ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
3460 Министерство внутренних дел Республики Узбекистан 16/05/2019 31/05/2019 169

Обсуждение завершено

Закон Республика Узбекистан
О гражданстве Республики Узбекистан (новая редакция)
ID-3460

ПРОЕКТ

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

О гражданстве Республики Узбекистан

(новая редакция)

 

Глава 1. Общие положения 

Статья 1. Цель настоящего Закона

Цель настоящего Закона регулирование общественных отношений, связанных с приобретением и прекращением гражданства Республики Узбекистан.

Статья 2. Законодательство о гражданстве Республики Узбекистан

Законодательство о гражданстве Республики Узбекистан состоит из настоящего Закона.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

вид на жительство – документ, удостоверяющий личность лица без гражданства или иностранного гражданина, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Республики Узбекистан лицу без гражданства или иностранному гражданину;

гражданин иностранного государства (подданства) – лицо, не имеющее гражданство Республики Узбекистан и имеющее гражданство, и доказательство своей принадлежности к гражданству другого государства;

законный источник существования – заработная плата, прибыль от предпринимательской деятельности или собственности, пенсия, стипендия, алименты, социальные пособия, финансовые сбережения или финансовая помощь от членов семьи и других лиц, а также иные доходы, не запрещенные законодательством;

заявитель – совершеннолетний гражданин Республики Узбекистан, иностранный гражданин или лицо без гражданства;

изменение гражданства – приобретение, выход или утрата гражданства Республики Узбекистан при соблюдении условий настоящего Закона;

лицо, постоянно проживающее за границей – гражданин Республики Узбекистан, выписавшийся из места постоянного жительства в Республике Узбекистан и оформивший разрешение на выезд за границу на постоянное жительство в установленном порядке;

лицо без гражданства – лицо, постоянно проживающее на территории Республики Узбекистан, не являющееся гражданином Республики Узбекистан и не имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства;

одинокий родитель – это отец (мать), воспитывающий ребенка, где в официальных документах о рождении ребёнка, сведения об одном родителе отсутствует, либо внесены со слов известного родителя;

проверочный лист – документ, свидетельствующий об осуществлении проверок в отношении лица, ходатайствующего по вопросу гражданства либо в отношении, которого оформлено представление по вопросу гражданства;

проживание – пребывание лица на законном основании в Республике Узбекистан или за её пределами;

ребенок – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

соотечественники – лица и их потомки по прямой нисходящей линии, родившиеся или ранее проживавшие в Республике Узбекистан, не состоящие в гражданстве Республики Узбекистан, проживающие за пределами территории Республики Узбекистан и чьи родственники по прямой восходящей линии проживают на территории Республики Узбекистан либо являются гражданами Республики Узбекистан.

В настоящем Законе используются следующие сокращения:

Комиссия – Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Республики Узбекистан.

Статья 4. Основные принципы Закона

Гражданство Республики Узбекистан основывается на следующих принципах:

единого гражданства;

равноправия;

сокращение безгражданства;

открытости.

 

Статья 5. Принцип единого гражданства

В Республике Узбекистан устанавливается единое на всей территории республики гражданство.

Гражданин Республики Каракалпакстан является одновременно гражданином Республики Узбекистан.

 

Статья 6. Принцип равноправия

Гражданство Республики Узбекистан является равным для всех независимо от оснований и времени его приобретения.

Граждане Республики Узбекистан равны перед Законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий и других обстоятельств.

 

Статья 7. Принцип сокращения безгражданства

В Республике Узбекистан каждый человек имеет право на гражданство.

Никто не может быть лишен гражданства Республики Узбекистан и права его изменить, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 8. Принцип открытости

Деятельность государственных органов по вопросам гражданства осуществляется открыто в соответствии с законодательством.

Государственные органы предоставляют по требованию заявителя информацию о состоянии и результатах рассмотрения его ходатайства.

Статья 9. Гражданство в Республике Узбекистан

Гражданство в Республике Узбекистан определяет постоянную политико-правовую связь лица с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Статья 10. Принадлежность к гражданству Республики Узбекистан

Гражданином Республики Узбекистан является:

а) лицо, постоянно проживавшее в Республике Узбекистан по состоянию на 28 июля 1992 года, не являющееся гражданином иностранного государства и изъявившее желание стать гражданином Республики Узбекистан.

Факт постоянного проживания удостоверяется наличием отметки о постоянной прописке, а также воинского учета.

б) лицо, проживавшее на территории Узбекистана и выехавшее за пределы республики на учёбу в высшие или средние специальные учебные заведения и непрерывно обучавшееся, либо проходившее срочную военную службу, и возвратившееся в течении одного года после окончания учёбы или срочной военной службы, постоянно прописавшееся в Республике Узбекистан после 28 июля 1992 года, при условии отсутствия у него гражданства иностранного государства.

При отсутствии подтверждающих документов, заявитель может установить указанные факты в судебном порядке.

в) лицо, имеющее гражданство Республики Узбекистан на день вступления в силу настоящего Закона;

г) лицо, которое приобрело гражданство Республики Узбекистан в соответствии с настоящим Законом.

 

Статья 11. Признание гражданства Республики Узбекистан у лица без гражданства, постоянно проживающего в Республике Узбекистан

Лицо, прибывшее и постоянно прописанное на территории Республики Узбекистан до 1 января 1995 года, не принявшее гражданство иностранного государства и проживающее до вступления в силу настоящего Закона на основании вида на жительства Республики Узбекистан для лица без гражданства, признается гражданином Республики Узбекистан настоящим Законом.

 

 

Статья 12. Документы, удостоверяющие гражданство Республики Узбекистан

Документом, удостоверяющим гражданство Республики Узбекистан, является паспорт гражданина Республики Узбекистан или иной документ, содержащий указание на наличие гражданства Республики Узбекистан.

Документом, подтверждающим гражданство Республики Узбекистан ребенка, не достигшего шестнадцатилетнего возраста является:

свидетельство или справка о рождении, при предъявлении гражданского паспорта, или иного документа, содержащего указание на гражданство одного из родителей, являющегося гражданином Республики Узбекистан.

свидетельство или справка о рождении, при предъявлении вида на жительство обоих или одинокого родителя, являющихся лицами без гражданства.

Статья 13. Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака

Вступление в брак гражданина Республики Узбекистан с гражданином иностранного государства или лицом без гражданства, а также расторжение такого брака не влекут изменения гражданства супругов.

Изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга.

Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства, родившегося в этом браке или усыновленного (удочеренного) супругами ребенка.

Статья 14. Сохранение гражданства Республики Узбекистан лицами, проживающими за границей

Проживание гражданина Республики Узбекистан за границей не влечет за собой прекращение гражданства Республики Узбекистан, за исключением обстоятельств, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 15. Защита государством граждан Республики Узбекистан за границей

Граждане Республики Узбекистан за границей находятся под защитой и покровительством Республики Узбекистан.

Республика Узбекистан, его консульские учреждения, их должностные лица обязаны принимать меры к тому, чтобы граждане Республики Узбекистан пользовались всеми правами, предоставленными им международными договорами, участниками которых являются Республика Узбекистан и государство пребывания, международными обычаями, законодательством государства пребывания, если такие права не противоречат законодательству Республики Узбекистан, а также в установленном законодательством порядке защищать их права и охраняемые Законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Республики Узбекистан.

Статья 16. Недопустимость выдачи гражданина Республики Узбекистан иностранному государству

Гражданин Республики Узбекистан не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан.

 

Статья 17. Непризнание за гражданином Республики Узбекистан гражданства иностранного государства

Гражданин Республики Узбекистан не может одновременно являться гражданином иностранного государства, за исключением случая, предусмотренного статьей 27 настоящего Закона.

За лицом, не оформившим выход из гражданства Республики Узбекистан в установленном настоящим Законом порядке, не признается его принадлежность к гражданству иностранного государства.

Гражданин Республики Узбекистан, имеющий одновременно гражданство иностранного государства, не может на этом основании быть ограниченным в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Узбекистан.

Глава 2. Приобретение гражданства Республики Узбекистан

Статья 18. Основания приобретения гражданства Республики Узбекистан

Гражданство Республики Узбекистан приобретается:

а) по рождению;

б) вследствие усыновления ребенка;

в) в результате приема и восстановления в гражданство Республики Узбекистан;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом или международным договором Республики Узбекистан.

Статья 19. Приобретение гражданства Республики Узбекистан по рождению

Ребенок приобретает гражданство Республики Узбекистан по рождению, если на момент его рождения:

а) оба его родителя или одинокий его родитель являются гражданами Республики Узбекистан (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей является гражданином Республики Узбекистан, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из родителей ребенка является гражданином Республики Узбекистан, а другой является гражданином иностранного государства, только по заявлению родителя  гражданина Республики Узбекистан или других законных представителей, предоставляемому в уполномоченный орган Республики Узбекистан (независимо от места рождения ребенка).

Ребенок, не достигший четырнадцати лет родившийся на территории Республики Узбекистан, родители или одинокий родитель которого являются лицами без гражданства, не состоявшие в гражданстве иностранного государства, является гражданином Республики Узбекистан.

Ребенок, который находится на территории Республики Узбекистан и родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Узбекистан.

В случае установления или признания отцовства (материнства) ребенка, отцом (матерью) которого является гражданин Республики Узбекистан, ребенок приобретает гражданство Республики Узбекистан независимо от места его рождения.

Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

В случае, если родители или другие законные представители не смогли прийти к соглашению о гражданстве ребёнка, гражданство определяется в судебном порядке.

Статья 20. Гражданство ребенка, родители которого состоят в гражданстве иностранного государства

Ребёнок, родившийся в Республике Узбекистан родители или одинокий родитель, которого к моменту его рождения, являются гражданами иностранного государства, либо один из родителей иностранный гражданин, а другой лицо без гражданства, не является гражданином Республики Узбекистан.

Статья 21. Приобретение гражданства Республики Узбекистан ребёнка, в случае его усыновления

Ребенок, являющийся гражданином иностранного государства или лицом без гражданства, усыновляемый гражданами Республики Узбекистан, становится гражданином Республики Узбекистан.

Ребенок, являющийся гражданином иностранного государства или лицом без гражданства, усыновляемый супругами, один из которых является гражданином Республики Узбекистан, другой – лицом без гражданства, становится гражданином Республики Узбекистан.

Ребенок, являющийся гражданином иностранного государства или лицом без гражданства, усыновляемый супругами, один из которых является гражданином Республики Узбекистан, а другой – гражданином иностранного государства, становится гражданином Республики Узбекистан по взаимному согласию усыновителей.

Ребенок, являющийся гражданином иностранного государства, усыновляемый лицами, перечисленными в частях первой, второй и третьей настоящей статьи, становится гражданином Республики Узбекистан только в случае, если он вышел из гражданства другого государства.

Статья 22. Сохранение ребенком гражданства Республики Узбекистан в случае усыновления

Ребенок, усыновленный в Республике Узбекистан, сохраняет гражданство Республики Узбекистан.

Ребенок, являющийся гражданином Республики Узбекистан, усыновленный супругами, один из которых является гражданином иностранного государства, а другой гражданином Республики Узбекистан, сохраняет гражданство Республики Узбекистан. По ходатайству усыновителей такому ребенку может быть разрешен выход из гражданства Республики Узбекистан.

Ребенок, являющийся гражданином Республики Узбекистан, усыновленный лицами без гражданства, либо усыновленный супругами, один из которых является гражданином Республики Узбекистан, а другой –лицом без гражданства, сохраняет гражданство Республики Узбекистан.

 

Глава 3. Приём в гражданство Республики Узбекистан

Статья 23. Основания приёма в гражданство  Республики Узбекистан

Приём в гражданство Республики Узбекистан осуществляется:

а) в общем порядке;

б) в упрощённом порядке;

в) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Статья 24. Прием в гражданство Республики Узбекистан в общем порядке

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигший возраста восемнадцати лет и обладающий дееспособностью, документированный видом на жительство в Республике Узбекистан вправе обратиться с ходатайством о приеме в гражданство Республики Узбекистан в общем порядке при условии, если он:

а) постоянно проживает на территории Республики Узбекистан со дня получения вида на жительство и до дня обращения с ходатайством о приеме в гражданство Республики Узбекистан в течение пяти лет непрерывно.

Срок проживания на территории Республики Узбекистан считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Республики Узбекистан в совокупности не более чем на сто восемьдесят три дня в течении одного года;

б) обязуется соблюдать Конституцию Республики Узбекистан и законодательство Республики Узбекистан;

в) имеет законный источник существования;

г) оформил выход из иностранного государства.

Выход из иностранного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Республики Узбекистан;

д) владеет государственным языком в пределах, необходимых для общения.

Лицу, состоящему в браке с гражданином Республики Узбекистан и после заключения брака проживающему совместно с супругом на территории Республики Узбекистан в течении трех лет, обязательство установленное пунктом «а» части первой настоящей статьи, не распространяется.

Решение о приеме в гражданство Республики Узбекистан принимается Указом Президента Республики Узбекистан.

Статья 25. Прием в гражданство Республики Узбекистан соотечественников в упрощенном порядке

Соотечественники, являющиеся гражданами иностранного государства и лицами без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с ходатайством о приеме в гражданство Республики Узбекистан в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а» и «г» части первой статьи 24 настоящего Закона, если:

а) соотечественники, имеют хотя бы одного родителя, дедушку или бабушку либо дееспособного ребенка, достигшего совершеннолетнего возраста, являющихся гражданами Республики Узбекистан;

б) соотечественники и члены их семьи имеют высокие достижения и признания в области экономики, образования, науки и техники, медицины, высоких технологий, культуры и спорта либо, обладают профессией либо квалификацией, представляющим интерес для Республики Узбекистан.

При принятии положительного решения Комиссия предварительно докладывает Президенту Республики Узбекистан о предоставлении соотечественнику гражданства Республики Узбекистан и после одобрения решения, органами внутренних дел или консульскими учреждениями Республики Узбекистан соотечественнику выдаётся гарантийное письмо сроком действия на один год.

Гарантийное письмо оформляется на бланке уполномоченного органа, исполняющего решение по ходатайству и подписывается руководителем или должностным лицом этого органа с указанием должности.

Гарантийное письмо выдается лично или передается через доверенное лицо либо по почте.

После получения гарантийного письма соотечественнику необходимо предоставить документ о выходе из иностранного гражданства.

Срок действия гарантийного письма продлевается только на основании решения Комиссии.

Статья 26. Подготовка материалов по вопросам оформления приема в гражданство

Ходатайство о приеме в гражданство Республики Узбекистан заявителем документированного видом на жительство в Республике Узбекистан подается лично в письменной форме в орган внутренних дел Республики Узбекистан по месту постоянного жительства.

К ходатайству прилагаются:

заявление-анкета;

фотография (размером 3,5х4,5 см);

автобиография;

свидетельство о рождении;

справка о перемене фамилии, имени и отчества (при наличии);

паспорт и/или вид на жительство;

свидетельство о браке или о расторжении брака либо справка об отсутствии записи акта о браке;

свидетельство о рождении и вид на жительство (при наличии) ребенка, при указании его в ходатайстве;

документ, удостоверяющий наличие законных источников существования;

документ, подтверждающий отсутствие или наличие судимости;

паспорт родителя(ей), дедушки, бабушки или дееспособного ребенка лица, предусмотренного в пункте “а” части первой статьи 25 настоящего Закона;

ходатайство с заинтересованного министерства или ведомства лицу, предусмотренного в пункте “б” части первой статьи 25 настоящего Закона;

квитанция об уплате государственной пошлины или документ об освобождении от ее уплаты.

С предоставленных документов, указанных в пунктах от четвертого до двенадцатого в части второй настоящей статьи, снимаются копии, которые заверяются органом, а подлинники возвращаются.

Документы предоставляются в двух экземплярах.

В отношении ребенка, ходатайство подается его родителем или иным законным представителем с соблюдением требований статьи 39 настоящего Закона. К ходатайству родителя также прилагается нотариально удостоверенное письменное согласие на приём гражданства Республики Узбекистан от другого родителя гражданина иностранного государства.

Ходатайство о приеме в гражданство Республики Узбекистан от гражданина иностранного государства или лица без гражданства, постоянно проживающего за границей, подается заявителем лично в письменном виде в консульское учреждение.

К ходатайству прилагаются документы, указанные в части второй настоящей статьи, квитанция об уплате консульского сбора, а также документ о состоянии здоровья заявителя, в том числе с указанием об обследовании на ВИЧ/СПИД.

Орган, принявший документы, в течение трех рабочих дней изучает материалы о приеме в гражданство Республики Узбекистан, оформляет и регистрирует, а также в МБД формирует электронную заявку, которая одновременно поступает на рассмотрение в министерство внутренних дел (далее-МВД), министерство иностранных дел (далее-МИД) и в службу государственной безопасности (далее – СГБ).

Надлежащее оформление и ведение дела, правильность внесения сведений в базу данных возлагается на должностное лицо, принявшее материалы.

Материалы заявителя, постоянно проживающего в Республике Узбекистан, в течение одного месяца направляется в МВД.

Материалы заявителя, постоянно проживающего в иностранном государстве, направляется в МИД, с учетом графика дипломатической почты.

МВД, МИД и СГБ в течение месяца рассматривают поступившую заявку в МБД на наличие или отсутствие материалов, препятствующих дальнейшему оформлению приёма лица в гражданство Республики Узбекистан.

В случае отсутствия законных оснований для приостановления рассмотрения материалов по приему в гражданство, МВД или МИД в течение пятнадцати рабочих дней направляет проверочный лист и заключение вместе с материалами в Комиссию.

Комиссия рассматривает материалы и вносит предложения Президенту Республики Узбекистан для принятия соответствующего решения.

Решение об отказе лицу в приёме в гражданство Республики Узбекистан принимается Комиссией, а материалы возвращаются в МВД или МИД.

 

Статья 27. Предоставление гражданства Республики Узбекистан в исключительном порядке

Президент Республики Узбекистан, исходя из национальных интересов, может предоставлять гражданство Республики Узбекистан иностранным гражданам и лицам без гражданства в исключительном порядке без соблюдения требований статьи 24 и 25 настоящего Закона.

Статья 28. Подготовка материалов по оформлению предоставления гражданства в исключительном порядке

Ходатайство о приеме в гражданство Республики Узбекистан в исключительном порядке подается в письменном виде в органы внутренних дел или через консульские учреждения Республики Узбекистан.

К ходатайству прилагаются:

заявление-анкета;

фотография (размером 3,5х4,5 см);

автобиография;

паспорт и/или вид на жительство.

С предоставленного паспорта и вида на жительство снимаются копии, которые заверяются органом, а подлинники возвращаются.

Уполномоченным органом принявшего документы оформляется материал и направляется в Комиссию.

Комиссия вносит материалы Президенту Республики Узбекистан для принятия решения.

Статья 29. Восстановление в гражданстве Республики Узбекистан

Лицо, которое ранее состояло в гражданстве Республики Узбекистан, имеет право ходатайствовать в восстановлении гражданства Республики Узбекистан, если оно не было утрачено в соответствии с пунктами «а» и «г» части первой статьи 33 настоящего Закона. В ходатайстве указываются причины прекращения гражданства Республики Узбекистан.

Не допускается восстановление в гражданстве Республики Узбекистан более одного раза.

Оформление и порядок рассмотрения документов по ходатайству о восстановлении в гражданстве Республики Узбекистан осуществляется в соответствии со статьей 24 настоящего Закона.

 

Глава 4. Прекращение гражданства Республики Узбекистан

Статья 30. Основания прекращения гражданства Республики Узбекистан

Гражданство Республики Узбекистан прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Республики Узбекистан;

б) вследствие утраты гражданства Республики Узбекистан;

в) по основаниям, предусмотренными международными договорами Республики Узбекистан.

Прекращение гражданства Республики Узбекистан влечет за собой прекращение гражданства Республики Каракалпакстан.

Статья 31. Выход из гражданства Республики Узбекистан

Выход из гражданства осуществляется на основании ходатайства гражданина Республики Узбекистан в порядке, установленном настоящим Законом.

Выход из гражданства Республики Узбекистан вступает в силу со дня принятия Указа Президента Республики Узбекистан.

Статья 32. Подготовка материалов по вопросам оформления выхода из гражданства

Ходатайство о выходе из гражданства Республики Узбекистан подается заявителем лично в письменной форме в орган внутренних дел Республики Узбекистан по месту постоянного жительства.

К ходатайству прилагаются:

заявление-анкета;

фотография (размером 3,5х4,5 см);

автобиография;

свидетельство о рождении;

справка о перемене фамилии, имени и отчества (при наличии);

паспорта и/или вид на жительство иностранного государства;

свидетельство о браке или о расторжении брака либо справка об отсутствии записи акта о браке;

свидетельство о рождении несовершеннолетнего ребенка при указании его в ходатайстве;

справка с места работы или учебы;

справка из районного (городского) отдела по делам обороны об освобождении лица призывного возраста от прохождения действительной воинской службы в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан;

справка с районного (городского) бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан об отсутствии неисполненных обязательств перед государством или имущественных обязательств, с которыми связаны существенные интересы граждан, государственных, частных и других общественных организаций;

квитанция об уплате государственной пошлины или документ об освобождении от ее уплаты.

С предоставленных документов, указанных в пунктах от четвертого до восьмого части второй настоящей статьи, снимаются копии, которые заверяются органом, а подлинники возвращаются.

Все документы предоставляются в двух экземплярах.

Ходатайство о выходе из гражданства Республики Узбекистан от гражданина, постоянно проживающего за границей, подается заявителем лично в письменном виде в консульское учреждение.

К ходатайству прилагаются документы, указанные в первых восьми пунктах части второй настоящей статьи, а также квитанция об уплате консульского сбора.

Если у заявителя в Республике Узбекистан постоянно проживают супруг (супруга), родители, а также находящиеся на его иждивении лица, являющиеся гражданами Республики Узбекистан, то он обязан предоставить письменные, нотариально удостоверенные заявления этих лиц об отсутствии к нему имущественных или иных претензий.

В отношении ребенка, ходатайство подается его родителем или иным законным представителем с соблюдением требований статьи 39 настоящего Закона.

Если оба родителя являются гражданами Республики Узбекистан и один из них выходит из гражданства с несовершеннолетним ребенком, то представляется нотариально удостоверенное заявление-согласие другого родителя.

Орган, принявший документы, в течение трех рабочих дней изучает материалы о выходе из гражданства Республики Узбекистан, оформляет и регистрирует, а также в междуведомственной базе данных (далее-МБД) формирует электронную заявку, которая одновременно поступает на рассмотрение в Генеральную прокуратуру, МВД, МИД и СГБ.

Надлежащее оформление и ведение дела, правильность внесения сведений в базу данных возлагается на должностное лицо, принявшее материалы.

Материалы заявителя, постоянно проживающего в Республике Узбекистан, в течение одного месяца направляется в МВД.

Материалы заявителя, постоянно проживающего в иностранном государстве, направляется в МИД, с учетом графика дипломатической почты.

Генеральная прокуратура, МВД, МИД и СГБ в течение месяца рассматривают поступившую заявку в МБД на наличии или отсутствии материалов, препятствующих дальнейшему оформлению выхода лица из гражданства Республики Узбекистан.

В случае отсутствия законных оснований для приостановления рассмотрения материалов по выходу из гражданства, МВД или МИД в течение пятнадцати рабочих дней направляет проверочный лист и заключение вместе с материалами в Комиссию.

Комиссия рассматривает материалы и вносит предложения Президенту Республики Узбекистан для принятия соответствующего решения.

Решение об отказе лицу в выходе из гражданства Республики Узбекистан принимается Комиссией, а материалы возвращаются в МВД или МИД.

Статья 33. Утрата гражданства Республики Узбекистан

Гражданство Республики Узбекистан утрачивается:

а) вследствие поступления лица на военную службу, на службу в органы безопасности, юстиции, правоохранительные органы,  государственной власти и управления или состоит в членстве в политических партиях иностранного государства;

б) если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет в течение семи лет;

в) если прием в гражданство Республики Узбекистан осуществлен в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;

г) если лицо причинило существенный вред интересам общества и государства, занимаясь деятельностью в пользу иностранного государства, либо путем совершения преступлений против мира и безопасности;

д) если лицо добровольно приобрело гражданство иностранного государства;

е) если лицо приобрело гражданство иностранного государства по рождению или по гражданству родителя - гражданина иностранного государства, в несовершеннолетнем возрасте, после достижения возраста двадцати одного года.

При оформлении выписки гражданина Республики Узбекистан на постоянное место жительство за границу, органы внутренних дел уведомляют его о необходимости постановки на постоянный консульский учет в консульских учреждениях Республики Узбекистан.

Лишение лица гражданства Республики Узбекистан не влечет изменения гражданства его супруга и ребенка.

Вопрос об утрате гражданства инициируется министерствами и ведомствами, уполномоченными по вопросам гражданства.

Гражданство Республики Узбекистан утрачивается со дня издания Указа Президента Республики Узбекистан.

Статья 34. Подготовка материалов по вопросам оформления утраты гражданства

При получении или выявлении сведений о поступлении гражданина Республики Узбекистан на военную службу, на службу в органы безопасности, юстиции, правоохранительные органы, органы государственной власти и управления или в членство в политических партиях иностранного государства заинтересованные министерства и ведомства направляют информацию в МИД, которое осуществляет их перепроверку через соответствующее консульское учреждение.

Для выявления лиц, постоянно проживающих за границей, не вставших на консульский учет в течение семи лет, консульские учреждения:

проверяют обращения лиц, обратившихся лично в консульские учреждения, либо сведения, поступившие в консульские учреждения через МИД;

изучают запросы иностранного государства о принадлежности лица к гражданству Республики Узбекистан;

устанавливают граждан, содержащихся в местах лишения свободы в странах своих консульских округов;

по ежеквартальным запросам МВД, проверяют по спискам постоянного консульского учета граждан, выписавшихся на постоянное жительство за границу.

При проверке лично обратившегося гражданина Республики Узбекистан, в консульское учреждение, не вставшего на постоянный консульский учет более семи лет, консульское учреждение устанавливает его личность и изучает причины, по которым он не встал своевременно на постоянный консульский учет.

В зависимости от обстоятельств руководитель консульского учреждения на основе объективных данных, самостоятельно их оценив, принимает решение, являются ли уважительными причины, по которым гражданин Республики Узбекистан не встал своевременно на постоянный консульский учет. Уважительными причинами являются болезнь, нахождение в пенитенциарных учреждениях, отсутствие консульского учреждения Республики Узбекистан в стране пребывания.

В случае выявления вышеуказанных фактов, руководитель консульского учреждения сверяет по спискам граждан, утративших гражданство Республики Узбекистан и принимает решение о приеме документов на постановку гражданина на постоянный консульский учет и в свою очередь уведомляет об этом МИД.

При поступлении сведений о принятии в гражданство Республики Узбекистан, в результате представления лицом заведомо ложных сведений или фальшивых документов, МВД или МИД согласно настоящему Закону осуществляет проверку поступивших данных.

В случае установления данного факта, МВД или МИД подготавливает заключение о необоснованности принятия в гражданство Республики Узбекистан с указанием причин.

МВД или МИД направляет копию заключения и собранные материалы в Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан, которая в установленном порядке рассматривает указанные материалы и информирует о принятом решении.

Факт приобретения гражданства Республики Узбекистан в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов устанавливается вступившим в законную силу решением суда.

Суд, вынесший решение, направляет его копию в МВД или МИД в установленном порядке.

При поступлении документов, подтверждающих факт причинения существенного вреда интересам общества и государства в результате деятельности в пользу иностранного государства, либо совершения гражданином преступлений против мира и безопасности, предусмотренных в Уголовном кодексе Республики Узбекистан, установленного вступившим в законную силу приговором суда, заинтересованные министерства и ведомства направляют информацию в МВД или МИД.

При получении или выявлении сведений о приобретении гражданином Республики Узбекистан гражданства иностранного государства, заинтересованные министерства и ведомства направляют информацию в МИД, которое осуществляет их перепроверку через соответствующее консульское учреждение.

В случае выявления факта приобретения гражданства иностранного государства за гражданином Республики Узбекистан при его личном обращении в консульские учреждения, консульские должностные лица разъясняют ему положения статьи 33 настоящего Закона, подготавливают и направляют в МИД материалы по оформлению утраты гражданства Республики Узбекистан.

Материалы и заключения по утрате гражданства согласно статье 33 настоящего Закона оформляются МИД, а при наличии у лица постоянной прописки в Республике Узбекистан оформляются МВД.

Органы внутренних дел или консульские учреждения, на основании поступивших материалов в МБД формирует электронную заявку, которая одновременно поступает на рассмотрение в Генеральную прокуратуру, МВД, МИД и СГБ.

Надлежащее оформление и ведение дела, правильность внесения сведений в базу данных возлагается на должностное лицо, принявшее материалы.

Материалы по утрате гражданства подготавливаются в двух экземплярах, один из которых направляется в МВД или МИД, а второй - хранится в органе, принявшем документы.

Генеральная прокуратура, МВД, МИД и СГБ в течение месяца рассматривают поступившие заявки и проставляют в МБД отметки о наличии или отсутствии материалов, препятствующих дальнейшему оформлению утраты гражданства Республики Узбекистан.

В случае отсутствия законных оснований для приостановления рассмотрения материалов по утрате гражданства, МВД или МИД в течение пятнадцати рабочих дней направляет проверочный лист и свое заключение вместе с материалами в Комиссию.

Глава 5. Гражданство ребёнка при изменении гражданства родителей

Статья 35. Изменение гражданства ребёнка в случае изменения гражданства родителей

При изменении гражданства родителей или одинокого родителя, вследствие которого оба становятся гражданами Республики Узбекистан либо оба выходят из гражданства Республики Узбекистан, изменяется соответственно гражданство ребёнка, не достигшего четырнадцати лет.

Гражданство Республики Узбекистан ребенка изменяется при утрате гражданства Республики Узбекистан обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Статья 36. Сохранение гражданства Республики Узбекистан ребёнком, над которым установлена опека или попечительство

Если оба родителя или одинокий родитель ребенка, проживающего на территории Республики Узбекистан, выходят из гражданства Республики Узбекистан и при этом не участвуют в воспитании ребенка, над которым установлена опека граждан Республики Узбекистан, ребенок по нотариальному заверенному заявлению родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство Республики Узбекистан.

 

Статья 37. Приобретение ребёнка гражданства Республики Узбекистан в случае приобретения гражданства Республики Узбекистан одним из родителей

Если гражданином Республики Узбекистан становится один из родителей, а другой остается иностранным гражданином, ребенок независимо от места рождения, достигший четырнадцатилетнего возраста, может приобрести гражданство Республики Узбекистан, по ходатайству родителя, приобретающего гражданство Республики Узбекистан.

Если гражданином Республики Узбекистан становится один из родителей, а другой остается иностранным гражданином, постоянно проживающим в Республике Узбекистан, ребенок, не достигший четырнадцатилетнего возраста, проживающий и родившийся на территории Республики Узбекистан, становится гражданином Республики Узбекистан.

Если гражданином Республики Узбекистан становится один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, проживающий на территории Республики Узбекистан, не достигший четырнадцатилетнего возраста, проживающий и родившийся на территории Республики Узбекистан, становится гражданином Республики Узбекистан.

Если гражданином Республики Узбекистан становится один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, проживающий вне пределов Республики Узбекистан, может приобрести гражданство Республики Узбекистан по ходатайству родителя, приобретающего гражданство Республики Узбекистан.

Статья 38. Сохранение ребенком гражданства Республики Узбекистан, в случае выхода одного из родителей из гражданства Республики Узбекистан

Если из гражданства Республики Узбекистан выходит один из родителей, а другой остается гражданином Республики Узбекистан, ребенок сохраняет гражданство Республики Узбекистан.

По ходатайству родителя, который выходит из гражданства Республики Узбекистан, этому ребенку может быть разрешен выход из гражданства Республики Узбекистан.

Статья 39. Необходимость согласия ребенка при изменении  его гражданства

Изменение гражданства ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в случае изменения гражданства его родителей или его усыновления, может последовать только с письменного согласия ребенка.

Глава 6. Полномочия Президента Республики Узбекистан и органов по вопросам гражданства

Статья 40. Полномочия Президента Республики Узбекистан по вопросам гражданства

В Республике Узбекистан высшим должностным лицом, принимающим решения по вопросам гражданства, является Президент Республики Узбекистан.

По вопросам гражданства Президент Республики Узбекистан издает Указы. Изменения в гражданстве наступают в день издания Указа Президента Республики Узбекистан или в установленный срок.

Статья 41. Статус Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Республики Узбекистан

Комиссия является консультативно-вспомогательным органом при Президенте Республики Узбекистан.

Комиссия обеспечивает реализацию конституционных полномочий Президента Республики Узбекистан по решению вопросов гражданства Республики Узбекистан.

 

Статья 42. Состав Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Республики Узбекистан и порядок принятия решения

Состав Комиссии утверждается распоряжением Президента Республики Узбекистан.

Комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и иных членов комиссии.

Председатель Комиссии, его заместитель и другие члены Комиссии принимают участие в ее работе на общественных началах. В случае отсутствия председателя на заседании Комиссии его обязанности возлагаются на заместителя председателя Комиссии.

Организационной формой работы Комиссии являются заседания, которые проводятся по меру необходимости, но не менее чем два раза в месяц.

Заседание Комиссии считается правомочным, при наличии двух третей его членов.

На заседаниях Комиссии могут присутствовать и выступать по обсуждаемым вопросам Председатель Конституционного суда, Председатель Верховного Суда, Премьер-министр и Генеральный прокурор Республики Узбекистан.

Решение Комиссии принимается большинством голосов от числа её членов, присутствующих на заседании. При разделении голосов членов Комиссии поровну решающим является голос председательствующего. Решение Комиссии оформляется протоколом и подписывается всеми её членами, участвовавшими в заседании.

Предварительная проработка и подготовка на рассмотрение Комиссии материалов по вопросам гражданства осуществляются соответствующим структурным подразделением Администрации Президента Республики Узбекистан.

Статья 43. Основные задачи Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Республики Узбекистан

Основными задачами Комиссии являются:

всестороннее рассмотрение ходатайств по вопросам гражданства Республики Узбекистан по основаниям, предусмотренным настоящим Законом и международными договорами Республики Узбекистан, внесение предложений Президенту Республики Узбекистан по вопросам гражданства;

осуществление контроля за выполнением решений по вопросам гражданства, принятых Президентом Республики Узбекистан;

анализ и обобщение практики выполнения законодательства Республики Узбекистан о гражданстве, внесение предложений Президенту Республики Узбекистан относительно его совершенствования и разрешения, возникающих в этой сфере проблем, а также улучшения деятельности органов исполнительной власти, связанной с реализацией законодательства о гражданстве;

изучение и обобщение международно-правовых актов по вопросам гражданства, законодательства о гражданстве других государств и практики его реализации.

 

Статья 44. Полномочия Комиссии по вопросам гражданства Республики Узбекистан

Комиссия, в целях реализации возложенных на неё задач, имеет право:

приглашать на свои заседания представителей государственных органов и общественных организаций для получения необходимой дополнительной информации по вопросам гражданства Республики Узбекистан;

истребовать по находящемуся в производстве делу дополнительные документы и материалы у соответствующих государственных органов по вопросам гражданства, которые предоставляют необходимую информацию в установленный ею срок;

участвовать в подготовке проектов законов и других нормативно-правовых актов о гражданстве, внесении соответствующих предложений Президенту Республики Узбекистан.

В своей деятельности Комиссия в установленном порядке может взаимодействовать с государственными органами, общественными организациями и другими институтами гражданского общества, а также с международными организациями.

Комиссия выносить решение об отказе в удовлетворении ходатайства по вопросам гражданства, при выявлении обстоятельств, предусмотренных в части первой статьи 45 настоящего Закона, а также исходя из интересов государства.

Повторное ходатайство по вопросам гражданства принимается на рассмотрение уполномоченным органом по истечению одного года после предыдущего решения. В случае возникновения существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю, повторное ходатайство может быть рассмотрено и раньше указанного срока.

Статья 45. Полномочия Министерства внутренних дел Республики Узбекистан

МВД и наделенные соответствующими полномочиями подведомственные ему органы:

а) принимают от лиц, постоянно проживающих в Республике Узбекистан, ходатайства по вопросам гражданства Республики Узбекистан;

б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование ходатайства по вопросам гражданства Республики Узбекистан;

в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с необходимыми документами в Комиссию;

г) определяют принадлежность лиц, постоянно проживающих в Республике Узбекистан, к гражданству Республики Узбекистан, а также признание у лица гражданства Республики Узбекистан;

д) регистрируют прием в гражданство Республики Узбекистан, выход из гражданства Республики Узбекистан и утрату гражданства Республики Узбекистан лицами, постоянно проживающими на территории Республики Узбекистан.

Статья 46. Полномочия Министерства иностранных дел Республики Узбекистан

МИД и консульские учреждения Республики Узбекистан:

а) принимают от граждан иностранных государств, а также от граждан Республики Узбекистан постоянно проживающих за границей, ходатайства по вопросам гражданства Республики Узбекистан;

б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование ходатайства по вопросам гражданства Республики Узбекистан;

в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с необходимыми документами в Комиссию;

г) определяют принадлежность лиц, постоянно проживающих за границей, к гражданству Республики Узбекистан;

д) регистрируют восстановление гражданства Республики Узбекистан, выход из гражданства Республики Узбекистан и утрату гражданства Республики Узбекистан лицами, постоянно проживающими за границей;

е) ведут учет граждан Республики Узбекистан, проживающих за границей.

Глава 7. Производство по рассмотрению ходатайств и представлений по вопросам гражданства Республики Узбекистан

Статья 47. Порядок подачи ходатайств по вопросам гражданства

Ходатайства о приеме и восстановлении в гражданство Республики Узбекистан, или выходе из него рассматриваются по письменной просьбе заявителя.

При наличии уважительных причин (болезнь, нахождение в пенитенциарных учреждениях, отсутствие консульского учреждения Республики Узбекистан в стране пребывания) органы внутренних дел, соответствующие консульские учреждения оформляют материалы по вопросам гражданства по ходатайствам, удостоверенным нотариально и переданным через доверенных лиц.

Все экземпляры ходатайств, заявлений-анкет и автобиографий должны быть подписаны заявителем с указанием даты составления.

Ходатайство считается принятым к исполнению с момента подачи заявителем всех документов, предусмотренных настоящим Законом.

Органы внутренних дел и консульские учреждения, осуществляющие оформление ходатайств по вопросам гражданства, в ходе рассмотрения материалов вправе требовать дополнительные документы от заявителя либо от других органов для устранения существующих или выявленных недостатков.

Статья 48. Основания для приостановления, прекращения производства ходатайств по вопросам гражданства Республики Узбекистан

Приём в гражданство Республики Узбекистан, выход из гражданства или утрата гражданства Республики Узбекистан не допускается, при выявлении следующих обстоятельств:

а) наличие неисполненных обязательств лица перед государством или имущественных обязанностей, с которыми связаны существенные интересы граждан либо государственных и общественных организаций;

б) нахождение лица в розыске;

в) если лицо привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого, осуждено и отбывает наказание;

г) наличие в отношении лица вступившего в законную силу и подлежащего исполнению приговора суда;

д) предоставление поддельных документов или сообщение ложных сведений о себе ходатайствующим лицом;

ж) противоречие интересам государственной безопасности Республики Узбекистан;

е) в случае смерти лица.

При выявлении фактов, указанных в пунктах «б», «в» и «г» части первой настоящей статьи, инициированных уполномоченным органом иностранного государства, представление по утрате гражданства Республики Узбекистан, рассматривается при условии обнаружения фактов, указанных в пунктах, «а» и «г» части первой статьи 33 настоящего Закона.

Производство дела по вопросам гражданства Республики Узбекистан приостанавливается или прекращается:

а) в случаях, указанных в пунктах «а» и «г» части первой настоящей статьи, ведение материала приостанавливается до полного исполнения обязательств;

б) в случае, указанном в пунктах «б» и «в» части первой настоящей статьи, ведение материала приостанавливается до прекращения соответствующих процессов в правоохранительных органах и в суде;

в) в случае, указанном в пункте «д» части первой настоящей статьи, ведение материала прекращается и возвращается в орган, оформивший документы, для последующего представления в следственный орган;

г) в случае, указанном в пунктах «ж» и «е» части первой настоящей статьи, ведение материала прекращается и возвращается в орган, оформивший документы;

д) в случае письменного обращения заявителя об отзыве своего ходатайства, ведение материала приостанавливается. Возобновление в производстве материалов происходит только по письменному обращению заявителя.

Если срок приостановления материала по вопросам гражданства будет превышать шести месяцев, с момента обнаружения или наступления обстоятельств, ведение материала прекращается.

Процедура приостановления или прекращения дела по вопросам гражданства фиксируется в МБД соответствующим органом. Орган, принявший документы от заявителя, после возврата документов обязуется отправить ему письменное уведомление о состоянии его ходатайства.

Статья 49. Определение принадлежности к гражданству Республики Узбекистан

Заявление о принадлежности лица к гражданству Республики Узбекистан подается в орган внутренних дел по месту постоянного жительства этого лица, а лицом, постоянно проживающим за границей, в соответствующее консульское учреждение Республики Узбекистан. 

При проведении проверки МВД или МИД определяют:

постоянное проживание, наличие у лица прописки или воинского учета в отделах по делам обороны на территории Республики Узбекистан до 29 июля 1992 года;

рождение лица после 28 июля 1992 года, что обуславливает наличие у него права на приобретение гражданства Республики Узбекистан согласно статьям 19-22 настоящего Закона;

обстоятельства, предусмотренные пунктом «б» статьи 10 настоящего Закона.

При определении принадлежности к гражданству Республики Узбекистан применяются акты законодательства Республики Узбекистан и правила международных договоров Республики Узбекистан, действовавшие в момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству Республики Узбекистан.

В соответствии со статьей 45 настоящего Закона органы внутренних дел определяют принадлежность лица, постоянно проживающего в Республике Узбекистан, к гражданству Республики Узбекистан по его личному заявлению, а также во всех других случаях, когда возникают сомнения относительно его принадлежности к гражданству Республики Узбекистан.

При определении принадлежности к гражданству Республики Узбекистан лицо представляет автобиографию с указанием в ней обстоятельств приобретения или утраты им гражданства Республики Узбекистан.

По итогам определения принадлежности лица к гражданству Республики Узбекистан выносится мотивированное заключение, которое утверждается министром внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальником главного управления внутренних дел города Ташкента или начальниками управлений внутренних дел областей.

При определении принадлежности к гражданству Республики Узбекистан, лица, приобретшего паспорт гражданина Республики Узбекистан, с нарушениями требований статьи 18-22, 35-39 настоящего Закона, выносится мотивированное заключение, которое утверждается министром внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальником главного управления внутренних дел города Ташкента и начальниками управлений внутренних дел областей.

Материал с заключением направляется в суд по гражданским делам для принятия соответствующего решения.

Заявление о принадлежности к гражданству Республики Узбекистан лица, постоянно проживающего за границей, принимается и рассматривается в соответствии со статьей 46 настоящего Закона.

При наличии у заявителя документов, бесспорно подтверждающих обстоятельства, с которыми связывается принадлежность к гражданству Республики Узбекистан, руководитель консульского учреждения самостоятельно принимает решение по этому вопросу.

При отсутствии у заявителя надлежащих документов консульское учреждение направляет запрос в МИД.

МИД осуществляет через уполномоченные государственные органы Республики Узбекистан проверку принадлежности заявителя к гражданству Республики Узбекистан и о принятом решении информирует консульское учреждение. В случае, если принадлежность заявителя к гражданству Республики Узбекистан подтвердилась, консульское учреждение выдает ему паспорт Республики Узбекистан установленного образца и ставит на консульский учет.

Статья 50. Подготовка материалов по вопросам оформления признания гражданства

Ходатайство о признании лица, гражданином Республики Узбекистан подается заявителем лично в письменной форме в орган внутренних дел Республики Узбекистан по месту постоянного жительства.

К ходатайству прилагаются:

заявление-анкета;

фотография (размером 3,5х4,5 см);

автобиография;

свидетельство о рождении;

справка о перемене фамилии, имени и отчества (при наличии);

вид на жительство для лица без гражданства;

свидетельство о браке или о расторжении брака;

квитанция об уплате государственной пошлины или документ об освобождении от ее уплаты.

С предоставленных документов, указанных в пунктах от четвертого до седьмого части второй настоящей статьи, снимаются копии, которые заверяются органом, а подлинники возвращаются.

По итогам признания у лица гражданства Республики Узбекистан выносится мотивированное заключение, которое утверждается министром внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальником главного управления внутренних дел города Ташкента или начальниками управлений внутренних дел областей и согласуется с МВД.

При признании у лица гражданства Республики Узбекистан ему оформляется паспорт гражданина Республики Узбекистан.

Статья 51. Порядок оформления справок о непринадлежности к гражданству Республики Узбекистан

Лицо, не принявшее в установленном порядке гражданство Республики Узбекистан, а также изъявившее желание получить справку о непринадлежности к гражданству Республики Узбекистан, подает заявление-анкету в орган внутренних дел по месту постоянного жительства или временной регистрации, а лицо, постоянно проживающее за рубежом, в соответствующее консульское учреждение Республики Узбекистан.

К заявлению-анкете прилагаются:

фотография (размером 3,5х4,5 см);

свидетельство о рождении;

справка о перемене фамилии, имени и отчества (при наличии);

паспорт.

С предоставленных документов, указанных в пунктах от второго до четвертого части второй настоящей статьи, снимаются копии, которые заверяются органом, а подлинники возвращаются.

Орган, принявший документы:

а) в течение трех рабочих дней вносит сведения из заявления-анкеты в МБД и формирует электронную заявку;

б) на основании поступивших данных, после процедуры проверок оформляет лицу справку о непринадлежности к гражданству Республики Узбекистан.

Орган внутренних дел, приняв на рассмотрение заявку в течение одного месяца:

а) производит проверку лица на принадлежность к гражданству Республики Узбекистан, наличие неисполненных обязательств и судимости;

б) вносит результаты проверок в специальную МБД.

Статья 52. Заключения по ходатайствам по вопросам гражданства

Орган внутренних дел или соответствующее консульское учреждение Республики Узбекистан, принимающее и производящее оформление ходатайства по вопросам гражданства, осуществляют проверку данных, подлинность документов и их соответствие требованиям, установленным Законом для последующего направления в МВД или МИД Республики Узбекистан.

МВД или МИД направляют в Комиссию материалы и свои заключения по ходатайствам или представлениям по вопросам гражданства.

В заключении указываются следующие сведения:

наличие неисполненных обязательств лица перед государством или имущественных обязанностей, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных и общественных организаций;

привлечение лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого;

нахождение лица в розыске;

наличие в отношении лица вступившего в законную силу и подлежащего исполнению приговора суда;

нахождение лица в местах лишения свободы за пределами Республики Узбекистан;

противоречие интересам государственной безопасности Республики Узбекистан.

 

Статья 53. Срок рассмотрения ходатайства по вопросам гражданства

Срок рассмотрения материалов в каждом из уполномоченных органов не должен превышать одного месяца, а общий срок – не более одного года с момента заведения материалов по вопросам гражданства.

Глава 8. Исполнение решений по вопросам гражданства Республики Узбекистан

Статья 54 Органы, исполняющие решения по вопросам гражданства

Исполнение решений по вопросам гражданства в отношении лиц, постоянно проживающих в Республике Узбекистан, возлагается на МВД и его соответствующие органы, а в отношении лиц, проживающих за границей, на МИД и соответствующие консульские учреждения Республики Узбекистан.

МВД Республики Узбекистан через территориальный орган внутренних дел либо МИД Республики Узбекистан через консульское учреждение в пятнадцатидневный срок со дня издания указа Президента Республики Узбекистан уведомляет ходатайствующее лицо о принятом решении.

Статья 55. Выдача паспортов и видов на жительство

Лицу, который приобрел в установленном Законом порядке гражданство Республики Узбекистан, органом внутренних дел либо консульским учреждением Республики Узбекистан выдается паспорт или иной документ, подтверждающий наличие гражданства Республики Узбекистан.

Лицу, постоянно проживающему в Республике Узбекистан, у которого прекращено гражданство Республики Узбекистан, органом внутренних дел выдается вид на жительство Республики Узбекистан.

Лицу, не имеющему постоянной прописки в Республике Узбекистан, у которого прекращено гражданство Республики Узбекистан, при его выезде за пределы Республики Узбекистан органом внутренних дел выдается проездной документ Республики Узбекистан.

Лицу, которому разрешен выход из гражданства Республики Узбекистан, в том числе ребенку, выдается справка о прекращении гражданства Республики Узбекистан. Справка оформляется на бланке уполномоченного органа, исполняющего решение по ходатайству о выходе из гражданства Республики Узбекистан, и подписывается руководителем или должностным лицом этого органа с указанием должности.

Глава 9. Заключительные положения

Статья 56. Ответственность за нарушение законодательства о гражданстве Республики Узбекистан

Необоснованный отказ в приеме ходатайства по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения ходатайства, а также другие противоправные действия или бездействие должностных лиц, нарушающие права и законные интересы граждан, порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства, могут быть обжалованы в установленном Законом порядке.

Статья 57. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан

Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Узбекистан от 2 июля 1992 года № 632-XII «О гражданстве Республики Узбекистан» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., № 9, ст. 338; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., № 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2015 г., № 8, ст. 310);

2) Пункт 10 части первой Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г., № 714-II «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514; 2007 г., № 52, ст. 533; 2016 г., № 3(I), ст. 32; № 37, ст. 426);

3) Статья 1 Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» от 10 августа 2015 года № ЗРУ-389— (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2015 г., № 32, ст. 425)

4) Статья 1 Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» от 23 сентября 2016 года № ЗРУ-411— (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г., № 39, ст. 457; нбдз, 30.01.2018 г., № 03/18/463/0634).

 

Статья 58. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Кабинету Министров Республики Узбекистан и другим заинтересованным министерствам и ведомствам обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 59. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 60. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш.Мирзиёев

 

Общие предложения

4543