ID Муаллиф Муҳокамага чиқариш санаси Якунланиш санаси Таклифлар сони
1075 Министерство народного образования Республики Узбекистан 31/10/2018 15/11/2018 24

Муҳокама якунланди

Ўзбекистон Республикасининг қонуни
О статусе учителя
ID-1075

Настоящий Закон определяет принципы государственной политики, регулирует правовые, социально–экономические отношения, связанные с деятельностью учителя, и направлен на создание условий, обеспечивающих улучшение качества правового положения учителей образовательных учреждений, реализацию гарантий  их социальной защиты.

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Содержание статуса учителя

Учитель – лицо, имеющее необходимое профессиональное образование
и соответствующую квалификацию, работающее в образовательных учреждениях,  выполняющее учебную, научную, методическую, воспитательную, организационную
и руководящую деятельность, а также работу по подготовке детей к жизни.

Условия и характер педагогической работы определяют содержание статуса учителя, включающие в себя права, обязанности и ответственность учителя, а также гарантии их реализации.

Учитель пользуется всеми правами и свободами, закрепленными Конституцией Республики Узбекистан.

 

Статья 2. Лица, имеющие статус учителя

Статус учителя имеют граждане Республики Узбекистан или граждане любой другой страны, имеющие необходимое педагогическое образование или диплом государственного образца, дающий право заниматься педагогической деятельностью необходимой
и достаточной для её ведения на уровне, обеспечивающем требуемое качество учебно-воспитательного процесса, работающие в общеобразовательных учреждениях, выполняющие учебную, научную, методическую, воспитательную, организационную и руководящую деятельность.

Лишение статуса учителя вследствие недостаточной квалификации, аморального поступка, не совместимого с учебно-воспитательной деятельности, производится
в соответствии с законодательством.

 

Статья 3. Законодательство о статусе учителя

Законодательство Республики Узбекистан о статусе учителя основывается
на Конституции Республики Узбекистан, Законе об образовании, настоящего Закона и иных нормативно-правовых актов, определяющих права, обязанности и ответственность учителя,
а также международных договоров, вступивших в установленном законом порядке в силу, участницей которых является Республика Узбекистан.

 

 

Статья 4. Принципы педагогической деятельности учителя

Основными принципами педагогической деятельности учителя являются:

   – личностно – ориентированный подход к обучению, воспитанию, развитию учащегося;

  – гуманистический характер обучения и воспитания, обеспечивающий уважение прав
и свобод учащегося, национально – культурных традиций;

   – приверженность   общечеловеческим   моральным   принципам и нравственным ценностям;

   – недопустимость прямой, скрытой и (или) косвенной дискриминации, ограничения прав или оказания привилегий учащимся по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств;

    –   воспитание   учащихся   в  духе  любви   к   родине,   высокой гражданственности, дружбы между народами;

    – преемственность образования;

    – свобода выбора организационных методов и форм педагогической деятельности;

    – единство принципов обучения и воспитания;

    – совершенствование своих знаний на основе новейших  достижений науки, техники и культуры;

    – тесный контакт с учащимися и их семьями;

   – сотрудничество с детскими и молодежными объединениями, трудовыми коллективами, а   также   заинтересованными   государственными и негосударственными организациями, деятельность которых не запрещена законодательством Республики Узбекистан.

 

 

Глава 2. ПРАВА УЧИТЕЛЯ

 

    Статья 5. Права учителя в профессиональной деятельности

Правом на педагогическую деятельность обладают лица, имеющие соответствующее образование и педагогическую квалификацию, определяемые законодательством.  

Учитель имеет право:

– на свободу выбора учебных программ, форм и методов преподавания, учебников и  учебных    пособий, согласно    государственным образовательным   стандартам, утверждаемым   Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

– на участие в разработке новых авторских  программ,  учебников  и учебных пособий;

– на создание  и  использование новаторских методов  и  приемов, проведение  научно–педагогического эксперимента, внедрение  передового педагогического опыта в практику;

– на поощрение за создание,  использование и внедрение новаторских методов и приемов в педагогической деятельности;

–на   индивидуальную  педагогическую  деятельность  в  порядке, установленном законодательством;

– на досрочную аттестацию с целью повышения категории;

– на повышение квалификации в установленном порядке не реже одного раза в пять лет;

– на охрану прав и интересов несовершеннолетних.

Учитель пользуется правом работы по совместительству в установленном законодательстве порядке в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Узбекистан.

Учитель имеет право участвовать в управлении школой.

Устойчивость служебного положения учителя гарантируется даже в том случае, когда полностью или частично изменяется организация системы школьного образования.

 

Статья 6. Защита чести и достоинства учителя

Учителю, как гражданину Республики Узбекистан или любой другой страны гарантируются защита чести и достоинства.

Система инспекции и контроля профессиональной деятельности учителя не должна ограничивать свободу творческой инициативы учителя. В ходе аттестации 
и других случаях оценка работы учителя должна быть объективной и обоснованной и своевременно доводиться до сведения учителя.

Порядок аттестации, инспекции и контроля за деятельностью учителя
разрабатывается уполномоченным государственным органом в области образования
и в установленном порядке утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Не допускается привлечение учителей образовательных учреждений к принудительному труду, включая работы по благоустройству и озеленению территорий районов и городов, сбору металлолома и макулатуры, а также сезонные работы
в сельском хозяйстве и другие подобные работы.

Родители учащихся не имеют права на необоснованное вмешательство в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.

 

Статья 7. Право на материальное обеспечение 

Размер заработной платы учителя устанавливается в порядке, определенном законодательством Республики Узбекистан.

Заработная плата учителя рассчитывается на финансовый год (12 месяцев).

Органы государственной власти на местах за счет средств местного бюджета
могут устанавливать надбавки к заработной плате учителей в рамках каждой
категории.

Общеобразовательные учреждения могут самостоятельно устанавливать надбавки
и доплаты педагогическим работникам из собственных и спонсорских средств
по согласованию с наблюдательным советом и в соответствии с законодательством.

Государство обеспечивает своевременную выплату заработной платы учителям
и руководителям школ из республиканского бюджета и местного бюджетов в полном объеме в течение всего года.

В случае несвоевременной выплаты заработной платы учителям оплата производится с индексацией согласно законодательству.

Учителям, работающим в отдаленных и труднодоступных районах, предусматриваются льготы и надбавки к заработной плате в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Учителям образовательных учреждений, не обеспеченным жилой площадью или нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются долгосрочные льготные ипотечные кредиты для приобретения доступного жилья строящегося по типовым проектам
в городах и сельской местности.

Учителям, образовательных учреждений, имеющим ученую степень кандидата или доктора наук, устанавливаются надбавки в соответствии с законодательством.

Запрещается производить удержания из заработной платы учителей, в том числе на подписку на периодических изданий, а также другие удержания, не предусмотренных законодательством.

 

Статья 8. Право на социальное обеспечение

Государство обеспечивает учителю надлежащие условия труда, быта и социальные льготы, связанные с репродуктивной функцией.

Органы государственной власти на местах за счет средств местного бюджета могут предоставлять учителям льготы при оплате эксплуатационных расходов по содержанию жилой площади и коммунальных услуг и беспроцентные ссуды на индивидуальное жилищное строительство.

 

Статья 9. Право на отдых

Право учителя на отдых обеспечивается рациональным планированием учебной нагрузки, предоставлением еженедельного отдыха, а также ежегодных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством.

Продолжительность рабочего дня и рабочей недели учителя определяется законодательством.

 

Статья 10. Право на охрану здоровья

Учитель имеет право на охрану здоровья, реализуемое проведением санитарно –гигиенических, противоэпидемических, лечебно - профилактических мероприятий в соответствии с законодательством. Учителю в обязательном порядке ежегодно проводится бесплатное амбулаторное медицинское обследование в государственных лечебно – профилактических учреждениях.

Учитель имеет право на санаторно – курортное лечение, отдых в пансионатах и туристических базах на льготных условиях, устанавливаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Статья 12. Право на отсрочку от призыва на действительную воинскую службу выпускников педагогических факультетов высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений

Выпускникам педагогических факультетов высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений, направленным на работу в сельскую местность, на  весь  период  трудовой  деятельности  в сельских  образовательных учреждениях, предоставляется отсрочка от призыва на действительную воинскую службу.

 

Статья 13. Право на поощрение

За достижение высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения учитель может быть представлен к ведомственным наградам уполномоченных государственных органов в области дошкольного и народного образования
и к государственным наградам.

  

Статья 14. Ограничение видов деятельности учителя

    Учитель не имеет права:

    – на проведение религиозной, атеистической пропаганды в школах;

    – на организацию политических групп, партий в школах;

    – на распространение шовинистической,  националистической, милитаристской идеологии;

    – на вовлечение школьников в забастовочное движение и политические акции;

    – на насилие над учащимися.

 

Глава 3. Обязанности и ответственность учителя

 

Статья 15. Обязанности учителя 

    Учитель обязан:

   – проводить   обучение   на высоком  профессиональном   уровне, обеспечивать   усвоение  учащимися учебной программы  не  ниже  уровня государственных образовательных стандартов;

    – проводить учебно–воспитательную работу в духе  уважения  к родителям,  старшим, 
к культурно–историческим ценностям  Республики Узбекистан, его  государственному  устройству,  воспитывать  бережное отношение  к окружающей среде;

    – утверждать уважение  к  принципам  общечеловеческой   морали:

доброте, трудолюбию, гуманизму, патриотизму, правде, справедливости и другим добродетелям;

    –   постоянно совершенствовать  свои  педагогические   знания   и мастерство;

    – уважать честь и достоинство учащихся;

    – готовить учащихся  к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, согласия между народами;

    – содействовать развитию  индивидуальных  творческих способностей учащихся.

 

Статья 16. Административная, гражданско–правовая и уголовная ответственность учителя

Учитель за совершение  правонарушения  несет  ответственность  в соответствии с законодательством.

 

Глава 4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителя

 

Статья 17. Подготовка педагогических кадров

В Республике Узбекистан профессиональную подготовку учительских кадров осуществляют профессиональные педагогические средние и высшие учебные заведения различных типов, видов и форм собственности.

Профессиональное педагогическое учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, государством и обществом. Контроль за соответствием деятельности профессионального педагогического учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель (учредители) профессионального педагогического учебного заведения и уполномоченный государственный орган в области образования, выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности.

Прием студентов по педагогической специальности в государственные профессиональные педагогические учебные заведения осуществляется на конкурсной основе по плану приема на подготовку специалистов в пределах государственного заказа за счет средств республиканского бюджета.

 

Статья 18. Повышение квалификации и переподготовка учительских кадров

Государство гарантирует создание условий для повышения квалификации и переподготовки учителей государственных образовательных учреждений всех типов.

Повышение квалификации учителей осуществляется по договора, заключенным юридическими лицами с организациями высшего и послевузовского профессионального образования, организациями дополнительного профессионального образования, за счет средств юридических лиц.

Государство гарантирует предоставление учителям и научно–педагогическим работникам творческого отпуска для научно–педагогической, учебно–методической, изобретательской, экспериментальной и экспертной деятельности.

Порядок, виды и формы повышения квалификации учителей и научно–педагогических работников в части, не урегулированной законодательством, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Глава 5. Заключительные положения

 

Статья 19. Обязанность и ответственность государственных органов, местных органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций
и должностных лиц по обеспечению реализации настоящего Закона

Государственные органы, местные органы государственного управления, предприятия
и их объединения, учреждения, организации, должностные лица, органы государственного управления образованием в пределах своих полномочий и обязанностей обеспечивают реализацию настоящего Закона. Должностные и другие лица, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по реализации прав учителей, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Вред, причиненный учителям незаконными действиями указанных органов
и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей в области административного управления, возмещается в полном объеме в соответствии
с законодательством.

 

Статья 20. Приведение нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Умумий таклифлар

2856