ID Муаллиф Муҳокамага чиқариш санаси Якунланиш санаси Таклифлар сони
3960 Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан 19/06/2019 03/07/2019 0

Муҳокама якунланди

Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг Қарори
О мерах по совершенствованию Единой государственной системы прогнозирования, раннего выявления и реагирования на радиационные аварии
ID-3960

проект

Постановление

Кабинета Министров Республики Узбекистан

О мерах по совершенствованию

Единой государственной системы прогнозирования, раннего

выявления и реагирования на радиационные аварии

В целях обеспечения требований Закона Республики Узбекистан

«О радиационной безопасности», Указа Президента Республики Узбекистан

от 19 августа 2018 года № УП-5484 «О мерах по развитию атомной энергетики в Республике Узбекистан», постановления Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2019 года «Об утверждении Концепции развития атомной энергетики в Республике Узбекистан на период 2019 – 2029 годов» Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить:

Положение о Единой государственной системе прогнозирования, раннего выявления и реагирования на радиационные аварии и мониторинга радиационной обстановки в Республике Узбекистан согласно приложению № 1;

Порядок взаимодействия контролирующих органов и силовых структур при обнаружении несанкционированных (бесхозных) источников ионизирующего излучения согласно приложению № 2;

Правила организации и ведения единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

2. Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды совместно с Министерством энергетики (Агентством по развитию атомной энергетики), Министерством здравоохранения, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Центром гидрометеорологической службы, Государственным комитетом промышленной безопасности, Государственным комитетом ветеринарии и развития животноводства, Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Комплексной программы по созданию и организации деятельности Единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки (далее – ЕГАСМРО) на территории Республики Узбекистан на 2020 – 2024 годы.

3. Министерству по чрезвычайным ситуациям совместно

с Министерством здравоохранения, Министерством внутренних дел, Министерством энергетики, Государственным комитетом промышленной безопасности, Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды, Государственным таможенным комитетом, Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам, другими заинтересованными министерствами и ведомствами ежегодно на местах проводить обучения и тематические тактико-специальные учения по отработке вопросов взаимодействия сил и средств Единой государственной системы прогнозирования, раннего выявления и реагирования на радиационные аварии и мониторинга радиационной обстановки Республики Узбекистан.

4. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента, соответствующим министерствам и ведомствам

в трехмесячный срок внести изменения в положения о территориальных и функциональных подсистемах Единой государственной системы прогнозирования, раннего выявления и реагирования на радиационные аварии и мониторинга радиационной обстановки Республики Узбекистан, вытекающие из требований настоящего постановления.

5. Считать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 декабря 2012 года №358 «Об утверждении Положения о Единой государственной системе прогнозирования, раннего выявления и реагирования на радиационные аварии».

6. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести свои ведомственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж. и Советника Премьер-министра Республики Узбекистан – министра энергетики Султанова А.С.

 

Премьер-министр

Республики Узбекистан А. Арипов

Приложение № 1

к постановлению Кабинета Министров

от «___» __________ 2019 г. № ____

 

 

 Положение

о единой государственной системе прогнозирования,

раннего выявления и реагирования на радиационные аварии и мониторинга радиационной обстановки Республики Узбекистан

 

I. Общие положения

 

  1. Настоящее Положение определяет основные задачи, состав и порядок организации Единой государственной системы прогнозирования, раннего выявления и реагирования на радиационные аварии и мониторинга радиационной обстановки Республики Узбекистан (далее – СПРВМР).
  2. СПРВМР представляет собой организационно-техническую систему, объединяющую в себе силы и средства организаций, предприятий и учреждений, в полномочия которых входит защита населения и окружающей среды от радиационных аварий, а также ведение мониторинга радиационной обстановки (далее – уполномоченные организации).
  3.  СПРВМР является неотъемлемой частью Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан.
  4. Органы СПРВМР в своей деятельности руководствуются законодательством и нормативно-техническими документами Республики Узбекистан.

5. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:

радиационная авария – потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, действиями (бездействием) работников (персонала), чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, которые могли привести или привели к облучению граждан выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды;

уполномоченные организации – органы государственного и хозяйственного управления, органы государственного надзора, органы государственной власти на местах и юридические лица, в полномочия которых входит защита населения и территорий от радиационных аварий;

радиационно-опасный объект – объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или его разрушении могут произойти массовые радиационные поражения населения, животных и растений и радиоактивное загрязнение окружающей среды;

мониторинг радиационной обстановки – непрерывный или дискретный инструментальный контроль состояния загрязненности объектов окружающей среды радионуклидами, своевременное выявление её отклонений, а также оценка, прогнозирование и предупреждение возможных негативных последствий радиационного воздействия для населения и окружающей среды.

 

 

II. Основные цели и задачи СПРВМР

 

5. Целью СПРВМР является защита жизни и здоровья населения и окружающей среды от радиационного воздействия, вызванного радиационной аварией путем организации и заблаговременного проведения мероприятий по мониторингу радиационной обстановки, прогнозированию и предупреждению радиационных аварий, а также минимизации и ликвидации их последствий.

 

6. Основными задачами СПРВМР являются:

разработка и реализация государственной политики (концепции) в области обеспечения радиационной безопасности при предупреждении и ликвидации последствий радиационных аварий;

мониторинг радиационной обстановки, прогнозирование, предотвращение, локализация и ликвидация последствий радиационных аварий, а также внешних и внутренних угроз, приводящих к ним;

разработка и совершенствование нормативно-правовой базы СПРВМР;

организация функционирования и взаимодействия подсистем СПРВМР, в том числе Единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки (далее – ЕГАСМРО);

контроль состояния готовности, а также материально-техническое обеспечение сил и средств, предназначенных для проведения мероприятий по предотвращению, локализации и ликвидации радиационных аварий;

контроль наличия финансового обеспечения, которое состоит из собственных финансовых средств эксплуатирующей организации или страхового полиса, для возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием; 

осуществление международного сотрудничества по вопросам радиационной безопасности и внедрению передового международного опыта в области прогнозирования, раннего выявления и реагирования на радиационные аварии.

 

III. Порядок организации СПРВМР

 

  1.  СПРВМР объединяет силы и средства организаций, предприятий и учреждений, в полномочия которых входит обеспечение постоянного мониторинга за состоянием радиационной обстановки на радиационно-опасных объектах, объектах использования атомной энергии и вблизи них, на территории республики в целом, а также раннее выявление источников и процессов, представляющих угрозу её стабильности, и принятие на основе их оценки и анализа (при необходимости) экстренных мер по сохранению стабильной радиационной обстановки.

6. СПРВМР имеет три уровня (государственный, местный и объектовый), состоит из территориальных и функциональных подсистем, а также включает в себя единую государственную автоматизированную систему мониторинга радиационной обстановки на территории Республики Узбекистан;

территориальные подсистемы создаются в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте для прогнозирования, предупреждения, локализации и ликвидации последствий радиационных аварий, возникающих в пределах их территорий;

функциональные подсистемы создаются уполномоченными организациями и их подразделениями на местах, в полномочия которых входит осуществление определенных функций по прогнозированию, раннему выявлению, локализации и ликвидации радиационных аварий.

Каждый из уровней СПРВМР состоит из:

руководящего органа;

органа повседневного управления;

сил и средств прогнозирования, раннего выявления, предупреждения, локализации и ликвидации радиационных аварий;

запасов материально-технических и финансовых ресурсов.

  1. Руководящие органыэто органы, в полномочия которых входит общее руководство работами по защите населения и территорий от угроз радиационного воздействия. Они представлены:

на государственном уровне Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

на местном уровне – Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента;

на объектовом уровне руководством (администрацией) объекта использования атомной энергии и радиационно-опасного объекта.

  1. Органы повседневного управления – это уполномоченные организации и их подразделения на местах:

на республиканском уровне - Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения, Государственный комитет промышленной безопасности (Госкомпромбез), Агентство по развитию атомной энергетики при Министерстве энергетики Республики Узбекистан (Агентство «Узатом»), Центр гидрометеорологической службы Республики Узбекистан (Узгидромет), Государственный таможенный комитет, Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Госкомэкологии), Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам (Госкомгеологии), Государственный комитет по ветеринарии и развитию животноводства;

на местном уровне – территориальные  подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства здравоохранения, Государственного комитет промышленной безопасности, Государственного комитета по ветеринарии и развития животноводства, Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды, Государственного таможенного комитета, Узгидромета;

на объектовом уровнеотделы (специалисты) по чрезвычайным ситуациям объектов использования атомной энергии и радиационно-опасных объектов.

  1. Силами и средствами прогнозирования, раннего выявления, предупреждения, локализации и ликвидации радиационных аварий являются специализированные формирования уполномоченных организаций, в задачи которых входит осуществление радиационного контроля за состоянием окружающей среды и мероприятий по защите населения и территорий от негативного воздействия последствий радиационных аварий.

Специализированные формирования (подразделения) по составу делятся на ведомственные, территориальные и объектовые:

к ведомственным специализированным формированиям относятся формирования министерств, государственных комитетов и ведомств, созданные с целью осуществления радиационного контроля, а также проведения мероприятий по радиационной разведке и защите. Основу ведомственных специализированных формирований составляют формирования Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства здравоохранения, Госкомветеринарии, Государственного таможенного комитета, Госкомэкологии, Госкомгеологии, Узгидромета и Института ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан;

территориальные специализированные формирования представлены формированиями территориальных подразделений соответствующих уполномоченных организаций, а также создаваемыми на базе областных подразделений сводными мобильными отрядами специальной защиты, являющимися формированиями гражданской защиты повышенной готовности;

объектовые специализированные формирования представлены аварийно-техническими командами (группами), группами радиационной разведки, специальной обработки и другими формированиями, создаваемыми
на объектах использования атомной энергии и радиационно-опасных объектах.

В целях заблаговременного проведения мероприятий по радиационной защите населения и территорий, предупреждения радиационных аварий, минимизации и ликвидации их последствий на территориальном («внешний аварийный план») и объектовом («внутренний аварийный план») уровнях СПРВМР разрабатываются планы действий и взаимодействия её органов управления, сил и средств (далее – план действий). Ответственность за своевременную разработку плана действий на каждом уровне СПРВМР несут органы повседневного управления.

Государственный надзор за разработкой плана действий осуществляют Государственный комитет промышленной безопасности, Министерство здравоохранения и Министерство по чрезвычайным ситуациям, а также их подразделения на местах.

Контроль и координация разработки «внутреннего аварийного плана» на объектах использования атомной энергии осуществляется соответствующими организациями, имеющими объекты использования атомной энергии.

  1. К мероприятиям по локализации и ликвидации последствий радиационных аварий по решению Президента Республики Узбекистан привлекаются соединения, части и учреждения Министерства обороны Республики Узбекистан.

 

IV. Функции государственных органов по обеспечению функционирования СПРВМР

 

  1. Кабинет Министров Республики Узбекистан:

осуществляет общее руководство за созданием и всесторонним обеспечением деятельности СПРВМР;

обеспечивает выработку и реализацию государственной политики в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности;

координирует деятельность и организацию эффективного взаимодействия Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, уполномоченных организаций, их подразделений на местах по предупреждению и ликвидации последствий радиационного загрязнения окружающей среды посредством специального органа – Комиссии по обеспечению радиационной и ядерной безопасности в Республике Узбекистан;

осуществляет финансовое и ресурсное обеспечение сил и средств СПРВМР.

 

 

11.  Государственный комитет промышленной безопасности:

участвует в планировании и обеспечении реализации мероприятий по прогнозированию, раннему выявлению, локализации и ликвидации последствий радиационных аварий, а также внешних и внутренних угроз, приводящих к ним;

организует разработку, расширение и совершенствование нормативно-правовой базы СПРВМР;

осуществляет международное сотрудничество по вопросам радиационной безопасности и внедрение передового международного опыта в области государственного надзора и регулирования в области радиационной безопасности.

12. Министерство по чрезвычайным ситуациям:

осуществляет координацию деятельности органов повседневного управления, сил и средств СПРВМР;

осуществляет оповещение уполномоченных организаций об угрозе или случае радиационной аварии и инициирование первичного реагирования на них;

организует и осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий радиационной аварии;

организует и контролирует обучение всех слоев населения к действиям в условиях радиационных аварий;

обеспечивает постоянную готовность ведомственных специализированных формирований к проведению разведки радиационно-опасной зоны, первичной идентификации источника ионизирующего излучения, специальной обработки личного состава (персонала) и местности;

разрабатывает рекомендации по количеству и составу закладываемых в резерв материально-технических ресурсов;

осуществляет организационно-методическое руководство и надзор за разработкой внешнего и внутреннего аварийного планов;

осуществляет государственный контроль за готовностью сил и средств первичного реагирования на радиационные аварии;

участвует в разработке нормативно-правовых актов и методической документации по прогнозированию, раннему выявлению и ликвидации радиационных аварий;

совместно с Минздравом определяет границы зон радиоактивного загрязнения (сверх установленных норм) местности с проведением дозиметрических измерений и первичной идентификацией источника ионизирующего излучения;

обеспечивает постоянную готовность ведомственных специализированных формирований к проведению работ по определению границ зон радиоактивного загрязнения, проведению дозиметрических измерений местности;

осуществляет изучение и внедрение в практику передового опыта зарубежных стран в области раннего выявления и реагирования на радиационные аварии.

13. Агентство по развитию атомной энергетики при Министерстве энергетики Республики Узбекистан:

реализует государственную политику в сфере развития и использования атомной энергетики;

принимает участие в создании и функционировании ЕГАСМРО;

обеспечивает развитие и безопасное функционирование энергетических атомных реакторов, ядерно-физических установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиационных источников, и захоронения радиоактивных отходов, принадлежащих подведомственным организациям;

осуществляет совершенствование системы радиационной и ядерной безопасности подведомственных объектов использования атомной энергии с разработкой совместно с другими уполномоченными организациями плана мероприятий по предупреждению ядерных аварий и радиационных аварийных ситуаций;

участвует в разработке нормативно-правовых актов и методической документации по прогнозированию, раннему выявлению и ликвидации процессов, связанных с радиоактивным загрязнением местности;

разрабатывает меры по обеспечению радиационной и ядерной безопасности в атомной энергетике, а также пожарной безопасности и физической защиты подведомственных объектов использования атомной энергии;

обеспечивает организацию готовности сил и средств к действиям в случае чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах использования атомной энергии и ведомственный контроль за выполнением мероприятий по их предупреждению;

обеспечивает нераспространение ядерных материалов и технологий, радиоактивных материалов;

организовывает систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области использования атомной энергии, в том числе в ведущих зарубежных институтах;

принимает участие в планировании и осуществлении мероприятий по ликвидации, ограничению или снижению последствий радиационной аварии, возникшей при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии;

обеспечивает учет ядерных материалов, отработавшего ядерного топлива, эксплуатационных радиоактивных отходов на подведомственных объектах использования атомной энергии;

осуществляет международное сотрудничество и взаимодействие с международными и зарубежными организациями в области обеспечения безопасности использования атомной энергии;

осуществляет формирование и реализацию программ по обращению с радиоактивными отходами на подведомственных объектах атомной энергетики.

14. Министерство здравоохранения:

участвует в осуществлении, в части касающейся, мониторинга радиационной обстановки объектов окружающей среды и населения;

совместно с МЧС определяет границы зон радиоактивного загрязнения местности с проведением измерений и идентификацией источников ионизирующего излучения;

определяет порядок временного хранения источников ионизирующего излучения, радиационно-опасных материалов (до их захоронения);

определяет режим радиационной безопасности для персонала (личного состава), привлекаемого к работам по локализации и ликвидации последствий радиационной аварии;

организует и обеспечивает деятельность ведомственной подсистемы мониторинга радиационной обстановки на территории Республики Узбекистан с последующей передачей информации о её результатах в ЕГАСМРО;

организует и проводит индивидуальный и коллективный дозиметрический контроль, а также медицинскую защиту персонала (личного состава), задействованного в проведении работ по ликвидации последствий радиационных аварий;

участвует в реализации мер социальной защиты лиц, участвовавших в работах по локализации и ликвидации последствий радиационных аварий и подвергшихся облучению сверх предельно допустимых величин, а также предоставление им льгот и медико-психологической реабилитации;

участвует в разработке нормативно-правовых актов и методической документации по прогнозированию, раннему выявлению и ликвидации процессов, связанных с радиоактивным загрязнением местности;

обучает персонал министерств и ведомств действиям при радиационных авариях;

изучает и внедряет в практику передовой опыт зарубежных стран в области обеспечения радиационной безопасности.

15. Государственный таможенный комитет:

осуществляет радиационный контроль за ввозом/вывозом/транзитом на/из/через территорию Республики Узбекистан радиоактивных материалов;

совместно с экспертной группой препятствует несанкционированному ввозу/вывозу на/из территорию(и) республики материалов, содержащих радионуклиды сверх установленных норм, а также их возврат отправителю;

изучает и внедряет в практику передовой опыт зарубежных стран в области таможенного контроля за оборотом источников ионизирующего излучения.

16. Государственный комитет по ветеринарии и развитию животноводства:

участвует в разработке нормативно-правовых актов и методической документации по прогнозированию, раннему выявлению и ликвидации процессов, связанных с радиоактивным загрязнением поднадзорных объектов и территорий;

контролирует состояние загрязненности радионуклидами продукции растениеводства и животноводства, кормов, почвы и растительности лугов
и пастбищ, других поднадзорных объектов;

совместно с уполномоченными организациями организует и осуществляет мероприятия по предупреждению загрязнения и снижению уровня загрязненности радионуклидами сельскохозяйственных земель, угодий и продукции, поднадзорных объектов в случае выявления превышения радиационного фона сверх установленных норм;

обеспечивает постоянную готовность ведомственных специализированных формирований к действиям по раннему выявлению и реагированию на случаи радиационных аварий на поднадзорных объектах;

 изучает и внедряет в практику передовой опыт зарубежных стран в области  предупреждения, раннего выявления и реагирования на случаи загрязнения продукции сельского хозяйства, кормов, сельскохозяйственных угодий и посевов радионуклидами сверх установленных норм.

17. Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды:

координирует выполнение промышленными объектами разработанных мероприятий, направленных на снижение и/или предупреждение загрязнения окружающей среды;

организует и осуществляет мониторинг за состоянием загрязненности окружающей среды антропогенными источниками, а также объектов, подпадающих в зону их влияния;

осуществляет сбор, анализ и обобщение информации о состоянии радиационной загрязненности окружающей среды, обеспечение ею уполномоченных министерств и ведомств, а также информационно-аналитического центра ЕГАСМРО;

обеспечивает постоянную готовность ведомственных специализированных формирований к проведению работ по анализу проб воды, воздуха и почвы на содержание радионуклидов из очагов радиационных аварий;

проводит независимую оценку воздействия на окружающую среду объектов использования атомной энергии и радиационно-опасных объектов;

изучает и внедряет в практику передовой опыт зарубежных стран в области предотвращения негативного воздействия ионизирующего излучения на окружающую среду.

18. Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам.

проводит радиоэкологический мониторинг населенных пунктов: осуществляет картирование мощности экспозиционной дозы (МЭД) гамма-излучения на территории общего пользования, МЭД гамма-излучения и эквивалентной равновесной объемной активности (ЭРОА) радона в воздухе помещений социальных учреждений;

участвует в радиоэкологическом мониторинге распределения природных радионуклидов в почвах и водах районов отработанных урановых месторождений;

осуществляет сбор, анализ и обобщения информации о состоянии территорий общего пользования населенных пунктов и районов отработанных урановых месторождений по изучаемым параметрам;

участвует в обнаружении и ликвидации очагов загрязнения радиоактивными веществами территорий и мест общего пользования;

предоставляет уполномоченным организациям текущую информации о состоянии радиационной обстановки территорий и мест общего пользования  населенных пунктов;

осуществляет оперативное информирование уполномоченных в случае выявления (обнаружения) очага радиационной аварии и несанкционированных источников ионизирующего излучения;

изучение и внедрение в практику передового опыта зарубежных стран в области прогнозирования, раннего выявления и реагирования на радиационные аварии.

19. Узгидромет:

организует и обеспечивает деятельность ведомственной подсистемы мониторинга радиационной обстановки на территории Республики Узбекистан с последующей передачей информации о её результатах в ЕГАСМРО;

организует и обеспечивает создание и функционирование информационно-аналитического центра ЕГАСМРО;

создает и обеспечивает постоянную готовность ведомственных специализированных формирований (групп по установлению и прогнозу радиационной обстановки) к действиям в очаге и вблизи очагов ядерных аварий и радиационных аварийных ситуаций;

участвует в разработке нормативно-правовых актов и методической документации по прогнозированию, раннему выявлению и ликвидации процессов, связанных с радиоактивным загрязнением местности;

изучает и внедряет в практику передовой опыт зарубежных стран в области прогнозирования и раннего выявления случаев загрязнения атмосферного воздуха, почвы и воды радионуклидами сверх установленных норм.

20. Академия наук Республики Узбекистан:

оказывает научную и экспертную поддержку ЕГАСМРО, уполномоченным организациям при принятии ими решений по предупреждению, локализации и ликвидации последствий радиационных аварий;

организует и осуществляет работы по окончательной идентификации вида, состава и мощности радиоактивных материалов;

осуществляет работы по обезвреживанию (долговременному захоронению) источников ионизирующего излучения;

обеспечивает развитие и безопасное функционирование подведомственных исследовательских ядерных реакторов, ядерно-физических установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиационных источников, и захоронения радиационных отходов, принадлежащих подведомственным организациям;

разрабатывает и внедряет современные методы прогнозирования и раннего выявления рисков возникновения радиационных аварий;

оказывает научное и техническое содействие для поддержания надлежащего функционирования системы портального мониторинга;

участвует в разработке и внедрении способов защиты персонала подразделений первичного реагирования при радиационных авариях;

обеспечивает постоянную готовность ведомственных специализированных формирований к предупреждению и ликвидации последствий радиационных аварий;

организует и проводит индивидуальный и коллективный дозиметрический учет за ведомственным персоналом при проведении работ по ликвидации последствий радиационных аварий;

участвует в разработке нормативно-правовых актов и методической документации по прогнозированию, раннему выявлению и ликвидации процессов, связанных с радиоактивным загрязнением местности;

участвует в подготовке персонала специализированных формирований министерств и ведомств (групп первичного реагирования) действиям в очаге радиоактивного загрязнения;

изучает и внедряет в практику передовой опыт зарубежных стран в части научной поддержки уполномоченных организаций в области радиационной безопасности.

21. Совет Министров Республики Каракалпакистан, хокимияты областей и г. Ташкента:

осуществляют руководство СПРВМР местного уровня через создаваемые при них территориальные межведомственные комиссии;

осуществляют контроль за реализацией  государственной политики по сохранению и укреплению стабильной радиационной обстановки в пределах соответствующей административно-территориальной единицы;

разрабатывают и вносят на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по повышению эффективности комплекса мер (организационных, профилактических, инженерно-технических и других), направленных на сохранение и укрепление стабильной радиационной обстановки;

координируют деятельность и взаимодействие уполномоченных на местах организаций, а также вопросы взаимодействия их с органами самоуправления граждан;

контролируют подготовку и содержание в постоянной готовности сил
и средств территориальных и объектовых специализированных формирований, созданных и (или) дислоцированных на подведомственной территории;

организуют обучение всех слоев населения к действиям в условиях радиационных аварий;

создают запасы материальных и финансовых ресурсов, предназначенных для предупреждения, локализации и ликвидации последствий радиационных аварий на подведомственной территории, обеспечивают их своевременное обновление.

 

V. Единая государственная автоматизированная система мониторинга радиационной обстановки на территории Республики Узбекистан

 

23. Государственный мониторинг радиационной обстановки на территории республики является частью государственного экологического мониторинга и осуществляется в рамках единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Республики Узбекистан.

24. Основной целью мониторинга радиационной обстановки является своевременное выявление её изменений, оценка, прогнозирования и предупреждения возможных негативных последствий радиационного воздействия для населения и окружающей среды, а также систематическое представление соответствующей оперативной информации в уполномоченные организации для принятия необходимых мер по предотвращению или снижению негативного радиационного воздействия на население и окружающую среду.

Единая государственная автоматизированная система радиационной обстановки объединяет ведомственные, территориальные и объектовые подсистемы радиационного контроля

25. Ведение единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории республики осуществляется уполномоченными Кабинетом Министров государственными органами исполнительной власти.

26. Координация деятельности по ведению единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории республики осуществляется Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды, Министерством здравоохранения, Министерством по чрезвычайным ситуациям и Центром гидрометеорологической службы Республики Узбекистан в части, их касающейся.

27. Организация и ведение единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории республики, полномочия соответствующих органов и организаций, порядок и периодичность представления информации, полученной при осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки, в единую государственную автоматизированную систему мониторинга радиационной обстановки осуществляются согласно Правил организации и ведения единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Республики Узбекистан, утверждаемых приложением к настоящему постановлению (приложение №3).

VI. Порядок функционирования СПРВМР

 

28. СПРВМР в зависимости от складывающейся радиационной обстановки, как на территории Республики Узбекистан в целом, так и на местах функционирует в одном из следующих трех режимов:

1) повседневный режим устанавливается при благополучной радиационной обстановке, т.е. при отсутствии угрозы возникновения опасности радиационного воздействия на население и загрязнения территорий радионуклидами сверх установленных норм.

При этом режиме выполняются мероприятия по:

повышению готовности органов управления, сил и средств СПРВМР
к выполнению задач по предназначению;

техническому развитию и совершенствованию ЕГАСМРО;

пополнению и освежению резервов материально-технических и финансовых ресурсов;

повышению устойчивости функционирования объектов использования атомной энергии и радиационно-опасных объектов, а также оздоровлению экологической ситуации на территориях, неблагополучных в радиационном отношении;

всестороннему (нормативно-правовому, организационному, материально-техническому, финансовому) обеспечению деятельности всех элементов СПРВМР.

2) режим повышенной готовности устанавливается при наличии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации различного характера, сопровождающейся загрязнением местности (территорий) радионуклидами и приводящим к радиационному воздействию на население сверх установленных норм.

При этом режиме уточняются внутренние и внешние аварийные планы на ОИАЭ, радиационно-опасных объектах и территориях, согласно которым:

организуется круглосуточное дежурство руководящих органов и органов управления в местах их постоянной дислокации;

усиливается мониторинг за радиационной обстановкой на потенциально опасных объектах и участках (территориях), увеличивается кратность ведения замеров радиационного фона на них;

специализированные формирования (подразделения) и резервы материально-технических и финансовых ресурсов приводятся в готовность
к действиям и использованию по предназначению;

с целью усиления радиационного контроля и наблюдения в районы возможных или возникших очагов радиационных аварий высылаются мобильные группы радиационного контроля;

на основе прогнозирования масштабов и последствий возможных радиационных аварий вносятся необходимые коррективы по способам и методам защиты населения и территорий, а также мероприятиям по их обеспечению.

3) чрезвычайный режим устанавливается при возникновении радиационной аварии, приведшей к загрязнению местности радионуклидами и радиационному воздействию на население сверх установленных норм.

Данный режим может быть введен, минуя предшествующий ему режим повышенной готовности.

При чрезвычайном режиме вводятся в действие планы по локализации
и ликвидации радиационных аварий, втом числе внутренние и внешниет аварийные планы на объектах использования атомной энергии, согласно которым:

организуется круглосуточное дежурство руководящих органов и органов управления в местах их постоянной дислокации;

для оценки обстановки и принятия решения в очаги радиоактивного загрязнения высылаются группы первичного реагирования;

резервы материально-технических ресурсов приводятся в полную готовность к переводу на текущее довольствие и использованию по предназначению;

с целью усиления радиационного контроля и наблюдения в районы возникших очагов радиационных аварий и приграничные с ними территории высылаются мобильные группы радиационного контроля;

исходя из масштабов и последствий возникшей радиационной аварии, организуется и осуществляется комплекс мероприятий по защите населения
и территорий, а также его всестороннее обеспечение;

организуется постоянное информирование руководящих органов и органов управления о ходе мероприятий по локализации и ликвидации очага радиоактивного загрязнения.

29. Организационно-методическое руководство в части планирования и реализации действий при угрозе и возникновении радиационных аварий осуществляет Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

 

VII. Отдельные требования к функционированию СПРВМР

 

30. Запасы материально-технических и финансовых ресурсов предназначены для обеспечения мероприятий по локализации и ликвидации радиационных аварий и создаются на местном и объектовом уровнях по принципу необходимой достаточности и с учетом местных особенностей.

31. Количество и состав закладываемых в резерв территориальных материально-технических ресурсов определяют Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента (на ОИАЭ и радиационно-опасных объектах – администрация объектов) на основе рекомендаций управлений по чрезвычайным ситуациям и здравоохранения.

32. Обеспечение учета, хранения и обновления, а также списания резервов материально-технических ресурсов возлагается на Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента.

33. Финансирование мероприятий по ликвидации угроз или последствий радиационных аварий осуществляется за счёт средств  организаций, эксплуатирующих ОИАЭ и радиационно-опасные объекты, средств соответствующих министерств и ведомств, страховых фондов и других источников, не запрещенных законодательством.

34. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации угрозы аварии на объектах использования атомной энергии, аварийной радиационной ситуации или их последствий они могут быть выделены из резервного фонда Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Приложение №2

к постановлению Кабинета Министров  №___ от __  ____2019г.

 

 

Порядок взаимодействия

контролирующих органов и силовых структур
при обнаружении несанкционированных (бесхозных)
источников ионизирующего излучения

 

Настоящий Порядок определяет очередность мероприятий, проводимых при обнаружении (выявлении) несанкционированных (бесхозных) источников ионизирующего излучения, и их исполнителей, а также основные задачи, возлагаемые на подразделения реагирования и взаимодействия контролирующих органов и силовых структур в области обеспечения радиационной безопасности населения и окружающей среды.

 

  1. Основные понятия

 

несанкционированный (бесхозный) источник ионизирующего излучения (НИИИ) – радиоактивное вещество или ядерный материал, обнаруженный или выявленный активными действиями и не внесённый в национальный реестр ИИИ;

подразделения реагирования – специально подготовленные и оснащенные формирования, предназначенные для проведения работ по предупреждению возникновения и (или) выявлению (радиационная разведка), локализации (обозначение и ограничение) и ликвидации (обезвреживание ИИИ, дезактивация) очага радиационного загрязнения местности;

 

II. Порядок проведения мероприятий при обнаружении несанкционированных (бесхозных) источников ионизирующего излучения, а также получении информации о попытках
несанкционированного захвата РиЯМ

 

В случаях обнаружения у субъектов оборота потерь радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО), а также найденных или неучтенных РВ и РАО, они в течение одного часа информируют вышестоящую организацию (при наличии), Министерство внутренних дел, Службу государственной безопасности Республики Узбекистан, Государственный комитет промышленной безопасности и территориальный орган Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее - ЦГСЭН) Министерства здравоохранения Республики Узбекистан. Найденные и неучтенные РВ и РАО ставятся на учет (постановление Кабинета Министров от 13 августа 2009 г. №231 «Об утверждении Положений о порядке  государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также ядерных материалов»).

В случае обнаружения или выявления несанкционированного ИИИ вне пределов ответственности субъектов оборота РВ и РАО взаимное информирование осуществляется по Схеме взаимодействия контролирующих органов и силовых структур при обнаружении бесхозных ИИИ согласно приложению к настоящему Порядку.

В целях обеспечения безопасности работ, проводимых в случае обнаружения несанкционированного ИИИ (НИИИ), на месте происшествия силами и средствами подразделений реагирования Министерства здравоохранения и (или) Министерства по чрезвычайным ситуациям осуществляется радиационная разведка прилегающей территории. По итогам последней определяется и обозначается зона (очаг) радиационного загрязнения местности.

Подразделения реагирования допускаются к работам по локализации и  ликвидации очага радиационного загрязнения строго после установления режима радиационной безопасности специалистом отдела радиационной безопасности (ОРБ) территориального (ведомственного) ЦГСЭН.

Все мероприятия, проводимые на месте обнаружения (выявления) НИИИ, должны осуществляться согласно решению руководителя работ (лица, принимающего решение), принятого на основании предложений, представленных прибывшими специалистами (экспертами) контролирующих органов и силовых структур. Решение на проведение работ на месте обнаружения НИИИ не может быть принято без предложения эксперта (специалиста) отдела радиационной безопасности территориального (ведомственного) ЦГСЭН.

Личный состав подразделений реагирования для работы в очаге радиационного загрязнения должен быть обеспечен средствами защиты органов дыхания и кожи, а также индивидуального и группового радиометрического контроля (дозиметрами).

В случаях ядерных аварий и/или актах ядерного терроризма личному составу подразделений реагирования перед работами в аварийном очаге применяется специфическая антидот-йодопрофилактика.

По выходе из очага радиационного загрязнения весь персонал и личный состав должен пройти окончательную специальную и санитарную обработку.

 

  1. Функциональные обязанности контролирующих органов и силовых структур в случаях обнаружения (выявления) НИИИ

 

По получении информации об обнаружении (выявлении) НИИИ контролирующие органы и соответствующие силовые структуры приступают к выполнению мероприятий в соответствии с возложенными на них функциями.

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

осуществление общего руководства деятельностью контролирующих органов и силовых структур, других министерств и ведомств, вовлекаемых в мероприятия по идентификации и обезвреживанию НИИИ через создаваемый при Кабинете Министров специальный орган (комиссию) либо назначаемое уполномоченное должностное лицо;

разработка и внесение на утверждение, в случае необходимости, решения Президента Республики Узбекистан о привлечении соединений, частей и учреждений Министерства обороны к мероприятиям по предотвращению, локализации и ликвидации последствий ядерной аварии и (или) радиационной чрезвычайной ситуации.

Министерство по чрезвычайным ситуациям:

оповещение ответственных министерств и ведомств, а также силовых структур о факте обнаружения НИИИ;

оперативное прибытие на место происшествия;

организация и проведение радиационной разведки;

участие в выработке и принятии решения на проведение работ по локализации и ликвидации очага радиационного загрязнения;

(организация и) участие в проведении работ по обезвреживанию НИИИ;

информирование вышестоящих и взаимодействующих органов управления о результатах работ по обезвреживанию и захоронению НИИИ.

Министерство здравоохранения:

прибытие на место происшествия (обнаружения) НИИИ;

участие в организация радиационной разведки и проведение первичной идентификации материала;

оценка ситуации (опасности) и определение режима радиационной безопасности;

выработка и представление предложения для принятия решения на проведение работ по локализации и ликвидации ОРЗ;

участие в организации работ по обезвреживанию и захоронению НИИИ;

организация и осуществление индивидуального дозиметрического контроля персонала и личного состава, привлекаемого к работам в ОРЗ;

контроль качества дезактивационных работ в ОРЗ и специальной обработки личного состава и техники на пункте специальной обработки (далее – ПуСО);

документирование результатов идентификации обнаруженного (выявленного) НИИИ (экспертное заключение), а также информирование вышестоящих и взаимодействующих органов управления по ним.

Министерство внутренних дел:

прибытие оперативно-территориальной группы на место происшествия (обнаружения);

участие в оцеплении и охране территории опасной зоны с целью недопущения посторонних лиц и автотранспортных средств;

проведение следственно-оперативных мероприятий по установлению происхождения обнаруженного (выявленного) НИИИ;

участие в эвакуации людей и постороннего автотранспорта с территории опасной зоны;

организация сопровождения по маршруту вывоза обнаруженного (выявленного) НИИИ;

информирование органов управления, взаимодействующих и контролирующих министерств и ведомств о результатах проведенных специальных работ.

 

Национальная гвардия:

прибытие территориальной группы на место происшествия (обнаружения);

участие в оцеплении и охране территории опасной зоны с целью недопущения посторонних лиц и автотранспортных средств;

участие в эвакуации людей и персонала с территории опасной зоны;

информирование органов управления, взаимодействующих и контролирующих министерств и ведомств о результатах проведенных специальных работ.

 

Государственный таможенный комитет:

информирование взаимодействующих и контролирующих министерств и ведомства в случаях обнаружения (выявления) НИИИ в ходе осуществления радиационного контроля за ввозом/вывозом/транзитом на/из/через территорию республики радиоактивных материалов;

проведение предварительной радиометрии и идентификации выявленного (обнаруженного) НИИИ;

организация и осуществление мероприятий по защите персонала и населения от вредного воздействия НИИИ;

инициирование в установленном порядке процедуры по недопущению ввоза или транзита (возврат отправителю), а также несанкционированного вывоза выявленных (обнаруженных) НИИИ;

обеспечение неприкосновенности выявленного (обнаруженного) НИИИ до окончания работ по его идентификации и вывозу;

всестороннее обеспечение мероприятий по идентификации и обезвреживанию выявленного (обнаруженного) НИИИ.

 

Служба государственной безопасности:

 

реагирование на факты обнаружения НИИИ, выявленных вследствие оперативно-розыскных работ по противодействию терроризму, информирование органов управления взаимодействующих и контролирующих министерств и ведомств о фактах выявления НИИИ;

согласование порядка и пределов обмена информацией о результатах работ взаимодействующих подразделений контролирующих органов и силовых структур, других вовлекаемых министерств и ведомств;

проведение следственно-оперативных мероприятий по установлению происхождения выявленного НИИИ;

учет полученных сотрудниками индивидуальных доз ионизирующего излучения.

 

Государственный комитет промышленной безопасности:

 

подготовка соответствующего заключения и разрешения для Республиканского пункта захоронения радиоактивных отходов Академии наук Республики Узбекистан (РПЗРО) по организации и проведению комплекса мероприятий по захоронению обнаруженного (выявленного) НИИИ;

обеспечение взятия на учет/снятие с учета выявленного (обнаруженного) НИИИ;

информирование в установленном порядке вышестоящих, координируемых и взаимодействующих органов о результатах работ по обезвреживанию и захоронению НИИИ.

Институт ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан (ИЯФ АН РУ):

обеспечение прибытия специального автотранспорта к месту обнаружения (выявления);

транспортировка и временное хранение обнаруженного НИИИ в колодце временного хранилища Республиканской изотопной лаборатории при ИЯФ АН РУз до решения вопроса о передачи его в ГП «РПЗРО»  в установленном законодательством порядке, получение разрешение на временное хранение обнаруженного НИИИ в ЦГСЭН МЗ РУз и ГК по промышленной безопасности;

работа в горячей камере по идентификации НИИИ с выдачей экспертного заключения на обнаруженный НИИИ;

Республиканский пункт захоронения радиоактивных отходов Академии наук Республики Узбекистан:

обеспечение прибытия специального автотранспорта к месту временного хранения обнаруженного НИИИ;

погрузка и доставка выявленного НИИИ к месту долговременного хранения в установленном порядке;

долговременное хранение выявленного (обнаруженного) НИИИ.

Приложение № 3

к постановлению Кабинета Министров  №___ от __ _______ 2019 г.

Правила организации и ведения

единой государственной автоматизированной

системы мониторинга радиационной обстановки

на территории Республики Узбекистан

 

1. Настоящие Правила определяют порядок организации и ведения единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Республики Узбекистан.

2. В рамках системы мониторинга Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Центр гидрометеорологической службы Республики Узбекистан (далее – Узгидромет), Агентство по развитию атомной энергетики при Министерстве энергетики (далее – агентство «Узатом»), уполномоченные организации, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии (далее - органы управления), осуществляют государственный мониторинг радиационной обстановки на территории республики
в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством, и в порядке, утвержденном
постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан
от 3 апреля 2002 года №111 "Об утверждении Положения о государственном мониторинге окружающей природной среды в Республике Узбекистан». 

3. Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Республики Узбекистан (далее - информация о радиационной обстановке), представляется объектовыми, ведомственными и территориальными подсистемами в информационно-аналитический центр Узгидромета.

4. Организация и ведение системы мониторинга осуществляются на основе информации о радиационной обстановке, предоставляемой:

ведомственными подсистемами Минздрава, Узгидромета и Узатома;

объектовыми и территориальными подсистемами мониторинга в районах размещения ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищах радиоактивных отходов (санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения).

5. Минздрав, Узгидромет, Узатом, государственные органы исполнительной власти и уполномоченные организации при организации и ведении ЕГАСМРО:

а) обеспечивают формирование и функционирование систем наблюдений за радиационной обстановкой на территории Республики Узбекистан;

б) обеспечивают проведение регулярных наблюдений за радиационной обстановкой на территории Республики Узбекистан;

в) осуществляют сбор, хранение, обработку и предоставление в информационно-аналитический центр информации о радиационной обстановке;

г) проводят анализ информации о радиационной обстановке в целях выявления ее изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

д) дают оценку и прогноз изменений радиационной обстановки на территории республики;

е) обеспечивают предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам информации о радиационной обстановке, происходящих и прогнозируемых ее изменениях;

ж) обеспечивают незамедлительное представление в единую государственную систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ГСЧС) оперативной фактической и прогностической информации о радиационной обстановке, свидетельствующей об угрозе возникновения (при возникновении) чрезвычайной ситуации, а также о радиационной обстановке в границах зон чрезвычайных ситуаций в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 2017 года №1027 "О создании Единой системы мониторинга, обмена информацией и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера";

з) обеспечивают незамедлительное представление органу, уполномоченному осуществлять государственный надзор в области использования атомной энергии, информации о радиационной обстановке, свидетельствующей о ее изменении в связи с эксплуатацией объектов использования атомной энергии;

и) обеспечивают предоставление органам, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информации о радиационной обстановке на территории республики;

к) осуществляют выполнение обязательств по международным договорам Республики Узбекистан, предусматривающим предоставление информации о радиационной обстановке и (или) обмен информацией о радиационной обстановке.

6. Требования к сбору, обработке, хранению, предоставлению, распространению информации о радиационной обстановке, содержащейся в ЕГАСМРО, а также к обмену информацией о радиационной обстановке, устанавливаются Узгидрометом по согласованию с Министерством энергетики, другими уполномоченными организациями и иными заинтересованными государственными органами исполнительной власти.

8. Доступ государственных органов исполнительной власти, органов государственной власти на местах к информации о радиационной обстановке, содержащейся в ЕГАСМРО, осуществляется на безвозмездной основе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

9. Доступ юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к информации о радиационной обстановке, содержащейся в системе мониторинга   обеспечивается Узгидрометом путем ее размещения на официальном ведомственном сайте, организованном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

10. Функционирование ЕГАСМРО осуществляется согласно прилагаемой схеме.

 

приложение к Положению о Единой государственной системе прогнозирования. раннего выявления иреагирования на радиационные аварии и мониторинга радиационной обстановки   

Организационная структура

Единой государственной системы прогнозирования, раннего выявления и реагирования на радиационные аварии

 

 

 

Руководящие органы СПРВР

 

Органы повседневного управления СПРВР

 

Силы и средства

 прогнозирования, раннего выявления, предупреждения, локализации и ликвидации радиационных аварий

 

Единая государственная автоматизированная система мониторинга радиационной обстановки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Республиканский  уровень

 

Кабинет Министров Республики Узбекистан, (Комиссия
по радиационной и ядерной безопасности)

 

МЧС, Минздрав, Госкомветеринария, Госкомэкология, Госкомпромбез, Агентство «Узатом»  ИЯФ АН РУ, ГТК, Узгидромет, Госкомгеология

 

Ведомственные специализированные формирования (подразделения) Минздрава, МЧС, Узгидромета, Госкомэкологии,

Госкомпромбеза, Госкомгеологии, ГТК, Госкомветеринарии, ИЯФ АН Республики Узбекистан

 

Центр специализированного аналитического
 контроля в области охраны окружающей среды

при Госкомэкологии, ведомственные информационно-аналитические подразделения (службы) МЧС, Минздрава, ГТК, Узгидромета, Госкомгеологии, Госкомветеринарии 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Местный уровень

 

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей
и г. Ташкента,

 

Территориальные подразделения МЧС, Минздрава, Госкомпромбеза , Госкомэкологии, ГТК, Узгидромета, Госкомгеологии, Госкомветеринарии

 

Специализированные ведомственные формирования территориальных подразделений соответствующих министерств и ведомств;

сводные мобильные отряды специальной защиты

 

Стационарные и подвижные пункты наблюдения за радиационной обстановкой уполномоченных организаций в районах размещения ядерных установок, радиационных источников или пунктах хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, на особых территориях (санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения), а также в населенных пунктах и вблизи них

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объектовый уровень

 

 

Администрация

(руководство) ОИАЭ,

радиационно-опасного объекта

 

 

 

Отделы (специалисты)
по ЧС ОИАЭ, радиационно-опасных объектов

 

Аварийно-технические команды (группы), группы радиационной разведки, специальной обработки и другие формирования ОИАЭ, радиационно-опасных объектов

 

Лаборатории (службы) экологической, радиационной и ядерной безопасности ОИАЭ, радиационно-опасных объектов

 

 
 

Используемые сокращения: ГТК – Государственный таможенный комитет; МЧС – министерство по чрезвычайным ситуациям; ИЯФ АН РУ – Институт ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан; Госкомпромбез – Государственный комитет промышленной безопасности,  Госкомветеринарии - Государственный комитет по ветеринарии и развитию животноводства, ОИАЭ – объекты использования атомной энергетики,  ИИИ – источник ионизирующего излучения. 

Приложение  

к Положению об организации и ведении единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки

 

СХЕМА

функционирования Единой автоматизированной системы государственного

мониторинга радиационной обстановки на территории Республики Узбекистан

 

Мониторинг загрязнения атмосферы

Узгидромет,

Минздрав

Мониторинг загрязнения поверхностных вод

Узгидромет,

Госкомгеологии, Минздрав

Мониторинг животного и растительного мира Госкомэкологии, Госкомветерина-рии

 

                                 
 

Объекты мониторинга

 

ОИАЭ,

радиационно-опасные объекты

 

Окружающая среда и природные ресурсы

 
 
 

Виды мониторинга
и исполнители

 

Мониторинг источников загрязнения (эмиссии)

Госкомэкологии, агентство «Узатом», министерства, ведомства и органы хозяйственного управления

   

Мониторинг загрязнения земель

Узгидромет, Госкомветеринарии, Госкомгеологии

 

 

Мониторинг  нселенных пунктов, в т.ч. промышленных центров

Мнздрав,

Госкомгеологии

 

Фоновый мониторинг

Узгидромет

 
 
 

Функции мониторинга

 

Контроль эмиссии

 

Контроль воздействия

на население и окружающую среду

 

Контроль состояния загрязнения

окружающей среды

 
 

Результаты мониторинга

 

Оценка нормативного состояния эмиссии

 

Оценка, прогноз уровня загрязнения и разработка мероприятий по устранению последствий негативного радиационного воздействия на окружающую среду

 

Приложение

к Порядку взаимодействия контролирующих органов и

силовых структур при обнаружении НИИИ

 

Схема взаимодействия контролирующих органов и силовых структур при обнаружении НИИИ

УЧС

Госкомпромбез

ОРБ территориального (ведомственного)

ЦГСЭН

МЧС

ОРБ Республиканского ЦГСЭН Минздрава

Минздрав

- оценка ситуации;

- дозиметрия;

- идентификация;

- определение режима работы (радиационной безопасности) для ликвидаторов;

- медицинская защита ликвидаторов;

- оценка риска;

- документирование;

- контроль качества дезактивации.

 

- реагирование;

- координация работ;

- ликвидация;

- дезактивация;

- отчет.

- регистрация

- обеспечение ИДК

- информирование

- регистрация;

- центральное управление;

- отчет;

- решение об эвакуации;

- оказание медицинской  помощи;

- учет;

- документирование;

- управление силами и  средствами;

- информирование.

РПЗРО

ИЯФ АН РУ

- учет

- информирование Кабинета Министров;

- разрешение на захоронение для РПЗРО

Кабинет Министров

- идентификация

- транспортировка;

- работа в горячей камере

- временное хранение

Минобо-роны

- транспортировка

- погрузка-выгрузка

- захоронение /долговременное хранение/

- эвакуация

- ликвидация

СГБ

Обязательные

При необходимости

УВД

МВД, НГ

- оцепление места выявления;

- дознание;

- сопровождение НИИИ.

Президент

 
 

Умумий таклифлар

443