ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
1343 Акционерное общество "Гидропроект" 01/12/2018 31/12/2018 1

Обсуждение завершено

Приказ или постановление ведомств
Концепция развития гидроэнергетической отрасли Республики Узбекистан на 2020-2024 годы
ID-1343

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Анализ текущего состояния гидроэнергетической отрасли.

Глава 3. Цели и задачи отрасли.

Глава 4. Определение направлений решения системной проблемы.

Глава 5. Оценка рисков реализации направлений решения системной проблемы.

Глава 6. Последовательность решения задач, этапы и сроки реализации концепции развития.

Глава 7. Мероприятия по решению задач концепции развития отрасли.

Глава 8. Модели финансирования концепции отрасли.

Глава 9. Мониторинг и контроль реализации концепции отрасли.

Глава 1. Общие положения

Настоящая Концепция развития гидроэнергетики Республики Узбекистан определяет основные направления деятельности гидроэнергетической отрасли на период 2020-2024 годы.

Концепция рассматривает объективные предпосылки и формулирует основные положения стратегии развития гидроэнергетики.

Главными задачами разработки концепции развития отрасли являются:

- обеспечения электроэнергией потребителей с учетом удовлетворения всего спроса;

- обеспечение наиболее эффективного решения структурных проблем, препятствующих ускорению развития отрасли;

- реализация приоритетных направлений стратегии развития и научно-технического потенциала естественных и исскуственных водотоков;

- усиление системности мероприятий по решению приоритетных задач;

- создание благоприятных условий для участия гражданского общества

в решении наиболее важных проблем социально-экономического развития отрасли и республики с наименьшими экономическими затратами;

- создания регулирующих мощностей в энергосистеме;

- использование современного гидроэнергетического оборудования

с локализацией производства в республике.

Глава 2. Анализ текущего состояния гидроэнергетической отрасли.

Электроэнергетика является базовой отраслью, определяющей развитие экономики страны. Потребность в электроэнергии промышленности

и населения Узбекистана определяется уровнем развития культуры гражданского общества, энергоэффективностью и энергосбережением единой энергетической системы. Эти факторы взаимосвязаны и совместно формируют возможные сценарии социально-экономического развития республики.

Выработка электроэнергии в Узбекистане менее диверсифицирована

и в основном используется природный газ. Более 80 процентов установленной электрической мощности в Узбекистане обеспечивается природным газом, за ней следуют гидроэнергетика - более 10 процентов, и уголь - 5 процентов.

В настоящее время в стране функционируют две основные компании, производящие электроэнергию, это АО «Узбекэнерго» - на тепловых электростанциях генерируют около 90 процентов общего объема производства электроэнергии и АО «Узбекгидроэнерго»

с 37 гидроэлектростанциями обеспечивает около 10 процентов выработки электроэнергии с передачей в единую энергосистему.

Общая установленная мощность генерирующих станций в Узбекистане составляет 14 100 МВт с годовой выработкой электроэнергии более

70,0 млрд.кВт.ч. Гидроэлектростанции общей мощностью 1 854 МВт генерируют около 6,5 млрд.кВт.ч электроэнергии в зависимости от водности года.

АО «Узбекэнерго» отвечает за передачу и распределение как производимой в стране электроэнергии так и импортируемой из соседних республик.

Изученный гидроэнергетический потенциал Узбекистана оценивается

в 27,5 млрд.кВт.ч в год. В настоящее время страна использует лишь около

30 процентов технического гидроэнергетического потенциала. При этом, вышеупомянутый потенциал оценивался примерно 30 лет назад, который необходимо обновить, включая рассмотрение новых потенциальных участков, изученных в течение последних лет, и ожидаемое увеличение объёма воды

из-за потепления региональных отношений с соседними странами.

Основными преимуществами для дальнейшего развития гидроэнергетики и увеличения доли возобновляемых источников энергии

в энергетической системе Узбекистана являются:

- использование природного и экологически чистого источника возобновляемый энергии;

- сохранение топливных запасов углеводородов для следующих поколений и обеспечение обязательств по поставке энергоносителей на экспорт;

- низкая себестоимость вырабатываемой на гидроэлектростанциях электроэнергии в сравнении тепловыми электростанциями гидроэлектростанции в сравнении с тепловыми станциями;

- простота строительных решений и конструкций, технологичность возведения, широкое использование местных строительных материалов, относительно низкий удельный расход металла;

- возможность использования сезонной мощности ГЭС для проведения ремонтов на ТЭС, а также высокая маневренность и быстрое регулирование мощности ГЭС позволяющая эффективно использовать их для покрытия неравномерности графиков электропотребления и поддержания

в энергосистемах нормальной частоты тока, то есть обеспечивать не только выработку необходимого количества, но и качества электроэнергии.

- недостаточность обьемов суточного регулирования в энергосистеме осуществляемая за счет трех станций Урта-Чирчикского каскада (Чарвакской ГЭС, Ходжикентской) в диапазоне их установленной мощности 905,5 МВт. Дефицит пиковой мощности энергосистема покрывает за счет предельных режимов эксплуатации тепловых электростанций.

В целях последовательного увеличения использования возобновляемых источников энергии, создания на этой основе новых экологически чистых генерирующих мощностей, а также повышения сбалансированности энергетических ресурсов и обеспечения на этой основе наиболее полного удовлетворения потребности предприятий и населения в электрической энергии Указом Президента Республики Узбекистан от 18.05.2017г.

№ УП-5044 «Об образовании акционерного общества «Узбекгидроэнерго»

и постановлением Президента Республики Узбекистан от 18.05.2017г.

№ ПП-2972 «О мерах по организации деятельности акционерного общества «Узбекгидроэнерго» создано «Узбекгидроэнерго» в форме акционерного общества.

АО «Узбекгидроэнерго» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан и Уставом общества.

АО «Узбекгидроэнерго» является специально уполномоченным органом в сфере производства электрической энергии на гидроэлектростанциях, обеспечивающим безопасное и надежное функционирование единой системы управления водно-энергетическими ресурсами, а также удовлетворение нужд потребителей в электрической энергии.

Организационная структура и система управления

АО «Узбекгидроэнерго» утверждена постановлением Президента Республики Узбекистан от 18.05.2017г. № ПП-2972 «О мерах по организации деятельности акционерного общества «Узбекгидроэнерго».

Структура управления АО «Узбекгидроэнерго» включает в себя орган управления – Единственный акционер, Наблюдательный совет, который осуществляет общее руководство деятельностью общества, Правление – являющееся коллегиально исполнительным органом.

В состав АО «Узбекгидроэнерго» входят гидрогенерирующие предприятия (перечень в приложении), проектный институт

АО «Гидропроект», подрядные и промышленные организации.

Глава 3. Цели и задачи отрасли.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20.10.2018 года №841 «О мерах по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года» утверждена национальная цель: «Обеспечение доступа к недорогим, надёжным, устойчивым и современным источникам энергии для всех»

и национальные задачи, в том числе: «К 2030 году значительно увеличить долю энергии из возобновляемых источников в энергетическом балансе».

В этой связи, основными задачами и направлениями деятельности отрасли будут являться:

- разработка и реализация программ развития гидроэнергетики на основе комплексного освоения гидроэнергетического потенциала и обеспечение увеличения доли гидроэнергетики в структуре энергетического баланса республики;

- реализация инвестиционных проектов по строительству новых

и модернизации действующих гидроэлектростанций на основе современных

и всесторонне обоснованных научно-технических решений в области проектирования и строительства крупных, средних, малых и микро-гидроэлектростанций;

- развитие сотрудничества с международными компаниями

и финансовыми институтами по привлечению иностранных инвестиций

и передовых технологий в реализацию проектов по строительству новых

и модернизации действующих гидроэлектростанций;

- осуществление единой технической политики в сфере производства электрической энергии на гидроэлектростанциях, обеспечение безопасной

и эффективной эксплуатации гидротехнических сооружений, а также централизованного технологического управления объектами гидроэнергетики;

- обеспечение бережного отношения к водному потенциалу республики, сохранение имеющейся флоры и фауны при строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений, а также эффективное управление водными ресурсами с учетом климатических, природных и других особенностей республики;

- осуществление на системной основе подготовки, переподготовки

и повышения квалификации кадров с высшим и средним специальным, профессиональным образованием в сфере гидроэнергетики.

Глава 4. Определение направлений решения системной проблемы.

Вместе с вышеуказанным, имеющиеся системные проблемы

в структурных подразделениях ограничивают существующие возможности развития отрасли

  1. За годы независимости из действующих 37 гидроэлектростанций введены в эксплуатацию 7 новых гидроэлектростанций, остальные эксплуатируемые гидростанции построены давно, от 30 до 80 лет назад. Оборудование на них сильно изношено и морально устарело, на многих объектах было установлено оборудование, демонтированное с других станций.

В рамках реализации проектов по модернизации действующих ГЭС на основе технического аудита предусматривается поэтапная замена изношенного

и морально устаревшего оборудования на современное, высокотехнологичное и энергоэффективное оборудование.

  1. Для обеспечения кардинального совершенствования гидроэнергетики и ощутимого увеличения доли в балансе энергосистемы необходимо строительство крупных генерирующих предприятий

    с продолжительным периодом строительства (до 6 лет);

В концепции развития отрасли определен перечень проектов по строительству крупных ГЭС со сроками реализации и источниками финансирования.

  1. Для проведения современных проектно-изыскательских работ

    и разработки качественных проектов требуется последовательная работа

    в течение ряда лет по отбору способной молодёжи, обновлению изыскательского оборудования и лицензионного программного обеспечения, переоснащение и укомплектование лабораторий АО «Гидропроект».

Предусматриваются и осуществляются мероприятия по ежегодному отбору способной молодежи, закончившей профильные высшие и средние специальные учебные учреждения, а также по обновлению и переоснащению материально-технической базы АО «Гидропроект».

  1. Необходимо проведение дополнительных комплексных обследований территории Республики с привлечением международных экспертов для обоснованного выбора перспективных гидроэлектростанций;

Совместно с Всемирным банком и Азиатским банком развития прорабатываются вопросы организации обследования территорий республики для уточнения гидропотенциала.

  1. Необходимо разработать механизм участия частных предпринимателей при строительстве микро- и малых гидроэлектростанций,

    а также порядок государственно-частного партнёрства при реализации проектов гидроэнергетики.

Осуществление мероприятий по реструктуризации и институциональным реформам электроэнергетической отрасли.

  1. Необходимо увеличить процент загруженности генерирующих предприятий отрасли, коэффициент использования установленной мощности ГЭС зависит от диспетчерских центров, региональных электросетей, которые размещают на электростанциях заявки на ту или иную мощность выработки на каждый час или даже меньшие периоды времени, основываясь на прогнозе потребления электрической энергии

Увеличить возможно пересмотрев базовые режимы работы тепловых электростанций.

Опорожнение каналов Чирчик-Бозсуйского водноэнергетического тракта

с целью очистки каналов от мусора и заиления, которые образуют подпоры воды для ГЭС.

Модернизация действующих гидроэлектростанций с целью снижения аварийных отключений на них, которые в свою очередь негативно влияют на работоспособность оборудования ГЭС.

  1. Необходимо увеличить прибыльность предприятий отрасли

Для увеличения прибыльности структурных подразделений

АО «Гидропроект», АО «Гидроспецстрой», АО «Узбекгидроэнергострой»

и АО «Сувсаноатмаш» не смотря на разновидность деятельностей необходимы мероприятия по:

- оптимизации затрат на производство за счет более рационального использования материальных ресурсов;

- пересмотру состояния основных фондов, отражающихся на налогооблагаемой базе предприятий, при необходимости реализация излишнего оборудования (неиспользуемых помещений) или сдача ее в аренду;

- сокращению дебиторской задолженности путем обращения в судебные инстанции, применение методов принудительного взыскания задолженности;

- подготовке проекта нормативного документа по списанию безнадежной

и просроченной задолженности.

  1. Повысить производительность и эффективность предприятий.

Для повышения производительности и эффективности предприятий:

АО «Гидропроект» – привлечение молодых и опытных специалистов

с инженерно - техническими знаниями в области проектирования;

- создание производственных условий, стимулирование труда, повышение качества работ в проектировании производственных сооружений разной сложности.

АО «Гидроспецстрой» – модернизация строительно-монтажных механизмов, приобретение требуемой техники и оборудования, используемых при строительстве мостов и тоннелей, объектов повышенного риска

и потенциально опасных производств;

- внедрение и улучшение специальных строительных технологий, используемых в буровзрывных работах.

АО «Узбекгидроэнергострой»

- улучшение материально-технической базы;

- формирование стратегических взаимоотношений с поставщиками;

- увеличение спектра специальных строительных работ, освоение и внедрение новых технологий при производстве СМР.

АО «Сувсаноатмаш»

- модернизация завода по производству электродвигателей для строительства, реконструкции и технического обслуживания гидроэлектростанций (средних и микрогидроэлектростанций) в системе АО «Узбекгидроэнерго».

9. Улучшить систему управления центрального аппарата и систему управления предприятий.

Создать систему передачи информации по всем предприятиям с ежемесячным предоставлением на электронную почту УЭАиП всей финансово – экономической информации (достигнутый за месяц), для всестороннего анализа и скорейшего предотвращения имеющихся недостатков, применения современных методов мониторинга и улучшения экономического состояния предприятий.

Создать систему аккумулирования средств в специальных банковских счетах акционерных обществ АО «Узбекгидроэнерго» начисленных (пропорционально годовой) дивидендов выплачиваемых единому акционеру.

Систему управления ГЭС возможно улучшить в период модернизации путём внедрения инновационных высокотехнологичных комплектов автоматической системы управления технологическим процессом гидроагрегатами (АСУТП ГА) и автоматической системы управления технологическим процессом верхнего уровня с современной приборной базой, коммутационного, информационного и программного обеспечения.

С внедрением АСДК - автоматизированной системы диагностического контроля ГТС с автоматизированной системы опроса контрольно-измерительной аппаратуры (АСО КИА) и информационно-диагностической системы (ИДС).

С внедрением (АСУТП) на ГЭС в соответсвии с разработанной концепцией создать Диспетчерский Центр АО «Узбекгидроэнерго» для организации централизованного управления каскадами ГЭС и ГЭС с обзором оперативных и обработанных данных по режимам работы оборудования.

Глава 5. Оценка рисков реализации направлений решения системной проблемы.

Основным риском реализации направлений решений системных проблем, является возникновение ряда маловодных годов, так как, выработка электроэнергии на подведомственных ГЭС зависит от эксплуатационного режима соответствующих гидротехнических сооружений.

В этой связи для реагирования на возникновение риска маловодия предусматривается в многоводные годы аккумулирование денежных средств, а также разработка последовательности реализации проектов по приоритетности и стадии строительной готовности.

Глава 6. Последовательность решения задач, этапы и сроки реализации концепции развития.

По итогам 2024 года АО «Узбекгидроэнерго» планирует осуществить реализацию 4 ГЭС мощностью более 30МВт, 16 новых малых, и провести модернизацию 21 действующих ГЭС.

В целях обеспечения одновременного строительства крупных и малых гидроэлектростанций и модернизации, действующих ГЭС, финансирование проектов предусматривается осуществлять в соотношении 69%, 19% и 12% соответственно.

В результате будет обеспечено увеличение ежегодной выработки электроэнергии на 2 826 млн, кВт.ч, при этом в структуре АО «Узбекгидроэнерго» общее количество станций достигнет 57 ГЭС с суммарной выработкой электроэнергии 9 343 млн. кВт.ч.

Основные параметры развития гидроэнергетической отрасли на 2020-2024 годы

№ п/п

Наименование

Единица измерения

Этапы реализации

на 01.01.2018г.

на период

2020-2024гг.

Итого на 01.01.2025г.

в % (гр5/гр3)

 

1

2

3

4

5

6

1

Количество ГЭС

шт.

37

20

57

 

 

Строительство ГЭС мощностью более 30 МВт

 

10

4

14

 

 

Строительство малых ГЭС (до 30 МВт)

 

27

16

43

 

 

Модернизация действующих ГЭС

 

0

21

21

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Мощность

МВт

1 854

477

2 330

126%

 

Строительство ГЭС мощностью более 30 МВт

 

1 576

297

1 872

 

 

Строительство малых ГЭС (до 30 МВт)

 

278

134

412

 

 

Модернизация действующих ГЭС

 

0

47

47

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Выработка

млн.кВт.ч

6 517

2 826

9 343

143%

 

Строительство ГЭС мощностью более 30 МВт

 

5 228

1 032

6 260

 

 

Строительство малых ГЭС (до 30 МВт)

 

1 289

1 082

2 371

 

 

Модернизация действующих ГЭС

 

0

713

713

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Финансирование

млн. долл

 

2 680

 

 

 

собственные средства

 

 

2 037

 

 

 

кредитные средства

60700

 

643

 

 

Глава 7. Мероприятия решения задач концепции развития отрасли.

Решение задач концепции развития может обеспечиваться

в рамках государственной программы Республики Узбекистан, постановлениями правительства, «дорожными картами», а также мероприятиями не программного характера.

На сегодняшний день, планом практических мер по реструктуризации и институциональным реформам электроэнергетической отрасли, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами при участии международных финансовых институтов, предусматривается:

  • Анализ при техническом содействии Всемирного банка действующей структуры электроэнергетической системы

    с выявлением основных проблем в управлении сектором, нормативно-правовых основах по всей цепочке электроснабжения (генерация, передача и распределение).
  • Сравнительный анализ при техническом содействии Всемирного банка лучших международных практик институциональных реформ в электроэнергетике, применимых к условиям республик.
  • Разработка при техническом содействии Всемирного банка модели реформирования (реструктуризации) электроэнергетической отрасли с подготовкой подробной «дорожной карты» по реализации предлагаемых реформ.
  • Совершенствование тарифной политики электроэнергетической отрасли при техническом содействии Азиатского банка развития и Всемирного банка, предусматривающее в том числе:

- оценку финансового состояния, разработку плана финансового оздоровления предприятий электроэнергетического сектора (Азиатской банк развития);

- подготовку тарифной модели для электроэнергетической отрасли на основе передовой международной практики (Всемирный банк);

- подготовку проекта методологии по формированию тарифов на электроэнергию (Азиатский банк развития).

  • Разработка при техническом содействии Азиатского банка развития долгосрочной инвестиционной программы по:

- расширению генерирующих мощностей до 2030 года

с наименьшими затратами для удовлетворения растущего спроса на энергоресурсы с участием Всемирного банка;

- расширению и модернизации распределительных сетей инфраструктуры;

- диверсификация производства электроэнергии путём увеличения доли альтернативных источников энергии (гидро, солнечная, ветровая и атомная).

Глава 8. Модели финансирования концепции отрасли.

Основными принципами формирования государственной программы развития являются привлечение иностранных инвестиций и кредитов, первоочередное финансирование социально значимых проектов, а также продолжение строительства раннее начатых объектов.

Прогноз финансирования инвестиционных проектов на период 2018-2024гг.

Наименование гидроэлектростанций

Проектная мощность, МВт

Среднегодовая проектная выработка, млн.кВт.ч

Финансирование проектов (млн. долларов США)

Всего

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

 

Всего по АО «Узбекгидроэнерго»

2 330,8

9 343,3

2 680,0

160,9

292,8

452,4

474,3

474,0

418,4

407,2

 

собственные средства

 

 

2037,4

110,8

176,8

297,6

342,1

391,3

363,4

355,4

 

кредитные средства

 

 

642,6

50,1

116,0

154,8

132,2

82,7

55,0

51,8

I

Действующие ГЭС

1854,0

6517,0

 

 

 

 

 

 

 

 

II

Строительство ГЭС мощностью более 30 МВт

296,6

1032,0

1589,3

44,6

140,5

238,2

258,5

260,3

326,2

321,0

 

собственные средства

 

 

1 318,4

43,6

112,2

209,4

208,5

204,3

271,2

269,2

 

кредитные средства

 

 

270,9

1,0

28,3

28,8

50,0

56,0

55,0

51,8

III

Строительство малых ГЭС до 30 МВт

133,5

1081,8

429,1

54,0

39,6

67,9

93,6

110,3

25,0

38,7

 

собственные средства

 

 

281,9

29,3

21,4

17,0

53,2

97,3

25,0

38,7

 

кредитные средства

 

 

147,2

24,7

18,2

50,9

40,4

13,0

0,0

0,0

IV

Модернизация действующих ГЭС

46,7

712,5

661,6

62,3

112,7

146,3

122,2

103,4

67,2

47,5

 

собственные средства

 

 

437,1

37,9

43,2

71,2

80,4

89,7

67,2

47,5

 

кредитные средства

 

 

224,5

24,4

69,5

75,1

41,8

13,7

0,0

0,0

Для реализации долгосрочного развития отрасли источниками финансирования проектов гидроэнергетики предусматриваются средства

от реализации электроэнергии, вырабатываемые ГЭС АО «Узбекгидроэнерго» и привлечение средств МФИ/ИПФО.

Привлечение иностранных инвестиций в развитие гидроэнергетики остаётся приоритетным направлением инвестиционной деятельности отрасли.

Глава 9. Мониторинг и контроль реализации концепции отрасли.

Реализация концепции развития отрасли будет осуществлена на основе государственной программы развития, утверждаемой Президентом Республики Узбекистан.

Контроль реализации концепции развития осуществляется на основании Сетевого плана-графика решения задач и Плана мероприятий.

Контроль осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, Министерством экономики, Министерством финансов

и Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в соответствии с их компетенцией.

АО «Узбекгидроэнерго» на основании официальной статистической отчётности организует ведение ежегодного мониторинга её реализации, при этом ключевыми индикаторами являются мощность и выработка электроэнергии на подведомственных генерирующих предприятиях,

с предоставлением в Государственный комитет по инвестициям доклада

о ходе реализации концепции развития отрасли.

Приложения

к концепции развития отрасли на 2020-2024 годы

Общие предложения

1649