ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
4502 Министерство транспорта Республики Узбекистан 09/07/2019 24/07/2019 0

Обсуждение завершено

Приказ или постановление ведомств
Об утверждении Положения о режиме труда и отдыха водителей автобусов и порядке контроля за его соблюдением
ID-4502

ПРОЕКТ

ПРИКАЗ

МИНИСТРА ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

Об утверждении Положения о режиме труда и отдыха водителей автобусов и порядке контроля за его соблюдением

 

        В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 1 февраля 2019 года № ПП-5647 «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области транспорта», во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 мая 2019 года № 424
«О дополнительных мерах по обеспечению безопасности автобусных перевозок пассажиров» и в целях обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения, приказываю:

       1. Утвердить Положение о режиме труда и отдыха водителей автобусов и порядке контроля за его соблюдением.

       2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

 

 

 

Министр                                                                                           А.Раматов

 

 

г. Ташкент,

«__» ___________ 2019 года,

№ _____

Приложение к приказу

Министерства транспорта

Республики Узбекистан

от «___» июня 2019 года № ______

 

Положение

о режиме труда и отдыха водителей автобусов и порядке

контроля за его соблюдением

I. Общие положения

            1. Настоящее Положение о режиме труда и отдыха водителей автобусов и порядке контроля за его соблюдением (далее Положение) разработано во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 мая 2019 года № 424 «О дополнительных мерах по обеспечению  безопасности автобусных перевозок пассажиров» в целях обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения, и регулирует продолжительность пребывания водителя автобуса за рулем, специальных и обеденных перерывов, межсменных периодов и других факторов, а также механизм контроля за соблюдением режима труда и отдыха.

            2. Настоящее Положение распространяется на водителей автобусов, принадлежащих юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозки пассажиров автобусами на междугородных –межобластных и международных  маршрутах и туристических направлениях, а также перевозки групп детей, учащихся  общеобразовательных школ и средних специальных образовательных  учреждений (далее автобусные маршруты).

    3. Обязанность обеспечивать и  контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей автобусов возложена на работодателей Законом Республики Узбекистан «О безопасности дорожного движения» (статья 20) и законодательством Республики Узбекистан о труде.

    4. В соответствии с Требованиями по обеспечению автобусных перевозок в Республике Узбекистан, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 ноября 2003 года № 482:

      одной из основных задач перевозчиков, независимо от форм собственности,  осуществляющих автобусные перевозки, при обеспечении ими безопасности является контроль за соблюдением водителями допустимой продолжительности рабочего времени, а также организацией их отдыха и питания (абзац седьмой пункта 4);

      автобусы, осуществляющие междугородные-межобластные и международные пассажирские перевозки, должны быть оборудованы контрольными приборами (тахографами) с пломбами сервисной мастерской, а в международном сообщении также должны иметь отличительный знак Республики Узбекистан (абзац четвертый пункта 15);

    в расписании движения автобусов, осуществляющих междугородные -межобластные, международные, туристско-экскурсионные перевозки, в обязательном порядке предусматривается отдых водителя не менее 15 минут через каждые 1,5 часа управления  либо 45 минут через 4,5 часа управления (пункт 24); 

      водитель автобуса обязан на контрольных пунктах (автовокзалах, автостанциях, диспетчерских пунктах)  в случаях, если они предусмотрены расписанием движения, делать отметку в путевом или билетно-учетном листе
о времени прибытия и убытия (пункт 25).

     5. Нормы режима труда и отдыха водителей автобусов, занятых на международных автомобильных перевозках, регулируются Европейским Соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), участницей которого является Республика Узбекистан.

       6. Все аспекты режима труда и отдыха водителей автобусов работодатель должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации, с учетом которых с каждым принятым на работу водителем автобуса составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и прочие условия.

        7. Нормы режима труда и  отдыха водителей автобусов, предусмотренные Положением, применяются при составлении графиков работы (сменности) водителей.

        8. Графики работы (сменности) при выполнении автобусных маршрутов составляются работодателем для водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Для длительных маршрутов составляется особый график, в котором отражается время в пути и стоянок.

         На автобусных маршрутах протяженностью 400 и более км, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автобуса с учетом норм настоящего Положения.

      9. Вопросы режима труда и отдыха водителей автобусов, не предусмотренные настоящим Положением, регулируются законодательством Республики Узбекистан о труде и международными договорами, заключенными в области пассажирских автобусных перевозок.

 

II. Рабочее время

            10. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

            11. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей автобусов не может превышать 40 часов в неделю.

         Для водителей автобусов, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

    12. В тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям автобусов  устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учётного периода может быть увеличена до трёх месяцев по согласованию с профсоюзной организацией, а при её отсутствии - с иным представительным органом работников.

    На перевозках пассажиров автобусами по туристическим направлениям учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

       Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

      13. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей автобусов, как правило, не должна превышать 10 часов. В случае, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное законодательством.

      Если пребывание водителя в автобусе предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автобус должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

       14. Рабочее время водителя автобусов состоит из следующих периодов:

        а) время управления автобусом;

        б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем
в пути и на конечных пунктах;

       в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути
(в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

      г) время проведения предрейсового медицинского осмотра водителя автобуса перед выездом на линию, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

       д) время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров;

       е) время простоев не по вине водителя автобуса;

       ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автобуса, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

            з) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

            и) время в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.

     15. Время управления автобусом в течение периода ежедневной работы (смены) не должно превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра не должно превышать 8 часов.

       16. При суммированном учете рабочего времени время управления автобусом в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд - 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

            17.  Не позже, чем через четыре часа управления автобусом водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа.
           В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

        Частота перерывов в управлении автобусом для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автобуса.

18. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем (при направлении в рейс двух и более водителей) засчитывается ему
в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого
в рабочее время, устанавливается работодателем.

 

III. Время отдыха

 

            19. Водителям автобусов предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило,
в середине рабочей смены.

            При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее
30 минут.

            Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем по соглашению между водителем и работодателем.

 

            20. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе
с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

            При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

            21. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

            22. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

IY. Контроль за соблюдением

режима труда и отдыха водителя автобуса

 

    23. Предприятие, выполняющее автобусные перевозки, должно постоянно контролировать время управления, работы и время отдыха водителя автобуса, используя для этого все находящиеся в его распоряжении документы, такие как график работы (сменности) водителя,      путевой или билетно-учетный лист, личные контрольные книжки, а также тахограммы, результаты системы GPS мониторинга автобуса. В случае обнаружения нарушений режима труда и отдыха, предприятие должно немедленно устранять их и принимать меры к недопущению их в будущем.

        24. Предприятие должно сохранять документы, подтверждающие фактический режим труда и отдыха водителя, в том числе использованные личные контрольные книжки,  в течение, как правило, двенадцати месяцев со дня последней записи и предъявлять их по требованию контролеров.

          25. Каждый водитель автобуса должен последовательно отмечать в течение дня в личной контрольной книжке часы отдыха. Он должен иметь при себе эту контрольную книжку и предъявлять ее по требованию контролирующих лиц. (Наличие контрольной книжки не требуется, если автобус оснащен  механическим (электронным, цифровым)  контрольным устройством (тахографом).

        26. Время отдыха водителя автобусами между сменами определяется путем сличения данных  путевых листов по фактическому времени выезда (графа 5) и времени заезда в гараж  за предыдущий день (графа 15), оформляемых в соответствии с Инструкцией по заполнению билетно-учетных и путевых листов (рег.МЮ № 1282).

       27. Настоящее Положение согласовано с Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством внутренних дел, Министерством инновационного развития Республики Узбекистан и Антимонопольным комитетом.

 

 

Общие предложения

512