ID Muallif Muhokamaga chiqarish sanasi Yakunlanish sanasi Takliflar soni
8804 Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан 07/10/2019 22/10/2019 0
Idoralarning buyruq yoki qarori
ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ID-8804

 

 

ТРЕБОВАНИЯ

К СИСТЕМАМ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЯДЕРНЫХ

УСТАНОВОК И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

Настоящие Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов разработаны в соответствии
с Указом Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2018 года №УП-5594
«О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственного управления
и надзора в сферах промышленной, радиационной и ядерной безопасности»
и Постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2018 года
№ПП-4058 «Об организации деятельности Государственного комитета промышленной безопасности Республики Узбекистан и Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 февраля 2019 года №75 «Об утверждении положения
о государственном комитете промышленной безопасности Республики Узбекистан».

 

  1. Общие положения

 

1. Настоящие Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - Требования) устанавливают общие требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - системы физической защиты):

на ядерных объектах, на территории которых используется или хранится ядерный материал либо размещается и (или) эксплуатируется ядерная установка или пункт хранения, не связанные с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией
и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

при перевозках и транспортировании ядерных материалов и ядерных установок автомобильным и железнодорожным транспортом.

2. В настоящих Требованиях используются следующие понятия:

"анализ уязвимости" - организованный руководством ядерного объекта процесс выявления уязвимых мест, определения угроз, вероятных способов их осуществления
и моделей нарушителей;

"внешний нарушитель" - нарушитель из числа лиц, не имеющих права доступа
в охраняемые зоны;

"внешняя угроза" - угроза, исходящая от внешнего нарушителя;

"внутренний нарушитель" - нарушитель из числа лиц, имеющих право доступа
без сопровождения в охраняемые зоны;

"внутренняя зона" - зона, расположенная в защищенной зоне, доступ в которую ограничивается и контролируется, окруженная физическими барьерами, постоянно находящимися под охраной и наблюдением;

"внутренняя угроза" - угроза, исходящая от внутреннего нарушителя;

"диверсия" - преднамеренное действие в отношении ядерных материалов, ядерных установок, пунктов хранения или транспортных средств, перевозящих ядерные материалы или ядерные установки, способное привести к аварийной ситуации и создать угрозу здоровью или жизни людей в результате воздействия радиации или привести
к радиоактивному загрязнению окружающей среды;

"допуск" - оформленное в установленном порядке право граждан на доступ
к сведениям, составляющим государственную тайну, либо оформленное в установленном порядке разрешение на проведение на ядерном объекте работ с использованием таких сведений;

"доступ" - проход (проезд) в охраняемые зоны, здания, сооружения, помещения (может быть санкционированным и несанкционированным);

"защищенная зона" - территория ядерного объекта, доступ в которую ограничивается и контролируется, окруженная физическими барьерами, постоянно находящимися
под охраной и наблюдением;

"зона ограниченного доступа" - зона, не содержащая ядерных материалов
I - III категорий и уязвимых мест ядерных установок, доступ в которую ограничивается
и контролируется;

"контрольно-пропускной пункт (пост)" - специально оборудованное место
для осуществления контроля и управления проходом людей и проездом транспортных средств в порядке, установленном пропускным режимом;

"модель нарушителей" - совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий нарушителей, их мотивации
и преследуемых ими целях, которые используются при выработке требований к системе физической защиты и оценке ее эффективности;

"нарушитель" - лицо, совершившее или пытающееся совершить несанкционированное действие, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом;

"нейтрализация нарушителя" - применение системы физической защиты
по отношению к нарушителю, в результате чего он лишается возможности продолжать несанкционированные действия;

"несанкционированное действие" - совершение или попытка совершения диверсии, хищения ядерных материалов, ядерных установок, несанкционированного доступа, проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя или нарушения функционирования инженерно-технических средств физической защиты;

"особо важная зона" - зона, расположенная во внутренней зоне, доступ
в которую ограничивается и контролируется, окруженная физическими барьерами, постоянно находящимися под охраной и наблюдением;

"охраняемая зона" - защищенная, внутренняя или особо важная зона;

"оценка ситуации" - определение причин подачи сигнала тревоги средством обнаружения;

"перевозка ядерного материала" - перемещение ядерного материала транспортными средствами перевозчика, отправителя или получателя от пункта отправления (железнодорожной станции, порта, аэропорта) до пункта назначения (железнодорожной станции, порта, аэропорта), осуществляемое на основе договора перевозки, заключаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;

"периметр охраняемой зоны" - граница охраняемой зоны, оборудованная
инженерно-техническими средствами физической защиты и контрольно-пропускными пунктами (постами);

"персонал физической защиты" - лица, в должностные обязанности которых входит выполнение функций по осуществлению физической защиты на ядерном объекте и при перевозке или транспортировании ядерных материалов, ядерных установок;

"правило 2 лиц" - принцип групповой работы, основанный на требовании одновременного присутствия на одном рабочем месте не менее 2 человек, обладающих соответствующими полномочиями, для снижения возможности несанкционированных действий;

"предмет физической защиты" - ядерный материал, уязвимые места ядерной установки или пункта хранения;

"пропускной режим" - совокупность организационных и технических мероприятий, установленных правил, направленных на недопущение бесконтрольного прохода людей
и проезда транспортных средств, а также перемещения предметов, материалов
и документов через контрольно-пропускные пункты (посты) в охраняемые зоны, здания, сооружения, помещения и обратно;

"противотаранное устройство" - заграждение, предназначенное для принудительной остановки транспортного средства;

"пункт хранения" - не относящиеся к ядерной установке стационарный объект
или сооружение, предназначенные для хранения ядерных материалов, хранения
или захоронения радиоактивных отходов;

"пункт управления системы физической защиты" - специально оборудованное помещение (место), которое оснащено инженерно-техническими средствами
и из которого специально назначенный персонал физической защиты в полном объеме или частично осуществляет управление инженерно-техническими средствами физической защиты в штатных и чрезвычайных ситуациях;

"сертификат-разрешение" - оформленное в установленном порядке разрешение
на использование определенной конструкции транспортного упаковочного комплекта, перевозку или транспортирование конкретного вида ядерных материалов, ядерных установок;

"система охранной сигнализации" - совокупность средств обнаружения,
тревожно-вызывной сигнализации, системы сбора, отображения и обработки информации;

"служба безопасности" - структурное подразделение ядерного объекта, предназначенное для организации и контроля за выполнением мероприятий
по осуществлению физической защиты, а также для выполнения других специальных функций;

"средство обнаружения" - устройство, предназначенное для автоматической подачи сигнала тревоги в случае несанкционированного действия;

"транспортирование ядерного материала" - перемещение ядерного материала, включая использование различных транспортных средств и его перегрузку, начиная
с его отправления с ядерной установки (пункта хранения ядерных материалов) отправителя и заканчивая прибытием на ядерную установку (пункт хранения ядерных материалов) получателя;

"транспортирование ядерного материала в международном сообщении" - перемещение ядерного материала любыми транспортными средствами, которые направляются за пределы территории государства, откуда происходит груз, начиная
с его отправления с ядерной установки отправителя в этом государстве и заканчивая прибытием на ядерную установку получателя в государстве конечного назначения, включая перемещение по территории третьих государств;

"тревожно-вызывная сигнализация" - система экстренного вызова подразделений охраны;

"угроза" - совокупность условий и факторов, создающих возможность совершения хищения ядерного материала или ядерной установки либо диверсии;

"уязвимые места" - места использования или хранения ядерных материалов,
а также отдельные элементы систем, оборудования, устройств ядерной установки или пункта хранения, действия в отношении которых могут привести к аварийной ситуации, или создать угрозу здоровью либо жизни людей в результате воздействия радиации, или привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды;

"физическая защита" - деятельность в области использования атомной энергии, осуществляемая в целях предотвращения диверсий и хищений в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения;

"физический барьер" - физическое препятствие, создающее задержку проникновению нарушителя в охраняемые зоны, к уязвимым местам или к ядерным материалам;

"ядерная установка" - сооружение или комплекс с ядерным реактором (суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные
и транспортабельные средства); сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическим или подкритическим стендом; сооружение, комплекс, полигон, установка и устройство
с ядерным зарядом; другое содержащее ядерный материал сооружение, комплекс, установка и устройство для производства, использования, переработки, перевозки (транспортирования) ядерных материалов;

"ядерный материал" - материал (изделие), содержащий или способный воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

"ядерный объект" - предприятие (организация, воинская часть), на территории которого используется или хранится ядерный материал либо размещается
и (или) эксплуатируется ядерная установка или пункт хранения, в том числе ядерное оружие, ядерная энергетическая установка военного назначения, стенд - прототип ядерной энергетической установки военного назначения, исследовательская ядерная установка, предназначенная для создания ядерного оружия и (или) ядерных энергетических установок военного назначения.

 

2. Система физической защиты на ядерном объекте.

Общие требования

 

3. Физическая защита ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - физическая защита) должна осуществляться в целях предотвращения хищений ядерных материалов и диверсий в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

4. Для достижения целей физической защиты на ядерном объекте должна быть создана система физической защиты, включающая комплекс инженерно-технических средств физической защиты, персонал физической защиты и совокупность организационных мер, направленных на:

взаимодействие руководства ядерного объекта, подразделений охраны
с территориальными органами внутренних дел и органами безопасности;

обеспечение действий персонала физической защиты и персонала ядерного объекта;

разработку нормативных и организационно-распорядительных документов;

применение и совершенствование технических средств физической защиты.

5. К персоналу физической защиты относятся силы охраны, персонал службы безопасности и работники ядерного объекта, участвующие в выполнении функций физической защиты.

6. Система физической защиты должна выполнять следующие задачи:

предупреждение несанкционированных действий;

своевременное обнаружение несанкционированных действий;

задержка (замедление) проникновения (продвижения) нарушителя;

реагирование на несанкционированные действия и нейтрализацию нарушителей
для пресечения несанкционированных действий.

7. До начала осуществления обращения с ядерными материалами, эксплуатации ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов должны быть выполнены следующие условия обеспечения функционирования системы физической защиты:

введен в эксплуатацию комплекс инженерно-технических средств физической защиты;

разработаны организационные меры и организационно-распорядительные документы по физической защите, которые требуются Правилами физической защиты
и настоящими Требованиями;

организована охрана ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

8. Охрана ядерных объектов в зависимости от вида охраны должна осуществляться на основании актов межведомственных и ведомственных комиссий по организации охраны или договора об охране объектов вневедомственной охранной службой соответствующего органа Республики Узбекистан.

9. Система физической защиты должна функционировать до завершения работ
по выводу из эксплуатации ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов
и вывоза ядерных материалов с ядерного объекта.

10. На ядерном объекте должны быть определены лица из числа персонала физической защиты, осуществляющие эксплуатацию инженерно-технических средств физической защиты.

11. Система физической защиты должна выполнять задачи круглосуточно в штатных (режим повседневной деятельности) и чрезвычайных ситуациях.

12. На ядерном объекте должны быть приняты меры по предотвращению несанкционированного доступа к системам, оборудованию, устройствам
и коммуникациям, зданиям и сооружениям, не относящимся к ядерной установке или пункту хранения ядерных материалов, несанкционированные действия в отношении которых могут привести к радиационному воздействию на население и потребуют мер по его защите.

13. В исключительных случаях при невозможности выполнения в полном объеме требований по физической защите руководство ядерного объекта обязано принять компенсирующие организационно-технические меры (далее - компенсирующие меры).

На ядерном объекте должен быть разработан и утвержден руководителем ядерного объекта перечень компенсирующих мер применительно к возможным нарушениям функционирования системы физической защиты.

Информация о каждом нарушении функционирования системы физической защиты, причине его возникновения, а также о применении компенсирующих мер должна документироваться и храниться на ядерном объекте не менее года.

Служба безопасности ядерного объекта должна проводить анализ нарушений
в системе физической защиты, выявлять причины таких нарушений и разрабатывать меры по их предотвращению.

14. Система физической защиты не должна препятствовать выполнению на ядерном объекте мер ядерной, радиационной, экологической, пожарной, технической, информационной и других видов безопасности.

15. На ядерном объекте должна обеспечиваться защита информации об организации и функционировании системы физической защиты в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Республики Узбекистан.

16. На ядерном объекте должен быть разработан и утвержден руководителем соответствующего органа управления использованием атомной энергии паспорт безопасности ядерного объекта (территорий) в соответствии с требованиями
нормативно-правовых актов Р
еспублики Узбекистан.

17. Руководство ядерного объекта должно ежегодно представлять
в территориальный орган органа государственного регулирования безопасности
при использовании атомной энергии, осуществляющий надзор за физической защитой
на ядерном объекте, годовые отчеты о состоянии физической защиты до 1 февраля года, следующего за отчетным.

 

§1. Создание и совершенствование системы физической

защиты. Порядок создания и совершенствования системы

физической защиты

 

18. Создание и совершенствование системы физической защиты должно обеспечиваться руководством ядерного объекта.

19. Процесс создания и совершенствования системы физической защиты должен включать в обязательном порядке следующие этапы:

предпроектный;

проектирование;

реализация проектных решений;

ввод системы физической защиты в действие;

эксплуатация.

20. На предпроектном этапе должны проводиться:

анализ уязвимости ядерного объекта (далее - анализ уязвимости);

категорирование предметов физической защиты;

категорирование ядерного объекта;

выделение охраняемых зон (защищенной, внутренних и особо важных)
и зон ограниченного доступа;

оценка эффективности системы физической защиты;

разработка технического задания на создание и совершенствование системы физической защиты.

21. На этапе проектирования должны выполняться:

разработка технического задания (заданий) на проектирование комплекса инженерно-технических средств физической защиты или его составных частей;

разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектной документации раздела системы физической защиты в составе проектной документации ядерного объекта;

разработка в целях реализации проектных решений, содержащихся в проектной документации, рабочей документации, состоящей из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

22. На этапе реализации проектных решений должны выполняться:

изготовление и поставка оборудования;

строительно-монтажные и пуско-наладочные работы.

23. На этапе ввода системы физической защиты в действие должны выполняться:

испытания комплекса инженерно-технических средств физической защиты;

организационные мероприятия по вводу в действие системы физической защиты;

аттестация автоматизированной системы физической защиты по требованиям безопасности информации;

приемка системы физической защиты межведомственной (ведомственной) комиссией.

24. Требования к проведению этапов и конкретных работ по созданию
и совершенствованию системы физической защиты должны устанавливаться
в соответствующем техническом задании.

 

§2. Анализ уязвимости

 

25. Анализ уязвимости должен включать:

описание ядерного объекта и его территориального расположения;

определение предметов физической защиты, описание мест их хранения, использования и (или) эксплуатации ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов;

определение угроз и модели нарушителей.

Результаты анализа уязвимости должны оформляться в виде отчета по анализу уязвимости ядерного объекта.

26. Анализ уязвимости должен проводиться при создании системы физической защиты, а также:

при изменении угроз и модели нарушителей;

при изменении категорий предметов физической защиты и (или) мест
их размещения.

27. Результаты анализа уязвимости должны использоваться при оценке эффективности и при создании и совершенствовании системы физической защиты.

28. Если нет оснований для проведения анализа уязвимости, указанных
в пункте 26 настоящих Требований, то результаты анализа уязвимости должны пересматриваться каждые пять лет.

По итогам пересмотра результатов анализа уязвимости оформляется новый отчет либо на листе изменений предыдущего отчета ставится отметка о том, что результаты анализа уязвимости не требуют изменений.

29. Отчет по анализу уязвимости должен храниться на ядерном объекте в течение всего срока функционирования системы физической защиты, для которой остаются в силе результаты проведенных анализов уязвимости.

 

§3. Категорирование предметов физической защиты

и ядерного объекта

 

30. Категорирование предметов физической защиты должно осуществляться
в соответствии с Правилами физической защиты.

31. Категория ядерного объекта должна устанавливаться следующим образом:

I категория - ядерные объекты, на которых имеются предметы физической защиты категории А;

II категория - ядерные объекты, не отнесенные к I категории, на которых имеются предметы физической защиты категории Б;

III категория - ядерные объекты, не отнесенные к I и II категориям, на которых имеются предметы физической защиты категории В или Г;

IV категория - ядерные объекты, не отнесенные к I - III категориям, на которых имеются предметы физической защиты категории Д.

32. Результаты категорирования предметов физической защиты и ядерного объекта должны оформляться приказом руководителя ядерного объекта.

 

§5. Выделение охраняемых зон и зон ограниченного доступа

 

33. Предметы физической защиты должны размещаться в соответствующих зонах согласно Правилам физической защиты.

При выделении охраняемых зон особо важная зона должна размещаться
во внутренней зоне, внутренняя зона - в защищенной зоне.

Границы охраняемых зон и зон ограниченного доступа должны быть документально оформлены.

 

§6. Оценка эффективности системы физической защиты

 

34. Оценка эффективности системы физической защиты должна проводиться
с учетом модели нарушителей, установленной для ядерного объекта. Минимально допустимое значение показателя (показателей) эффективности системы физической защиты должно устанавливаться в порядке, установленном документом уполномоченного органа управления использованием атомной энергии, согласованным с органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии,
и утверждаться руководителем ядерного объекта.

Минимально допустимое значение показателя (показателей) эффективности системы физической защиты допускается устанавливать для каждой категории предметов физической защиты, охраняемых зон, зон ограниченного доступа и помещений, в которых находятся предметы физической защиты.

Полученные при выполнении оценки эффективности системы физической защиты значения показателя (показателей) эффективности должны быть не менее установленных минимально допустимых значений показателя (показателей) эффективности.

До разработки и введения в действие порядка установления минимально допустимого значения показателя (показателей) эффективности системы физической защиты руководителем ядерного объекта должно быть утверждено обоснованное заключение о достаточности полученного значения показателя (показателей) эффективности системы физической защиты.

35. Исходные данные, используемые для определения показателей оценки эффективности системы физической защиты, должны соответствовать характеристикам инженерно-технических средств физической защиты и методам действий нарушителей
и персонала физической защиты, которые должны подтверждаться на учениях (тренировках).

36. Оценка эффективности системы физической защиты должна проводиться
при создании системы физической защиты, а также в случаях:

совершенствования системы физической защиты;

изменения угроз и модели нарушителей;

изменения состава и категорий предметов физической защиты и (или) мест
их размещения на ядерном объекте;

изменения состава, структуры и порядка функционирования системы физической защиты;

изменения системы охраны, численности личного состава подразделения охраны, тактики действия, его оснащения вооружением, средствами связи и транспортными средствами, расположения караульного помещения.

37. Результаты оценки эффективности системы физической защиты должны оформляться отчетом по оценке эффективности системы физической защиты.

38. Если нет оснований для пересмотра результатов оценки эффективности, указанных в пункте 36 настоящих Требований, то результаты оценки эффективности системы физической защиты должны пересматриваться каждые пять лет.

По итогам пересмотра результатов оценки эффективности системы физической защиты должен быть оформлен новый отчет либо в старом отчете на листе изменений должна быть сделана отметка о том, что результаты оценки эффективности системы физической защиты не требуют изменений.

39. Отчет по оценке эффективности системы физической защиты должен храниться на ядерном объекте в течение всего срока функционирования системы физической защиты, для которой остаются в силе результаты проведенных оценок.

 

§7. Разработка технического задания на создание

и совершенствование системы физической защиты

 

40. Техническое задание на создание и совершенствование системы физической защиты должно определять детализированные требования к системе физической защиты
и ее элементам, этапы и порядок работ по созданию системы физической защиты и вводу
ее в действие.

41. При строительстве новых ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов проектная документация на систему физической защиты должна включаться отдельным разделом в проектную документацию на строительство.

42. На основании технического задания на создание и совершенствование системы физической защиты разрабатывается техническое задание на проектирование комплекса инженерно-технических средств физической защиты.

 

§8. Разработка технического задания (заданий) на проектирование

комплекса инженерно-технических средств физической защиты

или его составных частей

 

43. Техническое задание (задания) на проектирование комплекса
инженерно-технических средств физической защиты или его составных частей должно содержать необходимые требования к разработке проектной документации на этот комплекс при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении ядерного объекта,
а также к разработке обоснования инвестиций и проектной документации
при реконструкции, техническом перевооружении системы физической защиты
на действующем ядерном объекте и ее совершенствовании в процессе функционирования.

44. При вводе в эксплуатацию комплекса инженерно-технических средств физической защиты должны проводиться испытания и приемка входящих в него функциональных систем и комплекса в целом.

При усовершенствовании отдельных элементов действующей системы физической защиты допускается не проводить приемку всего комплекса инженерно-технических средств физической защиты в целом.

Результаты испытаний должны оформляться протоколом (протоколами),
а результаты приемки - актом (актами) приемки в эксплуатацию, которые должны храниться на ядерном объекте в течение всего срока эксплуатации комплекса инженерно-технических средств физической защиты.

Ввод в действие системы физической защиты должен осуществляться назначенной руководителем ядерного объекта комиссией после проверки выполнения требований технического задания на создание и совершенствование системы физической защиты
и технического задания на проектирование комплекса инженерно-технических средств физической защиты и утверждения соответствующего акта.

 

§9. Организационные меры системы физической защиты

 

45. При создании системы физической защиты руководителем ядерного объекта должна быть организована разработка нормативных и организационно-распорядительных документов по организации и обеспечению функционирования этой системы
и реализованы организационные меры, осуществляемые на всех этапах ее создания (совершенствования) и функционирования.

46. На ядерном объекте должна быть создана служба безопасности как структурное подразделение, относящееся к основным производственным подразделениям ядерного объекта, выполняющее функции обеспечения физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

Функции службы безопасности не могут быть переданы иным структурным подразделениям ядерного объекта.

47. В системе физической защиты должны обеспечиваться:

управление функционированием системы физической защиты;

организация допуска и доступа к ядерным материалам, на ядерные установки,
в пункты хранения ядерных материалов и к информации о функционировании системы;

организация пропускного и внутриобъектового режимов;

защита информации об организации и функционировании системы физической защиты;

эксплуатация инженерно-технических средств физической защиты;

объектовый контроль состояния физической защиты;

проведение аналитической работы, в том числе анализ уязвимости, оценка эффективности системы физической защиты, подготовка предложений
по совершенствованию системы физической защиты.

48. Для управления системой физической защиты на ядерном объекте должен быть создан центральный пункт управления системы физической защиты (далее - центральный пункт управления), и могут создаваться локальные пункты управления.

Управление из центрального пункта управления должен осуществлять оператор штатного состава службы безопасности ядерного объекта.

Управление из локального пункта управления должен осуществлять оператор штатного состава службы безопасности или штатного состава подразделения охраны.

49. В помещении центрального пункта управления должна постоянно находиться смена численностью не менее двух операторов.

Запрещается оставлять указанные пункты управления без операторов.

50. Запрещается нахождение посторонних лиц в помещениях пунктов управления без сопровождения уполномоченных лиц штатного персонала ядерного объекта.

51. На центральный пункт управления должна поступать вся информация, которая поступает в локальные пункты управления.

52. При нахождении в зданиях, сооружениях и помещениях с предметами физической защиты работники ядерного объекта должны выполнять меры самоохраны
по предотвращению нахождения в них посторонних лиц и обнаружению несанкционированных действий. Указанные работники должны немедленно сообщать оператору центрального пункта управления по имеющимся каналам связи
об обнаружении посторонних лиц и совершении несанкционированных действий или подавать сигнал тревоги с использованием средств системы тревожно-вызывной сигнализации.

Меры самоохраны должны определяться инструкцией по самоохране здания, сооружения, помещения с предметами физической защиты.

53. На ядерном объекте должен быть разработан порядок учета, хранения и контроля замков и ключей, использующихся в системе физической защиты, который должен предусматривать:

документальное определение перечня лиц, имеющих право получения ключей;

регистрацию выдачи и сдачи ключей;

меры по предотвращению несанкционированного использования ключей;

замену в кратчайшие сроки замков и ключей при обнаружении фактов или попыток несанкционированных действий с ними.

54. Каждому замку и ключу должен быть присвоен инвентарный номер согласно журналу учета замков и ключей. Каждый ключ и замок должны иметь маркировку
их инвентарных номеров, которая не может быть удалена или изменена без обнаружения этого факта.

55. Ключи следует сдавать после окончания рабочего времени под охрану и хранить в опечатанных пеналах или специальных устройствах в пределах охраняемых зон.

 

§10. Комплекс инженерно-технических средств физической защиты

 

56. Комплекс инженерно-технических средств физической защиты должен обеспечивать:

обозначение границ охраняемых зон и зон ограниченного доступа;

санкционированный доступ людей и транспортных средств в охраняемые зоны, здания, сооружения и помещения, а также предотвращение или задержку несанкционированного доступа;

обнаружение несанкционированного проникновения в охраняемые зоны, здания, сооружения и помещения;

дистанционное наблюдение за участками охраняемых зон, зданий, сооружений
и помещений для своевременной оценки ситуации при обнаружении несанкционированных действий;

обнаружение попыток несанкционированного проноса и провоза ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиационных источников, радиоактивных отходов, холодного и огнестрельного оружия, взрывчатых веществ;

управление функционированием инженерно-технических средств физической защиты и действиями персонала физической защиты;

определение на периметрах охраняемых зон времени и места несанкционированного доступа, а на периметре защищенной зоны еще и направления проникновения (продвижения) нарушителей;

задержку (замедление) проникновения (продвижения) нарушителей;

связь между должностными лицами персонала физической защиты;

защищенность помещений пунктов управления, контрольно-пропускных пунктов
и постов от поражения находящихся в них лиц, выполняющих контрольные и пропускные функции, огнем стрелкового оружия и иных средств поражения, определенных в модели нарушителей;

документирование (протоколирование) сигналов и информации о функционировании элементов комплекса инженерно-технических средств физической защиты.

57. К инженерным средствам физической защиты относятся следующие стационарные и переносные средства:

ограждения на периметрах охраняемых зон и зон ограниченного доступа;

физические барьеры, представляющие собой строительные конструкции зданий, сооружений и помещений, а также специально разработанные конструкции
(например, заграждения, противотаранные устройства, решетки, контейнеры);

инженерное оборудование охраняемых зон, контрольно-пропускных пунктов
(постов охраны).

58. Инженерные средства физической защиты должны обеспечивать:

обозначение на местности границ охраняемых зон и зон ограниченного доступа;

задержку (замедление) проникновения нарушителей в охраняемые зоны, здания, сооружения, помещения способами, определенными в модели нарушителей;

воспрепятствование несанкционированному проходу людей и проезду транспортных средств в охраняемые зоны, здания, сооружения и помещения и из них;

защиту лиц из состава сил охраны и сотрудников службы безопасности от средств поражения нарушителями в пунктах управления системы физической защиты,
на контрольно-пропускных пунктах (постах), в зданиях и помещениях несения дежурства, а также при осуществлении нейтрализации нарушителей силами охраны.

59. Подъезды к периметрам охраняемых зон на путях возможного прорыва нарушителей с использованием транспортных средств и подъезды к транспортным контрольно-пропускным пунктам (постам) должны быть оборудованы физическими барьерами для принудительного снижения скорости движения.

60. Местность, непосредственно прилегающая к периметру защищенной зоны
с обеих сторон, должна быть очищена от растительности таким образом,
чтобы исключалась возможность ее использования для скрытого сосредоточения нарушителей и преодоления периметра.

61. К техническим средствам физической защиты относятся элементы и устройства, входящие в состав следующих основных функциональных систем:

охранной сигнализации;

тревожно-вызывной сигнализации;

оптико-электронного наблюдения и оценки ситуации;

контроля и управления доступом;

оперативной связи и оповещения;

защиты информации;

обеспечения электропитания, освещения.

Отдельные технические средства могут использоваться
в нескольких функциональных системах.

 

§11. Система охранной сигнализации

 

62. Система охранной сигнализации должна обеспечивать:

обнаружение попыток и фактов несанкционированного проникновения в охраняемые зоны, места нахождения предметов физической защиты;

обнаружение несанкционированных действий в отношении технических средств физической защиты;

контроль работоспособности и обнаружение отказов устройств системы охранной сигнализации;

выдачу сигналов тревоги, отказов и предоставление информации
о функционировании технических средств системы охранной сигнализации в пункты управления системы физической защиты.

63. Средства обнаружения системы охранной сигнализации должны быть установлены таким образом, чтобы отсутствовали неконтролируемые участки
("мертвые зоны") на границах охраняемых зон.

64. Сигналы тревоги и отказов системы охранной сигнализации должны отображаться в пунктах управления системы физической защиты с указанием типов сработавших или отказавших средств обнаружения и мест их размещения (участков тревоги) на схемах (планах) соответствующих участков ядерного объекта.

65. Информация о сигналах тревоги должна протоколироваться в комплексе инженерно-технических средств физической защиты и храниться на ядерном объекте
не менее одного месяца с последней даты регистрации (записи) информации.

 

§12. Система тревожно-вызывной сигнализации

 

66. Система тревожно-вызывной сигнализации должна обеспечивать:

передачу в пункт (пункты) управления системы физической защиты сигналов тревоги при включении средств тревожно-вызывной сигнализации (в случае включения оператором центрального пункта управления тревожно-вызывной сигнализации сигнал тревоги должен поступать начальнику караула и в службу безопасности);

передачу сигналов об отказе средств тревожно-вызывной сигнализации в пункты управления системы физической защиты.

67. Средства тревожно-вызывной сигнализации должны размещаться в контрольно-пропускных пунктах (на постах), на периметрах охраняемых зон, в охраняемых зданиях, сооружениях и помещениях, где находятся предметы физической защиты, и пунктах управления системы физической защиты в местах, обеспечивающих беспрепятственную подачу сигналов тревоги.

68. Сигналы тревоги и отказов системы тревожно-вызывной сигнализации должны отображаться в пунктах управления системы физической защиты с указанием мест размещения средств тревожно-вызывной сигнализации. Сигналы тревоги системы тревожно-вызывной сигнализации должны иметь приоритет представления по сравнению с сигналами от других функциональных систем.

69. Информация о сигналах тревоги и отказов системы тревожно-вызывной сигнализации должна протоколироваться в комплексе инженерно-технических средств физической защиты и храниться на ядерном объекте не менее одного месяца с последней даты регистрации (записи) информации.

 

§13. Система оптико-электронного наблюдения и оценки ситуации

 

70. Система оптико-электронного наблюдения и оценки ситуации должна обеспечивать дистанционное наблюдение в пунктах управления системы физической защиты за подступами к охраняемым зонам, зданиям, сооружениям, помещениям,
за периметрами охраняемых зон, обстановкой внутри контрольно-пропускных пунктов (постов), охраняемых зданий, сооружений и помещений, постов охраны с целью оценки ситуации на участках наблюдения и координации действий персонала физической защиты.

71. Система оптико-электронного наблюдения и оценки ситуации должна осуществлять:

формирование и передачу на устройства отображения (мониторы видеонаблюдения) в пунктах управления системы физической защиты видеоинформации, позволяющей оценивать ситуацию на участках наблюдения, и информации о функционировании средств этой системы;

отображение видеоинформации на мониторах по сигналам тревоги от средств обнаружения и тревожно-вызывной сигнализации, а также по сигналам управления (включения) операторов пунктов управления;

запись видеоинформации по сигналам тревоги и по сигналам управления оператора
в объемах, необходимых для последующего анализа ситуаций, а также хранение этих записей не менее одного месяца с даты последней записи на носителе;

контроль работоспособности и обнаружение отказов устройств системы
оптико-электронного наблюдения и оценки ситуации.

72. На ядерном объекте не должно быть участков границ охраняемых зон, недоступных для дистанционного наблюдения.

73. Сигналы тревоги и отказов средств системы оптико-электронного наблюдения и оценки ситуации должны отображаться в пунктах управления системы физической защиты с указанием мест размещения этих средств на схемах (планах) соответствующих участков ядерного объекта.

 

§14. Система контроля и управления доступом

 

74. На ядерном объекте должно осуществляться разграничение доступа лиц
и транспортных средств в охраняемые зоны, здания, сооружения и помещения.

Перечни указанных лиц и транспортных средств должны быть утверждены руководством ядерного объекта.

75. Система контроля и управления доступом должна обеспечивать:

исключение или задержку несанкционированного проникновения лиц
и транспортных средств в охраняемые зоны, здания, сооружения и помещения через контрольно-пропускные пункты (посты);

осуществление доступа персонала ядерного объекта, командированных лиц, посетителей и транспортных средств после проверки их прав доступа в соответствии
с установленным пропускным режимом, определяющим виды пропусков и персональных идентификационных признаков;

обнаружение попыток проникновения нарушителей через контрольно-пропускные пункты (посты) способами, определенными в процессе анализа уязвимости;

обнаружение попыток несанкционированного проноса и провоза через
контрольно-пропускные пункты (посты) (в которых это предусмотрено проектом комплекса инженерно-технических средств физической защиты) запрещенных предметов и материалов;

передачу сигналов тревоги и информации о функционировании системы контроля
и управления доступом в пункты управления системы физической защиты;

изготовление пропусков;

документирование (протоколирование) информации об изготовлении и выдаче пропусков;

контроль использования пропусков и их блокирование в случае нарушений правил пропускного режима;

открывание пропускных устройств в предусмотренных аварийных ситуациях
для обеспечения беспрепятственной эвакуации персонала.

76. Пропуска, используемые в системе контроля и управления доступом, не должны иметь надписей и обозначений, знание которых может использоваться посторонними лицами для несанкционированного доступа.

77. Информация о фактах прохода (проезда) лиц и транспортных средств через каждый контрольно-пропускной пункт (пост) должна протоколироваться в комплексе инженерно-технических средств физической защиты или документироваться персоналом охраны, выполняющим контрольно-пропускные функции. Указанная информация должна храниться на ядерном объекте не менее одного месяца с последней даты регистрации (записи) информации.

78. Доступ в особо важные зоны и работа в них должны осуществляться
с применением правила двух лиц, а лиц, имеющих временные или разовые пропуска, -
в сопровождении уполномоченных лиц штатного персонала ядерного объекта.

Сопровождающие лица должны постоянно контролировать действия посетителей
и не допускать их бесконтрольного нахождения в указанных зонах.

Информация о сопровождающих и о сопровождаемых ими лицах должна документироваться или протоколироваться в системе контроля и управления доступом
и храниться на ядерном объекте не менее шести месяцев.

 

§15. Система оперативной связи и оповещения

 

79. Система оперативной связи и оповещения должна обеспечивать:

оповещение персонала физической защиты в случае обнаружения несанкционированных действий;

голосовую связь между должностными лицами дежурного персонала физической защиты для координации их действий:

в пределах защищенной зоны ядерного объекта и на ближних подступах к ней,
в охраняемых зданиях, сооружениях и помещениях;

в ходе транспортирования ядерных материалов, ядерных установок по территории ядерного объекта.

80. Для обеспечения надежной работы в системе оперативной связи и оповещения должны использоваться средства на разных принципах действия и (или) разные каналы связи.

81. При использовании в системе физической защиты связи по открытым каналам должна применяться система условных сообщений для исключения возможности использования информации нарушителями в случае перехвата.

82. В целях организации управления в системе физической защиты должны применяться:

система двусторонней связи между центральным и локальными пунктами управления, а также между пунктами управления и караульными помещениями;

средства радиосвязи в подразделениях охраны и службы безопасности.

 

§16. Система защиты информации

 

83. В системе физической защиты должна быть обеспечена защита информации,
в том числе секретность (конфиденциальность) информации об организации, составе
и функционировании системы физической защиты, ее целостность и санкционированная доступность, нарушение которых может приводить к снижению эффективности функционирования системы физической защиты в целом или ее отдельных элементов.

84. Технические и программные средства систем физической защиты, используемые в качестве средств защиты информации при обработке информации, составляющей государственную и служебную тайны, подлежат обязательной сертификации
на соответствие требованиям безопасности информации. При этом все системы физической защиты подлежат аттестации по требованиям безопасности информации.

 

§17. Система обеспечения электропитания, освещения

 

85. Электропитание технических средств физической защиты должно осуществляться в штатных ситуациях от двух независимых источников тока с взаимным резервированием, в аварийных случаях - от автономных источников (например, электрогенераторы, аккумуляторные батареи).

86. Информация о переключениях электропитания технических средств физической защиты между различными источниками тока должна отображаться на центральном пункте управления системы физической защиты с протоколированием и хранением
не менее одного месяца.

87. Устройства электропитания и кабельные сети должны быть защищены
от несанкционированного вывода из строя.

88. На ядерном объекте должно обеспечиваться освещение участков периметров охраняемых зон, зданий, сооружений и помещений, участков зон, контролируемых средствами системы оптико-электронного наблюдения и оценки ситуации
для обеспечения действий сил охраны и функционирования средств видеонаблюдения.

89. Параметры и режимы включения и выключения средств охранного освещения должны обеспечивать выполнение функций системы физической защиты в дневное
и ночное время при любых погодных условиях.

 

§18. Организация эксплуатации инженерно-технических средств

физической защиты

 

90. Организация эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты должна планироваться и осуществляться на основе требований проектной
и эксплуатационной документации на комплекс инженерно-технических средств физической защиты и его составные части.

91. Для эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты должны разрабатываться:

план-график выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию
на очередной год;

план материально-технического обеспечения комплекса инженерно-технических средств физической защиты на очередной год;

план проверки работоспособности и технического состояния
инженерно-технических средств физической защиты.

В указанных планах должны содержаться отметки ответственных исполнителей работ с подписями о выполнении плановых и внеплановых работ.

92. Техническое обслуживание инженерно-технических средств физической защиты должно включать:

выявление неисправных, поврежденных, изношенных элементов и элементов, выработавших назначенные сроки службы или ресурсы, подлежащих ремонту или замене;

проверку и настройку параметров этих средств до заданных значений;

выявление и устранение недостатков в содержании инженерно-технических средств физической защиты, отказов и неисправностей;

подготовку инженерно-технических средств физической защиты к соответствующей сезонной эксплуатации;

проверку укомплектованности комплекса инженерно-технических средств физической защиты запасными инструментами и принадлежностями и пополнение
их комплекта при необходимости.

93. Техническое обслуживание инженерно-технических средств физической защиты, которые переданы в эксплуатацию подразделениям охраны, должно быть организовано службой безопасности во взаимодействии с этими подразделениями.

94. Техническая эксплуатация комплекса инженерно-технических средств физической защиты должна включать ведение эксплуатационной и учетной документации, в которой должны фиксироваться:

сведения о продолжительности функционирования средств (элементов) комплекса
(о выработанных ресурсах);

сведения об отказах средств (элементов) комплекса и об их фактической наработке на отказ;

сведения о закреплении, перемещении и техническом обслуживании, и ремонтах средств (элементов) комплекса;

сведения о расходовании и пополнении комплекта запасных частей
и принадлежностей.

95. Сведения о закреплении, перемещении, техническом обслуживании и ремонтах инженерно-технических средств физической защиты должны вноситься в формуляры (паспорта), поставляемые вместе с инженерно-техническими средствами физической защиты.

В случае отсутствия формуляра (паспорта) либо отсутствия в нем соответствующих разделов в подразделении, эксплуатирующем данное техническое средство, должен быть оформлен дубликат формуляра (паспорта) или существующий формуляр (паспорт) должен заполняться в соответствующих вкладках.

96. При выполнении работ по техническому обслуживанию должны приниматься меры, исключающие снижение эффективности системы физической защиты ниже минимально допустимого значения показателя (показателей) эффективности.

Состав обязательных для применения мер при выполнении каждого вида работ должен включаться в планы, указанные в пункте 92 настоящих Требований.

 

§19. Персонал физической защиты

 

97. Персонал физической защиты должен проходить отбор и профессиональную подготовку.

98. Отбор и подготовка персонала физической защиты должны выполняться
в соответствии с требованиями органов управления использованием атомной энергии.

99. Отбор персонала физической защиты должен выполняться с учетом
его образовательного уровня, профессиональных навыков и опыта работы, а также отсутствия медицинских противопоказаний к соответствующему виду деятельности, определенных нормативно-правовыми актами Р
еспублики Узбекистан.

100. Эксплуатирующая организация или орган управления использованием атомной энергии должны разработать квалификационные требования к соответствующей специализации персонала службы безопасности и работников ядерного объекта, участвующих в выполнении функций физической защиты.

101. На основе квалификационных требований на ядерном объекте должна быть разработана и утверждена программа обучения персонала службы безопасности
и работников ядерного объекта, участвующих в выполнении функций физической защиты, на текущий год.

В данную программу должны включаться:

обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки)
по физической защите;

самоподготовка.

Периодичность обучения (переподготовки) персонала должна составлять не менее одного раза в три года.

102. На ядерном объекте должно быть назначено должностное лицо, ответственное за обучение персонала службы безопасности и работников ядерного объекта, участвующих в выполнении функций физической защиты. Это лицо должно организовывать разработку программы обучения и осуществлять контроль за обучением.

103. Вновь принятые работники из числа персонала службы безопасности
и работников ядерного объекта, участвующих в выполнении функций физической защиты, должны проходить обучение на специализированных курсах.

104. Персонал физической защиты структурных подразделений ядерного объекта должен иметь должностные инструкции.

 

§20. Оборудование охраняемых зон, зданий,

сооружений и помещений с предметами физической защиты

инженерно-техническими средствами физической защиты.

Периметры охраняемых зон и зон ограниченного доступа

 

105. Периметры охраняемых зон должны быть оснащены техническими средствами физической защиты, обеспечивающими обнаружение несанкционированных действий, экстренный вызов сил охраны, представление в пункт (пункты) управления системы физической защиты видеоинформации для оценки ситуации, а также инженерными средствами, задерживающими продвижение нарушителей к предметам физической защиты.

106. Зона ограниченного доступа должна быть оборудована по периметру физическими барьерами, обозначающими ее границы и ограничивающими проход (проезд) в зону.

107. Места прохода и проезда в зону ограниченного доступа (например, двери, ворота, калитки) должны быть оборудованы средствами охранной сигнализации
и в нерабочее время заперты на замки.

 

§21. Контрольно-пропускные пункты

 

108. Для организации прохода людей и проезда транспорта через периметры охраняемых зон должны быть созданы контрольно-пропускные пункты.

Количество контрольно-пропускных пунктов для каждой охраняемой зоны должно определяться условиями и особенностями их функционирования.

109. Контрольно-пропускные пункты должны оборудоваться средствами контроля
и управления доступом, тревожно-вызывной сигнализации, обеспечения освещения
и связи с пунктами управления системы физической защиты, караульным помещением
и должностными лицами службы безопасности, а также техническими средствами (стационарными и переносными) для проведения досмотра людей и транспортных средств на предмет проноса (провоза) ядерных материалов и других запрещенных предметов.

Обстановка на контрольно-пропускных пунктах должна контролироваться
с помощью средств системы оптико-электронного наблюдения.

Доступ через контрольно-пропускные пункты должен осуществляться
с применением полноростовых пропускных устройств шлюзового или блокирующего типа.

При использовании автоматизированных систем контроля и управления доступом должны применяться биометрические идентификационные признаки человека.

110. На транспортных контрольно-пропускных пунктах должны применяться стационарные противотаранные устройства.

На железнодорожных контрольно-пропускных пунктах допускается принятие иных технических мер, исключающих несанкционированный проезд железнодорожного транспорта.

В дополнение к стационарным противотаранным устройствам могут устанавливаться переносные противотаранные устройства и специальные приспособления для снижения скорости автотранспортных средств.

111. Помещения контрольно-пропускных пунктов, постов, кабины сил охраны должны быть защищены от поражения находящихся в них людей огнем стрелкового оружия и иными средствами поражения, определенными в модели нарушителей.

Лица из состава сил охраны, выполняющие контрольно-пропускные функции
вне указанных помещений, в предусмотренных ситуациях, указанных в организационно-распорядительных документах по организации системы физической защиты, должны оснащаться средствами индивидуальной бронезащиты (например, бронежилеты, каски).

 

§22. Здания, сооружения и помещения с предметами

физической защиты

 

112. Все входы в помещения с предметами физической защиты категорий
А и Б, и выходы из них должны оборудоваться средствами обнаружения, контроля
и управления доступом и оптико-электронного наблюдения.

В случае наличия ограничений, накладываемых нормативно-правовыми актами
в области защиты государственной тайны и информации, допускается не оборудовать такие помещения средствами обнаружения и оптико-электронного наблюдения.

В аварийной ситуации должен быть обеспечен беспрепятственный выход людей.

113. Возможные места проникновения в здания, сооружения и помещения
с предметами физической защиты должны быть оборудованы физическими барьерами (например, люками, решетками) и блокированы на открывание (разрушение).

114. В случае если стены зданий, сооружений совпадают с периметром охраняемой зоны, они должны быть оборудованы техническими средствами, предусмотренными
для оборудования периметра охраняемой зоны.

 

§23. Пункты управления системы физической защиты

 

115. Пункты управления системы физической защиты должны размещаться внутри охраняемой зоны. Доступ в пункты управления должен быть строго ограничен.

116. Двери и стекла окон пунктов управления системы физической защиты должны обеспечивать защиту персонала физической защиты от поражения огнем стрелкового оружия, определенного в модели нарушителей.

117. На каждом пункте управления системы физической защиты должна оперативно отображаться информация от технических средств:

сигналы тревоги и отказов (неисправностей) технических средств физической защиты;

видеоизображения от средств системы оптико-электронного наблюдения и оценки ситуации;

информация об изменениях состояния технических средств физической защиты (включение и выключение, постановка на охрану и снятие с охраны);

другая служебная информация, циркулирующая в комплексе
инженерно-технических средств физической защиты.

118. Базы данных (архивы) информации системы физической защиты должны быть защищены от утери и искажения вследствие сбоев или отказов аппаратуры, неправильных или неправомерных действий операторов путем резервирования
и (или) документирования информации баз данных.

Резервные копии баз данных (архивов) должны храниться на ядерном объекте
не менее шести месяцев с даты последней записи в базе данных (архиве) или документе.

119. На каждом пункте управления системы физической защиты должно быть реализовано разграничение доступа различных категорий пользователей
(операторы
и системные администраторы) к функциям работы с оборудованием, обеспечивающим управление системой физической защиты.

Системными администраторами на пунктах управления должны быть штатные сотрудники службы безопасности ядерного объекта.

120. Доступ операторов и системных администраторов к работе с оборудованием
в пунктах управления должен осуществляться после идентификации их прав
с использованием пароля и (или) персональных идентификационных признаков.

Если идентификация прав доступа к работе не реализована технически,
в соответствующем журнале должны выполняться записи о времени начала и завершения работы каждого оператора или системного администратора, заверенные его личной подписью.

Указанные журналы должны храниться не менее шести месяцев с даты последней записи в них.

121. Пункты управления системы физической защиты должны быть оснащены средствами связи с караульными помещениями охраны, а также с помещением службы безопасности не менее чем по двум независимым каналам.

122. С центрального пункта управления системы физической защиты должна быть обеспечена связь с дежурным персоналом службы безопасности и руководством ядерного объекта, с начальником (начальниками) караула (караулов) и внешних сил реагирования.

 

§24. Физическая защита при выводе из эксплуатации ядерных

установок и пунктов хранения ядерных материалов

 

123. После вывоза ядерных материалов из охраняемых зон, зданий, сооружений
и помещений на каждом этапе вывода из эксплуатации ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов должен быть выполнен анализ изменений угроз, связанных:

с изменением категории ядерных материалов, остающихся в местах размещения после вывоза некоторых из них;

с вывозом ядерных материалов из мест их размещения, после которого на ядерном объекте остаются радиоактивные вещества и конструкции, которые требуют физической защиты в соответствии с нормативными правовыми актами по физической защите радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения.

124. В охраняемых зонах, где категории предметов физической защиты, оставшихся после завершения этапа вывода из эксплуатации ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, не меняются, состав организационных мер, сил и средств физической защиты должен оставаться на прежнем уровне.

125. В охраняемых зонах, из которых вывезены все ядерные материалы и в которых не остается радиоактивных веществ и конструкций, организационные меры, силы
и средства физической защиты могут быть выведены из состава системы физической защиты, а сами зоны исключены из списка охраняемых зон.

126. Для охраняемых зон, которые остаются на выводимом из эксплуатации ядерном объекте, должны быть:

определены возможности демонтажа части инженерно-технических средств физической защиты при соблюдении требований к физической защите охраняемых зон, зданий, сооружений и помещений с предметами физической защиты или к физической защите радиоактивных веществ и радиационных источников;

определены возможности снятия постов охраны и демонтажа оборудования постов, которые обеспечивали охрану этих зон, зданий, сооружений и помещений;

разработаны проекты изменений в системе физической защиты, утвержденные руководителем ядерного объекта и согласованные с руководством эксплуатирующей организации или органа управления использованием атомной энергии.

127. Документация проекта изменений в системе физической защиты выводимого
из эксплуатации ядерного объекта должна утверждаться руководителем этого ядерного объекта и согласовываться руководством органа управления использованием атомной энергии.

128. После завершения реализации изменений в системе физической защиты на всех этапах вывода ядерного объекта из эксплуатации должны быть внесены необходимые изменения в объектовые документы по физической защите.

 

3. Требования к обеспечению физической защиты

ядерных материалов и ядерных установок при перевозках

и транспортировании. Общие положения

 

129. Требования настоящей главы распространяются на обеспечение физической защиты при перевозках и транспортировании ядерных материалов и ядерных установок (груз) автомобильным и железнодорожным видами транспорта, за исключением перевозок и транспортирования, осуществляемых Министерством обороны Республики Узбекистан.

130. Требования к обеспечению физической защиты при перевозках
и транспортировании воздушным и внутренним водным видами транспорта устанавливаются законодательством.

131. Физическая защита при перевозках и транспортировании должна обеспечиваться в целях предотвращения диверсий и хищений в отношении ядерных материалов и ядерных установок. Данная физическая защита должна выполнять задачи, указанные в пункте 6 настоящих Требований.

132. Решение задач физической защиты должно достигаться за счет:

реализации организационных мер;

использования инженерно-технических средств физической защиты
и позиционирования транспортных средств;

действий персонала физической защиты.

133. Требования к физической защите ядерных материалов и ядерных установок должны устанавливаться в зависимости от категории ядерных материалов, вида перевозок (внутриобъектовые, межобъектовые) и вида транспорта, с помощью которого осуществляются перевозка и транспортирование.

 

§1. Организационные меры

 

134. Подготовка и обеспечение физической защиты при перевозках
и транспортировании ядерных материалов и ядерных установок должны осуществляться грузоотправителем или грузополучателем (в случае перевозки и транспортирования указанного груза последним).

135. Перевозка и транспортирование ядерных материалов и ядерных установок должны осуществляться при наличии сопровождающих груз (лиц из числа персонала грузоотправителя или грузополучателя, прошедших специальное обучение и получивших соответствующее разрешение).

136. Организация, осуществляющая перевозки или транспортирование ядерных материалов и ядерных установок (перевозчик), должна проводить совместно
с грузоотправителем и грузополучателем планирование обеспечения физической защиты для каждой операции (однотипных операций) перевозки, транспортирования.
Данное планирование должно включать:

взаимодействие между грузополучателем, грузоотправителем, перевозчиком
и центром транспортного контроля в части физической защиты;

определение необходимости участия в физической защите сил охраны (для ядерных материалов III и IV категорий) и автомобилей сопровождения (при осуществлении перевозки и транспортирования автомобильным транспортом);

взаимодействие с персоналом охраны и силами внешнего реагирования
на маршрутах движения;

определение состава лиц, сопровождающих груз;

определение основного и запасных маршрутов движения;

определение пунктов остановок и перегрузок грузов (если они предусмотрены)
и пункта передачи грузов грузополучателю;

разработку графика движения на участках маршрутов;

разработку графика и порядка обмена сообщениями между персоналом физической защиты, центром транспортного контроля, внешними силами реагирования, грузоотправителем и грузополучателем.

137. Меры физической защиты при перевозках и транспортировании должны устанавливаться по результатам анализа уязвимости перевозки и транспортирования ядерных материалов и ядерных установок (далее - анализ уязвимости), а также оценки эффективности физической защиты (далее - оценка эффективности).

138. Анализ уязвимости и оценка эффективности должны выполняться для типовых операций перевозок и транспортирования однотипных грузов при каждом изменении угроз или модели нарушителей, но не реже одного раза в пять лет.

139. Грузоотправитель должен заблаговременно уведомить грузополучателя и центр транспортного контроля о планируемых перевозках и транспортировании ядерных материалов или ядерных установок с указанием вида транспортных средств, даты начала перевозок и транспортирования и о планируемом сроке прибытия транспорта.

140. Грузополучатель должен до начала перевозки и транспортирования уведомить грузоотправителя о готовности принять груз в назначенные сроки.

141. Грузоотправитель и грузополучатель должны документировать сведения
об отправках и получениях уведомлений.

142. Уведомления и переговоры с использованием технических средств связи в ходе перевозок и транспортирования между грузополучателем, перевозчиком, персоналом охраны и сопровождения, внешними силами реагирования, персоналом центра транспортного контроля должны выполняться с обеспечением мер безопасности информации путем использования кодирования и (или) специальных каналов связи.

143. Грузоотправитель, грузополучатель или перевозчик, осуществляющий перевозку или транспортирование, должен до начала перевозки провести
и задокументировать:

инструктаж персонала физической защиты, участвующего в перевозке
и транспортировании, и его медицинское освидетельствование;

проверку работоспособности инженерно-технических средств физической защиты
и позиционирования;

проверку транспортных средств на предмет отсутствия посторонних предметов, которые могут быть использованы при подготовке и совершении несанкционированных действий в отношении транспортных средств и перевозимых грузов.

144. При возникновении чрезвычайных ситуаций в ходе перевозок
и транспортирования персонал сопровождения и охраны (при ее наличии) должен немедленно сообщить в установленном порядке о случившемся в центр транспортного контроля и взаимодействующим органам и структурам.

145. При межобъектовых перевозках и транспортировании ядерных материалов
III и IV категорий и ядерных установок на их основе следует соблюдать следующие требования:

максимально ограничить общее время нахождения груза в пути следования;

минимизировать количество перегрузок ядерных материалов, ядерных установок
с одного транспортного средства на другое и время ожидания прибытия транспортного средства;

выбирать маршрут следования транспортных средств вне районов чрезвычайного положения, неблагоприятной криминогенной обстановки, стихийного бедствия и других экстремальных ситуаций;

заблаговременно установить порядок представления сообщений о ходе выполнения перевозки и транспортирования;

исключить нанесение на транспортные средства знаков, надписей и занесение
в перевозочные документы записей, свидетельствующих о характере груза и назначении транспортных средств;

максимально ограничить круг лиц, осведомленных о маршруте, графике движения
и сроках перевозок и транспортирования груза;

обеспечить защиту информации о сроках, маршрутах перевозок
и транспортирования и о мерах физической защиты;

заблаговременно обеспечить наличие соответствующего допуска лицам, осуществляющим управление транспортным средством, сопровождение и охрану ядерных материалов и ядерных установок;

обеспечить на остановках и стоянках проверку состояния грузовых отсеков, замков и пломб персоналом сопровождения и охраны;

заблаговременно организовать взаимодействие грузоотправителя и грузополучателя с соответствующими территориальными органами безопасности, органами внутренних дел и внешними силами реагирования с целью совместного определения дополнительных мер, обеспечивающих физическую защиту ядерных материалов и ядерных установок, отражение возможного нападения на транспортное средство в пути следования и в случае возникновения аварийной ситуации по маршруту движения.

146. При межобъектовых перевозках и транспортировании ядерных материалов
I и II категорий и ядерных установок на их основе должны быть выполнены требования, указанные в пункте 145 настоящих Требований.

Кроме того, следует выполнять следующие требования:

обеспечение мониторинга текущего местоположения транспортного средства
и состояния физической защиты груза и автоматической передачи в центр транспортного контроля информации о местоположении транспортного средства при каждом сеансе связи;

осуществление перевозок и транспортирования на специально выделенном
и оборудованном инженерно-техническими средствами физической защиты
и позиционирования грузовом транспортном средстве;

пломбирование и помещение упаковки, содержащей ядерный материал и ядерную установку, в специальный защитный отсек транспортного средства или транспортное защитное устройство (транспортный упаковочный комплект);

при перевозках и транспортировании груза железнодорожным транспортом должна быть обеспечена связь сопровождающих с машинистом локомотива;

перевозка и транспортирование груза автомобильным транспортом должны сопровождаться автомобилями сопровождения в соответствии с Правилами физической защиты.

147. По прибытии груза в место назначения лицо, сопровождающее груз
(старший персонала, сопровождающего груз, в случае нескольких сопровождающих),
должно разрешить выгрузку и передачу груза только после проверки полномочий представителей грузополучателя, принимающих груз.

Лица, принимающие груз, совместно с сопровождающими груз должны проверить состояние имеющихся пломб и замков отсеков с грузом, а также соответствие груза сопроводительным документам.

После завершения передачи груза ответственные лица сторон, доставившей
и принявшей груз, должны уведомить об этом центр транспортного контроля
и грузоотправителя. Документы с отметками о передаче и приемке груза должны храниться у участников перевозок и транспортирования не менее одного года после даты завершения перевозок и транспортирования.

148. Нормативные акты органов управления использованием атомной энергии, устанавливающие требования по обеспечению физической защиты при внутриобъектовых перевозках и транспортировании, должны содержать требования:

к порядку осуществления перевозки и транспортирования;

к контролю перевозки и транспортирования;

к порядку взаимодействия руководства ядерного объекта, подразделений охраны
и внешних сил реагирования при перевозках и транспортировании в штатных
и чрезвычайных ситуациях;

к обеспечению оперативной связи;

к оборудованию и оснащению транспортных средств инженерно-техническими средствами физической защиты;

к осуществлению сопровождения груза;

к подготовленности и действиям персонала физической защиты в штатных
и чрезвычайных ситуациях;

к защите информации о перевозках и транспортировании и о мерах физической защиты.

 

§2. Использование инженерно-технических средств

физической защиты на транспортных средствах при перевозках

и транспортировании

 

149. При перевозках и транспортировании ядерных материалов и ядерных установок должны применяться транспортные защитные устройства (транспортные упаковочные комплекты), обеспечивающие:

задержку действий нарушителей при вскрытии транспортных защитных устройств (транспортных упаковочных комплектов) в транспортном средстве
(достигается устойчивостью к вскрытию корпуса транспортного защитного устройства (транспортного упаковочного комплекта), применением блокирующих и замковых устройств, значительной массы крышки транспортного защитного устройства (транспортного упаковочного комплекта) и другими инженерными средствами);

задержку действий нарушителей при выгрузке транспортного защитного устройства (транспортного упаковочного комплекта) из транспортного средства
(достигается значительной массой транспортных защитных устройств
(транспортных упаковочных комплектов), различными способами закрепления их в транспортном средстве, сцепления между собой и другими мерами);

задержку действий нарушителя при вскрытии транспортного защитного устройства (транспортного упаковочного комплекта) после выгрузки из транспортного средства (достигается устойчивостью к вскрытию корпуса транспортного защитного устройства (транспортного упаковочного комплекта), применением блокирующих и замковых устройств и другими инженерными средствами).

150. Инженерно-технические средства физической защиты на транспортных средствах должны обеспечивать реализацию следующих функций:

обнаружение попыток доступа нарушителей к перевозимым ядерным материалам
и ядерным установкам;

задержку доступа нарушителей к перевозимым ядерным материалам и ядерным установкам;

передачу сигнала тревоги (в автоматическом и ручном режимах) в центр транспортного контроля;

позиционирование транспортного средства;

передачу в центр транспортного контроля информации о местоположении транспортного средства при каждом сеансе связи;

защиту передаваемой и хранящейся информации;

контроль доступа к перевозимым ядерным материалам и ядерным установкам;

оперативную связь между транспортным средством и центром транспортного контроля;

оперативную связь сил охраны между собой, с сопровождающим и внешними силами реагирования.

151. Проектирование создаваемых или совершенствуемых инженерно-технических средств физической защиты на транспортных средствах должно выполняться на основе технического задания, согласованного с владельцем транспортного средства.

152. При эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты должны выполняться следующие требования:

владелец транспортного средства должен организовать плановое техническое обслуживание инженерно-технических средств физической защиты в перерывах
между осуществлением перевозок и транспортирования;

лицо, сопровождающее груз, должно обеспечивать функционирование
инженерно-технических средств физической защиты в ходе перевозок
и транспортирования.

153. Каждое техническое средство физической защиты должно иметь комплект технической и эксплуатационной документации, включающей техническое описание, инструкцию по эксплуатации, инструкцию по техническому обслуживанию, паспорт
или формуляр.

 

§3. Персонал физической защиты

 

154. Персонал физической защиты должен быть обучен и подготовлен к выполнению должностных обязанностей по физической защите, а силы охраны и внешние силы реагирования должны быть оснащены необходимым вооружением, снаряжением
и транспортными средствами.

155. К выполнению должностных обязанностей должен допускаться персонал, прошедший специальную подготовку и получивший допуск к работе.

156. Сведения о прохождении обучения, подготовки и получении допуска к работе персоналом должны документироваться и храниться в соответствующих организациях
и подразделениях.

157. Персонал физической защиты должен иметь письменные должностные инструкции, определяющие порядок его действий на маршрутах перевозок
и транспортирования в штатных и чрезвычайных ситуациях.

Umumiy takliflar

50