ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
4490 Министерство экономики и промышленности Республики Узбекистан 09/07/2019 24/07/2019 1

Обсуждение завершено

Постановление Президента Республика Узбекистан
Об утверждении Концепции развития урбанизации в Республике Узбекистан до 2030 года
ID-4490

В целях определения приоритетных направлений и государственного регулирования процессов урбанизации, а также во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 10 января 2019 года №УП-5623 «О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации»:

1. Утвердить:

а) Концепцию развития урбанизации в Республике Узбекистан до 2030 года (далее – Концепция) согласно приложению №1, предусматривающую:

широкое внедрение эффективных форм и методов управления и планирования городским развитием с учетом прогрессивной международной практики;

разработку и реализацию новой взаимосвязанной жилищной и градостроительной политики;

совершенствование системы административного регулирования миграционных процессов для свободного перемещения сельского населения в города;

рационализацию размещения производительных сил на основе учета комплекса факторов, в том числе путем расширения сети городов-спутников вокруг крупных городов, эффективного регулирования формируемых городских агломераций, оптимизации размещения производственных, деловых и общественных зон и обеспечения экологической безопасности;

разработку и реализацию новой земельной политики в городах, направленной на эффективное использование земельных ресурсов и формирование рынка земли;

развитие социальной, инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на основе внедрения передовых инновационных и экологически чистых технологий;

б) «Дорожную карту» по реализации в 2019 – 2021 годах Концепции развития урбанизации в Республике Узбекистан до 2030 года (далее – «Дорожная карта») согласно приложению №2;

в) Целевые показатели развития урбанизации в Республике Узбекистан до 2030 года согласно приложению №3.

Установить, что Концепция реализуется поэтапно на основе отдельной утверждаемой «Дорожной карты» исходя из достигнутых результатов, целевых показателей и основных направлений на соответствующий период.

2. Возложить персональную ответственность на:

заместителя премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. – за эффективную организацию деятельности и взаимодействие ответственных министерств и ведомств по исполнению Концепции и «Дорожной карты», своевременное устранение недостатков, выявленных в ходе мониторинга реализации «Дорожной карты»;

председателя Совета министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, руководителей министерств, ведомств и других организаций – за своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных в Концепции и «Дорожной карте»;

руководителей министерств и ведомств, указанных в приложении №3 к настоящему постановлению, – за достижение целевых показателей Концепции.

3. Определить источниками финансирования мероприятий, предусмотренных в настоящем постановлении:

средства республиканского бюджета;

средства Фонда развития урбанизации при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан;

гранты и средства технического содействия международных финансовых организаций, зарубежных государств и других доноров;

другие источники, не запрещенные законодательством.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и министра экономики и промышленности Республики Узбекистан Ходжаева Б.А.

 

Президент Республики Узбекистан                                           Ш. Мирзиёев


Приложение №1
к постановлению Президента Республики Узбекистан
от ___ июля 2019 года №ПП-_____

Концепция
развития урбанизации Республики Узбекистан до 2030 года

Глава 1. Общие положения

Концепция развития урбанизации в Республике Узбекистан до 2030 года (далее – Концепция) разработана во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 10 января 2019 года №УП-5623 «О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации».

Концепция определяет цели, задачи, приоритетные направления и этапы дальнейшего развития и управления урбанизацией на долгосрочную перспективу.

Активизация процессов урбанизации служит важным фактором обеспечения устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения. Это может быть обеспечено, если должное внимание уделяется созданию постоянных рабочих мест, обеспечению доступного и качественного жилья, сбалансированному развитию объектов социальной и производственной инфраструктуры и предоставлению городских услуг, эффективному использованию земельных участков в городах и формированию рынка земли, внедрению умных и зеленых технологий во все сферы управления городским развитием, а также обеспечению безопасной жизнедеятельности населения.

В Концепции учтены следующие основные направления коренного совершенствования процессов урбанизации в Узбекистане:

стимулирование процессов урбанизации на основе реализации принципиально новой жилищной политики, которая дополняется развитием инфраструктуры, системы городских услуг и общественных пространств для повышения благоустроенности и привлекательности городов;

обеспечение повышения благосостояния населения путем содействия их устойчивой и продуктивной занятости;

рациональное размещение в городах производств и объектов сферы услуг с учетом сравнительных и конкурентных преимуществ отдельных городов и городских агломераций, а также междугородной взаимосвязанности;

развитие социальной, инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на основе внедрения передовых инновационных и экологически чистых технологий;

совершенствование системы административного регулирования миграционных процессов для свободного перемещения сельского населения в города;

широкое внедрение прогрессивного международного опыта управления городской сетью путем выявления агломерационных образований и усиления межгородских связей развития;

расширение сети городов-спутников, прилегающих к крупным городским агломерациям;

обеспечение гарантии реализации права собственности на земельные участки для физических и юридических лиц под жилье, нежилые здания
и строения.

Глава 2. Текущее состояние и имеющиеся проблемы в развитии урбанизации

Численность населения республики на 1 января 2019 года составила 33,2 млн. человек, из которых 16,8 млн. человек проживает в городах.

В настоящее время уровень урбанизации в Узбекистане составляет 50,5% (с учетом городских поселков) и согласно международному рейтингу, разработанному ООН, республика по данному показателю занимает 155-е место среди 233 стран мира. При этом, достигнутый уровень урбанизации превышает среднереспубликанский в Наманганской (64,6%), Ферганской (56,5%) и Андижанской (53,3%) областях.

В Узбекистане насчитывается 119 городов, 1071 городских поселков и более 11 тыс. сельских населенных пунктов. Основу городской сети страны представляют малые и средние города, доля которых составляет 85% от общей численности городов.

На долю городов приходится почти 75% валового внутреннего продукта и более 85% промышленной продукции. Доминирующая роль в городах принадлежит сфере услуг. Так, в городах республиканского и областного подчинения сконцентрировано более 70% от общереспубликанского объема услуг. При этом, доля услуг связи и информатизации составляет 99,1%, финансовых услуг – 98,3%, услуг образования – 80,8%, здравоохранения – 71,9%.

На республиканском уровне развитием городов занимаются Кабинет Министров, различные министерства и ведомства, а на местном уровне – областные и городские хокимияты. Из общего количества городов 8 городов районного подчинения имеют свою управленческую структуру (городские хокимияты).

Общая площадь жилищного фонда в Узбекистане составляет 521 млн. м2в том числе городского – 266,0 млн. м2. Ввод в 2017 – 2018 годах 7,3 млн.м2 жилья в городах позволил довести показатель обеспеченности городского населения жильем до 15,8 м2 на человека.

Последовательная реализация территориальных программ социально-экономического развития и отраслевых инвестиционных проектов позволили довести уровень обеспеченности городского населения централизованным водоснабжением до 64%, природным газом – до 55%, горячим водоснабжением – до 25%, отоплением – до 20%. При этом, в 79 из 119 городов имеется доступ к канализации.

Важным для развития городов остаются их привязка и выход к стратегическим железнодорожным путям и автомобильным магистралям. В настоящее время 63,9% городов размещены в непосредственной близости к железнодорожным станциям. К национальной автомобильной дороге имеют прямой выход порядка 70% городов страны, к автомобильным дорогам международного значения – 5%.

На сегодняшний день в республике осуществляют свою деятельность 7,1 тыс. дошкольных образовательных учреждений, 9,8 тыс. общеобразовательных школ, свыше 100 высших учебных заведений, 1,4 тыс. стационарных и 6,4 тыс. амбулаторно-поликлинических учреждений. На 100 детей в возрасте от 3 до 6 лет приходится 32,8 места в дошкольных образовательных учреждениях, охват населения высшим образованием составляет 10,9%. Обеспеченность городского населения стационарным лечением составляет 59 койко-мест на 10 тыс. населения, что близко к средним показателям для региона Европы и Центральной Азии.

Принимаемые меры по обустройству и озеленению городских территорий позволили довести площадь озеленения больших и крупных городов в среднем до 30%. При этом, в силу климатических особенностей региона важное значение отводится поддержанию достаточной площади зеленых пространств для снижения температуры и улучшения качества воздуха, а также повышения общего уровня благоустроенности городов.

Вместе с тем, урбанизация пока не стала важным источником экономического роста и повышения благосостояния населения, имеется ряд диспропорций и системных проблем, в том числе:

а) в сфере нормативно-правового обеспечения:

многие положения Градостроительного кодекса Республики Узбекистан не выполняются из-за декларативного характера, неточности формулировок и несоответствия реалиям сегодняшнего дня и международным рекомендациям, не определена система санкций, штрафов за нарушение условий и требований выполнения генеральных планов городов, проектов детальных планировок и другой проектной документации;

нынешний Жилищный кодекс Республики Узбекистан не отражает в полном объеме происходящие изменения в строительстве, реализации
и эксплуатации частного жилого фонда, развитии ипотеки;

требует пересмотра и уточнения положения Земельного кодекса Республики Узбекистан с учетом прав юридических и физических лиц на приватизацию земельных участков несельскохозяйственного назначения, формирования земельного рынка;

назрела необходимость пересмотра и обновления действующих строительных норм и правил, которые не предусматривают применение современных инновационных методов проведения архитектурно-строительных работ, внедрения энергоэффективных, энергосберегающих и других современных технологий;

б) в сфере создания институциональных основ развития урбанизации:

отсутствуют разграничение функциональных обязанностей представительной и исполнительной власти на местах, распределение полномочий и функции между хокимиятами различных уровней и территориальными подразделениями центральных органов государственного управления;

отсутствие системности в размещении объектов производственной и социальной инфраструктуры, недооценка последствий хозяйственной деятельности отдельных предприятий и организаций, ведомственный подход к городскому развитию привели к резкому ухудшению городской среды в ряде регионов республики;

отсутствие во многих городах районного подчинения своей управленческой структуры, что не позволяет повысить эффективность управления ими;

административная разобщенность системы управления земельными ресурсами приводит к тому, что управление земельными ресурсами совершает несколько ведомств, причем функции их зачастую дублируются;

отсутствует четкое разделение прав владения и распоряжения муниципальными активами, что препятствует эффективному использованию местных ресурсов, и оказанию городских услуг, организации должного использования и поддержания городской инфраструктуры и коммунального хозяйства;

недостаток статистической отчетности социально-экономического развития городов снижает эффективность принимаемых управленческих решений;

в) сфере жилищного строительства:

происходит расширение городов в результате одноэтажной индивидуальной застройки с низкой плотностью населения, что существенно увеличивает стоимость предоставления городских услуг и затраты на поддержание соответствующей инфраструктуры;

существующее жилье, особенно в малых и средних городах, недостаточно обеспечивается коммунальными услугами, в то же время новое жилищное строительство ведется без должного обеспечения коммунальными услугами, включая общественный транспорт, общественные пространства и др.;

отсутствие целенаправленной долгосрочной стратегии жилищной политики страны не позволяет повысить сбалансированность и результативность реализуемых отдельных государственных программ жилищного строительства;

при формировании программ жилищного строительства не учитываются региональные особенности и потребности в жилье, оптимизация строительства жилья за счет различных источников, в том числе социального;

устаревшие строительные нормы и правила, а также отсутствие системности при разработке градостроительных документов оказывают негативное влияние на строительство жилья;

продолжает оставаться низким качество проектирования жилья и жилищных комплексов;

отсутствуют специализированные зональные и проектные институты, научно-исследовательские центры в области жилищного строительства;

действующие многочисленные строительные компании и фирмы недостаточно отвечают современным требованиям внедрения инновационных методов архитектурно-строительных работ, энергоэффективных и энергосберегающих технологий в жилищную практику;

в совершенствовании нуждается покупка жилья в форме ипотеки, отсутствуют рынок ипотечных бумаг (сертификатов), эффективные формы
и механизмы ипотеки для семей с невысокими доходами;

г) в сфере землепользования и управления земельными ресурсами:

отсутствуют нормы и правила по использованию и управлению земельными ресурсами, которые являются ключевым муниципальным активом, что не дает возможности местным органам власти максимизировать доходы от земли, находящейся в их распоряжении, в долгосрочной перспективе;

несмотря на предоставление юридическим и физическим лицам права на приватизацию земельных участков несельскохозяйственного назначения, актуальным вопросом продолжает оставаться необходимость существенного повышения эффективности управления ограниченным объемом земельных ресурсов в городах;

формирование рынка земли в городах нуждается в реформировании организаций и учреждений, органов власти на местах, ответственных
за эффективное использование и управление земельными ресурсами;

дефицит земельных ресурсов в отдельных городах и населенных пунктах оказывает влияние на рост стоимости земельных участков,
что ограничивает доступ малообеспеченных слоев населения к земельным ресурсам;

отсутствует полномасштабный охват земельных участков данными Национальной географической информационной системы, что не позволяет повысить обоснованность принятия управленческих решений органами государственной власти на местах;

отсутствует единая, основанная на современных информационных технологиях, интегрированная межведомственная база данных уполномоченных органов по учету земельных участков;

д) в сфере городского планирования и управления:

города и городские поселки все еще не выступают объектом прямого регулирования;

недостаточно учитываются особенности, сравнительные и конкурентные преимущества, характерные для отдельных категорий городов при обосновании и реализации инвестиционных проектов;

сохраняется высокий уровень централизации управления городской сетью, отсутствует четкое разграничение функций и задач между министерствами, ведомствами и хокимиятами регионов и городов, что вносит дисбаланс в комплексную и сбалансированную урбанизацию;

неоптимальный уровень формирования городов различных категорий в регионах и отсутствие альтернативы для снятия нагрузки со столицы страны другими крупными городами;

недостаточная обеспеченность городских и сельских населенных пунктов градостроительной документацией;

потенциал формирования бюджета городов не соответствует решению приоритетных социальных задач (создание новых рабочих мест, стимулирование предпринимательства и др.);

отсутствие в разрезе каждого города долгосрочной и среднесрочной стратегии социально-экономического развития;

отсутствие высших учебных заведений и учебных программ по подготовке и повышению квалификации кадров в области городского управления;

е) в сфере размещения производственных объектов и иных зон, учреждений социальной, инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры:

несоблюдение требований генеральных планов городов при размещении производственных объектов;

размещение производственных объектов в городах зачастую осуществляется без учета социальных и экологических факторов и последствий;

неравномерное размещение промышленных предприятий в разрезе отдельных категорий городов;

во многих городах страны отмечается низкий уровень размещения парковых и «зеленых» зон;

рост автомобилизации городов обостряет проблему дефицита парковочных зон в жилых микрорайонах города, а также в местах расположения крупных торговых центров, парков и других мест скопления населения;

продолжает оставаться низким уровень обеспеченности городского населения коммунальными и социальными услугами;

изношенность и морально устаревшие объекты коммунальной инфраструктуры приводят к росту аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения и увеличению операционных затрат;

требует кардинальной реконструкции устаревшая система водоотведения ливневых вод в городах;

инфраструктура информационно-коммуникационных технологий слаборазвита, особенно в малых городах, что не дает возможности реализовать умные решения в управлении городами;

ж) в сфере демографического развития городов и регулирования миграционных процессов:

отсутствует единая миграционная политика, позволяющая равномерно распределять население между густо- и малонаселенными регионами,
а также регулировать направление миграционного потока из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы;

наблюдается слабая территориальная мобильность сельского населения, низкий уровень занятости, высокий уровень внешней (преимущественно трудовой) миграции, в том числе из городов;

устаревшая система учета внутренней миграции населения не позволяет точно определить демографическую нагрузку на инфраструктуру
в населенных пунктах;

з) в сфере обеспечения экологической устойчивости городов:

недостаточный уровень охвата населения услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, причем данный вид услуг по существу отсутствует в малых городах и поселках;

отсутствует система раздельного сбора и складирования твердых бытовых отходов, технологий по уменьшению образования, утилизации, переработки отходов, недостаток мощностей и несоответствие стандартам по охране окружающей среды объектов захоронения отходов;

продолжает оставаться выше установленных и санитарно-гигиенических норм загрязнение атмосферного воздуха в отдельных городах страны;

использование домохозяйствами твердого топлива для отопления жилья приводит к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

слабое правоприменение существующего законодательства в сфере экологии, что отражается в сверхнормативном загрязнении окружающей среды промышленными объектами и транспортом, сбросе неочищенных канализационных стоков и т.д.

Глава 3. Цель, задачи и приоритетные направления развития урбанизации

 

Целью Концепции является обеспечение устойчивого развития за счет роста экономики городов и повышения благосостояния населения.

Исходя из поставленной цели, основными задачами развития урбанизации на период до 2030 года являются:

укрепление и максимально эффективное использование сравнительных и конкурентных преимущества отдельных городов, городских агломераций
и межгородских связей;

разработка и реализация новой жилищной политики, основанной на принципах интегрированного подхода к предоставлению жилья, инфраструктуры и городских услуг;

формирование региональной структуры урбанизации путем стимулирования и поддержки развития отдельных категорий городов, создание благоприятных условий для перемещения избыточных трудовых ресурсов из сельской местности в городские поселения;

полномасштабная реализация Концепции «Умный город», широкое внедрение умных и зеленых инновационных технологий и решений в городской сфере;

повышение эффективности использования ресурсов и обеспечение защиты окружающей среды посредством снижения экологического воздействия урбанизации;

снижение подверженности городов изменению климата и связанным с этим вызовам и угрозам;

обеспечение защиты культурно-исторического наследия и улучшение общественных пространств в городах;

расширение сети городов-спутников вокруг крупных городов и эффективное регулирование формируемых городских агломераций, оптимизация размещения производственных, жилых и «зеленых» зон, бизнес-центров;

разработка и реализация новой земельной политики в городах, направленной на эффективное использование земельных ресурсов и формирование рынка земли;

широкое внедрение эффективных форм и методов городского управления и планирования с учетом прогрессивной международной практики;

повышение доступа городского населения к объектам социальной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры;

выработка альтернативных механизмов инвестирования в развитие городов и городских агломераций.

С учетом целевых задач на долгосрочную перспективу, развитие урбанизации будет осуществляться на основе следующих приоритетных направлений.

а) развитие городов и городских агломераций:

оптимизация урбанистической структуры страны за счет увеличения численности малых, средних, больших и крупных городов, уделив при этом особое внимание ускоренному развитию больших и средних городов-индустриальных центров;

целенаправленное формирование городских агломераций, прежде всего, на базе городов областных центров и города Нукуса, а также за счет слияния отдельных городов;

создание городов-спутников, позволяющих разгрузить крупные и большие города в части производства потребительских товаров и оказания услуг, концентрации научного и инновационного потенциала, оптимизировать размещение жилья и разгрузить трафик в крупных городах;

поэтапный переход к интегрированному городскому управлению на уровне отдельных городов и городских агломераций;

развитие перспективных городов и населенных пунктов, с учетом сохранения архитектурного облика и определения полюсов роста на базе эффективного использования имеющихся минерально-сырьевых и трудовых ресурсов, благоприятного транспортно-географического расположения, формируемых центров туристического обслуживания и транспортной логистики;

дифференцированный подход на национальном и местном уровнях по социально-экономическому развитию отдельных категорий городов с учетом поддержки и стимулирования малых городов, прежде всего, районных центров, являющихся ядром обслуживания сельских территорий;

устойчивое и индустриальное развитие средних и больших городов с учетом специализации отдельных городов на основе их конкурентных преимуществ, а также устойчивого развития ранее сформированных моногородов путем разработки специальных целевых программ;

разработка долгосрочной стратегии развития города Ташкента, включающей улучшение его связанности с городами-спутниками и повышение благоустроенности таких городов;

формирование не менее двух крупнейших городов-миллионников для снижения демографической нагрузки с города Ташкента;

б) формирование и реализация целенаправленной градостроительной политики:

осуществление градостроительной политики государства с учетом повышения эффективности градостроительного планирования и управления земельными ресурсами;

реновация, реконструкция ветхой и морально устаревшей застройки территорий;

внедрение новых инновационных инструментов градостроительного регулирования, включая градостроительные документы долгосрочного развития (генеральная схема расселения, проекты детальной планировки, генеральные планы городов и др.).

совершенствование методологических и методических основ разработки градостроительных документов с учетом приоритетных направлений реформирования экономики, современной зарубежной практики государств с рыночной экономикой, широкомасштабного внедрения инновационных
и информационных технологий;

укрепление потенциала квалифицированных кадров по проектированию городского развития и планирования, развитие местных проектных институтов для адаптации к местным условиям современных архитектурно-планировочных решений;

создание единой информационной системы мониторинга градостроительной деятельности;

обеспечение сохранения историко-культурного, ландшафтного и архитектурно-пространственного своеобразия каждого города, безопасности их территории и окружающей среды;

широкомасштабная реализация Концепции «Умный город», предусматривающей использование инновационных технологии и других средств во всех сферах и отраслях экономики городских поселений;

в) разработка новой жилищной политики:

разработка жилищной политики, которая будет предоставлять возможности доступа к жилью для всех групп населения;

стимулирование развития доступного (эконом-класса) жилья для наиболее уязвимых слоев населения через развитие формального рынка аренды жилья, строительство государственного жилья для предоставления в аренду;

повышение уровня и качества жилищного обеспечения населения с использованием современных механизмов ипотечного кредитования;

развитие системы страхования при осуществлении ипотечного жилищного строительства;

совершенствование статистики учета жилищного фонда;

учет демографических факторов, социальных групп населения посредством доступного ипотечного кредитования;

реновация, реконструкция, модернизация, повышение благоустройства и энергоэффективности существующего жилого фонда;

расширение строительства многоэтажных домов в городах в целях повышения плотности застройки и эффективного использования земельных ресурсов;

формирование эффективных механизмов капитального ремонта многоквартирных домов и управления жилищным фондом;

г) обеспечение полного доступа населения к инфраструктуре и общественным услугам:

обеспечение полного доступа всех слоев населения городов к коммунальным услугам (водоснабжение, канализация, отопление и горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, ИКТ);

повышение эффективности предоставления коммунальных услуг и услуг общественного транспорта, в том числе посредством развития ГЧП, внедрения умных технологий, расширение использования возобновляемых источников энергии и реформирования тарифной политики;

повышение охвата городского населения общественными услугами (здравоохранение, образование, библиотеки, махаллинские центры, др.), их качества и стоимостной доступности;

повышение связанности внутри и между взаимозависимыми городскими территориями посредством направления инвестиционных ресурсов в развитие транспортной инфраструктуры и услуг общественного транспорта;

развитие внутригородской сети автопарковок, в том числе закрытого типа с наличием систем отвода загрязненного воздуха;

обеспечение оптимального охвата и качества общественных пространств, в том числе посредством оптимального размещения и расширения парковых зон, спортивных площадок, а также популяризация немоторизованных способов передвижения (велосипедные и пешеходные дорожки, тротуары);

д) повышение эффективности управления земельными ресурсами и совершенствование землепользования в городах:

разработка Земельного кодекса в новой редакции с учетом формирования земельного рынка через предоставление прав юридическим и физическим лицам на приватизацию земельных участков несельскохозяйственного назначения;

повышение эффективности использования земель посредством реализации ее в частную собственность и предоставление в долгосрочную аренду с учетом особенностей и характеристик отдельных категорий городов;

активизация процессов приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения и формирование земельного рынка;

поэтапное внедрение имущественного налогообложения посредством объединения имущественных и земельных налогов в налог на недвижимость;

активное внедрение цифровых технологий при формировании базы данных и оформлении кадастра на земельные участки;

ускорение процесса цифровизации системы кадастра и обеспечение полного охвата земельных участков данными Национальной географической информационной системы;

проведение системного мониторинга эффективности использования земельных участков в городах;

е) рациональное размещение производительных сил в городах:

размещение промышленных производств в городах с учетом демографической, научной, трудовой, транспортной емкости, их конкурентных преимуществ, а также возможностей кооперации крупных, больших, средних и малых городов;

стимулирование индустриального развития городских территорий за счет направления инвестиционных ресурсов в инфраструктуру и развитие услуг, НИОКР и улучшение транспортных коммуникаций для повышения эффективности цепочек поставок и расширения доступа на местные и международные рынки;

строгое соблюдение при размещении промышленных производств и объектов социальной инфраструктуры требований экологических стандартов, санитарных и строительных норм, а также выведение загрязняющих производств за пределы города;

размещение в городах преимущественно обрабатывающих и перерабатывающих производств с низкой материало- и энергоемкостью, а также мощностей по производству инновационной и высокотехнологичной продукции;

повышение эффективности цепочек создания добавленной стоимости путем создания индустриальных и инновационных зон и технопарков в городах;

ж) повышение занятости городского населения и создание условий для свободного перемещения населения из сельской местности в города:

опережающее создание рабочих мест в промышленности, строительстве и сфере услуг в малых и средних городах;

создание новых рабочих мест в приграничных к городам сельских населенных пунктах, в том числе в кишлаках с численностью населения более 10 тыс. человек;

проведение постоянной работы по определению спроса на рабочую силу и квалификации работников со стороны вновь создаваемых предприятий промышленности и сферы услуг в городах;

координация усилий по определению разрывов в предложении рабочей силы (количество и квалификации работников) для определения перспективных потребностей в привлечении и переобучении рабочей силы из других регионов страны;

совершенствование и упрощение системы прописки для повышения мобильности рабочей силы;

з) повышение экологической устойчивости и обеспечение безопасности городов:

внедрение инновационных чистых технологий в градостроительстве, созданию «зеленой» зоны и соблюдение всех экологических стандартов в области охраны атмосферного воздуха, водных ресурсов, размещения отходов, а также санитарных норм и правил по недопущению загрязнения питьевой воды;

создание кадастра выброса загрязняющих веществ с использованием современных информационных технологий;

полный перевод общественного транспорта на газобаллонное топливо, электротягу и другие виды альтернативного топлива;

повышение охвата населения услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, их переработки с сокращением объемов твердых бытовых отходов, направленных для захоронения на полигонах;

совершенствование системы общественной безопасности городов путем создания центров видеоконтроля за улицами и районами города;

улучшение системы управления твердыми бытовыми отходами, в особенности путем внедрения инновационных методов сокращения объемов отходов, их переработки и вторичного использования, организации их хранения;

и) совершенствование системы городского регулирования и управления:

разработка долгосрочной стратегии развития каждого города и агломерации с определением приоритетных направлений, конкурентных преимуществ и источников их экономического роста;

включение всех городов в систему кратко-, средне- и долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития, определяющую их вклад в экономическое развитие страны и региона;

проведение инвентаризации всех городских поселений на предмет формирования единой базы социально-экономического развития, выявление системных проблем, оценки потенциала для их дальнейшего развития;

последовательная децентрализация механизма управления социально-экономическим развитием городов с повышением статуса органов государственной власти на местах, включая передачу муниципалитетам всех государственных активов на подведомственных территориях, расширение фискальной децентрализации.

Глава 4. Этапы реализации Концепции

С учетом комплексного характера процессов развития урбанизации и достигнутого уровня, Концепция будет реализована в три этапа.

На первом этапе (2019 – 2021 годы) предусматривается:

разработка и утверждение необходимых нормативно-правовых актов по обеспечению устойчивого развития урбанизации;

совершенствование статистического учета и отчетности в городах, в том числе определение реальной численности населения городов с учетом внутренней маятниковой миграции, исходя из международных рекомендаций и стандартов, а также переписи населения;

формирование интегрированной информационной системы сбора, управления и анализа данных для управления городским развитием, которая будет формироваться различными заинтересованными сторонами и доступна для их использования;

подготовка Государственной программы по разработке Генеральной схемы расселения на территории Республики Узбекистан, отраслевых схем развития территории Республики Узбекистан и генеральных планов городов-спутников;

разработка принципиально новой жилищной политики, которая дополняется развитием инфраструктуры, системы городских услуг и общественных пространств для повышения благоустроенности и привлекательности городов;

пилотирование подготовки интегрированных планов городского развития для малых и средних городов;

запуск Фонда урбанизации и изучение альтернативных источников инвестиций для развития городов и городских агломераций.

На втором этапе (2022 – 2025 годы) предусматривается:

реализация комплекса мер, направленных на масштабное расширение жилищного строительства с опережающим развитием дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры;

реализация мер по согласованию жилищной и градостроительной политики, созданию необходимых условий для рационального размещения производительных сил в городах;

проведение работ по формированию реального рынка земли и передаче земельных участков в частную собственность;

мобилизация инвестиционных ресурсов в развитие конкретных городов и городских агломераций, укрепление межгородских связей, включая проведение дополнительных исследований, составление планов и стратегий развития;

реализация интегрированных программ городского развития в пилотных городах и агломерационных образованиях, включая интегрированные подходы к городскому управлению;

расширение масштаба работ по подготовке интегрированных планов городского развития для малых и средних городов.

На третьем этапе (2026 – 2030 годы) предусматривается:

реализация целевой Государственной программы развития в городах для достижения поставленных целевых ориентиров до 2030 года;

осуществление реформы системы государственного управления для эффективного управления развитием городов на центральном уровне,
на уровне городских агломераций, областей и конкретных городов;

рост вклада городов в обеспечение экономического роста, активное внедрение инновационных достижений в рамках проекта «Умный город»;

осуществление перехода от управления городами к управлению городскими агломерациями, усилению специализации городов, обеспечению эффективного функционирования малых городов, городов-спутников.

Глава 5. Ожидаемые результаты от реализации Концепции

В результате реализации Концепции ожидается:

становление городов и городских агломераций в качестве важнейшего источника социально-экономического развития страны и регионов;

повышение производительности труда, конкурентоспособности городской экономики и рост благосостояния населения;

повышение качества управления процессами урбанизации на национальном, региональном и местном уровнях;

города и городские поселки в перспективе станут основным местом для формирования новых высокотехнологичных рабочих мест с оптимизацией внутренних и внешних миграционных потоков и сокращением доли городского населения, нуждающегося в трудоустройстве;

улучшение жилищных условий и повышение обеспеченности жильем городского населения до 20 м2 на человека в результате реализации принципиально новой жилищной политики;

устойчивое развитие городов на основе сбалансированного подхода к стимулированию экономического роста и обеспечению социальной и экологической безопасности;

децентрализация системы городского управления, в которой местные органы власти берут на себя все больше ответственности за управление устойчивым городским развитием;

формирование оптимальной иерархии городов (малые, средние, большие и крупные, крупнейший – Ташкент) и городских территорий;

эффективное использование ограниченных земельных ресурсов, в том числе за счет доведения доли приватизированных земельных участков несельскохозяйственного назначения до 30%.


приложение №2

к Постановлению Президента Республики Узбекистан от ___ июля 2019 года №ПП-____

 

«ДОРОЖНАЯ КАРТА»

по реализации в 2019 – 2021 годах Концепции развития урбанизации в Республике Узбекистан до 2030 года

Наименования мероприятий

Срок
исполнения

Форма
реализации

Ответственные
исполнители

I. Совершенствование законодательно-правовых актов в области урбанизации

1.

Разработка проекта Жилищного кодекса Республики Узбекистан в новой редакции, предусматривающего разработку долгосрочной стратегии жилищной политики.

сентябрь

2019 года

проект Закона Республики Узбекистан

Минжилкомобслуживания,

Минэкономпром,

Минстрой,

Верховный суд,

Госкомземгедезкадастр

2.

Разработка проекта Земельного кодекса в новой редакции с учетом предоставления прав юридическим и физическим лицам на приватизацию земельных участков несельскохозяйственного назначения.

сентябрь

2019 года

проект Закона Республики Узбекистан

Госкомземгедезкадастр,

Агентство госактив,

Минэкономпром

3.

Внесение изменений в Градостроительный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающих точное определение критериев разграничения городских и сельских населенных пунктов, комплексное развитие городов различных категорий.

сентябрь

2019 года

проект Закона Республики Узбекистан

Минстрой,
Минэкономпром,
министерства и ведомства

4.

Разработка проекта Закона Республики Узбекистан
«О государственной власти на местах» в новой редакции, предусматривающего разграничение функциональных обязанностей представительной и исполнительной власти на местах, распределения полномочия и функций между хокимиятами различных уровней и территориальными подразделениями центральных органов управления.

декабрь

2019 года

проект Закона Республики Узбекистан

Минюст,
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

II. Развитие городов и городских агломераций

5.

Оптимизация урбанистической структуры страны за счет:

увеличения количества малых, средних, больших и крупных городов;

ускоренного развития средних и больших городов-промышленных центров;

формирования дополнительных «центров притяжения» – Самарканд, Наманган и Фергана (Маргилан);

поддержки и стимулирования перспективных населенных пунктов и городов, имеющих возможности роста на базе эффективного использования имеющихся минерально-сырьевых и трудовых ресурсов;

устойчивого развития ранее сформированных моногородов.

постоянно

Проекты нормативно-правовых актов

Минэкономпром, Минстрой, Мининвестиций

хокимияты областей,

Совет Министров Республики Каракалпакстан

 

6.

Переход к интегрированному городскому управлению на уровне отдельных городов и городских агломераций в том числе путем:

развития крупных городов прежде всего, на базе городов областных центров и города Нукуса;

слияния отдельных малых и средних городов с учетом их социально-экономической взаимосвязанности и территориальной близости;

расширения сети городов-спутников, прилегающих к крупным городам.

июль

2021 года

Проекты нормативно-правовых актов

Минэкономпром, Минстрой, хокимияты областей и г. Ташкента, Совет Министров Республики Каракалпакстан

7.

Развитие перспективных городов и населенных пунктов с учетом сохранения архитектурного облика и определения полюсов роста на базе эффективного использования имеющихся минерально-сырьевых и трудовых ресурсов, благоприятного транспортно-географического расположения, формируемых центров туристического обслуживания и транспортной логистики.

декабрь

2020 года

Проекты нормативно-правовых актов

Минэкономпром, Минстрой, Мининвестиций, профильные министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей

III. Формирование и реализация целенаправленной градостроительной политики

8.

Разработка проектов нормативно-правовых актов по совершенствованию градостроительных документов предусматривающих:

применение современных инновационных методов в процессе принятии архитектурно-строительных решений;

обновление действующих градостроительных норм и правил, на основе применения современных инновационных методов проектирования, внедрения энергоэффективных, энергосберегающих и других современных технологий.

март

2020 года

Проекты нормативно-правовых актов

Министерство строительства,

Министерство экономики
и промышленности, Минжилкомобслуживание,

Госкомгеодезкадастр, Минэнерго,

Академия наук

9.

Осуществление градостроительной политики с учетом:

повышения эффективности градостроительного планирования и управления земельными ресурсами,

реновации, реконструкции ветхой и морально устаревшей застройки территорий;

сохранения историко-культурного, ландшафтного и архитектурно-пространственного своеобразия каждого города, безопасности их территории и окружающей среды.

постоянно

Генеральные планы,

планы детальной планировки территорий

Минстрой,

Минэкономпром,

Госкомгеодезкадастр, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г.Ташкента

IV. Разработка новой жилищной политики

10.

Повышение плотности застройки и эффективное использование земельных ресурсов путем увеличения строительства многоэтажных домов в городах.

постоянно

Программа мер

Минстрой, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

11.

Стимулирование развития доступного (эконом-класса) жилья для наиболее уязвимых слоев населения через развитие формального рынка аренды жилья, строительство государственного жилья для предоставления в аренду.

апрель

2020 года

Постановление
Кабинета Министров

Агентство госактив,

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г.Ташкента

12.

Разработка и внедрение системы страхования при осуществлении ипотечного жилищного строительства.

сентябрь

2020 года

Постановление
Кабинета Министров

Минфин, Центробанк, Минэкономпром

13.

Привлечение иностранных инвестиций и финансовых ресурсов субъектов предпринимательства в строительство жилых домов в городах

январь

2020 года

Постановление
Кабинета Министров

Мининвествнешторг, Минэкономпром

14.

Совершенствование механизмов ипотечного кредитования и повышения доступности ипотечных кредитов для всех категорий населений на основе рыночных механизмов

январь

2020 года

Постановление Кабинета Министров

Центральный банк

V. Обеспечение полного доступа населения к инфраструктуре и общественным услугам

15.

Развитие новой системы децентрализованного и локального электро- и теплоснабжения за счет использования возобновляемых источников энергии, солнечных батарей, тепловых насосов, технологий газификации на базе местных ресурсов.

октябрь

2019 года

Комплекс мер

Минэнерго,
Минжилкомобслуживание,
АО «Национальная энергосберегающая компания»

16.

Обновление основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры (водо-, тепло- и электроснабжение, канализация и др.) и ввод новых мощностей на основе применения передовых технологий и технических решений.

март

2020 года

Проекты нормативно-правовых актов

Минжилкомобслуживание, Минэнерго, хокимияты областей, г. Ташкента и Совет Министров Республики Каракалпакстан, министерства и ведомства

17.

Введение системы мониторинга за показателями водоснабжения, включая потерю воды и создание электронной базы данных в целях эффективного функционирования механизма государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций в городскую систему водоснабжения и водоотведения.

январь

2020 года

Комплекс мер

Минжилкомобслуживание

18.

Проведение полномасштабной реконструкции и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, в т. ч. внутренних дорог, пешеходных дорожек и переходов.

июнь

2020 года

Комплекс мер

Госкомавтодор,

Минтранспорта,

 

VI. Повышение эффективности управления земельными ресурсами и совершенствование землепользования в городах

19.

Повышение эффективности использования и управления земельными ресурсами на уровне хокимиятов городов и районов.

октябрь
2019 года

Проект нормативно-правового акта

СМ Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и

г. Ташкента

20.

Активное внедрение цифровых технологий при формировании базы данных и оформлении кадастров землепользования на основании данных Национальной географической информационной системы.

январь

2020 года

Комплекс мер

Госкомземгеодезкадастр,

Мининфоком,

Минэкономпром,

министерства и ведомства

21.

Формирование интегрированной межведомственной базы данных уполномоченных органов по учету земельных участков, жилищного фонда и внутренней миграции населения.

октябрь
2019 года

Комплекс мер

Мининфоком,

Минэкономпром, Госкомземгеодезкадастр,

Агентство госактив,

Минжилкомобслуживания, Минтруда, ГНК, МВД

VII. Рациональное размещение промышленных и социальных объектов городах

22.

Расширение территорий общественно-деловых зон в центральной части крупных городов с уменьшением территорий производственных и иных зон

апрель

2020 года

Проект нормативно-правового акта

Минстрой, Минэкономпром,

хокимияты областей и г. Ташкента, Совет Министров Республики Каракалпакстан

23.

Создание технопарков для отечественных компаний разработчиков программного обеспечения с учетом формирования современной инфраструктуры

ноябрь

2019 года

проект Постановления Президента Республики Узбекистан

Мининфоком, Мининновации, заинтересованные министерства и ведомства

VIII. Повышение занятости городского населения и создание условий для свободного перемещения населения из сельской местности в города

24.

Стимулирование свободного перемещения рабочей силы из села в города, посредством упрощения системы прописки, переобучения рабочей силы востребованным специальностям, введения льгот и преференций для переселенцев.

июль
2020 года

Проект нормативно-правового акта

МВД, Минтруда, Минэкономпром, хокимияты областей, Совет Министров Республики Каракалпакстан

25.

Опережающее создание рабочих мест в промышленности, строительстве и сфере услуг в малых и средних городах, а также в приграничных к городам сельских населенных пунктах.

сентябрь
2020 года

Проекты нормативно-правовых актов

Минтруда, Минэкономпром, хокимияты областей, Совет Министров Республики Каракалпакстан

IX. Повышение экологической устойчивости и обеспечение безопасности городов

26.

Создание кадастра выброса загрязняющих веществ с использованием современных информационных технологий.

октябрь

2019 года

Проект нормативно-правового акта

Госкомэкология, Мининоваций, Мининфоком

27.

Увеличение охвата городов в процессе мониторинга за загрязнением окружающей среды путем увеличения количества стационарных постов за загрязнением атмосферного воздуха.

январь

2020 года

Проект нормативно-правового акта

Узгидромет, Госкомэкологии, Минздрав, министерства и ведомства

28.

Поэтапный перевод общественного транспорта на газобаллонное топливо, электротягу и другие виды альтернативного топлива.

март

2020 года

Комплекс мер

Минтранспорта,
Госкомэкология

29.

Улучшение системы управления твердыми бытовыми отходами путем внедрения инновационных методов сокращения объемов отходов, их переработки и вторичного использования, организации их хранения.

апрель

2020 года

Комплекс мер

Госкомэкология,

хокимияты областей и  г. Ташкента, Совет Министров Республики Каракалпакстан

30.

Совершенствование системы общественной безопасности городов путем создания центров видеоконтроля за улицами и районами городов.

январь

2020 года

Проект нормативно-правового акта

МВД, Мининфоком, хокимияты областей и г.Ташкента, Совет Министров Республики Каракалпакстан

X. Совершенствование системы городского регулирования и управления

31.

Разработка средне- и долгосрочной стратегии развития каждого региона, с определением приоритетных направлений, конкурентных преимуществ и источников их экономического роста.

январь

2020 года

Проекты нормативно-правовых актов

Минэкономпром, Минстрой, МЖКО, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, министерства и ведомства

32.

Открытие новых специальностей по направлениям «Экономика и управление городским хозяйством», «Региональная экономика» для бакалавриата, «Геоурбанистика» - для магистратуры в высших учебных заведениях страны с заключением договоров о межвузовском сотрудничестве с зарубежными профильными образовательными и научными учреждениями в области урбанистики и городского развития, привлечением высококвалифицированных в данной сфере преподавателей и ученых к учебному процессу.

март

2020 года

Проект нормативно-правового акта

Минвуз,
Минэкономпром, Минфин

33.

Разработка Концепции миграционной политики Республики Узбекистан, включающей:

равномерное распределение населения между густо- и малонаселенными регионами;

регулирование направления миграционного потока из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы;

активизацию мобильности сельского населения и оптимизацию уровня занятости и внешней трудовой миграции, в том числе из городов.

январь

2020 года

Проект нормативно-правового акта

МВД, Минтруда, МИД Минэконопром

34.

Совершенствование статистической отчетности социально-экономического развития городов, исходя потребности в показателях социально-экономического развития городов, а также намечаемой переписи населения.

 

август

2019 года

Проект нормативно-правового акта

Госкомстат,

Минэкономпром, Минтруда


Приложение №3
к постановлению Президента Республики Узбекистан
от ___ июля 2019 года №ПП-_______

Целевые показатели развития урбанизации в Республике Узбекистан до 2030 года

Наименование показателя

Единица

измерения

2021 год

2025 год

2030 год

Ответственные министерства и ведомства

1

Уровень урбанизации

%

52

55

60

Министерство экономики
и промышленности

2

Уровень безработицы среди городского населения

%

8

6

4

Министерство занятости
и трудовых отношений

3

Обеспеченность городского населения жильем

м2/чел.

16,8

18,1

20,0

Министерство жилищно-коммунального обслуживания

4

Обеспеченность городского населения централизованным водоснабжением

%

65

75

100

Министерство жилищно-коммунального обслуживания

5

Обеспеченность городского населения природным газом

%

55

65

90

Министерство жилищно-коммунального обслуживания

6

Обеспеченность городского населения канализацией

%

35

40

100

Министерство жилищно-коммунального обслуживания

7

Доля населения, проживающего в благоустроенном жилье

%

60

65

85

Министерство жилищно-коммунального обслуживания

8

Доля населения, имеющего удобный доступ к общественному транспорту

%

88

90

92

Министерство транспорта

9

Общая протяженность маршрутной сети городского пассажирского транспорта:

 

 

 

 

 

автобус

тыс. км.

8

10

12

Министерство транспорта

метро

км.

36

157

157

Министерство транспорта

10

Охват детей в возрасте 3 – 7 лет дошкольным образованием

%

59,5

74,5

80,8

Министерство дошкольного образования

11

Переход общеобразовательных школ к обучению в одну смену

%

30

60

80

Министерство народного образования

12

Охват населения в возрасте 19 – 23 лет высшим образованием

%

15

20

50

Министерство высшего
и среднего специального образования

13

Доля приватизированных земельных участков несесельскохозяйственного назначения

%

10

20

30

Министерство экономики
и промышленности

14

Смертность от дорожно-транспортного травматизма в городах

ед. на
100 000 населения

9

7

6

Министерство внутренних дел

15

Доля твердых бытовых отходов, которые регулярно собираются и надлежащим образом удаляются, в общей массе городских твердых отходов

%

75

85

100

Государственный комитет
по экологии и охране окружающей среды

16

Среднегодовой уровень содержания мелких твердых частиц класса PM2.5 в атмосфере городов (в пересчете на численность населения)

мкг/м3

25

15

10

Государственный комитет
по экологии и охране окружающей среды

17

Площадь парков культуры и отдыха на душу населения городов

тыс. м2

1,2

1,3

1,5

Министерство строительства

Общие предложения

848