ID Muallif Muhokamaga chiqarish sanasi Yakunlanish sanasi Takliflar soni
309 Министерство здравоохранения Республики Узбекистан 20/08/2018 05/09/2018 19

Muhokama yakunlandi

Указ Президента Республики Узбекистан
О мерах по кардинальному совершенствованию системы здравоохранения и социального обеспечения Республики Узбекистан
ID-309

Проект

 

 

Указ Президента Республики Узбекистан

 

 

 

 

 

 

 

 

О мерах по кардинальному совершенствованию системы здравоохранения и социального обеспечения Республики Узбекистан

 

 

В результате реализации мер по реформированию системы здравоохранения в республике удалось достичь определенных результатов по развитию современной системы оказания медицинской помощи населению.

За период реформ сформирована система оказания первичной медико-санитарной помощи населению путем создания сельских врачебных пунктов, городских и сельских семейных поликлиник.

Создана система экстренной и скорой медицинской помощи с головным учреждением Республиканским научным центром экстренной медицинской помощи, его территориальными филиалами, отделениями экстренной медицинской помощи и подстанциями скорой медицинской помощи в районных (городских) медицинских объединениях.

Создана сеть республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, оказывающих высококвалифицированную высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь населению.

Реализован ряд целевых национальных программ по укреплению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка. В целях предупреждения рождения детей с наследственными и врождёнными заболеваниями организованы республиканский и региональные скрининг-центры.

Реализация противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий привела к отсутствию случаев регистрации особо опасных инфекций (чума, холера), а также полиомиелита, дифтерии, столбняка новорождённых, кори и краснухи.

В сфере медицинского образования создана двухуровневая система высшего медицинского образования (бакалавриат и магистратура), внедрена система подготовки медсестер с высшим образованием.

Упрощение процедур на получение лицензии для осуществления медицинской практики, а также расширения спектра услуг дало мощный импульс развитию частных медицинских учреждений.

Реализуются меры по реорганизации службы социальной помощи престарелым, лицам с инвалидностью, другим социально уязвимым категориям населения, укрепляется ее материально-техническая база, образован Фонд поддержки лиц с инвалидностью при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан.

В результате проводимых реформ в системе здравоохранения за период 1991-2017 гг. показатель общей смертности уменьшился на 20%, материнской смертности – в 3,7 раза, младенческой смертности – в 3,1 раза. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 1995 года на 4,7 года и составила 73,8 года (мужчины - 71,4, женщины - 76,2).

Вместе с тем, накопившиеся за последние годы системные недостатки и проблемы в организации деятельности системы здравоохранения препятствуют эффективному решению задач по дальнейшему совершенствованию системы охраны здоровья граждан. В их числе:

первое – отсутствие долгосрочной стратегии развития отечественного здравоохранения, в результате чего проводимые в данной сфере реформы носят несистемный характер, что не позволяет достичь эффективной и результативной медицинской помощи населению;

второе – отсутствие кодификации правового регулирования отрасли, ограниченное количество законов прямого действия, что привело к преобладанию подзаконных актов, и не позволяет обеспечивать верховенство закона, стабильность и предсказуемость правового регулирования.

третье – общая организационная структура здравоохранения, недостаточная численность штатов центрального аппарата Министерства здравоохранения Республики Узбекистан его территориальных и районных (городских) органов управления не позволяет эффективно реализовать возросший объем задач. Недостаточная компетентность кадров в вопросах менеджмента общественного здравоохранения, стратегического планирования и бюджетирования, проектного управления, отсутствие четкого разграничения функциональных задач и сфер ответственности негативно отражается на функционировании системы здравоохранения в целом;

четвертое – финансирование системы здравоохранения не соответствует передовой международной практике, что способствует неэффективному использованию финансовых ресурсов;

пятое – слабое внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему здравоохранения, существующие информационные системы разрознены, носят узконаправленный характер, ориентированный на обеспечение частных функций и задач, а не единую информационную среду;

шестое – кадровая политика, не позволяющая прогнозировать перспективы обеспечения специалистами на всех уровнях оказания медицинской помощи, особенно первичного звена, а также подготовки организаторов и управленческого персонала системы здравоохранения;

седьмоеотсутствие единой координации деятельности в сфере высшего медицинского и фармацевтического образования, отстутствие интегрированного подхода в теоретическом и практическом обучении при подготовке специалистов, крайняя загруженность преподавателей заполнением различных форм методической и отчётной документации, снижение качества подготовки специалистов, отсутствие механизма децентрализованного непрерывного профессионального образования;

восьмое – отставание в развитии клиник медицинских ВОУ и недостаточное использование их мощности для образовательного, научного процесса и обеспечения глубокой интеграции «образование-наука-практика»;

девятое – низкая эффективность работы по профилактике и раннему выявлению заболеваний в первичном звене здравоохранения, слабость системы амбулаторного долечивания и патронажа, приводят к тому, что дорогостоящая стационарная помощь выступает в качестве основного уровня в системе охраны здоровья населения;

десятое более 40% больных на районном (городском) уровне, нуждающихся в амбулаторном лечении, получают стационарное лечение, что приводит к неэффективному использованию более 60% всего коечного фонда республики, финансируемого за счет средств Государственного бюджета;

одиннадцатоеотсутствует принятая в развитых странах система аккредитации медицинских организаций и лицензирования медицинских и фармацевтических работников;

двенадцатоене отвечает современным международным требованиям система лицензирования негосударственных медицинских учреждений, а также недостаточное развитие частных медицинских организаций и их взаимодействия с государственными медицинскими учреждениями в форме государственно-частного партнерства;

тринадцатоенедостаточный охват матерей, новорожденных и детей квалифицированной медицинской помощью в первичном звене здравоохранения и специализированной высокотехнологичной помощью во вторичном и третичном звеньях здравоохранения;

четырнадцатое – настоящее состояние медицинской науки в Узбекистане характеризуется нечеткостью приоритетов, что не позволяет решать глобальные приоритеты практического здравоохранения с внедрением инновационных подходов;

пятнадцатое – недостаточная материально-техническая база организаций здравоохранения, низкий темп их переоснащения современным медицинским оборудованием, не налажена должным образом работа по техническому обслуживанию парка медицинского оборудования.

В соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах, а также в целях коренного повышения эффективности деятельности системы здравоохранения и социальной защиты населения:

1. Считать важнейшими направлениями кардинального совершенствования системы здравоохранения и социальной защиты Республики Узбекистан:

первое – реализацию мер, направленных на увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении путем улучшения конечных стратегических результатов профилактики, ранней диагностики и лечения заболеваний;

второе – развитие механизмов эффективной межсекторальной координации и сотрудничества, связанных со здоровьем населения, в том числе решение проблем, негативно влияющих на социальные и экономические аспекты ключевых детерминант здоровья, развитие здоровой и безопасной окружающей среды, улучшение водоснабжения, здоровое питание, а также формирование здорового образа жизни и повышение медицинской культуры среди населения;

третье – укрепление системы общественного здравоохранения, в том числе развитие санитарно-эпидемиологической службы, совершенствование системы контроля инфекционных заболеваний, развитие системы мониторинга туберкулеза и неинфекционных хронических заболеваний, выполнение и внедрение международных медико-санитарных правил;

четвертое – реформирование районной системы здравоохранения для обеспечения эффективной интеграции деятельности медицинских учреждений первичного и вторичного звеньев системы здравоохранения, укрепление системы охраны репродуктивного здоровья, здоровья матери и ребенка, а также системы экстренной медицины;

пятое – совершенствование системы специализированной медицинской помощи вторичного и третичного звеньев здравоохранения, развитие паллиативной медицинской помощи;

шестое – реформирование системы финансирования и организации здравоохранения в целях обеспечения равного и справедливого доступа населения к медицинской помощи, через законодательное закрепление гарантированного объема медицинской помощи;

седьмое - совершенствование процесса формирования бюджета в тесной взаимосвязи со стратегическими приоритетами системы здравоохранения, создание государственной организации медицинского страхования, аккумулирующей все бюджетные средства и государственные фонды, выделяемые на здравоохранение и охрану здоровья, и единого национального агентства по закупкам, ответственного за заключение контрактов на оказание услуг с государственными и частными поставщиками услуг здравоохранения;

восьмое – развитие конкурентной среды на рынке медицинских услуг, в том числе за счет повышения самостоятельности государственных учреждений здравоохранения в вопросах администрирования и финансового управления, пересмотр нормативно-правовой базы для активного развития добровольного медицинского страхования;

восьмое – дальнейшее развитие взаимодействия частных медицинских организаций с государственными медицинскими учреждениями в форме государственно-частного партнерства, участие частных медицинских организаций в системе государственных медицинских гарантий;

девятое – дальнейшее укрепление материально-технической базы медицинских и образовательных организаций, оснащение их современным медицинским оборудованием, а также обеспечение технического обслуживания парка медицинского оборудования;

десятое – оптимизация организационной структуры системы здравоохранения, центрального аппарата Министерства здравоохранения
Республики Узбекистан его территориальных и районных (городских) органов управления с четким разграничением функциональных задач и сфер ответственности;

одиннадцатое – обеспечение комплексного правового регулирования отрасли с имплементацией международных стандартов и рекомендаций Всемирной организации здравоохранения в национальное законодательство;

двенадцатое – поэтапный переход на систему лицензирования врачей
и фармацевтов на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью, а также внедрение системы аккредитации медицинских учреждений;

тринадцатое – ускорение процедур в области регистрации новых лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, их гармонизация с международными требованиями к медицинской технике и изделиям медицинского назначения, принятие необходимых мер по легализации соответствующих зарубежных и международных сертификатов;

четырнадцатое – поэтапное совершенствование логистических процедур по лекарственным препаратам, медицинской технике и изделиям медицинского назначения на основе разработки и внедрения систем маркировки и трекинга для повышения прозрачности и оперативности осуществления поставок;

пятнадцатое – широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему здравоохранения с созданием национальной интегрированной информационной системы здравоохранения, включающей в себя комплекс информационных систем здравоохранения со сведениями о всех сферах здравоохранения в единой информационной среде, с аналитической и статистической отчетностью и возможностью прогнозирования деятельности и оздоровления населения;

шестнадцатое – внедрение системы дифференцированной оплаты труда медицинского персонала с привязкой размера заработной платы к качеству, сложности и объему оказываемых медицинских услуг и применения высокотехнологичных методов оказания помощи, а также введения базовых окладов взамен применяемой отраслевой тарифной сетки;

семнадцатое – дальнейшее развитие системы подготовки медицинских кадров, совершенствование высшего и среднего медицинского и фармацевтического образования с поэтапным внедрением кредитно-модульной системы обучения, кадровой политики здравоохранения, кардинальное совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров с внедрением механизма децентрализованного непрерывного профессионального образования и активным привлечением ведущих иностранных специалистов, создание филиалов ведущих мировых медицинских центров;

восемнадцатое – дальнейшее развитие медицинской, фармацевтической науки и расширение производства отечественных лекарственных средств
с учетом передового зарубежного опыта, укрепление связи науки с образованием и практическим здравоохранением, развитие клиник с созданием традиций накопления и преумножения знаний, внедрение рыночных механизмов в отечественную науку.

2. Преобразовать Министерство здравоохранения Республики Узбекистан в Министерство здравоохранения и социального обеспечения Республики Узбекистан.

Установить, что Министерство здравоохранения и социального обеспечения Республики Узбекистан является правопреемником Министерства здравоохранения Республики Узбекистан по его правам, обязательствам и договорам.

Определить Министерство здравоохранения и социального обеспечения Республики Узбекистан специально уполномоченным органом, обеспечивающим конституционное право граждан на квалифицированное медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также в области медицинского образования и науки.

3. Определить приоритетными направлениями деятельности Министерства здравоохранения и социального обеспечения Республики Узбекистан:

a) в сфере охраны здоровья граждан:

осуществление единой государственной политики в области охраны здоровья граждан, направленной на повышение роли и ответственности руководителей органов и организаций Министерства здравоохранения и социального обеспечения Республики Узбекистан в обеспечении полного и своевременного оказания населению медицинских услуг, в том числе в гарантированных государством объемах с учетом равномерного и эффективного распределения ресурсов;

обеспечение приоритета профилактической медицины, внедрение здорового образа жизни, повышение культуры и медицинской грамотности населения, прежде всего, в воспитании чувства ответственности за свое здоровье;

охрана репродуктивного здоровья населения и здоровья матерей, создание благоприятных условий для рождения и воспитания здорового поколения, с целью улучшения генофонда нации, повышения качества и увеличения продолжительности жизни населения;

разработка основных направлений государственной политики в области развития общественного здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

повышение уровня доступности и оперативности оказываемой населению первичной, скорой, неотложной и специализированной медицинской помощи;

разработку стратегии и прогнозирования развития медицинской науки, повышение эффективности научных медицинских исследований, внедрение достижений науки, техники и передового опыта в практику здравоохранения, развитие системы высшего и среднего специального медицинского и фармацевтического образования на основе сочетания отечественного опыта и лучших мировых достижений;

самостоятельную разработку и утверждение государственных образовательных стандартов квалификационных требований к выпускникам, учебных планов и учебных программ с учетом обеспечения тесной связи процесса обучения с медицинской и фармацевтической практикой;

внедрение системы непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических работников.

б) в сфере социального обеспечения:

совершенствование механизмов осуществления социальной политики, направленной на усиление дифференцированности и адресности оказываемого
социального обеспечения лицам с инвалидностью, включая детей с инвалидностью, участникам войны, ветеранам, одиноким престарелым и другим уязвимым категориям населения;

совершенствование мер по предупреждению инвалидности, адресного социального обеспечения престарелых и лиц с инвалидностью, повышение уровня и качества оказываемого им социального обеспечения;

совершенствование мер медико-социальной реабилитации и социализации престарелых и лиц с инвалидностью, внедрение современных и эффективных методов медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

коренное улучшение качества и расширение ассортимента производимых протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации;

в) в сфере реализации мер по государственному регулированию лекарственного обращения:

обеспечение реализации мер по государственному регулированию лекарственного обращения, стандартизации и сертификации лекарственных и дезинфекционных, санитарно-гигиенических и парфюмерно-косметических средств и изделий медицинского назначения, сильнодействующих
и ядовитых веществ, наркотических, психотропных средств, обеспечение контроля за производством и порядком их использования;

изучение потребности, разработка балансов спроса и предложений лекарственных, дезинфекционных средств и изделий медицинского назначения;

определение порядка назначения, приема, хранения и применения лекарственных средств в медицинских организациях.

г) в сфере совершенствования системы финансирования учреждений здравоохранения:

внедрение механизма поэтапного перехода от сметного финансирования учреждений здравоохранения к системе финансирования гарантированного объема медицинских услуг, конкретизация объемов затрат и видов медицинских услуг, финансируемых за счет средств Государственного бюджета, и введение тарифов для платных и бесплатных медицинских услуг;

самостоятельное формирование ежегодных параметров бюджета медицинских учреждений системы здравоохранения в соответствии с утвержденными Государственными программами, стратегическими среднесрочными планами развития отрасли, согласованными с Концепцией развития общественного здравоохранения и охраны здоровья граждан Республики Узбекистан на 2019-2029 годы;

формирование перечня видов и объема медицинских услуг, предоставляемых за счет средств Государственного бюджета путем разработки и внедрения национальных стандартов диагностики и лечения заболеваний;

внедрение системы оплаты труда медицинского персонала в зависимости от качества, сложности и объема оказываемых медицинских услуг и применения высокотехнологичных методов оказания помощи, а также введения базовых окладов взамен применяемой отраслевой тарифной сетки;

широкое внедрение системы различных моделей государственно-частного партнерства в кооперации с частными организациями по оказанию «не ключевых» услуг (работ) медицинских учреждений, в том числе стерилизации медицинских изделий, приготовлению пищи, стирке белья, осуществлению ремонтно-эксплуатационных работ, обслуживанию зданий, оборудования и др.

4. Утвердить:

Концепцию развития общественного здравоохранения и охраны здоровья граждан Республики Узбекистан на 2019 – 2029 годы согласно приложению №1;

организационную структуру системы здравоохранения и социального обеспечения согласно приложению № 2.

5. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

в недельный срок обеспечить внесение проекта постановления Президента Республики Узбекистан, предусматривающего утверждение комплексного плана мероприятий по реализации Концепции развития системы общественного здравоохранения и охраны здоровья граждан Республики Узбекистан на 2019 – 2029 годы, структуру центрального аппарата и территориальных управлений Министерства здравоохранения и социального обеспечения Республики Узбекистан;

в месячный срок утвердить Положение о Министерстве здравоохранения
и социального обеспечения Республики Узбекистан.

6. Министерству здравоохранения и социального обеспечения Республики Узбекистан:

до 1 января 2019 года совместно с Министерством юстиции обеспечить проведение инвентаризации нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения на основе критического пересмотра законодательства с целью кодификации законодательства, сокращения подзаконного регулирования, поднятия отдельных из них на уровень закона, а также поэтапного снижения регулятивной нагрузки в системе здравоохранения;

7. Министерству здравоохранения и социального обеспечения Республики Узбекистан совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, Национальной палатой инновационного развития здравоохранения, Министерством финансов и Министерством экономики Республики Узбекистан в срок до 1 января 2019 года разработать и внести проект постановления Президента Республики Узбекистан по реформированию финансирования системы здравоохранения и социального обеспечения, предусмотрев реализацию следующих этапов:

в краткосрочной перспективе (2019-2020 гг.):

формирование нормативно-правовой базы по созданию и функционированию единой государственной страховой организации  с целью аккумуляции финансовых средств, выделяемых на здравоохранение, охрану здоровья и социальное обеспечение;

разработку нормативно-правовой баз для создания и функционирования единого  национального государственного агентства по закупкам, ответственного за заключение контрактов на оказание услуг с государственными и частными поставщиками услуг здравоохранения;

создание системы Национальных счетов здравоохранения с целью разделения расходов на мероприятия в сфере общественного здравоохранения и на пакет государственных гарантий, позволяющий обеспечить баланс расходов на уровне различных звеньев оказания медицинской помощи;

реализацию мероприятий по выравниванию региональной бюджетной обеспеченности за счет внедрения единых подушевых нормативов финансирования медицинской помощи в регионах;

в среднесрочной перспективе (2021-2023 гг.):

создание единого национального государственного агентства по закупкам, ответственного за заключение контрактов на оказание услуг с государственными и частными поставщиками услуг здравоохранения на базе финансирования через единую государственную страховую организацию;

внедрение единой тарифной политики при оплате медицинской помощи;

поэтапный отказ от сметного финансирования медицинских организаций;

разработка механизма по обеспечению страхового покрытия (в порядке эксперимента) для отдельных категорий граждан и в рамках ограниченных программ с пакетом государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь и обязательного медицинского страхования за счет фонда заработной платы граждан;

разработка новой системы дифференцированной оплаты труда медицинских работников, в том числе стимулирующей их профилактическую работу;

в долгосрочной перспективе (2024-2029 гг.):

формирование нормативно-правовой базы по введению обязательного медицинского страхования на основе достигнутых результатов по реализации первого этапа на основе пакета государственных гарантий и развития добровольного медицинского страхования;

обеспечение страхового покрытия (в порядке эксперимента) для отдельных категорий граждан и в рамках ограниченных программ обязательного медицинского страхования;

9. Министерству здравоохранения и социального обеспечения совместно
с Министерством финансов и Министерством экономики Республики Узбекистан в срок до 1 июня 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан «О государственных гарантиях бесплатной медицинской помощи».

10. Принять предложение Министерства здравоохранения и социального обеспечения, Министерства финансов и Министерства экономики Республики Узбекистан о:

проведении с 1 января 2019 года эксперимента по передаче отдельных лечебных учреждений в доверительное управление частным операторам
в установленном порядке сроком на десять лет;

увеличении доли ежегодного финансирования системы здравоохранения
до минимально рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения уровня 6% от валового внутреннего продукта Республики Узбекистан;

введении с 1 января 2020 года механизма смешанного финансирования
в стационарных учреждениях областного и районного (городского) уровней здравоохранения, при котором лечение, не входящее в объем гарантированной бесплатной медицинской помощи, осуществляется на платной основе;

введении с 1 января 2020 года системы подушевого финансирования
в амбулаторном звене и финансирования за пролеченный случай в стационарном звене здравоохранения.

11. Министерству здравоохранения и социального обеспечения Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в установленном порядке:

в двухмесячный срок проект постановления Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан», предусматривающий утверждение организационной структуры и положения санитарно-эпидемиологической службы, обеспечения согласованной работы по профилактике, выявлению и противодействию распространению инфекционных и паразитарных заболеваний, а также снижения рисков влияния неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения;

в двухмесячный срок проект постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по кардинальному совершенствованию системы медицинского и фармацевтического, непрерывного профессионального образования и науки, кадровой политики здравоохранения», предусматривающий оптимизацию структуры и направлений образовательных учреждений, внедрение интеграции и преемственности «образование-наука-практика», установление новых направлений высшего и среднего медицинского образования, создание анатомических моргов и учебно-биологических лабораторий, открытие международных факультетов и филиалов ведущих зарубежных медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждений, стратегию развития кадровых ресурсов здравоохранения;

в трехмесячный срок проект постановления Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании мер по профилактике и контролю неинфекционных заболеваний», предусматривающего утверждение комплекса мер по профилактике и контролю неинфекционных заболеваний в республике Узбекистан на 2019-2022 годы.

13. Считать утратившим силу приложение № 1 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 12 июня 2017 года №ПП-3052.

14. Министерству здравоохранения и социального обеспечения Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения об изменениях
и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

15. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, Государственного советника Президента Республики Узбекистан А.А. Абдувохидова, Генерального прокурора Республики Узбекистан О.Б. Муродова и министра здравоохранения и социального обеспечения Республики Узбекистан А.К. Шадманова.

 

Президент

Республики Узбекистан                                                          Ш. Мирзиёев

 

 

 

Приложение № 1

к Указу Президента Республики Узбекистан

от «___» ________ 2018 г. № УП-______

 

КОНЦЕПЦИЯ

развития общественного здравоохранения и охраны здоровья граждан Республики Узбекистан на 2019 – 2029 годы

 

I. Цель и задачи дальнейшего развития общественного здравоохранения и охраны здоровья граждан

Концепция развития общественного здравоохранения и охраны здоровья граждан Республики Узбекистан на 2019 – 2029 годы (далее – Концепция) разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан, регулирующими деятельность в сфере здравоохранения, а также с международными соглашениями в области охраны здоровья населения в рамках региональной политики Здоровье-2020 и Целей устойчивого развития (2030).

Концепция содержит в себе подходы, основанные на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения, а также на опыте передовых стран, достигших успехов в реформировании системы здравоохранения.

Цели Концепции:

1. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении путем улучшения конечных стратегических результатов профилактики и лечения заболеваний и состояний, служащих причиной большинства случаев преждевременной смертности и инвалидности.

2. Реформирование системы финансирования и организации здравоохранения для развития равного доступа к медицинской помощи, финансовой защищенности населения и справедливого равенства финансирования.

3. Усиление потенциала Министерства здравоохранения и социальной обеспечения Республики Узбекистан в сфере эффективного управления здравоохранением и социальной защитой населения для обеспечения достижения стратегических целей.

Основными задачами Концепции являются:

  1. реализация мер, направленных на увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении путем улучшения конечных стратегических результатов профилактики и лечения заболеваний и состояний, служащих причиной большинства случаев преждевременной смертности
    и инвалидности;
  2.  развитие механизмов эффективной межсекторальной координации
    и сотрудничества, связанных со здоровьем населения, в том числе решение проблем, негативно влияющих на социальные и экономические аспекты ключевых детерминант здоровья, развитие здоровой и безопасной окружающей среды, улучшение водоснабжения и санитарии, здоровое питание, питание младенцев
    и детей, а также формирование здорового образа жизни среди населения;
  3.  укрепление системы общественного здравоохранения, в том числе развитие санитарно-эпидемиологической службы, совершенствование системы контроля инфекционных заболеваний, развитие системы туберкулез мониторинга и неинфекционных хронических заболеваний, выполнение и внедрение Международных медико-санитарных правил;
  4. реформирование районной системы здравоохранения для обеспечения эффективной интеграции деятельности медицинских учреждений первичного
    и вторичного звеньев системы здравоохранения, системы экстренной медицины, укрепление системы охраны репродуктивного здоровья и здоровья матери и ребенка, а также совершенствование системы специализированной медицинской помощи вторичного и третичного звеньев здравоохранения, развитие паллиативной медицинской помощи;
  5.  реформирование системы финансирования и организации здравоохранения в целях обеспечения равного и справедливого доступа населения
    к медицинской помощи, поэтапное внедрение системы обязательного медицинского страхования, законодательное закрепление гарантированного объема медицинской помощи, покрываемого за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, создание единой организации, аккумулирующей и управляющей средствами, выделяемыми на здравоохранение;
  6. развитие конкурентной среды на рынке медицинских услуг, в том числе за счет повышения самостоятельности государственных учреждений здравоохранения в вопросах администрирования и финансового управления;
  7.  дальнейшее развитие взаимодействия частных медицинских организаций с государственными медицинскими учреждениями в форме государственно-частного партнерства, участие частных медицинских организаций
    в системе государственных медицинских гарантий;
  8.  дальнейшее укрепление материально-технической базы медицинских и образовательных организаций, оснащение их современным медицинским оборудованием, а также обеспечение технического обслуживания парка медицинского оборудования;
  9.  оптимизация организационной структуры системы здравоохранения, центрального аппарата Министерства здравоохранения Республики Узбекистан его территориальных и районных органов управления с четким разграничением функциональных задач и сфер ответственности;
  10.  обеспечение комплексного правового регулирования отрасли
    с имплементацией международных стандартов и рекомендаций Всемирной организации здравоохранения в национальное законодательство;
  11.  внедрение системы национальных счетов здравоохранения
    в целях мониторинга расходов здравоохранения и финансовой защищенности, особенно применительно к малоимущим и уязвимым группам;
  12.  поэтапный переход на систему лицензирования врачей
    и фармацевтов на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью, а также внедрение системы аккредитации медицинских учреждений;
  13. развитие медицинского туризма и усиление конкурентоспособности отечественных медицинских организаций, создание благоприятных условий
    и необходимой инфраструктуры для повышения привлекательности страны в данном направлении;
  14.  ускорение процедур в области регистрации новых лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, их гармонизация с международными требованиями к медицинской технике и изделиям медицинского назначения, принятие необходимых мер по легализации соответствующих зарубежных и международных сертификатов;
  15. совершенствование логистических процедур по лекарственным препаратам, медицинской технике и изделиям медицинского назначения на основе разработки и внедрения систем маркировки и трекинга для повышения прозрачности и оперативности осуществления поставок;
  16.  широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему здравоохранения с созданием национальной интегрированной информационной системы здравоохранения, включающей в себя комплекс информационных систем здравоохранения со сведениями о всех сферах здравоохранения в единой информационной среде, с аналитической и статистической отчетностью и возможностью прогнозирования деятельности и оздоровления населения;
  17.  внедрение системы оплаты труда медицинского персонала
    с привязкой размера заработной платы к качеству, сложности и объему оказываемых медицинских услуг и применения высокотехнологичных методов оказания помощи, а также введения базовых окладов взамен применяемой отраслевой тарифной сетки;
  18. дальнейшее развитие системы подготовки медицинских кадров, совершенствование высшего и среднего медицинского и фармацевтического образования, кадровой политики здравоохранения, кардинальное совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров с внедрением механизма децентрализованного непрерывного профессионального образования и активным привлечением ведущих иностранных специалистов, обеспечивающих непрерывную подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов;

 дальнейшее развитие медицинской и фармацевтической науки с учетом передового зарубежного опыта, повышение ее инновационного потенциала, укрепление связи науки с образованием и практическим здравоохранением, развитие клиник с максимальным использованием их мощности для образовательного, научного инновационного процесса и обеспечения глубокой интеграции образования, науки, практики.

.

 

  1. Современное состояние здравоохранения Узбекистана

 

Численность населения Республики Узбекистан к концу 2017 года составило
32 млн. 656 тыс. человек, абсолютное число детей в возрасте 0-17 лет увеличилось до 10 756 435 и стабильно составляет 33,3%. В 2017 году в Узбекистане родилось 715 тыс. 500 младенцев, показатель рождаемости составил 22,1 на 1000 населения.

В 2017 году в Узбекистане умерло 161 тыс. 500 человек, показатель общей смертности составил 5,0 на 1000 населения. Основной причиной смертности являются болезни системы кровообращения, от которых в 2017 году умерло 95 932 человек (59,7%). От онкологических заболеваний умерло 9,5%, от внешних причин – 6,6% от всех умерших. Как и в развитых странах мира, в Узбекистане в общей структуре смертности преобладают неинфекционные заболевания (далее – НИЗ), составляя 79,0%. Этому способствует нерациональное питание. Так, около 50% населения страдает избыточным весом и 20% - ожирением. Более 30% населения в возрасте 40-64 лет имеет высокий 10-летний риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. В 2015 г. среднее потребление соли населением в возрасте 18-64 лет составило 14,9 грамм/день (ВОЗ рекомендует не более 5 грамм/день).

Коэффициент материнской смертности в 2017 году составил 17,7 случаев
на 100 тысяч живорожденных. За период с 1991 года уровень младенческой смертности устойчиво снижался (в 3,1 раза) и в 2017 году составил 11,3 на 1000 живорожденных. Около 80 % детской смертности приходится на первый год жизни, а 59,8 % случаев среди детей 1-го года жизни – на первые 28 дней жизни ребенка.

Достигнутое за последние десятилетия значительное улучшение здоровья населения Узбекистана привело к увеличению средней продолжительности жизни.

Одним из главных успехов Узбекистана является то, что ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась с 1995 года на 4,7 года
и составила 73,8 года (у мужчин – 71,4 года, у женщин – 76,2 года).

С целью повышения доступности и качества оказания медицинской помощи населению, в рамках действующей сети медицинских учреждений организована деятельность:

161 районных и 28 городских медицинских объединений, обеспечивающих организацию деятельности включённых в их состав 819 СВП,
793 сельских и 178 городских семейных поликлиник, центральных многопрофильных поликлиник, а также центральных районных (городских) больниц и других медицинских учреждений;

13 территориальных многопрофильных медицинских центров для взрослых и 13 для детей; 

441 подстанция скорой медицинской помощи.

В ходе реформирования стационарной помощи населению было приостановлено ее экстенсивное развитие. В целом по республике средняя длительность пребывания больного в стационаре уменьшилась с 14,6 дней в 1991 году до 6,9 в 2017.

В течение 20 лет со дня создания единой системы оказания экстренной медицинской помощи обращаемость населения увеличилась с 6,4 млн. до 8,6 млн.,
в том числе количество пролеченных в стационаре - на 46,3%, амбулаторных больных - на 58,4%, вызовы скорой медицинской помощи - на 26,7%. В настоящее время службой ежегодно оказывается стационарная медицинская помощь более 635 тыс., амбулаторная помощь более 1 млн. больным.

В целях совершенствования оказания специализированной медицинской помощи матерям и детям:

созданы республиканские специализированные научно-практические медицинские центры акушерства - гинекологии и педиатрии, во всех регионах функционируют детские многопрофильные медицинские центры, республиканский, областные и городские перинатальные центры;

внедрены мероприятия по совершенствованию службы родовспоможения, профилактике и раннему выявлению врожденных и наследственных заболеваний детей, в том числе перинатальный и неонатальный скрининг с последующим лечением и коррекцией врожденной патологии.

В результате проводимых мероприятий, интенсивный показатель рождения детей с врожденными аномалиями уменьшился по сравнению с 2000 годом на 14% или более чем в 1,7 раза.

Внедрен комплекс профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий с целью контроля над инфекционными заболеваниями. В результате не регистрируются случаи особо опасных инфекций (чума, холера), полиомиелита, дифтерии, столбняка новорожденных, местных случаев малярии, кори и краснухи, а также снижена заболеваемость по ряду инфекционных заболеваний, в том числе менингококковой инфекции - на 28%, эпидемического паротита - на 27%, вирусного гепатита А- на 13%. Рождение здоровых детей от ВИЧ-инфицированных матерей достигло 99,8%.

Получены сертификаты ВОЗ об элиминации дикого штамма полиомиелита (2002г.), кори и краснухи (2017г.).

За 2017 год обеспеченность всеми видами вакцин для плановой иммунизации согласно календаря профилактических прививок составила 100%.

В последние годы заболеваемость населения Республики Узбекистан растет, что связано с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики. В 1991 г. впервые выявленная заболеваемость в пересчете на 100 тыс. населения составляла 42 979,5, а в 2017 г. – 49 618,1, то есть рост заболеваемости составил 15 %.

По структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (31,6%) и болезни органов пищеварения (13,3%).

С 1991 по 2002 годы отмечалось увеличение заболеваемости туберкулёзом,
а с 2004 года в динамике отмечается уменьшение. В 1991 году показатель заболеваемости туберкулезом составлял 46,0, а в 2017 году – 44,9 на 100 тыс. населения).

Особое место в структуре заболеваемости занимают онкологические болезни. Кривая регистрируемой заболеваемости злокачественными новообразованиями
в Узбекистане имеет волнообразный характер: периоды подъёма сменяются периодами снижения (1991 год – 76,2, 2017 год – 70,2 на 100 тыс. населения).

В Узбекистане с 2001 года отмечается снижение заболеваемости психическими расстройствами в 1,5 раза, хотя сегодняшний показатель ещё выше уровня 1991 года в 1,2 раза (1991 год – 86,8, 2017 год – 99,2 на 100 тыс. населения).

С 1992 по 2002 годы отмечался рост заболеваемости наркологическими расстройствами. За последние 15 лет уровень заболеваемости снизился на 44,7% (1991 год – 30,6, 2017 год – 23,6 на 100 тыс. населения).

Решение проблем инвалидности и инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики в Узбекистане.

В Узбекистане количество лиц с инвалидностью составляет 670 869 человек, из них 92 067- дети. Инвалидность в Узбекистане среди взрослых с 1991 года (360 912) по 2017 г. (578 802 человек) не уменьшается, в том числе и среди лиц трудоспособного возраста, доля которых в общем числе лиц, впервые признанных инвалидами, составляет не менее 40%. Это говорит о невысоком качестве медицинской помощи и неадекватной социальной реабилитации.

В структуре первичной инвалидности взрослого населения преобладают сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные новообразования. Среди заболеваний, обусловивших развитие инвалидности у детей, лидируют болезни нервной системы, врожденные аномалии, психические расстройства.

Проводимые в стране реформы коснулись и кадровой политики.  Качество медицинской помощи напрямую зависит от квалификации медицинских работников. По состоянию на январь 2018 года в лечебно-профилактических учреждениях Республики Узбекистан количество врачей составляет 84 061 (в 1991г. – 71 131), но при этом обеспеченность населения врачами уменьшилась до 26,2 врача на 10 000 населения по сравнению с 1991 годом (34,1). В течение всего периода также неуклонно снижалась доля занятых врачебных ставок от общего их числа – с 90,1% до 85,6%. Прогноз показывает, что до 2022 года обеспеченность врачами уменьшится и составит 19,8 врачей на 10 тыс. населения.

В Узбекистане показатель соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала составляет 1:5.

В настоящее время медицинские кадры с высшим образованием подготавливаются в 11 медицинских высших образовательных учреждениях республики по 13 направлениям образования бакалавриата, 61 специальностям магистратуры и 54 специальностям клинической ординатуры, в которых обучается 21.530 студентов. Из них – 19941 бакалавров, 1589 – магистров, клинических ординаторов – 1692.

В республике функционируют 78 медицинских колледжей, в которых обучаются 153557 учащихся.

Несмотря на ежегодную подготовку более 2000 бакалавров, 1500 клинических ординаторов и 500 магистров, ощущается нехватка врачей общей практики (20,7%), узких специалистов, особенно врачей-психиатров (35,5%), медицинских психологов (37,4%) фтизиатров (15,1%), лаборантов (25,1%), патологоанатомов (18,9%), рентгенологов (19,6%), аллергологов-иммунологов (35,3%).

Потребность в медицинских работниках среднего звена по Республике составляет почти в 2,5 раза ниже, чем количество выпускников колледжей.
В среднем только 20-25% выпускников трудоустраиваются по специальности. Проблема трудоустройства выпускников сохранится в течение последующих
3-х лет
.

Продолжается поэтапное улучшение материально-технической базы медицинских учреждений системы здравоохранения.

В течение 2010-2018гг. в 830 медицинских учреждениях (23,8% от общего количества медучреждений) проведены строительно-монтажные работы на общую сумму 3,3 трлн. сум. Однако, 2 245 медицинских учреждений все ещё нуждаются в улучшении материально-технической базы. По предварительным подсчетам для этих нужд требуется около 7,7 трлн. сум. Кроме того, из 5 703 зданий 1 702 (30%) подключены к природному газу, 3 886 (68%) отапливаются природным углем и 115 (2%) здание отапливается жидким топливом, что также усложняет их эксплуатацию. 

Из 5 703 зданий 3 319 (58%) обеспечены питьевой водой, 1 443 (25%) –обеспечиваются водой из артезианских колодцев и 941 (17%) – обеспечиваются привозной водой.

Из 5 703 зданий всего 2 105 (37%) подключены к центральным сетям канализации, 3 487 (61%) зданий – к выгребным ямам и в 111 (2%) – отсутствует система канализации.

Анализ материально-технической базы государственных учреждений показал, что общая численность парка медицинского оборудования в системе здравоохранения (без учета инструментариев и мебели) составляет 136 534 ед.,
из них в рабочем состоянии 128 953 ед. (94%), в нерабочем состоянии и требующие списания – 3 779 ед. (3%), требуют ремонта – 3 802 ед. (3%)
.

Анализ состояния транспортных средств системы здравоохранения показал, что на сегодняшний день в системе функционируют 5 525 ед. автотранспортных средств, из которых 2 456 ед. – автомашины скорой медицинской помощи (СМП), из которых 87 - нуждается в капремонте.

По состоянию на 2018 год в республике функционируют 150 фармацевтических предприятий. Из них в 9 предприятиях имеется национальный сертификат GMP, а международный сертификат имеют 3 предприятия.

При анализе соотношения лекарственных средств, зарегистрированных в Республике Узбекистан по состоянию на 1 июля 2018 года выявлено, что общее количество зарубежных лекарственных средств составило 4530, из них оригинальных – 24 (0,53%), дженерических – 4506 (99,47%).

Анализ импортированных лекарственных средств показал, что не производятся отечественными производителями онкологические, противотуберкулезные, наркотические и психотропные препараты, вакцины и сыворотки, диагностические средства, бактериофаги.

 

  1. Проблемы и недостатки организации системы здравоохранения республики

Отсутствие комплексного правового регулирования отрасли, значительное преобладание подзаконных актов не позволяет обеспечивать верховенство закона, стабильность и предсказуемость правового регулирования. Отсутствует конкретный, законодательно закрепленный гарантированный объем медицинской помощи, который должен покрываться за счет средств Государственного бюджета. Законодательство в сфере здравоохранения значительно отстает от достижений медицинской науки и практики: неурегулированными остаются такие востребованные направления, как трансплантология, вспомогательные репродуктивные технологии, телемедицина.

На низком уровне остается имплементация международных стандартов
и рекомендаций Всемирной организации здравоохранения в национальное законодательство, что не способствует развитию национальной системы здравоохранения в соответствии с международными стандартами
и передовым зарубежным опытом.

Не отвечает современным требованиям общая организационная структура здравоохранения, центрального аппарата Министерства здравоохранения Республики Узбекистан его территориальных и районных органов управления. Отсутствие четкого разграничения функциональных задач и сфер ответственности негативно отражается на функционировании системы здравоохранения в целом.

Отсутствие организационной структуры санитарно-эпидемиологической службы сказывается на эффективности её деятельности, ряд организаций
и лабораторий имеют дублирующие функции. Недостаточно эффективным
и результативным является механизм координации деятельности
санитарно-эпидемиологической службы, взаимодействие с органами государственного
и хозяйственного управления, общественностью в решении актуальных задач
по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Финансирование здравоохранения республики по-прежнему осуществляется преимущественно за счет бюджетных средств. При этом самой крупной статьей государственных расходов является содержание больниц (около 60% общих расходов на здравоохранение). Основными проблемами в финансировании здравоохранения является недостаточность финансовых ресурсов, а также их неэффективное использование.

Сохраняется неэффективной система оплаты труда медицинского персонала,
в основе которой лежат тип медицинской организации, занимаемая должность, квалификационная категория и стаж работы по специальности, т.е. отсутствуют показатели сложности и качества оказываемой медицинской помощи отдельным специалистом.

Эффективность профилактической работы первичного звена медицинской помощи остается низкой, слабость системы амбулаторного долечивания
и патронажа, приводят к тому, что дорогостоящая стационарная помощь выступает
в качестве основного звена оказания медицинской помощи.

Неэффективное использование коек районных (городских) медицинских объединений, коечный фонд которых составляет более 60% всех коек республики, финансируемых за счет средств Государственного бюджета. Более 40% больных, получающих стационарное лечение на районном уровне, могли бы получать амбулаторное лечение на дому или в условиях дневного стационара.

Слабо развита система восстановительного лечения и реабилитации.
Во многих случаях больной выписывается из стационара «под наблюдение врача общей практики», что в реальности означает «под собственное наблюдение».
На амбулаторно-поликлиническом уровне слабо развита система «стационара на дому», не обеспечивается преемственность в лечении между стационаром и поликлиникой, больным не доступны реабилитационные мероприятия.

Отставание в развитии клиник медицинских вузов и недостаточное использование их потенциала, где работают 70% докторов медицинских наук
от общей их численности в республике, особенно в тех направлениях здравоохранения, по которым не созданы специализированные центры.

Не отвечает современным международным требованиям система лицензирования негосударственных медицинских учреждений. Право
на осуществление медицинской деятельности выдаётся юридическому лицу,
в то время как в мировой практике лицензия выдаётся непосредственно врачу,
а медицинские организации проходят аккредитацию.

Недостаточное взаимодействие частных организаций с государственными медицинскими учреждениями в форме государственно-частного партнерства, внедрение которого обеспечивает повышение качества медицинских услуг и уменьшает их стоимость.

Снижение качества подготовки специалистов, недостаточный уровень профессиональных знаний врачей и среднего медицинского персонала. Снижение кадрового потенциала педагогического состава, недостаточное финансирование
для публикации учебников. Недостаточный уровень клинической подготовки молодых специалистов, отсутствие механизма непрерывного профессионального образования, гармонизированного с международными стандартами, не создан электронный реестр кадров здравоохранения, не совершенна система прогнозирования медицинских кадров, не предусмотрен гарантийный карьерный рост, слабая социальная и правовая защищенность медицинских работников. Слабый потенциал в сфере финансового менеджмента и организации помощи,
так как руководителями медицинских учреждений являются исключительно врачи.

Настоящее состояние медицинской науки в Узбекистане характеризуется размытостью приоритетов, низким инновационным потенциалом, плохой связью
с государственными заказчиками, слабой системой внедрения научных результатов
в практическое здравоохранение.

Отсутствует действенная система отчетности должностных лиц перед населением, не внедрены эффективные механизмы общественного, парламентского и депутатского контроля за их деятельностью, что не способствует повышению ответственности медицинских работников за эффективное выполнение возложенных задач.

Слабое внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему здравоохранения. Разработанные информационные системы, как правило, носят узконаправленный характер, ориентированный на обеспечение частных функций и задач. В результате существующие информационные системы представляют собой комплекс разрозненных автоматизированных рабочих мест, а не единую информационную среду. В настоящее время медицинская документация в лечебных учреждениях ведется в бумажном виде, что значительно снижает объективность и прозрачность представляемых данных.

Неудовлетворительно налажена работа по инвентаризации и техническому обслуживанию медицинского оборудования, что не позволяет рационально в полном объеме использовать имеющиеся ресурсы, и приводит к быстрому износу оборудования.

В учреждениях системы здравоохранения большая часть медицинского оборудования морально устарела, сохраняется дефицит высокотехнологического медицинского оборудования, отсутствует современное диагностическое оборудование, в том числе для протонной терапии и ядерной медицины – позитронно-эмиссионные томографы, циклотроны и другое.

Не внедрены международные стандарты в систему производства лекарственных средств и изделий медицинского назначения, система оценки технологий здравоохранения, предусматривающая применение результатов фармакоэкономических исследований.

Законодательство в области регистрации лекарственных средств
и лекарственных препаратов, а также медицинского оборудования и медицинских изделий не гармонизировано с международным, что существенно усложняет внедрение современных методов лечения, а также создает риски по введению
в гражданский оборот недоброкачественной продукции.

Отсутствует система трекинга лекарственных препаратов, то есть автоматизированная система отслеживания в обращении лекарственных средств, призванная контролировать все стадии их оборота на территории республики.

Слабо организована работа по организации социальной помощи престарелым, лицам с инвалидностью и другим социально уязвимым категориям населения. Недостаточная инфрастуктура социальных учреждений является препятствием по дальнейшему улучшению качества социального обслуживания населения и социальной реабилитации, снижению показателей инвалидности населения, обеспечению высокого качества жизни граждан с инвалидностью, интеграции их в общую социальную среду.

Соблюдению стандартов диагностики и лечения в лечебно-профилактических учреждениях в полном объёме зачастую препятствуют нехватка современного медицинского оборудования и технологий, недостаточная обеспеченность лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, соответствующая квалификация медицинского персонала. Не в полном объеме разработаны клинические протоколы.

Отмечается низкий уровень патронажа населения, особенно детей и женщин фертильного возраста (72-77%), а квалификационный уровень знаний и навыков врачей общей практики не позволяет в полном объеме обеспечить медицинскую помощь матерям и детям. Слабо развита система дошкольного и школьного здравоохранения. Недостаточный охват детей специализированной медицинской помощью по некоторым направлениям (детская кардиохирургия, детская нейрохирургия, гемодиализ и др.).

Отсутствует система оказания медицинской помощи детям
с наследственными, генетическими, первичными иммунодефицитными
и орфанными заболеваниями, а также недостаточный уровень реабилитации детей
с врожденными, хроническими заболеваниями и инвалидностью.

  

 

 

IV. Основные направления деятельности по дальнейшему развитию общественного здравоохранения и охране здоровья граждан

  1. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении путем улучшения конечных стратегических результатов профилактики и лечения заболеваний

 

Оптимизация инфраструктуры медицинских организаций и ее последовательного развития, предусматривает проведение комплекса мероприятий, включающего:

в краткосрочной перспективе (2019-2020 гг.):

разработку номенклатуры медицинских организаций по уровням и видам оказания медицинской помощи;

разработку табелей оснащения и штатных нормативов медицинских организаций в зависимости от видов оказываемой медицинской помощи
и мощности;

разработку нормативов по объектам медицинской инфраструктуры на душу населения, с учетом его плотности и развития транспортной инфраструктуры;

разработку программ территориального планирования объектов медицинской инфраструктуры как основу адресной целевой инвестиционной программы по строительству и реконструкции медицинских учреждений;

создание механизма учета и мониторинга работоспособности парка медицинской техники и изделий медицинского назначения;

улучшение качества и технического состояния имеющегося в наличии и вновь приобретаемого медицинского оборудования путем создания региональных служб технического обслуживания, ремонта и метрологической поверки медицинского оборудования;

совершенствование системы подготовки специалистов в области обслуживания медицинской техники и оборудования путём открытия в высшем учебном заведении направления «Обслуживание медицинской техники» и организации на базе медицинских колледжей республики подготовки техника по ремонту медицинского оборудования;

совершенствование системы подготовки и переподготовки инженерно-технического персонала службы строительства зданий и сооружений системы здравоохранения;

в среднесрочной и долгосрочной перспективе (2021-2029 гг.):

проведение непрерывной работы по совершенствованию стандартов оснащения медицинских учреждений в соответствии с международными стандартами;

постоянное совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов в области обслуживания медицинской техники и оборудования, а также инженерно-технического персонала службы строительства зданий и сооружений системы здравоохранения;

обеспечение системной работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту учреждений здравоохранения с применением современных строительных материалов, инновационных технологий в соответствии с международными стандартами.

С целью обеспечения доступности и высокого качества медицинской помощи предусмотрено проведение комплексной работы по стандартизации и нормированию медицинской помощи, которая включает мероприятия:

в краткосрочной перспективе (2019-2020 гг.):

создание национальных клинических рекомендаций по всем основным заболеваниям и состояниям, гармонизированных с международными клиническими рекомендациями;

создание единой номенклатуры услуг в здравоохранении
и технологических карт этих услуг, дающих детальное описание технологии оказания услуг, необходимые для этого кадровые ресурсы, лекарственные препараты и расходные материалы;

разработка национальной системы клинико-затратных групп на основе имеющихся международных систем с целью перехода на эффективные способы оплаты медицинской помощи;

нефинансовое и финансовое нормирование медицинской помощи, что позволит определить реальную стоимость оказания медицинской помощи, а также установить конкретные сроки оказания медицинской помощи;

разработка и пилотное внедрение схем маршрутизации пациентов для оказания экстренной и плановой медицинской помощи;

в среднесрочной и долгосрочной перспективе (2021-2029 гг.):

постоянное совершенствование национальных клинических протоколов, с целью включения в них новейших медицинских технологий и лекарственных препаратов;

непрерывное совершенствование национальной системы клинико-затратных групп и оценка технологий в здравоохранении;

повсеместное внедрение национальной системы маршрутизации пациентов для оказания экстренной и плановой медицинской помощи.

Оптимизация системы управления медицинской помощью является ключевым звеном повышения эффективности и прозрачности системы здравоохранения. В рамках оптимизации системы управления медицинской помощью предусмотрено проведение комплекса мероприятий:

в краткосрочной перспективе (2019-2020 гг.):

разработка и законодательное закрепление Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, включающей конкретизированный перечень медицинских услуг, оказание которых осуществляется для населения бесплатно, с указанием сроков и условий ее получения на бесплатной основе;

разграничение централизованных (на уровне республики и областей)
и децентрализованных функций;

утверждение организационной структуры и положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе;

оптимизация учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы, разработка и реализация программы комплексных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

разработка единых ключевых показателей эффективности от уровня отдельного медицинского работника до национального уровня;

разработка и внедрение механизма аккредитации медицинских организаций в соответствии с международной практикой, разрешение на медицинскую деятельность путём лицензирования врачей и пересмотр порядка лицензирования фармацевтической деятельности.

в среднесрочной перспективе (2021-2023 гг.):

разграничение функций управления медицинскими организациями
и «плательщика» за оказанные услуги;

создание условий для конкуренции среди поставщиков медицинских услуг.

в долгосрочной перспективе (2024-2029 гг.):

создание системы независимой оценки качества оказания медицинской помощи, основанной на международном опыте.

С целью оптимизации организации системы оказания лечебно-профилактической помощи населению и ее последовательного развития предусмотрено проведение комплекса мероприятий, включающего:

в краткосрочной перспективе (2019-2020 гг.):

дальнейшую оптимизацию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП) с определением гарантированного объема медицинских услуг и переориентацию на профилактику заболеваний;

усиление патронажной и реабилитационной работы, внедрение «стационаров на дому», обеспечиваемых мобильными патронажными бригадами, дооснащением учреждений;

расширение сети дневных стационаров с активным внедрением стационар-замещающих медицинских технологий;

раннее выявление нарушений питания и приоритетных заболеваний путем внедрения скрининг-исследований в ПМСП;

развитие трансплантологии в республике.

в среднесрочной перспективе (2021-2023 гг.):

дальнейшее развитие клиник медицинских высших образовательных учреждений, укрепление их материально-технической базы, кадрового потенциала, внедрение высокотехнологичных методов диагностики и лечения;

сокращение негативных последствий всех форм нарушения питания населения, в том числе матерей и детей, включая избыточную массу тела и ожирение, обеспечение здорового питания и всеобщего доступа к здоровому питанию;

создание Национального института питания Республики Узбекистан, определяющего единую политику здорового питания в республике;

внедрение в практическое здравоохранение малоинвазивных высокотехнологичных хирургических вмешательств в соответствии с международными стандартами (радиохирургия, робот-хирургия, шунтирование, фотодинамическая терапия и др.).

в долгосрочной перспективе (2025-2029 гг.):

оптимизацию сети стационарных медицинских учреждений в регионах
с ликвидацией маломощных и неэффективно функционирующих больниц;

создание крупных современных многопрофильных медицинских центров
в соответствии с практикой развитых стран, охватывающих практически весь спектр медицинских услуг;

развитие транспортной инфраструктуры для оказания мобильной экстренной медицинской помощи (автомобили высокой проходимости, реанимобили, специализированные медицинские вагоны на железнодорожном транспорте, вертолеты и самолеты).

 

С целью оптимизации и дальнейшего совершенствования системы оказания медицинской помощи матерям и детям предусмотрено проведение следующего комплекса мер:

в краткосрочной перспективе (2019-2020 гг.):

расширение и повышение качества медицинской помощи женщинам репродуктивного возраста и детям в амбулаторно-поликлиническом звене здравоохранения;

организация детского отделения, отделения женской консультации
и пренатальной диагностики (скрининг матери) в центральной районной/городской многопрофильной поликлинике;

улучшение и укрепление здоровья детей дошкольных и школьных учреждений путем организации комплекса профилактических мер, включающих горячее питание, физическую активность и медицинскую помощь; 

расширение специализированной высокотехнологичной медицинской помощи матерям и детям во всех регионах республики;

в среднесрочной и долгосрочной перспективе (2021-2029 гг.):

внедрение смешанного финансирования, основанного на гарантированном государством объеме медицинских услуг;

обеспечение диагностики, лечения и реабилитации детей
с наследственными, генетическими и первичными иммунодефицитными (орфанными), тяжелыми врожденными и приобретенными заболеваниями;

организация центров реабилитации детей с врожденными, хроническими заболеваниями и инвалидностью.

 

 

 

  1. Реформирование системы финансирования организаций здравоохранения

В целях повышения доступности медицинской помощи для населения
и финансовой защищенности отрасли необходимо:

в краткосрочной перспективе (2019-2020 гг.):

формирование нормативно-правовой базы по созданию и функционированию единой государственной страховой организации  с целью аккумуляции финансовых средств, выделяемых на здравоохранение, охрану здоровья и социальное обеспечение;

разработку нормативно-правовой баз для создания и функционирования единого  национального государственного агентства по закупкам, ответственного за заключение контрактов на оказание услуг с государственными и частными поставщиками услуг здравоохранения;

создание системы Национальных счетов здравоохранения с целью разделения расходов на мероприятия в сфере общественного здравоохранения и на пакет государственных гарантий, позволяющий обеспечить баланс расходов на уровне различных звеньев оказания медицинской помощи;

реализацию мероприятий по выравниванию региональной бюджетной обеспеченности за счет внедрения единых подушевых нормативов финансирования медицинской помощи в регионах;

в среднесрочной перспективе (2021-2023 гг.):

создание единого национального государственного агентства по закупкам, ответственного за заключение контрактов на оказание услуг с государственными и частными поставщиками услуг здравоохранения на базе финансирования через единую государственную страховую организацию;

внедрение единой тарифной политики при оплате медицинской помощи;

поэтапный отказ от сметного финансирования медицинских организаций;

разработка механизма по обеспечению страхового покрытия (в порядке эксперимента) для отдельных категорий граждан и в рамках ограниченных программ с пакетом государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь и обязательного медицинского страхования за счет фонда заработной платы граждан;

разработка новой системы дифференцированной оплаты труда медицинских работников, в том числе стимулирующей их профилактическую работу;

в долгосрочной перспективе (2024-2029 гг.):

формирование нормативно-правовой базы по введению обязательного медицинского страхования на основе достигнутых результатов по реализации первого этапа на основе пакета государственных гарантий и развития добровольного медицинского страхования;

обеспечение страхового покрытия (в порядке эксперимента) для отдельных категорий граждан и в рамках ограниченных программ обязательного медицинского страхования.

Реализация государственно-частного партнерства позволяет снизить нагрузку на бюджет всех уровней, способствует снижению стоимости медицинских услуг. Для привлечения частных компаний в здравоохранение предусмотрена реализация следующих мероприятий:

в краткосрочной перспективе (2019-2020 гг.):

разработка и совершенствование законодательства и нормативно-правовой базы государственно-частного партнерства в здравоохранении;

передача отдельных непрофильных функций государственных медицинских организаций субъектам предпринимательства на основе аутсорсинга, в том числе привлечения инвесторов и зарубежных фармацевтических производителей;

создание условий для инвестиционной привлекательности отрасли, в том числе гибкой тарифной политики при оплате медицинских услуг за счет бюджетных средств;

привлечение частных медицинских операторов для реализации программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;

в среднесрочной и долгосрочной перспективах (2021-2029 гг.):

заключение соглашений об управлении государственными медицинскими учреждениями частными медицинскими операторами;

увеличение доли частных медицинских учреждений в оказании гарантированной государством бесплатной медицинской помощи.

 

  1. Усиление потенциала Министерства здравоохранения и социального обеспечения в сфере эффективного управления здравоохранением

и медико-социальной помощью

 

В целях совершенствования нормативно-правовой базы отрасли
и устранения вышеперечисленных недостатков и нерешенных вопросов предусматривается:

кодификация законодательства, предусматривающая консолидацию действующих законодательных актов в сфере здравоохранения в едином акте
с целью достижения их согласованности и обеспечения удобств для применения. Принятие кодекса Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан»;

принятие закона Республики Узбекистан «О гарантированном объёме медицинской помощи» с утверждением перечня гарантированного объёма медицинской помощи, покрываемого за счёт средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;

ратификация Международного кодекса по маркетингу заменителей грудного молока и принятие закона «О маркетинге заменителей грудного молока»;

принятие Национальной программы «О питании младенцев и детей раннего возраста» в целях законодательного регулирования и контроля в области детского питания;

принятие закона «Об охране репродуктивного здоровья граждан» в целях дальнейшего совершенствования системы здравоохранения, законодательного регулирования вопросов охраны здоровья граждан в данной сфере;

принятие закона «О телемедицине» в целях законодательного регулирования оказания услуг в области медицины средствами информационно-коммуникационных технологий;

принятие закона «О трансплантации органов, тканей и (или) клеток человека» в целях дальнейшего совершенствования системы здравоохранения, законодательного регулирования вопросов трансплантации органов, тканей и (или) клеток человека;

принятие постановления Президента Республики Узбекистан
«О совершенствовании мер по профилактике и контролю неинфекционных заболеваний», предусматривающего утверждение комплекса мер по профилактике
и контролю неинфекционных заболеваний в республике Узбекистан на 2019-2023 годы;

придание санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам статуса нормативно-правового акта;

переход к обязательному страхованию профессиональной ответственности медицинских работников;

принятие законодательного акта о маркетинге пищевых продуктов
и безалкогольных напитков, ориентированного на детей, по рекомендациям ВОЗ;

принятие «Этического кодекса медицинских работников» устанавливающего требования по профессиональному выполнению медицинскими работниками своих обязанностей, предупреждение конфликта интересов и коррупционных явлений;

формирование законодательной и нормативно-правовой базы по введению обязательного медицинского страхования.

Обеспечение доступности современных качественных лекарственных препаратов существенно улучшает показатели здоровья населения. Лекарственные препараты составляет существенную долю в структуре затрат на здравоохранение, в связи с чем рациональное их использование, контроль ценообразования являются одними из ключевых задач в рамках мероприятий по повышению эффективности работы отрасли. С целью оптимизации лекарственного обеспечения здравоохранения предусмотрена реализация мероприятий:

в краткосрочной перспективе (2019-2020 гг.):

разработка и совершенствование методологии формирования перечней возмещаемых за счет бюджетных средств лекарственных препаратов для амбулаторного применения и для применения в стационаре, основанной
на принципах доказательной медицины, рекомендациях ВОЗ и международной практике;

совершенствование перечней лекарственных препаратов, закупка которых осуществляется за счет бюджетных средств;

формирование регистров пациентов, требующих проведения дорогостоящей лекарственной терапии;

разработка методологии референтного ценообразования на лекарственные препараты;

внедрение процедуры ускоренной регистрации иммунобиологических препаратов, имеющих преквалификацию ВОЗ;

разработка программы маркировки и трекинга лекарственных препаратов;

совершенствование законодательства в области регистрации лекарственных препаратов и медицинских изделий и его гармонизация с международными требованиями.

в среднесрочной перспективе (2021-2023 гг.):

внедрение референтного ценообразования на все лекарственные препараты, разрешенные к обращению на территории республики;

внедрение программы маркировки и трекинга лекарственных препаратов.

в долгосрочной перспективе (2024-2029 гг.):

расширение программ лекарственного возмещения.

Состояние кадрового обеспечения системы здравоохранения является определяющим фактором по повышению доступности и качества оказываемой медицинской помощи, а также степени удовлетворенности населения системой здравоохранения. Предусмотрено проведение мероприятий:

в краткосрочной перспективе (2019-2020 гг.):

повышению оплаты труда медицинских работников;

разработке программ, стимулирующих увеличение числа специалистов
по дефицитным специальностям, особенно для первичного звена здравоохранения
и учреждений, находящихся в сельской местности;

пересмотр программ среднего и высшего медицинского, фармацевтического непрерывного профессионального образования, с целью увеличения практической составляющей в них;

разработка программ дистанционного обучения медицинских работников;

пересмотр программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования;

разработка программ высшего и послевузовского образования
по подготовке управленческих кадров для системы здравоохранения;

в среднесрочной (2021-2023 гг.) и долгосрочной (2025-2029 гг.) перспективах:

внедрение системы оплаты труда, основанной на результате работы
и достижения ключевых показателей эффективности;

разработка и внедрение системы непрерывного медицинского образования;

переподготовка управленческих кадров медицинских учреждений;

разработка и внедрение системы лицензирования медицинских работников.

Развитие и совершенствование медицинской науки является определяющим фактором по оказанию социальной помощи, отвечающей международным стандартам и рекомендациям. В рамках данного направления предусмотрено проведение следующих мероприятий:

в краткосрочной перспективе (2019-2020 гг.):

обеспечение базового и программно-целевого финансирования медицинских научных организаций;

совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере медицинской науки;

адресная государственная поддержка научных коллективов для осуществления трансфера зарубежных инновационных технологий и внедрение
их в практическое здравоохранение;

совершенствование нормативно-правовой базы конкурсного отбора исполнителей научно-исследовательских работ, в том числе работ по трансферу зарубежных технологий в здравоохранении.

в среднесрочной перспективе (2021-2023 гг.):

создание Центра по оценке инновационных технологий в здравоохранении
с сетью референс-подразделений;

создание Центра экспериментальной медицины;

в долгосрочной перспективе (2025-2029 гг.):

создание на базе Национального центра реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью Научно-практического центра медико-социальной экспертизы, реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью;

внедрение международного стандарта GCP в медицинских научных учреждениях и сертификация их в соответствующих международных организациях
для признания результатов проведенных исследований.

Информатизация в здравоохранении является ключевым фактором, обеспечивающим высокую эффективность работы системы здравоохранения. Дальнейшее ее развитие будет продолжаться в соответствии с принятыми целевыми государственными программами, в том числе включает в себя реализацию следующих мероприятий:

в краткосрочной перспективе (2019-2020 гг.):

создание необходимой информационной структуры, отвечающей мировым стандартам, в учреждениях здравоохранения, а также инфраструктуры, позволяющей объединить всех участников в единую информационную систему;

объединение разрозненных АИС в здравоохранении в единую информационную систему, с разработкой и включением в нее дополнительных подсистем, позволяющих осуществлять мониторинг в режиме реального времени показателей работы медицинских организаций и состояния развития отрасли;

интеграция Единой информационной системы в здравоохранении
с информационными системами министерств и ведомств республики;

создание телемедицинских сервисов и сервисов для обмена информацией между учреждениями здравоохранения, министерствами и ведомствами;

создание единой электронной медицинской карты гражданина с формированием электронного рецепта и интеграцией с аптеками по всей республики;

создание и развитие единой информационной системы централизованного учета и распределения фармацевтической продукции, медицинской техники
и изделий медицинского назначения на всех этапах;

разработка и внедрение концепции «Умная медицина»;

разработка и внедрение Концепции «Единый медицинский информационный центр», обеспечивающий раннее выявление и профилактику заболеваний;

создание и пилотное внедрение информационной системы службы экстренной медицинской помощи и единого диспетчерского координационного центра;

совершенствование системы управления потоком посетителей медицинского учреждения путем дистанционной записи на прием к врачу и формирования электронной очереди на прием к врачу в учреждениях здравоохранения.

в среднесрочной перспективе (2021-2023 гг.):

внедрение Единой интегрированной электронной медицинской карты гражданина;

пилотное внедрение единой информационной системы централизованного учета и распределения фармацевтической продукции, медицинской техники
и изделий медицинского назначения на всех этапах;

внедрение информационной системы службы экстренной медицинской помощи и единого диспетчерского координационного центра;

оцифровка медицинских данных и перевод медицинской информации
о пациентах в электронные медицинские базы данных.

в долгосрочной перспективе (2024-2029 гг.):

внедрение единой электронной медицинской карты для всех граждан республики во всех медицинских учреждениях с формированием электронного рецепта и интеграцией с аптеками по всей стране;

внедрение единой информационной системы централизованного учета
и распределения фармацевтической продукции, медицинской техники и изделий медицинского назначения на всех этапах.

 

IV. Ожидаемые результаты от реализации Концепции

Эффективность и степень достижения результатов будут оцениваться
на основе результатов постоянного мониторинга реализации мер, предусмотренных Концепцией.

Индикаторами эффективности реализации данной концепции определены:

имплементация международных стандартов и рекомендаций Всемирной организации здравоохранения в национальное законодательство;

сформирована отвечающая современным требованиям организационная структура здравоохранения, центрального аппарата Министерства здравоохранения Республики Узбекистан его территориальных и районных органов управления;

обеспечен всеобщий охват услугами здравоохранения, доступ к качественным основным медико-санитарным услугам, безопасным, эффективным, качественным и недорогим основным лекарственным средствам и вакцинам для всех, преимущественно за счет производства отечественных импортозамещающих вакцин и лекарственных препаратов;

законодательно закрепленный гарантированный объем медицинской помощи, покрывающийся за счет средств Государственного бюджета;

увеличение финансирования здравоохранения, эффективность использования бюджетных ассигнований в предоставлении медицинских услуг, обеспечение достойной оплатой труда медицинских и фармацевтических работников;

переход на принципы подушевого финансирования в ПМСП и на финансирование на пролеченный случай при стационарном лечении;

всеобщий охват граждан республики программой обязательного медицинского страхования, участие частных медицинских организаций в оказании медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования, снижение прямых платежей населения до уровня не более 20%.

развитая система оказания реабилитационной и социальной помощи населению;

сеть аккредитованных государственных и частных медицинских учреждений, оказывающих полный спектр медицинских и социальных услуг;

развитое государственно-частное партнерство в оказании медицинской
и социальной помощи населению;

ликвидация дефицита медицинских и фармацевтических кадров, равномерная обеспеченность ими в регионах республики, а также повышение качества подготовки кадров за счет внедрения системы лицензирования;

внедрение смешанного финансирования медицинской и фармацевтической науки за счет формирования государственного заказа и грантов;

развитая система информационно-коммуникационных технологий
в управлении здравоохранением, оказании медицинской и социальной помощи;

эффективная система технического обслуживания медицинского оборудования;

всеобщий доступ к квалифицированной, специализированной
и высокотехнологичной медицинской и социальной помощи населения, особенно матерям и детям;

всеобщий доступ к услугам по охране репродуктивного здоровья, включая услуги по планированию семьи и повышению брачного возраста для девушек
до восемнадцати лет;

снижение на одну треть показатель материнской смертности;

снижение в два раза смертности новорожденных и детей в возрасте до пяти лет;

сокращение преждевременной смертности на 30% среди населения от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, сахарного диабета
и хронических респираторных заболеваний;

снижение уровня заболеваемости населения туберкулёзом и ВИЧ (90-90-90),
гепатитом, заболеваниями, передаваемыми через воду, и другими инфекционными заболеваниями;

реализация Международных медико-санитарных правил и готовность к реализации мер при чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения.