ID Муаллиф Муҳокамага чиқариш санаси Якунланиш санаси Таклифлар сони
3174 Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан 18/04/2019 03/05/2019 0

Муҳокама якунланди

Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг Қарори
О трехсторонних комиссиях по социально-трудовым вопросам
ID-3174

ПРОЕКТ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

О трехсторонних комиссиях по социально-трудовым вопросам

 

 

Во исполнение постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О Законе Республики Узбекистан (О ратификации Конвенции Международной организации труда № 144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Женева, 21 июня l916 года)», а также в целях осуществления эффективного взаимодействия между органами государственного управления, профсоюзами и объединениями работодателей по реализации социально-экономической политики, защите трудовых прав, экономических и социальных интересов граждан Кабинет Министров постановляет:

1. Образовать Республиканскую трехстороннюю комиссию по социально-трудовым вопросам в составе согласно приложению № 1.

2. Определить основными задачами Республиканской трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам (далее - Комиссии):

проведение консультаций и согласование позиций Сторон по вопросам социально-экономической политики, направленной на защиту трудовых прав, экономических и социальных интересов работников и работодателей, повышение уровня жизни населения;

обеспечение конструктивного сотрудничества Сторон на основе взаимного учета их позиций, прав и интересов;

содействие коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений путем заключения и контроля над реализацией Генерального соглашения;

изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социального диалога
и социально-трудовых отношений, проведение консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм;

проведение консультаций по ответам на вопросники, касающиеся пунктов повестки дня Международной Конференции Труда, и по замечаниям правительств
к предлагаемым текстам, которые будут обсуждаться Конференцией;

опубликование ежегодных докладов об осуществлении процедур, предусмотренных Конвенцией Международной организации труда № 144
«О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Женева, 21 июня l916 года)»;

периодическое рассмотрение не ратифицированных конвенций
и рекомендаций, которые еще не применяются, с целью определения мер, которые могли бы быть приняты для содействия их применению и, в соответствующих случаях, ратификации.

3. Утвердить Положение о трехсторонних комиссиях по социально-трудовым вопросам согласно приложению № 2.

4. Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Федерацией профсоюзов и Торгово-промышленной палатой в месячный срок обеспечить формирование и организацию деятельности Республиканской трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам.

5. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей
и города Ташкента совместно с соответствующими территориальными
объединениями профсоюзных организаций и работодателей в двухмесячный срок обеспечить формирование и организацию деятельности территориальных трехсторонних комиссий по социально-трудовым вопросам.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Премьер-министра – министра финансов Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан Кудбиева Ш.Д.

 

 

     Премьер-министр

Республики Узбекистан                                                           А. Арипов

 

Приложение № 1

к постановлению Кабинета Министров

от "___" ________ 20___ года № ____

 

СОСТАВ
Республиканской трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам

 

От Правительства Республики Узбекистан

1. Кудбиев Ш.Д. – министр занятости и трудовых отношений

2. Пак В.Ю. – заместитель министра финансов

3. Мелиев Х.Х. – заместитель министра юстиции

4. Баситханова Э.И. – заместитель министра здравоохранения

5. Икрамов А.А. – заместитель председателя Государственного комитета по статистике

6. Одинаев К.А. – начальник государственной трудовой инспекции при Министерстве занятости и трудовых отношений

От республиканских объединений профсоюзов (по согласованию)

7. Рафиков  К.М. – председатель Федерации профсоюзов Узбекистана

8. Махмадалиев  Б.Х. – заместитель председателя Федерации профсоюзов Узбекистана

9. Бедилов  Р.М. – председатель Республиканского совета профсоюза работников образования, науки и культуры Узбекистана

10. Халилова  М.Х. – председатель Республиканского совета профсоюза работников химической и фармацевтический промышленности Узбекистана

11. Рахматов  И.К. – председатель Совета профсоюза работников Навоийского горно-металлургического комбината

12. Каримова  Н.Б. – заведующая отделом охраны труда аппарата Совета Федерации профсоюзов Узбекистана

13. Исаев  М.Н. – заведующий отделом по защите социально-экономических интересов трудящихся аппарата Совета Федерации профсоюзов Узбекистана

 

От республиканских объединений работодателей (по согласованию)

14. по должности – председатель Конфедерации работодателей Узбекистана

15. Икрамов  А.И.  –  председатель Торгово-промышленной палаты Узбекистана

16. Хаитов  А.А.  –  председатель Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана

17. Махмудова  Г.М.  –  председатель Ассоциации деловых женщин Узбекистана

18. Абдуллаев  У.Т.  –  председатель ассоциации “Хунарманд” Республики Узбекистан

19. Хамидов  Б.С.   –   генеральный директор Ассоциации банков Узбекистана

20. Хурсанов  А.Х.  –   председатель Правления АО "Алмалыкский горно-металлургический комбинат"

21. Омонов  Ф.Ф.   –   заместитель председателя Конфедерации работодателей Узбекистана

 

Примечание:

При переходе членов Комиссии на другую работу в его состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих функций.

Приложение № 2

к постановлению Кабинета Министров

от «___» ________ 20___ года

 № ____

 

Положение
о трехсторонних комиссиях по социально-трудовым вопросам

 

Глава 1. Общие положения

1.  Настоящее Положение определяет порядок образования и осуществления деятельности трехсторонних комиссий по социально-трудовым вопросам (далее – Комиссии).

Комиссии являются постоянно действующими органами социального диалога в сфере труда, осуществляющими свою деятельность на общественных началах.

2.  Комиссии создаются в целях:

осуществления взаимодействия между органами государственной власти и управления, организациями работодателей и работников (далее – Стороны) по реализации социально-экономической политики, защите трудовых прав, экономических и социальных интересов граждан;

содействия коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений путем заключения и контроля над реализацией Генерального и территориальных соглашений;

содействия коллективным переговорам по определению условий труда и занятости, регулирования отношений между работодателями и работниками, а также организациями работодателей и работников в соответствии с Конвенцией Международной организации труда (далее – МОТ) 1981 года о содействии коллективным переговорам (№154).

3.  Комиссии создаются на республиканском уровне (далее – Республиканская комиссия), а также на уровне Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента (далее – Территориальная комиссия).

4.  В своей деятельности Комиссии руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, другими законодательными актами, конвенциями и рекомендациями Международной Организации Труда (далее - МОТ), настоящим Положением и строят свою работу на принципах социального партнерства, определенных Законом Республики Узбекистан «О социальном партнерстве».

Глава 2.  Состав комиссий и организация их деятельности

5.  В состав Комиссий входят по семь представителей от каждой Стороны с правом решающего голоса, включая одного сопредседателя (на основе принципа паритетности).

В Республиканской комиссии:

постоянными членами от Правительства Республики Узбекистан назначаются: министр занятости и трудовых отношений, заместители министров финансов, юстиции, здравоохранения, заместитель председателя Государственного комитета по статистике, начальник Государственной трудовой инспекции Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан;

сопредседателями являются: министр занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, руководители наиболее представительных организаций работодателей и работников Узбекистана.

В Территориальной комиссии:

постоянными членами от органов государственной власти и управления назначаются заместитель хокима (в Республике Каракалпакстан – заместитель председателя Совета Министров), начальник Главного управления занятости (в Республике Каракалпакстан – министр занятости и трудовых отношений), заместители руководителей территориальных управлений финансов, юстиции, здравоохранения, заместитель начальника Управления статистики, начальник Государственной трудовой инспекции Главного управления занятости (в  Республике Каракалпакстан – начальник Государственной трудовой инспекции Министерства занятости и трудовых отношений);

сопредседателями являются: заместитель хокима (в Республике Каракалпакстан – заместитель председателя Совета Министров) по социально-экономическим вопросам, руководители наиболее представительных организаций работодателей и работников территории.

6.  Персональный состав Комиссий утверждается на основе предложений Сторон:

для Республиканской комиссии – министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан;

для Территориальной комиссии – хокимом (в Республике Каракалпакстан – председателем Совета Министров).

При переходе членов Комиссий на другую работу в их состав включаются лица, вновь назначенные (избранные) на эти должности либо на которых возложено выполнение соответствующих функций.

7.  Комиссии возглавляются председателями, избираемыми из числа сопредседателей сроком на три года. Председательство в Комиссиях раз в три года переходит к одному из сопредседателей на основе ротации.

8.  Председатели Комиссий:

председательствуют на заседаниях Комиссий;

вносят предложения в план работы Комиссий;

созывают заседания Комиссий, организуют деятельность Комиссий, их рабочих органов, подготовку рассматриваемых на заседаниях вопросов и реализацию принятых решений, а также ежеквартально информируют Стороны о ходе их выполнения;

содействуют взаимодействию Сторон и достижению согласия между ними при выработке и реализации решений Комиссий;

приглашают для участия в работе Комиссий должностных и иных лиц, не входящих в их состав;

выполняют иные функции в пределах своей компетенции.

9.  Рабочими органами Комиссий являются Секретариаты, формируемые Председателями Комиссий по представлению сопредседателей. В состав Секретариатов входит по одному представителю от каждой Стороны.

Секретариаты Комиссий:

осуществляют подготовку заседаний Комиссий;

контролируют исполнение решений Комиссий;

информирует членов Комиссий о проводимых мероприятиях;

подготавливают планы работы Комиссий;

ведут делопроизводство Комиссий;

осуществляют оперативную связь с органами государственной власти и управления, организациями работодателей и работников, а в необходимых случаях – с предприятиями, организациями и учреждениями;

осуществляет связь со средствами массовой информации;

готовит ежегодные доклады о деятельности Комиссий.

10.  Комиссии организуют свою работу на основе планов работы и с учетом необходимости оперативного решения вопросов в социально-трудовой сфере.

Заседания Комиссий созываются не реже двух раз в год.

Повестка дня заседания формируется Секретариатом на основе плана работы и согласованных предложений сопредседателей.

О дате, времени, месте проведения и повестке дня заседания члены Комиссий информируются заблаговременно, но не менее чем за 10 дней до заседания.

Заседания Комиссий считаются полномочными, если на них присутствуют не менее половины членов от каждой из Сторон.

11.  Решения Комиссий принимаются на основе консенсуса или, при отсутствии консенсуса, путем голосования по принципу «единого голоса» от каждой стороны.

Решения Комиссий принимаются в виде протоколов, подписываются сопредседателями и имеют рекомендательный характер.

В целях оперативного принятия решений председатели Комиссий могут утвердить решения по отдельным вопросам Комиссий, согласованные с членами опросным путем.

Решения Комиссий, принятые в рамках их полномочий, реализуются Сторонами посредством принятия внутриведомственных решений.

12.  В составе Комиссий могут создаваться следующие постоянные рабочие группы:

по разработке и реализации Генерального (территориального) соглашения;

по проведению трехсторонних консультаций для содействия применению международных трудовых норм;

по рассмотрению коллективных трудовых споров и проектов нормативно-правовых актов;

по охране и безопасности труда;

по вопросам занятости, заработной платы и социальной защиты.

13.  Постоянные рабочие группы возглавляются тремя со-руководителями на паритетной основе из числа членов Комиссий.

Состав постоянных рабочих групп формируется из числа специалистов в области экономики, трудового права, охраны труда, социальной защиты независимо от их членства в Комиссиях и утверждается на заседаниях Комиссий.

Постоянные рабочие группы осуществляют свою деятельность на основе годовых планов работы, утверждаемых их со-руководителями.

Постоянные рабочие группы рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции, и принимают по ним решения в форме рекомендаций. Рекомендации утверждаются на заседании рабочей группы путем достижения консенсуса между ее со-руководителями.

Заседания рабочих групп считаются полномочными, если на них присутствуют не менее половины от общего числа членов рабочей группы.

Рекомендации постоянных рабочих групп по тем или иным вопросам рассматриваются на заседаниях Комиссий для принятия решений.

Глава 3Права и обязанности членов комиссий

14.  Члены Комиссий имеют право:

принимать участие в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений Комиссий;

вносить предложения по вопросам, относящимся к компетенции Комиссий для рассмотрения их на заседаниях Комиссий и рабочих групп;

обращаться с запросами к руководителям органов государственного и хозяйственного управления, организаций работодателей и работников, а так же непосредственно к предприятиям, организациям, учреждениям по вопросам, входящим в компетенцию Комиссий;

знакомиться в установленном порядке с проектами нормативно- правовых актов, программ социально-экономического развития, статистическими, информационными и справочными материалами.

15.  Члены Комиссий обязаны:

участвовать в разработке документов, касающихся деятельности Комиссий;

содействовать реализации решений Комиссий;

регулярно информировать представляемые им профсоюзы и объединения работодателей, органы государственной власти и управления о деятельности Комиссий и ходе выполнения Генерального (территориального) соглашения;

в случаях, предусмотренных законодательством, соблюдать конфиденциальность и неразглашение информации о деятельности Комиссий.

Глава 4Задачи, функции и права Республиканской комиссии

16.  Основными задачами Республиканской комиссии являются:

проведение консультаций и согласование позиций Сторон по вопросам социально-экономической политики, направленной на защиту трудовых прав, экономических и социальных интересов работников и работодателей, повышение уровня жизни населения;

обеспечение конструктивного сотрудничества Сторон на основе взаимного учета их позиций, прав и интересов;

изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социального диалога и социально-трудовых отношений, проведение консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

17.  Основными функциями Республиканской комиссии являются:

рассмотрение проектов нормативно-правовых актов по трудовым и социально-экономическим вопросам, внесение предложений по их доработке, а также разработка новых предложений по совершенствованию законодательства в сфере труда и социальной защиты граждан;

разработка проекта Генерального соглашения по социально-экономическим вопросам между Сторонами и мероприятий по его реализации, а также контроль за ходом его выполнения;

рассмотрение по инициативе Сторон вопросов, возникших в ходе выполнения Генерального соглашения;

совершенствование механизма взаимодействия Сторон по вопросам экономического и социального развития общества;

изучение, обобщение и распространение позитивного опыта регулирования социально-трудовых отношений, выработка рекомендаций и предложений по его практическому применению;

анализ соблюдения конвенций МОТ, ратифицированных Республикой Узбекистан и внесение соответствующих предложений по их реализации;

содействие реализации основополагающих принципов и прав в сфере труда, включая действенную реализацию права на объединение и на ведение коллективных переговоров, искоренение принудительного и наихудших форм детского труда, соблюдение принципов не дискриминации, равных прав, равных возможностей и равной оплаты за труд равной ценности;

проведение трехсторонних консультаций для содействия применению международных трудовых стандартов в соответствии с Конвенцией МОТ №144;

участие в формировании и реализации республиканской программы занятости населения;

проведение консультаций по вопросам заработной платы, включая консультации по установлению минимальной заработной платы и тарифных сеток по оплате труда;

участие в создании эффективной системы управления охраной и безопасностью труда;

содействие урегулированию коллективных трудовых споров по поводу установления новых или изменения существующих условий труда;

содействие реализации государственных социальных программ;

оказание практической помощи территориальным трехсторонним комиссиям по социально-трудовым вопросам в сфере социально-экономической политики и трудовых отношений;

информирование общественности о работе Республиканской комиссии, отечественном и зарубежном опыте регулирования социально-трудовых отношений.

18.  Для выполнения возложенных на Республиканскую комиссию задач она имеет право:

осуществлять взаимодействие с Парламентской комиссией по вопросам обеспечения гарантированных трудовых прав граждан, Омбудсманом, Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, Координационным советом по вопросам детского и принудительного труда в  Республике Узбекистан, Республиканской межведомственной комиссией по реализации ратифицированных Республикой Узбекистан конвенций МОТ, другими институтами гражданского общества, международными и зарубежными организациями в сфере социально-экономической политики и трудовых отношений;

в порядке, установленном законодательством, получать информацию от уполномоченных государственных органов о ходе выполнения Генерального, отраслевых и территориальных соглашений, социально-экономическом положении республики, территорий, предприятий, учреждений и организаций, а также о работе, проводимой по совершенствованию социального диалога;

заслушивать выступления (информацию) должностных лиц органов государственного и хозяйственного управления, организаций работодателей и профсоюзов по вопросам социально-трудовых отношений;

рекомендовать своих представителей в состав комиссий по подготовке прогнозов социально-экономического развития республики, проектов нормативно- правовых актов и государственных программ, программ занятости населения, рассматривать соответствующие предложения на своих заседаниях;

привлекать к подготовке вопросов, вносимых на рассмотрение Республиканской комиссии, представителей органов государственной власти и управления, республиканских объединений работодателей и профсоюзов, а также предприятий, организаций и учреждений;

создавать постоянные и временные рабочие группы с привлечением ученых и специалистов по вопросам, связанным с реализацией социально-экономической политики;

осуществлять взаимодействие с отраслевыми (межотраслевыми) и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, реализации указанных соглашений;

изучать зарубежный опыт трехстороннего сотрудничества, участвовать в мероприятиях, проводимых по вопросам регулирования социально-трудовых отношений;

освещать свою деятельность в средствах массовой информации.

Республиканская комиссия может иметь и иные права, предоставленные законодательными и иными нормативными актами о труде.

Глава 5.  Задачи, функции и права Территориальной комиссии

19.  Основными задачами Территориальной комиссии являются:

участие в разработке и проведении согласованной территориальной социально-экономической политики, направленной на защиту трудовых прав, экономических и социальных интересов работников и работодателей, повышение уровня жизни населения;

согласование позиций Сторон по основным направлениям социально-экономического развития территории;

обеспечение конструктивного сотрудничества Сторон на основе взаимного учета их позиций, прав и интересов;

проведение консультаций по вопросам, связанным с применением международных трудовых норм.

20.  Основными функциями Территориальной комиссии являются:

рассмотрение проектов территориальных программ социально-экономического развития, затрагивающих права и законные интересы граждан в социально-трудовой сфере, внесение предложений по их совершенствованию;

разработка проекта территориального (регионального) соглашения между Сторонами и мероприятий по его реализации, а также контроль за ходом его выполнения;

рассмотрение по инициативе Сторон вопросов, возникших в ходе выполнения территориального (регионального) соглашения;

совершенствование механизма взаимодействия Сторон по вопросам экономического и социального развития территории;

изучение, обобщение и распространение передового опыта регулирования социально-трудовых отношений, выработка рекомендаций и предложений по его практическому применению;

анализ соблюдения конвенций МОТ, ратифицированных Республикой Узбекистан, и внесение соответствующих предложений по их реализации;

содействие реализации на территориальном уровне основополагающих принципов и прав в сфере труда, включая действенную реализацию права на объединение и ведение коллективных переговоров, искоренение принудительного и наихудших форм детского труда, соблюдение принципов не дискриминации, равных прав, равных возможностей и равной оплаты за труд равной ценности;

участие в формировании территориальной программы занятости населения, осуществление общественного контроля за подлинностью создаваемых рабочих мест, особенно для молодежи, разработка и принятие мер по совершенствованию деятельности в данном направлении;

проведение консультаций по вопросам заработной платы, включая вопросы соблюдения минимальных стандартов оплаты труда, обеспечения своевременности выплаты заработной платы на предприятиях, в организациях и учреждениях;

участие в создании эффективной системы управления охраной и безопасностью труда;

содействие урегулированию коллективных трудовых споров по поводу установления новых или изменения существующих условий труда;

содействие реализации государственных социальных программ;

взаимодействие с Республиканской трехсторонней комиссией по социально-трудовым вопросам в сфере социально-экономической политики и трудовых отношений;

информирование общественности о работе Территориальной комиссии, имеющемся опыте регулирования социально-трудовых отношений.

21.  Для выполнения возложенных на Территориальную комиссию задач она имеет право:

осуществлять взаимодействие с Территориальной комиссией по вопросам обеспечения гарантированных трудовых прав граждан, региональным представителем Омбудсмана, другими институтами гражданского общества, международными и зарубежными организациями в сфере социально-экономической политики и трудовых отношений;

в порядке, установленном законодательством, получать информацию от уполномоченных государственных органов о ходе выполнения территориального (регионального) соглашения, социально-экономическом положении территории, предприятий, учреждений и организаций, а также о работе, проводимой по совершенствованию социального диалога;

заслушивать выступления (информацию) должностных лиц органов государственного и хозяйственного управления, объединений работодателей и профсоюзов по вопросам социально-трудовых отношений;

рекомендовать своих представителей в состав Комиссий по подготовке прогнозов и программ социально-экономического развития территории, программ занятости населения, рассматривать соответствующие предложения на своих заседаниях;

привлекать к подготовке вопросов, вносимых на рассмотрение Территориальной комиссии, представителей органов государственной власти и управления, объединений работодателей и профсоюзов, а также предприятий, организаций и учреждений;

создавать постоянные и временные рабочие группы с привлечением ученых и специалистов по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;

осуществлять взаимодействие с Республиканской комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки территориальных (региональных) соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения;

освещать свою деятельность в средствах массовой информации.

Территориальная комиссия может иметь и иные права, предоставленные законодательными и иными нормативными актами о труде.

Глава 6.  Контроль за исполнением решений, ответственность сторон
и финансирование деятельности Комиссий

22.  Контроль за исполнением решений Комиссий осуществляется Сторонами самостоятельно.

23.  Не менее одного раза в год на рассмотрение Комиссий вносятся вопросы об итогах реализации соглашений и принятых Комиссией решений.

24.  Письменная информация об итогах реализации Генерального (территориального) соглашения и принятых Комиссиями решений направляется сторонами в Секретариат по мере их выполнения.

25.  Расходы, связанные с деятельностью Комиссий, покрываются сторонами по взаимной договоренности.

Умумий таклифлар

610