ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
43 Министерство народного образования Республики Узбекистан 30/07/2018 14/08/2018 6
О мерах по совершенствованию системы народного образования
ID-43

В сфере народного образования сохраняется ряд существенных проблем и недостатков, сдерживающих успешное проведение государственной политики по повышению качества общего среднего образования, что отрицательно влияет на процессы модернизации отраслей экономики и социальной сферы, всестороннего развития территорий, повышение уровня жизни и благосостояния населения, в числе которых:

первое, принудительное удержание от зарплаты учителей на предоплату коммунальных услуг, обязательную подписку на газеты и журналы (более 200 наименований), покупку билетов на развлекательные мероприятия, проведение аттестации и т.д. приводят к сокращению и без этого низкого уровня их заработной платы, по сравнению с другими отраслями экономики республики;

второе, со стороны органов государственной власти на местах распространилась порочная практика привлечения работников системы народного образования к работе, несвойственной к их профессиональной деятельности, включая уборки и работы по благоустройству, обязательному присутствию на различных совещаниях и заседаниях, хождению по домам с агитационными мероприятиями и сверками по оплате коммунальных услуг и т.п.;

третье, порочная практика назначения на должности директоров образовательных учреждений со стороны органов государственной власти на местах, а также малоэффективная структура школьного управления приводит к размытому распределению полномочий, возложению слишком большого количества несвойственных по отношению к основной деятельности задач на директора, снижению ответственности заместителей директора, отсутствию стимулов карьерного роста учителей;

четвертное, наблюдается отсутствие эффективных функционирующих механизмов подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также аттестации педагогических кадров и руководящего состава системы народного образования;

пятое, излишняя перегруженность школ и самого министерства проверками от различного рода инстанций, способствующих незащищенности руководства и учителей школьных учреждений от необоснованного вмешательства в их деятельность. Так, за 2017/2018 учебный год в школах республики проведено более 200 тысяч проверок со стороны органов государственной власти на местах, территориальных и районных подразделений внутренних дел, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического надзора и других инстанций;

шестое, неполный охват образовательных учреждений ежегодными инвестиционными программами развития, ориентированных на улучшение инфраструктуры данных объектов, их строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, издание учебников, обеспечение качественным углем на зимний сезон отдалённых школ, подключение к системам питьевой воды и канализации, своевременное выделение необходимого финансирования и других насущных для эффективного функционирования системы образования мер поддержки порождают исполнительский «хаос» и тормозят проводимые реформы в образовании. Так, за последние 8 лет количество школ сократилось с 9779 до 9628, в более 60% школах не произведен плановый капитальный ремонт. Филиалы школ в отдаленных районах зачастую выпадают из программ по капитальному ремонту и реконструкции;

седьмое, наблюдаются рост коэффициента сменности, который превышает существующие мощности образовательных учреждений более чем в 1,5 раза. Несмотря на быстрые темпы строительства новых жилых массивов в городах и районах республики, не принимаются меры по строительству новых школ;

восьмое, 28% школ не имеют компьютерные классы, 63% отсуствует современное оборудование и 93% не имеют высокоскоростной доступ к сети Интернет;

недостаточно электронных образовательных ресурсов, наблюдается низкое использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса и обеспечения прозрачности в администрировании финансовых расходов;

девятое, наблюдается излишняя бюрократия и рост бумажного документооборота в процессе образования. По данным Интернет-опроса и различных изучений на местах, выявилось, что перегруженность работы учителей различной бюрократией и бумажной волокитой, где более 4 часов тратится на заполнение различных форм отчётностей в бумажном виде (что приводит к недоплате в эквиваленте, равном 800 млрд. сум);

десятое, отсутствие эффективных каналов коммуникации и обратной связи между образовательными учреждениями и населением, неэффективная система общественного контроля школ и системы образования, пассивное присутствие руководителей системы образования в социальных сетях и других медиа ресурсах, что приводит к увеличению жалоб и обращений граждан в виртуальную приёмную Президента Республики Узбекистан (21,8 тыс. обращений);

одиннадцатое, отсутствие эффективных форм и механизмов государственного частного партнерства привели к низкой вовлеченности частного сектора в школьном образовании (менее 0,6% от общего количества школ);

двенадцатое, не уделяется должного внимания созданию возможностей для изучения со стороны учеников иностранных языков, так за последние 10 лет количество специализированных школ по немецкому языку уменьшилось с 16 до 4, по французскому языку с 14 до 3. При этом, отмечается, что количество учителей в общеобразовательных школах по немецкому языку уменьшилось с 4,5 тыс. до 3 тыс., а учителей французского языка соответственно с 3 тыс. до 2 тыс. Также, в связи с резким увеличением спроса со стороны родителей на школы с русским языком обучения, наблюдается острый дефицит педагогических кадров с русским языком обучения (общее количество выпускников ВУЗов по данным направлениям не покрывает даже половину имеющейся потребности, в особенности, в начальном образовании имеющаяся потребность почти в три раза превышает количество выпускников);

тринадцатое, низкая роль Министерства народного образования в реализации государственной политики в сфере общего среднего образования на местах, решении вопросов подбора и расстановки руководителей учреждений народного образования, управлении имуществом подведомственных организаций;

четырнадцатое, отсутствие эффективных механизмов отбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также аттестации педагогических кадров и руководящих работников системы народного образования.

В целях коренного совершенствования системы народного образования, повышения престижа учителей в обществе, улучшения состояния школ и усиления общественного контроля, подготовки всесторонне развитого поколения, а также определения приоритетов деятельности системы народного образования:

1. Определить основными направлениями кардинального реформирования системы народного образования:

подготовку всесторонне развитого молодого поколения и полноценное воплощение в жизнь принципа «Качественное образование – основной фактор и гарантия прогресса и развития общества»;

проявление уважения к личности учащихся, учителей и работников системы народного образования, постоянное совершенствование и практическая реализация механизмов их всесторонней защиты;

поднятие на качественно новый уровень общего среднего и внешкольного образования, воспитание всесторонне развитого поколения, обеспечение духовно-нравственного и интеллектуального развития учащихся;

усиление координирующей роли Министерства народного образования в реализации единой государственной политики в области образования, а также четкое регламентирование и разграничение задач, функций и полномочий профильных министерств, ведомств, органов государственной власти на местах в данном направлении;

кардинальный пересмотр кадровой политики в Министерстве народного образования путем внедрения передовых и прозрачных организационно-правовых механизмов подбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

всестороннее внедрение информационно-коммуникационных и педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс и систему управления учреждениями народного образования, достижение прозрачности и широкого общественного контроля;

улучшение материального стимулирования и социальной защиты работников системы народного образования, создание достойных условий для их эффективной работы;

обеспечение конкуренции в сфере оказания образовательных услуг, создание благоприятных условий для развития и функционирования негосударственных образовательных учреждений, в том числе государственно-частного партнерства в данной сфере;

внедрение инновационных методов обучения, создание учебной и учебно-методической литературы нового поколения, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, внедрение положительного опыта развитых зарубежных стран в систему народного образования;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

2. Предоставить право Министерству народного образования Республики Узбекистан самостоятельно:

утверждать государственные образовательные стандарты в сфере общего среднего образования, государственные требования внешкольного образования, учебные планы и программы, размеры стимулирования работников;

решать вопросы отбора, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и присуждать квалификационные категории педагогическим кадрам, назначать на должности руководящих работников учреждений народного образования;

формировать расходы, необходимые для финансирования системы народного образования и при необходимости, реализовывать мероприятия по привлечению иностранных займов, грантов и других средств;

определять базовые нормативы бюджетного финансирования на одного ученика общеобразовательной школы, в пределах, предусматриваемых на эти цели средств в параметрах Государственного бюджета. При этом обеспечить поэтапное внедрение данных нормативов, начиная с 2019 года и учитывать при их расчете региональные, языковые, инфраструктурные, инклюзивные и другие факторы, влияющие на формирование расходов школ;

внедрять в качестве эксперимента с 1 сентября 2018 года в отдельные общеобразовательные учреждения системы подушевого ваучерного финансирования (принцип «деньги следуют за учеником»).

определять порядок государственно-частного партнерства для увеличения участия частного сектора в развитии школьного, внешкольного и профессионального образования;

создание сети школ на базе успешно функционирующих общих средних образовательных учреждений;

организовать эффективное управление недвижимостью и другими материальными ресурсами, предоставленными подведомственным учреждениям и организациям;

направлять в правоохранительные органы информацию о фактах нарушения чести и достоинства работников системы Министерства народного образования для принятия оперативных мер воздействия, а также обращаться в суды по фактам нарушения их чести и достоинства без оплаты государственной пошлины и передавать в средства массовой информации сведения по вышеуказанным случаям для проведения журналистских расследований и др.;

на основании методики оценки формировать рейтинг взаимодействия Министерства народного образования с органами государственной власти на местах, министерствами и ведомствами в части содействия в реализации государственной политики в сфере народного образования и на систематической основе публиковать данные рейтинга в средствах массовой информации, социальных сетях и других Интернет ресурсах;

принимать решение об открытии новых общеобразовательных учреждений.

3. Согласиться с предложениями Министерства народного образования Республики Узбекистан:

об упразднении с 1 сентября 2018 года попечительских советов образовательных учреждений народного образования;

об организации Наблюдательных советов образовательных учреждений народного образования (далее - Наблюдательный совет) без образования юридического лица, состоящих из представителей родительских комитетов, педагогического персонала, выпускников и спонсоров, а также представителей институтов гражданского общества.

Основными задачами Наблюдательных советов определить:

избрание директоров образовательных учреждений из числа кандидатур, рекомендованных Министерством народного образования, а также внесение предложений по освобождению их от занимаемой должности;

внесение предложений по определению приоритетных направлений развития образовательного учреждения;

периодическое заслушивание отчетов директоров о принимаемых мерах по совершенствованию деятельности образовательного учреждения, его финансово-хозяйственной деятельности, доходах и расходах бюджетных, внебюджетных, спонсорских и иных средств;

согласование ежегодных финансовых планов и смет расходов;

утверждение по представлению директора образовательного учреждения размеров тарифов на оказываемые платные услуги, аренду помещений

и другого имущества образовательного учреждения;

установление системного мониторинга за качеством образования, знанием и педагогическим мастерством преподавателей, условиями, созданными для учеников;

рассмотрение обращений учеников и их родителей, проведение социологических опросов в целях тщательного изучения их мнений

о педагогических и руководящих кадрах;

участие в других вопросах, касающихся организации деятельности образовательного учреждения.

Министерству народного образования (Ш. Шерматов) по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан (А.Абдухакимов) в месячный срок утвердить Положение о Наблюдательных советах.

4. Установить порядок, в соответствии с которым:

Министерство народного образования Республики Каракалпакстан, областные управления народного образования, Главное управление народного образования города Ташкента, районные (городские) отделы народного образования подчиняются только Министерству народного образования Республики Узбекистан;

назначение на должность и освобождение от должности руководителей Министерства народного образования Республики Каракалпакстан, областных управлений народного образования и Главного управления народного образования города Ташкента, начальников районных (городских) отделов народного образования, а также руководителей других подведомственных Министерству организаций и учреждений, осуществляется министром народного образования Республики Узбекистан без согласования с органами исполнительной власти на местах;

5. Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Министерством народного образования в месячный срок:

пересмотреть порядок проведения аттестации педагогических кадров, установив основным критерием определения их квалификации – уровень знаний и навыков учащихся;

утвердить критерии оценки деятельности общеобразовательных учреждений с целью составления их рейтинга и публикации в открытом доступе.

6. Принять к сведению, что в соответствии с действующим законодательством запрещается:

привлечение работников учреждений народного образования, к работам, не относящимся к их непосредственным обязанностям, принудительному труду, включая работам по благоустройству и озеленению территорий районов и городов, сбору металлолома и макулатуры, а также сезонным работам в сельском хозяйстве и другим подобным работам;

унижать честь и достоинство, ущемлять права и свободы работников учреждений народного образования;

привлекать работников учреждений народного образования к участию в совещаниях, подворовых агитационных обходах населения и других мероприятиях, не связанных с их профессиональной деятельностью;

принуждать к подписке на печатные издания, реализации различных товаров (работ, услуг), сбору денежных средств.

Строго предупредить руководителей государственных органов и организаций о персональной ответственности за нарушение данных требования, вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан усилить надзор за соблюдением законодательства в сфере реализации гарантированных прав работников учреждений народного образования, повысить эффективность проверок в данном направлении, а в случае выявления фактов принудительного труда обеспечить применение соответствующих мер ответственности к виновным лицам.

7. Определить, что руководители органов государственной власти на местах и других надзорных органов несут персональную ответственность за организацию несанкционированных проверок всеми проверяющими органами деятельности учреждений народного образования на соответствующих территориях, а также их работников и педагогов.

Запретить на три года применение финансовых штрафов по отношению к руководителям образовательных учреждений и учителям за выявленные нарушения, если данное нарушение было совершено в первый раз.

Проверяющим органам всех уровней:

до 1 октября 2018 года обеспечить разработку регламента и графиков проведения проверок в учреждениях системы народного образования по согласованию с Министерством народного образования;

совместно с органами государственной власти на местах оказывать всяческое содействие по устранению и недопущению в будущем нарушений, выявленных в ходе проверок.

8. Руководители и сотрудники центрального аппарата Министерства народного образования, его подведомственных организаций и учреждений могут быть включены в любые рабочие группы только по согласованию с Премьер-министром Республики Узбекистан.

9. Образовать при Министерстве народного образования Республики Узбекистан:

Инжиниринговую компанию по разработке технических заданий на проектную документацию и мониторингу качества строительных объектов в сфере народного образования;

Агентство информационно-коммуникационных технологий в образовании на базе Центра развития мультимедийных общеобразовательных программ;

Информационно-аналитический мультимедийный центр Министерства народного образования по усилению просветительской деятельности в СМИ по формированию положительного имиджа учителя и образованного человека в обществе;

Научно-исследовательский центр стратегического развития народного образования;

Межрайонные методические центры на базе Секторов методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в районных (городских) отделах народного образования;

Центр рекрутинга и развития руководителей и работников учреждений народного образования на базе Центрального института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования имени «А.Авлоний».

Определить, что:

расходы по созданию и текущей деятельности данных учреждений осуществляется за счёт средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, внебюджетных фондов Министерства народного образования, а также поступлений от оказания платных услуг и других источников, не запрещенных законодательством Республики Узбекистан.

организационная структура, численность работников и размеры их заработной платы, а также объем других расходов данных учреждений утверждается Министерством народного образования с учётом отраслевых особенностей.

10. Образовать в структуре центрального аппарата Министерства народного образования, Контрольно-правовую Службу министра,

с определением функций по внутреннему надзору, защиты прав, чести и достоинства работников народного образования.

11. Кабинету Министров Республики Узбекистан внести:

в трехнедельный срок проект Постановления Президента Республики Узбекистан об организации деятельности Министерства народного образования Республики Узбекистан;

до 1 декабря 2018 года утвердить эффективный и устойчивый механизм межведомственного сотрудничества между Министерством народного образования, Министерством дошкольного образования и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан по обеспечению взаимосвязанности каждого этапа системы образования.

12. Согласиться с предложением Министерства народного образования об организации в Центре рекрутинга и развития руководителей и работников учреждений народного образования им. А.Авлони курсов подготовки менеджеров в сфере народного образования.

Министерству народного образования обеспечить поэтапное прохождение курсов подготовки менеджеров в сфере народного образования руководителями общеобразовательных учреждений.

13. Установить с 1 января 2019 года порядок, в соответствии с которым:

дополнительные доходы учреждений народного образования от предоставления в аренду сторонним организациям временно неиспользуемых помещений и другого государственного имущества, полностью направляются во внебюджетные фонды развития соответствующих учреждений;

руководители учреждений народного образования самостоятельно распоряжаются средствами внебюджетных фондов развития учреждений народного образования, в том числе имеют право направлять до 10 процентов от общей суммы доходов на материальное стимулирование руководителей учреждений;

использование всех ресурсов учреждений Министерства народного образования, в т.ч. аренду помещений со стороны государственных органов и сторонних организаций осуществляется исключительно по согласованию с руководителем учреждения и на платно-договорной основе.

Министерству народного образования в трехмесячный срок утвердить Положение о порядке формирования и использования средств внебюджетных фондов развития учреждений народного образования.

14. Определить, что:

обучение на курсах переподготовки по педагогической специальности осуществляется на платно-контрактной основе с выдачей по итогам экзамена диплома установленного образца;

лица, окончившие курсы переподготовки по педагогической специальности и получившие диплом установленного образца, имеют право работать в учреждениях общего среднего образования в качестве преподавателей.

15. Министерству высшего и среднего специального образования по согласованию с Министерством народного образования Республики Узбекистан в месячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами утвердить порядок организации курсов переподготовки по педагогической специальности для лиц, имеющих высшее образование и курсов подготовки менеджеров в сфере народного образования, а также перечень направлений высшего образования, допускаемых к переподготовке по педагогической специальности.

16. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан совместно

с Министерством народного образования, Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии

и государственному кадастру, Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в срок до 1 декабря 2018 года провести сплошную инвентаризацию в учреждениях народного образования по целесообразности размещения на их территории сторонних организаций независимо от форм собственности.

Государственный комитет по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента по результатам инвентаризации в установленном порядке обеспечить передачу недвижимости состоящего в комплексе зданий и сооружений учреждений народного образования с баланса органов государственной власти на баланс соответствующих учреждений, а также расторжению всех малоэффективных договоров на аренду недвижимости данных учреждений начиная с 1 января 2019 года.

Установить, что предоставление в аренду недвижимости, находящегося на балансе учреждений народного образования, осуществляется исключительно по согласованию с учреждениями народного образования.

17. Министерству народного образования и Министерству строительства Республики Узбекистан до 1 декабря 2019 года провести сплошную инвентаризацию и обследований технического состояния зданий и соружений учреждений народного образования и по результатам сформировать Адресную программу реконструкции, капитального ремонта и оснащения данных учреждений мебелью и инвентарем на период 2019 - 2021 годы.

Министерству финансов Республики Узбекистан совместно Государственным комитетом по инвестициям определить источники финансирования для проведения технического обследования состояния зданий и сооружений, разработку проектно сметной документации, инжиниринговых изысканий и реализацию Адресной программы с учетом включения в него ежегодно не менее 2000 учреждений народного образования.

18. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству финансов, Государственному комитету по инвестициям Республики Узбекистан по заявкам Министерства народного образования обеспечить учреждения народного образования широкополосным доступом к сети Интернет (не менее 10 Мб/с, с учётом ежегодного увеличения скорости по согласованию сторон) в установленном порядке:

республиканского и областного уровня до конца 2018 года;

районного уровня до конца 2019 года;

всех общеобразовательных учреждений до конца 2021 года.

19. Министерству строительства, Министерству народного образования Республики Узбекистан до 1 января 2019 года обеспечить разработку проект «Современная школа», предусматривающий компьютеризированные и технологические классы, лаборатории, столовые, отвечающие всем санитарным требованиям, спортивно-оздоровительный комплекс, систему видеонаблюдения и другие условия для развития индивидуальных творческих способностей учащихся.

Предоставить заместителю Премьер-министра А.Абдухакимову полномочия по отбору иностранных экспертов и проектных организаций

с положительным опытом без проведения тендеров на разработку проекта «Современная школа», проведению переговоров и заключению прямых договоров с международными организациями и посольствами иностранных государств в Республике Узбекистан по организации данных школ и укреплению материально-технической базы.

Определить Министерство народного образования Республики Узбекистан заказчиком всех видов работ по реализации проекта «Современная школа».

Государственному комитету по инвестициям, Министерству финансов Республики Узбекистан предусмотреть Министерству народного образования выделение необходимых средств с учетом введения в эксплуатацию не менее по одной общеобразовательной школе по проекту «Современная школа» в 2019 - 2020  годах.

20. В целях создания условий для привлечения высококвалифицированных специалистов в систему народного образования создать Фонд содействия реформам в сфере народного образования при Министерстве народного образования (далее – Фонд), определив источниками его формирования, следующие:

ежегодно выделяемые бюджетные ассигнования, в том числе - 100,0 млрд. сум до конца 2018 года, а в последующих годах с учетом её индексации в размерах повышения заработной платы работников народного образования и пересчета на годовые расходы;

50 процентов от взысканных сумм растрат, хищений, недостач, незаконных расходов по результатам проверок службами внутреннего аудита Министерства народного образования;

доходы, получаемые от размещения временно свободных средств Фонда;

100 процентов дивидендов предприятий и организаций, учредителем которых является Министерство народного образования;

средства, поступившие от реализации активов, находящиеся на балансе учреждений системы Министерства народного образования;

10 процентов средств, поступающих от обучения на курсах переподготовки кадров народного образования, проводимых Региональными центрами повышения квалификации педагогических работников;

10 процентов средств, поступающих от обучения на курсах переподготовки по педагогической специальности для лиц, имеющих высшее образование;

благотворительные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе нерезидентов Республики Узбекистан;

средства грантов, спонсорские средства и другие поступления,

не запрещенные законодательством Республики Узбекистан;

доходы от реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП);

другие источники, не запрещенные законодательством.

Средства Фонда расходуются на:

выплату заработной платы, надбавок, премий и других стимулирующих выплат работников Министерства народного образования, его подведомственных организаций и учреждений, а также территориальных подразделений;

привлечение на работу в Министерство народного образования высококвалифицированных специалистов на основе гражданско-правового договора;

обучение, повышение квалификации и стажировку работников Министерства, в том числе в научно-исследовательских, образовательных и иных учреждениях иностранных государств;

выплату командировочных расходов работникам Министерства как внутри страны, так и за ее пределами;

другие мероприятия, направленные на совершенствование деятельности Министерства.

укрепление материально-технической базы Министерства народного образования, его территориальных подразделений и подведомственных учреждений;

другие направления, определяемые Министерством народного образования, в пределах средств данного Фонда.

21. Установить, что с 1 января 2019 года:

пенсия пенсионерам – работникам учреждений народного образования выплачивается в полном размере;

вводится порядок материального стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений в размере до 10% от поступающих дополнительных доходов за оказание платных услуг.

22. Министерству финансов Республики Узбекистан:

в двухмесячный срок выделить Фонду бюджетные средства в размере 100 миллиардов сум для реализации приоритетных задач реформирования системы народного образования в 2018 году;

выделить в 2018 году, а начиная с 2019 года ежегодно предусматривать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан Министерству народного образования средства, необходимые на реализацию настоящего Указа.

23. Министерству народного образования совместно с Агентством государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан начиная с 2019 года обеспечить поэтапное внедрение порядка принятия заявок на поступления в государственные общеобразовательные школы путем подачи заявлений в Центры государственных услуг, в том числе в электронном виде через Единый портал интерактивных государственных услуг, Интерактивный портал государственных услуг в сфере народного образования;

24. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

25. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М., и Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б.

Общие предложения