ID Muallif Muhokamaga chiqarish sanasi Yakunlanish sanasi Takliflar soni
4178 Центральный банк Республики Узбекистан 28/06/2019 13/07/2019 58

Muhokama yakunlandi

O'zbekiston Respublikasi Prezidentining Qarori
О мерах по повышению доступности микрофинансовых услуг
ID-4178

ПРОЕКТ

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

 

О мерах по повышению доступности микрофинансовых услуг

 

   За последние годы реализованы меры, позволившие существенно расширить объемы оказания микрофинансовых услуг посредством упрощения разрешительных процедур для открытия небанковских кредитных организаций и создания законодательной основы для вовлечения банков в процесс микрофинансирования.

   Вместе с тем, изучение международного опыта регулирования сферы микрофинансовых услуг свидетельствует о наличии значительного потенциала кредитных организаций для всестороннего удовлетворения потребностей населения и субъектов предпринимательства в микрофинансовых услугах посредством совершенствования действующего законодательства, предусмотрев:

внедрение наилучших практик микрофинансирования, включая возможности дистанционного обслуживания, а также расширение линейки оказываемых услуг;

установление предельных значений процентных ставок по микрофинансовым услугам с целью предупреждения образования чрезмерной долговой нагрузки населения;

реализацию комплекса мер, направленных на повышение финансовой грамотности населения, финансовой доступности и защиту прав потребителей финансовых услуг.

   В целях создания благоприятных условий для развития микрофинансирования и расширения доступа физических и юридических лиц к финансовым ресурсам, а также в соответствии с задачами, определенными Указом Президента Республики Узбекистан от 8 января 2019 года № УП-5614 «О дополнительных мерах по обеспечению дальнейшего развития экономики и повышению эффективности экономической политики»:

   1. Принять к сведению, что Центральным банком привлечено техническое содействие Всемирного банка по разработке «Национальной стратегии повышения финансовой доступности», предусматривающей компоненты расширения доступности финансовых услуг, повышение финансовой грамотности населения и предпринимателей, защиту прав потребителей финансовых услуг с учетом лучшего международного опыта в данной сфере.

   2. Образовать Координационный совет по разработке и последующей реализации «Национальной стратегии повышения финансовой доступности» согласно приложению, определив его основными задачами:

координацию деятельности ответственных министерств и ведомств, организацию системного мониторинга и контроля за ходом реализации «Национальной стратегии повышения финансовой доступности»,
с принятием при необходимости оперативных мер по обеспечению выполнения намеченных мероприятий;

организацию эффективного взаимодействия с международными финансовыми институтами, экспертным сообществом и средствами массовой информации по вопросам реализации стратегии, проведение в этих целях семинаров, «круглых столов» и других мероприятий.

   3. Координационному совету в срок до 1 января 2020 года внести «Национальную стратегию повышения финансовой доступности» на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан.

   4. Центральному банку:

в срок до 1 января 2020 года при содействии профильных международных экспертов провести исследования и опросы с целью объективной оценки состояния уровня финансовой грамотности населения и финансовой доступности;

усилить взаимодействие с «Альянсом финансовой инклюзивности» и центральными банками других стран для развития и совершенствования работы в области финансовой доступности;

совместно с Министерством высшего образования Республики Узбекистан внедрить в образовательный процесс студентов высших учебных заведений неэкономического профиля программу обучения основам финансовой грамотности, включив её в учебный план 2020-2021 учебного года;

в срок до 1 марта 2020 года создать образовательный веб-сайт по финансовой грамотности населения.

5. Одобрить предложения Центрального банка и Министерства финансов Республики Узбекистан об установлении порядка, в соответствии с которым:

максимальная сумма микрозайма увеличивается до 50 млн. сум, микрокредита – до 300 млн. сум и микролизинга – до 600 млн. сум;

срок рассмотрения заявления на выдачу лицензии на осуществления деятельности микрокредитных организаций и ломбардов сокращается до 15 рабочих дней;

микрокредитные организации самостоятельно определяют процентное соотношение всех доверительных кредитов к их сформированному уставному капиталу (фонду);

микрокредитным организациям, созданным в форме акционерного общества, предоставляется право выпуска корпоративных облигаций и их размещение исключительно среди юридических лиц;

иностранным микрокредитным организациям разрешается участвовать в уставном фонде действующих и создавать новые микрокредитные организации на территории Республики Узбекистан.

   6. Установить, что с 1 августа 2019 года допускается:

выступать микрокредитным организациям в качестве агентов банков, страховых компаний, других финансовых организаций, с условием оказания агентских услуг только в безналичной форме и раскрытия информации о наличии агентского соглашения, а также выполнения норм законодательства по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

предоставлять кредитными организациями онлайн-кредиты (микрозаймы) физическим лицам при условии обеспечения кредитными организациями дистанционной идентификации потенциального заёмщика, проведения безопасного обмена данных и оценки кредитоспособности заёмщика на основе скоринговой модели;

привлекать микрокредитными организациями в пределах пятикратного размере собственного капитала кредиты коммерческих банков и займы (кредиты) международных и иностранных финансовых институтов;

открывать кредитными организациями центры розничных, в том числе микрофинансовых услуг, оказываемых в безналичной форме, с уведомлением Центрального банка Республики Узбекистан в десятидневный срок со дня открытия центра;

предоставлять займы юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, только юридическим лицам и работникам выдающего заем юридического лица.

   7. Ввести в целях предотвращения чрезмерной долговой нагрузки
и недобросовестной практики микрофинансирования порядок, в соответствии с которым запрещается:

выдача физическим лицам микрозаймов с процентной ставкой свыше 50 процентов в годовом исчислении в случаях превышения срока займа пятнадцати дней или суммы займа 2 млн. сум, либо процентной ставки более чем 0,3 процентов в день;

оказание микрофинансовых услуг физическому лицу-заявителю в объемах, ежемесячный платеж по которым превышает 40 % его среднемесячных доходов с учетом выплат по ранее полученным микрофинансовым услугам;

заключение с одним получателем микрофинансовых услуг в течение одного года более пяти договоров и дополнительных соглашений к договорам микрофинансовых услуг, срок погашения которых не превышает 15 календарных дней;

оказание новой микрофинансовой услуги физическому лицу при наличии просроченной задолженности по ранее полученным кредитам (займам);

выдача кредитов (займов) физическим лицам, а также учитывать их обязательства по кредитам (займам) в иностранной валюте;

принятие небанковскими кредитными организациями от физических лиц в залог жилого недвижимого имущества, в обеспечение краткосрочных микрофинансовых услуг.

   8. Центральному банку Республики Узбекистан обеспечить:

а) в срок до 1 октября 2019 года разработать методологию расчета
и допустимые значения показателя долговой нагрузки заёмщика-физического лица по кредитам (займам);

б) в срок до 1 ноября 2019 года утвердить порядок оказания дистанционных услуг кредитными организациями, предусматривающий наличие адекватного управления рисками, механизмов обеспечения безопасности и непрерывности деятельности;

в) в срок до 1 декабря 2019 года совместно с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан внедрить механизм дистанционной идентификации кредитными организациями физического лица, ранее прошедшего первичную идентификацию в коммерческом банке.

   9. Центральному банку, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству юстиции Республики Узбекистан в срок до 1 декабря 2019 года обеспечить:

интеграцию базы данных ГУП «Залоговый реестр» с базами данных Министерства юстиции и Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, предусматривающую расширение доступа кредитных организаций в части наложения, снятия запрета и проверки статуса заложенного движимого имущества по микрофинансовым услугам;

разработку изменений и дополнений в законодательство, предусматривающих отмену обязательного нотариального удостоверения договора залога по микрофинансовым услугам и возможности внесения кредитными организациями соответствующих записей в базу данных залогового реестра с одновременным отражением информации в базах данных Министерства внутренних дел и Министерства юстиции Республики Узбекистан.

   10. Центральному банку Республики Узбекистан по итогам первого полугодия 2020 года, исходя из анализа влияния норм, установленных настоящим постановлением, а также экспертных заключений профильных международных финансовых институтов разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан «О небанковских кредитных организациях», предусматривающий:

установление в качестве основных целей закона обеспечение развития сферы микрофинансирования, не допуская чрезмерных рисков увеличения долговой нагрузки населения и субъектов предпринимательства;

правовые и организационные основы небанковских кредитных организаций;

наличия в кредитных организациях механизма мониторинга и оценки эффективности деятельности (KPI), уровня рекомендации оказываемых услуг другим лицам со стороны клиентов (NPS) и уровня удовлетворенности клиентов (CSI) кредитных организаций;

определение допустимых видов финансовых операций, проводимых небанковскими кредитными организациями;

порядок надзора и регулирования деятельности небанковских кредитных организаций;

особенности обеспечения защиты банковской тайны в небанковских кредитных организациях;

регулирование правовых отношений в области оказания микрофинансовых услуг и защиты прав их потребителей.

   11. Центральному банку совместно с Министерством финансов и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

   12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Нурмуратова М.Б.

 

 

 

                                                    Президент
                                         Республики Узбекистан                                           Ш.Мирзиёев

Umumiy takliflar

1566