ID Муаллиф Муҳокамага чиқариш санаси Якунланиш санаси Таклифлар сони
2553 Министерство экономики и промышленности Республики Узбекистан 26/02/2019 13/03/2019 122

Муҳокама якунланди

Ўзбекистон Республикасининг қонуни
О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения
ID-2553

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего закона является создание правовых основ для дальнейшего развития института частной собственности, вовлечения земельных участков несельскохозяйственного назначения в гражданский оборот и обеспечения их эффективного использования, расширения инвестиционных возможностей субъектов предпринимательства.

Статья 2. Законодательство Республики Узбекистан о приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения

Законодательство Республики Узбекистан о приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения состоит из настоящего Закона и других законодательных актов Республики Узбекистан.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

приватизация земельных участков – возмездное отчуждение земельного участка, находящегося в публичной собственности в собственность физических и (или) негосударственных юридических лиц;

земельный участок несельскохозяйственного назначения –земельный участок, не предоставленный для нужд сельского хозяйства или не предназначенный для этих целей;

свободный земельный участок несельскохозяйственного назначения – земельный участок несельскохозяйственного назначения, на котором не расположены здания и сооружения и не обремененный какими-либо обязательствами или запретами;

объект недвижимости – здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;

выкупной платеж – денежные средства в национальной валюте, уплачиваемые физическим или юридическим лицом за приватизируемый земельный участок;

урбанизация – процесс повышения роли городов, городской культуры в развитии общества, характеризующийся увеличением численности городского населения по сравнению с сельским, а также увеличением числа городов и их укрупнением;

электронный онлайн-аукцион – способ электронных торгов в форме аукциона, при котором земельные участки реализуются на «E-IJRO AUKSION» во всемирной сети Интернет на основе равного доступа к ним потенциальных покупателей.

Статья 4. Основные принципы приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения

Основными принципами приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения являются:

добровольность;

возмездный характер;

единство приватизируемых земельных участков и связанных с ними объектов недвижимости;

открытость деятельности органов государственной власти и управления в процессе приватизации земельных участков.

Статья 5. Право частной собственности на земельный участок несельскохозяйственного назначения

Право частной собственности на земельный участок несельскохозяйственного назначения возникает в результате его приватизации с момента полной оплаты (выкупа) стоимости земельного участка.

Право частной собственности на приватизированный земельный участок удостоверяется государственным приватизационным ордером и подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

Статья 6. Объекты приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения

Объектами приватизации являются:

земельные участки, на которых расположены принадлежащие юридическим лицам на праве собственности или приватизируемые ими здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры, а также прилегающие к ним земельные участки, в размерах, необходимых для осуществления производственной деятельности, право пользования или владения которыми зарегистрировано в установленном порядке;

земельные участки, предоставленные гражданам Республики Узбекистан для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома, право пожизненного наследуемого владения которыми зарегистрировано в установленном порядке;

свободные земельные участки несельскохозяйственного назначения;

территории с жилыми домами, непригодными для проживания, предоставленные Фонду развития урбанизации при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан.

Приватизации не подлежат земельные участки несельскохозяйственного назначения:

на территории которых расположены объекты государственной собственности, не подлежащие приватизации и (или) предприятия, в уставном фонде которых имеется доля иностранного капитала в размере 50 и более процентов;

входящие в состав земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также земли лесного и водного фонда, в том числе прибрежные зоны каналов и других водных объектов;

в отношении которых ведется судебное разбирательство, до вступления в силу соответствующего решения.

Статья 7. Субъекты приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения

Субъектами приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения могут быть физические лица – граждане Республики Узбекистан и юридические лица – резиденты Республики Узбекистан.

Не могут иметь право частной собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица – резиденты Республики Узбекистан с долей иностранного капитала в уставном фонде 50 и более процентов.

Статья 8. Права собственников приватизированных земельных участков несельскохозяйственного назначения

Собственники приватизированного земельного участка имеют право:

владеть, пользоваться и распоряжаться приватизированным земельным участком, не нарушая права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц, государства;

самостоятельно хозяйствовать на приватизированном земельном участке;

в установленном порядке возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, осуществлять их перестройку и снос в соответствии с проектной документацией;

использовать приватизированный земельный участок в качестве предмета залога;

вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества;

предоставлять земельный участок в аренду;

на возмещение стоимости и причиненных убытков (включая упущенную выгоду), в случае изъятия приватизированного земельного участка для общественных и государственных нужд.

В соответствии с законодательством собственники приватизированного земельного участка могут иметь и другие права.

Статья 9. Обязанности собственников приватизированных земельных участков несельскохозяйственного назначения

Собственники приватизированного земельного участка обязаны:

соблюдать при использовании земельного участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

возмещать в установленном порядке причиненный ущерб другим собственникам земельных участков;

обеспечивать предоставление сервитутов в порядке, предусмотренном законодательством;

выполнять иные требования, предусмотренные законодательством.

Статья 10. Гарантии прав частных собственников на земельные участки несельскохозяйственного назначения

Приватизированные земельные участки являются частной собственностью (объектами гражданского оборота) и неприкосновенны.

Право частной собственности на приватизированный земельный участок, зарегистрированное в установленном порядке, защищается государством в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников».

Изъятие земельного участка и связанных с ним объектов недвижимости, находящихся в частной собственности, в случаях национализации и реквизиции осуществляется только при условии полного возмещения собственнику их стоимости, а также убытков, причиненных собственнику в связи с таким изъятием.

Статья 11. Прекращение права частной собственности на приватизированные земельные участки несельскохозяйственного назначения

Право частной собственности на приватизированные земельные участки прекращается в случаях:

конфискации земельных участков по решению суда;

изъятия земельного участка для государственных и общественных нужд в случаях, установленных настоящим Законом;

обращения взыскания на земельный участок на основании решения суда и (или) исполнительных документов.

Статья 12. Особые случаи прекращения права частной собственности на земельные участки

Особые случаи прекращения права частной собственности на земельные участки возникают при:

прекращении гражданства Республики Узбекистан физическим лицом, имеющим в частной собственности земельные участки несельскохозяйственного назначения;

доведении доли иностранного капитала в уставном фонде юридического лица, имеющего в частной собственности земельные участки несельскохозяйственного назначения, до 50 и более процентов;

В случаях, предусмотренных в части первой настоящей статьи, собственник по истечении шести месяцев со дня возникновения особого случая утрачивает право частной собственности с сохранением за ним права пользования и (или) владения земельным участком и последующей компенсацией расходов, связанных с его приватизацией, за исключением расходов, связанных с оформлением кадастровой документации и государственной регистрации права на земельный участок.

Статья 13. Изъятие приватизированного земельного участка

Изъятие приватизированного земельного участка либо его части для государственных и общественных нужд допускается исключительно в следующих целях:

предоставление их для нужд обороны и государственной безопасности; обнаружение и разработка месторождений полезных ископаемых;

реализация градостроительной документации по планированию развития и застройки территорий в части организации функционального зонирования территории населенного пункта;

строительство крупных градообразующих объектов, учтенных градостроительной документацией, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами и решениями Президента Республики Узбекистан.

Изъятие приватизированного земельного участка либо его части производится по решению органов государственной власти на местах или Кабинета Министров Республики Узбекистан в порядке, установленным законодательством.

Изъятие приватизированного земельного участка в целях, не предусмотренных настоящей статьей, считается незаконным и может быть обжаловано в судебном порядке. Запрещается осуществление сделок, влияющих на статус оспариваемого земельного участка, до вступления в законную силу решения суда.

Статья 14. Формы приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения

Приватизация земельных участков несельскохозяйственного назначения может производиться в следующих формах:

выкуп юридическими и физическими лицами земельных участков, находящихся на правах постоянного пользования либо пожизненного наследуемого владения;

продажа земельных участков через электронный онлайн-аукцион.

Глава 2. Уполномоченные органы в сфере приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения

Статья 15. Кабинет Министров Республики Узбекистан

Кабинет Министров Республики Узбекистан в сфере приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения:

проводит единую государственную политику в области приватизации земельных участков;

определяет условия и порядок приватизации земельных участков;

устанавливает порядок определения рыночной стоимости приватизируемых земельных участков;

регулирует отношения в сфере приватизации земельных участков в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 16. Органы государственной власти на местах

Органы государственной власти на местах в сфере приватизации земельных участков, несельскохозяйственного назначения:

организуют проведение инвентаризации земельных участков, территорий с жилыми домами, непригодными для проживания, а также неиспользуемых или неэффективно используемых зданий и сооружений;

утверждают перечни свободных земельных участков, выставляемых на электронный аукцион;

формируют документы, необходимые для принятия решений о приватизации земельных участков;

принимают решения о приватизации земельных участков.

Статья 17. Агентство урбанизации при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан

Агентство урбанизации при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан в сфере приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения:

осуществляет контроль за инвентаризацией и формированием реестра свободных земельных участков;

осуществляет продажу земельных участков через электронный онлайн-аукцион;

аккумулирует в Фонде по развитию урбанизации при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан все средства, поступающие от приватизации земельных участков, с последующим целевым использованием на развитие процессов урбанизации.

Статья 18. Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан

Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан в сфере приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения:

обеспечивает организацию открытого и прозрачного механизма приватизации земельных участков;

направляет в Фонд по развитию урбанизации при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан поступления от приватизации земельных участков, на территории которых расположены объекты недвижимости;

осуществляет сбор и анализ информации от всех уполномоченных органов по приватизированным земельным участкам.

Статья 19. Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру

Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру в сфере приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения:

осуществляет землеустройство и инвентаризацию земельных участков;

составляет карты и зоны земельных участков;

ведет реестр свободных земельных участков;

определяет площадь и границы приватизируемых земельных участков;

подготавливает материалы по определению свободных земельных участков, подлежащих приватизации;

осуществляет государственную регистрацию прав на земельные участки и сделок с ними;

ведет базу данных о сведениях возникновения, перехода, ограничения и прекращения права собственности и других вещных прав на земельные участки, а также иных сделках с ними.

Статья 20. Взаимодействие органов государственной власти и управления

Органы государственной власти и управления в соответствии с требованиями настоящего Закона осуществляют взаимодействие путем предоставления доступа к базам данных в части, касающейся вопросов приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения.

Глава 3. Порядок приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения, на территории которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие юридическим и физическим лицам

Статья 21. Основание для рассмотрения вопросов приватизации земельных участков

Основанием для рассмотрения вопросов приватизации земельных участков, на территории которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие юридическим и физическим лицам, является заявление физического или юридического лица, подаваемого в органы государственной власти на местах через центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.

Статья 22. Порядок и сроки рассмотрения заявления

Для рассмотрения заявлений физических и юридических лиц при органах государственной власти на местах образуются постоянно действующие комиссии по рассмотрению вопросов приватизации из числа представителей органов по земельным ресурсам и государственному кадастру, по строительству, по экологии и охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологической службы.

Комиссии по рассмотрению вопросов приватизации в течение десяти дней со дня получения заявления рассматривают его и выдают заключение о возможности или невозможности приватизации земельного участка с мотивированным обоснованием.

При отсутствии градостроительной документации по планированию развития и застройке территорий комиссии по рассмотрению вопросов приватизации направляют заявление и копию кадастрового документа объекта недвижимости в Министерство строительства Республики Каракалпакстан, Главное управление по строительству областей и города Ташкента для получения положительного или отрицательного заключения архитектурно-градостроительного совета при Министерстве строительства Республики Каракалпакстан, Главном управлении по строительству областей и города Ташкента.

Статья 23. Решение о приватизации

Решение о приватизации земельных участков принимается органами государственной власти на местах в течение пяти рабочих дней на основании положительного заключения комиссии по рассмотрению вопросов приватизации.

Статья 24. Стоимость приватизируемых земельных участков несельскохозяйственного назначения

Стоимость приватизируемых земельных участков на территории которых расположены здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры, принадлежащие юридическим и физическим лицам, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 25. Выкупной платеж

Внесение выкупного платежа за приватизируемый земельный участок производится единовременно в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о приватизации.

В случае невнесения выкупного платежа в установленный срок, решение о приватизации земельного участка утрачивает свою силу.

Глава 4. Порядок приватизации свободных земельных участков несельскохозяйственного назначения

Статья 26. Определение свободных земельных участков, подлежащих приватизации

Свободные земельные участки несельскохозяйственного назначения, подлежащие приватизации для целей урбанизации, определяются Агентством урбанизации при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и территорий.

Статья 27. Приватизация свободных земельных участков

Приватизация свободных земельных участков осуществляется посредством электронного онлайн-аукциона через единую электронную торговую площадку «E-IJRO AUKSION».

Статья 28. Подача заявления

Заявление на выставление свободных земельных участков на электронный онлайн-аукцион подается Агентством урбанизации при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан
на основе формируемого Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру реестра свободных земельных участков.

Статья 29. Порядок и условия проведения электронного онлайн-аукциона

Порядок и условия проведения электронного онлайн-аукциона устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 30. Стартовая стоимость земельных участков

Стартовая стоимость земельных участков, выставляемых на электронный онлайн-аукцион, определяется равной их рыночной стоимости на момент выставления.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 31. Разрешение споров

Споры, возникшие в области приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства о приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения

Лица, виновные в нарушении законодательства о приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Статья 33. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Кабинету Министров Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 34. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 35. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 июля 2019 года.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 к проекту Закона Республики Узбекистан

«О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения»

I. Основание для разработки проекта Закона

Настоящий проект Закона разработан во исполнение пункта 2 Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации» от 10 января 2019 года №УП-5623.

II. Необходимость принятия проекта Закона

Принятие проекта Закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» обусловлено проведением реформ, направленных на либерализацию экономики, рынков земли и капитала, а также устранением коллизий и совершенствованием земельного законодательства.

Передача земельных участков несельскохозяйственного назначения в частную собственность, развитие активно функционирующего земельного рынка являются стержневыми элементами рыночных и важнейшими факторами структурных преобразований.

Отсутствие прав частной собственности на землю препятствует быстрому росту рынка недвижимости в виду отсутствия правовых гарантий их владельцам. В этой ситуации государство, как монопольный владелец земли, имеет право в любое время истребовать земельный участок для государственных либо общественных нужд.

Кроме того, несмотря на принятие мер по совершенствованию вопросов приватизации и земельных отношений, в законодательной базе Республики Узбекистан отсутствует отдельный Закон, определяющий правовые основы приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения.

В этой связи дальнейшее развитие частной собственности, вовлечение земельных участков несельскохозяйственного назначения в гражданский оборот и обеспечение их эффективного использования, расширение инвестиционных возможностей субъектов предпринимательства определяют необходимость разработки проекта Закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения».

III. Содержание проекта Закона

Проект Закона состоит из 5 глав и 35 статей и направлен на дальнейшее развитие частной собственности, расширение инвестиционных возможностей субъектов предпринимательства путем вовлечения земельных участков несельскохозяйственного назначения в гражданский оборот и обеспечения ее эффективного использования.

Проектом документа законодательно закрепляется понятие земельного участка несельскохозяйственного назначения, устанавливаются принципы приватизации земельных участков и определяется перечень участков, не подлежащих приватизации. Кроме того, учитывая, что земля является общенациональным богатством, проектом предусматривается установление ограничений в приобретении земельных участков иностранным гражданам, лицам без гражданства и юридическим лицам – нерезидентам Республики Узбекистан.

Проектом закона также определяются особые случаи прекращения права частной собственности на земельные участки и исключительные случаи изъятия земельных участков и связанных с ними объектов недвижимости, а также гарантируется возмещение стоимости и убытков (включая упущенную выгоду), причиненных собственнику в связи с таким изъятием.

Вместе с тем, законопроектом определяются круг уполномоченных органов, их компетенции и взаимодействие в сфере приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения. Также, устанавливаются правовые основы порядка приватизации земельных участков в зависимости от вида земельного участка и его целевого назначения.

Умумий таклифлар

7020