ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
2870 Министерство экономики и промышленности Республики Узбекистан 19/03/2019 03/04/2019 26

Обсуждение завершено

Закон Республика Узбекистан
О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения
ID-2870

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и основные задачи настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения.

Основными задачами настоящего Закона являются дальнейшее развитие института частной собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения и вовлечение их в гражданский оборот.

Статья 2. Законодательство о приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения

Законодательство о приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Узбекистан.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

земельный участок несельскохозяйственного назначения (далее – земельный участок) – земельный участок, не предоставленный для нужд сельского хозяйства или не предназначенный для этих целей;

приватизация земельного участка – отчуждение земельного участка, находящегося в публичной собственности в собственность физических лиц – граждан Республики Узбекистан и (или) юридических лиц – резидентов Республики Узбекистан;

свободный земельный участок – земельный участок, на котором не расположены здания и сооружения, не обремененный какими-либо обязательствами или запретами и находящийся в публичной собственности;

объект недвижимости – участки земли, недра, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;

урбанизация – процесс повышения роли городов, городской культуры в развитии общества, характеризующийся увеличением численности городского населения по сравнению с сельским, а также увеличением числа городов и их укрупнением;

электронный онлайн-аукцион – способ электронных торгов в форме аукциона, при котором земельные участки реализуются на специализированной электронной торговой площадке во всемирной сети Интернет на основе равного доступа к ним потенциальных покупателей.

Статья 4. Основные принципы приватизации земельных участков

Основными принципами приватизации земельных участков являются:

законность;

добровольность;

возмездность;

единство приватизируемых земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости;

открытость и прозрачность.

Статья 5. Принцип законности

Приватизация земельных участков должна осуществляться строго в соответствии с требованиями законодательства.

Статья 6. Принцип добровольности

Приватизация земельных участков должна осуществляться на добровольной основе.

Юридические и физические лица реализуют свои права на приватизацию земельных участков своей волей и в своих интересах.

Принуждение к приватизации земельных участков запрещается.

Статья 7. Принцип возмездности

Приватизация земельных участков должна осуществляться на платной основе.

Статья 8. Принцип единства приватизируемых земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости

Право на приватизацию земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости физических и юридических лиц, принадлежит исключительно собственникам данных объектов.

Приватизация земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости государственного имущества, осуществляется одновременно с приватизацией объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках.

Статья 9. Принцип открытости и прозрачности

Процесс приватизации земельных участков должен быть открытым и прозрачным.

Государственные органы и организации обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о приватизации земельных участков способами, установленными законодательством об открытости деятельности органов государственной власти и управления.

Статья 10. Объекты приватизации земельных участков

Для целей настоящего Закона объектами приватизации являются:

земельные участки, на которых расположены принадлежащие юридическим лицам на праве собственности или приватизируемые ими здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры, а также прилегающие к ним земельные участки, в размерах, необходимых для осуществления производственной деятельности;

земельные участки, предоставленные гражданам Республики Узбекистан для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома;

свободные земельные участки;

земельные участки, предоставленные Фонду развития урбанизации при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан (далее – Фонд развития урбанизации) в установленном порядке.

Статья 11. Земельные участки, не подлежащие приватизации

Приватизации не подлежат земельные участки:

расположенные на территориях, не имеющих утвержденных и опубликованных схем планировки;

на которых расположены месторождения полезных ископаемых, стратегические объекты государственной собственности, не подлежащие приватизации, перечень которых определяется в соответствии с законодательством;

входящие в состав земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также земли лесного и водного фондов;

предоставленные участникам свободных экономических и малых промышленных зон.

Статья 12. Субъекты приватизации земельных участков

Субъектами приватизации земельных участков могут быть физические лица – граждане Республики Узбекистан и юридические лица – резиденты Республики Узбекистан.

Иностранные граждане и юридические лица – нерезиденты Республики Узбекистан, а также лица без гражданства не являются субъектами приватизации земельных участков и могут иметь в собственности земельные участки в случаях, предусмотренных в настоящем Законе и Земельном кодексе Республики Узбекистан.

Статья 13. Формы приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков может производиться в следующих формах:

выкуп юридическими и физическими лицами земельных участков, находящихся на правах постоянного пользования (владения) либо пожизненного наследуемого владения;

продажа земельных участков через электронный онлайн-аукцион.

Статья 14. Распределение средств, поступающих от приватизации земельных участков

Средства, поступающие от приватизации земельных участков, направляются в Фонд развития урбанизации.

Глава 2. Уполномоченные органы и организации в сфере приватизации земельных участков

Статья 15. Кабинет Министров Республики Узбекистан

Кабинет Министров Республики Узбекистан в сфере приватизации земельных участков:

реализует единую государственную политику в области приватизации земельных участков;

организует разработку, утверждение и опубликование градостроительной документации о планировании и развитии населенных пунктов и территорий;

определяет размеры платы за приватизируемые земельные участки в соответствии с настоящим Законом, а также порядок ее оплаты;

утверждает административный регламент оказания государственных услуг по приватизации земельных участков;

определяет порядок приватизации свободных земельных участков;

устанавливает порядок определения рыночной стоимости земельных участков.

Статья 16. Органы государственной власти на местах

Органы государственной власти на местах в сфере приватизации земельных участков:

принимают решение о приватизации земельных участков в соответствии с настоящим Законом; 

определяют свободные земельные участки в целях дальнейшей приватизации через электронные онлайн-аукционы;

определяют земельные участки, передаваемые Фонду развития урбанизации.

Статья 17. Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру

Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру в сфере приватизации земельных участков:

осуществляет инвентаризацию земельных участков;

составляет карты и зоны земельных участков;

определяет площадь и границы приватизируемых земельных участков;

подготавливает материалы по определению свободных земельных участков, подлежащих приватизации;

осуществляет государственную регистрацию прав на земельные участки.

Статья 18. Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан

Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан в сфере приватизации земельных участков:

обеспечивает организацию открытого и прозрачного механизма приватизации земельных участков путем опубликования на своем официальном сайте общедоступной информации о начале, ходе и результатах проведения приватизации;

осуществляет сбор и анализ информации от всех уполномоченных органов по приватизированным земельным участкам в рамках выполнения возложенных на него задач;

обеспечивает функционирование специализированной электронной торговой площадки во всемирной сети Интернет и организует проведение электронных онлайн-аукционов.

Статья 19. Фонд развития урбанизации

Фонд развития урбанизации в сфере приватизации земельных участков:

аккумулирует средства, поступающие от приватизации земельных участков, с последующим целевым использованием их на развитие процессов урбанизации;

осуществляет через электронный онлайн-аукцион продажу преданных ему земельных участков после завершения работ по инфраструктурному развитию.

Статья 20. Взаимодействие органов государственной власти и управления

Органы государственной власти и управления в соответствии с требованиями настоящего Закона осуществляют взаимодействие путем предоставления доступа к базам данных в части, касающейся вопросов приватизации земельных участков.

Глава 3. Приватизация земельных участков, на территории которых расположены объекты недвижимости

Статья 21. Заявление о приватизации земельных участков, на территории которых расположены объекты недвижимости

Заявление о приватизации земельных участков, на территории которых расположены объекты недвижимости (далее – заявление), подается:

юридическим лицом – резидентом Республики Узбекистан – в отношении земельных участков, на которых расположены принадлежащие ему на праве собственности или приватизируемые им здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры, а также прилегающие к ним земельные участки, в размерах, необходимых для осуществления производственной деятельности;

физическим лицом – гражданином Республики Узбекистан – в отношении земельных участков, предоставленных ему для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома.

При переходе к физическому лицу права пожизненного наследуемого владения земельным участком переходит и право на приватизацию данного земельного участка в соответствии с настоящим Законом.

Если объект недвижимости, расположенный на территории приватизируемого земельного участка, находится в долевой или совместной собственности, заявление подается по соглашению всех ее участников, заключаемое в соответствии с гражданским законодательством, при не достижении такого согласия – в порядке, устанавливаемом судом.

Статья 22. Определение размера и границы приватизируемого земельного участка

Приватизация земельных участков, на территории которых расположены принадлежащие юридическим и физическим лицам объекты недвижимости, осуществляется в пределах размеров и границ земельных участков, указанных в документе, удостоверяющем вещное право на них.

Внесение изменений в размеры и границы земельных участков при их приватизации не допускается.

Приватизация земельных участков, прилегающих к зданиям и сооружениям, объектам производственной инфраструктуры, необходимых для осуществления производственной деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном частью первой настоящей статьи. Размеры и границы данных земельных участков при их приватизации могут быть оспорены в судебном порядке.

Статья 23. Порядок подачи и рассмотрения заявления

Заявление подается через центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан на имя хокима района (города) по месту расположения земельных участков.

Заявление является основанием для рассмотрения вопроса приватизации земельных участков соответствующей комиссией по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков.

Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления рассматривает его и составляет свое положительное или отрицательное заключение в соответствии с административным регламентом оказания государственных услуг по приватизации земельных участков, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Заключение Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков является основанием для принятия соответствующего решения хокима района (города) о приватизации земельных участков или об отказе в их приватизации.

Статья 24. Основания для отказа в приватизации земельных участков

Основаниями для отказа в приватизации земельных участков являются:

отсутствие оснований для приватизации земельных участков, предусмотренных в настоящем Законе;

наличие незавершенных судебных разбирательств в отношении земельных участков;

наличие запрета или ареста, наложенного на объекты недвижимости, расположенные на приватизируемых земельных участках;

наличие актов уполномоченных государственных органов, принятых до подачи заявления, непосредственно препятствующих приватизации земельных участков, в том числе решений об изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд, утверждении генеральных планов населенных пунктов, строительстве инфраструктурных объектов;

обнаружение в заявлении недостоверных, противоречивых или искаженных сведений;

не осуществление или неполное осуществление оплаты за приватизируемый земельный участок в срок, установленный настоящим Законом.

Отказ в приватизации земельных участков по иным основаниям не допускается.

Статья 25. Плата за приватизацию земельных участков

Плата за приватизированный земельный участок осуществляется физическим и юридическим лицом в течение десяти рабочих дней после получения письменного или электронного уведомления о положительном заключении комиссии по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков.

Размер платы за приватизацию земельных участков, на территории которых расположены объекты недвижимости, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан в кратных размерах ставки земельного налога с юридических лиц и физических лиц, установленной для соответствующих земель на день приватизации.

При определении размера платы за приватизацию земельных участков Кабинет Министров Республики Узбекистан вправе устанавливать дифференцированные коэффициенты в отношении отдельных категорий земельных участков, юридических и физических лиц, в том числе для отдельных категорий юридических и физических лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

Статья 26. Решение о приватизации земельных участков или об отказе в их приватизации

Решение о приватизации земельных участков принимается в течение трех рабочих дней после проведения оплаты за приватизируемый земельный участок.

Решение о приватизации земельных участков не подлежит пересмотру во внесудебном порядке.

Решение об отказе в приватизации земельных участков принимается в день составления отрицательного заключения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков и может быть обжаловано в административный суд.

Глава 4. Приватизация свободных земельных участков, а также земельных участков, предоставленных Фонду развития урбанизации

Статья 27. Определение свободных земельных участков, подлежащих приватизации

Свободные земельные участки, определяемые органами государственной власти на местах в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и территорий, могут быть реализованы в собственность юридических и физических лиц через электронный онлайн-аукцион по согласованию с Агентством урбанизации при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан.

Свободные земельные участки могут быть реализованы через электронный онлайн-аукцион с инвестиционными обязательствами.

Статья 28. Заявка на участие в электронном онлайн-аукционе по приватизации свободных земельных участков

Заявка на участие в электронном онлайн-аукционе по приватизации свободных земельных участков подается:

юридическим лицом – резидентом Республики Узбекистан – для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности;

физическим лицом – гражданином Республики Узбекистан – для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома, а также для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности.

Статья 29. Порядок приватизации свободных земельных участков

Приватизация свободных земельных участков осуществляется посредством электронного онлайн-аукциона.

Порядок реализации через электронный онлайн-аукцион свободных земельных участков несельскохозяйственного назначения определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 30. Плата за приватизацию свободных земельных участков

Размер платы за приватизацию свободных земельных участков определяется по результатам проведенного электронного онлайн-аукциона.

Стартовая цена земельных участков, выставляемых на электронный онлайн-аукцион, устанавливается равной их рыночной стоимости на момент выставления их на онлайн-аукцион.

Размер задатка и цена шага устанавливаются в процентах от стартовой цены и в суммарном выражении.

Порядок определения рыночной стоимости земельных участков устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Плата за услуги по организации электронного онлайн-аукциона взимается согласно договору, заключаемому между оператором и инициатором онлайн-аукциона.

Статья 31. Порядок приватизации земельных участков, предоставленных Фонду развития урбанизации

Земельные участки, предоставленные Фонду развития урбанизации, реализуются через электронный онлайн-аукцион в порядке и на условиях, предусмотренных в настоящей главе для свободных земельных участков.

Глава 5. Правовой статус приватизированных земельных участков

Статья 32. Право частной собственности на приватизированный земельный участок

Приватизированные земельные участки являются частной собственностью и объектами гражданского оборота.

Право частной собственности на приватизированный земельный участок возникает с момента государственной регистрации права на него путем внесения соответствующей записи в государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ними в электронном виде.

Приватизированные земельные участки не являются объектами обложения земельного налога.

Статья 33. Права собственников приватизированных земельных участков

Собственники приватизированных земельных участков имеют право:

свободно владеть, пользоваться и распоряжаться приватизированным земельным участком по своему усмотрению и в своих интересах, не нарушая права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц, государства;

требовать устранения всяких нарушений права собственности на приватизированный земельный участок;

самостоятельно хозяйствовать на приватизированном земельном участке;

возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, осуществлять их перестройку и снос в соответствии с проектной документацией;

использовать приватизированный земельный участок в качестве предмета залога;

вносить приватизированный земельный участок в качестве вклада в уставный капитал (фонд) юридического лица;

предоставлять приватизированный земельный участок в аренду;

пользоваться льготами по оплате налога на имущество в случаях, предусмотренных законодательством.

В соответствии с законодательством собственники приватизированного земельного участка могут иметь и иные права.

Статья 34. Обязанности собственников приватизированных земельных участков

Собственники приватизированных земельных участков обязаны:

соблюдать при использовании земельного участка требования нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования;

возмещать в установленном порядке причиненный ущерб другим собственникам земельных участков;

обеспечивать предоставление сервитутов в порядке, предусмотренном законодательством;

выполнять инвестиционные обязательства, возложенные при реализации;

своевременно производить оплату налога на имущество за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В соответствии с законодательством собственники приватизированного земельного участка могут иметь и иные обязанности.

Статья 35. Особые случаи возникновения права собственности на земельные участки

Право собственности на земельные участки возникает у дипломатических представительств и приравненных к ним международных организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан, отдельных категорий иностранных юридических и физических лиц, а также лиц без гражданства в случаях, предусмотренных в Земельном кодексе Республики Узбекистан.

Иностранные граждане могут иметь право на приобретение приватизированных земельных участков, если в соответствии с законодательством соответствующей страны или международным договором Республики Узбекистан такое право предоставлено гражданам Республики Узбекистан. Перечень стран, граждане которых имеют право на приобретение приватизированных земельных участков, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Иностранные юридические лица – не резиденты Республики Узбекистан не имеют право на приобретение приватизированных земельных участков.

Акты, сделки и иные действия, совершенные в целях перехода права собственности на земельные участки иностранным юридическим и физическим лицам, не имеющим право на приобретение приватизированных земельных участков, являются недействительными.

В случае перехода права собственности на земельные участки иностранным юридическим и физическим лицам, не имеющим право на приобретение приватизированных земельных участков, вследствие банкротства юридических и физических лиц, принятия наследства, реорганизации или ликвидации юридического лица и иных случаях, приобретенные земельные участки подлежат отчуждению в течение шести месяцев с момента наступления такого случая.

Статья 36. Гарантии права собственности на земельные участки

Право собственности на земельные участки неприкосновенно и защищается государством в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников».

Статья 37. Изъятие приватизированного земельного участка у собственника

Изъятие приватизированного земельного участка у собственника допускается только при обращении взыскания на этот земельный участок по обязательствам собственника в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, а также в порядке национализации, реквизиции и конфискации.

Статья 38. Определение стоимости изымаемого приватизированного земельного участка, на который обращено взыскание

Стоимость изымаемого приватизированного земельного участка при обращении взыскания на этот земельный участок по обязательствам собственника определяется оценочной организацией на момент изъятия.

Стоимость изымаемого приватизированного земельного участка, определенная оценочной организацией, может быть оспорена в суде.

Статья 39. Национализация приватизированного земельного участка

Национализация представляет собой возмездный переход права собственности на национализируемый земельный участок, принадлежащий гражданам и юридическим лицам на праве собственности, к государству.

Национализация приватизированного земельного участка:

осуществляется исключительно для государственных и общественных нужд и при получении согласия собственника земельного участка;

оформляется договором купли-продажи земельного участка, заключаемым на равных условиях между собственником земельного участка и государственным органом, уполномоченным Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

осуществляется при условии предварительного и равноценного возмещения государством стоимости приватизированного земельного участка и других убытков.

Национализация приватизированного земельного участка в коммерческих целях не допускается.

Возмещение стоимости национализируемого земельного участка и других убытков производится в полном объеме до момента перехода права собственности на национализируемое имущество к государству.

Выплата возмещения производится единовременно, не допускается осуществление национализации, предусматривающей рассрочку выплаты возмещения.

Фактическая передача национализированного земельного участка может осуществляться только после получения собственником и иными лицами, права которых в отношении национализируемого земельного участка прекращаются или ограничиваются при национализации, равноценного возмещения.

В случае последующей денационализации земельного участка, бывшие собственники имеют преимущественное право на его приватизацию.

Статья 40. Реквизиция приватизированного земельного участка

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан, приватизированный земельный участок может быть временно изъят у его собственника (реквизиция) с возмещением собственнику приватизированного земельного участка причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.

Реквизиция приватизированного земельного участка осуществляется исключительно в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз.

По прекращению действия обстоятельств, в связи с которыми была произведена реквизиция, собственник реквизированного земельного участка вправе требовать возврата ему сохранившегося имущества.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, или, по его желанию, предоставляется в собственность равноценный земельный участок.

В случае наступления обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, могут быть оспорены собственником приватизированного земельного участка
в судебном порядке.

Статья 41. Конфискация приватизированного земельного участка

В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, приватизированный земельный участок может быть изъят у собственника по решению суда (конфискация). 

Глава 6. Заключительные положения

Статья 42. Разрешение споров

Споры, возникшие в области приватизации земельных участков, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 43. Ответственность за нарушение законодательства о приватизации земельных участков

Лица, виновные в нарушении законодательства о приватизации земельных участков, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Статья 44. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Кабинету Министров Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 45. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 46. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 июля 2019 года.

 

Президент Республики Узбекистан                                                     Ш.Мирзиёев

Общие предложения

2824