ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
1169 Администрация Президента 09/11/2018 24/11/2018 0

Обсуждение завершено

Указ Президента Республика Узбекистан
О мерах по коренному совершенствованию системы государственного регулирования в области строительства
ID-1169

Проект

УКАЗ

Президента республики Узбекистан

О мерах по коренному совершенствованию системы

государственного регулирования в области строительства

В стране принимаются меры по внедрению современных рыночных механизмов поддержки субъектов предпринимательства, предоставлению большей свободы частному бизнесу, усилению гарантий их прав и законных интересов, привлечению иностранных инвестиций и современных технологий.

Вместе с тем изучение состояния дел в сфере проектирования и строительно-монтажных работ показало наличие проблем, препятствующих ускоренному осуществлению реформ и развитию здоровой конкурентной среды в области строительства.

Не уделяется достаточное внимание внедрению передовых рыночных инструментов технического регулирования градостроительной деятельности, сохраняются достаточно большое количество государственных административно-распорядительных и контрольно-надзорных функций в области строительства.

Существующий предписывающий метод нормирования в проектировании и строительстве объектов препятствует применению инновационных проектных решений, сдерживает привлечение отечественных и зарубежных инвестиций и новых научно-технических разработок и решений в строительную сферу.

Отсутствует система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области разработки, поддержания и внедрения строительных норм и правил, отвечающих современным условиям глобализации международной торговли.

В целях внедрения современных стандартов государственного регулирования строительной деятельности, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, прежде всего прямых иностранных, совершенствования системы профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров строительной отрасли:

1. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) с 1 декабря 2018 года:

отменяется порядок получения разрешения на производство строительно-монтажных работ после согласования проектно-сметной документации и выдачи положительного заключения экспертизы проекта строительства;

уведомления о согласовании проектно-сметной документации и выдаче положительного заключения экспертизы проекта строительства направляются инспекциям по контролю в сфере строительства органами (рабочими органами), осуществляющими согласование и экспертизу, и являются основанием для заключения договора с заявителями на осуществление надзорных функций;

экспертиза сметной части проектов строительства является обязательной для всех объектов строительства, за исключением объектов, строительство которых осуществляется за счет прямых инвестиций, в том числе иностранных;

приемка в эксплуатацию завершенных строительством объектов осуществляется с участием инспекции по контролю в сфере строительства, органов кадастра, представителей заказчика, подрядчика (генерального подрядчика), за исключением строительства объектов, финансируемых за счет средств субъектов государственных закупок;

осуществление проектной деятельности разрешается при наличии в штате юридического лица не менее двух инженеров, имеющих соответствующий сертификат и работающих на постоянной основе у данного юридического лица, либо юридическим лицам - членам Ассоциации инженеров-консультантов Узбекистана;

допускается реализация проектов на условиях «под ключ» (Engineering Procurement Construction) методом «fast-track» (одновременное проектирование, закупка и строительные работы) путем создания консорциума между подрядными и проектными организациями при условии возложения на участников консорциума солидарной ответственности за качественную и своевременную реализацию проекта;

б) с 1 января 2019 года:

признаются сертификаты и другие разрешительные документы (лицензии) на осуществление проектной и строительной деятельности, выданные уполномоченными органами, организациями, обществами и объединениями стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития;

разработка и совершенствование национальных строительных норм и правил, а также адаптация зарубежных строительных нормативно-технических документов осуществляется исключительно на конкурсной основе;

заказчиком работ по разработке и совершенствованию национальных строительных норм и правил, а также адаптации зарубежных строительных нормативно-технических документов и их внедрению в практику выступает Министерство строительства Республики Узбекистан;

в пересмотре национальных строительных норм и правил, а также адаптации зарубежных строительных нормативно-технических документов вправе участвовать национальные и зарубежные юридические лица, общественные и международные организации, а также профильные научно-исследовательские учреждения, независимо от формы собственности;

строительные нормы и правила утверждаются решением Министерства строительства на основе результатов проведения всесторонней экспертизы и подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан;

ведение единого каталога зарегистрированных в установленном порядке строительных стандартов, технических регламентов, строительных норм и правил, обеспечение к нему свободного доступа путем публикации на официальном веб-сайте и постоянного обновления возлагается на Агентство «Узстандарт»;

в) с 1 марта 2019 года:

сертификация специалистов в сфере проектирования и строительства, наличие квалификации которых является обязательным в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, осуществляется Ассоциацией инженеров-консультантов Узбекистана;

авторский и технический надзор является обязательным на всех этапах строительства объектов и осуществляется со стороны автора проекта и заказчика, соответственно, или путем привлечения сертифицированного эксперта;

авторский надзор, технический надзор и строительную инспекцию объектов строительства осуществляют только физические лица, сертифицированные в установленном порядке;

г) с 1 января 2020 года объекты жилищного строительства в обязательном порядке подлежат оснащению энергоэффективным и энергосберегающим оборудованием на этапе выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, а также должны получить паспорт энергетического аудита до приемки их в эксплуатацию, за исключением объектов, имеющих сертификат по международным стандартам BREEAM (метод экологической оценки эффективности зданий) и LEED (руководство по энергоэффективному и экологическому проектированию).

2. Согласиться с предложениями Министерства юстиции, Министерства строительства и Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан о реформировании нормативной базы технического регулирования строительной сферы, предусматривающее:

подготовительный период (2019-2021 гг.) – пересмотр действующих национальных строительных норм и правил, а также адаптация зарубежных строительных нормативно-технических документов с учетом геологических, природно-климатических, сейсмологических и других особенностей Республики Узбекистан;

переходный период (2022-2026 гг.) – введение в практику адаптированных зарубежных строительных нормативно-технических документов наряду с национальными строительными нормами и правилами, проведение комплекса мер по внедрению инноваций в строительную отрасль, освоению новых технологий, материалов, изделий и конструкций;

завершающий период (2027-2029 гг.) – создание единой нормативной базы технического регулирования строительной отрасли на основе обобщения опыта применения национальных и адаптированных зарубежных строительных норм и правил.

3. Утвердить график пересмотра государственных строительных стандартов, технических регламентов, строительных норм и правил Республики Узбекистан в 2019-2021 годах (далее – График) согласно приложению.

Министерству финансов ежегодно при формировании Государственного бюджета Республики Узбекистан предусматривать необходимые ассигнования для финансирования работ по Графику.

Счетной палате совместно с Министерством юстиции и Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан установить жесткий контроль за исполнением Графика.

Возложить персональную ответственность на:

первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – председателя правления АО «Узбекистон темир йуллари» Раматова А.Ж. – за внедрение современных рыночных механизмов и международных стандартов, передовых технологий и ноу-хау в строительную отрасль, а также разработку инновационных методологических программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров отрасли;

заместителя Премьер-министра – председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадова С.Р. – за привлечение средств международных финансовых институтов, правительственных и неправительственных организаций для пересмотра национальных строительных норм и правил, а также адаптацию зарубежных нормативно-технических стандартов;

министра строительства Республики Узбекистан Тухтаева А.Х. – за дальнейшее совершенствование, обновление и повышение уровня исполнения на практике нормативно-правовой базы строительной отрасли на основе передового зарубежного опыта, определив одним из ключевых показателей эффективности его деятельности – ежегодное улучшение показателей Республики Узбекистан по индикатору «получение разрешений на строительство» отчета группы Всемирного банка «Ведение бизнеса» с обеспечением вхождения республики в состав 50 передовых стран мира к концу 2021 года.

4. Распространить действие абзаца третьего подпункта «а» пункта 9 постановления Президента Республики Узбекистан от 2 августа 2018 года № ПП–3895 «О мерах по созданию современных деловых центров «Business city» на территориях республики» на:

инвесторов – в рамках реализации проектов по строительству центров «Business city» и Международного делового центра «Tashkent city»;

подрядчиков, в том числе иностранных, привлекаемых к реализации проектов по строительству центров «Business city» и Международного делового центра «Tashkent city» на условиях «под ключ» (Engineering Procurement Construction) методом «fast-track» (одновременное проектирование, закупка и строительные работы).

5. Министерству строительства Республики Узбекистан:

а) в срок до 20 декабря 2018 года совместно с:

Министерством иностранных дел, Агентством «Узстандарт» и Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан обеспечить получение официального разрешения уполномоченных зарубежных органов и организаций на принятие и адаптацию зарубежных строительных нормативно-технических документов на территории Республики Узбекистан;

Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Ассоциацией инженеров-консультантов Узбекистана

и Союзом архитекторов Узбекистана разработать программу повышения квалификации специалистов в области проектирования и строительства;

Министерством юстиции внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан регламент проведения конкурса на разработку

и совершенствование национальных строительных норм и правил, а также адаптацию зарубежных строительных нормативно-технических документов;

Агентством «Узстандарт» и АО «Узстройматериалы» внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по признанию международных стандартов и совершенствованию действующей системы стандартизации и сертификации в сфере строительных материалов и изделий;

б) в срок до 1 января 2019 года внести в Кабинет Министров предложения по созданию в стране с привлечением зарубежных компаний испытательных лабораторий, аккредитованных в установленном порядке Центром по аккредитации при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, отвечающих современным международным требованиям и стандартам и осуществляющим сертификацию строительного оборудования, техники, материалов и изделий, не производимых в Республике Узбекистан и впервые ввозимых на территорию страны.

6. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок:

а) утвердить порядок, предусматривающий поэтапный переход

к применению BIM технологии для всех участников строительного

процесса (заказчик, проектировщик, подрядчик) начиная с 1 июля 2019 года;

б) совместно с Национальным агентством проектного управления

при Президенте Республики Узбекистан и Ассоциацией инженеров-консультантов Узбекистана пересмотреть лицензируемые виды деятельности в сфере проектирования, строительства, эксплуатации и ремонта объектов строительства на предмет их регулирования сертификацией, аккредитацией и лицензированием, утвердив порядок аккредитации, сертификации и утвердить упрощенный механизм лицензирования деятельности в сфере проектирования и строительства, предусматривающий:

передачу с 1 марта 2019 года полномочий по сертификации деятельности

в сфере проектирования и строительства Ассоциации инженеров-консультантов Узбекистана, по аккредитации в сфере строительства – Центру по аккредитации при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан;

установление требований к квалификации и опыту работников Ассоциации инженеров-консультантов Узбекистана, ответственных за сертификацию в сфере проектирования и строительства;

отмену подписания лицензионного соглашения с указанием конкретных, исчерпывающих лицензионных требований и условий, а также эффективный механизм проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

7. Государственному комитету по инвестициям, Министерству иностранных дел и Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан оказать содействие Министерству строительства Республики Узбекистан в привлечении средств международных финансовых институтов, иностранных правительственных и неправительственных организаций и доноров к пересмотру действующих национальных строительных норм и правил, а также адаптации зарубежных строительных нормативно-технических документов и их внедрению в практику.

8. Министерству строительства, Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан:

а) в срок до 1 января 2019 года:

пересмотреть Классификатор категорий сложности объектов по проектно-изыскательским и строительно-монтажным работам на предмет классификации объектов по категориям рисков конструкций и функций объектов строительства;

разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по установлению требований к квалификации и сертификации лиц, осуществляющих экспертизу проектной документации, технический и авторский надзор за ходом строительства, строительную инспекцию объектов строительства;

б) в срок до 1 марта 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан порядок, предусматривающий установление с 1 января 2020 года обязательных требований к оснащению объектов жилищного строительства энергоэффективным и энергосберегающим оборудованием на этапе выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ;

в) в срок до 1 апреля 2019 года внести предложения по пересмотру учебных программ высших образовательных учреждений в соответствии с требованиями настоящего Указа для непрерывного профессионального обучения и повышения квалификации кадров в сфере проектирования и строительства с обязательным прохождением стажировки в зарубежных странах, в том числе профессорско-преподавательского состава;

г) в срок до 1 мая 2019 года внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект Градостроительного кодекса Республики Узбекистан в новой редакции, предусмотрев установление обязательного определения в самом кодексе процессуальных механизмов его реализации, в том числе:

основные принципы, функции и органы государственного регулирования строительства, порядок внедрения нормативно-технических документов и ведения их каталогов, аккредитации в сфере строительства;

порядок разработки генеральных планов, проектов детальной планировки, проектно-сметной документации, согласования заявок на застройку, разработки и заключения государственного договора на подряд;

порядок проведения экспертизы проектной документации, осуществления строительной инспекции объектов строительства и приемки в эксплуатацию, в том числе на условиях государственного-частного партнерства;

профессиональное регулирование строительной отрасли с установлением требований к квалификации архитекторов и инженеров, работающих в сфере проектирования и строительства, с определением степени их ответственности, в том числе материальной;

положения переходного периода и иные вопросы, обеспечивающие в том числе качество строительного контроля, конструктивную безопасность, регулирование ответственности и страхование, государственную поддержку развития конкурентной среды субъектов строительной деятельности;

д) в месячный срок внести предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан по изменениям и дополнениям в законодательство, вытекающим из настоящего Указа.

9. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.

Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев

Приложение

к Указу Президента Республики Узбекистан

от «___» ноября 2018 года № УП–_____

 

График

пересмотра Государственных строительных стандартов, технических регламентов,
строительных норм и правил Республики Узбекистан в 2019-2021 годах

 

Наименование нормативно-технических документов

Всего

Из них

2019 год

2020 год

2021 год

1.

Организационно-методические нормы

29

6

12

11

2.

Технические нормы проектирования

120

30

50

40

3.

Правила организации и технология строительного производства

43

12

24

7

4.

Экономические нормативы

145

40

60

45

5.

Общие технические регламенты

2

2

-

-

6.

Государственные стандарты

126

30

50

46

7.

Всего

465

120

196

149

 

Общие предложения

630