в реальном масштабе времени;

особый период – период с момента принятия решения

о мобилизации (введения военного положения), включая весь период ведения военных действий;

перенос абонентского номера – услуга по сохранению абонентского номера при переходе к другому оператору мобильной связи;

ресурсы телекоммуникаций – сети телекоммуникаций, каналы, тракты, организованные на базе кабельных, воздушных, радиорелейных, спутниковых и других систем связи, линии передачи, оконечное оборудование, станции, узлы и другие объекты телефонной, телеграфной связи, сетей передачи данных и других сетей телекоммуникаций;

сетевой элемент системы управления элемент, являющийся оборудованием телекоммуникаций (или группой/частью оборудования телекоммуникаций) или вспомогательным оборудованием, которое выполняет функции элемента сети и подключённый к аппаратно-програмному комплексу оператора/собственника сетей телекоммуникаций;

система противодействия нарушениям порядка пропуска международного голосового трафика – совокупность автоматизированных аппаратно-программных средств, информационных ресурсов и информационных технологий, а также мер правового, организационно-технического и экономического характера, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленного законодательством порядка пропуска международного голосового трафика на сетях телекоммуникаций;

система регистрации мобильных устройств по международным уникальным идентификационным кодам – информационная система, используемая для сбора, хранения и обработки сведений о параметрах технической идентификации мобильных устройств;

система управления – технические средства телекоммуникаций, образующие единый аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий выполнение функций по управлению функционированием сетями телекоммуникаций;

специальные потребители Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Государственная служба безопасности Президента Республики Узбекистан, Служба государственной безопасности, Национальная гвардия Республики Узбекистан, являющиеся потребителями услуг телекоммуникаций особой категории, для которых ресурсы телекоммуникаций предоставляются в приоритетном порядке;

централизованная база переносимых номеров – аппаратно-программный комплекс управления базой данных, содержащей информацию о перенесённых абонентских номерах в сетях мобильной связи;

централизованное управление сетями и ресурсами телекоммуникаций – комплекс мер по управлению сетями и ресурсами телекоммуникаций специально уполномоченным органом в целях обеспечения функционирования сетей телекоммуникаций и восстановления связей в интересах органов государственной власти и управления, специальных потребителей в чрезвычайных обстоятельствах»;

б) пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания:

«Мониторинг сетевых элементов системы управления операторов/собственников сетей телекоммуникаций подключенных к АСУ СТУз осуществляется на платной основе».

в) в пункте 9:

дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

«заключения договоров на осуществление оперативно-технического управления сетями телекоммуникаций операторов, системного мониторинга состояния сетей, проверки на соответствие показателям качества предоставляемых услуг и функционирования сетей операторов телекоммуникаций между РЦУ и операторами телекоммуникаций»;

абзацы седьмой – одиннадцатый считать соответственно абзацами восьмой – двенадцатый;

г) в пункте 10:

дополнить абзацем шестым следующего содержания:

«согласовывает с РЦУ выделение нумерации на своих сетях»;

абзацы шестой – десятый считать соответственно абзацами седьмой – одиннадцатый;

3. В приложении № 2:

а) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. РЦУ является:

специально уполномоченным органом по выделению нумерации, учету и контролю за их рациональным использованием;

оператором системы противодействия нарушениям порядка пропуска международного голосового трафика на сетях телекоммуникаций Республики Узбекистан;

оператором системы регистрации мобильных устройств по международным уникальным идентификационным кодам;

оператором централизованной базы переносимых номеров».

б) дополнить пункт 51 следующего содержания:

«51. РЦУ осуществляет взаимодействие с предприятиями системы Мининфоком, операторами телекоммуникаций, органами государственной власти и управления, обороны и безопасности, правопорядка и по защите от чрезвычайных ситуаций и другими государственными органами».

в) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Источниками финансирования деятельности РЦУ являются средства Фонда развития информационно-коммуникационных технологий, средства РЦУ, получаемые за предоставленные услуги, в том числе за выделение нумерации и другие источники, не запрещенные законодательством Республики Узбекистан».

г) в пункте 7:

абзац третий изложить в следующей редакции:

«осуществление системного мониторинга качества и оценки состояния сетей телекоммуникаций операторов на соответствие установленным специально уполномоченным органом нормативам качества предоставляемых услуг посредством АСУ СТУз и систем управления сетями телекоммуникаций операторов»;

после абзаца девятого дополнить абзацами следующего содержания:

«осуществление приёма, рассмотрения заявок, по выделению номерной емкости, а также выделения коротких специальных номеров для информационно-справочных служб (за исключением индивидуальных предпринимателей и физических лиц);

осуществление организации работ по автоматизации процессов механизма выявления и получения данных о фактах нарушения требований законодательства при пропуске международного голосового трафика на сетях телекоммуникаций Республики Узбекистан, созданию и функционированию системы противодействия нарушениям порядка пропуска международного голосового трафика;

осуществление регистрации мобильных устройств по международным уникальным идентификационным кодам, обеспечение постоянного функционирования и совершенствования системы регистрации мобильных устройств по международным уникальным идентификационным кодам;

обеспечение формирования, ведения, функционирования и сопровождения централизованной базы перенесенных номеров, в том числе сбор, хранение, обработка, передача информации и сведений, содержащихся в ней, а также предоставление доступа к централизованной базе перенесенных номеров;

предоставление услуг операторам телекоммуникаций Узбекистана по осуществлению оперативно-технического управления сетями, системного мониторинга состояния сетей и оценки на соответствие показателям качества предоставляемых услуг и функционирования сетей операторов телекоммуникаций».

абзацы десятый считать абзацем пятнадцатым;

д) в пункте 8:

дополнить абзацами четвертым, пятым и шестым следующего содержания:

«осуществляет сбор информации об авариях, повреждениях на сети телекоммуникаций операторов телекоммуникаций Узбекистана через СУСТУз;

обрабатывает данные об авариях и повреждениях на сети телекоммуникаций операторов и заносит в базу данных учета состояния объектов контроля;

подготавливает информацию за определенный период о качестве работы сети телекоммуникаций операторов Узбекистана, о динамике изменений качественных показателей работы телекоммуникационной транспортной сети и предоставляет в Мининфоком»;

абзацы четвертый – двадцать пятый считать соответственно абзацами седьмым – двадцать восьмым;

дополнить абзацем десятым следующего содержания:

«ведет учет повреждений каналов связи, переданных в аренду специальным потребителям, разрабатывает предложения по повышению качества предоставляемых услуг, информирует о перестроениях на сетях телекоммуникаций операторов»;

абзацы десятый – двадцать пятый считать соответственно абзацами одиннадцатый – двадцать девятый;

дополнить абзацем четырнадцатым следующего содержания:

«формирует базу данных и ведет учёт технических средств телекоммуникаций операторов (оборудование, оконечные устройства, системы, линии связи), подключаемых к сети телекоммуникаций на основании данных операторов;

осуществляет на договорной основе оперативно-техническое управление сетями телекоммуникаций, системный мониторинг состояния сетей и оценку на соответствие показателям качества предоставляемых услуг и функционирования сетей операторов телекоммуникаций;

производит приём и рассмотрение заявок на выделение номерной емкости, в том числе коротких специальных номеров для информационно-справочных служб;

разрабатывает и вносит на утверждение в Мининфоком тарифы единовременной оплаты по выделению номерной емкости и коротких специальных номеров для информационно-справочных служб;

осуществляет организацию работ по автоматизации процессов механизма выявления и получения данных о фактах нарушения требований законодательства при пропуске международного голосового трафика на сетях телекоммуникаций Республики Узбекистан, созданию и функционированию системы противодействию нарушениям порядка пропуска международного голосового трафика;

осуществляет регистрацию мобильных устройств по международным уникальным идентификационным кодам, обеспечивает постоянное функционирование и совершенствование системы регистрации мобильных устройств по международным уникальным идентификационным кодам;

осуществляет автоматизацию и координацию процессов сбора, обработки, хранения и передачи информации, предоставляемой операторами мобильной связи для обеспечения переноса абонентского номера»;

абзацы четырнадцатый – двадцать пятый считать соответственно абзацами пятнадцатый – тридцать шестой.

д) пункт 9 дополнить абзацем следующего содержания:

создавать совместные предприятия в рамках своей деятельности по согласованию с Мининфоком.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту постановления Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании деятельности Республиканского центра управления сетями телекоммуникаций Узбекистана»

I. Обоснование разработки проекта постановления

Постановление Президента Республики Узбекистан от 20.02.2007г. № ПП-589 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления сетями телекоммуникаций Республики Узбекистан»;

постановление Президента Республики Узбекистан от 14.05.2018г. №ПП-3724 «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции»;

постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 07.03.2018г. № ПКМ-185 «О мерах по дальнейшему улучшению качества услуг связи, информатизации и телекоммуникаций» и приказы Мининфоком от 14.06.2018 г. № 69/289-дсп «О мерах по противодействию несанкционированному пропуску международного голосового трафика на сетях телекоммуникаций Республики Узбекистан» и от 18.06.2018г. № 402 «О реализации проекта «Расширение функциональных возможностей автоматизированной системы управления сетями телекоммуникаций Республики Узбекистан»;

постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22.10.2018г. № ПКМ-847 «О мерах по упорядочиванию системы учёта мобильных устройств в Республике Узбекистан»;

постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16.03.2019г. № ПКМ-223 «О дополнительных мероприятиях по эффективному использованию государственного имущества».

II. Необходимость принятия постановления

Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 20.02.2007г. № ПП-589 государственное унитарное предприятие «Республиканский центр управления сетями телекоммуникаций Узбекистана» (далее РЦУ) осуществляет координацию и обеспечение эффективного функционирования сетей телекоммуникаций Республики Узбекистан, в том числе сетей телекоммуникаций различных операторов, а также системный мониторинг и анализ технического состояния сетей телекоммуникаций Узбекистана посредством Автоматизированной системы управления сетями телекоммуникаций Республики Узбекистан.

В части касающейся:

качества предоставляемых услуг телекоммуникаций, в связи с отсутствием возможности постоянно осуществлять и контролировать качество предоставляемых операторами телекоммуникаций услуг связи, а также получения информации о качественных показателях телекоммуникационных сетей и предоставляемых услуг телекоммуникаций со стороны контролирующего органа, увеличивается количество поступающих жалоб и претензий из-за снижения качества услуг связи.

несанкционированного пропуска международного трафика, в настоящее время наблюдается тенденция развития такого вида мошенничества в области информационных технологий, как несанкционированные действия и неправомочное пользование ресурсами и услугами в сетях телекоммуникаций, предполагающее извлечение прибыли третьими лицами. Необоснованное снижение входящего трафика, в частности имеют место ситуации, когда SIM-карты реализуются операторами сетей сотовой связи необоснованно в больших количествах гражданам Узбекистана и за его пределами гражданам других государств. В результате международный входящий трафик превращается в национальный сетевой трафик сотовой компании, а потери из-за недополученных объемов международного трафика приводят к потере дохода отрасли связи и по всей республике в целом.

В целях выполнения поручения по обеспечению внедрения эффективных механизмов путём автоматизации процессов выявления и получения данных о фактах нарушения требований законодательства и иных нормативных документов, государственных стандартов и качества предоставляемых услуг в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 07.03.2018г. № 185 «О мерах по дальнейшему улучшению качества услуг связи, информатизации и телекоммуникаций» и решения вышеуказанных проблем является внедрение в Республике Узбекистан:

системы мониторинга, учета и контроля показателей качества услуг сетей телекоммуникаций, путем модернизации действующей автоматизированной системы управления сетями телекоммуникаций Республики Узбекистан РЦУ;

механизма выявления и получения данных о фактах нарушения требований законодательства при пропуске международного голосового трафика на сетях телекоммуникаций Республики Узбекистан.

выделения нумерации, в том числе коротких специальных номеров, согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 22.01.2018г. №УП-5308 «О государственной программе по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства инновационных идей и технологий» в республике создаются различные службы, такие как служба такси, медицинские услуги и другие виды услуг, которые обращаются с требованием выделить им короткие номера.

Согласно руководящему документу RH 45-101:2013 «Система и план нумерации сетей телекоммуникаций Узбекистана» короткие номера выделяются только для экстренных и оперативных служб.

В целях удовлетворения потребителей по выделению коротких номеров для сервисных служб, учитывая их количество, становится невозможным соблюдение единообразия и упорядоченного ведения номеров сервисных служб.

Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 20.02.2007г. № ПП-589 РЦУ ведет сбор информации и ведение базы данных ресурсов телекоммуникаций, планов нумерации сетей телекоммуникаций Узбекистана. В целях ведения единого учета, систематизации, контроля за рациональным использованием ресурсов нумерации и обеспечения исключения совпадений, выделяемых коротких номеров по мобильной и фиксированной сети, необходимо организовать Централизованное выделение нумерации по Республике Узбекистан со стороны РЦУ.

нелегального ввоза и использования не сертифицированных мобильных устройств на территории республики, в целях упорядочивания системы учета мобильных устройств в мире активно внедряется система регистрации мобильных устройств

по международным идентификационным кодам мобильных устройств (International Mobile Equipment Identity - IMEI коды).

В соответствии с постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 октября 2018 года № 847 «О мерах по упорядочению системы учета мобильных устройств в Республике Узбекистан» и от 16.03.2019 г. № ПКМ-223 «О дополнительных мероприятиях по эффективному использованию государственного имущества» принято решение о внедрении в республике системы регистрации мобильных устройств по международным уникальным идентификационным кодам.

создания благоприятных условий для развития электронной коммерции в стране, внедрения современных механизмов и процедур реализации товаров (услуг) осредством сети Интернет, увеличения объемов и расширения географии экспорта продукции отечественных субъектов предпринимательства и эффективного функционирования механизма удаленной идентификации клиента с привязкой к мобильному номеру телефона абонента принято постановление Президента Республики Узбекистан от 14.05.2018г №ПП-3724 «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции». Для повышения качества связи сотовых компаний Узбекистана, стимулирования конкуренции среди операторов, а также отмены «мобильного рабства» целесообразным является внедрение механизма перехода от одного оператора к другому с возможностью сохранения телефонного номера «Mobile Number Portability» – переносимость мобильного номера.

III. Содержание проекта постановления

В соответствии с проектом постановления Президента Республики Узбекистан:

1. РЦУ определяется:

специально уполномоченным органом по выделению нумерации, учету и контролю за их рациональным использованием;

оператором системы противодействия нарушениям порядка пропуска международного голосового трафика на сетях телекоммуникаций Республики Узбекистан;

оператором системы регистрации мобильных устройств по международным уникальным идентификационным кодам;

оператором централизованной базы переносимых номеров.

2. Устанавливается, что:

выделение нумерации осуществляется в соответствии с порядком установленным Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и специально уполномоченным органом;

источниками финансирования деятельности РЦУ являются средства Фонда развития информационно-коммуникационных технологий, средства, поступающие за выделение нумерации, а также иные источники, не запрещенные законодательством Республики Узбекистан.

3. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в двухмесячный срок поручается:

совместно с Министерством юстиции, соответствующими министерствами и ведомствами произвести полную инвентаризацию правовой базы в сфере обеспечения координации деятельности органов государственного управления, операторов телекоммуникаций и провайдеров услуг телекоммуникаций и подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, вытекающие из настоящего постановления;

разработать мобилизационные планы и планы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций со специальными потребителями, межсетевые соглашения по взаимодействию при чрезвычайных ситуациях, по итогам привести нормативно-правовые акты в соответствие с возложенными задачами настоящим постановлением;

внести соответствующие изменения в организационную структуру РЦУ исходя из вновь возложенных задач;

разработать и утвердить положения о порядке и условиях регистрации мобильных устройств, используемых, ввозимых и производимых для реализации или личного пользования на территории Республики Узбекистан, об автоматизации процессов механизма выявления и получения данных о фактах нарушения требований законодательства при пропуске международного голосового трафика на сетях телекоммуникаций Республики Узбекистан, а также о переносе абонентского номера в сетях мобильной связи Республики Узбекистан;

обеспечить внесение изменений в лицензионные соглашения, заключенные с операторами телекоммуникаций, вытекающих из требований настоящего постановления и вышеуказанных положений, разработанных Мининфоком.

4. Вносятся изменения и дополнения в постановление Президента Республики Узбекистан от 20 февраля 2007 года № ПП-589 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления сетями телекоммуникаций Республики Узбекистан», согласно приложению.

5. Дополнительными основными задачами и приоритетными направлениями деятельности РЦУ определяются:

осуществление системного мониторинга качества и оценки состояния сетей телекоммуникаций операторов на соответствие установленным специально уполномоченным органом нормативам качества предоставляемых услуг;

осуществление приёма, рассмотрения заявок, по выделению номерной емкости, а также выделения коротких специальных номеров для информационно-справочных служб;

осуществление организации работ по автоматизации процессов механизма выявления и получения данных о фактах нарушения требований законодательства при пропуске международного голосового трафика на сетях телекоммуникаций Республики Узбекистан;

осуществление регистрации мобильных устройств по международным уникальным идентификационным кодам;

обеспечение формирования, ведения, функционирования и сопровождения централизованной базы перенесенных номеров, в том числе сбор, хранение, обработка, передача информации и сведений, содержащихся в ней;

предоставление услуг операторам телекоммуникаций Узбекистана по осуществлению оперативно-технического управления сетями, системного мониторинга состояния сетей и оценки на соответствие показателям качества предоставляемых услуг и функционирования сетей операторов телекоммуникаций.

IV. Ожидаемые результаты

Принятие изменений и дополнений:

создаст возможность постоянно осуществлять учет и контроль показателей качества услуг сетей, предоставляемых операторами телекоммуникаций, позволит улучшить качество предоставляемых услуг, сокращению количества жалоб и максимальному удовлетворению пользователей услугами сетей телекоммуникаций;

приведет к установлению порядка по выделению нумерации и контролю по эффективному и рациональному использованию ресурсов нумерации;

обеспечит соблюдение требований законодательства, регулирующего пропуск международного голосового трафика на сетях телекоммуникаций, контроль, выявление и борьбу с незаконным (несанкционированным) доступом к сети телекоммуникаций и пропуска международного голосового трафика в обход установленных систем защиты;

позволит пресекать нелегальный ввоз и использование не сертифицированных мобильных устройств, снижение количества краж и стимулировать отечественного производителя в увеличении объемов производства;

обеспечит повышение качества связи для абонентов сотовых компаний Узбекистана и стимулирование конкуренции среди операторов, а также отмену «мобильного рабства»;

приведет к исключению потери доходов из-за фактов мошенничества по пропуску международного голосового трафика, а также увеличению поступления в бюджет таможенных платежей при ввозе мобильных устройств.

Таким образом, вышеперечисленные результаты обеспечат благоприятные условия, как для развития отрасли связи, так и для экономического и социального подъема Республики Узбекистан в целом.

V. Информация о согласовании проекта постановления

Проект постановления Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании деятельности Республиканского центра управления сетями телекоммуникаций Узбекистана» согласован с Министерством финансов, Министерством экономики и промышленности, Министерством внутренних дел, Министерством обороны, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством юстиции, Государственной инспекцией по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций и Службой государственной безопасности Республики Узбекистан.

Умумий таклифлар

326