ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
1556 Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан 19/12/2018 03/01/2019 9

Обсуждение завершено

Закон Республика Узбекистан
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН «ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ»
ID-1556

Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 29 апреля 2004 года № 613-II «Об электронной коммерции» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 5, ст. 82) изменения и дополнения, утвердив его новую редакцию (прилагается).

Статья 2. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 3. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

 

Президент Республики Узбекистан                                                                                                  Ш. Мирзиёев

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

(новая редакция)

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области электронной коммерции.

Статья 2. Законодательство об электронной коммерции

Законодательство об электронной коммерции состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об электронной коммерции, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

адресат – сторона электронной сделки, получатель электронного документа (сообщения) или записи в базе данных;

акцепт – ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии;

база данных - организованная в соответствии с определёнными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность электронных данных, используемых в информационных системах, в которой регистрируются и хранятся сформированные или полученные электронные документы, сообщения или иные записи, документирующие электронные операции и/или действия субъектов;

бизнес-оператор – юридическое лицо, опосредовано участвующее или способствующее совершению электронных сделок, а также оказывающее услуги, связанные с осуществлением электронных операций в электронной коммерции, и несущее ответственность за оказываемые услуги.

договор в электронной коммерции – электронный документ (сообщение) или запись в базе данных, подтверждающий факт заключения сделки в электронной коммерции;

запись – форма представления информации в установленном формате на каком-либо электронном носителе, а также в базе данных, доступная для обработки, извлечения и восприятия этой информации;

импорт цифровых продуктов – передача юридическим или физическим лицом иностранного государства юридическому или физическому лицу Республики Узбекистан исключительных прав на цифровые продукты или права пользования цифровыми продуктами либо совершение юридическим или физическим лицом иностранного государства в электронной информационной среде определенного действия независимо от места совершения действий (осуществления деятельности);

информационная система – организационно упорядоченная совокупность информационных ресурсов, информационных технологий и средств связи, позволяющая осуществлять сбор, хранение, поиск, обработку и пользование информацией;

курьерская компания – юридическое лицо, осуществляющее доставку сообщений, писем, иной корреспонденции, а также небольших грузов;

логистическая компания – юридическое лицо, осуществляющая деятельность по транспортировке и хранению товаров, имеющую необходимую для данной цели логистическую инфраструктуру;

оператор систем электронных платежей – юридическое лицо, оказывающее услуги осуществления электронных платежей субъектам электронной коммерции, определяющая правила оказания в ней услуг и ответственная за корректное функционирование системы электронных платежей;

оператор торговой платформы – юридическое лицо, оказывающее услуги торговой платформы субъектам электронной коммерции, определяющая правила оказания в ней услуг и ответственная за корректное функционирование торговой платформы;

организатор электронных торгов (конкурсов, аукционов) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющий в качестве услуги электронную площадку, позволяющую интерактивно проводить торги, конкурсы, аукционы и другие формы взаимодействия субъектов электронной коммерции;

отправитель – сторона электронной сделки, которая создала и/или отправляет электронный документ (сообщение) или интерактивно формирует и/или делает запись в базе данных другой стороны электронной сделки;

оферта – предложение, адресованное одному лицу, нескольким конкретным лицам или неопределенному кругу лиц, содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение (оферента), заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется;

система депонирования средств (эскроу) – способ удерживания средств при совершении электронных сделок в информационной системе бизнес-оператора, в том числе оператора торговой площадки до тех пор, пока условия покупателя не будут удовлетворены;

система электронных платежей – система организации электронных безналичных расчетов, в том числе в сети Интернет, позволяющая стороне сделки самостоятельно управлять своим счетом и/или другими средствами платежей; 

субъекты электронной коммерции – участники электронной коммерции, а также бизнес-операторы, в том числе операторы торговых платформ, участвующие или способствующие совершению электронных сделок;

торговая платформа информационная система в сети Интернет, предназначенная для предоставления возможности субъектам электронной коммерции совершения электронных сделок, организации и проведения торгов, конкурсов или аукционов и позволяющая участникам дистанционно (без личного присутствия) осуществлять электронные операции, предоставляющая (обеспечивающая) инфраструктуру взаимодействия множества розничных или оптовых продавцов / поставщиков с множеством розничных или корпоративных покупателей в процессе выбора и заказа товаров и/или услуг, включая инфраструктуру размещения информации о товаре и продавце, инфраструктуру сравнения и отбор товаров, инфраструктуру оплаты, выбора способа получения товаров или услуг, инфраструктуру контроля качества и обратной связи с обеих сторон;

трансграничная электронная коммерция – электронная коммерция между участниками сделки, находящимися в различных юрисдикциях, одна из которых находится на территории Республики Узбекистан;

унификация документов – меры, направленные на формирование необходимой среды для обмена стандартизованными электронными документами или сообщениями, в которой информационные системы могут принимать, отправлять, хранить и обработать такие документы или сообщения;

участники электронной коммерции – продавцы (поставщики, исполнители) товаров, работ и услуг, а также покупатели (заказчики, потребители) участвующие в электронных операциях или электронной коммерции;

цифровые продукты – электронные копии объектов интеллектуальной собственности (цифровые товары), а также совершение в электронной информационной среде определенного действия или осуществление определенной деятельности, не имеющей вещественного результата, в том числе услуги по подписке или приобретению «облачных технологий» (цифровые услуги);

цифровая дистрибуция – способ распространения цифровых продуктов без использования материального носителя, в том числе путем их загрузки (скачивания) через всемирную информационную сеть Интернет на персональный компьютер или мобильное устройство, обеспечения доступа либо подписки к онлайн - сервисам и др.;

экспорт цифровых продуктов – передача хозяйствующим субъектом Республики Узбекистан юридическому или физическому лицу иностранного государства исключительных прав на цифровые продукты или права пользования цифровыми продуктами либо совершение в электронной информационной среде определенного действия или осуществление определенной деятельности, не имеющей вещественного результата, независимо от места совершения действий (осуществления деятельности);

электронная коммерция – осуществление сторонами сделки, предусмотренных законодательством действий и операций при заключении и исполнения сделок по продаже\поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а также совершение иных действий, в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем, направленных на извлечение прибыли, на основе исполнения электронных процедур;

электронный чек – электронный документ (сообщение), подтверждающий совершение сделок в электронной коммерции и отображающий информацию о реализованных товарах (работах, услугах) и их продавце.

электронная операция – совершение сторонами сделки отдельных действий по заключению и/или исполнению сделки посредством дистанционного взаимодействия сторон сделки и иных субъектов, косвенно связанных с обеспечением порядка заключения и исполнения сделки в электронной коммерции;

электронная сделка, сделка в электронной коммерции – процесс реализации товаров (работ, услуг) посредством проведения электронных операций между участниками электронной коммерции;

электронное сообщение – форма представления записи текстовой информации в информационных системах и сетях, посланная отправителем на электронный адрес получателя или полученная и зафиксированная в информационной системе (в базе данных) адресата, доступная для ее обработки, извлечения и восприятия;

электронный документ в сфере электронной коммерции – принятая или установленная стандартом доступная форма (формат) электронного представления записи, оборота и обработки любой идентифицируемой текстовой или иной документированной информации в информационных системах.

Статья 4. Основные принципы электронной коммерции

Основными принципами электронной коммерции являются:

свобода осуществления предпринимательской деятельности в электронной коммерции;

добровольность заключения сделок в электронной коммерции;

равенство условий участия в электронной коммерции;

защита прав и законных интересов субъектов электронной коммерции;

унификация документов, в том числе электронных документов в области электронной коммерции;

обеспечение информационной безопасности;

обеспечение надлежащего качества товаров, работ и услуг;

открытость, прозрачность и понятность процедур в области электронной коммерции.

Статья 5. Принцип свободы осуществления предпринимательской деятельности в электронной коммерции

Субъект электронной коммерции может заниматься любыми видами деятельности в области электронной коммерции в соответствии с законодательством.

Субъект электронной коммерции свободен в совершении сделок.

При осуществлении деятельности субъекта электронной коммерции, в том числе в выборе им информационных систем, коммуникационных технологий, систем электронных платежей, ассортимента реализуемой продукции (работ, услуг), определении ее цены и направлений реализации, а также форм оплаты за товары (работ, услуг) вмешательство государственных органов и их должностных лиц не допускается.

Статья 6. Принцип добровольности заключения сделок в электронной коммерции

Заключение сделок в электронной коммерции осуществляется на добровольной основе.

Условия сделки определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законодательством или иными правовыми актами.

Статья 7. Принцип равенства условий участия в электронной коммерции

Субъекты электронной коммерции и государственные органы обязаны создавать условия равного доступа к услугам для всех субъектов электронной коммерции.

Статья 8. Принцип защиты прав и законных интересов субъектов электронной коммерции

Защита прав и законных интересов субъектов электронной коммерции осуществляется в соответствии с законодательством, с учетом приоритетности прав потребителя, равноправия и правовой защиты всех форм собственности.

Статья 9. Принцип унификации документов в области электронной коммерции

Документы, используемые в электронной коммерции, в том числе электронные документы и сообщения, используемые в процессе электронного взаимодействия между участниками электронной коммерции, должны быть унифицированы между собой.

Унификация документов осуществляется уполномоченным органом в области электронной коммерции совместно с государственными органами, методом определения форм, стандартов, технических инструкций и рекомендаций, порядка или регламента взаимообмена, обработки и хранения электронных документов или сообщений.

Субъекты электронной коммерции по договоренности могут использовать собственные формы документов, если это не противоречит методам унификации документов, определенным уполномоченным органом.

Статья 10. Принцип обеспечения информационной безопасности

Субъекты электронной коммерции и государственные органы обязаны обеспечивать информационную безопасность информационных систем и информационных ресурсов, а также целостность данных, используемых при оказании услуг.

Субъекты электронной коммерции и государственные органы принимают необходимые организационно-технические меры по обеспечению защиты и предотвращению несанкционированного доступа к персональным данным, а также к сведениям, составляющим коммерческие и банковские тайны.

В электронной коммерции персональные данные, хранящиеся в информационных системах субъектов электронной коммерции и государственных органов, используются для обработки, передачи и получения с согласия владельца, к которому они относятся, за исключением случаев, установленных законодательством.

Статья 11. Принцип обеспечения надлежащего качества товаров, работ и услуг

Товар (услуга, работа), реализуемый субъектом электронной коммерции должен быть надлежащего качества и соответствовать заявленным продавцом (поставщиком, исполнителем) требованиям.

Статья 12. Принцип открытости, прозрачности и понятности процедур в области электронной коммерции

Процедуры в электронной коммерции должны быть открытыми, прозрачными и понятными для субъектов электронной коммерции.

Государственные органы обязаны обеспечить свободный доступ к информации об административных процедурах в области электронной коммерции способами, установленными законодательством об открытости деятельности органов государственной власти и управления.

Осуществляемые процедуры в электронной коммерции должны обеспечивать равный доступ к информации для всех участников электронной коммерции.

Статья 13. Применение принципов электронной коммерции

Процедуры в электронной коммерции должны соответствовать принципам электронной коммерции.

Несоответствие принципам электронной коммерции влечет отмену или пересмотр актов и действий участников электронной коммерции или государственных органов.

Глава 2. Государственное регулирование в сфере электронной коммерции

Статья 14. Государственная политика в области электронной коммерции

Государственная политика в области электронной коммерции направлена на создание правовых, экономических, организационных, технических и иных условий для развития электронной коммерции.

Основными направлениями государственной политики в области электронной коммерции являются:

поддержка и стимулирование предпринимательской деятельности, в области электронной коммерции;

создание благоприятной среды для инновационного развития бизнеса, формирование необходимой технической и логистической инфраструктуры для развития электронной коммерции;

создание условий для привлечения в сферу предпринимательства, осуществляемого посредством электронной коммерции, инвестиций, современных технологий и оборудования;

поощрение новых и эффективных форм взаимодействия субъектов электронной коммерции, внедрения современных бизнес-моделей;

принятие мер для содействия субъектам электронной коммерции в обеспечении защиты, надежности и безопасности операций электронной коммерции;

обеспечение субъектов предпринимательской деятельности правовой, экономической, статистической, производственно-технологической, научно-технической и иной информацией, необходимой для их деятельности в области электронной коммерции;

обеспечение защиты прав потребителей и интересов субъектов электронной коммерции;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области электронной коммерции, стимулирование научно-технических исследований;

международное сотрудничество в области электронной коммерции, повышение экспортного потенциала страны, с использованием электронной коммерции.

Статья 15. Органы, осуществляющие государственное регулирование в области электронной коммерции

Государственное регулирование в области электронной коммерции осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, уполномоченным государственным органом в области электронной коммерции (далее - уполномоченный государственный орган), государственными органами и органами государственной власти на местах.

Статья 16. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области электронной коммерции

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию государственной политики в области электронной коммерции;

утверждает и реализует государственные программы в области электронной коммерции;

утверждает нормативно-правовые акты, направленные на развитие электронной коммерции;

координирует деятельности государственных органов для обеспечения комплексного развития электронной коммерции;

утверждает перечень товаров (услуг, работ), изъятых из оборота или ограниченных в обороте при реализации в электронной коммерции;

обеспечивает международное сотрудничество в области электронной коммерции.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 17. Полномочия уполномоченного государственного органа

Уполномоченным государственным органом в области электронной коммерции является Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.

Уполномоченный государственный орган:

участвует в формировании и реализации государственных программ в области электронной коммерции;

совместно с заинтересованными государственными органами и иными организациями, в пределах своих полномочий, разрабатывает и утверждает стандарты, нормы и правила в области электронной коммерции;

совместно с заинтересованными государственными органами принимает меры по унификации документов в области электронной коммерции;

разрабатывает предложения по созданию условий для развития электронной коммерции;

принимает меры по защите прав и законных интересов участников электронной коммерции;

участвует в формировании системы повышения квалификации кадров с учетом потребностей инновационного развития отрасли электронной коммерции;

участвует в совершенствовании законодательства об электронной коммерции и обеспечении его исполнения;

разрабатывает рекомендации для бизнес-операторов, в том числе операторам торговых площадок в целях создания сервисов для социально защищаемых групп населения;

содействует внедрению, развитию и интеграции современных инновационных технологий, информационных систем и информационных ресурсов в области электронной коммерции;

принимает меры для развития логистической инфраструктуры для обслуживания субъектов электронной коммерции;

совместно с заинтересованными организациями принимает меры для внедрения и популяризации эффективных способов и систем электронных платежей в области электронной коммерции;

организует работу по продвижению и популяризации электронной коммерции среди населения и субъектов предпринимательства;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами принимает меры по развитию трансграничной электронной коммерции;

устанавливает сотрудничество с международными организациями в целях развития электронной коммерции, в том числе трансграничной электронной коммерции;

организует исследования и мониторинг в области электронной коммерции, принимает меры по организации учета объемов электронной коммерции.

Уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 18. Полномочия государственных органов в области электронной коммерции

Государственные органы в пределах своих полномочий:

участвуют в реализации единой государственной политики в области электронной коммерции;

участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области электронной коммерции;

участвуют в разработке предложений по совершенствованию законодательства об электронной коммерции;

в своих направлениях деятельности разрабатывают нормативные документы в области технического регулирования и нормативно-правовые акты по вопросам развития электронной коммерции;

утверждают и обеспечивают реализацию отраслевых целевых и специальных программ, направленных на продвижение реализации отраслевых товаров и услуг в сети Интернет;

содействуют внедрению, развитию и интеграции современных инновационных технологий, информационных систем и информационных ресурсов в области электронной коммерции;

обеспечивают бесперебойное функционирование информационных систем и информационных ресурсов, содержащих необходимые сведения для осуществления электронной коммерции;

принимают меры по обеспечению информационной безопасности информационных систем и информационных ресурсов;

оказывают методическую помощь и содействие в осуществлении деятельности субъектам электронной коммерции;

обеспечивают реализацию мер по развитию логистической инфраструктуры в области электронной коммерции;

взаимодействуют с субъектами электронной коммерции, негосударственными некоммерческими организациями, органами самоуправления граждан и другими организациями при реализации государственных и отраслевых программ в области электронной коммерции.

Государственные органы могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 19. Полномочия органов государственной власти на местах в области электронной коммерции

Органы государственной власти на местах:

участвуют в реализации государственных программ в области электронной коммерции на соответствующей территории;

утверждают и реализуют территориальные программы в области электронной коммерции;

взаимодействуют с субъектами электронной коммерции, негосударственными некоммерческими организациями, органами самоуправления граждан и другими организациями при реализации государственных и территориальных программ электронной коммерции.

Территориальные программы развития электронной коммерции в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте должны быть взаимоувязаны с государственными и иными программами в области электронной коммерции.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Глава 3. Субъекты-участники правоотношений в сфере электронной коммерции

Статья 20. Состав участников правоотношений

К составу участников правоотношений в сфере электронной коммерции относятся участники электронной коммерции, бизнес-операторы, в том числе операторы торговых платформ, участвующие или способствующие совершению электронных сделок.

Статья 21. Участники электронной коммерции

Участниками электронной коммерции являются продавцы (поставщики, исполнители) товаров (услуг, работ) и покупатели (потребители, заказчики), участвующие в электронных операциях или электронной коммерции.

Продавцами (поставщиками, исполнителями) в электронной коммерции считаются:

юридические лица независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по оптовой и/или розничной продаже/поставке товаров (оказанию услуг, выполнению работ) посредством электронной коммерции;

индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие деятельность по оптовой и/или розничной продаже/поставке товаров (оказанию услуг, выполнению работ) посредством электронной коммерции;

физические лица, осуществляющие продажу своих (личных) вещей, принадлежащих им на имущественных правах, а также выполняющие работы, оказывающие услуги посредством электронной коммерции.

Физическим лицам не допускается розничная продажа товаров (услуг) в электронной коммерции без осуществления государственной регистрации предпринимательской деятельности в установленном законодательством порядке.

Покупателями (потребителями, заказчиками) в электронной коммерции считаются:

юридические лица независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие закупки в качестве оптового покупателя или заказчика посредством электронной коммерции;

юридические лица независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, приобретающие для своих нужд товары, (услуги, работы) посредством электронной коммерции;

физические лица - потребители товаров, работ и услуг, приобретаемых посредством электронной коммерции исключительно для личных, семейных, домашних и иных собственных нужд, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Участие государственных заказчиков в электронной коммерции в качестве покупателя должно осуществляться в соответствие с требованиями законодательства в сфере государственных закупок.

Участие в электронной коммерции не может являться основанием для установления в отношении ее участника требований или ограничений, дополнительных по отношению к предпринимательской деятельности, осуществляемой без использования информационных систем, если иное не установлено законодательством.

Статья 22. Права и обязанности участника электронной коммерции

Участник электронной коммерции имеет право:

размещать (предлагать) оферту в информационных ресурсах, функционирующих в целях электронной коммерции;

реализовывать или приобретать товары (работы, услуги) путем заключения договоров в электронной коммерции;

передавать на хранение бизнес-операторам электронные документы и электронные сообщения.

Участник электронной коммерции — продавец товаров (работ, услуг) обязан:

соблюдать требования законодательства, в том числе о конкуренции и о защите прав потребителей при реализации товаров (услуг, работ) в электронной коммерции;

обеспечивать хранение электронных документов и электронных сообщений в соответствии с законодательством;

не продавать товары или не предоставлять услуги, которые запрещены законодательными актами или административными регламентами;

исполнять свои обязанности по уплате налога и пользоваться правом на налоговые льготы в соответствии с конкретными законами и правилами налогообложения;

опубликовать свою лицензию, а также другие документы, связанную с ее коммерческой деятельностью, на видном месте ее веб-сайте;

соблюдать стандарты, нормы и правила в области электронной коммерции.

Участник электронной коммерции — продавец товаров (услуг, работ) имеет право осуществлять электронную коммерцию с момента государственной регистрации, а в случае осуществления лицензируемых видов деятельности –
с момента получения соответствующей лицензии.

Участник электронной коммерции может иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством и договором.

Статья 23. Бизнес-оператор, обслуживающий субъектов электронной коммерции

Бизнес-оператором является юридическое лицо, опосредовано участвующее или способствующее совершению электронных сделок, а также оказывающее услуги, связанные с осуществлением электронных операций в электронной коммерции.

К бизнес-операторам относятся:

операторы торговой платформы, оказывающие услуги для субъектов электронной коммерции по предоставлению возможности продавать товары (услуги, работы) с помощью торговой платформы, с учетом идентификации клиентов, приема оплаты, хранения информации о публичных офертах и транзакциях;

банки и операторы систем электронных платежей, оказывающие услуги по проведению платежей участников электронной коммерции;

организаторы электронных торгов, конкурсов и аукционов, осуществляющие организацию электронных ярмарок, аукционов и конкурсов;

логистические и курьерские компании, операторы почтовой связи, оказывающие услуги по доставке товаров в электронной коммерции;

юридические лица, оказывающие услуги по хранению электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции.

К бизнес-операторам могут быть отнесены и иные юридические лица в соответствии с законодательством.

Статья 24. Права и обязанности бизнес-оператора

Бизнес-оператор имеет право:

оказывать на договорной основе услуги в области электронной коммерции в пределах своей компетенции;

определять условия оказываемых услуг участникам электронной коммерции;

пользоваться налоговыми льготами в соответствии с законами и правилами налогообложения.

Бизнес-оператор обязан:

соблюдать стандарты, нормы и правила в области электронной коммерции;

раскрывать участникам электронной коммерции информацию о своем полном наименовании, организационно-правовой форме, оказываемых услугах, условиях их оказания и стоимости (тарифах);

не изменять содержания электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции, порядок их использования, за исключением случаев, предусмотренных договорами или законодательными актами;

предоставить субъектам электронной коммерции возможность получения электронных документов (сообщений) или другой информации, по всем оказанным им услугам через свои или сторонние информационные системы;

принимать меры защиты электронных документов, электронных сообщений и персональных данных от несанкционированного доступа;

исполнять свои обязанности по уплате налога в соответствии с законами и правилами налогообложения;

опубликовать информацию о наличии лицензий, а также других документов, связанных с ее коммерческой деятельностью, на видном месте ее домашней страницы;

принимать меры по пресечению продажи товаров или предоставления услуг, запрещенные для реализации посредством электронной коммерции законами или административными регламентами;

предоставлять соответствующим органам техническую поддержку и помощь в их правоохранительной деятельности, в проведении оперативно-розыскных мероприятий, в деятельности против отмывания денег и финансирование терроризма в соответствии с законодательством;

предоставлять уполномоченному органу, по его запросу, информацию об объемах проведенных транзакций и операций электронной коммерции, проводимых с участием бизнес-оператора;

не передавать третьим лицам электронные документы и электронные сообщения участников электронной коммерции, за исключением случаев, предусмотренных законодательством или договором.

Если бизнес-оператор намерен прекратить свою деятельность в области электронной коммерции, он должен заранее сообщить соответствующую информацию на видном месте своей домашней страницы за 30 дней, и принять необходимые меры для защиты прав и интересов потребителей.

Бизнес-оператор не несет ответственности за правовые последствия, связанные с содержанием передаваемых им электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции.

Условия и правила предоставления услуг бизнес-оператором не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства, в области электронной коммерции.

Бизнес-оператор может иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством и договором.

Статья 25. Особые обязанности оператора торговой платформы

Оператор торговой платформы, кроме вышеуказанных обязанностей бизнес-оператора, обязана:

проверить и регистрировать личность, соответствующую лицензию и иную информацию участника электронной коммерции, которая применяется для входа на платформу для продажи или приобретения товаров (услуг, работ), принимать меры по обеспечению актуальности регистрационных данных пользователей;

изучить и контролировать информацию о товарах и услугах на платформе и в случае обнаружения обстоятельств, нарушающих законодательство, незамедлительно сообщить соответствующему органу в соответствии с законодательством и принимать необходимые меры для его предотвращения;

принять необходимые технические и управленческие меры для обеспечения нормальной работы платформы, обеспечить необходимую и надежную среду транзакций и услуг для обеспечения безопасности электронных операций;

регистрировать и сохранять информацию о товарах (услугах, работах), публичных офертах, акцептах и транзакциях, обрабатываемых на платформе, и обеспечить достоверность, полноту и точность такой информации;

предоставлять уполномоченному органу информацию об объемах проведенных транзакций и операций электронной коммерции, проводимых в рамках торговой платформы;

сформулировать соглашение об обслуживании платформы и правила торговли, с учетом соблюдения принципов открытости, справедливости и беспристрастности, и определить обязательства и обязанности в таких аспектах, как вход и выход из платформы, обеспечения надлежащего качества товаров и услуг, защиты прав и интересов потребителей.

Информация о товарах (услугах, работах) и транзакциях должна храниться в торговой платформе не менее трех лет со дня их регистрации. В тех случаях, когда законодательством определяются другие положения в отношении такой информации, такое положение имеет преимущественную силу.

Соглашение об обслуживании платформы и правила торговли должны постоянно отображаться в торговой платформе, и оператор торговой платформы должен принять технические меры для обеспечения того, чтобы участники электронной коммерции могли читать и сохранять их в удобной и полной форме.

Измененное содержание соглашения об обслуживании платформы и правила торговли должно быть опубликовано как минимум за 7 дней до вступления этих изменений в силу, если иное не определено законодательными актами.

Статья 26. Защита интеллектуальной собственности в электронной коммерции

Субъекты электронной коммерции должны защищать права интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством и устанавливать правила защиты интеллектуальной собственности. В случае если торговая платформа электронной коммерции знает очевидное нарушение интеллектуальной собственности, совершенное субъектом электронной коммерции на платформе, то оператор торговой платформы должен принимать необходимые меры для пресечения данного нарушения в соответствии
с законодательством.

Если торговая платформа электронной коммерции получает уведомление владельца права интеллектуальной собственности о нарушении интеллектуальной собственности субъектом электронной коммерции на платформе, торговая платформа незамедлительно направляет уведомление к соответствующим сторонам на платформе и принимает необходимые меры в соответствии с законодательством.

Статья 27. Предотвращение недобросовестной конкуренции

Следующие виды недобросовестной конкуренции запрещаются в электронной коммерции:

предварительный сговор участников электронной коммерции с целью изменения рыночной конъюнктуры или искажения цен;

предоставление или распространение недостоверной или искаженной информации, а также необоснованное ограничение доступа к информации;

использование без разрешения товарного знака, идентичное или похожее доменное имя или дизайн другого веб-сайта, веб-страницы, вводящую в заблуждение общественность и вызывающую путаницу на рынке;

использование поддельных или мошеннических ссылок и адресов в сети Интернет;

атака или взлом информационной системы другого бизнес-оператора, злонамеренное посещение, блокирование или вмешательство в другую торговую платформу;

использование государственных символов, символов государственных органов или негосударственных организаций, вводящие в заблуждение субъектов электронной коммерции.

Глава 4. Порядок заключения сделок в сфере электронной коммерции

Статья 28. Общие требования к форме и порядку документирования при заключении электронных сделок

Договор в электронной коммерции оформляется посредством согласования условий договора сторонами и формирования электронного документа посредством их обмена и/или обмена сообщениями (переписка или адресация неопределенному кругу лиц) между сторонами сделки.

При формировании электронных документов по соглашению сторон могут использоваться установленные стандартом, или иные формы (форматы) электронного представления и оборота текстовой или иной документированной информации (запись, сообщение, файл, сайт, база данных, запись в базе данных) общепринятых и/или установленных нормативными правовыми актами видов документов, применяемых в коммерческой деятельности (письмо, уведомление, сообщение, учетная запись, оферта, акцепт, договор, соглашение, протокол и другие виды документов).

При формировании электронных документов используемые формы (форматы) его электронного представления и употребления должны обеспечивать достоверную передачу и получение документа, его обработку, возможность проверки достоверности и целостности документа, хранение и поиск в информационной системе, а также обеспечивать идентификацию отправителя (создателя), время создания и/или получения, воспроизведение и однозначное восприятие его документированной информации.

Договор в электронной коммерции, иные электронные документы, связанные с заключением и исполнением сделки, должны соответствовать по содержанию и форме требованиям, установленным законодательством.

Электронные чеки, квитанции, сообщения и иные методы, позволяющие идентифицировать стороны сделки, сформированные информационными системами в ходе оказания услуг участниками электронной коммерции, выполненные в соответствии с законодательством, приравниваются к квитанциям, талонам, билетам и другим документам, подтверждающим оплату товаров (услуг).

Все электронные операции по сделке в электронной коммерции должны быть оформлены в соответствии с требованиями и порядком, установленными законодательством и соглашением сторон.

При заключении электронных сделок, в случаях, когда законодательство или соглашение сторон требует собственноручно подписать документ, то электронный документ считается подписанным, если стороной сделки будет выполнена процедура установления электронной подписи.

В качестве электронной подписи в электронном документе признается любой способ фиксации и отображения выражения воли стороны сделки, который:

установлен законодательством, нормативным правовым актом или соглашением сторон и признается сторонами; 

позволяет идентифицировать лицо, подписавшее документ;

содержит указание на то, что эта сторона подтверждает (одобряет) информацию, содержащуюся в электронном документе;

оправдан характером сделки, обеспечен ответственностью сторон сделки, а также соответствует цели, для которой электронный документ был подготовлен и/или передан.

Все субъекты правоотношений в электронной коммерции в процессах обмена электронными документами (сообщениями) могут быть как отправителями, так и адресатами.

Адресат имеет право потребовать подтверждения факта принадлежности электронного документа или электронного сообщения отправителю.

Статья 29. Юридическая сила электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции

Электронные документы, а также информация, зафиксированная в электронной форме, позволяющая идентифицировать ее отправителя, в электронной коммерции приравниваются к документам на бумажном носителе, подписанным собственноручно, и могут быть использованы в качестве доказательства совершения сделок.

Договор в электронной коммерции не может быть признан недействительным только на том основании, что он заключен с использованием информационных систем.

Оферта в электронной коммерции формируется в виде электронного документа.

Акцепт может осуществляться в виде электронного документа или электронного сообщения либо путем совершения действий по выполнению условий, содержащихся в оферте.

Статья 30. Информация о сторонах сделки, информационных и иных посредниках в сфере электронной коммерции Продавцы, поставщики, исполнители и иные стороны электронных сделок в сети Интернет, адресующие от своего имени неопределенному кругу лиц оферты или приглашения делать акцепты, обязаны представить информацию о себе.

Информация о стороне электронной сделки включает следующие обязательные сведения:

полное наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя с указанием его организационно-правовой формы или фамилию, имя и отчество предпринимателя;

место нахождения и сведения о государственной регистрации юридического лица или сведения о регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, электронный адрес, почтовый адрес и телефон, а также, если имеется, доменное имя сайта;

сведения о наличии лицензии (номер лицензии, срок ее действия, наименование лицензирующего органа), в случаях, предусмотренных законодательством;

перечень предлагаемых или заказываемых товаров (работ и услуг), условия их предоставления;

свидетельства о сертификации товаров, в случаях, предусмотренных законодательством;

порядок проведения финансовых расчетов;

банковские реквизиты;

иные сведения, необходимые для заключения и исполнения электронных сделок.

Информация о персональных данных потребителя в электронной коммерции должна содержать только те сведения, без которых продавец не сможет заключить сделку и исполнить свои обязательства по совершаемой электронной сделке.

Информация о персональных данных потребителя может включать:

фамилию, имя, отчество;

контактный телефон;

электронный адрес (e-mail);

адрес (доставки, проживания);

реквизиты лицевого банковского счета, банковской карты или иных средств платежа;

идентификационный номер налогоплательщика;

другие сведения, необходимые для идентификации потребителя и исполнения обязательств по сделке.

Статья 31. Требования к оферте в электронной коммерции Оферта в электронной коммерции должна содержать:

полное и сокращённое наименование участника электронной коммерции, делающего оферту;

почтовый и электронный адрес участника электронной коммерции, делающего оферту;

в случаях, предусмотренных законодательством, сведения о наличии лицензии или документа разрешительного характера (номер лицензии или документа разрешительного характера, срок действия, наименование органа, уполномоченного выдавать лицензию или документ разрешительного характера);

порядок заключения договора в электронной коммерции;

возможность и порядок внесения изменений и дополнений в договор в электронной коммерции при согласовании его условий;

порядок направления и отзыва акцепта;

условия поставки и оплаты товаров (работ, услуг), а также предлагаемые цены (тарифы) на них;

указания на условия, включаемые в договор путем ссылки на электронный документ, размещенный в общедоступном информационном ресурсе.

Оферта в электронной коммерции может содержать и иную информацию в соответствии с законодательством.

Статья 32. Хранение электронных документов

В случае, если в соответствии с законодательством или соглашением сторон требуется архивное хранение отдельных видов документов, связанных с совершением электронных сделок, каждая сторона договора и иные субъекты обязаны организовать архивное хранение электронных документов, баз данных и обеспечить в течение соответствующего срока их охрану, защиту, необходимое резервное копирование, целостность и достоверность документированной информации.

Стороны договора в электронной коммерции имеют право хранения, в том числе архивного хранения в информационных системах или ресурсах бизнес-оператора электронных документов, в случае, если в договорах с ними указывается обязательства бизнес-оператора, касательно хранения электронного документа в соответствии с настоящим Законом.

Сроки архивного хранения электронных документов должны соответствовать срокам хранения установленных действующим законодательством соответствующих видов документов на бумажном носителе, применяемых в торговле и иной коммерческой деятельности.

Электронные документы и/или базы данных, связанные с совершением электронных сделок и помещенные (размещенные) на архивное хранение должны в порядке, установленном законодательством, предоставляться государственным органам управления и их уполномоченным должностным лицам по их запросам, а также стороне договора по ее запросам.

Глава 5. Процедуры организации обмена электронными документами при заключении и исполнении электронных сделок

Статья 33. Требования к порядку заключения электронных сделок. Права и обязанности сторон сделки.

Продавцы, покупатели товаров, работ и услуг в электронной коммерции пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные заключенными ими договорами, настоящим Законом, Гражданским кодексом и другими законами Республики Узбекистан.

Исходящие от продавца оферты или приглашения делать акцепты, адресованные неопределенному кругу лиц, о предлагаемых им товарах (работах, услугах), должны содержать информацию о продавце товара (исполнителе работ, поставщике услуги), о порядке оплаты, об изготовителе товаров и информацию о товарах (работах, услугах) в соответствии с требованиями законов «О защите прав потребителей» и «О рекламе» и представляются в форме, которая доступна любым их адресатам, не обладающим специальными знаниями.

Продавцы (покупатели) в электронной коммерции, адресующие от своего имени неопределенному кругу лиц оферты или приглашения делать акцепты, содержащие предложения по поставке продаже товаров (поставке услуг, исполнение работ), а также покупатели, адресующие от своего имени неопределенному кругу лиц оферты или приглашения делать акцепты, и услуг (содержащие заказ на поставку или покупку товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполнение работ) посредством их размещения на сайтах сети Интернет, обязаны:

включать в оферту или предложение установленную обязательную информацию о себе;

обеспечивать свободный и круглосуточный доступ к таким сайтам;

установить доступный порядок (правила) и дружественную процедуру заключения и исполнения сделки;

вести регистрацию и учет поступивших акцептов, заявок покупателей (продавцов, поставщиков или исполнителей), а также исполнение своих обязательств по заявкам;

обеспечить хранение всех версий публичной оферты, в случае их изменения в хронологическом порядке, с указанием даты вступления в силу и истечения его срока.

Продавцы в электронной коммерции вправе требовать от потребителей необходимую для целей исполнения своих обязательств информацию об их персональных данных.

Покупатели в электронной коммерции, адресующие продавцу от своего имени акцепт или оферту на предложение делать акцепты, содержащий заказ на поставку или покупку товаров, выполнение работ, оказание услуг путем исполнения предписанных действий, обязаны включать в них необходимую для совершения сделки информацию о себе.

Покупатели в сфере электронной коммерции, приобретающие товар (услугу) путем выполнения предписанных продавцом действий по оформлению заказа на условиях продавца и выражающие согласие с условиями возмездного договора, обмена или отсылки шаблонных записей своих персональных данных обладают и могут воспользоваться всеми правами, предусмотренными Законом Республики Узбекистан «О защите прав потребителей».

Статья 34. Электронные операции и процедуры заключения сделок

Стороны электронной сделки по взаимному соглашению, если иное не установлено законодательством, вправе устанавливать:

порядок обмена электронными документами и сообщениями;

порядок совершения действий по заключению договора;

способ установления и порядок использования электронной подписи;

порядок размещения, направления и принятия оферты;

порядок направления акцепта и отзыва акцепта;

порядок проверки достоверности информации;

порядок использования программного обеспечения информационных систем сторон.

Электронные операции могут реализовываться:

посредством использования аппаратно-программных средств (персональных компьютеров) и сети Интернет;

посредством передачи SMS-сообщений мобильных телефонов и сети сотовой связи;

посредством использования любых иных электронных средств, способов и открытых или корпоративных сетей.

Стороны электронной сделки обязаны вести делопроизводство в рамках общих требований, установленных нормативными правовыми актами по порядку ведения делопроизводства, вне зависимости от формы ведения (в бумажном или электронном виде).

Статья 35. Порядок заключения договоров

Договор в электронной коммерции может заключаться:

посредством обмена электронными документами и/или сообщениями;

принятием предложения заключить договор (оферты) посредством совершения предписанных действий по формированию и отправлению электронного документа (сообщения) о принятии такого предложения;

согласием с предложенными условиями договора и принятием предложения заключить договор (оферты) посредством совершения предписанных действий по выполнению содержащихся в таком предложении условий договора;

посредством совершения иных действий, связанных с размещением оферты на сайтах сети Интернет, обменом, передачей и получением электронных документов (сообщений), содержащих оферту или акцепт.

Договор в электронной коммерции признается заключенным с момента регистрации в информационной системе электронного документа (сообщения), содержащего акцепт покупателя, либо совершения ими действий, установленных продавцом (отсылка акцепта, отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы), если иное не предусмотрено законодательством или не указано в оферте.

Оферта, адресованная неопределенному кругу лиц и размещенная для всеобщего доступа и обозрения на сайтах сети Интернет или адресно направляемая в форме электронного документа (сообщения) в целях заключения договора, должна содержать все существенные условия договора в соответствии с законодательством, описание и порядок действий стороны договора в случае ее принятия, а также порядок действий в случае отзыва акцепта.

В случаях отзыва акцепта или ошибки стороны договора при совершении предписанных действий по вводу данных в электронный документ (сообщение) при формировании акцепта, сторона (покупатель) обязана:

уведомить другую сторону;

предпринять действия, соответствующие указаниям другой стороны.

Подтверждение получения электронного документа (сообщения), содержащего оферту без указания на принятие условий оферты и согласие с ними, а равно молчание адресата не является акцептом, если иное не установлено законодательством или соглашением сторон.

Приглашение делать оферты должно содержать все условия, подлежащие включению в оферту, либо отсылку к электронному документу, содержащему такие условия.

Документы, связанные с исполнением договора в электронной коммерции, могут быть оформлены в виде электронного документа или на бумажном носителе.

Статья 36. Условия договора

Договоры, заключаемые при совершении электронных сделок, должны содержать все существенные условия договора и соответствовать требованиям Гражданского кодекса Республики Узбекистан, настоящего Закона и иных нормативно-правовых актов.

В условия договора могут включаться:

способ заключения договора и других документов, связанных с исполнением обязательств сторон по договору;

порядок обмена электронными документами между сторонами при исполнении ими своих обязательств по договору;

порядок использования электронной подписи и/или идентификации уполномоченного лица, подписавшего документ, а также порядок проверки достоверности документа;

ссылки и указания на условия, включаемые в договор путем отсылки к электронным документам, содержащиеся в установленной сторонами информационной системе или на сайте сети Интернет;

порядок хранения переписки сторон и иной документированной информации, связанной с исполнением обязательств по договору;

порядок обеспечения доступа стороны к своим персональным данным, переписке и иной документированной информации, связанной с исполнением обязательств по договору.

В договоре может быть предусмотрено, что некоторые условия договора по согласованию действий сторон могут быть оформлены отдельным электронным документом в определенной форме и формате представления в качестве составной части договора, размещаемым в базе данных информационной системы одной из сторон.

В договоре может быть предусмотрено, что стороны, после оформления и подписания договора, передают его на хранение в базу данных информационной системы одной из сторон или бизнес-оператора (с обеспечением доступа к нему через сеть Интернет) как экземпляр, имеющий юридическую силу и на который, в случае возникновения спора, стороны могут ссылаться.

В этом случае в условиях договора должны быть дополнительно включены:

обязательства одной из сторон договора по организации хранения электронных документов;

условия хранения и доступа сторон к документу, переданному на хранение, с указанием методов доступа.

Глава 6. Оформление сделок с цифровыми продуктами в сфере электронной коммерции

Статья 37. Документальное подтверждение сделок с цифровыми продуктами

Сделки с цифровыми продуктами совершаются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Республики Узбекистан, в том числе путем заключения договоров в электронной коммерции.

Сделки с цифровыми продуктами, распространяемыми на материальных носителях, документально подтверждаются аналогично сделкам с иными товарами.

Сделки с цифровыми продуктами, совершаемые способами цифровой дистрибуции, подтверждаются:

электронными чеками, квитанциями о приобретении права на цифровой продукт и иными позволяющими идентифицировать стороны сделки сообщениями, сформированными информационными системами в ходе цифровой дистрибуции;

внутренними документами хозяйствующего субъекта (отчет ответственного лица хозяйствующего субъекта, выписка банка, бухгалтерская справка и др.).

Хозяйствующие субъекты вправе оформлять первичный учетный документ в одностороннем порядке, с приложением к нему:

электронных копий договора присоединения, оферты, лицензионного и иного договора;

копии инвойса, счета-фактуры или иного документа, полученного от продавца в виде электронного сообщения;

скриншотов транзакций из системы электронных платежей, лог-отчетов с веб-сайта о приобретении цифрового товара и иных документов, подтверждающих поступление денежных средств или их выплату.

Статья 38. Особенности экспорта и импорта цифровых продуктов

Таможенное оформление (декларирование) цифровых продуктов, перемещаемых на материальных носителях через таможенную границу Республики Узбекистан, осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Цифровые продукты, экспортируемые или импортируемые способами цифровой дистрибуции, таможенному оформлению не подлежат.

При экспорте цифровых продуктов путем цифровой дистрибуции через зарубежные электронные торговые площадки во всемирной сети Интернет:

выручка в иностранной валюте поступает на счет экспортера по факту продажи цифрового продукта за вычетом стоимости услуг зарубежной торговой онлайн — площадки;

сроки поступления выручки устанавливаются в соответствии с правилами зарубежной торговой онлайн площадки.

Глава 7. Расчеты в сфере электронной коммерции

Статья 39. Виды осуществления платежей в сфере электронной коммерции

Расчеты в сфере электронной коммерции осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан, настоящим Законом и иными актами законодательства.

В электронной коммерции платежи осуществляются следующими способами:

наличными — посредством применения контрольно-кассовой машины с обязательным предоставлением кассового чека или иного подтверждающего документа, в том числе электронного документа или сообщения о приеме наличных денег, а также обеспечением сдачи полученных денег в обслуживающий банк, с соблюдением правил инкассации в установленном порядке;

перечислением средств с банковского счета — посредством перечисления средств с банковского счета (в том числе карт счета), в том числе, через персональный кабинет (системы дистанционного обслуживания банковскими счетами) или через систему розничных платежей;

с использованием систем электронных платежей — посредством применения расчетного или виртуального терминала по приему платежей с использованием личных и корпоративных банковских карт с обязательным предоставлением розничной платежной системой продавцу и покупателю электронного чека или иного подтверждающего документа о проведении платежа;

По завершении платежа оператор платежных услуг должен предоставить подтверждение оплаты получателю в установленном порядке.

Статья 40. Особенности осуществления платежей в сфере электронной коммерции

При совершении сделок электронной коммерции субъектами предпринимательства оплата может приниматься в наличной форме с обязательным направлением покупателю через виртуальные терминалы электронного чека или иного подтверждающего документа о принятии оплаты в наличной форме со строгим соблюдением правил инкассации денежных средств в обслуживающие банки.

При осуществлении расчетов с использованием средств электронного платежа необходимо обеспечить передачу покупателю кассового чека в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем или в Личный кабинет покупателя.

Субъекты электронной коммерции при осуществлении торговли имеют право принимать расчеты через корпоративные банковские карты субъектов предпринимательства с использованием платежных терминалов, а также электронных платежных систем;

Виртуальные терминалы приравниваются к аналогичным контрольно-кассовым машинам и расчетным терминалам.

Субъектам предпринимательства, оказывающим услуги по доставке товаров, реализованных посредством электронной коммерции, предоставляется право принимать оплату за третьих лиц (продавцов товаров), с последующим инкассированием в установленном порядке.

Статья 41. Система депонирования средств

Бизнес-операторы могут внедрить услугу депонирования средств в своих информационных системах – при осуществлении оплаты со стороны покупателей за товары (работы, услуги) услуги, бизнес-оператор имеет право хранить эти средства в своем распоряжении до получения подтверждения от покупателя факта получения товаров (работ, услуг).

При внедрении услуги депонирования средств, в рамках соответствующей сделки, если товар не будет доставлен или не будет соответствовать описанию, система условного депонирования вернет деньги покупателю (при наличии мотивированной и обоснованной претензии), либо если товар получен и принят покупателем, деньги поступают на счет продавца.

При окончании срока исполнения сделки, предусмотренные договором (офертой) в случае, если покупатель не подтверждает факт получения товаров (работ, услуг), денежные средства будут переведены продавцу автоматически.

Бизнес-операторы при внедрении услуг депонирования средств пользователей обязаны:

хранить средства в отдельном счете в банке и обеспечить их сохранность до момента исполнения сделки;

обеспечить учет депонированных средств, с привязкой их к конкретным сделкам в электронной коммерции;

предоставить достоверную и точную информацию обеим сторонам сделки, касательно факта депонирования средств и факта перевода стороне сделки;

четко расписать условия предоставления услуг депонирования средств в правилах и оферте по использованию информационной системы.

Депонированные средства пользователей не являются собственностью бизнес-оператора и не могут быть использованы для возмещения его обязательств перед любыми контрагентами, в том числе перед государством.

Глава 8. Особенности доставки в сфере электронной коммерции

Статья 42. Доставка в электронной коммерции

В случае если договор заключен с условием о доставке товара, продавец обязан в установленные договором сроки доставить товар на место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, то в место его жительства.

Для доставки товаров на место, указанное покупателем, продавец может:

самостоятельно осуществить доставку собственным автомобильным транспортом на территории Республики Узбекистан без получения лицензии на осуществление городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, за исключением случаев, установленных законодательством;

использовать услуги бизнес-оператора, в том числе служб доставки, имеющих право оказывать услуги по доставке товаров;

использовать другие, не запрещенные законодательством способы доставки.

Статья 43. Обязанности продавца при осуществлении доставки

Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре.

Если в договоре срок доставки товара не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок, не превышающий 60 дней.

За нарушение продавцом сроков передачи товара покупателю продавец несет ответственность в установленном порядке.

В случае если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара.

Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору и информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в технической документации, прилагаемой к товару,
на этикетках, путем нанесения маркировки либо иными способами, предусмотренными для отдельных видов товаров).

Если иное не предусмотрено договором, продавец обязан одновременно с передачей товара передать покупателю соответствующие принадлежности, а также относящиеся к товару документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации), предусмотренные законодательством.

Доставленный товар передается покупателю по месту его жительства или иному указанному им адресу, а при отсутствии покупателя - любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки товара.

Статья 44. Обязанности логистических и курьерских компаний, операторов почтовой связи

Логистические и курьерские компании, почтовые службы, оказывающие услуги по доставке товаров в сфере электронной коммерции обязаны:

публиковать свои обязательства по обслуживанию субъектов электронной коммерции и любое изменение в обязательствах по обслуживанию должны быть незамедлительно опубликованы.

устанавливать и строго следовать своему техническому кодексу эксплуатации и обеспечения безопасности в процессе оказания услуг;

проверить информацию на накладной и отказаться от оказания услуг в случае неполной или ложной информации, а также в случае требования доставки товаров, которые запрещены для реализации посредством электронной коммерция.

Глава 9. Возврат товаров и возмещение суммы оплаты

Статья 45. Возврат товаров в электронной коммерции

В случае если покупателю передается товар с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях.

Если обнаружены недостатки товара, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах 30 дней со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законодательством или договором.

Покупатель также вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Статья 46. Возврат товара ненадлежащего качества

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;

соразмерного уменьшения покупной цены;

замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, вместо предъявления вышеуказанных требований, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом, по требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.

Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

При отказе продавца передать товар покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

При возврате товара ненадлежащего качества отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у продавца.

Статья 47. Механизм возврата товара ненадлежащего качества Информация о порядке и сроках возврата товара потребителем должна содержать:

адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара;

режим работы продавца;

максимальный и минимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, или установленный срок, предусмотренный законодательством;

предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;

срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.

При возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате товара, в которых указываются:

полное фирменное наименование (наименование) продавца;

фамилия, имя, отчество покупателя;

наименование товара;

даты заключения договора и передачи товара;

сумма, подлежащая возврату;

подписи продавца и покупателя (представителя покупателя).

Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать возврата товара и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором.

Статья 48. Особенности возвращение покупателю уплаченных средств в сфере электронной коммерции

В случае если возврат суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, осуществляется неодновременно с возвратом товара покупателем, возврат указанной суммы осуществляется продавцом с согласия покупателя одним из следующих способов:

наличными денежными средствами по месту нахождения продавца;

почтовым переводом денежных средств;

путем перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем.

Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, несет продавец.

Оплата товара покупателем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной покупателем суммы при возврате покупателем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

Глава 10. Трансграничная электронная коммерция

Статья 49. Особенности трансграничной электронной коммерции

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающийся трансграничной электронной коммерцией, должен соблюдать законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.

Стороны, занимающиеся трансграничной электронной коммерцией, должны соблюдать настоящий Закон и соответствующие законодательства, а также международные договоры или соглашения, одной из сторон которых является Республики Узбекистан.

Субъект трансграничной электронной коммерции вправе использовать электронные документы при процедурах импорта и экспорта.

При осуществлении деятельности в сфере трансграничной электронной коммерции стороны должны обеспечить полную защиту передаваемой и получаемой в ходе совершения сделки информации и коммерческие данные в соответствии с законодательством.

Статья 50. Государственное урегулирование трансграничной электронной коммерции

Государство устанавливает таможенные тарифы, виды оформлений товаров, налогооблагаемую базу, ведет инспекцию карантинной системы, также содействует созданию «одного окна», улучшению эффективности процесса очистки, обеспечивает безопасность и содействует упрощению процедур трансграничной электронной коммерции.

Государство содействует международному обмену электронной коммерции и сотрудничеству с различными странами или регионами, участвует в разработке международных правил трансграничной электронной коммерции и содействует международному признание электронных подписей.

Глава 11. Урегулирование споров

Статья 51. Разрешение споров

Споры в области электронной коммерции разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Споры между сторонами деятельности в области электронной коммерции могут быть разрешены путем переговоров, посредничества организаций потребителей, отраслевой ассоциацией или другой, юридически основанной, посреднической организацией, подачи жалоб в соответствующие органы, подачи арбитражного решения третейским судом или судебного разбирательства до экономического суда.

Если возникает спор между участниками электронной коммерции и бизнес оператором, в том числе торговой платформой, то представители могут быть выбраны для участия в переговорах, посредничестве, арбитраже или судебном разбирательстве.

Статья 52. Особенности урегулирования споров в электронной коммерции

Государство поощряет создание онлайн-механизмов урегулирования споров сторонами в области электронной коммерции.

Бизнес-операторы могут создавать механизмы урегулирования споров, формулировать и публиковать правила урегулирования споров и разрешать споры между сторонами на справедливой и равноправной основе.

Глава 12. Заключительные положения

Статья 53. Осуществление государственных закупок в электронной коммерции

Организация и проведение государственных закупок в рамках электронной коммерции осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Статья 54. Использование персональных данных в электронной коммерции

Запрещается использование персональных данных в целях, отличных от целей договора в электронной коммерции, и их передача третьим лицам, если иное не предусмотрено соглашением сторон и (или) законодательством.

Не допускается использование персональных данных без согласия их владельца для распространения оферты и (или) рекламы, в том числе путем массовой рассылки электронных документов или электронных сообщений.

Пользователь может запросить свою личную информацию. После получения запроса пользователя электронной коммерции, хозяйствующий субъект должен незамедлительно предоставить запрашиваемый результат после проверки личности. Где пользователь запрашивает изменение или дополнение ошибочной информации, субъект электронной коммерции должен незамедлительно внести изменения или дополнения.

Статья 55. Ответственность за нарушение законодательства об электронной коммерции

Лица, виновные в нарушении законодательства об электронной коммерции, несут ответственность в установленном порядке.

Общие предложения

2198