ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
389 Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан 05/09/2018 20/09/2018 4

Обсуждение завершено

Постановление Кабинета Министров Республика Узбекистан
О мерах по организации деятельности Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан
ID-389

Приложение № 4

к постановлению Кабинета Министров

Республики Узбекистан

от «___» _________ 2018 года № ______

СТРУКТУРА

Государственной трудовой инспекции

Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан

Приложение № 4а

к постановлению Кабинета Министров

Республики Узбекистан

от «___» _________ 2018 года № ______

СТРУКТУРА

Государственной трудовой инспекции

Министерства занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан

Приложение № 4б

к постановлению Кабинета Министров

Республики Узбекистан

от «___» _________ 2018 года № ______

СТРУКТУРА

Государственной трудовой инспекции

главных управлений занятости областей и города Ташкента

Приложение № 5

к постановлению Кабинета Министров

от «___» __________ 2018 года № ____

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о кадровой работе

Настоящее Положение разработано на основе Трудового кодекса Республики Узбекистан и Закона Республики Узбекистан «О занятости населения»
и определяет порядок осуществления кадровой работы и является элементом нормативного регулирования деятельности структурных подразделений
и специалистов для всех государственных органов и организаций, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, города Ташкента, районов и городов, органов хозяйственного управления, созданных решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, а также организаций
с долей государства в уставном капитале более 50 процентов (далее – организации), ответственных за работу с персоналом.

Глава 1. Общие положения

1. Требования данного Положения являются обязательными
для организаций, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

Требования настоящего Положения носят рекомендательный характер для негосударственных организаций, за исключением тех случаев, где прямо указано, что они носят обязательный характер для всех организаций.

Отношения, не урегулированные настоящим Положением, регулируются актами законодательства, а также локальными актами организаций.

2. Подразделение, ответственное за работу с персоналом – обособленное структурное подразделение организации, в задачи которого входит формирование и реализация политики в сфере управления персоналом организации, направленной на достижение и поддержание соответствия количественных и качественных характеристик состава персонала целям организации.

Подразделения, ответственные за работу с персоналом, могут именоваться «Кадровая служба», «Отдел по развитию персонала», «Служба по работе
с персоналом», а также иметь другие наименования, согласно утвержденной организационной структуре организации.

В настоящем Положении подразделение, ответственное за работу персоналом, далее именуется «Кадровая служба».

3. Специалист по работе с персоналом – работник, состоящий в штате организации, имеющий достаточные знания, опыт и навыки для выполнения одной или нескольких функций, необходимых для формирования и реализации политики организации в сфере управления персоналом.

Специалист по работе с персоналом может именоваться «Менеджер
по развитию персонала», «Специалист по работе с кадрами», «Инспектор
по кадрам», а также иметь иные наименования, согласно штатному расписанию организации.

В настоящем Положении Специалист по работе с персоналом далее именуется «Инспектор по кадрам», за исключением случаев, когда прямо указано другое наименование должности.

Инспектор по кадрам может входить в состав Кадровой службы организации, а также может являться единоличным структурным подразделением.

4. Кадровая служба является самостоятельным структурным подразделением организации, которая в органах государственного и хозяйственного управления подчиняется непосредственно руководителю организации или его заместителю,
в должностные функции которого входит весь комплекс работ по кадровым вопросам.

5. Создание, ликвидация и реорганизация Кадровой службы осуществляется приказом руководителя организации, кроме случаев, когда её создание предусмотрена в соответствии с решениями более высокого уровня.

Глава 2. Цель и задачи Положения

6. Целью настоящего Положения является определение действий Кадровой службы и Специалиста по работе с персоналом.

7. Задачами настоящего Положения являются:

повышение качества профессиональной деятельности специалистов
в области кадровой работы в соответствии с требованиями законодательства;

формирование и развитие ориентиров профессионального развития
и стандартов оценки качества профессиональной деятельности специалистов
в области кадровой работы;

формирование ответственности специалистов в области кадровой работы.

Глава 3. Задачи и функции Кадровой службы

8. Задачами Кадровой службы является:

комплектование организации кадрами служащих и рабочих требуемых специальностей, профессий и квалификации в соответствии с целями, стратегией
и профилем организации, изменяющимися внешними и внутренними условиями его деятельности;

разработка кадровой политики и стратегии организации;

подбор, отбор и расстановка кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств.

контроль правильности использования работников в подразделениях организации.

9. Функциями Кадровой службы являются:

своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников
в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями, распоряжениями и приказами руководителя организации;

формирование и ведение базы данных о количественном и качественном составе кадров, их развитии и движении;

обеспечение (совместно с руководителями подразделений организации) приема, размещения и расстановки молодых специалистов и молодых рабочих
в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью; организация проведения их стажировки и работы по адаптации к производственной деятельности;

создание резерва для выдвижения на основе таких организационных форм, как планирование деловой карьеры, подготовка кандидатов на выдвижение
по индивидуальным планам, ротационное передвижение руководителей
и специалистов, повышение квалификации, обучение на специальных курсах, стажировка на соответствующих должностях;

организация проведения аттестации работников, ее методическое
и информационное обеспечение. Участие в анализе результатов аттестации, разработке мероприятий по реализации решений аттестационной комиссий. Определение круга специалистов подлежащих повторной аттестации;

участие в разработке систем комплексной оценки работников и результатов их деятельности, служебно-профессионального передвижения персонала, подготовке предложений по совершенствованию проведения аттестации;

учет личного состава организации и ведение электронной базы данных
по личному составу;

своевременное и в полном объеме предоставление в соответствующие государственные органы информации о вакантных рабочих местах;

выдача справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников;

хранение и заполнение трудовых книжек;

ведение установленной документации по кадрам, включая электронные записи;

подготовка материала для предоставления персонала к поощрениям
и награждениям;

подготовка документов по пенсионному обеспечению, а также документов, необходимых для назначения пенсий работникам организации;

проведение работы по обновлению научно-методического обеспечения кадровой работы, ее материальной базы, внедрению современных методов управления кадрами с использованием автоматизированных систем
и автоматизированных рабочих мест работников кадровых служб;

обеспечение, совместно с другими службами организации, социальных гарантий работников в области занятости, соблюдение порядка трудоустройства
и переобучения высвобождающихся работников, предоставление
им установленных льгот и компенсаций;

систематический анализ кадровой работы в организации, разработка предложений по ее улучшению;

табельный учет, составление и выполнение графиков отпусков;

анализ причин текучести кадров; разработка мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров, потерь рабочего времени; контроль их выполнения;

составление и ведение установленной отчетности по учету личного состава предприятия, его подразделений и работе с кадрами;

формирование и ведение личных дел работников, внесение в них изменений, связанных с трудовой деятельностью;

подготовка необходимых материалов для квалификационных, аттестационных и конкурсных комиссий;

заполнение, учет и хранение трудовых книжек; подсчет трудового стажа, внесение в трудовые книжки сведений о поощрениях и награждениях работающих;

подготовка документов по истечении установленных сроков текущего хранения к сдаче на хранение в архив.

Глава 4. Права и ответственность Кадровой службы

10. Кадровая служба имеет право:

контролировать состояние трудовой дисциплины в подразделениях организации и соблюдение работниками правил внутреннего трудового распорядка;

требовать от структурных подразделений организации представления справок, данных, отчетов, иной информации, необходимых для осуществления Кадровой службой своей деятельности;

давать указания подразделениям организации по вопросам, отнесенным
к ведению Кадровой службы.

вносить предложения руководителям подразделений по улучшению кадровой работы в организации.

контролировать исполнение руководителями структурных подразделений требований законодательства в области труда.

11. Руководитель Кадровой службы несет ответственность за добросовестное и своевременное выполнение функций, возложенных на неё.

12. На руководителя Кадровой службы возлагается ответственность
за соблюдение действующего законодательства, выполнение приказов и указаний руководства организации, предоставление достоверной информации о работе службы.

13. Работники Кадровой службы несут ответственность в порядке и объеме, установленных соответствующими должностными инструкциями.

Глава 5. Служебные связи и взаимодействие Кадровой службы

14. Со всеми отделами и производственными подразделениями организации:

а) по вопросам получения:

заданий по комплектованию кадрами рабочих и специалистов требуемых профессий, специальностей и квалификации;

предложений по формированию графика отпусков;

характеристик на сотрудников отдела (цеха);

информации о нарушении работниками подразделения трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка;

объяснительных записок от нарушителей трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.

б) по вопросам представления:

графика отпусков;

копий приказов о приеме, перемещении, переводе, увольнении работников;

копий приказов о поощрении и награждении;

копий приказов о наложении дисциплинарных взысканий;

результатов аттестации.

15. С руководителями организации, отделом экономики и оплаты труда
(если такие подразделения имеются):

а) по вопросам получения:

утвержденного штатного расписания;

положений о премировании работников;

нормативов по труду;

предложений по предупреждению необоснованного сокращения численности занятых в организации в случае изменения объемов производства (регулирование продолжительности рабочего времени, перемещение на другие участки работы, введение сокращенной рабочей недели, раннего выхода на пенсию и др.);

данных учета показателей по труду;

сведений о правильности установления наименований профессий
и должностей, применения тарифных ставок и расценок, должностных окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате.

б) по вопросам представления:

сведений о текущей и перспективной потребности организации в кадрах;

данных о приеме, перемещении, переводе и увольнении работников организации;

систем комплексной оценки работников и результатов их деятельности;

данных учета личного состава;

анализа причин текучести кадров;

предложений по укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров, потерь рабочего времени;

установленной документации по кадрам.

16. С бухгалтерией:

а) по вопросам получения:

документов о заработной плате работников для оформления пенсии, выдачи соответствующих справок;

б) по вопросам представления:

табеля учета рабочего времени;

копий приказов о приеме, перемещении, переводе, увольнении работников;

проектов приказов о приеме, перемещении, переводе, увольнении материально ответственных лиц;

графика отпусков;

больничных листов;

копий приказов о материальном поощрении.

17. С юридической службой:

а) по вопросам получения:

заключений, консультаций по правовым вопросам;

разъяснений действующего законодательства, в том числе трудового права.

заключений о соответствии действующему законодательству предоставленных на правовую экспертизу документов,

обобщенных результатов рассмотрения судами трудовых споров.

б) по вопросам представления:

проектов документов, в том числе проектов приказов о приеме, перемещении, переводе, увольнении работников предприятия, на правовую экспертизу и для визирования;

запросов по правовым вопросам.

Глава 6. Нормативы численности работников кадровой службы и профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к ним

18. Устанавливаются следующие минимальные нормативы численности работников кадровой службы в органах государственного управления и исполнительной власти на местах:

а) на республиканском уровне:

начальник Кадровой службы – 1 единица;

специалист по работе с персоналом – 1 единица;

б) на территориальном уровне (Республика Каракалпакстан, области
и г. Ташкент):

начальник Кадровой службы – 1 единица;

специалист по работе с персоналом – 1 единица;

19. В подведомственных организациях органов государственного управления и исполнительной власти на местах, других организациях первичного уровня численность работников кадровой службы устанавливается в соответствии
с приложением № 1 к настоящему Положению.

20. К работникам Кадровых служб органов государственного управления и исполнительской власти на местах предъявляются профессионально-квалификационные требования в соответствии с приложением № 2 к настоящему Положению.

21. Для организаций, не являющихся органами государственного управления и исполнительской власти на местах, нормативы введения численности работников Кадровых служб и профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к их работникам имеют рекомендательный характер.

Глава 7. Назначение на должность и освобождение от должности работников Кадровой службы

22. Работники Кадровой службы Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, а также государственных органов и организаций республиканского уровня назначаются
и освобождаются от должности по согласованию с Министерством занятости
и трудовых отношений Республики Узбекистан.

Работники Кадровой службы хокимиятов районов и городов, а также государственных органов и организаций на уровне Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента назначаются и освобождаются от должности
по согласованию с Министерством занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан, главными управлениями занятости областей и города Ташкента.

Работники Кадровой службы государственных органов и организаций районного и городского уровня назначаются и освобождаются от должности по согласованию с Центрами содействия занятости районов и городов.

23. При назначении на должность работника Кадровой службы с кандидатом проводится собеседование.

Собеседование с кандидатом проводится при наличии представления организации, подписанного непосредственно руководителем, в течение десяти рабочих дней.

24. В Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан собеседование проводят ответственный за эту сферу заместитель министра, начальник управления кадров, заместитель начальника государственной трудовой инспекции - главный государственный правовой инспектор труда.

В Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан министр, первый заместитель министра, заместитель начальника государственной трудовой инспекции – главный государственный правовой инспектор труда.

В Главных управлениях занятости областей и города Ташкента собеседование проводят начальник управления, первый заместитель начальника, заместитель начальника государственной трудовой инспекции – главный государственный правовой инспектор труда.

В Центрах содействия занятости районов и городов собеседование проводят директор, заместитель директора, инспекторы государственной трудовой инспекции.

25. По итогам собеседования ответственный орган в течении трех рабочих информирует организацию о прохождении или непрохождении кандидата собеседования.

26. Работники Кадровой службы организаций не реже одного раза в три года осуществляют повышение квалификации в Республиканских курсах повышения квалификации работников органов по труду Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

27. Согласование освобождения от должности работника Кадровой службы осуществляется в том же порядке, в каком осуществлялось назначение
на должность. При освобождении от должности работника Кадровой службы по инициативе работодателя с работником может быть проведено собеседование.

При расторжении трудового договора по инициативе работника Кадровой службы собеседование не проводится.

Глава 8. Заключительные положения

28. При необходимости приказом руководства организации на инспектора по кадрам могут возлагаться функции по специальному учету персонала. Состав данных функций определяется в установленном порядке.

29. Включение функции по специальному учету в должностные обязанности инспектора по кадрам не является совмещением должностей.

30. Языком кадрового делопроизводства является государственный язык Республики Узбекистан.

 

Приложение № 1

к Положению о кадровой работе

 

 

 

НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ
работников кадровой службы в подведомственных организациях органов государственного управления
и исполнительной власти на местах, других организациях первичного уровня

 

 

Наименование
должности

Число штатных единиц,
в организациях с численностью работников:

до 50

50-100

101-150

151-200 *)

Начальник
Кадровой службы

1

1

1

Специалист
по работе с персоналом **)

1

1

1

1

Специалист
по подготовке кадров

1

1

Делопроизводитель

1

ВСЕГО
штатных единиц

1

2

3

4

 

 

*) За каждые дополнительные 50 штатных единиц численности персонала вводится дополнительно 1 единица Специалиста по работе с персоналом.

 

**) В организациях с численностью работников, превышающей 200 единиц, может вводиться должность Главный специалист по работе с персоналом.

 

Приложение № 2

к Положению о кадровой работе

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,
предъявляемые к работникам кадровых служб органов государственного управления
и исполнительной власти на местах, а также их подведомственных организаций

 

Наименование должности

Минимальные требования

к уровню образования[1]

к стажу
работы

к профессиональным
навыкам

Начальник
Кадровой службы

В/О

Не менее 3 лет в сфере управления персоналом или не менее 2 лет – в органах государственного или хозяйственного управления.

Отличное знание законодательства Республики Узбекистан в сфере труда.

Способность обрабатывать большие массивы информации (в том числе статистические).

Аналитические способности и опыт их применения.

Отличные навыки работы с офисными приложениями MS Office (Word, Excel, Power Point, Access), интернетом.

Специалист по работе с персоналом

В/О

Не менее 1 года в сфере управления персоналом.

Знание законодательства Республики Узбекистан в сфере труда.

Способность обрабатывать большие массивы информации (в том числе статистические).

Отличные навыки работы с офисными приложениями MS Office (Word, Excel, Power Point, Access), интернетом.

Специалист
по подготовке кадров

В/О

Не менее 1 года в сфере управления персоналом или в сфере образования.

Знание законодательства Республики Узбекистан в сфере труда.

Способность обрабатывать большие массивы информации (в том числе статистические).

Отличные навыки работы с офисными приложениями MS Office (Word, Excel, Power Point, Access), интернетом.

Делопроиз-водитель

ССПО

Навыки работы с офисными приложениями MS Office (Word, Excel, Power Point, Access), интернетом.

 

 

[1] Направление образования (экономическое или юридическое) может устанавливаться отдельно в зависимости от конкретной должности, при этом оно должно быть получено в высшем образовательном учреждении Республики Узбекистан, либо в высшем образовательном учреждении иностранного государства (при условии прохождения нострификации в соответствии с законодательством).

 

Приложение № 6
к постановлению Кабинета Министров

от «___» _________ 20___ года № ___

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке создания и организации деятельности службы охраны труда
в организациях

 

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об охране труда» и определяет порядок создания службы охраны труда (далее – Службы) в органах государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, предприятиях, учреждениях и организациях (далее – организации), устанавливает требования, предъявляемые к организации их деятельности, а также определяет права, обязанности и ответственность работников службы охраны труда.

2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:

охрана труда  система правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мероприятий и средств по обеспечению безопасности, сохранения жизни и здоровья, работоспособности человека в процессе труда;

условия труда  совокупность социальных и производственных факторов, при которых осуществляется труд;

профессиональный риск  вероятность повреждения здоровья или утраты трудоспособности либо смерти работника в результате воздействия вредного производственного фактора и опасного производственного фактора;

производственная деятельность  совокупность действий, осуществляемых при производстве продукции, переработке сырья, выполнении работ, оказании услуг;

служба охраны труда  самостоятельное структурное подразделение организации, состоящее из штата специалистов по охране труда, во главе с руководителем (начальником) службы охраны труда либо должность, создаваемая или вводимая в обязательном порядке в целях обеспечения соблюдения и осуществления контроля выполнений требований законодательства об охране труда в организации;

специалист по охране труда – работник службы охраны труда либо лицо, осуществляющее функции службы охраны труда в организации;

инструктаж по охране труда  процесс ознакомления с законодательством об охране труда, безопасными методами и приёмами работы, выполнение которых входит в функциональные (должностные) обязанности работника, или другой работы, порученной работодателем;

переподготовка и повышение квалификации в сферы охраны труда  процесс организации образовательной деятельности, направленный на освоение содержания образовательных программ по вопросам обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда – юридические лица, оказывающие услуги в сфере охраны труда на договорной основе.

3. Работодатель обязан создать службу охраны труда и службу по безопасности дорожного движения в организации в порядке, установленном законодательством.

Не создание службы охраны труда и службы по безопасности дорожного движения в порядке, установленном законодательством, является нарушением требований законодательства об охране труда.

4. Служба охраны труда может создаваться в форме службы охраны труда, департамента охраны труда, управления охраны труда, отдела охраны труда, сектора охраны труда либо состоять из одного штата инженера по охране труда, согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

Не допускается сокращение либо перераспределение имеющихся штатных единиц службы охраны труда в другие структурные подразделения государственного органа и организации.

Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю организации.

5. В органах государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах с учетом количества ведомственных (структурных, членских, подконтрольных) организаций, специфики деятельности, класса профессионального риска и численности работников создаются службы (управления, отделы, секторы) охраны труда, вводятся должности специалиста по охране труда либо выполнение функций службы охраны труда возлагаются на работника, имеющего специальную подготовку.

При этом в органах государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах введение должности специалиста по охране труда либо возложение функций службы охраны труда на работника, имеющего специальную подготовку осуществляется по согласованию со специальным уполномоченным государственным органом в области охраны труда в пределах утвержденной общей численности работников указанных органов, специфики деятельности организаций, входящих в их структуру, с учетом класса профессионального риска.

6. В организациях, осуществляющих производственную деятельность с численностью менее пятидесяти работников и относящиеся к 1 по 4 (включительно) классам профессионального риска, создаются службы охраны труда либо вводятся должности специалиста по охране труда, имеющих соответствующую подготовку.

7. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица и нанимающие работников в соответствии с законодательством, а также в фермерских хозяйствах (при условии отсутствия производства по переработке сельскохозяйственной продукции) вводятся должности специалиста по охране труда либо выполнение функций службы охраны труда возлагаются на работника, имеющего специальную подготовку.

8. Для осуществления функций службы охраны труда могут привлекаться профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда в случаях, определенных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения в порядке, установленным законодательством.

8. В организации, насчитывающей пятьдесят и более транспортных средств, кроме службы охраны труда, создается служба по безопасности дорожного движения или вводится должность специалиста по безопасности дорожного движения.

Порядок создания и организации деятельности службы по безопасности дорожного движения в организациях устанавливается законодательством.

9. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, уполномоченными по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), с органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля, на основании ежегодных планов, утверждаемых руководителем организации.

Во вновь создаваемых организациях, службы охраны труда обеспечивают первичную организацию работ по охране труда и внедрение системы управления охраной труда.

Структурными подразделениями в организации являются отделы, цеха, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения.

10. Служба охраны труда в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, решениями Правительства Республики Узбекистан, настоящим Положением и иными актами законодательства.

Глава 2. Задачи и функции службы охраны труда

11. Основными задачами Службы охраны труда являются:

организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, нормативных документов в области технического регулирования по охране труда, коллективного договора, соглашений по охране труда, других локальных нормативных актов организации;

организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

информирование и консультирование работодателя и работников организации по вопросам охраны труда, внедрение передового опыта и научных разработок по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда;

реализация мероприятий по организации обучения, подготовки, переподготовки и повышению квалификации работников организации по вопросам охраны труда.

13. Служба охраны труда в соответствии с возложенными на неё задачами осуществляет следующие функции:

а) в области осуществления контроля за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов по охране труда:

проведение, совместно с представителями соответствующих подразделений при участии уполномоченных по охране труда профессиональных союзов или иных представительных органов работников, проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;

контроль за своевременным проведением аттестации рабочих мест по условиям труда;

проведение проверок правильного применения средств индивидуальной защиты работников;

контроль за своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

контроль за соблюдением своевременного проведения обучения работников, проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда;

контроль за целевым и эффективным использованием в структурных подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;

контроль за организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

контроль за выполнением мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, соглашения по охране труда, по устранению причин, вызвавших несчастный случай (из акта формы Н-1), предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;

контроль за организацией хранения документации (актов формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, материалов аттестации рабочих мест и др.) в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами;

проведение внутреннего аудита охраны труда в организации;

контроль за расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании в организации;

контроль за своевременным осуществлением работнику возмещения по трудовому увечью, полученному при исполнении своих трудовых обязанностей;

осуществление других контрольных функций по соблюдению в организациях и их структурных подразделениях законодательных и иных нормативно - правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по охране труда.

б) в сфере проведения и совершенствования профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда:

проведение анализа состояния и выявления причини производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений

информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочих местах, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов;

разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами организации мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда и доведению их до требований нормативно - правовых актов и документов в области технического регулирования по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий;

составление совместно с руководителями подразделений и соответствующих служб перечня профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

разработка порядка проведения внутреннего аудита организации;

организация работы по проведению паспортизации санитарно-технического состояния структурных подразделений, разработке и выполнению комплексных планов улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, а также участие в разработке соглашений по охране труда между работодателем и профсоюзами или иными представительными органами работников;

осуществление мониторинга состояния и составления отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки;

участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудников в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организации;

в) в сфере консультирования работодателя и работников по вопросам охраны труда, внедрения передового опыта и научных разработок по охране труда:

подготовка и представление руководству организации предложений
о разработке и внедрении более совершенных методов, устройств и других средств защиты от опасных производственных факторов;

участие в работе по внедрению стандартов безопасности труда
и научно-прикладных разработок по охране труда;

оказание методической помощи руководителям подразделений организации при разработке и пересмотру инструкций по охране труда для работников, системы стандартов безопасности труда;

г) в сфере реализации мероприятий по обеспечению обучения, переподготовке и повышению квалификации работников организации по вопросам охраны труда:

разработка программ по обучению, переподготовке, повышению квалификации работников организации по вопросам охраны труда;

определение списков должностей, направляемых для повышения квалификации в области охраны труда;

проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

участие в работе аттестационной комиссии и комиссии по проверке знаний инженерно-технических работников и служащих правил и норм охраны труда, инструкций по технике безопасности;

осуществление руководства работой охраны труда, организация пропаганды и широкого освещения вопросов охраны труда;

организация обеспечения структурных подразделений организации правилами, нормами, плакатами и другими пособиями по охране труда, а также оказание им методической помощи в оборудовании информационных стендов по охране труда;

информирование работников организаций о вводимых в действие новых законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда.

12. Служба охраны труда может осуществлять и другие функции
в соответствии со спецификой деятельности организации и поручениями руководства организации.

13. Функции службы охраны труда могут осуществляться профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда на договорной основе, в порядке установленном законодательством.

14. Запрещается возложение на службу охраны труда функций, не предусмотренных настоящим Положением.

Глава 3. Права и обязанности службы охраны труда

15. Работники Службы охраны труда организации имеют право:

беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, изучать в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;

проверять состояние условий и охраны труда во всех структурных подразделениях организации и предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда, контролировать их выполнение;

требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;

запрещать (приостанавливать) эксплуатацию машин, оборудования и приспособлений, останавливать процесс производства в цехах, на участках, рабочих местах, в случаях выявления нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии, с уведомлением об этом работодателя. При этом разрешение на возобновление эксплуатации машин, оборудования и производства имеет право давать исключительно руководитель или главный инженер организации на основании заключения службы охраны труда;

привлекать по согласованию с руководством организации соответствующих специалистов других структурных подразделений к проверкам состояния охраны труда в организации;

запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений организации необходимые сведения информации и материалы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения правил и норм охраны труда, инструкций по безопасным методам и приемам труда;

вносить руководству организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда и привлечению к ответственности в установленном порядке лиц, виновных в нарушении правил и норм охраны труда, инструкций по безопасным методам
и приемам труда;

требовать от структурных подразделений организации представления справок, данных, отчетов, иной информации, необходимых для осуществления своей деятельности и контрольных функций;

обращаться в специально уполномоченный государственный орган в области охраны труда по вопросам нарушения требований законодательных и иных нормативно - правовых актов и нормативных документы в области технического регулирования по охране труда.

Служба охраны труда организации могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

16. Работники Службы охраны труда обязаны:

надлежаще и эффективно выполнять задачи и функции, возложенные на них настоящим Положением и иными актами законодательства;

незамедлительно сообщать руководству о выявленных нарушениях законодательства об охране труда в организации и входящих в её структуру подразделениях;

предоставлять документы и другие сведения, касающиеся деятельности службы охраны труда организации, специальному уполномоченному государственному органу в области охраны труда;

в установленным порядке и сроках повышать квалификацию и проходить аттестацию.

Служба охраны труда организации могут иметь и иные обязанности
в соответствии с законодательством.

Глава 4. Обязанности руководителя организации и работников
Службы охраны труда по организации деятельности

17. Работодатель (руководитель организации) обязан:

организовать службу охраны труда в случаях и порядке, установленных настоящим Положением;

обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы охраны труда своих полномочий и функций;

организовать рабочие места работников Службы в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов, необходимыми для данного вида производства с учетом специфики работ, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей;

предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда, для осуществления функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок);

организовывать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда;

обеспечивать прохождение курсов переподготовки и повышения квалификации работниками в соответствии с требованиями законодательства и настоящего Положения, с сохранением за ними среднего заработка на период обучения;

выделять на переподготовку и повышение квалификации работников в сфере охраны труда необходимые средства в размере, определяемом коллективным соглашением, коллективным договором и иным локальным нормативным актом.

Работники Службы охраны труда не несут расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в сфере охраны.

18. Начальник Службы охраны труда:

осуществляет руководство службой охраны труда, планирует и организует ее работу;

разрабатывает должностные инструкции работников;

несет персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на службу задач и функций, отвечает за представление отчетности;

координирует работу уполномоченных по охране труда;

обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию службы;

представляет работодателю предложения по вопросам подбора и расстановки кадров в службе охраны труда, о поощрении отличившихся работников или о применении дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

обеспечивает предоставление сведений, информации, материалов по вопросам охраны труда органу государственного надзора и контроля в области охраны труда.

 

Глава 5. Требования, предъявляемые к руководителю

и специалистам службы охраны труда

20. Структура Службы охраны труда и численность работников Службы определяется руководителем организации в зависимости от численности работающих в организации, характера условий труда, класса профессионального риска и других факторов, согласно приложению № 2 к настоящему Положению.

21. На должность начальника службы охраны труда органов государственного и хозяйственного управления, компаний и организаций назначаются лица, имеющие высшее инженерно-техническое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет и квалификационный сертификат специалиста по охране труда, выдаваемый в порядке установленном законодательством.

Начальники службы охраны труда (инженеры по охране труда), специалисты по охране труда органов государственного и хозяйственного управления, компаний и организаций республиканского уровня назначаются и освобождаются от должности по согласованию с органом государственного надзора и контроля в области охраны труда Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан являются подотчетными руководителю органа государственного и хозяйственного управления и органу государственного надзора и контроля в области охраны труда Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

22. На должность начальника службы охраны труда организации (кроме субъектов малого предпринимательства) назначается лицо, имеющее высшее инженерно-техническое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет и квалификационный сертификат специалиста по охране труда, выдаваемый в порядке установленном законодательством.

Начальник службы охраны труда, специалисты по охране труда, инженер по охране труда организации территориального уровня назначается и освобождается от должности по согласованию с органами государственного надзора и контроля в области охраны труда территориальных органов занятости являются подотчетными руководителю организации и органу государственного надзора и контроля в области охраны труда территориальных управлений занятости.

23. На должность специалистов службы охраны труда организации или специалиста по охране труда (при введении должности) назначаются лица, имеющие высшее инженерно-техническое образование без предъявлений требований к стажу работы.

Специалисты службы охраны труда организации территориального уровня назначаются и освобождаются от должности по согласованию с органами государственного надзора и контроля в области охраны труда территориальных органов занятости.

 

24. На должность работника Службы охраны труда с кандидатом проводится собеседование.

Собеседование с кандидатом проводится при наличии представления организации, подписанного непосредственно руководителем, в течение десяти рабочих дней.

25. В Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан собеседование проводят ответственный за эту сферу заместитель министра, заместитель начальника государственной трудовой инспекции - главный государственный технический инспектор труда, главный эксперт по условиям труда.

В Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан министр, первый заместитель министра, заместитель начальника государственной трудовой инспекции – главный государственный технический инспектор труда, государственный эксперт по условиям труда.

В Главных управлениях занятости областей и города Ташкента собеседование проводят начальник управления, первый заместитель начальника управления, заместитель начальника государственной трудовой инспекции – главный государственный технический инспектор труда, государственный эксперт по условиям труда.

26. По итогам собеседования ответственный орган в течении трех рабочих информирует организацию о прохождении или непрохождении кандидата собеседования.

27. Все категории лиц, указанных в пунктах 21, 22, 23 настоящего Положения при назначении на должность должны пройти переподготовку либо повышение квалификации в сфере охраны труда на Республиканских курсах повышения квалификации работников органов по труду Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в порядке установленном законодательством.

Работники службы охраны труда органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и организаций не реже одного раза в три года осуществляют повышение квалификации на Республиканских курсах повышения квалификации работников органов по труду Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в порядке установленном законодательством.

28. Работникам Службы охраны труда присваиваются категории профессионализма и выплачиваются надбавки и доплаты за выслугу лет в порядке, установленном законодательством.

29. Стаж работы в качестве работника службы охраны труда органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и организаций при переходе на работу в другие органы либо организации засчитывается в стаж работы для начисления и выплаты надбавок за категории профессионализма и доплат за выслугу лет.

Глава 6. Заключительные положения

30. За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей
и функций работники Службы охраны труда организации привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

31. Специалисты службы охраны труда в целях представления и защиты общих интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством.

32. Контроль за соблюдением требований настоящего Положения осуществляет специально уполномоченный государственный орган в области охраны труда и его территориальные органы.

33. Специально уполномоченный государственный орган в области охраны труда и его территориальные органы в пределах компетенции принимают меры, направленные на устранение выявленных нарушений со стороны служб охраны труда и других должностных лиц требований настоящего Положения и иных актов законодательства, регулирующих деятельность следующих деятельность служб охраны труда.

Приложение № 1

к Положению о порядке создания и организации деятельности

службы охраны труда в организациях

 

 

ФОРМЫ

Службы охраны труда в органах государственного и хозяйственного управления, с учетом количества структурных подразделений

 

 

Наименование службы охраны труда

 

Установленная штатная численность

1

Служба охраны труда

 

9 и более человек

2

Управление охраны труда

 

6-8

3

Отдел охраны труда

 

4-5

4

Сектор по охране труда

 

3

5

Специалист по охране труда

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

к Положению о порядке создания и организации деятельности

службы охраны труда в организациях

 

Рекомендованная структура Службы охраны труда организации

Среднесписочная численность работников организации

По классам профессионального риска

1 класс

Со 2 класса
до 10 класса

С 10 класса
до 15 класса

С 15 класса
по 20 класс
(20 класс включительно)

1.

Численность работников менее 50 человек

Возлагается на одного из руководителей организации

Вводится должность специалиста по охране труда

2.

Численность работников от 51 до 100 человек

Возлагается на одного из руководителей организации

Вводится должность специалиста по охране труда

Создается отдел охраны труда

3.

Численность работников от 101 до 500 человек

Возлагается на одного из руководителей организации

Вводится должность специалиста по охране труда

Создается сектор охраны труда

Создается Управление охраны труда

4.

Численность работников 501 и более человек

Вводится должность специалиста по охране труда

Создается сектор охраны труда

Создается управление охраны труда

Создается служба охраны труда (состоящий из отделов и секторов охраны труда. Количество работников секторов и отделов определяется в соответствии с производством.)

 

 

 

 

Приложение № 7
к постановлению Кабинета Министров

от __________ 2018 года № _____

 

ПЕРЕЧЕНЬ

некоторых решений Правительства Республики Узбекистан, признаваемых утратившими силу

 

1. Постановление Кабинета Министров от 19 февраля 2010 г. № 29
«Об организационных мерах по совершенствованию деятельности Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде, занятости населения, социальной защите инвалидов и охране труда» (СП Республики Узбекистан, 2010 г., № 2, ст. 10).

2. Приложение №№ 1, 2 к постановлению Кабинета Министров от 10 октября
2017 года № 482 «О мерах по совершенствованию организации деятельности органов по труду» (СЗ Республики Узбекистан, 17 июля 2017 г., № 28, ст. 657).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан

«О мерах по организации деятельности Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан»

 

  1. Основание и цель разработки проекта постановления.

Проект постановления подготовлен во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 14 июля 2018 года №ПП-3856 «О мерах по совершенствованию и повышению эффективности работы по обеспечению занятости населения» в целях совершенствования деятельности Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан для повышения эффективности реализации возложенных на министерство задач,  а также создания дополнительных условий для эффективного осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости населения и охране труда.

  1. Текущее состояние.

Постановлениями Президента Республики Узбекистан от 5 июля 2018 г.
№ПП-3839 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы трудовой миграции Республики Узбекистан» и от 14 июля 2018 г.
№ПП-3856 «О мерах по совершенствованию и повышению эффективности работы по обеспечению занятости населения», а также постановлением Кабинета Министров от 10 мая 2018 г. №349 «О дополнительных мерах по искоренению принудительного труда в Республике Узбекистан» на Министерство занятости и трудовых отношений возложены ряд новых задач по стимулированию занятости населения, вовлечению незанятых лиц в предпринимательство, поддержке работодателей, создающих новые рабочие места, повышению качества профессионального обучения безработных лиц, предотвращению и искоренению принудительного труда, защите трудовых прав и охраны труда, совершенствованию процессов трудовой миграции.

Наряду с этим, существующая организационная структура, эффективность применения полномочий и в целом деятельность Государственной правовой инспекции труда, а также профессиональный уровень и квалификация их инспекторов не позволяют им эффективно выполнять возложенные на них задачи по обеспечению контроля и надзора за соблюдением требований законодательства в области охраны труда и трудовых прав, своевременным выявлением и устранением рисков использования принудительного труда.

Кроме того, существующая система повышения квалификации работников органов по труду не соответствует современным требованиям к уровню их профессиональных знаний.

Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость разработки новых и внесения изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность структурных подразделений министерства.

III. Меры, предусмотренные проектом постановления.

Проектом постановления предусматривается утверждение обновленного Положения о Министерстве занятости и трудовых отношений, Положения и структуры Государственной трудовой инспекции, Положения о порядке формирования и использования средств Государственного фонда содействия занятости.

В указанные Положения внесены вновь возложенные на министерство задачи, а также изменения в существующие задачи, функции и права министерства исходя из принятых актов Президента страны и Кабинета Министров.

Проектом устанавливается, что решения Государственной трудовой инспекции по вопросам соблюдения законодательства о труде, занятости населения, охране труда, обязательном страховании гражданской ответственности работодателя и законодательства о социальной защищённости инвалидов, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, организациями и физическими лицами, являющимися работодателями.

В целях повышения эффективности работы и профессионального уровня работников Инспекции, а также пресечения злоупотреблений в деятельности её работников постановлением предусматривается, что:

проведение работниками Инспекции проверок, включая привлечение к проверкам, проводимым государственными органами, осуществляется на основании приказа руководителя соответствующего органа по труду, регистрируемого в ведомственной электронной информационной системе «Мониторинг проверок трудового законодательства», разрабатываемой совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, с обеспечением её интеграции с Единой системой электронной регистрации проверок в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2018 г. №УП-5490;

органам государственной власти и управления, правоохранительным
и контролирующим структурам запрещается возлагать на работников Инспекции выполнение работ, не входящих в круг их обязанностей и компетенцию;

Министерством проводится аттестация работников Инспекции на соответствие занимаемой должности и принимаются меры по укомплектованию Инспекции и её территориальных подразделений квалифицированными кадрами, способными на высоком и профессиональном уровне обеспечить выполнение возложенных задач.

В целях усиления системы повышения квалификации работников органов по труду постановлением предусматривается:

передать Министерству занятости и трудовых отношений безвозмездно на праве оперативного управления здания и сооружения, с прилегающей территорией Ташкентского колледжа финансов и экономики для размещения Республиканских курсов повышения квалификации органов по труду;

критически пересмотреть деятельность Республиканских курсов повышения квалификации органов по труду, включая разработку учебных планов и программ, предусматривающих внедрение прогрессивных методов интерактивного обучения;

укомплектовать Республиканские курсы повышения квалификации органов по труду квалифицированным административно-управленческим и преподавательским персоналом;

прохождение кандидатами на приём на работу в территориальные управления занятости и районные (городские) центры содействия занятости в обязательном порядке недельных вводно-адаптационных курсов, а работниками органов по труду - регулярных, не реже одного раза в два года курсов повышения квалификации на Республиканских курсах повышения квалификации работников органов по труду;

приравнивание работников и преподавательского состава Республиканских курсов повышения квалификации органов по труду по условиям оплаты труда к работникам и преподавательскому составу высших образовательных учреждений.

По итогам проведенного изучения мнения субъектов предпринимательства и работодателей в проект постановления включена норма с поручением Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству народного образования, Министерству занятости и трудовых отношений в трёхмесячный срок внедрить на завершающем курсе обучения в вузах и в 11-классах общеобразовательных школ учебный курс «Развитие персональных навыков конкурентоспособности на рынке труда».

Принятие постановления позволит поднять на новый качественный уровень работу органов по труду по стимулированию занятости населения и осуществлению контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости населения и охране труда.

 

 

 

Министр                                                                                Ш.Кудбиев

Общие предложения

1861