ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
9418 Генеральная прокуратура Республики Узбекистан 23/10/2019 07/11/2019 42

Обсуждение завершено

Указ Президента Республика Узбекистан
О мерах по дальнейшему совершенствованию системы принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов
ID-9418

В рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах принят ряд институциональных и организационно-правовых мер для выстраивания системы принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, способной обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Создано Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре (далее – Бюро), укреплена дисциплина в системе принудительного исполнения, кардинально повышен уровень внедрения современных IT-технологий, в т. ч. при реализации имущества по исполнительным документам, налажено эффективное электронное взаимодействие между государственными органами и другими организациями, причастными к обеспечению безусловного исполнения судебных решений.

Вместе с этим, в системе наблюдаются ряд проблем и негативных тенденций, вызывающие обоснованное недовольство населения и субъектов предпринимательства.

Об этом также свидетельствует анализ структуры обращений физических и юридических лиц, в том числе поступающих в Виртуальную и Народную приемную Президента Республики Узбекистан. В 2018–2019 годах многочисленные обращения были связаны с вопросами исполнения судебных решений и взыскания алиментов, которые в большинстве случаев признаны обоснованными.

Одним из основных причин несвоевременного исполнения судебных актов остается возрастающая нагрузка на государственных исполнителей, которая в 16 раз превышает установленные нормативы.

В то же время, укреплению платежной дисциплины не способствует ориентированность государственных органов, преимущественно, на меры принуждения, а также неразвитость инфраструктуры добровольного исполнения финансовых обязательств, в том числе отсутствие удобных для граждан инструментов оплаты штрафов, иных сбороов и платежей.

В деятельности Бюро наблюдается нерациональное использование средств и полномочий, отсутствие диффиренцированного подхода при применении мер принуждения в зависимости от характера дел и поведения должников.

Непропорциональное применение мер принуждения, отсутствие у государственных исполнителей необходимых навыков общения с населением, управления конфликтными ситуациями, зачастую, провоцирует граждан к агрессивному поведению и нарушениям правопорядка.

В целях обеспечения дальнейшего совершенствования системы принудительного исполнения, безусловного и своевременного исполнения судебных актов и актов иных органов, предотвращения волокиты в исполнительном производстве, а также во исполнение задач, определенных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития»:

1. Ввести с 1 февраля 2020 года в процесс принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов институт упрощенного исполнительного производства, имея в виду, что:

принудительное исполнение исполнительных документов о взыскании с физических лиц сумм административных штрафов, налоговой задолженности и государственной пошлины осуществляется в порядке упрощенного исполнительного производства, а в случае безрезультатности их исполнения – в общеустановленном порядке;

в рамках упрощенного исполнительного производства взыскание производится удаленно, без контакта с должником и посещения места его проживания, исключительно путем применения мер принудительного исполнения в виде розыска и списания денежных средств с банковского счета должника (в том числе с банковских карт), а в случае, если размер долга по исполнительному документу (без учета суммы исполнительского сбора) не превышает одного минимального размера оплаты труда – также путем удержания долга из заработной платы;

применение мер принудительного исполнения, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, осуществляется без возбуждения исполнительного производства с предоставлением должнику пяти календарных дней для добровольного исполнения требования исполнительного документа, о чем должнику направляется соответствующее уведомление;

в рамках процедур упрощенного исполнительного производства в отношении должника не применяются санкции, предусмотренные статьей 1981 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности;

время совершения исполнительных действий в рамках процедур упрощенного исполнительного производства не включается в срок принудительного исполнения, предусмотренный законом.

2. Центральному банку Республики Узбекистан:

совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и коммерческими банками, функционирующими в Республике Узбекистан, в двухмесячный срок обеспечить подключение информационных систем коммерческих банков в Единую систему межведомственного электронного взаимодействия по вопросам взыскания задолженностей по исполнительным документам Бюро в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан 13 марта 2018 года № ПП–3597;

в месячный срок совместно с Бюро утвердить порядок электронного взаимодействия органов Бюро и коммерческих банков при розыске банковских счетов физических лиц-должников и денежных средств на этих банковских счетах, а также списания денежных средств должников-физических лиц с банковских счетов, в том числе находящихся в их банковских картах.

3. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Генеральной прокуратурой, Верховным судом, Министерством внутренних дел, Министерством юстиции, Министерством финансов Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок:

провести инвентаризацию текущего состояния информационных систем и баз данных судов и государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также совершающих юридически значимые действия, на предмет их готовности к оказанию интерактивных государственных услуг по оплате государственной пошлины, административных штрафов и иных платежей;

по итогам инвентаризации, внести проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, предусматривающий конкретные меры по созданию на Едином портале интерактивных государственных услуг (далее – ЕПИГУ) отдельной платформы для оказания государственной услуги по оплате государственных пошлин, административных штрафов и иных платежей, наложенных судами и государственными органами, в онлайн режиме через соответствующие банковские и иные платежные системы, а также до 1 ноября 2020 года поэтапное подключение всех судов и государственных органов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, к данной платформе.

4. Принять предложение Генеральной прокуратуры и Центрального банка Республики Узбекистан о создании единого банковского счета алиментных обязательств (далее – единый банковский счет), предусматривающего:

открытие в едином банковском счете субсчетов по каждому исполнительному документу, предназначенных для внесения и снятия сумм алиментов по исполнительным документам, в том числе удержанных из заработной платы должников;

интеграцию единого банковского счета с информационной системой Бюро MIB PORTAL для мониторинга движения средств по единому банковскому счету и исполнения должником алиментных обязательств.

5. Бюро:

совместно с Центральным банком Республики Узбекистан в месячный срок утвердить Положение о порядке функционирования единого банковского счета алиментных обязательств и обеспечить функционирование единого банковского счета с 1 марта 2020 года;

двухмесячный срок разработать специальный программный комплекс, позволяющего в рамках информационной системой Бюро MIB PORTAL осуществлять в онлайн-режиме мониторинг своевременности и правильности исполнения должниками алиментных обязательств;

двухмесячный срок провести инвентаризацию исполнительных документов о взыскании алиментов, находящихся в производстве государственных исполнителей, обеспечить открытие по каждому исполнительному документу субсчета в едином банковском счете, уведомить об этом всех должников и взыскателей с разъяснением порядка внесения и снятия денежных средств по алиментам с единого банковского счета, а также обеспечить обновление требований, отправленных организациям, выплачивающим должнику заработную плату или иные приравненные к ней платежи, с заменой реквизитов единого банковского счета и субсчета, в которые требуется перечислять соответствующие удержания из заработной платы.

6. Установить, что с 1 января 2020 года:

1) в исполнительных документах в обязательном порядке указывается серия и номер паспорта должника-физического лица (по физическим лицам, не являющимся гражданами Республики Узбекистан – реквизиты иных документов, удостоверяющих личность), а также идентификационный номер налогоплательщика должника–юридического лица;

2) исполнительные документы о наложении административного штрафа предъявляются органам Бюро для принудительного взыскании после истечения сроков для добровольной уплаты штрафа, предусмотренных статьей 332 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, а также с обязательным приложением документа, подтверждающего вручение правонарушителю постановления о наложении административного штрафа с уведомлением правонарушителя о возможности уплаты штрафа добровольно в упрощенном порядке (с указанием суммы штрафа в размере 70 процентов и сроке его уплаты);

3) требования нормативно-правовых актов Республики Узбекистан, касающиеся отчислений от государственных пошлин, сборов и неналоговых платежей, административных и финансовых санкций, направляемых во внебюджетные фонды министерств, государственных комитетов и ведомств, применяются до предъявления для принудительного исполнения соответствующих решений судов и иных органов о взыскании указанных платежей. После предъявления соответствующих решений судов и иных органов о взыскании указанных платежей на принудительное исполнение, отчисления во внебюджетные фонды осуществляются в порядке и размерах, установленных в отношении исполнительных производств;

4) имущество должника, арестованное в ходе принудительного исполнения исполнительного документа, выставляется на первоначальный электронный онлайн-аукцион, проводимый по методу повышения цены, по стартовой цене со скидкой 30 процентов от оцененной стоимости, за исключением имущества, реализуемого по исполнительным документам, предусматривающим взыскание в Государственный бюджет, и заложенного имущества по исполнительным документам о взыскании задолженности, обеспеченной данным имуществом;

5) размер исполнительского сбора, взыскиваемого по исполнительным документам имущественного характера, устанавливается:

по исполнительным документам, в которых сумма долга не превышает 1000 базовых расчетных величин – 5 процентов от взыскиваемой суммы;

по исполнительным документам, в которых сумма долга превышает 1000 базовых расчетных величин – 2 процента от взыскиваемой суммы.

При объединении исполнительных производств, по которым наложен исполнительский сбор, размер наложенного исполнительского сбора не подлежит изменению;

6) отчисления от сумм, взысканных в бюджет по исполнительным производствам, за исключением взыскания налоговой задолженности за счет реализации имущества должника, производятся в следующих размерах:

60 процентов – в Государственный бюджет;

30 процентов – в Фонд развития органов судебной власти;

10 процентов – в Фонд развития Бюро принудительного исполнения;

7. Принять предложение Генеральной прокуратуры и Министерства финансов Республики Узбекистан о следующих изменениях размеров отчислений в Фонд развития Бюро принудительного исполнения:

100 процентов – от сумм исполнительского сбора и штрафов, налагаемых работниками органов Бюро;

16 процентов – от средств, поступающих от реализации имущества, изъятого уполномоченными органами и обращенного в доход государства.

8. Создать с 1 января 2020 года:

В Республике Каракалпакстан, областях и в городе Ташкенте 15 межрайонных отделов Бюро с общей штатной численностью 275 единиц государственных исполнителей, возложив на них функции по принудительному исполнению исполнительных документов в порядке упрощенного исполнительного производства;

в районных (городских) отделах Бюро – секторы по организационному контролю и работе с обращениями с общей численностью управленческого персонала 201 единиц, возложив на них функции по контролю исполнения, работе с обращениями, организации делопроизводства и архивного дела.

Сформировать подразделения органов Бюро, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, за счет:

упразднения групп (секторов) по розыску районных (городских) отделов Бюро с передачей части высвобождаемых штатных единиц (65 ед.) секторам информационного обеспечения и розыска управлений Бюро Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента;

сокращения в районных (городских) отделах Бюро штатной единицы криминалиста с передачей части высвобождаемых штатных единиц (28 ед.) оперативным секторам управлений Бюро Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента;

сокращения в районных (городских) отделах Бюро 21 штатной единицы инспектора сектора досудебного взыскания задолженности и 67 штатных единиц государственного исполнителя.

9. Министерству финансов и Генеральной прокуратуре в рамках формирования параметров Государственного бюджета на 2020 год и бюджетных ориентиров на 2020-2021 годы внести предложения по поэтапному переводу расходов по содержанию части работников органов Бюро, не занимающихся функциями по обеспечению полноты и своевременности платежей за энергоресурсы и услуги водоснабжения и водоотведения, поступления от населения обязательных платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов (всего 4298 ед. управленческого персонала) из Фонда развития Бюро принудительного исполнения в Государственный бюджет Республики Узбекистан с сохранением действующих размеров их фонда оплаты труда, имея в виду перевод на бюджетное финансирование:

с 1 января 2020 года – 1301 единиц;

с 1 июля 2020 года – 4298 единиц.

10. Бюро:

ввести порядок допуска работников к должности государственного исполнителя после прохождения ими специального месячного курса начальной подготовки в Академии Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан;

в месячный срок совместно с Академией Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан утвердить программу специального курса начальной подготовки государственных исполнителей, предусмотрев в ней изучение слушателями правил служебной этики, основ психологии, конфликтологии и тайм-менеджмента, а также обучение их навыкам работы с информационными системами и программными комплексами Бюро (программный комплекс MIB PORTAL и другие);

обеспечить вновь создаваемые межрайонные отделы необходимым помещением (как правило, имея в виду коллективное размещение рабочих мест по типу “open-space”), а также необходимой мебелью, компьютерами, оргтехникой и средствами телекоммуникации, позволяющими применять меры принудительного исполнения с рабочего места в порядке упрощенного исполнительного производства.

11. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан совместно с Верховным судом Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами, и ведомствами в трехмесячный срок:

1) внести предложения о внесении изменений в законодательные акты, предусматривающих:

исполнение осужденными уголовного наказания в виде штрафа в добровольном порядке в трехмесячный срок (несовершеннолетними лицами – в шестимесячный срок) со дня вступления приговора в законную силу, без применения в отношении осужденного мер принудительного исполнения. Уклонение осужденного от уплаты штрафа, назначенного в качестве уголовного наказания, влечет замену неуплаченной части штрафа на другие уголовные наказания в виде обязательных общественных работ, ограничения по службе, ограничения свободы или лишения свободы в порядке и пределах, предусмотренных уголовным законодательством Республики Узбекистан;

введение в исполнительное производство института временного ограничения на пользование специальным правом (права управления транспортными средствами, права охоты), имея в виду применение данного меры правового воздействия на основании постановления государственного исполнителя в отношении должников, уклоняющихся от исполнения требований исполнительных документов об уплате алиментов;

о введении административной ответственности за неприменение установленных мер правового воздействия на должников, заключающегося в осуществлении крупных сделок, оказании отдельных финансово-кредитных услуг, услуг международных пассажирских перевозок и государственных услуг, указанных в постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 мая 2018 года № 379, без проверки наличия задолженности по исполнительным документам.

2) внести предложения об изменениях и дополнениях

в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

12. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению.

13. Признать утратившим силу пункт 5 постановления Президента Республики Узбекистан от 1 ноября 2007 года № ПП–722 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы исполнения судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению Судебного департамента при Министерстве юстиции Республики Узбекистан», а также раздел III приложения № 1 к нему.

14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А. Н. Арипова и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З. Ш. Низомиддинова.

Президент

Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента

Республики Узбекистан

от «___» сентября 2018 года № УП-_______

Изменения и дополнения,

вносимые в некоторые акты Президента Республики Узбекистан

1. В Указе Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2017 года № УП-5059 «О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства»:

а) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«ведение Единой электронной базы исполнительных документов».

б) абзац третий пункта 5 изложить в следующей редакции:

«Установить, что Бюро является правопреемником упраздняемого Судебного департамента по его правам и обязательствам, вытекающим из хозяйственных договоров, за исключением прав и обязательств, связанных с имуществом (зданиями, средствами и другими материально-техническими ценностями), переданными на баланс и используемых органами судебной власти или юстиции, и услугами (работами), оказанными органам судебной власти или органам юстиции»;

в) в пункте 6:

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

«16 процентов средств, поступающих от реализации имущества, изъятого уполномоченными органами и обращенного в доход государства, а также 8 процентов средств от взыскания налоговой задолженности (за исключением государственной пошлины) за счет реализации имущества должника»;

абзацы девятый — семнадцатый заменить абзацами девятым — восемнадцатым следующего содержания:

«10 процентов от сумм, взысканных в Государственный бюджет Республики Узбекистан по исполнительным производствам, за исключением взыскания налоговой задолженности за счет реализации имущества должника;

100 процентов средств исполнительского сбора, взыскиваемого государственными исполнителями;

100 процентов сумм штрафов, налагаемых и взыскиваемых работниками Бюро;

доходы, получаемые от размещения временно свободных средств Фонда;

50 процентов средств, полученных от реализации основных средств подразделений Бюро, а также органов прокуратуры, приобретенных за счет средств Фонда;

другие доходы, не запрещенные законодательством.

Установить, что:

содержание Бюро осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и Фонда;

порядок расчета средств, предусмотренных в абзацах пятом и шестом настоящего пункта, определяется Министерством финансов, Министерством энергетики, Министерством жилищно-коммунального обслуживания и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан;

эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт оборудования, линий электропередач, газовых сетей, приборов учета энергоресурсов, а также устранение неисправностей на соответствующей территории осуществляются непосредственно АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз»»;

2. Абзац четвертый пункта 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 15 февраля 2018 года № УП-5343 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности органов прокуратуры в обеспечении исполнения принимаемых нормативно-правовых актов» дополнить предложением следующего содержания:

«При этом, финансирование за счет средств Фонда развития Бюро принудительного исполнения указанных мероприятий в органах Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан осуществляется в отношении работников, содержащихся за счет средств Фонда».

3. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 1 ноября 2007 года № ПП-722 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы исполнения судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению Судебного департамента при Министерстве юстиции Республики Узбекистан»:

а) абзацы третий и четвертый пункта 3 изложить в следующей редакции:

«по исполнительным документам имущественного характера – в размере 5 процентов от взыскиваемой суммы – при не превышении суммы долга 1000 базовых расчетных величин, 2 процентов от взыскиваемой суммы – при превышении суммы долга 1000 базовых расчетных величин;

по исполнительным документам неимущественного характера –

с физического лица в 5-кратном, а с юридического лица в 10-кратном размере базовой расчетной величины»;

б) в приложении № 1 (Положение о порядке взыскания и использования исполнительского сбора):

абзацы второй и третий пункта 3 изложить в следующей редакции:

«по исполнительным документам имущественного характера –в размере 5 процентов от взыскиваемой суммы – при не превышении суммы долга 1000 базовых расчетных величин, 2 процентов от взыскиваемой суммы – при превышении суммы долга 1000 базовых расчетных величин. В случае, если при исполнении исполнительного документа имущественного характера взыскателю передается нереализованное в установленный срок имущество, сумма исполнительного сбора исчисляется от стоимости этого имущества;

по исполнительным документам неимущественного характера –с физического лица в 5-кратном, с юридического лица в 10-кратном размере базовой расчетной величины»;

в абзаце первом пункта 4 слово «судебного» заменить словом «государственного»;

в пункте 6:

в абзаце втором слово «судебному» заменить словом «государственному»;

дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

«обращение имущества в доход государства»;

абзац четвертый считать абзацем пятым;

в пункте 7 слова «министром юстиции» заменить словом «Генеральным прокурором»;

в абзаце четвертом пункта 16 слово «судебного» заменить словом «государственного»;

в абзаце первом пункта 17 слова «Судебного департамента» заменить словами «Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан»;

в пункте 18:

в абзаце первом слова «Судебного департамента» заменить словами «Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан»;

абзац второй изложить в следующей редакции:

«Решение о возврате исполнительского сбора не позднее двух дней со дня принятия направляется в дирекцию Фонда развития Бюро принудительного исполнения (далее – Фонд) для возврата. Возврат исполнительского сбора производится Исполнительной дирекцией Фонда в течение пяти банковских дней со дня получения решения в порядке, определяемом Министерством финансов и Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан».

4. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2017 года № ПП-3016 «Об организации деятельности Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан»:

а) в пункте 1:

в абзаце третьем слова «отделов районов (городов) согласно приложениям №№ 2–3» заменить словами «отделов районов (городов) и межрайонных отделов согласно приложениям №№ 2 – 3а»;

абзац шестой после слова «районов» дополнить словами «и межрайонных отделов Бюро принудительного исполнения»;

б) в абзаце первом пункта 2:

слова «1 301 единица» заменить словами «4 298 единиц»;

число «10 773» заменить на число «7 776»;

в) приложения №№ 1 – 3 заменить приложениями №№1 – 3а следующего содержания: