ID Муаллиф Муҳокамага чиқариш санаси Якунланиш санаси Таклифлар сони
1271 Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан 27/11/2018 12/12/2018 13

Муҳокама якунланди

Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг Қарори
Об обеспечении создания и внедрения Единой электронной системы билетных операций
ID-1271

ПОСТАНОВЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

Об обеспечении создания и внедрения
Единой электронной системы билетных операций

Во исполнение пункта 2 «Дорожной карты» по инновационному развитию сферы культуры и искусства в Республике Узбекистан в 2018-2020 годы, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 26 августа 2018 года № ПП-3920, Кабинет Министров постановляет:

1. Согласиться с предложением Министерства культуры, Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры (далее по тексту «Фонд»), Министерства финансов и Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан о разработке и внедрении в учреждениях культуры и искусства Единой электронной системы билетных операций (далее по тексту «ЕЭСБО») с использованием технологии «блокчейн».

2. Определить, что

технология «блокчейн» используется в ЕЭСБО для оптимизации внутренних процессов и повышения прозрачности билетных операций, осуществляемых юридическими лицами, подключающимися к ЕЭСБО, обеспечения целостности данных об операциях, совершенных пользователями ЕЭСБО, а также в иных целях, связанных с повышением прозрачности, оптимизации, деятельности пользователей и юридических лиц, осуществляемой в рамках ЕЭСБО;

субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства, а также смежных сферах, связанных с эмиссией билетов, в том числе кинотеатры, театры, а также сервисы продаж электронных билетов на посещение мероприятий и оказание услуг, выполнение работ, имеют право подключиться к ЕЭСБО в порядке, определяемом настоящим постановлением;

Фонд является государственным заказчиком по разработке ЕЭСБО, ответственным за государственную закупку работ, услуг, товаров необходимых для разработки, запуска и функционирования ЕЭСБО, в том числе по отбору, в установленном законодательством порядке, разработчика ЕЭСБО и поставщика оборудований, а также других товаров и услуг для обеспечения функционирования ЕЭСБО; и эксплуатацию, модернизацию, дальнейшее развитие и бесперебойное функционирование ЕЭСБО, подключение и обслуживание юридических и физических лиц-пользователей, и иную деятельность, необходимую для обеспечения функционирования ЕЭСБО.

 

3. Поручить Фонду

в срок до 1 января 2020 года обеспечить создание и запуск ЕЭСБО за счет собственных средств;

в месячный срок внести изменения в структуру Исполнительной дирекции Фонда, с учетом задач, возложенных на Фонд в соответствии с настоящим постановлением;

совместно с Центральным банком, в срок до 1 апреля 2020 года внедрить современные механизмы электронной оплаты за приобретение электронных билетов в рамках ЕЭСБО за иностранную валюту, с применением Интернет-эквайринга.

4. Утвердить

Положение о Единой электронной системе билетных операций согласно приложению № 1;

Положение о порядке ведения билетного хозяйства в организациях культуры и искусства без использования автоматической системы продаж билетов согласно приложению № 2.

5. Министерствам и ведомствам привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с требованиями настоящего постановления.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра культуры Республики Узбекистан Сайфуллаева Б.А.. 

 

 

Премьер-министр Республики Узбекистан                                               А. Арипов

Приложение №1

к постановлению Кабинета Министров

от  «____»   _______ 2018 № ______

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Единой электронной системе билетных операций

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее положение определяет порядок подключения к Единой электронной системы билетных операций (далее по тексту «ЕЭСБО»), порядок ее функционирования, эксплуатации уполномоченным органом по обеспечению функционирования ЕЭСБО, а также осуществления билетных операций внутри нее.

2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

абонент – юридическое лицо, автоматическая система продажи билетов которого подключена к ЕЭСБО в порядке, определяемом настоящим Положением, осуществляющее деятельность, связанную с выпуском, возвратом и реализацией электронных билетов;

автоматическая система продажи билетов (далее – АСП) – комплекс программно-аппаратного обеспечения, предназначенный для осуществления верификации билетных операций абонентов;

агент по реализации электронных билетов (далее – агент) абонент, предоставляющий пользователям услуги по бронированию, реализации и возврату электронных билетов, а также иные услуги, связанные с реализацией электронных билетов в порядке, определяемом настоящим Положением;

билетные операции – совокупность действий, осуществляемых, пользователями и уполномоченным органом по обеспечению эксплуатации ЕЭСБО по установлению и изменению цен на электронные билеты, покупке, продаже, перепродаже, реализации через других абонентов, выпуску, возврату, обмену, бронированию, восстановлению, распределению, оформлению, аннулированию и иному движению билетов;

билетный бот – программное обеспечение, использующее алгоритмы генерации цифровых подписей идентификации базы данных, используемых для многократного приобретения электронных билетов в интересах одного или нескольких лиц с целью их дальнейшей перепродажи;

верификация пользователя – процесс подтверждения соответствия информации о пользователе фиксируемой АСП при приобретении электронного билета, информации, содержащейся в УКИ электронного билета при его считывании;

выпуск электронного билета – действия абонента по отправке электронного изображения пользователю в виде электронного билета или нанесению такого изображения на материальный носитель с помощью устройства печати, осуществляемые непосредственно перед продажей билета;

заявитель – юридическое лицо, направляющее заявку на подключение к ЕЭСБО в уполномоченный орган по обеспечению функционирования ЕЭСБО;

единая электронная система билетных операций (ЕЭСБО) – совокупность программно-аппаратного обеспечения, необходимого для обеспечения обработки билетных операций, а также информации, связанной или иным образом относящейся к таким операциям;

пул билетов – упорядоченная совокупность электронных билетов на определенное мероприятие, сформированная, в зависимости от вида деятельности эмитента, в соответствии со схемой мест зрительного зала, зон размещения стоячих зрительских мест, секциями допуска или без привязки к ним и утвержденными ценами на билеты  на такое мероприятие;

мероприятия – спектакли, концерты, лекции, экскурсии, выставки, экспозиции и другие зрелищные, культурно-просветительские мероприятия, проводимые эмитентами или организаторами;

организации культуры и искусства – театры, цирки, филармонии, концертные организации (профессиональные творческие коллективы, музыкальные коллективы и ансамбли и т.д.), культурно-просветительские учреждения (культурные центры, музеи, художественные галереи (выставки), выставочные залы, историко-культурные заповедники, парки культуры и отдыха, клубные учреждения, дворцы и дома культуры, образовательные учреждения в сфере культуры и искусства, культурно-информационные и культурно-просветительские центры и т.п.), объекты культурного наследия и архитектурные памятники независимо от ведомственной принадлежности;

организатор – юридическое или физическое лицо, проводящее мероприятия в помещении эмитента;

пользователь – физическое лицо, зарегистрировавшееся в ЕЭСБО, осуществляющее билетные операции по покупке, перепродаже другим пользователям, возврату, обмену, бронированию и восстановлению электронных билетов;

реквизиты электронного билета – совокупность информации, обязательно наносимой на электронный билет при его выпуске (цена, серия, номер билета, название мероприятия, место, дата и время его проведения, а также при необходимости, номер ряда и зрительского места, зоны расположения стоячих мест), в том числе УКИ билета;

сервисный сбор – обязательный сбор от стоимости успешной билетной операции по первичной продаже и реализации электронных билетов;

специальный информационный портал – вебсайт, создаваемый уполномоченным органом для размещения в открытом доступе информации о билетных операциях, регистрации абонентов, пользователей, отображения сформированных аналитических и статистических отчетов по посещению мероприятий;

тикетирование – совокупность билетных операций по утверждению мероприятий, определению изменения цены на электронные билеты, формированию политики возврата электронных билетов, определению политики восстановления утраченных билетов и прочим билетным операциям, связанным с учетом и продажей электронных билетов, осуществляемых абонентами;

уполномоченный орган по обеспечению функционирования ЕЭСБО (далее – уполномоченный орган) – Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан;

уникальный код идентификации электронного билета (далее – УКИ) – закодированное изображение (QR-код) установленной формы, уникальное для каждого электронного билета, генерируемое АСП, позволяющее осуществлять верификацию электронного билета;

устройство печати – аппаратное обеспечение (принтер, термопринтер, автомат продажи билетов и т.д.), являющееся частью АСП, позволяющее осуществлять печать электронного изображения на бумаге или ином материале;

цена электронного билета – стоимость посещения мероприятия в размере, определяемом по усмотрению эмитента или организатора для одного или нескольких мероприятий, проводимых в течение определенного периода времени, в соответствии со схемой распределения мест в зрительном зале по ценовым категориям или иным критериям, применимым к ценообразованию билетов в зависимости от вида деятельности эмитента;

электронный билет – совокупность упорядоченных данных, в том числе сгенерированных АСП, содержащих информацию о реквизитах билета, подтверждающих право на посещение мероприятия;

электронное изображение билета – информация, генерируемая АСП в момент выпуска билета, содержащая графическое изображение реквизитов и уникальный код идентификации билета (УКИ), в формате, пригодном для печати такого изображения на устройстве печати или для его просмотра и верификации посредством сканирования на электронном устройстве пользователя. При этом все реквизиты, содержащиеся в электронном изображении билета должны соответствовать реквизитам электронного билета, на основании которого сформировано электронное изображение;

эмитент – абонент в виде организации культуры и искусства или иного юридического лица, осуществляющий первоначальный выпуск электронных билетов.

Глава 2. Подключение абонентов к ЕЭСБО

 

3. Процедура подключения к ЕЭСБО состоит из следующих этапов:

направление заявки;

рассмотрение заявки;

(при необходимости) осуществление технической экспертизы АСП;

заключение договора;

подключение АСП заявителя к ЕЭСБО.

4. За исключением организаций культуры и искусства, подключаемых к ЕЭСБО в соответствии с подпунктом «в» пункта 10 настоящего Положения в обязательном порядке, для подключения к ЕЭСБО заявители направляют заявки на подключение в уполномоченныйо орган по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению. К заявке прикладывается информация о технических характеристиках АСП заявителя, по форме, определяемой настоящим Положением.

5. В течение 10 рабочих дней с даты получения заявки уполномоченный орган осуществляет ее рассмотрение на предмет соответствия требованиям, установленным в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения. В случае несоответствия заявки установленным требованиям уполномоченный орган направляет заявителю рекомендации по устранению несоответствия и повторному внесению заявки. При необходимости на этапе рассмотрения заявки уполномоченный орган вправе осуществить техническую экспертизу АСП заявителя с выездом по его юридическому адресу. Уполномоченный орган вправе использовать результаты технической экспертизы АСП при принятии решения о рассмотрении заявки.

6. При соответствии заявки требованиям уполномоченный орган направляет заявителю предложение о заключении договора на подключение к ЕЭСБО.

Форма договора на подключение к ЕЭСБО, его условия определяются уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства Республики Узбекистан.

В указанный в договоре срок, но не позднее 10 рабочих дней с даты его заключения, уполномоченный орган осуществляет фактическое подключение АСП заявителя к ЕЭСБО.

Технические требования к АСП абонента определяются уполномоченным органом по согласованию с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан.

Глава 3. Сервисный сбор

7. Уполномоченный орган взымает с абонентов сервисный сбор в размере 6% от стоимости успешных операции по продаже и реализации электронных билетов. Сервисный сбор автоматически взимается со всех билетных операций по первичной продаже и реализации электронных билетов и переводится на специальный счет уполномоченного органа на момент совершения соответствующей билетной операции. 

Сумма оставшаяся после изъятия сервисного сбора зачисляется на счета каждого соответствующего абонента.

8. Валютные средства от продажи билетов до их распределения между абонентами конвертируются в национальную валюту в установленном законодательством порядке по курсу обслуживающего коммерческого банка на дату продажи электронного билета.

9. Средства, полученные от сервисного сбора, после восполнения затрат, связанных с содержанием и обслуживанием ЕЭСБО, направляются на финансирование мероприятий по выполнению задач уполномоченного органа.

Глава 4. Уполномоченный орган по обеспечению функционирования ЕЭСБО

 

10. Для обеспечения эффективного функционирования ЕЭСБО уполномоченный орган осуществляет следующие действия:

а) в части обеспечения соблюдения требований настоящего положения:

обеспечивает соблюдение абонентами и пользователями требований настоящего положения;

направляет пользователям и абонентам предписания по прекращению нарушений требований Положения;

приостанавливает подключение абонентов и пользователей к ЕЭСБО, а также осуществляет их отключение.

б) в части обеспечения функционирования ЕЭСБО:

взимает сервисный сбор;

поддерживает аппаратно-программное обеспечение ЕЭСБО в состоянии, необходимом для ее эффективного функционирования ;

обновляет программно-аппаратное обеспечение ЕЭСБО;

предоставляет технические консультации абонентам и пользователям по вопросам функционирования ЕЭСБО;

принимает эффективные меры по предотвращению покупки электронных билетов абонентов билетными ботами, в том числе посредством приобретения, установки соответствующего программно-аппаратного обеспечения, уведомления абонентов о рисках использования билетных ботов на определенных мероприятиях;

в) в части обеспечения цифровой интеграции рынка мероприятий в Республике Узбекистане и обеспечения развития электронной коммерции:

по согласованию с Министерством культуры определяет список государственных организаций культуры и искусства, в обязательном порядке подключаемых к ЕЭСБО;

по согласованию с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан и Министерством развития информационных технологий и коммуникаций устанавливает технические требования, предъявляемые к АСП абонентов;

г) в части обеспечения прозрачности билетных операций:

устанавливает уровни верификации пользователей для соответствующих видов мероприятий;

публикует информацию о всех изменениях в требованиях к пользователям, заявителям и абонентам на специальном информационном портале.

Глава 5. Уровни верификации пользователей

 

11. В зависимости от значимости и предполагаемого уровня посещаемости мероприятия, уполномоченный орган определяет один из уровней верификации пользователей:

базовый – верификация с помощью электронной почты (на указанный адрес пользователя отправляется письмо с подтверждением об оплате и ссылкой для получения электронного билета);

средний – верификация с помощью телефонного номера (пользователь получает СМС-код, который он должен ввести в специальную графу на веб-сайте абонента для приобретения электронного билета);

высокий – верификация с помощью использования ПИНФЛ (персональный идентификационный номер физического лица). При приобретении электронного билета на мероприятие, для которого уполномоченным органом установлен высокий уровень верификации, помимо телефонного номера, пользователь обязан указать свой ПИНФЛ.

При верификации билетов на посещение мероприятия, для которого установлен высокий уровень верификации, с помощью Единой системы идентификации (технология FaceID) пользователь должен подтвердить свою личность непосредственно перед началом мероприятия, при входе в зрительный зал, на концертную площадку или в иное помещение абонента.
 


Глава 6. Тикетирование с использованием АСП

 

12. Тикетирование с использованием АСП состоит из следующих стадий:

утверждение проведения мероприятия;

формирование пула билетов на мероприятие;

продажа билетов;

осуществление контроля посещения мероприятий;

составление отчетности о продаже билетов.

12. Эмитент утверждает проведение мероприятия посредством формирования соответствующей записи в АСП. В записи в АСП в обязательном порядке указываются:

наименование мероприятия;

период проведение мероприятия;

цены на билеты на мероприятие на предполагаемую дату начала продажи с разбивкой цен в зависимости от класса зрительского места, зоны допуска, зоны расположения стоячих зрительских мест и иных факторов, дополнительных услуг, влияющих на образование цены билета;

схемы расположения зрительских мест в зале их количество, расположение стоячих зрительских мест, зон допуска (если применимо).

13. После утверждения мероприятия эмитентом АСП автоматически формирует пул электронных билетов, в соответствии с параметрами, указанными в записи, и направляет агентам и уполномоченному органу уведомление об утверждении эмитентом мероприятия. 

Уполномоченный орган в течение 48 часов с момента получения оферты определяет подходящий для мероприятия уровень верификации пользователей.

Внесение любых изменений в запись об утверждении мероприятия допускается исключительно по согласованию с уполномоченным органом.

14. После присвоения уполномоченным органом уровня верификации пользователей на мероприятие, АСП начинает стадию продажи электронных билетов. Эмитент имеет право осуществлять продажу электронных билетов через свою кассу абонента, веб-сайт, автономные устройства печати (билетные автоматы), а также посредством предоставления агентам доступа к пулу электронных билетов. При этом при продаже билетов через кассу эмитента также используется устройство печати, подключенное к АСП.

15. Эмитенты обеспечивают наличие УКИ на всех электронных билетах. В случае возврата электронного билета и последующего повторного размещения такого билета для продажи, а также в случае перепродажи электронного билета между пользователями, электронному билету присваивается новый УКИ, отличный от предыдущего.

По мере приближения даты начала мероприятия, эмитент праве повысить стоимость электронных билетов, для чего эмитентом вводится соответствующая команда, на основании которой производится учет нереализованных билетов, оформляющийся записью в АСП. по вносит в базу данных АСП соответствующие изменения, связанные с установлением новой стоимости билета.

16. При при реализации электронных билетов агентом запрещается их продажа по цене, превышающей установленную эмитентом.

17. В соответствии с предписанием уполномоченного органа, обоснованными статическими данными, демонстрирующими аномально резкий рост числа покупок электронных билетов, подтвержденный сообщением от программного обеспечения, предназначенного для предотвращения покупок с помощью билетных ботов, все билетные операции, совершенные с использованием билетных ботов, считаются недействительными. При признании билетной операции недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке в установленном законодательством порядке.

18. По завершению мероприятия эмитент вносит в АСП соответствующую запись, после чего АСП генерирует форму отчета. 

Эмитенты, не являющиеся государственными организациями, осуществляют учет доходов, полученных от продажи электрных билетов, в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета.

Эмитенты, являющиея государственными организациями, осуществляют учет доходов, полученных от продажи электронных билетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Республики Узбекистан и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

19. В порядке осуществления контроля на входе в зрительный зал, на концертную площадку или в иное помещение, а также открытую территорию, на которой проводится мероприятие, эмитент должен обеспечить беспрепятственную идентификацию электронных билетов с помощью АСП

Контроль и идентификация электронных билетов на входе в помещение (открытую площадку), в котором проводится мероприятие, осуществляется посредством считывания УКИ с помощью аппаратного обеспечения, подключенного к АСП.

АСП предоставляет право прохода на мероприятие по одному билету только один раз.

Информация о считанных УКИ электронных билетов фиксируется и сохраняется в АСП.     

Предъявление электронного билета, УКИ которого уже было считано и зафиксировано в АСП или не распознается АСП, не предоставляет права его предъявителю на посещение мероприятия.

20. Абоненты, использующие АСП, осуществляют деятельность в части организации движения электронных билетов и их хранения с учетом требований Закона Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» и других нормативно-правовых актов.

21. В случае отмены, переноса или изменения репертуара мероприятия пользователи имеют право вернуть приобретенные электронные билеты. Возврат денежных средств пользователям производится абонентом реализовавшим или продавшим электронный билет по требованию пользователя.

Пользователи вправе вернуть абонентам электронные билеты на мероприятия по собственной инициативе. В этом случае, в зависимости от времени прошедщего с момента приобретения электронного билета, или времени остающегося до начала мероприятия, возврат осуществляется с применением следующих штрафных санкций:

В течение 48 часов с момента приобретения электронного билета - без санкций.

В течение 48-72 часа с момента приобретения электронного билета - до 15% от стоимости электронного билета на момент его приобретения.

В течение 72-96 часов с момента приобретения билета - до 25% от стоимости электронного билета на момент его приобретения. 

Более 96 часов с момента приобретения билета и/или в течение 48 часов до начала мероприятия - до 50% от стоимости электронного бибелат на момент его приобретения.

Вне зависимости от причины возврата электронного билета возврат средств за неиспользованный электронный билет осуществляется за вычетом сервисного сбора.

Глава 7. Реализация билетов агентами

22.  Для получение права на реализацию электронных билетов агенты осуществляют подключение к ЕЭСБО в соответствии с главой 2 настоящего положения.

23. Для получения доступа к пулу электронных билетов агенты направляют эмитентам оферту о заключении договора на реализацию электронных билетов. Эмитент не имеет права отказать агенту в заключении договора на реализацию электронных билетов, однако имеет право определять размер вознаграждения агента за реализацию электронных билетов.

В договоре указывается размер вознаграждения агента за реализацию электронных билетов, размер вознаграждения агента не может превышать 25% от цены электронного билета, но при этом не может быть ниже 10%. При этом договором не может ограничиваться максимальное или минимальное количество электронных билетов, предоставляемых агенту для реализации. 

24. После начала продажи билетов эмитентом реализация билетов агентами осуществляется в реальном времени через свои веб-сайты, устройства печати.

25. При реализации электронных билетов агенты вправе предлагать пользователям дополнительные услуги, связанные с мероприятиями и реализацией электронных билетов. При этом приобретение таких услуг пользователем не может являться условием реализации электронных билетов.

Глава 8. Проведение мероприятий организаторами

26. Организаторы проводят свои мероприятия исключительно на основании соглашений о проведении мероприятий, заключенных с абонентами, являющимися организациями культуры и искусства. При этом эмиссия билетов на такие мероприятия осуществляется исключительно через АСП абонента, с которым заключен договор об организации проведения мероприятия организатора, в соответствии с требованиями настоящего положения.

27. В случае, если организатором является агент по продаже электронных билетов, такой организатор, на  стадии формирования пула электронных билетов имеет право направить абоненту, с которым заключен договор о проведении мероприятия, безакцептную оферту о предоставлении исключительного права реализовывать билеты на организуемое мероприятие сроком до 48 часов с начала стадии продажи электронных билетов.

28. Условия соглашения о проведении мероприятия должны соответствовать обязательным требованиям законодательства Республики Узбекистан, а также содержать следующие положения:

срок и дата проведения мероприятия;

размер вознаграждения абонента за проведение мероприятия;

согласие организатора на эмиссию электронных билетов на мероприятие исключительно в соответствии с требованиями настоящего положения.

Глава 9. Условия использования данных пользователей

29. В отношении защиты конфиденциальности данных пользователей, применяется метод хранения информации по отношению к личным данным
и данным о транзакционных операциях.

Личные данные (фото- и видеоматериалы) могут находиться в базе данных уполномоченного органа не более 9 месяцев с момента съемки. Информация может быть использована только для определения и верификации личности пользователя. Публичное распространение и использование данных в других целях строго запрещено.

Данные о транзакциях (электронные билеты, квитанции) – должны храниться в единой базе данных уполномоченного органа с целью составления отчетности, учета и обеспечения контроля билетов. Публичное распространение и доступ к данной информации неуполномоченным лицам строго запрещены.

 

Глава 10. Заключительное положение

30. Споры и разногласия, возникающие в процессе реализации билетов, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

 

Приложение № 2

к постановлению Кабинета Министров
от «____»________ 2018 г. №______

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке ведения билетного хозяйства в организациях культуры и искусства без использования Автоматической системы продажи билетов

 

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок ведения билетного хозяйства в государственных организациях культуры и искусства, не использующих автоматические системы продажи электронных билетов.

2. Выполнение требований настоящего Положения является обязательным для всех государственных организаций культуры и искусства, не подключенных
к Единой электронной системе учета билетных операций (далее – ЕЭСБО).

3. Негосударственные хозяйствующие субъекты и иные юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства, не подключенные
к ЕЭСБО вправе определять иной порядок ведения билетного хозяйства в находящихся в их ведении организациях культуры и искусства.

4. В настоящем Положении используются следующие понятия:

абонемент – документ, подтверждающий право лица на посещение нескольких мероприятий организации культуры и искусства, в течение определенного срока или же определенного количество раз;

билет – документ, подтверждающий право лица на одноразовое посещение мероприятия культуры и искусства;

билетная книжка – сшитый (сброшюрованный) типографским способом комплект билетов (абонементов) или их бланков;

билетное хозяйство – совокупность хозяйственных операций и документов, связанных с движением билетов (абонементов);

бланк билета (абонемента) – форма документа установленного образца на материальном носителе, содержащая реквизиты с информацией о цене, серии, номере билета (абонемента), названии мероприятия, месте, дате и времени его проведения, а также при необходимости, номере ряда и места
в зрительном зале или номере зоны расположения стоячих зрительских мест;

заказчик бланков билетов – организация культуры и искусства, проводящая театрально-зрелищные и культурно-образовательные мероприятия, заказывающая изготовление бланков билетов (абонементов);

мероприятия – спектакли, концерты, лекции, экскурсии, выставки, экспозиции и другие зрелищные или культурно-просветительские мероприятия, проводимые организациями культуры и другими юридическими лицами,
в качестве организаторов мероприятий;

комплект билетов (абонементов) – совокупность билетов или их бланков, изготовленных на количество мест в зрительном зале (зонах размещения стоячих зрительских мест), имеющих единую серию, а также единый номер комплекта, присвоенный комплекту при изготовлении;

организации культуры и искусства – театры, цирки, филармонии, концертные организации, профессиональные творческие коллективы, музыкальные коллективы и ансамбли и т.д.) и культурно-просветительские учреждения (культурные центры, музеи, художественные галереи (выставки), выставочные залы, историко-культурные заповедники, парки культуры и отдыха, клубные учреждения, дворцы и дома культуры, образовательные учрежденияучебные заведения в сфере культуры и искусства, культурно-информационные и культурно-просветительские центры и т.п.), объекты культурного наследия и архитектурные памятники, независимо от ведомственной принадлежности;

продажа билета (абонемента) - сделка купли-продажи, предметом которой является передача организацией культуры и искусства или распространителем билетов, покупателю билета (абонемента), с получением от него наличных и/или безналичных денежных средств;

реквизиты билета – совокупность информации, обязательно наносимой на билет при его выпуске и продаже (цена, серия, номер билета, название мероприятия, место, дата и время его проведения, а также при необходимости, номер ряда и зрительского места (зоны расположения стоячих мест);

распространитель билетов – работник организации культуры, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающийся распространением билетов на основании заключенного с ним договора;

цена билета (абонемента) - стоимость посещения мероприятия (нескольких мероприятий), в размере определяемом по усмотрению организации культуры, являющейся организатором мероприятия, и утверждаемая приказом такой организации, для одного или нескольких мероприятий, проводимых в течение определенного периода времени, в соответствии со схемой распределения мест в зрительном зале по ценовым категориям, указанных на билетах (абонементах) типографским способом, специальным штампом;

цена приобретения бланков билетов (абонементов) – стоимость приобретения организациями культуры и искусства бланков билетов (абонементов), установленная в договоре с поставщиком бланков билетов (абонементов).

5. Бланки билетов (абонементов) организаций культуры печатаются
по формам БХ-1 и БХ-2, в соответствии с приложениями № 1 и № 2 к настоящему Положению (далее – «Форма БХ-1» и «Форма БХ-2», соответственно).

На обратной стороне билетов (пригласительных) на посещение массовых мероприятий должен быть указан список предметов и вещей, запрещенных к проносу в помещение (открытую площадку), в котором проводится мероприятие и уведомление о детекторном контроле на металл в местах проведения мероприятий.

6. Обязательным требованием для всех билетов (абонементов), является обозначение печатным способом серии и номера на корешке, а также в лицевой части билета (абонемента).

Серия билета (абонемента) обозначается двумя заглавными буквами. Серия и номера билетов (абонементов) на материальных носителях устанавливаются заказчиком при сдаче заказа, а также серия и тираж определяются организацией культуры. Номера билетов (абонементов) обозначаются шестизначными цифрами.

Цена билета (абонемента) указывается шрифтом в размере пригодном для нанесения типографским способом или специальным штампом на его корешке
и лицевой части. Подчистка и перештамповка цены билета (абонемента) запрещается.

6. Расходы, связанные с обеспечением билетов и абонементов организаций культуры в системе Министерства культуры Республики Узбекистан, осуществляются в пределах средств, выделенных из Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также средств, полученных от внебюджетных доходов таких организаций.

Глава 2. Изготовление бланков билетов (абонементов)

 

7. Бланки билетов (абонементов) изготавливаются в типографиях по заказу организаций культуры по формам БХ-1 и БХ-2.

8. Бланки билетов (абонементов) могут изготавливаться без указания одного или нескольких реквизитов – изменяемой информации, обязательной к наличию на билетах (абонементах) при их продаже, таких как цена, название и дата проведения мероприятия. Бланк билета (абонемента) состоит из корешка, центральной части и контрольного купона.

9. Бланки билетов (абонементов) могут изготавливаться как в виде комплектов (сообразно количеству имеющихся мест на зрительном зале), так и в виде билетных книжек.

При изготовлении комплектов билетов на их обложках и на каждом отдельном билете проставляется номер комплекта билетов.

При изготовлении бланков билетов (абонементов) в виде билетных книжек по установленным для данных серий тиража ценам, на корешке и центральной части каждого билета проставляются серийный номер билета и его цена.

10. Организаторы гастрольных мероприятий используют билеты (абонементы), бланки которых изготовлены по заказу организаций культуры, в помещении которых проводятся мероприятия, или по заказу организаторов гастрольных мероприятий на Формах БХ-1 и БХ-2.

При этом, на обложке комплекта и на каждом отдельном билете проставляется номер, присвоенный данному комплекту.

11. Художественное оформление билетов, определение характера и содержания необходимой информации на них, а также их техническое редактирование производится организациями культуры или иными лицами, организующими (проводящими) мероприятия.

Глава 3. Приём заказчиком бланков билетов (абонементов)

 

12. Приём изготовленных в типографиях бланков билетов (абонементов) производится заказчиком или уполномоченным представителем заказчика, действующим по доверенности, выданной в установленном порядке, в соответствии со счёт-фактурой/накладной, выданной в рамках заключенного договора.

13. При приёме бланков билетов (абонементов) проверяются целостность упаковки, соответствии количества мест и веса груз указанных в сопроводительных (транспортных) документах. При наличии поврежденного пакета или недостатка веса проводится проверка вложения (пакета). В случае нехватки бланков билетов (абонементов) в присутствии представителя организации, производящей доставку, составляется акт об обнаружении недостачи в произвольной форме в двух экземплярах, один экземпляр которого передаётся типографии для выявления причин поступления ненадлежащего количества бланков билетов (абонементов) и принятия соответствующих мер.

14. При приёме бланков билетов (абонементов) в виде комплектов билетов и билетных книжек проводится полная проверка наличия всех комплектов и билетных книжек, а также выборочная проверка количества бланков билетов в комплекте. В пакетах с повреждённой упаковкой проверка проводится путем полного пересчета бланков билетов (абонементов), и составляется акт произвольной формы в двух экземплярах, в котором указываются результаты проведенной проверки, один экземпляр которого передаётся типографии.

15. При наличии претензий к типографии, изготавливающей бланки билетов (абонементов), заказчик добавляет к рекламации акт претензии к производителю бланков билетов (абонементов), печатный ярлык и талон с указанием номера и фамилии упаковщика, а при необходимости и забракованные бланки билетов (абонементов).

Акт претензии составляется в двух экземплярах комиссией, созданной приказом руководителя заказчика в составе не менее трех человек, в число которых входят работники заказчиков лица, которым поручено получение бланков билетов в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения. Один экземпляр акта передается типографии, а второй хранится у заказчика.

16. Учёт бланков билетов (абонементов) осуществляется лицом, ответственным за их хранение.

17. Документы об оприходовании бланков билетов (абонементов) передаются в бухгалтерскую службу или лицу не позднее следующего дня, на которое возложено исполнение обязанностей бухгалтерской службы (далее – бухгалтерская служба).

Глава 4. Подготовка билетов (абонементов) к реализации и порядок их реализации

18. Получение бланков билетов (абонементов) у лиц, ответственных за их хранение, для подготовки к реализации производятся лицами, ответственными за реализацию билетов (абонементов).

Выдача бланков билетов (абонементов) производится на основании требования-поручения на отпуск бланков билетов (абонементов), подписанного руководителем и главным бухгалтером организации культуры.

В требовании-поручении на отпуск бланков билетов (абонементов) обязательно указывается следующая информация:

период (число, год и месяц) или конкретное мероприятие, на которые выдаются бланки билетов (абонементов);

количество комплектов билетов (абонементов) и их номера цифрами
и прописью, количество билетных (абонементных) книжек и их номера цифрами и прописью(в случае выдачи бланков билетов (абонементов)комплектами или билетными книжками);

количество билетов(абонементов) и их номера цифрами и прописью;

совокупная номинальная цена приобретения получаемых бланков билетов (абонементов).

Требование-поручение составляется в трех экземплярах, один из которых передается в бухгалтерскую службу, второй - остается у лица, ответственного за хранение бланков билетов (абонементов), третий - у лица, получившего билеты в соответствии с требованием-поручением. Внесение любых исправлений в требование-поручение категорически не допускается.

19. При подготовке к реализации билетов на определенное мероприятие (абонементов) с обозначением печатным способом цены, номера ряда и места (зоны расположения стоячих мест), на центральной части таких билетов (абонементов) и на их корешках, проставляются специальным штампом дата и время проведения мероприятии и его название.

При подготовке к реализации билетов (абонементов) без указания печатным способом цены, лицо, ответственное за их реализацию, на каждом билете (абонементе), на центральной части билетов (абонементов) и на их корешках, проставляет специальным штампом цену на соответствующее мероприятие.

При выдаче билетов, билетных книжек без обозначения печатным способом номера, ряда и места для реализации на стационарных сценических площадках распространителю билетов предоставляется схема мест зрительного зала
с отмеченными на ней ценами в соответствии с распределением мест. При реализации несколькими распространителями билетов лицо, ответственное за их реализацию, распределяет в соответствии со схемой, на которой обозначено количество мест на зрительном зале, а также билеты, которые подлежат реализации каждым из распространителей билетов. Копия схемы мест зрительного зала с указанием распределения билетов между распространителями билетов с указанными ценами на билеты передаются в бухгалтерскую службу.

20. Подготовка к реализации билетов на гастрольные мероприятия производятся организатором гастрольных мероприятий согласно настоящему Положению.

21. Информацию о готовящихся для реализации билетах (абонементах) вносится бухгалтерской службой организации культуры в журнал регистрации комплектов билетов (абонементов) и билетных книжек, составленных на основании требований-поручений на выдачу бланков билетов (абонементов).

Работник бухгалтерской службы вносит в журнал регистрации билетов (абонементов) информацию о комплектах билетов (абонементов) и билетных книжках, на титульном листе каждого комплекта билетов (абонементов) и билетных книжек, проставляет регистрационный номер, дату, общую стоимость билетов (абонементов) по номиналу, согласно информации, внесенной в журнал и ставит свою подпись.

22. Зарегистрированные билеты (абонементы) выдаются для реализации распространителям билетов по накладной на выдачу билетов (абонементов).

Накладная выписывается в трех экземплярах: один выдается вместе с билетами (абонементами) лицу, указанному в накладной в качестве получателя, второй – передается в бухгалтерскую службу организации культуры, третий остается у лица, ответственного за реализацию билетов (абонементов).

23. Категорически запрещается шитьё билетных книжек и вырывание из них страниц. В случае выявления повреждений билетных книжек составляется акт о причине возникновения повреждений. Поврежденные билетные книжки гасятся специальным штампом и сохраняются до уничтожения.

При изъятии билетов из билетных книжек корешки билетов остаются в билетных книжках, которые при этом не расшиваются.

24. Выдача билетов (абонементов) распространителям билетов, привлеченным к работе на основании трудового договора, производится только в случае заключения с ними договоров о полной материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

25. Реализация билетов (абонементов) юридическим лицам по безналичному расчету производится на основании доверенностей и накладных через билетных кассиров или распространителей билетов.

26. Нереализованные билеты на мероприятия, время пребывания на которых ограничено продолжительностью таких мероприятий (концерты, выставки, выступления и прочее), возвращаются распространителями билетов лицу, ответственному за реализацию билетов, в установленном руководителем организации культуры в срок, но не позднее чем, за 2 часа до начала соответствующего мероприятия, для их реализации через билетную кассу организаций культуры. Вместе с нереализованными билетами также сдаются доверенности, полученные при реализации билетов юридическим лицам, в случае, проведения расчетов в безналичной форме, а также схема мест зрительного зала, выданная для реализации билетов, с указанием мест,
на которые реализованы билеты.

Возвращение билетов (абонементов), указанных в части первой настоящего пункта, оформляется накладной на возврат неиспользованных билетов (абонементов), которая выписывается в трех экземплярах - один предоставляется вместе с возвращенными билетами (абонементами) лицу, ответственному за реализацию билетов (абонементов), второй – передается в бухгалтерскую службу организации культуры, а третий остается у лица, возвращающего нереализованные билеты (абонементы).

В организациях культуры, время посещения которых неограниченно, возврат остатка нереализованных билетов не производится.

27. Нереализованные абонементы возвращаются лицу, ответственному за их реализацию, в установленном руководителем срок, но не позднее, чем за семь дней до проведения первого мероприятия. На основании возвращенных абонементов лицо, ответственное за их реализацию, составляет описание реализованных и нереализованных мест по абонементам, выписывает по требованию билетную книжку, погашает места, соответствующие реализованным по абонементам, специальным штампом, готовит к реализации билетов на места, которые не были реализованы абонементами выдает их по накладной распространителям билетов для реализации.

28. Распространители билетов, работающие по трудовому договору, ежедневно сдают в кассу организации культуры или перечисляют на его счет денежные средства, вырученные за реализацию билетов (абонементов).

Хозяйствующие субъекты, с которыми заключен договор о распространении билетов, сдают в кассу организации культуры или перечисляют на их счета денежные средства, вырученные за реализацию билетов (абонементов), в сроки, указанные в договорах.

Сводный отчет о реализации билетов (абонементов) сдается в бухгалтерскую службу для проверки и обработки не позднее, следующего дня после мероприятия, проведенного на стационарной сценической площадке. К этому отчету прилагаются все нереализованные билеты, погашенные специальным штампом. Билеты гасятся билетным кассиром при составлении сводного отчета.

В организациях культуры, время посещения которых неограниченно, кассовые отчеты сдаются лицу, ответственному за реализацию билетов, вместе с выручкой от реализации билетов (абонементов).

В организациях культуры, реализующих билеты (абонементы) через нескольких билетных кассиров, отчеты отдельных билетных кассиров передаются старшему билетному кассиру, который составляет сводный отчет о реализации билетов (абонементов) и предоставляет его в бухгалтерскую службу вместе с отчетами билетных кассиров. Работник бухгалтерской службы организации культуры ставит подпись в реестре соответствующих документов, который подается вместе с отчетами билетных кассиров и нереализованными билетами (абонементами). Отчеты билетных кассиров являются основанием для оприходования вырученной наличности.

29. Сводный отчет о реализации билетов (абонементов) проведенного гастрольного мероприятия подается не позднее следующего дня после возвращения из гастрольной поездки.

 

Глава 5. Порядок хранения билетов (абонементов) и их бланков

 

30. Билеты (абонементы) и их бланки хранятся отдельно от других материальных ценностей в специальном помещении, сейфе или металлическом шкафу (запираемом ящике) под замком и пломбой организации культуры.

31. Специальные помещения, сейфы, металлические шкафы (запираемые ящики), в которых хранятся билеты (абонементы) и их бланки, после окончания рабочего дня закрываются, опечатываются и охраняются в порядке, предусмотренном для товарно-материальных ценностей, подготовленных к реализации.

32. Руководители организаций культуры обеспечивают соблюдение порядка хранения билетов (абонементов) и их бланков, а также надзор и контроль работающих лиц, ответственных за ведение билетного хозяйства.

33. Лицам, ответственным за хранение и/или реализацию билетов (абонементов), заключаются договора о полной материальной ответственности
в установленном Законодательством порядке.

Глава 6. Уничтожение нереализованных билетов (абонементов)

 

34. При реализации билетов (абонементов) с печатным обозначением серии, номера билета (абонемента), номера ряда, места и цены, а также с предыдущим указанием на них даты проведения мероприятий и его названия, уничтожения нереализованных, неиспользованных и погашенных специальным штампом билетов (абонементов) проводятся по истечению срока, для хранения первичных документов, или после осуществления проверки уполномоченным государственным органом в порядке и в рамках, установленном законодательством.

35. Уничтожение нереализованных, неиспользованных и погашенных билетов (абонементов) производятся специально назначенной комиссией, в состав которых в обязательном порядке входят руководитель организации культуры или его заместитель, главный бухгалтер и лицо, ответственное за хранение и/или реализацию билетов.

36. Акт об уничтожении нереализованных билетов (абонементов) составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами специальной комиссии. Один экземпляр акта размещается на хранение в бухгалтерской службе организации культуры, а второй – у лица, ответственного за хранение и/или реализацию билетов. Акты, составленные специальной комиссией, отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения (согласования) должностным лицом (руководящим органом), уполномоченным в соответствии с требованиями законодательства, принимая во внимание решения по распоряжению имуществом.

37. Запрещается уничтожение нереализованных билетов (абонементов) на мероприятия до их окончания (окончания проведения последнего мероприятия согласно репертуару).

38. Корешки использованных билетных книжек и комплектов билетов (абонементов)утилизируются в качестве макулатуры или уничтожаются без составления актов об их утилизации или уничтожении.

Глава 7. Бухгалтерский учет билетов (абонементов), их бланков. Отчетность и инвентаризация

 

39. Организации культуры (кроме бюджетных учреждений), осуществляют бухгалтерский учет билетов (абонементов), бланков билетов (абонементов)
и доходов, полученных от продажи билетов (абонементов) в соответствии с требованиями положений (стандартов) бухгалтерского учета и других нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета.

40. Бюджетные организации культуры осуществляют бухгалтерский учет билетов (абонементов), бланков билетов (абонементов) и доходов, полученных от продажи билетов (абонементов), в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Республики Узбекистан и других нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета.

41. Инвентаризация билетов (абонементов) и их бланков осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.

42. Инвентаризация бланков билетов (абонементов) производятся на складе организации культуры не менее одного раза в год, а инвентаризация билетов (абонементов), находящихся на хранении у материально-ответственных лиц (билетных кассиров и т.п.) – не менее одного раза в месяц.

При перемене лиц в обязательстве по договору полной материальной ответственности, инвентаризация осуществляется в день приёма-передачи дел лицу, вновь назначенному в качестве материально-ответственного.

Достоверность отчетных данных, предоставляемых распространителями билетов может обеспечиваться посредством проведения внеплановых инвентаризаций.

43. Инвентаризация билетов (абонементов) и их бланков проводятся в присутствии материально-ответственных лиц, и оформляется соответствующим актом.

Выявленные излишки билетов (абонементов) проходят процедуру оприходования с последующим установлением причин возникновения таких излишков. В случае выявления недостачи билетов (абонементов) причиненный ущерб компенсируются за счет лиц виновных в возникновении недостачи. Размер ущерба, возникшего в результате виновного действия/бездействия таких лиц, определяется в соответствии в порядке, установленным Трудовым кодексом Республики Узбекистан.

Глава 8. Осуществление контроля

 

44. Руководитель организации культуры, а на гастролях – организатор гастрольных мероприятий, обеспечивает контроль, за соблюдением надлежащего порядка пропуска посетителей (зрителей, слушателей) только с билетами (абонементами), действительным на данное мероприятие, а также за соблюдением надлежащего порядка реализации билетов (абонементов).

45. Руководитель организации культуры периодически организует проверку соответствия количества посетителей (зрителей, слушателей) в зале количеству реализованных билетов (абонементов) на данное мероприятие.

Результаты такой проверки оформляются актом организации культуры в произвольной форме.

При предъявлении посетителем (зрителем, слушателем) билеты (абонементы) контроллер отрывает от него только контрольный купон и при этом сам билет (абонемент) остается у посетителя (зрителя, слушателя).

46. При выявлении случаев несоответствия предъявленных посетителями (зрителями, слушателями) билетов (абонементов) образцам установленным для организации культуры в зале, в котором проводятся мероприятия, руководитель такой организации культуры принимает меры для срочного выявления причин появления таких билетов (абонементов), и составляет акт в произвольной форме о выявлении билетов не соответствующих установленным образцам, а в случаях, предусмотренных законодательством, обращается в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер в соответствии с действующим законодательством  Республики Узбекистан.

Глава 9. Возврат билетов

 

47. В случае отмены, переноса или изменения репертуара мероприятия посетители (зрители, слушатели) имеют право вернуть приобретенные билеты. Возврат денежных средств посетителям (зрителям, слушателям) производятся организаторами мероприятий по требованию посетителей (зрителей, слушателей) при предъявлении билета, подлежащего возврату. Возврат средств за неиспользованный билет осуществляется за вычетом банковских процентов (если применимо).

 

 

Умумий таклифлар

979