ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
3518 Министерство юстиции Республики Узбекистан 20/05/2019 04/06/2019 0

Обсуждение завершено

Закон Республика Узбекистан
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственной власти на местах»
ID-3518

ПРОЕКТ

 

 

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

 

 

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан

«О государственной власти на местах»

 

 

 

 

Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 2 сентября
1993 года № 913-XII «О государственной власти на местах» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 9, ст. 320; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 9, ст. 241; 1999 г., № 1, ст. 20; 2005 г., № 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., № 12, ст. 418; 2007 г., № 4, ст. 163, № 9, ст. 420; 2008 г., № 12, ст. 640; 2013 г., № 12, ст. 350; 2014 г., № 4, ст. 86,
№ 5, ст. 130; 2015 г., № 6, ст. 228; 2017 г., № 6, ст. 300, № 8, ст. 383, № 9, ст. 510, № 12, ст. 772; 2018 г., № 7, ст. 431, 2019 г., № ___, ст. ___) изменения
и дополнения, утвердив его новую редакцию (прилагается).

Статья 2. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

 

  Президент

Республики Узбекистан                                            Ш. Мирзиёев

Закон

Республики Узбекистан

«О государственной власти на местах»

(в новой редакции)

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с деятельностью областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов и хокимов (далее – органы государственные власти на местах).

Статья 2. Законодательство о государственной власти на местах

Законодательство о государственной власти на местах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Узбекистан.

Деятельность органов государственных власти на местах в Республике Каракалпакстан регулируется также законодательством Республики Каракалпакстан.

Статья 3. Представительная и исполнительная власть на местах

Представительными органами власти в областях, районах и городах (кроме городов районного подчинения) являются Кенгаши народных депутатов.

Кенгаш народных депутатов избирается гражданами, проживающими на территории соответствующей области, района, города, выражает их волю и в соответствии с законодательством, определяет меры, необходимые для ее реализации.

Хоким области, района, города является высшим должностным лицом области, района, города и возглавляет исполнительную власть на соответствующей территории. Хоким области, города Ташкента подотчетен Президенту Республики Узбекистан и соответствующему Кенгашу народных депутатов. Хоким района, города подотчетен вышестоящему хокиму и соответствующему Кенгашу народных депутатов.

Органы государственные власти на местах имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан.

Статья 4. Основные принципы деятельности органов государственной власти на местах

Основными принципами деятельности органов государственной власти на местах являются законность, социальная справедливость, демократизм, защита прав и законных интересов граждан, устойчивое развитие территории, открытость и прозрачность деятельности, взаимодействие с государственными органами и иными организациями.

Статья 5. Акты органов государственной власти на местах

Кенгаш народных депутатов области, района, города принимает решения.

Хоким области, района, города принимает решения и издает распоряжения.

Проекты решений органов государственной власти на местах, имеющие нормативно-правовой характер, подлежат обязательной правовой экспертизе соответственно в Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан, управлении юстиции области и города Ташкента.

Решения органов государственной власти на местах, имеющие нормативно-правовой характер, вступают в силу со дня их опубликования в официальных изданиях органов государственной власти на местах или в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан, если в самих решениях не указан более поздний срок. Иные акты органов государственной власти на местах вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в самих актах.

Решение органа государственной власти на местах, принятое в пределах его компетенции, обязательно для исполнения всеми расположенными на территории области, района, города структурными подразделениями органов государственного управления, должностными лицами, физическими и юридическими лицами.

Решения вышестоящих органов государственной власти, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими органами государственной власти.

Глава 2. Основные направления деятельности органов государственной власти на местах и их полномочия

 

Статья 6. Основные направления деятельности органов государственной власти на местах

Основными направлениями деятельности органов государственной власти на местах являются:

осуществление общих для области, района и города задач экономического, социального и культурного развития;

создание условий для обеспечения неуклонного роста уровня и качества жизни населения;

развитие промышленного потенциала региона;

организация и координация работ по углублению экономических реформ в сельском хозяйстве, развитию фермерского движения, поддержке дехканских хозяйств, обеспечению структурных преобразований в сельскохозяйственном производстве;

разработка, утверждение и реализация территориальных программ развития предпринимательства;

осуществление государственного экологического контроля на соответствующей территории, оценки состояния природных ресурсов, учета экологически вредных объектов, решение вопросов размещения объектов обращения с отходами;

разработка, утверждение и реализация основных направлений государственной политики в области занятости населения;

формирование и исполнение местного бюджета, установление ставок местных налогов и других обязательных платежей в пределах размеров, установленных законодательством, а также формирование внебюджетных фондов;

руководство местным коммунальным хозяйством;

организация работ по развитию и застройке городов и городских поселений с учетом системы расселения населения и перспектив социально-экономического развития территорий;

реализация мер по охране семьи, материнства и детства;

разработка, утверждение и реализация территориальных программ в области государственной молодежной политики, координация деятельности органов и учреждений, участвующих в реализации государственной молодежной политики;

разработка, утверждение и реализация территориальных программ в области физической культуры и спорта, обеспечение финансирования из местного бюджета мероприятий в области физической культуры и спорта,

разработка, утверждение и реализация территориальных программ развития туризма;

выявление и ведение учета лиц, нуждающихся в социальных услугах, координация деятельности территориальных органов государственного управления в области социальных услуг;

разработка, утверждение и реализация территориальных программ в области лекарственных средств и фармацевтической деятельности;

осуществление мероприятий по защите прав, свобод и законных интересов лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также подопечных;

оказание необходимой помощи государственным органам, осуществляющим борьбу с терроризмом, противодействием торговли людьми, а также осуществляющим государственный контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства;

обеспечение законности, правопорядка и безопасности граждан;

координация работ по обеспечению формирования государственного стратегического и мобилизационного резервов, включая их накопление, хранение и обновление;

реализация мер по пожарной безопасности для населенных пунктов и иных территорий;

обеспечение условий для охраны государственной границы, организация и руководство военной подготовкой граждан, финансовое и материальное обеспечение мер, связанных с выполнением всеобщей воинской обязанности;

иная деятельность в соответствии с законодательством.

Статья 7. Полномочия Кенгаша народных депутатов

К основным полномочиям областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов относятся:

утверждение, по представлению хокима, стратегии устойчивого развития региона, комплексной программы социально-экономического развития территории, генерального плана и правил застройки района, города;

рассмотрение и принятие местного бюджета области, города Ташкента, а также бюджета района и города, по представлению соответственно хокима области, города Ташкента, района и города;

рассмотрение и утверждение отчета об исполнении местного бюджета области, города Ташкента, а также бюджета района и города за соответствующий период, по представлению соответственно хокима области, города Ташкента, района и города;

установление ставок местных налогов и других обязательных платежей в пределах размеров, установленных законодательством;

установление льгот по местным налогам в соответствии с законодательством, в целях поддержки предпринимательской деятельности;

заслушивание отчета хокима и его заместителей об их деятельности, а также отчета хокима по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города;

утверждение регламента Кенгаша народных депутатов, положения о постоянной и иной комиссии Кенгаша народных депутатов, внесение в них изменений и дополнений;

образование, избрание и упразднение постоянной и временной комиссии, иного органа Кенгаша народных депутатов, изменение  их состава, заслушивание отчета об их работе;

признание и досрочное прекращение полномочий депутата соответствующего Кенгаша народных депутатов, дача согласия на привлечение его к ответственности в случаях и порядке, установленном законодательством;

осуществление контроля над эффективным использованием посевных площадей фермерских хозяйств;

осуществление контроля за деятельностью структурных подразделений органов государственного управления;

заслушивание отчетов руководителей структурных подразделений органов государственного управления, в том числе руководителей органов внутренних дел, территориальных органов управления здравоохранением, районных (городских) медицинских объединений, центральных районных многопрофильных поликлиник, начальников органов юстиции;

заслушивание информации председателей судов о деятельности суда по осуществлению правосудия;

заслушивание отчетов соответствующих прокуроров;

рассмотрение запроса депутата соответствующего Кенгаша народных депутатов и принятие по нему решения;

отмена несоответствующего законодательству Республики Узбекистан решения хокима и нижестоящего Кенгаша;

контроль за исполнением государственных и территориальных программ и решений Кенгаша народных депутатов и внесение в установленном законом порядке представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица за их невыполнение;

утверждение структуры, штата и фонда оплаты труда работников секретариата Кенгаша народных депутатов.

Областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов на своем заседании не реже одного раза в год заслушивают информацию председателей судов областей и города Ташкента, межрайонных, районных (городских) судов о деятельности соответствующего суда по осуществлению судебной защиты прав и свобод граждан, а также прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций. Решение Кенгаша народных депутатов по данному вопросу направляется в Высший судейский совет Республики Узбекистан.

Областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов решает и другие вопросы, отнесенные к его компетенции в области прав и законных интересов граждан, обеспечения социально-экономического развития, охраны окружающей среды, а также организационные вопросы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Статья 8. Депутатский контроль

Депутатский контроль осуществляется в следующих формах:

рассмотрение и принятие местного бюджета, а также рассмотрение и утверждение отчета о его исполнении;

контроль за исполнением государственных и территориальных программ и решений Кенгаша народных депутатов;

заслушивание на заседании Кенгаша народных депутатов отчета соответствующего хокима по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития и дача оценки его деятельности;

заслушивание на заседании Кенгаша народных депутатов отчетов руководителей структурных подразделений органов государственной управления и дача оценки их деятельности;

заслушивание на заседании Кенгаша народных депутатов отчета прокуроров, руководителей органов внутренних дел о состоянии законности, борьбы с преступностью и дача оценки их деятельности;

заслушивание на заседании Кенгаша народных депутатов информации председателей судов о деятельности суда по осуществлению правосудия;

направление депутатского запроса.

Депутатский контроль может осуществляться и в иных формах в соответствии с законом.

Результаты депутатского контроля подлежат обнародованию.

Статья 9. Полномочия хокима

Хоким области, района, города:

организует исполнение законов, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Рспублики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, решений вышестоящих органов соответствующего Кенгаша народных депутатов;

принимает меры, связанные с обеспечением законности, правопорядка и безопасности граждан, защитой их прав и здоровья, организует работу при стихийных бедствиях, эпидемиях и других чрезвычайных ситуациях;

представляет на рассмотрение и утверждение Кенгашу народных депутатов стратегию устойчивого развития региона, другие комплексные программы, определяющие основные направления экономического и социального развития области, района, города, соответствующий проект местного бюджета области и города Ташкента, бюджета района и города,
а также отчет о его исполнении;

вносит, при необходимости, в соответствующий Кенгаш народных депутатов предложение о внесении изменений в утвержденные параметры местного бюджета;

вносит ходатайство по вопросу административно-территориального устройства в Кабинет Министров Республики Узбекистан и соответствующий Кенгаш народных депутатов;

управляет муниципальной собственностью, осуществляет меры по ее защите;

осуществляет регулирование земельных и водных отношений в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;

обеспечивает рациональное и эффективное функционирование аграрного сектора, создает условия для развития предпринимательской деятельности и инвестиционного климата на территории области, района и города;

выдает разрешения на право пользования природными ресурсами в порядке и условиях установленных законодательством;

организует разработку генерального плана застройки территории, вносит его на рассмотрение Кенгаша народных депутатов;

выступает заказчиком по строительству, реконструкции и ремонту объекта местного значения и муниципальной собственности, социально-культурного назначения;

дает разрешение на строительство коммунальной сети и сооружения;

разрабатывает схему районной планировки административной территории и представляет его на утверждение Кенгаша народных депутатов;

в пределах своей компетенции обеспечивает проведение мероприятий в области здравоохранения, реализацию гражданином права на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи с соблюдением установленных государственных стандартов, осуществляет контроль за кадровым обеспечением организаций здравоохранения государственной формы собственности;

обеспечивает реализацию гражданином права на бесплатное и качественное общее образование;

разрабатывает и представляет на утверждение Кенгаша народных депутатов программы по содействию занятости населения и снижению доли малообеспеченных семей, осуществляет контроль за ходом их выполнения;

организует работу по охране и использованию объектов историко-культурного наследия;

содействует развитию исторических, национальных и культурных традиций и обычаев населения;

содействует развитию физической культуры и спорта;

координирует работу по оказанию социальной помощи малообеспеченным слоям населения и обеспечивает жильем отдельных категорий граждан в соответствии с законодательном;

представляет соответствующему Кенгашу народных депутатов отчет о своей деятельности, а также по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города;

назначает и освобождает от должности своих заместителей и руководителей структурных подразделений органов государственного управления в установленном законодательством порядке;

назначает и освобождает от должности руководителей подразделений аппарата хокима;

отменяет либо приостанавливает полностью или частично принятое им решение, а также решение нижестоящего хокима и вносит представление в Кенгаш народных депутатов об отмене акта нижестоящего Кенгаша народных депутатов, если они противоречат Конституции Республики Узбекистан, закону и постановлению палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указу, постановлению и распоряжению Президента Республики Узбекистан, постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также решению вышестоящего Кенгаша народных депутатов и хокима;

координирует работу структурных подразделений органов государственного управления в соответствии с законодательством;

осуществляет контроль за исполнением актов хокима и вносит в установленном законом порядке представление о привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица за их невыполнение;

рассматривает ходатайства и вносит предложения о награждении государственными наградами;

выступает официальным представителем области, района и города в республике и за рубежом;

вводит понижающие и повышающие коэффициенты к установленным ставкам по отдельным налогам, определяемым законодательством, с учетом особенностей регионов и места осуществления деятельности;

организует прием населения, рассматривает обращения физических и юридических лиц;

решает и другие вопросы, отнесенные законодательством к его компетенции, в области развития региона, планирования бюджета, финансов, учета, управления собственностью области, района, города.

Хоким области, района, города при выполнении возложенных на него задач непосредственно осуществляет руководство структурными подразделениями органов государственного управления на соответствующей территории.  

Статья 10. Отчетность хокимов перед населением

Хокимы областей, районов и городов не реже два раза в год отчитываются перед населением о своей деятельности.

Информация о деятельности хокимов областей, районов и городов подлежат обнародованию (опубликованию) в средствах массовой информации.

Статья 11. Заслушивание Кенгашем народных депутатов отчета хокима по важнейшим актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города

Хоким области, района, города ежегодно представляет соответствующему Кенгашу народных депутатов отчет по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города.

Отчет хокима области, района, города заслушивается на заседании соответствующего Кенгаша народных депутатов, посвященном итогам социально-экономического развития области, района, города за предыдущий год и важнейшим приоритетным направлениям социально-экономической программы на текущий год. Данное заседание в областях и городе Ташкенте проводится не позднее десяти дней после проведения соответствующего заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан, а в районах и городах — не позднее десяти дней после проведения соответствующих заседаний в областях и городе Ташкенте.

На заслушивание отчета хокима области и города Ташкента приглашаются члены Сената, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, избранные от соответствующей области и города Ташкента, члены Кабинета Министров Республики Узбекистан, руководители органов государственного управления, хокимы районов и городов, руководители структурных подразделений органов государственного управления области и города Ташкента.

На заслушивание отчета хокима района и города приглашаются члены Сената, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, депутаты областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов, избранные от соответствующих избирательных округов, представители Кабинета Министров Республики Узбекистан, органов государственного управления, хоким области, города Ташкента или его заместители, руководители структурных подразделений органов государственного управления района и города.

На заслушивание отчета хокима области, района, города могут присутствовать представители других государственных органов, органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций, в том числе негосударственных некоммерческих организаций, политических партий, средств массовой информации, расположенных на соответствующей территории, и другие лица.

Обсуждение отчета хокима области и города Ташкента осуществляется с учетом оценок и задач, определенных на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Обсуждение отчета хокима района и города осуществляется с учетом оценок и задач, определенных на заседаниях Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов.

По итогам обсуждения отчета хокима области, района, города принимается решение соответствующего Кенгаша народных депутатов, в котором дается комплексная оценка эффективности работы соответствующего хокима, его заместителей и аппарата хокима, предусматриваются рекомендации и предложения по совершенствованию их работы, а также меры по обеспечению контроля за ходом реализации решения. По результатам заслушивания отчета хокима Кенгашем народных депутатов дается оценка деятельности хокима и направляется рекомендация о соответствии или несоответствии его занимаемой должности соответственно Президенту Республики Узбекистан либо вышестоящего хокиму.

Статья 12. Оценка деятельности хокимов

Деятельность хокимов областей, города Ташкента, районов и городов комплексно изучается ежеквартально соответственно Кабинетом Министров, Кенгашем народных депутатов и вышестоящим хокимом.

Перечень показателей для оценки эффективности деятельности хокимов, методика оценки эффективности деятельности хокимов утверждается решением Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Повторное выдвижение на должность хокима лиц, не обеспечивших в период своей деятельности надлежащий уровень социально-экономического развития на соответствующей территории, деловой среды, развития предпринимательской деятельности, не допускается.

Статья 13. Заслушивание Кенгашем народных депутатов информации председателей судов

Председатели судов областей и города Ташкента, межрайонных, районных (городских) судов один раз в год представляют соответствующим Кенгашам народных депутатов информацию о деятельности суда по осуществлению правосудия.

На заслушивание информации председателей судов участвуют члены Высшего судейского совета Республики Узбекистан, а также могут приглашаться представители государственных и правоохранительных органов, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации, расположенных на соответствующей территории, и другие лица.

Во время обсуждения информации, вопросы депутатов Кенгаша народных депутатов, адресованные председателю суда не могут касаться конкретных дел и материалов, находящихся в производстве суда.

По итогам обсуждения информации председателя суда дается оценка его деятельности и направляется характеристика в Высший судейский совет Республики Узбекистан.

Статья 14. Заслушивание Кенгашем народных депутатов отчетов прокуроров

Прокуроры областей, города Ташкента, районов и городов один раз в год представляют соответствующим Кенгашам народных депутатов отчет о своей деятельности по обеспечению верховенства закона, укреплению законности, защите прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства предупреждению и профилактике правонарушений.

На заслушивание отчетов прокуроров могут приглашаться представители государственных и правоохранительных органов, органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций, в том числе негосударственных некоммерческих организаций, политических партий, средств массовой информации, расположенных на соответствующей территории, и другие лица.

В ходе заслушивания отчетов прокуроров критически обсуждаются принимаемые меры и результаты работы по выполнению возложенных задач, дается оценка эффективности их деятельности, а также принимаются рекомендации о соответствии или несоответствии занимаемой должности.

Статья 15. Заслушивание Кенгашем народных депутатов отчетов руководителей органов внутренних дел

Начальники Главного управления внутренних дел города Ташкента и управлений внутренних дел областей ежеквартально представляют соответственно Ташкентскому городскому и областным Кенгашам народных депутатов отчет о состоянии предупреждения и профилактики правонарушений.

Начальники районных (городских) управлений (отделов) внутренних дел ежеквартально и их заместители по вопросам молодежи – начальники отделов (отделений) профилактики правонарушений ежемесячно представляют районным (городским) Кенгашам народных депутатов отчеты о состоянии предупреждения и профилактики правонарушений.

На заслушивание отчетов руководителей территориальных подразделений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан могут приглашаться представители других государственных и правоохранительных органов, органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций, в том числе негосударственных некоммерческих организаций, политических партий, средств массовой информации, расположенных на соответствующей территории, и другие лица.

В ходе заслушивания отчетов руководителей территориальных подразделений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан критически обсуждаются принимаемые меры и результаты работы по выполнению возложенных задач, дается персональная оценка эффективности их деятельности, а также принимаются рекомендации о соответствии или несоответствии занимаемой должности.

Статья 16. Заслушивание Кенгашем народных депутатов соответственно информации начальников органов юстиции

Начальники территориальных управлений юстиции по итогам каждого полугодия представляют соответственно областным и Ташкентскому городскому Кенгашам народных депутатов информацию о состоянии нормотворческой деятельности и правоприменительной практики на местах.

По итогам заслушивания информации начальника территориального управления юстиции принимается решение соответствующего Кенгаша народных депутатов, которое направляется в Министерство юстиции Республики Узбекистан.

Начальники отделов юстиции районов (городов) ежеквартально представляют информацию районным (городским) Кенгашам народных депутатов о состоянии нормотворческой деятельности и правоприменительной практики государственных органов и организаций районного (городского) уровня.

По итогам заслушивания информации начальника отдела юстиции района (города) принимается решение соответствующего Кенгаша народных депутатов, которое направляется в территориальное управление юстиции.

 

Глава 3. Экономическая основа деятельности государственной власти на местах

 

Статья 17. Экономическая основа деятельности органов государственной власти на местах

Экономическую основу деятельности органов государственной власти на местах составляют:

государственная собственность административно-территориальных образований (муниципальная собственность);

средства местного бюджета, а также внебюджетных фондов органов государственной власти на местах;

имущественные права;

иная собственность, имеющаяся в области, районе, городе и служащая экономическому и социальному развитию.

По отношению к объекту государственной собственности, находящемуся в исключительной собственности Республики Узбекистан, органы государственной власти на местах осуществляют контроль в части эффективного размещения производственных и социальных объектов, рационального использования природных и трудовых ресурсов, охраны окружающей среды, социальной защиты населения. При этом хокимы областей и города Ташкента имеют право принимать решения о сносе государственных объектов недвижимого имущества, признанных непригодными согласно заключению Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора, при Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству.

Порядок управления муниципальной собственностью, а также объектом республиканской собственности, регулируется настоящим Законом, иным актом законодательства Республики Узбекистан.

Органы государственной власти на местах не вправе вводить не предусмотренные законодательством Республики Узбекистан ограничения для физических и юридических лиц, которые бы препятствовали свободе предпринимательской деятельности.

Статья 18. Собственность области, района, города

Кенгаш народных депутатов Республики Узбекистан реализует право муниципальной собственности на соответствующей территории.

Областному, районному, городскому Кенгашу народных депутатов принадлежат все правомочия собственника на объекты, муниципальной собственности, в том числе имущество, приобретенное им в соответствии с законодательством.

В собственности области, района, города находятся имущество областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов, средства местных бюджетов и внебюджетных фондов. В собственности области, района, города могут находиться объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, имеющие областное, районное, городское значение, предприятия и объединения, учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры, другие учреждения, созданные, приобретенные за счет средств области, района, города, в том числе на долевых началах или переданные безвозмездно областному, районному, городскому Кенгашу от других источников, ценные бумаги и финансовые активы.

Статья 19. Управление объектами муниципальной собственностью

Органы государственной власти на местах осуществляют управление объектами муниципальной собственности в соответствии с законодательством.

Органы государственной власти на местах вправе:

передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное владение и пользование в порядке и пределах, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан;

принимать решения о разгосударствлении и приватизации объектов муниципальной собственности;

создавать при органах государственной власти на местах коммунальный жилищный фонд целевого назначения для отдельных категорий нетрудоспособных, одиноких престарелых лиц, пенсионеров и других социально не защищенных, малообеспеченных категорий граждан, а также нуждающихся в жилье молодых семей, особо одаренных и высококвалифицированных специалистов.

Статья 20. Регулирование земельных отношений органами государственной власти на местах

Хоким области, района, города вправе:

предоставлять земли во владение, пользование и в аренду предприятиям, учреждениям, организациям, дехканским хозяйствам, гражданам, прекращать права владения и пользования землей этими субъектами, а также осуществлять изъятие земель с последующим утверждением принятых решений соответствующим Кенгашем народных депутатов;

организовать государственную регистрацию прав на земельные участки и сделок с ними, финансировать из местного бюджета работы по ведению государственного земельного кадастра, вести учет кадастровых объектов, а также организовать и контролировать ведение государственного земельного кадастра;

Кенгаш народных депутатов, хоким в соответствии с законодательством Республики Узбекистан решают и другие вопросы в области земельных отношений.

Статья 21. Местный бюджет

Органы государственной власти на местах самостоятельно осуществляют формирование, утверждение, использование местных бюджетов и контроль за их исполнением.

Доходы местных бюджетов формируются за счет:

общегосударственных налогов в соответствии с установленным нормативом;

местных налогов и других обязательных платежей;

безвозмездных денежных поступлений от юридических и физических лиц, а также иностранных государств;

доходов, поступающих с рынков;

прочих доходов.

Статья 22. Областные, районные, городские внебюджетные фонды органов государственной власти на местах

Областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов может образовать внебюджетные фонды, в которые включаются:

добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц;

отчисления от государственных унитарных предприятий, учредителями которых являются органы государственной власти на местах;

гранты от физических и юридических лиц, иностранных и международных организаций, иностранных государств;

другие источники, не запрещенные законодательством.

Средства областных, районных, городских внебюджетных фондов органов государственной власти на местах находятся на казначейских лицевых счетах, изъятию не подлежат и расходуются по решению соответствующего Кенгаша народных депутатов и хокима.

Статья 23. Управление социально-экономическим развитием области, района и города

Управление социально-экономическим развитием области, района и города осуществляется органами государственной власти на местах на основе Стратегии социально-экономического развития региона, долгосрочных и среднесрочных программ комплексного развития территорий, разрабатываемых с широким привлечением органов государственного управления, организаций, представителей общественности и институтов гражданского общества.

Стратегия социально-экономического развития региона представляет собой долгосрочные ориентиры, включающие комплекс согласованных стратегических целей и задач, соответствующие интересам населения, делового сообщества, органов государственной власти на местах и направленные на переход в новое качественное состояние с учетом реальных предпосылок и возможностей.

 

Глава 4. Взаимоотношение органов государственной власти на местах с другими государственными органами и иными организациями

 

Статья 24. Взаимоотношения Кенгашей народных депутатов с Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Взаимоотношения Кенгашей народных депутатов с Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан осуществляется для решения задач социально-экономического развития регионов и наиболее важных проблем, а также оказания практической и методической помощи постоянным комиссиям Кенгашей народных депутатов.

В целях эффективного взаимодействия Кенгашей народных депутатов с Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан могут быть образованы Комиссии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и рабочие группы при Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента.

Комиссия Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаш народных депутатов областей и города Ташкента могут проводить совместные заседания.

Статья 25. Взаимоотношения хокимов с Кабинетом Министров Республики Узбекистан

Кабинет Министров в пределах своей компетенции:

осуществляет координацию деятельности хокимов в вопросах, связанных с обеспечением экономического и социально-культурного развития территорий;

рассматривает предложения хокимов областей и города Ташкента по вопросам, требующим решения Кабинета Министров;

обеспечивает взаимодействие министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов государственного и хозяйственного управления с хокимами областей и города Ташкента, решает возникающие при этом спорные вопросы;

утверждает основные показатели экономического и социального развития территорий;

Хокимы в установленном порядке участвуют в подготовке ежегодного доклада Кабинета Министров по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны.

В областях и городе Ташкенте действуют полномочные представители Кабинета Министров по вопросам комплексного социально-экономического развития территорий.

Статья 26. Взаимоотношение хокимов с органами государственного управления

Хокимы областей, города Ташкента, районов и городов в пределах предоставленных им полномочий осуществляют совместно с органами государственного управления руководство деятельностью их структурных подразделений на соответствующей территории.

Статья 27. Взаимоотношение хокимов с правоохранительными органами

Хокимы областей, районов и городов, в целях реализации поставленных перед ними задач и в пределах предоставленных им полномочий, координируют деятельность правоохранительных органов в вопросах обеспечения соблюдения общественного порядка, безопасности граждан, защиты их прав, свобод и здоровья, профилактики правонарушений, соблюдения паспортно-визового режима, социальной реабилитации лиц, совершивших правонарушения.

Статья 28. Взаимоотношения между органами государственной власти на местах административно-территориальных образований Республики Узбекистан

Органы государственной власти на местах вправе в рамках своей компетенции вступать в договорные и другие отношения с органами государственной власти и управления Республики Каракалпакстан и других областей, районов и городов Республики Узбекистан для решения возложенных на них задач.

Статья 29. Взаимоотношение органов государственной власти на местах с органами самоуправления граждан

Органы государственной власти на местах содействуют развитию самоуправления, на соответствующей территории, обеспечивают им все необходимые условия для осуществления своих полномочий.

Органы государственной власти на местах взаимодействуют с органами самоуправления граждан в вопросах проведения массовых, политических, духовно-просветительских, культурных, спортивных и других мероприятий, а также мероприятий по организации, охране и использованию охраняемых природных территорий, осуществления контроля за санитарным и экологическим состоянием соответствующей территории, источников водоснабжения, жилищ, образовательных учреждений, соблюдения требований противопожарной безопасности, ветеринарно-санитарных правил содержания животных, правил торговли и культуры обслуживания граждан.

Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий рассматривают и разрешают:

ходатайства органов самоуправления граждан об изменении границ административно-территориальных единиц, махаллей, о присвоении наименований и переименовании махаллей, улиц, площадей и других объектов;

предложения органов самоуправления граждан об улучшении материальных и жилищно-бытовых условий малообеспеченных семей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и граждан, пострадавших от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также о создании новых и реконструкции действующих мест погребения;

представления органов самоуправления граждан о привлечении к ответственности должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими решений органов самоуправления граждан, принятых в пределах их компетенции.

Хоким области, района, города ежеквартально представляет органам самоуправления граждан отчет о своей деятельности, по вопросам, входящим в сферу деятельности органов самоуправления граждан.

Статья 30. Взаимоотношения органов государственной власти на местах с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества

Органы государственной власти на местах обеспечивают соблюдение прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества создают им равные правовые возможности для участия в общественной жизни.

В целях развития инициатив и усиления роли негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, а также стимулирования их участия в решении социально и общественно значимых вопросов на местах Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента могут создавать общественные фонды в соответствии с законодательством.

Для содействия углубления сотрудничества негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества с органами государственной власти на местах в реализации социально
и общественно значимых программ и проектов, а также за осуществлением мониторинга и оценки состояния социального партнерства, распределением и эффективным использованием средств общественных фондов органами государственной власти на местах могут создаваться общественные комиссии по социальному партнерству.

Общественные комиссии по социальному партнерству формируются соответственно из числа депутатов Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента, представителей аппарата хокима областей и города Ташкента, органов юстиции и финансов, а также иных государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в составе председателя, его заместителя, ответственного секретаря и членов комиссий.

Представители негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества вправе в установленном порядке участвовать в деятельности рабочих групп, комиссий и общественно-консультативных органов при Кенгашах народных депутатов и аппарата хокимов, создаваемых с целью разработки, координации и обеспечения реализации программ социально-экономического развития, нормативно-правовых актов, решения других социально и общественно значимых вопросов.

Негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества в установленном законом порядке участвуют в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов государственной власти на местах.

Вмешательство органов государственной власти на местах в деятельность негосударственной некоммерческой организации и других институтов гражданского общества, равно как и вмешательство негосударственной некоммерческой организации и других институтов гражданского общества в деятельность вышеуказанных органов не допускается.

 

Глава 5. Структура и организационные основы деятельности органов представительной власти на местах

 

Статья 31. Избрание Кенгаша народных депутатов

Областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов состоит из народных депутатов, избираемых населением области, района, города в соответствии с законом Республики Узбекистан.

Численность депутатов Кенгаша народных депутатов определяется пропорционально к общей численности населения каждого административно-территориального образования, в пределах норм, установленных законом.

Срок полномочий Кенгаша народных депутатов – пять лет.

В случае реорганизации (присоединения, слияния, преобразования, выделения или разделения) административно-территориальной единицы депутаты Кенгаша народных депутатов сохраняют свои полномочия и становятся депутатами реорганизованных Кенгашей народных депутатов, в состав которых вошла большая часть его избирателей, до начала работы сессии вновь избранного Кенгаша народных депутатов.

В случае ликвидации административно-территориальной единицы соответствующий Кенгаш народных депутатов ликвидируется.

Статья 32. Деятельность Кенгаша народных депутатов

Кенгаш народных депутатов осуществляет свою деятельность на сессиях, через постоянные и временные комиссии, другие органы Кенгаша народных депутатов, председателя Кенгаша народных депутатов, депутатов и секретаря Кенгаша народных депутатов в порядке, установленном законодательством.

Кенгаш народных депутатов не реже одного раза в год отчитывается перед населением о проделанной работе Кенгаша народных депутатов, деятельности его комиссий.

В целях обеспечения открытости своей деятельности, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов и их постоянные и временные комиссии обеспечивают своевременное обнародование (опубликование) информации в средствах массовой информации о своей деятельности, в том числе информацию о планируемых заседаниях и мероприятиях, вопросах, предполагаемых к рассмотрению, принятых решениях, а также заслушанные отчеты хокима, председателя суда, прокурора, руководителей органов внутренних дел и структурных подразделений органов государственного управления.

Статья 33. Сессия Кенгаша народных депутатов

Основной формой работы областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов является сессия. Сессия областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов созывается и ведется председателем Кенгаша народных депутатов, но не реже одного раза в квартал. Сессия может быть созвана также по инициативе не менее одной третей депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов.

Внеочередная сессия Кенгаша народных депутатов созывается председателем Кенгаша народных депутатов либо по предложению не менее одной трети от числа депутатов, избранных в данный Кенгаш народных депутатов, а также соответствующего хокима. Внеочередная сессия созывается не позднее чем в пятидневный срок со дня принятия решения о проведении внеочередной сессии. На внеочередной сессии рассматриваются исключительно вопросы, послужившие основанием для ее созыва.

Не позднее февраля каждого года проводится сессия Кенгаша народных депутатов, на котором заслушивается отчет хокима о своей деятельности.

Решение о созыве сессии доводится секретарем Кенгаша народных депутатов до сведения депутатов и соответствующего хокима не позднее, чем за семь дней до открытия сессии.

Первая сессия вновь избранного областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов созывается председателем соответствующей областной, районной, городской избирательной комиссии не позднее, чем в трехнедельный срок после выборов, и открывается одним из старейших депутатов.

Сессия Кенгаша народных депутатов правомочна, если на ней присутствуют не менее двух третей депутатов от их общего числа.

По вопросам, обсуждаемых на сессии, областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов принимает решения открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов.

В работе сессии по решению Кенгаша народных депутатов может быть сделан перерыв на срок, установленный Кенгашем народных депутатов, не превышающий пятнадцати дней.

Продолжительность сессии определяется Кенгашем народных депутатов.

Приглашенные руководители и иные должностные лица структурных подразделений органов государственного управления и организаций, расположенных на соответствующей территории, обязаны являться на сессию Кенгаша народных депутатов для представления информации по вопросам, относящимся к ведению Кенгаша народных депутатов.

В случае необходимости Кенгаш народных депутатов может принять решение о проведении закрытой сессии.

Статья 34. Регламент Кенгаша народных депутатов

Порядок созыва и проведения сессии Кенгаша народных депутатов, внесения и рассмотрения вопросов на сессию, образования и избрания органов Кенгаша народных депутатов, заслушивания отчетов об их деятельности, рассмотрения депутатских запросов, проектов решений, порядок голосования, оглашения решений, определения числа приглашенных на сессию лиц, а также ответственность депутатов и другие вопросы организации работы сессии определяются регламентом Кенгаша народных депутатов.

Статья 35. Постоянные и временные комиссии Кенгаша народных депутатов

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, вносимых на сессию, содействия проведению в жизнь решений Кенгаша народных депутатов, законодательных актов Республики Узбекистан, осуществления в пределах своей компетенции контрольных функций Кенгаш народных депутатов на срок своих полномочий избирает постоянные и временные комиссии. Положения о комиссиях утверждаются соответствующим Кенгашем народных депутатов.

Кандидатуры председателей, членов постоянных и временных комиссий определяются общим решением с учетом партийной или групповой принадлежности депутатов и количества депутатских мест, полученных по итогам выборов.

Статья 36. Председатель Кенгаша народных депутатов

Председатель Кенгаша народных депутатов избирается из числа его депутатов.

Председатель Кенгаша народных депутатов избирается открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Кенгаша народных депутатов. Порядок избрания председателя Кенгаша народных депутатов определяется регламентом Кенгаша народных депутатов.

Председатель Кенгаша народных депутатов осуществляет свою деятельность на постоянной основе.

Председатель Кенгаша народных депутатов избирается на первой сессии Кенгаша народных депутатов нового созыва. При отсутствии председателя его полномочия временно осуществляется секретарем Кенгаша народных депутатов.

Председатель Кенгаша народных депутатов:

принимает решение о созыве сессии Кенгаша народных депутатов;

осуществляет руководство подготовкой сессии Кенгаша народных депутатов, формирует повестку дня сессии;

ведет заседания сессии Кенгаша народных депутатов, обеспечивает соблюдение регламента Кенгаша народных депутатов;

подписывает решения Кенгаша народных депутатов, протоколы, иные документы, принятые или утвержденные на сессии Кенгаша народных депутатов;

рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения служебных обязанностей для участия в сессиях Кенгаша народных депутатов, в работе его постоянных комиссий и иных органов, и в избирательных округах;

назначает на должность и освобождает от должности работников секретариата Кенгаша народных депутатов;

координирует деятельность постоянных комиссий и иных органов Кенгаша народных депутатов и депутатских групп;

Председатель Кенгаша народных депутатов пользуется правом решающего голоса в случае, если при голосовании на сессии Кенгаша народных депутатов голоса депутатов разделяются поровну.

Статья 37. Секретарь Кенгаша народных депутатов

Секретарь Кенгаша народных депутатов является должностным лицом, работающим на постоянной основе. Он избирается из числа депутатов открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов и освобождается от должности Кенгашем народных депутатов на сессии. Секретарь Кенгаша народных депутатов избирается на срок полномочий Кенгаша народных депутатов.

Кандидатура на должность секретаря Кенгаша народных депутатов выдвигается депутатами на сессии Кенгаша народных депутатов.

Секретарь Кенгаша народных депутатов:

организует подготовку сессии Кенгаша народных депутатов и вопросов, вносимых на ее рассмотрение, обеспечивает составление протокола и вместе с председателем подписывает решения, иные документы, принятые или утвержденные на сессии Кенгаша народных депутатов;

содействует депутатам Кенгаша народных депутатов в осуществлении ими своих полномочий, обеспечивает их необходимой информацией;

контролирует рассмотрение запросов депутатов и депутатских обращений;

руководит деятельностью секретариата Кенгаша народных депутатов;

регулярно представляет в Кенгаш народных депутатов информацию об обращениях избирателей и о принятых по ним мерах;

организует взаимодействие Кенгаша народных депутатов с органами государственной власти и управления;

обеспечивает опубликование решений Кенгаша народных депутатов;

временно осуществляет полномочия председателя Кенгаша народных депутатов при его отсутствии.

выполняет по решению Кенгаша народных депутатов иные функции.

Секретарь Кенгаша народных депутатов не вправе состоять в комиссиях Кенгаша народных депутатов.

При отсутствии секретаря Кенгаша народных депутатов, по решению председателя Кенгаша народных депутатов, его полномочия временно осуществляются председателем одной из постоянных комиссий Кенгаша народных депутатов или депутатом Кенгаша народных депутатов.

Статья 38. Организационное, техническое и иное обеспечение деятельности Кенгаша народных депутатов

Организационное, техническое и иное обеспечение деятельности Кенгаша народных депутатов области, района, города обеспечивается соответствующим секретариатом Кенгаша народных депутатов.

Деятельность секретариата Кенгаша народных депутатов регулируется Регламентом Кенгаша.

С истечением срока полномочий Кенгаша народных депутатов деятельность работников секретариата Кенгаша народных депутатов не прекращается.

Секретариат Кенгаша народных депутатов является государственным учреждением, содержащимся за счет местного бюджета.

Примерные структура и штаты секретариата Кенгаша народных депутатов области, города Ташкента, района и города определяются, соответственно, Кенгашем народных депутатов области, города Ташкента, района и города. Примерные структура и штаты секретариата Кенгаша народных депутатов района и города в Республике Каракалпакстан определяются Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан

 

Глава 6. Организационные основы деятельности исполнительной власти на местах

 

Статья 39. Руководство исполнительной власти на местах

Исполнительную власть в области, районе, городе возглавляет хоким. Хоким имеет первого заместителя и заместителей в количестве, определяемом Президентом Республики Узбекистан.

Первый заместитель, заместители хокима области, города Ташкента назначаются и освобождаются от должности хокимом по согласованию с Президентом Республики Узбекистан.

Заместители хокима района, города назначаются и освобождаются от должности соответствующим хокимом по согласованию с вышестоящим хокимом.

Заместители хокима города районного подчинения назначаются и освобождаются от должности соответствующим хокимом по согласованию с вышестоящим хокимом.

Заместитель хокима области, города Ташкента, района и города по молодежной политике, социальному развитию и духовно-просветительской работе назначается на должность на основе рекомендации председателя Центрального Совета Союза молодежи Узбекистана.

Председатель Комитета женщин области, города Ташкента, района и города по должности становится заместителем хокима по делам женщин соответствующей области, района и города.

Заместители хокимов областей и районов, а также в случаях предусмотренных законодательством заместители хокимов городов по вопросам сельского и водного хозяйства по должности становятся соответственно начальниками управлений сельского и водного хозяйства областей и начальниками отделов сельского и водного хозяйства районов и городов.

Заместители хокима выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленным хокимом. В случае отсутствия хокима или невозможности выполнения им своих обязанностей его полномочия осуществляет первый заместитель или по поручению хокима один из заместителей.

Хоким, его заместители, другие работники управленческого персонала аппарата хокима не вправе занимать другую оплачиваемую должность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Хокимы в своей деятельности ответственны перед Президентом, Кабинетом Министров Республики Узбекистан и соответствующим Кенгашем народных депутатов.

Статья 40. Структура и штаты аппарата хокима

Для обеспечения выполнения хокимом возложенных на него обязанностей и реализации предоставленных полномочий создается аппарат хокима области, района и города.

Аппарат хокима состоит из управлений, отделов и других подразделений, структура, порядок организации и деятельности которых определяются соответствующими положениями, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Примерные структура и штаты аппарата хокима области, города Ташкента, района и города определяются Президентом Республики Узбекистан. Примерные структура и штаты аппарата хокима района и города в Республике Каракалпакстан определяются Советом Министров Республики Каракалпакстан.

Структура и штаты аппарата хокима областей и города Ташкента утверждаются и изменяются хокимом по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан в пределах бюджета, утвержденного соответствующим Кенгашем народных депутатов.

 

Структура и штаты аппарата хокима района, города утверждаются и изменяются хокимом по согласованию с вышестоящим хокимом в пределах бюджета, утвержденного соответствующим Кенгашем народных депутатов.

Статья 41. Назначение и освобождение хокима

Хокимом области, города Ташкента, района и города может быть гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати лет, свободно владеющий государственным языком или языком большинства населения соответствующей территории, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее пяти лет непосредственно перед утверждением его кандидатуры соответствующим Кенгашем.

Хоким области и города Ташкента назначается и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан.

Кандидатуры хокима области и города Ташкента Президенту Республики Узбекистан представляются Премьер-министром Республики Узбекистан. Президент Республики Узбекистан после проведения консультаций с каждой из представленных в соответствующих Кенгашах партийных групп представляет кандидатуры хокима области и города Ташкента для утверждения соответствующему Кенгашу.

Утвержденной считается кандидатура хокима области и города Ташкента, набравшая большинство голосов от общего числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов.

Если при голосовании кандидатуры хокима области и города Ташкента не набрали большинства голосов от общего числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов, Президент Республики Узбекистан имеет право после проведения дополнительных консультаций с партийными группами в течение месяца еще дважды представлять кандидатуры на указанные должности.

В случае трехкратного отклонения соответствующим Кенгашем народных депутатов представленных кандидатур хокима области и города Ташкента Президент Республики Узбекистан имеет право назначить исполняющего обязанности хокима области и города Ташкента, распустить соответствующий Кенгаш народных депутатов. При этом выборы в областной и Ташкентский городской Кенгаши народных депутатов проводятся в течение трех месяцев со дня принятия решения о роспуске.

В соответствии с решением областного и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов по кандидатуре хокима Президент Республики Узбекистан принимает указ.

Хоким района, города назначается и освобождается от должности хокимом области, города Ташкента и утверждается соответствующим Кенгашем народных депутатов.

Кандидатуры хокима района, города представляются для утверждения районным, городским Кенгашем народных депутатов хокимом области, города Ташкента после проведения консультаций с каждой из партийных групп соответствующего Кенгаша народных депутатов.

Утвержденной считается кандидатура хокима района, города, набравшая большинство голосов от общего числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов.

Если при голосовании кандидатуры хокима района, города не набрали большинства голосов от общего числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов, хоким области, города Ташкента имеет право, после проведения дополнительных консультаций с партийными группами, в течение месяца еще дважды представлять кандидатуры на указанные должности.

В соответствии с решением районного, городского Кенгашей народных депутатов, по кандидатуре хокима хоким области, города Ташкента принимает решение.

В случае трехкратного отклонения соответствующим Кенгашем народных депутатов представленных кандидатур, хоким области и города Ташкента имеет право непосредственно назначить хокима района, города.

Хоким города районного подчинения назначается и освобождается от должности хокимом района и утверждается районным Кенгашем народных депутатов в порядке, установленном в частях восьмой – тринадцатый настоящей статьи.

Хоким области, по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан, правомочен подчинить хокима города хокиму района (за исключением районов, входящих в состав города) и образовать единые органы управления, с последующим утверждением принятого решения областным Кенгашем народных депутатов.

Срок полномочий хокима – пять лет.

Статья 42. Досрочное прекращение полномочий хокимов областей, города Ташкента, районов и городов

Полномочия хокимов областей, города Ташкента, районов и городов прекращаются досрочно в случае:

его смерти;

освобождение его от должности Президентом Республики Узбекистан в связи с утратой доверия Президента Республики Узбекистан, в случае нарушения ими Конституции, законов или совершения действий, порочащих честь и достоинство хокима;

освобождение его от должности Президентом Республики Узбекистан или соответствующим хокимом области и города Ташкента в связи с выражением ему недоверия соответствующим Кенгашем народных депутатов, а также за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

его отставки по собственному желанию;

признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

его выезда за пределы Республики Узбекистан на постоянное место жительства;

утраты им гражданства Республики Узбекистан.

Статья 43. Назначение и освобождение руководителей структурных подразделений органов государственного управления

Руководители структурных подразделений органов государственного управления, за исключением правоохранительных органов, назначаются и освобождаются от должности решением хокима соответственно области, района и города по согласованию с вышестоящими органами государственного управления.

Порядок назначения и освобождения от должности руководителей структурных подразделений правоохранительных органов определяется законодательством.

 

Глава 7. Гарантии законности в деятельности органов государственной власти на местах

 

Статья 44. Контроль за законностью деятельности органов государственной власти на местах

Решения Кенгаша народных депутатов областей и города Ташкента, противоречащие Конституции и законам Республики Узбекистан, указам, постановлениям и распоряжениям Президента Республики Узбекистан, отменяются Сенатом Олий Мажлисом Республики Узбекистан, а решения районных и городских Кенгашей народных депутатов отменяются Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента в установленном порядке.

Акты хокимов, противоречащие Конституции, законам Республики Узбекистан, указам, постановлениям и распоряжениям Президента Республики Узбекистан, актам Правительства, а также государственным интересам Республики Узбекистан, приостанавливаются и отменяются Президентом, Кабинетом Министров Республики Узбекистан, вышестоящим хокимом или хокимом, принявший данные акты, а также соответствующими Кенгашами народных депутатов.

Статья 45. Обжалование актов органов государственной власти на местах

Акты органов государственной власти на местах, могут быть обжалованы предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, физическими и юридическими лицами в вышестоящие их органы либо в суд.

Статья 46. Обязательность пересмотра решений хокима, опротестованных прокурором

Решения хокима, противоречащие Конституции и законам Республики Узбекистан, актам Президента и Правительства Республики Узбекистан, опротестованные прокурором, пересматриваются самим хокимом, либо вышестоящим хокимом или Кабинетом Министров, а при необходимости, Президентом Республики Узбекистан.

Генеральный прокурор вносит Президенту Республики Узбекистан предложения о приостановлении или отмене решений хокимов, несоответствующих нормам законодательства, в случае, если эти решения выявлены в ходе проверок, проведенных во исполнение решений Президента Республики Узбекистан.

Генеральный прокурор может вносить Президенту Республики Узбекистан предложения о приостановлении либо отмене решений хокимов в случае, если эти решения существенно ущемляют конституционные права и свободы граждан.

 

Глава 8. Заключительные положения

 

Статья 47. Ответственность за нарушение законодательства о государственной власти на местах.

Лица, виновные в нарушении законодательства о государственной власти на местах, несут ответственность в установленном порядке».

Общие предложения

1234