ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
4930 Министерство здравоохранения Республики Узбекистан 20/07/2019 05/08/2019 7

Обсуждение завершено

Закон Республика Узбекистан
Закон Республики Узбекистан об обязательном медицинском страховании
ID-4930

ПРОЕКТ

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений, возникающих в сфере обязательного медицинского страхования, для реализации конституционных прав граждан на получение квалифицированной медицинской помощи и установление правовых, организационных, финансовых основ и принципов обязательного медицинского страхования граждан в Республике Узбекистан.

Статья 2. Законодательство об обязательном медицинском страховании

Законодательство об обязательном медицинском страховании состоит из настоящего Закона и иных нормативно-правовых актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законодательством Республики Узбекистан об обязательном медицинском страховании, то применяются правила международного договора.

На правоотношения, регулируемые законодательством Республики Узбекистан об обязательном медицинском страховании, бюджетное законодательство, Закон о страховой деятельности, Закон о здоровье граждан Республики Узбекистан распространяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на:

застрахованных лиц, имеющих право на получение медицинских услуг в рамках гарантированного государством объема медицинской помощи;

поставщиков медицинских услуг;

Фонд обязательного медицинского страхования;

иные органы государственной власти и управления, а также на иных лиц, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

Статья 4. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

гарантированный объем медицинской помощи установленный государством объем медицинских услуг, предоставляемых в рамках обязательного медицинского страхования, являющийся составной частью программы государственных гарантий оказания гражданам Республики Узбекистан услуг по обязательному медицинскому страхованию;

договор на закупку медицинских услуг – соглашение, заключаемое в письменной форме между Фондом и медицинским учреждением, предусматривающее оказание определенного государством медицинских услуг в рамках гарантированного объема медицинской помощи;

застрахованное лицо – физическое лицо, имеющее право на получение медицинских услуг в рамках гарантированного объема медицинской помощи;

медицинское учреждение – юридическое лицо, имеющее разрешение (лицензию) на осуществление медицинской помощи;

обязательное медицинское страхование – гарантированная государством форма медицинского страхования, обеспечивающая застрахованным лицам получение медицинских и профилактических услуг в рамках гарантированного государством объема медицинской помощи;

поставщик медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования (далее - поставщик) - государственное или частное медицинское учреждение, с которым Фонд обязательного медицинского страхования заключает договор на предоставление медицинской помощи.

программа обязательного медицинского страхования - комплекс правовых, экономических и организационных мер по оказанию медицинских и профилактических услуг, предоставляемых медицинским учреждением на основе договора обязательного медицинского страхования;

система обязательного медицинского страхования – система государственных правовых, экономических и организационных мер, направленных на защиту интересов застрахованных лиц в рамках обязательного медицинского страхования;

со-оплата – участие граждан в оплате стоимости получаемых ими медицинских услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения;

страховой случай – обращение застрахованного лица в медицинское учреждение для получения медицинских и профилактических услуг в рамках договора обязательного медицинского страхования влечет за собой страховое возмещение в соответствии с законодательством

Фонд обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) – государственная некоммерческая организация, осуществляющая аккумулирование средств и закупку медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования;

целевые государственные отчисления на обязательное медицинское страхование – доля государственных средств, направляемая на финансирование гарантированного объема медицинской помощи.

ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 5. Цели, задачи и принципы обязательного медицинского страхования

Целью обязательного медицинского страхования является обеспечение конституционных гарантий на получение медицинской и профилактической помощи, ее доступность для всех граждан в необходимых объемах надлежащего уровня качества, а также обеспечение финансовой защищенности населения.

Задачами обязательного медицинского страхования являются:

обеспечение финансовой устойчивости и стабильного государственного финансирования системы здравоохранения;

эффективное управление финансовыми средствами на предоставление медицинских и профилактических услуг, включая эффективное распределение и использование средств;

повышение качества предоставляемых медицинских услуг;

обеспечение доступности медицинской помощи;

максимальный охват обязательным медицинским страхованием всего населения Республики Узбекистан;

защита прав и интересов застрахованных лиц при получении медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования;

обеспечение прозрачности, конкурентности и справедливости системы закупок медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию с государственными и частными поставщиками медицинских услуг;

увеличение ответственности граждан за сохранение и поддержание собственного здоровья.

Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:

соблюдение и исполнение законодательства Республики Узбекистан об обязательном медицинском страховании;

равный доступ к медицинским услугам в рамках обязательного медицинского страхования всем застрахованным лицам независимо от социально-экономического статуса;

равная территориальная доступность медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования;

всеобщий охват медико-санитарными услугами;

солидарная ответственность государства и граждан за сохранение и поддержание здоровья населения;

доступность и качество оказываемых медицинских услуг;

прозрачность деятельности Фонда.

Статья 6. Программа обязательного медицинского страхования

Программа обязательного медицинского страхования определяет перечень, объем и условия оказания медицинской и профилактической помощи для всех застрахованных лиц со стороны государственных и частных медицинских учреждений на основе договоров обязательного медицинского страхования с Фондом обязательного медицинского страхования.

Программа обязательного медицинского страхования предусматривает предоставление определенных медицинских услуг, в со-оплате которых принимают участие и застрахованные лица. 

Застрахованное население будет включать всех граждан Узбекистана; иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Узбекистане; лиц, признанных беженцами или иных лиц, нуждающихся в защите в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан.

Перечень и объем медицинских и профилактических услуг вне программы обязательного медицинского страхования может быть расширен путем прямой оплаты поставщику медицинских услуг или на основе условий добровольного медицинского страхования с государственными и частными страховыми компаниями, кроме Фонда, в соответствии с Законом о страховой деятельности.

Поставщики медицинских услуг предоставляют помощь в рамках добровольного медицинского страхования без нанесения ущерба объему и качеству медицинской помощи, оказываемой в соответствии с программой обязательного медицинского страхования.

ГЛАВА III. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 7. Участники, объекты и субъекты обязательного социального медицинского страхования

Участниками системы обязательного социального медицинского страхования являются:

потребители медицинских услуг;

поставщики медицинских услуг;

Фонд обязательного медицинского страхования;

Министерство здравоохранения, Министерство финансов и иные уполномоченные органы.

Субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованное лицо (гражданин или резидент), поставщик медицинских услуг и Фонд.

Объектом обязательного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами по организации и оплате оказанных Застрахованному лицу медицинских услуг в соответствии с договором обязательного медицинского страхования при возникновении страхового случая.

Статья 8. Застрахованные лица как субъекты обязательного медицинского страхования

К застрахованным лицам, имеющим право на получение медицинских услуг в рамках гарантированного объема медицинской помощи, относятся:

граждане Республики Узбекистан;

постоянно проживающие в Республике Узбекистан иностранные граждане и лица без гражданства, а также приравненные к ним лица;

иностранные инвесторы, получившие въездную «инвестиционную визу» в Республику Узбекистан, а также их родители, супруги и дети, проживающие на территории Республики Узбекистан.

Правом на получение экстренной медицинской помощи обладают все физические лица, находящиеся на территории Республики Узбекистан.

Статья 9. Гарантированный государством объем медицинской помощи

Гарантированный объем медицинской помощи за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в приоритетном порядке охватывает профилактические, диагностические и лечебные медицинские услуги, услуги медицинской реабилитации и услуги паллиативной помощи, соответствующие стандартам диагностики и лечения, клиническим протоколам, а также направленные на предупреждение и лечение основных заболеваний, являющихся ведущими по показателям смертности и инвалидности.

На определенные виды медицинских услуг и лекарственных средств, расходных материалов и изделий медицинского назначения возможно введение механизмов частичного покрытия (со-оплата) в форме прямых платежей, либо из других не запрещенных законодательством источников.

Застрахованное лицо производит со-оплату после получения медицинских услуг.

Финансирование гарантированных объемов медицинской помощи согласно Перечню осуществляется в пределах средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, выделяемых на отрасль «Здравоохранение» на соответствующий финансовый год.

Порядок формирования перечня и объемов гарантированной государством медицинской и профилактической помощи, регулярность их пересмотра, порядок согласования и их регламентация утверждаются в установленном порядке Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 10. Договор закупки медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования

Договор закупки медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования является письменным соглашением между Фондом и поставщиком медицинских услуг, согласно которому последний обязуется организовывать и финансировать оказание застрахованному лицу медицинских и профилактических услуг в соответствии с программой обязательного медицинского страхования.

Договор может быть заключен как с   государственными, так и частными поставщиками медицинской помощи, с соответствующими требованиям обязательного медицинского страхования на основе объемов предоставляемой помощи и результатов медицинской и профилактической деятельности.

Форма, условия договора и порядок его заключения, включая ответственность сторон за нарушение договора, а также типовые образцы разных видов договоров, разрабатываются Фондом и утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 11. Условия для участия в закупке медицинских услуг

К закупке медицинских услуг не допускаются поставщики медицинских услуг, если:

поставщик не имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности;

должностное лицо Фонда (либо его близкие родственники, супруг(а), дети) обладающее правом принимать решение, является их учредителем, участником либо акционером;

договор на закупку медицинских услуг был расторгнут Фондом в одностороннем порядке в связи с неисполнением, несвоевременным либо ненадлежащим исполнением в течение одного года;

договор на закупку медицинских услуг был расторгнут в одностороннем порядке по инициативе поставщика медицинских услуг в течение одного года;

поставщиком медицинских услуг предоставлены недостоверные данные и ложные сведения о своей деятельности.

Статья 12. Тарифы на медицинские и профилактические услуги в программе обязательного медицинского страхования

Порядок и методология ценообразования и прогноз расходов, регулярность пересмотра тарифов, порядок осуществления контроля цен и стратегии по предотвращению дефицита финансов на возмещение расходов за оказанные поставщиками медицинской и профилактической помощи в рамках обязательного медицинского страхования разрабатываются Фондом.

Размер стоимости медицинских услуг формируется на основе механизмов подушевого финансирования, оплату пролеченных случаев, гонорарного метода оплаты за определенные услуги, оплаты за производительность и качество, смешанные методы оплаты и других методов в соответствии с законодательством;

Порядок и методология формирования тарифов на гарантированный государством объем медицинской помощи утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 13. Обращение застрахованных лиц за получением медицинских услуг

Застрахованные лица вправе обращаться за получением медицинских услуг к поставщику, с которым заключен договор на поставку запрашиваемых медицинских услуг.

В случае обращения застрахованного лица к другому медицинскому учреждению, государственные гарантии не распространяются.

При обращении к поставщику медицинских услуг, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи, застрахованное лицо обязано предъявить удостоверение личности (паспорт) или страховой полис, медицинскую карту или заменяющие их документы.

Поставщик не вправе отказать застрахованному лицу в оказании медицинской помощи при отсутствии у него удостоверяющих личность документов.

В случае отсутствия соответствующих медицинских показаний или необходимости медицинской услуги, не входящей в условия договора обязательного медицинского страхования, поставщик обязан перенаправить застрахованное лицо в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона.

Статья 14. Перенаправление застрахованного лица для получения медицинских услуг у иного поставщика

Если запрашиваемая застрахованным лицом медицинская услуга не включена в условия заключенного договора, поставщик фиксирует факт обращения застрахованного лица, а также указывает поставщика, к которому было перенаправлено застрахованное лицо для получения запрашиваемой медицинской услуги.

Поставщик, к которому застрахованное лицо было перенаправлено, обязан оказать застрахованному лицу запрашиваемую медицинскую услугу, если услуга включена в перечень предоставляемой им помощи.

Перенаправление застрахованного лица к другому поставщику не считается оказанной услугой для поставщика, если оно не предусмотрено утвержденными стандартами и клиническими протоколами и не входит в условия его договора.

Статья 15. Реестры, регистрация и страховой полис обязательного медицинского страхования

Порядок регистрации и форма страхового полиса, включающего данные застрахованного лица, электронную карту пациента с единым персонализированным индивидуальным номером (ID), утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Реестр поставщиков медицинских услуг ведется Фондом и размещается в обязательном порядке на его официальном сайте. Порядок ведения, форма и перечень сведений реестра поставщиков медицинских услуг устанавливаются Фондом.

Поставщик медицинских услуг, включается в реестр на основании договора на поставку медицинских услуг.

Реестр поставщиков содержит все данные, необходимые для заключения договора на оказание медицинских услуг в соответствии с установленными требованиями.

Поставщики медицинских услуг не могут быть исключены из реестра в течение срока действия заключенного договора с Фондом, за исключением случаев, установленных законом.

Статья 16. Страховое возмещение

Медицинские учреждения предоставляют Фонду все необходимые документы по оказанным медицинским услугам для получения возмещения расходов услуг,   обязательного медицинского страхования.

Фонд перед возмещением расходов оказанных медицинских услуг обязан проверить правильность и достоверность представленных документов.

Фонд в установленном порядке осуществляет возмещение расходов медицинских учреждений за фактически оказанные медицинские услуги по тарифам, указанным в заключенном договоре, после экспертизы оказанных услуг в соответствии с утвержденными стандартами.

Объем и перечень оказанных медицинских услуг определяются исходя из счетов на оплату, и могут корректироваться по результатам проводимого Фондом мониторинга.

Для проведения экспертизы  Фонд имеет право привлекать независимых экспертов.

Порядок проведения экспертизы и контроля определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

ГЛАВА IV. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 17. Фонд обязательного медицинского страхования

Фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом, в форме некоммерческого государственного учреждения и осуществляет деятельность согласно положению о Фонде.

Фонд имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.

Фонд возглавляет исполнительный директор, который назначается Президентом Республики Узбекистан в установленном порядке предварительного предоставления и отбора кандидатов.

Фонд состоит из исполнительного аппарата, территориальных управлений и районных (городских) отделов. Фонд ведет единую базу данных и иные информационные ресурсы в сфере обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью единой информационной системы здравоохранения.

Основные задачи, функции, права и обязанности Фонда, и его организационная структура определяются настоящим Законом и Положением о Фонде.

Средства государственного бюджета Республики Узбекистан, включающие целевые отчисления от налогов (например, акцизных налогов на табак, алкоголь и другие) и иные поступления, не запрещенные законодательством, выделяемые на покрытие расходов по обеспечению населения гарантированным объемом медицинской помощи, поступающие в Фонд, не являются объектами налогообложения.

Фонд не вправе использовать средства обязательного медицинского страхования в иных целях.

Статья 18. Основные задачи Фонда обязательного медицинского страхования

Основными задачами Фонда являются:

разработка и поэтапное внедрение обязательного медицинского страхования;

управление средствами обязательного медицинского страхования,

организация обязательного медицинского страхования граждан, учета и движения застрахованных лиц;

обеспечение предусмотренных законодательством Республики Узбекистан прав застрахованных граждан в системе обязательного медицинского страхования;

создание равных условий в оплате медицинских услуг организациям здравоохранения независимо от форм собственности в рамках программ обязательного медицинского страхования.

Статья 19. Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования

Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования формируется за счет:

средств, полученных из государственного бюджета на базовое обязательное медицинское страхование;

целевых отчислений от акцизных налогов на табачные изделия, алкоголь, продукты с высоким содержанием сахара, трансжиров и прочие вредные для здоровья продукты;

средств, полученных из государственного бюджета для выплаты компенсаций по исполнению решений суда;

добровольных взносов и дарений юридических и физических лиц;

грантов, полученных от международных организаций;

средств, поступающих от благотворительных фондов, международных организаций и иностранных граждан;

иных доходов, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан.

Фонд ежегодно в установленном порядке проводит прогноз объемов гарантированной медицинской помощи и расчет необходимых средств на следующий финансовый год.

Бюджетная заявка составляется и вносится в порядке, предусмотренном законодательством.

Финансовые средства Фонда находятся в государственной собственности Республики Узбекистан, находятся на счету Казначейства Министерства финансов Республики Узбекистан, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовая деятельность Фонда подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке в порядке, установленном законодательством.

Статья 20. Имущество Фонда обязательного медицинского страхования и его финансовая деятельность

Имущество Фонда формируется за счет государственных источников финансирования и иных поступлений, не запрещенных законодательством.

Средства Фонда, предназначенные для его административного содержания отделяются  от средств обязательного медицинского страхования.

Доходы Фонда, полученные от размещения его средств на депозитных счетах, в государственные ценные бумаги и другие активы, не являются объектом налогообложения.

Статья 21. Наблюдательный совет Фонда обязательного медицинского страхования

Высшим органом управления Фонда является Наблюдательный совет Фонда, состав которого утверждается постановлением Президента Республики Узбекистан.

Наблюдательный совет возглавляет Председатель. В состав Наблюдательного совета входят министерства и ведомства, являющиеся участниками обязательного медицинского страхования, а также представители интересов потребителей (пациентов).

К полномочиям Наблюдательного совета Фонда относятся:

рассмотрение и утверждение прогнозных параметров доходов и расходов, а также ежегодной сметы расходов Фонда, по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан;

согласование предложений по ценообразованию, тарифам гарантированного объема медицинской помощи, разработанные совместно Фондом и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан;

заслушивание и утверждение отчетов исполнительного аппарата, территориальных управлений Фонда о проводимой работе;

заслушивание отчетов ответственных работников министерств и ведомств, органов государственной власти на местах и других организаций по вопросам, относящимся к компетенции Фонда;

внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан представления кандидатов на должность и освобождение от должности исполнительного директора Фонда;

утверждение типового положения о территориальных управлениях Фонда;

осуществление контроля за деятельностью исполнительного аппарата Фонда, особенно в части формирования доходов, своевременного финансирования расходов и целевого использования средств Фонда;

проведение конкурсного отбора аудиторской организации;

осуществление других функций, связанных с деятельностью Фонда и реализацией гарантированных государством прав граждан на социальное обеспечение и государственное социальное страхование;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 22. Финансовая и иная отчетность Фонда обязательного медицинского страхования

Фонд ведет бухгалтерский учет и представляет финансовую отчетность раздельно по собственным средствам и средствам, поступившим на осуществление программы обязательного медицинского страхования из Государственного бюджета Республики Узбекистан, в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Фонд предоставляет специально уполномоченному государственному органу финансовую и иную отчетность по форме и в сроки, установленные этим органом.

Достоверность годовой финансовой отчетности Фонда подлежит подтверждению аудиторской организацией, правомочной на проведение аудита в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Расходы по ежегодному аудиту фонда осуществляются за счет собственных средств Фонда.

Фонд обязан обеспечить учет и хранение документов, используемых в бухгалтерском учете и при составлении отчетности.

Годовая финансовая отчетность Фонда публикуется на официальном сайте Фонда по форме и в сроки, установленные специально уполномоченным органом.

Статья 23. Планирование закупок медицинских услуг

Фонд ежегодно, в установленные сроки для государственных органов, определяет объемы и перечень медицинских услуг в рамках программы обязательного медицинского страхования.

При определении объемов и количества медицинских услуг Фонд анализирует данные об оказанных медицинских услугах в течение предшествующих трех лет, а также оценивает следующие обстоятельства:

потребность застрахованных лиц в медицинской услуге и её доступность;

качество и условия оказания медицинских услуг;

стоимость медицинской услуги;

предельное количество лиц, оказывающих медицинские услуги;

показатели средней нагрузки по оказанию медицинских услуг;

направления развития государственной политики здравоохранения;

иные.

Методология осуществления планирования закупок медицинских услуг утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан по предложению Фонда и Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.

Статья 24. Обмен информацией

Фонд и специально уполномоченный государственный орган осуществляют постоянный обмен информацией, необходимой для осуществления Фондом своих полномочий.

ГЛАВА V. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 25. Права и обязанности застрахованных лиц

Застрахованные лица имеют право:

получения качественных и своевременных медицинских услуг в рамках гарантированного объема медицинской помощи на всей территории Республики Узбекистан, в том числе за пределами постоянного места жительства;

  на выбор поставщика медицинских услуг для получения медицинских услуг  в соответствии с договором обязательного медицинского страхования, предусмотренного настоящим Законом;

получения у поставщиков медицинских услуг информации о состоянии своего здоровья, а также применяемых методах лечения и их результатах;

предъявления в установленном законодательством порядке исков или иных заявлений о защите прав к иным субъектам и участникам обязательного медицинского страхования, в том числе по вопросу возмещения причиненного ущерба здоровью;

реализации иных прав, предусмотренных настоящим Законом.

Медицинское страхование граждан Республики Узбекистан, находящихся за рубежом, осуществляется на основе двухсторонних соглашений Республики Узбекистан со странами пребывания граждан.

Застрахованное лицо обязано:

зарегистрироваться в качестве застрахованного лица в Фонде обязательного медицинского страхования через выбранное медицинское учреждение первичной медико-санитарной помощи, входящее в реестр программы обязательного медицинского страхования;

быть осведомленным о действующем объеме гарантированной государством медицинской помощи;

выходить с обращением о не исполнении или не надлежащем исполнении медицинским учреждением своих обязанностей, связанных с организацией и предоставлением ему медицинских и профилактических услуг в рамках программы обязательного медицинского страхования;

быть ответственным за свое здоровье и следовать рекомендациям укрепления и профилактики здоровья;

своевременно обращаться за медицинской и профилактической помощью в учреждения здравоохранения.

Статья 26. Права и обязанности поставщика медицинских услуг как участника обязательного медицинского страхования

Медицинские учреждения, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности и отвечающие требованиям для заключения договора обязательного медицинского страхования, имеют право:

участия в программе обязательного медицинского страхования Республики Узбекистан в установленном порядке;

заключения договора с Фондом на поставку медицинских услуг в рамках программы обязательного медицинского страхования;

возмещение расходов за фактически оказанные медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования на основании заключенного договора с Фондом;

обращения в Фонд за разъяснениями условий договора на поставку медицинских услуг;

обращения в уполномоченный орган, определенный Кабинетом министров Республики Узбекистан, на который возложена ответственность о порядке, стандартах и клинических протоколах оказания медицинских услуг;

создания условий повышенной комфортности для пациентов, получающих медицинские и профилактические услуги по программе обязательного медицинского страхования;

обращения в судебные и иные уполномоченные органы для защиты своих прав;

получения от застрахованных лиц со-оплаты на определенный перечень гарантированных государством медицинских услуг, утвержденных Кабинетом Министров Республики Узбекистан, в виде прямых платежей или иных форм, не запрещенных законодательством;

оказания медицинских услуг, не входящих в программу обязательного медицинского страхования в порядке и форме, не запрещенных законодательством;

выдавать документ, подтверждающий временную нетрудоспособность застрахованных лиц;

иметь другие права в соответствии с законодательством.

Поставщики медицинских услуг обязаны:

оказывать застрахованным лицам медицинские услуги в установленные договором сроки, в соответствующем объеме и качества, предусмотренные договором на поставку медицинских услуг по программе обязательного медицинского страхования;

обеспечивать целевое и эффективное использование средств обязательного медицинского страхования, полученных по договору на поставку медицинских услуг;

информировать застрахованное лицо о состоянии его здоровья, применяемых методах лечения и их результатах;

ставить в известность Фонд и уполномоченный орган по мониторингу и оценке качества медицинской помощи обо всех нарушениях медицинских предписаний застрахованным лицом, которые влекут за собой осложнения его здоровью;

хранить информацию относительно состояния здоровья или личной жизни застрахованного лица в тайне;

своевременно, достоверно и корректно вносить данные в информационные системы и электронные информационные ресурсы системы обязательного медицинского страхования;

иметь доступ к информационным системам и электронным информационным ресурсам системы обязательного медицинского страхования;

предоставлять по запросу Фонда информацию и документацию, необходимую для осуществления мониторинга исполнения условий договора на поставку медицинских услуг;

вести бухгалтерский учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования и использовать установленную Фондом кодировку финансовых средств по предоставленным медицинским и профилактическим услугам обязательного медицинского страхования;

обеспечить доступ представителям Фонда в свои помещения для мониторинга исполнения условий договора на поставку медицинских услуг;

нести материальную ответственность перед Фондом и непосредственно перед застрахованным лицом за вред, причиненный его здоровью от неквалифицированного выполнения медицинскими работниками данного учреждения их профессиональных обязанностей;

Поставщики медицинских услуг не вправе:

требовать у застрахованного лица дополнительной платы за оказание медицинских услуг, предусмотренных договором на поставку медицинских услуг, кроме случаев установленной со-оплаты;

отказать застрахованному лицу в оказании медицинских услуг, предусмотренных договором на поставку медицинских услуг, по мотивам отсутствия у застрахованного лица каких-либо документов, кроме документа, удостоверяющего личность или страхового полиса;

Поставщики медицинских услуг могут иметь другие права и обязанности в соответствии с законодательством в пунктах, не противоречащих данному Закону.

Статья 27. Права и обязанности Фонда обязательного медицинского страхования

Фонд имеет право:

утверждать нормативно-методические документы по вопросам обязательного медицинского страхования, формы заявлений, реестров счетов, актов, иных документов, указанных в нормативных правовых актах и порядок их заполнения, если иное не установлено законом;

принимать участие в разработке программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи;

принимать участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования;

определять формы отчетности и порядок ведения учета оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

готовить бюджетные заявки и составлять обоснования для получения ассигнований из республиканского бюджета;

осуществлять закупки оборудования, инвентаря, товаров, работ и услуг в соответствии с законодательством;

осуществлять консультационную, издательскую, обучающую формы деятельности, не противоречащие законодательству Республики Узбекистан.

получать в установленном порядке от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и учреждений информацию, необходимую для выполнения своих функций.

привлекать на договорной основе внешних и внутренних экспертов-консультантов по вопросам обязательного медицинского страхования.

осуществлять международное сотрудничество в пределах своей компетенции;

формировать резерв на покрытие непредвиденных расходов в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

создавать на территории Республики Узбекистан филиалы и представительства в порядке, установленном законодательством;

иные права, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан.

Фонд обязан:

осуществлять оплату предоставленных медицинских услуг в организациях здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, в пределах утвержденного бюджета;

проводить изучение удовлетворенности граждан качеством медицинских и иных услуг;

рассматривать обращения граждан в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;

предоставлять аналитические отчеты и информацию в соответствие с законодательством;

проводить учебные курсы для повышения кадрового потенциала в сфере государственного медицинского страхования.

не распространять конфиденциальную информацию о здоровье пациентов;

исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 28. Полномочия Кабинета Министров в сфере обязательного медицинского страхования

В сфере обязательного медицинского страхования Кабинет Министров Республики Узбекистан обладает следующими полномочиями:

определяет государственную политику в сфере обязательного медицинского страхования;

обеспечивает общий контроль соблюдения прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования на территории Республики Узбекистан;

обеспечивает выделение средств Государственного бюджета Республики Узбекистан на покрытие расходов по обеспечению населения гарантированным объемом медицинской помощи;

вносит предложения Президенту Республики Узбекистан о дополнительных источниках финансирования Фонда на программу обязательное медицинское страхование;

утверждает размер резерва Фонда на покрытие непредвиденных расходов;

утверждает порядок формирования и использования резерва Фонда на покрытие непредвиденных расходов;

утверждает нормы и лимиты, обеспечивающие финансовую устойчивость фонда;

утверждает перечень, формы, сроки представления финансовой и иной отчетности Фондом;

осуществляет анализ, оценку и контроль финансовой устойчивости Фонда;

выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом, иными законами Республики Узбекистан, Указами и Постановлениями Президента Республики Узбекистан.

Статья 29. Полномочия Министерства здравоохранения в сфере обязательного медицинского страхования

В сфере обязательного медицинского страхования Министерство здравоохранения Республики Узбекистан обладает следующими полномочиями:

проводит лицензирование и аккредитацию медицинских учреждений на получение права оказания медицинских услуг в рамках программы обязательного медицинского страхования;

осуществляет контроль за оказанием своевременной квалифицированной и качественной медицинской помощи населению поставщиками медицинских услуг;

проводит анализ деятельности Фонда по исполнению государственной политики в области здравоохранения;

совместно с Национальной палатой инновационного здравоохранения разрабатывает и утверждает стандарты и протоколы оказания медицинских услуг, обязательные для использования при заключении договоров на закуп медицинских услуг;

оказывает содействие медицинским учреждениям, входящим в систему Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, в принятии участия в процессе закупки медицинских услуг, проводимом со стороны Фонда;

совместно с Фондом:

разрабатывает и определяет порядок и методику формирования тарифов на медицинские услуги в системе обязательного социального медицинского страхования;

утверждает перечень медицинских услуг, входящих в гарантированный объем медицинской помощи и медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан.

ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 30. Конфиденциальность

Не подлежат разглашению сведения о состоянии здоровья застрахованных лиц по программе обязательного медицинского страхования.

Данные сведения могут быть раскрыты третьим лицам на основании письменного согласия застрахованного лица и поставщика обязательного медицинского страхования в отношении касающихся их сведений.

Справки о сведениях, указанных в части первой настоящей статьи, могут быть предоставлены поставщиками обязательного медицинского страхования в установленном порядке без получения согласия застрахованных лиц по запросу суда, прокурора, а при наличии возбужденного уголовного дела – органам дознания и следствия.

Общие сведения и условия проведения деятельности по обязательному медицинскому страхованию, перечень предлагаемых гарантированных государством услуг, перечень услуг с установленной со-оплатой, тарифы, сроки страхования, являются открытой информацией и не могут быть предметом тайны страхования.

 

Статья 31. Разрешение споров

Споры в сфере обязательного медицинского страхования разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством Республики Узбекистан.

Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства об обязательном медицинском страховании

Лица, виновные в нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

КОНЦЕПЦИЯ
проекта Закона Республики Узбекистан
«Об обязательном медицинском страховании»

 

  1. Предпосылки разработки проекта:

 

Государственная система финансирования здравоохранения Республики Узбекистан исторически сложилась на базе советской модели здравоохранения, суть которой заключалась в бесплатном оказании медицинских услуг населению государственными медицинскими учреждениями с целью обеспечения равного доступа всех категорий населения к медицинской помощи. Для данной системы были характерны следующие принципы:

основным источником финансирования здравоохранения являются государственные налоги;

структурами, аккумулирующими финансовые ресурсы здравоохранения, выступают бюджеты двух уровней – республиканского
и областного (регионального);

преимущественно структурный принцип финансирования медицинской помощи (возмещение расходов учреждения в целом, а не оплата отдельных медицинских услуг);

государственный некоммерческий статус медицинских учреждений
и их финансирование согласно финансовому законодательству;

принцип экономии при использовании ресурсов;

централизованное (унитарное) планирование и управление системой;

тарифный способ оплаты труда врачей;

правила найма и оплаты труда определялись государством;

административный контроль качества оказания медицинской помощи.

Распределение ресурсов на здравоохранение осуществляется на основе метода сметного финансирования, при котором бюджеты медицинских учреждений определяются в соответствии со сметой расходов, исходя
из показателей пропускной способности медицинского учреждения: количества больничных коек, расчетного числа амбулаторно-поликлинических посещений врачей за смену.

 Данные показатели являются базовыми для определения отдельных видов затрат. Так, например, в зависимости от коечной мощности стационара определяется общее количество требуемого медицинского персонала и соотношение должностей, различающихся по уровню оплаты труда. Необходимые затраты на медикаменты, приобретение мягкого инвентаря (постельного белья и пр.), питание больных рассчитываются как произведение количества больничных коек на нормативные показатели удельных затрат соответствующих видов в расчете на одну больничную койку.

Указанная система сметного финансирования сферы здравоохранения не соответствует международной практике, что приводит к неэффективному использованию финансовых ресурсов и хроническому недофинансированию отрасли.

Кроме того, учитывая низкую эффективность работы по профилактике и раннему выявлению заболеваний, патронажу и формированию здорового образа жизни населения, отсутствие ответственности граждан за сохранение и поддержание своего здоровья, а также механизмов воздействия
на населения по данному вопросу, происходит увеличение обращений граждан за специализированной медицинской помощью в республиканские медицинские центры, что существенно увеличивает финансовую нагрузку
на систему здравоохранения республики.

Также, следует отметить, что слабо развита преемственность между различными уровнями и этапами оказания медицинской помощи населению.

Указанные недостатки существующей системы здравоохранения были отражены в Указе Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года № УП–5590 «О мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан».

В целях формирования концептуально новых моделей организации
и финансирования здравоохранения, обеспечивающих кардинальное повышение эффективности, качества и доступности медицинской помощи населению, внедрения современных достижений медицинской науки
и технологий, для обеспечения всеобщего охвата и финансовой защиты населения, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах, вышеназванным Указом Президента Республики Узбекистан были определены следующие важнейшие направлениями реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан:

совершенствование системы финансирования здравоохранения, определение объемов гарантированной государством бесплатной медицинской помощи, внедрение системы оплаты медицинских услуг
за «пролеченный случай» по клинико-затратным группам и новых механизмов подушевого финансирования, а также поэтапное внедрение обязательного медицинского страхования;

развитие частного здравоохранения, государственно-частного партнерства и медицинского туризма, создание благоприятных условий
и улучшение конкурентной среды для широкого привлечения инвестиций
в сферу здравоохранения.

Президентом Республики Узбекистан поручено поэтапно внедрить
с 1 января 2021 года обязательное медицинское страхование в Республике Узбекистан. При этом поручено разработать проект Закона Республики Узбекистан «Об обязательном медицинском страховании», предусматривающий:

правовые основы, механизмы и этапы внедрения обязательного медицинского страхования;

определение субъектов обязательного медицинского страхования
и уполномоченного органа по регулированию правоотношений в этой сфере, их прав и обязанностей;

источники формирования средств финансирования программ обязательного медицинского страхования.

 

2. Цели проекта Закона «Об обязательном медицинском страховании»:

          Основной целью проекта «Об обязательном медицинском страховании является обеспечение конституционных прав граждан на получение квалифицированной доступной медицинской и профилактической помощи и установление правовых, организационных, финансовых основ и принципов обязательного медицинского страхования граждан Республики Узбекистан.

  

3. Задачи проекта Закона «Об обязательном медицинском страховании»:

Задачами обязательного медицинского страхования являются:

-обеспечение финансовой устойчивости и стабильного государственного финансирования системы здравоохранения;

-эффективное управление финансовыми средствами на предоставление медицинских и профилактических услуг, включая эффективное распределение и использование средств;

-повышение качества предоставляемых медицинских услуг;

-обеспечение доступности медицинской помощи;

-максимальный охват обязательным медицинским страхованием всего населения Республики Узбекистан;

-защита прав и интересов застрахованных лиц при получении медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования;

-обеспечение прозрачности, конкурентности и справедливости системы закупок медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию с государственными и частными поставщиками медицинских услуг;

-увеличение ответственности граждан за сохранение и поддержание собственного здоровья.

Достижение указанных целей и задач позволит обеспечить населению  всеобщий охват и равный доступ к медицинским и профилактическим  услугам  в рамках обязательного медицинского страхования  независимо от социально-экономического статуса  и территориального размещения  и  будет осуществлено путем внедрения  новых методов  финансирования системы здравоохранения, создания Фонда обязательного медицинского страхования, аккумулирующего и распределяющего финансовые средства по программам обязательного медицинского страхования, уполномоченного за сбор и распределение  финансовых средств на здравоохранение населения, привлечения частного сектора в процесс реализации конституционного права граждан на получение бесплатного объема медицинской помощи.

Выполнение и достижение поставленных целей и задач планируется в рамках поэтапного внедрения обязательного медицинского страхования на всей территории Республики Узбекистан с полным охватом граждан республики программой обязательного медицинского страхования к 2025 году.

Механизм реализации предусматривает изменение устаревших методов сметного и коечного финансирования учреждений здравоохранения на новый механизм стратегических закупок медицинских услуг Разные способы оплаты будут вводиться для разных видов помощи с учетом их особенностей:

Для первичной медико-санитарной помощи: внедрение комбинированного метода оплаты на основе подушевого норматива с дифференцированными поправочными коэффициентами, учитывающими тип учреждений, плотность населения, заболеваемость и другие факторы, влияющие на здоровье человека и т.д., а также возможность оплаты по результатам и качеству по приоритетным показателям.

         Для стационарной помощи: внедрение метода оплаты «за пролеченный случай» по клинико-затратным группам со стратегическим определением стоимости оказанных услуг и необходимыми ограничениями.

 Внедрение новых механизмов финансирования и поэтапный переход к контрактной форме работы по программе гарантированных государством медицинских услуг обеспечит внедрение эффективных механизмов целевого и рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования и увеличит ответственность граждан за сохранение, поддержание и укрепление собственного здоровья.

 

4. Мировой опыт внедрения обязательного медицинского страхования:

Анализируя мировой опыт внедрения обязательного медицинского страхования необходимо выделить 4 основные модели:

1. Государственная или бюджетная модель. Финансирование здравоохранения осуществляется главным образом из государственного бюджета, за счет общих налогов с предприятий и населения. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг). Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, как правило, под контролем государства.

Эта модель с 1948 г. существует в Великобритании. Она характерна также для Ирландии (1971 г.), Дании (1973 г.), Португалии (1979 г.), Италии (1980 г.), Греции (1983 г.) и Испании (1986 г.). В настоящее время,
в части сбора и аккумулирования средств в Узбекистане действует данная модель.

2. Модель обязательного социального медицинского страхования. Данная модель основана на социальном партнерстве между гражданами, работодателями и государством. При этом в некоторых странах, работодатель выступает не в качестве плательщика, а лишь в качестве агента, осуществляющего удержание средств работника и передачу их государству. Данные платежи являются обязательными.

Наиболее ярко данная модель представляется здравоохранением ФРГ, Франции, Нидерландов, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Канады и Японии

3. Модель частного медицинского страхования. Взносы работников (или работодателей) являются добровольными. Однако государство
не принимает достаточного финансового участия для обеспечения минимального объема медицинской помощи. Указанная модель широко распространена в США.

4. Модель накопительных счетов здравоохранения. Применяется преимущественно в Сингапуре. Финансируются исключительно за счет дохода работающих граждан.

Следует отметить, что в каждой существующей модели есть свои сильные и слабые стороны, при этом многие из современных моделей финансирования являются смешанными. На выбор модели финансирования в разных странах оказывают влияние разные факторы, такие как экономический рост страны, включая темпы роста инфляции и уровня доходов населния, фискальная политика государства, уровень развития сектора труда и занятости и дргуие. 

В процессе подготовки законопроекта изучен опыт ряда стран, имеющих как многолетнюю систему страховой медицины, так и стран, которые только формируют новую систему финансирования и оказания медицинской помощи.

Опыт Германии. Официально первый закон о страховании по болезни был принят в Германии в 1883 году, заложивший основу обязательного медицинского страхования по болезни.  В настоящее время, в ФРГ раздел Обязательное медицинское страхование входит в структуру Социального кодекса (Sozialgesetzbuch (SGB) Fünftes Buch (V) – Gesetzliche Krankenversicherung - (Artikel 1 des Gesetzes v. 20. Dezember1988, BGBl. I S. 2477)).

Все застрахованные выплачивают одинаковые процентные взносы из заработной платы в больничную кассу. На 2017 г. процентный взнос на медицинское страхование составил 14,6%: взнос делится между работником и работодателем поровну. Пенсионеры продолжают отчислять 7,3% медицинского страхового взноса от пенсии, вторую часть взноса берет на себя государство. Государственные больничные кассы (gesetzliche Krankenkassen) оплачивают определенный перечень услуг и лекарственных препаратов в рамках контракта. Частные больничные кассы (private Krankenversicherung) на случай болезни доступны только отдельным группам  гражданам с достаточно высоким уровнем годового дохода.

 Историческая "Модель Бисмарка" была создана в период активного демографического роста. Сегодня при увеличении средней продолжительности жизни и снижении рождаемости число получателей социально-обеспечительных выплат превышает число плательщиков взносов. В результате, появился острый дефицит фондов социального и медицинского страхования.

         Опыт Республики Сингапур. Граждане и постоянные жители Сингапура имеют право на субсидируемые медицинские услуги, предоставляемые им через государственные медицинские учреждения. В зависимости от различных факторов, количество субсидий примерно может варьировать от 50% до 80%. Дальнейшая помощь в оплате медицинского счета включена через обязательные сбережения под названием Central Providence Fund (CPF). В зависимости от таких факторов как возраст и доход пациента в процентах от среднемесячной заработной платы работника делают перечисления в Фонд. Это модель накопительных счетов здравоохранения, когда население в обязательном порядке депонируют денежные средства на индивидуальные накопительные счета. Указанные денежные средства используются только на медицинские расходы человека и его иждивенцев. ПРи этом существуют дополнительные пакеты и фонды сострахования. Объединение рисков происходит в течение жизни человека: люди экономят в течение экономически активных, здоровых лет и тратят в пожилые годы, когда потребность в медицинских услугах увеличивается.

Опыт Республики Корея. Национальный Акт Здоровья (National Health Insurance Act) был принят в Республике Корея в 1999г. За истекший период в него вносились изменения более 15 раз. В рассматриваемом нормативном акте особое внимание уделено таким вопросам, как определение категорий застрахованных, моменты возникновения, приостановления и потери права на страховое обеспечение, регламентации деятельности единого органа в данной сфере (National Health Insurance Corporation). Источники финансирования системы здравоохранения Кореии складываются из взнос работников по уровням дохода и распределяется поровну между работодателем и работником; взнос само-занятых, полные субсидии для бедных и государственный бюджет.

Опыт Японии. В Законе о медицинском страховании Японии отражены следующие основные вопросы: общие положения, страховщики, полномочия японской ассоциации и общества медицинского страхования, права и обязанности застрахованных лиц, размеры отчислений
на обязательное медицинское страхование, порядок оплаты медицинских услуг по их видам и др.

Опыт Французской Республики. Система страхования по болезни Франции, отвечающая за управление медицинским страхованием, основана на трех основных принципах: равенство доступа к медицинскому обслуживанию, солидарность и качество медицинских услуг. Данная система распространяется на все социально-профессиональные категории, а также на беднейшие категории с созданием в 2000 году государственного покрытия медицинских расходов малоимущих граждан (CMU). Кроме того, покрытие застрахованного лица охватывает его правопреемников, супругу или супруга, а также, в принципе, детей в возрасте до16 лет. Таким образом, практически большинство французского населения имеет покрытие расходов по болезни на профессиональной, семейной базе или по социально-экономическим критериям. В проведении в жизнь обязательного медицинского страхования участвуют различные режимы социального страхования, подведомственные государству:

В 2012 году общий режим социального страхования, которым ведает национальная касса страхования по болезни рабочих и служащих (CNAMTS), охватывает около 90 % населения.

В 2012 году режим социального страхования лиц свободных профессий (RSI) охватывает более 6 % населения.

В 2012 году касса социального страхования сельскохозяйственных работников (MSA) охватывает около 5 % населения.

Различные виды специального страхования покрывают риски, связанные с заболеванием, и профессиональные риски особых профессиональных категорий.

Опыт Королевства Норвегия. В Норвегии медицинское страхование входит в систему национального страхования и регулируется Законом
о национальном страховании. Налоги взимаются государством (государственные налоги составляют большинство налоговых поступлений), округами и коммунами. Часть общих налоговых поступлений составляют национальные страховые взносы, которые способствуют финансированию национальной системы страхования.

Опыт Великобритании. Медицинское обслуживание в Великобритании работает на основе Национальной службы здравоохранения по принципу единого государственного плательщика.
Государство напрямую оплачивает оказываемые медицинские услуги и финансирует здравоохранение за счет общих налоговых доходов бюджета.

За исключением небольшого долевого участия в оплате лекарств рецептурного отпуска, стоматологической помощи и услуг окулистов потребитель не несет никаких расходов на медицинские мероприятия.

Опыт Эстонской Республики. В Эстонии действует Закон
«О медицинском страховании». В конце 2003 г. в Эстонском фонде медициснкого страхования было застраховано 94% населения страны (1 272 051 человек). С конца 2002г. некоторые группы населения могли застраховаться на добровольной основе. Источники финансирования ЭФМС складываются, в основном, из налога на медицинское страхование (13% от заработной платы наемного работника или 20% трудового дохода самостоятельно занятого лица), а также государственного бюджета. Первоначально правительство намеревалось разделить ставку взноса на медицинское страхование между работодателями и работниками в соотношении 10% к 3%, но эти планы так и не воплотились в жизнь.

В рамках указанного закона большое внимание уделяется категорированию застрахованных лиц, ведению соответствующей базы данных медицинского страхования, правам больничной кассы по вопросу обязательного медицинского страхования, условиям договора финансирования лечения. Кроме того, следует обратить внимание, что законодательство Эстонской Республики выделяет стоматологические услуги и компенсацию за них. Также, устанавливается система минимальной со-оплаты за вызов врача на дом, за визит к врачу, за занятие койки.

Опыт Латвийской Республики. В Латвийской Республике действует Закон о финансировании здравоохранения, который определяет источники финансирования здравоохранения, порядок со-оплаты пациента, минимальную государственную платную медицинскую помощь, государственное обязательное медицинское страхование.

Опыт Государства Израиль. Основная часть медицинских услуг предоставляется населению через так называемые больничные кассы (куппот-холим), осуществляющие медицинское страхование, оплачиваемое ежемесячными взносами застрахованных и отчислениями работодателей.
Все больничные кассы частично субсидируются государством.

В распоряжении каждой больничной кассы имеется разветвленная сеть медицинских учреждений. Больничные кассы также заключают договоры
с частными врачами и частными лечебными учреждениями, среди которых – крупные медицинские центры и больницы. Члены всех касс имеют право
на госпитализацию за счет кассы во всех больницах страны на основании направления лечащего врача либо в экстренных случаях.

Выплачиваемый налог на здравоохранение составляет 4,8% заработной платы гражданина Израиля; неработающие и получающие пособие
по обеспечению прожиточного минимума платят минимальную сумму.

Опыт Турецкой Республики. В Турции действует Закон
«О социальном страховании и универсальном здравоохранении».
В соответствии с ним определены понятия застрахованного лица, краткосрочной и долгосрочной страховки, порядок применение норм медицинского страхования к государственным служащим, медицинские услуги, подлежащие страхованию, положения о страховых взносах и формы ответственности за нарушение закона.

Опыт Республики Казахстан. Законом Республики Казахстан
«Об обязательном социальном медицинском страховании» определены сфера действия закона, основные принципы обязательного социального медицинского страхования, государственные органы, осуществляющие государственное регулирование системы обязательного социального медицинского страхования, права участников обязательного страхования, полномочия Фонда социального медицинского страхования, порядок закупки услуг по оказанию медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования.

Опыт Российской Федерации. Учитывая федеративное устройство государства в Федеральный Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» кроме основополагающих институтов обязательного медицинского страхования детально отражен порядок распределения прав и обязанностей между федеральными органами
и органами субъектов федерации. Также описываются субъекты и участники обязательного медицинского страхования, их права и обязанности, системы контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и др.

Опыт Азербайджанской Республики. Закон Азербайджанской Республики «О медицинском страховании» описывает как обязательную форму медицинского страхования, так и добровольную. Сам же закон носит лишь декларативную функцию, устанавливая лишь общие права
и обязанности субъектов и участников, не предоставляя действенных механизмов реализации.

Опыт Кыргызской Республики. Закон Кыргызской Республики
«О медицинском страховании граждан в Кыргызской Республике» также предусматривает регламентацию обязательного и добровольного медицинского страхования. Кроме того, необходимо отметить,
что в указанный закон были внесены изменения, которые были направлены на включение Базового государственного медицинского страхования,
что является сопоставимым с разрабатываемым гарантированным объемом бесплатной медико-социальной помощи, покрываемой за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

 

4. Технико-экономическое обоснование возможных вариантов финансирования обязательного медицинского страхования

Министерством при поддержке Всемирной организации здравоохранения было разработано три сценария структуры потенциальных поступлений в госбюджет для здравоохранения для обязательного медицинского страхования (ОМС) в Узбекистане.

Согласно Указу предусматривается подготовка технико-экономического обоснования (ТЭО) для составления проекта законодательного документа об обязательном медицинском страховании при техническом содействии ВОЗ и Международных финансовых учреждений. В целях создания прочной основы для формирования структуры ОМС и информационного сопровождения процесса подготовки проекта закона об ОМС, задачи ТЭО заключались в оценке эффективности предлагаемого механизма обязательного медицинского страхования:

Задача 1. Поддержать прогресс на пути к обеспечению Всеобщего охвата медико-санитарными услугами,

Задача 2. Генерировать достаточный уровень поступлений для системы здравоохранения в соответствии с индикаторами, установленными в Концепции,                                                         

Задача 3. Обеспечить согласованность с другими документами, определяющими политику, в том числе с теми, которые касаются развития налоговой системы и занятости,

Задача 4. Оценить потенциальное воздействие на рынок труда, и

Задача 5.  Дать рекомендации об институциональных механизмах для ОМС.

 

Доля совокупных поступлений на здравоохранение может быть вычислена с учетом заданных параметров численности населения, в том числе официального сектора занятости и труда, доходов, темпов роста экономики и рассчитать сумму возможных совокупных поступлений на здравоохранение для Фонда обязательного медицинского страхования из расчета на одного человека с учетом прироста численности населения и введения дополнительного отчисления в систему ОМС.

4.1 Сценарий 1: базовый прогноз доли общегосударственных источников финансирования на здравоохранение

В основе расчетов учитывался размер государственного финансирования - 15,4% в совокупных расходах госбюджета, указанного как минимальный целевой уровень в Концепции развития здравоохранения.

Общий объем поступлений в Фонд из государственного бюджета в 2021 году составит - 14 195, 72 млрд сум,  в 2023 - 16 039, 56 млрд сум и в 2025 году – 19 632, 70 млрд сум (4,0% от ВВП). В 2025 году рост поступлений на здравоохранение составит 528 000 сум.

4.2. Сценарий 2: Базовый прогноз государственного финансирования и дополнительного 2%-го налога на фонд оплаты труда (ФОТ)

При этом учитывалось постепенное снижение уровня уклонения от уплаты налогов. Такой уровень ставки взносов вероятнее всего окажет ограниченное влияние на общие расходы на здравоохранение.

Согласно прогнозу второго сценария, объем поступлений в Фонд от отчислений наемных работников может дополнительно к сценарию 1 составить в 2021 г. – 1 243 млрд сумов, в 2023 г. – 1 469 млрд сумов, в 2025 г. – 1 725 млрд сумов.

в 2025 году дополнительные сборы на здравоохранение составят дополнительно от 2% налога на ФОТ и 0,5% от МРОТ - 46 000 сумов на душу населения, что эквивалентно 6,6% от совокупных ресурсов госбюджета, выделяемого на здравоохранение.

4.3. Базовый прогноз государственного финансирования и дополнительного 4%-го налога на фонд оплаты труда (ФОТ)

Данный сценарий также основывается на той же сумме общих налогов, но со ставкой взносов в размере 4%. Уровень участия рынка труда такой же, но предполагаемый уровень уклонения от уплаты налогов выше, но при этом,  этот уровень будет прогрессивно снижаться со временем. 

Согласно прогнозу третьего сценария, объем поступлений в Фонд от отчислений наемных работников 4% может дополнительно к госбюджету составить в 2021 г. – 2 405 млрд сумов, в 2023 г. – 2 842 млрд сумов, в 2025 г. – 3 338 млрд сумов.

В 2025 году потенциальные поступления составят 93 000 сумов на душу населения, что эквивалентно 9,5% от совокупных ресурсов госбюджета, выделяемых на здравоохранение.

Расходы на здравоохранение на душу населения, тыс.сум

 

2021

2022

2023

2024

2025

Сценарий 1. Госбюджет

409

416

446

483

528

Сценарий 2. Госбюджет + 2% ФОТ

409+36

416+38

446+41

483+44

528+46

Сценарий 3.

Госбюджет + 4% ФОТ

409+72

416+77

446+82

483+87

528+93

 

По результатам предварительного анализа воздействия 3-х вышеуказанных сценариев, были сделаны предварительные выводы:  

  1. Узбекистан уже расширил фискальное пространство для здравоохранения за счет роста общего ВВП и изменения доли финансирования здравоохранения в рамках имеющихся государственных ресурсов в пользу сектора здравоохранения: доля совокупных расходов госбюджета, которые выделяются на здравоохранение, в размере 15,4% достаточна и дополнительные государственные расходы на здравоохранение для обеспечения базовых государственных гарантий, дополнительные источники финансирования отрасли следует внимательно изучить.
  2. Государственные расходы на здравоохранение будут продолжать расти со временем за счет общих налоговых источников, обусловленных прогнозируемым экономическим ростом, обеспечивая оптимистичное фискальное пространство для реформы системы здравоохранения.
  3. Повышение эффективности системы здравоохранения имеет решающее значение для обеспечения увеличения целевого и эффективного использования государственных средств, что приведет к повышению качества услуг и снижению уровня прямых (наличных) платежей за счет средств пациентов.  Этому будет способствовать осуществление стратегии финансирования здравоохранения.
  4. Учитывая существующую структуру рынка труда, налог на ФОТ с небольшой вероятностью способен существенно увеличить поступления на здравоохранение в Узбекистане и только увеличит совокупные расходы госбюджета на здравоохранение на 6,6% до 9,5%.
  5. Введение налога на ФОТ, вероятно, окажет негативное влияние на уровень перехода рынка труда в официальный сектор экономики.  Одной из всеобъемлющих целей государственной политики является поощрение создания рабочих мест и занятости в официальном секторе экономики. 

Узбекистан сократил и упростил ставки подоходного налога и социальных взносов в 2019 году, чтобы поддержать оптимизацию налоговой политики, однако введение нового налога на заработную плату для финансирования здравоохранения может привести к обратному эффекту и недоверию населения.

 

         В данный момент, вносится предложение выбрать сценарий один из государственного бюджета на уровне 15,4% с дополнительным источником финансирования от увеличения акцизных налогов на табачную, алкогольную и другую вредную для здоровья продукцию, а также иных потенциальных источников государственных налогов и сборов.

4.4. Сценарий № 2 «Размер отчислений и фиксированных взносов
в ОМС от табачных и алкогольных изделий, за счет пенсионного фонда 0,5% от ФОТ, за счет взносов индивидуальных предпринимателей 2 МРЗП»

Продвижение вопроса выделения части поступления/дохода государства от алкоголя и табака на осуществление целевых программ в секторе сфере здравоохранения является целесообразным.

Аргументом для обоснования служат следующее:

Прогноз объема годового поступления от алкоголя и табака в Фонд развития физической культуры и спорта при Министерстве физической культуры и спорта Республики Узбекистан примерно составляет 99,399 мдрд сум или 18,205 млн долларов США (оценка проведена на основании данных 2016 г.).

Расчетная оценка объема годового поступления только от реализованного алкоголя и табака в Фонд обязательного медицинского страхования

Объем сбора от продажи алкогольной продукции в розничной торговле

Объем продажи за 2018 г., в дал

Размер сбора, в сумах

Объем поступления, в сумах

Курс доллара США (01.05.2019)

Объем поступления, в долларах США

Водка и ликеро-водочные изделия

15 257 457

5 000

76 287 285 000

8445.49

9 032 902

Пиво

9 905 060

2 000

19 810 120 000

8445.49

2 345 644

Всего от алкоголя

   

96 097 405 000

 

11 378 546

Объем сбора от продажи сигарет местного производства за 2016 г.

Объем продажи за 2016 г., в пачках

Размер сбора (1000/20= 50 сум),

в сумах

Объем поступления, в сумах

Курс доллара США (01.05.2019)

Объем поступления, в долларах США

Сигареты с фильтром

647 643 835

50

32 382 191 750

8445.49

3 834 258

Сигареты без фильтра

14 787 266

50

739 363 300

8445.49

87 545

Всего от табака

   

33 121 555 050

 

3 921 803

ИТОГО

   

129 218 960 050

 

15 300 350

 

Примечание: 1 дал= 10 литр

              1000 шт сигарет = 20 пачек сигарет

 

Это незначительно влияет на прибыль производителей алкоголя и табака, т.к. за размер сбора за 1 бутылку водки емкостью 0,5 л составляет 250 сум, 1 бутылку пива – 100 сум соответственно. Размер сбора за 1 пачку сигарет с фильтром и без фильтра составляет 20 сум.

 

Алкоголь

Размер сбора за 1 дал, в сумах

Объем продукции равный 1 дал, в штуках

Размер сбора из каждой бутылки емкостью 0,5 л, в сумах

Средняя розничная цена одной бутылки емкостью 0,5 л, в сумах

Доля сбора из каждой бутылки емкостью 0,5 л,, в %

Водка в бутылках емкостью 0,5 л

5 000

20

250

20 000

1,25%

Пиво в бутылках емкостью 0,5 л

2 000

20

100

5 000

2,00%

Табак

Размер сбора за 1 тыс. шт., в сумах

Объем продукции равный 1 тыс. штук сигарет, в пачках

Размер сбора из каждой пачки, в сумах

Средняя розничная цена одной пачки, в сумах

Доля сбора из каждой пачки, в %

Сигареты с фильтром

1 000

50

20

8 000

0,25%

Сигареты без фильтра

1 000

50

20

3 500

0,57%

 

В случае, если производитель данную затрату добавляет в стоимость продукции, то она будет оплачиваться потребителем (употребляющий спиртниые напитки или курильщик).

При этом доля сбора:

из каждой бутылки водки емкостью 0,5 л составляет в среднем примерно 1,25%, а пива - 2,0% соответственно.

из каждой пачки сигарет с фильтром составляет в среднем примерно 0,25%, а сигарет без фильтра – 0,57% соответственно и потребитель не почувствует повышение цены за счет вновь введенного сбора.

Более того, в нашей стране средняя розничная стоимость сигарет намного дешевле по сравнению с другими странами. Это объясняется за счет не высокой ставки акцизного налога на сигареты. В 2016 г. в республке доля акцизных налогов в розничной цене сигарет составил в среднм 9,4% (сигареты с фильтром 9,31%, сигареты без фильтра 25,89%). Всемирная организация здравоохранения рекомендует, чтобы доля акцизного налога в розничной цене табачных изделий составляла, по меньшей мере, 75%. Данный показатель уже достигнут в 26 из 53 стран Европейского региона. Однако налоговая политика в отношении табачных изделий среди стран Европейского региона является несбалансированной, поскольку некоторые субрегионы достигли меньшего прогресса в данной области. Например, все 10 стран, в которых доля налога в розничной цене табачных изделий составляет менее 50%, являются участниками Содружества Независимых Государств (СНГ).

Вместе с тем, такие страны как Российская Федерация, Туркменистан, Грузия, Украина, Молдова активно повышают уровень акцизного налога и имеют значительные поступления в бюджет государства. Например, Украина в 2017 г. начала увеличение акцизного налога на табак в течение следующих 7 лет до 2024г. на 29,7% в 2018г., и на 20% ежегодно следующие 6 лет с учетом инфляции. В результате, в среднем, акцизный налог увеличился в 20 раз с 2008 до 2017, вместе с тем, доход в бюджет вырос с US$ 124 млн до  US$1 415  млн.

Таким образом, вопрос выделения части поступления/дохода государства от алкоголя и табака на осуществление целевых программ в секторе сфере здравоохранения на примере многих стран мира можно обосновать тем, что введение сбора на алкоголь и табак увеличит доходы в государственный бюджет и доли финансирования сектора здравоохранения, вместе с тем, приведет к укреплению здоровья населения и достижению целей устойчивого развития (ЦУР) и целевых ориентиров Концепции развития здравоохранения по снижению распространенности факторов риска и преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний к 2030 году.

Объем поступлений в Фонд от взносов индивидуальных предпринимателей может составить в 2021 г. – 161 млрд сумов, в 2022 г. – 175 млрд сумов, в 2025 г. – 224 млрд сумов.

Совокупные расходы на здравоохранение на душу населения составят
в 2021 г. 511 тыс.сум, в 2022 г. – 524 тыс.сум , в 2025 г. – 652 тыс.сум. По сравнению с уровнем 2018 г. они вырастут в 2025 г. – в 2,9 раза.

По сценарию № 4 доля расходов на здравоохранение в ВВП в 2021 г. составит 4,7%, в 2022 г. – 4,6%, в 2025 г. – 4,9%.

Данный сценарий рассчитан на незначительное повышение существующего акцизного налога, при значительном повышении которого могут значительно увеличиться поступления в государственный бюджет. Дополнительно предлагается введением налога на продукты питания с высоким содержанием сахара и транс-жиров, а также возможных других важных для здоровья сборов. 

 

5. Структура законопроекта и основные положения:

 

Проект закона разработан, исходя из проведенного анализа законодательных актов зарубежных стран, а также технико-экономического обоснования мероприятий по внедрению обязательного медицинского страхования, в структурном плане состоит из 6 глав, объединяющих
32 статьи.

Глава 1 посвящена общим положениям, а именно цели закона и его сферы действия, определения законодательства об обязательном медицинском страховании. Определены основные понятия, используемые
в законе, цели, задачи и основные принципы обязательного медицинского страхования.

Так, целью закона является регулирование общественных отношений, возникающих в сфере обязательного медицинского страхования, для реализации конституционных прав граждан на получение квалифицированной бесплатной медицинской помощи и установление правовых, организационных, финансовых основ и принципов обязательного медицинского страхования граждан в Республике Узбекистан.

Законодательством об обязательном медицинском страховании признается сам закон, а также иные нормативно-правовые акты, принимаемые Правительством Республики Узбекистан, уполномоченными органами в сфере обязательного медицинского страхования. Определено соотношение норм закона с международно-правовыми актами. Также, учитывая социальную значимость обязательного медицинского страхования, закупки медицинских услуг осуществляются вне сферы действия законодательства Республики Узбекистан о государственных закупках, страховании и страховой деятельности.

В сферу действия закона входят застрахованные лица, имеющие право на получение медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и обязательного медицинского страхования; поставщики медицинских услуг, Фонд обязательного медицинского страхования, иные органы государственной власти и управления, а также иные лица, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

Понятийный аппарат содержит такие понятия как гарантированный государством объем медицинской помощи, медицинское учреждение, страховой случай, фонд обязательного медицинского страхования, система обязательного медицинского страхования, медицинская услугаи иные.

 В Главе 2 в статье 5 определены основные цели, задачи и принципы обязательного медицинского страхования.

Основными принципами обязательного медицинского страхования провозглашены следующие: соблюдение и исполнение законодательства Республики Узбекистан об обязательном медицинском страховании; равный доступ к медицинским услугам в рамках обязательного медицинского страхования всем застрахованным лицам независимо от социального статуса и размера внесенного сбора (взноса); равная территориальная доступность медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования; солидарная ответственность государства и граждан за сохранение
и поддержание здоровья населения; доступность и качество оказываемых медицинских услуг; использование активов Фонда исключительно
для закупок медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования; гласность деятельности Фонда.

 В Главе 3 определены условия и порядок осуществления обязательного медицинского страхования, состав субъектов и участников обязательного медицинского страхования, а также установлены их права и обязанности.

К субъектам обязательного медицинского страхования отнесены застрахованные лица, поставщики медицинских услуг, фонд обязательного медицинского страхования. При этом, к застрахованным лицами отнесены граждане Республики Узбекистан; постоянно проживающие в Республике Узбекистан иностранные граждане и лица без гражданства, а также приравненные к ним лица; иностранные инвесторы, получившие въездную «инвестиционную визу» в Республику Узбекистан, а также их родители, супруги и дети.

В отдельных статьях определены права застрахованных лиц.

В данной главе указаны основные цели, задачи и функции фонда обязательного страхования в качестве единого уполномоченного органа аккумулирования средств и стратегических закупок гарантированного объема медицинской помощи, так и в качестве субъекта страховых отношений.

К участникам обязательного медицинского страхования отнесены организации, учреждения и органы, не являющиеся сторонами обязательного медицинского страхования, однако непосредственно участвующие в данных отношениях. В частности, описаны основные права, обязанности и функции поставщиков медицинских услуг, Министерства здравоохранения и Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Глава 4 закона определяет особенности деятельности фонда обязательного медицинского страхования, основные задачи, направленные на обеспечение защиты прав граждан на медицинские услуги в рамках гарантированного объема медицинской помощи, обеспечение  финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования, аккумулирования всех финансовых средств  на обеспечение условий обязательного медицинского страхования, планирование и проведение закупок медицинских услуг и   руководство Фондом  посредством создания Наблюдательного совета, а также обмен информацией фонда с другими участниками общегосударственной политики медицинского страхования. Определен состав бюджета Фонда обязательного медицинского страхования, в который войдут средства Государственного бюджета Республики Узбекистан, выделяемые на покрытие расходов по обеспечению населения гарантированным объемом медицинской помощи; целевые отчисления от акцизных налогов на табачные изделия, алкоголь, продукты с высоким содержанием сахара, трансжиров и прочие вредные для здоровья продукты и иные источники, не запрещенные законодательством.

В Глава 5 определен порядок оказания медицинских услуг в сфере обязательного медицинского страхования, с закреплением прав застрахованных лиц на выбор поставщика медицинских услуг, процедуры перенаправления застрахованных лиц к другому поставщику, права
на получение вторичного мнения, основные правила ведения учета застрахованных лиц, получение у поставщика медицинских услуг информации о состоянии своего здоровья.

Глава 6 «Заключительные положения» включает статьи о конфиденциальности, посвященные ответственности за разглашение информации о состоянии здоровья застрахованных лиц по программе медицинского страхования, нарушение законодательства
об обязательном медицинском страховании и порядку разрешения споров
в сфере обязательного медицинского страхования, приведения законодательства в соответствии с разработанным законом и сроку вступления закона в силу.

Общие предложения

772