ID Муаллиф Муҳокамага чиқариш санаси Якунланиш санаси Таклифлар сони
4087 Министерство экономики и промышленности Республики Узбекистан 26/06/2019 11/07/2019 26

Муҳокама якунланди

Ўзбекистон Республикаси Президентининг Қарори
Концепция развития автомобильной промышленности Республики Узбекистан до 2025 года
ID-4087

Текущее состояние

Автомобильная промышленность является одной из важнейших отраслей экономики республики, оказывающей значительное влияние на развитие смежных отраслей, отдельных регионов и страны в целом. Уровень автомобилизации считается одним из главных показателей благосостояния населения.

Доля отрасли в ВВП Республики Узбекистан за 2018 год составила 6,6%, в промышленном секторе - 11,7%, выплаты в бюджет в виде налогов и других платежей - 1,6 трлн.сум.

Спрос на автомобили генерирует потребность в высокотехнологичной продукции металлургической, химической, электротехнической и других отраслей промышленности, обеспечивая занятость в размере более чем 200 тыс. человек. В отрасли объединено 70 предприятий и организаций, трудоустроено более 25 тыс. человек.

В 2018 году объем производства промышленной продукции составил 26,8 трлн.сум. Экспорт продукции отрасли составил 59 млн.долл., в т.ч. легковых автомобилей – 24 млн.долл., автобусов и грузовиков – 21 млн. долл. В 2018 году в республику импортировано 2,8 тыс. ед. легковых автомобилей на сумму 35,4 млн.долл.

Легковые автомобили

Методом мелкоузловой сборки «CKD» производятся автомобили А, В и С классов (по европейской классификации) и крупноузловым методом сборки «SKD» автомобили D и SUV классов.

Годовая мощность производства составляет 300 - 350 тыс. ед., загрузка мощностей в 2018 году составила 73%. Уровень локализации по моделям в среднем составляет 42%.

В 2018 году произведено автомобилей на 18,6 трлн.сум, (220 670 ед., в т.ч. А класса – 76 306 ед., В класса – 96 969 ед., C класса – 33 314 ед., D и SUV - 14 078 ед.)

В 2018 году экспортировано 4 707 автомобилей на сумму 24 млн.долл. Основным экспортным рынком является Российская Федерация - 41% от общих экспортных продаж.

Грузовые автомобили

Методом мелкоузловой сборки «CKD» производятся грузовые автомобили N1, N2, N3 классов (по европейской классификации).

Годовая мощность производства составляет 10 тыс. ед., загрузка мощностей в 2018 году - 60%. Уровень локализации по моделям в среднем составляет – 12%.

В 2018 году произведено грузовиков на 2,2 трлн.сум, класса N1 и N2 2 466 ед., класса N3 1 771 ед.

Экспортировано грузовиков N1 и N2 класса – 258 ед. на 14 млн.долл. Продукция экспортируется в Казахстан, Таджикистан, Афганистан и Турция.

Автобусы

Мощность производства автобусов составляет 5 000 ед. в год (городские и междугородние типы), при загрузке мощностей в 2018 году на 75%. Уровень локализации автобусов – 15%.

В 2018 году произведено городских типов автобусов ISUZU904 ед., автобусов MAN45 ед. Экспортировано 138 ед. автобусов на сумму 6,6 млн. долл.

Навесная и прицепная техника

Мощность производства навесной и прицепной техники составляет 3 000 ед. в год, при загрузке мощностей в 2018 году на 21%. По итогам 2018 года произведено 641 ед. прицепов и полуприцепов на сумму 180,3 млрд. сум. Осуществлен экспорт 14 ед. прицепной-навесной техники на сумму 1,1 млн. долл. Отгружено 69 ед. полуприцепов на 2,4 млн. долл.

Предпосылки для развития

Модельный ряд производимой на текущий момент продукции морально устарел (в среднем 10-11 лет), а уровень автомобилизации составил 75 ед. на 1 тыс. человек. Низкий уровень автомобилизации указывает на наличие серьезных проблем в системе сбыта произведенной продукции, в частности, отсутствие эффективной системы льготного автокредитования.

Малые объемы производства по одной моделименее 35 тыс. ед. ежегодно при норме в 100 тыс. автомобилей в год, не позволяет достичь уровня производственной безубыточности для более чем одного производителя и приводят к экономической неэффективности проектов локализации (межотраслевой кооперации) в связи с удорожанием производственной себестоимости локализуемой продукции.

В настоящее время потенциальный объем импорта автомобильной продукции составляет не более 5 процентов, который в будущем может вырасти до 25-30 процентов при условии дальнейшего роста постоянно обновляемого
и расширяющегося модельного ряда производимых в странах СНГ брендов, отсутствия обновления текущего модельного ряда и освоения новых моделей/классов отечественных автомобилей, отсутствия государственной поддержки отечественных автопроизводителей, в том числе в виде нетарифных импортных барьеров, льготного автокредитования и др.

Производители автомобильной продукции значительно ограничены в налаживании глубокой кооперации с отечественными производителями комплектующих, в связи со сложностью процедур согласования новых поставщиков. Как результат, предприятия-производители автомобилей вынуждены импортировать комплектующие и материалы номинированных (одобренных) поставщиков, что в конечном итоге приводит к высокой импортозависимости отрасли и высокой себестоимости отечественной продукции. Высокая себестоимость производимой продукции не позволяет конкурировать с другими производителями на внешних рынках.

Возможности расширения экспортной деятельности, наряду с объективным географическим расположением республики, ограничены относительно высокими транспортными тарифами, таможенными и не тарифными барьерами (в среднем 6% от себестоимости автомобилей, тогда как в России 1%), а также высоким уровнем конкуренции, агрессивной ценовой политикой отдельных игроков и защитными мерами на внешних рынках.

Низкая рентабельность отечественных производителей не позволяет погасить имеющуюся задолженность по кредитам коммерческих банков в полном объеме, приводит к росту кредиторской задолженности, дефициту оборотных средств и ограничению возможностей финансирования инвестиционных проектов и привлечения дополнительных заемных средств.

Развитие автомобильной отрасли ограничено недостатком квалифицированных инженерных кадров, отсутствием необходимого научного потенциала для создания и внедрения перспективных, инновационных технологий. Уровень развития собственного инжиниринга сохраняется на низком уровне, в том числе, вследствие отсутствия государственных программ по стимулированию исследований и разработок, недостаточного количества лабораторий и испытательных баз и низкого уровня их оснащения современным исследовательским оборудованием.

Также стоит отметить, что единоличным собственником крупнейшего участника рынка в отрасли – АО «Узавтосаноат» является государство, что снижает инвестиционную привлекательность отрасли.

Уровень конкуренции на внутреннем рынке крайне низок, а продукция, реализуемая на внутреннем рынке и производимая на экспорт резко отличаются по техническому уровню, надежности, безопасности, экологии и комфорту для потребителей.

Цели, задачи и направления

К 2025 году в автомобильной промышленности планируется достижение следующих показателей: роста объема производства с текущих 220 до 300 тыс. автомобилей или на 1,4 раза, в т.ч. 9 тыс. легких коммерческих автомобилей, а также повышение уровня загрузки мощностей до не менее 85%; увеличение объема экспорта – с текущих 4,7 до 25,7 тыс. автомобилей или в 5,5 раза; увеличение «чистого» уровня локализации по легковым автомобилям до 55%, а по коммерческим – до 30%; производства автомобилей методом крупноузловой сборки, в объемах, не превышающих 10% от общего объема производства, увеличение численности занятых с 25,5 до 35 тыс. человек или на 1,4 раза. В результате уровень автомобилизации должен составить 116 ед. на 1 тыс. человек.

При этом ожидается, что в первые 5 лет спрос будет на автомобили бюджетного класса («А» и «В») с уровнем цен до 10 тыс. долл.

Рост доходов населения, в частности среднего класса, приведет к смещению спроса на другие классы («В/С» и «SUV») с уровнем цен до 15 тыс. долл.

Для повышения конкурентоспособности и улучшения потребительских свойств производимой продукции в среднесрочной перспективе будут реализованы проекты по частичному изменению дизайна автомобилей, разработке оригинальных автомобильных компонентов для массового производства.

В рамках развития научно-исследовательской деятельности в отрасли планируется внедрение практики проектирования и разработки технологической оснастки, освоения навыков проведения испытаний и экспериментов, проведения технико-экономического анализа процессов производства продукции автомобилестроения и ее компонентов.

Перспективным направлением деятельности станет проработка организации производства электромобилей и формирование необходимой инфраструктуры для их широкого распространения среди потребителей на территории республики.

Экспортная стратегия до 2025 года предусматривает постепенное расширение географического охвата экспорта, увеличение экспорта не только в страны СНГ и ближнего зарубежья, но и освоение новых рынков дальнего зарубежья - Восточной Европы, Южной Азии и Ближнего Востока, африканских стран.

Меры и механизмы

Обновление модельного ряда производимой продукции будет достигнуто за счет реализации проекта по производству новых видов бюджетных легковых автомобилей на Асакинском автомобильном заводе в Андижанской области.

Развитию конкурентной среды будет способствовать поэтапное реализация частным инвесторам, преимущественно иностранным, доли государственной компании АО «Узавтосаноат» в уставных фондах предприятий-производителей комплектующих, а также углубления государственно-частного партнерства.

В целях расширения числа участников внутреннего рынка производителей автомобильной продукции прорабатывается с Китайской компанией Sinotruck производство до 3 тыс. ед. в год грузовых автомобилей в Самаркандской области.

Южнокорейский концерн Hyundai намерен запустить производства электромобилей на территории СЭЗ «Коканд» в Ферганской области. Стоимость проекта оценивается в 300 млн. долл. Выпуск первого серийного электромобиля ожидается к концу 2023 году. Строительство завода мощностью 10 тыс. электромобилей в год планируется начаться в 2021 году. В проекте участвуют южнокорейский Hyundai, Evergreen Motors (официальный дистрибьютор Kia и Hyundai в СНГ), Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан и хокимият Ферганской области. В результате реализации проекта будет создана 1 000 рабочих мест.

В целях углубления уровня локализации в производстве автомобилей и развития кооперации со смежными отраслями промышленности к 2025 году в республике планируется освоение производства стального проката на базе АО «Ташкентский металлургический завод», автомобильных шин на Ангренском резинотехническом заводе, производства алюминиевых деталей из вторичного алюминия на базе «Узвторцветмет», эпоксидной, меламиновой и алкидной смол на предприятиях АО «Узкимёсаноат», поливинилхлорида на АО «Навоиазот». Реализация данных проектов позволит обеспечить валютную экономию порядка 35 млн. долл. в год.

Для всех предприятий, осуществляющих производство моторных транспортных средств и комплектующих деталей к ним будут сформированы равные конкурентные условия с применением унифицированного налогового и таможенного режимов.

В политике таможенного регулирования экспортно-импортных операций запланирован постепенный переход от тарифного регулирования к нетарифным мерам защиты интересов отечественных производителей. При этом, с учетом имеющейся международной практики, среди первоочередных мероприятий определено внедрение утилизационного сбора и запрет на ввоз автомобилей и автобусов со сроком эксплуатации более 15 лет.

Стимулирование роста продаж и доступности автомобилей на внутреннем рынке будет обеспечено за счет внедрения в процесс реализации автомобилей и автомобильных компонентов системы «одно окно», предусматривающей возможность клиенту в упрощенном порядке оформить автокредит, страхование, регистрацию автомобиля, получить государственный номер на автомобиль, а также воспользоваться услугой «трейд-ин» и другими видами услуг.

Особое внимание будет уделено приближению отечественных технических стандартов на продукцию автомобильной промышленности к международным нормам, в том числе упорядочение нормативных требований по экологии и организации выпуска автомобилей, удовлетворяющих стандартам ЕВРО-5 согласно нормам ЕЭК ООН.

Реализация Концепции предполагает формирование единой промышленной политики, включая разработку и внедрение соответствующей нормативно-правовой базы по требованиям к организации на территории Республики Узбекистан новых производств, предусматривающих выполнение полного цикла технологических операций - штамповку, сварку, окраску и сборку.

Умумий таклифлар

1568