Назад
ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
134 АО "Узагротехсаноатхолдинг" 07/08/2018 22/08/2018 1
КОНЦЕПЦИЯ развития отрасли сельскохозяйственного машиностроения в Республике Узбекистан на период 2018-2021 годы
ID-134

КОНЦЕПЦИЯ
развития отрасли сельскохозяйственного машиностроения
в Республике Узбекистан на период
2018-2021 годы

I.      Введение.

II.    Текущее состояние рынка сельскохозяйственной техники в Республике Узбекистан.

III.    Цель и задачи отрасли сельскохозяйственного машиностроения.

IV.    Основные направления развития сельскохозяйственного машиностроения.

V.    Освоение новых видов продуктов и усовершенствование существующих видов выпускаемой продукции.

VI.   Инвестиции в углубление локализации выпускаемой продукции.

VII.  Источники финансирования реализации готовой продукции на внутреннем
и внешнем рынках, финансирование реализации инвестиционной деятельности.

VIII.  Механизм реализации Концепции.

IX.    Ожидаемые результаты от реализации Концепции.

I. ВВЕДЕНИЕ

1. Концепция отрасли сельскохозяйственного машиностроения в Республике Узбекистан на период 2018-2021 годы (далее – Концепция) разработана во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 10 мая 2018 года № ПП-3712
«О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов своевременного оснащения сельского хозяйства сельскохозяйственной техникой».

2. Концепция определяет основные направления развития сельскохозяйственного машиностроения на долгосрочную перспективу, пути и формы расширения конкурентной среды, создания единой взаимоувязанной системой производства, реализации и сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники, дальнейшую модернизацию, техническое и технологическое перевооружение существующих производственных мощностей, создание новых производственных комплексов направленных на углубление локализации, развитие научно-технологической базы отрасли, активного привлечения частных и иностранных инвестиций, дальнейшего совершенствования законодательства направляемой на развития сельскохозяйственного машиностроения.

3. Концепция основывается на положениях Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, других актов законодательства, а также на результатах анализа современного состояния рынка сельскохозяйственного машиностроения, изучения прогнозных разработок, экспертных материалов международных организаций.

II. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

4. По состоянию на 1 июля 2018 года парк сельскохозяйственной техники
в Республике Узбекистан насчитывал 150 486 ед., в том числе 57 822 ед. тракторов, 58 019 ед. навесной техники, 3 608 ед. зерноуборочных комбайнов, 1 224 ед. хлопкоуборочных машин, 1 738 ед. кормоуборочной техники, 28 075 ед. прочей сельскохозяйственной техники.

Из вышеперечисленного количества имеющейся сельскохозяйственной техники,
82 921 ед. являются устаревшей со сроком эксплуатации 11 лет и более, в том числе 30 412 ед. тракторов, 28 071 ед. навесной техники, 1 131 ед. зерноуборочных комбайнов, 175 ед. хлопкоуборочных машин, 919 ед. кормоуборочной техники, 19 894 ед. почвообрабатывающей техники, 1 445 ед. техники для внесения различных видов удобрений и защиты растений, 2 473 ед. прочей сельскохозяйственной техники, что создаёт дефицит техники в пиковый сезон проведения агротехнических работ.

Исходя из анализа парка сельхозтехники, сельскохозяйственные производители нуждаются дополнительно в 100 670 ед. техники, из которых 26 139 ед. тракторов,
34 605 ед. навесной и прицепной техники, 1 149 ед. зерноуборочных комбайнов,
3 080 ед. хлопкоуборочных машин, 9 951 ед. кормоуборочной техники, 22 278 ед. почвообрабатывающей техники, 2 968 ед. техники для внесения различных видов удобрений и защиты растений и 500 ед. прочей техники.

При этом 55,1% имеющейся техники морально и физически устарела
и нуждается в обновлении ускоренными темпами, так как это отражается на повышении продуктивности обрабатываемых земель, росте урожайности сельскохозяйственных культур и, конечно же, увеличении объёмов экспорта плодоовощной продукции.

В Республике Узбекистан созданы производственные мощности различных видов сельскохозяйственной техники ряда национальных и мировых брендов, таких как
АО «Ташкентский завод сельскохозяйственной техники», АО «Чирчикский завод сельскохозяйственной техники», АО «Технолог», АО «Агрегатный завод»,
ООО «Агрихим», АО «Ургенчкорммаш», ООО «Uz CLAAS Agro», ООО «УзКейсМаш», ООО «УзКейсТрактор» OOO «DD-Agrotexmash», «Kuhn», ООО «UzAgrotex Sanoat Invest», ООО «Lemken-Chirchik» и ООО «Амкодор-Агротехмаш», которые производят трактора различной мощности, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, навесную, прицепную, дорожно-строительную и специализированную технику.

За период с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года вышеперечисленными предприятиями совокупно произведено более 6 000 ед. техники, на общую сумму 1 449,5 млрд. сум. При этом, темпы роста производства и реализации свидетельствуют
о наличии спроса на сельскохозяйственную технику.

Основными проблемами и недостатками, влияющими на развитие сельскохозяйственного машиностроения, являются: устаревший парк технологического оборудования, неэффективное использование производственных площадей, нехватка высококвалифицированных специалистов, низкий уровень локализации готовой продукции, отсутствие сырьевой базы, низкая платёжеспособность потребителей техники, слабая платёжная дисциплина в системе взаиморасчётов между сельскохозяйственными производителями и государственными фондами государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов Республики Узбекистан, ограниченное финансирование покупателей сельскохозяйственной техники, отсутствие льгот и/или субсидирования производства
и реализации навесной, прицепной и специализированной техники.

III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

5. Целью настоящей Концепции является определение стратегии единой политики развития сельскохозяйственного машиностроения на 2018-2021 годы, путём  локализации производства по каждому виду сельскохозяйственной техники с созданием новых и модернизацией, техническим и технологическим перевооружением действующих производств предприятий сельскохозяйственного машиностроения
с разработкой и организацией производства отечественного бренда сельскохозяйственной техники, снижения предприятиями-производителями себестоимости сельскохозяйственной техники и её компонентов, производимых
в рамках отраслевой кооперации, привлечения средств международных финансовых институтов для улучшения финансирования производства и поставки сельскохозяйственной техники.

6. Основными задачами Концепции являются:

-  создание благоприятных условий для дальнейшего развития отрасли сельскохозяйственного машиностроения, её инвестиционной и коммерческой привлекательности;

-  создание современного промышленного технопарка сельскохозяйственной техники на действующих территориях;

- освоение новых видов продукции под национальным брендом;

-  импортозамещение путём углубления локализации компонентной базы готовой продукции;

-  дальнейшее развитие и модернизация существующих производственных мощностей;

-  увеличение товарооборота, объёмов производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в соответствии со спросом потребительского рынка, снижение себестоимости выпускаемой продукции;

-  создание интегрированных торговых и сервисных сетей на внутреннем
и зарубежных рынках;

-  повышение окупаемости сельскохозяйственной техники путём усовершенствования и/или комбинирования производимой сельскохозяйственной техники, которая станет многофункциональной;

-  привлечение дополнительных финансовых ресурсов, обеспечивающих доступность сельскохозяйственной и специализированной техники для покупателей.

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

7. Основными направлениями развития сельскохозяйственного машиностроения в Республике Узбекистан являются:

а)  дальнейшее совершенствование законодательной базы, направленной
на поддержку увеличения спроса, доступности обновления парка сельскохозяйственной техники:

- сохранение существующих льгот для предприятий сельскохозяйственного машиностроения при условии ежегодного увеличения уровня локализации не менее чем на 5 %;

- разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на введение прогрессивной шкалы утилизационного сбора в отношении сельскохозяйственной техники по истечении 7 лет с даты производства, её повторной (вторичной) реализации, а также направление аккумулированных средств на финансирование пополнения оборотного капитала, осуществление инвестиционных программ предприятий сельскохозяйственного машиностроения и финансирование реализации готовой продукции через специализированные финансовые организации;

-  внедрение экологических норм при импорте готовой продукции;

-  создание нормативно-правовой базы, позволяющей финансировать экспортные продажи через сеть собственных лизинговых компаний в зарубежных странах;

б) создание благоприятных условий для дальнейшего развития отрасли сельскохозяйственного машиностроения, её инвестиционной и коммерческой привлекательности путём организации промышленного технопарка сельскохозяйственной техники с участием частного и иностранного капитала;

в) дальнейшее развитие сервисных и дилерских пунктов;

г) поэтапный переход к системе централизованных закупок комплектующих деталей, сырья и материалов;

д) принятие конкретных мер, направленных на снижение себестоимости за счёт обновления парка оборудования, а также пересмотра норм расходов сырья и материалов, и  внедрения новых энергосберегающих технологий;

е) наращивание объёмов производства и реализации путём представления покупателям льготных процентных ставок по лизингу;

ж) повышение уровня квалификации сотрудников отрасли;

з) развитие НИОКР и внедрение в производство новых видов энергосберегающей техники.

V. ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ВИДОВ ВЫПУСКАЕМОЙ ТЕХНИКИ

8. Дальнейшее развитие НИОКР поможет предприятиям сельскохозяйственного машиностроения освоить новые виды сельскохозяйственной техники.

Научно-исследовательские работы будут направлены на:

-  разработку шлейфа машин исходя из требований к проведению агротехнических мероприятий по выращиванию растительных культур при обработке почвы, посеве и сборе урожая, его транспортировки и т.д.;

-  освоение новых видов высокоэффективной и энергосберегающей техники;

-  создание многофункциональной техники, которая позволит осуществлять
одновременно до 4 операций по обработке почвы земли, посеву и посадке сельскохозяйственных культур;

- унификация конструкций сельскохозяйственной техники;

- разработка конструкции нового отечественного универсально-пропашного трактора с повышенными эргономическими показателями.

9. Так как вложения в научно-исследовательские разработки занимают достаточно длительное время и значительные финансовые ресурсы, предполагается государственная поддержка в виде субсидирования её развития. Научно-исследовательские работы позволят внедрить в производство технику, адаптированную под климат и почву Республики Узбекистан с учётом требований к агротехническим работам, усовершенствовать процессы производства, освободить от финансовых нагрузок в виде роялти и лицензионных платежей, выплачиваемых иностранным партнёрам.

VI. ИНВЕСТИЦИИ
В УГЛУБЛЕНИЕ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

10. Направление инвестиций на углубление локализации выпускаемой продукции в 2018-2020 годах позволит освоить компонентную базу сельскохозяйственной техники. Кроме того, данные мероприятия позволят развить научно-технический потенциал сотрудников конструкторско-технологического центра в реальных условиях.

За период 2018-2020 годы предполагается освоить производство компонентной базы для углубления локализации сельскохозяйственной техники:

-  оснастки, пресс-форм и штампов;

-  литейное производство металлических изделий и заготовок;

-  тракторных и других видов шестерни трансмиссий;

-  кабин самоходной сельскохозяйственной техники (расширение производства);

-  колёсных дисков;

-  пластиковых и резиновых изделий;

-  метизной группы различных видов;

-  электро-деталей.

 

VII. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ РЫНКАХ, ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

11. Источниками финансирования реализации готовой продукции являются:

-  собственные средства покупателей;

-  кредитные средства коммерческих банков;

- заёмные средства иностранных финансовых институтов;

-  средства международных финансовых источников;

-  средства государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

-  средства лизинговых компаний и прочих финансовых институтов;

-  средства, поступающие от уплаты утилизационного сбора.

12. Источники экспортного финансирования:

-  целевые экспортные кредиты отечественных банков, рефинансируемые национальными банками стран ближнего зарубежья;

-  привлечение заёмных средств иностранных банков резидентов стран дальнего зарубежья;

-  средства лизинговых компаний;

-  займы Министерства финансов Республики Узбекистан;

-  средства, поступающие от уплаты утилизационного сбора.

13. Источники пополнения оборотного капитала:

-  собственные средства предприятий;

-  кредиты с процентной ставкой не более 50% ставки рефинансирования;

-  средства, предусмотренные постановлением Президента Республики Узбекистан от 17 ноября 2016 г. № ПП-2658;

-  средства, поступающие от уплаты утилизационного сбора.

14. Источники финансирования инвестиционной деятельности:

-  собственные средства предприятий;

-  кредиты с процентной ставкой не более 50% ставки рефинансирования;

-  частные инвестиции;

-  прямые иностранные инвестиции;

-  средства международных финансовых источников;

-  средства, поступающие от уплаты утилизационного сбора.

VIII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

15. Реализация Концепции осуществляется путём своевременного, качественного и полного выполнения Комплекса мероприятий по реализации Концепции развития сельскохозяйственного машиностроения в Республике Узбекистан на период 2018-2021 годы (далее – Комплекс мероприятий).

16. Координация и контроль за своевременным, качественным и полным выполнением всех компонентов Комплекса мероприятий осуществляется Рабочей группой создаваемой при АО «Узагротехсаноатхолдинг» по обеспечению реализации Концепции развития сельскохозяйственного машиностроения в Республике Узбекистан на период 2018-2021 годы (далее – Рабочая группа).

17. Рабочая группа обеспечивает:

-  координацию и контроль за деятельностью министерств, ведомств и других организаций - ответственных исполнителей в части реализации Комплекса мероприятий;

-  пересмотр действующих и разработку новых нормативно-правовых актов
в сфере сельскохозяйственного машиностроения;

-  создание условий для привлечения в сферу сельскохозяйственного машиностроения международных организаций, частных и иностранных инвесторов;

-  организацию регулярного мониторинга за ходом выполнения соответствующих мероприятий в области развития сельскохозяйственного машиностроения.

18. Рабочая группа имеет право:

-  инициировать разработку нормативно-правовых актов, касающихся сельскохозяйственного машиностроения;

-  запрашивать отчёты министерств, ведомств и других организаций
о проделанной работе по реализации мероприятий по развитию сельскохозяйственного машиностроения;

-  разрабатывать и принимать дополнительные меры, направленные
на дальнейшее развитие сельскохозяйственного машиностроения, на основе анализа текущего состояния сельскохозяйственного машиностроения в республике
и предложений министерств, ведомств и других организаций.

19. Министерства, ведомства и другие организации - ответственные исполнители обеспечивают:

-  своевременное, качественное и полное выполнение поставленных задач
в Комплексе мероприятий в соответствии с установленными сроками и объёмами работ;

-  разработку на ежегодной основе и представление в Рабочую группу плана работ по реализации соответствующих мероприятий в следующем отчётном году;

-  на ежеквартальной основе представление в Рабочую группу отчётов о ходе выполнения поставленных задач в Комплексе мероприятий.

IX. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

20. В результате реализации Концепции ожидается:

- рост объемов производства и реализации сельскохозяйственной техники отечественного производства;

- увеличение географии экспортных рынков;

- снижение себестоимости;

- создание новых рабочих мест;

- создание научно-технического потенциала отрасли машиностроения;

- улучшения качества производимой продукции;

- повышение конкурентоспособности отечественной отрасли сельскохозяйственного машиностроения;

- создания национального бренда сельскохозяйственной техники;

- оснощения сектора АПК современной сельскохозяйственной техникой.

- дополнительные поступления валютной выручки в Республику за счет реализации сельскохозяйственной техники и повышению урожайности земледелия.

Общие предложения