ID Muallif Muhokamaga chiqarish sanasi Yakunlanish sanasi Takliflar soni
8809 Государственная инспекция по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан 07/10/2019 22/10/2019 0

Muhokama yakunlandi

O'zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasining Qarori
Об утверждении Положений о порядке установления свободных зон, а также зон с низкой численностью вредных организмов и порядке разработки программы по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага
ID-8809

ПРОЕКТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Об утверждении Положений о порядке установления свободных зон, а также зон с низкой численностью вредных организмов и порядке разработки программы по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага

В соответствии с Законом Республики Узбекистан от 9 июля 2018 года

№ ЗРУ-484 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О карантине растений», во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 29 июля 2019 года № ПП-4406 «О дополнительных мерах по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции и дальнейшему развитию пищевой промышленности», Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить:

Положение о порядке установления свободных зон, а также зон с низкой численностью вредных организмов согласно приложению № 1;

Положение о порядке разработки программы по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага согласно приложению № 2.

2. Принять к сведению, что средства для борьбы с объектами карантина растений и обеспечения фитосанитарной безопасности финансируется за счет средств Государственного бюджета.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить

на советника Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сферы А.Ж. Вахабова, Заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – министра финансов Д.А. Кучкарова

и начальника Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан И.К. Эргашева.

Премьер-министр А. Арипов

Приложение № 1

к постановлению Кабинета Министров

от «__» ________ 2019 года № _____

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке установления свободных зон, а также зон с низкой численностью вредных организмов

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Настоящее Положение определяет порядок установления на территории Республики Узбекистан свободных зон и зон с низкой численностью вредных организмов, а также управления фитосанитарным риском при ввозе на территорию республики подкарантинной продукции из свободных зон и зон с низкой зараженностью страны-экспортера.

2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

вредный организм – любой вид, разновидность или биотип растений, животных или патогенных агентов, вредный для растений
или растительных продуктов;

зона с низкой численностью вредных организмов – территория или ее часть, на которой на низком уровне численности присутствует вредный организм в отношении которого ведутся меры по эффективному надзору, борьбе
или ликвидации;

свободная зона – определённая страна, часть страны или несколько стран, или их часть, отсутствие в которой вредного организма научно доказано, а также при необходимости, она официально поддерживается;

обследование – процедура, проводимая государственной службой по карантину растений в установленный период времени с целью определения характеристик популяции вредного организма или его видового состава, присутствующих на определенной территории;

обследование на выявление – обследование, проводимое в определенной территории с целью выявления присутствия в ней вредных организмов;

мониторинг в области карантина растений — система наблюдений за состоянием защищенности экосистем, их компонентов или продукции растительного происхождения от вредных организмов и объектов карантина растений и влияющими на них факторов окружающей среды, проводимые в постоянном режиме для анализа, оценки и прогноза фитосанитарной обстановки на определенной территории.

3. Установление свободных зон и зон с низкой численностью вредных организмов (далее – зоны с низкой зараженностью) в Республике Узбекистан, а также признание данных зон иностранных государств осуществляется Государственной инспекцией по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Инспекция «Узгоскарантин») в порядке определенным настоящим Положением.

 

Глава 2. Порядок установления свободных зон или зон с низкой зараженностью в Республике Узбекистан

 

4. Установление свободных зон и зон с низкой зараженностью
в Республике Узбекистан осуществляется выполнением следующих мероприятий:

обследование, в том числе на выявление вредного организма и определение границ зоны;

принятие фитосанитарных мер для предупреждения и пресечения возможности заражения вредным организмом;

проведение мониторинга в области карантина растений.

5. Обследование, в том числе на выявление вредного организма и определение границ соответствующей зоны осуществляется на основании обращений в Инспекцию «Узгоскарантин» органов государственной власти на местах, физических и юридических лиц.

6. Инспекция «Узгоскарантин» рассматривает обращение и принимает решение о проведении либо в его отказе в обследовании в течении семи дней со дня поступления обращения.

7. Инспекция «Узгоскарантин» вправе привлекать специалистов в области карантина растений местных и иностранных научных учреждений для проведения обследования.

8. В ходе проведения обследования специалистами Инспекции осуществляется отбор образцов почвы и растительных организмов, выявленных на обследуемой территории для проведения лабораторных исследований.

9. Допустимый уровень численности вредного организма рассчитывается на основе оценки риска в соответствии с межведомственным соглашением уполномоченных органов по карантину растений экспортирующего и импортирующего государства.

При этом допустимый уровень численности вредного организма для экспорта в определенную страну публикуется на официальном веб-сайте Инспекции «Узгоскарантин».

10. При установлении отсутствия вредного организма в отобранных образцах, Инспекция «Узгоскарантин» на основании результатов лабораторных исследований и положительного заключения специалистов, принимает решение об установлении обследованной территории или ее части свободной зоной либо зоной с низкой зараженностью.

11. Границы свободной зоны или зоны с низкой зараженностью определяются
в зависимости от биологии вредного организма и основываются на зоне его отсутствия.

Ограничиваются свободные зоны или зоны с низкой зараженностью биологическими границами присутствия вредного организма, также административными и географическими границами.

12. После принятия решения об установлении свободной зоны или зоны
с низкой зараженностью, в целях предупреждения интродукции и распространения в данной зоне конкретных вредных организмов, Инспекцией «Узгоскарантин» принимаются следующие фитосанитарные меры:

установление усиленного контроля за соблюдением мер фитосанитарной безопасности;

внесение вредных организмов свойственных для данной местности в Перечень вредных организмов, имеющих карантинное значение для Республики Узбекистан;

введение ограничений на ввоз и перемещение по данной зоне некоторых товаров;

предоставление рекомендаций производителям подкарантинной продукции;

иные меры в соответствии с законодательством.

13. С момента установления свободной зоны или зоны с низкой зараженностью и введения фитосанитарных мер по её поддержанию государственной службой по карантину растений регулярно осуществляется мониторинг в области карантина растений данных территорий в целях внутреннего управления и поддержания ее статуса.

14. Мониторинг в области карантина растений осуществляется в порядке, установленном законодательством.

15. Подтверждение статуса свободной зоны или зоны с низкой зараженностью основывается на результатах мониторинга в области карантина растений, включающего контрольные обследования на выявление вредного организма, определение масштабов заражения территории.

16. Обнаружение вредного организма на территории свободных зон или зон с низкой зараженностью приведет к изменению или отмене их статуса.

17. Решение об изменении и/или отмене статуса свободной зоны и зоны с низкой зараженностью утверждается Инспекцией «Узгоскарантин» с одновременным принятием Программы мер по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага.

18. Последующее повторное установление или признание свободной зоны и/либо зоны с низкой зараженностью осуществляется в порядке, предусмотренном
настоящим Положением.

19.      Инспекция «Узгоскарантин» ведет кадастр и картирование свободных зон и зон с низкой зараженностью с четким определением границ и данными о мерах борьбы, их связи с биологией, репродуктивным потенциалом и спектром растений-хозяев для конкретных вредных организмов.

 

Глава 3. Порядок признания свободных зон или зон низкой зараженности иностранных государств

 

20. Признание свободных зон или зон с низкой зараженностью иностранных государств осуществляется Инспекцией «Узгоскарантин» в целях ввоза на территорию Республики Узбекистан подкарантинной продукции свободной от объектов карантина растений.

21. Признание свободных зон или зон с низкой зараженностью иностранных государств осуществляется Инспекцией «Узгоскарантин» состоит из следующих этапов:

1) обследование на предмет выявления вредного организма
и мест выращивания, переработки или производства подкарантинной продукции, расположенных на территории иностранного государства;

2) принятие решения о признании определенной территории иностранного государства, где выращивается, перерабатывается и/или производится подкарантинная продукция свободной зоной либо зоной с низкой зараженностью.

22. Обследование на предмет выявления вредного организма
и факта производства и/или выращивания на данной территории импортируемой продукции осуществляется Инспекцией «Узгоскарантин» в порядке, установленном законодательством.

23.  По результатам первого этапа Инспекция «Узгоскарантин» устанавливает фитосанитарное состояние обследованной территории иностранного государства и принимает соответствующее решение об отказе либо в признании ее
свободной зоной или зоной с низкой зараженностью.

На основании принятого решения, Инспекция «Узгоскарантин» разрешает ввоз либо устанавливает запрет на ввоз в Республику Узбекистан подкарантинной продукции с данной территории иностранного государства.

24. Инспекция «Узгоскарантин» в установленном порядке уведомляет о принятом решении уполномоченный орган иностранного государства, Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан и субъектов внешнеэкономической деятельности, а также размещает его на своем официальном веб-сайте.

 

Глава 4. Заключительное положение

 

25. Лица виновные в нарушении требований настоящего Положения несут ответственность в соответствии с законодательством.

 

Приложение № 2

к постановлению Кабинета Министров

от «__» _________ 2019 года № _____

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке разработки программы по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки программы
по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очагов на определенной территории республики для последующего установления статуса свободной зоны или зоной с низкой численностью вредных организмов (далее – зоны с низкой зараженностью).

2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

зона – официально определённая страна, часть страны или несколько стран, или их часть;

объект карантина растений – вредные организмы, имеющие карантинное значение в мире, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории Республики Узбекистан;

очаг - недавно выявленная изолированная популяция вредного организма, которая предположительно сможет выжить в ближайшем будущем;

карантинная зона – зона, объявленная в установленном порядке под карантином растений в связи с выявлением объекта карантина растений.

3. Решение о введении программы по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага принимается Государственной инспекцией по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Инспекция «Узгоскарантин») на основе результатов биологических, географических особенностей объекта карантина растений, обстоятельств его выявления и факторов сезонного характера, а также оценки возможности проведения программы его ликвидации.

4. Целями разработки программы по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага являются организация и реализации экстренных мер по предотвращению распространения и уничтожению проникшего и акклиматизировавшегося объекта карантина растений.

 

Глава 2. Порядок разработки и введения программы
по ликвидации популяции объекта карантина растений
и локализации его очага

 

5. Процесс разработки и введения программы по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага (далее – Программа) состоит из инициации, идентификации, оценки существующего и потенциального распространения объекта карантина растений, осуществимости введения программы ликвидации.

6. Программа инициируется Инспекцией «Узгоскарантин» после выявления нового вредного организма при осуществлении карантинного надзора или в случаях необходимости установления свободной зоны или зоны с низкой численностью вредных организмов.

7. Идентификация объекта карантина растений процесс установления вредного организма на основании морфологических характеристик, биологических исследований, химических генетических анализов и других методов в целях выбора соответствующих средств его ликвидации.  

8. Оценка существующего и потенциального распространения объекта карантина растений проводится на основе следующих данных:

географическое расположение;

растения-хозяева, зараженные на участке;

масштаб и значение ущерба, а также уровень численности объекта карантина растений;

способ выявления и идентификации объекта карантина растений;

недавний импорт растений или растительных продуктов;

предыдущие сообщения о вредном организме в хозяйстве или данной зоне;

перемещение физических лиц, продуктов, оборудования, транспортных средств;

механизм распространения вредного организма внутри зоны;

климатические и почвенные условия;

состояние зараженных растений;

информация о путях распространения практики выращивания, включая определение товаров или предметов, которые могли быть носителями объекта карантина растений, а также возможный способ их перемещения.

В случае возможной связи с недавними импортированными растениями или растительными продуктами, сходные материалы должны быть найдены и обследованы.

9. Осуществимость введения программы ликвидации включает в себя процесс оценки ущерба и распространения заражения, потенциала и предполагаемой скорости распространения объекта карантина растений, необходимый для установления целесообразности проведения программы.

10. Необходимость проведения ликвидации объекта карантина растений, инициируется Инспекцией «Узгоскарантин» в зависимости от степени потенциального экономического и экологического риска, на основании которого утверждается Программа.

11. Программа должна содержать:

сведения о границах карантинной зоны;

наименование объекта карантина растений, в связи с выявлением которого устанавливается режим карантина растений;

перечень фитосанитарных требований при осуществлении деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, перевозкой, реализацией, уничтожением подкарантинной продукции;

перечень мероприятий по осуществлению локализации очага объекта карантина растений и ликвидации его популяции;

план проведения проверок, расположенных в границах карантинной зоны, включающий дату и срок их проведения;

критерии ликвидации популяции объекта карантина растений и отмены режима карантина растений.

12. При разработке и введении Программы Инспекция «Узгоскарантин» вправе привлекать причастные ответственные министерства и ведомства.

13. Перед введением Программы Инспекцией «Узгоскарантин» совместно с органами государственного и хозяйственного управления проводятся работы по освещению, поднятию уровня информированности и понимания необходимости ее реализации.

 

Глава 3. Порядок исполнения программы по ликвидации популяции объекта карантина растений и локализации его очага

 

14. В целях исполнения Программы Инспекцией «Узгоскарантин» формируется Рабочая группа, состоящая из представителей ответственных министерств и ведомств.

15. Задачами Рабочей группы являются:

обеспечение соответствия Программы согласованным критериям для успешной ликвидации;

внесение дополнений или изменений, при необходимости, Программы;

обеспечение исполнителей Программы соответствующими правами
и достаточной подготовкой для осуществления их обязанностей;

управление финансами и ресурсами;

назначение исполнителей и определение их обязанностей, обеспечение понимания исполнителями их ответственности и документирование их деятельности;

управление связью, включая программу по связям с общественностью;

внедрение системы управленческой информации, включая документирование программы и архивацию документов;

ежедневное управление программой;

непрерывный мониторинг и оценку критических элементов;

периодический пересмотр программы в целом.

16. Инспекция «Узгокарантин» осуществляет руководство и координацию, обеспечивая определение критериев для установления факта завершения ликвидации и наличие соответствующей документации и процесса контроля для обеспечения достаточной надежности полученных результатов.

17. Государственная служба по карантину растений при реализации Программы осуществляет деятельность по следующим основным направлениям:

проведение мониторинга в области карантина растений в целях обнаружения нового заражения и/или определения границы заражённой зоны;

реализации мероприятий, направленных на ликвидацию недавно обнаруженных популяций (включая первичный очаг);

принятие мер по локализации очага, направленных на предотвращение дальнейшего распространения объекта карантина растений;

надзор за эффективностью принятых мер по ликвидации.

18. Органы государственного и хозяйственного управления, юридические и физические лица, занимающиеся производством, заготовкой, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией подкарантинной продукции обязаны своевременно выполнять утвержденные в Программе мероприятия.    

 

19. В целях установления границ зоны, зараженной объектом карантина растений или свободной от него, государственной службой по карантину растений проводит контрольное обследование зоны в начале программы.

20. Для проверки распространения объекта карантина растений и оценки эффективности программы ликвидации государственной службой по карантину растений проводит популяционный мониторинг и надзор в соответствии с Программой.

21. Надзор может включать анализ пути распространения для идентификации источника вредного организма и его возможного распространения, досмотр материала, клонально и/или физически связанного с зараженным материалом, досмотр, отлов в ловушки и наблюдение с воздуха.

22. Выбор подходящих участков для обследований определяется:

ранее выявленными случаями присутствия и распространения объекта карантина растений;

биологией объекта карантина растений;

распространением растений-хозяев объекта карантина растений и особенно зон их коммерческого производства;

климатической пригодностью участка для объекта карантина растений.

23. Время проведения процедур обследований может определяться:

циклом развития объекта карантина растений;

фенологией объекта карантина растений и его растений-хозяев;

временем проведения программ по управлению объектом карантина растений;

определением, когда лучше выявлять объектом карантина растений на культурах:

период вегетации или в собранном урожае.

24. Для объекта карантина растений, который присутствует предположительно в результате недавней интродукции, выбор подходящих мест для обследований может быть связан, например, с возможными пунктами проникновения, возможными путями распространения, местами реализации импортированных товаров, а также с участками, где импортированные товары были использованы как посевной или посадочный материал.

 

Глава 5. Заключительные положения

 

25. Лица виновные в нарушении требований настоящего Положения несут ответственность в соответствии с законодательством.

Umumiy takliflar

156