ID Муаллиф Муҳокамага чиқариш санаси Якунланиш санаси Таклифлар сони
3353 Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан 06/05/2019 21/05/2019 26

Муҳокама якунланди

Ўзбекистон Республикаси Президентининг Қарори
Об утверждении Стратегии владения, управления и реформирования предприятий с государственным участием на 2019-2021 годы
ID-3353

В рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в стране осуществляются реформы, направленные на сокращение присутствия государства в экономике, повышение приоритетной роли частной собственности и её надежную защиту, а также структурные преобразования предприятий с государственным участием и внедряются современные методы корпоративного управления.

В целях упрощения процедур и ускорения процесса реализации объектов государственной собственности частным инвесторам, устранения бюрократических барьеров при их приватизации органам государственной власти на местах предоставлено право принимать решения о реализации нестратегических объектов государственной собственности, проводится эксперимент по реализации объектов государственной собственности без проведения оценки их стоимости с выставлением на аукцион на электронной торговой площадке по стартовой цене, равной 1 суму.

Структурные преобразования производятся в гражданской авиации, электроэнергетической отрасли, горно-металлургической и электротехнической промышленности, в сфере транспорта, строительных материалов, производства и оборота алкогольной и табачной продукции и других сферах экономики.

Вместе с тем, современное состояние участия государства в экономике, практика предоставления отдельным предприятиям с государственным участием привилегий не позволяют субъектам предпринимательства иметь равный доступ к материальным и финансовым ресурсам, а также свободно конкурировать на рынке.

В целях кардинального сокращения участия государства в экономике, определения критериев сохранения предприятий с государственным участием в отраслях экономики, а также последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах:

1. Принять к сведению, что:

а) в рамках проекта по наращиванию институционального потенциала со Всемирным банком предусматривается реализация компонента «Улучшение условий для рыночного функционирования корпоративного сектора», в том числе предусматривающей:

совершенствование нормативно-правовой базы в сфере управления и приватизации государственных активов с учетом наилучшей международной практики;

разработку стратегии владения предприятиями с государственным участием и их реструктуризации;

обеспечение деятельности предприятий с государственным участием на равных с частным сектором условиях;

создание информационной системы по мониторингу деятельности предприятий с государственным участием;

организацию эффективной работы с зарубежными и международными институтами по внедрению эффективных механизмов предприватизационной подготовки предприятий с государственным участием.

б) в рамках Программы улучшения экономического управления совместно с Азиатским банком развития разработаны Правила корпоративного управления для предприятий с государственным участием.

2. Утвердить:

разработанную при участии экспертов международных финансовых институтов Стратегию владения, управления и реформирования предприятий с государственным участием на 2019-2021 годы (далее – Стратегия) согласно приложению № 1:

«Дорожную карту» по реализации Стратегии владения, управления и реформирования предприятий с государственным участием на 2019-2021 годы (далее – «Дорожная карта) согласно приложению № 2.

Определить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременную, полную и качественную реализацию мероприятий, предусмотренных в Стратегии и «Дорожной карте».

3. Определить:

а) главной целью Стратегии – реформирование системы управления предприятий с государственным участием, совершенствование и коммерциализацию их деятельности, повышение их эффективности, а также определение перечня предприятий, государственные доли в которых подлежат приватизации;

б) основными задачами Стратегии:

определение критериев (обоснования) сохранения предприятий с государственным участием;

совершенствование деятельности органов, осуществляющих управление долями предприятий с государственным участием;

разделение функций собственника и регулятора;

совершенствование деятельности органов управления и контроля предприятий с государственным участием;

широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий;

внедрение современных методов корпоративного управления;

обеспечение прозрачности и открытости деятельности предприятий с государственным участием, а также применение в их деятельности полноценных рыночных механизмов.

4. Принять предложение Агентства по управлению государственными активами, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов и Агентства по развитию рынка капитала о совершенствовании системы управления предприятий с государственным участием, предусматривающие:

а) кардинальное повышение эффективности деятельности органов управления и контроля предприятий с государственным участием посредством:

включения в состав наблюдательного совета не менее одного независимого члена, в том числе из числа иностранных граждан, имеющих соответствующую квалификацию и опыт работы;

введения требования о создании службы внутреннего аудита в предприятиях с государственным участием, с балансовой стоимостью активов более ста тысяч минимальных размеров заработной платы,

с назначением их сотрудников на основе конкурса и ежеквартальным заслушиванием наблюдательным советов ее отчетов, предусмотрев досрочное прекращение их полномочий при обнаружении недостатков аудиторской организацией либо контролирующими органами;

поэтапного внедрения Правил корпоративного управления для предприятий с государственным участием, разработанных совместно с Азиатским банком развития;

продления срока полномочий исполнительного органа и наблюдательного совета с одного года до трех лет, с выработкой механизма контроля и оценки эффективности их деятельности, взаимосвязанного с их стимулированием;

прекращение полномочий членов исполнительного органа при невыполнении параметров бизнес-плана два квартала подряд;

создания комитетов по аудиту и службы комплаенса при наблюдательных советах;

внедрения порядка привлечения предприятиями с государственным участием, имеющими выручку более 500 млрд сум, международных аудиторских организаций или аудиторских организаций, являющихся членами международных сетей аудиторских организаций для проведения внешнего аудита;

б) обеспечение прозрачности и открытости деятельности предприятий с государственным участием путем:

поэтапного перехода к публикации предприятиями с государственным участием ежегодной финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности;

введения требования о наличии веб-сайта в предприятиях с государственным участием, с балансовой стоимостью активов более ста тысяч минимальных размеров заработной платы;

внедрения ежеквартального отчета о балансовых обязательствах и мировых практик направленных на усиление прозрачности процесса закупок;

поэтапного внедрения международных принципов по обеспечению прозрачности для последующего прохождения листинга в международных биржевых площадках и выпуска евробондов;

в) совершенствование, упрощение и систематизацию процедур приватизации государственных активов путем:

совершенствования нормативно-правовых актов в сфере приватизации;

внедрения широко используемых в международной практике принципов «одна акция» – «один лот», IPO и SPO, «Yellow Pages Rule» (правила Желтых страниц) и «объясняй» или «продай» исходя из критериев сохранения предприятий с государственным участием;

разделения предприятий с государственным участием на три категории – полное государственное владение, мажоритарное владение и временное (миноритарное) владение;

признания нецелесообразным сохранение доли государства в размерах 25 и менее процентов;

предоставления председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимам областей право реализовать доли органа государственной власти на местах в уставных капиталах рынков и торговых комплексов независимо от их балансовой стоимости и численности работников;

передачи функций по инвентаризации имущества и финансовых обязательств предприятий с государственным участием при их разгосударствлении или приватизации аудиторским организациям, с отменой действующей практики участия представителей Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан и профильных государственных органов в данный процесс, за исключением случаев, установленных решениями Президента Республики Узбекистан;

г) переход предприятий с государственным участием на полноценные рыночные механизмы путем:

унификации размера единого социального платежа предприятий с государственным участием с остальными юридическими лицами;

поэтапного ухода от выдачи государственных гарантий для финансирования инвестиционных проектов предприятий с государственным участием и применения данного механизма финансирования только для стратегически важных инфраструктурных и социально-значимых проектов;

оптимизации организационных структур предприятий с государственным участием, сокращения числа входящих в их состав непрофильных, неэффективных подразделений и избыточных мощностей;

обеспечение координации реализации инвестиционных проектов с дивидендной политикой в предприятиях с преобладающим государственным участием.

5. Установить, что:

материальное стимулирование исполнительного органа и членов наблюдательного совета предприятий с государственным участием находится в прямой зависимости от эффективности их деятельности и определяется по результатам оценки;

с 1 июля 2019 года государственные органы, осуществляющие управление государственным пакетов акций (долей) в уставном капитале предприятий с государственным участием инициируют прекращение трудового договора с руководителем и (или) членами исполнительного органа при невыполнении ими параметров бизнес-плана на протяжении двух кварталов подряд;

члены наблюдательного совета, избранные по доле государства в предприятиях с государственным участием, указанных в приложении №3 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 31 января 2019 года № ПП–4141 несут персональную ответственность за внедрение Международных стандартов финансовой отчетности и получение международных корпоративных кредитных рейтингов до 2021 года;

реализация инвестиционных проектов предприятиями с преобладающим государственным участием, осуществляется при наличии положительного решения наблюдательного совета.

6. Запретить:

инициирование со стороны государственных, в том числе контролирующих, правоохранительных органов и судов применения мер ответственности к членам наблюдательного совета и представителям акционера (учредителя, участника), выступающего от имени государства

в предприятиях с государственным участием за решения, принятые

в пределах их полномочий на условиях предпринимательского и других коммерческих рисков, повлекшие за собой убытки;

инициирование применения мер ответственности к работникам государственных органов, участвующих в процессе приватизации объектов государственной собственности, за инвентаризацию, цену выставления, определенную в установленном порядке, а также применения пошагового снижения цены и приватизацию.

7. АО «Узбекнефтегаз», АО «Узкимёсаноат», АО «Национальные электрические сети Узбекистана», АО «Тепловые электрические станции», АО «Региональные электрические сети», АО «Узавтосаноат», АО «Uzbekistan Airways», АКБ «Асака», АО «Кафолат», АО «Узагросугурта», АО «Кизилкумцемент» в трехмесячный срок совместно с Агентством по управлению государственными активами принять меры по привлечению в состав правления на конкурсной основе не менее одного квалифицированного иностранного специалиста.

8. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции, Министерством по развитию информационной технологий и коммуникаций, Агентством по управлению государственными активами, Государственным комитетом по статистике Республики Узбекистан обеспечить включение в Единый государственный реестр субъектов предпринимательства признака, позволяющего определить предприятия с государственным участием, а также организации, учредителями которых являются предприятия с государственным участием.

9. Агентству по управлению государственными активами:

а) в трехмесячный срок:

провести с международными финансовыми институтами переговоры и по результатам внести предложения о целесообразности создания Ассоциации независимых членов наблюдательных советов;

совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, заинтересованными министерствами и ведомствами внести предложения по созданию в срок до 1 января 2020 года информационной системы по мониторингу деятельности предприятий с государственным участием, предусматривающую межведомственное взаимодействие по обмену информацией в режиме реального времени с органами государственного управления, в том числе с Государственным налоговым комитетом, Государственным комитетом по статистике, Агентством государственных услуг, Министерством финансов, органами государственной власти на местах, а также предприятиями с государственным участием, с возможностью отслеживать производственные и финансовые показатели;

совместно с Министерством финансов разработать типовое Положение о порядке определения размера вознаграждения исполнительного органа предприятий с государственным участием, предусмотрев выплату исполнительному органу фиксированной заработной платы и бонуса от чистой прибыли в размере до 500% от заработной платы;

б) совместно с Министерством финансов и Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистан в срок до 1 февраля 2020 года:

провести анализ деятельности предприятий с государственным участием на предмет сохранения в них доли государства, исходя из критериев, предусмотренных в Стратегии;

на основе критического анализа определить исчерпывающий перечень предприятий с государственным участием и сфер экономики, в которых сохраняется доля государства.

10. Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана совместно с Агентством по управлению государственными активами Республики Узбекистан провести широкое освещение и разъяснение в средствах массовой информации сути и содержания Стратегии.

11. Агентству по управлению государственными активами совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Б.М. Мавлонова.

Президент Республики Узбекистан                                                    Ш. Мирзиёев

Приложение № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан
от «__» ___________ 2019г. №ПП–______

 

СТРАТЕГИЯ

владения, управления и реформирования
предприятий с государственным участием на 2019-2021 годы

Глава  1. Общие положения

На современном этапе экономического развития страны особое значение приобретает внедрение рыночных принципов в управление государственными активами, являющимися стратегическими для экономики страны, входящие в систему обеспечения экономической безопасности государства, экономического суверенитета и соблюдения национальных экономических интересов.

Государство осуществляет права собственности в отношении предприятий с государственным участием в интересах широкой общественности.

Предприятия с государственным участием обеспечивают далеко не маловажную часть ВВП, уровень занятости и рыночной капитализации и их важная роль сохранится в ближайшем будущем. Соответственно, надлежащее управление в предприятиях с государственным участием, включая обеспечение эффективной, прозрачной и ответственной хозяйственной их деятельности является краеугольным камнем государственной экономической политики и играет важную роль в обеспечении их положительного вклада в экономическое развитие Узбекистана и росту их конкурентоспособности.

В этой связи, в стране принимаются последовательные меры по внедрению в предприятиях с государственным участием современных методов корпоративного управления, их реформированию и повышению эффективности деятельности.

Вместе с тем, проведенный анализ показал наличие ряда системных проблем в системе управления государственными активами, препятствующих эффективной организации деятельности государственных предприятий.

В частности:

отсутствие гибкости и восприимчивости к рыночным тенденциям, чрезмерная зависимость предприятий с государственным участием от налоговых и таможенных льгот, в том числе индивидуального характера;

отсутствие системы стратегического планирования, анализа и управления рисками, низкая инвестиционная привлекательность предприятий с государственным участием;

избыточное количество предприятий с государственным участием, в том числе в сферах, где эффективно функционирует частный сектор, в результате которого нарушается принципы справедливой конкуренции;

отсутствие цели участия государства в экономике, определяющее обоснование владения предприятиями с государственным участием;

практика выполнения несвойственных функций и владение непрофильными активами приводит к повышению затрат и себестоимости продукции и услуг предприятий с государственным участием, и как следствие, вынуждает вести низкорентабельную (убыточную) деятельность и снижает их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках;

недостаточная эффективность управления государственными активами, приводящей к неудовлетворительным результатам их финансово-хозяйственной деятельности;

низкий уровень достаточности оборотных средств и зависимость от государственных фондов, а также рост кредиторской задолженности, в том числе задолженности перед бюджетом по налогом;

недостаточный уровень корпоративного управления предприятий с государственным участием;

недостаточная мотивация и ответственность органов управления, включая наблюдательного совета и органов контроля предприятий с государственным участием;

низкая производительность труда, отсутствие системного подхода к научно-техническому развитию предприятий и их отраслей в целом;

неудовлетворительное отношение к увеличению человеческого капитала путём внедрения прозрачного механизма подбора и карьерного роста профессиональных кадров в системе предприятий и отраслей, где есть участие государства;

отсутствие базовых навыков в привлечении партнёров для разделения коммерческих рисков при освоении новых рынков сбыта, в том числе внешних;

отсутствие стратегий по обеспечению долгосрочного конкурентного преимущества продукций и услуг предприятий;

сильная сегментированность кредитной политики коммерческих банков с государственной долей в результате выдачи ими директивных кредитов, которые в основном направлены на финансирование проектов государственных предприятий.

Сохраняющиеся недостатки государственного управления продолжают оставаться одними из главных факторов низкого доверия к государственным институтам и продолжают негативно влиять на инвестиционный и деловой климат.

В этой связи, особое значение приобретает Стратегия владения, управления и реформирования предприятий с государственным участием на 2019-2021 годы (далее – Стратегия), разработанная в соответствии с Руководящими принципами Организации экономического сотрудничества и развития по корпоративному управлению (2015г.) для предприятий с государственным участием и рекомендациями Всемирного банка «Корпоративное управление в государственных предприятиях», предусматривающая следующие цели, задачи и основные направления:

Глава  2. Цели и задачи Стратегии

Главной целью Стратегии является реформирование системы управления предприятий с государственным участием, совершенствование и коммерциализацию их деятельности, повышение их эффективности, а также определение перечня предприятий, государственные доли в которых подлежат приватизации.

Для достижения главной цели основными задачами Стратегии являются:

определение критериев (обоснования) сохранения предприятий с государственным участием;

совершенствование деятельности органов, осуществляющих управление долями предприятий с государственным участием;

разделение функций собственника и регулятора;

совершенствование деятельности органов управления и контроля предприятий с государственным участием;

широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий;

внедрение современных методов корпоративного управления;

обеспечение прозрачности и открытости деятельности предприятий с государственным участием, а также применение в их деятельности полноценных рыночных механизмов.

Глава  3. Основные направления Стратегии

3.1. Определение критериев (обоснования) сохранения предприятий с государственным участием

1. Определение цели участия государства в предприятиях, предусматривающей эффективное использование ресурсов и активов предприятий для достижения экономических и других общественно-значимых целей государства в секторах и видах деятельности, где достижение данных целей предприятиями другой (например, частной) формы собственности на данный момент является нецелесообразным или коммерчески не рентабельным.

2. Проведение сплошной инвентаризации предприятий с государственным участием.

3. Определение критериев (обоснования) сохранения предприятий с государственным участием, включающая сохранение доли государства в предприятиях, деятельность которых направлена на обслуживание общественных интересов или имеет стратегическую важность в национальной экономике. В частности:

стратегические предприятия (предприятия по добычу, производству, транспортировке, переработке радиоактивных элементов, захоронению радиоактивных отходов, реализации урана и других делящихся материалов, а также изделий из них и т.п.);

военные (оборонные) предприятия;

планово-убыточные предприятия, являющиеся системно важными или предприятия, реализующие крупные инфраструктурные проекты в национальных интересах;

предприятия, производящие общественные благи для совместного потребления (образование, наука, культура, общественные сооружения, водоснабжение, уборка и переработка отходов и т.д.);

предприятия естественной монополии, где регулирование рынка представляется нецелесообразным или неэффективным;

природоохранные предприятия;

предприятия, производящие товары и услуги для государственных нужд, когда нахождение предприятия в собственности государства представляется более эффективным или надежным по сравнению с наймом частных операторов для выполнения аналогичной работы;

другие предприятия, осуществляющие удовлетворение социальных потребностей населения и обеспечение общественного порядка, безопасности и интересов государства.

4. Утверждение поэтапной программы приватизации государственных долей.

5. Введение принципов при приватизации государственных долей «одна акция – один лот», а также «объясняй» или «продай» исходя из критериев (обоснования) сохранения предприятий с государственным участием.

6. Разделение предприятий с государственным участием на следующие категории: полное государственное владение, мажоритарное владение и временное и миноритарное владение.

3.2. Совершенствование деятельности органов, осуществляющих управление долями предприятий с государственным участием

1. Определение Агентства по управлению государственными активами единым органом, реализующим государственную политику в области управления государственными активами.

2. Создание, при необходимости, в каждой области центров по управлению муниципальными активами в форме государственного учреждения при Совете Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей, возложив на них функции акционера (учредителя) по пакетам акций (долям), принадлежащим органам государственной власти на местах.

3. Развитие сотрудничества с международными финансовыми институтами по вопросам совершенствования управления государственными активами, внедрение современных методов корпоративного управления, реформы государственных предприятий и приватизации.

4. Определение в качестве основной цели Агентства по управлению государственными активами обеспечение долгосрочного роста стоимости предприятий с государственным участием, прибыльности, развития потенциала и выполнения экологической и социальной устойчивости с учетом изменений конкурентной среды, а также сокращение участия государства в экономике.

5. Реализация основных принципов деятельности Агентства по управлению государственными активами.

6. Внедрение критериев оценки деятельности Агентства по управлению государственными активами, включающие:

увеличение общей стоимости портфеля предприятий в среднем на 5% ежегодно в реальном выражении (с вычетом инфляции);

обеспечение выплат не менее 30% чистой прибыли и ежегодного роста дивидендов при выполнении основных КПЭ;

обеспечение выполнения планов по приватизации;

повышение производительности труда и конкурентоспособности предприятий;

сохранение и сокращение рабочих мест с учетом социальной составляющей.

7. Подготовка и повышение квалификации кадров, в том числе в зарубежных странах.

8. Внедрение порядка взаимодействия членов органов управления предприятий с государственным участием с Агентством по управлению государственными активами.

9. Упрощение процедуры передачи в доверительное управление предприятий с государственным участием путем создания правовых основ передачи полномочий исполнительного органа в обществах с ограниченной ответственностью доверительному управляющему.

10. Внедрение порядка заслушивания один раз в три года отчета о ходе выполнении Стратегии Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

3.3. Разделение функций собственника и регулятора

1. Недопустимость возложения функций управления государственными долями и регулирования одному органу.

2. Отмена практики включения в составы органов управления предприятий с государственным участием лиц, работающих в контролирующих предприятие органах.

3. Выработка механизма ценообразования с фиксированной прибылью и жесткий контроль над исполнением ценообразования Антимонопольным комитетом.

4. Преобразование отдельных государственных предприятий в государственные учреждения, с предоставлением право оказания услуг по профилю деятельности.

5. Создание благоприятных условий для общественного контроля как за деятельностью самого предприятия, так и за компетентностью профессиональных управленцев.

3.4. Совершенствование деятельности органов управления и контроля предприятий с государственным участием

1. Внедрение рыночного механизма выплаты вознаграждения членам органов управления и контроля предприятий с государственным участием.

2. Реализация комплекса мер по проведению оценки эффективности деятельности органов управления предприятий.

3. Установление квалификационных требований для членов органов управления предприятий.

4. Проведение конкурсного отбора членов исполнительного органа предприятий с государственным участием.

5. Обязательное включение в состав наблюдательных советов независимых членов.

6. Продление срока полномочий членов исполнительного органа и наблюдательного совета с одного до трех лет.

7. Совершенствование порядка взаимодействия наблюдательного совета с исполнительным органом.

8. Создание службы комплаенса и комитетов по рискам, номинациям и др. вопросам при наблюдательном совете.

9. Пересмотр деятельности службы внутреннего аудита, с возложением на нее функций по проверке за правильностью расчета себестоимости производимой продукции (оказываемой услуги).

10. Усиление прав акционеров, в том числе путем предоставления акционерам, владеющим не менее 10 процентов акций общества право

на проведение внеочередной проверки аудиторской организацией за счет средств общества при наличии обоснованных подозрений.

3.5. Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий

1. Поэтапное внедрение организационной стратегии интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами (ERP), ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия

2. Переход на продажу услуг и товаров «on-line» (электронная коммерция, включая e-insurance, e-trade).

3. Разработка и запуск электронной системы по мониторингу деятельности государственных предприятий.

4. Расширение практики проведения заседаний наблюдательных советов посредством видеоконференцсвязи.

5. Переход на публикацию сводного отчета по государственным предприятиям с использованием ИКТ.

6. Поэтапный переход к системе CRM («Customer Relationship Management») по работе с клиентами

7. Разработка и утверждение в предприятиях с государственным участием планов действий по внедрению ИКТ.

3.6. Внедрение современных методов корпоративного управления

1. Поэтапное внедрение Правил корпоративного управления для предприятий с участием государства, разработанных совместно со специалистами и экспертами Азиатского банка развития.

2. Переход на детальный краткосрочный (1 год) и долгосрочный (5 лет) бизнес-планирование, в том числе полный прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о движении денежных средств.

3. Внедрение «бенчмаркинга» в предприятиях с государственным участием и ежеквартальное сопоставление маржинальности, цен на услуги и товары, уровня производительности труда, расходов на научно-технические разработки,и других параметров с другими предприятиями с государственным участием и частными компаниями в соответствующих секторах экономики в развитых странах и ближнем зарубежье.

4. Диверсификация поставщиков оборудования, услуг и сырья, с установлением 30% доли на одного поставщика, за исключением поставщиков – предприятий с государственным участием или публичных международных компаний.

5. Усиление требований к заключению сделок с аффилированными лицами и оффшорными компаниями, включая введение правил трансфертных цен.

6. Внедрение показателей эффективности государственных предприятий. Внедрение широко используемых в международной практике механизмов защиты органов управления от ответственности, включая страхование (D&O).

8. Внедрение принципа «четырех глаз» и регулирование сделок с конфликтом интересов.

9. Обеспечение предприятиями с государственным участием контроля за деятельностью их дочерних и зависимых обществ.

3.7. Обеспечение прозрачности и открытости деятельности предприятий с государственным участием, а также применение в их деятельности полноценных рыночных механизмов

1. Переход на публикацию финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности.

2. Установление требования о привлечении международных аудиторских организаций или аудиторских организаций, являющихся членами международных сетей аудиторских организаций для предприятий с государственным участием, имеющих выручку более 500 млрд сум.

3. Внедрение ежеквартального отчета о балансовых обязательств.

4. Внедрение мировых практик направленных на усиление прозрачности процесса закупок.

5. Внедрение мониторинга и анализа выполнения ТЭО проектов и отчета о достижении цели.

6. Внедрение международных принципов по обеспечению прозрачности предприятий с государственным участием для последующего прохождения листинга в международных биржевых площадках и выпуска евробондов.

7. Внедрение требования о наличии веб-сайта в предприятиях с государственным участием, активы которых превышают сто тысяч минимальный размер заработной платы.

8. Внедрение порядка публикации предприятиями с государственным участием информации о выполнении возложенных на них целей государства, в том числе средства направленные в рамках спонсорства, на благотворительность и прочие общественные цели с подробным указанием обоснования, суммы и ожидаемых результатов от такого решения.

9. Уход от практики выдачи государственных гарантий для финансирования инвестиционных проектов предприятий с государственным участием и применение данного механизма финансирования только для стратегически важных инфраструктурных и социально-значимых проектов.

10. Либерализация цен на товары и услуги предприятий с государственным участием и переход на рыночное ценообразование, с уходом от политики установления/одобрения цен государственными органами.

11. Упрощение корпоративной и управленческой структуры с ликвидацией промежуточных структур.

12. Вывод не связанных с уставной деятельностью предприятий с государственным участием непрофильных и неиспользуемых активов путем их продажи на публичных торгах и последующий запрет на приобретение таких активов.

13. Внедрение системы учета затрат для максимально точного определения затрат на производство продукции или оказание услуг (management accounting). Если различные продукты производятся, затраты должны быть как можно точнее отнесены к конкретному продукту.

14. Сокращение бюджетных субсидий и льготного доступа к банковскому финансированию для предприятий с государственным участием.

15. Привлечение частного сектора к участию в экономическом и инфраструктурном секторах.

Глава 4. Ключевые показатели Стратегии к 2022 году

1. Уменьшение количества предприятий с государственным участием на 50%.

2. Сокращение непрофильных активов предприятий с государственным участием на 50%.

3. Увеличение стоимости портфеля предприятий в среднем на 5% ежегодно в реальном выражении (с вычетом инфляции).

4. Увеличение в два раза поступлений в Государственный бюджет Республики Узбекистан в виде дивидендов.

5. Привлечение не менее 50 иностранных менеджеров в органы управления предприятий с государственным участием.

6. Внедрение международных стандартов финансовой отчетности во всех акционерных обществах с долей государства.

7. Завершение реформы всех крупных предприятий с государственным участием.

8. Внедрение ERP в 100 предприятиях с государственным участием.

9. Проведение IPO (SPO) не менее 20 предприятий с государственным участием.

10. Выпуск облигаций не менее 50 предприятиями с государственным участием.

Приложение № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан
от «__» ___________ 2019г. №ПП–______

«ДОРОЖНАЯ КАРТА»

по реализации Стратегии владения, управления и реформирования предприятий с государственным участием на 2019-2021 годы

Меры

Механизм реализации

Сроки реализации

Ответственные

I. Определение критериев (обоснования) сохранения предприятий с государственным участием

1

Проведение сплошной инвентаризации предприятий с государственным участием

1. Формирование и публикация перечня предприятий с государственным участием на сайте Агентства государственных услуг.

2. Налаживание взаимодействия электронных систем Агентства государственных услуг и Агентства по управлению государственными активами, позволяющей в режиме онлайн обмениваться информацией о предприятиях с государственным участием.

август
2019 г.

Агентство государственных услуг,

Национальное агентство проектного управления,
Агентство по управлению государственными активами,

Мининфоком,
Центральный депозитарий ценных бумаг

2

Формирование перечня предприятий с государственным участием, не соответствующих критериям сохранения

 

1. Создание рабочей группы из числа ответственных работников Агентства по управлению государственными активами, Антимонопольного комитета, Министерств финансов, экономики и промышленности, инвестиций и внешней торговли, Центрального банка.

2. Определение перечня предприятий не соответствующих критериям сохранения предприятий с государственным участием, в которых реализуется доля государства, с определением цели участия государства.

3. Подготовка проекта нормативно-правового акта по реализации пакетов акций (долей) в уставных капиталах предприятий.

4. Согласование проекта и внесение в Кабинет Министров.

сентябрь
2019 г.,

далее – ежегодно

 

 

октябрь
2019 г.,

далее – ежегодно

 

ноябрь
2019 г.,

 

декабрь
2019 г.,

далее – ежегодно

Агентство по управлению государственными активами,
Минфин,

Антимонопольный комитет, Минэкономпром,

Мининвест,
ЦБ

 

3

Разделение предприятий с государственным участием на категории

1. Создание рабочей группы из числа ответственных работников Агентства по управлению государственными активами, Антимонопольного комитета, Министерств финансов, экономики и промышленности, инвестиций и внешней торговли, Центрального банка.

2. Разделение предприятий с государственным участием на следующие категории:

полное государственное владение (работают на регулируемых рынках, являются естественной монополией, управляют жизненно важной инфраструктурой, выполняют социально важные функции, обеспечивают экономическую диверсификацию, обеспечивают достижение определенной политики в секторе экономики, поддерживают сектора экономики где нет частного сектора и которые важны для экономики страны);

мажоритарное владение (работают в конкурентной среде и производят стратегически важную продукцию или услугу, обеспечивают услугой или товарами, которые уменьшают бюджетные затраты, убыточные и требуют временной государственной поддержки, банкротство данных предприятий может привести к социальной нестабильности);

временное и миноритарное владение (работают в конкурентной среде, не являются естественной монополией и не выполняют социально важную функцию, которую не могут выполнить частные компании), по которым в исключительных случаях возможно сохранение миноритарных блокирующих пакетов, где общественность может быть заинтересована в услугах и товарах.

3. Внесение при необходимости проекта нормативно-правового акта.

Декабрь 2019г.,
далее – ежегодно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по мере необходимости

Агентство по управлению государственными активами, Антимонопольный комитет,
Минфин, Минэкономпром,

Мининвест,
ЦБ

 

II. Совершенствование деятельности органов, осуществляющих управление долями предприятий с государственным участием

1

Разделение государственных долей на республиканскую и муниципальную собственность

1. Изучение эффективности деятельности Центра по управлению муниципальными активами и внесение
в Кабинет Министров предложения о целесообразности создания при органов государственной власти на местах отдельных организаций, осуществляющих управление долями органов государственной власти на местах, предусмотрев:

источниками финансирования их деятельности дивиденды, поступающие по их доле, при недостаточности - бюджет Республики Каракалпакстан, местные бюджеты областей и города Ташкента;

координацию деятельности создаваемых центров территориальными управлениями Агентства
по управлению государственными активами.

2. Согласование и внесение проекта в Кабинет Министров.

октябрь 2019г.

Агентство по управлению государственными активами,
Министерство юстиции

2

Развитие сотрудничества с международными финансовыми институтами иностранными инвесторами, ведущими успешную деятельность в республике

1. Проведение встреч с международными финансовыми институтами по вопросам совершенствования управления государственными активами, внедрение современных методов корпоративного управления, реформы предприятий с государственным участием и приватизации.

2. Привлечение технического содействий и займов международных финансовых институтов для реализации задач, возложенных на Агентство, в том числе привлечение  команду международно-признанных управляющих на условиях аутсорсинга для повышения эффективности предприятий.

3. Создание независимого общественного совета
с участием представителей НКО, в т.ч. международных, бизнеса (иностранные инвесторы, которые открыли свой бизнес и успешно развиваются в РУз), профессиональных ассоциаций.

сентябрь 2019г.,

далее - постоянно

Агентство по управлению государственными активами,
Министерство финансов

3

Определение основных принципов деятельности Агентства по управлению государственными активами и внедрение критериев оценки эффективности его деятельности

Внесение в Кабинет Министров проекта, предусматривающего:

а) определение основных принципов деятельности Агентства, предусматривающее:

в части стратегии:

участие Агентства при разработке и утверждении Стратегии развития предприятий с государственным участием и их инвестиционных проектов;

в части эффективности и прибыльности:

определение Агентством необходимой нормы прибыли и инвестиционных проектов предприятий с государственным участием и мониторинг их деятельности через своих представителей в наблюдательных советах;

в части капитала и управления:

мониторинг Агентством уровня капитализации предприятий посредством утверждения политики в отношении дивидендов;

в части номинации:

осуществление номинирования на основе отбора, принципами которого являются прозрачность, регулярность, состязательность;

прозрачность:

публикация информации об управлении государственными долями;

б) критериев оценки деятельности Агентства по управлению государственными активами.

октябрь 2019г.

Агентство по управлению государственными активами

4

Подготовка и повышение квалификации кадров, в том числе

в зарубежных странах.

1. Организация регулярных курсов для работников Агентства по управлению государственными активами по вопросам расчета ключевых показателей эффективности, проведения анализа, международным стандартам финансовой отчетности и корпоративного управления, приватизации, развитие человеческого капитала и повышения производительности труда, создание и удержание конкурентного преимущества.

2. Ежегодное направление работников Агентства в стажировку в зарубежные страны, в том числе с параллельным очным обучением в ускоренных (1 год) магистерских программах.

До конца 2019г., далее - ежегодно

Агентство по управлению государственными активами

5

Взаимодействие членов органов управления с акционером

Разработка проекта документа, предусматривающего взаимодействие представителей акционера - Агентства по управлению государственными активами, включая согласование вопросов повестки дня, ответственность представителей и критерии оценки их деятельности.

октябрь 2019г.

Агентство по управлению государственными активами

6

Внедрение принципа «Yellow Pages Rule» (правила Желтых страниц)

1. Изучение международного опыта принципа «Yellow Pages Rule» (правила Желтых страниц).

2. Внесение в Кабинет Министров предложения о целесообразности внедрения принципа.

октябрь 2019г.

 

декабрь 2019г.

Антимонопольный комитет,
Агентство по управлению государственными активами

7

Осуществление продажи государственных пакетов акций с привлечением инвестиционных посредников, определяемых на конкурсной основе

1. Внесение предложений о целесообразности привлечения инвестиционных посредников на конкурсной основе.

2. Разработка и утверждение Регламента конкурсного отбора инвестиционных посредников, привлекаемых при реализации государственных пакетов акций.

 

3. Осуществление продажи государственных пакетов акций с привлечением инвестиционных посредников, определяемых на конкурсной основе.

январь 2020 года

 

 

март 2020 года

 

 

 

май 2020 года

Агентство по управлению государственными активами

III. Разделение функций собственника и регулятора

1

Переход на разделение функций собственника и регулятора

Подготовка проекта документа, предусматривающего:

недопустимость возложения функций управления государственными долями и регулирования одному органу;

отмену практики включения в составы органов управления предприятий с государственным участием лиц, работающих в контролирующих предприятие органах.

Ноябрь 2019г.

Агентство по управлению государственными активами

2

Совершенствование механизмов ценообразования

Разработка проекта постановления Президента Республики Узбекистан, предусматривавшего выработку механизмов ценообразования с фиксированной прибылью и жесткий контроль над исполнением ценообразования Антимонопольным комитетом.

 

Ноябрь 2019г.

Антимонопольный комитет, Агентство по управлению государственными активами

IV. Совершенствование деятельности органов управления и контроля предприятий с государственным участием

1

Внедрение рыночного механизма выплаты вознаграждения членам органов управления и контроля предприятий с государственным участием

1. Разработка типового Положения о вознаграждениях органов управления государственных предприятий, предусматривающего:

а) выплату исполнительному органу:

фиксированной заработной платы;

бонуса от чистой прибыли в размере до 500%
от заработной платы;

б) выплату членам наблюдательного совета:

фиксированной заработной платы в размере 1/4 заработной платы директора, а председателю - 1/3;

внедрение системы бонуса от полученной чистой прибыли.

2. Внедрение типового Положения в деятельность предприятий с государственным участием с учетом специфики каждого предприятия.

сентябрь
2019 года

 

Агентство по управлению государственными активами, Министерство финансов, Министерство занятости и трудовых отношений

2

Оценка эффективности деятельности органов управления

1. Разработка проекта документа, предусматривающего критерии оценки эффективности деятельности исполнительного органа и членов наблюдательного совета.

2. Внедрение в деятельность предприятий
с государственным участием критериев оценки эффективности.

январь
2020 года

 

начиная с итогов 2019 года

Агентство по управлению государственными активами, Министерство занятости и трудовых отношений

3

Конкурсный отбор исполнительного органа

1. Установление квалификационных и иных требований для кандидатов в исполнительный орган государственных предприятий.

2. Разработка и утверждение Регламента проведения конкурсного отбора на должность члена исполнительного органа предприятий с государственным участием.

июль 2019 год

 

 

август
2019 года

Агентство по управлению государственными активами, Министерство занятости и трудовых отношений

4

Включение в состав наблюдательного совета независимых членов.

1. Разработка порядка включения в состав наблюдательного совета независимых членов, предусматривающего критерии независимого члена, порядок выдвижения и избрания по результатам проведения конкурса органами управления обществ.

2. Внесение предложения в Кабинет Министров о целесообразности создания профессионального сообщества независимых членов НС предприятий для обмена опытом и повышения эффективности деятельности независимых членов.

июнь
2019 год

 

 

 

август
2019 года

Агентство по управлению государственными активами, Агентство по развитию рынка капитала

5

Продление срока полномочий органов управления

1. Разработка проекта Закона, предусматривающего продление срока полномочий членов исполнительного органа и наблюдательного совета с одного до трех лет.

2. Внесение в Кабинет Министров.

август
2019 год

 

август
2019 года

Агентство по управлению государственными активами, Агентство по развитию рынка капитала

6

Совершенствование деятельности органов внутреннего контроля

1. Подготовка проекта постановления Кабинета Министров, предусматривающий пересмотр деятельности службы внутреннего аудита, с возложением на него функций по проверке за правильностью расчета себестоимости производимой продукции (оказываемой услуги).

2. Внесение в Кабинет Министров.

сентябрь
2019 год

 

 

 

октябрь
2019 года

Агентство по управлению государственными активами, Министерство финансов

7

Создание комитетов по аудиту и службы комплаенс при наблюдательном совете

1. Изучение международного опыта деятельности комитетов по аудиту и службы комплаенс при наблюдательном совете.

2. Подготовка типового Положения о деятельности комитета по аудиту и службы комплаенс при наблюдательном совете.

3. Инициирование вопроса создания комитета по аудиту
и службы комплаенс при наблюдательном совете
на заседаниях органов управления предприятий
с государственным участием.

сентябрь
2019 год

 

октябрь
2019 года

 

декабрь
2019 года

 

Антимонопольный комитет,

 Агентство по управлению государственными активами, Агентство по развитию рынка капитала

V. Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий

1

Внедрение ERP

1. Определение перечня предприятий, в которых внедряется организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами и повышения производительности труда, финансового менеджмента и управления активами (ERP), ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия, с утверждением срока внедрения.

сентябрь
2019 года

Агентство по управлению государственными активами

2

Внедрение электронной коммерции

1. Изучение текущего состояния внедрения.

2. Утверждение комплекса мер по переходу на продажу услуг и товаров «on-line» (электронная коммерция, включая e-insurance, e-trade).

сентябрь
2019 года

 

ноябрь
2019 года

Агентство по управлению государственными активами

3

Внедрение информационной системы по мониторингу государственных предприятий

1. Привлечение международных финансовых институтов и представителей профильных частных компаний в процесс подготовки проектов концепции и технического задания.

2. Разработка и согласование технического задания.

3. Создание ИС «Мониторинг государственных предприятий».

июнь-октябрь
2019 года

 

 

январь
2020 года

 

Агентство по управлению государственными активами, Национальное агентство проектного управления, Мининфоком

VI. Внедрение современных методов корпоративного управления

1

Внедрение лучших практик по корпоративному управлению

1. Определение перечня предприятий, в которых внедряется Правила корпоративного управления для государственных предприятий, разработанных совместно с Азиатским банком развития с указанием сроков внедрения.

2. Привлечение технического содействия АБР по внедрению Правил.

3. Внедрение Правил и раскрытие информации о результатах внедрения.

сентябрь
2019 года

 

октябрь
2019 года

 

согласно графику внедрения

Агентство по управлению государственными активами, Министерство финансов

 

 

2

Переход на детальный бизнес-планирование

1. Разработка методических рекомендаций по переходу на детальное краткосрочное (1 год) и долгосрочное (5 лет) бизнес-планирование, в том числе полный прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о движении денежных средств.

2. Внедрение в деятельность предприятий детального бизнес-планирования.

Март
2020 года

 

 

 

 

По графику

Агентство по управлению государственными активами,

Министерство финансов

3

Внедрение «бенчмаркинга»

1. Разработка методических рекомендаций по внедрению «бенчмаркинга» и ежеквартальное сопоставление производительности труда, маржинальности, цен на услуги и товары, и других параметров с другими предприятиями с государственным участием и частными компаниями в соответствующих секторах экономики в развитых странах и ближнем зарубежье.

2. Внедрение в деятельность предприятий.

Апрель
2020 года

 

 

 

 

 

По графику

Агентство по управлению государственными активами

 

4

Внедрение механизмов защиты органов управления от ответственности

1. Изучение международного опыта механизмов защиты органов управления от ответственности.

2. Внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложений о внедрение механизмов защиты органов управления от ответственности, включая страхование (D&O).

Апрель
2020 года

 

Май
2020 года

Агентство по управлению государственными активами, Министерство занятости и трудовых отношений, Министерство финансов

5

Внедрение принципа
«четырех глаз»

1. Изучение международного опыта принципа
«четырех глаз» и регулирование сделок с конфликтом интересов.

2. Внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложений о внедрение принципа «четырех глаз».

май
2020 года

 

июнь
2020 года

Агентство по управлению государственными активами

 

6

Внедрение показателей эффективности государственных предприятий

Разработка Комплекса мер по внедрению показателей эффективности государственных предприятий, предусматривающих:

разработку и постепенное внедрение стратегий вовлечения заинтересованных сторон в деятельность государственных предприятий;

разработку и постепенное внедрение стратегий вовлечения заинтересованных сторон в деятельность государственных предприятий;

разработку и постепенное внедрение политики управления государственным предприятием в рамках сделок со связанными сторонами в целях повышения их прозрачности.

май
2020 года

 

июнь
2020 года

Агентство по управлению государственными активами, Министерство финансов, Министерство экономики и промышленности

7

Обеспечение предприятиями с государственным участием контроля за деятельностью их дочерних и зависимых обществ

1. Разработка проекта типового положения о порядке контроля предприятиями с государственным участием
за деятельностью их дочерних и зависимых обществ.

2. Инициирование на заседаниях органов управления вопроса утверждения разработанного типового Положения.

май
2020 года

 

июнь
2020 года

Агентство по управлению государственными активами

 

VII. Обеспечение прозрачности и открытости деятельности государственных предприятий, а также применение в их деятельности полноценных рыночных механизмов

1

Переход на МСФО

1. Определение перечня предприятий.

 

2. Переход на публикацию финансовой отчетности по МСФО. 

август
2019 года

по графику

Агентство по управлению государственными активами

2

Проведение внешнего аудита международными организациями

1. Подготовка предложений по установлению требования о привлечении международных аудиторских организаций или аудиторских организаций, являющихся членами международных сетей аудиторских организаций для предприятий с государственным участием, имеющих выручку 500,0 млрд. сум.

2. Внесение в Кабинет Министров.

Декабрь
2019г.

 

Январь
2020г.

Агентство по управлению государственными активами

3

Установление дополнительных требований для предприятий с участием государства по раскрытию информации

1. Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство, предусматривающих:

внедрение ежеквартального отчета о балансовых обязательствах;

внедрение мировых практик направленных на усиление прозрачности процесса закупок и др.

2. Внесение в Кабинет Министров.

март
2020г.

 

 

 

 

май
2020г.

Агентство по управлению государственными активами

4

Обеспечение прозрачности предприятий для выхода на международные биржи.

1. Изучение требований международных бирж для прохождения листинга.

2. Внедрение международных принципов
по обеспечению прозрачности государственных предприятий для последующего прохождения листинга в международных биржевых площадках и выпуска евробондов

сентябрь
2020г.

 

октябрь
2020г.

Агентство по развитию рынка капитала,

Агентство по управлению государственными активами

5

Создание веб-сайтов в предприятиях с государственным участием

1. Разработка Положения о веб-сайтах предприятий с участием государства, предусматривающее требование о наличии веб-сайта в них, активы которых превышают сто тысяча кратный минимальный размер заработной платы, на котором размещается:

информация о предприятии;

тексты устава и внутренних документов общества по вопросам корпоративного управления;

информация о стратегии развития;

информация о спонсорстве и иной благотворительной деятельности предприятия;

информация о финансировании научно-технических разработок (R&D);

информация об инвестициях в человеческий капитал и повышении производительности труда;

информация о важнейших решениях наблюдательного совета, отчеты и аудиторские заключения.

2. Внесение Положения в Кабинет Министров.

май
2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

июль
2020г.

Агентство по управлению государственными активами, Агентство по развитию рынка капитала

6

Уход от практики выдачи государственных гарантий

 

1. Изучение текущего состояния выдачи государственных гарантий для финансирования инвестиционных проектов государственных предприятий.

2. Внесение предложений по уходу выдачи государственных гарантий для финансирования инвестиционных проектов государственных предприятий и применению данного механизма финансирования только для стратегически важных инфраструктурных и социально-значимых проектов.

июль
2020г.

 

сентябрь
2020г.

Агентство по управлению государственными активами, Министерство финансов

7

Либерализация цен

1. Изучение практики установления/одобрения цен государственными органами.

 

2. Подготовка предложений по отмене установления/одобрения цен государственными органами.

 

июль
2020г.

 

сентябрь
2020г.

Министерство финансов, Антимонопольный комитет,
АУГА

8

Сокращение непрофильных активов

1. Изучение непрофильных активов предприятий с государственным участием и подготовка предложений по их оптимизации.

2. Внесение в Кабинет Министров проекта нормативно-правового акта по передаче государственных органам социальных активов государственных предприятий.

ноябрь
2019г.- июнь 2020г.

 

июль
2020г.

Агентство по управлению государственными активами

Примечание: нормативно-правовые акты могут объединяться в единый акт в зависимости от сфер и предмета регулирования соответствующих правовых отношений, а также норм Стратегии.

Умумий таклифлар

2221