ID Муаллиф Муҳокамага чиқариш санаси Якунланиш санаси Таклифлар сони
5287 Министерство инновационного развития Республики Узбекистан 27/07/2019 11/08/2019 3

Муҳокама якунланди

Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг Қарори
О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности
ID-5287

ПРОЕКТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Кабинета Министров Республики Узбекистан

О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности

Во исполнение постановлений Президента Республики Узбекистан от 1 ноября 2017 года № ПП-3365 «О мерах по дальнейшему укреплению инфраструктуры научно-исследовательских учреждений и развитию инновационной деятельности» и от 7 мая 2018 года № ПП-3698 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов внедрения инноваций в отрасли и сферы экономики» и в целях дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, формирования и реализации Государственных научно-технических программ, а также системы мониторинга освоения и введения в гражданский оборот полученных результатов научно-исследовательских работ, Кабинет Министров Республики Узбекистан постановляет:

1. Утвердить:

Положение о Государственном заказе на научно-исследовательские работы согласно приложению № 1;

Положение о порядке отбора и финансирования приоритетных инновационных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, «стартап» проектов согласно приложению № 2.

Положение о научно-технических советах при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

2. Министерству инновационного развития, Академии наук, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству здравоохранения и другим заинтересованным министерствам и ведомствам привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра инновационного развития Республики Узбекистан Абдурахмонова И.Ю.

 

 

      Премьер-министр
Республики Узбекистан                                                                                                             А. Арипов

Приложение № 1
к постановлению Кабинета Министров
от «___» _________ 2019 г. № ___

Положение
о Государственном заказе на научно-исследовательские работы

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок формирования, реализации и финансирования государственного заказа на выполнение фундаментальных, прикладных исследований и инновационные работы, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

2. Государственный заказ на научно-исследовательские работы (далее – Государственный заказ) реализуется путем формирования и финансирования научно-технических проектов (далее – НТП) на конкурсной основе, которые после их утверждения обретают статус  Государственного заказа.

3. Государственный заказ формируется:

по результатам  анализа передовых научных направлений, а также потребностей и проблем отраслей экономики и социальной сферы,  реализуемых в форме тематических НТП;

на основе реализации задач и положений Указов, постановлений и поручений Президента Республики Узбекистан, постановлений Олий Мажлиса и Кабинета Министров Республики Узбекистан, направленных на решение конкретных проблем отраслей экономики и социальной сферы, освоение выпуска конкурентоспособной наукоемкой отечественной продукции, реализуемых в форме целевых НТП;

согласно инициативе и обоснованных предложений субъектов, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в соответствии с приоритетными направлениями научных исследований, реализуемых в форме инициативных НТП.

4. Функцию по формированию и реализации Государственного заказа осуществляет Министерство инновационного развития Республики Узбекистан (далее – Заказчик).

5. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

государственный заказ – задание на выполнение научно-технических проектов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также других источников, не запрещенных законодательством;

научно-технический проект - взаимоувязанный по целям и задачам исследований, ресурсам, средствам (независимо от источника их поступления), исполнителям и срокам выполнения комплекс научно-исследовательских, организационно-технических и других необходимых мероприятий, направленных на получение научных и (или) научно- технических результатов, реализуемых в форме фундаментальных, прикладных исследований и инновационных работ;

тематические научно-технические проекты – проекты, реализуемые на основе Государственного заказа по определенным темам и ориентированные на конкретный продукт, формируемые по результатам анализа передовых научных направлений, потребностей и проблем отраслей экономики и  социальной сферы;

целевые научно-технические проекты – проекты, реализуемые на основе Государственного заказа, направленные на выполнение задач Указов, постановлений и поручений Президента Республики Узбекистан, постановлений Олий Мажлиса и Кабинета Министров Республики Узбекистан, государственных программ и концепций, требующих комплексного научного решения, направленные на решение конкретных крупных проблем отраслей экономики и социальной сферы, освоение выпуска конкурентоспособной наукоемкой отечественной продукции;

инициативные научно-технические проекты – проекты, реализуемые на основе Государственного заказа, формируемые по инициативе и обоснованных предложений ученых научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в соответствии с приоритетными направлениями научных исследований;

фундаментальные научные исследования – теоретические и (или) экспериментальные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития природы, общества, человека, сознания и взаимоотношениях между ними, а также об искусственно созданных объектах;

прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний и результатов фундаментальных научных исследований для достижения практических целей и решения конкретных задач;

инновационный проект – ориентированная на достижение определенных целей упорядоченная по структуре и времени последовательность выполнения работ (комплекс мероприятий) по созданию, внедрению и коммерциализации инновационного продукта или продукции;

опытно-конструкторские работы – деятельность, связанная с конструированием, изготовлением и испытанием опытных, экспериментальных образцов, приборов, материалов, изделий и иных научных разработок, проводимая,  как правило, с целью их последующего практического использования;

коллегиальный орган – коллегия Министерства инновационного развития Республики Узбекистан;

научно-технический совет – научно-технический коллектив, действующий на общественных началах, в составе ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов государственных органов и организаций, который содействует разработке и реализации научно-технической политики Заказчика по важнейшим направлениям научных исследований, проводит оценку, экспертизу и мониторинг хода выполнения и результатов НТП и инновационных разработок, реализуемых в рамках Государственного заказа;

Академическая мобильность молодых учёных – участие молодых ученых в стажировках, научных мероприятиях, проводимых на территории Республики Узбекистан.

Глава 2. Порядок формирования Государственного заказа
на научно-исследовательские работы

6. Государственный заказ на научно-исследовательские работы формируется для достижения целей приоритетных направлений научных исследований, с учетом потребностей отраслей экономики, задач социально-экономического, общественно-политического развития страны и достижений современной науки.

7. Формирование Государственного заказа осуществляется Заказчиком на основе изучения актуальных направлений науки, реальных потребностей и проблем отраслей экономики и регионов при участии профильных министерств и ведомств.

8. Перечень направлений и тематик Государственного заказа  утверждается Заказчиком и является основанием для проведения конкурсного отбора научно-технических проектов в установленном порядке.

9. Конкурсы на научно-технические проекты по выполнению Государственного заказа объявляются Заказчиком в соответствии с требованиями главы 3 настоящего Положения.

Информация о проведении конкурсов размещается на официальном веб-сайте Заказчика с указанием порядка, сроков, требований и условий оформления и представления заявок.

10.     Фундаментальные научные исследования должны соответствовать следующим требованиям:

завершаться получением новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития природы, общества, человека, сознания и искусственно созданных объектах;

находить воплощение в определенной области науки с целью  их применения в виде теорий, концепций, методологий, методов, рекомендаций;

служить обогащению теории и методологии самой науки и являться основой для осуществления дальнейших прикладных исследований и инновационных работ, направленных на их практическое  применение.

Фундаментальные научные исследования реализуются в срок до пяти лет.

11. Прикладные научные исследования должны соответствовать следующим требованиям:

служить созданию новых или усовершенствовать имеющихся конструкций, материалов, методов, услуг для воплощения в производственной  и/или социальной, а также в других отраслях экономики.

способствовать формированию наукоёмкого сектора экономики, обеспечению энерго- и ресурсосбережения в сфере производства, увеличению инновационной составляющей и добавленной стоимости производимой продукции, исходя из потребностей субъектов национальной экономики.

завершаться разработкой научно-технической продукции и утверждением для нее комплекта научно-технической документации, включающей конструкторскую документацию, и/или технологические и лабораторные регламенты, и/или технические условия и паспорта, а также другую документацию, необходимую для организации производства; изготовлением образца наукоёмкой продукции; и/или оформленными результатами проведенных технико-технологических испытаний разработок; и/или передачей научно-технических знаний и полученной информации для дальнейшего внедрения в реальные сектора экономики.

Прикладные научные исследования реализуются в срок до трех лет.

12. Инновационные проекты должны соответствовать следующим критериям:

обеспечивать разработку отечественных новых продуктов и технологий или усовершенствованных по качеству, сниженных по себестоимости готовых к внедрению на рынок с созданием новых рабочих мест и, возможно направленных на импортозамещение, экспортоориентированность, в том числе, с использованием местного сырья на основе ранее проведенных фундаментальных и прикладных исследований;

осуществлять опытно-конструкторские работы, связанные с конструированием, изготовлением и испытанием опытных, экспериментальных образцов, технологий приборов, материалов, изделий и иных научных разработок, как правило, с целью их последующего практического использования;

завершаться изготовлением образцов или прототипов наукоёмкой, высокотехнологичной продукции; и/или опытно-лабораторным внедрением технологий; и/или подготовкой к выпуску наукоёмкой продукции; и/или проведением пилотного испытания услуг (медицинских, финансовых, информационных и др.) для их внедрения в соответствующей отрасли техники, производства, экономики и социальной сферы (здравоохранение, банковско-финансовый сектор и т.д.).

Инновационные проекты реализуются в срок до двух лет.

2.1. Порядок формирования Государственного заказа
на тематические научно-технические проекты

 

13. Государственный заказ на тематические научно-технические проекты формируется по результатам анализа передовых научных направлений, потребностей и проблем отраслей экономики и  социальной сферы, в том числе ориентированных на конечную готовую научную продукцию/технологию с потенциалом коммерциализации.

14. Научно-исследовательские и высшие образовательные учреждения разрабатывают предложения по включению тематик в Государственный заказ (далее – предложения), одобренные научно-техническими или учеными советами учреждений.

15. Вышестоящие министерства и ведомства научно-исследовательских и высших образовательных учреждений на основании полученных от подведомственных организаций предложений, формируют списки тематик и вносят на рассмотрение Заказчику на ежемесячной основе.

16. Хозяйствующие субъекты разрабатывают предложения по актуальным проблемам отраслей экономики, требующих научных решений и на ежемесячной основе напрямую вносят на рассмотрение в Заказчику.

17. Формирование предложений органами исполнительной власти на местах осуществляется на основе анализа реальных потребностей и проблем региональной экономики в научно-технических разработках, а также с учетом предложений организаций, не имеющих вышестоящих организаций.

18. Органы государственного и хозяйственного управления,  органы исполнительной власти на местах на ежемесячной основе направляют списки тематик Заказчику.

19. Предложения для включения в Государственный заказ должны быть сформулированы исходя из следующих критериев:

актуальность;

приоритетность;

конкурентоспособность, направленная на решение конкретных проблем отраслей экономики, социальной сферы и регионов республики;

ориентированность на разработку готовой продукции;

коммерциализуемость результатов проекта;

результативность проекта (продукт или улучшенная технология).

20. При формировании предложений для включения в Государственный заказ органы государственного и хозяйственного управления,  органы исполнительной власти на местах несут ответственность за целесообразность выполнения проектов в рамках предложенных тематик.

21. Заказчик обеспечивает в установленном порядке рассмотрение предложений (тематик) и включение их в Государственный заказ.

22. Управление по развитию науки и научно-технических исследований Министерства инновационного развития РУз (далее – Мининноваций) в течение десяти рабочих дней осуществляет обобщение и распределение предложений (тематик) по направлениям и вносит в соответствующие управления для экспертизы.

23. Структурные подразделения Мининноваций в течение семи рабочих дней обеспечивается экспертиза на основе анализа востребованных на современном этапе научных исследований по данной тематике, потребностей экономики республики и целей общественно-социального развития, в том числе ориентированность на конечную готовую научную продукцию/технологию с потенциалом её коммерциализации.

По итогам экспертизы вносятся заключения в Управление по развитию науки и научно-технических исследований Мининноваций.

Экспертиза оформляется на специальном бланке и подписывается уполномоченным лицом структурного подразделения.

24. Управление по развитию науки и научно-технических исследований Мининноваций в течение семи рабочих дней обобщает и формирует перечень предложений (тематик) для внесения их на рассмотрение руководству Заказчика для последующего утверждения Государственного заказа.

25. Руководство Заказчика в течение десяти рабочих дней рассматривает и утверждает перечень тематик Государственного заказа.

26. Конкурсы на тематические научно-технические проекты по выполнению Государственного заказа объявляются на регулярной основе в соответствии с требованиями главы 3 настоящего Положения.

Информация о проведении конкурсов размещается на официальном веб-сайте Заказчика с указанием порядка, сроков, требований и условий.

27. Заказчик при формировании конкурса тематических научно-технических проектов определяет прогнозного объема финансирования для каждой объявленной тематики исходя из ожидаемого конечного результата и сроков реализации проекта.

2.2. Порядок формирования Государственного заказа
на целевые научно-технические проекты

28. Государственный заказ на целевые научно-исследовательские проекты формируется по результатам анализа конкретных приоритетных проблем отраслей экономики, освоение выпуска конкурентоспособной наукоемкой отечественной продукции, экономическое развитие регионов, повышение обороноспособности государства, достижение определенного научного-практического результата, стратегических показателей социально-экономического развития страны с рациональным использованием минерально-сырьевых, финансовых, материально-технических, трудовых, информационных и иных ресурсов, а также на основе Указов, постановлений и поручений Президента Республики Узбекистан, постановлений Олий Мажлиса и Кабинета Министров Республики Узбекистан, государственных программ и концепций.

29. Целевые НТП могут осуществляться в сотрудничестве и научной кооперации с участием двух и более научных и высших образовательных учреждений, международных и зарубежных научных центров.

30. Целевые НТП также направляются на:

финансирование проектов государственно-частного партнерства, ориентированных на создание государственно-частных научных кластеров, адаптацию научно-технических исследований к потребностям отраслей экономики и регионов республики;

коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности, в том числе экспертизу, сопровождение деятельности получателей бюджетных средств соответствующими консультантами, подготовку бизнес-планов в соответствии с международными стандартами.

31. Перечень предложений (тематик) для включения в Государственный заказ по целевым научно-техническим проектам формируется Заказчиком .

Структурными подразделениями Мининноваций в течение семи календарных дней после принятия соответствующих Указов, постановлений и поручений Президента Республики Узбекистан, постановлений Олий Мажлиса и Кабинета Министров Республики Узбекистан Президента Республики Узбекистан, предусматривающих соответствующее поручение на проведение научных исследований вносятся предложения для включения в Государственный заказ на целевые НТП в Управление по развитию науки и научно-технических исследований Мининноваций.

32. Управление по развитию науки и научно-технических исследований Мининноваций на основе этих предложений в десятидневный срок обобщает и формирует перечень предложений (тематик) для внесения на руководству Заказчика для последующего утверждения Государственного заказа.

33. Руководство Заказчика в течение десяти рабочих дней рассматривает и утверждает перечень тематик целевых научно-технических проектов Государственного заказа.

34. Заказчик при формировании конкурса целевых научно-технических проектов определяет объем их прогнозного финансирования.

2.3. Порядок формирования Государственного заказа
на инициативные научно-технические проекты

 

35. Государственный заказ на инициативные научно-технические проекты формируется в соответствии с приоритетными направлениями научных исследований, а также по инициативе и обоснованным предложениям ученых научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность и утверждается Заказчиком.

36. Научно-исследовательские проекты молодых ученых рассматриваются в соответствии с требованиями к инициативным проектам, при этом возраст руководителя проекта не должен превышать 35 лет.

37. Конкурс на научно-технические проекты молодых ученых проводится не реже одного раза в два года, сроки реализации проектов не должны превышать два года.

38. Научно-исследовательские проекты, реализуемые в рамках международных соглашений рассматриваются в соответствии с требованиями к инициативным проектам.

39. Объем запрашиваемого финансирования инициативных проектов определяется на основании обоснованной сметы расходов самими Заявителями и может быть пересмотрен по решению соответствующих НТС Заказчика.

Глава 3. Порядок проведения  конкурсного отбора
научно-технических проектов, выполняемых в рамках
Государственного заказа

 

40. Реализация Государственного заказа осуществляется путем проведения конкурсного отбора научно-технических проектов.

41. Условия, перечень тематик, приоритетных направлений конкурсов научно-технических проектов объявляются на сайте Заказчика на регулярной основе с указанием сроков подачи проектов.

42. В выполнении Государственного заказа на конкурсной основе могут принимать участие научные и образовательные учреждения, проектно-конструкторские организации и инновационные центры, независимо от их организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности.

43. Предлагаемые к проведению научные исследования не должны являться повторением научных исследований, выполняемых в текущем или выполненных в предшествующем периоде за счёт средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников.

44. Для участия в конкурсе заявителем готовится пакет документов согласно приложению к настоящему Положению, прием заявок на конкурсы НТП осуществляется после их регистрации на веб-сайте Заказчика и получения идентификационного номера.

45. Все поступившие проекты на выполнение Государственного заказа, проходят научно-техническую экспертизу. Научно-техническая экспертиза проектов организуется Заказчиком и проводится раздельно путем технической и научной экспертизы.

46. Техническая экспертиза проектов организуется Управлением по развитию науки и НТИ Мининноваций и проводится в два этапа:

соответствующие управления Заказчика в течение десяти рабочих дней рассматривает представленный пакет документов согласно установленным требованиям к конкурсной документации;

отдел финансово-экономической экспертизы Заказчика в течение десяти рабочих дней после получения заключения соответствующего управления рассматривает рентабельность, экономическую/социальную эффективность проекта и пр.

47. Проекты с положительным заключением технической экспертизы обобщаются и передаются Управлением по развитию науки и НТИ Мининноваций в течение пяти рабочих дней руководству Заказчика для организации научной экспертизы проектов.

48. Научная экспертиза проектов проводится Научно-техническими советами (НТС) Заказчика по соответствующим направлениям, которые определяют научную новизну и практическую значимость, потенциал технического исполнения проекта (материально-техническая база, исследовательский персонал, наличие научных публикаций, охранных документов и т.д)

49. Научная экспертиза проектов со стороны НТС в соответствии с критериями конкурсного отбора проводится в два этапа:

на первом этапе, каждый НТП рассматривается двумя независимыми экспертами, имеющими ученую степень и оценивается по 100-бальной шкале. В случаях расхождения (противоположных) баллов экспертных оценок назначается третий эксперт. Эксперты определяются соответствующими научно-техническими советами. Исполнитель НТП, не может проводить экспертную оценку НТП, в котором участвует. При этом проекты набравшие в среднем по результатам первого этапа менее 60 баллов не допускаются к презентации.

на втором этапе, итоги экспертизы НТП, а также ожидаемые от реализации НТП результаты рассматриваются на заседаниях соответствующих научно-технических советов в форме открытого обсуждения. На заседаниях научно-технических советов участвует научный руководитель НТП с презентацией заявленного им проекта. НТС с учетом результатов экспертизы заявок на участие в конкурсе, осуществляет рейтингование/ранжирование результатов научной экспертизы и принимает решение по рекомендации проекта к финансированию.

50. Срок проведения научной экспретизы не должен превышать одного месяца.

51. Решения и заключения НТС оформляются в виде протокола заседания, который утверждается его председателем.

52. В случае необходимости, члены НТС могут письменно изложить свое особое мнение при принятии решения, если оно не совпадает с мнением большинства, с соответствующей отметкой в протоколе.

53. Критериями оценки научно-технического уровня НТП, представленного на конкурс для выполнения Государственного заказа, являются:

а) для НТП фундаментальных научных исследований:

соответствие приоритетным направлениям развития науки и технологий, для тематических и целевых НТП – соответствие проекта, объявленной тематике;

наличие необходимого потенциала: научного (ведущей школы и/или коллектива высококвалифицированных ученых по данной проблеме) и материально-технических ресурсов (приборов, оборудования, материалов и других средств);

актуальность НТП: получение новых или уточняющих результатов мирового (общепризнанного) уровня и/или наличие приоритетных научных результатов в данном направлении и возможность получения новых знаний, создания новых теорий, методов, концепций, ноу-хау и другие;

научная новизна исследований НТП: на уровне мировой науки, в том числе обеспечивает (развивает) теоретическое представление и переходит в прикладные и/или иные исследования;

наличие в составе исполнителей проекта молодых ученых и специалистов (старшие научные сотрудники–соискатели, самостоятельные соискатели, магистры, бакалавры) в возрасте до 35-ти лет;

научный уровень исследований исполнителей проекта: наличие научных публикаций за последние пять лет (монографии, статьи в ведущих научных журналах, учебники, патенты на изобретения) и отзывов на них (при наличии) ведущих ученых, в том числе зарубежных и/или возможность публикации полученных результатов в научных журналах.

б) для НТП прикладных научных исследований:

соответствие приоритетным направлениям развития науки и технологий для тематических и целевых НТП – соответствие проекта, объявленной тематике;

научная новизна исследований НТП: на уровне мировой науки (ожидается оформление и представление заявки на получение зарубежного патента) и/или республики (ожидается оформление и представление заявки на получение патентов или охранных свидетельств Республики Узбекистан) и/или новые методы решения задач, обозначенных в проекте;

коммерциализ(ир)уемость проекта, оценивается потенциал получения конкретного научного продукта или технологии, возможность внедрения результатов исследований, перспективы их использования в экономике;

ожидаемые результаты от реализации НТП: разработка комплекса научно-технической документации (технологические или лабораторные регламенты, технический паспорт, технические условия, конструкторская документация и др.) и/или новых подходов и методов проведения опытных (лабораторных, промышленных, клинических) испытаний;

наличие необходимого потенциала: научного (коллектив высококвалифицированных ученых по данной проблеме) и материально-технических ресурсов (приборов, оборудования, материалов и других средств);

наличие в составе исполнителей проекта молодых ученых и специалистов (старшие научные сотрудники–соискатели, самостоятельные соискатели, магистры, бакалавры) в возрасте до 35-ти лет;

научный уровень исследований исполнителей проекта: наличие научных публикаций (статьи в зарубежных изданиях, патенты или иной охранный документ, монографии, учебные пособия, программные продукты), а также научные статьи и тезисы докладов на международных и республиканских конференциях, опубликованных за последние пять лет.

в) для инновационных научно-технических разработок:

ожидаемые результаты от реализации НТП: организация импортозамещающей или экспорт ориентированной наукоемкой продукции и/или планирование разработки НТД (доработка и утверждение) для организации (подготовки) производства;

перспективы коммерциализации проекта — продукт должен иметь перспективу внедрения и выхода на рынок, применимость для конкретного потребителя;

уровень востребованности объекта инновации: востребованность продукции (технологии, разработки) - наличие гарантий хозяйствующих субъектов (заинтересованность в реализации проекта, участие в предоставлении необходимых материалов или иных ресурсов) и/или предоставление иных условий для реализации проекта;

наличие охранных документов: патент (охранное свидетельство на программный продукт) и/или полный комплект научно-технической документации и/или технический регламент предполагаемой продукции (технологии), акт испытания, технические условия, опубликованные научные статьи, представленная или поданная заявка на патент (свидетельство на программный продукт) Республики Узбекистан и/или разработанный лабораторный регламент продукции, проведенные лабораторные испытания (планируемое получение патента или свидетельства Республики Узбекистан на программный продукт);

наличие соответствующего опыта научно-технической или инновационной деятельности у исполнителей проекта и задела опытно-конструкторских работ (прогрессивность): имеется опытный образец продукции, научно-техническая или рабочая конструкторско-технологическая документация и/или лабораторный, экспериментальный образец предполагаемой продукции; (технологии), планируется производство опытного образца продукции;

уровень технологической обеспеченности производственной базы: наличие или планирование (в процессе реализации проекта) производственной базы, приборов, оборудования и иной необходимой инфраструктуры, а также обеспеченность отечественными ресурсами (сырьё и комплектующие).

54. Конкурс признается состоявшимся, если на момент окончания срока подачи документов получено не менее двух проектов по данной тематике,  соответствующих требованиям, указанным в конкурсной документации.

55. Конкурс признается несостоявшимся, если в конкурсе принял участие один участник или никто не принял участие. В этом случае Заказчик обязан провести конкурс повторно на тех же условиях и с теми же критериями и требованиями.

В случае, если по результатам технической экспертизы проектов экспертная группа отклонила все проекты или только один проект соответствует требованиям конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся.

56. При повторном проведении конкурса без изменений условий конкурсной документации размещается объявление о повторном проведении конкурса не менее чем за десять рабочих дней до последнего срока приема предложений, в случае не поступления альтернативных заявок проект рассматривается в индивидуальном порядке.

Для рассмотрения проектов в индивидуальном порядке в соответствии с приказом Заказчика образуется рабочая группа в составе не менее пяти человек из числа руководящих сотрудников структурных подразделений Заказчика.

Рабочая группа в течение пяти рабочих дней рассматривает проект единственного участника и сравнивает его конкурсные предложения на соответствие условиям конкурса.

При этом проект, рассматриваемый в индивидуальном порядке, должен быть востребованным на современном этапе научных исследований по данной тематике, соответствовать потребностям отраслей экономики и социальной сферы, в том числе ориентированным на конечную готовую научную продукцию/технологию с потенциалом коммерциализации.

По итогам рассмотрения рабочая группа утверждает соответствующий протокол, который является основанием для рассмотрения проекта на Научно-техническом совете.

57. Научно-технические советы на основе экспертных оценок и результатов открытых обсуждений вырабатывают рекомендации по финансированию проектов, прошедших конкурсный отбор.

58. Научно-технические советы могут вырабатывать предложения по корректировке планируемых работ, объединению НТП по схожим научным направлениям, уточнению объема выполняемой работы и расходов с целью оптимизации их исполнения.

59. Итоги экспертизы НТС вносятся на рассмотрение Коллегиального органа, после их анализа и обобщения со стороны Управления по развитию науки и НТИ Мининноваций. В случаях выявления недобросовестной или предвзятой оценки НТП со стороны научно-технических советов Коллегиальный орган может принять решение об аннулировании данной экспертной оценки и проведения дополнительной экспертизы.

60. Решение о финансировании каждого научно-технического проекта принимается Коллегиальным органом и утверждается Министром в течение десяти рабочих дней после внесения заключения со стороны НТС.

61. В случае возникновения спорных вопросов на заседании Коллегиального органа по определению победителя конкурса по решению Коллегии проект может направляться на рассмотрение Общественного совета при Мининноваций. Общественный совет принимает решение рекомендательного характера и вносит в Коллегиальный орган, в том числе о финансировании проекта или об отказе в предоставлении финансирования.

62. Исполнители Государтвенного заказа могут привлекать зарубежных ученых и специалистов, организовывать с ними объединения, консорциумы для выполнения проекта в целом или его части.

Глава 4. Реализация проектов «Академическая мобильность
молодых учёных»

63. Реализация проектов «Академическая мобильность молодых учёных» осуществляется путем проведения конкурсного отбора.

64. Основной целью конкурса является поддержка стремления молодых ученых и студентов в проведении в период исследований на высоком научном уровне с использованием современного научного оборудования, а также их широкого участия в научных мероприятиях.

65. Конкурсы на проекты «Академическая мобильность молодых учёных» объявляются Заказчиком в соответствии с требованиями проведения конкурсного отбора научно-технических проектов, выполняемых в рамках Государственного заказа.

66Информация о проведении конкурсов размещается на официальном веб-сайте Заказчика с указанием порядка, сроков, требований и условий.

67. В конкурсе могут принимать участие молодые ученые и специалисты постоянно проживающие и работающие в учреждениях науки и образования Республики Узбекистан.

68. К конкурсу допускаются молодые ученые и специалисты в возрасте до 40 лет включительно (на момент подачи заявки), независимо от ученого звания, ученой степени или должности, а также от ведомственной принадлежности научной организации, в которой работает молодой ученый.

69. Молодой ученый должен являться иногородним относительно места проведения стажировки и научных мероприятий. Обязательным условием для участия в конкурсе является наличие у молодого ученого не менее двух публикаций по тематике стажировки.

70. Для участия в конкурсе заявителем необходимо представить Заказчику:

проект, оформленный в соответствии с требованиями конкурса;

заверенные копии выписки из решения ученого совета организации – основного места работы молодого ученого о направлении его на стажировку с указанием места, цели и сроков стажировки;

заявление от молодого ученого на имя руководителя принимающей организации о прохождении стажировки с визой планируемого руководителя стажировки и резолюцией руководителя принимающей организации;

список основных публикаций молодого ученого (утвержденных ученым секретарем или руководителями организации).

71. Прием заявок на конкурсы НТП осуществляется после их регистрации на веб-сайте Заказчика и получения идентификационного номера.

72. Финансовые средства будут выделяться Мининноваций принимающей стороне.

В рамках реализации проектов «Академическая мобильность молодых учёных» поддерживается финансирование не более одной заявки от одного заявителя за календарный год.

73. Расходы по реализации проекта «Академическая мобильность молодых учёных» включают в себя:

оплату однократного проезда заявителя от места постоянного проживания до места проведения мероприятия и обратно;

проживание и суточные расходы (молодых ученых);

заработная плата научного консультанта (устанавливается до 0,5 заработной платы старшего научно сотрудника);

расходы, связанные с исследованиями (электроэнергия, сырье, химикаты, материалы, канцелярские товары).

74. Срок выполнения проекта не должен превышать 1 года (срок стажировки молодого ученого 1-3 месяца).

75. Ученый совет принимающей стороны, в целях организации эффективной стажировки определят научного консультанта (научного руководителя проекта), из числа ведущих ученых кафедры или лаборатории (со степенью минимум кандидата наук (PhD)).

76. Задачи научного руководителя проекта заключаются в следующем:

разработка и утверждение на ученом совете плана проведения исследований в рамках стажировки;

мониторинг научной деятельности молодого ученого согласно утвержденного плана;

обучение молодого ученого работе с современным высокотехнологичным оборудованием, правилам написания статей и публикации их в журналах с высоким импакт-фактором.

77. Задачи молодого ученого заключаются в следующем:

строго соблюдать технику безопасности в работе с современным высокотехнологичным оборудованием;

подготовка минимум 1 научной статьи по итогам исследований;

исполнять наставления научного руководителя и регулярно отчитываться по результатам выполненных работ на семинарах кафедры (лаборатории);

78. При завершении стажировки ученый совет принимающей стороны обсуждает результаты проведенных работ и полученных данных, вырабатывает соответствующие рекомендации.

 

Глава 5. Финансирование научно-технических проектов в рамках Государственного заказа

 

79. Финансирование НТП, выполняемых в рамках Государственного заказа, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, выделяемых по отрасли «Наука» через Мининноваций.

При этом, 95 процентов бюджетных средств на выполнение НТП выделяются в течение периода исследования для покрытия затрат на реализацию НТП.

Оставшиеся 5 процентов бюджетных средств выделяются после проведения экспертизы реализации НТП и принятия Заказчиком ее результатов.

Основанием для выделения данных средств является акт о приемке Заказчиком запланированных на определенный этап работ, на основе экспертизы годовых промежуточных отчетов НТП.

80. Финансирование целевых НТП осуществляется на конкурсной основе или по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан вне конкурсных процедур.

При этом, основные направления и объемы  финансирования целевых НТП утверждаются Заказчиком в рамках определенных в Государственном бюджете Республики Узбекистан лимитов на научно-технические проекты, а также из других источников, не запрещенных законодательством.

81. За проведение научно-технической экспертизы каждого НТП независимым экспертам за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан выплачивается оплата в размере одного минимального размера заработной платы.

82. Решение о финансировании научно-технических проектов принимается Коллегиальным органом Мининноваций и утверждается руководством Заказчика в течение десяти рабочих дней после внесения заключения по НТП со стороны НТС.

Глава 6. Мониторинг выполнения научно-технических проектов, реализуемых в рамках Государственного заказа

 

83. Исполнители НТП в рамках Государственного заказа представляют в Мининноваций отчеты НТП (промежуточные и заключительные) в сроки, установленные календарным планом работ по проекту.

84. Управление по развитию науки и научно-технических исследований Мининноваций осуществляет методическое обеспечение, прием отчетов НТП, готовит информационные и другие аналитические материалы о ходе реализации Государственного заказа на рассмотрение НТС.

85. НТС, с привлечением экспертов и специалистов, проводит мониторинг хода выполнения работ по проектам.

Формы мониторинга предусматривают:

экспертное рассмотрение представленных отчетов НТП;

отчетные сообщения исполнителей НТП на заседаниях НТС;

экспертную оценку хода выполнения работ непосредственно на местах выполнения проектов, при необходимости.

86. В процессе мониторинга и приемки промежуточных отчетов НТП, при необходимости, могут быть внесены уточнения и дополнения в программу исследований и условия договора НТП по согласованию сторон.

87. Невыполнение в установленные сроки запланированных объемов отдельных этапов работ, а также нарушение сроков предоставления отчетов НТП, ведут к прекращению финансирования и расторжению договора между Исполнителем  и Заказчиком.

88. Заключение НТС о научной несостоятельности или недостаточной эффективности исследований по Государственному заказу является основанием для прекращения финансирования работ по договорам и их расторжению со стороны Заказчика.

89. Решение о прекращении финансирования НТП принимается Коллегией Мининноваций на основании заключения НТС, либо по заявкам организации - исполнителя проекта.

90. В случае выявления отклонений или получения иного в отличие от ожидаемого результата НТП, исполнитель НТП обязан уведомить Заказчика до истечения сроков выполняемого договора в письменной форме.

Заказчик, на основании предоставленных документов (заявления-уведомления, отчета НТП), принимает решение о дальнейшем финансировании или переоформлении целевых задач НТП, если выявленные отклонения или полученные результаты иные, в  отличие от ожидаемых, при этом результаты обладают научной новизной (теория, методология, методика и т.п.) или иным аспектом (другое практическое применение, конвергенция технологий и т.п.).

Заказчик на основе предоставленных документов (заявления-уведомления, отчета НТП), принимает решение о прекращении финансирования НТП, если выявленные иные, в отличие от ожидаемых, результаты не имеют научной и практической значимости.

91. Все отчеты НТП, выполняемые в рамках Государственного заказа, подлежат обязательной электронной регистрации в Управлении по развитию науки и НТИ Мининноваций.

92. Результаты научной и научно-технической деятельности, созданные в рамках выполнения Государственного заказа, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, за исключением результатов фундаментальных исследований, а также проектов в области гуманитарных и социальных наук, подлежат коммерциализации после завершения государственных научно-технических проектов и (или) их регистрации в установленном порядке.

Глава 7. Порядок регистрации и учета результатов научно-технических проектов, выполненных в рамках Государственного заказа

 

93. Результаты НТП, выполненные по Государственному заказу, документируются и представляются Заказчику в виде научно-технического отчета или научно-технической продукции оформленного по требованиям Межгосударственного стандарта ГОСТ 7.32-2001 согласно договору.

94. Организация - Исполнитель НТП направляет Заказчику:

сопроводительное письмо на официальном бланке Исполнителя НТП;

отчет НТП;

реферат, составленный в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 7.9-95 “Реферат и аннотация. Общие требования”.

95. Сведения о результатах НТП в виде реферата, составленного в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 7.9-95, вносятся в электронную базу данных Заказчика.

96. Приемка полностью выполненных НТП, в рамках Государственного заказа, оформляется соответствующими актами, которые подписываются уполномоченными представителями сторон и утверждаются руководством Заказчика.

Глава 8. Права на результаты научно-технических проектов, выполненных в рамках Государственного заказа

 

97.  Право на объекты интеллектуальной собственности, полученное субъектами научной и научно-технической деятельности в результате научной и научно-технической деятельности, осуществляемой за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, принадлежит государству в лице его представителей - научных и высших образовательных учреждений, а также иных государственных учреждений, если иное не предусмотрено договором, заключенным с автором (авторами) созданного объекта интеллектуальной собственности.

98.  Правообладателем побочных результатов работ, не предусмотренных договором на выполнение Государственного заказа, выраженных в объективной форме и которые могут быть использованы исключительно в целях, отличающихся от тех, которые были определены как предмет договора, является юридическое или физическое лицо, создавшее эти результаты.

Глава 9. Заключительные положения

 

99. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

100. Конкретные условия и порядок выполнения Государственного заказа регулируются соответствующим договором.

Приложение № 2
к постановлению Кабинета Министров
от «___» _________ 2019 г. № ___

 

 

Положение
о порядке отбора и финансирования приоритетных инновационных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, «стартап» проектов

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 мая 2018 года №ПП-3698 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов внедрения инноваций в отрасли и сферы экономики» и определяет порядок отбора, реализации и финансирования приоритетных  «стартап» проектов.

2. Финансирование проектов, отбираемых в соответствии с настоящим Положением, осуществляется Фондом поддержки инновационного развития и новаторских идей (далее - Фонд) в пределах средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, выделенных Фонду согласно постановления Президента Республики Узбекистан от 7 мая 2018 года № ПП-3698 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов внедрения инноваций в отрасли и сферы экономики».

3. Конкурс «стартап» проектов проводится Министерством инновационного развития Республики Узбекистан (далее - Мининновации или Заказчик).

4. Заказчик имеет право рекомендовать неотобранные приоритетные проекты органам хозяйственного управления, коммерческим банкам и венчурным фондам республики для дальнейшего финансирования.

5. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

заявитель – владелец и/или разработчик «стартап» проектов; 

научно-технический совет (далее - НТС) – уполномоченный орган Мининновации, вырабатывающий рекомендации по отбору и финансированию проектов;

стартап проекты – это новый бизнес проект, отличающийся применением инновационных технологий, масштабируемостью и быстрым развитием, создающий новый продукт или услугу в условиях высокой неопределённости (рисков);

самоокупаемость – принцип хозяйственного расчета, предусматривающий возмещение затрат на производство продукции доходами от её реализации и получение прибыли для обеспечения расширения производства;

Рабочий орган – структурное подразделение Мининновации осуществляющее техническое обеспечение и сопровождение конкурса «стартап» проектов, которым является Центр передовых технологии при Мининновации;

Коллегиальный орган - Коллегия  Мининновации;

стартап-компания - юридическое лицо, созданное для продвижения и коммерциализации результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе с участием государственных научных и высших образовательных учреждений и коммерческих банков, находящееся на стадии развития.

Глава 2. Порядок проведения конкурсного отбора «стартап»  проектов

 

6. Заказчик объявляет конкурс приоритетных «стартап» проектов. Условия и направления проведения конкурса с указанием сроков подачи проектов объявляются на сайте Мининновации.

Прием заявок на конкурс осуществляется со стороны Рабочего органа. Для участия в конкурсе заявителем предоставляется пакет документов по форме  согласно  приложению №1 к настоящему Положению.

7. В конкурсе могут принимать участие научные и высшие образовательные учреждения, проектно-конструкторские организации, инновационные центры, частные компании и физические лица, независимо от их организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности.

8. Экспертиза «стартап» проектов проводится в 3 этапа:

первый этап – проведение технической экспертизы на соответствие представленных документов требованиям конкурса;

второй этап - финансово-экономическая экспертиза;

третий этап -  проведение экспертизы «стартап» проектов со стороны НТС,  оценка и рассмотрение проектов на заседаниях НТС.

9. Проведение технической экспертизы на соответствие представленных документов требованиям конкурса осуществляется в течение пяти рабочих дней со стороны Рабочего органа.

10. «Стартап» проекты, прошедшие техническую экспертизу, в течение трех рабочих дней передаются для дальнейшей экспертизы в отдел финансово-экономической и технической экспертизы.

Финансово-экономическая экспертиза проводится в течение десяти рабочих дней (по) на соответствие порядку проведения экспертизы проектов  (со стороны)  отделом финансово-экономической и технической экспертизы Мининовации.

11. Для проведения экспертизы «стартап» проектов по приказу Министра Мининновации формируется специализированный Научно-технический совет (НТС), в состав которого входят представители из числа предпринимателей, ученых, сотрудников министерств и ведомств, являющихся экспертами в области иновационного предпринимательства, финансов и экономики.

12. Каждый проект рассматривается в течение десяти рабочих дней после двумя независимыми экспертами, имеющими ученую степень или опыт предпринимательской деятельности, которые назначается по решению НТС. Исполнитель проекта, не может проводить экспертную оценку проекта, в котором он участвует.

13. Представленные на конкурс проекты оценивается по 100-бальной шкале по форме  согласно приложению №2 к настоящему Положению.

14. Заключения экспертов рассматривается в течение пяти рабочих дней в НТС  по форме открытых обсуждений.

15. Заявитель участвует с презентацией «стартап» проекта на заседании НТС.

16. Критериями оценки представленных в НТС проектов являются:

- инновационность проекта - степень использованных новых, не примененных ранее  технологий и (или) принципов организации процесса, или не выпускавшегося ранее продукта. 

- инвестиционная привлекательность проекта - это совокупность благоприятных инвестиционных и инновационных условий и преимуществ, которые принесут дополнительную прибыль и уменьшат риск вложений при его реализации.

- защищённость права на объекты интеллектуальной собственности - , наличие охранных документов, и/или полный комплект научно-технической документации, и/или технический регламент предполагаемой продукции (технологии), актов испытания, или наличие опытного образца продукции;

- ресурсообеспеченность проекта - потенциал технического исполнения проекта (материально-техническая база, персонал, наличие охранных документов и т.д).

- эффективность реализации проекта.

-  целевое использования выделяемых средств. Перспективы организации импортозамещающей или экспорториентированной наукоемкой продукции.

17. НТС на основе экспертных оценок и результатов открытых обсуждений вырабатывают рекомендации по финансированию проектов, прошедших конкурсный отбор.

18. Решения и заключения НТС оформляются в виде протокола заседания, который подписывается секретарем и утверждается председателем.

19. В случае необходимости, члены НТС могут письменно изложить свое особое мнение при принятии решения, если оно не совпадает с большинством, с соответствующей отметкой в протоколе.

20. Итоги экспертизы НТС после их анализа и обобщения со стороны Рабочего органа в течение пяти рабочих дней вносятся на рассмотрение Коллегии Мининновации. В случаях выявления недобросовестной или предвзятой оценки проектов со стороны НТС Коллегия может принять решение об аннулировании данной экспертной оценки и проведения дополнительной экспертизы.

21. Решение о финансирование каждого «стартап» проекта принимается Коллегией и утверждается Министром.

22. В случае возникновения спорных вопросов на заседании Коллегии по определению победителя конкурса по решению Коллегии проект может направляться на рассмотрение Общественного совета. Общественный совет принимает рекомендационное решение по проекту, в том числе о финансировании проекта или об отказе в финансировании.

Глава 3. Финансирование проектов

 

23. Перечень проектов для финансирования утверждается Коллегией Мининновации в пределах средств, предусмотренных на эти цели в Фонде.

24. Финансирование проектов осуществляется согласно утвержденного Наблюдательным советом Фонда перечня и графика финансирования проектов, представленных Мининновации.

25. Отношения Заявителя проекта и Мининновации по реализации проекта определяются соответствующим договором, заключаемым между сторонами.

26. В случае одобрения Коллегией Мининновации “стартап” проекта, заявленного государственным учреждением или физическим лицом, заключение договора о финансировании осуществляется с компанией, открываемой для реализации данного “стартап” проекта.

27. «Стартап» компании, победившие в конкурсном отборе и получающие финансирование от Фонда имеют право получения статуса резидента Инновационного инкубатора Центра передовых технологий,  или Инновационного технопарка «Яшнабад», либо Научно-практического центра внедрения инновационных разработок при Мининновации.

Глава 4. Мониторинг реализации проектов

28. Исполнители проектов представляют в Мининновации отчеты в сроки, установленные календарным планом работ по договору.

29. Мониторинг реализации “стартап” проектов  осуществляется со стороны Рабочего органа с привлечением НТС. Результаты мониторинга в виде сводного отчета предоставляются в Мининовации.

30. Невыполнение в заявленные сроки запланированных объемов отдельных этапов работ, а также нарушение сроков предоставления отчетов по проектам ведут к прекращению финансирования и расторжению договора между Исполнителем и Заказчиком.

Глава 5. Заключительные положения

31. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

32. Конкретные условия и порядок выполнения о порядке отбора и финасирования «стартап» проектов регулируются соответствующим договором.

Приложение № 3
к постановлению Кабинета Министров
от «___» _________ 2019 г. № ___

 

Положение
о научно-технических советах при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции, права, обязанности и порядок организации деятельности Научно-технических советов (далее – НТС) при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан (далее – Мининновации).

2. НТС является совещательным органом, образуемым приказом Мининновации и действующим на общественных началах, в составе ведущих ученыхи высококвалифицированных специалистов организаций республики, созданным для проведения оценки, экспертизыи мониторинга хода выполнения и результатов научно-технических проектов (далее – НТП) и инновационных разработок, реализуемых в рамках Государственного заказа.

3. Организационно-техническое обеспечение деятельности НТС осуществляется Мининновации.

4. НТС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, Мининновации, настоящим Положением, а также иными актами законодательства.

5. В настоящем Положении используются следующие основные определения:

научно-технический совет – научно-технический коллектив, действующий на основе настоящего Положения на общественных началах, в составе ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов организаций республики, в том числе сотрудников научно-исследовательских, высших образовательных и информационно-аналитических учреждений, создаваемый при Мининновации по важнейшим направлениям науки и технологий.

эксперты – физические лица, отобранные из числа признанных ученых и высококвалифицированных специалистов, в том числе зарубежных,  для проведения оценки и экспертизы научно-технических и инновационных программ, проектов, плановой, отчетной и иной документации по научно-технической и инновационной деятельности, в соответствующих областях и направлениях науки и техники;

конфликт интересов - ситуация, возникающая в случаях, если эксперт состоит или состоял в партнерских, финансовых, родственных отношениях, а также в отношениях научного руководства с руководителем программы (проекта);

заключение научно-технического совета - документ, оформленный на основе результатов экспертизы комплекта плановых и отчетных документов проектов фундаментальных, прикладных исследований и инновационных разработок, проведенной в установленном порядке на основе критериев, учитывающих, цели и задачи основных направлений научно-технического и инновационного развития, анализа достижений отечественной и мировой науки, производственных сфер и отраслей экономики.

3. Составы НТС  публикуются на сайте Мининновации.

Глава 2. Основные задачи, функции, права и обязанности НТС

4. Деятельность НТС организуется Мининновации и координируется в рамках требований настоящего Положения.

5. Деятельность экспертов организуется и координируется соответствующими НТС.

6. Эксперты НТС должны обладать необходимыми теоретическими и практическими знаниями и навыками в соответствующей области науки и техники, чтобы на должном высоком уровне объективно и беспристрастно оценить научно-технические проблемы в данной области, их решения и тенденции развития, представленные материалы по программам, проектам и их материалам и документации, как объектам экспертизы.

7. Эксперты в состав рекомендуются Академией наук, научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями  министерств и ведомств республики, состав НТС формируется и утверждается приказом Мининновации.

8. НТС  в установленном порядке проводят всестороннюю экспертизу документов, научно-технических программ и проектов, представленных на конкурс в рамках Государственного заказа, а также других проектных предложений и представляют результаты экспертизы  на утверждение  Коллегии Мининновации.

9. Результаты мониторинга и отчетности, представленные НТС в ходе реализации НТП, могут быть основанием для продолжения, приостановления или перераспределению задач и этапов проекта, подвергнутого экспертизе.

10. Экспертиза программ, проектов и их материалов должна быть проведена в заранее объявленные сроки, а принятые по ним решения НТС – должны быть переданы в установленный срок Мининноваций.

11. Решения НТС, принятые большинством голосов его членов, являются документом для служебного пользования и не должны быть переданы третьим лицам, в том числе руководителям заинтересованных министерств и ведомств, а также руководителям проектов, уведомление которых по существу заявленных на конкурс и выполняемых проектов осуществляется Мининноваций после вынесения решения, принятого его Коллегией по итогам проведенной НТС экспертизы.

2.1. Задачи и функции НТС и экспертов

 

12. Задачи НТС заключаются в следующем:

разработка рекомендаций по участию в конкурсах актуальных инновационных проектов и инноваций, направленных на интенсивное и динамичное развитие промышленности и сельского хозяйства, внедрение инноваций в социальное развитие, включая образование и здравоохранение, охрану окружающей среды и природопользование;

выявление и отбор научных и научно-технических проектов в области развития ноу-хау с учетом долгосрочных концепций, внедрение современных технологий, направленных на расширение рынка инновационной деятельности и конкурентоспособной научно-технической продукции, а также мониторинг и выдача рекомендаций для участия их в соответствующих конкурсах;

подготовка для коллегий Мининновации по рассмотрению, совершенствованию, регистрации и утверждению крупных актуальных проектов, соответствующих им научно-технических заключений, разработанных Академией наук, Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством здравоохранения, Министерством сельского хозяйства, Министерством водных ресурсов, Министерством народного образования (далее министерствами), программ межведомственного научно-технического сотрудничества (при необходимости международного сотрудничества);

подготовка и внесение рекомендаций Мининновации на основе результатов экспертизы проектов, представленных неправительственными организациями, некоммерческими организациями, независимыми учеными, специалистами, хозяйствующими субъектами и крупными фермерскими хозяйствами, научно-производственными подразделениями и научно-техническими центрами и технопарками;

определение и идентификация на основе других источников на возможный плагиат осуществляемых на авторской основе научно-технических проектов в рамках государственного заказа;

внесение предложений в Мининновации о продолжении конкурсных проектов на основе анализа результатов промежуточного контроля, мониторинга выполнения каждого научно-технического проекта, или о возможном прекращении проектов, по целевому финансированию перспективных проектов;

разработка и внесение предложений по применению результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности в различных областях экономики, производства и образования;

анализ и подготовка экспертных заключений программ разработанных Мининновации для рассмотрения на его Коллегии;

рассмотрение предложений о включении объектов ВУЗов  и научных учреждений в список уникальных научных объектов и внесение предложений в Коллегию Мининновации;

участие в мониторинге реализации программ и проектов, внедрении их результатов в сферы науки, образования и производства, выработка рекомендаций по улучшению и активизации проводимых исследований;

участие в формировании баз данных по потенциальным экспертам в республике, в том числе зарубежным.

13. Задачи экспертов заключаются в следующем;

проведение экспертизы по приоритетным государственным научно-техническим программам, конкурсным научно-техническим проектам, программам фундаментальных исследований и отдельным проектам, поступающим на рассмотрение в Мининновации;

оценка научно-технического уровня научно-технических и инновационных  проектов, возможностей их выполнения, выработка рекомендаций о целесообразности и объеме их финансирования;

оценка значимости полученных за отчетный период научных результатов (научного и технического уровня созданных новшеств, их экономической, социальной и природоохранной эффективности), оценка степени соответствия заявленных в проекте и фактически полученных за отчетный период научных результатов.

14. Функции НТС заключаются в следующем:

рассмотрение, проведение экспертизы, а также конкурсного отбора и выявление победителей из числа поступивших для участия в конкурсе проектов  фундаментальных и прикладных исследований, инновационных разработок, сформированных в рамках Государственного заказа, а также стартап-проектов, финансируемых Фондом поддержки инновационного развития и новаторских идей;

заслушиванию отчетов о результатах, полученных в ходе выполнения проектов, ставших победителями соответствующих конкурсов и получивших грантовое финансирование, а также определение их соответствия запланированным этапам работ и показателям, выдача при необходимости рекомендаций по корректировке плановых исследований и разработок для получения необходимых результатов;

осуществление мониторинга результатов, полученных в ходе выполнения проектов, ставших победителями соответствующих конкурсов и получивших грантовое финансирование, а также выдача рекомендаций для их патентования и лицензирования и мониторинг отчетности по данным проектам;

участие в разработке долгосрочной концепции научно-технического и инновационного развития страны, развитии приоритетных научно-технических направлений, а также приоритетов и перспектив научных исследований и создания передовых технологий, определение путей и механизмов реализации концепции развития на основе созданного научно-инновационного потенциала.

15. Функции экспертов заключаются в следующем:

осуществляют экспертизу приоритетных, государственных научно-технических программ и программ фундаментальных исследований, а также конкурсных научных и научно-технических проектов;

участвуют в подготовке предложений по формированию приоритетных, государственных научно-технических программ и программ фундаментальных исследований;

участвуют в выработке рекомендаций по госбюджетному финансированию республиканской науки.

2.2. Права НТС и экспертов

 

16. Права председателей (заместителей председателей) НТС заключаются в следующем:

осуществлять постоянные контакты с уполномоченными работниками Мининновации по вопросам регистрации, финансирования, предоставления и систематизации отчетных материалов (в том числе промежуточных), сроках проведения мониторинга и заседаний НТС по рассмотрению годовых отчетов руководителей проектов, местах и условиях получения, возврата и хранения этих материалов по всем проектам, профилирующим научному направлению НТС и его экспертных групп;

проводить рабочие совещания по инструктированию экспертов по правилам проведения мониторинга, оценки соответствия полученных результатов.

формировать график заслушивания отчетов руководителей проектов и переносить при необходимости его заседания, даты и время рассмотрения проектов в пределах установленного Мининновации срока;

осуществлять руководство деятельностью НТС и его экспертных групп, а также работой  ученого секретаря;

председатель и заместителей НТС имеют право участвовать в конкурсе научных проектов на общих основаниях, но не принимают участия в экспертизе и обсуждении собственных проектов.

17. Права  ученых секретарей НТС заключаются в следующем:

получение, обеспечение сохранности и возврат отчетных материалов по проектам в Мининновации;

составление и представление для утверждения председателю НТС график заслушивания отчетов руководителей проектов и доведение до них этого графика;

участвовать в конкурсе научных проектов на общих основаниях, но не принимать участия в экспертизе и обсуждении собственных проектов

18. Члены НТС  и эксперты имеют следующие права:

участие в заседаниях НТС, членами которых они являются;

заслушивание и участие в обсуждении отчетов руководителей научно-технических проектов о состоянии хода работ и полученных результатах проектов в процессе их мониторинга; ознакомление с протоколами НТС, в работе которых они участвовали;

внесение предложений в Мининновации по привлечению, при необходимости, ученых и специалистов в области науки, техники и инноваций к процессу мониторинга или анализа результатов профилирующих научных проектов;

имеют право участвовать в конкурсе научных проектов на общих основаниях, но не принимают участия в экспертизе и обсуждении собственных проектов.

2.3. Обязанности НТС и экспертов

 

19.Обязанности председателей (заместителей председателей) НТС заключаются в следующем:

проводить рабочие совещания по инструктированию экспертов по правилам проведения мониторинга, оценки соответствия полученных результатов запланированным работам и показателям, а также заполнения типовых экспертных заключений и протоколов;

проводить по утвержденному Министерством инновационного развития графику заседания НТС по заслушиванию и обсуждению результатов отчетных материалов руководителей проектов, участвовать в подготовке проектов решений по заслушанным отчетам по проектам, утверждать их и направлять в Мининновации инновационного решения вместе с рекомендациями о продолжении, возможной необходимости корректировки программы работ или их приостановлении на основе принятия решения по ним Коллегией Мининновации,а также доводить принятые НТС решения до руководителей проектов;

разрабатывать предложения по формированию Государственного заказа на тематические НТП;

представлять НТС и отстаивать его решения и рекомендации по проектам в НТС и в Коллегии Мининновации.

20. Обязанности  ученых секретарей НТС  заключаются в следующем:

подготовка проектов протоколов заседаний НТС и принятых им рекомендаций и решений по каждому проекту;

выполнение заданий и поручений председателя НТС и его заместителя.

21. Обязанности  членов НТС и экспертов  заключаются в следующем

22. Члены НТС и эксперты должны выполнять задания и поручения, данные председателем (его заместителем) своевременно и в установленном порядке представлять свои выводы по рассмотренным ими проектам.

23. Члены  НТС и  эксперты обязаны осуществлять квалифицированную, объективную экспертизу, основанную только на научной мотивации.

24. Члены НТС и  эксперты обязаны соблюдать конфиденциальность информации, ставшей доступной им в процессе работы. К таковой относятся:

сведения о содержании проектов;

сведения о составе экспертных советов;

сведения о всех этапах прохождения экспертизы, наличии и отсутствии рекомендаций на этих этапах, объемах финансирования отдельных проектов.

25. Эксперты обязаны сообщить соответствующему НТС и управлению Мининновации о возникающих в процессе работы ситуациях «конфликта интересов».

Глава 3. Организация деятельности и состав НТС

 

26. Координация, регулирование или прекращение деятельности НТС осуществляется в соответствии с приказом  Мининновации.

27. Рассмотрение  научно-технических проектов, представленных для конкурсного отбора проводится путем открытого обсуждения на заседаниях соответствующих НТС на основе результатов экспертизы проектов.

28. НТС состоят из председателя, заместителя председателя, ученого секретаря и его членов, которые также могут  привлекаться в качестве экспертов по профилирующим проектам. Члены НТС и эксперты привлекаются для участия в деятельности НТС на добровольной основе.

29. Мининновации осуществляет на регулярной основе ротацию членов НТС и экспертов.

30. НТС формируются по следующим приоритетным направлениям научных исследований:

          1. История и социальные науки.

          2. Филология, психология и педагогические науки.

          3. Экономика и право.

          4. Археологические науки.

          5. Математика, физика, механика.

          6. Технические науки.

          7. Информатика, итнформационные и коммуникационные технологии.

          8. Архитектура, строительство, дизайн и градостроительство.

          9. Сельское хозяйство, ветеринария и охрана окружающей среды.

          10. Лесное хозяйство.

          11. Медицинские науки.

          12. Фармакология и фармацевтика.

          13. Химические науки

          14. Химические технологии и нанотехнологии.

          15. Науки о Земле.

          16. Биологические науки, биотехнологии, экология.

          17. Формирование Стартап-проектов.

          16. В случае необходимости со стороны Мининновации могут быть организованы, реорганизованы и сформированы дополнительные НТС по другим актуальным научно-техническим направлениям.

          17. Председатели НТС избираются открытым голосованием на совещании с участием членов соответствующих НТС и утверждаются приказом министра Мининновации.

          18. Заседания НТС проводятся при наличии кворума - две трети членов НТС. Чтобы обеспечить прозрачность и объективность при заслушивании и обсуждении проектов, аудио и видео запись может быть выполнена во время заседаний. Протоколы заседаний, аудио и видеозаписи, сделанные НТС передаются в Мининновации.

Глава 4. Ответственность членов НТС и экспертов

31. Члены НТС и эксперты  несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей и задач.

32. Члены НТС и эксперты не имеют права предоставлять информацию каким-либо лицам, не входящим в состав исполнителей проекта, о содержании проектов, отчетов по ним и протоколов совещаний, по их результатам и направлениям исследований проектов, экспертных заключений, источников и объеме финансирования проекта.

33. При систематическом нарушении экспертами и членами НТС процедуры экспертизы, невыполнении своих функций, проявлении некомпетентности и использовании «конфликта интересов» в своих целях они исключаются из числа экспертов.

Глава 5. Регламент работы НТС

34. Заседания НТС проводятся в соответствии  по утвержденному Мининновации графику заседания НТС. По мере необходимости проводятся внеочередные заседания НТС.

35. Оповещение членов НТС о времени и месте проведения заседаний, а также оформление протоколов указанных заседаний осуществляется ученым секретарем НТС.

 36. Заседания НТС, как правило, открытые. На заседания НТС при необходимости могут приглашаться участники конкурса, исполнители проектов, а также представители заинтересованных министерств и ведомств.

37. Решения и рекомендации НТС принимаются на заседании открытым голосованием простым большинством голосов (при условии присутствия на заседания не менее половины членов НТС и заносятся в протокол. Решение НТС считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании членов НТС. В случае равенства голосов решающим является мнение председателя НТС. Отдельные вопросы по согласованию с членами НТС могут решаться тайным голосованием большинством голосов от списочного состава НТС.

38. Материалы по вопросам, обсуждаемым на заседании НТС, представляются ученому секретарю НТС не позднее, чем за 5 дней до заседания.

39. Решения и рекомендации НТС подписываются председателем (заместителем председателя при отсутствии председателя НТС) и ученым секретарем НТС. Ученый секретарь НТС обеспечивает хранение протоколов, решений и рекомендаций НТС. Решения НТС оформляются протоколом и доводятся в форме выписок из протокола.

40. Председатель НТС организует контроль исполнения решений НТС и информирует об этом членов НТС на очередных заседаниях совета.

Глава 6. Заключительные положения

41. Контроль за выполнением требований настоящего Положения возлагается на министра и ученого секретаря Мининновации.

42. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Умумий таклифлар

744