ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
10676 Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан 30/11/2019 15/12/2019 0

Обсуждение завершено

Постановление Кабинета Министров Республика Узбекистан
О внесении изменений в постановление Кабинета Министров от 29 апреля 2019 года №363 «О мерах по внедрению института уполномоченного экономического оператора»
ID-10676

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

О внесении изменений в постановление Кабинета Министров от 29 апреля 2019 года №363 «О мерах по внедрению института уполномоченного экономического оператора»

ЛОЙИҲА

ЎЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ ВАЗИРЛАР МАҲКАМАСИНИНГ

ҚАРОРИ

Вазирлар Маҳкамасининг “Ваколатли иқтисодий оператор институтини жорий этиш чора-тадбирлари тўғрисида” 2019 йил 29 апрелдаги 363-сон қарорига ўзгартириш киритиш тўғрисида

Вазирлар Маҳкамасининг “Ваколатли иқтисодий оператор институтини жорий этиш чора-тадбирлари тўғрисида” 2019 йил 29 апрелдаги 363-сон қарорига мувофиқ, шунингдек, мамлакатда қулай инвестицион муҳитни яратиш, божхона тартиб-таомилларини соддалаштириш ҳамда халқаро стандартларга мувофиқ халқаро савдо хавфсизлигини таъминлаш мақсадида, Вазирлар Маҳкамаси қарор қилади:

1. Вазирлар Маҳкамасининг “Ваколатли иқтисодий оператор институтини жорий этиш чора-тадбирлари тўғрисида” 2019 йил 29 апрелдаги 363-сон қарорига (Ўзбекистон Республикаси қонун ҳужжатлари тўплами, 2019 й., 18-сон, 354-модда) илова матни иловага мувофиқ таҳрирда баён этилсин.

2. Ўзбекистон Республикаси Давлат божхона қўмитаси:

мазкур қарор кучга кирган кундан бошлаб икки ой муддатда ваколатли иқтисодий операторлар реестрига киритилган ваколатли иқтисодий операторларнинг ушбу қарор шартлари ва талабларига мувофиқлигини ўрганиб чиқсин. Ўрганиш якуни бўйича мазкур қарор шартлари ва талабларига жавоб бермаган ваколатли иқтисодий операторларни мақомларини тўхтатиб қўйиш ва/ёки уларни ваколатли иқтисодий операторлар реестридан чиқариш чоралари кўрилишини таъминласин;

манфаатдор вазирликлар ва идоралар билан биргаликда ўзлари қабул қилган норматив-ҳуқуқий ҳужжатларни бир ой муддатда ушбу қарорга мувофиқлаштирсин.

3. Ушбу қарор расмий эълон қилинган кундан эътиборан уч ой ўтгач кучга киради.

4. Мазкур қарорнинг бажарилишини назорат қилиш Ўзбекистон Республикаси Бош вазирининг ўринбосари Э.М. Ганиев ва Ўзбекистон Республикаси Давлат божхона қўмитаси раиси М.Б. Азимов зиммасига юклансин.

Ўзбекистон Республикаси

Бош вазири А. Арипов

Вазирлар Маҳкамасининг 20 ___ йил “____” ___________ ____-сон қарорига ИЛОВА

Ваколатли иқтисодий операторлар тўғрисида

НИЗОМ

1-боб. Умумий қоидалар

1. Мазкур Низом ваколатли иқтисодий операторлар реестрига киритиш тўғрисидаги гувоҳномани олиш масалаларини тартибга солиш тартибини ва божхона операцияларини амалга оширишда бериладиган махсус соддалаштиришлар турларини белгилайди.

2. Ушбу Низомда қуйидаги асосий тушунчалардан фойдаланилади:

ваколатли иқтисодий оператор (кейинги ўринларда Оператор деб аталади) – божхона операцияларни амалга оширишда соддалаштирилган божхона тартиб-таомилларидан фойдаланиш учун ушбу Низом талабларига жавоб берувчи юридик шахсларга бериладиган мақом;

ваколатли иқтисодий операторлар реестрига киритиш тўғрисидаги гувоҳнома (кейинги ўринларда Гувоҳнома деб аталади) – мазкур Низомнинг 1-иловасига мувофиқ тузиладиган, ваколатли иқтисодий оператор мақомини тасдиқловчи ва божхона операцияларни амалга оширишда соддалаштирилган божхона тартиб-таомилларидан фойдаланиш ҳуқуқини берувчи, ҳужжат;

махсус соддалаштиришлар – Гувоҳноманинг турига қараб қўлланиладиган алоҳида божхона операциялари ва божхона назоратини амалга ошириш хусусиятлари;

ваколатли иқтисодий операторлар реестри (кейинги ўринларда Реестр деб аталади) – божхона операцияларни амалга оширишда соддалаштирилган божхона тартиб-таомилларидан фойдаланиш ҳуқуқи берилган, Гувоҳномага эга бўлган юридик шахсларнинг Ўзбекистон Республикаси Давлат божхона қўмитаси (кейинги ўринларда Қўмита деб аталади) томонидан шаклланитириладиган ва Қўмитанинг расмий веб-сайтида жойлаштириладиган рўйхати;

юридик шахснинг (операторнинг) ваколатли шахси – ишончнома ёки тегишли шартнома, шунингдек, божхона расмийлаштируви бўйича хизмат кўрсатиш шартномаси асосида ушбу юридик шахс манфаатларидан келиб чиқиб, уни номидан ва/ёки топшириғи бўйича ҳаракат қилувчи шахслар, шу жумладан, якка тартибдаги тадбиркор ва юридик шахслар;

ваколатли органлар – суд, прокуратура органлари, шу жумладан Ўзбекистон Республикаси Бош прокуратураси ҳузуридаги Иқтисодий жиноятларга қарши курашиш департаменти, Мажбурий ижро бюроси, Ўзбекистон Республикаси Давлат хавфсизлик хизмати, ички ишлар, шунингдек, солиқ органлари.

3. Оператор Реестрга киритилган вақтдан бошлаб, хавф даражаси паст бўлган тоифага киради.

4. Давлат бошқаруви органлари ва маҳаллий давлат ҳокимияти органлари Операторлар бўла олмайди.

2-боб. Гувоҳнома ва унинг турлари

5. Гувоҳнома уч турда бўлиши мумкин:

биринчи тури – мазкур Низомнинг 22-бандида назарда тутилган махсус соддалаштирилган божхона тартиб-таомилларидан фойдаланиш ҳуқуқини беради;

иккинчи тури – мазкур Низомнинг 23-бандида назарда тутилган махсус соддалаштирилган божхона тартиб-таомилларидан фойдаланиш ҳуқуқини беради;

учунчи тури – мазкур Низомнинг 24-бандида назарда тутилган махсус соддалаштирилган божхона тартиб-таомилларидан фойдаланиш ҳуқуқини беради.

6. Биринчи турдаги Гувоҳномани ва ушбу тоифадаги махсус соддалаштиришлардан фойдаланиш ҳуқуқини олиш учун юридик шахс мазкур Низомнинг 13-бандида назарда тутилган мезонларга мос келиши лозим.

7. Иккинчи турдаги Гувоҳномани ва ушбу тоифадаги махсус соддалаштиришлардан фойдаланиш ҳуқуқини олиш учун юридик шахс мазкур Низомнинг 14-бандида назарда тутилган мезонларга мос келиши лозим.

8. Учунчи турдаги Гувоҳномани ва ушбу тоифадаги махсус соддалаштиришлардан фойдаланиш ҳуқуқини олиш учун, юридик шахс биринчи ва(ёки) иккинчи турдаги Гувоҳномага эга оператор сифатида ташқи иқтисодий фаолиятни, учунчи турдаги Гувоҳнома олиш учун божхона органларида тақдим этилган аризани қайд этиш кунига қадар, камида икки йил давомида амалга ошириши ҳамда мазкур Низомнинг 15-бандида назарда тутилган мезонларга мос келиши лозим.

9. Гувоҳнома юридик шахс Реестрга киритилган кундан бошлаб кучга киради.

Гувоҳномани бошқа шахсларга берилиши тақиқланади.

3-боб. Реестрни шакллантириш

10. Реестр Қўмитанинг юридик шахсни Реестрга киритиш ҳақидаги қарорига мувофиқ берилган Гувоҳномалар асосида шакллантирилади.

11. Қўмита юридик шахсни Реестрга киритиш, шунингдек, унинг мақомини тўхтатиб туриш, қайта тиклаш ёки операторни Реестрдан чиқариш тўғрисидаги қарор қабул қилингандан сўнг ушбу маълумотни ўзининг расмий веб-сайтида жойлаштиради.

12. Гувоҳнома ушбу Низомнинг 2-иловасидаги схемага мувофиқ берилади.

4-боб. Реестрга киритиш учун танлаш мезонлари

13. Биринчи турдаги Гувоҳномага мувофиқ Реестрга киритиш ҳақида ариза берилган пайтда юридик шахс қуйидаги мезонларга мос келиши лозим:

божхона органларига мурожаат қилингунга қадар қадар бир йил мобайнида Ўзбекистон Республикаси Маъмурий жавобгарлик тўғрисидаги Кодексининг 171, 1711, 174, 175, 176, 177 ва 227-22727-моддаларида (22722-модданинг иккинчи қисми бундан мустасно) назарда тутилган ҳуқуқбузарлик учун юридик шахснинг раҳбари ва бош бухгалтери, шунингдек, ваколатли шахсининг, шу жумладан, ушбу лавозимларни охирги бир йил давомида эгаллаганларнинг, маъмурий жавобгарликка жалб қилинганлик ҳолатлари мавжуд бўлмаслиги;

божхона органларига мурожаат қилингунга қадар сўнгги беш йил мобайнида юридик шахснинг раҳбари ва бош бухгалтери, шунингдек, ваколатли шахси Ўзбекистон Республикаси Жиноят Кодексининг 175, 182, 184, 188, 189, 209, 228 ва 246-моддаларида назарда тутилган жиноят учун жиноий жавобгарликка тортилган ҳолатлари мавжуд бўлмаслиги;

солиқлар ва бошқа мажбурий тўловларни, шу жумладан, улар бўйича жарима ва пенялар тўлаш юзасидан қарздорлик мавжуд бўлмаслиги;

Ўзбекистон Республикаси Божхона кодексига мувофиқ, 2000 баробардан кам бўлмаган базавий ҳисоблаш миқдорида божхона тўловлари тўланиши бўйича таъминловини тасдиқловчи ҳужжатни мавжудлиги. Божхона омбори сифатида фаолиятни олиб бораётган юридик шахслар, божхона омбори фаолияти учун лицензия олишда божхона тўловлари тўланишини бўйича таъминловини ишлатишга ҳақли;

божхона органларида Реестрга қўшилиш бўйича мурожаатни қайд этиш кунига қадар, божхона брокери, божхона омбори эгаси сифатида камида уч йил ташқи иқтисодий фаолият амалга оширилган бўлиши ёки божхона ташувчиси сифатида камида икки йил фаолият юритиши, бунда:

божхона брокери сифатида божхона соҳасида фаолият юритувчи шахслар, ҳар йили товарларни фактура қиймати камида 2 млн АҚШ доллари эквивалентини ташкил қилган ҳолда, 200 тадан кам бўлмаган импорт ва (ёки) экспорт божхона юк декларацияларини тақдим этиши;

божхона омбори эгаси сифатида божхона соҳасида фаолият юритувчи шахслар, божхона органларида мурожаат қайд этилган кунга амал қилувчи валюта курси бўйича йиллик қиймати 10000 минг АҚШ доллари эквивалентини ташкил қилган ҳолда, 10000 тонна миқдорида товарлар сақловини амалга ошириши;

божхона ташувчиси сифатида божхона соҳасида фаолият юритувчи шахслар, ҳар йили 200 тадан кам бўлмаган импорт ва (ёки) экспорт юкларининг (партия) халқаро ташувларини амалга ошириши лозим.

Ташқи иқтисодий фаолиятни амалга оширилишини бошланиш санаси:

божхона омбори эгалари учун – божхона омбори фаолиятини амалга ошириш учун лицензия берилган сана;

божхона брокери учун – божхона органларига тақдим этилган, дастлабки божхона юк декларациясини божхона расмийлаштируви санаси;

божхона ташувчилари учун – юридик шахсни божхона ташувчилари реестрига киритилган санаси ҳисобланади.

14. Иккинчи турдаги Гувоҳномага мувофиқ Реестрга киритиш ҳақида ариза берилган пайтда юридик шахс қуйидаги мезонларга мос келиши лозим:

мазкур Низомнинг 13-банди иккинчи – тўртинчи хатбошларида кўрсатилган мезоналарга;

божхона органларига мурожаат қилгунга қадар камида уч йил ташқи иқтисодий фаолият амалга оширилган бўлиши. Бунда, божхона органларига белгиланган тартибда тақдим этилган, дастлабки божхона юк декларациясини божхона расмийлаштируви санаси ташқи иқтисодий фаолиятни амалга оширилишини бошланиш санаси ҳисобланади;

Мазкур Низомнинг 3-иловасига мувофиқ белгиланган талабларга мос келадиган товарларни сақлаш учун омбор сифатида фойдаланишга мўлжалланган (фойдаланиш ёки эгалик қилиш ҳуқуқида) иншоотлар, бинолар (биноларнинг бир қисми) ва (ёки) очиқ майдончаларга (очиқ майдончаларнинг бир қисми) эга бўлиш;

импорт ва (ёки) экспорт қилинган товарларнинг фактура қиймати йилда камида 2 млн АҚШ доллари эквивалентини ташкил қилиши ва сўнгги ўн икки ой мобайнида камида 100 та импорт ва (ёки) экспорт божхона юк декларацияси расмийлаштирган бўлиши ёки тўланган божхона тўловларининг суммаси энг кам ойлик иш ҳақининг камида 20 000 баробарини ташкил қилиши ва камида 50 та импорт ва (ёки) экспорт божхона юк декларацияси расмийлаштирган бўлиши лозим;

ташқи савдо операциялари бўйича муддати ўтказиб юборилган дебитор қарздорлик мавжуд эмаслиги.

15. Учинчи турдаги Гувоҳнома асосида Реестрга киритиш ҳақида ариза берилган пайтда юридик шахс қуйидаги мезонларга мос келиши лозим:

юридик шахс учинчи турдаги Гувоҳномани олиш учун ариза божхона органи томонидан рўйхатга олинган кунга қадар камида 2 йил давомида биринчи ва (ёки) иккинчи турдаги Гувоҳномага эга оператор сифатида ташқи иқтисодий фаолият амалга ошириши лозим. Оператор мақоми тўхтатилган муддат даври кўрсатилган муддатга киритилмайди;

мазкур Низомнинг 14-бандида кўрсатилган мезонларга.

16. Қўмита календар йилда бир марта ўрганиш якунлари бўйича оператор фаолиятининг ушбу Низомнинг 13-15-бандларида келтирилган мезонларга мослиги тўғрисидаги хулоса тузади.

5-боб. Реестрга киритиш тўғрисида ариза бериш ва уни кўриб чиқиш тартиби

17. Юридик шахс Реестрга киритиш учун Қўмитага ушбу Низомнинг 4-иловасига мувофиқ шакл бўйича ёзма ариза тақдим этади.

Ариза қуйидагилар илова қилинади:

паспортларни нухсалари ва раҳбар, бош бухгалтер ва юридик шахснинг ваколатли шахсининг солиқ тўловчи идентификация рақами (СТИР);

раҳбар, бош бухгалтер ва юридик шахснинг ваколатли шахсининг иш жойини тасдиқловчи ҳужжат, шу жумладан ишончнома ва тегишли шартнома нусхаси;

Операторни товарларини сақлаш учун омбор сифатида фойдаланишга мўлжалланган иншоотлар, бинолар (биноларнинг бир қисми) ва (ёки) очиқ майдончаларни (очиқ майдончаларнинг бир қисми) ижарага олиш бўйича шартномаларнинг (контрактлар, битимлар) нусхалари;

биринчи турдаги Гувоҳнома олиш учун – Ўзбекистон Республикаси Божхона кодексига мувофиқ базавий ҳисоб-китоб миқдорининг камида 2000 баробари миқдорида божхона тўловларини тўланишини таъминлашни тасдиқловчи ҳужжат.

Биринчи ва иккинчи турдаги Гувоҳномаларни олиш билан Реестрга киритиш учун юридик шахс бир ариза тақдим этиш ҳуқуқига эга.

Ариза тақдим этиш давлат хизматлари марказлари орқали ҳам амалга оширилиши мумкин.

18. Аризага алоҳида ҳужжатлар илова қилинмайди, агарда Қўмита бундай ҳужжатлар ҳақидаги маълумотларни ва (ёки) улардаги маълумотларни давлат божхона органлари фойдаланадиган ахборот тизимлари, шунингдек, идоралараро ахборот ҳамкорлиги доирасида давлат органлари ва бошқа ташкилотларнинг ахборот тизимлари орқали олиши мумкин бўлса, бундан мазкур Низомнинг 17-бандида кўрсатилган ҳужжатлар мустасно.

19. Қўмита аризани рўйхатга олинган кундан бошлаб 30 иш куни ичида кўриб чиқади.

Аризани кўриб чиқиш учун йиғим ундирилмайди.

20. Қўмита ушбу Низомнинг 19-бандида белгиланган муддатдан кечиктирмай, юридик шахсни Реестрга киритиш ёки киритишни рад этиш тўғрисида ёзма хабарнома юборади.

Юридик шахснинг ушбу Низомнинг 13-15-бандларида кўрсатилган мезонларга мувофиқ эмаслиги уни Реестрга киритишни рад этишга сабаб бўлди.

21. Оператор Реестрга киритилган кундан эътиборан махсус соддалаштиришлардан фойдаланиш ҳуқуқига эга.

6-боб. Божхона операцияларни амалга ошириш учун махсус соддалаштиришлар турлари

22. Биринчи турдаги Гувоҳнома Операторга қуйидаги махсус соддалаштиришлардан фойдаланиш ҳуқуқини беради:

товарларни декларациялаш ва чиқариш билан боғлиқ божхона опереацияларни биринчи навбатда амалга ошириш;

оператор томонидан ташиладиган товарларга нисбатан товарни ташиш йўналишини белгиламаслик;

операторнинг товарларини божхона жўнатиш органидан белгиланган жойга божхона тўловлари тўланиши таъминламасдан етказиб бериш;

божхона тўловлари тўланишини таъминловисиз, товарларни операторнинг очиқ майдонлари, бинолари ва бошқа ҳудудларига божхона назоратида жойлаштириш;

операторнинг транспорт воситасида божхона транзити амалга оширилаётганда божхона тўловлари тўланиши таъминланишини талаб қилмаслик;

экспортга жўнатиладиган товарлар юкланган транспорт воситаларининг юк хоналари (отсеклари) ёки уларнинг бир қисмига оператор томонидан қўйилган пломбаларни давлат божхона хизмати органлари томонидан идентификация воситалари сифатида тан олиниши;

давлат божхона хизмати органлари томонидан вақтни қисқартириш ва божхона операцияларини ўтказиш тартибини оптималлаштиришга қаратилган тажриба лойиҳаларида устуворлик билан иштирок этиш.

23. Иккинчи турдаги Гувоҳнома Операторга қуйидаги махсус соддалаштиришлардан фойдаланиш ҳуқуқини беради:

оператор томонидан товар ва транспорт воситаларини чиқариб юбориш тўғрисида қарор қабул қилишда божхона назорати шакллари қўлланилмаслиги, хавфни бошқариш тизимида белгиланган чоралар бундан мустасно;

декларациялаш билан боғлиқ ва товарларни чиқариб юбориш билан амалга ошириш божхона операцияларининг устуворлиги;

божхона тўловлари тўланиши таъминланиши таъминланмаган ҳолда товарларни операторнинг бинолари, очиқ майдончалари ва бошқа ҳудудларига божхона назорати остида жойлаштириш;

божхона органлари билан келишилган ҳолда, опреторнинг очиқ майдонлари ва бошқа ҳудудларида товарларни чиқариш билан боғлиқ божхона операцияларини амалга ошириш;

божхона тўловлари тўланишини таъминламасдан, божхона тўловларини бўлиб тўлаш ва (ёки) муддатини йигирма иш кунигача кечиктирган ҳолда, товарларни эркин муомалага чиқариш;

товарларни чиқаришда уларнинг божхона қийматини шартли равишда аниқлашда божхона тўловлари тўланиши таъминланишини талаб қилмаслик;

алоҳида ҳужжатлар (мувофиқлик сертификати) мавжуд бўлмаганда, товарларни (озиқ-овқат товарлари ва фармацевтика маҳсулотлари бундан мустасно) шартли равишда чиқариш ва ҳужжатларни кейинчалик олтмиш календарь куни давомида тақдим этиш;

давлат божхона хизмати органлари томонидан божхона операцияларини амалга ошириш вақтини қисқартириш ва тартибини такомиллаштириш бўйича амалга ошириладиган тажриба лойиҳалари синовларда иштирок этиш.

24. Учинчи турдаги Гувоҳнома Операторга қуйидаги махсус соддалаштиришлардан фойдаланиш ҳуқуқини беради:

мазкур Низомнинг 22 ва 23-бандларида кўрсатилган махсус соддалаштиришлар;

Ўзбекистон Республикаси Божхона кодексининг 272-моддасига мувофиқ божхона юк декларцияси тақдим этилгунга қадар товарларни чиқариб юбориш;

божхона тўловлари тўланишини таъминламасдан, божхона тўловларини бўлиб тўлаш ва (ёки) муддатини олтмиш иш кунигача кечиктирган ҳолда, товарларни эркин муомалага чиқариш;

божхона масалаларини мувофиқлаштириш ва ҳал қилишда операторга кўмаклашиш учун давлат божхона хизмати органларининг масъул ходимини (кейинги ўринларда координатор деб аталади) тайинлаш.

7-боб. Операторларни ўзаро тан олиш

25. Учинчи турдаги Гувоҳномага эга бўлган операторларга ушбу Низомда назарда тутилмаган ва Ўзбекистон Республикаси ўзаро тегишли шартномалар тузган хорижий давлатлар ҳудудида қўлланиладиган бошқа имтиёзлар ва махсус соддалаштиришлар тақдим этилиши мумкин.

26. Ўзбекистон Республикасининг халқаро шартномаларига мувофиқ ушбу Низомда назарда тутилган имтиёзлар ва махсус соддалаштиришлар хорижий давлатларнинг ваколатли хўжалик юритувчи субъектларига ҳам ўзаро асосда берилиши мумкин.

8-боб. Оператор мақомини тўхтатиб туриш ва қайта тиклаш

27. Оператор мақоми қуйидаги ҳолатларда тўхтатиб турилади:

операторнинг ёзма мурожаатига асосан;

Ўзбекистон Республикаси Маъмурий жавобгарлик тўғрисидаги кодексининг 171, 1711, 174, 175, 176, 177, 227-22727-моддаларида (22727-модданинг иккинчи қисмидан ташқари) назарда тутилган ҳуқуқбузарликлар учун операторнинг раҳбари ёки бош бухгалтери, шунингдек, ваколатли шахсини маъмурий жавобгарликка тортиш тўғрисида суд қарори кучга кирганда;

Ўзбекистон Республикаси Жиноят кодексининг 175, 182, 184, 188, 189, 209, 228 ва 246-моддаларида назарда тутилган жиноятларни содир этганлиги учун операторнинг раҳбари ёки бош бухгалтери ёхуд ваколатли шахсига нисбатан жиноят иши қўзғатилганда;

хабарномада белгиланган муддатда солиқлар ва бошқа мажбурий тўловларни тўлаш бўйича мажбуриятлар бажарилмаганда ёки тўлиқ бажарилмаганда;

ушбу Низомнинг 13-банди олтинчи хатбоши ва 14-банди бешинчи хатбошига мувофиқ белгиланган фаолият кўрсаткичлари камайганда;

ушбу Низомнинг 17-моддаси бандига мувофиқ тақдим этилган ҳужжатларнинг амал қилиш муддати тугаганда.

28. Ушбу Низомнинг 27-бандида назарда тутилган асослар мавжуд бўлса, Қўмита операторнинг мақомини тўхтатади ва тегишли қарор қабул қилинганидан сўнг бир иш кунидан кечиктирмаган ҳолда уни бу ҳақда ёзма равишда хабардор қилади.

29. Қуйидаги ҳолатлар юзага келганда:

27-банднинг учинчи хатбошида назарда тутилган ҳолатда – тўхтатиб туриш муддати бир йилни;

27-банднинг тўртинчи хатбошида назарда тутилган ҳолатда – тўхтатиб туриш муддати суднинг оқлаш ҳақидаги қарори чиққунига қадар бўлган даврни;

27-банднинг бешинчи хатбошида назарда тутилган ҳолатда – тўхтатиб туриш муддати ўттиз иш кунини;

27-банднинг олтинчи хатбошида назарда тутилган ҳолатда – тўхтатиб туриш муддати 13-банднинг олтинчи хатбошида ва 14-банднинг бешинчи хатбошида кўрсатилган мезонларга мувофиқ ҳолга келтирилгунга қадар бўлган, лекин бир йилдан ортиқ бўлмаган даврни ташкил қилади.

30. Мақомни тўхтатиб туриш билан боғлиқ ҳолатларни бартараф этилганда ёки суднинг оқлаш ҳақидаги ҳукми чиқарилганда, оператор беш иш куни ичида Қўмитага тегишли хабарнома юборади.

31. Қўмита хабарномани олган кундан эътиборан беш иш куни ичида операторнинг мақомини қайта тиклаш ёки қайта тиклашни рад этиш тўғрисида қарор қабул қилади ва қабул қилинган қарор тўғрисида уни хабардор қилади.

Ушбу Низомнинг 27-бандида келтирилган ҳолатларнинг бартараф этилмаслиги мақомни қайта тиклашни рад этишга сабаб бўлади.

9-боб. Операторларни Реестрдан чиқариш тартиби

32. Оператор қуйидаги ҳолларда Реестрдан чиқарилади:

операторнинг ўз хоҳиши билан Реестрдан чиқариш тўғрисидаги ёзма мурожаати бўйича;

оператор мақомига эга бўлган юридик шахс қонун ҳужжатларида белгиланган тартибда тугатилган тақдирда;

Ўзбекистон Республикаси Жиноят кодексининг 175, 182, 184, 188, 189, 209, 228 ва 246-моддаларида назарда тутилган жиноятларни содир этганлиги учун операторнинг раҳбари ёки бош бухгалтери ёхуд ваколатли шахсига нисбатан суд ҳукми кучга кирганда;

оператор мақомини тўхтатиб қўйишга олиб келган ва ушбу Низомнинг 27-банди бешинчи хатбошида назарда тутилган ҳолатлар ўттиз иш куни ичида бартараф этилмаганда;

оператор мақомини тўхтатиб қўйишга олиб келган ва ушбу Низомнинг 27-банди олтинчи хатбошида назарда тутилган ҳолатлар бир йил ичида бартараф этилмаганда;

оператор қайта ташкил этилганда, ўзгартириш орқали қайта ташкил этиш бундан мустасно;

оператор мақоми ваколатли орган томонидан тақдим этилган ва бундай мақомни бериш учун асос бўлиб хизмат қилган ишончсиз маълумотлар асосида берилгани аниқланганда;

оператор томонидан ушбу Низомнинг 36-бандида назарда тутилган мажбуриятлар бир йил мобайнида икки мартадан ортиқ бажарилмаганда.

33. Қўмита ушбу Низомнинг 32-бандида назарда тутилган асослар юзага келиши тўғрисида хабар олинган кундан бошлаб беш иш кунидан кечиктирмасдан, операторни Реестрдан чиқариш тўғрисида қарор қабул қилади.

Қўмита операторни Реестрдан чиқариш тўғрисида қарор қабул қилинган кундан эътиборан бир иш куни ичида чиқариш учун асосларни кўрсатган ҳолда, операторни бу ҳақда ёзма равишда хабардор қилади.

34. Оператор Реестрдан чиқарилган тақдирда, юридик шахс уч йилдан сўнг, ушбу Низомнинг 32-банди тўртинчи хатбошида келтирилган ҳолатда — беш йилдан сўнг Реестрга киритиш тўғрисида такроран ариза бериш ҳуқуқига эга.

10-боб. Операторнинг ҳуқуқ ва мажбуриятлари

35. Оператор қўйидаги ҳуқуқларга эга:

Реестрга киритилган кундан бошлаб, ушбу Низомнинг 6-бобида назарда тутилган махсус соддалаштиришлардан фойдаланиш, оператор мақомини тўхтатиб туриш ҳолати бундан мустасно;

координатор ёрдамида божхона масалалари юзасидан белгиланган тартибда маълумот ва маслаҳатлар олиш;

божхона операцияларини махсус соддалаштиришларни қўллаган ҳолда амалга оширишга масъул раҳбарлар ва ўз штатидаги шахслар орасидан координатор билан ўзаро ҳамкорлик қилиш учун масъул шахсни белгилаш.

Оператор қонун ҳужжатларига мувофиқ бошқа ҳуқуқларга ҳам эга бўлиши мумкин.

36. Оператор қуйидагиларга мажбур:

Реестрга киритилганидан сўнг ушбу Низомнинг 12-бандида келтирилган мезонларга мувофиқ бўлиши;

божхона органларига Реестрга киритишда тақдим этилган маълумотлар ўзгариши ҳақида хабар бериш ва бундай ўзгаришларни тасдиқловчи ҳужжатларни ушбу маълумотлар ўзгарган кундан эътиборан беш иш куни ичида тақдим этиш;

бўлиб тўлашга рухсат берилган ёки муддати кечиктирилган божхона тўловларининг божхона органлари томонидан қонун ҳужжатларига мувофиқ юборилган хабарномада кўрсатилган муддатнинг охирги кунидан кечиктирмасдан тўланишини таъминлаш;

давлат божхона хизмати органлари мансабдор шахслари операторларнинг божхона назоратида турган товарлар сақланаётган иншоотлари, бинолари (биноларнинг қисмлари) ва (ёки) очиқ майдонларига (очиқ майдонлар қисмларига) тўсиқсиз кириши тўғрисида давлат божхона хизмати органларининг талабларини бажариш;

давлат божхона хизмати органлари талабларига мувофиқ божхона назоратини амалга ошириш учун зарур бўлган маълумотларни тақдим этиш;

давлат божхона хизмати органи божхона назорати шакллари ва божхона назоратининг амалга оширилишини таъминлаш чораларини қўллаш зарурлиги тўғрисида хабар бермаган тақдирда, товарлар чиқарилгунига қадар қонунбузарликларни мустақил равишда аниқлаш ва бартараф этиш;

товарларни декларациялаш ва ҳисобга олиш бўйича божхона операцияларини амалга ошириш учун зарур бўлган автоматлаштирилган тизимга эга бўлиш.

Оператор қонун ҳужжатларига мувофиқ бошқа мажбуриятларга ҳам эга бўлиши мумкин.

11-боб. Оператор фаолиятини назорат қилиш

37. Агар назорат чораси таваккалчиликларни бошқариш тизимида мавжуд бўлса, давлат божхона хизмати органлари томонидан қонун ҳужжатларида белгиланган тартибда операторларнинг товарларига нисбатан божхона назорати шакллари қўлланиши мумкин.

38. Божхона назоратида бўлган операторнинг товарларига ҳуқуқий таъсир чораларини қўллаш (чеклаш) бўйича ваколатли органлар томонидан тақдим этилган асослар мавжуд бўлса, давлат божхона хизмати органи ушбу товарларга нисбатан божхона тартиб-таомилларини ваколатли органнинг алоҳида қарори қабул қилингунига қадар тўхтатиб туради.

Ваколатли органлар аниқланган ва фош этилган жиноятлар ёки бошқа тергов натижалари, жиноятларни содир этган шахслар, шунингдек, операторларнинг солиқлар бўйича қарздорлиги (жарималар, пенялар ва бошқа ҳуқуқбузарликлар) тўғрисида уч иш кунидан кечиктирмасдан, давлат божхона хизмати органларини ахборот тизимлари орқали (мавжуд ахборотдан ноқонуний фойдаланиш имконини бермайдиган ҳимояланган алоқа каналлари орқали) хабардор қилиши шарт.

12-боб. Давлат божхона хизмати органларининг операторлар билан ўзаро ҳамкорлиги

39. Қўмита операторнинг Ўзбекистон Республикаси божхона қонунчилиги ва ушбу Низом талабларига риоя этиши юзасидан назоратни таъминлайди.

40. Давлат божхона хизмати органлари ушбу Низомда белгиланган тартибда оператор декларант бўлган товарларга нисбатан божхона операцияларини амалга оширади.

41. Божхона органлари махсус соддалаштиришларни қўллашда, шу жумладан божхона қонунчилигини қўллаш масалалари юзага келганда, операторлар билан ўзаро ҳамкорликни мувофиқлаштириш мақсадида бундай ўзаро ҳамкорликни ташкил этиш учун масъул ходимларни (координаторларни) белгилаши мумкин.

13-боб. Якунловчи қоидалар

42. Давлат божхона хизмати органлари мансабдор шахсларининг қарорлари, шунингдек, ҳаракатлари (ҳаракатсизликлари) юзасидан Ўзбекистон Республикаси қонун ҳужжатларига мувофиқ шикоят қилиниши мумкин.

43. Давлат божхона хизмати органлари айрим операторларга қайд этилган фаолиятни амалга ошириш учун бошқа имтиёзли шароитлар яратишга ҳақли эмас.

44. Ушбу Низом талабларини бузганликда айбдор бўлган шахслар қонун ҳужжатларида белгиланган тартибда жавобгар бўладилар.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 29 апреля 2019 года №363 «О мерах по внедрению института уполномоченного экономического оператора», а также в целях создания в стране благоприятного инвестиционного климата, дальнейшего упрощения таможенных процедур и обеспечения безопасности международной торговли в соответствии с международными стандартами Кабинет Министров постановляет:

1. Текст приложения к постановлению Кабинета Министров от 29 апреля 2019 года № 363 (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 6 мая 2019 г., № 18, ст. 354), изложить в редакции согласно приложению.

2. Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан:

в двухмесячный срок со дня вступления настоящего постановления в силу изучить соответствие уполномоченных экономических операторов, включенных в реестр уполномоченных экономических операторов, условиям и требованиям настоящего постановления. По итогам изучения обеспечить в установленном порядке принятие мер по приостановлению статуса уполномоченных экономических операторов и/или исключению из реестра уполномоченных экономических операторов, не отвечающих условиям и требованиям настоящего постановления;

в месячный срок совместно с министерствами и ведомствами привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам инвестиций и внешнеэкономических связей Э.М. Ганиева и председателя Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан М.Б. Азимова.

Премьер-министр

Республики Узбекистан А. Арипов

Приложение
к постановлению Кабинета Министров от «__» «_____» 20____ года

ПОЛОЖЕНИЕ

об уполномоченных экономических операторах

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок регулирования вопросов получения свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и виды предоставляемых специальных упрощений при совершении таможенных операций.

2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:

уполномоченный экономический оператор (далее – Оператор) – статус, получаемый юридическим лицом, отвечающим требованиям настоящего Положения, для пользования упрощенными таможенными процедурами при совершении таможенных операций;

свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов (далее – Свидетельство) – документ, который составляется по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению, подтверждающий статус уполномоченного экономического оператора и предоставляющий право пользования упрощенными таможенными процедурами при совершении таможенных операций;

специальные упрощения – особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля, применяемые в зависимости от типа Свидетельства;

реестр уполномоченных экономических операторов – формируемый Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан (далее – Комитет) перечень юридических лиц, имеющих Свидетельство, которым предоставлено право пользования специальными упрощениями при совершении таможенных операций, размещаемый на официальном сайте Комитета;

уполномоченное лицо юридического лица (оператора) – лица, в том индивидуальные предприниматели и юридические лица, а также их представители, действующие от имени и/или по поручению юридического лица на основании доверенности либо соответствующего договора, включая договора по оказанию услуг по таможенному оформлению, представляющие интересы данного юридического лица;

уполномоченные органы – судебные органы, органы прокуратуры, в том числе Департамент по борьбе с экономическими преступлениями, Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, Служба государственной безопасности Республики Узбекистан, органы внутренних дел, а также налоговые органы.

3. Оператор относится к категории низкого уровня риска с момента включения его в Реестр.

4. Органы государственного управления и органы государственной власти на местах не могут быть операторами.

Глава 2. Свидетельство и его типы

5. Свидетельство может быть трех типов:

первый тип – предоставляет оператору право пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными пунктом 22 настоящего Положения;

второй тип – предоставляет оператору право пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными пунктом 23 настоящего Положения;

третий тип – предоставляет оператору право пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными пунктом 24 настоящего Положения.

6. Для получения свидетельства первого типа и права пользования специальными упрощениями данной категории юридическое лицо должно соответствовать критериям, предусмотренным пунктом 13 настоящего Положения.

7. Для получения свидетельства второго типа и права пользования специальными упрощениями данной категории юридическое лицо должно соответствовать критериям, предусмотренным пунктом 14 настоящего Положения.

8. Для получения свидетельства третьего типа и права пользования специальными упрощениями данной категории юридическое лицо должно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в качестве оператора, имеющего Свидетельства первого и(или) второго типа в течении не менее 2 лет до дня регистрации таможенным органом заявления, поданного для получения свидетельства третьего типа и соответствовать критериям, предусмотренным пунктом 15 настоящего Положения.

9. Свидетельство вступает в силу со дня включения юридического лица в Реестр.

Запрещается передача Свидетельства другим лицам.

Глава 3. Формирование Реестра

10. Реестр формируется на основании Свидетельств, выданных в соответствии с решением Комитета о включении юридического лица в Реестр.

11. Комитет после принятия решения о включении юридического лица в Реестр, а также о приостановлении, возобновлении статуса либо об исключении оператора из него размещает данную информацию на своем официальном веб-сайте.

12. Получение Свидетельства осуществляется по схеме согласно приложению № 2 к настоящему Положению.

Глава 4. Критерии отбора для включения в Реестр

13. На момент подачи заявления о включении в Реестр на основании Свидетельства первого типа, юридическое лицо должно соответствовать следующим критериям:

отсутствие фактов привлечения руководителя и главного бухгалтера, а также уполномоченного лица юридического лица, в том числе лиц, занимавших эти должности в течении последнего года, к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 171, 1711, 174, 175, 176, 177 и 227-22727 (за исключением части второй статьи 22722) Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, в течение одного года до дня обращения в таможенные органы;

отсутствие фактов привлечения в течение последних пяти лет до дня обращения в таможенные органы руководителя и главного бухгалтера, а также уполномоченных лиц юридического лица к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьями 175, 182, 184, 188, 189, 209, 228 и 246 Уголовного кодекса Республики Узбекистан;

отсутствие задолженностей по уплате налогов и других обязательных платежей, в том числе штрафных санкций и пени по ним;

наличие документа, подтверждающего обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с Таможенным кодексом Республики Узбекистан, в размере не менее 2000 кратной базовой расчетной величины. Юридические лица, осуществляющие деятельность в качестве таможенного склада, вправе использовать обеспечение уплаты таможенных платежей, предъявленное для получения лицензии на осуществление деятельности таможенного склада;

осуществление внешнеэкономической деятельности в сфере таможенного дела в качестве таможенного брокера, владельца таможенного склада не менее 3 лет либо осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика не менее 2 лет до дня регистрации таможенным органом заявления о включении в Реестр, в течение которых:

лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного брокера, за каждый год было подано не менее 200 импортных и (или) экспортных грузовых таможенных деклараций с фактурной стоимостью товаров в эквиваленте не менее 2 млн. долларов США;

лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельцев таможенных складов, осуществлено хранение товаров, объемом не менее 10 000 тонн и суммарная стоимость которых за каждый год составляет не менее суммы, эквивалентной 10 000 тысячам долларов США по курсу валют, действующему на день регистрации таможенным органом заявления;

лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного перевозчика, за каждый год было осуществлено не менее 200 международных перевозок (партий) экспортных и (или) импортных грузов.

Дата начала осуществления внешнеэкономической деятельности является:

для владельца таможенного склада – дата выдачи лицензии на осуществление деятельности таможенного склада;

для таможенного брокера – дата таможенного оформления первой грузовой таможенной декларации, поданной в таможенные органы;

для таможенных перевозчиков – дата включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков.

14. На момент подачи заявления о включении в Реестр на основании Свидетельства второго типа, юридическое лицо должно соответствовать следующим критериям:

критериям, указанным в абзацах втором - четвертом пункта 13 настоящего Положения;

осуществление внешнеэкономической деятельности не менее трех лет до дня обращения в таможенные органы. При этом, датой начала осуществления внешнеэкономической деятельности является дата таможенного оформления первой грузовой таможенной декларации, поданной в таможенные органы в установленном порядке;

наличие в собственности (на праве пользования или владения) сооружений, помещений (части помещений) и (или) открытых площадок (части открытых площадок), предназначенных для использования в качестве склада для хранения товаров, соответствующих требованиям, установленным согласно приложения № 3 к настоящему Положению;

фактурная стоимость импортированных и (или) экспортированных товаров должна составлять в эквиваленте не менее 2 млн. долларов США в год и в течение последних двенадцати месяцев должно быть оформлено не менее 100 импортных и (или) экспортных грузовых таможенных деклараций либо в течение последних двенадцати месяцев сумма уплаченных таможенных платежей должна составлять в размере не менее 20 000-кратного минимального размера заработной платы и должно быть оформлено не менее 50 импортных и (или) экспортных грузовых таможенных деклараций;

отсутствие просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям.

15. На момент подачи заявления о включении в Реестр на основании Свидетельства третьего типа, юридическое лицо должно соответствовать следующим критериям:

юридическое лицо должно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в качестве оператора, имеющего Свидетельство первого и(или) второго типа в течении не менее 2 лет до дня регистрации таможенным органом заявления, поданного для получения свидетельства третьего типа. В указанный срок не включается период, в течение которого действие статуса оператора приостановлено;

критериям, указанным в пункте 14 настоящего Положения.

16. Комитет 1 раз в календарный год проводит изучение, по итогам которого составляет заключение о деятельности оператора на соответствие критериям, приведенным в пунктах 13-15 настоящего Положения.

Глава 5. Порядок подачи и рассмотрения заявления о включении в Реестр

17. Для включения в Реестр юридическое лицо подает в Комитет письменное заявление по форме согласно приложению № 4 к настоящему Положению.

К заявлению прилагаются:

копии паспортов и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) руководителя, главного бухгалтера, уполномоченного лица юридического лица;

документ, подтверждающий место работы руководителя, главного бухгалтера, уполномоченного лица юридического лица, в том числе копию доверенности либо соответствующего договора;

копии договоров (контрактов, соглашений) об аренде (со сроком действия не менее одного года) сооружений, помещений (части помещений) и (или) открытых площадок (части открытых площадок), предназначенных для использования в качестве склада для хранения товаров Оператора;

для получения Свидетельства первого типа – документ, подтверждающий обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с Таможенным кодексом Республики Узбекистан, в размере не менее 2000 кратной базовой расчетной величины.

Для включения в Реестр с получением Свидетельств первого и второго типов юридическое лицо вправе подать одно заявление.

Подача заявления также может осуществляться через центры государственных услуг.

18. Заявление не сопровождается представлением отдельных документов, если сведения о таких документах и (или) сведения из них могут быть получены Комитетом посредством информационных систем, используемых органами государственной таможенной службы, а также информационных систем государственных органов и иных организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, за исключением документов, указанных в пункте 17 настоящего Положения.

19. Комитет рассматривает заявление в течение тридцати рабочих дней со дня его регистрации.

За рассмотрение заявления сбор не взимается.

20. Комитет не позднее срока, установленного пунктом 19 настоящего Положения, направляет письменное уведомление о включении или об отказе во включении юридического лица в Реестр.

Причиной отказа о включении юридического лица в Реестр является несоответствие критериям, приведенным в пунктах 13-15 настоящего Положения.

21. Оператор со дня включения его в Реестр вправе пользоваться специальными упрощениями.

Глава 6. Виды специальных упрощений на совершение таможенных операций

22. Свидетельство первого типа дает право Оператору пользоваться следующими специальными упрощениями:

совершение таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском товаров, в первоочередном порядке;

неустановление маршрута перевозки товаров в отношении товаров, перевозимых оператором;

доставка товаров оператора от таможенного органа отправления до места назначения без обеспечения уплаты таможенных платежей;

помещение товаров под таможенный контроль в помещениях, на открытых площадках и иных территориях оператора, без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей;

отсутствие требования по предоставлению обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении таможенного транзита транспортным средством оператора;

признание органами государственной таможенной службы в качестве средств идентификации пломб, наложенных оператором на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств или их части, отправляемых на экспорт товаров;

приоритетное участие в проводимых органами государственной таможенной службы пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций.

23. Свидетельство второго типа дает право Оператору пользоваться следующими специальными упрощениями:

отсутствие применения форм таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств оператора при принятии решения об их выпуске, за исключением мер, определяемых системой управления рисками;

совершение таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском товаров, в первоочередном порядке;

помещение товаров под таможенный контроль в помещениях, на открытых площадках и иных территориях оператора, без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей;

проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях оператора, заранее согласованных с таможенными органами;

выпуск товаров в свободное обращение с предоставлением рассрочки и (или) отсрочки по уплате таможенных платежей до двадцати рабочих дней, без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей;

отсутствие требования по обеспечению уплаты таможенных платежей при условном определении таможенной стоимости при выпуске товаров;

осуществление условного выпуска товаров (за исключением продовольственных товаров и фармацевтической продукции) при отсутствии отдельных документов (сертификата соответствия), с последующим их предоставлением в течение шестидесяти календарных дней;

приоритетное участие в проводимых органами государственной таможенной службы пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций.

24. Свидетельство третьего типа дает право Оператору пользоваться следующими специальными упрощениями:

упрощениями, указанными в пунктах 22 и 23 настоящего Положения;

выпуск товаров до подачи грузовой таможенной декларации в соответствии со статьей 272 Таможенного кодекса Республики Узбекистан;

выпуск товаров в свободное обращение с предоставлением рассрочки и (или) отсрочки по уплате таможенных платежей до шестидесяти рабочих дней, без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей;

назначение ответственного сотрудника органов государственной таможенной службы (далее – координатор) для оказания содействия оператору в ходе координирования и решения таможенных вопросов.

Глава 7. Взаимное признание операторов

25. Операторам, имеющим Свидетельство третьего типа, могут предоставляться также иные привилегии и специальные упрощения, не предусмотренные настоящим Положением, распространяемые на территории иностранных государств, с которыми Республикой Узбекистан заключены соответствующие соглашения на взаимной основе.

26. В соответствии с международными договорами Республики Узбекистан привилегии и специальные упрощения, предусмотренные настоящим Положением, могут предоставляться на взаимной основе уполномоченным экономическим операторам иностранных государств.

Глава 8. Приостановление и возобновление статуса Оператора

27. Приостановление статуса Оператора производится в случаях:

по письменному обращению оператора;

вступления в законную силу судебного решения о привлечении к административной ответственности руководителя или главного бухгалтера, а также уполномоченного лица оператора за правонарушения, предусмотренные статьями 171, 1711, 174, 175, 176, 177, 227-22727 (за исключением части второй статьи 22722) Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности;

возбуждения уголовного дела в отношении руководителя или главного бухгалтера либо уполномоченного лица оператора за совершение преступлений, предусмотренных статьями 175, 182, 184, 188, 189, 209, 228 и 246 Уголовного кодекса Республики Узбекистан;

неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по уплате задолженности по налогам и другим обязательным платежам в срок, указанный в уведомлении;

снижения показателей деятельности, установленных согласно абзаца шестого пункта 13 и абзаца пятого пункта 14 настоящего Положения;

окончания срока действия документов, представленных в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения.

28. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 27 настоящего Положения, Комитет приостанавливает действие статуса оператора и уведомляет его в письменной форме не позднее одного рабочего дня после принятия соответствующего решения.

29. В случае наступления обстоятельств, предусмотренных:

абзацем третьим пункта 27 – срок приостановления составляет один год;

абзацем четвертым пункта 27 – срок приостановления составляет период до вынесения оправдательного приговора суда;

абзацем пятым пункта 27 – срок приостановления составляет тридцать рабочих дней;

абзацем шестым пункта 27 – срок приостановления составляет период до приведения в соответствие с установленными в абзаце шестом пункта 13 и абзаце пятом пункта 14 настоящего Положения, но не более одного года.

30. При устранении случаев, связанных с приостановлением статуса, или вынесении оправдательного приговора суда оператор в течение пяти рабочих дней направляет в Комитет соответствующее уведомление.

31. Комитет в течение пяти рабочих дней после получения уведомления принимает решение о возобновлении либо об отказе в возобновлении статуса оператора и уведомляет его о принятом решении.

Причиной отказа в возобновлении статуса является не устранение обстоятельств, приведенных в пункте 27 настоящего Положения.

Глава 9. Порядок исключения из Реестра Операторов

32. Исключение Оператора из Реестра производится в следующих случаях:

по письменному обращению оператора о добровольном исключении его из Реестра;

ликвидации юридического лица, имеющего статус оператора, в порядке, установленном законодательством;

вступления в законную силу приговора суда о привлечении к уголовной ответственности руководителя или главного бухгалтера либо уполномоченного лица оператора за совершение преступлений, предусмотренных статьями 175, 182, 184, 188, 189, 209, 228 и 246 Уголовного кодекса Республики Узбекистан;

неустранения в течение тридцати рабочих дней обстоятельств, указанных в абзаце пятом пункта 27 настоящего Положения, повлекших приостановление статуса оператора;

неустранения в течение одного года обстоятельств, указанных в абзаце шестом пункта 27 настоящего Положения, повлекших приостановление статуса оператора;

реорганизации оператора, за исключением реорганизации в форме преобразования;

установления, что статус оператора был присвоен на основе недостоверных данных, представленных уполномоченными органами, послуживших основанием для присвоения такого статуса;

неисполнения обязанностей оператора, предусмотренных пунктом 36 настоящего Положения, более двух раз в течение одного года.

33. Комитет не позднее пяти рабочих дней со дня получения информации о возникновении оснований, предусмотренных пунктом 32 настоящего Положения, принимает решение об исключении оператора из Реестра.

Комитет в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об исключении оператора из Реестра уведомляет в письменной форме об этом оператора с указанием оснований для исключения.

34. В случае исключения оператора из Реестра юридическое лицо вправе подать повторное заявление о включении в Реестр по истечении трех лет, в случае, приведенном в абзаце четвертом пункта 32 настоящего Положения, – по истечении пяти лет.

Глава 10. Права и обязанности Оператора

35. Оператор вправе:

пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными главой 6 настоящего Положения, со дня включения в Реестр, за исключением случая приостановления статуса оператора;

с помощью координатора получать в установленном порядке информацию и консультации по таможенным вопросам;

определять ответственное за взаимодействие с координатором лицо из числа руководителей и находящихся в его штате лиц, ответственных за совершение таможенных операций с применением специальных упрощений.

Оператор может иметь и иные права в соответствии с законодательством.

36. Оператор обязан:

соответствовать критериям, приведенным в пункте 13-15 настоящего Положения после включения в Реестр;

информировать таможенные органы об изменении сведений, заявленных им при включении в Реестр, и представлять документы, подтверждающие эти изменения в течение пяти рабочих дней со дня изменения таких сведений;

обеспечивать уплату таможенных платежей, по которым предоставлялась отсрочка или рассрочка по их уплате, не позднее последнего дня срока, указанного в уведомлении, направленного таможенными органами в соответствии с законодательством;

выполнять требования органов государственной таможенной службы о предоставлении беспрепятственного доступа должностным лицам органов государственной таможенной службы к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок) операторов, в которых осуществляется хранение товаров, находящихся под таможенным контролем;

по требованию органов государственной таможенной службы предоставлять информацию, необходимую для осуществления таможенного контроля;

самостоятельно выявлять и устранять нарушения до выпуска товаров в случае, если орган государственной таможенной службы не уведомил о необходимости применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;

иметь автоматизированную систему по декларированию и учету товаров, необходимую при совершении таможенных операций.

Оператор может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Глава 11. Контроль за деятельностью оператора

37. Органами государственной таможенной службы могут быть применены формы таможенного контроля в отношении товаров операторов в порядке, установленном законодательством, если мера контроля содержится в системе управления рисками.

38. При наличии оснований, предоставленных уполномоченными органами, на применение мер правового воздействия (ограничения) в отношении товаров оператора, находящихся под таможенным контролем, орган государственной таможенной службы приостанавливает таможенные процедуры в отношении этих товаров до принятия особого распоряжения уполномоченного органа.

Уполномоченные органы обязаны не позднее трех рабочих дней посредством информационных систем (путем защищенных каналов связи, исключающих несанкционированный доступ к имеющейся информации) уведомлять органы государственной таможенной службы о выявленных, раскрытых преступлениях или других результатах расследований, лицах, совершивших преступления, а также о налоговой задолженности (штрафах, пене и других нарушениях) операторов.

Глава 12. Взаимодействие органов государственной

таможенной службы с операторами

39. Комитет обеспечивает контроль за соблюдением оператором требований таможенного законодательства Республики Узбекистан и настоящего Положения.

40. Органы государственной таможенной службы совершают таможенные операции с товарами, декларантом которых является оператор, в установленном настоящим Положением порядке.

41. Таможенные органы в целях координации взаимодействия с операторами при применении специальных упрощений, в том числе в случае возникновения вопросов применения таможенного законодательства, могут определять ответственных сотрудников (координаторов) за организацию такого взаимодействия.

Глава 13. Заключительные положения

42. Решения, а также действия (бездействие) должностных лиц органов государственной таможенной службы могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

43. Органы государственной таможенной службы не вправе создавать для отдельных операторов иные льготные условия на осуществление заявленной деятельности.

44. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к 
Положению об уполномоченных
экономических операторах

ФОРМА СВИДЕТЕЛЬСТВА

о включении в реестр уполномоченных

экономических операторов

D:\Азизбек\Материалы НАПУ\Хар хил ишлар\1818 таможня знак.jpg

СВИДЕТЕЛЬСТВО

о включении в реестр уполномоченных экономических операторов

____________________________

(указывается тип свидетельства)

№ __________

Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан настоящим подтверждает, что _____________________________________

(организационно-правовая форма,

________________________________________________________________

наименование юридического лица)

включено в реестр уполномоченных экономических операторов.

Место нахождения юридического лица:

________________________________________________________________

Настоящее свидетельство вступает в силу с __________________________

Особые отметки: _________________________________________________

_____________________________ _________________________________

(должность руководителя ГТК) (подпись, инициалы и фамилия

руководителя)

"__" __________ 20__ г.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к 
Положению об уполномоченных
экономических операторах

СХЕМА
включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов

 

Этапы

 

Субъекты

 

Мероприятия

 

Сроки

 

 

 

 

 

 

 

1-й этап

 

Юридическое лицо

 

Подает в Государственный таможенный комитет заявления о его включении в Реестр уполномоченных экономических операторов:

а) в письменной форме непосредственно;

б) через центры государственных услуг.

 

По усмотрению юридического лица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-й этап

 

Государственный таможенный комитет

 

1. Рассматривает заявление.

2. По итогам рассмотрения заявления принимает решение о включении либо об отказе во включении юридического лица в Реестр уполномоченных экономических операторов.

3. Направляет юридическому лицу уведомление:

а) о включении в Реестр уполномоченных экономических операторов;

б) об отказе во включении в Реестр уполномоченных экономических операторов.

 

Не позднее

30 рабочих дней

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-й этап

 

Государственный таможенный комитет

 

1. Принимает решение о включении юридического лица в Реестр уполномоченных экономических операторов.

2. Размещает информацию о юридических лицах, включенных в Реестр уполномоченных экономических операторов, на официальном веб-сайте Государственного таможенного комитета.

 

В день принятия решения

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к 
Положению об уполномоченных
экономических операторах

ТРЕБОВАНИЯ
к сооружениям, помещениям (частям помещений)и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок)

1. Юридическое лицо, претендующее на включение в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов второго или третьего типа, должно иметь в собственности (на праве пользования или владения) сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки (части открытых площадок), предназначенных для использования в качестве склада для хранения товаров, при условии, что они обеспечивают:

а) сохранность товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;

б) недопущение совершения с товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций без разрешения таможенного органа;

в) возможность проведения в отношении товаров и транспортных средств таможенного контроля.

2. Юридическое лицо должно обеспечить наличие на территории уполномоченного экономического оператора:

а) твердого (бетонного, асфальтового или иного) покрытия, включая примыкающие к указанной территории погрузочно-разгрузочные площадки;

б) стоянки для транспортных средств;

в) непрерывного ограждения открытых площадок (частей открытых площадок) по всему периметру;

г) обозначения зон таможенного контроля в порядке, установленном законодательством;

д) места, выделенного для проведения таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров и транспортных средств;

е) технически исправных подъездных путей к указанной территории;

ж) организованного пропускного режима и охраны, исключающих несанкционированный доступ на объекты, расположенные на указанной территории, в том числе к местам погрузки (разгрузки) и хранения товаров и к транспортным средствам, и обеспечивающих:

допуск к указанным объектам работников юридического лица с осуществлением их идентификации;

доступ к указанным объектам лиц, не являющихся работниками юридического лица, с осуществлением их идентификации и регистрации;

оперативное аннулирование допуска работников, прекративших свою деятельность у юридического лица, к указанным объектам и информационным системам;

з) систем контроля въезда (выезда) транспортных средств и входа (выхода) лиц, оборудованных средствами видеонаблюдения, с возможностью подключения к ним таможенных органов, функционирующими в круглосуточном режиме, позволяющими осуществлять просмотр, запись и хранение видеоинформации в течение трех месяцев;

и) охранной и пожарной сигнализации, за исключением открытых площадок (частей открытых площадок);

к) освещения, позволяющего обеспечить видеонаблюдение;

л) весового оборудования (средств измерений) с пределами взвешивания и показателями точности измерений, соответствующими требованиям законодательства, обеспечивающего возможность взвешивания товаров, предполагаемых для размещения на указанной территории, в частности на паллетах, поддонах и в другой многооборотной таре, применяемой для транспортировки товаров;

м) погрузо-разгрузочной техники и механизмов, необходимых для проведения таможенного контроля товаров;

н) помещений (мест), оснащенных оргтехникой и средствами связи, которые предоставляются на время осуществления должностными лицами таможенного органа своих полномочий при совершении ими таможенных операций, проведении таможенного контроля и оформлении таможенных документов (при необходимости указанные помещения (места) могут размещаться в непосредственной близости от указанной территории).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к 
Положению об уполномоченных

экономических операторах

 

 

№____ от «___» ______ 20__г.

(номер и дата заявления)

Государственный таможенный комитет
Республики Узбекистан

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

о включении в Реестр уполномоченных экономических операторов

______________________________________________________________________

(полное наименование юридического лица, адрес юридического лица)

______________________________________________________________________

 (ИНН)

просит включить его в реестр уполномоченных экономических операторов
с выдачей свидетельства:

первого

 

 

второго

 

 

первого и второго

 

 

третьего

 

типа и заявляет о соответствии критериям, установленным
главой 4 Положения об уполномоченных экономических операторах, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 29.04.2019 года №363:

Критерии для получения свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов

Значение или отметка о соблюдении условия

  1.  

Информация о создании юридического лица

(указывается дата и номер документа, подтверждающего регистрацию юридического лица)

  1.  

Ф.И.О. руководителя юридического лица

 

(указываются паспортные данные, ИНН)

  1.  

Ф.И.О. главного бухгалтера юридического лица

 

(указываются паспортные данные, ИНН)

  1.  

Ф.И.О. уполномоченного лица юридического лица (указываются все лица, в том числе другие юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также их представители, действующие от имени и/или по поручению юридического лица на основании доверенности либо соответствующего договора, включая договора по оказанию услуг по таможенному оформлению, представляющие интересы данного юридического лица).

(указываются паспортные данные, ИНН)

  1.  

Отсутствие фактов привлечения руководителя и главного бухгалтера, а также уполномоченного лица юридического лица к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 171, 1711, 174, 175, 176, 177 и 227-22727 (за исключением части второй статьи 22722) Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, в течение одного года до дня обращения в таможенные органы.

(подтверждается отсутствие фактов привлечения либо в случае наличия фактов привлечения, указывается статья и дата привлечения к административной ответственности)

  1.  

Отсутствие фактов привлечения в течение последних пяти лет до дня обращения в таможенные органы руководителя и главного бухгалтера, а также уполномоченных лиц юридического лица к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьями 175, 182, 184, 188, 189, 209, 228 и 246 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

(подтверждается отсутствие фактов привлечения либо в случае наличия фактов привлечения, указывается статья и дата привлечения к уголовной ответственности)

  1.  

Отсутствие задолженностей по уплате налогов и других обязательных платежей, в том числе штрафов и пени по ним.

(подтверждается отсутствие задолженностей на дату подачи заявления либо в случае наличия задолженностей, указывается их сумма и вид задолженности)

  1.  

Документ, подтверждающий

обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с Таможенным кодексом Республики Узбекистан, в размере не менее 2000 кратной базовой расчетной величины.

(указывается дата и номер документа, подтверждающего обеспечение уплаты таможенных платежей)

 

  1.  

Осуществление внешнеэкономической деятельности.

(указывается:

  1. для владельца таможенного склада – дата выдачи лицензии на осуществление деятельности таможенного склада;
  2. для таможенного брокера – дата таможенного оформления первой грузовой таможенной декларации, поданной в таможенные органы;
  3. для таможенных перевозчиков – дата включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков.

 

  1.  

Наличие в собственности (на праве пользования или владения) сооружений, помещений (части помещений) и (или) открытых площадок (части открытых площадок), предназначенных для использования в качестве склада для хранения товаров.

(указывается:

  1. для свидетельства первого типа –номер и дата документа, подтверждающего нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок действия документа (договора аренды) и адрес местонахождения;
  2. для свидетельства второго типа – номер и дата документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление деятельности таможенного склада;)
  1.  

Фактурная стоимость импортированных и (или) экспортированных товаров должна составлять в эквиваленте не менее 2 млн. долларов США в год и в течение последних двенадцати месяцев должно быть оформлено не менее 100 импортных и (или) экспортных грузовых таможенных деклараций либо в течение последних двенадцати месяцев сумма уплаченных таможенных платежей должна составлять в размере не менее 20 000-кратного минимального размера заработной платы и должно быть оформлено не менее 50 импортных и (или) экспортных грузовых таможенных деклараций.

(указывается:

  1. сумма фактурной стоимость импортированных и (или) экспортированных товаров –
    млн. долларов США;
  2. количество импортных и (или) экспортных грузовых таможенных деклараций – шт.;
  3. сумма уплаченных таможенных платежей – млрд. сум)

 

Приложение: Документы, подтверждающие сведения, указанные в настоящем заявлении.

_______________________
(Ф.И.О. руководителя юридического лица)

_______________________
(подпись)

 

Информация об ответственном лице

(Ф.И.О., телефоны рабочий и мобильный)

Общие предложения

205