ID Muallif Muhokamaga chiqarish sanasi Yakunlanish sanasi Takliflar soni
3875 Министерство внутренних дел Республики Узбекистан 12/06/2019 27/06/2019 155

Muhokama yakunlandi

O'zbekiston Respublikasining qonuni
О митингах, собраниях и демонстрациях граждан
ID-3875

Проект

 

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

 

О митингах, собраниях и демонстрациях граждан

 

 

Принят Законодательной палатой _________

Одобрен Сенатом ____________________

 

 

Статья 1. Цель настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в сфере осуществления социальных активностей граждан Республики Узбекистан в форме митингов, собраний и/или демонстраций.

 

Статья 2. Законодательство Республики Узбекистан о митингах, собраниях и демонстрациях

 

Законодательство о митингах, собраниях и демонстрациях состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о митингах, собраниях и демонстрациях, то применяются правила международного договора.

Порядок организации и проведения митингов, собраний и демонстраций политическими партиями, общественными и религиозными объединениями устанавливается законодательными актами Республики Узбекистан.

Статья 3. Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем по тем или другим вопросам;

собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

демонстрация – организованная форма общественной активности, в которой осуществляется публичное выражение общественных настроений одним или группой граждан. Целью демонстрации является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной, культурной жизни страны и вопросам внешней политики, а также привлечение общественного внимания по какой-либо актуальной тематике.

 

Статья 4. Принципы проведения митингов, собраний и/или демонстраций

 

Проведение митингов, собраний и/или демонстраций основывается на принципах приоритетности прав, свобод и законных интересов граждан, законности, добровольности участия в них, публичности, открытости
и проведения их на мирной основе.

Запрещается проведение митингов, собраний и/или демонстраций в целях насильственного свержения конституционного строя, разжигания национальной, расовой или религиозной вражды, пропаганды насилия
и войны, а также дискредитации государственных органов.

Статья 5. Организация митингов, собраний и/или демонстраций

 

К организации митингов, собраний и/или демонстраций относятся:

подача заявления на получение разрешения на проведение митингов, собраний и/или демонстраций;

проведение предварительной агитации;

изготовление и распространение средств наглядной агитации;

другие действия, не противоречащие законодательству, совершаемые в целях подготовки и проведения митингов, собраний и/или демонстраций.

Статья 6. Организатор митинга, собрания и/или демонстрации

 

Организатором митинга, собрания и/или демонстрации (далее – организатор) могут быть один или несколько граждан Республики Узбекистан, достигшие возраста восемнадцати лет и принимающие на себя полную ответственность за обеспечение соблюдения правил проведения митингов, собраний и/или демонстраций в соответствии с настоящим Законом.

Не могут быть организатором:

лицо, признанное судом недееспособным;

лицо, состоящее на учете в психиатрических или наркологических учреждениях;

лицо, осужденное к лишению свободы;

иностранный гражданин и лицо без гражданства;

лицо, являющееся руководителем или членом негосударственной некоммерческой организации, ликвидированной или незарегистрированной на территории республики, а также деятельность которой приостановлена или запрещена в установленном законом порядке.

 

Организатор имеет право:

организовывать и проводить митинг, собрание и/или демонстрацию по официальному разрешению органов исполнительной власти на местах;

проводить предварительную агитацию;

уполномочивать отдельных участников выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;

использовать при проведении митинга, собрания и/или демонстрации звукоусиливающие технические средства, аудио-видео установки и другие средства, не запрещенные законодательством.

Организатор обязан:

подать в орган исполнительной власти на местах заявление на получение разрешения на проведение митинга, собрания и/или демонстрации, вместе с регламентом проведения в порядке, установленном статьей 8 настоящего Закона;

при получении разрешения, обеспечивать соблюдение условий проведения митинга, собрания и/или демонстрации, указанных в регламенте о проведении или измененных в результате изучения органом исполнительной власти на местах;

требовать от участников митинга, собрания и/или демонстрации соблюдения общественного порядка, регламента его проведения, а также выполнять обязанности, предусмотренные частью третьей статьи 7 настоящего Закона. Принимать меры по удалению с места проведения митинга, собрания и/или демонстрации участников, не подчинившихся законным требованиям организатора, представителей органов исполнительной власти на местах и внутренних дел;

оказывать всестороннее содействие представителям органов исполнительной власти на местах, внутренних дел и подразделений Национальной гвардии Республики Узбекистан, выполняя все их законные требования, в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан при проведении митинга, собрания и/или демонстрации;

приостанавливать митинг, собрание и/или демонстрацию или прекращать его в случае совершения участниками незаконных действий, а также по законному требованию представителей органов исполнительной власти на местах, внутренних дел и подразделений Национальной гвардии Республики Узбекистан;

обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения митинга, собрания и/или демонстрации, принимать меры по пресечению препятствования дорожному движению;

иметь наглядный отличительный знак организатора;

не совершать незаконных действий и не призывать участников на совершение таких действий.

Организатор не вправе:

использовать транспортные средства на местах проведения митинга, собрания и/или демонстрации;

проводить митинг, собрание и/или демонстрацию, если заявление на получение разрешения на его проведение не было подано (или не было подано в установленный срок) либо не было получено официальное разрешение на его проведение.

Статья 7. Участники митингов, собраний и/или демонстраций

 

Участниками митинга, собрания и/или демонстрации признаются совершеннолетние граждане Республики Узбекистан.

Участники митинга, собрания и/или демонстрации имеют право:

при отсутствии организатора, самостоятельно подать заявление на получение разрешения на проведение митинга, собрания и/или демонстрации;

участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действий в соответствии с целями митинга, собрания и/или демонстрации;

использовать при проведении митинга, собрания и/или демонстрации различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Республики Узбекистан;

принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы исполнительной власти на местах, самоуправления граждан, общественные объединения, международные и иные органы
и организации.

Во время проведения митинга, собрания и/или демонстрации, его участники обязаны:

соблюдать общественный порядок и регламент проведения митинга, собрания и/или демонстрации;

выполнять законные требования представителей органов исполнительной власти на местах, внутренних дел, подразделений Национальной гвардии Республики Узбекистан и организатора;

не использовать средства маскировки и иные предметы, затрудняющие визуальное установление их личности;

не иметь при себе огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства (в том числе самодельные), колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, легковоспламеняющиеся, горючие, едкие, сильнодействующие, ядовитые вещества, пиротехнические изделия, радиоактивные материалы иные вещества, предметы и изделия, использование которых может привести к угрозе жизни и нанесению вреда здоровью человека, негативному воздействию к окружающей среде;

не распивать (употреблять) спиртные напитки, психотропные или другие вещества, влияющие на интеллектуально-волевую деятельность человека;

не препятствовать движению транспортных средств и пешеходов.

Участники не вправе использовать транспортные средства в местах проведения митинга, собрания и/или демонстрации.

Статья 8. Получение разрешения на проведение митингов, собраний и/или демонстраций

 

Для проведения митинга, собрания и/или демонстрации, в обязательном порядке подается соответствующее заявление органу исполнительной власти на местах для получения разрешения.

Заявление на получение разрешения на проведение митинга, собрания и/или демонстрации подается его организатором либо одним или несколькими участниками в орган исполнительной власти на местах,
в письменной или электронной форме, в срок не позднее чем тридцать рабочих дней до дня проведения данной общественной активности.

К заявлению прилагается регламент проведения митинга, собрания и/или демонстрации, в котором необходимо указывать:

форму общественной активности (митинг, собрание и/или демонстрация);

цель митинга, собрания и/или демонстрации;

место (места) проведения митинга, собрания и/или демонстрации, маршруты движения участников;

дата, время начала и окончания митинга, собрания и/или демонстрации;

предполагаемое количество участников митинга, собрания и/или демонстрации;

формы и методы обеспечения общественного порядка и безопасности, организации медицинской помощи;

намерение использовать плакаты, лозунги, транспаранты и другие наглядные средства с указанием их содержания, звукоусиливающие технические устройства при проведении митинга, собрания и/или демонстрации;

фамилия, имя, отчество организатора (организаторов), а также активных участников, сведения о его/их месте жительстве или пребывания и номер телефона;

источники финансирования организации и проведения митингов, собраний и/или демонстраций.

Заявление на получение разрешения на проведение митинга, собрания и/или демонстрации, подписывается организатором, а при отсутствии его, одним или несколькими участниками.

Статья 9. Рассмотрение заявления на разрешение на проведение митингов, собраний и/или демонстраций, выдача разрешения

 

Орган исполнительной власти на местах при рассмотрении заявления на разрешение на проведение митингов, собраний и/или демонстраций изучает:

соответствие регламента проведения с требованиями настоящего Закона, в том числе место, время и сроки проведения, личные данные организатора, и активных участников, используемые средства публичного выражения мнения;

целесообразность проведения данных действий по соображениям обеспечения безопасности и общественного порядка, а также наличие целей насильственного свержения конституционного строя, разжигания национальной, расовой или религиозной вражды, пропаганды насилия и войны, а также дискредитации государственных органов.

По итогам изучения, орган исполнительной власти на местах согласовывает решение на выдачу разрешения с территориальным органом внутренних дел и подразделениями Национальной гвардии Республики Узбекистан, а также заинтересованными органами и ведомствами.

В случае несоответствия регламента проведения митингов, собраний и/или демонстраций с требованиями настоящего Закона, а также обеспечению безопасности и общественного порядка и по другим обоснованным поводам, поступившим от одного или нескольких заинтересованных органов и ведомств, орган исполнительной власти на местах принимает решение об отказе выдачи разрешения и направляет ответное письмо заявителю с обоснованным сообщением об отказе.

В отдельных случаях, орган исполнительной власти на местах вправе принять решение о разрешении на проведение митингов, собраний и/или демонстраций с условием внесения изменений или исключений
в регламент и направляет ответное письмо с соответствующим обоснованием.

Ответное письмо заявителю с сообщением о разрешении на проведение митингов, собраний и/или демонстраций является одновременно официальным разрешительным документом на проведение данных действий.

Статья 10. Место проведения митингов, собраний и/или демонстраций

 

Митинги, собрания и/или демонстрации могут проводиться только в специально отведенных местах, выделенных органом исполнительной власти на местах, по согласованию с территориальным органом внутренних дел, подразделениями Национальной гвардии Республики Узбекистан,  а также заинтересованными органами и ведомствами.

В целях обеспечения безопасности, запрещается выделение мест на проведение митингов, собраний и/или демонстраций, расположенных на расстоянии до 500 метров от следующих объектов и территорий:

административных зданий органов государственной власти и управления, органов исполнительной власти на местах, правоохранительных органов, военизированных, особо важных и категорированных объектов;

зданий зарубежных дипломатических представительств и международных организаций;

зданий судов и учреждений по исполнению наказания;

зданий, сооружений и территорий, относящиеся к воздушному, железнодорожному, водному и автомобильному видам транспортной системы;

территорий, относящиеся к пограничным зонам и особым видам охраны;

зданий и территорий, занимаемых социальными объектами (образовательные, медицинские, детские и иные учреждения);

мест захоронения и религиозных организаций;

зданий, занимаемых средствами массовые информации;

памятников истории и культуры;

зданий и территорий, относящихся к объектам частной собственности.

При выделении мест, непосредственно расположенных на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, разрешение на проведение митингов, собраний и/или демонстраций в обязательном порядке согласовывается с Министерством культуры Республики Узбекистан, с учетом особенностей объектов и требований настоящего Закона.

Статья 11. Время проведения митингов, собраний и/или демонстраций

 

Проведение митингов, собраний и/или демонстраций допускается только по рабочим дням недели и не может начинаться ранее 10.00 часов и заканчиваться позднее 17.00 часов.

 

Статья 12. Предварительная агитация

 

Организатор и иные граждане после подачи заявления и получения разрешения на проведение митинга, собрания и/или демонстрации имеют право проводить предварительную агитацию среди граждан за три дня до планируемой общественной активности, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения митинга, собрания и/или демонстрации и иную информацию, связанную с подготовкой
и проведением данной активности, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся митинге, собрании и/или демонстрации.

Предварительная агитация может проводится с использованием средств массовой информации, устных призывов и объявлений.

Недопустимо проведение предварительной агитации в формах, оскорбляющих и унижающих достоинство физических и юридических лиц.

Организатор, в случае отказа от проведения митинга, собрания и/или демонстрации, обязан принять соответствующие меры по прекращению предварительной агитации и информированию граждан о принятом решении, а также уведомить об этом орган исполнительной власти на местах, которому подано заявление на получение разрешения на проведение данной общественной активности.

 

Статья 13. Материально-техническое обеспечение проведения митингов, собраний и/или демонстраций

 

Материально-техническое обеспечение организации и проведения митингов, собраний и/или демонстраций осуществляется его организатором и участниками за счет собственных средств, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Не допускается финансирование и предоставление имуществ для организации и проведения митингов, собраний и/или демонстраций иностранными государствами, международными, иностранными неправительственными и некоммерческими организациями, либо по их поручению от других лиц.

Запрещается привлекать на митинги, собрания и/или демонстраций граждан за материальное вознаграждение.

Статья 14. Права и обязанности органов исполнительной власти на местах

 

Для проведения гражданами митингов, собраний и/или демонстраций решением органа исполнительной власти на местах выделяется место по территориальности, с учетом требований, изложенных в статье 10 настоящего Закона.

Органы исполнительной власти на местах после получения заявления о проведении митинга, собрания и/или демонстрации обязаны:

изучить заявление и прилагаемый регламент о проведении митинга, собрания и/или демонстрации, принять согласованное с органами, указанными в статье 9 настоящего Закона, решение о разрешении, запрещении проведения или изменении условий проведения митинга, собрания и/или демонстрации в соответствии с настоящим Законом, а также направить заявителю соответствующее ответное письмо в сроки,  в соответсвии с законодательством об обращениях физических и юридических лиц;

в зависимости от формы общественной активности и количества его участников, назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору содействия в проведении данной формы общественной активности в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Органы исполнительной власти на местах имеют право:

требовать от организатора и/или активных участников соблюдения порядка организации и проведения митинга, собрания и/или демонстрации;

выдавать разрешение (или запрещать) на проведение митинга, собрания и/или демонстрации согласно требованиям настоящего Закона, принимать решение о приостановлении или прекращении митинга, собрания и/или демонстрации по обоснованным соображениям безопасности, предусмотренным настоящим Законом.

При проведении митинга, собрания и/или демонстрации, органы исполнительной власти на местах обязаны:

присутствовать на митинге, собрании и/или демонстрации;

оказывать организатору и/или активным участникам содействие в проведении митинга, собрания и/или демонстрации;

обеспечивать совместно с органами внутренних дел, подразделениями Национальной гвардии Республики Узбекистан, а также организатором и/или активными участниками общественный порядок и безопасность лиц, а также соблюдение законности при его проведении.

Статья 15. Права и обязанности органов внутренних дел

 

Руководитель органов внутренних дел, ответственный за территорию (помещение), на которой (в котором) планируется проведение митинга, собрания и/или демонстрации, обязан назначить представителя органа внутренних дел и выделить необходимые силы и средства в целях обеспечения общественного порядка и безопасности физических и юридических лиц, в период проведения митинга, собрания и/или демонстрации, а также приостановления или прекращения их в случае нарушения требований настоящего Закона.

Органы внутренних дел имеют право:

организовать личный досмотр участников при входе на место проведения митинга, собрания и/или демонстрации, с целью обнаружения запрещенных предметов;

требовать от организатора и участников соблюдения порядка организации и проведения митинга, собрания и/или демонстрации;

запрещать допуск лиц на место проведения митинга, собрания и/или демонстрации, в случае нарушения предельной нормы наполняемости территории (помещения);

по просьбе организатора, отстранить с места проведения митинга, собрания и/или демонстрации лиц, не выполняющих законные требования организатора;

при несоблюдении требований настоящего Закона, а также при угрозе общественной безопасности и иных возникших обстоятельствах, негативно влияющих на общественно-политическую ситуацию, принимать меры по прекращению митинга, собрания и/или демонстрации, в отношении нарушителей правопорядка в соответствии с законодательством.

Органы внутренних дел обязаны:

рассматривать решения органа исполнительной власти на местах о разрешении, запрещении проведения или изменении условий проведения митинга, собрания и/или демонстрации;

организовывать проверку территории проведения митинга, собрания и/или демонстрации, на предмет выявления взрывоопасных и взрывчатых веществ и иных запрещенных предметов;

оказывать содействие организатору и/или активным участникам в проведении митинга, собрания и/или демонстрации, в пределах своей компетенции;

обеспечивать совместно с представителем органа исполнительной власти на местах и подразделениями Национальной гвардии безопасность и общественный порядок, а также соблюдение законности при его проведении.

Статья 16. Права и обязанности подразделений Национальной гвардии Республики Узбекистан

 

Подразделения Национальной гвардии Республики Узбекистан имеют право:

оказывать содействие в организации личного досмотра участников при входе на место проведения митингов, собраний и/или демонстраций, с целью обнаружения запрещенных предметов;

требовать от организатора и участников соблюдения порядка организации и проведения митингов, собраний и/или демонстраций;

запрещать допуск лиц на место проведения митингов, собраний и/или демонстраций, случае нарушения предельной нормы наполняемости территории (помещения);

при несоблюдении требований настоящего Закона, а также при угрозе общественной безопасности и иных возникших обстоятельствах, негативно влияющих на общественно-политическую ситуацию, оказывать всестороннее содействие органам внутренних дел по прекращению митингов, собраний и/или демонстраций, а также принятию мер в соответствии с законодательством, в отношении нарушителей правопорядка.

Подразделения Национальной гвардии Республики Узбекистан обязаны:

рассматривать решения органа исполнительной власти на местах о разрешении, запрещении проведения или изменении условий проведения митинга, собрания и/или демонстрации;

обеспечивать безопасность и общественный порядок в период проведения митинга, собрания и/или демонстрации, а также соблюдение законности при его проведении совместно с органами внутренних дел и другими заинтересованными органами, и ведомствами;

оказывать содействие организатору и/или активным участникам в проведении митингов, собраний и/или демонстраций в пределах своей компетенции.

 

Статья 17. Основания и порядок запрещения, приостановления или прекращения митингов, собраний и/или демонстраций

 

Органы власти имеют право запрещать, приостанавливать или прекращать проведение митингов, собраний и/или демонстраций по обоснованным соображениям безопасности.

Основанием запрещения проведения митингов, собраний и/или демонстраций является не соответствие регламента проведения митинга, собрания и/или демонстрации с требованиями настоящего Закона.

 

Основаниями приостановления митингов, собраний и/или демонстраций являются:

совершение участниками фактов нарушения общественного порядка во время проведения митингов, собраний и/или демонстраций;

обстоятельства, ставящие под угрозу здоровье участников и других лиц (намерение осуществления голодовки, блокировки дорог, а также иные действия связанные аморальными проступками и другие правонарушения);

нарушение прав и свобод других физических и юридических лиц при проведении митингов, собраний и/или демонстраций;

несоблюдение регламента проведения митингов, собраний и/или демонстраций.

Основаниями прекращения митингов, собраний и/или демонстраций являются:

создание угрозы для жизни и здоровья лиц и их имущества, а также других обстоятельств, неприемлемых для обеспечения безопасности;

совершение организатором и участниками незаконных действий и умышленное нарушение требований настоящего Закона, касающихся порядка проведения митингов, собраний и/или демонстраций;

невыполнения требований об устранении нарушений, указанных в части третьей настоящей статьи;

иные чрезвычайные ситуации и обстоятельства, создающие реальную угрозу безопасности общества, а также имущества физических и юридических лиц.

В случае принятия решения о приостановлении или прекращении митинга, собрания и/или демонстрации, представители органов исполнительной власти на местах, внутренних дел или Национальной гвардии Республики Узбекистан дают указание организатору или участникам (при отсутствии организатора) приостановить/прекратить митинг, собрание и/или демонстрацию, обосновав причину его приостановления или прекращения, установив время для выполнения данного указания.

В случае невыполнения указания о приостановлении или прекращении митинга, собрания и/или демонстрации органов внутренних дел, совместно с подразделениями Национальной гвардии Республики Узбекистан принимают необходимые меры по прекращению митинга, собрания и/или демонстрации, действуя при этом, в соответствии с законодательством.

В случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов, повреждением или уничтожением имущества и других случаев, требующих экстренных действий, прекращение митингов, собраний и/или демонстраций осуществляется в соответствии с законодательством, устанавливающим порядок прекращения таковых ситуаций.

Неисполнение законных требований представителя органов власти, выражающиеся в неповиновении (сопротивлении) им организатором и участниками, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством.

Статья 18. Обеспечение условий для проведения митингов, собраний и/или демонстраций

Организатор, должностные лица и другие лица не вправе препятствовать участникам митингов, собраний и/или демонстраций в выражении своих мнений способом, без угрозы безопасности и нарушений общественного порядка, и регламента проведения митингов, собраний и/или демонстраций.

Органы государственной власти на местах, органы внутренних дел, подразделения Национальной гвардии Республики Узбекистан и заинтересованные органы и ведомства, которым адресуются обращения, явившиеся причинами проведения общественной активности, обязаны рассмотреть их по существу и принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством.

В целях обеспечения проведения митингов, собраний и/или демонстраций, поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание осуществляются на безвозмездной основе.

Статья 19. Обжалование решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и иных причастных органов

 

Решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти и иных причастных органов, касающиеся организации и проведения гражданами митингов, собраний и/или демонстраций, могут быть обжалованы в вышестоящие органы либо непосредственно в суд в порядке, установленном законодательством.

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства о митингах, собраниях и демонстрациях

 

Лица, виновные в нарушении законодательства о митингах, собраниях и демонстрациях, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 21. Возмещение вреда при проведении митингов, собраний и/или демонстраций

 

Вред, причиненный организаторами и участниками митингов, собраний и/или демонстраций государству, физическим и юридическим лицам, а также организациям во время проведения общественной активности подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 22. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан и другим заинтересованным министерствам, ведомствам и организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 23. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Президент

Республики Узбекистан                                            Ш. Мирзиёев

Umumiy takliflar

4646