ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
3997 Центр гидрометеорологической службы 20/06/2019 05/07/2019 9

Обсуждение завершено

Постановление Президента Республика Узбекистан
Об утверждении Стратегии Республики Узбекистан по переходу на «зеленую» экономику
ID-3997

Реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах является основой для устойчивого развития экономики страны в среднесрочной перспективе. При формировании долгосрочной стратегии одним из эффективных инструментов обеспечения устойчивого развития в условиях изменения климата является переход страны на «зеленую» экономику.

Целенаправленная политика государства по последовательной и постепенной модернизации промышленности, повышению энергоэффективности и энергосбережения в ключевых секторах экономики позволяет стабилизировать уровень выбросов парниковых газов.

«Зеленая» экономика предусматривает внедрение чистых или «зеленых» технологий. Развитие «зеленой» экономики в республике способствует решению экологических проблем, которые затронули своими масштабами многие страны мира.

Оценка возможностей и перспектив развития «зеленой» экономики в Узбекистане определила следующие приоритетные направления по переходу на «зеленую экономику»:

смягчение последствий изменения климата и повышение энергоэффективности в системообразующих секторах экономики;

диверсификация источников энергии посредством снижения потребления ископаемого топлива за счет развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ);

адаптация к изменению климата;

преодоление последствий экологического кризиса в Приаралье;

внедрение «зеленых технологий»;

разработка механизмов поддержки «зеленой» экономики.

В целях обеспечения перехода страны к «зеленой» экономике посредством повышения благосостояния, качества жизни населения при минимизации нагрузки на окружающую среду и деградации природных ресурсов, а также последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития»:

1. Утвердить:

Стратегию Республики Узбекистан по переходу на «зеленую» экономику (далее – Стратегия) согласно приложению № 1;

План действий по реализации Стратегии Республики Узбекистан по переходу на «зеленую» экономику (далее – План действий) согласно приложению № 2.

2. Определить:

а) главной целью Стратегии – интеграцию принципов «зеленой» экономики в реализуемые в Республике Узбекистан структурные реформы для достижения устойчивого экономического прогресса, способствующего социальному развитию, снижению уровня выбросов парниковых газов, климатической и экологической устойчивости;

б) основными задачами Стратегии:

повышение энергоэффективности экономики и рационального потребления природных ресурсов путем технологической модернизации и развития финансовых механизмов;

включение «зеленых» критериев в приоритетные направления государственных инвестиций;

содействие реализации пилотных проектов по направлениям перехода к «зеленой» экономике;

развитие системы подготовки и переквалификации кадров, связанное с рынком труда «зеленой» экономики за счет стимулирования инвестиционных вложений в образование;

укрепление международного сотрудничества в сфере «зеленой» экономики.

3. Установить персональную ответственность:

заместителей  и советников Премьер-министра за эффективную организацию и координацию деятельности министерств и ведомств по реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией и Планом действий;

руководителей министерств и ведомств – за своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных Стратегией и Планом действий.

4. Министерству экономики и промышленности Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Постановления.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, министра экономики и промышленности Республики Узбекистан Б.А. Ходжаева.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 

к Постановлению Президента

Республики Узбекистан

 

Стратегия Республики Узбекистан по переходу на «зеленую» экономику

 

Глава 1. Общие положения

В соответствии с задачами, обозначенными в Стратегии развития по пяти приоритетным направлениям, в Республике Узбекистан реализуется комплекс мер, направленных на углубление структурных преобразований, модернизацию и диверсификацию ведущих отраслей экономики и сбалансированное социально-экономическое развитие территорий.

Разделяя обеспокоенность мирового сообщества последствиями изменения климата, и признавая необходимость принятия эффективных мер по их смягчению, Узбекистан подписал (09.04.2017 г.) и ратифицировал (02.11.2018 г.) Парижское соглашение. Тем самым страна взяла на себя количественные обязательства по его реализации, представив Определяемый на национальном уровне вклад (ОНВ)- снизить удельные выбросы парниковых газов на единицу ВВП на 10% к 2030 г. от уровня 2010 г.

Подписание Парижского соглашения требует от страны действий, направленных на снижение выбросов парниковых газов (ПГ) и адаптацию секторов экономики и населения к неблагоприятным воздействиям изменения климата.

В соответствии с условиями Парижского соглашения, Республике Узбекистан необходимо также: (а) формулировать и сообщать долгосрочную стратегию развития с низким уровнем выбросов парниковых газов, исходя из собственных национальных условий; (б) готовить и осуществлять национальные планы по адаптации к изменению климата; (в) осуществлять действия, направленные на поощрение инноваций (разработка и передача экологически безопасных технологий) и укрепление потенциала на всех уровнях.

Энергоемкость экономики Узбекистана в три раза превышает среднемировые значения, и уровень выбросов парниковых газов остается одним из высоких среди стран СНГ.

Усиление государственной политики в области энергосбережения способствует снижению углеродоемкости ВВП. Среднесрочные приоритеты по снижению выбросов ПГ в рамках выполнения обязательств Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН) и Парижского соглашения в стране нашли отражение в ряде стратегических и отраслевых планов, программ и законодательных актов, предусматривающих сокращение энергоемкости и ресурсоемкости экономики, широкое внедрение в производство энергосберегающих технологий, расширение использования возобновляемых источников энергии, преодоление последствий Аральского кризиса:

Программа мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015-2019 годы (№ПП-2343 от 05.05.2015 г.);

Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. (№УП-4947 от 07.02.2017г.);

Программа мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017-2021 годы (№ПП-3012 от 26.05.2017 г.);

Программа мер по дальнейшему развитию гидроэнергетики на 2017-2021 годы (№ ПП-2947 от 02.05.2017 г.);

Государственная программа по развитию региона Приаралья на 2017-2021 годы, направленная на улучшение условий и качества жизни населения (№ПП-2731 от 18.01.2017г.).

На пути достижения стратегических целей в республике существует ряд взаимосвязанных экологических и экономических проблем и потребностей, среди которых неэффективное использование природных ресурсов, негативное воздействие изменения климата, управление отходами, деградация экологических систем. К наиболее актуальным вызовам можно отнести следующее ограниченность имеющихся природных ресурсов (запасов природного газа и угля хватит только на ближайшие 20-30 лет, запасы нефти уже практически истощены; наблюдается растущий дефицит воды и деградация земельных ресурсов);

ускоренная индустриализация и рост населения существенно увеличат потребность экономики в ресурсах, усилят негативное антропогенное воздействие на ландшафты, угрозы биоразнообразию и рост выбросов парниковых газов (ПГ);

высокая энергоемкость ВВП, свидетельствующая о нерациональном использовании ископаемого топлива и энергоресурсов;

медленное обновление технологий, преобладание производств традиционного типа;

недостаточная роль малого и среднего бизнеса во внедрении инновационных решений для развития «зеленой» экономики;

накопление твердых бытовых отходов (ТБО);

сокращение биологического разнообразия, деградация земель, засоление почв, нарушение гидрологического режима рек;

последствия Аральского кризиса.

Вместе с тем, на сегодняшний день уже задан высокий темп преобразований в сфере государственной политики. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг., принятые Цели устойчивого развития (ЦУР) и другие стратегические программные документы ставят задачи:

к 2030 г. значительно увеличить долю энергии из возобновляемых источников в энергетическом балансе. Довести их долю в структуре генерирующей мощности до 19,7% к 2025 г.;

удвоить показатель повышения энергоэффективности к 2030 г. и вдвое снизить углеродоемкость ВВП;

к 2030 г. обеспечить всеобщий доступ к недорогому, надежному и современному энергоснабжению;

модернизировать инфраструктуру и переоборудовать промышленные предприятия, сделав их устойчивыми за счет повышения эффективности использования ресурсов и более широкого применения чистых и экологически безопасных технологий и промышленных процессов;

к 2030 г. существенно повысить эффективность водопользования во всех секторах экономики и обеспечить всеобщий доступ к безопасной питьевой воде;

достичь к 2030 г. нейтрального баланса деградации земель;

повысить к 2030 г. среднюю продуктивность производства продовольственной сельскохозяйственной продукции и доходы производителей.

Достижение данных целей потребует перехода к «зеленой» экономике.

Для решения существующих проблем необходимо радикально трансформировать способы использования природных и энергетических ресурсов посредством интеграции в процессы экономического развития принципов «зеленой» экономики, которые нацелены на низко-углеродное развитие и ресурсосбережение во всех секторах экономики, внедрение эффективных, экологически чистых технологий и устойчивое сельское хозяйство.

В этой связи особое значение приобретает разработка Стратегии Республики Узбекистан по переходу к «зеленой» экономике (далее – Стратегия). Опыт перехода  к «зеленой» экономике в других странах показывает, что эти действия способствуют:

снижению потребления энергии и сырья;

ограничению выбросов парниковых газов;

минимизации уровня загрязнения и образования отходов;

сохранению и восстановлению экосистем;

адаптации предприятий, отраслей и территорий к климатическим изменениям;

созданию «зеленых рабочих мест» в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, транспорте, сфере услуг и других отраслях экономики.

Стратегия по переходу к «зеленой» экономике ‒ это национальная долгосрочная стратегия, направленная на интегрирование вопросов изменения климата в устойчивое развитие национальной экономики.

С учетом национальных особенностей и глобальных вызовов государство определило «зеленую» экономику как стратегический приоритет.

Настоящая Стратегия разработана в соответствии с Указом Президента №УП-5635 от 17 января 2019 г. «О государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития» для достижения целей Парижского соглашения.

Глава 2. Цели и задачи Стратегии

Основной целью Стратегии перехода к «зеленой» экономике является достижение устойчивого экономического прогресса, который способствует социальному развитию, снижению уровня выбросов парниковых газов, климатической и экологической устойчивости через интеграцию принципов «зеленой» экономики в реализуемые структурные реформы.

Переход к «зеленой» экономике базируется на следующих основных принципах:

соответствие Целям устойчивого развития;

рациональное использование ресурсов, устойчивое потребление и производство;

включение экологических и социальных критериев в систему экономического учета;

приоритетность применения «зеленых» инструментов и подходов для достижения целей социально-экономического развития;

достижение существующих макроэкономических целей посредством повышения конкурентоспособности и роста показателей в ключевых секторах, создания «зеленых» рабочих мест, повышения благосостояния населения;

обеспечение инвестиционной привлекательности мероприятий по эффективному использованию ресурсов.

Для достижения целей Стратегии необходима реализация следующих задач:

повышение энергоэффективности экономики и рациональное потребление природных ресурсов путем технологической модернизации и развития финансовых механизмов;

включение «зеленых» критериев в приоритетные направления государственных инвестиций и расходов;

содействие реализации пилотных проектов по направлениям перехода к «зеленой» экономике;

развитие системы подготовки и переквалификации кадров, связанной с рынком труда в «зеленой» экономике за счет стимулирования инвестиционных вложений в образование;

укрепление международного сотрудничества в сфере «зеленой» экономики.

Глава 3. Основные направления Стратегии

Основные приоритетные направления Стратегии определены с учетом социально-экономических обстоятельств, перспектив развития, достижения ЦУР и обязательств по Парижскому соглашению, а также основываясь на международном опыте, ряде аналитических исследований проведенных в стране и с учетом предложений министерств и ведомств.

1-§. Повышение энергоэффективности и энергосбережения в ключевых секторах экономики с целью снижения выбросов ПГ

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы в области энергоэффективности и энергосбережения

Разработка экономических мер и рычагов, включая внедрение платы за сокращение выбросов парниковых газов.

Развитие системы стимулов для энергосбережения, в том числе путем применения финансовых льгот.

Разработка и введение обязательных требований к энергоэффективности.

  1. Развитие механизмов регулирования и контроля энергоэффективности

Разработка целевых показателей по энергосбережению и энергоэффективности и внедрение системы мониторинга, верификации и отчетности выполнения.

Проведение энергоменеджмента и аудита энергоемких предприятий.

Развитие государственной автоматизированной системы учета потребления электроэнергии для всех категорий потребителей, в том числе для промышленных и энергетических объектов.

  1. Электроэнергетика

Реконструкция и модернизация генерирующих мощностей действующих электростанций с внедрением высокоэффективных технологий на базе парогазовых и газотурбинных установок.

Совершенствование конфигурации и модернизация магистральных электрических сетей для повышения устойчивости энергосистемы.

Организационно-технические мероприятия, включая оптимизацию режимов, компенсацию реактивной мощности и схемы электрических сетей.

Повышение уровня автоматизации технологических процессов, снижение расхода электрической энергии на транспортировку и распределение.

Полное оснащение систем потребления электроэнергии автоматическими приборами контроля и учета (АСКУЭ).

  1. Теплоэнергетика

Внедрение новых технологий выработки тепловой энергии, в том числе технологий когенерации в центральных котельных, угольных паротурбинных энергоблоков на супер-сверхкритических параметрах пара.

Модернизация и реконструкция устаревшего оборудования котельных.

Утилизация тепла выхлопных газов турбокомпрессорных агрегатов.

Формирование оптимальной конфигурации и модернизация тепловых сетей.

Использование современных изолирующих материалов при реконструкции и модернизации тепловых сетей.

Автоматизация, диспетчеризация и оптимизация систем выработки и транспортировки тепловой энергии с учетом количества потребителей.

Оснащение потребителей современными приборами учета.

Использование гелиоколлекторов для подогрева воды в котельных.

  1. Возобновляемые источники энергии (ВИЭ)

Реализация положений Законов Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии», «О рациональном использовании энергии» в части нормирования расходов энергии в отраслях экономики.

Разработка долгосрочной Стратегии развития ВИЭ, в которой обозначены «точки» размещения ветровых и солнечных станций с учетом технологических характеристик электрических сетей и природных факторов.

Утверждение долгосрочных целевых параметров развития сферы ВИЭ (до 2030 г.), а также ежегодное определение потенциальных мест дислокаций новых объектов генерации, использующих ВИЭ, с учетом технических аспектов их безопасной интеграции в Единую электроэнергетическую систему Узбекистана.

Анализ действующих стандартов и гармонизация национальных стандартов с международными нормами и нормами Европейского Союза в сфере ВИЭ.

Формирование современных и прозрачных методов конкурентного отбора потенциальных инвесторов в рамках реализации проектов ВИЭ посредством внедрения аукционных торгов, стимулирующих приток на рынок электроэнергетики прямых иностранных инвестиций и независимых производителей электроэнергии.

Внедрение современных обоснованных научно-технических решений при проектировании и строительстве крупных, средних, малых и микро-ГЭС и ветропарков и гелиостанций для увеличения доли ВИЭ в структуре энергетического баланса.

Модернизация и перестройка системы электроснабжения с внедрением системы децентрализационной генерации электричества (SmartGrid) на основе ВИЭ, в целях (1) повышения энергоэффективности и надежности электросетей, (2) предупреждение аварийных ситуаций и своевременного ввода резервных мощностей при пиковых нагрузках.

Мониторинг баланса производства и распределения электрической энергии, с выделением в отдельной статье возобновляемых источников энергии.

Развитие технологий для накопления произведенной энергии с подключением в энергосистемы.

Локализация производства оборудования для получения энергии из ВИЭ.

Модернизация существующих генерирующих мощностей ГЭС.

Строительство малых деривационных ГЭС и сопутствующей инфраструктуры.

Массовое внедрение солнечных установок в сельской местности и котельных системы теплоснабжения.

По мере утверждения долгосрочных целевых параметров развития сферы ВИЭ разработка государственных программ по внедрению солнечных систем для выработки электрической и тепловой энергии в сельских местностях и отдаленных регионах республики.

Создание и поддержка демонстрационных центров по использованию ВИЭ.

Проведение широких информационных компаний по вопросам энергоэффективности и ВИЭ среди населения, используя СМИ.

  1. Нефтегазовая отрасль

Сокращение потерь природного газа при добыче, переработке, транспортировке и распределении природного газа за счет модернизации компрессорных станций, газораспределительных сетей низкого и среднего давления, а также  газотранспортной системы с внедрением эффективных технологий контроля потерь углеводородных ресурсов (SCADA).

Внедрение современных технологий распределения и учета газоснабжения.

Снижение выбросов парниковых газов от сжигания попутных газов в результате внедрения процессов их утилизации и углубленной переработки.

Внедрение альтернативных источников энергии на объектах нефтегазодобычи.

Утилизация тепла отходящих газов для выработки электроэнергии.

  1. Химическая промышленность

Модернизация и создание новых энергоэффективных мощностей по производству аммиака, азотной кислоты и минеральных удобрений.

Использование технологий по утилизации тепла энергоемких химических процессов для производства электрической энергии.

Вовлечение в промышленное использование крупнотоннажных техногенных отходов.

  1. Производство строительных материалов

Увеличение объемов использования вторичных ресурсов и крупнотоннажных техногенных отходов отраслей промышленности (энергетики, металлургии, химии) при производстве строительных материалов.

Внедрение современных высокотехнологичных линий с использованием энергосберегающих технологий по производству следующих видов строительных материалов: кирпича, изделий из пенобетона (стеновых, теплоизоляционных), теплоизоляционных материалов (сэндвич-панелей с эффективными наполнителями), стеновых и кровельных материалов, древесно-стружечных плит.

Внедрение прогрессивных технологий производства цемента (сухой способ) с применением технологий утилизации тепла и технологических процессов для выработки электрической энергии.

Внедрение современной технологии производства извести (сухим способом).

2-§. Сектор «Здания»

Принятие государственной программы по повышению энергоэффективности зданий, включая реконструкцию старых многоэтажных и индивидуальных зданий.

Пересмотр (раз в 5 лет) норм КМК в сторону ужесточения требований по энергоэффективности при строительстве и капитальной реконструкции.

Создание системы контроля/мониторинга за соблюдением строительных норм при строительстве и эксплуатации зданий.

Совершенствование подходов к архитектурно-планировочным решениям при строительстве и реконструкции зданий с учетом повышения энергоэффективности.

Создание системы энергетической сертификации зданий.

Пересмотр действующих и принятие новых норм и стандартов для теплоизоляционных строительных материалов.

Развитие системы ипотечного кредитования для энергоэффективного ремонта, например, использование «зеленых» ипотечных кредитов.

Создание целевых фондов при Товариществах частных собственников жилья (ТЧСЖ) для энергоэффективного ремонта многоэтажных зданий.

Развитие системы дифференцированных тарифов для создания стимулов энергосбережения.

Совершенствование технологий строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий с применением стеклопакетов, современных теплоизоляционных материалов.

Развитие и модернизация технологий по производству инженерного оборудования, теплоизоляционных материалов, систем отопления, кондиционирования на основе «зеленых» стандартов.

Повсеместное внедрение «закрытой» системы теплоснабжения при центральном отоплении.

Применение локальных котельных с высокоэффективными автоматизированными системами для отопления и горячего водоснабжения индивидуального жилищного фонда и многоквартирных жилых домов, городских и сельских общественных зданий.

Разработка и внедрение SMART-систем для управления режимом тепловых узлов для равномерной подачи тепла в систему параллельно работающих потребителей.

Использование высокотехнологичных систем кондиционирования и вентиляции с учётом потребности отдельных помещений, например, при помощи применения сплит-кондиционеров с функцией теплового насоса.

Введение энергоэффективных стандартов на бытовое оборудование.

Внедрение фотоэлектрических панелей в качестве источника энергоснабжения.

Разработка SMART-систем и широкое использование современных энергоэффективных ламп для освещения в зданиях.

Проведение широких информационных кампаний по вопросам повышения энергоэффективности зданий среди населения, используя для этого возможности СМИ.

3-§. Транспорт

Формирование единой комплексной политики развития, ориентированной на сокращение транспортных издержек и обеспечение эффективного функционирования транспортного сектора, развитие «зеленого» транспорта в соответствии с долгосрочными планами городского развития и мерами экологической безопасности.

Расширение производства и использования автотранспортных средств с улучшенными характеристиками энергоэффективности и экологичности в соответствии со стандартами «Евро-4» и выше, электромобилей, автомобилей с гибридными двигателями, на газовом топливе.

Производство моторного топлива с улучшенными характеристиками.

Продолжение обновления автотранспортного парка. Разработка стимулирующей программы по утилизации старых и покупке новых, более экологичных автомобилей.

Развитие и совершенствование эффективных систем общественного транспорта (увеличение доли общественного транспорта с улучшенными характеристиками).

Разработка и развитие новых транспортно-логистических систем, развитие дорожной инфраструктуры.

Усиление государственного контроля за экологическим состоянием транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

4-§. Водное и сельское хозяйство

Повышение эффективности использования водных ресурсов и предотвращение дальнейшего засоления и ухудшения качества земель.

Строительство и реконструкция гидротехнических сооружений, насосных станций и водохранилищ.

Широкое использование информационно-коммуникационных технологий  и инноваций в водном хозяйстве.

Обновление, модернизация и автоматизация водохозяйственных сооружений.

Широкое применение энергоэффективных и водосберегающих технологий полива сельхозкультур, совершенствование механизмов стимулирования водосбережения.

Разработка механизмов устойчивого управления водными ресурсами.

Восстановление и расширение пастбищных территорий.

Внедрение методов органического сельского хозяйства.

Восстановление лесов в горных и предгорных зонах страны и сохранение местных видов в полупустынных и пустынных районах.

Сохранение, восстановление и поддержание экологического баланса охраняемых природных территорий.

Агролесомелиорация (почвозащитные лесополосы, облесение деградированных земель).

Повторные посевы культур для обеспечения постоянного покрытия поверхности пахотных угодий.

Диверсификация культур (расширение посевов многолетних древесных насаждений и многолетних трав).

Правильное хранение/переработка органических отходов животноводства.

Предотвращение загрязнения водных источников сельскохозяйственными отходами.

Выведение пород животных и видов (сортов) растений устойчивых к засолению, засухе и другим опасным явлениям и рискам.

5-§. Лесное хозяйство

Увеличение лесов в горных, предгорных и пустынных зонах страны, а также обеспечение их сохранения и охраны.

Расширение плантационных посадок быстрорастущих видов из местных древесных пород.

Агролесомелиорация (по договорам создание полезащитных лесных насаждений и облесение деградированных земель на землях сельскохозяйственных предприятий).

Введение в лесоразведение и озеленение видов и сортов растений, устойчивых к засолению, засухе и другим опасным явлениям и рискам.

Совершенствование лесного хозяйства с применением традиционных знаний и навыков, а также современных высокопроизводительных технологий.

Проведение мероприятий по озеленению и посадке саженцев министерствами, ведомствами и государственными организациями.

6-§. Преодоление последствий Аральского кризиса

Поддержание системы естественных водоемов в акватории Аральского моря.

Реализация масштабных мероприятий по осуществлению лесопосадок на осушенном дне Аральского моря и предотвращению опустынивания региона.

Дальнейшее совершенствование институциональной основы и укрепление сотрудничества стран региона в рамках МФСА, а также активизация усилий, направленных на привлечение внимания мирового сообщества к решению проблем, связанных с Аральской катастрофой.

7-§. Внедрение «зеленых» технологий

Создание Межведомственного совета по продвижению/внедрению «зеленых» технологий.

Оценка технологических потребностей, приоритезация и выбор ключевых технологий,  оказание содействия их разработке/трансферу.

Развитие механизмов коммерциализации «зеленых» технологий, создание организационных структур для поддержки инновационной деятельности - агентств по передаче технологий, технологических бизнес-инкубаторов, технопарков, кластеров.

8-§. Образование и  наука

Совершенствование учебных программ соответствующих направлений высшего образования с учетом основ «зеленой» экономики, внедрения возобновляемых источников энергии, развития «чистого» транспорта, задач энергосбережения и др.

Введение тематики по основам «зеленой» экономики в соответствующую (по направлениям) учебную литературу для высшего, среднего специального, профессионального, общего среднего образования в процессе ее подготовки или переиздания.

Внедрение в программы переподготовки и повышения квалификации педагогических и научных работников основ «зеленой» экономики, включая тематики  ««Зеленые» технологии», «Основы экологического нормирования с учетом «зеленых» критериев», «Технологии ВИЭ», «Проблемы энергосбережения и энергоэффективности» и др.

9-§. Повышение потенциала / создание благоприятной среды

Создание системы мониторинга, отчетности и верификации (MRV) о выбросах парниковых газов с учетом национальных обстоятельств для непрерывного отслеживания выполнения количественных обязательств страны по Парижскому соглашению и обеспечение отчетности о выбросах парниковых газов.

Развитие системы климатического мониторинга.

Развитие потенциала государственного-частного партнерства для продвижения «зеленых» технологий.

Оказание поддержки частным инвесторам, в том числе малым и средним предприятиям в вопросах внедрения «зеленых» инноваций.

Разработка механизмов стимулирования государственных «зеленых» закупок путем разработки каталогов спецификаций, различных калькуляторов энергоресурсной эффективности товаров (работ, услуг); налаживания системы сертификации энергоресурсной эффективности товаров (работ, услуг) – энергомаркировки, повышения квалификации кадров, формирования культуры бережного отношения к энергии и ресурсам. 

Внедрение системы «зеленого» кредитования, венчурного финансирования.

Повышение квалификации и информированности персонала отраслей, включая руководящий и инженерный состав с учетом новых требований к профессиональным навыкам, предъявляемым развитием «зеленой» экономики.

Внедрение основ «зеленой» экономики в разработку государственных образовательных программ при подготовке и переподготовке кадров.

Повышение кадрового и технического потенциала научно-исследовательских учреждений для более эффективного внедрения эко-инновационных технологий.

Развитие исследований в областях, связанных с вопросами смягчения и адаптации к изменению климата.

Укрепление сотрудничества между национальными и зарубежными научными организациями в области продвижения «зеленых» технологий.

10-§. Механизмы реализации

Стратегия по переходу на «зеленую» экономику реализуется посредством мероприятий, определенных в национальных, отраслевых, секторальных планах и стратегиях развития.

Реализация «зеленых» проектов с привлечением средств Зеленого климатического фонда, Адаптационного фонда и других климатических ресурсов, в том числе частного капитала.

11-§. Ожидаемые результаты Стратегии

Результатом реализации настоящей Стратегии будет поэтапное внедрение принципов «зеленой» экономики и достижение целей устойчивого развития.

Реализация Стратегии будет способствовать улучшению управления и сохранению природных ресурсов, сокращению выбросов парниковых газов, обеспечению доступа к «зеленой» энергии, созданию «зеленых» рабочих мест и обеспечению климатоустойчивости.