Поиск

Расширенный поиск

 

 
 

 
 
 

Название документа

О мерах по развитию туризма в Республике Узбекистан в долгосрочную перспективу

Вы можете дать свои комментарии к разрабатываемым проектам нормативно-правовых актов, воздействующих на осуществление предпринимательской деятельности. Комментарии подлежат размещению на Едином портале интерактивных государственных услуг для обсуждения.

Также Вы можете заполнить Опросный лист обсуждения разрабатываемых ‎проектов нормативно-правовых актов.

Комментарии, a также предложения, изложенные в Опросном листе подлежат обязательному рассмотрению органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах–разработчиками соответствующего проекта нормативно-правового акта.

Тип документаПостановление
Орган, утверждающий документПрезидент Республики Узбекистан
РазработчикГосударственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма
Дата размещения документа10.07.2018 15:04
Дата завершения обсуждения25.07.2018 23:59
Вид документаПроект НПА
Текущее состояние документаВ обсуждении
Обоснования необходимости принятия проектаПоручение Кабинета Министров от 04 июля 2018 года за номером №14\1-2392
Планируемый срок вступления в силу15.08.2018
Номер письма о соглашении№5423-хдфу 03.07.2018
Номер и дата письма согласования Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан№5423-хдфу 03.07.2018

Проект

Постановление

Президента Республики Узбекистан

О мерах по развитию туризма в Республике Узбекистан
в долгосрочную перспективу

Отметить, что в республике проводится последовательная политика по развитию туризма как одного из стратегической отрасли национальной экономики, способного в перспективе содействовать решению таких важнейших социально-экономических задач, как создание сотен тысяч новых рабочих мест, обеспечение диверсификации экономики и ускоренного развития регионов, притока валютной выручки, повышение доходов
и качества жизни населения, улучшение имиджа и инвестиционной привлекательности страны.

В целях обеспечения развития отрасли туризма, создания благоприятных условий и предпосылок для развития частного сектора и увеличения туристских потоков в республику Указом Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2016 года № УП–4861 «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан» образован уполномоченный государственный орган – Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма, а также принятыми более 30 решениями Главы государства и Правительства страны предоставлены существенные налоговые льготы и другие преференции субъектам туристской деятельности, отменен и упрощен въездной визовый режим, внедрены инновационные технологии в сфере туризма, созданы условия для эффективного продвижения национального туристского потенциала на внутренним и внешних рынках.

Вместе с тем, всесторонний анализ осуществленных мер по развитию туризма в стране, изменяющаяся конъюнктура мировых рынков туризма и усиливающаяся конкуренция среди стран Шелкового пути требуют комплексного подхода разработки и реализации мер по устойчивого развития туризма в стране.

В целях коренного повышения эффективности проводимых реформ по формированию благоприятных экономических условий и предпосылок для развития отечественной сферы туризма, прежде всего в частном секторе, повышения ее конкурентоспособности и качества предоставляемых услуг, расширения экономического потенциала регионов и их доходной базы, создания новых рабочих мест, а также активного и комплексного продвижения национального туристского продукта на мировых рынках:



Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

1. Утвердить Стратегию развития туризма Узбекистана в период до 2030 года (далее – Стратегия) согласно.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

2. Установить, что Стратегия реализуется в шесть этапов, каждый из которых предусматривает утверждение отдельного двухлетнего Плана конкретных мер по ее реализации в соответствии с определяемыми приоритетами развития сферы в течение соответствующего периода.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

3.Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям и другими министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести План конкретных мер по реализации Стратегии развития туризма в Республике Узбекистан в 2018-2019 годах.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

4. Возложить на Координационный совет по развитию туризма, образованному в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 16 августа 2017 года № УП-3217, задачи по периодическому контролю за ходом реализации министерствами, ведомствами и другими организациями разработанного Плана конкретных мер, координация их деятельности в целях обеспечения безусловного выполнения всех намеченных мероприятий в установленные сроки.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

5. Министерствам и ведомствам, ответственным за выполнение Плана конкретных мер, а также Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом предоставить в Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма информацию о ходе их выполнения для последующего внесения информации в Координационному совету по развитию туризма.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

6. Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистики и другими причастными министерствами и ведомствами обеспечить регулярное предоставление необходимых данных и показателей международным организациям для включения Республики Узбекистан в мировые рейтинги международного туризма с целью улучшения индекса страны в престижных рейтингах мира.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

7. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Республики Узбекистан, Узбекскому агентству по печати и информации организовать в средствах массовой информации публикации и тематические передачи по разъяснению целей и задач настоящего постановления.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

Приложение к постановлению Президента Республики Узбекистан
от ________ № ПП-____

Стратегия развития туризма в Узбекистане

Оглавление

I.Общие положения

II.Современное состояние и тенденции развития туризма в мире

III.Цель, задачи и стратегические ориентиры развития туризма в Республике Узбекистан

IV.Основные направления и механизмы решения задач развития туризма


Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

I. Общие положения

В настоящее время в Республике Узбекистан большое внимание уделяется государственной политике в сфере туризма.

Данная стратегия является существенной составляющей развития нашей страны, а также определяет основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики в сфере туризма.

Сегодня туризм должен стать локомотивом развития регионов, связующим звеном между коммерческими интересами различных сфер бизнеса, приоритетами государственной политики и культурными потребностями общества.

Узбекистан располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Формирование и развитие такого туризма является основной задачей данной стратегии.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

II. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире

В нынешних условиях развития мировой экономики туризм становится одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей. Согласно данным ЮНВТО туризм занимает четвертое место в мировом экспорте товаров и услуг (7,4%). По доходности данная отрасль занимает третье место в мире после нефтедобывающей промышленности и автомобилестроения.

Данные Всемирной туристской организации при ООН показывают, что туристы предпочитают путешествовать в пределах ближайших стран, так 80% туристских прибытий в мире осуществляются в пределах одного региона. Большинство прибытий (53%) были совершены с целью отдыха, около 15% из них были бизнес поездками, 27% - для иных целей, в том числе в целях визита к родственникам и друзьям, паломничества, для лечения, укрепления здоровья и др.

При организации туристских поездок значение воздушного сообщения (52%), а также наземных видов транспорта (40%) возрастает с каждым днём и становится неотъемлемым и весомым аспектом развития туризма.

Стратегия охватывает основные возможности и угрозы для развития туризма в Узбекистане.

Позитивные для Узбекистана тенденции развития международного туризма:

•многие страны Ближнего Востока теряют статус привлекательных туристских направлений в результате роста политической нестабильности в регионе;

•рост туристских поездок совершаемых жителями стран с неустойчивой политической обстановкой создает возможность для усиления конкурентоспособности узбекского турпродукта на внутреннем и международном туристских рынках;

•в мире растет интерес к экотуризму и культурно-познавательному туризму, что делает Узбекистан наиболее привлекательным туристским направлением для иностранных туристов.

Негативные для Узбекистана тенденции в развитии международного туризма:

•высокие цены на авиаперевозки, низкое покрытие потенциальных рынков отечественным и международными авиалиниями;

•визовая политика и система регистрации Республики Узбекистан является одним из основных сдерживающих факторов увеличения потока туристов.

•слабое развитие транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры в местах туризма, труднодоступность, невысокий уровень сервиса в местах отдыха туристов, неразвитость объектов придорожной инфраструктуры;

•недостаток квалифицированных кадров в сфере туризма, а также отдаленность образовательных программ от требований рынка труда, потребностей производства, ожиданий работодателей и т.д.;

•недостаточная степень нормативного регулирования сферы туризма и гостиничного бизнеса в частности отсутствия стандартов, применяемых к определенным типам мест размещения, отсутствие правил регулирования социального туризма, применяемого в отношении работников и работодателей, отсутствие мер налогового стимулирования туристской отрасли;

•препятствия для развития туристского бизнеса, в том числе административные барьеры и инструменты государственной поддержки, требующие дальнейшего совершенствования;

•На данный момент Узбекистан неизвестен в качестве туристического направления для большинства туристов из-за отсутствия агрессивной многоцелевой PR стратегии страны;

Анализ основных экономических показателей развития туризма показал, что потенциал узбекского туризма не реализуется полностью, так как развитие туризма напрямую зависит от формирования современного конкурентоспособного туристского комплекса с необходимой инфраструктурой транспортно-логистической системы. Существует необходимость произвести реконструкцию пунктов пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан (авиационных, автомобильных, железнодорожных) и усовершенствовать процесс пересечения границы, сделав его соответствующим потребностям иностранных граждан в туристских услугах.

Создание туристского комплекса также внесет весомый вклад в развитие экономики страны за счет притока иностранной валюты, налоговых поступлений в бюджет, роста числа рабочих мест, а также поспособствует сохранению и рациональному использованию культурного и природного наследия Узбекистана.

Одним из важнейших условий устойчивого развития туризма является – государственная поддержка. При изучении международного опыта было выявлено, что страны, где государство ведёт активную политику по созданию условий для развития туристской инфраструктуры, привлечению частных инвесторов, созданию благоприятных экономических условий, подкреплённых законодательством, для деятельности субъектов туристской индустрии направляют значительные бюджетные средства на реализацию национальных проектов и программ. Однако стоит заметить, что доходы от туризма, как прямые так и косвенные, довольно быстро окупают затраты на его развитие, что делает туристскую индустрию одним из наиболее важных двигателей социально-экономического развития страны.

По итогам анализа стран, определивших туризм как приоритетное направление экономики, был выявлен ряд эффективных мер государственной поддержки туристской деятельности:

1) прямая политическая поддержка со стороны руководства страны для совмещения конфликтующих приоритетов.

Королевство Марокко. Правительство Марокко разработало стратегию развития туризма «Видение 2010». Существенным элементом данной стратегии являлся план по строительству шести новых прибрежных курортных зон (План Азур).

Для реализации данного Плана в 2007 году было принято решение по созданию нового оператора по инвестированию в инфраструктуру туризма - Société Marocaine d'Ingénierie Touristique - SMIT (Марокканское общество инжиниринга в туризме) на базе нескольких государственных предприятий. SMIT реализует следующие задачи: выделение земельных участков для строительства новых прибрежных курортных зон; разработка мастер-планов и ТЭО для застройки данных зон, покупка и продажа земельных участков, строительство инфраструктуры и привлечение частных инвесторов. Также, при реализации стратегии «Видение-2010» огромное значение для развития туристской отрасли страны имела либерализация воздушного сообщения в рамках двустороннего договора 2006 года об открытом воздушном пространстве с ЕС.

Либерализация воздушного сообщения заключалась, преимущественно, в наделении правом посадк и авиаперевозчиков новых авиалиний и европейских низкобюджетных авиаперевозчиков; создании новых национальных низкобюджетных авиаперевозчиков Atlas Blue и Jet4You и новых авиамаршрутов. Данные меры привели к существенному снижению цен на авиабилеты и общему увеличению международного потока пассажиров (туристов).

Малайзия. С 90-х годов туризм занимает заметное место в пятилетних экономических планах развития Малайзии. В рамках этих планов была сформирована стратегия для развития сельского, экологического, круизного и других видов туризма путем предоставления налоговых льгот (освобождение от налога на прибыль или льготы при реинвестировании в расширение и модернизацию гостиниц и других туристских объектов; полное освобождение от импортных пошлин);

2)прямое финансовое участие государства в развитии крупных курортных зон посредством создания специализированных агентств, фондов и операторов.

Мексиканские Соединенные Штаты. В 70-е годы Правительством был создан Национальный фонд развития туризма – FONATUR на базе слияния двух фондов INFRATUR (Фонд по развитию инфраструктуры туризма) и FOGATUR (Фонд гарантирования и продвижения туризма). Основной задачей FONATUR являлось развитие «с нуля» пяти крупнейших прибрежных курортных зон – Канкун, Инкара, Лос-Кабос, Хаутулько и Лорето. В целях развития данных курортов, FONATUR взял на себя руководящую роль не только в вопросах привлечения заемных средств и частных инвесторов, градостроительного и регионального планирования, но и в вопросах земельной собственности и рынка недвижимости. В настоящее время с учетом уже полученных результатов FONATUR принял на себя второстепенную роль в процессе развития курортов, и основное усилие направил на развитие государственно-частного партнерства.

3)финансовые льготы и механизмы поддержки инвестирования в туристские объекты.

Турецкая Республика. В 80-х годах был принят Закон «О поддержке туризма», в рамках которого предоставлялся ряд налоговых льгот в отношении определенных видов налогов, сборов и пошлин, а также в отношении долгосрочных кредитов. Кроме того, государственные земли предоставлялись частным инвесторам в долгосрочную аренду на срок до 49 лет, при этом инвесторы были вправе использовать землю по своему усмотрению – застроить или продать земельные участки третьим лицам без согласования с государственными органами;

4)государственная инициатива с планомерным выходом на государственно-частное партнерство по мере роста индустрии.

Арабская Республика Египет. В 70-е годы был принят Закон об учреждении свободных экономических зон и разрешении создания совместных предприятий государственными компаниями и иностранными инвесторами, в рамках которого иностранные инвесторы получили право вкладывать инвестиции в качестве младшего партнера совместных предприятий, были освобождены от выплаты налогов на срок до пятнадцати лет, а также получили гарантии со стороны государства в отношении прав собственности на земельные участки.

Иностранные инвесторы также получили гарантии государства в отношении капитала, получив право, также как местные компании с иностранным участием вывозить полученные доходы за границу;

5)прямое государственное финансирование создания инженерно-коммуникационной, транспортной и «мягкой» инфраструктуры туризма (обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами, информационное обеспечение), а также создание наиболее значимых проектов в туристской индустрии.

Объединенные Арабские Эмираты. В 2006 году была создана компания по развитию и инвестициям в туризме. Правительство Объединенных Арабских Эмиратов выделило в виде грантов около 3 млрд. долларов США, на основе чего компания привлекла значительные заемные средства за рубежом. Основным проектом является строительство искусственного острова Саадият.

Турецкая Республика. В 70-е годы Правительство Турецкой Республики разработало региональные планы проектов развития туризма и инициировало проекты развития инфраструктуры для индустрии.

Таким образом, международный опыт показывает, что активная роль исполнительной власти в инфраструктурном обеспечении развития туризма является одним из значительных факторов успеха. Все эти примеры можно назвать успешными, как с точки зрения мощного импульса для развития туристской отрасли в стране, так и с учетом возврата государственных инвестиций.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

III. Цель, задачи и стратегические ориентиры развития туризма в Республике Узбекистан

Единство целей и задач развития страны позволит успешно реализовывать программно-целевые инструменты для роста культурного уровня, духовного потенциала и благосостояния страны и каждого ее гражданина.

Выполнение поставленной цели требует решения следующего комплекса задач:

•формирование доступной и комфортной туристской среды;

•повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Узбекистана на внутреннем и мировом рынках;

•реализация и усиление социальной роли туризма, в том числе развитие социального, лечебно-оздоровительного, детского, юношеского и молодежного туризма;

•совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма;

•обеспечение роста экономики и качества жизни населения регионов Узбекистана за счет развития туризма;

•комплексное обеспечение безопасности в сфере туризма и устойчивого развития сферы туристских услуг;

•продвижение туристского продукта Узбекистана;

Приоритетными направлениями развития туризма в Узбекистане являются:

•развитие внутреннего и въездного туризма;

•продвижение бизнес туризм;

•развитие паломнического туризма;

•унификация качества туристских услуг в стране, приведение их в соответствие с международными стандартами;

•создание и развитие комфортной информационной туристской среды, включая систему туристской навигации, знаки ориентирования, информацию о туристских ресурсах и программах регионов;

•усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала населения регионов Узбекистана;

•регионально кластерный подход по продвижению туристского продукта Узбекистана.

Основными показателями достижения цели развития туризма в Узбекистане следует считать:

•привлечение большего количества иностранных туристов;

•увеличение спроса на отечественный туристский продукт со стороны узбекистанцев, в том числе за счет переориентации части потребительского спроса с выездных туристских направлений на внутренние;

•увеличение количества бизнес туристов, международных конференций, форумов и встреч;

•увеличение количества повторных поездок, расширение набора потребляемых туристами услуг и удлинение периода пребывания туристов на отечественных курортах;

•развитие социального туризма.

Принципами развития туризма в Узбекистане являются:

•использование комплексного подхода к развитию туризма;

•интеграция планов развития туризма во все сферы народного хозяйства и социальной жизни общества (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, искусство, наука, промышленность, сфера услуг);

•инновационный характер развития туризма;

•стимулирование предпринимательских инициатив участников туристского бизнеса, создание условий для роста количества малых предприятий;

•обеспечение межкультурной коммуникации и международного сотрудничества при организации туристских программ;

•сбалансированность интересов всех участников процесса развития туризма (потребители, бизнес, некоммерческие организации, органы государственного управления, местные жители);

•ориентация на показатели качества жизни населения при оценке влияния туризма на социально-экономическое развитие регионов;

•устойчивость развития туризма, учет экологических и социокультурных рисков, ориентация на неистощимое использование туристских ресурсов.

Реализация Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов путем комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Республике Узбекистан. Основными участниками процесса реализации Стратегии стоит считать:

•органы государственной власти в сфере туризма и смежных отраслей всех уровней;

•туроператоры, турагенты, организации и лица, предоставляющие отдельные туристские услуги;

•образовательные учреждения, готовящие кадры в сфере туризма;

•транспортные и страховые компании;

•другие участники туристской деятельности и институты гражданского общества.

Корректировка Стратегии осуществляется по результатам постоянного мониторинга ее реализации с учетом изменений, оказывающих существенное влияние на состояние сферы туризма.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

IV. Основные направления и механизмы решения задач развития туризма

1. Деловой туризм – очень важная и специфичная отрасль туристического бизнеса. От остальных видов туризма, деловой, отличается, прежде всего, его денежной составляющей вопроса: ведь от того, насколько удачно сложится поездка, очень часто зависит возможность получения многомиллионной прибыли страны. В Узбекистане деловой туризм недостаточно развит, но имеет огромный потенциал. Необходимо учесть опыт зарубежных стран, в которых данный вид туризм очень развит. В качестве примеров, предлагается изучить опыт успешных государств и проанализировать состояние делового туризма в них.

Объединенные Арабские Эмираты, известно, что Объединенные Арабские Эмираты - как большой офис: торговля, деловые встречи и выставки в этой стране беспрерывно сменяют одна другую. В одном только Дубае - более 500 отелей и апартаментов, а прирост числа гостиничных номеров составляет ежегодно от 5 до 10%. В регионе открываются новые выставочные и деловые центры, около 30% посещающих страну приезжают сюда по работе.

Привлекают деловых людей и образованные здесь свободные экономические зоны - Jebel Ali Free Zone и Dubai Airport Free Zone. В последний год прошедшего тысячелетия началось создание новой свободной зоны - Dubai Technology & Media Free Zone. Цель проекта - привлечение в эмират новых современных технологий в области коммуникаций, производства разнообразной видео- и аудиоаппаратуры.

Германия считается мировой столицей международных выставок и ярмарок. Ежегодно в Германии проводится в среднем 150 международных и межрегиональных выставок и ярмарок, что составляет почти две трети от общего количества организуемых в Европе. В их числе пять из десяти крупнейших в мире по обороту ярмарок. Экспоненты и посетители, количество которых достигает 10 млн., ежегодно расходуют на участие в ярмарках порядка 10 млрд. евро, а суммарный народно-хозяйственный эффект от их проведения приближается к 25 млрд. евро [46]. Почти 50% экспонентов и около 20% посетителей приезжают из-за рубежа. Для проведения MICE-мероприятий в стране имеется более 11 тыс. площадок - отели, конгресс-центры, университеты, аэропорты, монастыри, замки, музеи и тематические парки. Выставочно-конгрессная деятельность обеспечивает около 250 тыс. рабочих мест.

Рынок делового туризма Узбекистана характеризуется активным, но вместе с тем стихийным развитием. Отсутствие достоверной статистической информации делает невозможным качественный анализ ведущих рынков делового туризма Узбекистана. Однако даже имеющаяся информация, которая доступна на сегодняшний день, позволяет сделать вывод о существенном потенциале рынка делового туризма в нашей стране. Наибольшего развития данная отрасль достигла в Ташкенте и Самарканде, что объясняется, во-первых, наличием необходимой для проведения мероприятий по деловому туризму инфраструктуры, во-вторых - транспортной доступностью. Немаловажным является и то, что данные регионы имеют большие финансовые возможности для поддержания и развития данного вида туризма.

Для использования потенциала делового туризма Узбекистана необходимо создание соответствующей инфраструктуры, действенная государственная поддержка, достоверная статистическая информация, подготовка профессиональных кадров, а также формирование благоприятного имиджа страны.

Решение проблем развития делового туризма в Узбекистане должно осуществляться на основе поддержки со стороны государства и инициативы субъектов рынка делового туризма. Значение и перспективность развития делового туризма в экономике обусловливает необходимость государственной поддержки, в том числе:

•законодательной;

•организационной (Создание жизненно необходимой деловой инфраструктуры городов: 5 звездные отели, современные бизнес центры, ультрасовременных телекоммуникации, информационные службы, Специальное управление в составе Госкомтуризма по продвижению и управлению Бизнес/Инсентив туризму Узбекистана, создание и поощрение туристических компаний, которые занимаются организацией бизнес/Инсентив-турами.;

•финансовой (долевое финансирование материально-технической базы делового туризма, поддержка инвесторов, вкладывающих средства в развитие делового туризма, создание исключительно благоприятный климат для иностранных инвесторов и предпринимателей);

•информационной (создание автоматизированной информационной системы данных о рынке делового туризма).

•Особенно важна поддержка государства в создании привлекательного имиджа Узбекистана и подготовке квалифицированных кадров.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

2. Развитие туристской инфраструктуры и формирование доступной и комфортной туристской среды

В рамках Стратегии предусматриваются использование и развитие кластерного подхода, который является передовым и эффективным механизмом концентрации усилий, как органов государственной власти, так и частных предпринимательских инициатив для создания туристской инфраструктуры. Необходимо провести анализ результатов реализации пилотных инвестиционных проектов по созданию туристских кластеров, разработать систему мер по решению проблем, препятствующих реализации кластерного подхода, обеспечить распространение опыта успешной реализации кластерного подхода при создании объектов туристской инфраструктуры.

Цель создания туристского кластера – повышение конкурентоспособности территории на туристском рынке за счет синергетического эффекта, в том числе:

•повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в

кластер;

•стимулирования инноваций и развития новых туристских направлений.

Создание туристского кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование положительного имиджа региона, что в целом создаст высоко интегрированные туристские предложения и конкурентоспособные туристские продукты.

В качестве основного механизма реализации Стратегии следует рассматривать государственно-частное партнерство как наиболее перспективный способ объединения усилий органов государственной власти и частного бизнеса с целью создания объектов туристской инфраструктуры.

Также серьезного внимания требуют вопросы формирования комфортной информационной туристской среды, для решения которых необходимо:

•разработать единый подход к информационной работе с туристами;

•разработать, внедрить и развивать единую унифицированную систему туристской навигации;

•создать в каждом регионе туристские информационные центры в необходимом количестве и развивать их деятельность путем разработки стандартов и повышения качества обслуживания, межрегиональной кооперации работы таких центров.

Следует создать банк информационных материалов по туристским ресурсам Узбекистана и обеспечить доступ к нему потенциальных туристов. Решению этой задачи будет способствовать централизация усилий по продвижению туристских ресурсов регионов Узбекистана путем расширения функционального содержания национального туристского портала в интернете, который должен объединять функции средства массовой информации в сфере туризма, архива информационных материалов, национальной системы бронирования туристских услуг, инструмента мониторинга, сбора и анализа данных о потребительском спросе на туристские услуги и отзывов об их качестве, образовательного и культурно-развлекательного ресурса.

Не менее актуальными остаются вопросы развития транспортной инфраструктуры, обустройства дорог и дорожной инфраструктуры, организации движения туристских автобусов в условиях высокой загрузки автодорог, обустройства стоянок в зонах повышенного туристского интереса. Также наибольший потенциал роста на внутреннем рынке сегодня имеет самодеятельный автотуризм, чему немало способствуют - увеличение количества автомобилей на душу населения, обустройство автотуристских кластеров на ключевых трассах государственного значения, развитие сети придорожных гостиниц. Однако остаются нерешенными вопросы обеспечения безопасности туристов на маршруте, а также информированности населения о существующих туристских маршрутах и местах туристского показа, возможностях организации питания и ночлега по пути.

Не менее важно уделять достаточное внимание состоянию и уровню комфортности транспортных средств, используемых для перевозки туристов. Периодическое обновление подвижного состава, модернизация транспортных средств, мероприятия по контролю их технического состояния закладывают условия для безопасной организации туризма. Сегодня следует говорить о высоком уровне износа не только железнодорожных вагонов, самолетов на внутренних авиалиниях, туристских автобусов, но и об устаревании развлекательных объектов (аттракционы, оборудование парков культуры и отдыха). То же можно сказать о состоянии фуникулеров, канатных дорог, вокзалов и автостанций.

Стимулирование предпринимательской активности малого и среднего бизнеса в сфере гостеприимства (мини-гостиницы, мини-отели, хостелы, гостевые дома) позволяет заметно увеличить емкость средств размещения туристов. Следует стремиться к развитию национальных/иностранных гостиничных сетей как наиболее перспективного способа создания средств размещения соответствующего качественного уровня и эффективного источника формирования стандартов обслуживания.

Однако неконтролируемое строительство частных гостиниц способно не только перегрузить коммунальную и туристскую инфраструктуру, но привести к утрате исторического облика курорта, снижению его привлекательности для туристов. Вследствие этого наряду с мерами по стимулированию предпринимательской инициативы местных жителей необходимо предусматривать потенциал роста частных гостиниц, учитывать его при разработке программ развития коммунальных сетей, регулировать уровень качества услуг и при необходимости нормировать объем туристского потока для обеспечения комфортных условий жизни местного населения, отдыха туристов и соблюдения норм рекреационной нагрузки на природные территории.

Кроме того, при планировании и реализации проектов развития туристской инфраструктуры следует учитывать задачу формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Другие части Узбекистана. Для регионов, не вошедших в кластер, а также на районных уровнях необходимо определить перспективные туристские продукты для развития, преимущественно, внутреннего туризма. В данном случае целесообразно разрабатывать и реализовывать небольшие проекты по развитию соответствующей инфраструктуры, а также исходя от особенности региона.

С учетом намеченного курса страны на переход к принципам «зеленой экономики» показателен пример агротуризма не только в качестве генератора альтернативной занятости сельского населения, обеспечения финансовой поддержки экономики регионов и развития экологически «чистого» сельхозпроизводства. Агротуризм является мощным инструментом охраны окружающей среды, способствующим вовлечению в этот процесс местного населения, для которого бережное отношение к природе станет экономически выгодным.

Для гарантирования высокого качества предоставляемых услуг необходимо решить вопрос по разработке единой классификации сельских домов отдыха, определить критерии этой классификации и выделить единые стандарты для сельских гостевых домов.

Для приграничных областей Узбекистана также существуют большие перспективы для развития туризма. Целесообразно углублять международное сотрудничество, создавать и развивать совместные туристские маршруты, в том числе одно/двухдневные экскурсии для граждан сопредельных стран, проведение фестивалей культуры.

В целом, местным исполнительным органам необходимо укреплять взаимодействие с центральным уполномоченным органом в сфере туризма, пересмотреть/разработать региональные мастер-планы развития туризма на краткосрочную/долгосрочную перспективы, постоянно обновлять базы данных, содержащие перечень функционирующих туристских организаций, объектов туристской инфраструктуры, включающий места размещения по типам, развлекательные и прочие объекты.

Также одним из приоритетных направлений деятельности для всех областей является развитие социального туризма, обеспечивающего возможности для удовлетворения потребностей в туристских услугах внутри страны определенных категорий населения, в том числе граждан пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями. В партнерстве с частным сектором и отраслевыми ассоциациями необходимо активизировать работу по внедрению механизма поощрения работников путевками для отдыха внутри страны. Меры по развитию социального туризма будут включать экономические стимулы для организаторов социального туризма и льготы для его участников при оказании и получении туристских услуг, создании, реконструкции и эксплуатации объектов социального туризма.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

3. Туристские продукты.

Каждый туристский кластер должен организовать разработку нетуристских продуктов зависят от потенциалов развития каждого продукта в каждом кластере. В целом, в Республике Узбекистан необходимо развитие шести главных продуктов туризма:

«Деловой-туризм», «Культурный туризм и турне», «Активный и приключенческий отдых», «Отдых в горах и на озерах», «Гастрономический туризм» «Пляжный туризм» и «Кратковременный отдых».

Деловой-туризм – относится к типу организованных поездок, связанных с бизнес-мотивами: деловые встречи, поощрительные туры, конференции, выставки, мероприятия, заседания рабочих групп, семинары и досуг во время деловых поездок. К основным странам, генерирующим туристские прибытия в Узбекистан по данному турпродукту, относятся Европа, Казахстан, Корея и Россия.

Культурный туризм и турне – организованные туры и туры без сопровождения гида по местам культурных памятников и исторического наследия. К основным странам, генерирующим туристские прибытия в Узбекистан по данному турпродукту, относятся Казахстан, Европа, Корея, Россия, Ближний Восток, Индия и страны региона.

Активный и приключенческий туризм – виды деятельности на природе, включающие «мягкие» виды деятельности (кемпинг, ходьба, езда на велосипеде, полноприводном автомобиле, исследование природы, верховая езда, наблюдение за птицами, рыбалка и охота) и «жесткие» виды деятельности (гребля на каноэ, сплав на каяке, спелеотуризм, езда на горном велосипеде, катание на лыжах по пересеченной местности, альпинизм, парапланеризм, спуск на плотах (рафтинг), скалолазание, и джип-сафари). К основным странам, генерирующим туристские прибытия в Узбекистан по данному турпродукту, относятся Казахстан, Россия и Европа.

Отдых в горах и на озерах – программы различной деятельности в сфере отдыха и рекреации - проведение летнего и зимнего отдыха для пар, семей и детей, отдых во время официальных выходных дней, активные виды деятельности в горах, а также экологический туризм. К основным странам, генерирующим туристские прибытия в Узбекистан по данному турпродукту, относятся Россия и Европа.

Пляжный туризм – пребывание в прибрежных зонах с оздоровительными целями и целью отдыха, а также водные виды спорта, катание на лодках и яхтах. Пляжный туризм пока недостаточно развит, но имеет большой потенциал.

Кратковременный отдых – поездки, которые обычно длятся от одного до четырех дней, такие как туры выходного дня, посещение достопримечательностей в городе и

окрестностях, отдых на природе, места культурных памятников и исторического наследия, а также кратковременные перерывы для особых случаев (например, медовый месяц, отдых на Новый год, ежегодные собрания и т.д.). К основным странам, генерирующим туристские прибытия в Узбекистан по данному турпродукту, относятся Казахстан и Российская Федерация

Гастрономический туризм – Гастрономический туризм подразумевает знакомство с той или иной страной через призму национальной гастрономии. Для гастрономического туриста еда в первую очередь является категорией культуры. Гастрономический туризм пока недостаточно развит, но имеет большой потенциал.

Первые три туристских продукта (MICE-туризм, культурный туризм и турне, а также активный и приключенческий туризм) относятся к числу результата «быстрого эффекта», учитывая, что они уже готовы или могут быть относительно легко готовыми для коммерциализации в течение следующих четырех-шести лет.

Три других туристских продукта (отдых в горах и на озерах, пляжный туризм, и кратковременный отдых) являются «стратегическими продуктами», так как их разработка требует значительных инвестиций через стратегически важные (национальные) проекты в области туризма, что подразумевает их значимость в течение от семи до двенадцати лет.

Другие туристские продукты, не включенные в упомянутые группы, это – культурно-познавательный туризм, поездки по святым местам, социальный, детско-юношеский, агроэкотуризм, а также ряд продуктов по особым интересам.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

4. Повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Узбекистана на внутреннем и мировом рынках

Узбекистан имеет значительный потенциал для роста внутреннего и въездного туризма, однако отечественный туристский продукт испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны предложений международного рынка. В связи с этим необходимо разработать систему мер по повышению конкурентоспособности отечественного туристского продукта, включающих:

•обеспечение высокого качества туристских услуг;

•совершенствование профессионального образования в сфере туризма;

•создание и поддержание эффективного уровня конкуренции в отрасли;

•применение современных маркетинговых инструментов для формирования предложения туристских услуг в соответствии с потребностями реальной и целевой аудитории покупателей;

•проработку возможных вариантов снижения цен на внутренние перевозки в пределах Узбекистана;

•создание и развитие узбекских систем бронирования туристских услуг на внутреннем рынке;

•введение классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи.

Повышение качества туристских услуг сегодня является основной задачей всех участников отрасли. Иностранные туристы, активно путешествующие по миру, накопили значительный туристский опыт, привыкли к мировым стандартам обслуживания. Отечественным туристским организациям приходится иметь дело с искушенным и требовательным потребителем.

Одним из наиболее активно используемых инструментов по оценке качества туристских услуг сегодня является классификация объектов туристской инфраструктуры. Необходимо внедрить единую систему классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, разработать процедуру оценки качества услуги и присвоения категории, а также механизм периодической переоценки и повышения или снижения уже присвоенной категории.

В целях повышения качества туристского продукта Узбекистану необходимо обеспечить широкий ассортимент предлагаемых на рынке туристских программ и периодическое их обновление. Это позволит повысить интерес потребителя к туристскому продукту и увеличить число повторных посещений курортов и объектов туристской инфраструктуры.

Одной из основных составляющих системы обеспечения качества туристского обслуживания является подготовка кадров для этой сферы. Современная система профессионального образования в сфере туризма требует усовершенствования в части приведения в соответствие современным требованиям работодателей, большей ориентации образования на практику, разработки и внедрения профессиональных стандартов, повышения качества учебно-методических материалов, учета специфики организации туристской деятельности в регионах Узбекистана при подготовке кадров. В первую очередь на региональном уровне необходимо установить требуемый профессиональный состав, структуру и количество специалистов в сфере туризма на среднесрочную перспективу с учетом планов развития туризма. Это послужит ориентиром для образовательных учреждений, существующих и будущих специалистов в сфере туризма, позволяющим определить состав и содержание образовательных программ, и траекторию развития профессиональных компетенций.

В настоящее время одной из важнейших проблем остается подготовка экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников. Необходимо для повышения качества туристских услуг совместно с органами исполнительной власти в сфере туризма Узбекистана разработать и внедрить систему обеспечения и контроля осведомленности указанных категорий специалистов о специфике туристских ресурсов региона и их допуска к работе.

В целях координации усилий различных сфер туристской деятельности, повышения качества и конкурентоспособности туристского продукта необходимо разработать и внедрить план мероприятий по созданию благоприятных условий для развития конкуренции в сфере туристской деятельности. Такой план должен быть согласован с государственными и региональными программами, а также учитывать уже накопленный опыт по стимулированию малого предпринимательства в сфере туризма.

Для адаптации предложения туристских услуг к требованиям туристов необходимо обеспечить возможность применения современных методов маркетинга. Практика показывает, что многие туристские организации исходят чаще из своих возможностей и стереотипных представлений о потребностях клиентов, пренебрегая исследованиями рынка и определением своей целевой аудитории.

Поэтому для организации системной работы по повышению качества туристских услуг необходимо разработать централизованный подход к проведению маркетинговых исследований в сфере туризма и предоставления информации участникам туристского рынка. Уполномоченные органы исполнительной власти в сфере туризма на всех уровнях должны организовывать и координировать деятельность по сбору и анализу информации о состоянии туристского рынка, характеристиках потребительского спроса, возможностях сегментирования рынка, выявлять основные тенденции рынка и осуществлять сбор и анализ данных о состоянии отрасли. Результаты исследований должны быть доступны профессионалам туристского бизнеса и широкой общественности.

Особенно активным сдерживающим фактором в развитии туризма сегодня является проблема высоких внутренних цен на услуги авиационного транспорта в Узбекистане. Решение этой проблемы требует, как активных действий по изменению действующей системы налогообложения, регулирования внутренних цен на горюче-смазочные материалы, так и создания условий для формирования конкуренции на рынке внутренних пассажирских перевозок, разработки мер по созданию и развитию транспортных компаний, способных предложить сниженные цены. Принятие мер по активному внедрению низкобюджетных авиалиний лоукостеров для увеличения туристического потока в страну.

Необходимо также развивать взаимодействие между Министерством чрезвычайных ситуаций, Министерством внутренних дел, органами исполнительной власти в сфере туризма, туристско-информационными центрами и предприятиями сферы туристских услуг по вопросам обеспечения безопасности туристов на территории Узбекистана.

Современный этап стратегического планирования туризма связан с повышением внимания к вопросам устойчивости развития отрасли. Для этой цели необходимо разработать мероприятия по стимулированию использования ресурсосберегающих и экотехнологий на предприятиях туристской инфраструктуры, применения следующих принципов устойчивого развития отрасли при реализации региональных стратегий в сфере туризма:

•неограниченно долгое, не истощительное использование туристских ресурсов без потери их качества;

•обеспечение сохранения природного, социального и культурного разнообразия;

•тщательное планирование, комплексный подход, интеграция туризма в планы регионального развития;

•поддержка экономики региона, участие местного населения в развитии туризма и получение финансовых и прочих преимуществ от этой деятельности;

•реализация просветительской и образовательной функции туризма, повышение уровня культуры и сознательности в обществе, экологической ответственности и патриотизма;

•координация, кооперация и развитие сотрудничества между всеми участниками рынка туристских услуг;

•сокращение чрезмерных затрат природных и энергетических ресурсов.

Мероприятия и проекты, описанные в этом разделе Стратегии, позволят повысить безопасность туризма, минимизировать риск потребителей туристского продукта как в Узбекистане, так за рубежом, перевести отрасль на рельсы устойчивого развития.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

5. Продвижение туристского продукта Узбекистана

За последние годы имеется значительный опыт в продвижении Узбекистана как туристского направления на мировом рынке. Теперь необходимо поддерживать и развивать этот вектор деятельности, используя весь спектр коммуникаций, включая меры событийного, представительского характера, межкультурные коммуникации, рекламу и информирование. Необходимо более активно использовать инструменты сети интернет для продвижения отечественного туристского продукта.

Стратегической задачей всей туристской отрасли сегодня является создание и поддержание благоприятного образа Узбекистана как безопасного, интересного, доступного и модного туристского направления.

В рамках развития имидж-стратегии следует рассмотреть возможность применения следующих мер:

•разработка туристского бренда для работы на международных рынках, а также интернет-маркетинг, включая размещение информации посредством поискового маркетинга (SEM), баннеров на специализированных веб сайтах, мобильной рекламы, продвижения инструментов Веб (Web) 2.0, а также создание специализированной онлайн-платформы, отражающей все туристские предложения по Узбекистану и предоставляющей функции онлайн-бронирования;

•открытие туристских представительств Узбекистана на ключевых рынках.

•предлагается открытие одного представительства в России, Китае и одного для стран Западной Европы, в последующем планируется более полный охват азиатского рынка, а также увеличение количества представительств в Европе;

•стимулирование участия узбекских туристских компаний к продвижению своих турпродуктов на международном рынке, в том числе за счет частичного субсидирования участия в международных туристских выставках;

организация выездных мероприятий, в том числе ознакомительных туров по Узбекистану для представителей средств массовой информации и зарубежных профессионалов индустрии туризма с целью информирования и продвижения туристских продуктов Узбекистана.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

6. Меры быстрого эффекта

Развитие туристской отрасли в Узбекистане уже в течение следующих двух лет может привести к ощутимым коммерческим результатам при выполнении следующих условий:

•надлежащая комплектация и коммерциализация определенных туристских продуктов;

•увеличение объема и сокращение стоимости авиасообщений внутри Узбекистана, а также между Узбекистаном и другими странами;

•профессиональное определение и реализация конкретных мероприятий по продвижению.

На основании указанных выше критериев можно будет достигнуть следующие «быстрые результаты»:

•создание продуктов MICE-туризма в городах Ташкент и Самарканд при приоритете международных конференций и больших событий;

•создание государственной специализированной компании, которая является координирующим и связующим звеном между городскими властями и бизнесом, обеспечивая эффективное продвижение и представительство городов Ташкент и Самарканд на рынке международных встреч, а также адекватное распределение нагрузки на туристскую инфраструктуру в течение года посредством привлечения новых мероприятий в осенне-зимний период.

Визовая политика республики Узбекистан является одним из основных сдерживающих факторов увеличения потока туристов. Предлагается упрощение процесса выдачи виз, путём внедрения практики выдачи туристических виз по прибытии в аэропорт, взяв за основу опыт туристических стран. Также считается целесообразным пересмотр регистрации зарубежных гостей с целью отмены данной практики.

Еще одно препятствие является цены на авиаперевозки республики Узбекистан. Дороговизна авиабилетов влияет на выбор туристов в пользу более приемлемых туристических направлений. Создание специальных мер условий для привлечения зарубежных и создание местных низкобюджетных авиалиний.

Формирование маркетинговой политики на национальном уровне (маркетинговый мастер-план развития туризма).

На данный момент Узбекистан неизвестен в качестве туристического направления для большинства туристов из-за отсутствия агрессивной многоцелевой PR стратегии страны. Необходимо использовать все имеющиеся маркетинговые каналы начиная с традиционных

(ТВ, СМИ) современные методы SMM (маркетинг в соц. сетях), а также вуалированные формы PR такие как VLOG и активное привлечение локейшн менеджеров выбирающих места для киносъёмок, музыкальных видео и фотосессии для глянцевых журналов.

Туристические пакеты, предлагаемые тур фирмами Узбекистана скудны и узконаправленны. Чаще всего они нацелены на пожилых людей и не представляют интереса для молодёжи.

Необходимо создание ивентов, таких как Silk Road Rally, World Bukhara Convention, World Silk Road Games, Strongman Central Asia, Redbull Uzbekistan, проведение праздника Навруз на новом уровне и т.д. для привлечения большого количества туристов и пиара страны.

Паломнический туризм обусловлен тем, что в Узбекистане много уникальных мест, святых для людей, исповедующих ислам, христианство и буддизм. Вопрос о развитии паломнического туризма всегда был актуальным. правительству необходимо обратить внимание на развитие данного туристического продукта.

проведение онлайн-мероприятий по продвижению, в том числе мероприятий на веду-

щих интернет-платформах, таких как Гугл Планета Земля и Трип Эдвайзор (GoogleEarth и TripAdvisor) и с помощью социальных сетей, таких как «Facebook» и «Twitter».

Вместе с тем, учитывая темпы развития туризма в стране, а также в целях оптимального увеличения мультипликативного эффекта на экономику представляется необходимым одновременное включение в соответствующие отраслевые программы и планы приоритетное развитие смежных секторов, в том числе:

пищевая промышленность, в том числе национальных продуктов (продукты питания,

производство напитков); проектные и строительные услуги по строительству гостиничных и туристских объектов;

индустрия развлечений и отдыха, в том числе киноиндустрия, производство изделий

для развлечений, игрушек, деятельность в области и развлечений и т.д; все виды ремесленничества, в том числе национальная сувенирная продукция. 5) индустрия питания, в том числе современная национальная кухня.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено

V. Национальные туристские проекты

Развитие упомянутых продуктов туризма подразумевает необходимость развития разнообразных проектов туризма, включая проекты национальной важности. К национальным туристским проектам относятся крупные проекты, инициированные Правительством Республики Узбекистана.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

Ничего не найдено
Мне понравилось Мне не понравилось
Нравится: 0
Не нравится: 0

Общие комментарии и ответы

Ничего не найдено
Наименование мероприятияФорма реализацииСрок реализацииИсполнители
внесения для обсуждения в единый портал государственных услугвнесения для обсуждения в единый портал государственных услуг05.07.2018Госкомтуризм