Проекты, у которых текст на государственном языке отсутствует, будут удаляться без уведомления инициатора проекта со стороны администрации Портала
ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
956 Министерство юстиции Республики Узбекистан 17/10/2018 01/11/2018 16

Обсуждение завершено

Постановление Президента Республики Узбекистан
О мерах по поэтапному внедрению права частной собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения
ID-956

Проект

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

О мерах по поэтапному внедрению права частной собственности
на земельные участки несельскохозяйственного назначения

 

В целях сокращения присутствия государства в экономике, дальнейшего усиления защиты прав частной собственности, вовлечения земельных участков несельскохозяйственного назначения в гражданский оборот и обеспечения ее эффективного использования, а также расширения инвестиционных возможностей отечественных предприятий:

1. Принять к сведению, что Указом Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2006 года № УП–3780 «О приватизации земельных участков, занятых зданиями и сооружениями юридических лиц и граждан» физическим и юридическим лицам предоставлено право приватизировать земельные участки в установленном порядке.

2. Установить, что с 1 июля 2019 года:

а) юридические лица, а также индивидуальные предприниматели – резиденты Республики Узбекистан вправе приватизировать земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на правах собственности здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры, а также прилегающие к ним земельные участки в размерах, необходимых для осуществления своей деятельности, с учетом применяемых технологических процессов, градостроительных норм и правил;

б) граждане Республики Узбекистан, а также лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Узбекистан, вправе приватизировать земельные участки, выделенные им для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома;

в) юридические лица, индивидуальные предприниматели – резиденты Республики Узбекистан, а также граждане Республики Узбекистан вправе приобретать государственные объекты недвижимости в порядке приватизации вместе с земельными участками.

3. Определить, что:

в отношении приватизированных земельных участков действует принцип единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, согласно которому, при переходе права собственности на земельный участок, к приобретателю земельного участка переходит право собственности на объекты недвижимости, находящиеся на приобретаемом земельном участке;

приватизация земельных участков, указанных в пункте 2 настоящего постановления, осуществляется решением Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента на основании заявления физических и юридических лиц, подаваемых через Центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан;

приватизация земельных участков осуществляется на платной основе при наличии кадастровых документов и только в отношении земельных участков, расположенных в населенных пунктах, имеющих генеральные планы и проекты детальной планировки;

плата за приватизацию земельных участков, приобретенных до 1 января 2021 года устанавливается по их кадастровой оценке, определяемой в зависимости от их места расположения, наличия коммуникации и других условий, установленных законодательством, а после 1 января 2021 года – по рыночной стоимости;

выкуп земельного участка со стороны юридических лиц – резидентов Республики Узбекистан осуществляется исключительно за счет собственных средств (чистой прибыли или средства учредителей, направляемых на увеличение уставного капитала) предприятия, за исключением приватизации зданий и сооружений вместе с земельными участками. При этом допускается использование механизма уплаты выкупных платежей за земельный участок в рассрочку сроком до пяти лет;

средства, поступающие от приватизации земельных участков, направляются в республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента с целевым использованием на развитие инфраструктуры и благоустройство территорий;

физические и юридические лица, имеющие земельные участки на правах собственности, уплачивают земельный налог в размере 1/2 от установленной ставки, за исключением физических лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

земельные участки, приватизированные физическими и юридическими лицами – резидентами Республики Узбекистан, являются объектами гражданского оборота;

приватизированные земельные участки являются частной собственностью, неприкосновенны и не подлежат изъятию для государственных и общественных нужд, а также защищаются государством в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников»;

иностранным физическим и юридическим лицам запрещается иметь в собственности земельные участки, за исключением случаев, предусмотренных законом. При ликвидации предприятия со 100 процентным иностранным капиталом, земельные участки, принадлежащие ликвидируемому предприятию на правах собственности, подлежат реализации в установленном порядке;

земли сельскохозяйственного, природоохранного и историко-культурного назначения, а также земли лесного и водного фонда не подлежат приватизации.

4. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции совместно с Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Министерством строительства, Министерством финансов, Министерством экономики в трехмесячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

Положение о порядке приватизации земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, принадлежащими юридическим лицам;

Положение о порядке определения границ земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, а также участков, прилегающих к ним, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности;

Положение о порядке приватизации земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома;

Положение о порядке определения рыночной стоимости земельных участков.

5. Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру Республики Узбекистан:

совместно с Государственным комитетом по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Министерством строительства, Министерством экономики и Министерством финансов разработать и внести в Кабинет Министров порядок определения кадастровой оценки земельных участков в целях их приватизации;

совместно с Министерством экономики и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 сентября 2019 года внести в Кабинет Министров проект Земельного кодекса Республики Узбекистан в новой редакции, исходя из требований настоящего постановления;

совместно с Министерством юстиции в срок до 1 марта 2019 года разработать и внести в Кабинет Министров проект административного регламента оказания государственных услуг по регистрации права собственности на земельные участки;

в двухмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.

 

 

                              Президент

                  Республики Узбекистан                                                            Ш. Мирзиёев

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту постановлению Президента Республики Узбекистан

«О мерах по поэтапному внедрению права частной собственности

на земельные участки несельскохозяйственного назначения»

 

Проект разработан во исполнение пункта 19 Программы мер по повышению инвестиционной привлекательности страны, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 01.08.2018 г. № УП–5495.

Приватизация земельных участков несельскохозяйственного назначения является логическим продолжением проводимых в республике реформ по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности и привлечения иностранных инвестиций.

Целью проекта является вовлечение земельных участков в гражданский оборот, обеспечение ее эффективного использования, расширение инвестиционных возможностей и дальнейшее совершенствование земельного законодательства.

На основе анализа национального законодательства и законодательства зарубежных стран, проектом предусматривается установить порядок, в соответствии с которым с 1 июля 2019 года:

юридические лица, а также индивидуальные предприниматели – резиденты Республики Узбекистан вправе приватизировать земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на правах собственности здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры, а также прилегающие к ним земельные участки в размерах, необходимых для осуществления производственной деятельности, с учетом применяемых технологических процессов, градостроительных норм и правил;

граждане Республики Узбекистан, а также лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Узбекистан, вправе приватизировать земельные участки, выделенные им для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома;

юридические лица, индивидуальные предприниматели – резиденты Республики Узбекистан, а также граждане Республики Узбекистан вправе приобретать государственные объекты недвижимости в порядке приватизации вместе с земельными участками.

Исходя из специфических особенностях земельного участка устанавливается принцип единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования.

Приватизация земельных участков будет осуществляться на платной основе путем вынесения решения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента.

Проектом определяется, что приватизация земельных участков будет осуществляться только в отношении земельных участков, расположенных в населенных пунктах, имеющих генеральные планы и проекты детальной планировки, а также при наличии кадастровых документов на недвижимое имущество.

До 1 января 2021 года плата за приватизацию земельных участков, предлагается установить по их кадастровой оценке определяемых в зависимости от их места расположения, наличия коммуникации и других условий, установленных законодательством, а после 1 января 2021 года по рыночной стоимости.

В рамках Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан с 1 января 2019 года земельный налог вводится для всех субъектов предпринимательства, включая юридических лиц, имеющих оборот (выручку) до 1 миллиарда сум. В целях стимулирования физических и юридических лиц приватизировать земельные участки, а также конкретного разграничения статуса собственника и пользователя земельного участка предлагается установить пониженную ставку земельного налога в размере 1/2 от установленной ставки для собственников земельных участков.

Кроме того, учитывая, что земля является общенациональным богатством, проектом предусматривается установление ограничений в приобретении земельных участков иностранным гражданам и юридическим лицам. Также, постановлением определяется категории земель не подлежащих приватизацию.

Принятие данного проекта позволит республике стать более привлекательной для иностранных вложений и мобилизировать внутренние инвестиции в экономику, устранить устаревшие нормы земельного законодательства, а также будет способствовать вовлечению земельных участков в гражданский оборот.

 

 

Общие предложения: 0

3480