ID Муаллиф Муҳокамага чиқариш санаси Якунланиш санаси Таклифлар сони
2726 Антимонопольный комитет Республики Узбекистан 07/03/2019 22/03/2019 10

Муҳокама якунланди

Ўзбекистон Республикаси Президентининг Фармони
Об утверждении стратегии развития конкуренции на товарных и финансовых рынках на период 2019 – 2023 годов
ID-2726

В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах, создание эффективной конкурентной среды для отраслей экономики и поэтапное снижение монополии на рынках товаров и услуг остается приоритетным направлением реализации задачи по дальнейшему развитию и либерализации экономики.

В настоящее время в Республике Узбекистан последовательно реализуются меры, направленные на сокращение участия государства в экономике страны, осуществляется переход к рыночным механизмам и индикаторам государственного воздействия на экономику.

Отмечается последовательное развитие предпринимательского сектора. Только, за последние три года количество действующих предпринимательских структур увеличилось на 25 %, валовая добавленная стоимость, создаваемая всеми отраслями экономики, составила 88,8 % от общего объема ВВП и выросла на 5,1 %.

Созданный биржевой механизм позволил равномерно обеспечивать высоколиквидными и монопольными видами продукции, сырья и материалов участников рынков, в результате из общего товарооборота товарно-сырьевой биржи 65% составляет монопольная продукция.

В результате проводимых преобразований количество предприятий-монополистов сократилось более чем в два раза.

Вместе с тем, сохраняются такие системные проблемы, как недостаточное доверие бизнеса «верховенству закона», неэффективное распределение ресурсов на фоне их ограниченности, чрезмерное участие государства в экономике и сохраняющаяся слабость рыночных механизмов, неэффективная система льгот и преференций, существенная регуляторная нагрузка на субъектов бизнеса и незаинтересованность отраслевых регуляторов развивать конкуренцию и несовершенство правовых механизмов борьбы с антиконкурентными проявлениями.

Учитывая это в целях последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах и ускоренного развития конкуренции на финансовых и товарных рынках:

1. Утвердить:

Стратегию развития конкуренции на товарных и финансовых рынках на период 2019 – 2023 годов (далее – Стратегия) согласно приложению № 1;

«Дорожную карту» по реализации Стратегии развития конкуренции на товарных и финансовых рынках на период 2019 – 2023 годов (далее – «Дорожная карта)
согласно приложению № 2;

Ключевые показатели эффективности Стратегии развития конкуренции на товарных и финансовых рынках на период 2019-2023 годов согласно приложению № 3.

2. Определить:

а) ключевой целью Стратегии – стимулирование экономического роста, инноваций, увеличение притока инвестиций и новых рабочих мест, а также повышение благосостояния потребителей за счет обеспечения здоровой конкурентной среды;

б) основными задачами Стратегии для достижения ключевой цели:

создание системы «умного» антимонопольного регулирования (smart antitrust) и переход на превентивную систему защиты конкуренции;

снижение регуляторной нагрузки на бизнес;

снижение степени государственного участия в экономике и упорядочение представления государственной помощи;

устранение барьеров для перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

разумное государственное регулирование цен (тарифов);

усиление методов борьбы с «картельными» соглашениями;

усиление защиты прав интеллектуальной собственности и стимулирование добросовестного ведения бизнеса;

обеспечение прозрачности и равных условий для всех участников государственных закупок и доступа к сырью и материалам через биржевые торги;

обеспечение открытости деятельности антимонопольного органа и формирование в обществе культуры конкуренции и нетерпимости к любым проявлениям антиконкурентных действий.

3. Министерствам и ведомствам, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента обеспечить:

своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных Стратегией и «Дорожной картой»;

качественную разработку и внесение в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, направленных на реализацию Стратегии;

организацию в рамках реализации Стратегии встреч, семинаров, «круглых столов» и пресс-конференций, в том числе на местах, с широким привлечением представителей средств массовой информации, научных кругов и зарубежных экспертов, а также институтов гражданского обществ.

4. Установить персональную ответственность руководителей:

подразделений Администрации Президента Республики Узбекистан и секретариатов Кабинета Министров Республики Узбекистан – за эффективную организацию и координацию деятельности министерств и ведомств по реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией и «Дорожной картой», а также ежеквартальное обсуждение хода их выполнения;

министерств и ведомств – за своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных Стратегией и «Дорожной картой» с широким привлечением представителей научно-образовательных учреждений, негосударственных некоммерческих организаций, независимых экспертов (консультантов), в том числе из зарубежных стран;

органов государственной власти на местах – за создание надлежащего уровня конкуренции в товарных и финансовых рынках регионов во взаимоувязке с мероприятиями, предусмотренными Стратегией и «Дорожной картой».

5. Кабинету Министров, Центральному банку совместно с, министерствами и ведомствами в срок до 1 августа 2019 года по согласованию с Антимонопольным комитетом утвердить программы развития конкуренции на соответствующих товарных и финансовых рынках.

6. Передать в ведение Антимонопольного комитета Республиканский центр обучения основам предпринимательской деятельности с сохранением условий финансирования деятельности и численности его персонала, определив основными его функциями проведение исследований в области конкурентной политики, содействие формированию в обществе культуры конкуренции и развитие навыков предпринимательства у субъектов бизнеса.

7. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана на регулярной основе организовывать

в средствах массовой информации публикации и тематические передачи по освещению целей и задач настоящего Указа.

8. Антимонопольному комитету:

обеспечить регулярное представление Министерству инвестиций и внешней торговли необходимых данных и расчетов в части индикатора «Эффективность товарных рынков» для его включения в показатели Республики Узбекистан в Индексе глобальной конкурентоспособности;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

9. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.

                      Президент
             Республики Узбекистан                                                                                                                  Ш. Мирзиёев

Приложение №1

к Указу Президента

Республики Узбекистан

от_______№УП-________

СТРАТЕГИЯ 
развития конкуренции на товарных и финансовых рынках на период 2019-2023 годов

I. Предпосылки и необходимость принятия Стратегии

В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, создание эффективной конкурентной среды для отраслей экономики и поэтапное снижение монополии на рынках товаров и услуг остается приоритетным направлением реализации задачи по дальнейшему развитию и либерализации экономики.

В этих целях, в Республике Узбекистан последовательно реализуются меры, направленные на сокращение участия государства в экономике страны, осуществляется переход к рыночным механизмам и индикаторам государственного воздействия на экономику.

За последние годы отменены 80 отдельных лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, в том числе путем объединения 38 видов в 16, по 25 видам сокращены сроки оформления, децентрализована выдача по 14 лицензиям и документам разрешительного характера и снижена налоговая нагрузка.

Отмечается последовательное развитие предпринимательского сектора.

Только, за последние три года количество действующих предпринимательских структур увеличилось на 25%, валовая добавленная стоимость, создаваемая всеми отраслями экономики, составила 88,8 % от общего объема ВВП и выросла на 5,1 % (вклад в прирост ВВП – 4,5 %).

Принимаемые меры обеспечили развитие конкуренции на многих рынках продовольственных (безалкогольные напитки, соки, хлеб, хлебобулочные, мясомолочные, кондитерские изделия и др.) и отдельных рынках непродовольственных товаров (мебель, ковры и ковровые изделия, текстильная продукция и др.), выпускаемых отечественными производителями. Ликвидирована монополия крупных предприятий на рынке строительных материалов, кабельно-проводниковой продукции, рынка услуг денежных переводов.

Созданный биржевой механизм позволил равномерно обеспечивать высоколиквидными и монопольными видами сырья и материалов участников рынков. Сегодня из общего товарооборота УзРТСБ, 65% составляет монопольная продукция.

В результате проводимых преобразований за последние 5 лет количество предприятий-монополистов сократилось более чем в два раза.

Вместе с тем, сохраняется структурная деформация экономики, связанная с узостью внутреннего рынка, низким уровнем производительности, отсутствием стимулов инновационной и инвестиционной деятельности, а также неэффективностью участия государства в экономике, порождающей «большие» монополии, чрезмерной ее зарегулированностью, недостаточным качеством исполнения законодательства и правоприменения.

Не решены следующие системные проблемы, которые приводят к искажению конкурентной среды в экономике страны:

1. Недостаточное доверие бизнеса «верховенству закона»

Несмотря на закрепление в последние годы всех основных прав и гарантий свободы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в законодательстве, бизнес и инвесторы требуют дополнительных гарантий от руководства страны в виде решений Президента Республики Узбекистан и Правительства при реализации инвестиционных проектов.

В результате, несмотря на все принимаемые усилия чистый приток прямых иностранных инвестиций по данным Всемирного банка за последние 2-3 года сохраняется на крайне низкой отметке 0,5-1% к ВВП, в Индексе экономической свободы Узбекистан занимает неутешительное 140 место среди 180 стран, а по индикатору свободы инвестиционной деятельности показатель равен 10 из 100.

2. Неэффективное распределение ресурсов на фоне их ограниченности

Все еще сохраняется распределительная система в виде составления ежегодного материально-ресурсного баланса, системы сохранившейся с времен плановой экономики.

Несмотря на то, что данная система дает возможность прогнозирования натуральных и денежных потоков в экономике, распределительная система чревата порождением различных коррупционных схем для доступа к ресурсам, которые ограничены, лоббированием интересов отдельных участников рынков, результатом которого является ограничение конкуренции.

Кроме этого, данная система зачастую не учитывает конъюнктуру рынка, учитывая лишь параметры крупных узловых хозяйствующих субъектов, а в совокупности с недостатками в получении корректной рыночной информации и статистики, также не позволяет надлежащим образом планировать экономические процессы и это соответственно негативно влияет на эффективность рынков и не позволяет государству оперативно вмешиваться в случаях возникновения структурных дисбалансов и «перекосов» на рынках.

3. Чрезмерное участие государства в экономике

На товарных и на финансовых рынках сегодня доминируют государственные компании, так, 90 % монополий имеет государственную долю или контролируются государственными компаниями.

Государственные компании начинают создают подконтрольные им структуры в виде государственных унитарных предприятий и дочерних предприятий, которые зачастую пытаются подменить собой деятельность частных компаний и участвовать в переделе рынка, что также является инструментом «увода» из-под бюджетного надзора. На сегодняшний день, количество таких компаний составляет более 1,4 тыс.

В связи с неурегулированностью в законодательстве вопроса принадлежности и подконтрольности хозяйствующих субъектов государству, отсутствием подходов доказательной политики (evidence–based policy making), сохраняются информационные искажения в государственном статистике и трудности в определении степени участия государства в экономике.

Неразвитость рыночной среды приводит к неверной оценке деятельности государственных компаний, не поощряет экономически эффективных хозяйствующих субъектов и не отсеивает неэффективных, не заставляет искать новые, более совершенные бизнес-стратегии и модели.

Данная неэффективность выражается в том, что появляются государственные компании, которые получают привилегированный доступ к имеющимся ресурсам, «дефицитным» элементам существующей экономической инфраструктуры, в том числе к кредитованию, сырью и материалам, государственному заказу и т.д., а их деятельность обретает государственно-монопольный характер даже при наличии на этом рынке других участников.

В долгосрочной перспективе очевидны неизбежные «провалы» избыточного государственного участия в экономике, когда государство посредством участия в компаниях начинает конкурировать на рынках с частным сектором.

Сохраняется высокая концентрация полномочий и участия государства на финансовых рынках и рынке капиталов (биржа, центральный депозитарий, банки), что усугубляет конфликт интересов и мешает развитию коммерческих рыночных условий на рынке.

Например, установлена монополия государственного банка НБУ при обслуживании расчетов по сделкам с ценными бумагами на фондовой бирже.

В целом, 83% банковского сектора функционируют с участием государства.

4. Сохраняющаяся слабость рыночных механизмов

На сегодняшний день государственное ценовое регулирование (декларирование, утверждение, установление фиксированных или предельных цен (тарифов), регулирующего коэффициента, наценок и предельного уровня рентабельности) осуществляется на 41 вид товаров и услуг.

При этом, например, в сфере естественных монополий несмотря на то, что регулируются тарифы на 10 видов товаров (работ, услуг), фактически, применяются 142 различных уровня цен, устанавливаемые исходя из категорий потребителей и поставщиков, а также территориального принципа.

Ценовое регулирование являясь прямым вмешательством в процесс формирования цен на конкурентных рынках, сковывает их развитие, искажает рыночные сигналы, лишает рынок динамичности и снижает эффективность распределения ресурсов (капитала, труда, сырья), дает неверные сигналы для потенциальных конкурентов и инвесторов в отношении прибыльности отрасли, тем самым, закрепляет монополизацию отрасли.

Используемый предприятиями-монополистами и субъектами естественных монополий затратный метод ценообразования по схеме затраты плюс минимальная прибыль, подталкивает их к «раздуванию» затрат, не только не стимулирует уменьшение производственных расходов, рост которых покрывается за счет прямого повышения цен и тарифов для потребителей, но и приводит к применению в отношении них значительных финансовых санкций со стороны антимонопольного органа.

5. Неэффективная система льгот и преференций

Отсутствие инструментов антимонопольного регулирования и «проконкурентных» механизмов определения целесообразности представления государственной помощи приводит к неэффективности представляемых льгот и преференций и негативно воздействует на конкурентную среду.

За 2015-2017 гг. были представлены льготы и преференции более 18 тыс. хозяйствующим субъектам, что составляет лишь 5 % от общего количества субъектов рынка Такое положение приводит к возникновению иждивенческого поведения государственных компаний и снижает их конкурентоспособность на внешних рынках.

6. Значительная регуляторная нагрузка на субъектов бизнеса и незаинтересованность отраслевых регуляторов развивать конкуренцию

Отраслевые регуляторы - министерства и ведомства исходя из своих узковедомственных интересов остаются незаинтересованными в развитии конкуренции в отраслях.

Из имеющихся 59 государственных органов прямые функции по развитию конкурентной среды в вверенной отрасли возложены только на 9 ведомств.

В результате сохраняются искусственные барьеры доступа на рынки для субъектов бизнеса, в виде сложной и обременительной системы лицензирования, предусматривающей лицензирование 369 видов деятельности в рамках существующих 53 лицензий, а также существенной регуляторной нагрузки состоящей из более чем 45 тыс. нормативно-правовых актов и документов технического регулирования (40 тыс.), которые напрямую воздействуют на бизнес.

При этом, не внедрена полноценная система оценки регуляторного воздействия актов законодательства и воздействия на конкурентную среду.

7. Злоупотребление естественно монопольным положением

Наличие рынков с ограниченной конкурентной средой, в первую очередь сфер естественных монополий, влияет на функционирование смежных рынков, зачастую монополизируя их.

Несмотря на то, что законодательством о естественных монополиях, субъектам естественных монополий запрещается использовать свое положение для ограничения конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), не отнесенных к сфере естественной монополии, ряд смежных конкурентных рынков сегодня фактически монополизированы.

Например, в сфере железнодорожного транспорта, монополизированы рынки реализации железнодорожных билетов, ремонта грузовых вагонов, услуг вагонов- ресторанов, чистки вагонов и другие.

8. Несовершенство правовых механизмов борьбы с антиконкурентными проявлениями

Отсутствие реальных рычагов воздействия и независимости в принятии решения антимонопольного органа при устранении барьеров для входа на рынки, борьбе с монополизмом крупных компаний и «картельными» соглашениями, предотвращении недобросовестной конкуренции.

Не сформирована система превентивных и упреждающих мер по предотвращению ограничения конкуренции, не налажен механизм проведения анализа и эффективного антимонопольного контроля над сделками по слиянию и поглощению крупных предприятий, остаются неэффективными правовые механизмы сдерживания ограничения конкуренции в процессе торгов, не разработаны ключевые показатели эффективности деятельности антимонопольного органа.

За последние годы в Республике Узбекистан не проводилось комплексное изучение состояния конкуренции на товарных и финансовых рынках и не был разработан ни один государственный программный документ по развитию конкуренции в экономике.

II. Видение, цели и задачи Стратегии

1. Стратегическое видение

Конкуренция является основным драйвером для повышения эффективности экономики, способствует эффективному перераспределению ограниченных ресурсов, технологическому развитию и инновациям, лучшему выбору товаров и услуг, снижению цен и повышению их качества, а также улучшению производительности в экономике в целом и положительно влияя на настроение бизнеса и потребителей.

Государственная политика в области конкуренции способствует достижению более широких целей, таких как создание новых рабочих мест, рост объемов инвестиций, формирование эффективной цифровой экономики и устойчивой энергетической отрасли, учитывающей изменения климата, обеспечение эффективного внутреннего рынка с современной промышленностью, а также справедливой экономической и валютной политики.

Необходимо научить хозяйствующих субъектов, в первую очередь с участием государства, конкурировать, «тепличные условия» на внутреннем рынке делают предприятия неконкурентоспособными на внешних рынках.

Развитие конкуренции – задача каждого государственного органа и при реализации конкурентной политики государственные органы должны руководствоваться правилом «потребитель ждет низкую цену «на полке», бизнес – предсказуемые «правила игры» на рынке».

2. Ключевой целью Стратегии является стимулирование экономического роста, инноваций, увеличение притока инвестиций и новых рабочих мест, а также повышение благосостояния потребителей за счет обеспечения здоровой конкурентной среды.

3. Для достижения ключевой цели основными задачами Стратегии являются:

обеспечение равных условий и свободы хозяйственной деятельности всех участников рынков, их конкурентоспособности за счет предоставления им равного доступа к товарам (работам, услугам), государственной помощи и государственным закупкам, упрощения разрешительных процедур и оказания государственных услуг;

создание условий для повышения качества производимых товаров (работ, услуг), ограничения необоснованного роста цен и обеспечения за счет этого высокой степени удовлетворенности внутреннего спроса;

сокращение участия государства в уставных капиталах (фондах) хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных и финансовых рынках.

III. Основные направления Стратегии

Основными направлениями реализации Стратегии являются:

создание системы «умного» антимонопольного регулирования (smart antitrust) и переход на превентивную систему защиты конкуренции;

снижение регуляторной нагрузки на бизнес;

снижение степени государственного участия в экономике и упорядочение представления государственной помощи;

устранение барьеров для перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

разумное государственное регулирование цен (тарифов);

усиление методов борьбы с «картельными» соглашениями;

усиление защиты прав интеллектуальной собственности и стимулирование добросовестного ведения бизнеса;

обеспечение прозрачности и равных условий для всех участников государственных закупок и доступа к сырью и материалам через биржевые торги;

обеспечение открытости деятельности антимонопольного органа и формирование в обществе культуры конкуренции и нетерпимости к любым проявлениям антиконкурентных действий.

IV. Основные меры по реализации Стратегии

1. Создание системы «умного» антимонопольного регулирования (smart antitrust) и переход на превентивную систему защиты конкуренции:

отмена ведения Государственного реестра предприятий-монополистов

и Государственного реестра субъектов естественных монополий;

пересмотр критериев определения доминирующего положения и переход при определении рыночной власти на оценку поведения участников рынков;

проведение диагностики состояния конкуренции на товарных и финансовых рынках на основе методологии Индекса глобальной конкурентоспособности в части индикатора «Эффективность товарных рынков»;

ежегодный расчет индекса регулирования товарных рынков (PMR) на основе методики ОЭСР;

создание лаборатории институциональных инноваций для конкурентной политики в целях внедрения подходов поведенческой экономики (behavioral economics), в том числе «мягкого подталкивания» (nudging), стимулирующих по улучшению поведения участников товарных и финансовых рынков;

внедрение административного регламента по рассмотрению вопросов слияния и присоединения хозяйствующих субъектов, а также сделок приобретению лицом и группой лиц акций (долей) в уставном капитале (фонде) хозяйствующего субъекта, в том числе путем электронизации процесса;

внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного антимонопольного надзора;

создание действенных инструментов антимонопольного регулирования товарных, финансовых и цифровых рынков, в том числе таких явлений и действий как «посредническая власть», «относительное доминирование на рынке», «превосходство на рынке», введение более низкого порога для антимонопольного вмешательства в конкретных случаях для эффективного пресечения нарушений законодательства о конкуренции;

внедрение в государственных органах и хозяйствующих субъектах системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства – антимонопольного комплаенса с использованием риск-ориентированного подхода и его мониторинга;

повышение навыков судей по применению законодательства о конкуренции;

создание устойчивой системы подготовки и переподготовки кадров по конкурентной политике и праву.

2. Снижение регуляторной нагрузки и упрощение доступа на товарные, финансовые и цифровые рынки:

внедрение Методики оценки воздействия актов законодательства на конкуренцию;

проведение оценки воздействия нормативно-правовых актов по принципу ex-ante и ex-post;

проведение комплексной антимонопольной «ревизии» нормативно-правовой базы - очистки от антиконкурентных норм с использованием метода «гильотины» не менее чем 3 тыс. нормативно-правовых и 20 тыс. документов технического регулирования;

пересмотр действующих видов лицензий и разрешительных документов и их сокращение на 30%;

внедрение в законодательство о конкуренции понятия «цифровые рынки» и определение их товарных границ и методов регулирования;

внедрение современной методики определения доминирующего положения на товарных, финансовых и цифровых рынках;

внедрение антимонопольных правил торговли посредством электронной коммерции;

создание цифровой платформы на основе концепции RegTech (регуляторные технологии, позволяющие более быстрое и эффективное выполнение требований законодательства о конкуренции участниками цифровых рынков) в целях антимонопольного регулирования;

создание «регуляторных песочниц» на новых рынках высокотехнологичных отраслей и финансовых технологий (fintech);

разработка программы развития конкуренции на финансовых рынках услуг пенсионных фондов и банковском секторе;

разработка программ развития конкуренции на рынках услуг стандартизации и метрологии и телекоммуникаций.

3. Снижение степени государственного участия в экономике и упорядочение представления государственной помощи:

переход к новой парадигме, отходу от отраслевого управления к «управлению рынками»;

разработка программ развития конкуренции по ключевым товарным и финансовым рынкам;

повышение ответственности государственных органов и их наделение прямыми функциями по развитию конкуренции в вверенных им отраслях;

внедрение механизма установления цели участия государства в экономике и переход на принцип «желтых страниц» при создании государственных предприятий;

внедрение механизма выдачи согласия антимонопольного органа при создании предприятий с участием государства;

подготовка программы по развитию конкурентной среды и вовлечению частного сектора в отдельные сферы, где хозяйственные функции выполняют государственные органы (технический надзор в строительстве, стандартизация и метрология, подготовка кадастровых документов и др.);

инвентаризация и изучение деятельности государственных унитарных предприятий и хозяйствующих субъектов, аффилированных с крупными госкомпаниями и субъектами естественных монополиях, которые неэффективно конкурируют и негативно влияют на конкуренцию на рынках;

разработка и реализация программ о преобразовании государственных унитарных предприятий в иные организационно-правовые формы и выделении из состава крупных хозяйственных объединений в качестве отдельных субъектов;

внедрение в законодательство о конкуренции понятия «государственная помощь»;

проведение глубинного анализа представления государством льгот и преференций для выявления рыночных искажений и негативных последствий для конкуренции в отдельных отраслях;

проведение анализа воздействия импортных и экспортных пошлин на конкурентоспособность отечественных производителей и на конкуренцию на рынках;

выработка механизмов по оптимизации льгот и преференций;

внедрение эффективных альтернативных механизмов государственному регулированию таких как механизмы саморегулирования.

4. Разумное государственное регулирование цен (тарифов):

полноценный переход на рыночные механизмы формирования цен (тарифов) на конкурентных товарных и финансовых рынках, основанное на экономической целесообразности, интересах потребителей, стимулировании снижения издержек и эффективном уровне окупаемости для хозяйствующих субъектов;

внедрение рыночных прогрессивных механизмов ценообразования субъектов естественных монополий (метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала (Regulatory Asset Base), метод сравнительного анализа и др.), создающих эффект конкурентной мотивации у субъектов естественных монополий;

разработка новой модели мониторинга за применением регулируемых цен.

5. Устранение барьеров для перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка:

слияние Закона «О конкуренции» и «О естественных монополиях», предусмотрев пересмотр критериев отнесения к естественным монополиям и кардинальное сокращение их сфер;

проведение изучения деятельности и функционирования субъектов естественных монополий, в том числе на смежных рынках на предмет возможности создания на рынках конкурентных условий;

обеспечение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и недискриминационного доступа к их инфраструктуре;

передача функций генерации и сбыта электроэнергии в частный сектор и поэтапное формирование оптового рынка электроэнергии;

разработка программы развития конкуренции на рынке перевозки железнодорожным и воздушным транспортом.

6. Усиление методов борьбы с «картельными» соглашениями:

заключение соглашений с правоохранительными органами о противодействии «картельным» соглашениям и сговорам;

разработка нового механизма постоянного отслеживания уровня цен на социально значимые и монопольные виды товаров и услуг;

пересмотр мер воздействия и штрафных санкций за нарушение законодательства о конкуренции в части «картельных» соглашений и сговоров;

усиление взаимодействия с общественностью путем повышения эффективности программы «снисхождения» в целях выявления «картельных» соглашений.

7. Усиление защиты прав интеллектуальной собственности и стимулирование добросовестного ведения бизнеса:

внедрение нового механизма взаимодействия с Агентства по интеллектуальной собственности с использованием информационных технологий;

проведение мониторинга торговых комплексов, рекламной продукции, вывески коммерческих объектов на предмет выявления незаконного использования товарных знаков;

внесение изменений в законодательство в части усиления мер ответственности за совершение фактов недобросовестной конкуренции;

формирование при антимонопольном органе экспертной комиссии по оценке сходства продукции, состоящих их практикующих юристов, патентных поверенных и экспертов Агентства по интеллектуальной собственности.

8. Обеспечение прозрачности и равных условий для всех участников государственных закупок и доступа к сырью и материалам через биржевые торги:

разработка действенного механизма выявления нарушений законодательства о конкуренции в ходе тендерных торгов и обеспечения равного доступа к государственным закупкам субъектов частного предпринимательства, в том числе малого бизнеса;

внесение изменений в Закон «О государственных закупках» по ограничению количества представителей заказчиков и требований к аффилированности участников в целях предотвращения согласованных действий в ходе процедур государственных закупок;

внедрение нового механизма мониторинга за выставлением высоколиквидных и монопольных видов товаров путем электронизации процесса;

разработка механизма предотвращения ценовых манипуляций в процессе биржевых торгов и антимонопольного реагирования в период высокого спроса;

внедрение антимонопольных требований к розничной и оптовой торговле в законодательство о конкуренции.

9. Обеспечение открытости деятельности антимонопольного органа и формирование в обществе культуры конкуренции и нетерпимости к любым проявлениям антиконкурентных действий:

cоздание дискуссионной платформы «Конкуренция 4.0.» в целях усиления взаимодействия с общественными организациями, экспертным и бизнес-сообществами и их вовлечению в работу по обеспечению здоровой конкурентной среды;

создание Экспертного совета по содействию развитию конкуренции;

cоздание негосударственных организаций по содействию развитию конкуренции.

IV. Ключевые показатели эффективности Стратегии

1. Увеличение к 2023 году доли малого бизнеса в ВВП на 3%.

2. Увеличение чистого притока прямых иностранных инвестиций до 4% к ВВП;

3. Показатель Узбекистана Индикатора свободы инвестиционной деятельности Индекса экономической свободы 70 из 100.

4. Снижение к 2023 году удельного веса монопольной продукции и услуг в ВВП до 7%.

5. Сокращение количества предприятий-монополистов на 25% к 2023 году.

6. Участие и последовательное улучшение показателей Республики Узбекистан в Индексе глобальной конкурентоспособности.

7. Рост количества участников на товарных, финансовых и цифровых рынках не менее чем на 25 % до 2023 года.

8. Снижение количества нарушений законодательства о конкуренции со стороны государственных органов и участников рынков к 2023 году не менее чем на 50%.

9. Увеличение к 2023 году количества участников государственных закупок на 30%.

10. Доведение к 2023 году доли монопольной продукции до 80% от всего товарооборота на биржевых торгах.

11. Внедрение системы антимонопольного комплаенса не менее чем в 80% всех компаний-монополистов до 2023 года.

12. Проведение оценки воздействия актов законодательства на конкуренцию не менее 100 проектов нормативно-правовых актов ежегодно.

13. Снижение доли участия государства в банковском секторе до 50%.

 

Приложение №2
к Указу Президента
Республики Узбекистан
от___________№УП-___________

 

«ДОРОЖНАЯ КАРТА»
по реализации Стратегии развития конкуренции на товарных и финансовых рынках
на период 2019-2023 годов

Меры

Механизм реализации

Ожидаемый эффект

Сроки реализации

Ответственные

I. Создание системы «умного» антимонопольного регулирования (smart antitrust)
и переход на превентивную систему защиты конкуренции

  1.  

Диагностика состояния конкурентной среды в национальной экономике.

1. Разработка «дорожной карты» по проведению диагностики состояния конкуренции на товарных рынках на основе методологии Индекса глобальной конкурентоспособности в части индикатора «Эффективность товарных рынков»;

2.  Расчет индекса регулирования товарных рынков (PMR) на основе методики ОЭСР;

3. Подготовка ежегодного доклада о состоянии конкуренции.

Выявление и устранение системных проблем, сдерживающих развитие конкуренции и повышение конкурентоспособности национальной экономики.

 

апрель-сентябрь
2019 г.

 

 

 

 

ноябрь
2019 г.

 

январь
2020 г.

Антимонопольный комитет,

Минэкономпром

 

 

 

Антимонопольный комитет

Минэкономпром

Антимонопольный комитет

  1.  

Трансформация подходов по определению монопольного положения на товарных и финансовых рынках.

Внесение изменений и дополнений в законодательство о конкуренции, в части:

отмены ведения Государственного реестра предприятий-монополистов и Государственного реестра субъектов естественных монополий;

отмены критерия наличия определенной рыночной доли при установлении монопольного положения, перенос акцента на поведение участников рынков с злоупотреблением рыночной властью;

внедрения таких понятий как «посредническая власть», «относительное доминирование на рынке», «превосходство на рынке»;

введения более низкого порога для антимонопольного вмешательства в конкретных случаях для эффективного пресечения нарушений законодательства о конкуренции.

Устранение избыточного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов и снижение административной нагрузки на них.

 

сентябрь
2019.

Антимонопольный комитет

 

  1.  

Внедрение превентивного механизма предупреждения защиты конкуренции

 

  1. Разработка методологии по внедрению в государственных органах и хозяйствующих субъектах системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства – антимонопольного комплаенса с использованием риск-ориентированного подхода и его мониторинга и ее пилотное внедрение на не менее чем 5 предприятиях;
  2. Разработка «дорожной карты» по внедрению на предприятиях-монополистах, государственных органах антимонопольного комплаенса;
  3. Внедрение на предприятиях-монополистах, государственных органах антимонопольного комплаенса

Предупреждение нарушений законодательства о конкуренции, а также сокращение их количества.

сентябрь
2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ноябрь
2019 г.

 

 

2020-2023 гг.

Антимонопольный комитет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антимонопольный комитет,

 

 

Антимонопольный комитет,

Агентство по управлению государственными активами

  1.  

Совершенствование антимонопольного контроля за рыночной концентрацией

Разработка нового административного регламента по рассмотрению вопросов слияния и присоединения хозяйствующих субъектов, а также сделок приобретению лицом и группой лиц акций (долей) в уставном капитале (фонде) хозяйствующего субъекта, в том числе путем электронизации процесса

Увеличение скорости рассмотрения заявлений участников рынков, повышение качества анализа на воздействие на конкуренцию при слияниях и поглощениях

сентябрь
2019 г.

Антимонопольный комитет

Агентство государственных услуг

  1.  

Формирование проконкурентного поведения участников рынка

Создание лаборатории институциональных инноваций для конкурентной политики в целях внедрения подходов поведенческой экономики (behavioral economics), в том числе «мягкого подталкивания» (nudging), по улучшению поведения с соблюдением законодательства о конкуренции с участников товарных и финансовых рынков

Снижение уровня совершения антиконкурентных действий участниками рынка

июнь
2020 г.

Антимонопольный комитет

Министерство инновационного развития

  1.  

Повышение навыков судей по применению законодательства о конкуренции

Организация специальных курсов для судей по применению законодательства о конкуренции совместно с Высшей школой судей при Высшем судейском совете;

Повышение качества принимаемых судами решений, соблюдение принципов конкуренции, интересов участников рынков и государства

январь
2020 г.

Верховный суд Антимонопольный комитет
 

  1.  

Создание системной подготовки и переподготовки кадров в области антимонопольного регулирования.

1. Организация специальных курсов и организация направлений магистратуры по конкурентной политике и праву в ведущих ВУЗах страны (УМЭД, ТГЮУ, ТГЭУ, Вестминстерский университет и др.).

2. Внедрение в программу обучения Академии государственного управления специальных курсов по антимонопольной политике

Повышение навыков специалистов антимонопольного органа и его обеспечение квалифицированным кадровым ресурсом

 

сентябрь
2020 г.

 

 

 

март

2020 г.

Минвуз

Антимонопольный комитет,

 

 

АГУ
Антимонопольный
комитет

II. Снижение регуляторной нагрузки и упрощение доступа на товарные, финансовые и цифровые рынки

  1.  

Снижение негативного воздействия нормативно-правовых актов (НПА) на конкуренцию.

1. Разработка и утверждение Методики оценки воздействия актов законодательства на конкуренцию.

2. Проведение оценки воздействия нормативно-правовых актов по принципу ex-ante и ex-post.

3. Проведение комплексной антимонопольной «ревизии» нормативно-правовой базы - очистки от антиконкурентных норм с использованием метода «гильотины» не менее чем 3 тыс. нормативно-правовых и 20 тыс. документов технического регулирования.

4. Пересмотр действующих видов лицензий и разрешительных документов
и их сокращение на 30%.

Снижение количества НПА, негативно воздействующих на конкуренцию.

 

апрель
2019 г.

 

2019-2023 гг.

 

 

 

июнь 2019-май 2020 гг.

 

 

 

август
2020 г.

Антимонопольный комитет,

Министерство юстиции

  1.  

Упрощение доступа на товарные и финансовые рынки

Разработка программ развития конкуренции по ключевым товарным и финансовым рынкам, в т.ч.:

банковском секторе;

услуг телекоммуникаций (интернет, мобильная связь);

 

услуг пенсионных фондов;

 

в производстве нефтепродуктов;

 

в сфере производства химических и минеральных удобрений;

продовольственных товаров.

Упрощение доступа на рынки, в том числе недискриминационного доступа к инфраструктуре, и устранение регуляторных барьеров.

Устранение антиконкурентных действий субъектов на рынке.

Обеспечение обоснованности цен на товары и их оптимизация.

Повышение степени удовлетворенности потребителей.

август
2019 г.

 

 

 

Центральный банк

 

Мининфоком

 

Министерство финасов

 

Минэнерго

 

Минэнерго

Минэкономпром

  1.  

Упрощение доступа на цифровые рынки и создание эффективных инструментов их антимонопольного регулирования

1. Внедрение в законодательство о конкуренции понятия «цифровые рынки», определение их товарных границ и методов антимонопольного регулирования.

2. Разработка порядка анализа цифровых рынков.

 

3. Утверждение антимонопольных правил торговли посредством электронной коммерции.

 

4. Создание цифровой платформы на основе концепции RegTech (регуляторные технологии, позволяющие более быстрое и эффективное выполнение требований законодательства о конкуренции участниками цифровых рынков) в целях антимонопольного регулирования.

5. Создание «регуляторных песочниц» на новых рынках высокотехнологичных отраслей и финансовых технологий (fintech).

Усиление конкуренции на цифровых рынках, обеспечение защиты прав потребителей, повышение качества услуг, рост количества участников цифровых рынков и удовлетворенности потребителей, использующих электронную коммерцию.

март
2020 г.

 

 

 

июнь
2020 г.

 

сентябрь
2020 г.

 

январь
2021 г.

 

 

 

 

 

2020 г.

Антимонопольный комитет

НАПУ
Мининфоком

 

  1. 7

Внедрение новых эффективных альтернативных механизмов государственного регулирования.

Разработка проекта Закона «О саморегулируемых организациях»

Кардинального сокращения участия государства в экономике

2021 г.

Минэкономпром,

отраслевые регуляторы

 

III. Снижение степени государственного участия в экономике и упорядочение представления государственной помощи

  1.  

Переход от отраслевого управления к «управлению рынками»

 

Повышение ответственности государственных органов за развитие конкуренции путем внесения изменений в положения государственных органов с включением прямых функциональных обязанностей по развитию конкуренции в вверенных им отраслях, товарных и финансовых рынках

Рост количества представителей частного сектора, снижение цен для конечных потребителей, повышение качества услуг

сентябрь
2019 г.

Кабинет Министров

Министерство юстиции

  1.  

Введение проконкурентного механизма при создании государственных предприятий

1. Внедрение механизма установления цели участия государства в экономике и переход на принцип «желтых страниц» при создании государственных предприятий.

 

2. Внедрение механизма выдачи согласия антимонопольного органа при создании предприятий с участием государства.

Улучшение состояния конкуренции на рынках, увеличение количества субъектов бизнеса, повышение качества товаров и услуг для потребителей.

сентябрь
2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

Антимонопольный комитет

Агентство по управлению государственными активами

  1.  

Сокращение количества государственных унитарных предприятий и хозяйствующих субъектов подконтрольных государственным компаниям.

 

1. Инвентаризация и изучение деятельности государственных унитарных предприятий и хозяйствующих субъектов, аффилированных с крупными госкомпаниями и субъектами естественных монополиях, которые неэффективно конкурируют и негативно влияют на конкуренцию на рынках.

 

2. Разработка «Дорожной карты» по преобразованию государственных унитарных предприятий в иные организационно-правовые формы и выделении из состава крупных хозяйственных объединений в качестве отдельных субъектов.

Снижение количества хозяйствующих субъектов с участием государства, улучшение состояния конкуренции на рынках

сентябрь
2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

октябрь
2019 г.

 

 

 

 

 

Антимонопольный комитет,

Агентство по управлению государственными активами

 

  1.  

Уменьшение доли государства и крупных предприятий путем привлечения инвестиций.

1. Подготовка крупных государственных предприятий и акционерных обществ к публичному размещению.

 

2. Переход к международным стандартам корпоративного управления и финансовой отчетности в государственных предприятиях.

 

3. Повышение уровня транспарентности деятельности государственных предприятий путем регулярной публикации финансовых отчетов и информации о деятельности, в том числе на иностранных языках.

Повышение информированности о деятельности государственных предприятий.

Повышение инвестиционной привлекательности.

 

 

2019-2021 гг.

Агентство по управлению государственными активами,
Минфин,
Минэкономпром,

Антимонопольный комитет

  1.  

Развитие конкурентной среды и вовлечение частного сектора в отдельные сферы, где хозяйственные функции выполняют государственные органы

Разработка программы по передаче отдельных государственных функций в частный сектор с внедрением системы аккредитации и обязательного страхования ответственности участников рынка, в сферах:

технического надзора в строительстве;

стандартизации и метрологии;

выполнения кадастровых работ.

Рост количества представителей частного сектора, повышение качества услуг и снижение стоимости

октябрь
2019 г.

– июнь 2020 г.

 

 

 

 

 

Министерство строительства

Агентство «Узстандарт»

Госкомгеодезкадстр

 

Повышение эффективности государственной помощи

1. Внедрение в законодательство о конкуренции понятия «государственная помощь»;

2. Выработка механизмов установления обоснованности при представлении льгот и преференций.

 

сентябрь
2019 г.

 

Антимонопольный комитет

  1.  

Проведение анализа по выявлению рыночных искажений и негативных последствий для конкуренции от представления льгот и преференций.

 

1. Изучение эффективности льгот и преференций в таких отраслях, как:

промышленные зоны;

телекоммуникации;

производство автомобилей;

электротехническая промышленность;

сельскохозяйственного машиностроения;

производство масложировой продукции.

2. Внесение предложений по оптимизации (отмене) льгот и преференций, представленных отдельным отраслям.

Количественная оценка чистых потерь государственного бюджета, субъектов предпринимательства и потребителей.

 

май-ноябрь
2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

январь

2020 года

Антимонопольный комитет,

Минэкономпром, ГНК,

ГТК

 

  1.  

Проведение анализа воздействия импортных и экспортных пошлин на конкурентоспособность отечественных производителей и на конкуренцию на рынках.

1. Изучение взимаемых пошлин при импорте и экспорте продукции.

2. Подготовка предложений по отмене или введению пошлин на продукцию.

Обеспечение конкуренции на товарных и финансовых рынках, устранение барьеров

2019-2020 гг.

Антимонопольный комитет,

ГТК,

Госкомстат

 

IV. Разумное государственное регулирование цен (тарифов)

  1.  

Полноценный переход на рыночные механизмы формирования цен (тарифов) на конкурентных товарных и финансовых рынках

1. Пересмотр постановления Правительства № 249 от 30 марта 2018 г., в части оптимизации государственного ценового регулирования (декларирование, утверждение, установление фиксированных или предельных цен (тарифов), регулирующего коэффициента, наценок и предельного уровня рентабельности и другие методы ценового регулирования);

2. Разработка новой модели мониторинга за применением регулируемых цен.

Установление справедливых рыночных цен, основанных на экономической целесообразности, интересах потребителей, стимулировании снижения издержек и эффективном уровне окупаемости для хозяйствующих субъектов.

январь
2020 г.

 

 

 

 

 

 

ноябрь
2019 г.

Минфин Антимонопольный комитет

 

 

 

 

 

 

Антимонопольный комитет

  1.  

Пересмотр подходов и методов ценообразования субъектов естественных монополий.

1. Внедрение рыночных прогрессивных механизмов ценообразования (метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала (Regulatory Asset Base), метод сравнительного анализа и др.) создающих эффект конкурентной мотивации у субъектов естественных монополий мотивации.

Устранение рыночных искажений, связанных с установлением неэффективных нерыночных цен.

 

май-декабрь
2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

Минфин Антимонопольный комитет

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

Совершенствование порядка формирования договорных цен в сфере строительства.

1. Пересмотр механизма определения уровня прочих затрат подрядных организаций при определении стартовой стоимости объектов, реализуемых за счет централизованных инвестиций.

2. Утверждение сметных ресурсных норм на строительные работы.

Недопущение искусственного роста стоимости строительства

сентябрь
2019 г.

 

 

 

 

 

 

Министерство строительства,

Минфин,

Минэкономпром

 

 

V. Устранение барьеров для перехода сфер естественных монополий
 из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка

  1.  

Пересмотр критериев отнесения к естественным монополиям и кардинальное сокращение их сфер

1.Слияние Закона «О конкуренции» и «О естественных монополиях».

2. Проведение изучения деятельности и функционирования субъектов естественных монополий, в том числе на смежных рынках на предмет возможности создания на рынках конкурентных условий.

Обеспечение доступа частного сектора в сферы естественных монополий, в том числе смежные рынки.

сентябрь
2019 г.

май-декабрь

2019 г.

 

Антимонопольный комитет

  1.  

Обеспечение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и недискриминационного доступа к их инфраструктуре

1. Инвентаризация типовых и других договоров субъектов естественных монополий.

2. Усиление механизма ответственности за необоснованный отказ от подключения (присоединения) к инфраструктуре естественных монополий.

Повышение качества услуг естественных монополий, усиление прав предпринимателей во взаимоотношениях с субъектами естественных монополий

январь-август
2020 г.

Антимонопольный комитет

  1.  

Развитие конкуренции в сфере электроэнергетики

1. Утверждение «Дорожной карты» по передаче функций генерации и сбыта электроэнергии в частный сектор.

2. Утверждение Программы по поэтапному формированию оптового рынка электроэнергии.

Повышение качества услуг естественных монополий, модернизация генерирующих мощностей

Формирование оптовых цен на электроэнергии по принципу биржевых торгов.

октябрь
2019 г.

 

сентябрь

2020 г.

Минэнергетики,

Антимонопольный комитет

  1.  

Развитие конкуренции на рынке газоснабжения

Утверждение программы по обеспечению доступа частному сектору на рынок газоснабжения на конкурентной основе.

Повышение качества услуг, модернизация инфраструктуры

март

2020 г.

Минэнергетики,

Антимонопольный комитет

  1.  

Развитие конкуренции в сфере железнодорожного транспорта

Разработка программы развития конкуренции на рынке перевозок железнодорожным транспортом, предусматривающую:

создание условий для развития рынка частных железнодорожных перевозок путем разделения функций по осуществлению перевозок и содержанию инфраструктуры железных дорог;

принятие нормативно-правового акта об основах регулирования деятельности операторов подвижного состава и их взаимодействии с перевозчиками;

разработку методики расчета тарифа на комбинированные перевозки (с использованием по маршруту различных типов локомотивов, либо локомотивов различных перевозчиков);

обеспечение равного доступа операторов подвижного состава и перевозчиков к услугам инфраструктуры;

обеспечение равных условий технологического присоединения путей необщего пользования к путям общего пользования;

организация «биржи» вагонов по обмену вагонами, что позволит выстроить более эффективную логистику перевозок.

Повышение качества услуг, снижение цен, модернизация инфраструктуры

март

2020 г.

Минтранспорта,

Антимонопольный комитет

  1.  

Развитие конкуренции в сфере воздушного транспорта

  1. Утверждение программы введения режима «открытое небо» на всей территории республики;
  2. Утверждение программы создания национальных перевозчиков-лоукостеров.
  3. Утверждение программы обеспечения доступа субъектам частного сектора к оказанию различных услуг на рынке воздушных перевозок.

Повышение качества услуг, снижение цен, модернизация инфраструктуры

сентябрь
2019 г.

 

январь

2020 г.

 

октябрь

2019 г.

 

Минтранспорта,

Антимонопольный комитет

VI. Усиление методов борьбы с «картельными» соглашениями

  1.  

Повышение эффективности методов борьбы с «картельными» соглашениями

Пересмотр мер воздействия и штрафных санкций за нарушение законодательства о конкуренции в части «картельных» соглашений и сговоров и внесение изменений в Закон «О конкуренции»

Повышение ответственности субъектов рынка и сокращение нарушений законодательства о конкуренции.

сентябрь
2019 г.

Антимонопольный комитет

 

  1.  

Усиление координации совместных мер с правоохранительными органами по выявлению «картельных» соглашений

Заключение соглашений с правоохранительными органами о противодействии «картельным» соглашениям и сговорам

Повышение ответственности субъектов рынка, снижение количества сговоров и ущерба потребителям и обществу

октябрь
2019 г.

Антимонопольный комитет,

Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной
прокуратуре,

МВД

  1.  

Улучшение аналитических инструментов по «детекции» «картельных» соглашений и сговоров

Разработка нового механизма постоянного отслеживания уровня цен на социально значимые и монопольные виды товаров и услуг

Повышение эффективности по оперативному выявлению «картелей» и сговоров

январь
2020 г.

Антимонопольный комитет,

ГНК

  1.  

Формирование в обществе нетерпимого отношения к любым проявлениям сговоров и «картельных соглашений»

1. Разработка социальной кампании против «картелей» с широким вовлечением СМИ и общественности;

2. Принятие мер повышения эффективности программы «снисхождения» в целях выявления «картельных» соглашений.

Повышение информирования со стороны общественности о случаях сговоров и «картельных» соглашений

октябрь
2019 г. -

май 2020 г.

Антимонопольный комитет,

НТРК

VII. Усиление защиты прав интеллектуальной собственности и стимулирование добросовестного ведения бизнеса

  1.  

Совершенствование законодательства в области интеллектуальной собственности.

1. Внесение изменений в законодательство в части усиления мер ответственности за недобросовестную конкуренцию.

2. Внедрение нового механизма взаимодействия с Агентством по интеллектуальной собственности с использованием информационных технологий.

Совершенствование порядка регистрации товарных знаков и промышленных образцов.

сентябрь
2019 г.

 

апрель
2020 г.

 

Антимонопольный комитет

Агентство по интеллектуальной собственности,

 

  1.  

Совершенствование механизмов пресечения и выявления фактов недобросовестной конкуренции.

1. Формирование при антимонопольном органе экспертной комиссии по оценке сходства продукции, состоящих их практикующих юристов, патентных поверенных и экспертов Агентства по интеллектуальной собственности.

2. Проведение мониторинга торговых комплексов, рекламной продукции, вывесок коммерческих объектов на предмет выявления незаконного использования товарных знаков.

Повышение качетсва рассмотрения фактов недобросовестной конкуренции, сокращение заявлений по фактам недобросовестной конкуренции.

август

2019 г.

 

 

 

2019-2023 гг.

Антимонопольный комитет,

Агентство по интеллектуальной собственности

 

Антимонопольный комитет

Агентство по интеллектуальной собственности,

ТПП,

VIII. Обеспечение прозрачности и равных условий для всех участников государственных закупок
и доступа к сырью и материалам через биржевые торги

  1.  

Совершенствование антимонопольного регулирования в сфере государственных закупок.

1. Внесение изменений в Закон «О государственных закупках» по ограничению количества представителей заказчиков и требований к аффилированности участников в целях предотвращения согласованных действий в ходе процедур государственных закупок.

2. Утверждение порядка выявления нарушений законодательства о конкуренции в ходе тендерных торгов.

Увеличение доли государственных закупок, участниками которых являются субъекты малого бизнеса и обеспечение конкурентности процедур государственных закупок

сентябрь
2019 г.

 

 

 

 

 

январь
2020 г.

Антимонопольный комитет,
Минфин,

 

  1.  

Совершенствование механизма биржевых торгов и расширение номенклатуры товаров для  биржевых торгов.

1. Утверждение Порядка мониторинга за выставлением высоколиквидных и монопольных видов товаров путем электронизации процесса.

2. Утверждение порядка предотвращения ценовых манипуляций в процессе биржевых торгов и антимонопольного реагирования в период высокого спроса.

Увеличение объемов реализации высоколиквидных и монопольных видов товаров.

Повышение степени удовлетворенности хозяйствующих субъектов уровнем доступа к сырью и материалам.

октябрь
2019 г.

Антимонопольный комитет,

Миниэкономпром

  1.  

Обеспечение конкуренции в процессе оптовой и розничной торговли

Внедрение антимонопольных требований к розничной и оптовой торговле в законодательство о конкуренции

Повышение степени удовлетворенности потребителей.

Недопущение дискриминационного доступа в розничные сети для субъектов малого бизнеса

октябрь

2019г.

Антимонопольный комитет,

Миниэкономпром

IX. Обеспечение открытости деятельности антимонопольного органа и формирование в обществе культуры конкуренции
и нетерпимости к любым проявлениям антиконкурентных действий

  1.  

Создание системной подготовки и переподготовки кадров в области антимонопольного регулирования.

Внедрение специальных курсов и организация направлений магистратуры по конкурентной политике и праву в ведущих ВУЗах страны (УМЭД, ТГЮУ, ТГЭУ, Вестминстерский университет и др.).

Повышение грамотности работников Антимонопольного комитета.

2019-2021 гг.

Антимонопольный комитет,

Минвуз

  1.  

Усиление взаимодействия с общественными организациями, экспертными и бизнес- сообществами в целях их вовлечения в работу по обеспечению здоровой конкурентной среды.

1. Создание дискуссионной платформы «Конкуренция 4.0.».

2. Создание Экспертного совета по содействию развитию конкуренции;

 

Повышение уровня участия бизнеса, экспертного сообщества и качества общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов на предмет их воздействия на конкуренцию и выработку предложений, направленных на улучшение конкурентной среды.

август

2019 г.

Антимонопольный комитет,

ТПП

  1.  

Формирование в обществе культуры конкуренции и нетерпимости к любым проявлениям антиконкурентных действий

Создание негосударственных организаций по содействию развитию конкуренции

Формирование единой позиции в обществе по вопросам развития конкуренции, совершенствования антимонопольного регулирования.

2020 - 2023 гг.

Антимонопольный комитет,

НИМФАГО,

Минюст,

ТПП

Приложение №3
к Указу Президента
Республики Узбекистан
от___________№УП-__________

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Стратегии развития конкуренции
на товарных и финансовых рынках на период 2019-2023 годов

Индикатор

Исходный уровень
(
2017 и 2018 гг.)

Целевой показатель
(2023 г.)

Ответственный орган

  1.  

Доля малого бизнеса в ВВП

54,9 %

57,9%

Минэкономпром

  1.  

Чистый приток прямых иностранных инвестиций к ВВП
(по данным Всемирного банка)

0,5 -1%

4%

Мининвествнешторг

  1.  

Показатель Индикатора свободы инвестиционной деятельности Индекса экономической свободы

10 из 100

70 из 100

Мининвествнешторг

  1.  

Количество предприятий-монополистов (в т.ч. субъектов естественных монополий)

236

снижение на 25%

Антимонопольный комитет

  1.  

Количество государственных унитарных предприятий

1 414

700

Агентство по управлению государственными активами

  1.  

Количество участников на товарных, финансовых рынках и цифровых рынков

323 тыс.

рост на 20%

Минэкономпром

  1.  

Количество нарушений законодательства о конкуренции

815

снижение на 50%

Антимонопольный комитет

  1.  

Количество участников процедур государственных закупок

9,0 тыс.

рост на 30%

Министерство финансов

  1.  

Доля монопольной продукции, выставляемой на биржевые торги

65%

80%

Антимонопольный комитет

  1.  

Доля участия государства в банковском секторе

83%

50 %

Центральный банк

  1.  

Уровень внедрения системы антимонопольного комплаенса

0

80%

Антимонопольный комитет

  1.  

Количество проектов нормативно-правовых актов прошедших оценку воздействия актов законодательства на конкуренцию

0

не менее 100

Антимонопольный комитет

  1.  

Участие в Индексе глобальной конкурентоспособности

-

участие

Мининвествнешторг

Умумий таклифлар

1752