ID Muallif Muhokamaga chiqarish sanasi Yakunlanish sanasi Takliflar soni
399 Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан 06/09/2018 21/09/2018 0

Muhokama yakunlandi

Idoralarning buyruq yoki qarori
Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов государственной налоговой службы с правоохранительными органами
ID-399

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 26 июня 2018 года № ПП-3802 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы» Государственный налоговый комитет, Служба государственной безопасности, Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел и Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан постановляют:

1. Утвердить Положение о порядке взаимодействия органов государственной налоговой службы с правоохранительными органами при осуществлении налогового контроля согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

    Первый заместитель председателя

Государственного налогового комитета                              Б. Мусаев

 

          г. Ташкент,

«____» _________ 2018 года,

           № _____

 

                      Председатель

Службы государственной безопасности                               Б. Абдуллаев

 

       г. Ташкент,

«____» _________ 2018 года,

        № _____

 

Генеральный прокурор                                                              О. Муродов

 

       г. Ташкент,

«____» _________ 2018 года,

        № _____

                                                        

Министр внутренних дел                                                           П. Бобожонов

 

          г. Ташкент,

«____» _________ 2018 года,

          № _____

 

                        Председатель

Государственного таможенного комитета                          М. Азимов 

 

          г. Ташкент,

«____» _________ 2018 года,

           № _____

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Государственного налогового комитета,
Служб
ы государственной безопасности,
Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и

Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан

от «__» ______ 2018 года

№ ____ ____ ____ _____

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке взаимодействия органов государственной налоговой службы с правоохранительными органами

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия органов государственной налоговой службы с правоохранительными органами.

2. Целью взаимодействия органов государственной налоговой службы с правоохранительными органами является обеспечение контроля над соблюдением налогового и валютного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и целевые фонды, а также пресечения нарушений установленного порядка обращения наличных денежных средств.

3. При осуществлении взаимодействия каждая сторона предпринимает необходимые действия в рамках своих полномочий.

4. Взаимодействие сторон осуществляется в следующих формах:

а) обмен информацией;

б) представление сведений по выявленным фактам нарушений налогового законодательства для принятия мер;

в) совместные проверки (тематические или экспресс изучения);

г) осуществление проверок, инициируемых правоохранительными органами в рамках возбужденного уголовного дела;

д) подготовка совместных аналитических материалов;

е) проведение мониторинга валютных операций.

5. Органы государственной налоговой службы осуществляют взаимодействие:

а) с органами службы государственной безопасности
по направлениям, указанным в подпунктах «а», «г», «д» пункта 4 настоящего Положения;

б) с органами прокуратуры по направлениям, указанным в подпунктах «а», «г», «д» пункта 4 настоящего Положения;

в) с Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан и (или) его структурными подразделениями (далее – Департамент) по направлениям, указанным
в подпунктах «а», «
б», «в», «г», «д», «е» пункта 4 настоящего Положения;

г) с органами внутренних дел по направлениям, указанным
в подпунктах «а», «
б», «в», «г», «д» пункта 4 настоящего Положения;

д) с органами государственной таможенной службы по направлениям, указанным в подпунктах «а», «б», «в», «д», «е» пункта 4 настоящего Положения.

Глава 2. Обмен информацией

 

6. Информационный обмен органов государственной налоговой службы с правоохранительными органами осуществляется с учетом того, что передача конфиденциальной информации о налогоплательщиках (плательщиках сборов) без их согласия разрешается в правоохранительные органы по официальным мотивированным письменным запросам.

7. Передача сведений, составляющих государственные секреты, осуществляется в соответствии с требованиями Закона Республики Узбекистан «О защите государственных секретов» и другими актами законодательства Республики Узбекистан.

Передача сведений, составляющих банковскую тайну, осуществляется с учетом требований Закона Республики Узбекистан «О банковской тайне»

Передача сведений, составляющих налоговую тайну, осуществляется с учетом требований Налогового кодекса Республики Узбекистан.

Глава 3. Представление сведений по выявленным фактам нарушений налогового законодательства для принятия мер

 

8. В целях усиления борьбы c нарушениями налогового и валютного законодательства, а также улучшения сотрудничества, при выявлении нарушений каждая сторона представляет сведения для принятия последующих мер, входящих в их компетенцию.

9. Органы государственной налоговой службы по результатам налогового контроля, в трехдневный срок со дня вынесения решения руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы направляют материалы:

а) в Департамент по месту регистрации субъекта предпринимательства, а в случае отсутствия регистрации по месту осуществления правонарушения, по следующим выявленным правонарушениям, имеющим признаки преступления:

уклонение от постановки на учет;

сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения либо иное уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей;

нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин и расчетных терминалов;

хранение и реализация неоприходованных товаров;

незаконное производство или оборот алкогольной и табачной продукции;

занятие деятельностью без лицензии;

нарушение порядка осуществления валютных и экспортно-импортных операций;

б) в органы государственной таможенной службы по месту регистрации субъекта предпринимательства, а в случае отсутствия регистрации по месту осуществления правонарушения по фактам неправильного применения таможенных льгот.

10. При направлении материалов в правоохранительные органы, к материалам прилагаются следующие документы:

а) по результатам налоговой проверки:

основание для проведения налоговой проверки (предусмотренные в Налоговом кодексе);

расписка о сдаче налогоплательщику копии документов, являющихся основанием для проведения проверки (предусмотренные в Налоговом кодексе) и копии программы проведения налоговой проверки;

в случае отказа от получения документов, являющихся основанием для проведения проверки, акт, оформленный должностным лицом органа государственной налоговой службы в соответствии с Налоговым кодексом;

акт налоговой проверки, оформленный в соответствии с требованиями Налогового кодекса. При наличии к акту налоговой проверки также прилагаются составленные протоколы по совершенным действиям в рамках

налоговой проверки, акты инвентаризации, заключения экспертов, материалы выемки, полученные в ходе налоговой проверки, а также другие документы, подтверждающие совершение действий при налоговой проверке;

копия заказного письма, подтверждающего отправление налогоплательщику одного экземпляра акта налоговой проверки по почте, в случае отказа от получения акта налоговой проверки;

объяснительные письма и возражения налогоплательщика в письменной форме по акту налоговой проверки;

копия протокола рассмотрения материалов налоговой проверки, оформленного в соответствии с Налоговым кодексом;

копия принятого решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, оформленного в соответствии с Налоговым кодексом;

б) по другим видам налогового контроля:

протокол, составленный за налоговые правонарушения;

расчет неконтролируемого дохода, а также сумма налога и финансовых санкций, в случае осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации;

протокол об изъятии предметов правонарушения и (или) документов, в случае их изъятия;

перечень изъятых предметов и оформленный акт о передаче их на хранение;

документы о назначении экспертизы и привлечении оценочной организации, при осуществлении изъятия предметов;

заключение экспертизы и оценочной организации по предметам правонарушения (в случае, если экспертизы требует длительный период,
то заключение может быть предоставлено дополнительно);

объяснительное письмо правонарушителя по факту нарушения законодательства;

объяснительные письма понятых, если они участвовали;

другие документы, подтверждающие факты нарушения законодательства.

11. По требованию прокурора материалы налоговых проверок могут быть направлены напрямую в органы прокуратуры.

12. Органы государственной налоговой службы представляют дополнительную информацию по переданным ранее материалам и сведениям на основании письменных запросов правоохранительных органов.

13. Правоохранительный орган по итогам изучения материала, в течение 10 дней с момента его поступления, сообщает органу государственной налоговой службы, направившему материал, о его принятии или об отказе в принятии. В случае отказа в принятии материала правоохранительный орган указывает основание для отказа.

14. При вынесении решения о возбуждении уголовного дела правоохранительный орган в течение трех дней с момента возбуждения уголовного дела уведомляет об этом орган государственной налоговой службы, направивший материалы.

15. В случае вынесения решения о прекращении уголовного дела, возбужденного по материалам, направленным налоговым органом, правоохранительный орган в течение трех дней с момента прекращения уведомляет об этом соответствующий орган государственной налоговой службы.

16. При передаче материалов, направленных органами государственной налоговой службы, по подследственности в другие правоохранительные органы, правоохранительный орган, передающий материалы в трехдневный срок уведомляет об этом соответствующий орган государственной налоговой службы.

17. Правоохранительные органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям органов государственной налоговой службы, обязаны направить материалы в орган государственной налоговой службы по месту регистрации налогоплательщика для принятия по ним решения:

в случае проведения правоохранительными органами проверки, ревизии финансово-хозяйственной деятельности, либо проверки при наличии достаточных данных, связанных с нарушением налогового законодательства, в десятидневный срок со дня подписания соответствующего акта проверки, ревизии;

в случае если проверка финансово-хозяйственной деятельности не проводилась - в пятидневный срок со дня выявления фактов, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям органов государственной налоговой службы.

18. Материалы, направляемые в органы государственной налоговой службы, должны включать в себя:

копию акта проверки юридического или физического лица при наличии фактов нарушения налогового законодательства, либо акта ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности с приложением копий соответствующих документов, свидетельствующих о нарушениях налогового законодательства;

иные документы, свидетельствующие о нарушениях налогового законодательства.

19. Указанные материалы направляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя (заместителя руководителя) правоохранительного органа.

Сопроводительное письмо должно содержать:

полное наименование юридического или физического лица, ИНН, адрес местонахождения организации (место жительства физического лица), а также место осуществления хозяйственной деятельности (указывается в случае осуществления организацией или физическим лицом своей деятельности не по месту государственной регистрации организации (места жительства физического лица);

информацию о характере предполагаемых нарушений налогового законодательства, с изложением связанных с ними обстоятельств, выявленных правоохранительным органом;

сведения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении физического лица (в случае, когда на момент направления материалов в орган государственной налоговой службы решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении физического лица не принято, данная информация направляется в орган государственной налоговой службы дополнительно).

20. Орган государственной налоговой службы получивший акт проверки, ревизии не позднее сроков установленных Налоговым кодексом для принятия решений, с даты поступления акта представляет в правоохранительный орган, направивший акт, копию решения по результатам рассмотрения материалов.

По другим материалам орган государственной налоговой службы направляет сведения о предпринятых мерах либо об отказе в принятии мер в течение 10 дней со дня принятия материала.

21. Основаниями для отказа органами государственной налоговой службы в принятии мер налогового контроля по материалам, представленным правоохранительным органом, могут являться:

отсутствие в представленных правоохранительным органом материалах фактов, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства;

наличие обстоятельств, препятствующих проведению налоговой проверки (тематического или экспресс изучения), а также проведению камерального контроля, в том числе если материалы правоохранительного органа свидетельствуют о налоговых правонарушениях, совершенных в период, превышающий срок исковой давности в соответствии с налоговым законодательством.

22. В случае отказа органа государственной налоговой службы в проведении мероприятий налогового контроля правоохранительные органы вправе направить материалы, свидетельствующие о нарушениях налогового законодательства, в вышестоящий орган государственной налоговой службы с предложением рассмотрения обоснованности данного отказа.

23. Органы государственной налоговой службы и правоохранительные органы осуществляют сверку по направленным и полученным сведениям, а также предпринятым мерам, по формам утвержденным между сторонами.

Глава 4. Осуществление совместных проверок (тематических
или экспресс изучений)

 

24. Органы государственной налоговой службы при необходимости осуществляют совместные проверки (тематические и экспресс изучения)
с правоохранительными органами по следующим направлениям:

а) совместно с Департаментом:

по выявлению алкогольной и табачной продукции, произведенной или реализуемой без соответствующих разрешений;

по выявлению алкогольной и табачной продукции с поддельной акцизной маркой или не имеющей акцизной марки;

по проведению оперативных мероприятий по пресечению фактов производства и реализации запрещенных товаров (услуг)

по выявлению фактов осуществления предпринимательской деятельности без регистрации, уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей, сокрытия объектов налогообложения.

б) совместно с органами внутренних дел при проведении рейдов и проверок в случаях воспрепятствования законной деятельности органов государственной налоговой службы, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья, при исполнении ими должностных обязанностей.

в) совместно с органами государственной таможенной службы:

по выявлению поставок, хранения и реализации контрабандных и контрафактных товаров;

по изучению правильности применения таможенных льгот, в том числе использования товарно-материальных ценностей по назначению и целевое использование высвобождаемых средств, в результате предоставления таможенных льгот.

При наличии достаточных обоснований органы государственной налоговой службы имеют право направить запрос в вышеуказанные правоохранительные органы для участия в совместных проверках (тематических или экспресс изучениях) по направлениям, не предусмотренным данным пунктом.

25. Взаимодействие должностных лиц органов государственной налоговой службы и сотрудников правоохранительных органов при проведении совместных проверок (тематических или экспресс изучений), рейдов) не препятствует их самостоятельности при выборе предусмотренных законодательством средств и методов проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции при одновременном обеспечении согласованности всех осуществляемых ими действий.

26. Функцию общей координации осуществляемой в процессе проведения мероприятий выполняет руководитель рабочей группы, созданной из сотрудников соответствующих подразделений Департамента, Министерства внутренних дел, Государственного налогового комитета и Государственного таможенного комитета.

27. Основанием для проведения совместных проверок (тематических или экспресс изучений) является решение (приказ) руководителя (заместителя руководителя) органа государственной налоговой службы и (или) правоохранительного органа о ее проведении.

28. В случае если сотрудники органов государственной налоговой службы или правоохранительных органов привлекаются к проведению ранее начавшейся проверки (тематического или экспресс изучения), руководителем (заместителем руководителя) органа, проводящего проверку (тематическое или экспресс изучение) выносится решение о внесении дополнений в ранее принятое решение (приказ) о проведении данной проверки (тематического или экспресс изучения), предусматривающее соответствующее изменение в составе проверяющей группы.

29. Сотрудники налоговых и правоохранительных органов принимают участие в проверках (тематических или экспресс изучениях) на основании обоснованного запроса органа, проводящего проверку (тематическое или экспресс изучение).

Запрос направляется по форме утвержденной согласно приложению 1 к настоящему Положению.

Основаниями для направления обоснованного запроса могут являться:

наличие фактов или признаков нарушения законодательства налогоплательщиками и/или налоговыми агентами и необходимости проведения проверок (тематических или экспресс изучений), указанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;

необходимость привлечения сотрудников налоговых и (или) правоохранительных органов в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;

необходимость содействия должностным лицам органа государственной налоговой службы, проводящим проверку (тематическое или экспресс изучение), в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.

30. Орган принявший запрос не позднее двух дней со дня поступления запроса направляет информацию о сотрудниках, назначенных для участия в проверке (тематическом или экспресс изучении), или мотивированный отказ от участия.

В отдельных случаях в целях повышения оперативности, запрос может осуществляться устно руководителю рабочей группы. В случае одобрения запроса, руководитель группы осуществляет организацию совместной проверки (совместного тематического или экспресс изучения).

31. Основанием для отказа на запрос может являться:

отсутствие или недостаточность в запросе фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях юридическими и физическими лицами налогового законодательства;

несоответствие изложенной в запросе цели привлечения сотрудников органа для участия в проверке (тематическом или экспресс изучении) компетенции налогового или правоохранительного органа;

отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников правоохранительных органов в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья сотрудников органов государственной налоговой службы.

32. В случае воспрепятствования выполнению служебных обязанностей проверяющих, привлеченные сотрудники правоохранительных органов, принимают меры по пресечению противоправных деяний
в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.

33. Оформление результатов проверки (тематического или экспресс изучения), а также принятие решения по ним осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Узбекистан, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.

Один экземпляр акта совместной проверки (справки тематического или экспресс изучения) направляется в правоохранительный орган, сотрудники которого участвовали в проведении проверки (тематического или экспресс изучения).

В случае если сотрудники правоохранительных органов привлекались для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц органа государственной налоговой службы, проводящих проверку (тематическое или экспресс пзучение), акт налоговой проверки (справки тематического изучения, рейда) в правоохранительные органы не направляется.

Глава 5. Осуществление проверок, инициируемых правоохранительными органами в рамках возбужденного уголовного дела

34. В случае необходимости проведения проверки (ревизии) в рамках возбужденного уголовного дела, правоохранительные органы обращаются в органы государственной налоговой службы в письменной форме, с указанием цели и срока проверки (ревизии), а также необходимого количества сотрудников.

На основании данного обращения орган государственной налоговой службы направляет сотрудников в служебную командировку для участия в проводимой проверке (ревизии) в правоохранительные органы на срок не более тридцати календарных дней. В случае необходимости срок командировки может быть продлен на период продления проверки (ревизии), установленный Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан.

В данной командировке сотрудники органов государственной налоговой службы могут находиться в правоохранительных органах только в период рабочего времени.

Глава 6. Подготовка совместных аналитических материалов

 

35. Сотрудничество в сфере подготовки совместных аналитических материалов осуществляется по проблемам, затрагивающим взаимные интересы. При подготовке аналитических материалов инициирующая сторона обращается в соответствующий орган с запросом о представлении необходимой информации, а также специалиста для совместной работы.

Глава 7. Проведение мониторинга за налогоплательщиками, осуществляющими операции с лицами, зарегистрированными в оффшорных зонах

 

36. Мониторинг осуществляется путём изучения и анализа операций, осуществленных с нерезидентами, зарегистрированными в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны), а также нерезидентов, имеющих счета в банках, находящихся в оффшорных зонах, перечень которых указан в приложении №1 к Положению о порядке осуществления мониторинга за обоснованностью проведения юридическими и физическими лицами валютных операций (рег.МЮ №2467 от 12.06.2013г.)

37. Органы государственной налоговой службы ведут реестр субъектов предпринимательства, осуществляющих операции с вышеуказанными нерезидентами, на основании информации представленной коммерческими банками и органами государственной таможенной службы.

38. Органы государственной налоговой службы, анализируют информацию и выявляют нижеследующие факты:

взаимосвязанность налогоплательщика с лицами, зарегистрированными в оффшорных зонах;

соответствие или несоответствие валютных операций с вышеуказанными нерезидентами характеру и виду деятельности налогоплательщика;

осуществление взаиморасчетов по данным валютным операциям, а также наличие просроченной дебиторской задолженности;

наличие государственной доли в уставном фонде налогоплательщика;

систематичность валютных операций с вышеуказанными нерезидентами;

наличие завышения или занижения фактурной стоимости товаров по данным операциям.

39. Органы государственной налоговой службы по месту регистрации хозяйствующего субъекта, ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в районное отделение Департамента информацию в электронном виде, по каналам связи по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.

40. Департамент анализирует информацию, полученную от органов государственной налоговой службы и выявляет признаки необоснованного перевода денежных средств за рубеж и случаев связанных с легализацией преступных доходов и финансирования терроризма, в том числе изучает подозрительные банковские транзакции и взаимосвязь данных операций
с иной информацией, получаемой из других стран о финансовых сделках и об имуществе отдельных лиц.

Глава 8. Проведения мониторинга по фактам завышения цен
в отношении товаров, импортируемых государственными предприятиями и организациями, в уставном капитале которых
имеется доля государства

 

41. Мониторинг осуществляется путём изучения и анализа случаев, представления при оформлении ввозимых товаров в органы государственной таможенной службы документов, содержащих недостоверные сведения в целях необоснованного завышения фактурной стоимости товара, по сравнению со стоимостью товара, заявленной в стране экспортера.

42. Органы государственной налоговой службы ведут реестр субъектов предпринимательства, у которых выявлены случаи завышения цен импортируемых товаров, на основании информации представленной органами государственной таможенной службы.

43. Органы государственной налоговой службы, анализируют информацию и выявляют нижеследующие факты:

наличие необоснованного завышения;

наличие государственной доли в уставном фонде налогоплательщика;

соответствие или несоответствие валютных операций с вышеуказанными нерезидентами характеру и виду деятельности налогоплательщика;

осуществление взаиморасчетов по данным валютным операциям;

систематичность данных случаев.

44. При подтверждении фактов необоснованного завышения цен в отношении товаров, импортируемых государственными предприятиями и организациями, в уставном капитале которых имеется доля государства, по итогам осуществленного анализа органы государственной службы по месту регистрации хозяйствующего субъекта, ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в районное отделение Департамента информацию в электронном виде, по каналам связи по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению.

45. Департамент анализирует информацию, полученную от органов государственной налоговой службы и принимает меры, установленные законодательством.

Глава 9. Заключительные положения

 

46. За совершение неправомерных действий при осуществлении служебных полномочий сотрудники органов государственной налоговой службы и правоохранительных органов несут персональную ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

47. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.

4. Настоящее Положение согласовано с Центральным банком Республики Узбекистан.

 

    Председатель

Центрального банка                                              М. Нурмуратов

 

 «____» _________ 2018 года

Umumiy takliflar

1017