ID Муаллиф Муҳокамага чиқариш санаси Якунланиш санаси Таклифлар сони
1334 Министерство экономики и промышленности Республики Узбекистан 30/11/2018 15/12/2018 6

Муҳокама якунланди

Ўзбекистон Республикаси Президентининг Қарори
О мерах по дальнейшему сокращению роли государства в экономике
ID-1334

В рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, в стране проводятся реформы, направленные на последовательное снижение роли государства в экономике, создание наиболее благоприятных условий для расширения деятельности субъектов частного сектора.

Одним из основных направлений в устранении административных барьеров, а также излишних бюрократических процедур при ведении бизнеса, последовательного укрепления на системной основе рыночных и правовых механизмов защиты и гарантий неприкосновенности частной собственности, является сокращение лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, передача функций по выдаче лицензий и документов разрешительного характера от вышестоящих органов государственного управления соответствующим государственным органам, а также органам государственной власти на местах.

Вместе с тем, на практике все ещё сохраняются системные проблемы по ряду направлений, что препятствует эффективной реализации государственной политики по созданию благоприятного инвестиционного климата и деловой среды, ускоренному развитию сферы предпринимательства. В частности,

во-первых, в предпринимательской деятельности все еще сохраняется значительное количество государственных и контрольных функций 175 акционерных обществ и 1405 Государственных унитарных предприятий, ограничивающих возможности роста бизнеса, которые могут осуществляться негосударственными организациями;

во-вторых, отдельные государственные органы не заинтересованы в создании надлежащих условий для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе путем передачи их функций частному сектору;

в-третьих, наличие предприятий в сферах экономики с государственной долей 50 и более процентов становится серьезным препятствием для полноценного развития конкурентной среды, создания равных условий для всех субъектов предпринимательства и благоприятного инвестиционного климата;

в-четвертых, избыточное участие государства в экономике приводит к ограничению конкуренции, формированию монополий на рынках и снижению инициативности частного сектора;

в-пятых, не обеспечиваются на надлежащем уровне права субъектов частного предпринимательства в отношениях с субъектами естественных монополий, а также не принимаются меры выделения из сферы их деятельности отдельных видов работ, которые могут быть произведены субъектами частного предпринимательства.

В целях кардинального сокращения роли государства в экономике, развития частного сектора, улучшения инвестиционного климата и деловой среды в республике, а также реализации положений Концепции административной реформы:

1. Принять к сведению, что:

а) в рамках подготовки с Всемирным банком проекта по институциональному развитию предусматривается реализация компонента «Создание условий по реструктуризации предприятий с государственной долей и их вовлечению в глобальную экономику», в том числе предусматривающей:

совершенствование нормативно-правовой базы деятельности и реструктуризации предприятий с государственной долей;

оценку текущего состояния и выработку стратегии реструктуризации предприятий с государственной долей;

создание системы мониторинга деятельности предприятий с государственной долей, обеспечения их открытости и прозрачности.

б) в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 июля 2018 года №534 «О мерах по привлечению авторитетных международных экспертов при разработке и реализации долгосрочных программ реформирования ключевых отраслей экономики» совместно с Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским банком развития и Международной финансовой корпорацией, ведущими консалтинговыми компаниями «Бостон консалтинг групп» и «МакКинзи» предусматривается разработка в 2018-2019 гг. мероприятий по стратегическому реформированию электроэнергетики, нефтегазовой сферы и других отраслей.

в) между Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям и Европейским банком реконструкции и развития подписан Меморандум о сотрудничестве по вопросам приватизации и реформирования государственных предприятий, в рамках которого предусмотрена реализация мер, направленных на сокращение участия государства и его доли в отдельных предприятиях.

2. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2019 года устанавливается запрет на создание на территории Республики Узбекистан государственных предприятий, юридических лиц и коммерческих организаций, более пятидесяти процентов акций (доли) в уставном капитале которых принадлежат государству, ведущее к ограничению конкуренции на рынке, за исключением сфер, где отсутствует иная возможность обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства, защиты интересов общества, а также содержания стратегических объектов, находящихся в государственной собственности.

3. Предоставить Министерству юстиции Республики Узбекистан право:

вносить в органы государственного управления и государственной власти на местах обязательные для рассмотрения представления об отмене или пересмотре принятых ими нормативно-правовых актов в целях сокращения государственного регулирования экономики;

совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции подавать в суд исковые заявления о ликвидации предприятия, созданного с участием государства, с нарушением установленного порядка их создания.

4. Комиссии по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан, образованной Указом Президента Республики Узбекистан от 08.09.2017 г. № УП-5185, совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Министерством финансов,  Министерством юстиции в двухмесячный срок:

критически пересмотреть задачи и функции всех акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью с участием государства, государственных унитарных предприятий и учреждений, а также ассоциаций (холдингов) в форме хозяйственного объединения;

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию их деятельности, в том числе предусмотрев передачу государственных административно-распорядительных полномочий соответствующим уполномоченным органам государственного управления.

5. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно со Счетной палатой и Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, по итогам проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий с государственной долей в уставных фондах в размере 50 процентов и более, дополнительно внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по реализации их в частную собственность, в том числе с широким применением эффективных механизмов государственно-частного партнерства.

6. Кабинету Министров Республики Узбекистан, Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок сформировать перечень государственных органов и хозяйственных объединений, требующих упразднения малоэффективных внутренних служб за счет широкого применения аутсорсинга в сферах повышения квалификации сотрудников, проведения мероприятий по организации конференций и выставок, эксплуатации и охраны зданий, транспортных услуг и других.

7. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента, органам хозяйственного управления совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции:

в месячный срок провести сплошную инвентаризацию хозяйствующих субъектов, в которых они являются учредителями (акционерами, участниками), и анализ их финансово-хозяйственной деятельности:

в срок до 1 января 2019 года внести в Кабинет Министров предложения по передаче своих долей в хозяйствующих субъектах в доверительное управление профессиональным управляющим организациям, в том числе иностранным компаниям.

8. Принять предложения Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции:

а) о передаче отдельных видов функций государственных органов субъектам частного сектора и институтам гражданского общества согласно приложению.

б) об отмене с 1 января 2019 года:

назначения государственных поверенных по управлению государственной долей в акционерных обществах с возложением их функций на членов Наблюдательных советов указанных обществ, назначаемых по государственной доле в установленном порядке;

определения решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров состава Наблюдательных советов и назначения руководителей хозяйствующих субъектов;

в) ликвидации Комиссии по повышению эффективности деятельности акционерных обществ и совершенствованию системы корпоративного управления, образованной постановлением Президента Республики Узбекистан от 31 марта 2015 года № ПП-2327 «О создании Комиссии по повышению эффективности деятельности акционерных обществ и совершенствованию системы корпоративного управления»;

9. Установить, что:

руководители хозяйствующих субъектов с долей государства свыше 50 процентов избираются исключительно на основе конкурсного отбора, в котором могут принять участие иностранные менеджеры;

в состав Наблюдательного совета хозяйствующих субъектов с долей государства свыше 50 процентов в обязательном порядке включаются независимые члены;

участие и голосование на заседаниях органов управления может осуществляться путем заполнения на интернет-сайте электронных форм бюллетеней с соблюдением требований к информационной безопасности, устанавливаемых Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.

10. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции:

в трехмесячный срок провести анализ и принять меры по реализации требований пункта 9 настоящего постановления;

совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения по выделению из сфер деятельности естественных монополий отдельных видов работ, которые могут быть произведены субъектами частного предпринимательства;

совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан в двухмесячный срок провести полное изучение типовых договоров субъектов естественных монополий на предмет выявления положений, дискриминирующих и ухудшающих условия доступа к их услугам субъектов предпринимательства и по результатам принять меры по обеспечению равных прав для участников рынка;

в срок до конца 2018 года обеспечить формирование электронной базы данных, обеспечивающей учет долей государства в хозяйствующих субъектах, мониторинг их основных финансовых и экономических показателей, начисленных и фактически выплаченных дивидендов;

наладить взаимодействие электронной базы данных и обмен информацией в режиме «онлайн» с Государственным налоговым комитетом, Министерством финансов, Государственным комитетом по статистике, органами государственной власти на местах крупнейшими предприятиями с государственной долей.

11. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок провести критическое изучение перечня государственных услуг в сфере предпринимательской деятельности и внести предложения по совершенствованию механизмов государственного контроля проведению аккредитации субъектов предпринимательства, предусмотренной настоящим постановлением, оптимизации количества разрешительных процедур, передаче функций государственных органов в частный сектор.

12. Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н.

 

Президент Республики Узбекистан                                                           Ш. Мирзиёев


ПРИЛОЖЕНИЕ 

к постановлению Президента
Республики Узбекистан

от «__» ________ 2018 года №ПП-____

 

ПЕРЕЧЕНЬ
отдельных видов функций государственных контролирующих органов, передаваемые субъектам частного сектора и институтам гражданского общества

Наименование видов государственных функций

Нормативно-правовой акт,
которым установлена процедура

Органы,
оказывающие государственные функции

Механизм
регулирования

  1.  

Оказание охранных услуг, за исключением охраны стратегических, государственных объектов

Постановление Кабинета Министров «О мерах по упорядочению занятия охранной деятельностью в Республике Узбекистан»

от 24.01.2014 г. №16

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан

Введение порядка лицензирования на осуществление данного вида деятельности

  1.  

Выдача квалификационного сертификата риэлтора

Положение о порядке выдачи квалификационного сертификата риэлтора, зарегистрированное Минюстом от 10.06.2011 г. №2236

Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции

Передача функции Ассоциации риэлторов;
с введение порядка, согласно которому вопросы аттестации согласовываются с Госкомконкуренции и проведение аттестации осуществляется с участием специалистов Госкомконкуренции

  1.  

Выдача квалификационного сертификата актуария

Приказ министра финансов от 06.09.2007 года N 82 "Об утверждении Положения о порядке выдачи квалификационного сертификата актуария"
(зарегистрирован МЮ 10.10.2007 года N 1725)

Министерство финансов Республики Узбекистан

Передача функции Ассоциации страховых организаций с
введением порядка, согласно которому вопросы аттестации согласовываются с Министерством финансов и проведение аттестации осуществляется с участием специалистов Министерства финансов

  1.  

Выдача квалификационного сертификата аудитора

Положение «О порядке выдачи квалификационного сертификата аудитора», зарегистрированное Министерством юстиции от 13 октября 2000 года за № 977

Министерство финансов

Республики Узбекистан

Передача функции Ассоциации бухгалтеров с введением порядка, согласно которому вопросы аттестации согласовываются с Министерством финансов и проведение аттестации осуществляется с участием специалистов Министерства финансов

  1.  

Определение уровня знания иностранного языка и выдачи квалификационного сертификата

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении положения о порядке определения уровня знания иностранного языка и выдачи квалификационного сертификата» от 31.12.2013 года №352

Государственный центр тестирования при Кабинете Министров

Предоставление аккредитации негосударственным организациям в Государственном центре тестирования при Кабинете Министров.

6.

Выдача свидетельства об отсутствии вируса иммунодефицита человека

Приказ Министра здравоохранения Республики Узбекистан
 «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на вирус иммунодефицита человека» (зарегистрирован Министерством юстиции от 15 мая 2014 года № 2584)

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан

Аккредитация субъектов предпринимательства в Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан

7.

Повышение квалификации частных предпринимателей и водителей, занимающихся международными грузовыми перевозками

Положение о квалификационных требованиях к работникам юридических лиц, занятым на перевозках пассажиров и грузов, и индивидуальным предпринимателям, занятым на перевозках грузов автомобильным транспортом, зарегистрированный Министерством юстиции от 05.10.2006 г. №1626

Узбекское агентство автомобильного транспорта

Деятельность по повышению квалификации частных предпринимателей и водителей, занимающихся международными грузовыми перевозками, осуществляется государственными и негосударственными образовательными учреждениями на основе учебной программы, утверждаемой Агентством «Узавтотранс»», поскольку предоставление такого права исключительно частным структурам противоречит статье 4 Закона Республики Узбекистан «Об образовании»

8.

Проведение аттестации (переаттестации) физических лиц на право совершения операций с ценными бумагами

Закон РУз «О рынке ценных бумаг»;

 Положение об аттестации (переаттестации) физических лиц на право совершения операций с ценными бумагами, зарегистрированное Минюстом

от 03.03.1999г. №660

Центр по координации и развитию рынка ценных бумаг при Госкомконкуренции РУз

Создание Ассоциации участников рынка капитала с передачей данной функцию Ассоциации, с введением порядка, согласно которому проведение и вопросы аттестации согласовываются с Центром по координации и развитию рынка ценных бумаг и проведение аттестации осуществляется с участием специалистов Центра.

9.

Лицензирование деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом, контроля за соблюдением правил перевозки грузов автомобильным транспортом, требований по обеспечению безопасности автомобильных перевозок, весогабаритных параметров, а также режима труда и отдыха водителей

Постановление Президента Республики Узбекистан 06.03.2018 года №ПП-3589 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления

автомобильным транспортом»;

 

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан 09.06.2018года N 434

«Об организационных мерах по совершенствованию системы управления автомобильным транспортом в Республике Узбекистан

Агентство «Узавтотранс»

Аккредитация субъектов предпринимательства в Агентстве «Узавтотранс»

10.

Постановка на постоянный учет автомототранспортного средства, выдача свидетельства о регистрации автомототранспортного средства

Положение «О порядке государственной регистрации автомототранспортных средств» утвержденной постановление Кабинета Министров от 31 августа 2017 года № 683

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан

Аккредитация субъектов частного сектора в МВД

11.

Выдача водительских удостоверений и свидетельств гражданам Республики Узбекистан

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 мая 2018 года № 408 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка лицензирования деятельности по оказанию негосударственных образовательных услуг в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта»

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан

Аккредитация субъектов частного сектора в МВД

12.

Сертификация отсутствия ВИЧ-инфекции

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 сентября 2017 года №714 «Об организации деятельности министерства здравоохранения Республики Узбекистан»

Приказ Министра здравоохранения Республики Узбекистан от 15 апреля 2014 года № 5 «Об утверждении правил медицинского освидетельствования на вирус иммунодефицита человека» (Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан 15 мая 2014 года Регистрационный № 2584)

 

Министерства здравоохранения Республики Узбекистан

Аккредитация субъектов частного сектора в Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан

13.

Выдача квалификационного сертификата риэлтора

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 мая 2011 года № 129 «Об утверждении положения о лицензировании риэлторской деятельности»

Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции

Аккредитация субъектов частного сектора в Госкомконкуренции

14.

Выдача разрешения потребителям использовать отопительное оборудование и тепловые сети

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 августа 2009 года № 245 «Об утверждении правил пользования электрической и тепловой энергией».

ГИ «Узгосэнергонадзор»

Введение порядка лицензирования на осуществление данного вида деятельности

15.

Выдача квалификационного сертификата налогового консультанта

Постановление Министерства Финансов Республики Узбекистан, Государственного налогового комитета Республики Узбекистан от 17 декабря 2007 года № 107, 17 декабря 2007 года № 2007-64 «Об утверждении положения о порядке выдачи, прекращения действия и аннулирования квалификационного сертификата налогового консультанта» (Зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 17 декабря 2007 года Регистрационный № 1750).

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 марта 2007 года № 55 «О мерах по развитию сферы налогового консультирования».

Министерство финансов

Республики Узбекистан

Аккредитация субъектов частного сектора в Министерстве финансов

16.

Выдача квалификационный сертификат аудитора

Положение «О порядке выдачи квалификационного сертификата аудитора» утвержденной Министерства финансов Республики Узбекистан от 25 сентября 2000 года № 68 (Зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан от 13 октября 2000 года Регистрационный № 977) 26 мая 2000 года № 78-II Закон Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» (новая редакция)

Министерство финансов

Республики Узбекистан

Аккредитация субъектов частного сектора в Министерстве финансов

17.

Выдача бланками разрешений на осуществление международных перевозок грузов

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 июня
2018 года № 434 «Об организационных мерах по совершенствованию системы управления автомобильным транспортом в Республике Узбекистан

Узбекское агентство автомобильного транспорта

Аккредитация субъектов частного сектора в Узбекском агентстве автомобильного транспорта

18.

Повышения квалификации кадров на автомобильном транспорте

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 июня
2018 года № 434 «Об организационных мерах по совершенствованию системы управления автомобильным транспортом в Республике Узбекистан

Узбекское агентство автомобильного транспорта

Аккредитация субъектов частного сектора в Узбекском агентстве автомобильного транспорта

19.

Выдача соответствующего квалификационного аттестата государственного образца уровня знания иностранного языка

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 февраля 2018 года № 130 «О дальнейшем совершенствовании деятельности Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан»

Государственный центр тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан

Аккредитация субъектов частного сектора в Государственном центре тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан

20.

Координация деятельности организаций, оказывающих лизинговые услуги

Постановление

Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 мая 2011 года №143 «О мерах по дальнейшему развитию и упорядочению лизинговых услуг в Республике Узбекистан»

Министерство финансов

Республики Узбекистан

Передача Ассоциации лизингодателей Узбекистана

Умумий таклифлар

1420