ID Muallif Muhokamaga chiqarish sanasi Yakunlanish sanasi Takliflar soni
7837 Министерство юстиции Республики Узбекистан 13/09/2019 28/09/2019 0
O'zbekiston Respublikasi Prezidentining Qarori
О дополнительных мерах по внедрению комплексной системы оценки регуляторного воздействия
ID-7837

Проект

 

Постановление
Президента Республики Узбекистан

 

 

О дополнительных мерах по внедрению
комплексной системы оценки регуляторного воздействия

 

 

В стране осуществляется масштабная работа по повышению качества нормотворческой деятельности, внедрению новых инновационных методов «умного регулирования», позволяющих принимать глубоко просчитанные и взвешенные государственные решения, с широким вовлечением общественности в нормотворческий процесс.

Продолжается последовательная реализация Концепции совершенствования нормотворческой деятельности, в рамках которой в процесс нормотворчества широко внедряются современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие значительно оптимизировать данный процесс.

Вместе с тем, анализ показывает, что в настоящее время сохраняется ряд негативных факторов, препятствующих комплексной оценке и раннему прогнозированию возможных последствий инициируемых и разрабатываемых проектов нормативно-правовых актов. В частности:

во-первых, отсутствует специально уполномоченный государственный орган, обеспечивающий координацию деятельности государственных органов и иных организаций по проведению оценки регуляторного и фактического воздействия проектов и принятых нормативно-правовых актов;

во-вторых, действующая система оценки воздействия актов законодательства не охватывает весь процесс инициирования, разработки, принятия проекта нормативно-правового акта;

в-третьих, общественное обсуждение проекта нормативно-правового акта сводится лишь к опубликованию проекта на портале «regulation.gov.uz» и не обеспечивает полный учет мнений заинтересованных сторон, на которые воздействует регуляторная мера;

в-четвертых, имеет место поверхностное, халатное отношение со стороны государственных органов – разработчиков проектов нормативно-правовых актов в ходе рассмотрения предложений граждан, поступивших по результатам общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов, размещенных в Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан, что приводит к значительному снижению эффективности действующей системы обсуждения проектов нормативно-правовых актов населением;

в-пятых, отсутствует практика проведения оценки фактического воздействия принятых нормативно-правовых актов как инструмент контроля их эффективности;

в-шестых, недостаточный уровень необходимых знаний и навыков у специалистов государственных органов и иных организаций, осуществляющих оценку регуляторного воздействия;

в-седьмых, низкие показатели Узбекистана в Рейтинге качества регулирования (Regulatory Quality Ranking), являющемся одним из важнейших компонентов Индекса качества государственного управления (World Governance Indicators), ежегодно рассчитываемом Всемирным банком;

В целях полноценной реализации задач, определенных Концепцией совершенствования нормотворческой деятельности, а также внедрения эффективных механизмов нормотворчества, недопущения подготовки и принятия необоснованных и экономически неэффективных решений:

1. Утвердить:

Положение о порядке проведения оценки воздействия (далее – Положение) согласно приложению № 1;

Программу практических мер по внедрению комплексной системы оценки воздействия согласно приложению № 2.

2. Ввести:

с 1 января 2020 года в качестве эксперимента практику проведения оценки регуляторного воздействия по проектам законов;

с 1 января 2021 года практику проведения оценки регуляторного воздействия по проектам всех нормативно-правовых актов;

с 1 сентября 2021 года практику включения в планы законопроектных работ, планы подготовки подзаконных нормативно-правовых актов, а также другие поручения по разработке проекта нормативно-правового акта только тех инициатив (поручений), по которым проведена предварительная оценка регуляторного воздействия.

3. Определить, что:

а) оценка регуляторного воздействия проводится органами-разработчиками в Системе оценки воздействия актов законодательства (regulation.gov.uz);

б) обязательной оценке регуляторного воздействия подлежат предложения о регуляторном вмешательстве, проекты нормативно-правовых актов, оказывающие воздействие (возможные последствия) на:

права и законные интересы физических и юридических лиц;

предпринимательскую деятельность и конкуренцию;

состояние экологии и окружающей среды;

в) Министерство юстиции Республики Узбекистан является специально уполномоченным государственным органом, обеспечивающим:

координацию деятельности государственных органов и иных организаций по проведению оценки регуляторного воздействия;

контроль качества оценки регуляторного и фактического воздействия, проведенного государственными органами;

проведение оценки фактического воздействия нормативно-правовых актов;

г) Отдел оценки регуляторного воздействия Управления юридического обеспечения Кабинета Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает эффективное взаимодействие органов государственного управления – в части проведения оценки регуляторного воздействия проектов актов законодательства;

осуществляет мониторинг проведения органами государственного управления оценки регуляторного воздействия проектов актов законодательства и их публичного обсуждения на всех стадиях подготовки;

совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и иными организациями осуществляет критический анализ хода исполнения принятых актов законодательства, по итогам подготавливает обоснованные предложения по их совершенствованию;

предоставляет на основе предварительной оценки регуляторного воздействия заключения о целесообразности/нецелесообразности включения предложения о регуляторном вмешательстве в планы законопроектных работ, планы подготовки подзаконных нормативно-правовых актов, а также в отдельные поручения по разработке проекта нормативно-правового акта;

разрабатывает на ежеквартальной основе планы проведения оценки фактического воздействия нормативно-правовых актов.

4. Создать в структуре центрального аппарата Министерства юстиции Республики Узбекистан в пределах установленной штатной численности:

а) Отдел оценки регуляторного и фактического воздействия в количестве 10 штатных единиц, определив его основными задачами:

координацию деятельности государственных органов и иных организаций – в части проведения оценки регуляторного воздействия;

оказание методического содействия государственным органам и иным организациям в проведении оценки регуляторного воздействия;

осуществление системного анализа показателей Узбекистана в Рейтинге качества регулирования (Regulatory Quality Ranking), разработку предложений по их улучшению;

осуществление контроля качества оценки регуляторного и фактического воздействия, проведенного государственными органами;

подготовку на основе передового международного и зарубежного опыта обоснованных предложений по дальнейшему совершенствованию системы оценки воздействия, в том числе по улучшению качества государственного регулирования;

б) Отдел антикоррупционной экспертизы в количестве 5 штатных единиц, определив его основными задачами:

проведение антикоррупционной экспертизы по проектам нормативно-правовых актов с целью выявления в них коррупциогенных факторов, создающих возможность совершения коррупционных правонарушений, общей оценки последствий принятия проекта в части возможности совершения коррупционных правонарушений;

прогнозирование возможности возникновения рисков коррупционного характера в процессе применения проектов нормативно-правовых актов;

разработку рекомендаций и принятие мер, направленных на устранение выявленных в ходе экспертизы, а также по итогам изучения правоприменительной практики отдельных нормативно-правовых актов.

5. Органам государственного управления определить в структуре центральных аппаратов компетентного сотрудника юридической службы, ответственного за проведение оценки регуляторного воздействия.

6. Установить, что:

предлагаемые разработчиками меры по введению новых механизмов государственного регулирования общественных отношений должны быть соразмерны целям государственного регулирования;

аналитические материалы (предварительной) оценки регуляторного воздействия, предусматривающие анализ проблемы, способы ее решения, оценку воздействия на конкуренцию, прогнозирование и оценку возможных последствий введения новых инструментов и порядка регулирования, в том числе анализ выгод и издержек для граждан и субъектов предпринимательства, в обязательном порядке сопровождаются разработчиками на стадиях научного, профессионального, общественного обсуждения, а также на стадии межведомственного согласования проекта нормативно-правового акта;

при доработке проекта нормативно-правового акта, в результате которой проект существенно отличается от вынесенного на общественное обсуждение, проект подлежит повторному размещению для общественного обсуждения;

Министерство юстиции Республики Узбекистан ежеквартально вносит в Кабинет Министров информацию о ходе реализации регуляторных реформ;

с февраля 2021 года в текстах вносимых в Кабинет Министров, Администрацию Президента Республики Узбекистан, Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов нормативно-правовых актов должны указываться конкретные государственные органы, в том числе органы государственного управления, ответственные за проведение оценки фактического воздействия соответствующего проекта.

7. Верховному суду, Генеральной прокуратуре и Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения, предусматривающие определение порядка межведомственного, в том числе электронного информационного обмена результатами статистического учета и анализа судебной, правоприменительной и надзорной практики в целях комплексной оценки фактического воздействия нормативно-правовых актов и выявления системных недостатков законодательства.

8. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок образовать Межведомственную экспертную группу по внедрению системы оценки регуляторного воздействия проектов и принятых актов законодательства (далее – Экспертная группа) с утверждением детального плана ее работы и установлением механизмов контроля.

 

Определить основными задачами Экспертной группы:

всестороннее практическое содействие в разработке и совершенствовании целостной научно-теоретической и методологической базы по проведению оценки регуляторного и фактического воздействия;

обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов, научного сообщества и негосударственных структур в проведении оценки регуляторного и фактического воздействия;

внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложений и рекомендаций по совершенствованию механизмов оценки регуляторного воздействия проектов и принятых актов законодательства;

организация краткосрочных учебных курсов и стажировок для причастных работников государственных органов и иных организаций по проведению оценки регуляторного и фактического воздействия в ведущих научных центрах и других организациях, в том числе за рубежом;

проведение на системной основе ознакомительных семинаров по разъяснению сути и порядка проведения оценки регуляторного воздействия для работников государственных органов и организаций.

9. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, а также другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 февраля 2021 года обеспечить функционирование на портале Системы оценки воздействия актов законодательства (regulation.gov.uz) специального раздела по проведению оценки регуляторного воздействия предложений по регуляторному вмешательству,
проектов нормативно-правовых актов, а также оценку фактического воздействия действующих нормативно-правовых актов, обеспечив его бесперебойную техническую поддержку.

10. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить программу мер по изучению передовой международной практики и зарубежного опыта в сфере оценки регуляторного и фактического воздействия, в том числе предусматривающих организацию рабочих и ознакомительных визитов Экспертной группы в иностранные государства, проведение встреч и переговоров с представителями международных организаций.

11. Министерству инновационного развития Республики Узбекистан регулярно при объявлении конкурса прикладных научно-технических проектов и инновационных разработок в рамках государственных научно-технических программ включать темы научно-практических исследований по организационно-правовым аспектам оценки регуляторного и фактического воздействия.

12. Министерству юстиции Республики Узбекистан в трехмесячный срок:

а) укомплектовать Отдел регуляторного и фактического воздействия и Отдел антикоррупционной экспертизы высококвалифицированными кадрами;

б) внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;

в) совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана и другими заинтересованными ведомствами обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации и интернет-ресурсах содержания и значения настоящего постановления, организовать на местах встречи, семинары, «круглые столы» и пресс-конференции с широким привлечением представителей средств массовой информации, научных кругов, зарубежных экспертов и институтов гражданского общества.

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

 

 

Президент
Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев

Приложение

к постановлению Президента Республики Узбекистан
от «___» __________ 20__ года № 
ПП–____

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения оценки регуляторного
и фактического воздействия

 

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», а также Концепцией совершенствования нормотворческой деятельности определяет порядок проведения оценки регуляторного воздействия (далее – ОРВ) предложений по регуляторному вмешательству и проектов нормативно-правовых актов, а также порядок проведения оценки фактического воздействия (далее – ОФВ) принятых нормативно-правовых актов (далее – Положение).

ОРВ проводится в соответствии со схемой согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

ОФВ проводится в соответствии со схемой согласно приложению № 2 к настоящему Положению.

2. В настоящем Положении используются следующие понятия:

выгоды – польза или прибыль в любой форме, которую могут получить (получили) физические и юридические лица и Государственный бюджет Республики Узбекистан в связи с принятием разрабатываемого проекта либо действием нормативно-правового акта;

заинтересованные стороны – министерства, государственные комитеты или ведомства, отвечающие за состояние и развитие соответствующих отраслей, научные и иные организации, осуществляющие исследования в сфере регуляторного вмешательства, а также физические и юридические лица, затрагиваемые предлагаемым регуляторным вмешательством.

общественное обсуждение  размещение предложения о регуляторном вмешательстве, проекта нормативно-правового акта и иной необходимой информации в Системе оценки воздействия актов законодательства (regulation.gov.uz) (далее – СОВАЗ) для проведения общественного обсуждения,
а также направление соответствующих документов в компетентные организации для проведения научного и профессионального обсуждения;

ОРВ – комплекс мероприятий, направленных на определение и оценку возможных положительных и отрицательных последствий разработки и принятия проекта нормативно-правового акта;

ОФВ – комплекс мероприятий, направленных на оценку эффективности отдельных положений или всего нормативно-правового акта на основе методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования, а также индикативных показателей, программ мониторинга и иных способов (методов) оценки достижения заявленных целей регулирования, приведенных в сводном отчете ОРВ;

издержки – прямые и косвенные затраты, которые могут понести (понесли) физические и юридические лица и Государственный бюджет Республики Узбекистан в связи выполнением требований, предусматриваемых в разрабатываемом проекте либо принятом нормативно-правовом акте.

предварительный отчет ОРВ – отчет, подготовленный разработчиком при инициации предложения о регуляторном вмешательстве, позволяющий оценить целесообразность и необходимость внедрения регуляторных инструментов;

предложение о регуляторном вмешательстве – инициатива, в соответствии с которой разработчик предлагает определенный способ регуляторного вмешательства до его включения в планы законопроектных работ, планы подготовки подзаконных нормативно-правовых актов, а также в отдельные поручения по разработке проектов нормативно-правовых актов;

разработчик  государственный орган, осуществляющий разработку соответствующего проекта нормативно-правового акта;

сводный отчет ОРВ – отчет, подготовленный разработчиком после разработки проекта нормативно-правового акта, а также по итогам проведенных видов анализа регуляторного воздействия;

участники обсуждения – юридические и физические лица, представившие предложения по разработанным проектам или принятым нормативно-правовым актам.

3. Целью ОРВ является определение и оценка возможных положительных и отрицательных последствий разработки и принятия проекта нормативно-правового акта на базе предложения о регуляторном вмешательстве на основе анализа проблемы, цели ее регулирования и возможных способов решения, а также выявление положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц, а также способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц, а также бюджетной системы Республики Узбекистан.

Оценка регуляторного воздействия проектов актов законодательства проводится разработчиком.

4. При проведении ОРВ и ОФВ исполнителями могут привлекаться на договорной основе работники ведущих образовательных и научно-исследовательских учреждений, зарубежные специалисты, а также специалисты-практики.

5. Обязательной ОРВ подлежат предложения о регуляторном вмешательстве, проекты нормативно-правовых актов, оказывающие воздействие (возможные последствия) на:

права и законные интересы физических и юридических лиц;

предпринимательскую деятельность и конкуренцию;

состояние экологии и окружающей среды.

6. В следующих случаях ОРВ не проводится:

отсутствие альтернативных путей решения достижения регуляторных целей;

исполнение международных обязательств;

приведение в соответствие актов законодательства исходя из требований вновь принятых нормативно-правовых актов;

внесение изменений и дополнений в нормативно-правовой акт, исходя из результатов ОФВ.

По поручениям Президента Республики Узбекистан, а также Премьер-министра Республики Узбекистан предварительная оценка может не проводиться.

В случаях, предусмотренных данным пунктом разработчик включает в пояснительную записку проекта нормативно-правового акта обоснование отказа от проведения ОРВ.

7. Источниками информации для проведения ОРВ и ОФВ могут выступать:

официальные статистические данные;

данные государственных органов;

научно-аналитические материалы и публикации по вопросам прогнозирования последствий, материалы научно-практических семинаров, конференций и совещаний;

результаты социологических опросов, проведенных компетентными организациями;

публикации в средствах массовой информации, в том числе опубликованные на официальных веб-сайтах в сети Интернет;

иные источники, не запрещенные законодательством Республики Узбекистан.

Глава 2. Проведение предварительной ОРВ

8. При подготовке предварительного отчета ОРВ предложения о регуляторном вмешательстве разработчик:

определяет круг заинтересованных сторон;

определяет круг ведущих ученых и экспертов в соответствующих областях научных знаний, которых следует привлечь к обсуждению предложения о регуляторном вмешательстве;

определяет предварительный перечень методов анализа регуляторного воздействия с обоснованием необходимости или невозможностью их проведения.

9. Предварительный отчет ОРВ должен содержать следующие сведения:

а) описание проблемы, на решение которой направлено предложение о регуляторном вмешательстве;

б) обоснование необходимости регуляторного вмешательства;

в) цель регуляторного вмешательства;

г) возможные варианты решения проблемы, в том числе, прямое контрольно-административное регулирование, регулирование, ориентированное на результат, ко-регулирование, саморегулирование, совершенствование правоприменения, информационные компании, экономические и рыночные механизмы, а также регуляторное бездействие;

д) предварительное определение круга заинтересованных сторон;

е) предварительный прогноз последствий регуляторного вмешательства (или бездействия) для каждого варианта решения;

 

ж) анализ международного опыта (при наличии) в соответствующей сфере;

з) открытые вопросы, требующие исследования в ходе ОРВ, и определение необходимых для полноценной ОРВ данных.

10. Предварительный отчет ОРВ:

размещается на портале regulation.gov.uz для проведения общественного обсуждения;

направляется в ведущие научные и исследовательские учреждения для проведения научного обсуждения направляется в другие организации для проведения профессионального обсуждения.

11. Срок общественного, научного и профессионального обсуждения не может быть менее одного месяца.

12. Разработчик подготавливает отчет о результатах общественного, научного и профессионального обсуждения, в котором обязан провести изучение предоставленных мнений и комментарий, по итогам которого подготовить отчет о результатах обсуждения предложения о регуляторном вмешательстве, который должен включать в себя обобщение, анализ и оценку поступивших мнений и комментариев, и выводы о необходимых корректировках содержания предварительного отчета ОРВ.

Отчет о результатах общественного обсуждения предложения о регуляторном вмешательстве включается в предварительный отчет ОРВ.

13. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в связи с размещением предварительного отчета, разработчик может принять мотивированное решение об отказе в подготовке проекта нормативно-правового акта.

В случае принятия решения об отказе в подготовке проекта разработчик размещает на портале regulation.gov.uz соответствующую информацию, а также информирует вышестоящий орган (в случае наличия поручения о проработке целесообразности регуляторного вмешательства).

14. В случае принятия решения о разработке проекта нормативно-правового акта разработчик с учетом предложений и замечаний общественности дорабатывает предварительный отчет и направляет его в Министерство юстиции Республики Узбекистан для контроля качества проведенной оценки.

15. Министерство юстиции в возможно короткие сроки, но не позднее десяти рабочих дней предоставляет заключение касательно качества проведенной государственным органом ОРВ.

Предложения и замечания Министерства юстиции в обязательном порядке должны быть учтены органами разработчиками.

16. Разработчик с учетом предложений и замечаний Министерства юстиции Республики Узбекистан дорабатывает предварительный отчет и направляет его в Отдел оценки регуляторного воздействия Управления юридического обеспечения Кабинета Министров.

Отчет должен содержать сведения, указанные в пункте 8 настоящего Положения, а также быть подготовлен в соответствии со сводной таблицей согласно приложению № 3.

Глава 3. Подготовка сводного отчета ОРВ
по проекту нормативно-правового акта

17. После включения предложения о регуляторном вмешательстве в планы законопроектных работ или планы подготовки подзаконных нормативно-правовых актов, или отдельное поручения по разработке проекта нормативно-правового акта ответственным органом подготавливается проект соответствующего нормативно-правового акта.

18. На базе предварительного отчета ОРВ разработчик подготавливает сводный отчет ОРВ.

По проекту нормативно-правового акта проводится анализ регуляторного воздействия в соответствии с установленной Методикой согласно приложению № 3 к настоящему Положению, итоги которого включаются в сводный отчет ОРВ.

Сводный отчет ОРВ подготавливается в соответствии с таблицей согласно приложению № 5 к данному Положению.

19. Сводный отчет ОРВ должен содержать следующие сведения:

a) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы и регулятивным бездействием;

б) анализ международного опыта в соответствующих сферах деятельности (при наличии);

в) цели предлагаемого регулирования;

г) описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы;

д) основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов;

е) анализ влияния социально-экономических последствий реализации проекта акта на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;

ж) оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетной системы Республики Узбекистан;

з) новые преимущества, а также обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности либо изменение содержания существующих обязанностей и ограничений;

и) оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей или ограничений;

к) информация об отмене обязанностей, запретов или ограничений для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;

л) описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования;

м) индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования;

н) сведения о размещении проекта нормативно-правового акта, сроках представления предложений в связи с таким размещением, лицах, представивших предложения, и итогах их рассмотрения;

о) сведения о согласовании проекта нормативно-правового акта;

п) окончательные итоги проведенных видов анализа (мультикритериальный анализ, анализ выгод/издержек, модель стандартных издержек и др.)

р) иные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.

20. Резолютивная часть заключения должна содержать явное обозначение эффекта от воздействия проекта, выраженное количественно и/или качественно как положительное, отрицательное или нейтральное.

21. Проект нормативно-правового акта совместно со сводным отчетом ОРВ:

размещается на портале regulation.gov.uz для проведения общественного обсуждения;

направляется в ведущие научные и исследовательские учреждения для проведения научного обсуждения;

направляется в другие организации для проведения профессионального обсуждения.

22. Срок общественного, научного и профессионального обсуждения не может быть менее 15 дней.

23. Разработчик подготавливает отчет о результатах общественного, научного и профессионального обсуждения, в котором обязан провести изучение предоставленных мнений и комментарий, по итогам которого подготовить отчет о результатах обсуждения предложения о регуляторном вмешательстве, который должен включать в себя обобщение, анализ и оценку поступивших мнений и комментариев, и выводы о необходимых корректировках содержания сводного отчета ОРВ и проекта нормативно-правового акта.

Отчет о результатах общественного обсуждения предложения о регуляторном вмешательстве включается в сводный отчет ОРВ.

24. Доработанный проект нормативно-правового акта и сводный отчет ОРВ размещается в Единой электронной системе разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов для согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами.

В резолютивной части сводного отчета ОРВ может содержаться предложение о проведении правового эксперимента по проекту акта законодательства.

При доработке проекта нормативно-правового акта, в результате которой проект существенно отличается от вынесенного на общественное обсуждение, проект подлежит повторному размещению для общественного обсуждения;

25. Доработанный по итогам межведомственного согласования и общественного обсуждения проект нормативно-правового акта и сводный отчет ОРВ вносится в Министерство юстиции Республики Узбекистан для контроля качества проведенной оценки в рамках правовой экспертизы.

26. Министерство юстиции в возможно короткие сроки, но не позднее десяти рабочих дней предоставляет заключение касательно качества проведенной государственным органом ОРВ.

Предложения и замечания Министерства юстиции в обязательном порядке должны быть учтены органами разработчиками.

27. Разработчик с учетом предложений и замечаний Министерства юстиции Республики Узбекистан дорабатывает сводный отчет и проект нормативно-правового акта и направляет его в Кабинет Министров и одновременно размещает в Единой электронной системе разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов.

Глава 5. Проведение ОФВ нормативно-правовых актов

28. ОФВ проекта нормативно-правового акта осуществляется в соответствии с установленными сроками ее проведения в самом нормативно-правовом акте, по собственной инициативе, а также в соответствии с поручением Кабинета Министров.

ОФВ проводится органом-разработчиком соответствующего проекта нормативно-правового акта совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Министерство юстиции Республики Узбекистан осуществляет методическое и экспертное сопровождение проведения ОФВ.

29. ОФВ проводится на основе методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования, а также индикативных показателей, программ мониторинга и иных способов (методов) оценки достижения заявленных целей регулирования, приведенных в сводном отчете ОРВ.

В случае отсутствия сводного отчета ОРВ, ОФВ проводится с целью изучения эффективности регулирования общественных отношений, заявленных целью нормативно-правового акта.

30. Результаты проведенной оценки фактического воздействия оформляются в виде заключения, которое подписывается руководителем ответственного органа, проводившего оценку.

31. Заключение состоит из введения, основной и резолютивных частей.

При проведении ОФВ необходимо:

проанализировать состояние достижения установленных целей государственного регулирования;

изучить фактические последствия введения регулирования на предмет их соразмерности целям нормативно-правового акта.

В введении указывается общая информация (ответственный орган, вид и наименование нормативно-правового акта, основание для проведения оценки).

Основная часть состоит из анализа нормативно-правового акта на предмет состояние достижения установленных целей государственного регулирования, а также состояния фактических последствий введения регулирования с точки зрения их соразмерности целям нормативно-правового акта.

Резолютивная часть заключения должна содержать подкрепленные фактами предложение ответственного органа, предусматривающего один из следующих вариантов:

пересмотр отдельных положений нормативно-правового акта;

пересмотр всего нормативно-правового акта;

регуляторное бездействие.

32. Отчет ОФВ:

размещается на портале regulation.gov.uz для проведения общественного обсуждения;

направляется в ведущие научные и исследовательские учреждения для проведения научного обсуждения;

направляется в другие организации для проведения профессионального обсуждения.

33. Срок общественного, научного и профессионального обсуждения не может быть менее одного месяца.

34. Разработчик подготавливает отчет о результатах общественного, научного и профессионального обсуждения, в котором обязан провести изучение предоставленных мнений и комментарий, по итогам которого подготовить отчет о результатах обсуждения отчета ОФВ, который должен включать в себя обобщение, анализ и оценку поступивших мнений и комментариев, и выводы о необходимых корректировках содержания соответствующего.

35. Доработанный по итогам обсуждения отчет ОФВ вносится в Министерство юстиции Республики Узбекистан для контроля качества проведенной оценки.

36. Министерство юстиции в возможно короткие сроки, но не позднее десяти рабочих дней предоставляет заключение касательно качества проведенной государственным органом ОФВ.

Предложения и замечания Министерства юстиции в обязательном порядке должны быть учтены органами разработчиками.

37. Разработчик с учетом предложений и замечаний Министерства юстиции Республики Узбекистан дорабатывает отчет ОФВ и направляет его в Кабинет Министров.

38. Кабинет Министров в течение одного месяца принимает решение о:

пересмотре отдельных положений нормативно-правового акта;

пересмотре всего нормативно-правового акта;

регуляторном бездействии.

39. При проведении ОФВ на договорной основе могут привлекаться работники ведущих образовательных и научно-исследовательских учреждений, зарубежные специалисты, а также специалисты-практики.

Глава 6. Заключительные положения

40. Лица, проводившие оценку регуляторного воздействия проектов и принятых актов законодательства, несут ответственность за обоснованность произведенных ими расчетов и выданных заключений.

41. Споры, связанные с применением настоящего Положения, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Приложение № 1

к Положению о порядке проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов
Республики Узбекистан

 

 

СХЕМА

проведения ОРВ проектов нормативно-правовых актов
Республики Узбекистан

 

Этапы

 

Субъекты

 

Мероприятия

 

Сроки выполнения

             

1-й этап

 

Разработчик

 

Разработка предложения о регуляторном вмешательстве.

 

при инициации

     
             

2-й этап

 

Разработчик

 

Подготовка предварительного отчета ОРВ.

 

в семидневный срок после инициации

     
             

3-й этап

 

Разработчик

 

 Проведение:

а) общественного обсуждения на портале regulation.gov.uz;

б) научного обсуждения путем направления предварительного отчета ОРВ в ведущие научные и исследовательские учреждения;

в) профессионального обсуждения путем направления предварительного отчета ОРВ заинтересованным организациям.

 

согласно установленным срокам, но не менее одного месяца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4-й этап

 

Разработчик

 

1. Доработка предварительного отчета ОРВ.

2. Направление предварительного отчета ОРВ в Министерство юстиции.

 

в трехдневный срок

     
             

5-й этап

 

Министерство юстиции

 

Оценка качества проведенной ОРВ

 

в возможно короткие сроки, но не позднее десяти рабочих дней

     

 

             

 

6-й этап

 

Разработчик

 

1. Доработка предварительного отчета ОРВ.

2. Направление предварительного отчета ОРВ в Кабинет Министров.

 

в однодневный срок

 

     

 

             

 

7-й этап

 

Кабинет Министров

 

Направление поручения по разработке соответствующего проекта нормативно-правового акта.

 

в установленные сроки

 

     

 

             

 

8-й этап

 

Разработчик

 

1. Разработка проекта соответствующего нормативно-правового акта.

2. Составление сводного отчета ОРВ, в том числе проведение необходимых методов анализа.

 

в установленные сроки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9-й этап

 

Разработчик

 

 Проведение:

а) общественного обсуждения проекта нормативно-правового акта и сводного отчета ОРВ на портале regulation.gov.uz;

б) научного обсуждения путем направления проекта нормативно-правового акта и сводного отчета ОРВ в ведущие научные и исследовательские учреждения;

в) профессионального обсуждения путем направления проекта нормативно-правового акта и сводного отчета ОРВ заинтересованным организациям.

 

согласно установленным срокам, но не менее 15 дней

 

             

 

10-й этап

 

Разработчик

 

1. Доработка проекта нормативно-правового акта и сводного отчета ОРВ по итогам общественного, научного и профессионального обсуждения.

2. Направление проекта нормативно-правового акта на согласование заинтересованным министерствам и ведомствам.

 

в трехдневный срок

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11-й этап

 

 

Участники межведомственного согласования

 

 

Согласование проекта нормативно-правового акта с заинтересованными министерствами и ведомствами.

 

 

согласно установленным срокам

 

 

             

 

12-этап

 

Разработчик

 

1. Доработка проекта нормативно-правового акта и сводного отчета ОРВ по итогам проведенных согласования.

2. Внесение проекта и сводного отчета ОРВ в Кабинет Министров.

 

согласно установленным срокам

               

 

Приложение № 2

к Положению о порядке проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов
Республики Узбекистан

 

 

СХЕМА

проведения ОФВ нормативно-правовых актов Республики Узбекистан

 

Этапы

 

Субъекты

 

Мероприятия

 

Сроки выполнения

 

             

 

1-й этап

 

Разработчик

 

Принятие решения о проведении оценки фактического воздействия на основе требований соответствующего нормативно-правового акта, по собственной инициативе или согласно плану, утвержденному Отделом оценки регуляторного воздействия.

 

при необходимости

 

     

 

             

 

2-й этап

 

Разработчик

 

1. Подготовка отчета ОФВ.

2. Направление отчета ОФВ для проведения общественного, научного и профессионального обсуждения.

 

в течение одного месяца

 

     

 

             

 

3-й этап

 

Участники обсуждения

 

Представление предложений и замечаний по отчету ОФВ.

 

в течение одного месяца

 

     

 

             

 

4-й этап

 

Разработчик

 

1. Доработка, в случае необходимости, отчета ОФВ.

2. Направление отчета ОФВ в Министерство юстиции.

 

в течение 3 дней

 

     

 

             

 

5-й этап

 

Министерство юстиции

 

Оценка качества проведенной ОФВ

 

в возможно короткие сроки, но не позднее десяти рабочих дней

 

     

 

             

 

6-й этап

 

Разработчик

 

1. Доработка отчета ОФВ.

2. Направление предварительного отчета в Кабинет Министров.

 

в однодневный срок

 

     

 

             

 

7-й этап

 

Кабинет Министров

 

1. Рассмотрение отчета ОФВ.

2. Принятие одного из следующих решений:

- пересмотр отдельных положений нормативно-правового акта;

- пересмотр всего нормативно-правового акта;

- регуляторное бездействие.

3. Направление разработчику соответствующих поручений на основе принятого решения*.

 

в установленные сроки

 

     

 

     

 

 

 

 

 

           

8-й этап

 

Разработчик

(в случае принятия решения о пересмотре отдельных положений или всего нормативно-правового акта)

 

1. Разработка предложений по повышению эффективности нормативно-правового акта.

2. Направление предложений в Кабинет Министров.

 

в установленные сроки

     
             

9-й этап

 

Разработчик

(в случае принятия решения о регуляторном бездействии)

 

Опубликование соответствующей информации в СОВАЗ (regulation.gov.uz).

 

в однодневный срок

                         

 

 

* В случае принятия решения о регуляторном бездействии, Кабинет Министров определяет срок проведения следующей ОФВ.

 

 

 

Приложение № 3

к Положению о порядке проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов
Республики Узбекистан

 

 

Методика проведения оценки регуляторного воздействия

I. Общие положения

1. Настоящая Методика определяет порядок проведения различных видов анализа регуляторного воздействия.

2. Анализ регуляторного воздействия должен проводиться сотрудником юридического департамента (управления/отдела) разработчика.

3. В анализе должна участвовать группа экспертов, участники которой обладают достаточной квалификацией и опытом, касающимся сферы регулирования.

II. Оценка затрат и выгод

4. Оценка затрат и выгод предусматривает расчет прямых и косвенных затрат, а также прямых и косвенных выгод для всех вовлеченных сторон в случае принятия нормативно-правового акта, затрат и выгод предпринимателей и граждан, расчет бюджетных средств, необходимых для применения и контроля за выполнением нормативного правового акта.

Оценка затрат и выгод включает затраты времени (косвенные издержки) и денежные затраты, как единовременные, так и повторяющиеся (прямые издержки).

5. Расчет затрат предприятий и граждан производится по следующей формуле:

где,

Cost – затраты при принятии нормативно-правового акта;

Dc  прямые затраты

Ic  косвенные затраты

6. Прямые затраты рассчитываются по следующей формуле: 

где,

i  стоимость того или иного приобретенного оборудования необходимого для соблюдения нормативного правового акта.

7. Косвенные затраты рассчитываются по следующей формуле:

где,

Aw  средняя заработная плата по экономике (предприятию);

nt  количество часов затраченных на одну процедуру;

t  количество рабочих часов в месяц.

8. Расчет прямых и косвенных затрат органов государственного и хозяйственного управления (бюджета) осуществляется по следующей формуле:

где,

Gex  расходы государственных органов;

Dex  прямые расходы государственных органов;

Iex  косвенные расходы государственных органов.

9. К прямым расходам органов государственного и хозяйственного управления, связанных с реализацией нормативно – правовых актов относятся:

– расходы на ведение реестров и других документов;

– расходы, связанные с контролем соблюдения законодательства;

– расходы на наложение санкций;

– расходы по исследованию и анализу рынков;

– расходы на обучение персонала;

– расходы на проведение анализа законодательства.

10. Косвенные расходы органов государственного и хозяйственного управления рассчитываются по следующей формуле:

где,

k – коэффициент функциональной загрузки;

Awg – средняя заработная плата по государственному учреждению;

nt – количество часов, затраченных на одну процедуру;

t – количество рабочих часов в месяце.

11. Выгоды от принятия нормативно-правового акта предусматривают сумму количественно оцениваемых положительных эффектов предпринимателей и граждан, а также государственных органов (бюджета).

Расчет выгод осуществляется следующим образом:

где,

Tb  сумма выгод экономики (предпринимателей и бюджета);

Bpr – выгоды предпринимателей;

Bpc – выгоды государственных органов (бюджета)

12. Выгоды предпринимательской деятельности от принятия нормативно-правового акта группируются по следующим признакам:

– финансовая поддержка субъектов предпринимательства, в том числе льготы по налогам и платежам;

– сокращение трудовых затрат;

– сокращение прямых затрат.

13. Расчет выгод предпринимательской деятельности и граждан осуществляется по следующей формуле:

где,

Fb – финансовая поддержка субъектов предпринимательства и граждан, в том числе льготы по налогам и платежам;

Lr – выгоды от сокращения трудовых затрат субъектов предпринимательства;

Rc – выгоды от сокращение прямых затрат субъектов предпринимательства и граждан.

14. Финансовая поддержка субъектов предпринимательства и граждан рассчитывается по следующей формуле:

где,

Ba – бюджетные ассигнования на соответствующие цели, объем льгот
по налогам и обязательным платежам;

Nt – количество лет ассигнований и льгот.

15. Расчет выгод от сокращения трудовых затрат субъектов предпринимательства осуществляется по следующей формуле:

где,

Tm – высвобожденные затраты рабочего времени (в часах) ввиду сокращения или отмены требований, предусмотренный проектом нормативно-правового акта;

K1 – показатель периодичности;

K2 – показатель масштаба предусматривает количество потенциальных адресатов правового регулирования. В случае отсутствия данных официальной статистики используются данные полученные путем исследований или предусмотренные в научных статьях;

K3 – средняя стоимость часа работы персонала. В должностные обязанности которого входило выполнение действий, необходимых для выполнения требований проекта нормативно-правового акта.

16. Выгоды от сокращения прямых затрат субъектов предпринимательства и граждан рассчитывается по следующей формуле:

где,

Am – рыночная стоимость приобретений;

Tc – стоимость доставки и установки приобретений;

K2 – показатель масштаба

Sa – стоимость обслуживания приобретений во втором и последующих годах, а также стоимость обновления приобретений;

Yd – количество лет.

17. Выгоды государства от принятия нормативно-правового акта группируются по следующим признакам:

- финансовые обязательства субъектам предпринимательства и граждан, в том числе отмена льгот по налогам и платежам, а также введение новых видов налогов и сборов;

- сокращение трудовых затрат государственных органов регулирующих исполнения требований к деятельности субъектам предпринимательства;

- сокращение прямых затрат государства необходимых для организации работы по контролю деятельности субъектов предпринимательства и граждан, вытекающих из нормативно-правового акта.

18. Расчет выгод государства осуществляется по следующей формуле:

где,

Fbg – финансовые обязательства субъектам предпринимательства и граждан, в том числе отмена льгот по налогам и платежам, а также введение новых видов налогов и сборов;

Lrg – сокращение трудовых затрат государственных органов регулирующих исполнения требований к деятельности субъектам предпринимательства и гражданам;

Rcg – сокращение прямых затрат государства необходимых для организации работы по контролю деятельности субъектов предпринимательства и граждан вытекающих из проекта нормативно-правового акта.

19. Доходы государства от отмены льгот по налогам и платежам, а также введения новых видов налогов и сборов на предпринимательскую деятельность и граждан рассчитывается по следующей формуле:

где,

Bag – доходы от отмены льгот по налогам и платежам, доходы от введения новых видов налогов и сборов;

Ntg – количество лет применения норм.

20. Расчет выгод государства от сокращения трудовых затрат применяемых для регулирования исполнения требований к деятельности субъектам предпринимательства и граждан осуществляется по следующей формуле:

где,

Tmg – высвобожденные затраты рабочего времени (в часах) ввиду сокращения или отмены требований, предусмотренный проектом нормативно-правового акта;

Kg1 – показатель периодичности;

Kg2 – показатель масштаба предусматривает количество потенциальных адресатов правового регулирования. В случае отсутствия данных официальной статистики используются данные полученные путем исследований или предусмотренные в научных статьях;

Kg3 – средняя стоимость часа работы персонала в должностные обязанности которого входило контроль за выполнением субъектами предпринимательства и граждан действий согласно требований нормативно-правового акта.

21. Выгоды от сокращения прямых затрат государства необходимых для организации работы по контролю деятельности субъектов предпринимательства и граждан, вытекающих из нормативно-правового акта, рассчитывается по следующей формуле:

Amg – рыночная стоимость приобретений;

Tcg – стоимость доставки и установки приобретений;

Kg2 – показатель масштаба

Sag – стоимость обслуживания приобретений во втором и последующих годах, а также стоимость обновления приобретений;

Ydg – количество лет.

22. Оценка затрат и выгода не производится, если невозможно монетизировать/квантифицировать все категорий затрат и выгод, наличиствуют высокие затраты на проведение, высокий риск недостоверности данных.

III. Модель стандартных издержек

23. Модель стандартных издержек – это расчет чистой приведенной стоимости (NPV) – дисконтированный денежный поток выгод, за вычетом затрат, связанных с принятияем и применением нормативно-правового акта.

Разница между общим объемом выгод и общим объемом показывает наличие или отсутствие чистой выгоды. Таким образом, если значение NPV положительное – нормативно-правовой акт целесообразно принять.

24. Модель стандартных издержек рассчитывается по следующей формуле:

где Bt – потенциальные выгоды введения регулирующей нормы за период t,

Ct – потенциальные издержки введения регулирующей нормы за период t,

r - ставка дисконтирования,

n - расчетный период.

Оптимальная ставка дисконтирования равна 4%. При этом, данная ставка может меняться в большую или меньшую сторону в зависимости от времени продолжительности регуляторного вмешательства и среднего уровня инфляции в стране.

При расчете денежных показателей к ставке дисконтирования необходимо прибавить средний показатель инфляции.

25. Алгоритм проведения модели стандартных издержек:

а) отбор вариантов регуляторного воздействия (сценариев), по которым будет проводиться анализ, в частности, отсутствие регулирования, предпочтительный сценарий (оптимальное при имеющихся условиях соотношение затрат и выгод), сценарий «жесткого регулирования» (максимальные выгоды при более высоких затратах), сценарий «мягкого регулирования» (наименьшие затраты при более низких выгодах);

б) определение состава организаций и групп населения, затронутых регуляторным воздействием, для которых будут выявляться издержки и выгоды;

в) составление перечня издержек и выгод по выявленному кругу организаций и групп населения;

г) представление издержек и выгод в стоимостной форме (монетизация);

д) процедура дисконтирования выявленных издержек и выгод, расчет чистой приведенной стоимости;

е) расчет чистой приведенной стоимости.

IV. Мултикритериальный анализ

26. Данный метод применяется в случаях, когда невозможно монетизировать и квантифицировать все последствия регуляторного воздействия. В частности, он может применяться, когда выгоды и издержки разнородны и часть из них может быть переведена в стоимостные показатели, а часть – нет.

27. Алгоритм применения метода мультикритериального анализа следующий:

а) разработка сценариев достижения целей регулирующего воздействия;

б) выбор критериев достижения целей и задач регулирования (обязательное условие – критерии должны быть измеряемыми);

в) каждому из критериев, в зависимости от важности для целей регулирования, приписывается определенный вес (как правило, в интервале от 0 до 1);

г) для каждого сценария производится экспертная оценка по каждому из критериев в определенной бальной шкале (как правило, от 0 до 100 баллов);

д) суммирование баллов по каждому сценарию с учётом весов критериев;

е) выбор оптимального сценария.

28. Формирование матрицы вариантов и критериев может производиться при помощи различных экономических и математических моделей – отдельные методы мультикритериального анализа могут значительно различаться в отношении используемого аппарата.

IV. Заключительные положения

29. Разработчик в лице руководителя ответственного органа за проведение ОРВ несет персональную ответственность за качество и достоверность отчета ОРВ.

Приложение № 4

к Положению о порядке проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов
Республики Узбекистан

 

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ РЕГУЛЯТОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

I. Общая информация

1. Государственный орган или орган хозяйственного управления – разработчик и соисполнители:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

2. Основание для инициирования:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

3. Краткое описание предлагаемого способа регулирования:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

II. Описание проблемы, на решение которой направлено предложение о регуляторном вмешательстве, цели предлагаемого регулирования

4. Описание проблемы, на решение которой направлено предложение о регуляторном вмешательстве:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

5. Негативные эффекты, возникающие в связи с наличием проблемы:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

6. Описание условий, при которых проблема может быть решена в целом без вмешательства со стороны государства:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

7. Цель регуляторного вмешательства:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

8. Иная информация о проблеме:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

III. Сравнение предлагаемого и альтернативных способов регулирования

9. Описание способов решения проблемы, в том числе альтернативных предлагаемому способу регулирования:

Пути регулирования

Преимущества

Недостатки

Прямое контрольно-административное регулирование

 

 

Регуляторное бездействие

 

 

Регулирование, ориентированное на результат*

 

 

Ко-регулирование**

 

 

Принятие мер без введения нормативно-правового акта (совершенствование правоприменения, экономические и рыночные механизмы, саморегулирование***,  информационные компании, принятие организационных мер и др.)

 

 

Другие меры

 

 

 

* Внедрение стандартов, которые определяют необходимое поведение целевой группы. Не описывает точные механизмы при помощи которых достигается соблюдение, а скорее определяет критерии, которые должны соблюдаться, чтобы добиться такого соблюдения.

** Модель разделяемой ответственности, которая подразумевает создание регулятивной структуры, в которой указаны сроки и механизмы реализации, методы мониторинга применения законодательства и любых санкций. Орган, обладающий правом принятия нормативно-правовых актов определяет, в какой мере определение и выполнение мер может быть оставлено на усмотрение заинтересованным сторонам.

*** Комплекс мер, направленных на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, основанное на утверждении правил и стандартов саморегулируемой организации, осуществления контроля за их соблюдением, а также обеспечении имущественной ответственности субъектов регулирования.

 

10. Обоснование выбора предлагаемого способа решения проблемы:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

11. Иная информация о предлагаемом способе решения проблемы:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

IV. Сведения об основных группах лиц, затрагиваемых предлагаемым регулированием

12. Группа участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, а также их количественная оценка:

Описание группы субъектов предпринимательства

количество

Описание группы государственных органов

количество

Описание группы физических лиц

количество

Описание иных групп участников отношений

количество

 

* Источник данных: ________________________________________________

_________________________________________________________________

 

IX. Анализ международного опыта в соответствующих сферах деятельности

13. Международный опыт в соответствующих сферах деятельности:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

* Источник данных:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

V. Иные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования

14. Иные необходимые, по мнению разработчика, сведения:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

* Источник данных:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

VI. Сведения о проведенном обсуждении предложения о регуляторном вмешательстве*

15. Идентификационный номер обсуждения: __________________________

16. Срок в течение которого разработчиком принимались предложения в связи с проведением обсуждения предложения о регуляторном вмешательстве:

Начало «___» _____________ 20__ г.;

Окончание «___» _____________ 20__ г.

17. Количество поступивших предложений и комментариев от участников обсуждения предложения о регуляторном вмешательстве: ____________________

18. Иные сведения о проведении обсуждения предложения о регуляторном вмешательстве:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

Приложение: Таблица о результатах рассмотрения предложений, поступивших от участников обсуждений, с указанием сведений об их учете или причинах отклонения.

 

Указание (при наличии) на иные приложения.

 

*Итоги общественного обсуждения предложения о регуляторном вмешательстве включаются в предварительный отчет до его внесения в Уполномоченный орган по осуществлению единой государственной политики по внедрению эффективной системы оценки регуляторного воздействия в нормотворческий процесс с одновременным опубликованием всего отчета на портале regulation.gov.uz.

 

 

Руководитель

министерства, ведомства,

органа хозяйственного

управления – разработчика

_____________

(подпись)

__________________

(Ф.И.О.)

____________

(дата)

 

 

 

 

Приложение № 5

к Положению о порядке проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов
Республики Узбекистан

 

 

СВОДНЫЙ ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ РЕГУЛЯТОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

(по проекту нормативно-правового акта)

 

I. Общая информация

1. Государственный орган или орган хозяйственного управления – разработчик и соисполнители:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

2. Вид проекта нормативно-правового акта:

_________________________________________________________________

 

3. Наименование проекта нормативно-правового акта:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

4. Степень регуляторного воздействия проекта нормативно-правового акта:

_________________________________________________________________

 

5. Основание для разработки проекта нормативно-правового акта:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

6. Краткое описание предлагаемого способа регулирования:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

II. Описание проблемы, на решение которой направлено предложение о регуляторном вмешательстве, цели предлагаемого регулирования

7. Описание проблемы, на решение которой направлено предложение о регуляторном вмешательстве:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

8. Негативные эффекты, возникающие в связи с наличием проблемы:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

9. Описание условий, при которых проблема может быть решена в целом без вмешательства со стороны государства

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

10. Иная информация о проблеме:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

III. Сравнение предлагаемого и альтернативных способов регулирования

11. Описание способов решения проблемы, в том числе альтернативных предлагаемому способу регулирования:

Пути регулирования

Преимущества

Недостатки

Прямое контрольно-административное регулирование

 

 

Регуляторное бездействие

 

 

Регулирование, ориентированное на результат*

 

 

Ко-регулирование**

 

 

Принятие мер без введения нормативно-правового акта (совершенствование правоприменения, экономические и рыночные механизмы, саморегулирование***,  информационные компании, принятие организационных мер и др.)

 

 

Другие меры

 

 

 

* Внедрение стандартов, которые определяют необходимое поведение целевой группы. Не описывает точные механизмы при помощи которых достигается соблюдение, а скорее определяет критерии, которые должны соблюдаться, чтобы добиться такого соблюдения.

** Модель разделяемой ответственности, которая подразумевает создание регулятивной структуры, в которой указаны сроки и механизмы реализации, методы мониторинга применения законодательства и любых санкций. Орган, обладающий правом принятия нормативно-правовых актов определяет, в какой мере определение и выполнение мер может быть оставлено на усмотрение заинтересованным сторонам.

*** Комплекс мер, направленных на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, основанное на утверждении правил и стандартов саморегулируемой организации, осуществления контроля за их соблюдением, а также обеспечении имущественной ответственности субъектов регулирования.

 

 

12. Обоснование выбора предлагаемого способа решения проблемы:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

13. Иная информация о предлагаемом способе решения проблемы:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

IV. Сведения об основных группах лиц, затрагиваемых предлагаемым регулированием

14. Группа участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, а также их количественная оценка:

Описание группы субъектов предпринимательства

количество

Описание группы государственных органов

количество

Описание группы физических лиц

количество

Описание иных групп участников отношений

количество

 

* Источник данных: ________________________________________________

_________________________________________________________________

 

15. Сведения о новых функциях, полномочиях, обязанностях и права государственных органов, об их изменении, а также порядке их реализации

Описание новых или изменение действующих функций, полномочий, обязанностей или прав

Порядок реализации

Какие ресурсы (материальные, трудовые и т.п.) потребуются для реализации предлагаемого регулирования

Наименование органа

1. 

 

 

2. 

 

 

3. 

 

 

 

16. Анализ влияния социально-экономических последствий реализации проекта акта на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

V. Сведения о видах ответственности за нарушение установленных требований предлагаемого нормативно-правового акта, в случае если нормативно-правовым актом установлена такая ответственность

17

Ответственность за нарушение требований, устанавливаемым проектом нормативно-правового акта

1. 

2. 

 

VI. Анализ воздействия на конкуренцию

18. Предоставляет ли предлагаемый нормативно-правовой акт преимущество (привилегии, льготы, эксклюзивные права и т.п.) отдельным хозяйствующим субъектам?

Описание преимуществ (привилегий, льгот, эксклюзивных прав и т.п.)

Количество хозяйствующих субъектов на которых распространяется преимущества (привилегии, льготы, эксклюзивные права и т.п.)

 

 

 

 

 

19. Устанавливает ли предлагаемый нормативно-правовой акт ограничения для доступа на рынок хозяйствующим субъектам, в том числе, географические, стоимостные, лицензионные, а также связанные с соблюдением технических и иных стандартов и т.п. (аналогично при отмене таковых ограничений)

Вид ограничения

Описание

 

 

 

 

 

VII. Итоги проведенных методов анализа регуляторного воздействия

20. Итоги проведенной оценки затрат и выгод:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

21. Итоги проведенной модели стандартных издержек:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

22. Итоги проведенного мультикритериального анализа:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

23. Итоги других методов анализа регуляторного воздействия:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

VIII. Анализ международного опыта в соответствующих сферах деятельности

24. Международный опыт в соответствующих сферах деятельности:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

* Источник данных:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

IX. Методы контроля эффективности реализации положений проекта нормативно-правового акта

25. Методы контроля эффективности реализации положений проекта нормативно-правового акта:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

26. Индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

X. Иные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования

27. Иные необходимые, по мнению разработчика, сведения:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

* Источник данных:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

XI. Сведения о проведенном обсуждении проекта нормативно-правового акта

28. Идентификационный номер обсуждения: __________________________

29. Срок в течение которого разработчиком принимались предложения в связи с проведением обсуждения проекта нормативно-правового акта:

Начало «___» _____________ 20__ г.;

Окончание «___» _____________ 20__ г.

30. Количество поступивших предложений и комментариев от участников обсуждения проекта нормативно-правового акта: ____________________

31. Иные сведения о проведении обсуждения проекта нормативно-правового акта:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

Приложение: Таблица о результатах рассмотрения предложений, поступивших от участников обсуждений, с указанием сведений об их учете или причинах отклонения.

 

Указание (при наличии) на иные приложения.

 

*Итоги общественного обсуждения проекта нормативно-правового акта включаются в сводный отчет до его внесения в Уполномоченный орган по осуществлению единой государственной политики по внедрению эффективной системы оценки регуляторного воздействия в нормотворческий процесс с одновременным опубликованием всего отчета на портале project.gov.uz.

 

 

Руководитель

министерства, ведомства,

органа хозяйственного

управления – разработчика

_____________

(подпись)

__________________

(Ф.И.О.)

____________

(дата)

 

Приложение № 2

к постановлению Президента Республики Узбекистан
от «___» ________ 20__ года №____

 

 

Программа мер
по внедрению комплексной системы оценки воздействия

 

Наименование мероприятия

Форма реализации

Сроки

исполнения

Ответственные исполнители

I. Совершенствование методологических и организационных

основ системы оценки регуляторного воздействия

  1.  

Принятие мер по совершенствованию Системы оценки воздействия актов законодательства (regulation.gov.uz), а также Единой системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов (project.gov.uz), предусматривающих:

функционирование специального раздела «Система оценки воздействия актов законодательства»;

интеграцию механизмов общественного обсуждения принятых актов законодательства.

Организационные
меры

январь
2020 года

Минюст,

НАПУ,

Мининфоком

  1.  

Проведение оценки фактического воздействия Закона Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях».

Отчет об оценке фактического воздействия

января 2019

2019 года

Кабинет Министров, ИПЗПИ при Олий Мажлисе

(по согласованию),

ТПП, Минюст, Минфин, Минэкономпром

  1.  

Проработка вопроса совершенствования механизмов и методологии освещения сути и содержания актов законодательства с учетом передового зарубежного опыта, предусматривающих в том числе внедрение системы повышения квалификации специалистов в этой области.

Информационно-аналитический материал

март

2020 года

Минюст,
заинтересованные министерства и ведомства

  1.  

Проведение оценки фактического воздействия Закона Республики Узбекистан «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности».

Отчет об оценке фактического воздействия

май

2020 года

Кабинет Министров, ИПЗПИ при Олий Мажлисе

(по согласованию),

ТПП, Минюст, Минфин, Минэкономпром

  1.  

Совершенствование механизмов и методологии проведения антикоррупционной экспертизы проектов и принятых актов законодательства.

Проект нормативно-правового акта

июнь

2020 года

Минюст,
заинтересованные министерства и ведомства

  1.  

Изучение опыта зарубежных стран, занимающих лидирующие позиции в Индексе регуляторного ограничения инвестиций
(FDI Regulatory Restrictiveness Index) Организации экономического сотрудничества и развития.

Информационно-аналитический материал

II квартал 2020 года

Администрация Президента, Институт прогнозирования
и макроэкономических исследований при Минэкономпроме, Минфин

  1.  

Изучение опыта зарубежных стран, занимающих лидирующие позиции в Рейтинге качества регулирования (Regulatory Quality Ranking) Индекса качества государственного управления (World Governance Indicators) Всемирного банка.

 

Информационно-аналитический материал

III квартал 2020 года

Кабинет Министров, Минюст, Институт прогнозирования
и макроэкономических исследований при Минэкономпроме, Минфин

  1.  

Образование Межведомственной экспертной группы по внедрении системы оценки регуляторного воздействия проектов и принятых актов законодательства и утверждение ее состава и плана работы.

Комплекс мер

октябрь

2019 года

Кабинет Министров

II. Повышение квалификации и навыков специалистов по проведению оценки регуляторного воздействия
актов законодательства и укрепление международного сотрудничества в этой сфере

  1.  

Введение предмета «Оценка регуляторного воздействия актов законодательства» в учебные планы магистратуры Ташкентского государственного юридического университета, Центра повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан и Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан.

Организационные меры

с февраля 2019 года

Минюст,
АГУ

  1.  

Организация краткосрочных учебных курсов (тренингов),
с использованием международного опыта для работников органов государственного управления, участвующих в разработке и оценке регуляторного воздействия актов законодательства.

Организационные меры

в течение 2020 года

Минюст, АГУ, ТГЮУ, Центр повышение квалификации юристов, министерства и ведомства

  1.  

Материальное стимулирование негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, принимающих активное участие в проведении оценки регуляторного воздействия актов законодательства.

Организационные меры

в течение

2020 года

Парламентская комиссия
по управлению средствами Общественного фонда
(по согласованию)

  1.  

Организация комплексных научных исследований о теоретико-правовых аспектах и сравнительном анализе проведения оценки регуляторного воздействия актов законодательства с лучшими зарубежными практиками в этой сфере.

Организационные меры

2019-2020 годы

Мининноваций,
Минвуз, ВАК

  1.  

Обмен опытом с ведущими структурами и научными центрами зарубежных стран, в том числе путем направления специалистов на стажировку, курсы повышения квалификации в сфере оценки регуляторного воздействия актов законодательства (Совет по улучшению регулирования Швеции, Консультативный совет по административным барьерам Нидерландов, Национальный совет по контролю норм при ведомстве федерального канцлера ФРГ, Комитет по регуляторной политике при Департаменте по стратегии бизнеса, энергетики и промышленности Великобритании, Комитет по реформе регулирования Южной Кореи и др.).

Организационные меры

Согласно отдельной Программе

МИД, Фонд «Эл-юрт умиди», Минюст

  1.  

Проведение международного научно-практического семинара на тему: «Институциональные основы оценки регуляторного воздействия актов законодательства: международный опыт и национальная практика».

Организационные
меры

сентябрь 2019 года

ТПП, Минюст, Минэкономпром, ИПЗПИ

при Олий Мажлисе
(по согласованию)

  1.  

Организация цикла телепередач, направленных на раскрытие сути и содержания, порядка проведения оценки регуляторного воздействия актов законодательства, а также информирование широкой аудитории о проводимых мероприятиях в этой сфере.

Организационные меры

в течение 2019-2020 годов

НТРК,
Минюст,
ТПП

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту постановления Президента Республики Узбекистан
«
О дополнительных мерах по внедрению комплексной
системы оценки регуляторного воздействия
»

 

 

 

Проект разработан Министерством юстиции во исполнение поручения Кабинета Министров от 5 сентября 2019 года № 12/1-2993, а также пунктов 14, 15, 16 Плана практических мер по реализации Концепции совершенствования нормотворческой деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года № УП–5505 «Об утверждении Концепции совершенствования нормотворческой деятельности».

В вышеуказанных пунктах Плана практических мер предусматривается:

внедрение положительно апробированной в зарубежных странах системы проведения обязательной оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов, предусматривающей анализ проблемы, способов ее решения, воздействия на конкуренцию, прогнозирование и оценку возможных последствий введения новых инструментов и порядка регулирования, в том числе анализ выгод и издержек для граждан и субъектов предпринимательства;

определение исчерпывающего перечня видов нормативно-правовых актов, подлежащих прохождению процедуры системы оценки воздействия актов законодательства, в качестве неотъемлемой части процесса их разработки и мониторинга применения;

обеспечение функционирования комплексной системы оценки регуляторного воздействия актов законодательства путем распространения ее действия на принятые нормативно-правовые акты.

В связи с этим, Министерством разработан проект решения Президента Республики Узбекистан, предусматривающий внедрение комплексной системы оценки регуляторного воздействия в процесс инициирования, разработки, принятия, а также последующего анализа фактических последствий при исполнении принятого нормативно-правового акта.

Принятие проекта будет способствовать более эффективной организации нормотворческого процесса, позволит минимизировать на этапе инициирования и разработки излишние административные барьеры и расходы для юридических и физических лиц, а также создаст возможность для проведения оценки фактических последствий принятого нормативно-правового акта в целях повышения его эффективности и действенности.

Проект размещен на Едином портале интерактивных государственных услуг для проведения общественного обсуждения за № ID-____.

Принятие проекта не потребует дополнительных затрат из Государственного бюджета Республики Узбекистан.

 

 

 

    Министр юстиции

Республики Узбекистан                                             Р. Давлетов

Umumiy takliflar

479