ID Muallif Muhokamaga chiqarish sanasi Yakunlanish sanasi Takliflar soni
8689 Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президенте Республики Узбекистан 03/10/2019 18/10/2019 28
O'zbekiston Respublikasining qonuni
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН "О ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИИ"
ID-8689

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

О ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИИ

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области телерадиовещания.

Статья 2. Законодательство о телерадиовещании

Законодательство о телерадиовещании состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан
о телерадиовещании, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает единые принципы и правила в области формирования и распространения национальных и зарубежных телерадиоканалов
на территории Республики Узбекистан посредством их эфирной, кабельной, спутниковой,

IP-TV, OTT, и прочих видов трансляции (ретрансляции), обеспечивающих для массовой аудитории потенциальный доступ к распространяемым телерадиопрограммам.

Настоящий Закон гарантирует обеспечение защиты прав потребителей услуг телевидения и радиовещания на доступ к объективной и достоверной информации, соблюдение демократических принципов и плюрализма мнений на всех этапах формирования и распространения (трансляции/ретрансляции) телерадиопрограмм на территории Республики Узбекистан.

Настоящий Закон применяется в отношении государственных органов, других организаций, уполномоченных государством осуществлять регулирование сферы телерадиовещания, субъектов сферы телерадиовещания, телеканалов и радиоканалов, включая иностранные телерадиоканалы, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Узбекистан.

Действие настоящего Закона не распространяется на:

учреждение и прекращение деятельности редакций телевидения и радиовещания
в качестве средств массовой информации;

производство телерадиопродукции, иных аудиовизуальных произведений;

размещение рекламно-информационных материалов на телеканалах, радиоканалах;

осуществление телерадиовещания в сети Интернет;

распространения теле -радио продукции в закрытых ограниченных средах распространения, таких как:

 Ведомственное вещание, телевизионные и радиосети наземных, подземных, воздушных, речных, а также прочих транспортных средств, системы аудиовизуального оповещения аэропортов, вокзалов, портов, автостанций.

Статья 4. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

субъекты сферы телерадиовещания – вещатели, операторы, провайдеры услуг телекоммуникаций, осуществляющие формирование и распространение, трансляцию (ретрансляцию) телеканалов, радиоканалов, создатели и производители телерадиопродукции и другие учрежденные и осуществляющие деятельность в области телерадиовещения
в соответствии с требованиями законодательства, органы лицензирования и регулирования сферы телерадиовещания, а также потребители услуг телерадиовещания;

регулирующий орган (лицензиар) – независимый институт гражданского общества обеспечивающий регулирование в сфере телерадиовещания, гарантирующий конституционные права и свободы, а также демократические принципы равенства
и плюрализма мнений;

телерадиоканал - совокупность произведенной средствами массовой информации аудиовизуальной продукции, сформированной в соответствие с сеткой вещания, транслируемой под постоянным наименованием, с установленной периодичностью, идентифицируемой с помощью визуальных и/или звуковых маркеров, таких как логотипы, звуковые периодические отбивки («джинглы»), и прочие инструменты идентификации;

телеканал, радиоканал свободного доступа – телеканал, радиоканал, доставляемый потребителям услуг телерадиовещания без дополнительных условий за право просмотра, прослушивания;

 телеканал, радиоканал условного доступа – телеканал, радиоканал, доставляемый потребителям услуг телерадиовещания на определенных условиях, предусматриваемых
в соответствующих договорах за право просмотра, прослушивания;

обязательные общедоступные телеканалы, радиоканалы –пакет социально значимых телеканалов и радиоканалов, распространяемых всеми телерадиоорганизациями (операторами, провайдерами услуг телекоммуникаций) без взимания платы с потребителей услуг телерадиовещания за право их просмотра и (или) прослушивания. Перечень общедоступных телерадиоканалов утверждается лицензирующим органом (лицензиаром);

телерадиопродукция – совокупность произведенных, либо приобретенных аудиовизуальных или звуковых сообщений (теле-, радиопередач, теле-, радиопрограмм) идентифицируемых по жанру, названию, хронометражу, и прочим признакам,
и предназначенных для вещания на массовую аудиторию;

вещание (телерадиовещание) – распространение телеканала, радиоканала, отдельно, либо в составе вещательного пакета, с использованием технических средств, гарантирующих возможность публичного приема телерадиоканалов посредством теле- радиоприемников
на территории вещания в свободном или условном доступе на договорной основе, в том числе за абонентскую плату.  Вещание может осуществляться как редакцией СМИ, т.е. вещателем, как самостоятельно, с использованием собственных либо арендованных технических средств, так и по договору со специализированными вещательными организациями, такими как операторы спутникового, эфирного, кабельного, эфирно-кабельного вещания, провайдеры
IP-TV, OTT, и пр.;

вещательная организация (телерадиоканал, Лицензиат) – юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала и (или) радиоканала и его распространение
в установленном порядке на основании лицензии на осуществление деятельности в области телерадиовещания;

трансляция (ретрансляция) – доставка телеканала, радиоканала, без внесения каких-либо изменений в содержание, последовательность и объем передаваемой в них информации, от источника программы до ее потребителей услуг телерадиовещания
с использованием доступной среды распространения;

пакетирование – объединение, группировка, комплектование различных телеканалов, радиоканалов для предложения в качестве единого набора услуг –пакета;

пакет телеканалов, радиоканалов – совокупность различных телерадиоканалов, предлагаемых потребителям услуг телерадиовещания на условиях свободного либо условного доступа;

потребитель услуг телерадиовещания – юридическое или физическое лицо, имеющее возможность получать свободный либо условный доступ к услугам телевещания
и (или) радиовещания (телезрители радиослушатели);

концепция вещания – документ, которым определяются творческие и технические аспекты деятельности соискателя лицензии, основные содержательные характеристики планируемого вещания (жанрово-тематическая направленность, язык (языки) вещания, объемы вещания программ и передач, а также иные сведения, которые соискатель лицензии счел важными в связи со своей планируемой деятельностью). Жанрово тематическая направленность канала отображается в его лицензии и определяется по типу превалирующего в сетке вещания контента (телерадиопередач). Концепция вещания является основным документом при рассмотрении лицензиаром вопроса выдачи лицензии лицензиату. При изменении концепции вещания лицензиат обязан пройти процедуру перерегистрации
у лицензиара;

сетка вещания – документ регламентирующий порядок последовательного выхода
в эфир телерадиопродукции в составе телеканала, радиоканала в течение суток, недели и (или) иного определенно обозначенного отрезка времени. Сетка вещания может быть изменена лицензиатом в соответствие с редакционной политикой вещателя и не требует внесения изменений и дополнений в лицензию;

эфирное время – промежуток времени, в течение которого в соответствии
с лицензией телерадиоорганизация имеет право осуществлять распространения, трансляцию (ретрансляцию) телеканала и (или) радиоканала на определенной территории;

среда (способ) распространения – совокупность технических средств доставки
и распространения телеканалов, радиоканалов посредством наземно- эфирного, спутникового, кабельного вещания, мобильного и интернет-телевидения, и иных доступных способов распространения.

Статья 5. Государственно-общественное регулирование в сфере телерадиовещания

Государственно-общественное регулирование в сфере телерадиовещения осуществляется уполномоченными органами и включает в себя:

разработку, координацию и реализацию государственной политики в сфере телерадиовещания;

принятие законов, иных нормативно-правовых актов, регулирующих возникающие
в сфере телерадиовещания отношения, а также определение механизмов и инструментария для их реализации;

совершенствование нормативно-правовой базы и правоприменительной практики
с целью обеспечения их соответствия (в т.ч. с точки зрения сохранения и защиты национально-культурных особенностей и ценностных ориентаций) появлению новых способов организации вещания на основе развивающихся технологий распространения аудиовизуальной информации;

меры, гарантирующие всеобщую доступность вещания, по меньшей мере, одного национального телеканала и одного национального радиоканала, включающего в себя информационные, образовательные, просветительские, культурные и развлекательные телерадиопередачи, с должным учетом интересов различных групп, категорий и слоев населения;

развитие рынка услуг телерадиовещания, добросовестной конкуренции в сфере формирования и распространения телеканалов, радиоканалов, гарантии недопущения монополизации секторов электронного медиа рынка;

меры, способствующие повышению доступности услуг телерадиовещания лицам
с проблемами слуха или зрения;

обеспечение условий для эффективного использования национального радиочастотного ресурса, выделяемого в целях телерадиовещания;

создание благоприятной среды для динамичного развития отрасли, в том числе посредством развития инфраструктуры национального телерадиовещания и сетей распространения телеканалов и радиоканалов, внедрения передовых технологий, создания новых перспективных секторов телерадиоиндустрии;

подготовку специалистов для работы в сфере телерадиовещания;

участие в международном сотрудничестве в сфере телерадиовещания;

мониторинг за соблюдением требований законодательства и нормативных документов в области технического регулирования в сфере телерадиовещания, лицензионных требований и условий юридическими лицами, осуществляющими деятельность в данной сфере;

предотвращение правонарушений, совершаемых в сфере телерадиовещания.

Глава 2. Организация телерадиовещания

Статья 6. Национальная телерадиовещательная система

Национальную телерадиовещательную систему образуют государственные органы, другие организации, уполномоченные государством осуществлять регулирование сферы телерадиовещания, СОВЕТ, телерадиовещатели, в том числе зарубежные, операторы, провайдеры услуг телекоммуникаций, осуществляющие трансляцию и/или ретрансляцию телерадиоканалов, радиоканалов, создатели и производители телерадиопродукции, другие субъекты сферы телерадиовещания, учрежденные в соответствии с действующим законодательством и имеющие соответствующую лицензию на осуществление деятельности в области телерадиовещания, а также потребители услуг телерадиовещания, обладающие техническими средствами и соответствующими возможностями доступа к телерадиоканалам.

Статья 7. Основные принципы деятельности национальной вещательной системы

Национальная вещательная система функционирует на основе принципов, отраженных в национальном и международном законодательстве общих принципов, определенных законодательством в сфере телерадиовещания и средств массовой информации, и следующих основных принципов в том числе следующих принципов:

организация обеспечения защиты интересов личности, общества и государства
в информационной сфере;

защиты прав потребителей услуг телерадиовещания.

недопустимости злоупотребления свободой телерадиовещания;

ответственности и неотвратимости наказания вещателей, а также ответственных работников органов государственной власти и контролирующих органов за соблюдение законодательства Республики Узбекистан и международного законодательства;

государственной гарантии обеспечение защита экономической свободы
и конкуренции в сфере телерадиовещания;

прозрачности, конкурентоспособности, равноправия и демократичности в сфере Лицензирования проведения конкурсов на получение вещательных радиочастот, а также открытость и непредвзятость и иных разрешительных процедур в области телерадиовещания;

экономической, политической, правовой самостоятельности и независимости телерадиовещателей при выборе источников финансирования электронных средств массовой информации и вещательных организаций;

правовой и финансовой государственной поддержки социально ориентированных телерадиовещателей и производителей телерадиопрограмм и прочего аудиовизуального медиаконтента;

Государство устанавливает действенные ограничения по монополизации телерадиоорганизаций промышленно-финансовыми, политическими и другими группами либо отдельными лицами, а также гарантирует защиту телерадиоорганизаций от финансового и политического давления со стороны финансово-политических групп и органов государственной власти и органов местного самоуправления.

недопустимость необоснованных законодательством ограничений, политического
и иного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов в сфере телерадиовещания;

Статья 8. Структура национальной системы телерадиовещания Республики Узбекистан

Структуру национального телерадиовещания Республики Узбекистан составляют:

государственные телерадиоорганизации;

частные телерадиоорганизации;

общественные телерадиоорганизации;

иностранные телерадиоорганизации;

Статья 9. Особенности Порядок учреждения вещательных организаций

Правом на учреждение вещательных организаций обладают юридические лица
и граждане Республики Узбекистан, а также иностранные граждане и иностранные компании, выступающие в качестве соучредителей телерадиоорганизаций с суммарной долей не более 30%.

Учредители средства массовых информации обязаны публиковать структуру собственности соответствующую информации на Интернет сайте компании или уполномоченного государственного органа. При этом, в случае если в качестве учредителя выступает юридическое лицо, публикации подлежат сведения обо всех промежуточных компаниях-учредителях, вплоть до конечных бенефициаров. Организации, зарегистрированные в оффшорных зонах не могут выступать в качестве учредителя/соучредителя средств массовой информации, провайдеров телекоммуникационных услуг, вещателей и прочих телерадиоорганизаций.

Не могут быть учредителями вещательных организаций:

лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста;

лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за преступление, а также граждане, которые по приговору суда отбывают наказание в местах лишения свободы, либо признанные судом недееспособными;

иностранные граждане и лица без гражданства;

негосударственные некоммерческие организации, деятельность которых запрещена законом;

политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации.

юридические лица, уставные документы которых не предусматривают возможность создания телерадиоорганизаций;

юридические лица, в уставном фонде которых доля иностранных инвестиций составляет более 30%.

Статья 10. Государственные телерадиоорганизации

Порядок создания государственных телерадиоорганизаций, порядок назначения их руководителей, формирования руководящих и наблюдательных органов определяются законами Республики Узбекистан.

Государственные телерадиоорганизации учреждаются органами государственной власти в соответствии с их функциями и полномочиями. При этом государственная доля в их уставном капитале не может быть менее 51%. Государственные телерадиоорганизации являются государственными предприятиями.

В своей деятельности государственные телерадиоорганизации руководствуются Конституцией, законами Республики Узбекистан и реализуют основные задачи, определенные настоящим Законом.

Основными задачами государственных телерадиоорганизаций являются:

1) оперативное информирование телезрителей и радиослушателей об общественно-политических и других событиях в Республики Узбекистан и за границей, о чрезвычайных событиях и ситуациях, представляющих угрозу жизни либо здоровью населения, обнародование официальных сообщений, разъяснение решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) создание и распространение экономических, публицистических, культурно-образовательных, медицинских, санитарно-гигиенических, художественных, учебных, развлекательных, спортивных программ, а также программ для детей и юношества;

3) содействие укреплению международных связей Республики Узбекистан, росту ее авторитета в мире.

Финансирование государственных телерадиоорганизаций осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан исключительно посредством государственного заказа в порядке и формах, определенных законодательством Республики Узбекистан.

Организационно-правовой статус областных государственных телерадиокомпаний может быть изменен только на статус общественных телерадиокомпаний.

Государственные телерадиокомпании регистрируются в соответствующих территориальных органах власти, имеют свои печати и являются субъектами хозяйственной и информационной деятельности.

Функции контроля и стратегического управления в государственных телерадиокомпаниях выполняют общественные советы.

Персональный состав общественных советов государственных телерадиокомпаний утверждается Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

Статус общественных советов государственных телерадиокомпаний определяется уставом.

Статья 11. Частные телерадиоорганизации

Частные телерадиоорганизации создаются физическими и/или юридическими лицами в порядке, определенном настоящим Законом.

Частные телерадиоорганизации имеют равные права и обязанности                                                  с государственными, общественными, а также иностранными телерадиоорганизациями. 

Статья 12. Общественные телерадиоорганизации

Общественные телерадиоорганизации учреждаются физическими и/или юридическими лицами с целью удовлетворения информационных потребностей в порядке, определенном настоящим Законом, Гражданским кодексом Республики Узбекистан, Экономической процессуальном кодексом Республики Узбекистан и Законом Республики Узбекистан «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций».

Общественные телерадиоорганизации не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью и осуществляют только некоммерческую хозяйственную деятельность.

Общественные телерадиоорганизации имеют статус неприбыльных организаций.

Управление и формирование программной политики Общественных телерадиоорганизаций осуществляется Попечительским советом, состав которого формируется Олий Мажлисом Республики Узбекистан и утверждается Президентом Республики Узбекистан из числа профессиональных и компетентных деятелей науки, образования, культуры, искусства, общественных деятелей, и прочих представителей гражданского общества.

Председатель попечительского совета Общественной телерадиоорганизации назначается Президентом Республики Узбекистан.

Финансирование Общественных телерадиоорганизаций осуществляется исключительно из средств государственного бюджета.

Общественные телерадиоорганизации полностью подотчетны Олий Мажлису Республики Узбекистан, и осуществляют свою деятельность в рамках целей и задач, определенных их Уставом, утверждаемым Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

Статья 13. Иностранные телерадиоорганизации

Иностранные телерадиоорганизации имеют право осуществлять вещание на территории Республики Узбекистан только после регистрации юридического лица в порядке, установленном действующим законодательством Республики Узбекистан. При этом доля иностранного учредителя, либо сумма долей иностранных учредителей, не может превышать 30%. Соответственно доля учредителя, либо учредителей со стороны Узбекистана должна составлять не менее 51%.

Иностранные телерадиоорганизации осуществляют свою деятельность на территории Республики Узбекистан в качестве рядовых субъектов в сфере телерадиовещания и предпринимательства, и соответственно имеют равные права и обязанности с остальными государственными, общественными и частными телерадиоорганизациями.

Статья 14. Пакетирование телеканалов и радиоканалов

Телерадиоорганизации, осуществляющие трансляцию (ретрансляцию), для удобства потребителей услуг телерадиовещания и обеспечения экономической эффективности своей деятельности могут распространять телеканалы и радиоканалы путем их пакетирования.

В пакеты могут быть включены как телеканалы, радиоканалы Республики Узбекистан, так и иностранные телеканалы, и радиоканалы. Распространение иностранных телеканалов и радиоканалов на территории Республики Узбекистан осуществляется в соответствии законодательством, а также международными договорами Республики Узбекистан. Распространение иностранных телеканалов и радиоканалов на территории Республики Узбекистан может быть прекращено в случае их несоответствия требованиям законодательства.

Требования к пакетированию телеканалов и радиоканалов свободного и условного доступа устанавливаются Лицензирующим органом (Лицензиаром) на основе принципов гарантированной доступности обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, стимулирования социально значимого вещания, а также установления минимального удельного веса общенациональных каналов в составе распространяемых в регионах пакетов программ.

В целях поддержки, сохранения и развития национальных культуры, традиций                               и особенностей средствами телерадиовещания, увеличения числа и зоны распространения качественных телеканалов, радиоканалов Республики Узбекистан при определении принципов комплектования пакетов телеканалов, радиоканалов свободного и условного доступа могут устанавливаться дополнительные требования и (или) ограничения в отношении иностранных телеканалов и радиоканалов в составе различных пакетов.

Статья 15. Финансирование в сфере телерадиовещания

Источниками финансирования телерадиоорганизаций являются:

вклады учредителей;

средства государственного бюджета;

абонентская плата;

средства, полученные от продажи и/или перепродажи звуковых, визуальных                              и аудиовизуальных материалов, как собственного производства, так и приобретенных на правах собственности с правом продажи и/или перепродажи;

средства, полученные за создание телерадиопрограмм, либо другой аудиовизуальной продукции, по заказу;

средства, полученные от производства и/или распространения рекламно-информационных материалов;

спонсорские и благотворительные взносы от национальных и/или зарубежных организаций и частных лиц;

средства государственных, частных, международных и прочих грантов, призов, премий;

иные источники доходов, не запрещенные действующим законодательством Республики Узбекистан.

Целевые государственные премии, призы, вознаграждения, дотации, гранты, а также прочие государственные целевые поступления не считаются доходом и подлежат исключению из налогооблагаемой базы.

Установить для редакций телерадиовещания, вне зависимости от формы собственности уплату НДС по нулевой ставке. Установить, что редакции телерадиовещания освобождены от уплаты таможенных пошлин, акцизов, а также прочих выплат при импорте технологического оборудования для собственных нужд. 

Иностранные инвестиции в качестве источника финансирования вещательных организаций допускаются в порядке, установленном законодательством.

Глава 3. Лицензирование в сфере телерадиовещания

Статья 16. Лицензиар

Деятельность в сфере телерадиовещания осуществляется на основе лицензий в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности и настоящим Законом.

Лицензирующим органом в сфере телерадиовещания является СОВЕТ по вопросам телерадиовешания.

СОВЕТ по вопросам телерадиовещания (далее –совет) является постоянно действующим государственно-общественным коллегиальном органом, подотчетнымНазвание гос.органа.

Статья 161. Цель создания Совета

Совет создается в целях:

содействия обеспечению гарантий конституционных свобод в сфере телерадиовещания;

защиты прав и законных интересов потребителей (телезрителей и радиослушателей), производителей и распространителей звуковой, визуальной, аудиовизуальной информации и данных;

осуществления координации и лицензирования в сфере телерадиовещания;

недопущению монополизации в сфере телерадиовещания

содействия расширению эфирного многообразия и развитию здоровой конкуренции на рынке услуг телерадиовещания;

укрепления сферы информационной безопасности и обеспечения гарантии приоритета национальных средства массовых коммуникаций на информационном пространстве Узбекистана; 

содействия рациональному использованию радиочастотного ресурса государства;

обеспечения разработки и реализации практических механизмов исполнения законодательства Республики Узбекистан в сфере телерадиовещания.

Статья 162. Основные задачи Совета

Основными задачами Совета являются:

координацию деятельности органов государственного управления и хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, в том числе иностранных, по формированию и распространению телевизионных и радиопрограмм, безопасному и рациональному использованию радиочастотного спектра телерадиовещания;

обеспечение защиты прав и интересов потребителей услуг телерадиовещания;

определение мер по безопасному и рациональному использованию радиочастотного спектра и эфирного времени телевидения и радиовещания;

осуществление лицензирования хозяйствующих субъектов, в том числе иностранных, на право занятия ими деятельностью в области распространения телевизионных и радиопередач;

организацию работ по оформлению специальных разрешений (лицензий) в сфере телерадиовещания с использованием средств телекоммуникаций;

осуществление лицензирования деятельности в сфере распространения телерадиопродукции зарубежных средств массовой информации на территории Республики Узбекистан;

определение условий распространения зарубежных телевизионных и радиопередач на территории Республики Узбекистан, порядка и условий распространения отечественных теле- и радиопередач на территории других государств, интегрирования информационной сети Узбекистана в мировые сети;

обсуждение проблем освещения и деятельности отечественных телеканалов, выработка соответствующих предложений по повышению их роли в реализации единой государственной информационной политики;

создание условий по исключению злоупотреблений в использовании технических средств телерадиовещания для распространения запрещенной законодательством информации;

организация и проведение конкурсов на распределение радиочастот и выдачу индивидуальных лицензий на право осуществления деятельности в области телерадиовещания;

организацию разработки, согласования и утверждения межведомственных нормативных документов, а также подготовки и внесения проектов законодательных актов в Кабинет Министров и Администрацию Президента Республики Узбекистан по дальнейшему развитию сферы телерадиовещания.

 

Статья 163. Права Совета

Совет имеет право:

принимать решения о выдаче и прекращении действия специальных разрешений (лицензий) хозяйствующим субъектам, в том числе иностранным, на право занятия ими деятельностью в области распространения телевизионных и радиопередач;

принимать решения о предоставлении права распространения телерадиопродукции зарубежных средств массовой информации на территории Республики Узбекистан либо об отказе в его предоставлении (прекращении);

осуществлять системный мониторинг, контроль за выполнением требований и условий лицензионных соглашений хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в области телерадиовещания;

получать информацию у органов государственного управления, организаций и предприятий по вопросам, входящим в компетенцию Совета;

выносить предупреждения хозяйствующим субъектам в случаях нарушения ими требований и условий лицензионных соглашений;

приостановка и отзыв вещательных лицензий в судебном порядке у субъектов телерадиовещания, нарушающих действующее законодательство;

в соответствии с законодательством устанавливать ограничения по распространению телевизионных и радиопередач;

На основании решения Совета:

Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан (далее – Агентство) - в установленном законодательством порядке осуществляет государственную регистрацию телерадиопрограмм в качестве средств массовой информации и вносит их в единый государственный реестр;

Агентство и НТРК Узбекистана осуществляют контроль за соблюдением действующего законодательства Республики Узбекистан при изготовлении и формировании телерадиопрограмм.

Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения органами государственного управления и хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности, включая иностранных.

 

Статья 164. Состав Совета и порядок его формирования.

Совет состоит из восьми лиц.

Состав Совета формируется (Название гос.органа) из числа кандидатов, представленных следующими организациями:

- Общественный совет по вопросам развития информационной сферы и массовых коммуникаций при Олий Мажлисе Республики Узбекистан;

- Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан;

- Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан;

- Государственная инспекция по контролю в сфере информатизации
и телекоммуникаций Республики Узбекистан;

- Национальная ассоциация электронных СМИ;

- Национальное информационное агентство Узбекистана;

- Национальная телерадиокомпания Узбекистана;

- Творческий союз журналистов Узбекистана;

- Союз композиторов и бастакоров Узбекистана;

- Национальное агентство «Узбеккино»;

- Государственное учреждение «Узбекконцерт»;

- Агентство интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан;

- Национальный Медиасовет Узбекистана.

Состав Совета может быть дополнен общественными деятелями, квалифицированными специалистами в области журналистики, юриспруденции, телерадиовещания, управления, деятелями науки, культуры, а также другими представителями гражданского общества.

Число членов Совета всегда остается нечетным.

Одно и то же лицо не может быть членом Совета более чем два срока подряд.

Члены Совета назначаются из числа квалифицированных специалистов в области журналистики, юриспруденции, телерадиовещания, управления, представителей науки, культуры, искусства.

Не может быть членом Совета гражданин, имеющий судимость за совершение преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законодательством порядке.

Не допускается членство в Совета акционеров теле- или радиовещательных компании, редакций средства массовых коммуникации, а также прочих вещательных структур.

Полномочия члена Совета начинаются с момента его назначения и продолжаются четыре года, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 165. Права Членов Совета

Члены Совета имеют право:

беспрепятственно запрашивать и получать информацию, касающуюся деятельности субъектов телерадиовещания, у государственных и частных организаций. Исключение составляют данные, отнесенные Правительством Республики Узбекистан к категории Государственной тайны;

по решению и поручению Совета:

осуществлять подготовку вопросов для рассмотрения на собраниях Совета;

представлять Совет на собраниях министерств, ведомств, прочих органов государственной власти и институтов самоуправления граждан Республики Узбекистан;

представлять Совет на судебных заседаниях в сфере телерадиовещания;

включать в повестку дня заседания Совета вопросы, относящиеся к компетенции Совета;

выступать на заседаниях Совета и высказывать предложения по обсуждаемым вопросам;

осуществлять мониторинг деятельности телерадиоорганизаций в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.

имеет прочие права в соответствие с действующим законодательством Республики Узбекистан;

Статья 166. Обязательства Членов Совета

Члены Совета обязаны:

объективно и добросовестно выполнять свои обязанности в рамках деятельности Совета;

прилагать все возможные усилия для недопущения нарушения конституционных прав и свобод субъектов системы телерадиовещания Узбекистана, а также не допущению монополизации в данной сфере;

незамедлительно информировать Председателя совета и правоохранительных органов о всех выявленных им нарушениях в сфере регулирования системы телерадиовещания Узбекистана, в том числе попытки коррупции, оказания административного давления на субъектов телерадиовещания.

167. Председатель Совета

Председатель Совета назначается директором (Название гос.органа) из числа трех кандидатов, выдвинутых на общем собрании Совета путем открытого голосования.

Председатель Совета:

организует деятельность Совета;

осуществляет руководство подготовкой вопросов к рассмотрению;

вносит на рассмотрение Совета вопросы повестки дня;

возглавляет заседания Совета;

в случае необходимости созывает внеочередные заседания Совета по требованию (Название гос.органа), по собственной инициативе или по требованию не менее трех членов Совета;

предоставляет (Название гос.органа) ежегодный отчет о деятельности Совета;

представляет Республики Узбекистан в международных организациях по вопросам, касающимся телевидения и радиовещания, либо делегирует представительские полномочия кому-либо из членов Совета;

осуществляет иные полномочия и функции в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан и регламентом Совета.

Председатель Совета подотчетен Совету.

Прекращение полномочий председателя Совета осуществляется:

по решению директора (Название гос.органа);

по собственному желанию;

в случае принятия соответствующего решения Совета;

в случае совершения им преступления или грубого нарушения служебных обязанностей;

в связи с невозможностью исполнения обязанностей по состоянию здоровья.

При наличии письменного заявления председателя Совета он может быть освобожден от занимаемой должности, что не лишает его полномочий члена Совета.

Статья 168. Нормативные и правовые акты Совета

Совет в пределах своих полномочий принимает решения, разрабатывает положения, правила, разъяснения, рекомендации инструкции и прочие документы, регламентирующие и регулирующие деятельность субъектов телерадиовещания в соответствие с настоящим Законом.

Совет, в качестве Лицензиара, выдает лицензии в сфере телерадиовещания.

Совет обобщает практику применения законодательства по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает предложения по его совершенствованию, принимает участие в разработке предложений к проектам актов законодательства, регулирующих вопросы телерадиовещания, и вносит их на рассмотрение Правительства Республики Узбекистан в установленном действующим Законодательством порядке.

Совет в пределах своих полномочий принимает решения, регламентирующие организацию его внутренней работы в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.

Совет имеет право совместно с органами государственной исполнительной власти издавать совместные законодательные акты.

Положения, правила и инструкции, разработанные и утвержденные решением Совета в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми субъектами телерадиовещания.

Исключение составляют положения, правила и инструкции, которые утверждаются или согласовываются в порядке, установленном действующим законодательством Республики Узбекистан.

Статья 169. Финансирование деятельности Совета

В целях обеспечения уставной деятельности Совета, реализации его уставных задач по развитию и стимулированию национального социально-ориентированного сектора телерадиовещания Узбекистана, а также поддержки независимых производителей телерадиопродукции, ориентированных на создание социально-ориентированного медиаконтента, учреждается Общественный фонд поддержки и развития национального телерадиовещания Узбекистана.

Данный общественный фонд использует в качестве возможных источников аккумулирования средств для финансирования деятельности Совета в сфере развития национального телерадиовещания Узбекистана следующие возможные источники:

введение обязательных отчислений в размере 5% от розничной стоимости продажи телевизионных и радиоприемных устройств, сеттопбоксов, а также прочего приемного оборудования;

введение обязательных ежемесячных отчислений в размере 5% от суммы минимального размера заработной платы, установленного на территории Республики Узбекистан за право пользоваться открытыми каналами телевидения и радиовещания.

средства от добровольных спонсорских поступлений и целевых грантов национальных и международных организаций;

Совет имеет право распределять собранные Общественным фондом средства в виде грантов на развитие социально значимых проектов в сфере телерадиовещания, а также на содержание сотрудников и обеспечение финансирования своей уставной деятельности.

Статья 17. Порядок оформления заявок для получения индивидуальных Лицензии в сфере телерадиовещания

Индивидуальные Лицензии предоставляют право осуществления деятельности в сфере телерадиовещания для формирования и распространения (вещания) телерадиоканалов в физически ограниченных средах, таких как эфирное и спутниковое вещание.

Не подлежит лицензированию распространение телерадиопрограмм, а также прочих аудиовизуальных материалов во всемирной сети Internet, ведомственных и прочих ограниченных сетях распространения, таких как сети распространения информации аэропортов, вокзалов, портов, автостанций, воздушного, наземного, подземного, водного и прочих видов транспорта, сети Indoor TV, уличные и фасадные рекламно-информационные экраны, и подобные средства и среды распространения, предусматривающие ограничений по территории и времени контакт с аудиторией.

Совет, выдает хозяйствующим субъектам, в том числе иностранным, Индивидуальные Лицензии на право осуществления деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации, оказанию услуг сетей распространения телерадиопрограмм. При этом заявитель (Лицензиат) вправе самостоятельно выбирать и оплачивать лицензионную плату за каждый отдельный вид деятельности, либо их совокупность в любой комбинации.

Индивидуальная Лицензия выдается на 10 лет.

Индивидуальная Лицензия может быть приостановлена либо отозвана в судебном порядке.

Лицензионный платеж за заявленный вид/виды деятельности уплачивается заявителем, Лицензиатом, единожды, при получении Индивидуальной Лицензии.

Заявки на выдачу Индивидуальной Лицензии принимаются не позднее одного месяца до даты проведения очередного заседания Совет.

Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал в соответствие с утвержденным Председателем Совета графиком, публикуемым на сайте Совета.

В экстренных случаях, при невозможности проведения очного собрания, допускается принятие решений опросным путем.

Для оформления заявки на получение Индивидуальной Лицензии Лицензиат обязан предоставить следующие документы:

1) Копию Свидетельства о государственной регистрации хозяйствующего субъекта (юридического лица), выступающего учредителем телерадиоорганизации;

2) Типовую заявку на получение Индивидуальной Лицензии, образец которой публикуется на сайте Совета и включает следующую информацию:

информацию о названии СМИ;

заявляемую тематику канала (информационный, развлекательный, спортивный, познавательный, музыкальный, рекламно-коммерческий, фильмовой и т.д.), при этом тематическая направленность канала определяется исходя из наибольшего процента программ, заявленных в сетке вещания канала;

данные о языке вещания телерадиоканала;

периодичность трансляции программ;

планируемую зону вещания и способ вещания (эфирное, кабельное, спутниковое, эфирно-кабельное и т.д.);

заявляемый вид лицензируемой деятельности, как-то, проектирование, строительство, эксплуатация, оказание услуг сетей распространения телерадиопрограмм, как по отдельности, так и в любой комбинации по желанию Лицензиата;

3) копии учредительных документов юридического лица;

4) документы, подтверждающие предполагаемые источники финансирования на первый год деятельности, а именно, заверенную банком выписку с расчетного счета Лицензиата и бизнесплан;

5) заключение соответствующих органов о соответствии объектов телерадиовещания требованиям санитарных норм, пожарной безопасности и мероприятий по охране объекта;

6) документы, подтверждающие право собственности или пользования недвижимостью и оборудованием, предназначенным для организации телерадиовещания;

7) документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии сбора за рассмотрение конкурсных предложений в пятикратном размере базовой расчетной величины, при этом в случае отказа в выдаче Лицензии данный сбор не подлежит возврату;

8) Концепцию вещания телерадиоканала, включающую:

Описание творческой концепции телерадиоканала;

Техническую концепцию телерадиоканала;

Финансово-экономическую концепцию теле-радио-канала;

Структуру редакции телерадиоканала;

Информацию о творческих и технических работниках редакции, включающую информацию о наличии образования, опыта работы и квалификации персонала. При изменении концепции вещания Лицензиат обязан пройти процедуру перерегистрации у Лицензиара. При прохождении перерегистрации Лицензиат обязан оплатить сбор в двадцатикратном размере принятой на территории Республики Узбекистан базовой расчетной величины, установленной на дату платежа;

Структуру собственности учредителя, либо учредителей телерадиоорганизации. В случае если в качестве учредителя выступает юридическое лицо, публикации подлежат сведения обо всех промежуточных компаниях-учредителях, вплоть до конечных бенефициаров. Организации, зарегистрированные в оффшорных зонах не могут выступать в качестве учредителя/соучредителя средств массовой информации, провайдеров телекоммуникационных услуг, вещателей и прочих телерадиоорганизаций.

Документы доставляются соискателем лицензии непосредственно либо через средства почтовой связи с уведомлением об их получении.

За представление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.

Статья 18. Лицензирование провайдеров программной услуги

Для организации деятельности (вещания) кабельного, эфирно-кабельного телевидения и радиовещания, телерадиовещания в сетях сотовой (мобильной) связи, IP-TV, и прочих физически неограниченных средах, хозяйствующий субъект (провайдер или оператор телекоммуникаций либо оператор кабельных сетей) должен получить типовую Лицензию в Совете. Типовая Лицензия предусматривает исключительно право на трансляцию, либо ретрансляцию готовых телерадиопрограмм, без права внесения каких-либо изменений в их содержание.

Заявление о выдаче лицензии провайдера программной услуги подается в виде типовой заявки, размещенной на сайте Совета, содержащей базовые сведения о наименовании провайдера и данных его государственной регистрации, планируемое количество абонентов (емкость сети), сведения о зоне распространения сигнала, а также перечень планируемых к ретрансляции программ.

К заявлению прилагаются:

1) общая концепция пакетирования (перечень) программ, приобретенных для ретрансляции и сведения о правообладателях;

2) документы, подтверждающие приобретение и право на распространение (ретрансляцию) программ другого вещателя, либо договора намерений с правообладателями;

3) техническая схема построения сети и перечень используемого, либо планируемого к использованию оборудования;

К рассмотрению не принимаются заявки на построение кабельных сетей, использующих аналоговый формат формирования и распространения программ.

Заявление о выдаче типовой лицензии провайдера программной услуги подается в срок не менее одного месяца до очередного заседания Совета. График заседаний, проходящих не реже одного раза в квартал, утверждается Председателем Совета и публикуется на сайте Совета.

По результатам рассмотрения заявления Совет принимает решение:

1) О выдаче лицензии провайдера программной услуги;

2) Об утверждении пакета (пакетов) программ универсальной программной услуги в населенном пункте (населенных пунктах) и/или на территории (территориях), где предполагается оказание программной услуги.

Лицензия провайдера программной услуги может быть аннулирована в судебном порядке по представлению Совета.

Права, которые предоставляет лицензия провайдера программной услуги, не могут быть переданы другому лицу (юридическому либо физическому).

Статья 19. Порядок рассмотрения заявок для получения индивидуальных Лицензий в сфере телерадиовещания

Заявки на получение индивидуальных Лицензий в сфере телерадиовещания рассматриваются Советом в срок не более один календарных месяцев.

При оценке творческих, технических, кадровых и финансово-экономических предложений Совет учитывает следующие критерии:

1) творческие аспекты вещания, такие как объем вещания собственных программ Лицензиата, время вещания (ежедневно, круглосуточно), языковое соотношение вещания, планируемое время трансляции передач на государственном языке;

2) наличие дополнительных возможности передачи информации с использованием различных методов и средств (телетекст, двуязычное звуковое сопровождение, сурдоперевод, и т. д.);

3) использование современного оборудования для производства, формирования и трансляции телерадиопрограмм, обеспечивающего соблюдение национальных и международных стандартов качества сигнала;

4) обязательства наличие планов по расширению сети вещания в труднодоступные районы;

5) финансово-экономические данные (источники финансирования и их надежность, затраты, доходы);

6) наличие и долю социально-значимых телерадиопрограмм в заявляемой сетке вещания Лицензиата;

7) тематическая направленность телерадиоканала;    

8) уровень профессиональной подготовки привлекаемых специалистов средств массовой информации и технического персонала;

9) соотношение собственных программ и ретрансляции (договор ретрансляции);

10) возможное наличие у участника конкурса уже существующей сети распространения телерадиопередач.

Руководствуясь принципами деятельности национальной вещательной системы, определенных настоящим Законом, Совет может расширить перечень критериев при условии их заблаговременного публичного объявления, не позднее трех месяцев до очередного заседания Совета. При этом обновленный перечень должен быть опубликован на сайте Совета.

Статья 20. Подведение итогов рассмотрения заявок для получения Лицензии в сфере телерадиовещания

Решение Совета оформляется протоколом, который подписывается Председателем Совета и секретарем собрания.

В протоколе об итогах рассмотрения лицензионных заявок указываются:

1) список присутствующих на заседании членов Совета;

2) решения Совета по каждой из лицензионных заявок от соискателей лицензии;

3) сведения о причинах отказах в выдаче лицензии, если таковые имеют место.

Протокол собрания национального совета является публичным документом и публикуется на сайте Совета в срок не более трех календарных дней с даты проведения собрания.

Результаты рассмотрения лицензионных заявок могут быть обжалованы в судебном порядке в течение тридцати дней со дня опубликования протокола собрания Совета.

На основании протокола собрания Совета Лицензиат, чья заявка на получение Лицензии была одобрена, в недельный срок обязан оплатить сумму лицензионного сбора за заявленный вид услуг. Сумма лицензионного сбора складывается из суммы установленных действующим законодательством лицензионных ставок по заявленным, и одобренным протоколом собрания Совета, видам лицензируемой деятельности. Лицензионный платеж уплачивается один раз.

На основании подписанного протокола регистрирующий орган в области средств массовой информации в установленном законодательством порядке осуществляет государственную регистрацию средства массовой информации и вносит его в Единый реестр средств массовой информации Республики Узбекистан. Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдается в срок не более двух календарных недель с момента оплаты лицензионного платежа.

Также на основании Протокола в течение не более чем двух календарных недель с момента оплаты лицензионного платежа Лицензиар выписывает Лицензиату Лицензию на право осуществлять вид/виды деятельности, указанные в протокольном решении собрания Совета

В случае если Лицензиат в срок до пять календарных дней не произведет оплату лицензионного платежа, Совет вправе аннулировать решение по выдаче ему Лицензии.

Если Лицензиат не начнет указанную в Лицензии деятельность в течение трёх месяцев с даты выдачи Лицензии, Совет вправе аннулировать решение о выдаче лицензии в одностороннем порядке. Данное решение не подлежит обжалованию.

Лицензиат вправе самостоятельно, либо с привлечение профессиональных контролирующих организаций, осуществлять выборочную проверку деятельности на предмет добросовестного исполнения лицензионных требований. Проверка может проводиться не чаще одного раза в год, за исключением случаев, когда у Лицензиара имеется обоснованная информация о намеренных нарушениях Лицензиатом действующего законодательства.

Статья 21. Отказ в выдаче лицензии на вещание

При рассмотрении Советом лицензионных заявок, основанием для отказа в выдаче Лицензии могут служить следующие причины:

1) заявитель не соответствует лицензионным требованиям, предусмотренным настоящим Законом, а также другими законодательными актами, действующими на территории Республики Узбекистан;

2) указанные в заявлении сведения на момент его рассмотрения не соответствуют действительности;

3) заявление подано до истечения одного года со дня принятия решения об аннулировании лицензии телерадиоорганизации-заявителя;

Решение об отказе в выдаче лицензии на вещание принимается Советом по результатам рассмотрения заявления в ходе очередного собрания Совета.

 Заявитель вправе обжаловать решение об отказе в выдаче Лицензии в течение одного календарного месяца с момента публикации на сайте Совета протокола заседания.

Статья 22. Приостановка действия лицензии

По решению Совета, в случае если будут выявлены нарушения действующего Законодательства Республики Узбекистан, действие вещательной Лицензии может быть приостановлено на срок до 3-х (трех) месяцев.

Основанием для приостановки действия Лицензии является протокольное решение Совета. Данное решение вступает в силу с момента ознакомления Лицензиата, но не позднее чем через две недели с момента публикации на сайте Совета.

Исключение составляют случаи, когда телерадиовещательная деятельность Лицензиата несет прямую угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает государственную тайну, либо иные виды охраняемых государством тайн, несет угрозу независимости и/или территориальной целостности государства. В данном случае трансляция телерадиопрограмм Лицензиата прекращается в незамедлительном порядке посредством отключения линий доставки программ и технических средств осуществления телерадиотрансляции, осуществляемых дежурными работниками Центра радиосвязи, радиовещания и телевидения, либо других профессиональных организаций, оказывающих Лицензиату услуги трансляции телерадиопрограмм.

В случае, если проверка деятельности Лицензиата выявит непредумышленный характер нарушений, Лицензия может быть восстановлена после устранения имеющихся нарушений. В противном случае, Лицензия подлежит аннулированию в установленном законодательством порядке.

Решение о приостановке действия Лицензии может быть оспорено Лицензиатом в судебном порядке в срок не позднее одного месяца с момента публикации на сайте Совета протокольного решения о приостановке действия Лицензии.

Статья 23. Аннулирование лицензии на вещание

Лицензия, выданная Советом, может быть аннулирована в случае:

грубого нарушения Лицензиатом действующего законодательства Республики Узбекистан;

ликвидации, банкротства, либо решения об отмене государственной регистрации хозяйствующего субъекта/субъектов, являющегося учредителем/учредителями телерадиовещательной организации (Лицензиата);

отсутствия предусмотренного лицензией вещания в течение года со дня выдачи лицензии;

по письменному заявлению телерадиовещателя (Лицензиата);

в прочих случаях, предусмотренных действующим законодательством Республики Узбекистан.

В случае выявления грубых нарушений законодательства и/или лицензионных требований, Совет вправе в одностороннем порядке приостановить действие Лицензии на срок до трех месяцев в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Совет принимает мотивированное решение об аннулировании лицензии на вещание и обращается в суд в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты поступления документов, подтверждающих наличие оснований для аннулирования Лицензии.

Совет может обращаться в суд об аннулировании лицензии на вещание на основании:

1) факта передачи лицензии другому юридическому или физическому лицу ― не лицензиату с целью проведения им информационной деятельности;

2) факта несвоевременной подачи заявления о переоформлении лицензии в связи с организационными изменениями статуса и условий деятельности лицензиата;

3) факта неисполнения распоряжений об устранении нарушений законодательства и лицензионных требований;

4) факта отказа лицензиата в проведении работниками Совета проверки его деятельности в соответствии с требованиями законодательства Республики Узбекистан;

5) факта несоответствия деятельности лицензиата требованиям настоящего Закона в части условий учреждения телерадиоорганизаций, ограничения доли собственности иностранных физических и юридических лиц в уставном фонде телерадиоорганизации, выявлении факта приобретения учредителями телерадиоорганизации доли/долей в других телерадиоорганизациях, повлекшее за собой возникновение монополии;

Исполнение решения суда об аннулировании лицензии на вещание осуществляется в общем порядке в соответствии с требованиями действующего законодательства республики Узбекистан.

Решение Совета об аннулировании лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 24. Выдача дубликата лицензии на вещание

В случае утраты либо повреждения лицензии телерадиоорганизация обязана обратиться в Совет с заявлением о выдаче дубликата лицензии по установленной Советом форме. Поврежденная лицензия прилагается к заявлению. (не может быть физически исполнено в случае утери лицензии) Принимая заявление о выдаче дубликата лицензии на вещание, Совет регистрирует его и выдает лицензиату справку о его регистрации.

До получения дубликата лицензии на вещание деятельность телерадиоорганизации осуществляется на основании выданной Советом справки о регистрации заявления о выдаче дубликата лицензии на вещание.

Совет выдает дубликат лицензии в течение 15 дней со дня регистрации заявления.

Сведения дублируемой лицензии переносятся в дубликат без изменений, в том числе дата принятия решения и номер решения о выдаче и/или продлении срока действия лицензии, срок действия лицензии, дата выдачи лицензии. На бланке лицензии ставятся штамп «Дубликат» и дата выдачи дубликата.

Глава 4. Принципы деятельности национального телерадиовещания

Статъя 25.  Гарантии независимости вещательных организаций

Вещательные организации являются свободными и самостоятельными в определении принципов формирования распространяемых ими телеканалов и радиоканалов, руководствуются законодательством Республики Узбекистан, пользуются равными правами и в равной степени ответственны перед законом.

Государственные органы и их должностные лица, а также учредители телерадиовещателей и аффилированные с ними лица, не вправе вмешиваться в деятельность вещателей, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Республики Узбекистан.

Запрещается оказание на вещателей политического, финансово-экономического, административного или любого другого давления со стороны государственных органов, органов самоуправления граждан, политических партий, других общественных объединений, иных юридических и физических лиц.

В Республике Узбекистан цензура электронных средств массовой информации не допускается. Никто не имеет право требовать предварительного согласования содержания, изменения текста или полного снятия с эфира сообщений или материалов, распространяемых вещателем. В случае, если факты давления либо иного вмешательства в деятельность телерадиовещателя будут выявлены, виновная сторона обязана возместить телерадиовещателю нанесенный моральный и материальный ущерб, а также возможный предполагаемый ущерб от последствий вмешательства. Размер возмещения определяется потерпевшей стороной и может быть обжалован в судебном порядке. При этом сумма компенсации не может быть ниже 100 (стократного) размера базовой расчетной величины, установленной на территории Республики Узбекистан. Идентичную сумму виновная сторона обязана выплатить также в счет государства.

Статья 26. Недопустимость злоупотребления свободой телерадиовещания

Не допускается использование телерадиовещания в целях:

призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, а также территориальной целостности Республики Узбекистан;

пропаганды войны, насилия, терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;

разглашения сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;

распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду;

пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также их изготовления, продажи и употребления;

распространения заведомо ложной информации;

распространения порнографии;

распространения телерадиопрограмм, содержание которых может причинить вред физическому и/или психическому здоровью детей и подростков в возрасте до 18 лет. При этом телерадиопрограммы, не предназначенные для просмотра лицами в возрасте до 18 лет, в обязательном порядке, должны иметь соответствующую визуальную либо звуковую маркировку, информирующую аудиторию о наличии возрастных ограничений.

распространения заведомо ложной информации, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию граждан, а также являющейся прямым вмешательством в их частную жизнь граждан. При этом степень вины ответчика определяется исключительно в судебном порядке. В случае проведения журналистского расследования степень объективности либо субъективности распространяемых материалов также устанавливается судом.

Запрещается использование в программах и передачах на телевидении и радио скрытых вставок, воздействующих на подсознание человека и/или оказывающих вредное воздействие на состояние их здоровья.

Ответственность за содержание программ и передач несет руководитель и главный редактор телерадиоорганизации или автор (авторы) программы и/либо передачи.

Запрещается распространять материалы дознания или предварительного следствия без письменного разрешения прокурора, следователя или дознавателя, предварять результаты конкретного дела до принятия судом решения либо иным путем оказывать воздействие на следствие и суд до вступления его решения в законную силу.

Злоупотребление свободой телерадиовещания влечет ответственность, предусмотренную Законом.

Статья 27. Обеспечение экономической свободы и конкуренции в сфере телерадиовещания

Монополизация сферы телерадиовещания не допускается.

Запрещается злоупотребление доминирующим положением в сфере телерадиовещания.

При выдаче лицензий на осуществление деятельности в области телерадиовещания Лицензиаром должна исключаться возможность возникновения предпосылок к концентрации более 25% зарегистрированных на территории Республики Узбекистан телерадиоканалов в собственности одного учредителя или группы связанных учредителей. Решение об отказе в выдаче лицензии может быть оспорено в судебном порядке.

Предельно допустимый уровень концентрации собственности в области телерадиовещания у одного лица, критерии признания доминирующего положения субъекта сферы телерадиовещания, а также порядок предоставления и раскрытия информации о структуре собственности хозяйствующих субъектов в сфере телерадиовещания устанавливаются законодательством о конкуренции и о средствах массовой информации.

Не допускается вмешательство в экономическую деятельность субъектов сферы телерадиовещания и иные не мотивированные законом действия, препятствующие нормальному функционированию рынка услуг телерадиовещания и (или) иметь своим результатом ограничение конкуренции, а также ущемлять права и законные интересы потребителей услуг телерадиовещания.

Контроль за соблюдением субъектами сферы телерадиовещания законодательства о конкуренции осуществляет уполномоченный орган в области конкуренции на товарных и финансовых рынках (антимонопольный орган) в пределах своих полномочий.

Глава 5. Права потребителей услуг телерадиовещания

Статья 28. Свобода прямого (непосредственного) приема телеканалов и радиоканалов

Потребители услуг телерадиовещания могут беспрепятственно принимать для индивидуального пользования без права на ретрансляцию все телеканалы, радиоканалы, сигнал которых технически доступен (в том числе при помощи специальных устройств декодирования) на территории Республики Узбекистан, независимо от места нахождения источника и способа доставки сигнала.

Статья 29. Право на прием общедоступных телеканалов и радиоканалов

Государство создает необходимые условия и принимает меры для обеспечения уверенного приема на всей территории республики формируемого в установленном порядке пакета телеканалов, радиоканалов, обязательных к распространению на безвозмездной основе (обязательных общедоступных каналов).

Статья 30. Взаимоотношения субъектов сферы телерадиовещания
с телезрителями и радиослушателями

Отношения, возникающие между субъектами сферы телерадиовещания и потребителями их услуг, регулируются законодательством.

Защита прав потребителей услуг телерадиовещания как потребителей услуг телерадиовещания, а также их общественных объединений гарантируется законодательством.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 31. Распределение и использование радиочастотного спектра

Отношения в области распределения и использования радиочастотного спектра регулируется законодательством.

Радиочастотный спектр является природным ограниченным ресурсом и принадлежит государству. Телерадиовещатели и прочие субъекты сферы телерадиовещания Узбекистана пользуются радиочастотным спектром на правах аренды.

Различные аспекты использования радиочастотного спектра относятся к лицензируемым видам деятельности и регулируются в соответствие с настоящим Законом.

Статья 32. Телерадиовещание в чрезвычайных ситуациях

Особенности регулирования телерадиовещания и управления вещательными организациями при чрезвычайных ситуациях устанавливаются законодательством. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций все субъекты телерадиовещания, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Узбекистан, вне зависимости от формы собственности, обязаны в приоритетном порядке и на безвозмездной основе распространять информацию, предоставляемую уполномоченными государственными органами. 

Статья 33. Защита и охрана объектов и средств телерадиовещания

К категории охраняемых объектов и средств телерадиовещания относятся исключительно конечные передающие устройства и базовые станции формирования сигнала сетей кабельного и эфирно-кабельного телевидения.

Порядок защиты и охраны объектов и средств телерадиовещания устанавливается законодательством.

Юридические и физические лица, допустившие повреждение объектов и средств телерадиовещания, несанкционированные подключения к ним, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Статья 34. Международное сотрудничество и авторское право в области телерадиовещания

Международное сотрудничество в области телерадиовещания осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

Любая деятельность по приобретению прав на трансляцию, лицензионных программных форматов, сценариев, готовой аудио- видеопродукции, а также прочих объектов интеллектуальной собственности, должна осуществляться исключительно на договорной основе с соблюдением международных норм и стандартов. В случае, если национальное законодательство входит в конфликт с международным, приоритет в разрешении споров отдается международному законодательству.

Статья 35. Разрешение споров

Споры в области телерадиовещания разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства в области телерадиовещания

Лица, виновные в нарушении законодательства в области телерадиовещания, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 37. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 38. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

                        Президент

             Республики Узбекистан                                                             Ш. МИРЗИЁЕВ

Umumiy takliflar

1151