ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
9120 Министерство здравоохранения Республики Узбекистан 16/10/2019 30/10/2019 28

Обсуждение завершено

Закон Республика Узбекистан
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ
ID-9120

ПРОЕКТ

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений, возникающих в сфере обязательного медицинского страхования, для реализации конституционных прав граждан на получение квалифицированной медицинской помощи и установление правовых, организационных, финансовых основ и принципов обязательного медицинского страхования граждан в Республике Узбекистан.

Статья 2. Законодательство об обязательном медицинском страховании

Законодательство об обязательном медицинском страховании состоит из настоящего Закона и иных нормативно-правовых актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законодательством Республики Узбекистан об обязательном медицинском страховании, то применяются правила международного договора.

На правоотношения, урегулированные законодательством Республики Узбекистан об обязательном медицинском страховании, не распространяется действие законодательства Республики Узбекистан о страховой деятельности.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на:

физических лиц, имеющих право на получение медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования;

поставщиков медицинских услуг;

Фонд обязательного медицинского страхования;

другие органы государственной власти и управления, а также на лиц, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

Статья 4. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

гарантированный объём медицинской помощи - установленный объём и виды медицинских, профилактических услуг и лекарственного обеспечения, гарантированный государством;

договор на закупку медицинских услуг – соглашение, заключаемое в письменной или электронной форме между Фондом и медицинским учреждением, предусматривающее оказание определенного государством объема медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования;

застрахованное лицо – зарегистрированный в качестве застрахованного лица в системе обязательного медицинского страхования физическое лицо, имеющее право на получение медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования;

медицинское учреждение – юридическое лицо, имеющее разрешение (лицензию) на осуществление медицинской помощи;

обязательное медицинское страхование – форма медицинского страхования, обеспечивающая застрахованным лицам получение медицинских и профилактических услуг в рамках гарантированного государством объема медицинской помощи;

поставщик медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования (далее - поставщик) - государственное или частное медицинское учреждение, с которым Фонд обязательного медицинского страхования заключает договор на предоставление медицинской помощи;

программа обязательного медицинского страхования - комплекс правовых, экономических и организационных мер по оказанию медицинских и профилактических услуг, предоставляемых медицинским учреждением в рамках гарантированного объема медицинской помощи;

система обязательного медицинского страхования – система государственных правовых, экономических и организационных мер, направленных на защиту интересов застрахованных лиц в рамках обязательного медицинского страхования;

со-оплата – участие граждан в оплате стоимости получаемых ими медицинских услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения;

страховой случай – обращение застрахованного лица в медицинское учреждение для получения медицинских и профилактических услуг в рамках договора обязательного медицинского страхования влечет за собой страховое возмещение в соответствии с законодательством

Фонд обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) – государственная некоммерческая организация, осуществляющая аккумулирование средств и закупку медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования;

целевые государственные отчисления на обязательное медицинское страхование – доля государственных средств, направляемая на финансирование гарантированного объема медицинской помощи.

ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 5. Цели, задачи и принципы обязательного медицинского страхования

Целью обязательного медицинского страхования является обеспечение конституционных гарантий на получение медицинской и профилактической помощи, ее доступность для всех граждан в необходимых объемах надлежащего уровня качества, а также обеспечение финансовой защищенности населения.

Задачами обязательного медицинского страхования являются:

обеспечение финансовой устойчивости и стабильного государственного финансирования системы здравоохранения;

эффективное управление финансовыми средствами на предоставление медицинских и профилактических услуг, включая эффективное распределение и использование средств;

повышение качества предоставляемых медицинских услуг;

обеспечение доступности медицинской помощи;

максимальный охват обязательным медицинским страхованием всего населения Республики Узбекистан;

защита прав и интересов застрахованных лиц при получении медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования;

обеспечение прозрачности, конкурентности и справедливости системы закупок медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию с государственными и частными поставщиками медицинских услуг;

увеличение ответственности граждан за сохранение и поддержание собственного здоровья.

Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:

соблюдение и исполнение законодательства Республики Узбекистан об обязательном медицинском страховании;

равный доступ к медицинским услугам в рамках обязательного медицинского страхования всем застрахованным лицам независимо от социально-экономического статуса;

равная территориальная доступность медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования;

всеобщий охват медико-санитарными услугами;

солидарная ответственность государства и граждан за сохранение и поддержание здоровья населения;

доступность и качество оказываемых медицинских услуг;

прозрачность деятельности Фонда.

Статья 6. Программа обязательного медицинского страхования

Программа обязательного медицинского страхования определяет перечень, объем и условия оказания медицинской и профилактической помощи для всех застрахованных лиц со стороны государственных и частных медицинских учреждений на основе договоров обязательного медицинского страхования с Фондом обязательного медицинского страхования.

Программа обязательного медицинского страхования предусматривает предоставление определенных медицинских услуг, в со-оплате которых принимают участие и застрахованные лица. 

Перечень и объем медицинских и профилактических услуг вне программы обязательного медицинского страхования может быть расширен путем прямой оплаты поставщику медицинских услуг или на основе условий добровольного медицинского страхования с государственными и частными страховыми компаниями, в соответствии с Законом о страховой деятельности.

Поставщики медицинских услуг предоставляют помощь в рамках добровольного медицинского страхования без нанесения ущерба объему и качеству медицинской помощи, оказываемой в соответствии с программой обязательного медицинского страхования.

ГЛАВА III. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 7. Участники, объекты и субъекты обязательного медицинского страхования

Участниками системы обязательного медицинского страхования являются:

потребители медицинских услуг;

поставщики медицинских услуг;

Фонд обязательного медицинского страхования;

Министерство здравоохранения, Министерство финансов и другие уполномоченные органы.

Субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованное лицо, поставщик медицинских услуг и Фонд.

Объектом обязательного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами по организации и оплате оказанных застрахованному лицу медицинских услуг.

Статья 8. Застрахованные лица как субъекты обязательного медицинского страхования

К застрахованным лицам, имеющим право на получение медицинских услуг в рамках гарантированного объема медицинской помощи, относятся:

граждане Республики Узбекистан;

постоянно проживающие в Республике Узбекистан иностранные граждане и лица без гражданства, а также приравненные к ним лица, включая лица, признанные беженцами или иные лица, нуждающиеся в защите в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан;

иностранные инвесторы, получившие въездную «инвестиционную визу» в Республику Узбекистан, а также их родители, супруги и дети, проживающие на территории Республики Узбекистан.

Правом на получение экстренной медицинской помощи обладают все физические лица, находящиеся на территории Республики Узбекистан.

Статья 9. Гарантированный государством объем медицинской помощи

Гарантированный объем медицинской помощи за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в приоритетном порядке охватывает профилактические, диагностические и лечебные медицинские услуги, услуги медицинской реабилитации и услуги паллиативной помощи, соответствующие стандартам диагностики и лечения, клиническим протоколам, а также услуги, направленные на предупреждение и лечение основных заболеваний, являющихся ведущими по показателям смертности и инвалидности.

На определенные виды медицинских услуг и лекарственных средств, расходных материалов и изделий медицинского назначения возможно введение механизмов частичного покрытия (со-оплата) в форме прямых платежей, либо из других не запрещенных законодательством источников.

Застрахованное лицо производит со-оплату после получения медицинских услуг.

Финансирование гарантированного объема медицинской помощи, утверждаемого Кабинетом Министров Республики Узбекистан, осуществляется в пределах средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, выделяемых на отрасль «Здравоохранение» на соответствующий финансовый год.

Порядок формирования перечня и объемов гарантированной государством медицинской и профилактической помощи, регулярность их пересмотра, порядок согласования и их регламентация утверждаются в установленном порядке Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 10. Договор закупки медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования

Договор закупки медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования является соглашением, заключаемым напрямую между Фондом и поставщиком медицинских услуг, согласно которому последний обязуется организовывать и финансировать оказание застрахованному лицу медицинских и профилактических услуг в соответствии с программой обязательного медицинского страхования.

Договор может быть заключен как с государственными, так и частными поставщиками медицинской помощи соответствующим требованиям обязательного медицинского страхования на основе объемов предоставляемой помощи и результатов медицинской и профилактической деятельности.

Форма, условия договора и порядок его заключения, включая ответственность сторон за нарушение договора, а также типовые образцы разных видов договоров, разрабатываются Фондом и утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 11. Условия для участия в закупке медицинских услуг

К закупке медицинских услуг не допускаются поставщики медицинских услуг, если:

поставщик не имеет соответствующих документов на осуществление медицинской деятельности;

должностное лицо Фонда, обладающее правом принимать решение, является их учредителем, участником либо акционером;

договор на закупку медицинских услуг был расторгнут Фондом в одностороннем порядке в связи с неисполнением, несвоевременным либо ненадлежащим исполнением в течение одного года, за исключением случая недоступности альтернативного поставщика медицинских услуг в радиусе 5 километров;

договор на закупку медицинских услуг был расторгнут в одностороннем порядке по инициативе поставщика медицинских услуг в течение одного года;

поставщиком медицинских услуг предоставлены недостоверные данные и ложные сведения о своей деятельности за исключением случаев устранения указанных недостатков и недоступности альтернативного поставщика медицинских услуг в радиусе 5 километров.

Статья 12. Тарифы на медицинские и профилактические услуги в программе обязательного медицинского страхования

Порядок определения базовых тарифов финансирования и поправочных коэффициентов, прогноз и контроль расходов, и меры по предотвращению дефицита средств на оплату медицинских и профилактических услуг в рамках гарантированного объема разрабатываются Фондом по согласованию с Министерством финансов и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Методы оплаты медицинских услуг формируются на основе механизмов подушевого финансирования, оплаты пролеченных случаев, гонорарного метода оплаты за определенные услуги, оплаты за производительность и качество, смешанные методы оплаты и других методов в соответствии с законодательством.

Порядок и методология формирования тарифов на гарантированный государством объем медицинской помощи утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 13. Оказание медицинских услуг в рамках гарантированного объема медицинской помощи

Застрахованные лица вправе обращаться за получением медицинских услуг к поставщику, с которым заключен договор на поставку медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию.

При обращении к поставщику медицинских услуг, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи, застрахованное лицо обязано предъявить документ, удостоверяющий личность, медицинскую карту или заменяющие их документы.

В случае отсутствия соответствующих медицинских показаний или при необходимости оказания медицинской услуги, не входящей в условия договора обязательного медицинского страхования, поставщик обязан перенаправить застрахованное лицо в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона.

Статья 14. Перенаправление застрахованного лица для получения медицинских услуг у иного поставщика

Если запрашиваемая застрахованным лицом медицинская услуга не включена в условия заключенного договора, поставщик фиксирует факт обращения застрахованного лица, а также указывает поставщика, к которому было перенаправлено застрахованное лицо для получения запрашиваемой медицинской услуги.

Поставщик, к которому застрахованное лицо было перенаправлено, обязан оказать застрахованному лицу запрашиваемую медицинскую услугу, если услуга включена в перечень предоставляемой им помощи.

Перенаправление застрахованного лица к другому поставщику не считается оказанной услугой для поставщика, если оно не предусмотрено утвержденными стандартами и клиническими протоколами и не входит в условия его договора.

Статья 15. Регистрация граждан в рамках обязательного медицинского страхования

Порядок регистрации и формат данных электронной карты пациента с единым персонализированным индивидуальным номером (ID), утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Реестр поставщиков медицинских услуг ведется Фондом и размещается в обязательном порядке на его официальном сайте. Порядок ведения, форма и перечень сведений реестра поставщиков медицинских услуг устанавливаются Фондом.

Поставщик медицинских услуг, включается в реестр на основании договора на поставку медицинских услуг.

Реестр поставщиков содержит все данные, необходимые для заключения договора на оказание медицинских услуг в соответствии с установленными требованиями.

Поставщики медицинских услуг не могут быть исключены из реестра в течение срока действия заключенного договора с Фондом, за исключением случаев, установленных законодательством.

Статья 16. Оплата услуг поставщиков в рамках гарантированного объема медицинской помощи

Медицинские учреждения предоставляют Фонду все необходимые документы по оказанным медицинским услугам для получения возмещения расходов услуг, оказанных в рамках обязательного медицинского страхования.

Фонд перед возмещением расходов оказанных медицинских услуг обязан проверить правильность и достоверность представленных документов.

Фонд в установленном порядке осуществляет возмещение расходов медицинских учреждений за фактически оказанные медицинские услуги по тарифам, указанным в заключенном договоре, после экспертизы оказанных услуг в соответствии с утвержденными стандартами.

Объем и перечень оказанных медицинских услуг определяются исходя из счетов на оплату, и могут корректироваться по результатам проводимого Фондом мониторинга.

Для проведения экспертизы Фонд имеет право привлекать независимых экспертов.

Порядок проведения экспертизы и контроля определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

ГЛАВА IV. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 17. Фонд обязательного медицинского страхования

Фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом, в форме независимого некоммерческого государственного учреждения и осуществляет деятельность согласно положению о Фонде.

Фонд имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.

Фонд возглавляет исполнительный директор, который назначается Кабинетом Министров Республики Узбекистан в установленном порядке предварительного предоставления и отбора кандидатов.

Фонд состоит из исполнительного аппарата, территориальных управлений и районных (городских) отделов. Фонд ведет единую базу данных и иные информационные ресурсы в сфере обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью единой информационной системы здравоохранения.

Основные задачи, функции, права и обязанности Фонда, и его организационная структура определяются настоящим Законом и Положением о Фонде.

Средства государственного бюджета Республики Узбекистан, включающие целевые отчисления от налогов (например, акцизных налогов на табак, алкоголь и другие) и иные поступления, не запрещенные законодательством, выделяемые на покрытие расходов по обеспечению населения гарантированным объемом медицинской помощи, поступающие в Фонд, не являются объектами налогообложения.

Фонд не вправе использовать средства обязательного медицинского страхования в иных целях.

Статья 18. Основные задачи Фонда обязательного медицинского страхования

Основными задачами Фонда являются:

разработка и поэтапное внедрение обязательного медицинского страхования;

аккумулирование, распределение и управление средствами обязательного медицинского страхования,

создание эффективной системы финансирования услуг, входящих в гарантированный объём медицинской помощи

организация обязательного медицинского страхования граждан, учета и движения застрахованных лиц;

разработка, внедрение и обеспечение работоспособности единой базы данных и иных информационных ресурсов в сфере обязательного медицинского страхования;

обеспечение предусмотренных законодательством Республики Узбекистан прав застрахованных граждан в системе обязательного медицинского страхования;

создание равных условий в оплате медицинских услуг организациям здравоохранения независимо от форм собственности в рамках программы обязательного медицинского страхования.

Статья 19. Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования

Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования формируется за счет:

средств, полученных из государственного бюджета на обязательное медицинское страхование;

целевых отчислений от акцизных налогов на табачные изделия, алкоголь, а также налогов на продукты с высоким содержанием сахара, жиров и прочие вредные для здоровья продукты, определяемые Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

средств, полученных из государственного бюджета для выплаты компенсаций по исполнению решений суда;

дарений юридических и физических лиц;

грантов, полученных от международных организаций;

средств, поступающих от благотворительных фондов, международных организаций и иностранных граждан;

иных доходов, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан.

Фонд ежегодно в установленном порядке проводит прогноз объемов гарантированной медицинской помощи и расчет необходимых средств на следующий финансовый год.

Бюджетная заявка составляется и вносится в порядке, предусмотренном законодательством.

Финансовые средства Фонда находятся в государственной собственности Республики Узбекистан, находятся на лицевых счетах Казначейства Министерства финансов Республики Узбекистан, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовая деятельность Фонда подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке в порядке, установленном законодательством.

Статья 20. Имущество Фонда обязательного медицинского страхования и его финансовая деятельность

Имущество Фонда формируется за счет государственных источников финансирования и иных поступлений, не запрещенных законодательством.

Средства Фонда, предназначенные для его административного содержания, отделяются от средств, направляемых на финансирование программы обязательного медицинского страхования.

Доходы Фонда, полученные от размещения его средств на депозитных счетах коммерческих банков, в государственные ценные бумаги и другие активы, не являются объектом налогообложения и направляются на укрепление материально-технической базы Фонда и материальное стимулирование его работников.

Статья 21. Наблюдательный совет Фонда обязательного медицинского страхования

Высшим органом управления Фонда является Наблюдательный совет Фонда, состав которого утверждается постановлением Президента Республики Узбекистан.

Наблюдательный совет возглавляет Председатель. В состав Наблюдательного совета входят министерства и ведомства, являющиеся участниками обязательного медицинского страхования, а также представители интересов потребителей (пациентов).

К полномочиям Наблюдательного совета Фонда относятся:

рассмотрение и утверждение прогнозных параметров доходов и расходов, а также ежегодной сметы расходов Фонда;

согласование предложений по ценообразованию, тарифам гарантированного объема медицинской помощи, разработанные совместно Фондом и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан;

заслушивание и утверждение отчетов исполнительного аппарата, территориальных управлений Фонда о проводимой работе;

заслушивание отчетов ответственных работников министерств и ведомств, органов государственной власти на местах и других организаций по вопросам, относящимся к компетенции Фонда;

внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан представления кандидатов на должность и освобождение от должности исполнительного директора, первого заместителя и заместителя исполнительного директора Фонда;

утверждение типового положения о территориальных управлениях Фонда;

осуществление контроля за деятельностью исполнительного аппарата Фонда, особенно в части формирования доходов, своевременного финансирования расходов и целевого использования средств Фонда;

проведение конкурсного отбора аудиторской организации;

осуществление других функций, связанных с деятельностью Фонда и реализацией гарантированных государством прав граждан на социальное обеспечение и государственное социальное страхование;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 22. Финансовая и иная отчетность Фонда обязательного медицинского страхования

Фонд ведет бухгалтерский учет и представляет финансовую отчетность раздельно по средствам на содержание Фонда и средствам, поступившим на осуществление программ обязательного медицинского страхования из Государственного бюджета Республики Узбекистан, в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Фонд предоставляет специально уполномоченному государственному органу финансовую и иную отчетность по форме и в сроки, установленные этим органом.

Достоверность годовой финансовой отчетности Фонда подлежит подтверждению аудиторской организацией, правомочной на проведение аудита в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Расходы по ежегодному аудиту фонда осуществляются за счет средств, выделенных на содержание Фонда.

Фонд обязан обеспечить учет и хранение документов, используемых в бухгалтерском учете и при составлении отчетности.

Годовая финансовая отчетность Фонда публикуется на официальном сайте Фонда по форме и в сроки, установленные специально уполномоченным органом.

Статья 23. Планирование закупок медицинских услуг

Фонд ежегодно, в установленные для государственных органов сроки, определяет объемы и перечень медицинских услуг в рамках гарантированного объема медицинской помощи.

При определении объемов и количества медицинских услуг Фонд анализирует данные об оказанных медицинских услугах в течение предшествующих трех лет, а также оценивает следующие обстоятельства:

потребность в медицинской услуге и её доступность;

качество и условия оказания медицинских услуг;

демографические и эпидемиологические данные (рождаемость, заболеваемость, смертность и т.д.) стоимость медицинской услуги;

предельное количество лиц, оказывающих медицинские услуги;

направления развития государственной политики здравоохранения;

иные.

Методология планирования закупок медицинских услуг утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан по предложению Фонда и Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.

Статья 24. Обмен информацией

Фонд и уполномоченный орган по мониторингу и оценке качества медицинской помощи осуществляют постоянный обмен информацией, необходимой для осуществления Фондом своих полномочий.

ГЛАВА V. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 25. Права и обязанности застрахованных лиц

Застрахованные лица имеют право:

получения качественных и своевременных медицинских услуг в рамках гарантированного объема медицинской помощи на всей территории Республики Узбекистан, в том числе за пределами постоянного места жительства;

  на выбор поставщика медицинских услуг для получения медицинских услуг в соответствии с договором обязательного медицинского страхования, предусмотренного настоящим Законом;

получения у поставщиков медицинских услуг информации о состоянии своего здоровья, а также применяемых методах лечения и их результатах;

предъявления в установленном законодательством порядке исков или иных заявлений о защите прав к иным субъектам и участникам обязательного медицинского страхования, в том числе по вопросу возмещения причиненного ущерба здоровью;

реализации иных прав, предусмотренных настоящим Законом.

Медицинское страхование граждан Республики Узбекистан, находящихся за рубежом, осуществляется на основе двухсторонних соглашений Республики Узбекистан со странами пребывания граждан.

Застрахованное лицо обязано:

зарегистрироваться в качестве застрахованного лица в Фонде обязательного медицинского страхования через выбранное медицинское учреждение первичной медико-санитарной помощи, входящее в реестр программы обязательного медицинского страхования;

быть осведомленным о действующем объеме гарантированной государством медицинской помощи;

выходить с обращением о неисполнении или не надлежащем исполнении медицинским учреждением своих обязанностей, связанных с организацией и предоставлением ему медицинских и профилактических услуг в рамках программы обязательного медицинского страхования;

своевременно обращаться за медицинской и профилактической помощью в учреждения здравоохранения.

Статья 26. Права и обязанности поставщика медицинских услуг как участника обязательного медицинского страхования

Медицинские учреждения, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, отвечающие всем требованиям для заключения договора обязательного медицинского страхования, имеют право:

участия в программе обязательного медицинского страхования Республики Узбекистан в установленном порядке;

заключения договора с Фондом на поставку медицинских услуг в рамках программы обязательного медицинского страхования;

на возмещение расходов за фактически оказанные медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования на основании заключенного договора с Фондом;

обращения в Фонд за разъяснениями условий договора на поставку медицинских услуг;

обращения в уполномоченный орган, определенный Кабинетом Министров Республики Узбекистан, на который возложена ответственность по порядку, стандартам и клиническим протоколам оказания медицинских услуг;

создания условий повышенной комфортности для пациентов, получающих медицинские и профилактические услуги по программе обязательного медицинского страхования;

обращения в судебные и иные уполномоченные органы для защиты своих прав;

получения от застрахованных лиц со-оплаты на определенный перечень гарантированных государством медицинских услуг, утвержденных Кабинетом Министров Республики Узбекистан, в виде прямых платежей или иных форм, не запрещенных законодательством;

оказания медицинских услуг, не входящих в программу обязательного медицинского страхования в порядке и форме, не запрещенных законодательством;

выдавать документ, подтверждающий временную нетрудоспособность застрахованных лиц;

иметь другие права в соответствии с законодательством.

Поставщики медицинских услуг обязаны:

оказывать застрахованным лицам медицинские услуги в установленные договором сроки, в соответствующем объеме и качестве, предусмотренные договором на поставку медицинских услуг по программе обязательного медицинского страхования;

обеспечивать целевое и эффективное использование средств обязательного медицинского страхования, полученных по договору на поставку медицинских услуг;

информировать застрахованное лицо о состоянии его здоровья, применяемых методах лечения и их результатах;

ставить в известность Фонд и уполномоченный орган по мониторингу и оценке качества медицинской помощи обо всех нарушениях медицинских предписаний застрахованным лицом, которые влекут за собой осложнения его здоровья;

хранить информацию относительно состояния здоровья или личной жизни застрахованного лица в тайне;

своевременно, достоверно и корректно вносить данные в информационные системы и электронные информационные ресурсы системы обязательного медицинского страхования;

иметь доступ к информационным системам и электронным информационным ресурсам системы обязательного медицинского страхования;

предоставлять по запросу Фонда информацию и документацию, необходимую для осуществления мониторинга исполнения условий договора на поставку медицинских услуг;

вести бухгалтерский учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования и использовать установленную Фондом кодировку финансовых средств по предоставленным медицинским и профилактическим услугам обязательного медицинского страхования;

обеспечить доступ представителям Фонда в свои помещения для мониторинга исполнения условий договора на поставку медицинских услуг;

нести материальную ответственность перед Фондом и непосредственно перед застрахованным лицом за вред, причиненный его здоровью от неквалифицированного выполнения медицинскими работниками данного учреждения их профессиональных обязанностей.

Поставщики медицинских услуг не вправе:

требовать у застрахованного лица дополнительной платы за оказание медицинских услуг, предусмотренных договором на поставку медицинских услуг, кроме случаев установленной со-оплаты;

отказать застрахованному лицу в оказании медицинских услуг, предусмотренных договором на поставку медицинских услуг, по основаниям отсутствия у застрахованного лица каких-либо документов, кроме документа, удостоверяющего личность.

Поставщики медицинских услуг могут иметь другие права и обязанности в соответствии с законодательством в пунктах, не противоречащих данному Закону.

Статья 27. Права и обязанности Фонда обязательного медицинского страхования

Фонд имеет право:

утверждать нормативно-методические документы по вопросам обязательного медицинского страхования, формы заявлений, реестров счетов, актов, иных документов, указанных в нормативных правовых актах и порядок их заполнения, если иное не установлено законом;

принимать участие в разработке программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи;

принимать участие в разработке программы обязательного медицинского страхования;

определять формы отчетности и порядок ведения учета оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

готовить бюджетные заявки и составлять обоснования для получения ассигнований из республиканского бюджета;

осуществлять закупки оборудования, инвентаря, товаров, работ и услуг в соответствии с законодательством;

осуществлять консультационную, издательскую, обучающую формы деятельности, не противоречащие законодательству Республики Узбекистан;

получать в установленном порядке от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и учреждений информацию, необходимую для выполнения своих функций;

привлекать на договорной основе внешних и внутренних экспертов-консультантов по вопросам обязательного медицинского страхования;

осуществлять международное сотрудничество в пределах своей компетенции;

формировать резерв на покрытие непредвиденных расходов в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

создавать на территории Республики Узбекистан филиалы и представительства в порядке, установленном законодательством;

иные права, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан.

Фонд обязан:

осуществлять оплату предоставленных медицинских услуг в организациях здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, в пределах утвержденного бюджета;

проводить изучение удовлетворенности граждан качеством медицинских и иных услуг;

рассматривать обращения граждан в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;

предоставлять аналитические отчеты и информацию в соответствие с законодательством;

проводить учебные курсы для повышения кадрового потенциала в сфере государственного медицинского страхования;

не распространять конфиденциальную информацию о здоровье пациентов;

исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 28. Полномочия Кабинета Министров в сфере обязательного медицинского страхования

В сфере обязательного медицинского страхования Кабинет Министров Республики Узбекистан обладает следующими полномочиями:

определяет государственную политику в сфере обязательного медицинского страхования;

обеспечивает общий контроль соблюдения прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования на территории Республики Узбекистан;

обеспечивает выделение средств Государственного бюджета Республики Узбекистан на покрытие расходов по обеспечению населения гарантированным объемом медицинской помощи;

вносит предложения Президенту Республики Узбекистан о дополнительных источниках финансирования Фонда на программы обязательного медицинского страхования;

утверждает размер резерва Фонда на покрытие непредвиденных расходов;

утверждает порядок формирования и использования резерва Фонда на покрытие непредвиденных расходов;

утверждает нормы и лимиты, обеспечивающие финансовую устойчивость Фонда;

утверждает перечень, формы, сроки представления финансовой и иной отчетности Фондом;

осуществляет анализ, оценку и контроль финансовой устойчивости Фонда;

выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом, иными законами Республики Узбекистан, указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан.

Статья 29. Полномочия Министерства здравоохранения в сфере обязательного медицинского страхования

В сфере обязательного медицинского страхования Министерство здравоохранения Республики Узбекистан обладает следующими полномочиями:

проводит лицензирование и аккредитацию медицинских учреждений на получение права оказания медицинских услуг в рамках программы обязательного медицинского страхования;

осуществляет контроль за оказанием своевременной квалифицированной и качественной медицинской помощи населению поставщиками медицинских услуг;

проводит анализ деятельности Фонда по исполнению государственной политики в области здравоохранения;

совместно с Национальной палатой инновационного здравоохранения разрабатывает и утверждает стандарты и протоколы оказания медицинских услуг, обязательные для использования при заключении договоров на закуп медицинских услуг;

совместно с Фондом:

разрабатывает и определяет порядок и методику формирования тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования;

утверждает перечень медицинских услуг, входящих в гарантированный объем медицинской помощи и медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан.

ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 30. Конфиденциальность

Не подлежат разглашению сведения о состоянии здоровья застрахованных лиц по программе обязательного медицинского страхования.

Данные сведения могут быть раскрыты третьим лицам на основании письменного согласия застрахованного лица и поставщика обязательного медицинского страхования в отношении касающихся их сведений.

Справки о сведениях, указанных в части первой настоящей статьи, могут быть предоставлены поставщиками обязательного медицинского страхования в установленном порядке без получения согласия застрахованных лиц по запросу суда, прокурора, а при наличии возбужденного уголовного дела – органам дознания и следствия.

Общие сведения и условия проведения деятельности по обязательному медицинскому страхованию, перечень предлагаемых гарантированных государством услуг, перечень услуг с установленной со-оплатой, тарифы, сроки страхования, являются открытой информацией и не могут быть предметом тайны страхования.

Статья 31. Разрешение споров

Споры в сфере обязательного медицинского страхования разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством Республики Узбекистан.

Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства об обязательном медицинском страховании

Лица, виновные в нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 33. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Минздраву и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 34. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону

Статья 35. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Республики Узбекистан                                 Ш.Мирзияев

Общие предложения

560