Поиск

Расширенный поиск

 

 
 

 
 
 

Название документа

Концепция административной реформы в Республике Узбекистан

Тип документаКонцепция
Орган, утверждающий документПрезидент Республики Узбекистан
РазработчикГенеральная прокуратура Республики Узбекистан
Дата размещения документа23.08.2017 09:39
Дата завершения обсуждения29.08.2017 23:59
Вид документаПроект НПА
Текущее состояние документаОбсуждение прекращено
Обоснования необходимости принятия проектаСтратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах
Планируемый срок вступления в силу15.09.2017

Принятая Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах определила ключевые задачи по повышению уровня и качества жизни населения, обеспечению социальной справедливости, повышению конкурентоспособности экономики, укреплению роли страны на международной арене.

Важнейшим условием успешного решения вышеуказанных задач является повышение эффективности государственного аппарата и деятельности органов государственногоуправления с целью их ориентации на обеспечение ускоренного социально-экономического развития страны посредством реализации административных реформ.

На сегодняшний день невозможно достичь задачи, указанные в Стратегии действий, без совершенствования действующей модели государственного управления и решения имеющихся в данной сфере проблем, в частности:

Предложенные варианты

2017-08-23 16:39:32

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli

2017-08-29 09:56:24

Кондюкова Марина Викторовна

2017-08-29 16:47:21

Исаев Ахмед Арсланович

Комментарии и ответы

2017-08-23 16:44:54

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli

2017-08-29 16:50:57

Исаев Ахмед Арсланович

2017-08-29 21:23:56

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli
  • существующие методы «ручного» управления и директивного планирования, эффективные на переходном этапе, утратили свою актуальность в условиях рыночных отношений и быстрорастущего частного сектора, поэтапной децентрализации и демократизации государственного управления;
  • чрезмерная централизация республиканских органов государственного управления и институциональная, организационно-штатная слабость органов государственной власти на местах;
  • отсутствие четких критериев разграничения правового статуса, задач, функций и полномочий органов государственного управления (министерства, государственные комитеты, агентства, комитеты, центры и инспекции);
  • несоответствие уровня выполнения задач и функций, возложенных
  • на органы государственного управления, а также оказания государственных услуг ожиданиям и требованиям населения и бизнеса;
  • выполнение государственными органами несвойственных природе государства функций, а также значительный квазигосударственный сектор (государственные унитарные предприятия, системообразующие негосударственные некоммерческие организации);
  • чрезмерное регулирование государством отраслей экономики, социальной сферы, неразвитость института саморегулирования;
  • наличие серьезных пробелов в механизмах межведомственного
  • и внутриведомственного взаимодействия органов государственного управления;
  • низкая эффективность корпоративного управления государственным имуществом, а также совмещение регулирующих и хозяйственных функций
  • в рамках одного хозяйствующего субъекта;
  • несовершенство механизмов государственно-частного и социального партнерства при реализации важнейших социально-экономических программ;
  • правовая неурегулированность системы государственной службы, отсутствие норм, определяющих статус государственных служащих, критериев оценки их деятельности, действенных механизмов противодействия коррупции;
  • слабая социально-материальная защищенность работников органов государственного управления, несоответствие социально-правового положения степени ответственности, возлагаемой на государственных служащих;
  • недостаточное использование в деятельности органов государственного управления современных информационно-коммуникационных технологий;
  • определенная закрытость системы управления от общества, неразвитость каналов прямой связи между обществом и органами государственного управления.

Предложенные варианты

2017-08-23 16:53:56

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli

2017-08-25 11:47:33

Abdullayev Elyor Erkinovich

2017-08-29 16:54:07

Исаев Ахмед Арсланович

Комментарии и ответы

2017-08-23 17:07:55

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli

2017-08-23 17:08:09

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli

2017-08-29 16:54:59

Исаев Ахмед Арсланович

2017-08-29 16:56:55

Исаев Ахмед Арсланович

2017-08-29 21:27:50

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli

Имеющиеся недостатки в системе государственного управления не позволяют обеспечить адекватное реагирование на растущие запросы общества, решение накопившихся проблем на местах, прорывное развитие экономики территорий и, как следствие, достижение ожидаемых положительных изменений в жизни людей.

В связи с этим, исходя из безусловной реализации принципа «Не народ должен служить государству, а государство – народу», целью разработки настоящей Концепции является внедрение эффективной, прозрачной системы государственного управления, обеспечивающей надежную защиту прав и свобод граждан, повышение конкурентоспособность страны на международной арене. Административная реформа должна обеспечить, прежде всего, модернизацию системы государственного управления, коренное преобразование органов государственной власти и управления, обеспечение соответствия
их деятельности потребностям реформ и современным требованиям либеральности, демократичности и ответственности.


Предложенные варианты

2017-08-29 10:23:24

Кондюкова Марина Викторовна

2017-08-29 17:30:23

Рахимов Зафар Гафирович

Комментарии и ответы

2017-08-29 10:21:35

Кондюкова Марина Викторовна

2017-08-29 17:40:17

Рахимов Зафар Гафирович

2017-08-29 18:26:41

Рахимов Зафар Гафирович

В сложившейся ситуации требуется кардинальное совершенствование системы государственного управления, предусматривающее:

  • конкретизацию задач, функций и полномочий, механизмов их реализации и сферы ответственности органов государственного управления, децентрализацию, совершенствование процессов координации и стратегического планирования;
  • совершенствование институциональных, финансовых основ организации деятельности органов государственного управления, повышение качества
  • и доступности государственных услуг, в том числе переход на полноценное обеспечение их предоставления в электронной форме, дальнейшее развитие системы «Электронное правительство»;
  • повышение эффективности государственного регулирования отраслей экономики и пересмотр статуса органов хозяйственного управления;
  • совершенствование организации и деятельности органов государственной власти на местах;
  • формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, введение эффективных механизмов противодействия коррупции в деятельности органов государственного управления.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2017-08-25 10:43:12

Xafizov Alisher Abduazizovich

2017-08-29 16:58:07

Исаев Ахмед Арсланович

Предлагаемая административная реформа должна быть осуществлена на основании следующих основных принципов:

  • системность;
  • правовая определенность;
  • обеспечение прозрачности деятельности государственных органов;
  • компетентность;
  • приоритет интересов общества и государства над узковедомственными интересами;
  • соразмерность и адекватность государственного регулирования;
  • вовлеченность граждан, общества и бизнеса в процесс реализации административных реформ.
  • Подготовка предложений в рамках проведения административной реформы будет осуществляться на основании результатов функционального анализа и детальных расчетов.

Предложенные варианты

2017-08-23 17:16:38

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli

2017-08-29 16:59:00

Исаев Ахмед Арсланович

2017-08-29 21:37:28

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli

Комментарии и ответы

2017-08-23 17:21:40

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli

2017-08-29 10:43:24

Кондюкова Марина Викторовна

2017-08-29 16:59:30

Исаев Ахмед Арсланович

2017-08-29 21:42:09

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli

I. Конкретизация задач (функций, полномочий), механизмов их реализации и сферы ответственности органов государственного управления, децентрализация, совершенствование процессов координации
и стратегического планирования.

1. Обеспечение определения в положениях об органах государственного управления конкретных направлений, за которые они и их руководители несут ответственность с учетом возлагаемых задач, а также внедрение административных процедур и регламентов, подробно регламентирующих порядок реализации каждой задачи и функции. При этом необходимо добиться, чтобы каждый орган государственного управления имел четкий и понятный правовой статус, определенную сферу ответственности за развитие конкретных отраслей экономики или социальной сферы в соответствии с его задачами, функциями и полномочиями, раскрывающими, в том числе вопросы информационно-аналитического сопровождения, стратегического планирования, проектного управления, осуществления регуляторных функций и оказания государственных услуг.


Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2017-08-23 12:35:34

Atadjanov Daniyar Yusupbaevich

2017-08-29 13:36:30

Кондюкова Марина Викторовна

2. Внедрение четкой взаимосвязанной системы координации деятельности по реализации задач и функций органа государственного управления «Аппарат Президента Республики Узбекистан – Кабинет Министров –республиканские органы государственного управления – структурные и территориальные подразделения – органы государственной власти на местах»,что позволит исключить дублирования задач и функций, мобилизовать усилия органов государственного управления всех уровней и органов государственной власти на местах в решении задачи по развитию регионов и предотвратить проявления узковедомственных подходов без учета потребностей регионов.

Предложенные варианты

2017-08-23 17:44:14

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli

2017-08-29 17:00:47

Исаев Ахмед Арсланович

2017-08-29 18:36:34

Рахимов Зафар Гафирович

2017-08-29 21:47:57

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli

Комментарии и ответы

2017-08-23 17:44:54

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli

2017-08-23 17:45:01

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli

2017-08-29 17:02:26

Исаев Ахмед Арсланович

2017-08-29 17:05:59

Исаев Ахмед Арсланович

3. Последовательное ограничение отраслевого планирования и переход к межотраслевому комплексному планированию мероприятий по социально-экономическому развитию в рамках единых интегрированных программ развития территорий.

4. Внедрение принципиально новой системы оценки деятельности органов государственного управления и их руководителей на основе мониторинга достижения целевых индикаторов и эффективности реализации стратегических программ развития за определенный период времени, в том числе посредством программного бюджетирования и введения практики заслушивания отчетов руководителей органов государственного управления всех уровней представительными органами власти о достижении показателей, предусмотренных едиными интегрированными программами развития территорий.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2017-08-25 11:26:01

Xafizov Alisher Abduazizovich

2017-08-29 17:06:41

Исаев Ахмед Арсланович

2017-08-29 18:00:05

Xafizov Alisher Abduazizovich

5. Пересмотр организационно-правового механизма государственного управления с учетом задач по дальнейшей либерализации и сокращению государственного вмешательства в экономику с целью трансформации государственного регулирования в модель «эффективного регулирования»,внедрение стандартизированной методологии анализа регуляторного воздействия принимаемых решений для недопущения чрезмерного нормотворчества, включая принятие ведомственных нормативно-правовых актов без должной оценки их воздействия и, как следствие, избыточного бремени государственного регулирования.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2017-08-23 12:36:51

Atadjanov Daniyar Yusupbaevich

2017-08-25 11:28:21

Xafizov Alisher Abduazizovich

2017-08-25 11:36:04

Xafizov Alisher Abduazizovich

2017-08-29 17:07:21

Исаев Ахмед Арсланович

2017-08-29 17:08:09

Исаев Ахмед Арсланович

2017-08-29 17:08:38

Исаев Ахмед Арсланович

2017-08-29 18:08:37

Xafizov Alisher Abduazizovich

6. Совершенствование регуляторных инструментов путем передачи отдельных государственных контрольных функций в сферу общественного контроля и снижения избыточного административного регулирования с целью переориентации деятельности органов государственного управления на устранение причин и условий имеющихся проблем, а не на борьбу с их последствиями.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2017-08-25 11:42:53

Xafizov Alisher Abduazizovich

2017-08-29 13:49:49

Кондюкова Марина Викторовна

2017-08-29 17:09:11

Исаев Ахмед Арсланович

7. Передача отдельных функций органов государственного управления частному сектору с внедрением механизмов государственного контроля за надлежащим выполнением передаваемых функций посредством лицензирования, сертификации, аккредитации и разрешительных процедур.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2017-08-25 11:44:48

Xafizov Alisher Abduazizovich

2017-08-29 17:09:39

Исаев Ахмед Арсланович

8. Поэтапная децентрализация полномочий органов государственного управления вниз по вертикали власти с соответствующим организационным, финансово-материальным и кадровым обеспечением. При этом необходима реинтеграция функций государственного управления, которые нуждаются в централизации (управление развитием информационно-коммуникационных технологий, управление государственной службой, централизация финансово-бухгалтерских служб и служб внутреннего аудита и финансового контроля бюджетных организаций и другие).

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2017-08-25 11:51:33

Xafizov Alisher Abduazizovich

9. Внедрение системы стратегического планирования, реализации и оценки эффективности государственных и иных программ, инвестиционных проектов на основе мониторинга конкретных показателей и индикаторов
и анализа реального положения дел на местах в целях совершенствования информационного и аналитического обеспечения деятельности по принятию управленческих решений на всех уровнях государственного управления, а также внедрения современных методов организации работы, в том числе систем менеджмента, направленных на конечный результат.


Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2017-08-25 11:56:40

Xafizov Alisher Abduazizovich

2017-08-29 14:00:28

Кондюкова Марина Викторовна

2017-08-29 17:10:48

Исаев Ахмед Арсланович

10. Совершенствование правовой и институциональной базы для полноценной реализации государственно-частного партнерства с целью обеспечения выполнения задач по решению социальных, инфраструктурных и иных проблем на местах и повышения качества оказания государственных услуг.

11. Дальнейшее совершенствование всей системы оказания государственных услуг населению путем:

  • создания на базе центров «одно окно», в том числе ведомственных, единых центров оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;
  • синхронизации стратегического развития системы «Электронное правительство» и центров «одно окно»;
  • регламентации всех государственных услуг, внесения их в реестр;
  • создания комплексных информационных систем, «шлюзов» по обмену данными между органами государственного управления;
  • поэтапного расширения точек доступа к услугам, оказываемым органами государственного управления.

Предложенные варианты

2017-08-29 14:07:05

Кондюкова Марина Викторовна

Комментарии и ответы

2017-08-24 13:01:15

Yusupov Botur Suratbekovich

2017-08-25 12:03:06

Xafizov Alisher Abduazizovich

2017-08-29 14:06:39

Кондюкова Марина Викторовна

12. Развитие системы административной юстиции путем совершенствования порядка обжалования решений и действий (бездействия) органов государственного управления и их должностных лиц в вышестоящих органах, внедрения механизмов коллегиального заслушивания жалоб физических и юридических лиц в качестве эффективного способа досудебного урегулирования споров.

13. Использование в процессе разработки программ развития и мониторинга их реализации таких современных форм и механизмов взаимодействия с общественностью, как виртуальные приемные, «телефоны доверия», с целью налаживания открытого диалога и обратной связи с гражданами и субъектами предпринимательства.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2017-08-25 12:07:51

Xafizov Alisher Abduazizovich

2017-08-29 17:11:44

Исаев Ахмед Арсланович

2017-08-29 18:35:16

Xafizov Alisher Abduazizovich

2017-08-29 18:35:40

Xafizov Alisher Abduazizovich

II. Совершенствование институциональных, финансовых основ организации деятельности органов государственного управления, повышение качества и доступности государственных услуг, в том числе переход на полное обеспечение их предоставления в электронной форме, дальнейшее развитие системы «Электронное правительство».

1. Дальнейшая оптимизация организационно-штатной структуры органов государственного управления с учетом реальных запросов экономики и общества, имеющихся проблем на местах с целью устранения дисбаланса в организационной структуре и штатной численности между республиканскими и территориальными органами государственного управления, обеспечения рационального распределения кадровых ресурсов, оптимизации затрат на выполнение их функциональных обязанностей.

2. Внедрение четких критериев, определяющих в каких случаях подлежат созданию или ликвидации органы государственного управления, а также нормативы ведения новых штатных единиц, что послужит недопущению нерационального увеличения административного аппарата, дополнительной бюджетной нагрузки и бюрократизации государственного управления.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2017-08-25 12:31:09

Xafizov Alisher Abduazizovich

3. Конкретное разграничение полномочий, относящихся к исключительной компетенции республиканского органа государственного управления или органа государственной власти на местах, либо к их совместной компетенции.

4. Широкое внедрение системы «Электронное правительство» и современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственного управления всех уровней в целях оптимизации административных процедур, автоматизации процессов управления, формирования эффективной системы межведомственного взаимодействия и своевременного обмена информацией при выполнении возложенных задач.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2017-08-25 12:37:49

Xafizov Alisher Abduazizovich

2017-08-29 17:12:26

Исаев Ахмед Арсланович

III. Повышение эффективности государственного регулирования отраслей экономики и пересмотр статуса органов хозяйственного управления.

1. Реорганизация органов хозяйственного управления с выведением из их полномочий функций государственного регулирования, созданием недостающих органов государственного управления в наиболее востребованных отраслях экономики и социальной сферы (транспорт, энергетика, промышленность и другие сферы) с целью совершенствования механизма управления экономикой, содействия развитию здоровой конкурентной среды и исключения «конфликтов» государственных и коммерческих интересов, а также устранения устаревшей и неэффективной в рыночных условиях системы отраслевого управления.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2017-08-25 12:43:09

Xafizov Alisher Abduazizovich

2. Установление ограничительных мер на создание коммерческих организаций с участием государства и реорганизация действующих предприятий в сферах, в которых эффективно функционирует частный сектор, с целью поддержания здоровой конкурентной среды.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2017-08-23 17:50:35

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli

3. Выработка четких рыночных механизмов участия государства в экономической деятельности, прежде всего, в сферах создания и руководства деятельностью государственных унитарных предприятий, повышения компетенции доверительных управляющих и государственных поверенных, их экономической и управленческой эффективности, развития корпоративных механизмов управления хозяйствующими субъектами с участием государства с целью повышения финансовой прозрачности и эффективности системы управления государственными активами и имуществом.

IV. Совершенствование организации и деятельности органов государственной власти на местах.

1. Поэтапная децентрализация государственного управления, предусматривающая передачу полномочий от республиканских органов государственной власти органам государственной власти на местах, от областных органов государственной власти – районным (городским), от органов государственного управления различного уровня – органам самоуправления граждан и другим институтам гражданского общества. При этом должно быть проведено четкое разграничение функций и полномочий между различными уровнями государственного управления, в частности, посредством сохранения за республиканскими органами государственного управления стратегических вопросов общегосударственного уровня, а также контроля за надлежащим осуществлением полномочий, переданных ими органам государственной власти на местах.

2. Расширение финансовых возможностей органов государственной власти на местах, в том числе посредством увеличения налоговых отчислений в местные бюджеты и усиления заинтересованности в расширении налогооблагаемой базы с целью разработки и реализации стратегии развития регионов и решения проблем на местах с привлечением общественности и бизнеса.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2017-08-29 14:26:58

Кондюкова Марина Викторовна

3. Усиление полномочий органов государственной власти на местах в вопросах назначения на должность, освобождения от должности руководителей территориальных органов исполнительной власти путем поэтапной передачи соответствующих полномочий хокиму.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2017-08-25 10:36:48

Xafizov Alisher Abduazizovich

2017-08-29 14:28:44

Кондюкова Марина Викторовна

4. Повышение роли и ответственности органов государственной власти на местах, особенно, Кенгашей народных депутатов за осуществление контроля деятельности территориальных подразделений органов государственного управления, включая внедрение в перспективе механизма выборов хокимов районов (городов) и областей, выдвигаемых политическими партиями страны, что создаст условия для установления действенного общественного контроля над деятельностью хокимов, органов исполнительной власти на местах.

5. Обеспечение практической реализации принципа разделения властей при организации системы государственной власти на местах посредством пересмотра статуса хокима в качестве главы органа местной представительной власти с сохранением за ним статуса главы исполнительной власти на местах и созданием секретариата Кенгашей народных депутатов.

V. Формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, введение эффективных механизмов противодействия коррупции в деятельности органов государственного управления.

1. Разработка пакета нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации государственной службы и предусматривающих правовой статус государственных служащих, их классификации, а также механизмов поступления на службу на конкурсной основе, формирование кадрового резерва, прохождение службы, обеспечение соблюдения этических норм поведения и трудовых регламентов с целью создания профессионального корпуса государственных служащих.

2. Создание единого специализированного органа управления при Президенте Республики Узбекистан, ответственного за осуществление централизованного управления системой государственной службы, ведение государственной кадровой политики, в том числе выработку унифицированного, прозрачного и объективного подхода к отбору и расстановке кадров.

3. Разработка специальных образовательных направлений подготовки специалистов в сфере государственного управления (бакалавриат, магистратура) и повышения квалификации государственных служащих, внедрение современной системы оценки эффективности их деятельности на основе личных достижений, знаний и профессиональных навыков в целях повышения результативности и мотивации, разработка специальных методик по оценке эффективности деятельности органов государственного управления.

4. Улучшение уровня социального и материального обеспечения государственных служащих, в том числе посредством продвижения по службе и внедрения механизмов оплаты труда государственных служащих на основе их профессиональных знаний, качеств и достижений в работе в целях повышения профессионализма и привлекательности государственной службы.

5. Внедрение эффективных механизмов противодействия различным формам и проявлениям коррупции в органах государственного управления, особенно в их подразделениях, обеспечения прозрачности и открытости
их деятельности, искоренения излишних административных издержек при взаимодействии с обществом и бизнесом.


VI. Ожидаемые результаты от реализации административных реформ

Поэтапное, своевременное и полное осуществление административной реформы позволит достичь следующих результатов:

  • оптимизация системы государственного управления, его децентрализация через устранение избыточных и несвойственных функций и задач, ликвидация дублирования и параллельности, повышение эффективности исполнения функций и задач, прозрачности системы принятия управленческих решений, введение критериев и механизмов оперативного внутреннего контроля административной деятельности;
  • формирование системы стратегического планирования развития, механизмов целеполагания и достижения целей;
  • оптимизация регуляторного воздействия на частный сектор экономики, снижение административных барьеров для ведения бизнеса;
  • кардинальное изменение подходов к отраслевому управлению экономикой за счет совершенствования системы органов хозяйственного управления, формирования взвешенной государственной политики по участию в управлении коммерческими структурами на основе использования рыночных механизмов, повышения эффективности управления государственными долями в уставных фондах хозяйственных обществ;
  • совершенствование административных процедур, обеспечивающих прозрачность и открытость принятия управленческих решений;
  • внедрение системы государственной службы, основанной на единой законодательной базе и четкой регламентации деятельности государственных служащих и обеспечивающей повышение эффективности и прозрачности деятельности государственных служащих;
  • переход к полноценной системе «Электронное правительство» на основе интегрированных электронных систем и баз данных, открытых для общества, механизмов его мониторинга и оценки с точки зрения соответствия потребностям общества и бизнеса.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2017-08-25 13:05:02

Xafizov Alisher Abduazizovich

2017-08-29 14:42:17

Кондюкова Марина Викторовна

2017-08-29 17:14:35

Исаев Ахмед Арсланович
Мне понравилось Мне не понравилось
Нравится: 7
Не нравится: 1

Общие комментарии и ответы

2017-08-23 18:15:29

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli

2017-08-23 20:53:13

Kushnazarov Boxodir Djumaboyevich

2017-08-25 21:47:56

XUSAINOV QADAM BAXTIYAROVICH

2017-08-28 23:55:31

Салиев Алишер Зафарович

2017-08-29 22:06:41

al-Orifxōja Sayyid Jamolxon Sayyid Azizxon ōḡli
Мне понравилось Мне не понравилось
Нравится: 0
Не нравится: 0
Проект Последняя редакция

Принятая Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах определила ключевые задачи по повышению уровня и качества жизни населения, обеспечению социальной справедливости, повышению конкурентоспособности экономики, укреплению роли страны на международной арене.

Важнейшим условием успешного решения вышеуказанных задач является повышение эффективности государственного аппарата и деятельности органов государственногоуправления с целью их ориентации на обеспечение ускоренного социально-экономического развития страны посредством реализации административных реформ.

На сегодняшний день невозможно достичь задачи, указанные в Стратегии действий, без совершенствования действующей модели государственного управления и решения имеющихся в данной сфере проблем, в частности:

  • существующие методы «ручного» управления и директивного планирования, эффективные на переходном этапе, утратили свою актуальность в условиях рыночных отношений и быстрорастущего частного сектора, поэтапной децентрализации и демократизации государственного управления;
  • чрезмерная централизация республиканских органов государственного управления и институциональная, организационно-штатная слабость органов государственной власти на местах;
  • отсутствие четких критериев разграничения правового статуса, задач, функций и полномочий органов государственного управления (министерства, государственные комитеты, агентства, комитеты, центры и инспекции);
  • несоответствие уровня выполнения задач и функций, возложенных
  • на органы государственного управления, а также оказания государственных услуг ожиданиям и требованиям населения и бизнеса;
  • выполнение государственными органами несвойственных природе государства функций, а также значительный квазигосударственный сектор (государственные унитарные предприятия, системообразующие негосударственные некоммерческие организации);
  • чрезмерное регулирование государством отраслей экономики, социальной сферы, неразвитость института саморегулирования;
  • наличие серьезных пробелов в механизмах межведомственного
  • и внутриведомственного взаимодействия органов государственного управления;
  • низкая эффективность корпоративного управления государственным имуществом, а также совмещение регулирующих и хозяйственных функций
  • в рамках одного хозяйствующего субъекта;
  • несовершенство механизмов государственно-частного и социального партнерства при реализации важнейших социально-экономических программ;
  • правовая неурегулированность системы государственной службы, отсутствие норм, определяющих статус государственных служащих, критериев оценки их деятельности, действенных механизмов противодействия коррупции;
  • слабая социально-материальная защищенность работников органов государственного управления, несоответствие социально-правового положения степени ответственности, возлагаемой на государственных служащих;
  • недостаточное использование в деятельности органов государственного управления современных информационно-коммуникационных технологий;
  • определенная закрытость системы управления от общества, неразвитость каналов прямой связи между обществом и органами государственного управления.

Имеющиеся недостатки в системе государственного управления не позволяют обеспечить адекватное реагирование на растущие запросы общества, решение накопившихся проблем на местах, прорывное развитие экономики территорий и, как следствие, достижение ожидаемых положительных изменений в жизни людей.

В связи с этим, исходя из безусловной реализации принципа «Не народ должен служить государству, а государство – народу», целью разработки настоящей Концепции является внедрение эффективной, прозрачной системы государственного управления, обеспечивающей надежную защиту прав и свобод граждан, повышение конкурентоспособность страны на международной арене. Административная реформа должна обеспечить, прежде всего, модернизацию системы государственного управления, коренное преобразование органов государственной власти и управления, обеспечение соответствия
их деятельности потребностям реформ и современным требованиям либеральности, демократичности и ответственности.


В сложившейся ситуации требуется кардинальное совершенствование системы государственного управления, предусматривающее:

  • конкретизацию задач, функций и полномочий, механизмов их реализации и сферы ответственности органов государственного управления, децентрализацию, совершенствование процессов координации и стратегического планирования;
  • совершенствование институциональных, финансовых основ организации деятельности органов государственного управления, повышение качества
  • и доступности государственных услуг, в том числе переход на полноценное обеспечение их предоставления в электронной форме, дальнейшее развитие системы «Электронное правительство»;
  • повышение эффективности государственного регулирования отраслей экономики и пересмотр статуса органов хозяйственного управления;
  • совершенствование организации и деятельности органов государственной власти на местах;
  • формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, введение эффективных механизмов противодействия коррупции в деятельности органов государственного управления.

Предлагаемая административная реформа должна быть осуществлена на основании следующих основных принципов:

  • системность;
  • правовая определенность;
  • обеспечение прозрачности деятельности государственных органов;
  • компетентность;
  • приоритет интересов общества и государства над узковедомственными интересами;
  • соразмерность и адекватность государственного регулирования;
  • вовлеченность граждан, общества и бизнеса в процесс реализации административных реформ.
  • Подготовка предложений в рамках проведения административной реформы будет осуществляться на основании результатов функционального анализа и детальных расчетов.

I. Конкретизация задач (функций, полномочий), механизмов их реализации и сферы ответственности органов государственного управления, децентрализация, совершенствование процессов координации
и стратегического планирования.

1. Обеспечение определения в положениях об органах государственного управления конкретных направлений, за которые они и их руководители несут ответственность с учетом возлагаемых задач, а также внедрение административных процедур и регламентов, подробно регламентирующих порядок реализации каждой задачи и функции. При этом необходимо добиться, чтобы каждый орган государственного управления имел четкий и понятный правовой статус, определенную сферу ответственности за развитие конкретных отраслей экономики или социальной сферы в соответствии с его задачами, функциями и полномочиями, раскрывающими, в том числе вопросы информационно-аналитического сопровождения, стратегического планирования, проектного управления, осуществления регуляторных функций и оказания государственных услуг.


2. Внедрение четкой взаимосвязанной системы координации деятельности по реализации задач и функций органа государственного управления «Аппарат Президента Республики Узбекистан – Кабинет Министров –республиканские органы государственного управления – структурные и территориальные подразделения – органы государственной власти на местах»,что позволит исключить дублирования задач и функций, мобилизовать усилия органов государственного управления всех уровней и органов государственной власти на местах в решении задачи по развитию регионов и предотвратить проявления узковедомственных подходов без учета потребностей регионов.

3. Последовательное ограничение отраслевого планирования и переход к межотраслевому комплексному планированию мероприятий по социально-экономическому развитию в рамках единых интегрированных программ развития территорий.

4. Внедрение принципиально новой системы оценки деятельности органов государственного управления и их руководителей на основе мониторинга достижения целевых индикаторов и эффективности реализации стратегических программ развития за определенный период времени, в том числе посредством программного бюджетирования и введения практики заслушивания отчетов руководителей органов государственного управления всех уровней представительными органами власти о достижении показателей, предусмотренных едиными интегрированными программами развития территорий.

5. Пересмотр организационно-правового механизма государственного управления с учетом задач по дальнейшей либерализации и сокращению государственного вмешательства в экономику с целью трансформации государственного регулирования в модель «эффективного регулирования»,внедрение стандартизированной методологии анализа регуляторного воздействия принимаемых решений для недопущения чрезмерного нормотворчества, включая принятие ведомственных нормативно-правовых актов без должной оценки их воздействия и, как следствие, избыточного бремени государственного регулирования.

6. Совершенствование регуляторных инструментов путем передачи отдельных государственных контрольных функций в сферу общественного контроля и снижения избыточного административного регулирования с целью переориентации деятельности органов государственного управления на устранение причин и условий имеющихся проблем, а не на борьбу с их последствиями.

7. Передача отдельных функций органов государственного управления частному сектору с внедрением механизмов государственного контроля за надлежащим выполнением передаваемых функций посредством лицензирования, сертификации, аккредитации и разрешительных процедур.

8. Поэтапная децентрализация полномочий органов государственного управления вниз по вертикали власти с соответствующим организационным, финансово-материальным и кадровым обеспечением. При этом необходима реинтеграция функций государственного управления, которые нуждаются в централизации (управление развитием информационно-коммуникационных технологий, управление государственной службой, централизация финансово-бухгалтерских служб и служб внутреннего аудита и финансового контроля бюджетных организаций и другие).

9. Внедрение системы стратегического планирования, реализации и оценки эффективности государственных и иных программ, инвестиционных проектов на основе мониторинга конкретных показателей и индикаторов
и анализа реального положения дел на местах в целях совершенствования информационного и аналитического обеспечения деятельности по принятию управленческих решений на всех уровнях государственного управления, а также внедрения современных методов организации работы, в том числе систем менеджмента, направленных на конечный результат.


10. Совершенствование правовой и институциональной базы для полноценной реализации государственно-частного партнерства с целью обеспечения выполнения задач по решению социальных, инфраструктурных и иных проблем на местах и повышения качества оказания государственных услуг.

11. Дальнейшее совершенствование всей системы оказания государственных услуг населению путем:

  • создания на базе центров «одно окно», в том числе ведомственных, единых центров оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;
  • синхронизации стратегического развития системы «Электронное правительство» и центров «одно окно»;
  • регламентации всех государственных услуг, внесения их в реестр;
  • создания комплексных информационных систем, «шлюзов» по обмену данными между органами государственного управления;
  • поэтапного расширения точек доступа к услугам, оказываемым органами государственного управления.

12. Развитие системы административной юстиции путем совершенствования порядка обжалования решений и действий (бездействия) органов государственного управления и их должностных лиц в вышестоящих органах, внедрения механизмов коллегиального заслушивания жалоб физических и юридических лиц в качестве эффективного способа досудебного урегулирования споров.

13. Использование в процессе разработки программ развития и мониторинга их реализации таких современных форм и механизмов взаимодействия с общественностью, как виртуальные приемные, «телефоны доверия», с целью налаживания открытого диалога и обратной связи с гражданами и субъектами предпринимательства.

II. Совершенствование институциональных, финансовых основ организации деятельности органов государственного управления, повышение качества и доступности государственных услуг, в том числе переход на полное обеспечение их предоставления в электронной форме, дальнейшее развитие системы «Электронное правительство».

1. Дальнейшая оптимизация организационно-штатной структуры органов государственного управления с учетом реальных запросов экономики и общества, имеющихся проблем на местах с целью устранения дисбаланса в организационной структуре и штатной численности между республиканскими и территориальными органами государственного управления, обеспечения рационального распределения кадровых ресурсов, оптимизации затрат на выполнение их функциональных обязанностей.

2. Внедрение четких критериев, определяющих в каких случаях подлежат созданию или ликвидации органы государственного управления, а также нормативы ведения новых штатных единиц, что послужит недопущению нерационального увеличения административного аппарата, дополнительной бюджетной нагрузки и бюрократизации государственного управления.

3. Конкретное разграничение полномочий, относящихся к исключительной компетенции республиканского органа государственного управления или органа государственной власти на местах, либо к их совместной компетенции.

4. Широкое внедрение системы «Электронное правительство» и современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственного управления всех уровней в целях оптимизации административных процедур, автоматизации процессов управления, формирования эффективной системы межведомственного взаимодействия и своевременного обмена информацией при выполнении возложенных задач.

III. Повышение эффективности государственного регулирования отраслей экономики и пересмотр статуса органов хозяйственного управления.

1. Реорганизация органов хозяйственного управления с выведением из их полномочий функций государственного регулирования, созданием недостающих органов государственного управления в наиболее востребованных отраслях экономики и социальной сферы (транспорт, энергетика, промышленность и другие сферы) с целью совершенствования механизма управления экономикой, содействия развитию здоровой конкурентной среды и исключения «конфликтов» государственных и коммерческих интересов, а также устранения устаревшей и неэффективной в рыночных условиях системы отраслевого управления.

2. Установление ограничительных мер на создание коммерческих организаций с участием государства и реорганизация действующих предприятий в сферах, в которых эффективно функционирует частный сектор, с целью поддержания здоровой конкурентной среды.

3. Выработка четких рыночных механизмов участия государства в экономической деятельности, прежде всего, в сферах создания и руководства деятельностью государственных унитарных предприятий, повышения компетенции доверительных управляющих и государственных поверенных, их экономической и управленческой эффективности, развития корпоративных механизмов управления хозяйствующими субъектами с участием государства с целью повышения финансовой прозрачности и эффективности системы управления государственными активами и имуществом.

IV. Совершенствование организации и деятельности органов государственной власти на местах.

1. Поэтапная децентрализация государственного управления, предусматривающая передачу полномочий от республиканских органов государственной власти органам государственной власти на местах, от областных органов государственной власти – районным (городским), от органов государственного управления различного уровня – органам самоуправления граждан и другим институтам гражданского общества. При этом должно быть проведено четкое разграничение функций и полномочий между различными уровнями государственного управления, в частности, посредством сохранения за республиканскими органами государственного управления стратегических вопросов общегосударственного уровня, а также контроля за надлежащим осуществлением полномочий, переданных ими органам государственной власти на местах.

2. Расширение финансовых возможностей органов государственной власти на местах, в том числе посредством увеличения налоговых отчислений в местные бюджеты и усиления заинтересованности в расширении налогооблагаемой базы с целью разработки и реализации стратегии развития регионов и решения проблем на местах с привлечением общественности и бизнеса.

3. Усиление полномочий органов государственной власти на местах в вопросах назначения на должность, освобождения от должности руководителей территориальных органов исполнительной власти путем поэтапной передачи соответствующих полномочий хокиму.

4. Повышение роли и ответственности органов государственной власти на местах, особенно, Кенгашей народных депутатов за осуществление контроля деятельности территориальных подразделений органов государственного управления, включая внедрение в перспективе механизма выборов хокимов районов (городов) и областей, выдвигаемых политическими партиями страны, что создаст условия для установления действенного общественного контроля над деятельностью хокимов, органов исполнительной власти на местах.

5. Обеспечение практической реализации принципа разделения властей при организации системы государственной власти на местах посредством пересмотра статуса хокима в качестве главы органа местной представительной власти с сохранением за ним статуса главы исполнительной власти на местах и созданием секретариата Кенгашей народных депутатов.

V. Формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, введение эффективных механизмов противодействия коррупции в деятельности органов государственного управления.

1. Разработка пакета нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации государственной службы и предусматривающих правовой статус государственных служащих, их классификации, а также механизмов поступления на службу на конкурсной основе, формирование кадрового резерва, прохождение службы, обеспечение соблюдения этических норм поведения и трудовых регламентов с целью создания профессионального корпуса государственных служащих.

2. Создание единого специализированного органа управления при Президенте Республики Узбекистан, ответственного за осуществление централизованного управления системой государственной службы, ведение государственной кадровой политики, в том числе выработку унифицированного, прозрачного и объективного подхода к отбору и расстановке кадров.

3. Разработка специальных образовательных направлений подготовки специалистов в сфере государственного управления (бакалавриат, магистратура) и повышения квалификации государственных служащих, внедрение современной системы оценки эффективности их деятельности на основе личных достижений, знаний и профессиональных навыков в целях повышения результативности и мотивации, разработка специальных методик по оценке эффективности деятельности органов государственного управления.

4. Улучшение уровня социального и материального обеспечения государственных служащих, в том числе посредством продвижения по службе и внедрения механизмов оплаты труда государственных служащих на основе их профессиональных знаний, качеств и достижений в работе в целях повышения профессионализма и привлекательности государственной службы.

5. Внедрение эффективных механизмов противодействия различным формам и проявлениям коррупции в органах государственного управления, особенно в их подразделениях, обеспечения прозрачности и открытости
их деятельности, искоренения излишних административных издержек при взаимодействии с обществом и бизнесом.


VI. Ожидаемые результаты от реализации административных реформ

Поэтапное, своевременное и полное осуществление административной реформы позволит достичь следующих результатов:

  • оптимизация системы государственного управления, его децентрализация через устранение избыточных и несвойственных функций и задач, ликвидация дублирования и параллельности, повышение эффективности исполнения функций и задач, прозрачности системы принятия управленческих решений, введение критериев и механизмов оперативного внутреннего контроля административной деятельности;
  • формирование системы стратегического планирования развития, механизмов целеполагания и достижения целей;
  • оптимизация регуляторного воздействия на частный сектор экономики, снижение административных барьеров для ведения бизнеса;
  • кардинальное изменение подходов к отраслевому управлению экономикой за счет совершенствования системы органов хозяйственного управления, формирования взвешенной государственной политики по участию в управлении коммерческими структурами на основе использования рыночных механизмов, повышения эффективности управления государственными долями в уставных фондах хозяйственных обществ;
  • совершенствование административных процедур, обеспечивающих прозрачность и открытость принятия управленческих решений;
  • внедрение системы государственной службы, основанной на единой законодательной базе и четкой регламентации деятельности государственных служащих и обеспечивающей повышение эффективности и прозрачности деятельности государственных служащих;
  • переход к полноценной системе «Электронное правительство» на основе интегрированных электронных систем и баз данных, открытых для общества, механизмов его мониторинга и оценки с точки зрения соответствия потребностям общества и бизнеса.

Наименование мероприятияФорма реализацииСрок реализацииИсполнители
Внесение проекта нормативно-правового акта на утверждение Внесение согласованного проекта постановления Президента Республики Узбекистан в Аппарат Президента 05.09.2017 г.Генеральная прокуратура
Согласование проекта нормативно-правового акта с заинтересованными министерствами и ведомствами Направление проекта постановления Президента Республики Узбекистан в заинтересованные министерства и ведомства 05.09.2017 г.Генеральная прокуратура