ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
4084 Министерство экономики и промышленности Республики Узбекистан 26/06/2019 11/07/2019 3

Обсуждение завершено

Постановление Президента Республика Узбекистан
Концепция развития пищевой промышленности до 2025 года
ID-4084

I. Текущее состояние.

В пищевой промышленности функционирует более 12 тыс. предприятий различных форм собственности, в том числе 109 крупных.

В 2018 году производсто продукции пищевой промышленности составило 31,7 трлн.сум, в объеме производства обрабатывающей промышленности пищевая отрасль занимает второе место и ее доля составляет 16,7%.

Объемы отечественного производства по основным продуктам питания практически покрывают потребности населения республики по нормам потребления, основанных на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с учетом климатических условий, принципов здорового питания.

В частности на душу населения в год потребляется: мука пшеничная – 94,7 кг (норма - 91,1 кг),  сахар – 17,1 кг (11,0 кг), молоко и молочные продукты – 315,2 кг (132,9 кг), овощи – 289,7 кг (119,2 кг), фрукты – 77,9 кг (73,1 кг), мясо и мясные продукты – 42,2 кг (42,8 кг), яйца – 221,3 шт. (219,0 шт).

Некоторый недостаток ощущается в растительном масле – 13,1 кг (9,1 кг) и рыбе – 2,8 кг (7,1 кг).

Детское питание[1] является наиболее уязвимой статьей продовольственного обеспечения в связи с необеспеченностью потребностей за счет собственного производства, в частности 3300 т продуктов питания для детей ввозится в республику, тогда как отечественное производство составляет – 49,6 т.

Среди стран мира по объему экспорта сушеного абрикоса и винограда Узбекистан занимает третье место, чернослива на четвертом.

По производству и экспорту концентрированных натуральных соков Узбекистан занимает первое место в Средней Азии.

За 2015-2018 годы в структуре производства продуктов питания, напитков и табачных изделий возросли доли переработки и консервирования фруктов и овощей – на 3%, производства растительных и животных масел и жиров – на 1,6%, сахара – на 1,2%, безалкогольных напитков и минеральных вод – на 1,0%. Напротив, за этот период существенно снизились доли производства хлебобулочных и мучных изделий на 6,9% и молочных продуктов – на 2,7%.

С 2012 по 2018 год производство фруктов и овощей на душу населения увеличилось с 417 кг до 609 кг, мяса и молочных продуктов – с 242 кг до 354,4 кг. В результате, за счет роста производства обеспеченность отечественным  сырьем выросла в 1,5 раза по пшенице, в 2 раза по фруктам и овощам и в 1,5 раза по мясу и молоку.

Наряду с полным соблюдением стандартных нормативов обеспечения продовольственной продукцией, принятыми ВОЗ, потенциал для экспорта плодоовощной продукции увеличился.

Основным источником инвестиций в отрасль остаются собственные средства предприятий, на которые приходится свыше 50% всего объема инвестиций. Вместе с тем, политика по расширению объемов кредитования коммерческими банками предприятий реального сектора, повышения доступности кредитных ресурсов привела к росту удельного веса данного источника финансирования в структуре инвестиций с 17-18% в 2015-2016 гг. до 40-45% в 2017-2018 г.

Среднесписочная численность занятых на предприятиях пищевой промышленности данное время составить более 100 тыс. человек. При этом среднемесячная начисленная номинальная заработная плата в отрасли на 15-20% выше среднего уровня по республике в целом.

Вместе с этим, уровень использования производственных мощностей перерабатывающих предприятий в среднем остаётся низким, в частности данный показатель по производству мукомольной продукции – 55,0%, масложировой – 48,0%, переработке фруктов и овощей - 42%, молочной продукции – 45% и мясной – 55%. Это свидетельствует о незадействованном резерве в увеличении объемов производства продовольственной продукции с высокой добавленной стоимости.

Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие действенной кооперационной связи между производителями сельскохозяйственной продукции и перерабатывающими предприятиями, а также морально устаревшие технологии предприятий.

В целом, учитывая важность данной отрасли в повышении благосостояния населения Правительством утверждены практические меры по обспечению продовольственной безопасности и повышению конкурентоспостности отрасли, в рамках которой разработан проект Национальной программы обеспечения продовольственной безопасности в стране до 2025 года


[1] Продукты питания для детей (до трех лет) – это специальные продукты питания, соответствующие физиологическим характеристикам организма детей.

II. Предпосылки развития пищевой промышленности

1. Благоприятный климат для развития сельскохозяйственного производства – огромный потенциал сырьевой базы, а также центральное расположение в Среднеазиатском регионе создает условия для диверсификации регионального экспорта и роста объемов производства продукции пищевой промышленности.

2. В структуре экспорта продовольственной продукции преобладают свежие фрукты и овощи. В 2018 году в общем объеме экспорта продовольствия продукции пищевой отрасли составляют 30%. Имеется потенциальные возможности увеличения объемов переработанной продукции с высокой добавленной стоимостью для экспорта на внешние рынки, что позволит в 3-4 раза увеличить совокупный объем экспорта продовольствия.

3. В перерабатывающей промышленности отсутствует четкий и прозрачный механизм расчета предприятий с дехканскими и домашними хозяйствами (на них приходится более 90% производимого сырья) при закупке плодоовощной и сельхозпродукций для дальнейшего их переработки.

4. Уровень внедрения в производство современных видов упаковки недостаточен для решения вопросов повышения качества и безопасности продукции по требованиям мировых стандартов, а также продвижения на внешние рынки.

5. Отсутствие достаточных финансовых средств у предприятий отрасли тормозит внедрение ресурсосберегающих безотходных технологий, диверсификацию производства, возможность решать проблемы, связанные с защитой окружающей среды.

6. Дефицит квалифицированных кадров (технологов), в том числе среднего звена, ограничивает возможность внедрения в производство инновационных технологий по переработке фруктов и овощей, производству продукции, отвечающей запросам потребителей потенциальных стран-импортеров, таких как джемов, маринадов и т.д.

7. Государство является владельцем основного пакета акций практически всех крупных предприятий пищевой промышленности (масложировой, мукомольной и винодельческой отраслей), что выступает существенным барьером для привлечения инвестиций как отечественных, так и иностранных. Эти предприятия быстро не адаптируются к рыночной конъюнктуре, что негативно влияет на обеспеченность внутреннего рынка качественными продуктами питания широкого ассортимента. 

Риски для развития отрасли

1. Отрасль характеризуется активными процессами обновления основных фондов за 2015-2017 гг. отношение выбытия / ввода основных фондов по пищевой промышленности в целом составляло 80-90%, коэффициент ввода новых основных средств 18-22%.

2. Недостаточная степень углубленной переработки сырья и технологий, неразвитость маркетинга, логистики и кооперации в сфере производства сельхозпродукций и их переработки приводят к низкому качеству выпускаемой продукции, что в среднесрочной перспективе создает угрозу снижения конкурентоспособности продукции пищевой отрасли и потере рынка производителями, что, в конечном счете, к банкротству предприятий.

3. В долгосрочной перспективе Узбекистан намерен вступить в Всемирную торговую организацию (ВТО). Это приведет к повышению требований к качеству продукции и их безопасности, выравниванию конкурентной среды для иностранных и отечественных производителей. С одной стороны, усиление конкуренции со стороны иностранных производителей на рынках сырья и готовых продуктов создает риск банкротств для отечественных предприятий при низком качестве продукции. Но с другой стороны, конкурентные условия могут способствовать повышению конкурентоспособности предприятий, выходу их на внешние рынки и расширению географии экспорта пищевых продуктов.

4. Из-за отсутствия многопрофильной испытательной пищевой лаборатории, способной проводить испытания в соответствии со стандартами ведущих лабораторий мира и аккредитованной на международном уровне, контроль за качеством и безопасностью местных и ввозимых продовольственный продукций не обеспечивается на достаточном уровне. Это приводит к ввозу некачественной пищевой продукции (масла растительного, молочной продукции), а также ослабляет позиции отечественных производителей, как на внутреннем, так и зарубежных рынках.

5. Уровень промышленной переработки овощей и фруктов в республике составляет 7,3% от общего объема собранного урожая.

Причиной этого является высокий уровень износа основных фондов - 64%. Срок службы основных фондов и оборудования составляет 20 лет при уровне амортизации в 65%. Все это свидетельствует о том, что производственные мощности пищевой промышленности в настоящее время в основном морально и физически устарели.

Неразвитая инфраструктура хранения, транспортировки и холодильной обработки скоропортящегося сырья и продовольствия, которая не позволяет комплексно перерабатывать исходное сырье и создавать оптимальные условия для хранения, что приводит к дополнительным потерям, снижению безопасности и качества продукции. Это приводит к риску снижения объемов перерабатываемой продукции и выпуску конкурентоспособной продукции на внешних рынках.

6. Из-за отсутствия должного контроля за качеством пищевой продукции как импортного, так и отечественного происхождения на розничных товарных рынках присутствуют продовольственные товары-фальсификаты и контрафактная продукция.

7. Исследования, посвященные возможному влиянию глобального потепления на сельское хозяйство, указывают на то, что зоны резко-континентального и тропического климата пострадают сильнее всего, в зону которого входит и Узбекистан. Дальнейшее повышение температуры скорее приведет к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, а также увеличению частоты и интенсивности экстремальных погодных явлений (засухи, наводнения, ураганы). Это повлияет на состояние сельскохозяйственного производства и на продовольственное обеспечение.

8. Достаточно большие объемы импорта продуктов питания для детей (более 90%) создает риск зависимости от внешнего рынка самого уязвимого слоя населения – маленьких детей.

Наряду с указанными проблемами и рисками, специфичными для отрасли, необходимо принимать во внимание и общие для экономики риски, такие как рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, что ограничивает возможности реализации инновационных проектов и ускоренного развития.

III. Цели и задачи Концепции.

Целью Концепции является определение направлений дальнейшего развития пищевой промышленности, исходя из стратегических целей развития Узбекистана. Это – улучшение продовольственной безопасности страны, повышение конкурентоспособности национальной продукции на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей, сбалансированное развитие регионов и повышение эффективности использования ресурсов.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

повышение доли продуктов питания отечественного производства в общей структуре потребления до 90%, а также доли перерабатываемого сельскохозяйственного сырья до 25%;

увеличение объемов экспорта продуктов питания с высокой добавленной стоимости в 2 раза с обеспечением диверсификации его структуры;

поэтапное сокращение импорта готового растительного масла с одновременным увеличением завоза масличного сырья в целях доведения уровня загрузки имеющихся мощностей до 80% и увеличения объемов производства масложировой продукции с высокой добавленной стоимостью;

увеличение объемов выращивания альтернативных масличных культур (подсолнечник, соя, сафлор и др.) в республике с доведением объемов заготовки масличного сырья до 150 тыс. тонн в 2024 году;

создание современных хранилищ масличного сырья с доведением их мощности до 200 тыс. тонн в целях стабилизации цен на масложировую продукцию и равномерного обеспечения внутреннего рынка;

доведение уровня переработки плодоовощной продукции до 15%, мясомолочной – до 25%.

IV. Меры и механизмы

В целях дальнейшего развития пищевой промышленности, достижения приоритетов развития внутреннего потребительского рынка, в частности насыщения качественными и безопасными продовольственными товарами, а также роста экспорта предлагается осуществить следующие меры:

Производства продукции пищевой промышленности:

активизация процессов разгосударствления и приватизации  крупных предприятий пищевой промышленности: в масложировой (23 предприятий), мукомольной (44) и винодельческой (12) отраслях. Это будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности отрасли и рыночной мобильности предприятий, что в свою очередь повлияет на рост их конкурентоспособности и экспорта продукции, а также внедрению современных и инновационных технологий, быстрой имплементации международных стандартов качества, менеджмента и безопасности пищевых продуктов;  

осуществление технического перевооружения и модернизации предприятий пищевой отрасли с использованием энергоэффективного и ресурсосберегающего оборудования;

создание в специализированных районах по плодоовощеводству логистических центров по транспортировке, хранению, первичной переработки и шоковой заморозки продукции, что будет способствовать в продвижении отечественной продукции на региональные и мировые рынки;

увеличение объемов привлекаемых прямых иностранных инвестиций и средств международных финансовых институтов для ускорения технического перевооружения, ввода новых перерабатывающих мощностей и создания логистических центров;

разработка мер по повышению ответственности предприятий за производство суррогатной, не отвечающей критериям здорового питания, продукции, а также за нарушение установленных требований технических регламентов;

активизация сотрудничества местных предприятий с известными мировыми брендами в сфере производства пищевых продуктов, в частности:

по производству детского питания – Humana (Германия), Hipp (Германия);

по переработке плодоовощной продукции – Henz (США);

по производству кондитерских изделий – МARS (США).

осуществление государственной регистрации пищевых добавок, ароматизаторов и экстрактов, используемых в качестве вкусовых и ароматических веществ, а также сырьевых компонентов и ферментов, используемых при производстве продуктов питания;

усиление селекционной работы по выращиванию технических сортов, адаптированных к местным природно-климатическим условиям, плодов, овощей и бахчевых, пригодных для переработки и производства продовольственной продукции высокого качества;

создание централизованной пищевой многопрофильной лаборатории с филиалами в регионах республики. Это позволит обеспечить надлежащий контроль параметров их качества и безопасности, целью которой является:

проведения комплексных испытаний республиканской лабораторией показателей безопасности и фальсификации продовольственных товаров как ввозимых в республику, так и отечественных:

региональными филиалами – испытаний пищевой продукции и продовольственного сырья на предмет качества и безопасности, в соответствии с требованиями O‘zDSt ISO/IEC 17025.

в рамках деятельности пищевой многопрофильной лаборатории необходимо организовать регулярный контрольный закуп продуктов из розничной торговли для контроля за качеством продовольственной продукции реализуемой населению;

увеличение объемов выпуска органической продукции и продуктов, соответствующих стандартам безопасности пищевой продукции, путем внедрения предприятиями международных стандартов пищевой безопасности, в частности GFSL, которые поддерживают Global G.A.P, IFS Food, Safe Quality Food, GRMS (Global Red Meat Standart) и др.;

гармоназация национальних стандартов внедрения системы управления качеством пищевой продукции с международными стандартами;

выведение на мировой уровень научной базы специализированных институтов и лабораторий пищевой отрасли, а также системы подготовки высококвалифицированных специалистов. В частности, в Ташкентском химико-технологическом институте и Бухарском технологическом институте пищевой и легкой промышленности наладить системы по подготовку специалистов-технологов узкой специализации, к примеру, по выращиванию и консервированию зеленого горошка, шампиньонов, кукурузы и т.д., а также технологов по производству востребованной пищевой продукции в соответствии с международными стандартами.

Производство плодоовощной продукции:

выращивание технических сортов сельскохозяйственной продукции, которая отвечает стандартам, предъявляемым основными странами-партнерами (калибровка, сортность, содержание фруктозы и т.д.)

на основе глубокого изучения особенностей рынков потенциальных стран-импортёров (время и сезонность захода товара на рынок, потребительские предпочтения и т.д.) разработка рекомендаций для отечественных производителей по экспорту свежей и переработанной продукции по страновым и региональным признакам (к примеру – в Южной Кореи высокий спрос на гранатовой сок,  в Евросоюзе и США - консервированные каперсы в упаковке до 200 гр., продукты шоковой заморозки, в Китае – мясные продукты, натуральное вино и др.).

реализация инвестиционных проектов в Республике Каракалпакстан, Сурхандарьинской, Джизакской, Хорезмской, Навоийской, Сырдарьинской и Ташкентской областях по увеличению современных мощностей по переработке плодоовощной продукции и выпуску консервов, соков, сушке, замораживанию плодов и овощей.

Производство мясо и мясопродуктов:

организация в каждом районе Республике Каракалпакстан, Кашкадарьинской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Бухарской и Ташкентской областях специализированных откормочных животноводческих хозяйств с содержанием 2-5 тыс. голов крупного рогатого скота;

строительство, реконструкция и модернизация современных предприятий с производственным циклом от заготовок скота до переработки мяса (включая субпродукты) мощностью до 1 тыс.тонн мяса в год (на кости);

Производства молока и молочных продуктов:

создание в сельских районах специализированных молочно-товарных ферм мощностью до 1 тыс. голов крупного рогатого скота;

введение в эксплуатацию в Хорезмской, Кашкадарьинской, Самаркандской, Сырдарьинской, Джизакской и Ташкентской областях предприятий по переработке молока, молочной сыворотки, выпуску цельномолочной продукции, сыра, с использованием ресурсосберегающих технологий мощностью до 100 тн/сутки;

Производство продуктов питания, обогащенных микроэлементами и производство пищевых ингридиентов:

организация производства продуктов питания, обогащённых витаминами и микроэлементами (обогащение молочной продукции витамином А и D, йодирование соли, и т.д.);

организация производств продуктов детского питания (до 3-х лет);

организация производства пищевых ингредиентов;

выпуск ферментированной муки, обогащенной минералами, витаминами, пищевыми волокнами, незаменимыми аминокислотами и другими биологически ценными компонентами.

Учитывая наличие сырьевой базы в регионах для производства продовольственных товаров целесообразно до 2025 года разместить современные мощности, в том числе на основе формирования кластеров:

г.Ташкент – глубокая переработка какао-бобов, а также производство диетических и диабетических продуктов питания, ассортиментной линейки по выпуску кондитерских изделей на фруктозе;

Ташкентская область – производство по переработке молока и производство йогурта, а также пищевых натуральных оболочек для колбас и сосисок, джемов из фруктов и овощей (в небольшой упаковке для авиакомпании);

Ташкентская и Андижанская области – производство лимонной кислоты, продуктов детского питания;

Сырдарьинская область – производство рыбных консервов, дрожей пресованных и сухих;

Джизакская область – производство чистой питьевой воды, обогащенной озоном;

Андижанская и Бухарская области – производство косточковых и фармо-копейных масел, применяемых в пищевой, фармацевтической и парфюмерной продукции;

Ферганская область – производство консервированных фруктов (персики, вишня, абрикосы), гороха, кукуруза и др.;

Наманганская область – глубокая переработка фруктов и овощей (пюре, джемы, фруктовые концентраты, начинки для кондитерской промышленности и т.д.)

Навоийская и Кашкадарьинская области – производство молочной продукции и сыворотки;

Бухарская и Кашкадарьинская области – производство продуктов быстрого приготовления с использованием сублимированных заготовок из овощей и фруктов (сухие завтраки, супы, лапша);

Самаркандская область – производство электронных сигарет и некурительного табака (снус), а также производство соевой муки, изолята и протеина.

Сурхандарьинская область – производство томатной пасты и гранатовых соков.

Общие предложения

761