ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во предложений
10574 Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан 27/11/2019 12/12/2019 15

Обсуждение завершено

Постановление Президента Республика Узбекистан
Об утверждении Концепции национальной стратегии «Цифровой Узбекистан 2030»
ID-10574

ПРОЕКТ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

 

 

Об утверждении Концепции
национальной стратегии «Цифровой Узбекистан 2030»

 

 

На сегодняшний день уровень цифровизации страны определяет её экономическое и социальное развитие, а также конкурентоспособность
на мировой арене. В последние годы проводимые в Узбекистане реформы сопровождаются активным внедрением в процесс современных информационно-коммуникационных технологий, расширяется доступ населения к услугам телекоммуникаций, государственные услуги поэтапно переводятся в электронный вид и предоставляются по принципу «одного окна». Позиции Республики Узбекистан в рейтинге ООН по развитию электронного правительства постепенно укрепляются.

В целях ускоренного развития цифровых технологий, повышения эффективности государственного управления, повышения качества предоставления государственных услуг, формирования благоприятной среды для развития инновационных технологий, повышения конкурентоспособности страны:

1. Определить основными задачами цифрового развития Республики Узбекистан:

обеспечение систематического и последовательного процесса развития цифровой экономики, электронного правительства, информационно-коммуникационных и инновационных технологий;

повышение цифровой грамотности населения и подготовка высококвалифицированных кадров в сфере цифровых технологий, создание благоприятных условий для переквалификации кадров, популяризацию методов удаленной работы;

расширение телекоммуникационной инфраструктуры и центров обработки данных, формирование необходимой инфраструктуры для предоставления научному сообществу и реализации инновационных проектов;

совершенствование нормативно-правового регулирования цифровой экономики, создание «регуляторных песочниц» для проведения правовых экспериментов, связанных с регулированием отношений при внедрении новых технологий;

повышение эффективности сбора и обработки данных, создание новых экономических ценностей, путем эффективной утилизации данных, повышение доступности данных для населения и субъектов предпринимательства;

внедрение современных форм финансирования IT-проектов и компаний (венчурное финансирование, краудфандинг, IPO, токенизация активов), повышение прозрачности и доступности государственного заказа в сфере информационных технологий, создание венчурных фондов и технологических парков, привлечение зарубежных инвестиций и стимулирование разработки экспорт-ориентированной продукции, поддержку в монетизации цифровых продуктов и услуг;

расширение международного сотрудничества в сфере цифрового развития, активное изучение и внедрение зарубежного опыта, установление сотрудничества с крупными зарубежными компаниями по реализации совместных проектов.

2. Утвердить:

а) Концепцию национальной стратегии «Цифровой Узбекистан 2030» (далее – Концепция) согласно приложению №1;

б) «Дорожную карту» по реализации Концепции национальной стратегии «Цифровой Узбекистан 2030» согласно приложению №2.

3. Образовать Квалификационную комиссию по отбору и согласованию руководителей и ответственных сотрудников специализированных подразделений по внедрению цифровых технологий органов государственного и хозяйственного управления (далее – Квалификационная комиссия), состоящую из числа специалистов Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан, Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерства инновационного развития, Государственного комитета по статистике, Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции, Государственной инспекции по контролю в сфере информатизации
и телекоммуникаций, ГУП «Центр кибербезопасности».

4. Внедрить с 1 марта 2020 года порядок, в соответствии с которым, руководители и сотрудники специализированных подразделений по внедрению цифровых технологий органов государственного и хозяйственного управления, а также их подведомственных организаций:

назначаются на должность по согласованию с Квалификационной комиссией;

каждые два года проходят повышение квалификации на специализированных курсах, организуемых Агентством развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан (далее – АРГОС);

являются ответственными за качественную реализацию проектов в сфере цифрового развития, в том числе реализуемых в рамках национальной стратегии «Цифровой Узбекистан 2030».

5. АРГОС, Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в срок до 1 марта 2020 года:

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами утвердить в установленном порядке и ввести в действие Положение о Квалификационной комиссии по отбору и согласованию руководителей и ответственных сотрудников по внедрению цифровых технологий органов государственного и хозяйственного управления, а также принять меры по ее формированию и организации деятельности;

внести предложения по назначению заместителей руководителей органов государственного и хозяйственного управления по цифровой трансформации (Chief Digital Officer, CDO).

6. Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству инновационного развития совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 марта 2020 года разработать и утвердить Комплексную программу по продвижению фрилансинга (удаленной работы) через всемирную информационную сеть Интернет, предусматривающей:

установление сотрудничества с ведущими зарубежными электронными площадками фрилансинга;

упрощение процесса получения оплаты за оказанные услуги фрилансинга;

формирование благоприятных регуляторных норм и механизмов налогообложения фрилансеров;

массовой популяризации возможностей фрилансинга для различных специалистов.

7. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан:

а) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 мая 2020 года подготовить Концепцию создания системы управления государственными данными, в том числе предусматривающую:

внедрение стандартизированного подхода в формировании и обработке данных в сфере государственного управления;

внедрение принципа «единого источника данных», в котором данные (реестровые записи) формируются только в одном ответственном государственном органе или его подразделениях, с распределением ответственности по формированию и актуализации данных по государственным органам;

поэтапный переход от документ-ориентированной системы к системе на основе реестровых записей данных;

внедрение сбалансированной системы монетизации данных;

б) на основе Концепции и проведенных исследований, с привлечением местных и международных экспертов до 1 октября 2020 года разработать и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан Национальную стратегию «Цифровой Узбекистан 2030», определяющую приоритетные проекты на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также целевые показатели цифрового развития до 2030 года.

в) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., советника Президента Республики Узбекистан Кудбиева Ш.Д. и директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан Ли Д.Р.

 

Президент Республики Узбекистан                                         Ш. Мирзиёев

Приложение № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от «____» _________ 2019 года № ПП-__________

 

 

КОНЦЕПЦИЯ
Национальной стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030»

 

Глава 1. Общие положения

 

Создание благоприятной экосистемы для развития и внедрения цифровых технологий оказывает все большее влияние как на экономику страны, так и на общество. Поэтапное внедрение надлежащих цифровых решений влечет за собой улучшение качества жизни населения, приводит к эффективному и прозрачному построению механизмов государственного управления, в частности, повышению экономической эффективности, снижению уровня коррупционных составляющих, доли теневой экономики и многому другому. В связи с чем, на сегодняшний день цифровая трансформация всех секторов экономики является одним из приоритетных направлений любого развивающегося государства.

Этапы качественного развития большинства отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления связаны с внедрением цифровых технологий. В условиях нарастающих темпов технологических и экономических изменений государство сталкивается со все более разнообразными и сложными задачами, вытекающими в главную проблему – несовершенство и неконкурентоспособность системы государственного управления.

При этом, к негативным результатам цифровой трансформации государства можно отнести исчезновение традиционных рынков труда, замену некоторых профессий автоматизированными системами, рост масштабов киберпреступности, уязвимость прав человека в цифровом пространстве и защите его персональных данных, проблемы достоверности данных и другие.

В целях обеспечения ускоренного цифрового развития страны, формирования цифровой экономики, основанной на данных, создания благоприятной среды для развития инновационных продуктов, повышения эффективности государственного управления, предоставления удобных государственных услуг населению и субъектам предпринимательства в Республике Узбекистан будет разработана и реализована Национальная стратегия «Цифровой Узбекистан - 2030».

Настоящая Концепция определяет основные принципы, направления и цели Национальной стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030», её приоритетные направления и механизм реализации.

 

Глава 2. Основные принципы и цели Национальной стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030»

 

1. Национальная стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030» (далее – Стратегия) должна основываться на следующих основных принципах:

народовластие, обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

системная работа с инновациями и рыночный подход;

принятие решений на основе широкого использования качественных и точных цифровых данных;

развитие цифровой культуры и компетенций;

ориентация на результат.

2. Главными целями разработки и реализации Стратегии являются:

становление развитого цифрового общества;

улучшение качества жизни населения;

эффективное и открытое государственное управление без бюрократических барьеров и коррупционных составляющих;

рост конкурентоспособности экономики страны;

обеспечение безопасности и благосостояния народа.

3. Для достижения поставленных целей необходимо выполнение следующих условий:

внедрение цифровых технологий в процесс производства, сферу бизнеса, науки, социальную сферу и повседневную жизнь общества;

предоставление доступа к эффективному использованию результатов цифровой трансформации страны как для специалистов, так и для населения республики;

повышение знаний и навыков конечных пользователей и обладателей цифровых дивидендов от цифровизации отраслей экономики и социальной сферы страны, в целях эффективного выполнения поставленных приоритетных задач исходя из направлений развития цифровизации государства.

Реализация поставленных целей должна привести к снижению доли и роли государства в процессах рыночной экономики, созданию необходимых условий для развития частного предпринимательства и свободной конкуренции, прозрачности в государственном управлении, внедрению механизмов быстрого и качественного взаимодействия с гражданским обществом, формированию эффективной системы использования данных и новых экономических ценностей на их основе, росту уровня цифровой грамотности и подготовленности населения к трансформации рынка труда, повышению инвестиционной привлекательности и имиджа страны, что, в конечном итоге, приведет к улучшению качества жизни населения.

4. Стратегия является основой для разработки (корректировки) государственных программ, стратегий и концепций развития отдельных отраслей и ведомств в части использования и развития цифровых технологий в Республике Узбекистан.

 

Глава 3. Текущее состояние и предпосылки цифровизации

 

В последние годы Республика Узбекистан достигла существенного прогресса во внедрении и использовании информационных технологий в государственном управлении и различных отраслях экономики, в том числе:

предоставление государственных услуг в электронной форме и посредством разветвленной инфраструктуры центров государственных услуг;

формирование системы межведомственного электронного взаимодействия;

создание базовых государственных информационных систем и ресурсов;

регулирование отношений в области персональных данных;

повсеместное использование электронных средств платежей;

использование информационных технологий в реальном секторе экономики;

начало реализации проектов «Умный город» и «Безопасный город».

Проложено более 25,6 тыс. км волоконно-оптических линий связи. Более 67 процентов (22,5 млн. пользователей) населения страны имеют доступ во Всемирную информационную сеть Интернет (далее – сеть Интернет), при этом, число пользователей мобильной связи третьего и четвертого поколений превысило более 16 млн. абонентов.

В то же время, доля затрат на поддержку и развитие сферы информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) от общегосударственных расходов в 2019 году составила всего лишь порядка 1,5 процента (7,8 млн. долл. США), что является низким показателем для эффективной цифровизации республики как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Аналогичный минимальный показатель для развитых стран-лидеров (Великобритания, Финляндия, Дания, Нидерланды, Швеция, США, Франция, Норвегия, Япония) в данном направлении составляет более 12 процентов от всех государственных расходов.

Экспорт услуг в сфере телекоммуникационных и информационных технологий в 2018 году составил 154,5 млн. долл. (5,1 процентов от общего объема экспорта услуг), а импорт – 47,1 млн. долл. (2,1 процента от общего объема импорта услуг).

Доля специалистов в сфере ИКТ среди занятого населения в 2019 году составила 0,5 процента, что почти в 7 раз меньше, чем, к примеру, в среднем по странам Евросоюза (3,7 процента). При этом, спрос на специалистов в сфере ИКТ в стране стремительно увеличивается, в связи с чем, дефицит кадров в данной сфере может привести к негативным последствиям как для частного сектора, так и для эффективного государственного управления. Быстрорастущий спрос на квалифицированных специалистов, а также их нехватка приводят к росту уровня зарплат специалистов в сфере ИКТ, что несомненно обостряет проблему обеспеченности квалифицированными специалистами органов государственного управления.

Также в республике создан ряд элементов инновационной цифровой экосистемы, в целях повышения экспорта цифровых технологий, стимулирования развития бизнес-моделей, связанных с цифровыми технологиями и повышения инвестиций в сферу, созданы и функционируют Инновационный центр по поддержке разработки и внедрения информационных технологий «Mirzo Ulugbek Innovation Center», Технологический парк программных продуктов и информационных технологий, совместно с ведущими зарубежными партнерами созданы Центр реализации образовательных программ Университета Вебстер (США), университеты Инха (Корея) и Амити (Индия) для подготовки высококвалифицированных специалистов в области цифровых технологий. Осуществляют деятельность инновационные технопарки «Яшнабад»
и «Хоразм».

На сегодняшний день Республика Узбекистан представлена во многих зарубежных и международных индексах и исследованиях, которые косвенно оценивают уровень готовности страны к цифровой трансформации.

Так, результаты проделанной за прошедшие годы работы в области развития и внедрения системы электронного правительства положительно отразились на позициях республики, в частности:

в «Индексе развития электронного правительства ООН 2018» – 81 место (0,6207 балла) среди 193 стран;

в «Индексе электронного участия 2018» – 59 место (0,7584 балла из 1,000). При этом, Южная Корея и Дания оказались лидерами в данном рейтинге набрав по 1,000 баллов каждая;

в «Индексе человеческого развития Программы развития ООН 2018» –105 место (0,710 балла) среди 198 стран, поднявшись на 2 позиции по сравнению с 2016 годом и войдя в группу стран с высоким индексом человеческого развития;

в «Индексе развития информационно-коммуникационных технологий 2017» (по данным Международного союза электросвязи) – 95 место среди 176 стран;

в «Рейтинге развития телекоммуникационной инфраструктуры 2018» –114 место среди 193 стран (данный показатель учитывал наличие следующих основных компонентов: абоненты стационарной телефонной связи на 100 жителей – 10,85, абоненты мобильной связи на 100 жителей – 73,98, процент пользователей интернета – 46,79, абоненты услуги проводного доступа в сеть Интернет на 100 жителей – 8,73, абоненты услуги беспроводного мобильного доступа в сеть Интернет на 100 жителей – 53,47);

в «Рейтинге стран по скорости Интернета» на 2019 год – 129 место среди 137 стран;

в «Глобальном индексе кибербезопасности» Международного союза электросвязи – республика поднялась на 41 позицию и заняла 52 место, тем самым встав в один ряд с лидерами стран СНГ по укреплению кибербезопасности;

в «Рейтинге по дешевизне мобильного интернета» – 69 место среди 230 стран.

Вместе с тем, принимаемые меры в данном направлении являются недостаточными, о чем свидетельствуют низкие показатели в отдельных рейтингах и исследованиях.

К примеру, согласно исследованию Всемирного банка «Женщины, бизнес и закон» по уровню гендерного равенства, проведенному в 2019 году, Узбекистан, набрав 70 баллов, занял 127 место (среди 187 стран), что является самым низким показателем среди всех стран СНГ. Это обусловлено рядом факторов, в том числе низкой занятостью женщин в сфере информационных технологий.

В то же время, в «Индексе сетевой готовности» (комплексный показатель, характеризующий уровень развития информационно-коммуникационных технологий в странах мира), а также в «Индексе развития Интернета» (комплексный показатель, характеризующий уровень влияния Интернета на различные сферы общественной жизни в странах мира) Республика Узбекистан не оценивается в связи с отсутствием данных.

Показатели международных рейтингов, а также отсутствие страны в некоторых из них говорят о стагнации в области развития телекоммуникационной инфраструктуры и механизмов предоставления качественной статистической информации в данной области в открытом доступе.

К основным факторам, сдерживающим цифровое развитие, можно отнести следующие:

сохранение цифрового разрыва в части телекоммуникационной инфраструктуры;

недостаточный уровень доверия общества к цифровым документам и услугам, а также их принятия в государственных органах и судебной власти;

отсутствие высококвалифицированных специалистов в сфере применения цифровых технологий, в том числе в связи с их оттоком;

неэффективность, непрозрачность и нехватка государственного финансирования проектов по внедрению цифровых технологий, а также отсутствие механизмов стимулирования привлечения средств внебюджетных фондов, особенно в разрезе регионального развития страны;

разнородность и разрозненность государственных информационных систем и ресурсов.

Глава 4. Основные направления цифровизации

§1. Развитие цифровой инфраструктуры

 

Точно так же, как энергетическая, водная и дорожная инфраструктура позволяют гражданам заниматься повседневной жизнью, цифровые устройства и оборудование являются основой повседневной жизни общества. Они помогают визуализировать огромное количество данных, с которыми общество сталкивается ежедневно, а также экономить временные и материальные ресурсы в условиях глобализации.

Наиболее очевидным признаком развитой цифровой инфраструктуры является наличие надежной мобильной и широкополосной связи, без которой доступ к цифровым услугам был бы невозможен. Но цифровая инфраструктура, необходимая в условиях повсеместной цифровизации, также включает в себя развитие спутниковых сетей и технологий, основанных на точном определении местоположения, которые стимулируют разработку новых продуктов и услуг по всему миру, включая автоматизированные транспортные средства и беспилотники.

Использование новых технологий, в том числе преимуществ «Интернета вещей», межмашинного взаимодействия, искусственного интеллекта, напрямую зависит не только от развитости и стабильности инфраструктуры связи, но также от возможностей центров обработки данных, в части увеличения вычислительных мощностей.

Развитие направления и дальнейшее распространение доступа к цифровой инфраструктуре на всей территории страны будет прямым образом влиять на успешное повышение цифровой грамотности населения, улучшение условий для развития новых бизнес-моделей, в особенности, в регионах республики.

Исходя из целей долгосрочного развития страны, приоритетными задачами развития цифровой инфраструктуры являются:

а) расширение сети телекоммуникаций, а также стимулирование использования инновационных технологий доступа с использованием текущей инфраструктуры;

б) создание дополнительных механизмов стимулирования инвестиционной активности операторов мобильной и спутниковой связи для расширения доступа в регионах республики путем изучения существующих барьеров развития отрасли;

в) стимулирование создания узкополосных сетей связи для сбора и обработки информации в целях эффективного развития технологии «Интернета вещей» путем обеспечения общего подхода к реализации, разработке единых протоколов передачи данных и правил по их управлению;

г) использование облачного подхода для цифровизации отраслей государственного управления и построения комплексных систем путем перевода аппарата государственного управления на сервисную модель потребления данных сервисов и услуг центров обработки данных, что позволит повысить стабильность функционирования информационных систем, безопасность содержащейся в информационных ресурсах информации и снизить затраты на развитие и модернизацию инфраструктуры;

д) обновление государственной политики в области предоставления свободной рыночной конкуренции, обеспечения прозрачности условий доступа в сфере развития цифровой инфраструктуры путем уменьшения степени своего присутствия в секторах экономики, с упором на гарантирование потребителям права выбора на получение по более низким ценам и высокого качества новых услуг, доступа в сеть Интернет, услуг телерадиовещания, а также обработки, хранения и передачи данных;

е) обеспечение стабильности сетей связи для беспрерывной работы цифровых устройств путем применения инновационных технологий в бизнес-моделях и государственном секторе;

ж) последовательная реализация проектов «Умные» и «Безопасные» города в целях решения проблем, связанных с транспортной логистикой, технической и социальной городской инфраструктурой, качеством городской среды, эффективностью управления развитием города, общественного, делового и жилого пространства путем внедрения цифровых технологий в управление инфраструктурой города.

 

§2. Развитие человеческого капитала и формирование
цифровых навыков

 

Ключевым фактором успеха процессов цифровизации, наряду с развитием цифровой инфраструктуры, является наличие достаточного количества высококвалифицированных кадров и гибкой системы подготовки кадров, обладающих определенными компетенциями для разработки и внедрения цифровых технологий.

Цифровизация существенным образом меняет рынок труда. Наряду с распространением информационных технологий во всех сферах жизни, цифровые навыки становятся критически важными требованиями, предъявляемыми работодателями. Это приведет к масштабной трансформации требований к специалистам, поскольку многие процессы, которые не были затронуты предыдущими этапами внедрения цифровых технологий, в ближайшем будущем могут быть автоматизированы.

Уже сейчас развитие технологий, цифровая трансформация государства и бизнеса, рост конкуренции за рабочие места приводят работников к необходимости менять сферу профессиональной деятельности несколько раз в течение жизни, приобретая новые компетенции и навыки. Чтобы оставаться востребованным на рынке труда, человек должен получать новые знания быстрее, чем это было ранее.

Трансформируется само понятие профессии, поскольку набор компетенций, которыми должен обладать работник, получивший подготовку по определенной профессии или специальности, перестает быть фиксированным и меняется с развитием новых технологий и их применения в различных отраслях.

Необходимо пересмотреть подходы к обучению, трансформации образовательных моделей. К ключевым задачам, которые стоят сегодня перед образованием, относятся создание образовательного контента, отвечающего требованиям динамично изменяющегося рынка труда и потребностям человека, а также сокращение расходов за счет использования технологий. Наиболее актуальными задачами, стоящими перед системой образования, являются непрерывное обучение или обучение в течение всей жизни, дистанционное обучение, менторство, смешанное обучение (обучение с использованием всех возможных каналов коммуникации), проектно-ориентированное обучение, «самообучающиеся» организации и другие.

Следует отметить, что в настоящее время государство не является единственным поставщиком обучения цифровым навыкам. Работодателии компании как на республиканском, так и на региональных уровнях играют определенную роль в развитии навыков работы с цифровыми технологиями и одинаково заинтересованы в кардинальном изменении текущей ситуации в сфере образования и повышения квалификации специалистов.

Важным аспектом развития цифровых навыков населения является сокращение «цифрового разрыва» в региональном, в возрастном и гендерном плане. В связи с этим, государству необходимо внедрять методы оценки цифровых компетенций среди разных слоев населения и выявлять сектора, в которых можно более активно стимулировать повышение цифровых навыков, для обеспечения равноправного доступа к цифровым дивидендам среди населения.

Приоритетными задачами развития человеческого капитала являются:

а) создание возможности по освоению цифровых навыков путем обеспечения на самом раннем этапе образовательной лестницы контакта учащихся с цифровыми технологиями, развития аналитического и критического мышления, предоставления молодым людям знаний и умений, необходимых для дальнейшей работы в условиях масштабной цифровой трансформации;

б) развитие научного потенциала в сфере цифровых технологий путем формирования необходимой среды, стимулирования научных сотрудников в сфере информационно-телекоммуникационных и цифровых технологий, активности научного сообщества, развития «науки о данных» (data-science), проведения и продвижения научных исследований и открытий, образования научно-исследовательских институтов и центров, выделения государственных грантов, а также создания необходимых условий для укрепления синергетического сотрудничества науки, производства и образования;

в) внесение изменений в аккредитационные требования и условия образовательных учреждений, на предмет внедрения новых инновационных методов преподавания, предоставления возможности отслеживания должного качества образования, адаптируемых при этом для использования инновационных подходов к оценке уровня получаемого образования на соответствие требованиям государственных программ обучения;

г) создание благоприятной среды и культуры получения образования на протяжении всей жизни (lifelong education) с использованием возможностей сети Интернет и мобильных технологий, адаптация учебных программ под меняющиеся потребности рынка в целях сохранения квалифицированной рабочей силы, способной идти в ногу со временем;

д) повышение гибкости в системе образования в целях трансформации сферы, обеспечения доступа к качественному образованию, снижения затрат на обучение путем применения и внедрения цифровых технологий, моделей управления образованием, направленных на реальные потребности как самих учащихся и работодателей частного сектора экономики, так и государства в целом;

е) переход на цифровые учебные материалы в образовании, путем обеспечения государственной поддержки и разработки единых требований по использованию форматов оцифровки материалов на бумажных носителях;

ж) обеспечение достоверной и открытой информации о рынке труда, в частности об отраслях и сферах, которые будут развиваться в будущем, о необходимых навыках в данных отраслях и требованиях к компетенциям будущих сотрудников, а также о прогнозных показателях для обеспечения возможности для общества в принятии важных решений в отношении своей трудовой деятельности, в том числе по повышению тех или иных навыков;

з) государственная поддержка работников, пострадавших  от автоматизации и цифровизации отраслей, путем принятия мер по созданию условий для повышения их квалификации, переподготовки или перехода в новые сферы занятости;

и) реализация программ в сфере стимулирования услуг аутсорсинга и фрилансинга, в целях предоставления обществу возможности в удаленном оказании услуг и выполнения работ, путем создания необходимой нормативной основы, благоприятной среды налогообложения, привлечения крупных зарубежных платформ аутсорсинга и фрилансинга.

§3. Создание системы государственного управления,
построенного на цифровых данных

 

Новые технологии, данные и аналитика, искусственный интеллект, а также внедрение технологии «форсайт» (foresight) предоставят государственному аппарату значительные возможности для достижения лучших результатов при выработке государственных политик, взаимодействия с общественностью и способность выполнять полномочия более эффективно и результативно. Поддержка и взаимосвязь государства с частным сектором позволит снизить транзакционные издержки предпринимателей и повысить прозрачность принимаемых государственными органами и организациями решений.

Данные обеспечивают улучшение предоставляемых населению услуг, обоснованное принятие управленческих решений, а также разработку новых инновационных продуктов. Данные улучшают способность государства предупреждать о выявлении проблем общества и быстро принимать соответствующие решения для устранения существующих или прогнозируемых проблем. Особенно важны данные социальной сферы, анализируя которые государство принимает меры по повышению качества
и продолжительности жизни населения, обеспечению их благосостояния и безопасности.

Для эффективного перехода к использованию цифровых технологий в государственном управлении необходимо создать законодательную базу, которая обеспечит надежную почву для цифровой трансформации государства. Применение несистематизированных правовых норм и требований, разработанных для традиционных взаимоотношений государства с населением, приводит к фрагментарности регулирования в этой области и не позволяет в полной мере реализовать преимущества цифровой трансформации.

Достижение лидирующих позиций в цифровом государственном управлении требует полной цифровой трансформации государственного сектора, а также предоставление персонифицированных услуг обществу по различным каналам, которые характеризуются прозрачностью, эффективностью и высокой производительностью. Система должна основываться на данных и на принципах совместного использования данных, а также на сотрудничестве на всех уровнях государственного управления, частного сектора и общественности.

Приоритетными задачами создания системы государственного управления, построенного на цифровых данных, являются:

а) формирование современного механизма систематического и последовательного управления процессами цифрового развития в государственном секторе путем разработки видений и стратегий, предусматривающих проведение последовательных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных мероприятий, с учетом готовности необходимых ресурсов на каждом этапе развития страны, введения дополнительных должностей – заместителей руководителей министерств и ведомств республики по цифровой трансформации отраслей, а также обязательного привлечения научных специалистов в проекты;

б) разработка подхода стратегического форсайта в системе государственного управления в целях прогнозирования краткосрочного и долгосрочного развития страны, путем анализа данных и возможных сценариев грядущего развития и определения приоритетных задач и технологий, с оценкой возникающих возможностей или рисков в той или иной отрасли;

в) создание общих цифровых платформ совместного использования и управления в целях обеспечения открытости и прозрачности, а также увеличения качества процесса принятия решения;

г) развитие межведомственного взаимодействия и обмена данными путем устранения нормативных или бюрократических барьеров для совместного использования данных государственного, социального, финансового, а также частного сектора, с обеспечением конфиденциальности персональных данных;

д) формирование единой системы управления государственная данными и принятия обоснованных решений на их основе путем создания максимально возможных ресурсов для сбора и цифровизации данных в государственном управлении на основе обеспечения перехода от ответственности ведомств за подготовку и представление отчетов о достигнутых результатах к их ответственности за размещение данных о достигаемых результатах, формируемых преимущественно автоматическим путем;

е) переход к принципам открытой архитектуры информационных систем на основе унифицированных стандартов взаимодействия путем создания качественно нового уровня кооперации государства с бизнесом, при котором государство сконцентрировано на цифровизации данных, внутриведомственных и межведомственных процессах, с передачей функции взаимодействия с населением в различные цифровые экосистемы, что послужит увеличению способов взаимодействия с государством;

ж) формирование технологического базиса, основанного на открытой разработке и микросервисной архитектуре, путем обеспечения соответствия определенным техническим требованиям всех разрабатываемых цифровых продуктов в государственном секторе, включающих в себя использование микросервисной архитектуры (в целях построения единой экосистемы государственного управления), набора инструментов для использования передовых и перспективных цифровых технологий, репозиториев разработанных сервисов (для повторного использования кода государственных проектов);

з) равномерное развитие цифровых технологий как в столице, так и в других регионах страны путем снижения цифрового неравенства на региональном уровне, создания интероперабельности при взаимодействии на разных уровнях системы государственного управления;

и) предоставление коммерческого доступа к платформам и инфраструктуре цифрового государства, поэтапное внедрение гибких и справедливых методов монетизации государственных данных и услуг, в целях компенсирования затрат на сбор, накопление и обработку большого количества данных в не машиночитаемом формате, на реализацию приоритетных проектов в рамках Стратегии;

к) развитие экономики за счет активного применения цифровых технологий и постоянного повышения экономической эффективности, путем оптимизации бизнес-процессов, производственных затрат, создания более высокой добавленной стоимости товаров и услуг, а также определение приоритетности проектов в сфере цифрового развития с учетом их экономической эффективности на основе применения методов экономического анализа на этапе планирования, а также после реализации проектов в сфере цифрового развития.

§4. Создание экосистемы цифровых инноваций

 

Международный опыт показывает, что цифровые технологии в основном развиваются научным сообществом и частным сектором. В связи с этим, государству необходимо создавать благоприятную среду для них, стимулируя инновационные проекты и IT-компании различными способами.

Поддерживая инновационную экосистему, государство должно оставаться новатором в данной области, то есть обеспечить доступ к современным методам получения образования, внедрять новые регуляторные нормы для инновационных услуг, оказывать содействие в формировании и освоении новых рынков, а также смягчать негативные последствия технологического процесса.

Кроме того, необходимо обеспечить формирование и поддержание стабильного спроса на инновации для предотвращения утечки высококвалифицированных кадров и переноса деятельности инновационных компаний в другие страны.

Типовыми мерами являются образование современных научно-производственных лабораторий, предоставлением государственных грантов, тесное взаимодействие государства с ведущими технологическими компаниями по инновационным разработкам.

Приоритетными задачами создания экосистемы цифровых инноваций являются:

а) стимулирование инновационных компаний и стартап-проектов путем создания венчурных фондов, бизнес-инкубаторов и цифровых фабрик, а также запуска технологических конкурсов;

б) формирование спроса на инновационные решения путем создания портфеля заказов для инновационных технологических и цифровых решений, направленных на решение проблем и актуальных вопросов различных отраслей экономики и социальной сферы;

в) создание «цифровых регуляторных песочниц» и активизация сотрудничества между государственным и частным секторами, в целях предоставления возможностей для высокотехнологичных компаний экспериментировать в четко определенном пространстве и временных рамках, без опасения нарушения норм действующего законодательства, с гарантиями снижения последствий неудачных экспериментов и поддержания стабильности технологических систем;

г) стимулирование спроса на предоставляемые на местном рынке ИТ-решений, а также цифровой трансформации традиционных отраслей путем поощрения установления прочных связей между традиционной промышленной отраслью и развивающимся цифровым сектором на основе принятия мер по взаимодействию промышленного сектора с развивающимися ИТ-компаниями в стране;

д) оказание всесторонней поддержки при создании новых рынков, большинство которых будут иметь сетевую природу и ориентированы на человека, как конечного потребителя;

е) оказание содействия IT-предпринимателям в экспорте продуктов и услуг путем сокращения бюрократических и других барьеров, содействия в нахождении новых рынков и зарубежных партнеров, популяризации местных продуктов и услуг на различных международных мероприятиях;

ж) локализация зарубежных инноваций на взаимовыгодных условиях, в том числе формирование совместных центров компетенций, проведение совместных научных исследований, с выходом на новые рынки сбыта.

§5. Создание эффективной системы
информационной безопасности

 

Передовой международный опыт свидетельствует о необходимости развития цифровых инноваций в экономике путем укрепления инновационной экосистемы, разработки сбалансированной политики стимулирования и конкуренции, обеспечения финансирования и создания новых компетенций в цифровом мире, при условии адекватного обеспечения национальной безопасности, неприкосновенности частной жизни и защиты интересов потребителей, что потребует внедрения новых технологий защиты персональных данных и коммерческой информации.

Приоритетными задачами создания эффективной системы информационной безопасности являются:

а) обеспечение кибербезопасности путем развития соответствующей экосистемы, ориентированной на реализацию стратегии обеспечения информационной безопасности, смягчение последствий кибератак, повышение уровня кибербезопасности в важнейших отраслях и обеспечение эффективной координации и реагирования на киберугрозы, а также создание образовательных и информационно-пропагандистских программ;

б) развитие механизмов обнаружения и предупреждения информационных угроз и ликвидации последствий их проявления;

в) профилактика распространения информационных угроз, пропаганды войны, насилия и терроризма, обеспечение сохранения существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан;

г) управление конфиденциальностью и безопасностью использования персональных данных;

д) обеспечение информационной и кибербезопасности объектов национальной информационной инфраструктуры, в том числе объектов критической информационной инфраструктуры;

е) поэтапный переход на национальные решения в сфере информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности в государственном секторе.

 

Глава 5. Механизм и этапы реализации Стратегии

 

Основные направления и приоритетные задачи Стратегии реализуются посредством мероприятий, определенных в национальных, отраслевых, секторальных планах и стратегиях развития и осуществляются путем включения в процесс развития трех составляющих:

бизнес, использующий цифровые инновации для внедрения новых бизнес-моделей, инвестирующий в инфраструктуру и сотрудников в целях развития их цифровых навыков;

общество, расширяющее возможности для использования цифровых технологий, путем порождения спроса на цифровые продукты, повышения уровня цифровой грамотности и компетенций, увеличения доходов бизнес-среды в его составе или создания новых бизнес-моделей;

государство, поддерживающее весь процесс цифровизации, обеспечивающее образование, способствующее инвестициям, экспорту услуг и товаров, повышающее уровень доверия граждан и бизнеса и гарантирующее гибкое законодательное регулирование.

Государственная поддержка и финансирование цифровой трансформации страны может предусматривать следующие механизмы:

а) внедрение эффективной системы финансирования мероприятий и проектов, реализуемых в рамках Стратегии;

б) внедрение механизма анализа, планирования, внедрения и оценки экономической эффективности в реализации приоритетных проектов в сфере цифрового развития в рамках Стратегии;

в) формирование стабильного, прозрачного, планируемого и прогнозируемого механизма финансирования проектов в сфере цифрового развития по всем приоритетным направлениям Стратегии;

г) назначение в министерствах и ведомства заместителей руководителей по цифровой трансформации (Chief Digital Officer, CDO), ответственных за цифровую трансформацию, а также управление ростом экономики данных и межотраслевой «средой данных» в целом;

д) учреждение государственных грантов на создание государственных электронных сервисов населением и бизнесом в рамках конкурсов и хакатонов для более высокой эффективности распределения государственных средств и развития цифровизации страны;

е) перевод центров обработки данных отдельных ведомств в единое государственное облако для обеспечения единого подхода в предоставлении качественных государственных услуг как населению, так и частному сектору экономики;

ж) иные методы поддержки инвестиций (включая венчурный капитал) в сектор ИКТ (налоговые каникулы и освобождение от выплаты налогов и других обязательных платежей, а также дополнительные меры стимулирования местных разработчиков программного обеспечения);

з) мониторинг функционирования действующих информационных систем на предмет выполняемых государственных функций и выявления экономии бюджетных средств за счет цифровизации, с целевым направлением сэкономленных средств на дальнейшее развитие цифровых технологий;

и) укрепление потенциала государственно-частного партнерства путем определения приоритетности проектов в области цифрового развития и механизмов мотивации, в целях широкого участия бизнеса в ИКТ-проектах.

 

Глава 6. Риски при реализации Стратегии

 

При реализации Стратегии необходимо предусмотреть возможное появление следующих рисков и иметь соответствующие планы по минимизации влияния этих рисков в рамках реализации Стратегии:

1. Медленное принятие необходимых решений или нормативно-правовых актов.

Без подготовки необходимой законодательной базы (внесение изменений в существующие нормативно-правовые акты или принятие новых, определяющих правомерность принятия решений «интеллектуальными агентами», обязанность государственных органов передавать все данные в единое хранилище) цифровизация невозможна, так как государственный аппарат строго регламентирован и выполняет свою деятельность на основании соответствующих решений или нормативно-правовых актов.

Пути решения: обеспечение контроля и содействие в части принятия необходимых нормативно-правовых актов на самом высоком уровне государственного аппарата.

2. Сопротивление государственных органов в реализации приоритетных проектов в сфере цифрового развития.

Текущий опыт реализации различных проектов в стране показывает, что одним из ключевых факторов успеха трансформации является ее поддержка как на уровне высшего руководства, так и среднего звена.
Как правило, именно на уровне среднего звена возникают разного рода барьеры в эффективной реализации проектов, в связи с тем, что с одной стороны проекты повышают открытость, прозрачность и подотчетность государственных органов перед населением и руководством страны, с другой стороны, высшее руководство не всегда имеет возможность осуществлять постоянный мониторинг и координацию выполнения работ для достижения поставленных целей.

Пути решения: поддержание высокого уровня принятия решений, создание спецподразделений с наделением соответствующих полномочий в сфере преобразований и назначения руководителями лидеров в сфере, создание системы мотивации и стимулирования для сотрудников.

3. Недостаток финансирования реализации приоритетных проектов.

Общая сумма расходов на цифровую трансформацию не займет большей доли в общей сумме бюджета страны или предприятия, но в то же время финансирование на ее реализацию является критическим для обеспечения будущих доходов государства и повышения экономической эффективности.

Пути решения: обеспечение постоянного мониторинга поставленных целей и активной проработки организации государственно-частных партнерств и инвестиций в создание сервисов, имеющих высокий уровень монетизации, для обеспечения частичной самоокупаемости проектов.

4. Низкое качество существующих цифровых данных в распоряжении государственных ведомств.

Объединение данных из различных хранилищ сопровождается их выверкой, исправлением ошибок, стандартизацией и унификацией.

Пути решения: преодоление административных барьеров по «открытию» данных, а также их классификация по уровням доступа и защиты.

 

Глава 7. Ожидаемые результаты от реализации Стратегии

 

В результате реализации Стратегии к 2030 году ожидается:

качественный, безопасный, недорогой и умный доступ к высокоскоростному широкополосному доступу к сети Интернет и мобильной связи;

устойчивый и конкурентоспособный рынок связи и телекоммуникаций;

эффективное распределение и использование вычислительных мощностей в зависимости от потребностей государства, бизнеса и населения;

снижение цифрового неравенства между городами и сельскими местностями;

наличие благоприятного и быстрого доступа к образованию на протяжении всей жизни гражданина;

наличие резерва профессиональных кадров в сфере цифровых технологий;

укрепление доверия к государственной власти, безопасное и легкое взаимодействие с государством;

главенство электронной записи над традиционным бумажным или электронным документом;

улучшение инвестиционного климата и минимизация негативного влияния к инновациям;

усиление борьбы с коррупцией;

наличие необходимых гарантий для развития общества;

быстрое и простое государственное управление при адаптации государства и общества к изменениям.

Приложение №2 к

постановлению Президента Республики Узбекистан
от «____» _________ 2019 г. №___________

 

ДОРОЖНАЯ КАРТА
по реализации Концепции Национальной стратегии «Цифровой Узбекистан 2030»

 

Наименование мероприятия

Механизм реализации

Срок исполнения

Ответственные исполнители

  1.  

Совершенствование механизма работы с ответственными сотрудниками специализированных подразделений по цифровому развитию органов государственного управления и власти на местах

1. Разработка типовой структуры специализированных подразделений по цифровому развитию органов государственного управления и власти на местах (далее – специализированные подразделения).

 

2. Пересмотр нормативно-правовых актов по материальному стимулированию сотрудников специализированных подразделений, в том числе за качественную и своевременную реализацию всех поставленных задач, в рамках Национальной стратегии «Цифровой Узбекистан 2030».

 

3. Разработка и внесение проекта нормативно-правового акта по организацию деятельности Квалификационной комиссии по отбору и согласованию ответственных сотрудников специализированных подразделений.

 

4. Разработка плана мероприятий по систематической организации повышения квалификации сотрудников специализированных подразделений.

март,
2020 г.




 

 

апрель,
2020 г.





 

 

февраль
2020 г.



 

 

апрель,
2020 г.

НАПУ,
АРГОС, Мининфоком, Мининноваций, Госкомстат, Агентство госуслуг, Центр кибербезопасности, ГИС, Минфин

  1.  

Совершенствования системы планового и скоординированного цифрового развития, внедрение механизма реализации проектов в сфере цифровой экономики и электронного правительства исходя из спроса и экономической эффективности проектов.

1. Разработка Порядка формирования годовой программы по реализации приоритетных проектов в сфере цифрового развития, в том числе в рамках Национальной стратегии «Цифровой Узбекистан 2030», с учетом следующих этапов:

- сбор паспортов проектов от министерств и ведомств;

- проведение первичного отбора проектов;

- оценка приоритетности проектов на основе их экономической и социальной эффективности, готовности, а также на основе публичного обсуждения, обсуждения с IT-сообществом Узбекистана и международными экспертами;

- включения проектов в годовой план по цифровому развитию.

 

2. Формирование плана на 2020 год, с учетом вышеперечисленных этапов

 

 

 

 

3. Оценка хода реализации годового плана и реализации задач по Национальной стратегии «Цифровой Узбекистан 2020»

 

январь,
2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

апрель,
2020 г.

 

 

 

 

апрель,
ноябрь,
ежегодно

 

 

НАПУ,
Центр управления проектами электронного правительства и цифровой экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАПУ,
Центр управления проектами электронного правительства и цифровой экономики

 

НАПУ,
Центр управления проектами электронного правительства и цифровой экономики

  1.  

Разработка Национальной стратегии «Цифровой Узбекистан 2030»

1. Формирование проектных офисов по направлениям:

  • развитие цифровой инфраструктуры;
  • развитие человеческого капитала и постоянное повышение цифровых навыков;
  • создание системы государственного управления, построенного на цифровых данных;
  • создание экосистемы цифровых инноваций;
  • развитие эффективной системы информационной и цифровой безопасности.

 

2. Внедрение практики привлечения с отрывом от основной работы (со сроком до 10 рабочих дней) ответственных сотрудников специализированных подразделений и высококвалифицированных специалистов министерств и ведомств, для формирования отраслевых задач и проектов в рамках Национальной стратегии «Цифровой Узбекистан 2030»;

 

3. Внесение на утверждение проекта Национальной стратегии «Цифровой Узбекистан 2030», определяющую приоритетные проекты на краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также целевые показатели цифрового развития до 2030 года.

февраль,
2020 г.

 


 



 


 


 

 

в период разработки Стратегии

 

 

 

 

 

 

 

сентябрь,
2020 г.

НАПУ,
Мининфоком, заинтересованные министерства и ведомства

  1.  

Внедрение институциональной структуры цифрового развития в Правительстве.

1. Подготовка предложений по назначению заместителей руководителей по цифровой трансформации (Chief Digital Officer, CDO) в ключевых ведомствах, с учетом выделения дополнительного финансирования на стимулирование их деятельности за счет Фонда цифрового развития;

 

2. Создания соответствующих должностей и назначение ответственных руководителей в определенных ведомствах, а также в Хокимияте города Ташкента;

 

3. Разработка отраслевых стратегий цифрового развития, а также стратегии развития «Цифровой Ташкент» до
2025 года;

 

3. Расширение состава CDO в других министерствах и ведомствах, органов государственного управления на местах.

февраль,
2020 г.

 

 

 

 

 

 

апрель,
2020 г.

 

 

 

август,
2020 г.

 

 

 

по мере готовности

НАПУ,
АРГОС, Фонд цифрового развития

 

 

 

 

 

Заинтересованные министерства и ведомства, Хокимият г. Ташкент

 

 

Заинтересованные министерства и ведомства, Хокимият г. Ташкент

 

 

Заинтересованные министерства и ведомства, органы государственной власти на местах

  1.  

Реализация проекта по созданию Системы управления государственными данными

1. Разработка и внесение Концепции создания Системы управления государственными данными, в том числе предусматривающую:

  • внедрение стандартизированного подхода в формировании и обработке данных в сфере государственного управления;
  • внедрение принципа «единого источника данных», в котором данные (реестровые записи) формируются только в одном ответственном государственном органе или его подразделениях, с распределением ответственности по формированию
    и актуализации данных по государственным органам;
  • поэтапный переход от документ-ориентированной системы к системе на основе реестровых записей данных;
  • внедрению сбалансированной системы монетизации данных.

 

2. Реализация проекта по созданию Системы управления государственными данными.

апрель,
2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-2022 гг.

НАПУ,
Госкомстат, Минэкономпром, Минюст, ГЦП, заинтересованные министерства и ведомства

  1.  

Реализация проекта по продвижению фрилансинга (удаленной работы) через сеть Интернет

1. Разработка Комплексной программы по продвижению фрилансинга (удаленной работы) через сеть Интернет, предусматривающей:

  • установление сотрудничества с ведущими зарубежными электронными площадками фрилансинга;
  • упрощение процесса получения оплаты за оказанные услуги фрилансинга;
  • формирование благоприятных регуляторных норм и механизмов налогообложения фрилансеров;
  • массовую популяризацию возможностей фрилансинга для различных специалистов.

 

2. Реализация Комплексной программы
по продвижению фрилансинга (удаленной работы) через сеть Интернет

февраль,
2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно графику

Минтруд,
Мининновации, НАПУ, заинтересованные министерства и ведомства

  1.  

Создание интерактивного веб-сайта
в сети Интернет по освещению хода реализации Национальной стратегии «Цифровой Узбекистан 2030» и предоставлению новостной и аналитической информации по уровню цифрового развития в стране на трех языках (узбекский, русский, английский).

1. Разработка технической документации проекта;

 

2. Запуск веб сайта в сети Интернет;

 

 

3. Подготовка новостной и аналитической информации и организация системного освещение реформ, проводимых в Республике Узбекистан по цифровому развитию.

март,
2020 г.

 

июнь,
2020 г.

 

постоянно

НАПУ,
АИМК, заинтересованные министерства и ведомства

  1.  

Организация специальных передач
и рубрик в телерадиоканалах
и печатных СМИ, касательно освещения мероприятий, посвященных цифровой трансформации Республики Узбекистан.

Проведение организационных мероприятий по организацию специальных передач и рубрик в телерадиоканалах и печатных СМИ.

постоянно

АИМК,
НТРК, НАПУ,

пресс-службы
министерств и ведомств

  1.  

Реализация комплекса мер по созданию единого центра обработки данных системы «Электронное правительство».

 

1. Подготовка Концепции проекта по созданию единого центра обработки данных системы «Электронное правительство» с учетом:

  • хранения сведений, имеющихся в базах данных и информационных ресурсах органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и иных организаций, оказывающих государственные услуги;
  • эффективного распределения нагрузки обработки данных населения и субъектов предпринимательства;
  • обеспечения информационной безопасности при сборе, обработке, накоплении, хранении и передаче информации, в том числе с учетом требований по защите персональных данных;
  • последующего переноса в единый центр обработки данных всех государственных информационных систем и ресурсов.  государственных органов.

 

2. Проработка вопроса привлечения средств международных или зарубежных финансовых институтов на реализацию проекта.

 

3. Организационные меры (реализация проекта).

март,
2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

май,
2020 г.

 

 

 

2020-2021 гг.

НАПУ,
Центр управления проектами электронного правительства и цифровой экономики,
МИВТ

  1.  

Формирование благоприятной среди для развития венчурного финансирования технологических проектов, создание венчурных фондов и продвижение технологических проектов на местном и международном рынке.

1. Разработка и внесение Концепции развития венчурного финансирования в Республике Узбекистан;

 

2. Формирование нормативно-правовой основы для развития венчурного финансирования;

 

3. Ведение переговоров и привлечение зарубежных венчурных фондов;

 

4. Организация мероприятий по венчурному финансированию и продвижению технологических проектов на местном и международном рынке.

 

май,
2020 г.

 

 

сентябрь,
2020 г.

 

 

ноябрь,
2020 г.

 

постоянно

НАПУ,
Фонд цифрового развития, Мининновации, Мининфоком, заинтересованные министерства и ведомства

  1.  

Принятие мер по ускоренному развитию телекоммуникационной инфраструктуры на всей территории Республики Узбекистан и сокращению «цифрового разрыва».

1. Проведение исследований по охвату населения услугами телекоммуникаций и изучение возможностей развития телекоммуникационной инфраструктуры;

 

2. Подготовка предложений по предоставлению выгодных условий для операторов и провайдеров телекоммуникаций по развитию «последней мили»;

3. Разработка и утверждение Программы развития телекоммуникационной инфраструктуры на территории Республики Узбекистан до 2025 г.

 

март,
2020 г.

 

 

 

апрель,
2020 г.

 

 

 

июнь,
2020 г.

Мининфоком,
НАПУ, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей
и г. Ташкент

  1.  

Создание на основе международного сотрудничества исследовательского центра, направленного на организацию исследований в сфере больших данных, облачных технологий, интернета вещей, искусственного интеллекта и других передовых технологий, потенциально применимых в рамках цифровизации республики.

1. Разработка и внесение Концепции создания Исследовательского центра по обработке данных;

 

2. Проведение переговоров с потенциальными партнерами (крупные зарубежные технологические компании, международные финансовые институты и др.);

 

3. Организационные меры (реализация проекта).

август,
2020 г.

 

 

ноябрь,
2020 г.

 

 

 

2021-2022 гг.

НАПУ,
Мининновации, Академия наук, Мининфоком, МИВТ, МВССО, Союз молодежи Узбекистана

  1.  

Совершенствование Национальной программы подготовки кадров, с учетом развития цифровых навыков и компетенций, тенденций к трансформации рынка труда.

1. Изучение международного опыта по трансформации системы подготовки кадров, с учетом развития цифровых технологий;

 

2. Изучение текущих и прогнозных показателей рынка труда;

 

3. Подготовка и внесение новой редакции Национальной программы подготовки кадров.

апрель,
2020 г.

 

 

июнь,
2020 г.

 

август,
2020 г.

МВССО, МНО, НАПУ, Мининновации, Мининфоком, Минэкономпром, Минтруд, Союз молодежи Узбекистана

  1.  

Проработка вопроса по формированию специальной экономической зоны для местных и зарубежных IT-компаний.

1. Проведение изучения зарубежного опыта по формированию специальных экономических зон, с выездом на места;

 

2. Подготовка предложений по организации специальной экономической зоны для местных и зарубежных IT-компаний, с учетом его развития на основе международного сотрудничества.

май,
2020 г.

 

 

июль,
2020 г.

НАПУ,
Мининновации, Мининфоком

  1.  

Организация специализированных курсов повышения цифровых компетенций государственных служащих.

1. Разработка Концепции повышения цифровых компетенций государственных служащих;

 

2. Подготовка предложений по финансированию процесса повышения квалификаций и материального стимулирования государственных служащих с высокими цифровыми навыками;

 

3. Разработка учебной программы повышения цифровых компетенций государственных служащих;

 

4. Организация учебных курсов, в том числе на базе Учебных центров цифровых технологий в регионах Республики Узбекистан.

май,
2020 г.

 

 

май,
2020 г.

 

 

 

 

июль,
2020 г.

 

 

с сентября,
2020 г.

АРГОС,
НАПУ, Мининновации, Мининфоком

  1.  

Создание Национальной системы оценки цифровых компетенций, с учетом оценки уровня цифровой грамотности государственных служащих и других субъектов, внедрение сертификации.

1. Разработка Концепции Национальной системы оценки цифровых компетенций, предусматривающей:

  •  внедрение системы оценки цифровых компетенций;
  •  выдачу квалификационных сертификатов;
  •  формирование базы данных специалистов, с цифровыми компетенциями;
  •  формирование аналитических отчетов по выявлению уровня цифровой грамотности в разрезе регионов, отраслей, организаций и других параметров.

 

2. Разработка методологии оценки цифровых компетенций;

 

3. Формирование нормативно-правовой основы для признания квалификационных сертификатов;

 

4. Формирование материально-технической и технологической базы (помещения, компьютерное и серверное оборудование, информационная система и др.);

 

5. Запуск проекта.

 

март,
2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

июль,
2020 г.

 

август,
2020 г.

 

 

декабрь,
2020 г.

 

 

 

 

январь,
2021 г.

НАПУ,
АРГОС, МВССО, Минтруд, Мининфоком

  1.  

Совершенствование законодательной базы в сфере информационно-коммуникационных и цифровых технологий, с целью создания благоприятной среды для модернизации существующей и внедрения новой информационно-коммуникационной инфраструктуры (в т.ч. на основе ГЧП), создания равных условий для субъектов предпринимательства и повышения инвестиционной привлекательности в данном направлении.

1. Проведение критического анализа текущей законодательной базы в сфере информационно-коммуникационных и цифровых технологий.

 

2. Подготовка перечня актов
(с соответствующими предложениями), требующих внесения изменений (и/или отмены) с учетом нынешней ситуации и международных тенденций в целях цифровой трансформации государства.

 

3. Внесение Плана мероприятий по внесению изменений и дополнений в законодательные акты.

март,
2020 г.

 

 

 

май,

2020 г.

 

 

 

 

 

июнь,

2020 г.

Минюст,
Мининфоком, НАПУ, Мининновации, заинтересованные министерства и ведомства

Общие предложения

1118