ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
2787 Государственный комитет Республики Узбекистан по автомобильным дорогам 14/03/2019 29/03/2019 8
О ПЛАТНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
ID-2787

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

О ПЛАТНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

 

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений
в области проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания и эксплуатации платных автомобильных дорог.

Действие настоящего закона распространяется на все платные автомобильные дороги в Республике Узбекистан независимо от их форм собственности и значения.

Статья 2. Законодательство о платных автомобильных дорогах

Законодательство о платных автомобильных дорогах состоит
из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о платных автомобильных дорогах, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

владельцы платных автомобильных дорог – государственные органы, физические или юридические лица, владеющие платными автомобильными дорогами на праве собственности или других вещных правах в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;

защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты платных автомобильных дорог от снежных лавин, оползней, селевых потоков и наводнений, шумоизолирующие, ветрозащитные устройства и другие подобные сооружения;

искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств в местах пересечения платных автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (мосты, тоннели, эстакады, подобные сооружения);

объекты придорожной инфраструктуры и сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха
и стоянки транспортных средств);

оператор – юридическое лицо на которого в рамках соглошения о государственно-частном партнерстве возложены обязательства по организовызации дорожного движения и обеспечению беспрепятственного проезда транспортных средств пользователей по платной автомобильной дороге и полномочия по управлению работой системы взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам, а также предоставляющее иные услуги ползовательям платной дороги;

платная автомобильная дорога - имущественный комплекс, предназначенный для непрерывного и безопасного движения транспортных средств с предусмотренными законодательством Республики Узбекистан скоростями, нагрузками и габаритами использование которой осуществляется на платной основе;

пользователи платных автомобильных дорог - физические
и юридические лица, использующие платные автомобильные дороги
в качестве участников дорожного движения;

претендент - частное юридическое лицо, либо консорциум частных юридических лиц, участвующих в тендере по проектированию, строительству и эксплуатации платных автомобильных дорог;

проездной талон - документ о предварительной оплате проезда по платной автомобильной дороге (наклейка, размещаемая на транспортном средстве, многоразовый талон с магнитной полосой), а также электронная контактная или бесконтактная смарт-карта;

пропускной пункт - расположенное на территории пункта взимания платы сооружение, обслуживающее одну полосу движения (пункт наличной оплаты, пункт электронной оплаты и открытый пункт);

пункт взимания платы - элемент обустройства платной автомобильной дороги, через который осуществляется проезд пользователей платной автомобильной дорогой (далее - пользователь) и который состоит из пропускных пунктов и включает в себя сооружения для размещения служб, инженерное оборудование и технические средства взимания платы за проезд, а также переходно-скоростные полосы движения и охраняемую стоянку для транспортных средств;

пункт наличной оплаты - пропускной пункт, оборудованный барьерами (шлагбаумами), позволяющий пользователю осуществлять оплату проезда путем внесения наличных денежных средств в кассу оператора или платежный терминал либо путем использования платежных карт;

пункт электронной оплаты - пропускной пункт, оборудованный техническими средствами автоматической идентификации транспортного средства и взимания платы за проезд. Пункт может быть оборудован барьерами (шлагбаумами);

техническое средство автоматической электронной оплаты - устройство, располагаемое на транспортном средстве и предназначенное для идентификации такого транспортного средства в движении системой контроля, используемой оператором.

соглашение о ГЧП - соглашение, заключенное между государственным партнером и частным партнером для целей ГЧП в порядке, предусмотренном настоящим Законом;

частный партнер - юридическое лицо, зарегистрированное
в Республике Узбекистан, с которым государственный партнер заключил соглашение о государственно-частном партнерстве. При этом государственные предприятия, государственные учреждения, органы государственного и хозяйственного управления, другие организации, деятельность которых полностью финансируется из Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также некоммерческие организации не могут выступать частными партнерами и/или участвовать на стороне частных партнеров. В рамках соглашения о государственно-частном партнерстве на частного партнера могут быть возложены функции оператора по управлению работой системы взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам.

государственный партнер - означает министерство, государственное агентство, государственное предприятие (в котором государство обладает контрольным пакетом), комитет, созданный Президентом Республики Узбекистан, любое из 12 областных хокимиятов или хокимият города Ташкента, а также Совет Министров Республики Каракалпакстан.

элементы обустройства платных автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения платных автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны платных автомобильных дорог
и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Статья 4. Цели платных автомобильных дорог

Целю платных автомобильных дорог являются следующие:

улучшение качества автомобильных дорог общего пользования;

совершенствование государственного управления в области дорожного строительства;

обеспечение сохранности и развитие автомобильных дорог, улучшение их технического состояния;

обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке работ и (или) услуг при планировании, строительстве и функционировании платных автомобильных дорог;

улучшение инвестиционного климата в области планирования, строительства и функционирования платных автомобильных дорог;

обеспечение интеграции национальных транспортных коммуникаций
в международную транспортную сеть;

привлечение финансирования (включая иностранные инвестиции) частного сектора для проектирования, строительства и эксплуатации платных автомобильных дорог;

освоение ноу-хау, навыков и ресурсов частного сектора в дорожное хозяйство;

эффективное использование государственного бюджета.

Статья 5. Основные принципы в области платных автомобильных дорог

Основными принципами в области платных автомобильных дорог являются:

профессионализм претендентов;

открытость и прозрачность;

состязательность и объективность;

соразмерность;

недопустимость коррупции.

Статья 6. Принцип профессионализма претендентов

Профессионализм претендентов обеспечивается путем установления требований о наличии профильного практического опыта и финансовой стабильности частного партнера.

Статья 7. Принцип открытости и прозрачности

Открытость и прозрачность в рамках реализации проекта по платным автомобильным дорогам осуществляется путем размещения развернутой информации о проводимых конкурсах, реализуемых проектах, оказываемых услугах в сфере платных автомобильных дорог на Едином информационном портале государственно-частного партнерства Республики Узбекистан,
с обеспечением свободного доступа для всех заинтересованных юридических и физических лиц.

Статья 8. Принцип состязательности и объективности

Состязательность в рамках реализации проекта по платным автомобильным дорогам поддерживается за счет использования механизмов состязательности между претендентами, беспристрастности и прозрачности при рассмотрении предложений претендентов и принятии конечного решения в пользу оптимального варианта на основании объективных
и обоснованных критериев.

Объективность во всех этапах реализации проекта по платным автомобильным дорогам предусматривает беспристрастность рассмотрения предложений претендентов и принятия конечного решения в пользу оптимального варианта.

Объективность основывается на:

обеспечении равных возможностей претендентам;

создании условий, обеспечивающих конкуренцию и беспристрастность в отношении претендентов;

открытых, гласных и состязательных механизмах рассмотрения жалоб, споров и разногласий, возникающих в рамках реализации проекта
по платным автомобильным дорогам, и принятия соответствующих мер.

Статья 9. Право собственности и иные вещные права на платные автомобильные дороги

Платные автомобильные дороги могут находиться только
в государственной собственности, если иное не предусмотрено соглашением о государственно-частном партнерстве и Законом Республики Узбекистан
«О государственно-частном партнерстве».

Платные автомобильные дороги могут быть переданы для реализации проекта государственно-частного партнерства в соответствии с настоящим законом и законодательством Республики Узбекистан о государственно-частном партнерстве.

Статья 10. Правовые основы предоставления земельного участка, строительства, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог

К отношениям, связанным с предоставлением земельного участка, проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией платных автомобильных дорог, с учетом положений настоящего закона, законодательства Республики Узбекистан об автомобильных дорогах, о государственно-частном партнерстве, применяются нормы, регулирующие отношения по предоставлению земельного участка, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в том числе требования законодательства Республики Узбекистан о безопасности дорожного движения, а также требования природоохранного законодательства.

Отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением платными автомобильными дорогами как объектами недвижимости, регулируются гражданским и земельным законодательством Республики Узбекистан с учетом особенностей, установленных настоящим законом
и законодательством Республики Узбекистан о государственно-частном партнерстве.

Отношения между частным партнером и государственным партнером регулируются законодательством Республики Узбекистан о государственно-частном партнерстве с учетом особенностей настоящего закона.

Глава 2. Управление в области платных автомобильных дорог

Статья 11. Государственное управление в области платных автомобильных дорог

Государственное управление в области платных автомобильных дорог осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, специально уполномоченным органом по автомобильным дорогам и органами государственной власти на местах.

Статья 12. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан

Кабинет Министров Республики Узбекистан осуществляет следующие полномочия в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог:

определяет государственную политику в отношении планирования, строительства, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог;

утверждает государственные программы в области платных автомобильных дорог;

принимает решения об эксплуатации и о прекращении эксплуатации на платной основе автомобильных дорог общего пользования;

определяет методики расчета и предельного размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам;

координирует деятельность органов государственного управления, органов государственной власти на местах в области платных автомобильных дорог;

устанавливает порядок осуществления государственного контроля
за соблюдением законодательства о платных автомобильных дорогах;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 13. Полномочия специально уполномоченного органа
в области платных автомобильных дорог

Специально уполномоченный орган осуществляет следующие полномочия в сфере планирования, строительства, реконструкции
и эксплуатации платных автомобильных дорог:

определяет перспективы развития и совершенствования сети платных автомобильных дорог общего пользования;

обеспечивает соблюдение норм и стандартов, принятых в области проектирования, требуемого качества при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании платных автомобильных дорог;

разрабатывает и вносить в Кабинет Министров Республика Узбекистан предложения по передаче участков автомобильных дорог для реализации проектов государственно-частного партнерства;

вносить предложения в Кабинет Министров Республика Узбекистан
о порядке и условиях эксплуатации платных автомобильных дорог, размера ставок за проезд по ним;

выступает в качестве государственного партнера по соглашениям о государственно-частном партнерстве в сфере планирования, строительства, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог общего пользования;

разрабатывает технические регламенты в сфере платных автомобильных дорог;

разрабатывает и утверждает порядок и условия эксплуатации платных автомобильных дорог общего пользования;

осуществляет контроль над созданием и эксплуатацией платных автомобильных дорог общего пользования;

разрабатывает и утверждает правила размещения наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования;

специально уполномоченный орган осуществляет иные полномочия
в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Статья 14. Полномочия органов государственной власти на местах
в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог

Органы государственной власти на местах осуществляют следующие полномочия в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог:

разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы по внедрению платности на межхозяйственных сельских автомобильных дорогах, улиц городов, городских поселков, кишлаков и аулов
по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

разрабатывают и вносят в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по передаче участков автомобильных дорог для реализации проектов государственно-частного партнерства;

вносят предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан
о порядке и условиях эксплуатации платных автомобильных дорог, размера ставок за проезд по ним;

выступает в качестве государственного партнера по соглашениям о государственно-частном партнерстве в сфере планирования, строительства, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог создаваемых в соответствующих улицах городов и иных населенных пунктов;

по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан принимают решение об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог находящихся в их ведении;

определяют перспективы развития и совершенствования платных улиц городов и иных населенных пунктов.

Глава 3. Порядок финансирования, строительства и содержания платных автомобильных дорог

Статья 15. Финансирование платных автомобильных дорог

Платные автомобильные дороги могут создаваться за счет средств республиканского бюджета и бюджетов органов власти на местах, средств, привлеченных специально уполномоченным государственным органом
в области платных автомобильных дорог, собственных и (или) заемных средств физических и юридических лиц или на основе соглашений о государственно-частном партнерстве.

Плата за проезд по автомобильным дорогам вводится при выполнении условия повышенного качества проезда с обеспечением высокой, безопасной скорости движения транспорта на всем их протяжении.

Статья 16. Решение об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе

Решение об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе принимается:

в отношении автомобильной дороги общего пользования – Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

в отношении улиц городов и иных населенных пунктов - органами государственной власти на местах;

В решении об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе должны быть указаны:

начальный и конечный пункты с возможностью проезда по другой существующей альтернативной дороге;

перечень пересечений автомобильной дороги с иными автомобильными дорогами и примыканий к иным автомобильным дорогам;

перечень населенных пунктов, соединяемых автомобильной дорогой;

технические характеристики автомобильной дороги;

протяженность автомобильной дороги;

максимальная ставка платы за проезд;

маршрут, основные технические характеристики, протяженность автомобильных дорог, обеспечивающих альтернативный бесплатный проезд;

срок эксплуатации автомобильной дороги на платной основе.

Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе может быть принято не ранее чем за шестьдесят дней до дня начала использования такой автомобильной дороги на платной основе.

Перевод в эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги, введенной в эксплуатацию, допускается только при условии ее реконструкции за счет средств  частного партнера.

Статья 17. Обеспечение альтернативного бесплатного проезда

Решение об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе принимается при условии обеспечения альтернативного бесплатного проезда по существующей сети автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, соединяемыми предполагаемой к эксплуатации на платной основе автомобильной дорогой либо при условии обеспечения альтернативного бесплатного проезда до ввода в эксплуатацию строящейся (реконструируемой) платной автомобильной дороги.

Протяженность автомобильных дорог, обеспечивающих альтернативный бесплатный проезд, не должна более чем в три раза превышать протяженность платной автомобильной дороги, за исключением случаев, если:

более 50 процентов протяженности платной автомобильной дороги составляют мосты, тоннели и путепроводы;

строительство новой платной автомобильной дороги осуществляется
в районах пустыни и приравненных к ним местностях. Перечень районов пустыни и приравненных к ним местностей для целей настоящего закона устанавливается Правительством Республики Узбекистан.

Статья 18. Проектирование, строительство, реконструкция и использование платных автомобильных дорог на основании соглашений о государственно-частном партнерстве

Проектирование, строительство, реконструкция и использование (эксплуатация) платных автомобильных дорог, могут осуществляться на основе соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствии
с настоящим законом и законодательством Республики Узбекистан
о государственно-частном партнерстве.

Существенными условиями соглашений о государственно-частном партнерстве в отношении платных автомобильных дорог, наряду
с установленными законодательством Республики Узбекистан
о государственно-частном партнерстве, являются:

обязательства государственного  партнера по принятию на себя части расходов на проектирование, строительство, реконструкцию платной автомобильной дороги;

порядок и сроки подготовки проектной документации платной автомобильной дороги;

обязательство частного партнера в отношении капитального ремонта, ремонта и содержания платной автомобильной дороги;

требования к обеспечению пропускной способности и режиму использования платной автомобильной дороги;

обязательства государственного  партнера по выплате компенсации частному партнеру в случае недостижения в процессе использования установленных соглашением о государственно-частном партнерстве, показателей интенсивности движения по платной автомобильной дороге транспортных средств, а также условия и порядок расчета и выплаты указанной компенсации;

порядок выплаты частному партнеру части доходов, полученных от использования платной автомобильной дороги;

основания и порядок расторжения соглашения о государственно-частном партнерстве и определение объема обязательств государственного партнера по компенсации расходов и возмещению убытков частного партнера в связи с досрочным расторжением соглашения о государственно-частном партнерстве;

ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве;

порядок и условия продления срока действия соглашения
о государственно-частном партнерстве;

порядок разрешения споров между сторонами порядок и условия установления и изменения платы за проезд транспортных средств по платной автомобильной дороге, порядок взимания и распределения средств между участниками;

обязательство частного партнера по заблаговременному предоставлению участникам дорожного движения информации о наличии
по пути их следования платной автомобильной дороги или платного участка автомобильной дороги, об их протяженности, о стоимости проезда по ним транспортных средств, а также о возможности альтернативного бесплатного проезда;

способы обеспечения частным партнером исполнения своих обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве, в том числе обязательств по благоустройству территорий вдоль платных автомобильных дорог, обеспечению защитными и искусственными сооружениями, элементами обустройства автомобильных дорог, размещению вдоль платных автомобильных дорог объектов придорожной инфраструктуры и сервиса, также обязательств по страхованию риска утраты или повреждения платной автомобильной дороги или платного участка автомобильной дороги;

порядок передачи государственному партнеру платной автомобильной дороги по истечении срока действия соглашения о государственно-частном партнерстве;

другие условия, не противоречащие настоящему закону, законодательству Республики Узбекистан о государственно-частном партнерстве.

Условие соглашения о государственно-частном партнерстве устанавливающее порядок распределения средств между участниками
не может быть изменено, за исключением случаев, если в течение срока действия соглашения о государственно-частном партнерстве, законодательством Республики Узбекистан устанавливаются нормы, ухудшающие положение частного партнера таким образом, что он
в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве.

Государственным партнером от имени Республики Узбекистан выступает:

по автомобильным дорогам общего пользования – специально уполномоченный орган в области автомобильных дорог;

по межхозяйственным сельским автомобильным дорогам, улиц городов, городских поселков, кишлаков и аулов – органы государственной власти на местах если иное не предусмотрено законодательством.

Глава 4.    Порядок организации проезда по платной автомобильной дороге

Статья 19. Пользование платной автомобильной дорогой

Пользование платной автомобильной дорогой осуществляется на основании договора между пользователем и оператором, согласно которому оператор обязан предоставить пользователю право проезда и организовать дорожное движение в соответствии с требованиями настоящего закона и законодательства Республики Узбекистан, а пользователь - оплатить предоставленную услугу.

Пользователь заключает с оператором договор одним из следующих способов:

въезжает на платную автомобильную дорогу;

оплачивает проезд в пункте взимания платы;

оплачивает проездной талон;

приобретает в собственность или в аренду техническое средство автоматической электронной оплаты.

Оператор не вправе оказывать предпочтение одному пользователю платной автомобильной дороги перед другими пользователями платной автомобильной дороги в отношении заключения договора, указанного в части первой настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными правовыми актами Республики Узбекистан. Отказ оператора платной автомобильной дороги от заключения с пользователем договора при наличии возможности проезда по платной автомобильной дороге не допускается.

До заключения договора оператор предоставляет пользователю полную и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их выбора. Информация предоставляется на государственном языке и по усмотрению оператора на других языках. Информация доводится до сведения пользователей с помощью информационных табло, размещенных для ознакомления в общедоступном месте на территории пункта взимания платы и (или) местах въезда на платную автомобильную дорогу, а также местах продажи проездных талонов и местах продажи, аренды и установки технических средств автоматической электронной оплаты.

Информация должна содержать условия договора и порядок оплаты услуг, предоставляемых оператором, в том числе:

схему платной автомобильной дороги с указанием начального пункта платной автомобильной дороги и обозначением пунктов взимания платы и маршрута альтернативного бесплатного проезда;

размер платы для различных категорий транспортных средств в зависимости от времени суток, дня недели или месяца года;

порядок, способы (формы) и система оплаты проезда;

перечень пользователей, имеющих право проезда без взимания платы или право льготного проезда, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг;

адрес и контакты аварийной службы оператора;

адрес и контакты подразделения оператора, осуществляющего прием претензий пользователей;

адрес и контакты подразделения Главного управления безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, обслуживающего платную автомобильную дорогу.

Статья 20. Порядок взимания платы за проезд по платной автомобильной дороге

Размер платы за проезд по платной автомобильной дороге устанавливается оператором. Методика расчета платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам и максимальный размер такой платы утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан. При этом размер платы за проезд транспортных средств по платной автомобильной дороге устанавливается равным для всех пользователей платной автомобильной дороги в отношении транспортных средств одной категории.

Размер платы за проезд по платной автомобильной дороге может быть дифференцированным для различных категорий транспортных средств в зависимости от времени суток, дня недели или месяца года.

Дифференцированный в зависимости от времени суток, дня недели или месяца года размер платы за проезд по платной автомобильной дороге устанавливается равным в отношении транспортных средств одной категории, при этом оператор вправе для привлечения пользователей предоставлять скидки по оплате проезда в зависимости от частоты и (или) регулярности поездок. Скидки должны быть равными для транспортных средств одной категории при одинаковой частоте или регулярности поездок.

Плата за проезд взимается на пунктах взимания платы, за исключением случаев предварительной оплаты проезда.

Пользователи, осуществляющие проезд по платной автомобильной дороге, не оплатившие установленной платы за проезд, кроме случаев, предусмотренных настоящим законом, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Выдача пользователю, оплатившему проезд, документа об оплате проезда производится в пункте взимания платы.

В качестве документов, подтверждающих заключение договора с оператором и оплату проезда, могут использоваться:

проездные талоны сроком действия 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и 1 год, дающие право на проезд через пункт взимания платы платной автомобильной дороги оператора;

проездные талоны (многоразовые талоны с магнитной полосой, электронные контактные и бесконтактные смарт-карты), дающие право на ограниченное число проездов через пункт взимания платы платной автомобильной дороги оператора.

В случае оплаты проезда с использованием технических средств автоматической электронной оплаты документ об оплате проезда выдается в пункте взимания платы по требованию пользователя.

Статья 21. Порядок распределения средств полученные от взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам

Средства, полученные от взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования, созданных в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве, распределяются на расчетные счета частного и государственного партнера согласно установленным в соглашении о государственно-частном партнерстве процентам.

Расходы, связанные с:

ремонтом и содержанием платных автомобильных дорог, содержанием программно-аппаратного комплекса взимания платы за проезд;

возвратом инвестиций и кредитов, привлеченных для проектирования, строительства и эксплуатации платной автомобильной дороги осуществляется за счет средств частного партнера.

Средства, полученные от взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования, созданных за счет государственных средств поступают в республиканский бюджет, и направляется на развитие дорожной отрасли.

Статья 22. Право льготного проезда или проезда без взимания платы по платным автомобильным дорогам

От платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог освобождаются:

транспорт общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного такси, а также автобусов, осуществляющих перевозки
в междугородном и международном сообщении);

специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, общественной безопасности, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной
и таможенной служб;

транспортные средства государственных организаций почтовой связи, осуществляющие перевозки почтовых отправлений и денежных средств,
а также сопровождающих почтовые отправления и денежные средства работников таких организаций;

иные категории пользователей платными автомобильными дорогами, определенные законодательными актами Республики Узбекистан.

В пункте взимания платы оператором предусматривается пропускной пункт, обеспечивающий пропуск транспортных средств, имеющих право льготного проезда или право проезда без взимания платы (открытый пункт). Такой пункт может быть оборудован барьерами (шлагбаумами).

В случае использования платной автомобильной дороги на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, решение собственника платной автомобильной дороги, о предоставлении права льготного проезда или проезда без взимания платы транспортных средств по платной автомобильной дороге должно быть согласовано с частным партнером, если соглашением о государственно-частном партнерстве не предусмотрено иное.

Статья 23. Права и обязанности оператора

Оператор обязан:

организовывать дорожное движение и обеспечивать беспрепятственный проезд транспортных средств пользователей по платной автомобильной дороге, исключающий образование дорожных заторов, при условии обеспечения пользователями безопасности дорожного движения и соблюдения ими предусмотренного скоростного режима, устанавливаемого по согласованию с органами государственной службы безопасности дорожного движения;

устранять в установленные сроки неисправности, препятствующие нормальному использованию платной автомобильной дороги, а также обеспечить перемещение транспортного средства, прекратившего движение по платной автомобильной дороге вследствие его технической неисправности, в том числе в результате дорожно-транспортного происшествия, и создающего опасность для движения других транспортных средств, на охраняемую стоянку ближайшего пункта взимания платы, при этом плата за перемещение транспортного средства и за первые сутки хранения на охраняемой стоянке не взимается;

обеспечивать пользователей информацией об аварийной или о чрезвычайной ситуации на платной автомобильной дороге, неблагоприятных погодных условиях, повышающих опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, и других обстоятельствах, влияющих на безопасность дорожного движения по платной автомобильной дороге, в том числе с использованием информационного табло;

обеспечивать соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик платной автомобильной дороги нормативным требованиям;

сообщать пользователю по его письменному заявлению сведения, относящиеся к договору и предоставляемым услугам;

обеспечивать на каждом пункте взимания платы прием письменных претензий пользователей к качеству оказываемых оператором услуг;

своевременно размещать в пунктах взимания платы и на информационных табло информацию об изменении платы за проезд;

извещать пользователей о порядке использования проездных талонов путем размещения на талоне краткой инструкции.

Оператор вправе:

не открывать барьера (шлагбаума) и не пропускать через пункт взимания платы пользователей, избегающих оплаты проезда, оплачивающих проезд в размере, меньшем установленного размера, или имеющих задолженность перед оператором по оплате проезда;

сдавать в аренду или продавать пользователям технические средства автоматической электронной оплаты.

Статья 24. Права и обязанности пользователя

Пользователь имеет право:

получать информацию о правилах пользования платной автомобильной дорогой, стоимости проезда, порядке и способах оплаты проезда, перечне услуг, входящих в стоимость проезда, и порядке оказания таких услуг, а также о маршрутах альтернативного бесплатного проезда;

осуществлять проезд по платной автомобильной дороге в соответствии с договором.

Пользователь обязан:

проезжать пункт взимания платы только через пункты наличной оплаты, если транспортное средство не имеет размещенных в соответствии с требованиями оператора проездных талонов или не оборудовано техническими средствами автоматической электронной оплаты;

осуществлять оплату проезда в пункте взимания платы путем внесения наличных денежных средств в кассу оператора или платежный терминал, либо путем использования платежных карт, либо путем предварительной оплаты проезда;

совершить полную остановку транспортного средства для оплаты проезда при проезде через пункт наличной оплаты. После совершения оплаты движение транспортного средства разрешается с момента открытия барьера (шлагбаума);

при проезде через пункт взимания платы иметь на транспортном средстве соответствующие требованиям национального стандарта государственные регистрационные знаки;

соблюдать установленные оператором порядок проезда, скоростной режим движения и дистанцию, согласованные с органами государственной службы безопасности дорожного движения;

при использовании проездного талона размещать его на транспортном средстве в соответствии с инструкцией оператора. Размещение проездного талона в виде наклейки не в соответствии с инструкцией оператора, препятствующее контролю или идентификации транспортного средства, не дает права на проезд по платной автомобильной дороге;

в случае наличной оплаты проезда сохранять документ об оплате проезда до момента выезда с платной автомобильной дороги;

использовать техническое средство автоматической электронной оплаты только на транспортном средстве, зарегистрированном в системе учета оператора.

Пользователям запрещается препятствовать нормальной работе пунктов взимания платы, в том числе:

блокировать проезд через пропускной пункт;

самостоятельно убирать барьер (шлагбаум) для проезда через пропускной пункт;

въезжать на платную автомобильную дорогу или выезжать с платной автомобильной дороги, минуя пункт взимания платы;

проезжать через пункт взимания платы, не оплатив установленной платы за проезд, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом;

разрушать оборудование пунктов взимания платы или совершать иные действия, нарушающие установленный порядок проезда через пункт взимания платы и пользования платной автомобильной дорогой с целью отказа от платы, избежание платежа или оплаты платежей в размере, меньшем установленного размера.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 25. Прекращение и приостановление использования платной автомобильной дороги

Прекращение использования платной автомобильной дороги осуществляется по истечении срока, указанного в решении об использовании автомобильной дороги, а прекращение использования платной автомобильной дороги на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в случаях, установленных соглашением о государственно-частном партнерстве.

Приостановление использования платной автомобильной дороги осуществляется на определенный срок в случае:

возникновения обстоятельств, препятствующих использованию возможности альтернативного бесплатного проезда;

введения в установленном законодательством Республики Узбекистан порядке военного положения, чрезвычайного положения, а также возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Решение о приостановлении использования платной автомобильной дороги принимается владельцем автомобильной дороги либо в случае использования платной автомобильной дороги на основании соглашения
о государственно-частном партнерстве, частным партнером в течение суток
с момента возникновения обстоятельств, указанных в части 2 настоящей статьи, и действует в течение срока, не превышающего срока действия указанных обстоятельств. При этом срок приостановления использования платной автомобильной дороги не может превышать шести месяцев,
за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статья 26. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Кабинету Министров Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 27. Приведение законодательства в соответствие
с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Президент

Республики Узбекистан

 

Ш.Мирзиёев

 

Общие предложения

582