ID Muallif Muhokamaga chiqarish sanasi Yakunlanish sanasi Takliflar soni
3520 Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства 23/05/2019 05/06/2019 31

Muhokama yakunlandi

O'zbekiston Respublikasining qonuni
О гарантиях законности предпринимательской деятельности
ID-3520

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений при обеспечении законности предпринимательской деятельности путем осуществлениягосударственного контроля деятельности субъектов предпринимательства.

Действие настоящего Закона не распространяется на проверки:

проводимые в рамках Законов Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» и«Об оперативно-розыскной деятельности»;

полноты и достоверности учета потребления коммунальных услуг энергоресурсов и питьевой воды, своевременности осуществления их расчетов и законности, а также законности подключенияк электрическим, газотранспортным, газораспределительным сетям, системам водоснабжения
и водоотведения;

проводимые в рамках возбужденного уголовного дела;

деятельности государственныхучреждений;

деятельности негосударственных некоммерческих организаций,
за исключением случаев осуществления ими предпринимательской деятельности;

деятельности постоянных учреждений и представительств нерезидентов в Республике Узбекистан;

проводимые по инициативе субъектов предпринимательства и(или)
их учредителей;

проводимые органами, осуществляющими пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, фитосанитарный контроль и ветеринарный надзор
в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан;

проводимые контролирующими органами по имеющимся в их распоряжении отчетным документам, информации об изучаемых субъектах предпринимательства, их деятельности, в том числе производимых ими товарах (работах, услуг), без выезда к субъектам предпринимательства и вмешательства в их деятельность;

по соблюдению требований безопасности дорожного движения
на дорогах.

Статья 2. Законодательство о гарантиях законности предпринимательской деятельности

 

Законодательство о гарантиях законности предпринимательской деятельностисостоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Особенности осуществления государственного контроля налоговыми органами определяются такженалоговым законодательством.

Проверки, проводимые по вопросам финансирования за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, осуществляются
в порядке, установленном для бюджетных организаций.

Порядок проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности в ходе проверок по возбужденным уголовным делам регулируется уголовно-процессуальным законодательством.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о гарантиях законности предпринимательской деятельности, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

государственный контроль –деятельность контролирующих органов,осуществляемая путем проведения профилактических, контрольных мероприятий, проверок, постпроверочного анализа,направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами предпринимательства требований законодательства.

контролирующие органы – министерства, ведомства, их структурные подразделения и иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять государственный контроль деятельности субъектов предпринимательства;

предпринимательская деятельность (предпринимательство) – инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность.

проверка –единовременное контрольное мероприятие, направленное на изучение исполнения субъектами предпринимательства законов и иных актов законодательства, регулирующих их деятельность, осуществляемое путем истребования необходимых материалов, документов или иной информации, а также совершения других действий во взаимодействии с субъектами предпринимательства;

проверка финансово хозяйственной деятельности – изучение
и сопоставление бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских
и иных документов субъектов предпринимательства с целью осуществления контроля за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства;

программа проверки – контрольный вопросник проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства.

субъекты предпринимательской деятельности (субъекты предпринимательства) – юридические и физические лица, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

должностное лицо субъекта предпринимательстваруководитель субъекта предпринимательства, его исполнительного органа, заместитель руководителя или лицо, уполномоченное руководителем в соответствии
с учредительными документами субъекта предпринимательства.

Статья 4. Основные принципы обеспечения законности

предпринимательской деятельности

 

Основными принципами обеспечения законности предпринимательской деятельности являются:

защита прав и законных интересов физических и юридических лиц,
в том числесубъектов предпринимательства;

законность, объективность и гласность в деятельности контролирующих органов;

профессионализм и компетентность должностных лиц контролирующих органов;

ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами контролирующих органов своих обязанностей
и превышение ими своих полномочий;

разграничение полномочий между контролирующими органами;

невмешательство в законную деятельность субъекта предпринимательства;

приоритет прав субъекта предпринимательства, в соответствии
с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности
и ее государственного контроля, толкуются в пользу субъекта предпринимательства;

приоритет предупреждения правонарушения перед наказанием;

подотчетность и прозрачность системы государственного контроля
и надзора.

Статья 5. Профилактические мероприятия в деятельности

субъектов предпринимательства

 

Контролирующие органы осуществляют профилактические мероприятия в деятельности субъектов предпринимательства, направленные на:

повышение правового сознания и правовой культуры;

укрепление законности в их деятельности;

изучение причин совершаемых правонарушений и условий, им способствующих;

принятие мер по раннему предупреждению правонарушений;

снижение у субъектов предпринимательства риска привлечения
к ответственности.

Профилактические мероприятия осуществляются путем проведения правовой пропаганды на основании утвержденныхконтролирующими органами ежеквартальных адресных программ.

При установлении в ходе проведения профилактических мероприятий фактов совершения правонарушений в деятельности субъектов предпринимательства,контролирующими органами субъектам предпринимательства представляются рекомендации поустранению правонарушений инедопущению их повторного совершения.

При осуществлении профилактических мероприятий не допускается вмешательство в деятельность субъектов предпринимательства, ограничение их прав, свобод и законных интересов, проведение проверок и применение каких-либо мер правового воздействия.

Статья 6. Порядок организации проверок

 

Проверки организуются:

по согласованию с уполномоченным органом по координации проверок деятельности субъектов предпринимательства и контролю за законностью
их проведения контролирующими органами
(далее – уполномоченный орган);

в порядке уведомления уполномоченного органа.

Перечень проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченного органа, утверждается Президентом Республики Узбекистан (далее – Перечень).

В перечень проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченного органа, включаются проверки по вопросам, имеющим высокий риск нанесения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, а также возникновения чрезвычайных ситуаций и эпидемий.

Все проверки, не предусмотренные в Перечне, осуществляются
по согласованию с уполномоченным органом.

Согласование проведения проверок с уполномоченным органом и их уведомление о проведении проверок осуществляется через Единую систему электронной регистрации проверок, за исключением проверок по вопросам, связанным с государственными секретами.

Порядок согласования проведения проверок с уполномоченным органом и его уведомления о проведении проверок определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 7. Основания для инициирования проведения проверок,

проводимых по согласованию с уполномоченным органом

 

Основаниями для инициирования проведения проверок, проводимых
по согласованию с уполномоченным органом являются:

обращения физических и юридических лиц;

сведения, представленные другими государственными органами или их структурными подразделениями;

сведения, полученные из средств массовой информации и других источников информации, в том числе всемирной сети Интернет, о фактах нарушения законодательства;

Налоговые проверки могут быть инициированы также на основе результатов системы «анализ риска».

Основаниями для инициирования проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства являются:

систематическое (два и более раза в течение финансового года) нарушение налогового и таможенного законодательства по уплате налогов
и других обязательных платежей;

выявление нарушений налогового и таможенного законодательства, превышающих сумму сто минимальных размеров заработной платы;

выявление фактов нарушения налогового и таможенного законодательствасубъектами предпринимательства, имеющими в уставном фонде долю государства более пятидесяти процентов.

В случаях, предусмотренных в абзацах третьем и четвертом части третьей настоящей статьи, проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектовпредпринимательства инициируются после принятия органами государственной налоговой службы мер, предусмотренных Налоговым кодексом.

Проверки, проводимые лицензирующим органом за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, инициируются
на основаниях, установленных частью первой настоящей статьи.

Статья 8. Система «анализ риска»

 

Система «анализ риска» предполагает автоматизированный механизм определения специализированным программным обеспечением степени риска совершения субъектами предпринимательства нарушений налогового законодательствана основе конкретных критериев осуществления налогового контроля.

Система «анализ риска» применяется без осуществления непосредственного взаимодействия с субъектами предпринимательства.

Критерии и порядок внедрения в деятельность органов налоговой службы системы «анализ риска» определяется Государственным налоговым комитетом
по согласованию с уполномоченным органом и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан, исходя из специфики налогового контроля.

Критерии системы «анализа риска»представляют конфиденциальную информацию.

Статья 9. Основания для инициирования проведения проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченного органа

 

Основаниями для инициирования проведения проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченного органа, являются:

обращения физических и юридических лиц;

сведения, представленные другими государственными органами или их структурными подразделениями;

сведения, полученные из средств массовой информации и других источников информации, в том числе всемирной сети Интернет, о фактах нарушения законодательства, технологических процессов, а также возникновения чрезвычайных ситуаций, при которых возможно причинение вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде;

В случаях, предусмотренных в Перечне, отдельные проверки, проводимые в порядке уведомления уполномоченного органа, исходя из особенностей сферы контроля,могут быть инициированы такжев системном порядке, в целях обеспечения постоянного контроля.

Статья 10. Требования к должностным лицам контролирующих

органов, осуществляющим проверки

 

Проверка осуществляется должностными лицами контролирующих органов, прошедшими аттестацию и получившими специальное удостоверение о допуске к проведению проверок в порядке, установленном законодательством.

Допуск должностных лиц контролирующих органов к проверке деятельности субъектов предпринимательства осуществляется при наличии служебного удостоверения, специального удостоверения о допуске
к проведению проверок и оснований, предусмотренных настоящим Законом.

Порядок проведения аттестации должностных лиц контролирующих органов по предоставлению права на проведение проверок деятельности субъектов предпринимательства определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Должностные лица контролирующих органов считаются представителями власти и их требования в пределах компетенции являются обязательными для исполнения.

Глава 2. Координация проверок

 

Статья 11. Уполномоченный орган

 

Уполномоченный органопределяется решением Президента Республики Узбекистан.

Уполномоченный орган в пределах своих полномочий:

рассматривает и изучает обоснованность заявок контролирующих органов о проведении проверок деятельности субъектов предпринимательства;

принимает решение о разрешении или об отказе в проведениипроверок деятельности субъектов предпринимательства, а также продлении или переносе их сроков;

осуществляет контроль за соблюдениемконтролирующими органами требований законодательства по проведению проверок деятельности субъектов предпринимательства;

принимает меры по привлечению к ответственностивиновных должностных лиц контролирующих органов за нарушение законодательства
о
проведении проверок деятельности субъектов предпринимательства;

обеспечивает ведение единогоучета и отчетности в сфере осуществления государственного контроля;

осуществляет мониторинг и оценку деятельности контролирующих органов в сфере государственного контроля и профилактики правонарушений;

обеспечивает ведение единой правоприменительной практики контролирующими органами при осуществлении государственного контроля;

оказывает консультативную поддержку контролирующим органам
и субъектам предпринимательства в отношении применения норм, установленных настоящим Законом;

участвует в разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере государственного контроля.

Решения уполномоченного органа в части проведения проверок деятельности субъектовпредпринимательства являются обязательными
для контролирующих органов.

Статья 12. Единая система электронной регистрации проверок

 

Проверки подлежат обязательной регистрации контролирующими органами в Единой системе электронной регистрации проверок до их проведения.

В случаях, предусмотренных решением Президента Республики Узбекистан, отдельные проверки, проводимые в порядке уведомления уполномоченного органа, могут быть зарегистрированы в Единой системе электронной регистрации проверок в течение 24 часов после начала проверок, при проведении проверок со сроком одного дня – в течение следующего рабочего дня после их завершения.

Результаты проведенных проверок, вносятся контролирующими органами в Единую систему электронной регистрации проверок в течение трех рабочих дней с момента завершения проверок, а результаты принятых мер реагирования–в течение одного рабочего дняс момента их принятия.

В случае отмены или признании недействительным решения контролирующего органа о результатах проверок, соответствующая информация вносится контролирующими органами в Единую систему электронной регистрации проверок в течение трех дней со дня принятия вышестоящим органом решения об отмене либо со дня получения контролирующим органом постановления суда о признании недействительным его решения о результатах проверок.

Информация, отнесенная в установленном порядке к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну не вносится в Единую систему электронной регистрации проверок.

Порядок ведения Единой системы электронной регистрации проверок определяется уполномоченным органом.

Глава 3. Основания, сроки и порядок проведения проверок

 

Статья 13. Основания для проведения проверок

 

Основанием для проведения проверокпо согласованию
с уполномоченным органомявляются:

разрешение уполномоченного органаили его соответствующего территориального подразделения;

решение контролирующего органа, принятое на основании разрешения уполномоченного органа или его соответствующего территориального подразделения, с указаниемномера и даты решения и регистрации проверки
в Единой системе электронной регистрации проверок, наименования
ипочтового адреса проверяемого субъекта предпринимательства, его идентификационного номера налогоплательщика,
состава проверяющих должностных лиц контролирующего органа,предмета и срока проведения проверки, правовых оснований проверки, проверяемого периода, а также даты начала и окончания проверки;

программа проверки, утвержденная руководителем контролирующего органа.

Основанием для проведения проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченного органа, являются:

решение контролирующего органа, с указанием номера и даты регистрации проверки в Единой системе электронной регистрации проверок,наименования и почтового адреса проверяемого субъекта предпринимательства, его идентификационного номера налогоплательщика, состава проверяющих должностных лиц контролирующего органа, цели, предмета и срока проведения проверки, правовых оснований проверки, проверяемого периода, а также даты начала и окончания проверки;

программа проверки, утвержденная руководителем контролирующего органа.

Статья 14. Сроки проведения проверок

 

Сроки проверок, проводимых по согласованию с уполномоченным органом, не должны превышать десяти календарных дней.

Сроки проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства не должны превышать тридцати календарных дней.

Срок проведения соответствующей проверки может быть продлен только один раз по обоснованным заявкам контролирующих органов с разрешения уполномоченного органа, но на время не болеесрока, предусмотренного
в решении контролирующего органа о проведении проверки.

В случае невозможности своевременного проведения проверки или продолжения ее проведения, срок проведения проверки может быть приостановлени (или) перенесен на другой срок решением контролирующего органа только с разрешения уполномоченного органа по обоснованным заявкам контролирующего органа. Проведение проверки по перенесенному сроку должно бытьобеспечено не позднее последнего дня месяца, следующего за месяцем, в котором возобновлено проведение проверки, либо проверка должна быть перенесена на другой срок в установленном порядке.

Сроки проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченногооргана, устанавливаются решением Президента Республики Узбекистан. Продление, приостановление и перенос сроков проведения таких проверок осуществляются в порядке,предусмотренном в частях третьей и четвертой настоящей статьи, по уведомлению уполномоченного органа.

Статья 15. Отвод и самоотвод должностного лица государственного

контролирующего органа

 

Должностное лицо контролирующего органа не вправе участвовать
в проверке и обязано заявить самоотвод, если:

является учредителем, акционером, участником, членом субъекта предпринимательства;

является близким родственником субъекта предпринимательства, учредителя акционера, участника, члена или должностного лица субъекта предпринимательства;

являлся должностным лицом субъекта предпринимательства в течение срока менее трех лет до дня начала проверки;

имеются другие обстоятельства, которые могут вызвать прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки.

Самоотвод или отвод должны быть мотивированы и заявлены
в письменной форме в любое время до начала или в ходе проведения проверки.

При самоотводе или отводе вопрос о замене должностного лица контролирующего органа, проводящего проверку, либо мотивированном отказе в отводе решается руководителем контролирующего органа.

Если в результате удовлетворения самоотводов или отводов невозможно образовать новый состав проверяющих к проверке привлекаются должностные лица других территориальных или вышестоящих органов контролирующего органа в порядке, определяемом инструкцией контролирующего органа.

Решение об отказе в отводе должностного лица контролирующего органа может быть обжаловано субъектом предпринимательства в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 16. Порядок проведения проверок

 

Днем начала проверки считается дата, указанная в решении контролирующего органа о проведении проверки.

Проверка проводится по месту нахождения или регистрации субъектов предпринимательства либо осуществления предпринимательской деятельности.Перед началом проведения проверки должностное лицо контролирующего органа под роспись должностного лица субъекта предпринимательства или заменяющего его лица:

ознакомляет субъекта предпринимательства с целью проверки,
в письменной форме разъясняет ему права и обязанности, предусмотренные
в статье 21 настоящего Закона;

предъявляет свое служебное удостоверение и специальное удостоверение о допуске к проведению проверок;

вручает проверяемому субъекту предпринимательства копии документов, являющихся основанием для проведения проверки, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона;

заполняет книгу регистрации проверок в установленном порядке.

В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Узбекистан, действия, указанные в части второй настоящей статьи, совершаются до завершения проверки.

Отказ субъекта предпринимательства от получения копий документов, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, или воспрепятствования доступу должностного лица контролирующего органа, не является основанием для отмены проверки. В подобных случаях должностным лицом контролирующего органа составляется акт.

Субъект предпринимательства вправе отказаться от подписания акта, предоставив письменное объяснение о причине отказа или воспрепятствования доступу.

В случае отказа субъекта предпринимательства от получения копий документов, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, началом проведения проверки считается момент составления акта.

Необоснованное воспрепятствование субъектом предпринимательства доступу должностного лица контролирующего органа на территорию субъекта предпринимательства, а также отказ от выполнения его законных требований является основанием для привлечения должностного лица субъекта предпринимательства к административной ответственности за невыполнение законных требований или воспрепятствование выполнению служебных обязанностей представителя власти.

Проверки субъектов предпринимательства проводятся только в рамках проверяемого периода, указанного в решениио проведении проверки контролирующего органа, а также в пределах вопросов, предусмотренных
в программе проверок.

При проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства может быть охвачено не более пяти календарных лет, а по остальным проверкам – не более трех календарных лет их деятельности, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

При этом проверки деятельности субъектов предпринимательства охватывают только период, последующий за последней проведенной проверкой, но не более сроков, установленных настоящей частью, непосредственно предшествовавших году проведения новой проверки.

Проверки, связанные с информацией, отнесенной в установленном порядке к сведениям, составляющим государственные секреты, проводятся
с учетом особенностей законодательства о защите государственных секретов.

В случае возникновения необходимости замены или дополнение состава проверяющих должностных лиц в период проведении проверки, руководитель контролирующего органа заполняет соответствующий раздел решения о проведении проверки, с указанием должностных лиц, которые направлены на замену или дополнение лиц, указанных в решении, подписывает и скрепляет печатью. Перед началом проверки должностными лицами, вновь присоединенными к проверке, копия обновленного решения вручается должностному лицу субъекта предпринимательства или индивидуальному предпринимателю.

Статья 17. Книга регистрации проверок

 

Книга регистрации проверок является официальным документом, хранится субъектом предпринимательства в течение всего времени осуществления предпринимательской деятельности и является подтверждением факта проведения, сроков и других сведений о проверке.

Каждый филиал, представительство либо отдельное структурное подразделение субъекта предпринимательства может иметь отдельную книгу.

Перед началом проверки проверяемый субъект предпринимательства предоставляет проверяющему должностному лицу контролирующего органа книгу регистрации проверок для внесения соответствующих записей.

В случае отказа проверяющего должностного лица контролирующего органа от заполнения книги регистрации проверок или выявления субъектом предпринимательства несоответствия сведений, внесенных в книгу регистрации проверок,с документами, являющимися основанием для проведения проверки, проверяющее должностное лицо не допускается
к проведению проверки.

Книга регистрации проверок заполняется в письменной или электронной форме.

При наличии технических возможностей книга регистрации проверок
в обязательном порядке заполняется в электронной форме. В данном случае не требуется заполнение книги регистрации проверок в письменной форме.

Должностное лицо контролирующего органа вносит в акт проверки соответствующую запись о форме заполнения книги регистрации проверок, причины незаполнения в электронной форме,а при заполнении книги
в письменной форме, об отсутствии или непредставлении книги.

Отсутствие книги регистрации проверок или ее непредставление для заполнения не является нарушением и основанием для отказа в проведении проверки.

Запрещается изъятие книги у субъекта предпринимательства. При необходимости субъект предпринимательства может предоставить заверенную выписку из книги.

Информация, отнесенная в установленном порядке к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, не вносится в Книгу регистрации проверок.

Форма и порядок заполнениякниги регистрации проверок, а также ведения ее электронной формыутверждаются уполномоченным органом.

Статья 18. Экспертиза при проведении проверки

 

При проведении проверки соблюдения субъектом предпринимательства обязательных требований законодательства, связанных с соответствием применяемых технологий, средств производства, производимой продукции, установленным законодательством стандартам и техническим регламентам (нормам), контролирующие органы могут принять решения о назначении экспертизы соответствия указанных факторов производства.

Должностные лица контролирующего органа обязаны ознакомить субъект предпринимательства с решением о назначении экспертизы.

Экспертиза осуществляется по месту нахождения или осуществления предпринимательской деятельности субъекта предпринимательства при проведении проверки либо путем проведения лабораторного анализа отобранных проб и образцов.

По результатам экспертизы составляется акт экспертизы, один экземпляр которого прилагается к акту проверки.

Форма и содержание акта экспертизы отобранных проб, образцов, соответствия факторов производства действующим стандартам
и установленным нормам, утверждаются контролирующим органом.

Экспертное заключение составляется в трех экземплярах.

Один экземпляр остается в организации, проводившей экспертизу.

Второй экземпляр передается субъекту предпринимательства.

Третий экземпляр остается у должностного лица контролирующего органа и прилагается к акту проверки.

Субъект предпринимательства, не согласный с ходом проведения проверки или ее результатами, вправе обратиться в независимую экспертную организацию либо эксперту по своему выбору и за свой счет для получения экспертного заключения по поставленным вопросам. Полученное экспертное заключение может быть приложено к материалам жалобы или возражения субъекта предпринимательства на акт проверки по его выбору.

Спор о расхождении результатов экспертизы, проведенный контролирующим органом и субъектом предпринимательства, решается
в судебном порядке.

Расходы, связанные с отбором образцов и проведением экспертизы, финансируются за счет средств контролирующего органа.

В случае подтверждения результатами экспертизы факта нарушения субъектом предпринимательства требований законодательства, он обязан возместить расходы по проведению экспертизы в порядке, установленном законодательством.

Статья 19. Порядок отбора образцов продукции для проведения

экспертизы

 

Отбор образцов осуществляется на основании решения контролирующего органа.

В решении о необходимости отбора образцов отмечается количество образцов для каждого вида или типа продукции, необходимых для экспертизы, а также место осуществления этой экспертизы.

До начала отбора образцов продукции должностное лицо контролирующего органа обязано предъявить решение об отборе образцов
и разъяснить субъекту предпринимательства порядок отбора образцов продукции.

Отбор образцов осуществляется в количестве не менее чем двух экземпляров, один (контрольный) из которых остается у субъекта предпринимательства.

Количество образцов продукции, которые отбираются, должно отвечать количеству, отмеченному в решении контролирующего органа об отборе образцов продукции.

Отбор образцов производится должностным лицом контролирующего органа в присутствии должностного лица субъекта предпринимательства или его представителя и удостоверяется актом отбора образцов.

В акте отбора образцов указываются:

место и дата составления;

номер и дата решения контролирующего органа о назначении проверки, на основании которого осуществляется отбор образцов;

должности, фамилии, имена и отчества должностных лиц, осуществляющих отбор образцов;

наименование и место нахождения (почтовый адрес) субъекта предпринимательства;

должность и фамилия, имя, отчество должностного лица субъекта предпринимательства или его представителя;

перечень и количество отобранных образцов с указанием производителя, даты производства, серии (номера) партии, общей стоимости образцов;

вид упаковки и номер печати (пломбы).

Отобранные образцы продукции должны быть укомплектованы, упакованы и опломбированы (опечатаны).

Акт отбора образцов составляется в трех экземплярах. Все экземпляры акта подписываются должностным лицом, отобравшим образцы,
и должностным лицом субъекта предпринимательства или его представителем.

Один экземпляр акта отбора вместе с направлением и образцами, отобранными должным образом, направляется в организацию, уполномоченную законодательством Республики Узбекистан для проведения экспертизы (анализа, испытания).

Второй экземпляр акта отбора образцов остается у субъекта предпринимательства.

Третий экземпляр акта отбора образцов хранится у должностного лица контролирующего органа, осуществившего отбор образцов.

Субъект предпринимательства имеет право присутствовать при всех действиях должностного лица контролирующего органа во время отбора образцов и заявлять ходатайства по поводу этих действий, о чем вносится запись в акт отбора образцов.

Условия хранения и транспортировки отобранных образцов не должны изменять параметры, по которым будет проводиться экспертиза этих образцов.

Должностное лицо контролирующего органа, отбирающее образцы для экспертизы, обеспечивает их сохранность и своевременность доставки к месту осуществления экспертизы.

Статья 20. Права и обязанности должностных лиц контролирующих

органов при проведении проверок

 

Должностные лица контролирующих органов при проведении проверок в пределах своей компетенции имеют право:

получать от субъектов предпринимательства на бумажных
и электронных носителях документы (сведения), их копии, письменные объяснения, справки или другие материалы, связанные с предметом
и программой проверки;

доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки;

в случае необходимости делать выписки и снимать копии документов;

проводить осмотр помещений, оборудования, иного имущества, если такой осмотр связан с проведением проверки;

наблюдать за технологическими процессами, если проверка связана
с соблюдением технологических требований;

фиксировать процесс проведения проверок, а также отдельные действия должностных лиц субъектов предпринимательства в рамках проверки, средствами фото-, аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности субъектов предпринимательства;

выдавать проверяемым субъектам предпринимательства обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

привлекать в необходимых случаяхспециалистов, консультантов
и экспертов, назначать экспертизу в порядке, установленном законодательством;

вносить в уполномоченный орган заявки или уведомления о продлении, приостановлении и (или)переносе сроков проведения проверок, при наличии объективных на то оснований.

Законные требования должностных лиц контролирующих органов обязательны для исполнения проверяемыми субъектами предпринимательства.

Должностные лица контролирующих органов при проведении проверок обязаны:

проводить проверки в строгом соответствии с решением о проведении проверки, программой проверки и законодательством Республики Узбекистан;

проводить проверки в рабочее время субъектов предпринимательства
в присутствии должностных лиц по месту нахождения субъекта предпринимательства, регистрации либо осуществления предпринимательской деятельности;

давать субъектам предпринимательства устные разъяснения
по вопросам, связанным с предметом и программой проверки, а также представлять им информацию о ходе проведения проверок их деятельности;

по требованию субъекта предпринимательства или его должностного лица предоставить нормативные правовые акты, на основании
и в соответствии с которыми проводится проверка;

отбирать образцы (пробы) в минимальном количестве, необходимом для проведения проверки;

обосновывать нарушения, выявленные в ходе проверки, нормами законодательства Республики Узбекистан;

обеспечивать неразглашениеинформации, отнесенной в установленном порядке к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, информации об обратившихся физических или юридических лиц при инициировании проверок на основании обращений;

принять меры по недопущению причинения вреда и довести любым доступным способом до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), который может причинить вред жизни, здоровью, имуществу потребителей и окружающей среде;

предоставлять проверяемому субъекту предпринимательства один экземпляр акта о результатах проверки в день окончания проверки;

принимать предусмотренные законодательством меры реагирования
в случае выявления признаков преступлений в ходе проведения проверок.

Должностные лица контролирующих органов при проведении проверок могут иметь и другие права и нести иные обязанности в соответствии
с законодательством.

Статья 21. Права и обязанности проверяемых субъектов

предпринимательства

 

Проверяемые субъекты предпринимательства при проведении проверок имеют право:

требовать от должностных лиц контролирующих органов документы, являющиеся основанием для проведения проверки, ознакамливаться
с документами, удостоверяющими личность проверяющих, и право допуска
к проведению проверок;

получать информацию о проводимой проверке, в том числе в Единой системе электронной регистрации проверок;

приглашать для участия в проверке представителей объединений субъектов предпринимательской деятельности, в том числе Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан, членами которых они являются;

сравнивать информацию, внесенную в книгу регистрации проверок,
с информацией, содержащейся в предоставленных проверяющим должностным лицом документах;

не допускать к проверке лиц, не предоставивших документы, являющиеся основанием для проведения проверки, не указанных в решении
о назначении проверки, не предъявивших свое служебное удостоверение
и специальное удостоверение о допуске к проведению проверок, отказавшихся от заполнения книги регистрации проверок, а также в нерабочее время субъекта предпринимательства и в случаях не наступления или истечения сроков проведения проверок, указанных в решении;

не выполнять требования проверяющих должностных лиц контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию,
и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету и периоду проверки;

присутствовать при проведении проверки;

фиксировать процесс проведения проверок, а также отдельные действия должностных лиц контролирующих органов, проводимые им в рамках проверки, средствами фото-, аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности данных должностных лиц;

пользоваться услугами переводчика, адвоката и налогового консультанта;

получать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов один экземпляр акта о результатах проверки в день окончания проверки;

давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету и программе проверки, а также излагать в акте о результатах проверки замечания
и возражения по результатам проверки;

обжаловать решения контролирующих органов, а также действия (бездействие) и решения их должностных лиц.

Проверяемые субъекты предпринимательства при проведении проверок обязаны:

обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц контролирующих органов на территорию и в помещения субъекта предпринимательства и объектам проверки при соблюдении требований части второй статьи 16 настоящего Закона;

по законному требованию должностных лиц контролирующих органов предоставлять на бумажных и электронных носителях документы (сведения), их копии или другие материалы, связанные с предметом и программой проверки;

обеспечить беспрепятственный доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки;

обеспечить безопасность лиц, прибывших на объект для проведения проверки, от вредных и опасных производственных факторов воздействия
в соответствии с установленными для данного объекта нормативами;

оказывать содействие проверяющим должностным лицам контролирующих органов в исполнении их обязанностей.

Проверяемые субъекты предпринимательства могут иметь и другие права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 22. Ограничения при проведении проверок

 

Контролирующим органам и их должностным лицам запрещается:

проводить проверку по месту, не предусмотренному частью второй статьи 16 настоящего Закона;

осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении должностного лица субъекта предпринимательства, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;

вмешиваться, ограничивать и приостанавливать законную деятельность субъектов предпринимательства, препятствовать их функционированию;

препятствовать привлечению ими своих представителей
и представителей объединений субъектов предпринимательства и Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан для осуществления общественного контроля за проведением проверок, а также присутствию данных лиц при проверках;

непосредственно при проведении проверки взимать в наличной форме штрафы и другие платежи с субъектов предпринимательства. Все расчеты должны производиться только через соответствующие расчетные счета
и кредитно-кассовые учреждения;

требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, не относящихся к предмету проверки;

изымать подлинные документы за исключением случаев, предусмотренных в Кодексе Республики Узбекистан об административной ответственности;

собирать, хранить, использовать и распространять информацию
о субъектах предпринимательства, полученную с нарушением законодательства Республики Узбекистан;

распространять без согласия субъекта предпринимательства или его должностного лица информацию, составляющую государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, полученную ими
в результате проведения проверок, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Узбекистан;

проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных нормативными правовыми актами, если такие требования
не относятся к полномочиям контролирующего органа, от имени которых действуют эти должностные лица;

отбирать пробы и образцы, обследования объектов окружающей
и производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

использовать факт нарушения субъекта предпринимательства или его должностного лица как основание для вмешательства в его деятельность;

осуществлять выдачу субъектам предпринимательства предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;

требовать или получать от субъекта предпринимательства или его должностного лица какое-либо вознаграждение или услугу за проведение проверки;

превышать установленные сроки проведения проверки без соблюдения порядка продления срока проверки, установленного настоящим Законом;

проводить заведомо повторную проверку субъекта предпринимательства, в отношении которого ранее проводилась проверка,
по одному и тому же вопросу за один и тот же период.

Глава 4. Оформление результатов проверки и рассмотрение

материалов проверки контролирующим органом

 

Статья 23. Оформление акта проверки

 

По итогам проверки должностными лицами контролирующих органов
в двух экземплярах оформляется акт проверки, в котором указываются:

дата, время и место составления акта проверки;

наименование контролирующего органа, фамилия, имя, отчество,
и должности лиц, проводивших проверку;

даты и номера регистрации проверки в Единой системе электронной регистрации проверок и решения контролирующего органа о проведении проверки;

полное наименование и местонахождение (почтовый адрес) субъекта предпринимательства – юридического лица, фамилия, имя, отчество должностных лиц субъекта предпринимательства либо фамилия, имя, отчество проверяемого индивидуального предпринимателя, а также идентификационный номер налогоплательщика;

факт разъяснения субъекту предпринимательства его прав
и обязанностей;

сведения об участии в проверке переводчика, адвоката, налогового консультанта, представителей объединений субъектов предпринимательской деятельности, в том числе Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан;

сведений о заполнении книги регистрации проверок;

дата, время и место проведения проверки;

проверяемый период деятельности субъектов предпринимательства;

общие сведения об объектах и документах субъекта предпринимательства, представленных или не представленных для проведения проверки

подробное описание обстоятельств и сути правонарушения, выявленного в ходе проверки, с указанием норм законов и подзаконных актов, нарушенных субъектом предпринимательства, а также конкретных фактов, документов субъекта предпринимательства, на основании которых сделан вывод о совершении правонарушения;

обоснованное суждение должностного лица государственного контролирующего органа о причине допущенного нарушения: техническая ошибка, неправильное толкование или применение нормы закона, неосведомленность субъекта предпринимательства об отдельных нормативных правовых актах, намеренное нарушение и иные причины;

выводы и заключения по результатам проверки.

Если по завершению проверки не установлено нарушение законодательства, в акте проверки делается запись об этом.

Акт проверки подписывается должностными лицами контролирующего органа и должностным лицом субъекта предпринимательства – юридического лица, индивидуальным предпринимателем. Подпись должностного лица субъекта предпринимательства, индивидуального предпринимателя не означает его согласие с результатами налоговой проверки.

В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки должностное лицо субъекта предпринимательства излагает
их в письменном виде. Замечания и (или) возражения прилагаются к акту проверки, о чем делается соответствующая отметка.

К акту проверки должны быть приобщены копии документов, послуживших основанием для проведения проверки, указанные в статье 13 настоящего Закона, протоколы о совершении действий в рамках проверки, акты инвентаризации, заключение экспертов, материалы, полученные в ходе проведения налоговой проверки, а также иные документы, подтверждающие совершение действий в рамках проверки.

Результаты проверки, содержащие сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных соответствующим законодательством.

Завершением срока проверки считается день вручения субъекту предпринимательства акта о результатах проверки не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении проверки. При уклонении субъекта предпринимательства от получения акта о результатах проверки должностное лицо контролирующего органа вносит об этом соответствующую запись в акт о результатах проверки и с этого момента проверка считается завершенной. В данном случае один экземпляр акта о результатах проверки отправляется субъекту предпринимательства по почте заказным письмом не позднее одного рабочего дня.

Статья 24. Рассмотрение контролирующим органом материалов

проверки

 

Материалы проверки рассматриваются руководителем или заместителем руководителя контролирующего органа по истечении десяти, но не позднее пятнадцати рабочих дней со дня завершения проверки.

По выявленным в результате проверки нарушениям проверяемый субъект обязан не позднее трех рабочих дней при отсутствии возражений предоставить информацию о мерах, которые будут приняты по устранению выявленных нарушений, с указанием сроков, которые согласовываются
с руководителем государственного органа, проводившего проверку.

Субъект предпринимательства вправе представить свои письменные объяснения или возражения по акту о результатах проверки в течение десяти рабочих дней со дня завершения проверки. В данном случае материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц субъекта предпринимательства – юридического лица или индивидуального предпринимателя. О дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки контролирующий орган извещает субъекта предпринимательства не менее чем за два рабочих дня до рассмотрения в установленном порядке.

Если субъект предпринимательства известил контролирующий орган
о невозможности явки на рассмотрение материалов проверки
по уважительным причинам, руководитель или заместитель руководителя контролирующего органа принимает решение об отложении рассмотрения материалов проверки на срок не более трех рабочих дней, о чем извещается субъект предпринимательства. Если субъект предпринимательства, несмотря на повторное извещение, не явился на рассмотрение материалов проверки, указанные материалы, включая представленные субъектом предпринимательства объяснения и возражения, рассматриваются без его участия.

При рассмотрении материалов проверки определяются наличие признаков нарушения законодательства, размер и характер применяемых санкций, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность
за совершение правонарушения, наличие признаков административного правонарушения или преступления, а также другие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения материалов проверки.

При рассмотрении материалов проверки ведется протокол, в котором указываются:

дата и место рассмотрения материалов проверки;

фамилия, имя, отчество, а также должность лица, рассматривающего материалы проверки;

сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении материалов проверки;

рассматриваемые материалы проверки;

объяснения лиц, участвующих в рассмотрении материалов проверки, их ходатайства и результаты их рассмотрения;

документы, изученные при рассмотрении материалов проверки;

другие сведения о ходе рассмотрения материалов проверки.

Протокол рассмотрения материалов проверки подписывается должностным лицом, рассмотревшим материалы проверки, а также другими лицами, участвовавшими в их рассмотрении.

Копия протокола вручается должностному лицу субъекта предпринимателя.

Статья 25. Решение контролирующего органа по результатам

рассмотрения материалов проверки

 

По итогам рассмотрения материалов проверки руководитель или заместитель руководителя контролирующего органа в пределах полномочий контролирующего органа принимает решение, предусматривающее:

утверждение акта и результатов проверки, в том числе факта совершения субъектом предпринимательства правонарушений, выявленных
в ходе проверки, или отказ в этом;

привлечение субъекта предпринимательства и его должностных лиц
к ответственности за совершение правонарушения или отказ в этом.

ограничение или приостановление деятельности в связи
с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения до устранения им выявленных нарушений, но на срок не более десяти рабочих дней;

возложение обязанности на субъект предпринимательства
по устранению выявленных правонарушений, возмещению причиненного вреда и(или) ущерба, а также принятию мер по недопущению повторных правонарушений;

передачу материалов проверки относительно действий лиц, содержащих признаки преступления, правоохранительным органам.

В решении о привлечении субъекта предпринимательства или его должностного лица к экономической или финансовой ответственности указываются:

суть и обстоятельства совершенного правонарушения;

объем (размер) причиненного ущерба при наличии;

конкретные нормы законов и подзаконных актов, которые были нарушены;

ссылки на документы, которые подтверждают указанные обстоятельства;

доводы субъекта предпринимательства в свою защиту и результаты проверки этих доводов;

сроки исполнения решения;

право субъекта предпринимательства на освобождение от наказания
в случае устранения допущенных правонарушений в установленные сроки.

применяемые меры ответственности.

Сроки, установленные в решении, должны быть достаточными для исполнения решения.

В решении могут быть указаны и иные сведения исходя из результатов проверки и полномочий контролирующего органа.

Рассмотрение руководителем контролирующего органа дел об административных правонарушениях, выявленных в ходе проверки,
и применение мер административного взыскания производятся в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.

Копия решения контролирующего органа по результатам рассмотрения материалов проверки в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня вынесения решения, вручается субъекту предпринимательства под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.
В случае невозможности вручения копии решения субъекту предпринимательства, она отправляется по почте заказным письмом
и считается врученной по истечении трех дней после отправки.

Статья 26. Исполнение решения контролирующего органа

субъектом предпринимательства

 

Субъект предпринимательства обязан в установленные сроки устранить выявленные недостатки и нарушения законодательства, принять меры по недопущению их повторного совершения, возместить причиненный ущерб, сообщить о проделанной работе и ее результатах, а также выполнить другие требования контролирующего органа, предусмотренные в решении.

В случае полного исполнения требований решения контролирующего органа в установленные сроки, решение контролирующего органа в части применения к субъекту предпринимательства мер ответственности считается отмененным.

В случаях непредставления или несвоевременного представления субъектом предпринимательства информации, подтверждающей исполнение решения, а также выявления ненадлежащего исполнения решения, контролирующий орган принимает меры по привлечению субъекта предпринимательства к административной ответственности в установленном порядке.

Проведение контрольных проверок, направленных на изучение состояния исполнения решения контролирующего органа, запрещается.

Статья 26. Исполнение решения контролирующего органа

субъектом предпринимательства

 

Субъект предпринимательства обязан в установленные сроки устранить выявленные недостатки и нарушения законодательства, принять меры по недопущению их повторного совершения, возместить причиненный ущерб, сообщить о проделанной работе и ее результатах, а также выполнить другие требования контролирующего органа, предусмотренные в решении.

В случае полного исполнения требований решения контролирующего органа в установленные сроки, решение контролирующего органа в части применения к субъекту предпринимательства мер ответственности считается отмененным.

В случаях непредставления или несвоевременного представления субъектом предпринимательства информации, подтверждающей исполнение решения, а также выявления ненадлежащего исполнения решения, контролирующий орган принимает меры по привлечению субъекта предпринимательства к административной ответственности в установленном порядке.

Проведение контрольных проверок, направленных на изучение состояния исполнения решения контролирующего органа, запрещается.

Глава 5. Заключительные положения Статья 27. Обжалование решенийконтролирующих органов, действий (бездействия) их должностных лиц Субъекты предпринимательства имеют право обжаловать решения контролирующих органов, а также действия (бездействие) и решения их должностных лиц по своему усмотрению вышестоящему органу в порядке подчиненности или должностному лицу либо непосредственно в суд в порядке, установленном законодательством, а также другие уполномоченные органы. Подача жалобы в вышестоящий орган или должностному лицу не лишает субъекта предпринимательства права на подачу аналогичной жалобы в суд и (или) другие уполномоченные органы. Подача жалобы в вышестоящий орган или в суд приостанавливает исполнение обжалуемого решения или действия, за исключением действий или решений, связанных с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения, окружающей среде до принятия решения по жалобе вышестоящим органом или до вступления в законную силу решения суда соответственно. О подаче жалобы в вышестоящий орган или в суд субъект предпринимательства обязан известить контролирующий орган, решение или действия должностного лица которого обжалуются, с приложением соответствующих подтверждающих документов. Рассмотрение жалобы субъекта предпринимательства вышестоящим органом осуществляется в порядке, установленном в Законе «Об обращениях физических и юридических лиц». При рассмотрении жалобы должностное лицо вышестоящего органа должно обеспечить личное участие заявителя.

Статья 28. Результаты рассмотрения жалобы субъекта

предпринимательства

 

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий орган принимает одно из нижеследующих решений:

1) признает обжалуемое решение, действие или бездействие законным;

2) признает незаконным обжалуемое решение, действие или бездействие полностью либо частично.

В случае признания обжалуемого решения, действия или бездействия незаконным вышестоящий орган:

1) отменяет полностью или частично принятое решение
и самостоятельно принимает новое решение;

2) определяет круг действий, которые должны быть совершены в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает такие действия, если их совершение находится в его компетенции.

Несоблюдение должностными лицами контролирующих органов требований настоящего Закона может быть основанием для отмены вышестоящим органом решения контролирующего органа о результатах проверки или для признания судом этого решения недействительным.

Признание судом решения контролирующего органа недействительным является основанием для отмены решения контролирующего органа вышестоящим органом.

В случае отмены или признания недействительным решения контролирующего органа по результатам проверки, данное решение
не является доказательством правонарушений, установленных в ходе проверки.

В сроках, установленных Законом «Об обращениях физических
и юридических лиц», заявителю направляется копия решения, принятого
по результатам рассмотрения жалобы, а также разъясняется порядок его обжалования.

При установлении факта неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей, совершения им противоправных действий (бездействия) вышестоящий орган, в пределах своих компетенций, принимает меры по привлечению его
к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных
в нарушении законодательства Республики Узбекистан, уполномоченные государственные органы в течение трех дней со дня принятия соответствующих мер обязаны сообщить об этом субъекту предпринимательства, права и законные интересы которого нарушены.

 

Статья 29. Незаконные проверки и их правовые последствия

 

Проверки являются незаконными, в случаях проведения:

без регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи12;

при отсутствии оснований для проведения проверок, предусмотренных в статье 13 настоящего Закона;

без участия должностного лица субъекта предпринимательства.

Незаконные проверки считаются непроведенными и нарушения, выявленные в ходе их проведения, не являются основанием для привлечения проверенных субъектов предпринимательства к ответственности.

Статья 30. Постпроверочный анализ

 

По результатам проводимых проверок контролирующими органами
осуществляется постпроверочный анализ, направленный на выявление причин систематических нарушений законодательства, допущенных субъектами предпринимательства.

Постпроверочный анализ осуществляется исключительно на основе информации, полученной по результатам проведенных проверок.

В ходе осуществления постпроверочного анализа контролирующими органами обобщаются причины систематических нарушений законодательства, по его результатам разрабатываются предложения по предупреждению правонарушений в деятельности субъектов предпринимательства
для последующего проведения
профилактических мероприятий.

При осуществлении постпроверочного анализа не допускается вмешательство в деятельность субъектов предпринимательства, истребование каких-либо информации или документов, ограничение их прав, свобод
и законных интересов, проведение проверок и применение мер правового воздействия.

Статья 31. Гарантии невмешательства в деятельность субъектов

предпринимательства должностных лиц

контролирующих органов

 

Должностные лица контролирующих органов не вправе вмешиваться
в деятельность субъектов предпринимательства, осуществляемую
в соответствии с законодательством.

Если должностные лица контролирующих органов обнаружат нарушения законодательства в деятельности субъектов предпринимательства, они могут принять те меры, на которые они уполномочены и которые прямо связаны с устранением конкретного нарушения. Должностные лица контролирующих органов не могут использовать факт наличия нарушения
в качестве основания для вмешательства или ограничения иной законной деятельности субъектов предпринимательства.

Не допускаются при проведении проверки вмешательство в законную деятельность должностных лиц контролирующих органов, воспрепятствование выполнению их служебных обязанностей со стороны субъектов предпринимательства, переводчиков, адвокатов, налоговых консультантов и представителей объединений субъектов предпринимательской деятельности, в том числе Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан, приглашенных для участия в проверке.

 

Статья 32. Недопустимость причинения вреда незаконными

решениями и неправомерными действиями

 

Не допускается причинение незаконными решениями контролирующих органов или неправомерными действиями их должностных лиц вреда субъекту предпринимательства либо имуществу, находящемуся в его владении, пользовании или распоряжении.

Убытки, причиненные незаконными решениями контролирующих органов или неправомерными действиями их должностных лиц, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, контролирующим органом на основании решения суда. Решением суда возмещение убытков может быть возложено на должностных лиц контролирующих органов, по вине которых причинены убытки.

За причинение убытков субъекту предпринимательства в результате незаконных решений и неправомерных действий контролирующие органы
и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законом.

Убытки, причиненные субъекту предпринимательства законными решениями контролирующих органов или правомерными действиями их должностных лиц, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статья 33. Оценка эффективности работы контролирующих

органов по проведению проверок

 

Оценка эффективности работы контролирующих органов
по проведению проверок осуществляется уполномоченным органом.
Эффективность работы контролирующих органов по проведению проверок деятельности субъектов предпринимательства определяется по следующим критериям:

обоснованность и законность инициируемых проверок;

соблюдение контролирующими органами и их должностными лицами требований законодательства при проведении проверок;

обоснованность и законность решений контролирующих органов по результатам проверок.

Не допускается оценка эффективности работы контролирующих органов по проведению проверок деятельности субъектов предпринимательства по количеству выявленных правонарушений, принятых мер правового воздействия, а также обращенного в доход государства имущества субъектов предпринимательства.

Результаты оценки эффективности работы контролирующих органов могут быть опубликованы уполномоченным органом в средствах массовой информации.

 

Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства

о государственном контроле

 

Лица, виновные в нарушении законодательства о государственном контроле, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 35. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути

и значения настоящего Закона

 

Кабинету Министров, Уполномоченному при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди субъектов предпринимательства и населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 36. Признание утратившими силу некоторых

законодательных актов

 

Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 1998 года № 717–I
«О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 1, ст. 8);

2) раздел XXX Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 года
№ 82–II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан»(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5–6, ст. 153);

3) пункт 24 раздела I Закона Республики Узбекистан от 15 декабря
2000 года № 175–II «О внесении изменений и дополнений, а также признанииутратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан»(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1–2, ст. 23);

4) раздел XVII Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2004 года № 621–II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 5, ст. 90);

5) пункт 44 раздела I Закона Республики Узбекистан от3 декабря
2004 года № 714–II «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан»(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., № 1, ст. 18);

6) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 23 марта 2006 года
№ ЗРУ–26 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты Республики Узбекистан в связи с сокращением числа и совершенствованием системы проверок субъектов предпринимательства» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 3, ст. 119);

7) статью 3 Закона Республики Узбекистан от 14 декабря 2007 года
№ ЗРУ–127 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в целях совершенствования порядка добровольной ликвидации субъектов предпринимательства» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 12, ст. 598);

8) статью 26 Закона Республики Узбекистан от 31 декабря 2008 года
№ ЗРУ–197 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием налогового законодательства»(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2008 г., № 12, ст. 640);

9) статью 3 Закона Республики Узбекистан от 15 сентября 2010 года
№ ЗРУ–256 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшей модернизацией системы органов государственной налоговой службы»(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2010 г., № 9, ст. 336);

10) статью 3 Закона Республики Узбекистан от 24 декабря 2010 года
№ ЗРУ–274 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2011 год»(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2010 г., № 12, ст.474);

11) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 13 сентября 2011 года
№ ЗРУ–295 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с сокращением проверок деятельности субъектов предпринимательства»
(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2011 г., № 9, ст.248);

12) статью 9 Закона Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года
№ ЗРУ–345 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан»
(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2012 г., № 12, ст. 336);

13) статью 22 Закона Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года № ЗРУ–355 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., № 10, ст. 263);

14) статью 17 Закона Республики Узбекистан от 14 мая 2014 года
№ ЗРУ–372 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан»
(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2014 г., № 5, ст. 130);

15) статью 16 Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 2016 года
№ ЗРУ–416 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2016 г., № 12, ст. 383);

16) статью 6 Закона Республики Узбекистан от 29 декабря 2016 года
№ ЗРУ–418 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2016 г., № 12, ст. 385);

17) статью 13 Закона Республики Узбекистан 15 января 2019 года
№ ЗРУ–516«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизмов борьбы с экономическими преступлениями и финансированием распространения оружия массового уничтожения» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., № 1, ст. ___).

Статья 37. Приведение законодательства в соответствие

с настоящим Законом

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести нормы законодательства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 38. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня
его официального опубликования.

 

Umumiy takliflar

1720