ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
2531 Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам 26/02/2019 13/03/2019 0

Обсуждение завершено

Приказ или постановление ведомств
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НА 2020-2024 ГОДЫ
ID-2531

Для служебного пользования

Экз. № __

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ПО ГЕОЛОГИИ И МИНЕРАЛЬНЫМ РЕСУРСАМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НА 2020-2024 ГОДЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТАШКЕНТ – 2018

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….

3

I

Анализ текущего состояния отрасли ……………………………………

4

 

Состояние минерально-сырьевой базы республики …………………..

4

 

Основные проблемы развития геологической отрасли…………………

7

 

Анализ обеспеченности минеральным сырьем…………………………..

8

II

Анализ действующих мер государственной политики в отрасли, оценка их влияния на финансово-экономическое состояние отрасли…

10

III

Цель, задачи и приоритеты долгосрочного развития

геологической отрасли…………………………………………………….

12

IV

Сценарий и прогноз развития геологической отрасли………………….

13

V

Стратегические направления долгосрочного развития

геологической отрасли ……………………………………………………

16

VI

Межрегиональные и внешнеэкономические связи……………………..

24

VII

Перспективные проектные предложения и инвестиционное развитие отрасли ………………………………………………………………….....

26

VIII

Взаимодействие со смежными и соответствующими отраслевыми концепциями развития……………..……………………………………...

33

IX

Механизм мониторинга реализации концепции ………….…………….

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Геологическая отрасль является базовой составляющей экономики страны, представляющей собой совокупность управленческих структур, производственных и научных организаций, обеспечивающих потребности государства и общества
в сфере геологического изучения территории Республики Узбекистан, воспроизводства минерально-сырьевой базы страны, мониторинга и охраны недр,
а также управления горными отношениями.

Продуктом геологоразведочного производства является промышленные запасы полезных ископаемых в недрах. Полезные ископаемые, являясь материальной основой развития экономики государства, служат естественным природным преимуществом страны и обеспечивают благосостояние народа.

В целом, геологические исследования, находясь в начальной цепочке выявления и развития сырьевых ресурсов, неразрывно связаны с деятельностью отраслей, осуществляющих добычу, переработку и производство минерального сырья с дальнейшей организацией производств с высокой добавленной стоимостью на их базе.

Бенефициарами минерального сырья являются производители энергии, топливно-сырьевых ресурсов, металлургическая и химическая промышленности, строительная индустрия, агропромышленный комплекс и многие другие базовые отрасли экономики.

Система государственного управления геологической отраслью
в республике возложена на Государственный комитет Республики Узбекистан
по геологии и минеральным ресурсам (далее – Госкомгеологии), которая осуществляет единую государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны недр,
а также мониторинга состояния недр.

Поиск и оценка месторождений полезных ископаемых осуществляются как за счет средств Государственного бюджета и специального счета Госкомгеологии (формируется из средств Навоийского и Алмалыкского ГМК)
в рамках государственных программ, так и за счет средств недропользователей
на лицензионной основе.

Комитетом оказываются государственные услуги по геологическому изучению недр с утверждением запасов твердых полезных ископаемых
и подземных вод (кроме углеводородного сырья), выполняется сбор, формирование и хранение геологической отчетности и фондов, лицензирование недропользования, государственный учет и государственная экспертиза запасов, информации и проектов геологоразведочных работ. Осуществляются функции по надзору в сфере государственного контроля за геологическим изучением, использованием и охраной недр.

 

 

 

 

I. Анализ текущего состояния отрасли

Госкомгеологии (со своими подведомственными организациями) обеспечивает развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы Республики Узбекистан по твердым полезным ископаемым (драгоценные, цветные, черные, редкие, редкоземельные металлы, уран, нерудное сырье) и подземным водам (кроме углеводородного сырья).

а) Состояние минерально-сырьевой базы республики.

По состоянию на 01.01.2018г. Государственным балансом полезных ископаемых Республики Узбекистан числятся 2028 месторождений: строительные материалы – 867, подземные воды – 649, углеводороды – 244 (нефть, газ, конденсат), драгоценные металлы – 97 (золото, серебро), цветные и редкие металлы – 12, радиоактивные металлы – 38, горнорудное сырье – 37, горнохимическое сырье – 32, камнесамоцветное сырье – 30, уголь
и горючие сланцы – 7, черные металлы – 5 и др.

 

Состояние Государственного баланса полезных ископаемых

Республики Узбекистан (на 01.01.2018г)

 

 

Всего

- 2028

 

 

Республика Узбекистан находится в числе мировых лидеров
по обеспеченности запасами отдельных видов полезных ископаемых: золото, уран, медь, фосфориты, молибден и др.

 

 

 

 

Таблица № 1

Информация по запасам и добыче основных видов

полезных ископаемых в Узбекистане

 

Полезное ископаемое

Ед. изм.

Запасы

Добыча

(за 2017 год)

1

Золото

тонн

5990,5

89,9

2

Серебро

тонн

21559,9

232,3

3

Уран

тыс.тонн

96,7

3,6

4

Медь

тыс.тонн

16336,2

137,1

5

Вольфрам

тыс.тонн

123,6

-

6

Нефть

млн.тонн

178,1

0,9

7

Природный газ

млрд.м3

2239,9

55,4

8

Уголь

млн.тонн

1950,1

3,5

 

Месторождения полезных ископаемых предоставляются в пользование
по мере определения недропользователей, в результате которых обеспечивается поступление в Государственный бюджет от налогов на недра и создание новых рабочих мест.

В частности, выявленные месторождения по результатам геологоразведочных исследований далее вовлекаются в освоение ГП «Навоийский ГМК», АО «Алмалыкский ГМК», АО «Узкимёсаноат» и другими организациями,
а также частным сектором.

Поступления от роялти в виде налога за пользование недрами на полезные ископаемые (кроме углеводородного сырья) за 2017 год составил 3 484,3 млрд.сум. При ВВП 2017 года – 254 043,1 млрд.сум, соответственно вклад отрасли в виде налогов за пользование недрами составляет – 1,37% от общего объема ВВП.

Кроме того, ожидается дальнейшеее ежегодное увеличение налога
за пользование недр
ами, с учетом тенденции роста привлечения иностранных
и местных инвесторов на проведение геологоразведочных работ и освоение
месторождений полезнқх ископаемқх.

Наряду с этим, при дальнейшей глубокой переработке сырья и выпуска
на их базе продукции с высокой добавленной стоимостью, доля от минеральных ресурсов в части поступлений в бюджет, значительно возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

Динамика поступлений от налога на недра

(твердые полезные ископаемые)

трлн.сум

Основные виды полезных ископаемых расположены в центральной
и восточной части республики. Карта ореолов распространения основных видов полезных ископаемых приведена на рисунке.

Рис. 1

Следует отметить, что геологическая отрасль находится на начальной цепочке развития и воспроизводства сырьевых ресурсов для перерабатывающих
и производственных предприятий на базе минерального сырья.

Геологическая отрасль, в первую очередь, имеет существенное влияние на развитие действующих горно-металлургических комбинатов (НГМК, АГМК), химической промышленности, сельского хозяйства, местных и зарубежных инвесторов и др.

Геологоразведочные работы при темпах добычи на уровне 2017 года,
по основным направлениям ориентированы на поддержание действующего
баланса и расширение минерально-сырьевой базы по золоте и урану ГП «Навоийский ГМК», по золоте и цветным металлам (медь, свинец, цинк) АО «Алмалыкский ГМК». По вольфраму, редким металлам и редкоземельным элементам, кварцевому и базальтовому сырью расширение минерально-сырьевой базы направлено
на создании новых производств.

б) Основные проблемы развития геологической отрасли.

При достаточно высоком уровне обеспеченности отраслей экономики республики общими запасами ряда полезных ископаемых (медь, золото, уран, уголь и др.) в стране наблюдается явный дефицит отдельных видов минерального сырья, потребность в которых не обеспечивается собственно добычей, а удовлетворяется
за счет импорта (барит, асбест, огнеупоры, уголь и др.).

Анализ состава импорта минерального сырья в республике показывает востребованность на отдельные виды полезных ископаемых, которые имеют перспективы обнаружения в недрах республики, что обуславливает актуальность постановки соответствующих геологоразведочных работ.

Данные по импорту товаров показывают, что несмотря на наличие
в республике сырьевых ресурсов (месторождения), потребность
по отдельным видам сырья удовлетворяется за счет импорта (графит, песок кварцевый, бентонит, глина огнеупорная, камень для памятников, уголь, йод и др.).

Это, в свою очередь, обуславливает необходимость развития отдельных направлений производства готовой продукции в республике на базе местного сырья. В целях широкого вовлечения местного сырья в производство, необходимо участие всех заинтересованных министерств и ведомств (Госкоминвестиции, Госкомгеологии, Госкомэкологии, органы государственной власти на местах
и хозяйственные субъекты).

Вместе с этим поступательное развитие минерально-сырьевой базы страны находится под влиянием следующих сдерживающих условий:

- недостаточность современных кондиционных геолого-картографических основ по ранее неизученным районам и территориям, что сдерживает начало опережающих прогнозно-металлогенических построений и полноценных поисковых работ;

- значительно уменьшилось количество объектов, по которым
в ближайшем будущем можно ожидать получение прироста запасов интенсивно добываемых полезных ископаемых (золото, уран) в объемах и с качеством, соизмеримых с уровнями их погашения;

- часть фонда резервно-разведанных месторождений в основном состоит
из объектов, промышленное освоение запасов которых при существующем уровне развития технологий добычи, обогащения и переработки минерального сырья, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры экономически
не целесообразно;

- проведение геологоразведочных работ на новые виды полезных ископаемых не на должном уровне;

- вероятностный характер результатов геологоразведочных работ
и обусловленный этим высокий уровень риска получения отрицательных результатов;

- нехватка профессиональных кадров (низкий уровень действующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов геологического предприятия и их материального стимулирования), препятствующий привлечению добросовестных и высококвалифицированных кадров в отрасль, что в свою очередь негативно влияет на качественное выполнение геологоразведочных работ и их результатов;

- недостаточное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов геологии не обеспечивает необходимый уровень прозрачности и оперативности при использовании материалов геологоразведочных работ, оказании государственных услуг, эффективное межведомственное взаимодействие по вопросам использования
и охраны недр.

- недостаточное оснащенность геологических предприятий современным технико-технологическим оборудованием.

В целом низкая степень геологической изученности (или практической
не изученности) отдельных видов минерального сырья, отсутствие
или неблагоприятные географо-экономическое, горно-техническое и др. условия,
а также недостаточность адекватных технологических решений в вопросах геологоразведки, добычи, обогащения и переработки минерального сырья обуславливает необходимость постановки соответствующих геологических изысканий.

в) Анализ обеспеченности минеральным сырьем.

Деятельность Госкомгеологии в основном направлена на проведение геологоразведочных работ и выявление месторождений полезных ископаемых
для нужд экономики страны и обеспечения сырьевой безопасности.

Выявленные Госкомгеологии месторождения далее вовлекаются в освоение со стороны государственных предприятий, хозяйствующих органов,
как ГП «Навоийский ГМК», АО «Алмалыкский ГМК», АО «Узкимёсаноат»
и другими организациями, а также частным сектором по нерудному сырью.

Поступления от недропользования в виде налогов (кроме углеводородов) составляет значительную сумму (1,37% от общего объема ВВП) и с каждым годом доля поступлений от минерального сырья стабильно увеличивается.

Необходимо также учесть, что при дальнейшей глубокой переработке сырья и выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, отдача от минеральных ресурсов в бюджет значительно возрастает.

Геологоразведочные работы, осуществляемые Госкомгеологии финансируется в рамках ежегодных Государственных программ развития
и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

При этом около 45% выделяемых ассигнований направляется на расширение сырьевой базы золота, 17% на уран, 5,5% на цветные металлы, 5,2% на подземные воды, 7,1% на региональные исследования, 5,3% на научно-исследовательские работы и др.

Анализ показывает, что за период 2010-2017 годы по всем видам полезных ископаемых государственные заказы по приросту запасов выполнены в полном объеме.

 

Таблица № 2

С каждым годом количество открываемых месторождений увеличивается:

Направления

2011г

2012г

2013г

2014г

2015г

2016г

2017г

Всего:

1645

1717

1764

1838

1895

1931

2028

Строительные материалы

579

615

648

714

764

814

867

Подземные воды

617

617

620

620

619

624

649

Камнесамоцветное сырьё

30

30

30

30

30

30

30

Горнохимическое сырьё

28

26

27

28

34

32

32

Горнорудное сырьё

37

55

55

55

55

37

37

Уголь и горючие сланцы

3

3

5

5

7

7

7

Черные металлы

3

3

5

5

5

5

5

Углеводороды

235

235

235

235

235

235

244

Благородные металлы

63

89

91

97

97

97

97

Радиоактивные металлы

28

33

36

37

37

38

38

Цветные и редкие металлы

12

11

12

12

12

12

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Анализ действующих мер государственной политики в отрасли,
оценка их влияния на финансово-экономическое состояние отрасли

В мире наблюдается процесс концентрации минерально-сырьевых ресурсов в руках отдельных крупных корпораций. В Республике Узбекистан основные
или стратегически важные виды минерального сырья для всестороннего развития экономики концентрированы в государственном секторе.

Это и подчеркивает в современных условиях и в современной экономической ситуации динамичное развитие геологической отрасли. Порядка 45% от общих ассигнований на геологоразведочные работы направляется
на поиск, оценку и разведку золота, около 17% на уран, 10% на другие металлические полезные ископаемые, 4% на подземные воды, 3% на нерудные полезные ископаемые, 7% на региональные исследовании, 5% - научно-исследовательские работы и др.

Обеспечивается стабильный темп роста по всем направлениям, ведутся также геологоразведочные работы на нетрадиционные и новые виды полезных ископаемых, которые ранее не изучались.

Недра республики располагают еще неизученными (платиноиды, хромовые руды, редкие и другие металлы, абразивы, перлиты) и не освоенными промышленностью (олово, висмут, стронций, графит, высокоглиноземное сырье, минеральные краски, фарфоровые камни, агрорудное сырье) видами полезных ископаемых, требующих постановку комплекса физико-химических, опытно-технологических и технико-экономических исследований.

На сегодняшний день Госкомгеологии ведутся геологоразведочные работы более чем по 30 видам полезных ископаемых, тогда как этот показатель 20 лет назад не превышал 3-4 вида. Госкомгеологии рассматривает увеличение работ
на разные виды полезных ископаемых (помимо стратегических) в целях достижения полного самообеспечения республики минеральным сырьем.

При этом основную роль играют экономические показатели от прироста ресурсного потенциала до применения в народном хозяйстве. Так по некоторым стратегически важным полезным ископаемым выявлена тенденция роста запасов
и прогнозных ресурсов.

Обеспечивается эффективность геологоразведочных работ с наименьшими затратами (таблица № 3). К примеру, на прирост золота истрачивается меньше ассигнований в разы, чем в передовых странах мира.

Таким образом, геологоразведочные работы направлены в первую очередь на обеспечение стабильной и долгосрочной работы горно-металлургических комбинатов, создание надежной минерально-сырьевой базы нуждающихся отраслей экономики на новые виды полезных ископаемых (редкие металлы, никель, кобальт, бокситовые руды, целестин и др.) с созданием конкурентоспособного климата на внутреннем и внешнем рынках.

 

 

 

 

Таблица № 3

 

Расчеты эффективности геологоразведочных работ по основным видам полезных ископаемых,

проводимых в период 2020-2024 годы

 

Полезные ископаемые

Ед.

изм.

Прирост запасов за

2020-2024гг

Стоимость

прироста запасов,

млн.долл

Ассигно-вание за 2020-2024 гг, млн.долл

Затраты на единицу прироста запасов

Мировая цена за единицу полезных ископаемых (01.10.2018г)

Доля относи-тельно мировых цен,

%

1

Золота

тонн

474

18746,7

229,79

0,48

долл/гр

39,55

1,23

2

Серебро

тонн

444,8

210,8

0,25

0,001

долл/гр

0,474

0,12

3

Уран

тонн

32300

1951,2

59,03

1,828

долл/кг

60,41

3,03

4

Медь

тыс.т

210

1268,3

12,51

59,59

долл/т

6039,75

0,99

5

Свинец

тыс.т

113,1

233,5

6,57

58,11

долл/т

2064,86

2,81

6

Цинк

тыс.т

125,9

316,1

6,57

52,20

долл/т

2510,52

2,08

7

Вольфрам

тыс.т

24

358,8

6,26

26,07

долл/т

14950

0,17

8

Редкие и редкоземельные металлы

тыс.т

4,6

73,6

10,65

231,42

долл/т

16000

1,45

 

Всего:

 

23159,1

331,6

 

 

 

 

 

 

 

III. Цели и задачи долгосрочного развития геологической отрасли

Минерально-сырьевая база является одним из конкурентных преимуществ экономики и промышленного сектора Узбекистана, обеспечивающая его развитие и переход на новый технологический уровень.

Экономические и геополитические интересы страны и в долгосрочной перспективе будут существенно зависеть от состояния минерально-сырьевой базы, воспроизводство которой на современном технологическом уровне является основной задачей геологической отрасли.

Решение этой задачи определяется детальностью геологической изученности территории страны, результативностью и качеством геологоразведочных работ на всех стадиях их проведения - от регионального изучения недр до разведки месторождений полезных ископаемых с подготовкой их для промышленного освоения.

Целью настоящей концепции является определение на долгосрочную перспективу развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы Республики Узбекистан с учетом сбалансированного обеспечения сырьевыми ресурсами
в тесной интеграции с действующими и создаваемыми производственными мощностями.

Основными задачами настоящей концепции являются:

опережающее развитие минерально-сырьевой базы республики, в первую очередь, драгоценных, цветных, редких, редкоземельных металлов и урана, подземных вод, ускоренный поиск новых видов минерального сырья
и их месторождений (таблица);

повышение эффективности и результативности геологоразведочных работ, обеспечение прироста запасов полезных ископаемых и воспроизводства минерально-сырьевой базы отраслей экономики с учетом создания новых промышленных мощностей на местах;

ведение активной инвестиционной политики за счет ускорения предоставления для промышленного освоения месторождений полезных ископаемых, выработка рекомендаций по их рациональному использованию,
в том числе с привлечением иностранных инвестиций;

подготовка предложений по диверсификации сырьевых источников действующих отраслей промышленности, в первую очередь в регионах республики, для организации производства по выпуску конкурентоспособной продукции;

обеспечение мониторинга и контроля реализации концепции
и реализуемых на ее основе долгосрочных, среднесрочных и ежегодных государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы, объективная оценка методики геологического изучения недр, объема, качества и достоверности их результатов;

эффективная реализация мер по модернизации геологической отрасли
за счет ускоренного внедрения современного высокопроизводительного геологоразведочного оборудования, обеспечения передовой техникой
и инновационными технологиями;

широкое внедрение в геологоразведочный процесс передовых информационно-коммуникационных технологий с учетом расширения спектра оказываемых государственных услуг посредством электронного обмена данными;

реализация системных мер по подготовке квалифицированных кадров
в тесной интеграции образовательного процесса с наукой и производством.

 

IV. Сценарий и прогноз развития геологической отрасли

Рост производства промышленной продукции в металлургических, строительных и других отраслях, а также комплексное развитие территорий требует их обеспечение надлежащим образом дополнительными промышленными запасами полезных ископаемых с учетом существенного расширения геологоразведочных работ.

С учетом постоянно растущей потребности республики на традиционные (драгоценные и цветные металлы, уран, подземные воды, строительные материалы и др.) и на новые виды минерального сырья, развитие геологической отрасли может осуществляться по 2 сценариям.

Сценарий 1 (форсированный) – предусматривает ускоренную подготовку месторождений в промышленное освоение, направив при этом, основную долю ассигнований на детальные стадии геологоразведочных работ
(оценка и разведка).

Предлагаемый сценарий предусматривает резкое увеличение количества месторождений с промышленными запасами полезных ископаемых за счет расширения стадии детального геологического изучения месторождений полезных ископаемых.

В этом варианте возможна волатильность показателей ежегодного прироста запасов драгоценных и цветных металлов в период 2020-2024 годы.

При этом первый вариант развития имеет соответствующие риски
и может привести к следующим:

- уменьшение ресурсного задела для выявления новых месторождений
и снижение прироста запасов полезных ископаемых в последующие годы;

- резкое сокращение доли геолого-съемочных и поисковых работ, отражающееся на выявление новых перспективных объектов (золото, уран и др.);

- увеличение количества неразрабатываемых месторождений золота, полиметаллических руд и урана;

- снижение потенциальной возможности выявления других, востребованных с учетом развития технологии, видов полезных ископаемых (редкие и редкоземельные металлы, различные виды нерудного сырья).

Минеральные ресурсы являются не возобновляемыми. При выборе данного варианта увеличивается количество новых месторождений. Однако, снижение задела геологоразведочных работ и соответственно прогнозных ресурсов
на неизученных территориях резко сокращается, тем самым снижая стабильность сырьевой безопасности на долгосрочной перспективе.   

Сценарий 2 (сбалансированное) – предусматривает сбалансированное проведение геологоразведочных работ по стадиям и направлениям, сохраняя
в первую очередь, на уровне 40% доли ассигнований на региональное геолого-съемочные работы не изученных территорий и поисков на выделенных перспективных площадях.

Сценарий 2 в основном предусматривает следующее:

- темп роста проведения геологоразведочных работ и прироста запасов обеспечивает и соответствует стабильному росту производственных мощностей;

- сохраняется на определенном уровне «поисковый задел» для открытия новых месторождений с обеспечением тенденции роста объемов прироста запасов полезных ископаемых;

- сохраняется возможность концентрации целенаправленных геологоразведочных работ с учетом форсирования выявления определенных месторождений на территориях.

- сбалансированное использование имеющихся материально-технических
и людских ресурсов по всем направлениям геологоразведочных работ.

При данном варианте развития всесторонне обеспечивается стабильный прирост запасов полезных ископаемых до 2030 года (таблица) с учетом потребности экономики. Наряду с этим также выдерживается поисковый задел для обнаружения новых месторождений.

При этом, прирост запасов отдельных видов полезных ископаемых (уран, вольфрам, редкие металлы и редкоземельные элементы) привязан на конкретные объекты. По урановому направлению предусматривается снижение темпа прироста запасов, в связи с затрудненностями горно-технических условий (отдаленность объектов, увеличение глубины, уменьшение размерности и др.),
а также с учетом ежегодной добычи на уровне 3,5 тыс.тонн в год.

Вольфрам, редкие металлы и редкоземельные элементы являются новыми видами полезных ископаемых, изучаемыми за последние 2-3 года.

В настоящее время в республике отсутствует производство вольфрама.
При этом выявлено значительное количество запасов (120 тыс.тонн).

Запасы инертных материалов (габбро, габброиды и др.) приращиваются согласно целевому постановлению Президента Республики Узбекистан
«Об утверждении целевой программы проведения геологоразведочных работ
в горных массивах Кульджуктау и Ауминзатау на 2017-2021 годы»
от 17.10.2016г. № ПП-2634. Проекты по этим направлениям завершаются
в 2020 году. При этом наблюдается активное вовлечение и инвестиции частного сектора на выявление и добычу нерудного сырья, в частности инертных материалов. В этой связи бюджетные ассигнования на нерудное сырье
на перспективе уменьшаются. 

 

 

Таблица № 4

Прирост запасов

по основным видам полезных ископаемых на период 2018-2030 годы (Сценарий 2)

 

Наименование полезного ископаемого

Ед.
изм.

2018г.

2019г.

2020г.

2021г.

2022г.

2023г.

2024г.

2025г.

2026г.

2027г.

2028г.

2029г.

2030г.

1

Золото

сценарий 2

тонн

88,5

89,7

91,1

94,9

95

96

97

98

99

100

101

102

103

сценарий 1

88,5

89,7

91,1

94,9

70

60

55

50

40

30

30

30

25

2

Серебро

сценарий 2

тонн

161,7

174,1

175

65,8

66

68

70

72

74

76

78

80

82

сценарий 1

161,7

174,1

175

65,8

60

50

40

20

10

 

 

 

 

3

Уран

сценарий 2

тонн

6100

6200

6300

7400

6400

6200

6000

5800

5600

5500

5200

5000

4800

сценарий 1

6100

6200

6300

7400

4000

4000

3000

3000

2000

1000

1000

500

500

4

Медь

сценарий 2

тыс.т

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

сценарий 1

38

39

40

35

30

20

20

20

 

 

 

 

 

5

Свинец

сценарий 2

тыс.т

20

22

22,5

22,5

22,6

22,7

22,8

22,9

23

23,1

23,2

23,3

23,4

сценарий 1

20

22

22,5

22,5

22,6

22,7

22,8

10

10

8

5

5

3

6

Цинк

сценарий 2

тыс.т

24

24,5

25

25

25,1

25,3

25,5

25,7

26

26,1

26,2

26,3

26,4

сценарий 1

24

24,5

25

25

22

20

15

10

10

10

5

5

5

7

Вольфрам

сценарий 2

тыс.т

3

3,5

5

5,5

5

4,5

4

3,5

3

3

2,8

2,5

2,2

сценарий 1

3

3,5

5

2

2

2

1

1

 

 

 

 

 

8

Редкие металлы и редкоземельные элементы (бериллий, ниобий, тантал, литий и др.)

сценарий 2

тыс.т

0,3

0,3

1,5

2

0,3

0,4

0,4

0,5

0,3

0,5

0,4

0,6

0,5

сценарий 1

0,3

0,3

1,5

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Кварц и кварциты*

сценарий 2

тыс.т

100

150

200

250

250

250

250

250

 

 

 

 

 

сценарий 1

100

150

200

200

150

100

100

100

 

 

 

 

 

10

Базальтовое сырье*

сценарий 2

тыс.т

230

250

270

300

300

300

300

300

 

 

 

 

 

сценарий 1

230

250

270

200

200

100

100

100

 

 

 

 

 

11

Подземные воды

сценарий 2

тыс.м3/сут

75

89

93

114

125

145

160

175

190

210

230

250

270

сценарий 1

75

89

93

114

125

100

100

80

80

75

75

70

70

* - прирост запасов кварц и кварцитов, и базальтового сырья начиная с 2026 года, осуществляется по мере их востребованности.

 

V. Стратегические направления и дальнейшие мероприятия
долгосрочного развития геологической отрасли

Ежегодно утверждаемой государственной программой развития
и воспроизводства минерально-сырьевой базы (Программа) рассматриваются основные задачи отрасли, источники финансирования и другие параметры. Программа Госкомгеологии осуществляется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка формирования государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы по системе Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам» утвержденным от 27 августа 2017 года № 675.

В целом показатели будут отражены в ежегодных государственных программах развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы по системе Госкомгеологии. При этом темп роста финансирования геологоразведочных работ составляет не менее 112%.

При этом, для решения поставленных задач и решению имеющихся перед отраслью проблем, ниже детально рассматриваются основные направления.

Одним из основных приоритетов развития отрасли на долгосрочную перспективу является совершенствование нормативно-правовую базу организации
и проведения геологоразведочных работ, обеспечивающую ускоренное, эффективное, объективное и результативной информации о недрах.

В рамках концепции предусматривается анализ имеющейся нормативной базы и на его основе разработка совершенно новых нормативных документов
с учетом опыта мировой практики.

За последние годы на правительственном уровне неоднократно рассмотрено состояние отрасли, по итогам которых осуществлена реорганизация деятельности Госкомгеологии, в рамках нижеследующих нормативно-правовых документов:

- Постановления Президента Республики Узбекистан № ПП-1396
от 27 августа 2010 года «О мерах по дальнейшему повышению эффективности системы организации и проведения геологоразведочных работ»;

- Постановления Президента Республики Узбекистан № ПП-3004 от 24 мая 2017 года «О мерах по созданию единой геологической службы в системе Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным»;

- Постановления Президента Республики Узбекистан № ПП-3578 от 1 марта 2018 года «О мерах по коренному совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам».

Наряду с этим в целях дальнейшего совершенствования отрасли предусматривается подготовка следующих нормативно-правовых документов:

изменение в Закон «О недрах» по части легализации несанкционированной добычи драгоценных металлов. В ряде стран непромышленная добыча регулируется отдельным законом или общим горным законом (Кыргызстан, Таджикистан, Бразилия, Перу, Гана, Канада, США, Австралия и др.);

внесение изменений в постановления Президента Республики Узбекистан от 07.06.2007 г. № ПП-649 «О мерах по совершенствованию порядка выдачи лицензий на право пользования участками недр» в связи с необходимостью упрощения разрешительных процедур, которые позволяют расширить привлечения инвестиций и увеличить производства продукции с высокой добавленной стоимостью;

принятие соответствующих документов по снятию грифа на количество, воспроизводство, добычу и продажу минерально-сырьевых ресурсов, препятствующих открытости информации и привлечению инвесторов.

С учетом вовлечения в промышленное освоение балансовых запасов рудных месторождений в первой очереди геологоразведочные работы ориентированы на развитые и воспроизводства золота, серебра, урана, вольфрама, свинец-цинка и др.

В настоящее время нерудное сырье является основным объектом геологического изучения и освоения их месторождений субъектами предпринимательства. В этой связи в рамках концепции предусматривается проведение геологоразведочных работ на ограниченные их перспективные объекты для выявления крупных месторождений в регионах республики.

Учитывая все более нарастающую потребность населения и отраслей экономики республики в водных ресурсах в рамках концепции, предусматривается резкое увеличение ежегодного прироста запасов подземных вод. При этом основное внимание будет уделено на обоснование водоснабжения населения отдаленных и труднодоступных районов за счет подземных вод питьевого качества.

Предусмотренный прирост пресных подземных вод за период
2020-2024 годы составит 637 тыс.м3/сут, с учетом существенного их увеличения во втором и третьем этапах развития гидрогеологических исследований.

Мониторинг подземных вод осуществляется силами 14 территориальных гидрогеологических станций. Современная наблюдательная сеть состоит
из 1241 пунктов, включающие 1662 скважины, 74 родников, 10 колодцев
и 41
гидрохимкустов.

Мониторинг за опасными экзогенными геологическими процессами осуществляется в пределах горной и предгорной территории республики
7 территориальными станциями государственной службы слежения.

Геологоразведочные работы характеризуются высокой наукоемкостью. Результатом научных исследований в геологии являются новые данные и знания о геологическом строении недр, закономерностях формирования и размещения полезных ископаемых. Эффективность геологоразведочных работ обеспечивается внедрением прогрессивных научно-технических решений и технологий в области поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

Основными задачами концепции в области геологической науки являются научно-методическое и аналитическое сопровождение приоритетных направлений отрасли (научно-исследовательские, тематические и опытно-конструкторские работы, технологические исследования) (таблица № 6).

Одной из главных задач по модернизации геологической отрасли является проведение единой технической и технологической политики в развитии геологоразведочного производства, использование новейших достижений науки, техники и передового производственного опыта для обеспечения высокого качества и технико-экономических показателей геологоразведочных работ (таблица 7).

Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров предполагает разработку и реализацию долгосрочной программы подготовки кадров по геологическим специальностям, включающей организационные, нормативно-правовые и финансово-экономические мероприятия, направленные:

на обеспечение кадрового потенциала отрасли;

на обеспечение качественной профессиональной кадровой подготовки;

на оптимизацию размещения образовательных центров;

на организацию мониторинга кадровой ситуации.

Информация по потребности в кадрах в период 2020-2024 годы
по геологической отрасли приведена в таблице № 8.

 

 

 

Таблица № 5

 

Сводные параметры
прироста запасов по основным видам полезных ископаемых на период 2020-2024 годы

 

Наименование полезного ископаемого

Ед. изм.

2018 г.

2019 г.

2020-2024 гг.

в том числе

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Золото

т

88,5

89,7

474,0

91,1

94,9

95,0

96,0

97,0

Серебро

т

161,7

174,1

444,8

175,0

65,8

66

68

70

Уран

т

6100,0

6200,0

32300,0

6300,0

7400,0

6400,0

6200,0

6000,0

Медь

тыс.тонн

38,0

39,0

210,0

40,0

41,0

42,0

43,0

44,0

Свинец

тыс.тонн

20,0

22,0

113,1

22,5

22,5

22,6

22,7

22,8

Цинк

тыс.тонн

24,0

24,5

125,9

25,0

25,0

25,1

25,3

25,5

Вольфрам

тыс.тонн

3,0

3,5

24,0

5,0

5,5

5,0

4,5

4,0

Редкие металлы и редкоземельные элементы (бериллий, ниобий, тантал, литий и др.)

тыс.тонн

0,3

0,3

4,6

1,5

2,0

0,3

0,4

0,4

Кварц и кварциты

тыс.тонн

100,0

150,0

1200,0

200,0

250,0

250,0

250,0

250,0

Базальтовое сырье

тыс.тонн

230,0

250,0

1470,0

270,0

300,0

300,0

300,0

300,0

Инертные материалы (габбро, габброиды и др.)

тыс.м3

 

100,0

140,0

140,0

 

 

 

 

Подземные воды

тыс.м3/сут

75,0

89,0

637,0

93,0

114,0

125,0

145,0

160,0

 

Примечание. Прирост запасов нерудных полезных ископаемых будет обеспечен с учетом потребности развития регионов, включая за счет средств недропользователей из числа малого и среднего бизнеса.

 

 

Таблица № 6

Основные приоритетные направления развития научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и тематических работ по геологической отрасли

 

 

Наименование направления

Количество проектов

Ожидаемые результаты

Область внедрения

Всего

2019-2021 гг.

2022-2024 гг.

1

Проведение комплексные региональные исследования и подготовка современных многоцелевых прогнозно-металлогенических, геологических, гидрогеологических, инженерно-геологических и геоэкологических и других карт.

44

17

14

Будут построены объемные геолого-геофизического моделирования, трехмерные модели рудных районов и разработаны комплекс геолого-геофизических исследований при поисках больше объемных месторождений.

Опорная легенда к геологической карте Республики Узбекистан масштаба 1:500 000.

Обновленная геологическая карта Республики Узбекистан масштаба 1:500 000.

Характеристика докаменноугольных магматических комплексов Срединного Тянь-Шаня и связанного с ними оруденения.

Концепция использования объектов национального геологического наследия в целях развития геотуризма в Республике Узбекистан.

Будут составлены гидрогеологических (1:200000), инженерно-геологических (1:500000) и геоэкологических карт нового поколения.

Будет создана информационно-аналитической базы данных по всем водоносным горизонтам подземных вод Республики Узбекистан.

Госкомгеологии, АГМК, НГМК – для повышения минерально-сырьевой Базы.

Результаты работ внедрены в производственные предприятия Госкомгеологии, НГМК и АГМК, ВУЗы горно-геологического профиля.

 

Гидрогеологические предприятия, гидрогеологические станции обеспечения региональными картографическими материалами.

2

Научная обоснованная оценка потенциала территорий и выделение площадей, перспективных на обнаружение месторождений твердых полезных ископаемых (в т.ч. редкие, редкоземельные, цветные, благородные и др. металлы), подземных вод с применением современного аналитического оборудования и программных средств.

51

16

18

Будут расчленены и разработаны критерии рудоносности магматических и метаморфических образований.

Будут оценены перспективы скрытого золотого и сопутствующего комплексного оруденения на территории Узбекистана.

Будут выделены благоприятные позиции, перспективные на обнаружение золоторудной и др. минерализации.

Будут выявлены перспективные площади и обоснованы проведение в их пределах опережающих специализированных поисковых работ.

Будут оценены металлогенический потенциал по выделенным перспективным площадям

Будут выделены новые площади термальных вод и ураноносные площади.

Установлены участки локального скопления пресных подземных вод.

Госкомгеологии, АГМК, НГМК – для повышения минерально-сырьевой базы

Для организации и планирования ежегодных, среднесрочных и долгосрочных программ геологоразведочных работ.

 

Минздрав - для расширения различных здравниц.

НГМК – для повышения минерально-сырьевого потенциала.

Минкомхизмат – для обеспечения населения хозпитьевыми водами.

3

Анализ динамики развития и мониторинг минерально-сырьевой базы страны, выявление закономерностей формирования опасных геологических процессов (ОГП) и площадей их развития, а также проведения геоэкологические исследования с целью своевременное обнаружения негативных воздействий и их предотвращения.

33

11

12

Будет дана комплексная оценка природного и техногенного воздействия на экологическое состояние изученного региона.

Представление на НТС Госкомгеологии информационно-аналитических обзоров об изменении состояния прогнозных ресурсов по основным видам рудных полезных ископаемых (черные, драгоценные, цветные, редкие металлы, уран) и нерудного сырья (горючие сланцы, уголь и др.) в разрезе горнорудных районов.

Каталог и карта размещения проявлений стратегически важных, новых и нетрадиционных видов нерудного сырья на геологической основе Республики Узбекистан масштаба 1:1 000 000.

Перспективные проявления высокомагнезиального сырья с оценкой прогнозных ресурсов (по возможности) по категории Р2

Совершенствование системы режимных наблюдений за ОГП.

Будут проведены геоэкологические исследования и картографирование областей.

Будет разработана технология очистки подземных вод от загрязнения различными ингредиентами.

Госкомгеологии, АГМК, НГМК – для повышения минерально-сырьевой Базы.

Учет Госбалансом прогнозных ресурсов и формирование программ геологоразведочных работ подведомственных предприятий Госкомгеологии.

 

МЧС, ГСС – для совершенствования системы наблюдений за ОГП.

Госкомэкологии – для применения в природоохранных мероприятий.

4

Разработка и внедрение в производство современных технологий по комплексной переработке минерального сырья (золото, уран, марганец, железо, горючие сланцы и др.), опытно-конструкторские работы (коронки, долото, аварийные инструменты, обеспечение мобильности буровых станков и др.).

51

16

18

Будут определены концентраций и форм нахождения главных и попутных полезных компонентов.

Будет составлен и проанализирован обзор мирового опыта переработки минерального сырья комплексных руд с извлечением редких металлов и промышленного освоения техногенных отходов с комплексным извлечением ценных компонентов;

Будут проведены лабораторные исследования по адаптации новых технологий и разработаны технологические схемы переработки комплексных руд эксплуатируемых месторождений с извлечением попутных компонентов;

Будут разработаны технологии переработки руд черносланцевой формации месторождений Келенчек-Ташсай, Устук-Фазылман, Алтынтау, Косчека, Джантуар и др. Будут подготовлены рекомендации по вовлечению в отработку новых видов полезных ископаемых (редкие металлы, редкоземельные элементы, графит, цеолит, боксит и др.)

Разработка и совершенствование различных устройств для гидрогеологических, инженерно-геологических и геоэкологических исследований.

Госкомгеологии, АГМК, НГМК – для повышения минерально-сырьевой Базы

Производственные предприятия НГМК, АГМК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гидрогеологические предприятия Госкомгеологии.

5

Издательская деятельность (геологический журнал, монографии, книги), подготовка кадров высшей квалификации (очная докторантура), повышение квалификации кадров

46 DSc

 

66 PhD

 

58 моног-рафии и сборни-ков

14

 

21

 

17

16

 

22

 

19

Выпуск 46 DSc и 66 PhD, а также 58 монографий и сборников трудов конференций.

 

 

Повышение эффективности научно-исследовательского потенциала и внедрение знаний для улучшения ГРР.

 

 

Таблица № 7

ЦЕЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ

модернизации и технического обновления парка основного технологического оборудования геологической отрасли

в период 2020-2024 гг.

 

Наименование оборудования

Количество оборудования
(на 01.01.2018г.)

в %

2018г.

2019г.

Приоб-
ретение,
ед.

в том числе:

Сумма в экв. тыс. долл. *

Выбы-тие,
ед.

Количество оборудования
(на 01.01.2025г.)

в %

 

2020г.

2021г.

2022г.

2023г.

2024г.

 

всего

из них с полным износом

всего

из них с полным износом

 

 

ВСЕГО, в том числе:

1 498

1 012

68

359

339

1 027

276

219

184

172

176

92 252

1 261

1 250

357

29

 

1.

Буровое оборудование

215

124

58

31

34

94

29

24

16

14

11

28 982

188

121

27

22

 

2.

Горно-проходческое оборудование

29

16

55

4

14

35

10

6

8

7

4

1 280,0

22

42

7

17

 

3.

Геофизико-геодезическое оборудование

146

110

75

40

64

142

40

31

26

21

24

5 800

105

169

27

16

 

4.

Лабораторно-дробильное оборудование

131

91

69

41

24

104

30

21

19

16

18

4 245,0  

106

129

25

19

 

5.

Вспомогательное оборудование

224

172

77

128

102

254

55

45

48

52

54

13 190,0  

296

182

62

34

 

6.

Дорожно-строительная техника

59

39

66

19

17

48

9

8

10

12

9

6 235,0  

51

56

8

14

 

7.

Автотранспортные средства

573

386

67

63

58

263

81

64

40

36

42

17 098,0  

389

447

184

41

 

8.

Энерго-силовое оборудование

121

74

61

33

26

87

22

20

17

14

14

2 745,0  

104

104

17

16

 

9.

Технологические инструменты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 677,0  

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 8

Информация по потребности в кадрах в период 2020-2024 годы по геологической отрасли

 

Показатели

2018г.

Кол-во сотруд-ников

2019г

2020-2021гг.

2022-2024 гг.

 

кол-во

сот-

рудников

потребность
в молодых специалистах:

потребность

в молодых специалистах:

кол-во сотруд-ников

(среднее 2022-2024 гг.)

потребность
в молодых специалистах:

 

общее кол-во

взамен естественного убытия, 3%

2020г

2021г

среднее

за 2020-2021 гг.

взамен естественного убытия, 3%

среднее за 2020-2021 гг.

среднее за 2022-2024 гг.

взамен естественного убытия, 3%

среднее за 2022-2024 гг.

 

Количество сотрудников всего,

в том числе:

9632

352

269

9510

9510

9510

411

265

9858

532

302

 

административно-управленческий персонал

339

12

12

339

339

339

12

12

339

12

12

 

инженерно-технический персонал,

в том числе:

3627

168

85

3576

3576

3576

227

81

3924

348

118

 

с высшим образованием

2263

118

53

2270

2270

2270

143

49

2485

215

75

 

со средне-специальным образованием

1135

50

32

1077

1077

1077

83

32

1210

133

43

 

технический персонал

229

6

6

229

229

229

6

6

229

6

6

 

рабочие

6005

166

166

5934

5934

5934

166

166

5934

166

166

 

доктора наук

18

4

0

20

23

24

6

2

47

16

3

 

доктора наук - доктора философии

84

6

0

85

85

87

2

3

91

26

4

 

 

 

                           

 

VI. Межрегиональные и внешнеэкономические связи

Быстрый рост мировой индустриализации и растущие потребности глобальной экономики требуют все большего потребления минерально-сырьевых ресурсов. Уровень вложений в геологоразведочные работы за последние 10 лет значительно вырос во всем мире, началось активное освоение территорий слаборазвитых и развивающихся стран.

Наибольшей привлекательностью для Узбекистана с точки зрения рыночного потенциала и конкурентоспособности обладают такие металлы, как золото, медь, вольфрам, молибден, марганец, цинк, а также ряд редких
и редкоземельных элементов.

Поскольку спрос на мировом рынке на указанные металлы в дальнейшем будет расти, соответственно, потребность в сырьевых ресурсах
у горнодобывающих компаний будет увеличиваться.

Вместе с тем, в настоящее время в Республике Узбекистан особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов в геологоразведку и принимаются все меры
по усовершенствованию законодательной базы.

В настоящее время Госкомгеологии активно ведутся работы
по инициированию и эффективной реализации инвестиционных проектов в целях привлечения прямых иностранных инвестиций на проведение геологоразведочных работ и освоению месторождений.

В целях увеличения минерально-сырьевой базы республики и широкого привлечения иностранных инвестиций в их освоение произведен анализ проводимых на практике работ по инвестиционной деятельности за 2009-2016 гг.

Анализ показал, что несмотря на предоставление потенциальным иностранным инвесторам инвестиционных предложений по 38 перспективным площадям
и 159 инвестиционным блокам для проведения геологоразведочных работ на выявление месторождений редких металлов и урана «черносланцевого» типа,
за прошедший период иностранные инвестиции привлечены на геологическое изучение лишь по 10 перспективным площадям и на освоение 2 месторождений.

В сложившихся негативных условиях инвестиционного рынка
на минеральное сырье, актуальный характер приобретает дальнейшее расширение видов полезных ископаемых, предлагаемых для инвестирования, вовлечение
в освоение которых, способствует диверсификации производств, а также либерализация вопросов информативной открытости, с учетом интересов республики, что реально отражается на инвестиционной привлекательности.

В мае 2017 года утвержден механизм конкретных действий для ускорения привлечения иностранных инвестиций на стратегически важные виды твердых полезных ископаемых, а также утверждены перечни перспективных участков (111) и месторождений (29) стратегически важных видов твердых полезных ископаемых (благородные, цветные, радиоактивные, черные, редкие металлы
и редкоземельные элементы) для геологического изучения и освоения которых привлекаются иностранные инвесторы. Ежегодное обновление перечня
и усовершенствование действующей нормативно-правовой базы позволяет увеличить привлекательность инвесторов.

Ведется активная деятельность по привлечению крупных иностранных горнодобывающих компаний в геологическое изучение отдаленных территорий республики за счет прямых иностранных инвестиций.

Госкомгеологии совместно с частными компаниями осуществляет работы по реализации проектов на разведку, которые обеспечат приток инвестиций
в геологоразведку и позволят обнаружить месторождения полезных ископаемых. На сегодняшний день уже налажено сотрудничество с рядом горнодобывающих
и инвестиционных компаний, такими как
B2 Gold Corp. (Канада), японская национальная корпорация JOGMEC, Группа компаний «Росгеоперспектива» (Россия), Shindong Resources (Корея), MTA (Турция), Орано Майнинг (Франция), IFG Capital (Люксембург) и др.

При этом в ходе сотрудничества с крупными горнодобывающими компаниями особое внимание уделяется трансферту новых и (или) передовых геологоразведочных технологий.

Вместе с тем, в целях ускорения привлечения прямых иностранных инвестиций в геологоразведочное требуется разработка эффективной маркетинговой стратегии, изучение моделей сотрудничества в мировой практике и на основе имеющейся фондовой геологической информации подготовка привлекательных предложений по перспективным участкам недр в соответствии с потребностями рынка.

Анализ требований потенциальных инвесторов по проектам недропользования показал необходимость совершенствования следующих:

- открытость геологической информации по инвестиционным объектам, возможности предоставления на предпроектном этапе результатов ранее проведенных геологоразведочных работ;

- улучшение инвестиционной среды, создание благоприятных условий
в нормативно-правовой базе, предоставление льгот и преференций по отдельным проектам, рассмотрение долевого участия сторон в инвестиционных проектах
с учетом международных правил и стандартов в
данной сфере;

- возможности предоставления прав освоения мелких месторождений полезных ископаемых артельным способом.

Предлагаемые меры будут способствовать дальнейшему улучшению инвестиционной среды и увеличат приток прямых иностранных и инвестиций
в отрасль.

 

VII. Перспективные проектные предложения
и инвестиционное развитие отрасли

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 01.03.2018г.
№ПП-3578 создана единая геологическая служба в системе Госкомгеологии. Центральный аппарат комитета и его подведомственные организации составляют единую систему Госкомгеологии.

На сегодняшний день в системе Госкомгеологии функционируют
32 подведомственные организации. В рамках проводимых административных реформ предложено уменьшение их количества до 23 за счет укрупнения отдельных предприятий с разграничением территорий и направлений деятельности
по проведению геологоразведочных работ.

Подведомственные организации Госкомгеологии выполняют геологоразведочные работы по заказу государства в рамках ежегодных государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Источником финансирования геологоразведочных работ являются средства Государственного бюджета Республики Узбекистан и специального счета
Госкомгеологии в  Казначействе Министерства финансов, формируемых за счет собственных средств ГП «Навоийский ГМК», и АО «Алмалыкский ГМК».

Всего для реализации концепции предусматривается направить
6 571,5 млрд.сум, из которых 5 275,2 млрд.сум средства Государственного бюджета Республики Узбекистан и 1 296,3 млрд.сум средства специального счета Госкомгеологии. Средства будут направлены на геологоразведочные работы
(5 889,7 млрд.сум, 90,8%), модернизацию и техническое оснащение геологических предприятий (631,8 млрд.сум, 8,6%), а также иные затраты (50,0 млрд.сум, 0,6%).

При этом основная доля направляемых финансовых средств приходится
на проведение геологоразведочных работ с сохранением ежегодных темпов роста
в среднем 12-15% с учетом текущего состояния инфляции, углубления геологического изучения рудоносных залежей, роста стоимости геологоразведочных работ и др.

При этом средства на модернизацию и техническое оснащение геологических предприятий, начиная с 2022 года, будут резко уменьшены в связи с завершением процесса обновления имеющей техники. При этом на последующие годы сохраняется равномерное финансирование для поддержания парка оборудования и техники
в надлежащем состоянии.

В целом расчеты показывают, что до 2024 года удельный вес геологоразведочных работ от стоимости продукции, получаемой при переработке минерального сырья, ниже мировых показателей, направляемые на эти цели.

К примеру, затраты на геологоразведочные работы на золото составляют
0,48 долл./грамм (1,23% от стоимости продукции), на уран – 1,83 (3,03%) и др.,
что значительно меньше от среднемировых показателей затрат.

Данное обстоятельство обеспечивает эффективность и конкурентоспособность проводимых геологоразведочных работ в рамках концепции до 2024 года.

Основные направления проведения геологоразведочных работ и ассигнование  приведены в таблицах № 9 и 10.

 

Таблица № 9

Основные
направления геологоразведочных работ по Госкомгеологии на период 2020-2024 гг.

(предварительные перспективные проектные предложения)

 

Наименование проекта, объекта

Количество проектов

Ассигнования
на 2020-2024 гг.,
млн.долл

Запасы и ресурсы

 

Всего

94

801,4

 

 

Комплексные исследования по региональному изучению недр

20

41,476

36330 км2

1

Космогеологические исследования

5

7,2778

5920 км2

2

Геофизические исследования

5

13,855

6050 км2

3

Геохимические исследования

5

8,2354

3200 км2

4

Геолого-съемочные работы

5

12,108

21160 км2

 

Золото

11

397,38

С12 – 474,0 т

5

Центрально-Кызылкумский регион (Южно - Джетымтауская, Адылсайская, Южно-Ясвайская, Алтынтау Торкудукская, Фазылбекская, Южно - Шохетауская, Бешбулакская, Южно Турбайская, Восточно - Кайраклинская и др.)

3

276,82

С12 – 330,0 т

6

Нуратинский и Зирабулак-Зиаэтдинский регион (Марджанбулакское рудное поле,  Устахан-Газганский участок, Зармитанская, Северная Пистали, Джилга, Кызылчинская и др.)

3

99,078

С12 – 70,0 т

7

Южно-Узбекистанский регион (Каулюкская, Яргокская, Умидли, Варганза, Северо Гаровлинское площади в Каратюбинских горах, Баширская перспективная площадь и др)

2

1,3547

С12 – 10,0 т

8

Чаткало-кураминский регион и Ферганская долина (Нишбашская, Участок Алмалык (Северный блок), Кандырская, Ургазская, Шаугазская, Янгаклинская, Акчасайская и др.)

3

20,133

С12 – 64,0 т

 

Серебро

3

0,4344

С12 – 444,8 т

9

Чаткал-кураминский регион и Ферганская долина (Центральный, Междуречье, Дальний, Каракутан, Северный Гузаксай, Акташ, Юго-Западный Пирмираб, (Южный-II, Каульды, Нижнекенжасайский и др.)

1

0,3223

С12 – 380,0 т

10

Южно-Узбекистанский регион (фланги Хандизинского рудного поля, Чинарсай и др.)

1

0,0654

С12 –20,8 т

11

Центрально-Кызылкумский регион (Аулиё Гуджумды, Джасаул и др.)

1

0,0467

С12 – 44,0 т

 

Уран

4

162,09

С12 - 32 300 т

12

Букантауский и Тамдытауский урановорудный район (местрождение Бахалы (Зиёкон) восточная часть, Дженгельдинская, Сугралы, Джасагинская, Восточно-Букантауская, Актау, Баймин, Новое, Северо-Токтынская и др.)

1

30,55

С12 – 5 500 т

13

Ауминза-Кульджуктауский урановорудный район (Рудное, Косчека, Джантуар, Тамдыкудук-Тулянташ, Ташкуранская площадь и др.)

1

27,934

С12 - 5 750 т

14

Нуратинский урановорудный район (Янгикудукская рудная зона, Аксай, Канимех, Устук-Фазылман, Декан-Нурата, Бешкак, Женгельды 2, Арнасай, Терекудук и др.)

1

64,043

С12 - 14 200 т

15

Зирабулак-Зиаэтдинский урановорудный район (Западно-Зиаэтдинская, Восточный-Сабирсай, Улус, Тувактау, Тутли, Агрон, Кетменчи, Ингичка, Ёгду, Караиз, Шахимарданская и др.)

1

39,566

С12 - 6 850 т

 

Медь

4

51,15

С12 - 210 т

16

Центрально-Кызылкумский регион (Аяккудук, Западно-Оразолинская, Куктог, Ауминзинская, Истикбол и др.)

1

0,8875

С12 - 210 тыс.т

17

Южно-Узбекистанский регион (Хандизинское, Кызылдарьинское рудное поле и др.)

1

21,488

18

Северо-Букантауский,  Центрально-Кызылкумский, Султанувайсский, Приташкентский, Северо-Ферганский горнорудные районы (Карамурунская, Восточно Ингичкинская, Унгурликанская, Кырккызкая, Куктог и Алычалыкская площади).

1

14,061

19

Чаткало-кураминский регион и Ферганская долина (Ёшлик, Карамурун, Унгурликан и др.)

1

14,714

 

Свинец

4

27,28

С12 - 113,1 тыс.т

20

Южно-Узбекистанский регион (Кызылдарьинское рудное поле, Кульдаринская площадь, Хандизинское, Чинарсай и др.)

2

16,49

С12 - 70,8 тыс.т

21

Центрально-Кызылкумский, Нуратинский, Приташкентский горнорудные районы

2

10,791

С12 - 42,3 тыс.т

 

Цинк

4

38,958

С12 - 116,9 тыс.т

22

Центрально-Кызылкумский регион (Захкудук и др.)

1

0,7941

С12 - 262,0 тыс.т

23

Южно-Узбекистанский регион (Кызылдарьинское рудное поле, Кульдаринская площадь, Хандизинское и др.)

2

27,56

24

Нуратинский, Ангренский, Южно-Узбекистанский, Центрально-Кызылкумский горнорудные районы (Хандиза, Чинарсай, Майдансай,Центральный, Южный, Наугарзансай, Лашкерек, Кульчулак и др.)

1

9,5294

25

Чаткало-кураминский регион и Ферганская долина (Наугарзан, Лашкерек и др.)

 

1,0744

С12 - 9,0 тыс.т

 

Вольфрам

1

16,676

С12 - 24,0 тыс.т

26

Южно-Узбекистанский регион (Жамское, Гуссай, Сарыкул, Яхтон, Тамчиали, Ходжадык, Северо-Чакылкалянская площадь, Западно-Каратепинская и др.)

1

 

С12 - 24,0тыс.т

 

Редкие металлы и редкоземельные элементы

4

16,648

С12 - 4,6 т

27

Центрально-Кызылкумский регион (Дербез, Сарапансай, Бериллий, Висмутовое, Восточный золоторудный гранитоидный массив,  Актосты и др.)

1

7,8197

С12 - 1,6 т

28

Султан-Увайский регион (Кокралисай, Кызилсай, Шайдараз, Кошона и др.)

1

3,737

29

Нуратинский район (Устук, Фазилман, Декан-Нурата, Гатчинская и др.)

1

3,1765

С12 - 1,1 т

30

Южно-Узбекистанский регион (Эрол, Восточный, Уйшун, Чичкончи, Мангит и Лолабулакское пегматитовое поле и др.)

1

1,9152

С12 - 1,9 т

 

Железные руды

2

0,364

С12 - 25 млн.т

31

Центрально-Кызылкумский регион (Западно-Ауминзатауская, Шурук и др.)

1

0,037

С12 - 25 млн.т

32

Султан-Увайсский регион (Тебинбулак)

1

0,327

 

Подземные воды

3

39,098

637,0 тыс.м3/сут

33

Территория Республики Узбекистан (по областям)

3

 

637,0 тыс.м3/сут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 10

 

Ассигнования,
необходимые на реализацию государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы
в период 2020-2024 годы

(млрд.сум)

Источники инвестиции

2018 г.

2019 г.

Всего за
2020-2024 гг.

в том числе:

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

I

Всего ассигнования:

689,45

850,4

6571,5

997,8

1133,6

1284,9

1470,1

1685,1

 

в том числе за счет средств:

 

123,4%

 

117,3%

113,6%

113,3%

114,4%

114,6%

1

Государственного бюджета Республики Узбекистан

508

652

5275,2

782,4

899,8

1034,7

1189,9

1368,4

2

Специальный целевой счет Госкомгеологии в Казначействе Министерства финансов

181,45

198,4

1296,3

215,4

233,8

250,2

280,2

316,6

II

Направление ассигнования

689,45

850,4

6571,5

997,8

1133,6

1284,9

1470,1

1685,1

1

на геологоразведочные работы

478,24

632,4

5889,7

800,0

969,6

1174,9

1365,1

1580,1

2

на приобретение оборудования

190,37

199,55

631,8

182,8

149,0

100,0

100,0

100,0

3

на другие мероприятия

20,84

18,5

50,0

15,0

15,0

10,0

5,0

5,0

 

*) Размеры ассигнований будут уточнены в рамках ежегодных государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы
и определены по результатам разработки и экспертизы проектно-сметной документации.

 

VIII. Взаимодействие со смежными и соответствующими
отраслевыми концепциями развития

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27.08.2017г. № 675 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка формирования государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы по системе Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам» определены механизмы формирования программ развития геологической отрасли, с целью обеспечения поставленных перед отраслью задач.

При формировании ежегодных программ Госкомгеологии осуществляется обобщение материалов и их расчет на основе полученных за соответствующий период геологических результатов и с учетом планирования развития сырьевой базы на перспективу.

Министерствами экономики и финансов Республики Узбекистан – координация работ с учетом актуальности проектов во взаимодействии
с потребностями других организаций и нужд экономики в целом, а также расчеты согласно бюджетным параметрам.

Соответствующим комплексом Кабинета Министров Республики Узбекистан осуществляется контроль за своевременной и качественной разработкой, согласованием и утверждением Программ с учетом взаимодействия с другими государственными программами и отдельных поручений Президента Республики Узбекистан и Правительства.

Выявленные Госкомгеологии месторождения далее вовлекаются
в освоение со стороны государственных предприятий, хозяйствующих органов, как ГП «Навоийский ГМК», АО «Алмалыкский ГМК»,
АО «Узкимёсаноат» и другими организациями, а также частным сектором
по нерудному сырью.

Госкомгеологии формируется и ежегодно утверждается Государственный баланс запасов полезных ископаемых  и соответствующие данные предоставляются в Министерство экономики, Кабинет Министров Республики Узбекистан, заинтересованным министерствам, ведомствам, органам государственной власти на местах и др., с целью планирования программ развития и организации производств на базе местного сырья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX. Механизм мониторинга реализации концепции

Реализация настоящей Концепции позволит перевести геологическую отрасль на качественно новый уровень, в результате чего будет достигнуто повышение геологической изученности страны, воспроизводство минерально-сырьевой базы, обеспечение рационального недропользования и снижение ущербов от негативных процессов и явлений.

Координация реализации настоящей Концепции будет осуществляется Госкомгеологии. Задачами координатора являются организация системы мониторинга, анализ хода реализации настоящей Концепции и оценка достигнутых результатов.

Реализация настоящей Концепции будет осуществляться следующим путем:

- контроля за обеспечением полноты опережающего геологического изучения недр для достоверной оценки величины и структуры запасов полезных ископаемых, месторождений и участков недр, предоставляемых
в недропользование, в том числе для целей, не связанных с добычей;

- контроля за соблюдением всеми недропользователями установленных законодательством требований по охране недр на всех этапах недропользования;

- формирования совместно с научно-исследовательскими институтами научно и технически обоснованных требований по охране недр при осуществлении операций по недропользованию;

- контроля за соблюдением правил и норм по охране и рациональному использованию недр при проведении геологоразведочных работ и попутной добыче полезных ископаемых, в том числе для отбора промышленно-технологических проб;

- обеспечения изученности территории Республики Узбекистан региональными геолого-съемочными работами на современном уровне;

- оценки прогнозных ресурсов и запасов важнейших видов полезных ископаемых;

- повышения инвестиционной привлекательности и внедрения инновационных технологий проведения геологоразведочных работ;

- подготовки кадров и достижения полной обеспеченности геологических организаций специалистами высшей квалификации;

- концентрации имеющихся ресурсов на достижении значений целевых показателей развития геологической отрасли;

- обеспечения роста объемов финансирования за счет средств внебюджетных источников.

Мониторинг реализации концепции в сфере геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы будет осуществляться на основе действующих и разрабатываемых долгосрочных, среднесрочных и ежегодных государственных программ.

 

Общие предложения

1732