ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
7636 Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан 10/09/2019 25/09/2019 4

Обсуждение завершено

Постановление Кабинета Министров Республика Узбекистан
О МЕРАХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОНДА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ID-7636

Постановление

Кабинета Министров Республики Узбекистан

О мерах по организации деятельности Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности

Во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от __ __ 2019 года № ПП-__ «О создании Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности» Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить Положение о Государственном фонде поддержки предпринимательской деятельности согласно приложению.

2. Принять к сведению, что Государственный фонд поддержки предпринимательской деятельности размещается по адресу: город Ташкент, улица Коратош, дом 1 (7-й этаж) на праве безвозмездного пользования.

3. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

4. Считать утратившим силу Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан» за номером №704 от 08.09.2017 г.

5. Государственный фонд поддержки предпринимательской деятельности является правопреемником Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Д.А. Кучкарова.

Премьер-министр Республики Узбекистан А. АРИПОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Кабинета Министров от _ __ 2019 года № __

ПОЛОЖЕНИЕ

о Государственном фонде поддержки предпринимательской деятельности

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от __ ___ 2019 года № ПП-___ «О создании Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности» определяет задачи и направления деятельности, порядок управления Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности (далее — Фонд), а также порядок формирования и использования его средств.

Фонд в своей деятельности подотчетен Агентству по развитию малого бизнеса и предпринимательства при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан (далее - Агентство).

2. Фонд в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, Министерства экономики и промышленности Республики Узбекистан, Агентства, настоящим Положением, а также иными актами законодательства.

3. Фонд является юридическим лицом в форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс и печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан со своим наименованием на государственном языке.

4. Местонахождение (почтовый адрес) Фонда: город Ташкент, улица Коратош, дом 1.

5. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

проекты — комплекс взаимосвязанных мероприятий и работ, выполняемых в течение заранее определенного времени, с целью получения экономических, социальных и других выгод во всех направлениях предпринимательской деятельности, за исключением целей предусматривающих:

возврат ранее полученных кредитов или любых других задолженностей;

производство алкогольной и табачной продукции;

формирование оборотных средств торгово-посреднических организаций, и предприятий общественного питания;

финансирование строительства торговых объектов и объектов общественного питания;

формирование ресурсной базы небанковских кредитных организаций и лизинговых компаний;

организацию проведения азартных и других игр, основанных на риске, а также приобретение оборудования для данных целей.

кредит — кредит коммерческого банка, используемый для финансирования проектов субъектов малого бизнеса и предпринимательства;

компенсация — покрытие части процентных расходов по кредитам коммерческих банков;

поручительство — договор поручительства, который обязывает Фонд отвечать перед коммерческим банком (кредитор) за исполнение обязательств субъектам малого бизнеса и предпринимательства (должник) по кредиту;

гарантия — обязательство Фонда, перед кредитором (бенефициар) субъектов малого бизнеса и предпринимательства (принципал) по оплате суммы, согласно письменного запроса бенефициара;

критерий — условия, определяющие лиц уязвимых слоев населения, устанавливаемые совместным постановлением Министерства занятости и трудовых отношений, Торговая промышленная палата, Общественно-благотворительный фонд «Махалла», Агентство и Фонд.

Глава 2. Основная задача и направления деятельности Фонда

6. Основной задачей Фонда является предоставление субъектам малого бизнеса и предпринимательства, а также уязвимым слоям населения для реализации их предпринимательских инициатив, соответствующим устанавливаемым критериям для финансирования проектов, поддержку в виде:

а) гарантий лицам отвечающий критериям по кредитам коммерческих банков в размере до 50 процентов включительно от суммы кредита, но не 100 (сто) базовых расчётной величины;

б) поручительств по кредитам коммерческих банков в размере до 50 процентов включительно от суммы кредита, но не более 8 миллиардов сум;

в) компенсаций на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков, в том числе:

в национальной валюте, с процентной ставкой, не превышающей 1,5-кратного размера ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, сумма которых не превышает 10 миллиардов сум — в части, превышающей ставки рефинансирования, но не более чем на 5 процентных пунктов;

в национальной валюте, с процентной ставкой, не превышающей 1,5-кратного размера ставки рефинансирования, для проектов, реализуемых в районах, указанных в приложении № 2 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 17 марта 2017 года № ПП-2844 «О мерах по дальнейшему упрощению системы микрокредитования субъектов предпринимательства и широких слоев населения», а также в рамках программы «Обод қишлоқ», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 29 марта 2018 года № УП-5386, сумма которых не превышает 8 млрд. сум — в размере 8 процентных пунктов;

в национальной валюте — по льготным кредитам, выделяемым за счет средств накопительной пенсионной системы, на реализацию инициированных молодыми предпринимателями проектов, по рекомендациям Союза молодежи Узбекистана сумма которых не превышает 8 млрд. сум — в размере 3 процентных пунктов для покрытия расходов банка;

в иностранной валюте сумма которых не превышает 10 миллиардов сум в эквиваленте — в размере до 30 процентов от установленной коммерческими банками процентной ставки, но не более чем на 3 процентных пункта;

в иностранной валюте — по валютным кредитам, выделенным хозяйствующим субъектам до 5 сентября 2017 года для строительства теплиц, создания интенсивных садов и строительства холодильников за счет кредитных линий международных финансовых институтов — в размере 50 процентов от установленной процентной ставки.

Требования настоящего пункта не распространяются на условия предоставления Фондом поручительств и компенсаций утвержденные ранее принятыми актами Президента Республики Узбекистан и решениями Правительства;

г) другие виды финансовой помощи, утверждаемые Советом по управлению Фонда (далее – Совет).

7. Предоставление финансовой поддержки Фондом осуществляется по схеме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

8. Фонд осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

содействие проведению государственной политики в области поддержки развития малого бизнеса и предпринимательства, а также уязвимым слоям населения для реализации их предпринимательских инициатив, соответствующим устанавливаемым критериям расширению доступа к финансовым услугам и смягчению условий кредитования, в том числе социально-значимых проектов и направлений;

участие в реализации государственных, отраслевых и региональных программ, проектов и мероприятий, способствующих созданию рабочих мест путем развития малого бизнеса и предпринимательства.

Глава 3. Управление Фондом

9. Органом управления Фонда является Агентство. Высшим органом управления Фонда является Совет, состав которого утверждается решением Президента Республики Узбекистан.

10. Совет:

вырабатывает предложения для оказания другой финансовой поддержки Фондом, не указанные в настоящем положении;

утверждает ежегодные прогнозы по доходам и расходам Фонда;

устанавливает предельные параметры по размещению свободных средств Фонда в депозиты коммерческих банков и другие финансовые активы;

устанавливает максимальный совокупный размер предоставляемых Фондом всех видов финансовой помощи относительно средств Фонда;

осуществляет контроль за деятельностью Исполнительной дирекции Фонда, в том числе в части целевой направленности средств, своевременности принятия решения по предоставлению субъектам малого бизнеса и предпринимательства финансовой поддержки;

регулярно заслушивает отчеты руководителя Фонда об использовании средств Фонда, а также представителей заинтересованных министерств, ведомств и других организаций об эффективности проводимых операций и результатах предоставленных гарантий, поручительств и компенсации Фонда;

вносит предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан об увеличении уставного капитала Фонда.

11. Исполнительным органом Фонда является Исполнительная дирекция, структура которой утверждается решением Президента Республики Узбекистан.

12. Исполнительная дирекция Фонда:

осуществляет оперативное управление текущей деятельностью Фонда;

создает и организовывает деятельность экспертной комиссии Фонда, полномочия которого утверждается внутренним положением об экспертной комиссии Фонда;

рассматривает поступившие от коммерческих банков заявки и принимает в рамках своих полномочий решения о предоставлении гарантий, поручительств и компенсации Фонда;

формирует ежегодные прогнозы доходов и расходов Фонда в увязке с основными параметрами Государственного бюджета Республики Узбекистан на очередной год и вносит на утверждение в Совет в установленном порядке;

определяет аудиторскую организацию для проведения ежегодного аудита Фонда в установленном законодательством порядке, в том числе по целевому использованию его средств;

вырабатывает и вносит на рассмотрение Совета предложения по расширению источников формирования средств Фонда;

предпринимает практические меры по привлечению дополнительных финансовых средств, необходимых для своевременного и эффективного выполнения задач, поставленных перед Фондом;

обеспечивает учет и отчетность об исполнении доходов и расходов Фонда и вносит для одобрения Совету;

проводит на системной основе мониторинг целевого и эффективного использованием коммерческими банками средств Фонда;

осуществляет в установленном порядке предоставление субъектам малого бизнеса и предпринимательства финансовой поддержки;

размещает свободные средства Фонда на депозитах коммерческих банков и другие финансовые активы в пределах параметров, установленных Советом.

13. Руководителем Исполнительной дирекции Фонда является Исполнительный директор, который одновременно является заместителем Агентства.

Исполнительный директор Фонда:

организует и несет персональную ответственность за деятельность Исполнительной дирекции Фонда в соответствии с возложенными на Фонд задачами и функциями;

организует укомплектование Исполнительной дирекции Фонда высококвалифицированными специалистами в области управления активами, анализа, экспертизы и финансирования бизнеса, в том числе инвестиционных проектов в различных направлениях предпринимательства, в пределах установленной предельной численности;

представляет Фонд в международных и иностранных организациях;

подписывает от имени Фонда трудовые, хозяйственные, кредитные и иные договоры, в том числе договоры о предоставлении поручительства компенсаций и размещении депозитов в коммерческих банках.

14. Содержание Исполнительной дирекции осуществляется за счет средств Фонда на основании сметы расходов, утверждаемой Советом.

15. В целях стимулирования работников и укрепления материально-технической базы Фонд образовывает внебюджетный Фонд развития и материального поощрения и утверждает его Положение по согласованию с Советом.

16. На работников Исполнительной дирекции Фонда распространяются условия оплаты и стимулирования труда, установленные для работников Министерства Экономики и промышленности Республики Узбекистан.

17. Заработная плата работников Фонда состоит из должностного оклада, премий, доплат и надбавок, поощрительных выплат, а также дополнительного материального стимулирования, предусмотренных законодательством и Положением о внебюджетном Фонде развития и материального поощрения.

18. Для выполнения возложенных задач Фонду выделяется лимит на содержание пяти легковых автотранспортных средств.

Глава 4. Формирование и использование средств Фонда

19. Средства Фонда формируются за счет следующих источников:

первоначальный взнос Фонда в виде денежных средств Гарантийного фонда малых промышленных зон в городе Ташкенте и Гарантийного фонда развития малого предпринимательства в размере 50,0 млн долларов США и 100 млрд. сум соответственно, формируемый за счет взносов организаций, указанных в приложении № 1 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 17 августа 2017 года № ПП-3225 «О создании Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности», с последующим упразднением данных Гарантийных фондов;

средства Государственного бюджета Республики Узбекистан в пределах утвержденных ежегодных ассигнований на эти цели, а в 2019 году на формирование ресурсной базы Фонда — 100,0 млрд. сум;

средства Государственного бюджета Республики Узбекистан и других государственных учреждений в размерах, утвержденных на постановлениях и решениях руководства и правительства страны;

часть ежегодной чистой прибыли Центрального банка Республики Узбекистан, направляемой в Государственный бюджет Республики Узбекистан;

кредиты (займы) и гранты международных финансовых институтов, иностранных правительственных организаций и других доноров, привлекаемых для реализации возложенных на Фонд задач;

доходы Фонда, в том числе от размещения депозитов, предоставления поручительств, а также другие источники, не противоречащие законодательству.

20. Средства Фонда аккумулируются на расчетном счете, открываемых на счетах в коммерческих банках Республики Узбекистан в установленном порядке.

Средства в иностранной валюте зачисляются на валютные счета Фонда, открываемые в коммерческих банках Республики Узбекистан в установленном порядке.

21. Средства Фонда используются для:

оплаты коммерческим банкам по предоставленным поручительствам по кредитам заемщиков;

оплаты компенсации части процентных расходов по кредитам коммерческих банков;

оплаты обязательств по гарантиям;

оплаты других направлений финансовой поддержки, определяемые Советом;

материально-технического обеспечения деятельности Фонда, приобретения основных средств и нематериальных активов, осуществления операционных расходов, в том числе оплаты труда, приравненных к ней платежей и выплат стимулирующего характера согласно порядку, определяемому Советом.

22. Средства Фонда, выделенные для финансирования на цели, указанные в пункте 21 настоящего Положения, используются строго по назначению.

23. Поручительства, компенсация и гарантии Фонда предоставляются только для вновь выделяемых кредитов, за исключением предусмотренных законодательством.

Глава 5. Условия и процедуры рассмотрения выдачи уязвимым слоям населения гарантий Фонда по кредитам коммерческих банков

24. Коммерческие банки при выделении кредитов уязвимым слоям населения принимают гарантию Фонда только в части основного долга кредита на выданную сумму гарантии.

25. Получателями гарантии Фонда в рамках настоящего Положения, являются лица, определяемые критериями.

При погашении заемщиком выданного кредита и по мере уменьшения его обязательства по кредиту, в первую очередь, освобождается (исключается из обеспечений) гарантия Фонда, пропорционально погашенной сумме по кредиту. При этом имущество, предоставленное заемщиком в качестве обеспечения по выданному кредиту, высвобождается из-под залога только после полного покрытия гарантии Фонда.

26. Гарантия Фонда выдается в размере 50% от суммы кредита, но не более 100 (сто) кратного размера базовой расчётной величины.

Услуги Фонда по предоставлению гарантий являются платными. За предоставление гарантий Фондом взимается единовременное комиссионное вознаграждение с субъектов малого бизнеса и предпринимательства в национальной валюте в размере 3 (трёх) процентов от суммы гарантии.

27. Гарантия Фонда не предоставляется по проектам, предусматривающим:

возврат ранее полученных кредитов или любых других задолженностей;

производство алкоголя и табачных изделий;

формирование оборотных средств торгово-посреднических организаций, и предприятий общественного питания;

финансирование строительства торговых объектов и объектов общественного питания;

организацию проведения азартных и других игр, основанных на риске, а также приобретение оборудования для данных целей.

При этом Гарантия Фонда не предоставляется лицам:

имеющим плохую кредитную историю, в частности, просроченную задолженность по кредитам коммерческих банков;

имеющим просроченную задолженность по обязательным платежам в бюджет;

ранее воспользовавшимся финансовой помощью Фонда.

28. Представитель уязвимого слоя населения обращается в филиал коммерческого банка с заявлением на получение кредита для финансирования проекта, с указанием намерения о получении гарантии Фонда.

К заявлению субъекта малого предпринимательства прилагаются следующие документы:

бизнес-план с указанием прогноза денежных поступлений на банковский счет заемщика (денежного потока) по реализуемому проекту;

справка подтверждение соответствующей инстанции о принадлежности к уязвимому слою населения;

информация о залоге, предоставляемом в качестве обеспечения по кредиту кроме гарантии, страхового полиса или другие виды обеспечения.

29. Филиал коммерческого банка после получения заявления и полного пакета документов, в течение 2 (двух) рабочих дней:

осуществляет проверку полноты представленных документов. В случае предоставления неполного пакета документов, филиал банка в однодневный срок запрашивает отсутствующую информацию (документ);

рассматривает представленные документы и проводит оценку финансово-экономической эффективности проекта в соответствии с процедурой, установленной законодательством и внутренней кредитной политикой.

При положительном решении о выделении кредита филиал банка направляет свое заключение в головной коммерческий банк с приложением заявки на получение гарантии Фонда.

В случае принятия банком отрицательного решения по выдаче кредита направляется письменный ответ с указанием обоснованных причин отказа.

30. Головной коммерческий банк после получения документов от филиала в течение 1 (одного) рабочего дня рассматривает, подготавливает необходимые документы и обобщенную информацию по ним и направляет в Фонд для предоставления получателям кредита гарантию Фонда по выделяемым кредитам.

Ответственность за полноту и достоверность представленных сведений в заявке направляемый Фонду, правильность рассмотрения и выделения кредитов, а также соответствие всего процесса выделения кредитов и получение гарантий по ним согласно требованиям настоящего Положения возлагается на руководителей коммерческих банков.

31. Фонд после принятия заявки, направленный головным коммерческим банком для получения гарантии, в течение 2 (двух) рабочих дней:

рассматривает заявку. При необходимости в течение 1 (одного) рабочего дня запрашивает у головного банка отсутствующую информацию (документы);

проверяет заявку, на предмет соответствия условиям настоящего Положения;

при одобрении заявки на получение гарантии уведомляет банк о принятом положительном решении и предоставляет оригинал подписанной гарантии Фонда для дальнейшего использования.

32. В случае несоответствия требованиям для получения гарантии, Фонд в течение 1 (одного) рабочего дня направляет в головной коммерческий банк извещение о принятом решении, с указанием мотивированных причин в письменной форме.

33. После получения одобрения заявки на получение гарантии, головной коммерческий банк в течение 1 (одного) рабочего дня заключает:

кредитный договор между филиалом банка и получателем кредита;

договор гарантии между Фондом, кредитующим банком и получателем кредита.

При этом договор гарантии от имени Фонда подписывается Исполнительным директором фонда. Допускается заключение договора гарантии электронным образом с помощью ЭЦП. Обязательства Фонда перед коммерческим банком по выданной гарантии вступает в силу с момента поступления на его расчётный счет денежных средств с расчётного счета заёмщика в полном объеме в течение 90 дней с даты заключения договора. Оплата услуг Фонда третьим лицом запрещена. В случае обращения коммерческого банка с требованием о возврате денежных средств, поступивших на счет Фонда по договору гарантии, по причине отказа заемщика и коммерческого банка от принятия гарантии Фонда, средства возвращаются на расчетный счет заемщика, и договор гарантии считается расторгнутым.

34. Обязательства Фонда перед коммерческими банками по выданным гарантиям прекращается в следующих случаях:

полного погашения основного долга по кредиту на сумму выданного поручительства;

осуществления Фондом выплат по гарантиям;

переуступки заемщиком кредитных средств другому субъекту без письменного разрешения Фонда;

в других случаях, предусмотренных законодательством.

Фонд имеет право привлекать страховое покрытие на частичный или полный объем портфеля гарантии. При этом расходы по страховому покрытию осуществляются за счет средств Фонда.

Лицо имеющий действующую финансовую помощь Фонда не может обращаться за дополнительной помощью Фонда, если иное не предусмотрено законодательством.

Глава 6. Порядок предоставления, приостановления, прекращения и возобновления компенсации

35. Компенсации Фонда на покрытие процентных расходов предоставляются по кредитам коммерческих банков, выделяемым:

в национальной валюте, с процентной ставкой, не превышающей 1,5-кратного размера ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, сумма которых не превышает 10 миллиардов сум — в части, превышающей ставки рефинансирования, но не более чем на 5 процентных пунктов;

в национальной валюте, с процентной ставкой, не превышающей 1,5-кратного размера ставки рефинансирования, для проектов, реализуемых в районах, указанных в приложении № 2 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 17 марта 2017 года № ПП-2844 «О мерах по дальнейшему упрощению системы микрокредитования субъектов предпринимательства и широких слоев населения», а также в рамках программы «Обод қишлоқ», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 29 марта 2018 года № УП-5386, сумма которых не превышает 8 млрд. сум — в размере 8 процентных пунктов;

в национальной валюте — по льготным кредитам, выделяемым за счет средств накопительной пенсионной системы на реализацию инициированных молодыми предпринимателями проектов по рекомендациям Союза молодежи Узбекистана, сумма которых не превышает 8 млрд. сум — в размере 3 процентных пунктов для покрытия расходов банка;

в иностранной валюте сумма которых не превышает 10 миллиардов сум в эквиваленте — в размере до 30 процентов от установленной коммерческими банками процентной ставки, но не более чем на 3 процентных пункта.

Требования настоящего пункта не распространяются на условия предоставления Фондом компенсаций утвержденные ранее принятыми актами Президента Республики Узбекистан и решениями Правительства.

36. Получателями компенсации Фонда являются коммерческие банки, выделяющие кредиты в национальной валюте с процентной ставкой, превышающий ставки рефинансирования, но не превышающей 1,5-кратного размера ставки рефинансирования, а также кредиты в иностранной валюте в установленном законодательством порядке.

37. В случае изменения ставки, срока и других параметров кредита, ставка и сумма выделяемых компенсаций остается без изменения на уровне, зафиксированном на день оформления принятия положительного решения Фонда.

38. Компенсация Фонда не предоставляется по кредитам, предусматривающим:

возврат ранее полученных кредитов или любых других задолженностей;

производство алкогольной и табачных продукции;

формирование оборотных средств торгово-посреднических организаций, и предприятий общественного питания;

финансирование строительства торговых объектов и объектов общественного питания;

формирование ресурсной базы небанковских кредитных организаций и лизинговых компаний;

организацию проведения азартных и других игр, основанных на риске, а также приобретение оборудования для данных целей.

При этом компенсация Фонда не предоставляется лицам, имеющим просроченную задолженность по текущим кредитам и платежам в бюджет. Ограничения, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, не распространяются на проекты, инициированные Союзом молодежи Узбекистана.

39. Прием документов, рассмотрение заявки на получение кредита, а также выдача кредитов субъектам малого бизнеса и предпринимательства в соответствии с требованиями настоящего Положения осуществляются в соответствии с процедурой, установленной законодательством и внутренней кредитной политикой коммерческих банков.

40. Филиал коммерческого банка в течение 2 (двух) рабочих дней при положительном решении о выделении кредита направляет свое заключение в головной банк. При этом в случае принятия банком отрицательного решения по выдаче кредита направляется письменный ответ субъекту малого предпринимательства с указанием обоснованных причин отказа.

Обращения субъектов малого бизнеса и предпринимательства о предоставлении компенсации по выделенным кредитам, на основании решений Президента и Правительства Республики Узбекистан принимаются филиалом коммерческого банка и передаются в головной коммерческий банк для последующего направления в Фонд.

41. Головной коммерческий банк после получения документов от филиалов в течение 1 (одного) рабочего дня рассматривает их, подготавливает заявку, по форме утвержденной Фондом с необходимым информацией и направляет в Фонд для рассмотрения и включения кредита в категории компенсируемых.

Ответственность за полноту и достоверность представленных сведений в заявке направляемый Фонду, правильность рассмотрения и выделения кредитов, а также соответствие всего процесса выделения кредитов и получение компенсации по ним требованиям настоящего Положения возлагается на руководителей коммерческих банков.

Допускается предоставление заявки субъекта малого бизнеса и предпринимательства банком Фонду в электронном виде подтвержденный с помощью электронно-цифровой подписью (далее – ЭЦП).

42. Фонд в течение 3 (трех) рабочих дней изучает поступившие заявки для получения компенсации по кредитам из головных коммерческих банков, в том числе на предмет их соответствия проектам, указанным в настоящем Положении.

43. По результатам изучений поступивших заявок, экспертная комиссия Фонда принимает решения о предоставлении компенсации или об отказе в предоставлении компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам банков.

Предоставление компенсации по отдельно принятым решениям Президента и Правительства Республики Узбекистан на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков осуществляется на общих основаниях за исключениями условий указанные в данных актах.

44. Фонд в течение 1 (одного) рабочего дня извещает головной коммерческий банк письменно или электронном образом о принятом положительном решении (в случае отказа — с указанием обоснованных причин) о предоставление компенсации для последующего уведомления филиалов банка и субъектов малого бизнеса и предпринимательства.

45. При получении положительного решения головной коммерческий банк незамедлительно извещает филиал банка. Вместе с тем уполномоченное лицо в головном банке подписывает трехсторонний договор о предоставлении компенсации между банком, Фондом и получателем кредита и в течение 1 (одного) рабочего дня направляет его в филиал банка для получения подписи уполномоченного лица субъекта малого предпринимательства. Допускается подписание договоров Фондом, банком и заёмщиком с помощью ЭЦП.

46. Филиал коммерческого банка в течение 3 (трех) рабочих дней после получения извещения головного банка заключает кредитный договор между банком и субъектом малого бизнеса и предпринимательства. На основании заключенного кредитного договора уполномоченное лицо в филиале банка предоставляет субъекту малого предпринимательства договор о предоставлении компенсации между банком, Фондом и субъектом малого бизнеса и предпринимательства для подписи. Субъект малого бизнеса и предпринимательства имеет права подписать договор о предоставление компенсации с помощью ЭЦП. Договор считается заключенным с даты подписания всеми сторонами. Датой начало начисления компенсации является дата заключения договора компенсаций Фондом.

В трехстороннем договоре указывается размер процентной ставки и суммы компенсации Фонда части процентных расходов по кредитам банка.

Выделение кредита субъекту малого бизнеса и предпринимательства в филиале осуществляется в соответствии с кредитной политикой банка.

47. При отказе Фонда в предоставлении компенсации головной коммерческий банк незамедлительно извещает об этом филиал банка. Филиал банка после получения извещения об отказе в предоставлении компенсации по кредитам уведомляет субъекта малого бизнеса и предпринимательства об отказе в кредитовании, с предоставлением компенсации Фонда.

При этом филиал банка предлагает субъекту малого бизнеса и предпринимательства заключить кредитный договор в общеустановленном порядке на рыночных условиях.

48. Головные коммерческие банки ежемесячно, независимо от графика кредитного договора, не позднее 15 числа каждого месяца, следующего за отчётным, уведомляют Фонд о необходимости перечисления суммы компенсации, исходя из начисленных процентов по остаткам кредитов включенные в категорию компенсируемых. Коммерческие банки несут ответственность за своевременность и достоверность данных в уведомлении. За несвоевременное предоставление уведомления Фонду или неправильное начисление компенсаций по вине коммерческих банков невыплаченная сумма покрывается за счет банка.

49. Коммерческие банки в установленном порядке ведут учет:

выделенных кредитов в соответствии с настоящим Положением по срокам и типам заемщиков на отдельных балансовых счетах 12800 — «Краткосрочные кредиты, предоставленные при содействии Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности» и 14400 — «Долгосрочные кредиты, предоставленные при содействии Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности»;

начисленных процентов, компенсируемых Фондом на отдельном балансовом счете 16325 — «Начисленные проценты к получению, возмещаемые за счет субсидий Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности» в соответствии с договором о предоставлении компенсаций.

50. Компенсация части процентных расходов по кредитам коммерческих банков осуществляется Фондом ежемесячно, независимо от графика кредитного договора, не позднее 20 числа следующего за отчётным, на основании уведомления банков. В уведомление банка прилагается сальдовая ведомость балансового счёта 16325 — «Начисленные проценты к получению, возмещаемые за счет субсидий Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности» в разрезе договоров компенсаций, подтвержденный банком.

По кредитам в иностранной валюте выплата компенсаций осуществляется ежемесячно в национальной валюте по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на первое число, следующего за отчётным, независимо от графика кредитного договора. Другие расходы, а также расходы, связанные с конвертацией средств, включая курсовую разницу, несет заёмщик.

При этом Фонд в течение 3 (трех) рабочих дней после получения уведомление осуществляет расход с расчётного счета платежным поручением.

51. Компенсация Фонда перечисляется одновременно по нескольким кредитным договорам на основании уведомления банка на транзитный счет головного банка 29801 — «Расчеты с клиентами».

52. Средства, поступившие на транзитный счет 29801 — «Расчеты с клиентами», автоматически перечисляются на счет банка 16325 — «Начисленные проценты к получению, возмещаемые за счет субсидий Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности».

53. Фонд приостанавливает компенсацию по кредитам коммерческих банков в следующих случаях:

нецелевого использования кредита, по которому компенсируются процентные расходы;

неисполнения заемщиком обязательств по оплате основной части задолженности кредита перед банком в течение 60 (шестьдесят) календарных дней, с даты его образования;

наложения ареста на денежные средства, находящиеся на банковском счете заемщика;

кредиты, переведенные на статус судебного разбирательства;

кредиты, переведенные на статус не наращивания процентов;

при обнаружении в заявке заемщика и/или коммерческого банка недостоверных или искаженных сведений.

54. В целях выявления случаев, предусмотренных пунктом 53 настоящего Положения, коммерческий банк проводит мониторинг деятельности заемщика, в том числе с выездом на место.

55. При выявлении случаев, предусмотренных пунктом 53 настоящего Положения, коммерческий банк уведомляет Фонд в течение 3 (трех) рабочих дней для приостановления выдачи компенсации.

56. Фонд в течение 3 (трех) рабочих дней после получения уведомления коммерческого банка принимает решения о приостановлении компенсации и письменно извещает банк с указанием причин приостановления.

57. Допускается возобновление компенсации по кредиту заемщика при устранении причин приостановления по случаям, предусмотренных пунктом 53 настоящего Положения.

58. Принятие решения о полном прекращении компенсаций осуществляется экспертной комиссией Фонда. При принятии экспертной комиссией решения о полном прекращении компенсации Фонд в одностороннем порядке расторгает договор о предоставлении компенсации в соответствии с действующим законодательством и условиями договора с уведомлением банка о расторжении.

59. Основанием для полного прекращения компенсации является:

полное погашение заемщиком кредита по договору банковского кредита. При этом датой прекращения компенсации признается дата погашения кредита;

решение экспертной комиссии Фонда о прекращении компенсации, в связи с обнаружением недостоверных или искаженных сведений по вине Заёмщика и/или банка;

расторжение договора о предоставлении компенсации по инициативе заемщика.

60. В случаях приостановления выплаты компенсаций или досрочного прекращения договора компенсаций согласно решениям экспертной комиссией Фонда, условия которых должны быть оговорены в кредитном договоре:

Заемщик принимает на себя обязательства по оплате процентов кредита в полном объеме, если это произошло по вине Заёмщика;

Банк принимает на себя обязательства по оплате компенсационных выплат, если это произошло по вине банка.

Экспертная комиссия Фонда имеет права рассмотреть вопрос возобновления выплаты компенсаций по приостановленным договорам компенсаций по обращению банка если последний предоставит обоснованную причину, возобновления досрочно приостановленного договора компенсации.

Лицо, получившее компенсацию Фонда, имеет право повторно обращаться в Фонд только после полного погашения задолженности по кредиту, если иное не предусмотрено законодательством.

Глава 7. Условия и процедуры рассмотрения выдачи субъектам малого бизнеса и предпринимательства поручительства Фонда по кредитам коммерческих банков

61. Поручительство Фонда выдается субъектам малого бизнеса и предпринимательства по вновь выделяемым кредитам коммерческих банков в размере до 50 процентов включительно от суммы кредита, но не более 8 млрд. сум.

62. Услуги Фонда по предоставлению поручительства являются платными. За предоставление поручительства Фондом взимается единовременное комиссионное вознаграждение с субъектов малого бизнеса и предпринимательства в национальной валюте в размере:

1 (одного) процента от суммы поручительства до 2 млрд. сум включительно;

2 (два) процента от суммы поручительства свыше 2 млрд. сум до 5 млрд. сум включительно;

3 (три) процента от суммы поручительства свыше 5 млрд. сум до 8 млрд. сум включительно.

63. Получателями поручительства Фонда в рамках настоящего Положения могут быть только субъекты малого бизнеса и предпринимательства:

в отношении которых не возбуждена процедура банкротства;

не имеющие текущих просроченных платежей по кредитам и налоговым платежам;

представившие необходимые документы в соответствии с пунктом 66 настоящего Положения;

соблюдающие другие требования, установленные настоящим Положением.

64. Поручительство Фонда выдается субъектам малого бизнеса и предпринимательства при их соответствии нижеследующим условиям:

участие субъектов малого бизнеса и предпринимательства в реализации проекта со своей долей в размере не менее 25 процентов (за исключением проектов субъектов семейного предпринимательства и уязвимых слоев населения);

отсутствие текущих просроченной задолженности по текущим кредитам, а также случаев нарушения условий договоров по предоставлению гарантий банками.

65. Поручительство Фонда не предоставляется по проектам, предусматривающим:

возврат ранее полученных кредитов или любых других задолженностей;

производство алкогольной и табачных продукции;

формирование оборотных средств торгово-посреднических организаций, и предприятий общественного питания;

финансирование строительства торговых объектов и объектов общественного питания;

формирование ресурсной базы небанковских кредитных организаций и лизинговых компаний;

организацию проведения азартных и других игр, основанных на риске, а также приобретение оборудования для данных целей.

При этом поручительство Фонда не предоставляется лицам:

имеющие текущих просроченных платежей по кредитам коммерческих банков;

имеющим просроченную задолженность по обязательным платежам в бюджет.

66. Субъект малого бизнеса и предпринимательства обращается в филиал коммерческого банка с заявлением на получение кредита, с указанием намерения о получении поручительства Фонда.

67. Филиал коммерческого банка после получения заявления и полного пакета документов:

осуществляет проверку полноты представленных документов. В случае предоставления неполного пакета документов, филиал банка в однодневный срок запрашивает у субъекта малого предпринимательства отсутствующую информацию (документ);

в течение 2 (двух) рабочих дней рассматривает представленные документы и проводит оценку финансово-экономической эффективности проекта в соответствии с процедурой, установленной законодательством и внутренней кредитной политикой.

При положительном решении о выделении кредита филиал банка направляет свое заключение в головной коммерческий банк с приложением заявки субъекта малого предпринимательства на получение поручительства Фонда и уведомляет об этом субъекта малого бизнеса и предпринимательства.

В случае принятия банком отрицательного решения по выдаче кредита субъекту малого бизнеса и предпринимательства направляется письменный ответ с указанием обоснованных причин отказа.

68. Головной коммерческий банк после получения документов от филиала в течение 1 (одного) рабочего дня рассматривает, подготавливает заявку и направляет в Фонд для предоставления получателям кредита поручительства Фонда по выделяемым кредитам.

69. Исполнительная дирекция Фонда после принятия заявки, направленный головным коммерческим банком для получения поручительства, в течение 3 (трёх) рабочих дней:

рассматривает заявку. При необходимости в течение 1 (одного) рабочего дня запрашивает у головного банка отсутствующую информацию (документы);

проверяет заявку, на предмет соответствия условиям настоящего Положения;

при одобрении заявки на получение поручительства уведомляет банк о принятом положительном решении.

70. В случае несоответствия требованиям для получения поручительства, Фонд в течение 1 (одного) рабочего дня направляет в головной коммерческий банк извещение о принятом решении, с указанием мотивированных причин в письменной форме.

71. После получения одобрения заявки на получение поручительства, головной коммерческий банк в течение 3 (трех) рабочих дней заключает:

кредитный договор между филиалом банка и получателем кредита;

договор-поручительства между Фондом, кредитующим банком и получателем кредита.

При этом договор поручительства от имени Фонда подписывается Исполнительным директором фонда. Допускается заключение договора поручительства электронным образом с помощью ЭЦП. Обязательства Фонда перед коммерческим банком по выданному поручительству вступает в силу с момента поступления на его расчётный счет денежных средств с расчётного счета заёмщика в полном объеме в течение 90 дней с даты заключения договора. Оплата услуг Фонда третьим лицом запрещена. В случае обращения коммерческого банка с требованием о возврате денежных средств, поступивших на счет Фонда по договору поручительства, по причине отказа заемщика и коммерческого банка от принятия поручительства Фонда, средства возвращаются на расчетный счет заемщика, и договор поручительства считается расторгнутым.

72. Обязательства Фонда перед коммерческими банками по выданным поручительствам прекращается в следующих случаях:

полного погашения основного долга по кредиту на сумму выданного поручительства;

осуществления Фондом выплат по поручительству;

переуступки заемщиком кредитных средств другому субъекту без письменного разрешения Фонда;

в других случаях, предусмотренных законодательством.

73. Фонд имеет право привлекать страховое покрытие на частичный или полный объем портфеля поручительства. При этом расходы по страховому покрытию осуществляются за счет средств Фонда.

В случае превышения общего объема страхового возмещения по всем договорам страхования невозврата кредита (страхование предпринимательского риска по кредитам и лизинговым операциям) за финансовый год 10 процентов собственного капитала АО «Страховая компания Кафолат», потери компании в сумме, превышающей 10 процентов собственного капитала, компенсируются за счет средств Фонда.

74. Гарантия, компенсация или поручительство одному и тому же лицу одновременно не предоставляются. Лицо получившая финансовую поддержку Фонда, определяется указанным ИНН заемщика в Заявке Фонда.

75. Лицо, получившее поручительство Фонда, имеет право повторно обращаться в Фонд:

после погашения задолженности части обеспеченное поручительством;

после аннулирования или признания недействительным договора поручительства;

после прекращения договора поручительства по согласованию всеми сторонами.

Глава 8. Порядок исполнения Фондом обязательств по предоставленным поручительствам и гарантиям

76. При погашении заемщиком выданного кредита и по мере уменьшения его обязательства по кредиту, в первую очередь, освобождается (исключается из обеспечений) поручительство и гарантии Фонда, пропорционально погашенной сумме по кредиту. При этом имущество, предоставленное заемщиком в качестве обеспечения по выданному кредиту, высвобождается из-под залога только после полного покрытия обеспечения Фонда.

77. При неисполнении или ненадлежащем исполнении заемщиком обязательств по своевременному осуществлению платежей по основному долгу и начисленных процентов в сроки, установленные кредитным договором, но не более десяти рабочих дней с даты неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, банк предъявляет письменное требование к нему в установленном законодательством порядке.

78. В течение 90 календарных дней с даты неисполнения (ненадлежащего исполнения) заемщиком своих обязательств по кредитному договору банк обязан принять все разумные и доступные в сложившейся ситуации меры в целях получения от заемщика невозвращенной суммы основного долга кредита, уплаты процентов и исполнения иных обязательств, предусмотренных кредитным договором, в том числе путем:

списания денежных средств со счета предпринимателя без его распоряжения;

обращения взыскания на предмет залога и предъявления требования к обеспечению (за исключением поручительства Фонда).

79. По истечении сроков и после выполнения всех необходимых процедур, предусмотренных пунктом 78 настоящего Положения, в случае если в порядке, установленном кредитным договором, сумма задолженности не была погашена перед банком, банк предъявляет требование к Фонду, в котором указываются:

реквизиты договора поручительства или гарантии (дата заключения, номер договора, наименование банка и заемщика, за которое поручился Фонд);

реквизиты кредитного договора, обеспечиваемого договором поручительства или гарантии (дата заключения, номер договора и т.д.);

сумма требований с необходимой разбивкой на сумму основного долга по кредиту и начисленных процентов;

расчет ответственности Фонда по договору поручительства или гарантии, исходя из фактического объема ответственности от суммы неисполненных заемщиком обязательств по договору;

номера счетов банка, на которые подлежат зачислению денежные средства, выплачиваемые Фондом, с указанием платежных реквизитов;

срок удовлетворения требования банка.

80. Требование должно быть подписано уполномоченным лицом головного коммерческого банка и скреплено оттиском банковской печати.

81. К указанному требованию прилагаются:

копия документа, подтверждающего правомочия лица на подписание требования (претензии);

расчет задолженности заемщика и расчет ответственности Фонда;

копии документов, подтверждающих задолженность заемщика перед банком;

копия требования (претензии) банка, направленная заемщику;

копия документов, подтверждающих о целевом использовании кредита;

копия документов, обращения банка в правоохранительные органы, в случае нецелевого использовании кредита по вине Заёмщика;

справка о проделанной работе с копиями документов, подтверждающих принятые меры и проведенную работу коммерческим банком в отношении заёмщика, указанные в пункте 78 настоящего Положения.

Все документы, предоставляемые с требованием (претензией) банка к Фонду, должны быть заверены уполномоченным лицом головного коммерческого банка и скреплены оттиском банковской печати.

82. Представленное требование рассматривается Фондом на предмет его соответствия выданному поручительству или гарантии и прилагаемым документам. Рассмотрение осуществляется в сроки, предусмотренные в договоре поручительства или гарантии.

83. Фонд имеет право отказать в исполнении требования о выплате суммы поручительства или гарантии коммерческому банку в случаях:

несоответствия требований и прилагаемых документов условиям договора поручительства или гарантии;

не осуществления надлежащего контроля, в установленном порядке за целевым использованием кредита, по которому заключен договор поручительства или гарантии Фонда.

При наличии возражений Фонд в течение 3 (трех) рабочих дней с даты поступления требования от банка направляет в банк письмо с указанием всех имеющихся возражений.

84. Фонд при отсутствии возражений обязан перечислить денежные средства на указанные банком счета. Фонд на основании требования банка и в соответствии с договором поручительства или гарантии, осуществляет выплаты банку по неоплаченной части кредита, но не более суммы обязательств, указанных в договоре поручительства или гарантии.

85. Обязательства Фонда считаются исполненными с момента перечисления Фондом денежных средств банку.

86. После осуществления выплат по поручительству или гарантии Фонд совместно с банком имеет право в регрессном порядке требовать покрытия расходов за счет другого ликвидного имущества заемщика, в том числе путем обращения в суд.

Глава 9. Учет, отчетность и контроль за использованием средств Фонда

87. Учет и составление отчетности по поступлению и расходованию средств Фонда осуществляются Исполнительной дирекцией в порядке, установленном законодательством.

88. Банки ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Фонд отчеты об использования его средств.

89. Исполнительная дирекция ежегодно представляет в Совет отчеты об использовании средств Фонда.

90. Исполнительная дирекция после окончания финансового года в срок до 1 февраля представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан информацию о фактически выплаченных компенсациях и платежах по поручительствам за отчетный финансовый год в разрезе получателей.

91. Исполнительная дирекция, банки и органы государственного финансового контроля имеют права осуществляют проверки соблюдения заемщиками, установленных настоящим Положением условий, целей и порядка предоставления компенсаций и выплаты платежей по поручительствам.

92. Для получения и проверки информации о Заёмщике Фонд имеет право запрашивать информацию о кредитной истории заемщика или интегрироваться к информационным системам кредитного бюро, коммерческих банков, Центрального банка Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, а также у Государственного налогового комитета Республики Узбекистан о задолженности по платежам в бюджет.

93. Главное управление государственного финансового надзора Министерства финансов Республики Узбекистан не реже одного раза в год осуществляет проверку целевого использования средств Фонда в установленном порядке.

94. Центральный банк Республики Узбекистан на регулярной основе, но не реже одного раза в год проводит изучение на месте достоверности данных об осуществленных расчетах при определении размера компенсаций и платежей по представленным поручительствам.

В случае обнаружения выплаты компенсаций или платежей по поручительствам и гарантиям в разрез условиям настоящего положения Центральный банк взыскивает необоснованно оплаченную сумму с коммерческого банка, если это произошло по вине банка.

В случае обнаружения выплаты компенсаций или платежей по гарантиям в разрез условиям настоящего положения Центральный банк взыскивает необоснованно оплаченную сумму с коммерческого банка, а банк с Заёмщика, если это произошло по вине Заёмщика.

Глава 10. Заключительные положения

95. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.

96. Споры, возникающие при реализации настоящего Положения, решаются в порядке, установленном законодательством, в том числе в судебном порядке.

97. Ликвидация Фонда осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.

98. Договора компенсаций и поручительств, заключенные письменно или подписанные с помощью ЭЦП имеют одинаковую юридическую силу.

99. Допускается предоставление заявок на получение финансовой помощи Фонда коммерческими банками и их филиалами напрямую, после полного запуска и проведения благополучного тестирования информационной системы «Тадбиркор».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Положению о Государственном фонде поддержки предпринимательской деятельности

СХЕМА

предоставлении финансовой поддержки Государственным фондом поддержки предпринимательской деятельности

Этапы

Субъекты

Мероприятия

Сроки

1-этап

Субъект малого бизнеса и предпринимательства

Представление заявления в коммерческий банк о выдаче кредита с приложением необходимых документов

По мере необходимости

2-этап

Филиал коммерческого банка

Рассмотрение представленных документов субъекта малого бизнеса и предпринимательства, проведение оценки финансово-экономической эффективности проекта.

При положительном решении о предоставления кредита направление заключения о готовности предоставления кредита с приложением пакета документов в головной коммерческий банк и уведомления предпринимателя об итогах рассмотрения.

В течение 2 рабочих дней

3-этап

Головной коммерческий банк

Проверка, обобщение и направление заявки в Фонд.

В течение 1 рабочего дней

4-этап

Исполнительная дирекция Фонда

Рассмотрение поступивших от Головного коммерческого банка Заявок на получение финансовой поддержки и внесение в экспертную комиссию Фонда.

Принятие решения об оказании или отказе в оказании финансовой поддержки.

Направление решения в головной коммерческий банк.

В течение 3 рабочих дней, но не реже одного раза в неделю

В течение 1 рабочего дня

5-этап

Фонд, коммерческие банки, субъекты малого бизнеса и предпринимательства

На основании решения Фонда заключение договора на оказание финансовой поддержки.

В течение 3 рабочих дней

Общие предложения

220