Давлат тилида матни бўлмаган лойиҳалар портал маъмурияти томонидан лойиҳа муаллифини огоҳлантирмасдан ўчирилади
ID Муаллиф Муҳокамага чиқариш санаси Якунланиш санаси Таклифлар сони
4087 Ўзбекистон Республикаси Иқтисодий тараққиёт ва камбағалликни қисқартириш вазирлиги 26/06/2019 11/07/2019 26

Муҳокама якунланди

Ўзбекистон Республикаси Президенти Қарори
Концепция развития автомобильной промышленности Республики Узбекистан до 2025 года
ID-4087

Текущее состояние

Автомобильная промышленность является одной из важнейших отраслей экономики республики, оказывающей значительное влияние на развитие смежных отраслей, отдельных регионов и страны в целом. Уровень автомобилизации считается одним из главных показателей благосостояния населения.

Доля отрасли в ВВП Республики Узбекистан за 2018 год составила 6,6%, в промышленном секторе - 11,7%, выплаты в бюджет в виде налогов и других платежей - 1,6 трлн.сум.

Спрос на автомобили генерирует потребность в высокотехнологичной продукции металлургической, химической, электротехнической и других отраслей промышленности, обеспечивая занятость в размере более чем 200 тыс. человек. В отрасли объединено 70 предприятий и организаций, трудоустроено более 25 тыс. человек.

В 2018 году объем производства промышленной продукции составил 26,8 трлн.сум. Экспорт продукции отрасли составил 59 млн.долл., в т.ч. легковых автомобилей – 24 млн.долл., автобусов и грузовиков – 21 млн. долл. В 2018 году в республику импортировано 2,8 тыс. ед. легковых автомобилей на сумму 35,4 млн.долл.

Легковые автомобили

Методом мелкоузловой сборки «CKD» производятся автомобили А, В и С классов (по европейской классификации) и крупноузловым методом сборки «SKD» автомобили D и SUV классов.

Годовая мощность производства составляет 300 - 350 тыс. ед., загрузка мощностей в 2018 году составила 73%. Уровень локализации по моделям в среднем составляет 42%.

В 2018 году произведено автомобилей на 18,6 трлн.сум, (220 670 ед., в т.ч. А класса – 76 306 ед., В класса – 96 969 ед., C класса – 33 314 ед., D и SUV - 14 078 ед.)

В 2018 году экспортировано 4 707 автомобилей на сумму 24 млн.долл. Основным экспортным рынком является Российская Федерация - 41% от общих экспортных продаж.

Грузовые автомобили

Методом мелкоузловой сборки «CKD» производятся грузовые автомобили N1, N2, N3 классов (по европейской классификации).

Годовая мощность производства составляет 10 тыс. ед., загрузка мощностей в 2018 году - 60%. Уровень локализации по моделям в среднем составляет – 12%.

В 2018 году произведено грузовиков на 2,2 трлн.сум, класса N1 и N2 2 466 ед., класса N3 1 771 ед.

Экспортировано грузовиков N1 и N2 класса – 258 ед. на 14 млн.долл. Продукция экспортируется в Казахстан, Таджикистан, Афганистан и Турция.

Автобусы

Мощность производства автобусов составляет 5 000 ед. в год (городские и междугородние типы), при загрузке мощностей в 2018 году на 75%. Уровень локализации автобусов – 15%.

В 2018 году произведено городских типов автобусов ISUZU904 ед., автобусов MAN45 ед. Экспортировано 138 ед. автобусов на сумму 6,6 млн. долл.

Навесная и прицепная техника

Мощность производства навесной и прицепной техники составляет 3 000 ед. в год, при загрузке мощностей в 2018 году на 21%. По итогам 2018 года произведено 641 ед. прицепов и полуприцепов на сумму 180,3 млрд. сум. Осуществлен экспорт 14 ед. прицепной-навесной техники на сумму 1,1 млн. долл. Отгружено 69 ед. полуприцепов на 2,4 млн. долл.

Предпосылки для развития

Модельный ряд производимой на текущий момент продукции морально устарел (в среднем 10-11 лет), а уровень автомобилизации составил 75 ед. на 1 тыс. человек. Низкий уровень автомобилизации указывает на наличие серьезных проблем в системе сбыта произведенной продукции, в частности, отсутствие эффективной системы льготного автокредитования.

Малые объемы производства по одной моделименее 35 тыс. ед. ежегодно при норме в 100 тыс. автомобилей в год, не позволяет достичь уровня производственной безубыточности для более чем одного производителя и приводят к экономической неэффективности проектов локализации (межотраслевой кооперации) в связи с удорожанием производственной себестоимости локализуемой продукции.

В настоящее время потенциальный объем импорта автомобильной продукции составляет не более 5 процентов, который в будущем может вырасти до 25-30 процентов при условии дальнейшего роста постоянно обновляемого
и расширяющегося модельного ряда производимых в странах СНГ брендов, отсутствия обновления текущего модельного ряда и освоения новых моделей/классов отечественных автомобилей, отсутствия государственной поддержки отечественных автопроизводителей, в том числе в виде нетарифных импортных барьеров, льготного автокредитования и др.

Производители автомобильной продукции значительно ограничены в налаживании глубокой кооперации с отечественными производителями комплектующих, в связи со сложностью процедур согласования новых поставщиков. Как результат, предприятия-производители автомобилей вынуждены импортировать комплектующие и материалы номинированных (одобренных) поставщиков, что в конечном итоге приводит к высокой импортозависимости отрасли и высокой себестоимости отечественной продукции. Высокая себестоимость производимой продукции не позволяет конкурировать с другими производителями на внешних рынках.

Возможности расширения экспортной деятельности, наряду с объективным географическим расположением республики, ограничены относительно высокими транспортными тарифами, таможенными и не тарифными барьерами (в среднем 6% от себестоимости автомобилей, тогда как в России 1%), а также высоким уровнем конкуренции, агрессивной ценовой политикой отдельных игроков и защитными мерами на внешних рынках.

Низкая рентабельность отечественных производителей не позволяет погасить имеющуюся задолженность по кредитам коммерческих банков в полном объеме, приводит к росту кредиторской задолженности, дефициту оборотных средств и ограничению возможностей финансирования инвестиционных проектов и привлечения дополнительных заемных средств.

Развитие автомобильной отрасли ограничено недостатком квалифицированных инженерных кадров, отсутствием необходимого научного потенциала для создания и внедрения перспективных, инновационных технологий. Уровень развития собственного инжиниринга сохраняется на низком уровне, в том числе, вследствие отсутствия государственных программ по стимулированию исследований и разработок, недостаточного количества лабораторий и испытательных баз и низкого уровня их оснащения современным исследовательским оборудованием.

Также стоит отметить, что единоличным собственником крупнейшего участника рынка в отрасли – АО «Узавтосаноат» является государство, что снижает инвестиционную привлекательность отрасли.

Уровень конкуренции на внутреннем рынке крайне низок, а продукция, реализуемая на внутреннем рынке и производимая на экспорт резко отличаются по техническому уровню, надежности, безопасности, экологии и комфорту для потребителей.

Цели, задачи и направления

К 2025 году в автомобильной промышленности планируется достижение следующих показателей: роста объема производства с текущих 220 до 300 тыс. автомобилей или на 1,4 раза, в т.ч. 9 тыс. легких коммерческих автомобилей, а также повышение уровня загрузки мощностей до не менее 85%; увеличение объема экспорта – с текущих 4,7 до 25,7 тыс. автомобилей или в 5,5 раза; увеличение «чистого» уровня локализации по легковым автомобилям до 55%, а по коммерческим – до 30%; производства автомобилей методом крупноузловой сборки, в объемах, не превышающих 10% от общего объема производства, увеличение численности занятых с 25,5 до 35 тыс. человек или на 1,4 раза. В результате уровень автомобилизации должен составить 116 ед. на 1 тыс. человек.

При этом ожидается, что в первые 5 лет спрос будет на автомобили бюджетного класса («А» и «В») с уровнем цен до 10 тыс. долл.

Рост доходов населения, в частности среднего класса, приведет к смещению спроса на другие классы («В/С» и «SUV») с уровнем цен до 15 тыс. долл.

Для повышения конкурентоспособности и улучшения потребительских свойств производимой продукции в среднесрочной перспективе будут реализованы проекты по частичному изменению дизайна автомобилей, разработке оригинальных автомобильных компонентов для массового производства.

В рамках развития научно-исследовательской деятельности в отрасли планируется внедрение практики проектирования и разработки технологической оснастки, освоения навыков проведения испытаний и экспериментов, проведения технико-экономического анализа процессов производства продукции автомобилестроения и ее компонентов.

Перспективным направлением деятельности станет проработка организации производства электромобилей и формирование необходимой инфраструктуры для их широкого распространения среди потребителей на территории республики.

Экспортная стратегия до 2025 года предусматривает постепенное расширение географического охвата экспорта, увеличение экспорта не только в страны СНГ и ближнего зарубежья, но и освоение новых рынков дальнего зарубежья - Восточной Европы, Южной Азии и Ближнего Востока, африканских стран.

Меры и механизмы

Обновление модельного ряда производимой продукции будет достигнуто за счет реализации проекта по производству новых видов бюджетных легковых автомобилей на Асакинском автомобильном заводе в Андижанской области.

Развитию конкурентной среды будет способствовать поэтапное реализация частным инвесторам, преимущественно иностранным, доли государственной компании АО «Узавтосаноат» в уставных фондах предприятий-производителей комплектующих, а также углубления государственно-частного партнерства.

В целях расширения числа участников внутреннего рынка производителей автомобильной продукции прорабатывается с Китайской компанией Sinotruck производство до 3 тыс. ед. в год грузовых автомобилей в Самаркандской области.

Южнокорейский концерн Hyundai намерен запустить производства электромобилей на территории СЭЗ «Коканд» в Ферганской области. Стоимость проекта оценивается в 300 млн. долл. Выпуск первого серийного электромобиля ожидается к концу 2023 году. Строительство завода мощностью 10 тыс. электромобилей в год планируется начаться в 2021 году. В проекте участвуют южнокорейский Hyundai, Evergreen Motors (официальный дистрибьютор Kia и Hyundai в СНГ), Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан и хокимият Ферганской области. В результате реализации проекта будет создана 1 000 рабочих мест.

В целях углубления уровня локализации в производстве автомобилей и развития кооперации со смежными отраслями промышленности к 2025 году в республике планируется освоение производства стального проката на базе АО «Ташкентский металлургический завод», автомобильных шин на Ангренском резинотехническом заводе, производства алюминиевых деталей из вторичного алюминия на базе «Узвторцветмет», эпоксидной, меламиновой и алкидной смол на предприятиях АО «Узкимёсаноат», поливинилхлорида на АО «Навоиазот». Реализация данных проектов позволит обеспечить валютную экономию порядка 35 млн. долл. в год.

Для всех предприятий, осуществляющих производство моторных транспортных средств и комплектующих деталей к ним будут сформированы равные конкурентные условия с применением унифицированного налогового и таможенного режимов.

В политике таможенного регулирования экспортно-импортных операций запланирован постепенный переход от тарифного регулирования к нетарифным мерам защиты интересов отечественных производителей. При этом, с учетом имеющейся международной практики, среди первоочередных мероприятий определено внедрение утилизационного сбора и запрет на ввоз автомобилей и автобусов со сроком эксплуатации более 15 лет.

Стимулирование роста продаж и доступности автомобилей на внутреннем рынке будет обеспечено за счет внедрения в процесс реализации автомобилей и автомобильных компонентов системы «одно окно», предусматривающей возможность клиенту в упрощенном порядке оформить автокредит, страхование, регистрацию автомобиля, получить государственный номер на автомобиль, а также воспользоваться услугой «трейд-ин» и другими видами услуг.

Особое внимание будет уделено приближению отечественных технических стандартов на продукцию автомобильной промышленности к международным нормам, в том числе упорядочение нормативных требований по экологии и организации выпуска автомобилей, удовлетворяющих стандартам ЕВРО-5 согласно нормам ЕЭК ООН.

Реализация Концепции предполагает формирование единой промышленной политики, включая разработку и внедрение соответствующей нормативно-правовой базы по требованиям к организации на территории Республики Узбекистан новых производств, предусматривающих выполнение полного цикла технологических операций - штамповку, сварку, окраску и сборку.

Умумий таклифлар: 2

2637